Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Кто такой женя родионов. Рядовой Евгений Родионов: мученик Первой Чеченской войны

Документальный фильм "Рядовой Евгений Родионов"

(скачать , формат.avi, 527 Мб, 50 мин.)

Что лучше: быть убитым, но остаться в живых для будущих поколений, или заживо погибнуть, как Иуда? Этот вопрос нам - живущим в 21 веке. Этот вопрос, наверное, задавал себе, находясь в заточении, восемнадцатилетний солдат Евгений Родионов, которого бригадный генерал "казнил за упрямство" в самый день его рождения, 23 мая. В этот день был праздник Вознесения Господня. Вместе с ним погибли еще три солдата. Их мучили четыре месяца. Им предлагали сменить веру и остаться в живых. Но они не отреклись от веры, а значит от Родины, от себя. Бамут, где их убили, был взят на следующий день после казни. Им не хватило одного дня.

Песня Александра Маршала: Евгений Родионов

Песня о подвиге святого воина Евгения Родионова

Евгений-воин

15 лет назад рядовой Родионов принял мученический венец Спецпроект «Завтра» Андрей Фефелов 18 мая 2011 года
Номер 20 (913)

Воин Евгений представляется мне, словно выходящим из сумерек. Что это за сумерки? Быть может, это "тьма внешняя", иначе говоря, наша с вами тревожная эпоха; мир, облекшийся в траур по утерянному смыслу. Или это значительные сумерки храма, в которых таинственно плавают разноцветные светила, молчат иконы?

А может быть, эти сумерки — живое, клубящееся и дышащее море русского народа, из глубины которого медленно всплывает навстречу заре легкий золотой корабль?

БИОГРАФИЯ

Евгений Александрович Родионов родился 23 мая 1977 года в селе Чибирлей Кузнецкого района Пензенской области, погиб 23 мая 1996 года близ села Бамут в Чечне.

Отец Евгения, Александр Константинович, был столяром, плотником, мебельщиком (скончался через четыре дня после похорон сына). Мать — Любовь Васильевна, по специальности мебельщик-технолог.

Евгений окончил девять классов общеобразовательной школы в посёлке Курилово Подольского района Московской области, а затем работал на мебельной фабрике, учился на шофёра. Весной 1995 года был призван в ряды Вооруженных Сил, в состав пограничных войск РФ.

Зимой 1996 года в районе границы Чечни с Ингушетией вместе с тремя сослуживцами (Александром Железновым, Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым) попал в плен к боевикам.

Находился в плену в селе Бамут в течение ста дней, на протяжении которых подвергался избиениям и пыткам.

В день своего рождения, в праздник Вознесения, вместе с тремя пленными товарищами был выведен в лес. Всем четверым было предложено перейти в ислам и присоединиться к банде.

Имеющему нательный крестик Родионову было предложено сорвать с себя символ Христа и тем самым сохранить себе жизнь. После отказа два пленника были убиты выстрелами в темя, Евгению и еще одному солдату боевики перерезали горло, а затем отрезали головы.

Вскоре после пленения пограничников мать Евгения, Любовь Васильевна, приехала в Чечню на поиски сына, как считалось, дезертира. Командир Евгения сообщил ей, что ее сын в плену, но не проявил никакого участия к его судьбе. В конце концов, она была вынуждена заплатить боевикам выкуп за информацию о месте захоронения сына. Тело Евгения мать опознала по нательному кресту.

Погребен Евгений Родионов близ деревни Сатино-Русское Подольского района Московской области, возле церкви Вознесения Христова. Надпись на кресте гласит: "Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом 23 мая 1996 года"

Многими православными людьми в России и за ее пределами Евгений Родионов почитается как святой воин-мученик.

Из статьи в электронной энциклопедии

ДУХОВНИК ГАЗЕТЫ "ЗАВТРА" священник Дмитрий Дудко всегда выражал свои мысли просто и коротко: "Евгений Родионов принял мученическую смерть за Христа, за Веру Православную. Это подвиг редчайший. С одной стороны, его смерть вызывает скорбь, с другой, вселяет бодрость. Константин Великий увидел крест и сказал: сим победиши, так и мы, видя то, что свершилось, говорим: только Верой мы победим. Потому что если оглянуться вокруг — ничто нас не спасет. Действительно, человек жил среди нас в очень трудное время, пожалуй, более трудное, чем советское, когда было безбожие. Безбожие вынести легче, развращение — труднее. Но он в развращенное время сохранил Веру. Казалось бы, от него требовали немного — снять крестик. Всенародно отказаться от Христа…"

В одной короткой фразе отца Дмитрия сказано многое. Например, то, что советское "безбожие" было менее опасным и тягостным для души человека, чем нынешнее "развращение". Ведь первое, невзирая на "материализм", тянуло вверх, а последнее предполагает открытое главенство низменных инстинктов, бытовой цинизм и торжество эгоизма. Речь идет об обществе, в котором не принято жертвовать хоть чем-то во имя других людей, но, напротив, приветствуется вырвать больше и больше благ из рук ближнего своего. Уж какие там идеалы, высшие принципы, вечные ценности?! Все это в развращенном обществе считается пустыми глупыми фразами, "разводкой для лохов", далекими, полузабытыми абстракциями. Главное здесь и сейчас продвинуться, закрепить за собой как можно больше конкретных материальных благ и ресурсов. Духовное развращение — это примат сиюминутного, принципиальный отказ от вечности.

В одной из статей о подвиге Евгения Родионова написано следующее: "Он пришел к нам в кромешную пору всеобщего разложения и предательства, во времена великой народной беды и народного падения."

И если эпохи побед и восхождений имеют своей высшей точкой некую сияющую вершину, расположенную на определенном кратком отрезке истории, то эпохи распада и обрушения отмечены особыми впадинами. Именно такой дымящейся впадиной русской истории, черным чудовищным кратером был 1996 год, наполненный до краев дьявольским бредом. Это год предательства, когда в ходе необъявленной Чеченской войны российское телевидение превозносило убийц русских женщин и детей, плевало в спину воюющей армии. А затем в Хасавюрте был подписан позорный мир — российские власти на глазах у всего мира капитулировали перед шайкой бандитов. Затем последовали чудовищные по степени цинизма и фальсификаций "выборы Ельцина", сопровождаемые бесовскими плясками и шквалом информационного насилия над населением. После такого стало ясно: с народом можно делать всё, что угодно!

И в недрах этого вращающегося кратера, среди потоков гноя и серы явился новый христианский мученик — воин Евгений. Неузнанное, непознанное в невыносимом, мучительном и страшном обличье — случилось чудо Божье!

О ВОИНАХ-МУЧЕНИКАХ

"Святые воины-мученики составляют особый высокий чин небесной иерархии. История церкви отмечает дарованное им особое свойство являться в сражениях и поражать плотских врагов. Так, Дмитрий Солунский уже после своей кончины являлся на стенах осажденной Солуни и поражал сарацинов, а святые страстотерпцы Борис и Глеб, пришедшие на помощь своему сроднику князю Александру в Невской битве, сокрушили часть шведского войска на другом берегу Невы — там, где не проходила с боем княжеская дружина. Как и все мученики за веру, он несет в себе частицу того страшного огня попаляющего, который есть Господь. Несомненно, что так же, как и они, Евгений Родионов - лучший воин в полном смысле слова. Он вел брань свою не только с земными служителями преисподней, но и с духами злобы поднебесной. Он был и есть солдат той армии, Великий Полководец которой не предает своих солдат и ни единой капли пролитой крови не оставляет незамеченной. Так и Евгений брань свою продолжает и после своей земной смерти. Быть может, его явление знаменует рождение среди нас воинов, идущих в бой со Христом в душе. Крепко стоящих в этом бою до смерти и после смерти. На земле и на Небе".

Юрий Юрьев, из статьи "Чудо о Евгении" ("Завтра", 1999, № 46)

СОВСЕМ НЕДАВНО федеральный список экстремистских материалов пополнился лозунгом "Православие или смерть!" Теперь этот лозунг в России официально запрещен, на него поставлена государственная печать — "экстремизм"! Но ведь знаменательная и героическая кончина Родионова есть прямое, непосредственное воплощение принципа "Православие или смерть!". Евгений Родионов был поставлен перед ясным, очевидным, заостренным, как лезвие меча, выбором. "…От него требовали немного — снять крестик." Он не снял крест и выбрал бессмертие… Посмотрим, что выберем мы?

Эта заостренность, кристальность выбора, явленная в мученической кончине Евгения-воина, пугает многих. Иным такой подход представляется и впрямь вредным и экстремистским. Многим православным в рясах и без оных гораздо уютнее пребывать в мире полутонов, в стабильном режиме компромисса с нахрапистой антихристианской цивилизацией. Любые разговоры о неминуемом выборе отметаются, сама постановка вопроса выставляется нелепостью, вывихом сектантского сознания, результатом религиозной экзальтации. Пример Родионова четко указывает на то, что экзальтация тут не при чем. Евгений вовсе не был религиозным фанатиком, едва ли был воцерковлен. Но решил вопрос своей вечной жизни принципиально, по сути, а не по форме.

Современным докторам богословия, отягощенным Сорбонной, изрядно искушенным в многословных прениях, есть чему поучиться у русского мальчика, окончившего девять классов средней школы поселка Курилово.

Панически бежит прочь от Родионова многочисленное племя церковных секретарей и светских очковтирателей-имитаторов. Вблизи от пресветлого лика Евгения-воина обнажается любая, даже самая тонкая, самая изысканная ложь. Любая подделка становится грубой и очевидной. Потому-то многочисленные прокремлевские молодежные движения никогда не поднимут на знамя образ Евгения. Ибо он их спалит, выжжет их них притворство, разрушит фикцию синтетического патриотизма.

"Мое мнение о гибели солдата Родионова, которого убили бандиты, требуя изменить своей вере, — это геройский поступок одного человека и подлая мерзость тех, кто его убил." Это слова Рамзана Кадырова. Любопытно, что нынешний глава Чечни, говоря о Евгении, обратил внимание именно на религиозный, духовный смысл случившегося, чего в упор не видят или не хотят видеть иереи из Синодальной комиссии по канонизации.

ЗАСТУПНИК РУССКИХ

Тихо, в снегах и румяных зорях, встаёт над Россией звезда Евгения Родионова, русского солдата и мученика, святого юноши, сложившего голову за родную страну и народ. К могиле его, что под Подольском, приходят женихи и невесты, прибредают искалеченные в боях пехотинцы, стекаются отчаявшиеся горемыки. Утешаются, крепнут духом, исцеляются от тоски и недугов.

Художники пишут его иконы. Поэты слагают о нем стихи. Сельские батюшки открывают ему алтари. Иконы мироточат, алтари творят чудеса.

Монах в северной отдаленной обители под заиндевелой сосной, перед иконой Евгения Родионова молился: "Святой Евгений, мученик за веру, заступник русских, воинов крепость, молитвенников сладость, правдолюбцев надежда, жертвующих утоление, труждающихся награда, ищущих обретение, спаси Россию!"

И в снегах, в прозрачных метелях, среди серебряных вьюжных дорог возникало великое шествие. Полки, батальоны, несчетные ратники, несметные ополченцы. От города к городу, от села к селу. Все, ныне живущие среди градов и весей. И все, почившие прежде, распахнувшие сугробы могил. Вся русская мысль и святость. Вся русская мощь и краса. Двигались бессчетно в полях, среди песнопений и гулов. И вел их юноша Евгений Родионов, держа негасимую свечку, сиявшую сквозь метель.

Преклонив колени, я молился вслед за монахом: "Святой Евгений, мученик за веру, заступник русских, спаси Россию!"

Александр Проханов, из передовицы "Чудесная звезда Евгения Родионова" ("Завтра", 2002, № 5)

ИКОНОГРАФИЯ ЕВГЕНИЯ-ВОИНА велика и обширна. Автор этих строк знает более полутора десятков различных икон с изображением мученика. Газета "Завтра" публиковала часть из них.

Сегодня мы украшаем полосу драгоценной работой художника и режиссера Николая Деткова, создавшего образ Евгения-воина в особой технике. Портрет выполнен на бересте, лицо солдата вырастает из великого соцветия русской святости, выходит из сонмища страстотерпцев и подвижников — именитых и безымянных.

Лик молодого воина словно наливается божественным смыслом и ангельской силой. И мы видим воочию, как свершается великое чудо прославления. Наблюдаем великий миг, когда кроткий мальчик становится грозным наставником. Когда невинный юноша превращается в воинственного предстоятеля, небесного витязя-защитника. Там, за спиной Евгения, ткутся наши с вами молитвы, пламенеет и созиждется вечно живая нетленная святая Русь.

Есть предсказания, что когда-то Золотой Крест святого Евгения станет одной из высших воинских наград будущей России. Но до этих дней предстоит нам еще дойти, пройти через великие испытания и искушения.

Святый мучениче Евгение, моли Бога о нас!

О ПОДВИЖНИКАХ БОЖЬИХ

Помимо канонизированных святых, есть ещё один особый вид почитаемых усопших — подвижники благочестия. Канонизации почти всегда предшествует почитание святого как подвижника без всякой на то официальной санкции. На могилах таких подвижников и праведников, еще при жизни прославившихся богоугодным житием и особыми благодатными дарами, поются частые панихиды, в дни их смерти совершаются заупокойные Литургии, их имена вносятся в синодики для каждодневного поминовения на Литургии. Над гробами подвижников благочестия устраиваются памятники в виде арки или часовни, иногда с изображениями подвижников на надгробницах. Почитатели усопших составляют им службы и акафисты, хотя они и не имеют церковного употребления. В своих келейных молитвах почитатели, верующие в их святость, обращаются к ним как к угодникам, предстоящим перед Престолом Божиим.

Иногда при гробницах почитаемых подвижников пели одновременно и панихиды, и молебны. Патриарх Иосиф дозволял петь на гробнице Соломониды, разведенной супруги Великого князя Василия III, не только панихиды, но и молебны. Святой Анне Кашинской после ее деканонизации и до восстановления чествования ее памяти пели панихиды, а затем читали молитвы с обращением к ней, как к угоднице Божией. В XIX веке преподобному Максиму Греку в Троице-Сергиевой Лавре пели панихиды с тропарем ему, как святому. Писали и иконы неканонизированных подвижников. Перед этими иконами возжигали свечи, их лобызали; иногда такие иконы помещали в церквах.

В большинстве случаев канонизации святого предшествует народное почитание как подвижника благочестия.

Протоиерей Владислав Цыпин, из книги "Курс церковного права"

23 мая в понедельник с самого раннего утра и целый день будут служиться молебны и панихиды у могилы героя-воина.

АКАФИСТ мученику воину Евгению (Родионову)

Избранного воина Христова и мученика предивного, поборника святыя веры православныя, Российскою землею рожденного и в земли Кавказстей возсиявшего, святаго мученика Евгения Нового, похвальными песньми почтим; ты же, угодниче Божий, яко предстояй пред престолом Царя Славы, от всяких нас бед свободи, с любовию и благодарением зовущих ти:

Радуйся, святый и преславный мучиниче Евгение, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших!

Икос 1

Ангелов Творец и Господь Сил, предуведевый благое произволение твое, всеславный мучиниче Евгение, от града Подольска, избра тя, благодатию своею преобильно тя одари и венцем мученическим тя увенча, и аки предстателя и заступника небеснаго, тебе нам паки дарова.
Мы, же, дивящися таковому о тебе Божию смотрению, во умиление сердец зовим ти:
Радуйся, Христа ради на земли пострадавый!
Радуйся, с Ним на небесех воцаривыйся!
Радуйся, светлое звездо Российския земли!
Радуйся, Отечество земны молитвами твоими не оставляй!
Радуйся, заступниче скорый тя призывающих!
Радуйся, предстателю крепкий на тя уповающих!
Радуйся, целомудренных усердный охранителю!
Радуйся, в скорбех наших присный утешителю!

Кондак 2

Видя Христос Господь сердца твоего благое намерение, блаженнее Евгение, предначерта ти тернистый и многотрудный путь спасения: егда во время служения твоего воинского плениша тя агаряне в земли Кавказстей, идеже ты прибыл еси непоколебим в вере православней, веры ради страдание претерпел и смерть приял лютую еси, непрестанно усты и сердцем Господеви воспевая: «Аллилуйя!»

Икос 2

Разумом свыше просвещаем, честный Евгение, начаток и конец жития твоего на камене благом, Христе Спасителе положил еси; Ему же последующее вся красное мира сего презрел еси и страдание прескорбное Его же ради претепевше, радуешися и веселишися ныне в чертозех небесных. Мы, подвиги твоя досточудные ныне поминающе, таковвыя похвалы приносим ти:
Радуйся, Духом Святым просвещенный!
Радуйся, соблазнами мира сего не прельщенный!
Радуйся, жизнь за Христа отдавый!
Радуйся, страданиями Его подражавый!
Радуйся, очи твоя к Богу обративый!
Радуйся, волю твою в добродетели утвердивый!
Радуйся, змия лукавого посрамивый!
Радуйся, лик святых возвеселивый!

Кондак 3

Силою Христовою соблюдаем, достохвальный старстотерпче Евгение, о болезнех телесных не брегл еси, подвигом добрым подвизатися хотящее; тою же силою укрепляем страданий путь всеславно прошел еси, и приял еси от Бога власть чудеса различные творити; да вси, к тебе ныне притекающии, исцеления от недуг телесных, паче же душевных получают; Богу же о тебе вопиют: «Аллилуйя!»

Икос 3

Имея ныне радость вечную в небесных селениях, и нас грешных ан земли не забываеши, угодниче Божий прехвальный воине Евгение; мы же, труждающиеся и обремененные, к тебе прибегаем: не остави нас сирых и недужных, помощи у тебя просящих, но мольбы наша на алтарь небесный принеси, да радостно зовем ти:
Радуйся, в единем Христе утешение полагаяй!
Радуйся, во старданиях призывати Бога научаяй!
Радуйся, чада наша от соблазнов мира соблюдаяй!
Радуйся, оных в целомудрие и чистоте укрепляй!
Радуйся, за грешных Бога умилостивляющий!
Радуйся, блазих в добре утверждающий!
Радуйся, мятущихся помыслов умирителю!
Радуйся, вражиих советов преславный разорителю!
Радуйся, святый и преславный мучениче Евгение, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших!

Кондак 4

Бури греховныя тебе не потопиша, ниже волны страстей покрыша тя, мучениче Христов Евгение, не погибл бое си, но ко Христу пришел еси и жизнь свою, яко жертву благовонную, Ему Сладчайшему Спасителю Нашему принесл еси; молися убо ныне, да и мы в житейском море сущии, к тихому пристанищу Господу Спасителю притецем, в умилении зовущее: «Аллилуйя!»

Икос 4

Слышавшее злочестивые воеводы российстии о пленении твоем, всеславный Евгение, отступником и изменником бытии тя мняху. Мы же, ведуще тя, яко истиннаго воина Христова, чести отечества твоего не посрамившего и веру Православную во страданиях твох сохранившего, таковые похвалы приносим ти:
Радуйся, воине Христов непобедимый!
Радуйся, в терпении твердейший адаманте невредимый!
Радуйся, яко от неблагомысленных наветы претепел еси!
Радуйся, яко от яростных поношения приял еси!
Радуйся, сердец смятенных умирителю!
Радуйся, от озлобления на нас враждующих охранителю!
Радуйся, яко от неверия избавляеши!
Радуйся, яко от малодушия исцеляеши!
Радуйся, святый и преславный мучениче Евгение, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших!

Кондак 5

Боготечной звездою пришел еси в мире сем, страстотерпче преславный Евгение, яко веру Христову пред обезумевшими агаряны дерзновенно исповедал еси; страдания многа и люта мужески претерпел еси и ко Христу Господу и Спасу Нашему радостно востекл еси, Ему же ныне с лики Ангельскими предстошии и немолчно воспеваеши: «Аллилуйя!»

Икос 5

Видевши неверные агаряне знамение Креста Господня на вые твоей, святый Евгение, разсверепеша зело и мукам горьким тя предаша. Ты, старстем Христовым приобщившись, убелил еси ризы твоя в крови агнчей, древлим страстотерпцам равночестен и новым мученикам равнославен явился еси. Мы, вся сия ныне поминающее, таковые похвалы возносим ти:
Радуйся, кровию твоею торжество веры истинныя утвердивый!
Радуйся, яко Сам Господь свыше презре на страдания твоя!
Радуйся, паче мужей сильных крепчайший явившийся!
Радуйся, заточение темничное Христа ради претерпевый!
Радуйся, всемощную силу благодати познавый!
Радуйся, на подвиг мученичества свыше укрепленный!
Радуйся, огнем земным Христа ради опаленный!
Радуйся, Божественным огнем сердца наша возжигающий!
Радуйся, святый и преславный мучениче Евгение, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших!

Кондак 6

Проповедником истины, Христовым апостолом, поревновавшее, не убоялся сеи зверонравных мучителей, Святый Евгение, но с дерзновением имя Христа Бога проповедал еси, Его же ради муки многообразныя претерпел и смерть лютою приял еси, да прославится тебе ради Дивный во святых своих Господь, Ему же ты ныне вопиеши: «Аллилуйя!»

Икос 6

Возсия свет Христов в триех воинех русстих, иже с тобою, пречудный Евгение, во узах агарянских скорбный путь проходиша. Овые убо тобою научаемы, живот свой Христу Спасу Нашему посвятиша и Его же ради мучения лютыя претерпеша, востекли суть в чертози Отца Небесного. Мы же, сия поминающе, молим тя, светозарный мучениче Евгение, просвети и наша сердца, мраком житейских попечений омраченные, озари лучами Божия добродетели всех, любящих тя и молитвенно к тебе ныне взывающих:
Радуйся, триех воинов светом Христовым просветивый!
Радуйся, во страдания оных надеждою укрепивый!
Радуйся, купно с ними в Чертоги Отчии востекший!
Радуйся, купно с ними венец нетленный обретший!
Радуйся, яко заблуждающихся на путь истины наставляеши!
Радуйся, яко всех нас к покаянию ныне призываеши!
Радуйся, яко паче лучей солнечных благодатию просиял еси!
Радуйся, яко светом невещественным души наша просвещаеши!
Радуйся, святый и преславный мучениче Евгение, скорый помощниче и молитвениче о душах наших!

Кондак 7

Хотяще зверонравному мучителю льстивыми словесы отвратити тя, прехвальный Евгение, от Бога Истиннаго и в зловерие агарянское тя соблазнити, мужественне противостоял еси, глаголя: «не изменю веры моея в Иисуса Христа, Бога Моего, Ему же со Отцем и Святым Духом присно пою и во веки пети буду: «Аллилуйя!»

Икос 7

Новою показа безчеловечия ярость зверообразный мучитель, егда тебе, всеславный страстотерпче Евгение, повеле мукам многоскорбным предати. Ты же гнева агарян и страданий прескорбных не устрашився, паки исповеда себе христианина быти и радостоно восприял еси биения, узы железныя, и иныя муки нестерпимыя. Тем же вси, таковому твоему дерзновению дивящееся, глаголем:
Радуйся, злобы мучителей твоих не устрашивыйся!
Радуйся, муки нестерпимыя победно претерпевый!
Радуйся, язвы Господа на теле твоем носивый!
Радуйся, терпение крепкое во страданиях явивый!
Радуйся, от веры Православныя не отступивый!
Радуйся, страстем Христовым мужественно подражавый!
Радуйся, веру, надежду и любовь до конца сохранивый!
Радуйся, подвигами твоими верных христиан возвеселивый!
Радуйся, святый и преславный мучениче Евгение, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших!

Кондак 8

Странно бе видити зловерным и бесоподобным агарянам, Силы Божьей неведущем, како в возрасте юношестем и телеси ослабленном возмогл еси, мучениче Евгение, лютейшие муки за Христа притепети. Мы же, благодаре о сем Бога, крепость таковую тебе даровавшего, с любовию ему вопием: «Аллилуйя!»

Икос 8

Яко новое светило на тверди небесней, воссиял еси всему христианскому роду, всехвальный мучениче Евгение, егда во главу усеченный, душу твою Господу предал еси. Тем же мы, благоговейно поминающе страдания и подвиги твоя, с любовию зовем ти:
Радуйся, смерти телесныя не устрашивыйся!
Радуйся, до смерти верен Господу пребывый!
Радуйся, за веру и отечество живот свой положивый!
Радуйся, ум и сердце посреди мучения ко Господу устремивый!
Радуйся, радостно за главу Церкви Христа главу свою под меч приклонивый!
Радуйся, венец славы из рук Господа приявший!
Радуйся, бды и печали от любящих тя отгоняющий!
Радуйся, всем призывающим тя, скорую помощь подавающий!
Радуйся, святый и преславный мучениче Евгение, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших!

Кондак 9

Вси чини Ангельстии и праведных лики возрадовашася, зряще тя, святый Евгение, новаго мученика в пострадавшей и поруганней земле Российстей возсиявшаго. Мы, ныне прославляющее подвиг твой, ко Господу и Спасу нашему взываем: «Аллилуйя!»

Икос 9

Витийство мира сего не может изрещи величие подвига страстотерпца святаго Евгения, яко же и премудрость века сего слова крестного вместити никако же может; мы же, смирении, буйством прповеди о Распятом спасаемы, всеславного Евгения, яко же самого себе отвергшегося и душу свою Христа ради отщепившего, несумненно прославляем, зовущее к нему тако:
Радуйся, яко и по преставлении твоем с нами пребываеши!
Радуйся, яко в селениях небесных почивая, нас не оставляеши!
Радуйся, венцем нетленным украшенный на небеси!
Радуйся, всечестно почитаемый на земли!
Радуйся, неверных светом веры просвещаяй!
Радуйся, чад Церкви Христовой в вере утверждаяй!
Радуйся, о спасении нашем Спасителя умоляяй!
Радуйся, милость Богородицы к нам преклоняяй!
Радуйся, святый и преславный мучениче Евгение, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших!

Кондак 10

Спасения нашего ходатай буди и ныне, святый новомучениче Евгение, зане многия растленныя обычаи нечестивые людие введоша в страну нашу и теми крепость наша оскуде, но в сокрушении сердец наших к твоему предстательству припадаем и на твое заступление уповающе, вопием Богу: «Аллилуйя!»

Икос 10

Стена крепкая и твердая ограда буди нам, страстотерпче святый Евгение, с теплой верою и любовию к тебе ныне прибегающим; ограждаемы бо от враг видимых и невидимых и избавлены тобою, прославим тя тако:
Радуйся, Святыя Православныя Церкви украшения!
Радуйся, о чадах ея теплое моление!
Радуйся, чаше, елей милости Божия к нам содержащая!
Радуйся, горо, тучи гнева Господня от нас отводящая!
Радуйся, печальниче болящим и безпомощным!
Радуйся, заступниче убогим и обидимым!
Радуйся, яко помраченных просвещаеши!
Радуйся, яко просвещенных утверждаеши!
Радуйся, святый и преславный мучениче Евгение, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших!

Кондак 11

Пение наша всякое побеждается, и многое множество хвалебных песен, воспеваемых ти, несть довольно, дабы по достоянию восхвалити тя, всеславный мучениче и чудотворче Евгение, обаче молитвами твоими получающее от Христа Бога благодеяния многообразныя, благодарни сущи, поем о тебе Богу: «Аллилуйя!»

Икос 11

Света нетварного зритель и радости Божественныя причастник явился еси, страстотерпче святый Евгение. Тем же молим тя: не престани молитися о всех нас купно с пострадавшими с тобою блаженными мученики Александром, Игорем и Андреем, да помилует нас Господь вашего предстательства ради, и сподобит нас, немощных, новую силу нечестия посрамити и победители злонравия явистися, да ублажаем вас сицевыми похвалы:
Радуйтеся, яко орли, к Солнцу Правды воспаривши!
Радуйтеся, к Свету Невечернему из юдоли плача востекшии!
Радуйтеся, Царствия небесного наследници!
Радуйтеся, вечныя славы сопричасници!
Радуйтеся, теплотою Божественныя любве души наша согревающии!
Радуйтеся, в скорбях и болезнех терпению Христову нас научающии!
Радуйтеся, от сетей вражиих верныя избавляющии!
Радуйтеся, ходити в заповедях Божиих на наставляющии!
Радуйтеся, святый и преславный мучениче Евгение, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших!

Кондак 12

Благодать великая дана есть ти от Бога Вышняго, пречудный страстотерпче, яко прешедше от скорби велие и убелившему в крови Агнчей ризы своя; сего ради со святыми Престолу Божию предстоиши, зовуще: «Аллилуйя!»

Икос 12

Поющее Бога, Дивного во святых Своих, ублажаем тя, преславный страстотерпче Евгение, почитаем страдания твоя, славим долготерпение и мужество твое непоколебимое, хвалим мученическую кончину твою, торжествуем небесную твою славу и таковые похвалы приносим ти:
Радуйся, выну уповати на Творца нас наставляющий!
Радуйся, к покаянию всех нас призывающий!
Радуйся, омраченныя умы наша просветляющий!
Радуйся, окаменелые сердца наша оживляющий!
Радуйся, скорби наша в радость претворяющий!
Радуйся, светом надежды нас озаряющий!
Радуйся, чтущих тя пред Богом поминающий!
Радуйся, о праславляющих тя, Господа умоляющий!
Радуйся, святый и преславный мучениче Евгение, скорый помощниче и молитвениче о душах наших!

Кондак 13

О святый и преславный страстотерпче, воине-мучениче Евгение, земли Российстей и всего мира христианского похвало и украшение, приими сие малое моление от нас, грешных, любящих тя и благоприятными твоими к Богу молитвами от враг видимых и невидимых нас защити и огради, от всяких болезней душевных и телесных свободи, и от вечнаго мучения твоим ходатайством нас избави, да сподобимся с тобою в селениях райских воспевати Богу победную песнь: «Аллилуйя!»

(Сей кондак читается трижды, затем 1-й икос и 1-й кондак).

Молитва ко святому мученику воину Евгению Новому

О всеславный достохвальный угодниче Христов, Церкви Православныя поборниче, воинства Русского похвало и утверждение, мучениче святый Евгение Новый! Преклоньше колена молим тя: призри на ны, грешныя, к заступлению твоему прибегающия, услыши сие малое моление наше и теплым твоим предстательством умоли Всемилосердного Бога, Ему же ныне предстоиши с Царем-искупителем Николаем, ангелы и всеми святыми, да сохранит нас в единении Православныя Церкви и утвердит в сердцах наших живый дух Правыя Веры и благочестия, и избавит нас от всякого искушения и прелести бесовския. По велицей любви твоей, ею же ближняя твоя возлюбил еси, испроси у Всещедрого Бога Отечеству твоему и нашему купно, мир и благоустроение; всем же нам, недостойным, усердно к тебе прибегающим, богоугодное и безмятежное житие и добрую христианскую кончину, таин Божиих причастную. О святый заступниче наш, не отсави нас, слабых и безпомощных, молися за ны ко Господу и Спасу Нашему Иисусу Христу и Пречистой Владычице Богородице, и подвигни на молитву за нас богопрославленные соузники твоя, блаженные мученики Игоря, Андрея и Александра, с ними же вкупе на Небеси предстоиши Престолу Царя Небесного, да дарует Он, Всещедрый и Премилосердный Господь наш, вся пользе временней и вечней полезная и потребная; да не воздаст нам по делам нашим, но по неизреченному человеколюбию своему простит нам беззакония и согрешения наша, да избавит ны от всякия нужды и печали, скорби и болезни; да ниспошлет нам благое намерение и силу подвизатися во исправлении жития нашего, и в будущем веце да сподобит нас внити в Царствие Небесное и славити Всесвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

25 июня 1995 года 18-летнего Родионова призвали в армию. Сначала он попал в учебное подразделение воинской учебной части №2631 Пограничных войск РФ под Калининградом. После этого служил гранатометчиком на 3-й пограничной заставе 3-й мотоманевренной группы 479 пограничного отряда особого назначения на границе Ингушетии и Чечни.

13 января 1996 года Евгения направили на боевую стажировку в Назрановский пограничный отряд. 4 февраля 1996 года он находился на посту вместе с рядовыми Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым. Военные остановили микроавтобус с надписью «Скорая помощь», в которой ехал со своими боевиками бригадный генерал Чеченской Республики Ичкерия Руслан Хайхороев. Оказалось, что в машине перевозили оружие. При попытке досмотра пограничников захватили в плен.

Сначала пропавших солдат объявили дезертирами. Милиция искала Родионова дома у родителей. И только после детального осмотра места происшествия, когда были обнаружены следы крови и борьбы, была принята версия насчет плена.

Мать Евгения Любовь Васильевна отправилась в Чечню на поиски сына. Ей удалось выйти на Шамиля Басаева, но после попытки переговоров ее жестоко избили и три дня продержали в заложниках. Только когда Любовь Родионова заплатила боевикам крупную сумму денег – около 4 тысяч долларов (для этого ей пришлось продать квартиру и все ценные вещи) - ей рассказали о судьбе сына и указали место его захоронения.

Как выяснилось, Евгений Родионов был казнен чеченскими боевиками. Сто дней его с товарищами жестоко пытали, требуя принять ислам. Однако Женя отказался снимать православный крест. 23 мая 1996 года, в собственный день рождения, его обезглавили.

Труп Евгения Родионова, найденный в могиле без головы, мать опознала по нательному кресту. Позднее экспертиза подтвердила результаты опознания.

Молитва мученику Евгению:

Страстотерпче, воине Евгение! Милостиво приими молитвы наша с любовию и благодарением тебе приносимые пред святою твоею иконою. Услыши нас, слабых и немощных, с верою и любовию поклоняющихся пресветлому образу твоему. Твоя пламенная любовь ко Господу, верность Ему Единому, твоя неустрашимость пред муками даровали тебе жизнь вечную. Ты не снял Креста с груди своей ради жизни сея временныя. Крест твой всем нам просиял звездой путеводной на пути спасения. Не остави нас на этом пути, святый мучениче Евгение, с верою тебе молящихся.

(Молитва мученику Евгению Родионову, составленная иеромонахом Варлаамом (Якуниным) из Республики Алтай).

Кондак, глас 4-й:

Явился еси преудивлению крепостию, Христову терпению даже до смерти подражая, агарянскаго мучительства не убоялся еси, и Креста Господня не отреклся еси, смерть от мучителей яко чашу Христову прияв; сего ради вопием ти: святый мучениче Евгение, присно моли за ны, страдальче.

Николай Иванов, полковник запаса

«ЗОЛОТИСТО-ЗОЛОТОЙ»
(рассказ)


…И сказал ей бородатый главарь, увитый по лбу зеленой лентой - тебе туда. И показал стволом автомата на горный склон - за ним ты найдешь своего сына.
Или то, что от него осталось.
Если дойдешь, конечно.

И замерли от этого жеста боевики, а в первую очередь те, кто устанавливал на этом склоне минное поле. Надежно устанавливал - для собственной же безопасности, туда-сюда, движение.
Разведка федеральных сил не прошла - откатилась, вынося раненых.
Попавшие под артобстрел шакалы, спасаясь от снарядов в ущелье, вырывались сюда на простор и на потеху Аллаху устраивали фейерверк на растяжках.
Пленные, что вздумали бежать, взлетели здесь же на небеса.

Сын? Нет, сына ее здесь нет, но они слышали о пленном русском солдате, который отказался снять православный крестик. Зря отказался - через голову и не стали снимать, делов-то - отрубили голову мечом, и тот сам упал на траву. Маленький такой нательный крестик на шелковой нитке, мгновенно пропитавшейся кровью. Гордого из себя строил, туда-сюда, движение. А то бы жил. Подумаешь, без креста... Дурак. А похоронили его как раз там, за склоном. Иди, мать, а то ночь скоро - в горах быстро темнеет. Жаль только, что не дойдешь. Никто не доходил.

Пошла.
Пошла по траве, выросшей на минах, и среди тоненьких проводков, соединявших гранаты-ловушки. Вдоль израненных осколками кустарников. Вдоль желтеющих косточек чьих-то сынков, не вывезенных с минного поля ни своими, ни чужими. Собрать бы их, по ходу, раз она здесь, похоронить по-людски, с молитовкой, но она шла-торопилась к своему дитяти, к своей кровинушке, к своему дурачку, не послушавшего бандита. О, Господи, за что? Ведь сама, прилюдно, надевала сыночку крестик на призывном пункте - чтобы оберегал. И видела ведь, видела, что стесняется друзей ее Женька, запрятывая подарок глубоко под рубашку. Думала грешным делом, что не станет носить, снимет втихаря.

Не снял…

А ей все смотрели и смотрели вслед те, кто захотел иметь собственное солнце, собственную личную власть, собственных рабов. Ухоженные, упитанные, насмешливые бородачи. Три месяца она, еще молодая женщина, ощущала на себе эти взгляды, терпела унижения, оскорбления, издевательства. Три месяца ее секли холодные дожди, от которых в иные времена могла укрыться лишь собственными руками. По ней стреляли свои и чужие: по одинокой незнакомой фигуре на войне стреляют всегда - на всякий случай или просто ради потехи. Она пила росу с листьев и ела корешки трав. Она давно потеряла в болоте туфли и теперь шла по горным тропам, по лесным чащам, по невспаханным полям босиком. Искала сына, пропавшего в чужом плену на чужой войне. Невыспавшейся переходила от банды к банде, голодной от аула к аулу, закоченевшей от ущелья к ущелью. Но знала: пока не найдет живого или мертвого, не покинет этой земли, этих гор и склонов.

«Господи, помоги. Дай мне силы дойти и отыскать. На коленях бы стояла - да идти надо. Помоги, Господи. Потом забери все, что пожелаешь: жизнь мою забери, душу, разум - но сейчас помоги…»

Сейчас, сейчас взлетит, туда-сюда, движение.
- Живучая. Но здесь еще никто не проходил, - ждали боевики, не спуская глаз с русской женщины и боясь пропустить момент, когда вздыбится под ее ногами земля, когда закончатся ее земные муки.

Не заканчивались. То ли небеса, оправдываясь за страшную кару, выбранную для ее сына, отводили гранатные растяжки, то ли ангелы прилетели от него, от Женьки, и подстилали свои крыла под расстрескавшиеся, с запеченной кровью ноги, не давая им надавить сильнее обычного на минные взрыватели. Но она шла и шла туда, где мог быть ее сын, уходила прочь от главаря с зеленой лентой, исписанной арабской вязью. И когда уже скрывалась с глаз, исчезала среди травы, один из боевиков поднял снайперскую винтовку, поймал в прицел сгобленную спину: прошла она - проведет других. Не взлетела - так упадет…

Но что-то дрогнуло в бородаче, грубо отбил он в сторону оружие и зашагал прочь, в ущелье, в норы, в темень. Он не угадал. А тот, кто не угадывает, проигрывает…

…А еще через два дня к боевому охранению пехотного полка вышла с зажатым в руке крестиком на шелковой нити седая старушка. И не понять было с первого взгляда, русская ли, чеченка?
- Стой, кто идет? - спросил, соблюдая устав, часовой.
- Мать.
- Здесь война, мать. Уходи.
- Мне некуда уходить. Сынок мой здесь.

Подняла руки - без ногтей, скрюченные от застывшей боли и порванных сухожилий. Показала ими в сторону далекого горного склона - там он. В каменной яме, которую вырыла собственными руками, ногтями, оставленными там же, среди каменной крошки. Сколько перед этим пролежала без памяти, когда отыскала в волчьей яме родную рыжую головушку, из-за которой дразнили ее Женьку ласково «Золотистый-золотой» - не знает. Сколько потом еще пролежала рядом с найденным обезглавленным телом ее мальчика - не ведает тоже. Но очнувшись, поглядев в чужое безжизненное небо, оглядев стоявших вокруг нее в замешательстве боевиков, усмехнулась им и порадовалась вдруг страшному: не дала лежать сыночку разбросанному по разным уголкам ущелья…

…И выслушав ее тихий стон, тоже седой, задерганный противоречивыми приказами, обвиненный во всех смертных грехах политиками и правозащитниками, ни разу за войну не выспавшийся подполковник дал команду выстроить под палящим солнцем полк. Весь, до последнего солдата. С Боевым знаменем.

И лишь замерли взводные и ротные коробки, образовав закованное в бронежилеты и каски каре, он вывел нежданную гостью на середину горного плато. И протяжно, хриплым, сорванным в боях голосом прокричал над горами, над ущельем с остатками банд, над минными полями, покрывшими склоны, - крикнул так, словно хотел, чтобы услышали все политики и генералы, аксакалы и солдатские матери, вся Чечня и вся Россия:
- По-о-олк! На коле-ено-о-о!

И первым, склонив седую голову, опустился перед маленькой, босой, со сбитыми в кровь ногами, женщиной.
И вслед за командиром пал на гранитную пыльную крошку его поредевший до батальона, потрепанный в боях полк.
Рядовые пали, еще мало что понимая в случившемся.
Сержанты, беспрекословно доверяющие своему «бате».
Три оставшихся в живых прапорщика - Петров и два Ивановых, опустились на колени.

Лейтенантов не было - выбило лейтенантов в атаках, рвались вперед, как мальчишки - и следом за прапорщиками склонились повинно майоры и капитаны, хотя с курсантских погон их учили, что советский, русский офицер только в трех случаях имеет право становиться на колени: испить воды из родника, поцеловать женщину и попрощаться с Боевым знаменем.

Сейчас Знамя по приказу молодого седого командира само склонялось перед щупленькой, простоволосой женщиной. И оказалась вдруг она вольно иль невольно, по судьбе или случаю, но выше красного шелка, увитого орденскими лентами еще за ту, прошлую, Великую Отечественную войну.
Выше подполковника и майоров, капитанов и трех прапорщиков - Петрова и Ивановых.
Выше сержантов.
Выше рядовых, каким был и ее Женька, геройских дел не совершивший, всего один день побывший на войне и половину следующего дня - в плену.
Выше гор вдруг оказалась, тревожно замерших за ее спиной и слева.
Выше деревьев, оставшихся внизу, в ущелье.

И лишь голубое небо неотрывно смотрело в ее некогда васильковые глаза, словно пыталось насытиться из их бездонных глубин силой и стойкостью. Лишь ветер касался ее впалых, обветренных щек, готовый высушить слезы, если вдруг прольются. Лишь солнце пыталось согреть ее маленькие, хрупкие плечики, укрытые выцветшей кофточкой с чужого плеча.

И продолжал стоять на коленях полк, словно отмаливал за всю Россию, за политиков, не сумевших остановить войну, муки и страдания всего лишь одной солдатской матери. Стоял за ее Женьку, рядового золотистого воина. За православный крестик, тайно надетый и прилюдно не снятый великим русским солдатом в этой страшной и беспощадной бойне…

В деревне Сатино – Русское стоит крест на могиле бойца, погибшего от рук чеченских головорезов. На кресте выгравирована надпись: «Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом 23 мая 1996 года». Смерть 19-летнего парня стала сильным ударом для его родителей. Смерть отца Александра Константиновича, не сумевшего пережить удара, унесла его через четыре года после кончины сына. Гибель дорогих людей разрушила и жизнь матери.


Любовь Васильевна Родионова, долго искавшая сына, объявленного поначалу дезертиром, заплатила убийцам своего мальчика только за то, чтобы ей показали место захоронения. Потеряв здоровье, так как ее жестоко избивали, мать все же нашла и выкопала обезглавленное тело Евгения, чтобы похоронить его на родине по христианским обычаям. Затем снова вернулась и долго искала череп сына, который бандиты раскололи на части, опасаясь преследования души убиенного. Женя был растерзан в день своего рождения, за отказ снять с себя нательный крест и принять веру ислама.

Родился Евгений Родионов 23 мая 1977 года в семье простого плотника. Работа с деревом была распространенной профессией в этом районе. Мать Евгения Любовь Васильевна также работала на мебельной фабрике технологом. По ее рассказам, в день рождения сына с неба упала звезда, а сердце сжалось в предчувствии беды. Возможно, это было лишь результатом изматывающего процесса родов, но сама Любовь Родионова связывает ощущение с трагической судьбой мальчика. В отрочестве Евгений любил ходить в лес и наслаждаться красотой живой природы, его интересовали законы этого мира, его гармония. Мальчик долго не ходил, и его окрестили, после чего ноги окрепли, и Евгений сделал первые шаги. Девять классов общеобразовательной школы, затем работа на том же мебельном заводе и курсы водителей – такова короткая биография воина мученика. В армию Родионов ушел в 18 лет, он готов был с честью выполнить свой долг.

Родионов был направлен в Назранский отряд во вторую мотоманевренную группу 479-го отряда особого назначения Краснознаменного погрануправления ФСБ РФ. Это была одна из самых горячих точек на границе Чеченской республики и Ингушетии. Родионов был зачислен в отряд в качестве гранатометчика.

Заступив на погранзаставу, Андрей Трусов, Игорь Яковлев, Евгений Родионов и Александр Железнов, не подозревали, что ожидает их в ближайшем будущем. Как происходил штурм блок-поста неизвестно, однако кровавые следы, найденные на месте боя говорят о том, что ребята сопротивлялись. Сто дней кошмарного плена, нечеловеческих пыток и унижений стали последними днями русских пограничников. Родионов оказался самым молодым из них. По некоторым сведениям, к блок-посту подъехала машина скорой помощи, и даже были слышны крики о помощи, но тревогу никто не поднял и четыре пограничника бесследно исчезли. Сегодня известно, что в машине находился полевой командир Руслан Хайхороев с бандитами.

Розыск пленных не производился. Об этом бесчестном поведении российского командования уже написано немало статей. Сегодня известны шокирующие данные о том, как беззащитные матери пытались разыскать своих сыновей, а российские власти замалчивали факты преступного издевательства над ними. Огромное количество убитых горем женщин, так и не вернулись домой, растерзанные бандитами.

Задачей нашей армии, озвученной генерал-лейтенантом Тихомировым, было восстановление полного контроля российских войск над большим числом населенных чеченских пунктов и окончательное уничтожение вооруженных бандформирований. Однако тактика войны горцев сильно отличалась от привычной. Здесь не было открытых сражений крупных сил, боевики умело скрывались среди мирного населения и систематически совершали вылазки. Российские войска были вынуждены разбиться на множество небольших блок-постов, включавших по нескольку человек, и нести круглосуточный караул во избежание нападения. Сами боевики именовали себя волками, и предпочитали действовать под покровом ночи.

Несчастных держали в не отапливаемом полуразрушенном доме, лишая их воды и еды, регулярно избивая и унижая. В практику боевиков входили тренировочные издевательства для малолетних чеченских мальчиков над пленными русскими. Родионова и его товарищей заставляли писать письма с просьбами о выкупе на родину, однако ни один из них не мог выплатить крупных сумм, которые требовались. Все пленники оказались из малообеспеченных семей. Пытки завершились в день рождения Родионова, ему исполнилось 19 лет. Хайхороев предложил измученным ребятам принять ислам и продолжить воевать на стороне боевиков. Все пленники отказались. Евгений не снял нательного креста, чего требовали убийцы, в результате его избили, а затем отрезали голову. Глумление над трупами молодых русских бойцов было распространено в чеченском стане, поэтому мать смогла опознать своего сына только по кресту.

Сначала Евгения объявили дезертиром, но потом все же признали его нахождение в плену. Ребята до последнего дня ждали помощи, но искать их никто не собирался. Системы поиска пленных и погибших вообще отсутствовала, государство не позаботилось об этом и после окончания военных действий. На поиски своего сына отправилась мать, так как отца немедленно убили бы в чеченских селениях. Однако и Любовь Васильевна пережила страшные издевательства. Однажды ее так жестоко избили, что сломали позвоночник, только невероятная сила духа позволила выжить и отыскать останки Родионова.

Жертва четырех молодых парней была отомщена, место, где их пытали и убивали было стерто с лица земли пришедшими сюда вновь русскими войсками, ни один из головорезов не ушел от возмездия. Любовь Васильевна ежегодно приезжает в часть, где начинал службу ее сын и обращается к новобранцам. Она желает им ответственных командиров, не таких которые предали Родионова.

Икона с изображением Евгения Родионова во время крестного хода у Белого дома в октябре 2003 года

Сегодня мы чтим память погибших пограничников Андрея Трусова, Игоря Яковлева, Евгения Родионова и Александра Железнова.

Евгений награждён орденами Славы и Мужества, Православная церковь канонизировала Родионова как воина-мученика. По рассказам священнослужителей, образ Евгения мироточит, к нему обращаются верующие, для чего протоиреем Сидоровым составлены тексты молитв. В честь мученика заложено три церкви. Школа, в которой учился Женя Родионов, названа в 2009 году его именем. На следующий год во дворе этой школы установлен памятник «Свеча памяти». О Евгении и его товарищах сняты документальные фильмы, написаны спектакли. Память простых русских ребят принявших мученическую смерть за Православную Веру навсегда останется в наших сердцах.

Кампания по канонизации «Святого Евгения», обезглавленного боевиками, в самом разгареПосле того, как Евгения Родионова обезглавили чеченские боевики, он получил славу современного российского мученика. Как утверждает британская газета pendent, для тысяч прихожан Российской православной церкви он уже стал "Святым Евгением", и кампания по его канонизации в полном разгаре. Не желая дожидаться, пока Церковь рассмотрит его дело, по России уже распространили иконы с изображением солдата-мученика, и тысячи паломников пустились в путешествие по местам, связанным с его жизнью.

Independent (Русский перевод на сайте ИноПресса): Как молодой новобранец превратился в русского святого

[…] Евгению Родионову было 19 лет, когда чеченские боевики отрубили ему голову. При жизни он был самым обычным мальчиком из ничем не примечательного провинциального городка, бренчал на гитаре, писал стихи и мечтал стать поваром. Но, погибнув, Евгений Родионов перестал быть обычным.

Для его почитателей, среди которых – глубоко верующие христиане, ветераны войны, российские националисты, Евгений – это символ патриотизма, который, как верят тысячи людей, внушит гордость юному поколению и даст миллионам попранных россиян то, чего им так отчаянно не хватает, – надежду.

Для них Евгений или Женя, как они ласково его называют, это современный крестоносец, принесший великую жертву во имя своей страны, встретив лицом к лицу главного на сегодняшний момент врага России – радикальный ислам, который олицетворяют чеченские боевики.


Евгений был убит 23 мая 1996 года во время первой чеченской войны. Это произошло в его 19-й день рождения. Его вместе с тремя другими русскими пограничниками захватили в плен и держали в камере в течение 100 дней, избивали и морили голодом. Он не участвовал в боевых действиях. Его и его товарищей схватил на далеком пограничном пункте российско-чеченской границы чеченский боевой командир, внушающий наибольший страх.

С 1994 года, когда Россия впервые отправила танки в Чечню, чтобы подавить сепаратистское движение, там погибли тысячи россиян. Но смерть Евгения от них отличается.

Его мать, Любовь Васильевна Ролионова говорит, что Евгению обещали сохранить жизнь, если он примет ислам и выступит с оружием в руках против российских федеральных сил. Как она говорит, ему нужно было всего лишь символически снять с себя серебряный крестик, который он носил на шее с 11 лет и принять веру своих мучителей. Евгений отказался и предпочел смерть.

Теперь этот крест, на цепочке от которого все еще видны следы крови, превратился в реликвию, покрытую поцелуями многочисленных паломников, посещающих мать Евгения в ее скромном жилище в городе Курилово к западу от Москвы.

Иерей Константин Татаринцев с иконой "Святой Евгений". Фото - "Комсомольская Правда"

Сорок странников, некоторые из которых прошли больше 600 миль без сна, чтобы попасть сюда, собрались у могилы Евгения в прошлую субботу, чтобы отметить восьмую годовщину со дня, когда его обезглавленное тело доставили в Курилово.

Не обращая внимания на десятиградусный мороз, мужчины со смерзшимися бородами, сжимая в руках иконы с изображениями молодого человека, бродили по кладбищу.

Один из них, представившийся священником из тех мест, где родился Евгений, высоко поднимает огромную икону. На ней мальчишеское лицо Евгения окружено нимбом, его форма пограничника выступает из плаща средневекового типа, сам он сжимает в руках православное распятие. Засыпаемые снегом на леденящем ветру паломники поют гимны и читают молитвы, осеняют себя крестом, делятся историями из его жизни и напоминают друг другу, почему Евгения надо канонизировать.

Курсанты близлежащей военной академии, которые проходят обучение для пограничной службы высыпали из развалюхи-автобуса, они тоже приехали сюда, чтобы отдать Евгению почести. Одетые в шинели и меховые шапки, они держат в руках разные иконы, а кругом кружит метель. "Он пример для нас, – говорит серьезный курсант Артем Павлов, – пример отваги и веры. Он не знал, за что сражается, но все равно отказался предать Россию и сражался за Родину. Он – настоящий герой. Нам сейчас нужны герои. России нужно больше таких солдат, как он – не боящихся погибнуть за Родину.

Паломники произносили одну хвалебную речь за другой, и прекрасная белая церковь у них за спиной, церковь, разрушенная в 1812 году армией Наполеона, словно сияет в утреннем сумраке.

Последователи культа Евгения говорят, что его иконы творят чудеса – они мироточат, перед ними "враги забывают о своей вражде".

Любовь Родионова, заваривая чай в кухне, не выглядит как мать святого, но воспринимают ее именно так. "У меня нет ни будущего, ни прошлого. Ни настоящего. Меня больше не называют по имени, я просто "мать Евгения". Я существую только ради этого, и это великая честь". Ни для чего другого в ее жизни места не осталось.

Любовь Родионова похожа на миллионы других таких же русских женщин за пятьдесят, но она в поисках правды о сыне побывала в таких местах, где многие из них никогда не появятся.

Не поверив, что ее сын дезертир, как сказали сначала в армии, она провела девять месяцев в Чечне, где наконец нашла его тело.

Чтобы найти тело, она заплатила 4000 долларов человеку, который, как она думает, убил Евгения. Она выкопала его собственноручно и доставила в Курилово.

Любовь Васильевна говорит, что узнала сына по крестику, который остался на шее обезглавленного тела, и другим приметам, "которые знает только мать". А потом ей пришлось вернуться в Чечню еще раз, чтобы найти его череп, который чеченские боевики раскололи на части, потому что боялись, что иначе его душа будет их преследовать.

Опыт, полученный в Чечне, изменил ее. Ее оскорбляли, на нее плевали, ее чуть не убил брат разыскиваемого чеченского боевика Шамиля Басаева. Он жестоко избил ее и оставил умирать. "Мне выбили все зубы. Когда я вернулась из Чечни, все мои волосы были седыми. У меня нет здоровья. Когда хоронишь ребенка, с ним хоронишь половину себя. Я больше не могу смеяться и радоваться".

Но она говорит, что ей безразлично, будет ли ее сын канонизирован по всем правилам, или нет. "Бог находит место каждому. Его место не изменится, если его сделают святым. Он уже и так в раю".

До гибели сына Любовь не ходила в церковь, но теперь она считает себя глубоко верующей. "Война быстро раскрывает истинную сущность людей. Если ты кусок дерьма, то быстро скукожишься, но если ты порядочный, то она вытачивает тебя, как алмаз, нужно через многое пройти, чтобы дойти до этой ступени". […]

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!