Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Куда теперь девается московский мусор? Криминальная судьба московского мусора: «все отходы доезжают до мкад и потом исчезают.

Мусор из Москвы и Питера предлагают вывозить по железной дороге в другие регионы. Сколько его и куда повезут эти отходы?

По данным информагентства, единым оператором проекта организации перевозки мусора железнодорожным транспортом стала компания «Отраслевой центр внедрения новой техники и технологий», там разрабатывают технико-экономическое обоснование комплексной услуги по вывозу твердых коммунальных отходов железнодорожным транспортом на удаленные региональные полигоны. Также сообщается, что потенциальный объем вывоза отходов составляет до 3 млн тонн из Москвы и до 2 млн тонн из Санкт-Петербурга. На данный момент изучается вариант транспортировки отходов в опломбированных герметичных контейнерах.

В какие регионы отправятся московские отходы? Могут ли жители участвовать в приятии решения о создании в их районе свалки? Эти и другие вопросы Sobesednik.ru задал Алексею Киселеву , руководителю токсической программы «Гринпис России»:

Мало кто знает, куда это все хотят отправлять. После заявления господина Донского губернатор Калужской области [Анатолий] Артамонов сказал, что у них есть простаивающие сортировочные мощности, - напоминает эксперт. По его словам, будут строиться перегрузочные станции, но больше никто не хочет принимать отходы.

Напомним, по данным Минприроды Московской области, из 55–60 млн тонн всех твердых коммунальных отходов, образующихся в России за год, пятая часть (11,7 млн тонн) приходится на столичный регион, при этом с 2013 года в Московской области закрыто 24 из 39 мусорных полигонов. Четыре из них - после скандала с балашихинской свалкой, когда президенту Владимиру Путину во время прямой линии пожаловались местные жители. Ранее Sobesednik.ru выяснил последствия закрытия свалки в Балашихе. Полигон хотели перевезти в другие места, жители которых выражали свое недовольство подобным соседством.

Это, в общем, очень мутная история. Непонятно, почему она так внезапно появилась. Вообще-то это не дело министра - такими делами заниматься, - уточняет Киселев. - Есть закон об отходах [ФЗ «Об отходах производства и потребления»; по нему отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены или подлежат удалению]. Федеральному министру Закон об отходах - статья третья, пункт второй - приписывает приоритеты госполитики в сфере борьбы с отходами, которая уже должна действовать более трех лет.

Согласно закону, направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности: максимальное использование исходных сырья и материалов; предотвращение образования отходов; сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования; обработка отходов; утилизация отходов; обезвреживание отходов.

Хочется в связи с этим спросить: дорогой товарищ министр, а что вы сделали за эти три года по уменьшению количества отходов, что предписывает вам закон? Мы несколько раз пытались узнать, что делается по этому закону в Министерстве природных ресурсов РФ, но не получили никакого внятного ответа, - сетует Киселев.

Эксперт говорит о том, что в России обычно не привлекают население к принятию решения об открытии мусорных полигонов:

От Калининграда до Владивостока везде, где появляется идея строить полигоны для отходов, возникает общественный протест. Происходит это по двум причинам. Во-первых, все решается кулуарно, людям ничего не рассказывается, они никакой информации не имеют, живут только слухами. Во-вторых, жители беспокоятся о своей безопасности, возможности снижения стоимости собственности. Они [чиновники] какой-то протест хотят раскочегарить? Это очень странные заявления.

По словам Киселева, любое место обращения с отходами в РФ подлежит процедуре оценки воздействия на окружающую среду: по правилам должна быть назначена процедура, которая завершается оценкой общественного мнения. Это могут быть общественные слушания, референдум, опрос - зависит от органа местного самоуправления, но учет мнения жителей необходим и обязателен.

Могут ли использоваться сортировочные комплексы как постоянные хранилища?

По информации РБК, на узловых грузовых станциях будут размещены мусоросортировочные комплексы, куда отходы будут свозиться со всего города, прессоваться и вывозиться в другие регионы. Киселев исключает, что составы с отходами на подобных площадках могут использоваться в качестве долгосрочных хранилищ. По его словам, в мусоре из российских городов огромное количество упаковки, что будет способствовать гниению отходов. Кроме того, понадобится много вагонов и мест, где их можно было бы ставить. Таких ресурсов в распоряжении операторов сейчас нет, считает эксперт.

Проще выполнить закон, - резюмирует Киселев. - Если люди, которые у нас отвечают за обращение с отходами, не могут выполнить закон, нужно искать тех, кто сможет обеспечить его работу. Этот закон прямого действия, дайте по нему отчет. Расскажите, что получилось, что не получилось. Почему берутся такие экстравагантные меры? Регионы молчат, нам говорят, что регулятор федеральный.

Прочитал на днях материал Медузы о бурлящей в последние недели экологической теме, - пишет в ЖЖ блогер Свтославий.

Оказывается, мусор из Москвы собираются везти на север страны в Архангельск.

Полторы тысячи километров уютненькими поездами РЖД - мечта же, ну? Плацкарт же отменят скоро, а зарабатывать надо.

Почему поездами, почему в Архангельск, подумал я и полез гуглить. Выясняется, что мусор сначала сортируют в Подмосковье, потом заводе его брикетируют, упаковывают в несколько слоев пленки и только потом везут в Архангельск.

(Почему, почему его не сжигают? Почему его везут в Архангельск?! вскричал мой разум вместе с архангелогородцами.)

Гуглим дальше. В Архангельске масштабные акции протеста против мусора из Москвы. Москва, в свою очередь, вяло пытается объяснить, что мусор в брикетах безопасен и обещает какие-то космические инвестиции в регион. 10 миллиардов (Захарченко, молчать!), плюс налоги, плюс строительство объектов инфраструктуры, больницы, дороги, детские сады, спортивные объекты. (Короче, везите свои брикеты ко мне в город, я покажу свободные места и под них, и под инфраструктуру!)

«Что, черт побери, тут вообще происходит?» - еще раз спрашиваю я себя.

Решил разобраться детально.

Интернет пестрит комментариями псевдоэкологов и экспертов, но доверия к ним, честно говоря, никакого. Решил прибегнуть к старому доброму, ныне заблокированному Linkedin, благо, что у меня есть зарубежные прокси.

Вооружившись переводчиком, я методом веерной рассылки раскидал 150 сообщений зарубежным экспертам в области утилизации и переработки отходов. Удивился, но многие ответили.

Выяснил, что действительно технология брикетирования является достаточно эффективной и востребованной в Европе. Эксперт из Дании Могенс Слот Кнудсен заметил, что для Дании брикетирование не является наиболее эффективным методом. Этот метод актуальнее для стран, где логистика требует перемещения отходов на сравнительно большие расстояния , а также для стран с развитой агрокультурой. Он отметил среди таких стран Швецию, США и Россию.

На мои попытки узнать, насколько безопасно такое хранение отходов выяснил, что в Европе перерабатывают почти весь мусор, а то, что не перерабатывают сжигают и лишь 2% мусора хранятся на полигонах. Эти 2 процента и хранятся сортированными в брикетах, а полигоны представляют собой не просто свалку, а целое предприятие с очистными сооружениями.

Стефан Сандбака из Финляндии рассказал, что для такой страны, как Россия, с довольно низким уровнем культуры утилизации отходов, сжигание отходов с восстановлением энергии (как это делается в Финляндии и Швеции) было бы лучшим способом начать процесс улучшения ситуации с загрязнением окружающей среды.

В общем, каждый эксперт, с кем я общался, сказал, что само по себе брикетирование это правильно, но в глобальном смысле решить проблему оно не способно. Выход один - строительство мусоросжигающих заводов. С ними все еще интереснее, чем с брикетированием…

Сжигаются те отходы, которые невозможно переработать, логика вроде понятна. При этом, если завод оснащен современным оборудованием, то вредных выбросов от него в сотни раз меньше, чем от полигонов. Более того, если свалку нужно строить на отдалении в 10 км от населенных пунктов, то все выбросы от завода рассеиваются на расстоянии до 1 км. А энергия, полученная от сжигания, может быть использована для производства электроэнергии и централизованного теплоснабжения. В Швеции, например, на этой энергии работают заводы!

Цена вопроса - 12 миллиардов рублей. Именно столько стоит строительство современного мусоросжигательного завода, оснащенного всей необходимой техникой.

Объясните теперь мне, пожалуйста, для чего рубить гектары леса, строить очередной полигон еще и платить за это области почти такую же сумму? Где спит логика у людей, принимающих данные решения?

Почему нельзя построить в том же Архангельске (да и вообще в любом другом городе (да и вообще во всех городах)) мусоросжигательный завод? Учитывая, какие объемы мусора нужно сжигать для его эффективной работы они бы и со своими, и с остальными свалками разобрались. Те же рабочие места, те же налоги в бюджет, вот только подход принципиально новый и прогрессивный.

Протесты в Подмосковье привели к закрытию многих свалок, и мэрия Москвы вынуждена искать новые способы вывоза мусора из мегаполиса. Одним из основных, видимо, станет перевозка отходов по железной дороге в другие регионы России. Для этого в Москве в черте города строятся три станции сортировки и упаковки отходов: в Замоскворечье, недалеко от метро "Волгоградский проспект" и в Некрасовке. Эти проекты уже вызвали недовольство местных жителей: строительство идет, но о нем почти ничего не известно.

О том, что московский мусор будут вывозить в другие регионы России по железной дороге, впервые стало известно в январе 2018 года. Вскоре появились подробности: мусор планируют накапливать в малонаселенных районах Калужской и Архангельской областей. Там это тоже вызвало возмущение жителей, но протесты пока не приняли таких масштабов, чтобы власти отказались от запуска новых полигонов.

Перевозить и захоранивать столичные отходы будут с помощью технологии брикетирования . Она предполагает, что мусор привозится на сортировочные станции, там измельчается, отделяются жидкости и пищевые отходы, а оставшееся спрессовывается и упаковывается в плотный целлофан. Как стало известно благодаря расследованию сайта Meduza, в черте Москвы строятся три такие станции. Официальных сведений о том, как этот процесс будет организован, нет до сих пор: мэрия не давала разъяснений, сколько мусора будет вывозиться из столицы по железной дороге, как будут подвозить мусор на станции, чтобы не провоцировать новые пробки, куда будет вывозиться мусор, непригодный для брикетирования.

Сортировочные тайны

– Никто толком не знает, что будет происходить на трех московских мусороперегрузочных станциях, – говорит Алексей Киселев , координатор токсической программы "Гринпис".

Есть информация о том , что одно из трех мест перегрузки мусора будет открыто на железнодорожной станции Москва-Товарная, в километре от Павелецкого вокзала. Перегрузочную станцию уже строят, расстояние до ближайшего жилого дома – 300 метров, рядом также находится школа.

Муниципальный депутат Замоскворечья Вера Леонова рассказала Радио Свобода, что жители и местные депутаты узнали об этом проекте из новостей и возмущены, что никакого обсуждения, его презентации не проводилось. Сейчас они пытаются узнать, на каком основании ведется строительство, как станция будет работать.

У метро "Волгоградский проспект", также в атмосфере секретности, строится сортировочная станция на месте бывшей железнодорожной станции Бойня-город, расстояние до ближайших жилых домов – полкилометра.

По данным Ильи Свиридова – экс-кандидата в мэры Москвы и главы муниципального округа Таганский, достаточного количества документов для строительства и запуска сортировочной станции в этом районе не существует. Он получил обращения от жителей дома 42 по улице Большая Калитниковская, а также от людей, купивших квартиры в новых жилых комплексах: "Резиденция композиторов", Sreda и "Кварталы 21/19".

– Есть факт ведущегося строительства, причем ускоренными темпами. Были какие-то закупки, но они были отменены, когда стали достоянием общественности, – рассказывает Свиридов. – Местные активисты нашли шведскую фирму, которая поставляет упаковочные системы для станции: это компания Flexus Balasystem. Две установки у них уже купили. Люди раздражены, им не нравится, что будет огромная свалка рядом с большим количеством новых жилых комплексов. Они только купили жилье эконом, бизнес-класса, взяли ипотеку. И тут у них прямо из окна видно, как строится что-то, три гектара по площади, и это что-то начинает обретать черты мусорного полигона. Официальных данных о проекте нет, потому я и написал обращение в правительство Москвы с просьбой объяснить, что происходит.

Протест против мусорного полигона "Ядрово". Волоколамск, 24 марта 2018 года

Больше всего информации о станции сортировки мусора в Некрасовке, районе за МКАДом на юго-востоке столицы. Как рассказал муниципальный депутат из Некрасовки Дмитрий Шувалов , о проекте стало известно от местных жителей, работающих в столичной системе ЖКХ. Они обратили внимание активистской группы "Совесть Некрасовки" на строительство некого ангара и рассказали, что это – будущая станция по сортировке и упаковке мусора.

Шувалов уверен, что строительство также ведется без необходимых на то документов. Активисты из Некрасовки борются за то, чтобы станция не была открыта. Ближайшие жилые дома находятся также примерно в полукилометре от стройки. По информации активистов, через станцию в Некрасовке из Москвы планируется вывозить миллион тонн мусора в год. В день свозить отходы в район будет 300 мусоровозов.

Опасно или нет?

По мнению Владимира Марьева , руководителя центра "Управление отходами и вторичными ресурсами" при Министерстве промышленности и торговли России, технология брикетирования достаточно прогрессивная:

– В Италии есть места, где накоплены такие отходы, ничего страшного в этом нет. Англичане в таком виде перевозят отходы в Швецию. В Швеции это сжигается и генерируется тепло и электроэнергия. Мусор перевозится на баржах, никто из жителей не протестует. Я видел, как эти баржи приходят в Швецию. Самое главное – отсортировать пищевые, влажные отходы. Все остальное, согласно зарубежному опыту, упаковывается достаточно прочно и исключает подтекания. Я не думаю, что тут есть какая-то экологическая опасность, если все будет правильно отсортировано и упаковано, – рассказывает Владимир Марьев.

Он отмечает, что неясно, будет ли столичный мусор просто накапливаться на удаленных полигонах: отходы, отсортированные и упакованные таким образом, могут использоваться как топливо для ТЭЦ. По словам эксперта, в Европе сортировочные станции также строятся в городской черте. В реалиях Москвы это важно и потому, что происходящее на территории столицы будет проще контролировать, чем сейчас: нередко мусор сгружается на нелегальные свалки за городом.

– Сама перегрузка мусора, кроме дополнительной нагрузки на улично-дорожную сеть, никакой опасности не несет. Какие-то неудобства, наверное, будут создаваться: крысы, например, побегут, – предполагает эколог Алексей Киселев. По его мнению, отправка мусора в удаленные районы опаснее тем, что даст чиновникам возможность не заниматься реформированием российской системы обращения с отходами, внедрения современных подходов и технологий.

Пресс-службы префектур Центрального и Юго-Восточного административных округов Москвы отказались давать комментарии о ситуации со строительством станций сортировки и упаковки отходов. В департаменте Жилищно-коммунального хозяйства столичной мэрии попросили прислать письменный запрос на бланке редакции. На момент публикации текста ответ на него получен не был.

Куда после закрытия балашихинского полигона будут возить мусор? Жители опасаются, что в ближайшем Подмосковье могут возникнуть стихийные нелегальные свалки

Вид на территорию полигона бытовых отходов «Кучино» в Балашихе. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

После того как балашихинский полигон, где размещалось, по некоторым данным, около 80% всех отходов Москвы, был в одночасье закрыт, возник естественный вопрос — куда отправят мусор? Из столицы его ежедневно вывозят до тысячи грузовиков.

Владимир Путин дал подмосковному губернатору Андрею Воробьеву месяц на закрытие полигона «Кучино». Губернатор взял под козырек и сделал это за один день. Министр экологии Подмосковья Александр Коган заявил, что проблем не возникнет: московский мусор будут возить на остальные подмосковные свалки, такие как «Алексинский карьер», «Торбеево», «Тимохово» и «Храброво».

Однако глава можайской администрации Василий Овчинников — именно там, в 120 километрах от Москвы, расположен полигон «Храброво» — уже заявил, что мощности их объекта не позволят принять московский мусор. Если посмотреть на спутниковые снимки трех остальных, которые также находятся значительно дальше, чем подмосковная Балашиха, становится видно, что размер их несопоставим с «Кучино».

Из самых простых подсчетов ясно, что мощностей свалок — именно свалок, а не полигонов, как их принято называть — остро не хватает, говорит директор Всероссийского института природы Андрей Пешков.

Андрей Пешков директор Всероссийского института природы «Куда можно отвозить и куда везут — это разные представления. Все отходы доезжают до МКАД и потом исчезают. Московская область рассчитывает свою территориальную схему на чуть более 4 млн тонн. Всего. Спрашивается, а разница в несколько миллионов тонн куда размещается? Размещается это все нелегально. Куда это все повезут? В овраг свалят, если контроля не будет, а его сейчас толкового нет. Криминальную систему, которая существовала, разрушают. Значит, мы будем ждать это в ближайшем Подмосковье».

То есть в местах, как та же Балашиха, где такие свалки уже есть. Теперь местные жители, которые боролись против «Кучино», опасаются, что мусор будут сваливать рядом, но в уже неожиданных местах, рассказывает председатель инициативной группы «Балашиха-1» Лиса Тарева:

Лиса Тарева председатель инициативной группы «Балашиха-1» «У нас есть несанкционированные свалки и не одна. У Тарелочкина пруда, не так далеко от Кучино, засыпано все вокруг, люди борются с этим вопросом. К Лисьей горе, где горнолыжный курорт, тоже возят мусор. Туда уже Ростехнадзор ездил. Еще свозили мусор в Нагоренки, недалеко от Объездного шоссе в Балашихе, но сейчас там наши балашихинские дорожники следят за свалкой, мы с ними на связи, сами жители тоже ходят и смотрят, чтобы туда больше не сыпали».

Тем временем в департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу сообщили, что в связи с закрытием полигона «Кучино» стараются не допустить появления несанкционированных свалок на территории Московской области и проводят крупномасштабный рейд. На сайте ведомства опубликован телефон оперативного дежурного, который должен круглосуточно принимать сообщения граждан о нарушениях, однако на звонок по этому номеру отвечает частное лицо. По его словам, он вообще не знает, о чем идет речь.

Мы зарастаем собственными отходами. Больше всех «мусорит» столица — факт, как и то, что в крупнейшем городе России живёт 10% населения страны. Но свалки вокруг Москвы переполнены, места для новых нет.

В прошлом году московские власти нашли решение - увезти мусор куда подальше.

1 А именно - в Архангельскую область, в незаселённую глушь, где на десятки километров вообще ничего нет. В интернете сейчас громко обсуждают тему, пытаясь представить, как «Москва завалит всех мусором».


Фото РБК

2 Но такое в Архангельской уже есть. Наверху картинка из сети, а это уже реальное фото из Ленского района, где находится Шиес. Только вокруг Урдомы шесть подобных свалок, из которых только две легальные. Впрочем, это как раз законная и есть. Экологично?

3 То, что собираются строить в Шиесе, будет выглядеть скорее вот так. Даже название «экотехнопарк» как бы намекает, что это будет не обычная помойка, а высокотехнологичный объект.
В брикетах не сено, а спрессованный мусор. В таком виде его безопасно перевозить железнодорожным транспортом и он даже не воняет, в отличие от «современных» помоек российских городов. Технологию ещё 20 лет назад придумали шведы, те самые, у которых в стране теперь закончился мусор и они ищут, у кого бы его купить - приспособились же делать из отходов тротуарную плитку и топливо. Ходят байки, что брикеты из Шиеса в конце-концов и уедут в Скандинавию, если договорятся.


Фото © recyclecdn-a.akamaihd.net

4 Шиес с высоты. Спасибо квадрокоптеру, можно посмотреть. Настоящая задница мира - ни души вокруг на десятки километров. Пустое место, как планета Железяка. Ни полезных ископаемых, ни редких животных, ни даже минералки. Поэтому и выбрали этот глухой угол, хотя площадку искали в пяти регионах.

5 Здесь даже есть минимальная инфраструктура в виде запасных путей и ж/д станции, правда заброшенной, поезда на ней не останавливаются. Станционная будка это всё, что осталось от леспромхоза из 70-х.

6 Осенью сюда пригнали кучу техники и строителей, началась паника, что вот-вот сюда привезут московский мусор и насыпят гору до небес, будет вонять до самого Архангельска. Но все эти полгода проводили только инженерные изыскания, чтобы понять, можно тут вообще строить полигон или нет.

7 Сейчас здесь работает 56 человек вахтовым методом, а будут набирать ещё 500, преимущественно из местных жителей. Работают вахтовым методом, за 15 дней в месяц платят от 50 тысяч, водилы Камазов получают 70, а экскаваторщики все 80. Зарплаты выглядят неплохо даже для Москвы, что говорить про край, где работы вообще никакой нет. Подумал, что будь я вахтовиком, вторую половину месяца тупо жил бы в Таиланде: если им реально столько платят, хватит даже с учётом билетов. На работе же вообще всё включено: одежда, кровать, трёхразовое питание.

8 Хотя понятно, настоящие вахтовики ни в какую Азию не поедут - им детей кормить. Регион нищий, люди питаются подножным кормом и пытаются выжить в условиях крайнего севера. Есть относительно благополучная Урдома, где по счастливой случайности проходит труба «Газпрома» со всеми вытекающими из неё плюшками в виде дотаций и рабочих мест.

9 «Урдома» переводится с языка коми как «белкин дом», на гербе посёлка тоже изображена белка. Так что, назвать место дырой никак не получится - это дупло.

10 Урдомская администрация облезает и скоро рассыпется.

11 При этом, здесь водятся дорогие тачки. На фоне разваливающихся бараков они смотрятся особенно цинично. Но те, кто уже пришёл к успеху, работая на госкорпорацию, считают себя выше безработной черни. Все же друг друга знают, и пока одни жители ждут возможности устроиться на Шиес, другие травят их детей в школе - “твой папа помоечникам продался”.

12 Собственно, в Урдоме и происходит вся протестная движуха, превратившаяся уже в натуральную истерику с элементами психоза. Настоящий дурдом! Почитаешь, что пишут об этом в интернете и сам сойдёшь с ума: «Да у них тут Чернобыль!». С неба валятся «ступени Плесецка» (отделившиеся части ракет, запущенных ) и отравляют экологию, все уже больны раком и вот-вот умрут, а виноват, конечно, московский мусор. С окнологией здесь действительно жопа, говорит даже официальная статистика. Но полигона нет ещё даже на бумагах, а люди уже болеют. Экологически чистым район не назовёшь, вверх и вниз по реке стоят два больших ЦБК, в Коряжме и Сыктывкаре. Будет ли с «мусоркой» ещё хуже, если объект собираются строить максимально далеко от людей, упаковывать всё в несколько слоёв защитных материалов, а заводы просто стоят на реке и всё в неё сливают?

13 Полтора года назад я по Архангельской области и Коми, и хотя до Урдомы не доехал (она осталась на другом берегу) успел познакомиться со спецификой региона. Скажу честно - даже на фоне многих других регионов страны это бедный и отсталый край, где не то что 21-й, а местами даже 20-й век ещё не наступил. Вместо дорог - грунтовые направления, люди живут в деревянных избах без удобств и во всех своих бедах винят Москву. Куда при первом же случае едут работать, в области с этим напряг.

14 Основная часть Ленского района стоит вдоль левого берега Вычегды, тогда как Урдома (и железная дорога) на правом. Перебраться можно только на пароме летом и по льду зимой, капитальных мостов вообще нет на всём протяжении от Архангельска до Сыктывкара, а за переправу платят из своего кармана - от 400 рублей за «легковушку». Этой зимой она стала бесплатной, щедрый подгон от инвесторов технопарка, которые взяли расходы на себя. Тем, кто принципиально против строительства в Шиесе, предложили класть деньги за переправу в специальный ящик, но копилочка подозрительно пуста.

15 На другом берегу картина гораздо печальнее, чем в Урдоме. Ладно мёртвые деревни, куда хуже смотреть на забытые богом селения вдоль дороги, где люди пока ещё живут. Весной и осенью тут, кстати, не проехать - грунтовая дорога превращается в жидкую кашу, машины застревают. Приток инвестиций в регион помог бы решить эту проблему.

16 Вот Яренск, бывший уездный город, разжалованный до села со статусом райцентра. В отличие от лесоповальной Урдомы, здесь можно встретить остатки былой роскоши, красивые деревянные дома, многие из которых стараются поддерживать. От Яренска разит безнадёгой и боярышником, но это не мешает ему быть по-своему очаровательным. А ещё, здесь в 1704 году «побывал» Робинзон Крузо, нанявший в этом городке три баржи, на которых отчалили в Архангельск.

17 Упоминание городка в знаменитом романе Даниэля Дэфо нашёл яренский краевед Олег Угрюмов (на фото слева). Он и сам написал несколько книг о родном крае, ходит в походы с молодёжью и учит их бережному отношению к природе. После того, как Угрюмов поддержал строительство технопарка, противники стали травить его в интернете и называть «предателем».

Угрюмов на них не обижается, понимает, откуда «ноги растут». По его словам, самые ярые противники стройки в Шиесе люди более обеспеченные, в сравнении с остальными. Те, кто живёт в благоустроенном жилье и понимают, что если в район пойдут денежные вливания, лично они от этого ничего не получат, зато по их мнению, недвижимость может упасть в цене.

Масло в огонь подливают в соцсетях местные пенсионеры: несколько лет назад в области проводили курс компьютерной грамотности для пожилых: научили на свою голову 🙂 Теперь бабушки смотрят ролики на ютубе и сами снимают всё на смартфон. Отсюда и истерические нотки в голосе протеста, и теории заговора вроде ракетных ступеней и руки Госдепа. В интернете некоторые живут в воображаемом мире и выдают желаемое за действительное, это хорошо знакомо мне даже по комментариям в блоге.

18 Здание начальной школы Яренска было построено в 1934 году. Пристройка слева появилась в 50-е, но развалилась раньше основного здания, сейчас она закрыта и не используется. Школа в селе одна, в ней 643 ученика, в «началку» ходят 295. Занятия в две смены. Детдомовские ребята учатся вместе с остальными.

19 Урок физкультуры: дети спускаются на лыжах с крыши полуразрушенного сарая.

20 Несмотря на почтенный возраст и долгое отсутствие ремонта, школа не выглядит упаднически - видел и хуже. Хотя в коридорах зябко, старые деревянные рамы не защищают от январских морозов.

21 Положительная температура в классах поддерживается при помощи масляных радиаторов, хотя они с трудом справляются с обогревом помещений.

22 Яренск очень рассчитывал на новую школу, которую областное правительство давно обещало построить, но в 2007 году сгорело здание средней школы в Урдоме, им построили новую, на которую яренцы теперь смотрят с завистью: “Да там школа вообще картинка, наверное у вас в Москве не все школы так оборудованы, как урдомская!”

23 С 2007 года прошло 12 лет, успели выпуститься тогдашние первоклашки, а воз и ныне там. И если в классах более-менее прилично, туалеты просто за гранью. Пикантности добавляет то, что здесь нет современной канализации, под полом обычная выгребная яма.

24 Директор яренской школы говорит, что по современным требованиям в каждом учебном классе должна быть раковина, а у них даже возле туалетов умывальник выглядит как бочка с краном из стены. «Ленский район не может себе это позволить, он и так дотационный».

25 Школа в Урдоме действительно выглядит круто, но до школы ещё нужно дорасти.

26 Детский сад «Ласточка» - вы не хотели бы отдать сюда своего ребёнка.

27 Старое деревянное здание давно нужно снести, но другого нет, родители приводят детей на свой страх и риск. В стенах дыры и щели, ремонт не делали много лет.

28 Помещение обогревают тепловой пушкой.

29 Мебель из СССР, а игрушкам даже больше лет, чем мне. И это в относительно благополучной Урдоме.

30 Пока инженеры проводят изыскания на объекте, руководство будущего технопарка проводит встречи с жителями Ленского района и соседями из Коми. 29 января такое мероприятие было в доме культуры в Урдоме, где перед собравшимися отчитались о результатах инженерных изысканий на площадке и напомнили о своих приоритетах: появление объекта в Шиесе означает не только приём столичных отходов, но и рекультивацию всех действующих свалок в районе и постоянный экологический контроль ситуации.

31 Сторонники проекта принесли плакаты в поддержку строительства: этим людям надоело жить в нищете и что их дети учатся в разваливающихся школах, а ещё им нужна работа.

32 Как раз про рабочие места было много вопросов из зала, жители рассчитывают не только на то, что их жизнь улучшат какие-то дяди, но и готовы делать это сами, была бы возможность применить свой труд.

33 Хотя и тех, кто против, я могу понять: в России народ уже привык, что его обманывают, и не у всех есть уверенность, что эти миллиарды дойдут до Ленского района, а не осядут в том же Архангельске. Для этого жители уже создали общественный фонд контроля, и с ним пообещали тесно сотрудничать.

34 В какой-то момент в зале вырубили свет, но это не помешало провести мероприятие до конца. Как выяснилось потом, это не пробки выбило: обесточили половину посёлка, включая школу, поликлинику и пресловутый детсад «Ласточка». То, что это не случайность не оставляет сомнений, так противники пытались сорвать встречу. Теперь хулиганами займётся полиция.

35 Как потом оказалось, кто-то пустил слух, что в ДК проводят общественные слушания «без участия народа», хотя до настоящих слушаний ещё минимум три месяца. В интернете бурлили говна, а само мероприятие прошло спокойно.

36 Только в самом конце, когда люди стали расходиться, в зал ворвалось несколько человек. Они с ходу стали орать матом, скажу без цензуры - крыть всех хуями без разбора. Зачинщики беспорядка кричали «Вы кого сюда привезли, это не урдомчане!» - рассчитывая привлечь внимание телекамер, а потом, уже гораздо тише разговаривали с оппонентами и называли их по именам. Хотя справедливости ради, в зале действительно были не только жители Урдомы, а всего Ленского района.

37 Несмотря ни на что, с людьми разговаривают, хотя кучка неадекватов и пытается представить так, как будто их не слушают. Если бы не говорили, в Урдоме уже работал бы ОМОН. А тут проводят митинги, одиночные пикеты - ни одного задержания! Кстати, передаю привет бабушке, стоявшей с плакатом возле «Пятёрочки». Когда с ней пытались поговорить журналисты и узнать, чем именно она недовольна, старушка потребовала не мешать ей протестовать. Впрочем, большинство жителей ни за и ни против, они наблюдают со стороны.

38 Так нужен технопарк или нет? Региону это даст не только рабочие места и налоговые отчисления, но и улучшение уровня жизни. Москва договорилась с Архангельской областью, что выделит из своего бюджета 6 миллиардов рублей на социальные и инфраструктурные проекты, куда как раз входят и строительство дороги Заболотье-Сольвычегодск-Яренск, включая постройку моста, и новая школа в Яренске, и очистные сооружения, сколько можно в яму-то ходить? Да, взамен им в самом деле придётся хранить у себя московский мусор. Конечно, data-центр Google или склад Amazon был бы предпочтительней, но мировые гиганты почему-то в северную глубинку инвестировать не готовы.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!