Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Краткая биография елены блаватской. Что важно знать о Елене Блаватской

Елена Петровна Блаватская (урождённая Ган, нем. von Hahn). Родилась 31 июля 1831 года в Екатеринославе, Российская империя - умерла 26 апреля 1891 года в Лондоне, Англия. Религиозный философ теософского (пантеистического) направления, литератор, оккультист, спиритуалист, путешественница.

Блаватская объявила себя избранницей некоего «великого духовного начала», а также ученицей (челой) братства тибетских махатм, которые были объявлены ею в качестве «хранителей сокровенных знаний», и начала проповедовать авторскую версию теософии.

В 1875 году в Нью-Йорке вместе с полковником Г. С. Олкоттом и адвокатом У. К. Джаджем основала Теософское общество, которое поставило перед собой задачу изучать все без исключения философские и религиозные учения с целью выявления в них истины, которая, по мнению Блаватской и её приверженцев, поможет раскрыть сверхчувственные силы человека, постичь таинственные явления в природе. Одной из главных целей общества было заявлено «образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания».

Позднее штаб-квартира Общества переместилась в Индию, в г. Адьяр, около Мадраса. С 1895 года Общество называется Теософское общество Адьяр.

Основная деятельность Е. П. Блаватской проходила в США, Англии, Франции и Индии, где она открыла филиалы Теософского общества и приобрела десятки тысяч последователей. Основные сочинения написала по-английски.

В ходе своей деятельности Блаватская часто обвинялась в мистификации и откровенном жульничестве.

Блаватская - загадка эпохи

Прямым предком Е. П. Блаватской, по материнской линии, был видный дипломат своего времени Сергей Григорьевич Долгоруков, брат члена Верховного Тайного Совета при Петре II Алексея Григорьевича Долгорукого. Сергей Григорьевич был прадедом Елены Павловны Фадеевой-Долгорукой (бабушка Блаватской) и прапрадедом Елены Петровны Блаватской.

Прадед Елены Блаватской, князь Павел Васильевич Долгоруков (1755-1837), генерал-майор времен Екатерины Великой, был награждён высшей военной наградой Орденом Святого Георгия и являлся товарищем и сослуживцем .

Его женой была Генриетта де Бандре дю Плесси, дочь Адольфа Францевича, который командовал армейским корпусом в Крымской кампании. Дочь Павла Васильевича и Генриетты Адольфовны, княжна Елена Павловна, бабушка Е. П. Блаватской, получила многостороннее домашнее образование, знала 5 иностранных языков, занималась археологией, нумизматикой, ботаникой. Гербарии Фадеевой и её рисунки различных растений, которые в настоящее время хранятся в архиве Академии наук, были известны многим учёным и вызывали их восхищение. Елена Павловна состояла в научной переписке с немецким учёным Александром Гумбольдтом, английским геологом и основателем Геологического общества Родериком Мурчисоном, шведским ботаником Христианом Стевеном, изучавшим флору и фауну Крыма и Кавказа.

В 1813 году княжна вышла замуж за Андрея Михайловича Фадеева, государственного чиновника, впоследствии - тайного советника, губернатора Саратова и Тифлиса, чья родословная восходит к русским столбовым дворянам и лифляндским немцам фон Краузе.

У Елены Павловны и Андрея Михайловича было четверо детей:

старшая дочь - Елена Ган - известная писательница (её называли русской Жорж Санд), мать Елены Петровны Блаватской, Веры Петровны Желиховской и Леонида Ган;
сын - Ростислав Фадеев - генерал, военный писатель и реформатор;
дочь Екатерина Андреевна - мать видного русского государственного деятеля Сергея Юльевича Витте;
дочь - Надежда Андреевна, активный член Теософского общества.

Двоюродный брат Блаватской С. Ю. Витте сообщал, что его прадед П. В. Долгоруков во время свадьбы дочери благословил дочь и зятя древним крестом, который, по семейным преданиям, принадлежал Великому князю Киевскому, святому Михаилу Черниговскому. Позже этот крест перешёл к Елене Павловне, а затем и самому С. Ю. Витте.

По линии своего отца - Петра Алексеевича Гана, Елена Петровна принадлежала к прибалтийскому немецкому роду Ган. Борис Цирков, редактор и активный пропагандист теософского учения, в предисловии к Собранию Сочинений Блаватской, указывает на принадлежность Ганов (предков ЕПБ по отцовской линии) к графскому роду von Hahn из Базедова (Мекленбург), восходящему, по другим сведеньям, к женской линии династии Каролингов и германским рыцарям-крестоносцам.

Между тем, до сих пор не найдено никаких документов подтверждающих родство семьи Елены Блаватской с мекленбургскими графами: в послужном списке «Алексей Фёдоров сын Ган» (1751-1815) - дед Елены Блаватской, комендант крепости Каменец-Подольск - указан как происходящий из «Эстляндских жителей, отец его иностранного» подданнства «и был в Эстляндии Крайскомиссаром».

В архивах хранятся бумаги, подтверждающие существование «Крайскомиссара» Иоганна Фридриха (Фёдора) Гана (Johann Friedrich Hahn), родившегося в 1719 году в Нарве и умершего там же 31 мая 1803 года, но в которых ничего не говорится о происхождении и родственных связях семьи. Интересно, что сам Цирков - по женской линии - был причастен роду Ган, но не Иоганна Фридриха, а Иоганна Августа фон Гана (документально не связанному с семьёй Блаватской).

Детство и юность Блаватской

Елена Петровна Ган родилась недоношенной в ночь на 31 июля (по новому стилю 12 августа) 1831 года в Екатеринославе в семье известной писательницы-романистки того времени Елены Андреевны Ган (Фадеева) и офицера конной артиллерийской батареи полковника Петра Алексеевича Гана.

Из-за служебного положения отца семье приходилось часто менять место жительства. Так, через год после рождения Елены семья переехала в Романково (в настоящее время входит в состав Каменского), а в 1835 году - в Одессу, где у Елены появилась сестра Вера - будущая писательница Желиховская.

Далее семья побывала в Туле и Курске, а весной 1836 года прибыла в Петербург, где проживала по май 1837 года. Из Петербурга Елена Петровна с сестрой, матерью и дедом - Андреем Михайловичем Фадеевым, едут в Астрахань, где Андрей Михайлович был главным попечителем над калмыцким народом и тамошними немцами-колонистами.

В 1838 году мать с маленькими девочками уезжает в Полтаву, где Елена стала брать уроки танцев, а мать стала обучать её игре на пианино.

Весной 1839 года из-за ухудшения здоровья Елены Андреевны семья переехала в Одессу. Там Елена Андреевна нашла для детей гувернантку, которая обучала их английскому языку.

В ноябре, после того, как деда - Андрея Михайловича, по одобрению Николая I назначили губернатором в Саратов, к нему переехала Елена Андреевна с детьми. В Саратове, в июне 1840 года у неё родился сын Леонид.

В 1841 году семья снова возвращается на Украину, а 6 июля 1842 года Елена Андреевна Ган, мать Елены Петровны, тогда уже известная писательница, на двадцать восьмом году жизни умирает от скоротечной чахотки.

После смерти матери дедушка - Андрей Михайлович и бабушка - Елена Павловна, забрали детей к себе в Саратов, где у них началась совсем другая жизнь. Дом Фадеевых посещала саратовская интеллигенция, среди которой были историк Н. И. Костомаров и писательница Мария Жукова. Воспитанием и образованием детей теперь занималась бабушка и ещё три учителя, поэтому Е. П. Блаватская получила солидное домашнее образование.

Любимым местом в доме для Елены стала бабушкина библиотека, доставшаяся Елене Павловне от её отца.

В этой обширной библиотеке Елена Петровна особое внимание уделяла книгам по средневековому оккультизму.

В 1844 году Блаватская ездила в Лондон и Париж обучаться музыке.

Позже, в 1910 году, в очерке Е. Ф. Писаревой, посвященном Е. П. Блаватской, появились воспоминания Марии Григорьевны Ермоловой, жены губернатора Тифлиса, которая рассказывала о событиях полувековой давности. М. Г. Ермолова утверждала, что «Одновременно с Фадеевыми в Тифлисе жил родственник тогдашнего наместника Кавказа, кн. Голицын, который часто бывал у Фадеевых и сильно интересовался оригинальной молодой девушкой», и что именно благодаря Голицыну (имени Голицына Ермолова не называет), который по слухам был «не то масоном, не то магом или прорицателем», Блаватская попыталась «войти в сношение с таинственным мудрецом Востока, куда направлялся князь Голицын».

Эту версию впоследствии поддержали многие биографы Блаватской. По воспоминаниям А. М. Фадеева и В. П. Желиховской в конце 1847 года давний знакомый Андрея Михайловича - князь Владимир Сергеевич Голицын (1794-1861), генерал-майор, начальник центра Кавказской линии, а позже тайный советник, прибыл в Тифлис и провёл там несколько месяцев, почти ежедневно посещая Фадеевых, часто вместе с молодыми сыновьями Сергеем (1823-1873) и Александром (1825-1864).

В Тифлисе зимой 1848/49 Елена Петровна была помолвлена с человеком намного старше её - вице-губернатором Эриванской губернии Никифором Васильевичем Блаватским. 7 июля 1849 года состоялось их венчание. Через 3 месяца после свадьбы, сбежав от мужа, Е. П. Блаватская вернулась к своим родным, а от них, направляясь в Одессу, из порта Поти на английском паруснике «Коммодор» уплыла в Керчь, а затем в Константинополь.

Путешествия Блаватской

Следующий период жизни биографы Е. П. Блаватской описывают с затруднением, так как сама она дневников не вела, и никого из близких, кто мог бы рассказать о ней, рядом не было.

В целом представление о маршруте и ходе путешествий основывается преимущественно на собственных воспоминаниях Блаватской, которые местами содержат хронологические противоречия.

А. Н. Сенкевич пишет, что Пётр Алексеевич Ган, отец Блаватской, «не забывал непокорную и свободолюбивую дочь» и периодически высылал ей деньги.

По воспоминаниям князя А. М. Дондукова-Корсакова, Блаватская в 1853 году рассказывала ему, что, после побега от мужа, она через Одессу попала в Константинополь, где в течение года работала наездницей в цирке, и после того, как сломала руку, перебралась в Лондон, где дебютировала в нескольких драматических театрах.

В то же время Л. С. Клейн утверждает, что, прочтя произведения писателя Эдварда Булвер-Литтона, а особенно вышедший в 1834 году роман «Последние дни Помпеи», где велось повествование о культе Изиды в древнем Риме, в 1848 году Блаватская едет в Египет, известный как «страна пирамид, древних культов и тайных знаний, надеясь приобщиться к ним», что потом нашло отражение «в её книге "Разоблачённая Изида" (1877, нов. изд. 1902), полной страстных обличений современной науки и вообще рационализма».

По утверждению американца Альберта Росона, в Каире Е. П. Блаватская встретила его, в ту пору ещё студента, изучавшего искусство.

После смерти Е. П. Блаватской А. Росон, будучи уже почётным доктором права Оксфордского университета, описал их встречу в Каире.

Покинув Ближний Восток, Е. П. Блаватская вместе со своим отцом, как она сама сообщала, отправилась в путешествие по Европе. Известно, что в это время она брала уроки игры на фортепиано у Игнаца Мошелеса, известного композитора и пианиста-виртуоза, а позже, зарабатывая на жизнь, дала несколько концертов в Англии и других странах.

Согласно Л. С. Клейну Блаватская путешествовала по «Греции, Малой Азии, наконец, по Индии (была в пути до 1851 г.) и несколько раз неудачно пыталась проникнуть в Тибет».

В 1851 году в день своего рождения (12 августа), в Гайд-парке (Лондон), как утверждала сама Е. П. Блаватская, она впервые встретилась с индусом-раджпутом Морией, которого прежде видела в своих снах и грёзах.

Графиня Констанс Вахтмейстер, вдова шведского посла в Лондоне, со слов Е. П. Блаватской передает подробности этого разговора, в котором Мория сказал, что ему «требуется её участие в работе, которую он собирается предпринять», а также, что «ей придётся провести три года в Тибете, чтобы подготовиться к выполнению этой важной задачи».

По мнению Кеннета Джонсона, на ранние представления Блаватской о Мории и других её оккультных учителях повлияло франкмасонство.

Покинув Англию, Е. П. Блаватская отправилась в Канаду, затем в Мексику, Центральную и Южную Америку, а оттуда направилась в Индию, куда прибыла в 1852 году.

Елена Петровна вспоминала, что «пробыла там около двух лет, путешествуя и каждый месяц получая деньги - понятия не имея, от кого; и добросовестно следовала по маршруту, который мне указывали. Я получала письма от этого индуса, но ни разу не видела его за два эти года». Хотя, Н. Л. Пушкарёва отмечает, что всё это время путешествий Блаватская жила «на деньги, которые ей присылали родственники». Согласно Н. Л. Пушкарёвой, в 1855 году Блаватская проникла в Тибет, где с помощью Мории прошла первое обучение .

Согласно Колумбийской энциклопедии, Блаватская пробыла в Тибете 7 лет, где изучала оккультизм.

Из Индии Е. П. Блаватская снова вернулась в Лондон, где, как сообщает В. П. Желиховская, «приобретя известность своим музыкальным талантом, ...была членом филармонического общества». Здесь же, в Лондоне, как утверждала сама Елена Петровна, она в очередной раз встретилась со своим Учителем.

После этой встречи она направляется в Нью-Йорк. Там возобновляет знакомство с А. Росоном. Из Нью-Йорка, как сообщает Синнетт, Е. П. Блаватская отправилась «сначала в Чикаго, ...а потом - на Дальний Запад и через Скалистые горы с караванами переселенцев, пока наконец не остановилась на некоторое время в Сан-Франциско», откуда в 1855 или 1856 году отплыла через Тихий океан на Дальний Восток. Через Японию и Сингапур достигла Калькутты.

В 1858 году Е. П. Блаватская провела несколько месяцев во Франции и Германии, а затем направилась в Псков к родственникам. В России Е. П. Блаватская устраивала спиритические сеансы, пристрастив к этому занятию петербургское общество.

В мае 1859 года семья переехала в село Ругодево Новоржевского уезда, где Е. П. Блаватская прожила почти год. Пребывание Блаватской в Ругодево закончилось её сильной болезнью, оправившись же от болезни, весной 1860 года она вместе с сестрой отправилась на Кавказ в гости к деду и бабушке.

В 1860-1863 годах путешествовала по Кавказу.

По данным Л. С. Клейна, Блаватская с 1853 года не путешествовала и на десять лет осела сначала у родных в Одессе, затем в Тифлисе. По его мнению, она продолжила свои путешествия с 1863 года, странствуя по Индии и проникнув в Тибет.

Из России в 1863 году Е. П. Блаватская снова отправилась в путешествие посетив Сирию, Египет, Италию и Балканы. Л. С. Клейн также отмечает, что «с 1863 г. Блаватская снова в странствиях по Индии, проникает, наконец, в Тибет. На эти странствия уходит ещё десять лет - до 1872 г.».

В это же время, потерпев кораблекрушение, Блаватская смогла добраться до города Каира, где основала своё первое «Спиритическое общество» (фр. Societe Spirite) , которое просуществовало недолго.

В 1867 году она несколько месяцев путешествует по Венгрии и Балканам, посетила Венецию, Флоренцию и Ментан. По данным Нандора Фодора, переодетая в мужскую одежду, 3 ноября 1867 года она участвовала в битве при Ментане на стороне гарибальдийцев .

В начале 1868 года, оправившись от ранений, Е. П. Блаватская прибыла во Флоренцию. Затем отправилась через Северную Италию и Балканы, а оттуда в Константинополь и далее в Индию и Тибет. Позже, отвечая на вопрос, зачем она поехала в Тибет, Е. П. Блаватская отмечала: «Действительно, совершенно незачем ехать в Тибет или Индию, дабы обнаружить какое-то знание и силу, "что таятся в каждой человеческой душе"; но приобретение высшего знания и силы требует не только многих лет напряжённейшего изучения под руководством более высокого разума, вместе с решимостью, которую не может поколебать никакая опасность, но и стольких же лет относительного уединения, в общении лишь с учениками, преследующими ту же цель, и в таком месте, где сама природа, как и неофит, сохраняет совершенный и ненарушаемый покой, если не молчание! Где воздух, на сотни миль вокруг, не отравлен миазмами, где атмосфера и человеческий магнетизм совершенно чисты и - где никогда не проливают кровь животных» .

По свидетельству биографов, её путь пролегал в монастырь Ташилунпо (рядом с Шигадзе). Своё пребывание в Ташилунпо и Шигадзе подтверждала и сама Блаватская.

В одном из писем она описывала своему корреспонденту уединённый храм Таши-ламы около Шигадзе.

Со слов Е. П. Блаватской, как утверждает С. Крэнстон, не известно была ли она в это время в Лхасе, однако В. П. Желиховская утверждала: «достоверно, что она (Е. П. Б.) бывала в Лассах (Лхасе), столице Тибета, и в главном его религиозном центре Чикадзе (Шигадзе)... и на Каракорумских горах в Куэнлуне. Её живые о них рассказы много раз мне это доказывали».

Последний период своего пребывания в Тибете Е. П. Блаватская, как отмечают биографы, провела в доме своего Учителя К. Х. и с его помощью получила доступ в несколько ламаистских монастырей, которые ранее никогда не посещал европеец.

В письме от 2 октября 1881 года она сообщала М. Холлис-Биллинг, что дом Учителя К. Х. «находится в области гор Каракорума, за Ладаком, который в Малом Тибете и относится сейчас к Кашмиру. Это большое деревянное здание в китайском стиле, похожее на пагоду, расположенное между озером и красивой горой» .

Исследователи считают, что именно во время этого пребывания в Тибете Е. П. Блаватская начала изучать тексты, вошедшие в «Голос Безмолвия» . Л. С. Клейн по этому поводу замечает, что «в Тибете она, по её словам, прошла посвящение в оккультные мистерии».

В 1927 году один из крупных современных исследователей Тибета и его философии У. И. Эванс-Венц в предисловии к своему переводу «Тибетской Книги Мертвых» писал: «Что касается эзотерического значения сорок девятого дня Бардо, то посмотрите об этом в "Тайной Доктрине" Е. П. Блаватской (Лондон, 1888, т.1, с.238, 411; т.2, с. 617, 628). Покойный лама Кази Дава Самдуп полагал, что несмотря на недоброжелательную критику трудов Е. П. Блаватской, у этого автора имеются бесспорные доказательства того, что она хорошо была знакома с высочайшим ламаистским учением, для чего ей потребовалось получить посвящение».

Ланкийский буддолог Гунапала Малаласекара, основатель и президент Всемирного братства буддистов писал о Блаватской: «Не подлежит сомнению её знакомство с тибетским буддизмом, а также с эзотерическими буддийскими практиками».

Японский философ и буддолог Дайсэцу Судзуки считал, что «несомненно, г-жа Блаватская каким-то образом была посвящена в более глубокие положения учения Махаяны...».

После почти трёхлетнего пребывания в Тибете Е. П. Блаватская отправилась в путешествие по Ближнему Востоку. Была на Кипре и в Греции.

В начале 70-х гг. XIX века Блаватская начинает проповедническую деятельность.

В 1871 году во время путешествия из порта Пирей в Египет на пароходе «Эвномия» произошёл взрыв порохового погреба, и корабль был разрушен. 30 пассажиров погибли. Е. П. Блаватская избежала ранения, но осталась без багажа и денег.

В 1871 году Блаватская прибыла в Каир, где организовала Спиритическое общество (Societe Spirite) для исследования и изучения психических явлений. Вскоре общество оказалось в центре финансового скандала и было распущено.

Елена Блаватская - медиум и предсказательница

После отъезда из Каира Блаватская через Сирию, Палестину и Константинополь в июле 1872 года добирается до Одессы и проводит там девять месяцев.

С. Ю. Витте вспоминает, что Блаватская, «поселившись в Одессе... сначала открывает магазин и фабрику чернил, а потом цветочный магазин (магазин искусственных цветов). В это время она довольно часто заходила к моей матери... Когда я познакомился ближе с ней, то был поражён её громаднейшим талантом всё схватывать самым быстрым образом... многократно, на моих глазах, она писала длиннейшие письма стихами своим знакомым и родным... В сущности она была очень незлобливым, добрым человеком. Она обладала такими громаднейшими голубыми глазами, каких я никогда в жизни ни у кого не видел».

Из Одессы в апреле 1873 года Е. П. Блаватская направилась в Бухарест навестить свою подругу, а затем в Париж, где остановилась у своего двоюродного брата Николая Гана. В конце июня того же года взяла билет до Нью-Йорка. Г. С. Олкотт и графиня К. Вахтмейстер сообщают, что в Гавре Е. П. Блаватская, увидев бедную женщину с двумя детьми, которые не могли заплатить за проезд, обменяла свой билет первого класса на четыре билета третьего и отправилась в двухнедельное плавание третьим классом.

Теософское общество Блаватской

В 1873 году Е. П. Блаватская уезжает в Париж, затем в США, где знакомится с людьми увлекающимися спиритизмом, в том числе с полковником Генри Стил Олкоттом, который в 1875 году вместе с ней стал одним из создателей Теософского общества.

3 апреля 1875 года оформила номинальный брак с жившим в Нью-Йорке грузином Михаилом / Майклом Бетанелли (Michael C. Betanelly), с которым развелась через три года.

8 июля 1878 года она приняла американское гражданство. New York Times по этому поводу писала: «Мадам Елена П. Блаватская была натурализована судьёй Лэрримором по гражданскому делу в особом порядке вчера»(англ. Mme. Helen P. Blavatsky was naturalized by Judge Larremore in the Special Term of the Common Pleas yesterday.)

В феврале 1879 года (по данным Колумбийской энциклопедии в 1878) Блаватская и Олькотт отбыли в Бомбей, в Индию. Воспоминания Е. П. Блаватской о пребывании в Индии с 1879 года были опубликованы в книге , в написании которой Блаватская проявила крупный литературный талант. Книга составлена из очерков, написанных ею в период с 1879 по 1886 год под псевдонимом «Радда-Бай» и впервые появившихся в российской газете «Московские ведомости», редактором которой был известный публицист М. Н. Катков. Статьи вызвали большой интерес у читающей публики, поэтому М. Н. Катков переиздал их в приложении к Русскому вестнику, а потом опубликовал новые письма, написанные специально для этого журнала.

В 1892 году книга была частично, а в 1975 году полностью переведена на английский язык.

В книге «Из пещер и дебрей Индостана» в литературной форме описаны путешествия Блаватской и Олькотта с индусскими друзьями, в том числе с Такур Гулаб-Сингом, предполагаемым учителем Блаватской.

В 1880 году Блаватская посетила буддийского монаха на Цейлоне, у которого приняла прибежище в трёх драгоценностях и пять обетов, тем самым став буддисткой.

В 1882 году Блаватской и Олкоттом была создана штаб-квартира в Адьяре (ныне - Теософское общество Адьяр), неподалёку от Мадраса.

Вскоре они познакомились с Альфредом Синнеттом (Alfred Percy Sinnett), в то время редактором правительственной аллахабадской газеты The Pioneer. Синнетт всерьёз заинтересовался деятельностью Общества. Используя медиумическое посредничество Е. П. Блаватской, он начал переписку с махатмами. Сам Синнетт считал, что ценность писем была значительно уменьшена таким посредничеством, и потому был против их публикации в полном объёме, отобрав для обнародования лишь те отрывки, которые, по его мнению, достаточно точно отражали мысли махатм.

Теософское общество в Индии собрало достаточно большое число последователей.

С 1879 по 1888 год Блаватская также была редактором журнала «Теософ» (англ. The Theosophist ).

Утверждая, что обладает сверхъестественными способностями, Блаватская совершила поездки в Лондон и Париж, и в 1884 году была обвинена индийскими СМИ в шарлатанстве .

Кто Вы, мадам Блаватская?

Вскоре после обвинения в мошенничестве в 1885 году покинула Индию вследствие ухудшившегося здоровья.

После этого около двух лет она жила в Германии и Бельгии, работая над книгой «Тайная доктрина» , затем, переехав в Лондон, занялась изданием первых двух томов «Тайной доктрины» (1888), продолжая работу над третьим томом и другими книгами и статьями. В это время были написаны работы «Голос безмолвия» (1889) и «Ключ к теософии» (1889).

Умерла 8 мая 1891 года, переболев гриппом. Тело её было кремировано, а пепел разделён между тремя центрами теософского движения, расположенными в Лондоне, Нью-Йорке и Адьяре, близ Мадраса (с 1895 года здесь находится штаб-квартира Теософского Общества Адьяр).

День смерти Е. П. Блаватской отмечается её последователями как «день Белого Лотоса» .

Учение Блаватской

В России письма Е. П. Блаватской о её путешествиях, под заглавиями «Из пещер и дебрей Индостана» и «Племена Голубых гор» , были опубликованы под псевдонимом «Радда-Бай». В них Блаватская проявила крупный литературный талант.

В 1875 году Е. П. Блаватская начала писать Isis Unveiled («Разоблаченная Изида» , 1877), где выступила с критикой науки и религии и заявила, что с помощью мистицизма можно получить достоверные знания. Первый тираж в тысячу экземпляров был распродан в течение 10 дней.

Книга вызвала противоречивую реакцию критиков и общества. По мнению рецензента нью-йоркской газеты «New York Herald», книга являлась одним из «выдающихся творений века». В. П. Желиховская, сестра Е. П. Блаватской, в своей книге «Радда-Бай (правда о Блаватской)» пишет, что «Первый её капитальный труд "Разоблаченная Изида" вызвал сотни лестных отзывов в американской, а позже и в европейской прессе» и приводит мнение архиепископа армян преосвященного Айвазовского (брата выдающегося живописца, умершего в 1880 году в Тифлисе). По её свидетельству, Айвазовский написал ей, что «выше феномена появления такого сочинения из-под пера женщины» - и быть не может.

В «The Republican» работа Блаватской была названа «большим блюдом объедков», «The Sun» - «выброшенным мусором», а рецензент «New York Tribune» писал: «Знания Е. П. Блаватской грубы и не переварены, её невразумительный пересказ брахманизма и буддизма скорее основан на предположениях, чем на информированности автора».

В этом же году в Нью-Йорке вместе с Г. С. Олкоттом и У. К. Джаджем основала Теософическое общество, которое провозгласило следующие цели:

Образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания;
Способствовать изучению арийских и других писаний, мировых религий и разных наук, отстаивать важность значения древних азиатских источников, принадлежащих к брахманистской, буддийской и зороастрийской философиям;
Исследовать скрытые тайны Природы во всевозможных аспектах, и в особенности психические и духовные способности, скрытые в человеке.

В 1888 году написала свой главный труд «Тайная Доктрина», имеющий подзаголовок: «Синтез науки, религии и философии».

Е. Л. Митюгова пишет, что теософия Блаватской в её интерпретации «есть попытка объединить в универсальное учение все религии через раскрытие общности их глубинной сути и обнаружение тождественности смыслов их символов, все философии (включая эзотерические), все науки (включая оккультные), ибо "божественная мудрость выше человеческих разделений"».

В «Кратком философском словаре» авторы статьи о Блаватской пишут, что «учение Блаватской - теософия - ставило целью спасти от извращения архаические истины, являющиеся основой всех религий, раскрыть их единую основу, указать человеку его законное место во Вселенной. В учении отрицалось существование антропоморфного бога-творца и утверждалась вера в универсальный божественный принцип - Абсолют, вера в то, что Вселенная разворачивается сама, из своей собственной Сущности, не будучи сотворённой. Самым важным для теософии Блаватская считала очищение душ, облегчение страданий, моральные идеалы, соблюдение принципа Братства человечества. Блаватская называла себя не творцом системы, а лишь проводником Высших Сил, хранителем сокровенных знаний Учителей, Махатм, от которых она получила все теософские истины».

В. С. Соловьёв видел в теософии приспособление буддизма к потребностям европейского атеистического мышления". В «Русском обозрении» за август 1890 г. Вл. Соловьев опубликовал статью с критической рецензией книги Е. П. Блаватской «Ключ к Теософии». Е. П. Блаватская основала периодическое издание «Lucifer» и являлась его редактором совместно с Анни Безант вплоть до своей смерти в мае 1891 года.

В. П. Желиховская приводит фрагмент из письма Е. П. Блаватской с объяснением этого названия. "Что вы на меня напали за то, что я свой журнал Люцифером назвала? Это прекрасное название. Lux, Lucis - свет; ferre - носить: «Носитель света» - чего же лучше?.. Это только благодаря мильтоновскому «Потерянному раю» Lucifer стал синонимом падшего духа. Первым честным делом моего журнала будет снять поклеп недоразумения с этого имени, которым древние христиане называли Христа. Эасфорос -греков, Люцифер - римлян, ведь это название звезды утра, провозвестницы яркого света солнечного. Разве сам Христос не сказал о себе: «Я, Иисус, звезда утренняя» («Откров. Св. Иоанна XXI I ст. 16)?.. Пусть и журнал наш будет, как бледная, чистая звезда зари предвещать яркий рассвет правды -слияние всех толкований по букве, в единый, по духу, свет истины!».

По инициативе Епископальной церкви США в Лондоне произошло несколько встреч. Однако, по утверждению В. П. Желиховской, письмо, написанное Е. П. Блаватской в журнале «Lucifer» под заглавием «Lucifer to the Archbishop of Canterbury», прекратило конфликт. В. П. Желиховская пишет, что примас Англии заявил, что это письмо принесло «если не учению теософистов, то его проповеднице полную симпатию и уважение», а также, что после этого на встречах Теософского общества стало бывать духовенство. По её сведениям, их посещала супруга епископа Кентерберийского.

Елена Блаватская. Влюбленная в призрака

В своей автобиографической книге «Моя жизнь» отмечал, что на его мировоззрение оказали влияние личное общение с членами Теософского общества и чтение трудов Е. П. Блаватской.

«К концу второго года пребывания в Англии я познакомился с двумя теософами, которые были братьями и оба холостяками. Они заговорили со мной о «Гите». Они читали «Небесную песнь» в переводе Эдвина Арнолда и предложили мне почитать вместе с ними подлинник. Было стыдно признаться, что я не читал этой божественной поэмы ни на санскрите, ни на гуджарати. Но я вынужден был сказать, что не читал «Гиты» и с удовольствием прочту её вместе с ними... Мы начали читать «Гиту»... Книга показалась мне бесценной. Со временем я еще более укрепился в своем мнении и теперь считаю эту книгу главным источником познания истины... Братья рекомендовали мне прочесть также «Свет Азии» Эдвина Арнолда, которого я до того знал только как автора «Небесной песни». Я прочел эту книгу с еще большим интересом, чем «Бхагаватгиту». Начав читать, я уже не мог оторваться. Они свели меня также в ложу Блаватской и там познакомили с м-м Блаватской… Помнится, по настоянию братьев я прочел «Ключ к теософии» м-м Блаватской. Книга эта вызвала во мне желание читать книги по индуизму. Я не верил больше миссионерам, утверждавшим, что индуизм полон предрассудков», - указывал Махатма Ганди.

Согласно книге публициста и политолога Ксении Мяло, Махатма Ганди говорил, что для него было бы радостью «коснуться края одежд госпожи Блаватской».

В 1927 году администрация Панчен-ламы IX Тубден Чокьи Ньима (Tub-ten Chö-gyi Nyima) (1883-1937) помогла Китайскому обществу исследования буддизма в Пекине опубликовать книгу Е. П. Блаватской «Голос Безмолвия». Книга была дополнена посланием самого Панчен-ламы IX, специально для этого им написанным:

«Все существа желают освободиться от страданий.
Посему ищите причины страданий и устраняйте их.
На этом пути достигается освобождение от страданий.
Посему побуждайте все существа ступить на этот путь».

В 1989 году, в ознаменование сотой годовщины выхода в свет книги «Голос Безмолвия» Блаватской, было выпущено юбилейное издание, предисловие для которого написал Далай-лама XIV. В предисловии, озаглавленном «Путь Бодхисаттвы», Далай-лама XIV писал: «Я думаю, что эта книга оказала сильное влияние на многих людей, которые искренне ищут и стремятся приобщиться к мудрости и состраданию Пути Бодхисаттвы. Я от всей души приветствую это юбилейное издание и выражаю надежду, что оно поможет ещё очень и очень многим».

Далай-лама XIV на официальной встрече сказал, что буддийские богословы высоко ценят труды Е. П. Блаватской.

В 1991 году киностудией «Центрнаучфильм» был снят фильм «Кто вы, мадам Блаватская?». Главную роль в фильме сыграла Народная артистка Российской Федерации Ирина Муравьёва.

Распространено мнение о том, что 1991 год был якобы объявлен ЮНЕСКО годом памяти Елены Петровны Блаватской. Например, это указано на первых страницах «Тайной Доктрины» Блаватской, напечатанной в издательстве «Наука» в 1991 году и в 1992 году в журнале «Вестник Российской академии наук». Однако ссылок на официальные документы ЮНЕСКО, подтверждающие факт, в этих источниках не приводится. Существуют свидетельства ряда лиц, направлявших в ЮНЕСКО запросы с просьбами подтвердить или опровергнуть эту информацию, и приводящих тексты полученных от ЮНЕСКО официальных писем, в которых говорилось, что «ЮНЕСКО вообще не объявляет никакие "Годы"» и занимается лишь составлением Календаря памятных дат.

В Календаре памятных дат ЮНЕСКО на 1990-1991 годы, который был составлен в 1989 году, имя Е. П. Блаватской не фигурирует.

Все работы Е. П. Блаватской по-прежнему переиздаются, подчас в нескольких редакциях. Её сочинения переведены на многие европейские языки, а также на иврит, арабский, тамильский, хинди, китайский, японский, вьетнамский и многие другие языки.

В 1975 году правительством Индии была выпущена памятная марка, посвященная 100-летию основания Теософского общества. На марке изображена печать Общества и его девиз: «Нет религии выше истины».

Общая информация

Елена Петровна Блаватская (урождённая Ган) - теософ, писательница и путешественница.

Одни авторитетные источники (преимущественно западные, энциклопедии) утверждают, что Е. П. Блаватская была оккультистом и спиритуалистом, другие (некоторые российские философские словари, энциклопедии, учебники) - русским философом и учёным-религиоведом.

С 1848 по 1875 год совершила практически трехкратное кругосветное путешествие.

В 1875 году в Нью-Йорке вместе с полковником Г. С. Олкоттом основала Теософское общество, одной из главных целей которого было «образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания».

Основная деятельность Е. П. Блаватской проходила в США, Англии, Индии. Основные сочинения написала по-английски.

Некоторые авторы отмечают у Е. П. Блаватской способность к «ясновидению», а также «медиумизму», однако в отношении последнего сама Е. П. Блаватская утверждала, что обладает способностями иного характера (не медиумистического).

Биография

Елена Петровна Блаватская, основательница современного теософического движения, родилась в Екатеринославе, городе на Днепре (ныне Днепропетровск), 31-го июля 1831 г. по юлианскому, или так называемому старому стилю, который тогда был принят в России. По григорианскому календарю дата её рождения приходится на 12-е августа. Её родителями были полковник Петр Алексеевич фон Ган и Елена Андреевна Ган, урождённая Фадеева, известная романистка, умершая совсем молодой. Её бабушкой с материнской стороны была княгиня Елена Павловна Долгорукая; женщина в высшей степени одарённая, она была известна своими научными трудами. По линии бабушки родословная Блаватской восходит к княжескому роду Рюриковичей, предки её со стороны отца принадлежали к Макленбургскому графскому роду Hahn von Rottenstern-Hahn. Рано осиротевшая Елена воспитывается в доме бабушки и дедушки по матери.

Елена была необыкновенным ребёнком и рано стала ощущать, что отличается от окружающих. Своими незаурядными психическими способностями она изумляла домашних и друзей. Крайне своевольная, Елена не признавала никаких авторитетов, однако была наделена очень чуткой натурой и самыми разнообразными дарованиями. У неё были блестящие способности к языкам, она превосходно играла на фортепиано и рисовала, кроме того была отважной наездницей, бесстрашно совершавшей верховые прогулки на полуобъезженных лошадях, - она вообще необыкновенно тонко чувствовала природу. Ещё в детстве она начала сознавать, что её жизнь станет каким-то высоким служением, что ею руководят, её оберегают. Елене было всего восемнадцать, когда она вышла замуж за немолодого уже Никифора Васильевича Блаватского, назначенного незадолго до свадьбы вице-губернатором Еревана; поступок этот в действительности был продиктован желанием обрести полную независимость. Она никогда не воспринимала своё замужество всерьёз, этот брак так и остался фиктивным. Через несколько месяцев она бежит из дома и путешествует по Турции, Египту и Греции, живя на деньги, которые ей присылает отец. В 1851 г., когда ей исполняется двадцать лет, в Лондоне она встречает того, кого знает по своим детским видениям - посвященного с Востока, из раджпутов, Учителя Морью, или М. - под этим именем он стал впоследствии известен среди теософов. Он поведал Елене о том, что ей предстоит совершить, и с этого момента она безоговорочно подчиняется его руководству - и на пути внутреннего оккультного совершенствования, и во внешней деятельности.

Вскоре после этой встречи она садится на пароход, который отплывает в Канаду, чтобы совершить полное приключений путешествие по США, Мексике, Южной Америке и островам Вест-Индия, а в следующем, 1852 году, уже спешит в Индию, - мимо мыса Доброй Надежды и через Цейлон. Её первая попытка проникнуть в Тибет кончается провалом. В 1853 г. она возвращается в Англию, успев побывать ещё и на Яве. Следующим летом она снова едет в Америку и с караваном переселенцев совершает переход через Скалистые Горы. В конце 1855 г. она вновь отправляется в Индию, посетив по дороге Японию и британскую колонию Стрейтс-Сетлментс. И вот теперь ей наконец удаётся проникнуть в Тибет через Кашмир и Ладакх, где под руководством Учителя она проходит определённые этапы своей оккультной подготовки. В 1858 г. она возвращается в Европу, посещает Францию и Германию, далее едет на родину, в Россию, неожиданно объявившись в своём семействе на Рождество, а потом некоторое время гостит у сестры во Пскове. С 1860 по 1863 гг. она странствует по Кавказу, переживая очень мучительный духовный и физический кризис, и обретает в итоге полный контроль над своими оккультными способностями. Осенью 1863 г. она снова покидает Россию и много путешествует по Балканам, Египту, Сирии и Италии. Не исключено, что тогда же она ещё раз проникает в Тибет, но для прочего мира все её передвижения этого периода сокрыты завесой тайны. В 1870 г. она возвращается в Грецию, оттуда плывёт в Египет и терпит кораблекрушение близ острова Спеце, но её спасают; затем она добирается до Каира, где основывает Societe Spirite, которое, однако, вскоре распадается. Далее она странствует по Ближнему Востоку и в 1872 г. на короткое время возвращается к своим родным в Одессу. Весной 1873 г. по указанию Учителя она едет в Париж, а затем и в Нью-Йорк; 7 июля 1873 г. она сходит на американский берег. Примерно к этому же времени относится начало её общественной деятельности. В ту пору Блаватской исполняется сорок два года, она наделена многими, самыми невероятными психическими и оккультными способностями, которые целиком подчиняются её контролю. Как позднее отмечают те, кто занимался её обучением, она была лучшим доступным инструментом для совершения задуманной ими работы - представить миру в новой форме, хотя и в общих чертах, древнюю Теософию, "Знание, которое накапливалось веками, которое уточнялось и выверялось многими поколениями мудрецов...", это родительское древо истины, имевшее многочисленные ветви и побеги в виде религий, больших и малых. В задачу Блаватской входило, с одной стороны, бросить вызов укоренившимся представлениям и догмам скомпрометировавшей себя теологии, и, с другой, - оспорить не менее догматические воззрения науки своего времени. Правда, к тому моменту в этом двойном ряду фортификаций уже была пробита брешь, и произошло это благодаря спиритуализму, который захлестнул тогда всю Америку. Как говорила сама Е. П. Блаватская: "Я была послана доказать реальность существования феноменов и выявить ошибочность спиритуалистической теории относительно духов".

Вскоре после прибытия в Нью-Йорк Е. П. Б. обретает истинного друга и помощника в лице полковника Хенри Стила Олькотта, юриста, человека высоких нравственных достоинств, который приобрёл известность в годы Гражданской войны благодаря своей безупречной службе. К ним примыкает Уилльям Куон Джадж, молодой ирландский адвокат, сыгравший впоследствии выдающуюся роль в теософическом движении. 7-го сентября 1875 г. преимущественно стараниями Блаватской, Олькотта и Джаджа, а также ещё нескольких человек была создана организация, которую нарекли Теософическим Обществом, так как перед ним ставилась цель содействовать распространению древних учений Теософии, или той Мудрости в делах Божественных, которая послужила духовной основой для многих великих философских систем прошлого, таких как неоплатонизм, гностицизм и античные школы мистерий. 17 ноября 1875 г. президент-основатель полк. Олькотт официально известил о создании Общества, и с тех пор эту дату принято считать днём его основания. Провозгласив целью Общества "собирание и распространение знаний о законах, управляющих Вселенной", Основатели вскоре изложили задачи более детально; и претерпев лишь несколько незначительных редакционных поправок, они остаются всё теми же:

1. Создание ядра Вселенского Братства Человечества без различия рас, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи.

2. Содействие изучению сравнительной религии, философии и науки.

3. Исследование необъяснённых законов Природы и сил, сокрытых в человеке.

В сентябре 1877 г. в нью-йоркском издательстве J.W. Bouton"a вышел в свет первый монументальный труд Е.П. Блаватской "Разоблаченная Исида", и первый тираж в тысячу экземпляров был распродан в течение двух дней, оказав мощное воздействие на умы читающей и мыслящей публики. По мнению нью-йоркской Herald-Tribune, книга явилась одним из "выдающихся творений века", другие газеты и журналы высказались в таком же духе. Очертив предмет оккультных наук и историю их развития. "Разоблаченная Исида" раскрывает природу и происхождение магии, корни христианства, ошибки богословия и заблуждения признанных научных авторитетов, трактуя их в свете тех тайных учений, которые золотой нитью проходят через века, проявляясь время от времени в виде различных мистических движений. Сегодня этот труд столь же актуален, как и в те дни, когда он впервые увидел свет, и всё так же велика потребность в его новых изданиях.

8 июля 1878 г. Е. П. Блаватская стала первой русской женщиной, принявшей американское гражданство, это событие получило самую широкую огласку на страницах различных газет.

Проработав ещё три года в США, Е. П. Блаватская и полк. Олькотт отбывают в Бомбей, в Индию, где устраивают штаб-квартиру Общества. Вскоре с ними знакомится Алфред Перси Синнетт - в то время редактор правительственной аллахабадской газеты "The Pioneer". Это знакомство оказалось чрезвычайно важным. Синнетт всерьёз заинтересовался учением теософического движения и его деятельностью, вследствие чего Е. П. Блаватская дала согласие на попытку установить контакт посредством переписки между ним и двумя адептами, оказывавшими содействие движению - Учителем Морьей и Учителем Кут Хуми, из кашмирских браминов. Переписка продолжалась с 1880 по 1884 гг., и многочисленные ответы этих мудрецов на вопросы Синнетта и другого англичанина, А. О. Хьюма, были впоследствии опубликованы в виде книги под названием "The Mahatma Letters to A. P. Sinnett" (Письма Махатм к А. П. Синнетту), London, 1923. Оригиналы писем Учителей хранятся в Британском музее как большая ценность, но к ним можно получить доступ с особого разрешения Отдела редких рукописей.

Посетив многие города и селения Индии, основатели возвращаются в Бомбей и в октябре 1879 г. приступают к изданию первого теософического журнала The Theosophist (выходящего по сей день), редактором которого становится Е.П. Блаватская. В это время Общество быстро расширяется, к нему примыкает ряд выдающихся людей из Индии и других стран. В мае 1880 г. основатели едут на Цейлон, где полковник Олькотт начинает работу по возрождению буддизма в этой стране. Они оба принимают "панча шила", то есть официально становятся буддистами, - факт, который Олькотт впоследствии объяснил как "формальное подтверждение наших давних убеждений". В мае 1882 г. в Адьяре, близ Мадраса, было куплено поместье, куда в конце года переезжает штаб-квартира Общества. Адьяр вскоре становится центром всемирной деятельности, и основатели вместе с небольшой группой соратников отдаются ей целиком. Предпринимаются поездки в самые отдалённые районы Индии, основываются филиалы, принимаются посетители, ведётся обширнейшая переписка, готовятся к публикации в основанном незадолго до этого теософическом журнале ценнейшие научные материалы. Эти труды преследовали цель пробудить в индусах интурес к тем духовным ценностям, которые заключали в себе древние Священные Писания их родины. В 1884 г. полк. Олькотт отбывает в Лондон с петицией к Британскому правительству от буддистов Цейлона. Е. П. Блаватская, состояние здоровья которой в это время резко ухудшилось, едет в Европу вместе с ним. После недолгого пребывания в Париже и Лондоне осенью она поселяется в Германии, в Эльберфельде, и с головой уходит в работу над "Тайной Доктриной". Между тем в Адьяре иезуиты спешно готовят заговор, в котором участвуют двое слуг Е. П. Б., Алексис и Эмма Куломы. В конце декабря Е. П. Б. возвращается в Адьяр, чтобы на месте ознакомиться с ситуацией. Она намерена предъявить судебный иск супругам Куломам за грубую клевету о якобы мошенническом характере производимых ею феноменов. Однако другие члены, стоящие во главе Общества, по разным причинам решают не предавать это дело огласке, и Е. П. Б., не добившись справедливости, в марте 1885 г. уезжает в Европу, чтобы уже никогда не вернуться в Индию.

Как выяснилось впоследствии, всё это "дело" было целиком состряпано иезуитами, ненавидевшими и Общество, и Е. П. Б. Обвинения были построены на поддельных, частично и полностью, письмах, написанных якобы Е. П. Блаватской и содержавших указания относительно того, как устраивать всевозможные фальшивые феномены, - письмах, с которыми непредвзятым исследователям не дозволили ознакомиться.* В конце концов все эти злобные нападки самым губительным образом отразились на здоровье Е. П. Блаватской. Сначала она поселяется в Вюрцбурге, в Германии, затем перебирается в Остенде, а весной 1887 г. по приглашению английских теософов переезжает в Лондон. Не обращая внимания на своё вконец пошатнувшееся здоровье и всяческие злоключения, она всё так же упорно работает над своим великим трудом; он был завершен и опубликован в двух больших томах в октябре 1888 г. Помогали Блаватской Бертрам Китли и д-р Арчибалд Китли, они переписывали и редактировали рукописи, они же и финансировали издание. "Тайная Доктрина" венчает литературную деятельность Е. П. Блаватской, это эпохальное творение только теперь начинает обретать признание выдающихся умов современности, и не приходится сомневаться в том, что в двадцать первом веке оно встретит ещё больший отклик и получит самую высокую оценку.

Научные предвидения

"Ни одна великая истина никогда не была принята a priori, и обычно проходило столетие или два, прежде чем проблески ее начинали вспыхивать в человеческом сознании, как возможная правда... И настоящий труд будет оправдан частично или целиком в XX столетии".

Так писала Елена Петровна Блаватская более ста лет тому назад, пророчески предвидя сроки признания тех истин, которые она принесла миру в главном труде своей жизни - "Тайной Доктрине".

Во второй половине XIX века наука, в полном сознании своего превосходства над ниспровергнутой религией, приближалась, по мнению ее корифеев, в общихчертах к абсолютному завершению. Оставалось согласовать некоторые мелкие неувязки и заштопать кое-какие прорехи. (Совсем как во второй половине XX века, накануне предполагаемого построения единой физической теории, по сей день не открытой...)

На этом фоне ученой самоуспокоенности и самодовольства, резким диссонансом прозвучало возмутительное откровение Блаватской, подрывающее казалось бы несокрушимый бастион аксиом и догм науки Нового времени.

Теософия Блаватской воевала не с наукой, а с монополией того научного направления, которое в наше время привело человечество на грань глобальной катастрофы.

Теософия Блаватской призывала не к возврату седой старины, а к пересмотру полузабытого-полуокарикатуренного старого, в котором содержится, как в драгоценном ларце за семью замками, очень многое, если не все лучшее новое.

Блаватская, не отрицая необходимости проектирования, так сказать, аэродинамического крыла науки, предостерегала, что на одном крыле наука далеко не улетит: надлежит срочно позаботиться и о другом крыле - раскрытии беспредельной энергии духа - вечном двигателе, известном всем посвященным мыслителям древности, отчасти памятном в эпоху средневековья, и безнадежно забытом прагматично-утилитарной наукой Нового времени.

С неукротимым темпераментом и полемическим задором Блаватская обрушилась в "Тайной Доктрине" на теорию Дарвина, усомнилась в законе тяготения Ньютона. "Когда-нибудь будет найдено, что эта научная гипотеза неудовлетворительна... Мы называем силы, действующие под этим названием, следствиями, и даже весьма второстепенными... Тяготения не существуют, во всяком случае, не в том виде, как учит наука...".

Крупнейшие киты физики и биологии попали под ее обстрел... Блаватская реабилитировала Древнюю Мудрость, величайшими выразителями которой были Гермес Трисмегист, Пифагор и Платон. Но ее критика авторитетов науки XIX века не опровержение теории естественного отбора и закона тяготения, а прозорливое предвидение недостаточности их.

Как показало дальнейшее, ньютонианское представление о мироздании справедливо в рамках частного случая концепции Эйнштейна. Закон всемирного тяготения интерпретируется теорией относительности через искривление пространства.

В недавние годы выяснилось: объяснить происхождение жизни и разума случайным сочетанием элементов запрещает теория вероятностей: не хватает ни периода существования Земли, ни степени перебора вариантов.

Эволюционная же теория Дарвина односторонне прямолинейна: наряду с эволюцией действуют, как предвосхитила Блаватская в "Доктрине", инволюция...

Вообще, методологически, все дилеммы в науке и в философии дефектны, ибо существо дилеммы - или - или - порождение плоской логики Аристотеля, нежизнеспособно.

Нет дилеммы - или сверхестественный акт творения, или естественный отбор, как нет дилеммы - свет или волновой процесс, или дискретный.

Последняя дилемма - предмет спора между Ньютоном и Лейбницем, завершившегося когда - то в пользу Ньютона (временное торжество волновой теории), а в 20-е гг. нашего века, в ученом поединке Гейзенберга с де Бройлем - вничью: было доказано - свет имеет и волновую и дискретную природу.

Однако за полвека до этого кардинального открытия, означавшего переворот в физике, Блаватская знала, что дилеммы нет:

"Теория волн или корпускулярная теория - ВСЕ ОДНО, ибо это есть суждения на основании аспекта феномена, но не на основании знания сущности природы причины.".

Увеличивающие скорость движения (вплоть до субсветовой) галактики на горизонте расширяющейся Вселенной?

Сие в принципе Блаватской было известно: "Все во Вселенной, так же как и сама Вселенная, образуется в течение ее периодических проявлений в пределах феноменального мира - ускоренным движением".

Новейшая гипотеза тождества микро - и - макромиров, относительного понятия масштабов, уравнивающего элементарную частицу с астрономическим миром?

Гениальная провидица 80-х гг. XIX века писала так: "...Каждый атом Вселенной... является Вселенной в себе самом и для себя.".

"Термин монада может быть одинаково применен, как к обширнейшей Солнечной системе, так и к малейшему атому.".

Ключ к загадке пришельцев - гуманоидов, таинственных появлений их и мгновенных исчезновений предлагает нам Блаватская в следующей удивительной многомерной картине взаимопроникновения миров:

"Существуют миллионы и миллионы миров,... невидимых нами; и еще большее их число за пределами видимых телескопом, и многие из последнего вида не принадлежат к нашей объективной сфере существования... они с нами, вблизи нас, внутри нашего собственного мира, такого же материального для их обитателей, как наш мир для нас... Обитатели их... могут... проходить через нас и вокруг нас, как вы сквозь пустое пространство, их жилища и страны переплетаются с нашими, тем не менее, не мешают нашему зрению...".

Человечесгво последовательно систематизировало представление о мире и форме геоцентризма, гелиоцентризма, галактизма, метагалактизма.

По мнению Шепли, "пятое приспособление мыслимо в области психологии или в мире "антиматерии".

Идея Шепли удивительно перекликается - и по букве, и по смыслу - с предсказаниями Блаватской: "Наша 5-я раса спешно приближается к Пятому Элементу - назовите его, если хотите, междупланетным эфиром... Элемент этот имеет больше отношение к психологии, чем к физике.".

Речь идет о психической энергии, овладение которой даст грядущему человечеству силу, превосходящую все чаяния, связанные с термоядерной энергией...

Натуральный ряд чисел движется не от нуля к бесконечности, а от нуля к нулю, ибо Космогонический Цикл конечен, и бесконечности вообще нет в природе.

Здесь необходимо отметить: 1) Блаватская вместо прямолинейного евклидового ряда чисел, уходящего в дурную бесконечность, т.е. в бессодержательную бесконечность, предполагает цикличный натуральный ряд, аналог которого окружность, а точнее - виток спирали; 2) Космогония принципиально отождествляется с натуральным рядом чисел, замкнутым в цикл от единицы до нуля. (Единица - действенное начало, а Нуль - пассивное. Можно предположить формулу "от нуля до нуля" и формулу "от единицы до нуля"). Прообраз современной космологической модели пульсирующей Вселенной впервые выдвинут Блаватской в комментариях к манускрипту глубочайшей древности - "Книге Дзиан".

Задолго до работ астрофизика - космолога А.Л.Зельманова об относительности конечного и бесконечного, их совместной истинности в протяженности и в длительности Вселенной, Блаватская с поразительной научной интуицией предвещала: "Несмотря на то, что материальный мир для нас беспределен, он все же конечен.".

Говоря о монадах (в лейбницевском и оккультном аспекте), Блаватская диалектически утверждает предельное в беспредельном: "Число их предельно, как и все в этой Вселенной дифференциации и предельности.".

Блаватская нарушила традиционное представление о пустоте, категорически заявив, что пустоты в природе нет.

Только в середине XX века парадоксальное утверждение Блаватской получило научное признание: вакуум - виртуальное средоточие колоссальных энергий.

Вот еще пример подтвердившегося совсем недавно откровения: "Солнце, при каждом своем обороте сокращается также ритмично, как человеческое сердце. Только... солнечная кровь требует 11 лет, чтобы пройти через полость сердца, прежде нежели она омоет легкие, чтобы вернуться затем в большие артерии и вены системы.".

Физика Солнца за последние десятилетия сделала большие успехи и значительно приблизилась к пониманию нашего Светила, как ритмично пульсирующего живого органа. Мы узнали: Солнце дышит! Но и это знала великая провидица!..

Ультразвук вошел в науку в XX веке, а Блаватская в 1888 году вдохновенно предвещала:

"Мы... утверждаем, что звук есть... страшная сила. Звук может быть произведен такого свойства, что пирамида Хеопса поднялась бы на воздух... Это есть вибрационная сила... Атомы в Оккультизме называют Вибрациями: так же Звуком - коллективно".

А предупреждение об экологическом неблагополучии на Земле?..

И в заключении нашего краткого обзора мы можем с удовлетворением отметить то, что по свидетельству обобщающих разработок в теоретической физике последних лет, наука, хочет она того или не хочет, волей или неволей, ползком или прыжком - движется в направлении теософии, точно также как движется к синтезу отдельных разрозненных дисциплин, в конечном счете - к синтезу с этикой и с религией.

Три цели Теософского Общества

Основать ядро всемирного братства без различия расы, веры, пола, касты и т. п.
Поощрять сравнительное изучение религий, философии и наук.
Исследовать необъясненные законы природы и скрытые силы человека.

Теософское общество после смерти Елены Блаватской

После смерти Блаватской её продолжателями стали английская писательница А. Безант (Annie Wood Besant), а также Олкотт и Джадж. В 1895 году последний, вследствие конфликта с двумя первыми, отделился и самостоятельно возглавил «Американскую секцию» Общества.

Организация, возглавлявшаяся Олкоттом и Безант продолжает базироваться в Индии и известна как The Theosophical Society - Adyar; секция же, возглавлявшаяся Джаджем, ныне известна просто как The Theosophical Society, но для ясности часто добавляют international headquarters, Pasadena, California (адрес штаб-квартиры в Пасадине, Калифорния).

Третья структура, известная как The United Lodge of Theosophists (ULT), отделилась от второй в 1909 году.

Контакты

Официальный сайт теософского общества
http://www.ts-adyar.org/

Русскоязычный сайт о Елене Петровне Блаватской
http://www.blavatsky.ru/

Елена Блаватская признана величайшим оккультистом Запада, а ее “Тайная доктрина” до сих пор обсуждается в высших кругах! Что же это была за женщина?

1. Детство Елены Блаватской
2. Какими сверхспособностями владела Блаватская?
3. Странствия Елены Блаватской
4. Дальнейшая судьба и развитие сверхспособностей
5. «Тайная доктрина» Елены Блаватской

Детство Елены Блаватской

Елена фон Хан родилась в семье аристократов на юге Российской империи в Екатеринославле (сейчас Днепр, Украина) 12 августа в 1831 году.

Ее родителями были Петер фон Хана и одаренная русская писательница Елена Фадеева, родословная которой начиналась от самих Рюриков. Мать умерла, когда девочке было около одиннадцати лет, и ей пришлось переехать жить к дедушке, которого на тот момент назначили губернатором Саратовской губернии.

С раннего детства Елена Блаватская выделялась среди других детей!

Ее экстрасенсорные способности и таланты не раз удивляли и восхищали семью. Также она имела исключительные способности к иностранным языкам, была талантливой пианисткой и художницей, великолепной и бесстрашной наездницей.

Какими сверхспособностями владела Блаватская?

С юных лет Елена Блаватская рассказывала своим домашним, что постоянно видит различных существ, призраков и слышит загадочные и красивые звуки. Особо часто она упоминала о важном и благородном индусе, которого она видела, как во сне, так и наяву. Она уверяла, что это Хранитель, который убережет ее от многих бед и несчастий.

Через несколько лет выяснилось, что этот индус не кто иной, как Махатма Мориа¹, ее духовный Учитель.

Их знакомство состоялось в 1852 году в Лондоне. Махатма Мориа сказал Елене, что ему нужна ее помощь, что ей следует приехать в Тибет и провести там три года.

Психические способности Блаватской до сих пор ставят под сомнение, хотя очевидцы говорили, что она неоднократно:

  • предсказывала будущие события,
  • могла читать нераспечатанные письма,
  • бесконтактно двигать предметы и т.д.

Блаватская одной из первых предсказала:

  • появление ядерного оружия,
  • начало войны,
  • предвидела многочисленные открытия и изобретения в области физики,
  • говорила о покорении Космоса в XX веке.

Также она говорила, что у Солнца есть пульс, как и у сердца человека, но с промежутком в одиннадцать лет. Это предположение позже было научно доказано Александром Чижевским².

Одно из ее предсказаний гласит, что настанет время, когда русский народ заинтересуется буддизмом, реинкарнацией³, кармой и вегетарианством.

Странствия Елены Блаватской

Стремясь выйти из-под опеки отца, Блаватская решила выйти замуж в восемнадцать лет за сорокалетнего вице-губернатора Эриванской провинции Н. Блаватского, но спустя три месяца убежала от мужа. Так и начались ее бесчисленные странствия.

На протяжении жизни Елена Блаватская побывала почти во всех развитых странах мира, ей дважды удалось совершить путешествие вокруг земного шара, и она стала одной из первых русских женщин, которым удалось получить гражданство в Соединенных штатах.

Дальнейшая судьба и развитие сверхспособностей

Первое путешествие в Тибет 1852 г. было неудачным, ей пришлось вернуться в Англию и, спустя год, снова уехать в Штаты. Осенью 1855 года Блаватской удалось добраться до Кашмира⁴ и Ладакха⁵, а оттуда уже в Тибет.

В горной стране она прожила три года, получая оккультные знания от своего Учителя Махатмы Мориа, занимаясь мистическими практиками и развивая сверхспособности.

В 1858 году она уезжает из Тибета во Францию, после в Германию, и далее в Россию, где какое-то время живет у своей сестры в Пскове. В 1860-1865 гг. Блаватская жила на Кавказе, чтобы укрепить здоровье, несколько подорванное неумением контролировать свои сверхспособности.

В 1865 г. она вновь уезжает из России и путешествует по странам Средиземноморья и Африки.

Посетив в Тибет в 1868 году, Блаватская знакомится и обучается у Мастера Кут Хуми⁶. Через пять лет, выполняя поручение своих учителей, она отправляется в Соединенные Штаты.

В Америке судьба подарила Елене знакомство с Генри Олкоттом⁷, журналистом, юристом и военным в отставке. Они прожили вместе до конца жизни. В 1975 году они стали соучредителями Теософского сообщества⁸, основной целью которого было объединить религию, философию и науку, а также изучение сверхспособностей и возможностей человека.

«Тайная доктрина» Елены Блаватской

В последний раз Блаватская посетила Индию в 1984 году. Несколько последних лет жизни она провела в Лондоне, где и создала свое главное сочинение «Тайную доктрину». Трехтомный труд вышел в 1988 году и мгновенно привлек внимание всего мирового сообщества.

Несмотря на нападки и громкую критику, «Тайную доктрину» читали и перечитывали выдающиеся умы того времени. Махатма Ганди⁹ как-то признался, что для него была большая честь даже прикоснуться к одеждам Елены Блаватской.

В 20-х годах «Тайная доктрина» попала в руки Адольфа Гитлера…

Именно из трудов Блаватской Гитлер¹⁰ узнал, что немецкий народ является прямым наследником и потомком ариев, имеющих право устанавливать новые порядки и законы.

Если бы Блаватская могла предположить, какие последствия будут иметь ее высказывания…

Елена Петровна Блаватская скончалась в мае 1891 года, когда в Англии случилась сильнейшая эпидемия гриппа. Тело кремировали в Уокинге (графство Суррей), а прах поделили на три части, одна из которых хранится в Мадрасе, вторую отвезли в Нью-Йорк, а третью оставили в Лондоне.

1991 год был объявлен ЮНЕСКО годом Елены Блаватской.

Это была действительно легендарная женщина. За свои труды и учения, за верность своей миссии и за свои сверхспособности Елена Петрвна Блаватская была признана величайшим оккультистом в истории Западной цивилизации.

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Махатма Мориа - один из «Учителей Мудрости», в Учении Вознесённых Владык (под именем Эль Мория) - один из «Вознесённых Владык» (Википедия).

² Александр Леонидович Чижевский (26 января (7 февраля) 1897 - 20 декабря 1964) - советский учёный, биофизик (основоположник гелиобиологии), философ, поэт, художник (Википедия).

³ Переселение душ, перевоплощение, реинкарнация, - группа религиозных философских представлений, согласно которым бессмертная сущность живого существа (в некоторых вариациях - только людей) перевоплощается снова и снова из одного тела в другое (Википедия).

⁴ Кашмир - спорная область на северо-западе полуострова Индостан, исторически бывшее княжество в Гималаях (Википедия).

⁵ Ладакх, или Ладак - историческая и географическая область, в настоящее время входящая в состав индийского штата Джамму и Кашмир (Википедия).

⁶ Кут Хуми, иногда Кутхуми, реже Кут Хуми Лал Сингх, чаще Учитель К. Х. или просто К. Х. - в теософии один из Учителей Вневременной Мудрости (Википедия).

⁷ Генри Стил Олкотт (2 августа 1832 - 17 февраля 1907) - один из основателей и первый президент Теософского Общества, участник Гражданской войны в США, полковник, юрист, журналист и писатель (Википедия).

⁸ Теософское общество Адьяр - базовое подразделение международного сообщества теософов (Википедия).

⁹ Мохандас Карамчанд «Махатма» Ганди - индийский политический и общественный деятель, один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании (Википедия).

¹⁰ Адольф Гитлер - основоположник и центральная фигура национал-социализма, основатель тоталитарной диктатуры Третьего рейха, вождь (фюрер ) Национал-социалистической немецкой рабочей партии (1921-1945), рейхсканцлер (1933-1945) и фюрер (1934-1945) Германии, верховный главнокомандующий вооружёнными силами Германии (с 19 декабря 1941) во Второй мировой войне (

Мадам Блаватская не нуждается в представлении для всех, кто интересуется эзотерикой. Эта загадочная женщина навсегда вписала свое имя в историю мистики. Блаватская – основательница теософского общества, втор таких нашумевших и монументальных трудов как «Разоблаченная Изида» и «Тайная Доктрина», которые еще при ее жизни стали считать классикой, активная пропагандистская оккультизма и так далее и тому подобное. Но кто же она была на самом деле, ведь некоторые считают, что она была не той, за кого себя выдавала.

Детство и юность Блаватской

Елена Петровна Блаватская (в девичестве Ган) родилась 31 июля (12 августа) 1831 в Екатеринославле, который в последствие будет переименован в Днепропетровск.

Как и многие одаренные мистики, Блаватская с юных лет очень выделялась на фоне своих сверстников тем, что обладала экстраординарными психическими способностями, которыми поражала не только своих сверстников, но и родственников. А наряду с этим, Блаватская поражала всех и своими интеллектуальными способностями, в частности она легко осваивал иностранные языки, превосходно играла на фортепиано и рисовала и так далее.

Также юную Елену Блаватскую отличал и чрезмерно свободолюбивый нрав – она не признавала никаких авторитетов и была крайне своевольна. Плюс ко всему Блаватская была еще дерзкой и решительной особой, поэтому не раз отваживалась гарцевать на полуобъезженых лошадях и славилась как превосходная наездница.


Замужество Блаватской

Елена Блаватская вышла замуж в восемнадцать лет за уже не молодого вице-губернатором Еревана Никифора Васильевича Блаватского. Судя по всему, этот быстрый и ранний брак был продиктован желанием поскорее освободиться от родительской опеки и начать вести взрослую и независимую жизнь. Именно поэтому Блаватская и сама серьезно не воспринимала свое замужество, так что, скорее всего, этот брак был фиктивным.

Судьбоносная встреча Блаватской и Учителя

Практически сразу после свадьбы, Елена Блаватская отправляется путешествовать в Турцию, Египет, Грецию и так далее. А через два года такой кочующей жизни она оказывается в Лондоне, где и встречается с загадочной личностью, видения о котором ее посещали еще в детстве. Это был посвященный, учитель Морью, который впоследствии стал известен среди теософов, как просто «М». Он становиться наставником Блаватской в ее духовных и оккультных исканиях.

Новые путешествия Блаватской

После судьбоносной встречи с учителем, Блаватская вновь отправляется в путешествия. На этот раз ее путь лежит в Канаду, потому по города Америки, Мексике, и еще дальше - острова Вест-Индия, Индия, Цейлон и Ява.

После этого она возвращается на короткое время в Англию для короткой передышки, а на следующий год вновь возобновляет свои путешествия. Теперь она посещает Японию, а там, через Кашмир и Ладакх в Тибет – в страну ее мечты. Считается, что именно там она проходила свое таинственное оккультное обучение и была посвящена во множество удивительных эзотерических тайн.


Возвращение Блаватской на родину и новые путешествия

В 1858 году Блаватской возвращается из Тибета в Европу, где посещает Францию и Германию, а оттуда прямиком домой в Псков к своей сестре. Но и там она задерживается не на долго, и снова отправляется в трехлетнее странствие по Кавказу. А после него ее путь лежит еще дальше - Балканы, Египту, Сирии и Италии. Некоторые исследователи говорят, что тогда она еще раз попадает в Тибет, но так ли это или нет, никто не знает, потому что большая часть ее путешествий покрыта вуалью тайн и загадочности.


Финал путешествий Блаватской

Практически непрерывная череда путешествий Блаватской, как и целая часть ее жизни заканчивается в 1870 году, когда корабль, на котором она плыла из Греции в Египет, потерпел кораблекрушение, а Блаватская чудом спаслась от неминуемой гибели. Это становится поворотным моментом ее жизни. В результате она основывает общество «Societe Spirite», которое, правда, не смогло долго просуществовать.

Начало нового «Начала» Блаватской

Елена Блаватская после своих странствий на некоторое время возвращается погостить у своих родных в Одессе, а потом весной 1873 года вновь едет в Париж и оттуда уже в Нью-Йорк. На тот период Блаватской исполнилось 42 года и как утверждают современники она уже обладала полностью развитыми оккультными и психическими способностями. Одним словом, она была полностью готова выполнить возложенную на нее миссию, как писала сама Блаватская: «Я была послана доказать реальность существования феноменов и выявить ошибочность спиритуалистической теории относительно духов».

Помощник Елены Блаватской

В Нью-Йорке Елена Блаватская знакомиться с полковником Генри Стила Олькоттом, который станет ее надежным помощником. А также с ирландцем Уилльям Куон Джаджом, которому тоже предстоит сыграть важную роль в теософическом движении.


Блаватская и создание Теософского общества

И, наконец. После долгих странствий, обучения, размышлений и организаторских действий, 7-го сентября 1875 года «троица» в лице Блаватской, Олькотта и Джаджа, создают Теософское Общество. Хотя официальной датой основания считается 17 ноября 1875 года, когда Олькотт известил общественность о появлении Теософского Общества.

Целью и задачами Теософского Общества является распространению древних оккультных учений и Мудрости.

«Разоблаченная Изида» - первый «классический» литературный труд Блаватской

Спустя два года после основания Теософского общества, а именно в сентябре 1877 в нью-йоркском издательстве «J.W. Bouton"a» выходит в свет первый монументальный труд Е.П. Блаватской под названием «Разоблаченная Изида», сыскавший впоследствии всемирную славу и имевший просто фантастический успех. Даже первый тираж в тысячу экземпляров был распродан в течение двух дней!

И дело не только в популярности книги, как таковой. Сколько в том. какой переворот в умах многих людей она совершила, заставила по новому взглянуть на мир. Жизнь, эзотерические традиции и так далее. «Разоблаченная Изида» стала тем камнем, который вызвал не просто «круги на воде». А поднял цунами невероятных размеров и силы. Началась волна увлечения теософией.

Сама же по себе книга, в принципе, несла всего лишь одно послание, которое заключалось в раскрытии природы и происхождение магии, оккультизма и эзотерики из одного источника. Иными словами, Блаватская говорила о том, что все разнообразие мистики и религии – это «ручьи», вытекающие из одного родника.


Важное событие в жизни Блаватской

Через год, после выхода книги «Разоблаченная Изида» судьба сделала Елене Блаватской «подарок» - 8 июля 1878 года она стала первой русской женщиной, получившей американское гражданство.

Штаб-квартира Теософского общества

Спустя три года после официального основания Теософского общества, Елена Блаватская и полковник Олкотт отправились в Индию в город Бомбей, где создали штаб-квартиру своей организации. Там же они знакомятся с еще одной выдающейся личностью в мире эзотерики - Алфредом Перси Синнеттом, редактором газеты «The Pioneer». Впоследствии, непосредственно при его участии, Теософское Общество в мае 1882 года переезжает в поместье в Адьяре, близ Мадраса, которое специально было куплено для штаб-квартиры Теософского Общества.

Переписка Блаватской с махатмами

Знакомство с Синнетом действительно было важной вехой в жизни Елены Блаватской, так как именно через него она установила переписку с «тайными» адептами - Учителем Морьей и Учителем Кут Хуми. Эта переписка велась с 1880 по 1884 год. Впоследствии некоторая часть этих писем была приведена в книге Синнета «Письма Махатм к А. П. Синнетту». Оригиналы этих писем хранятся в Британском музее как большая ценность.

Журнал Блаватской «Теософист»

В октябре 1879 году Блаватская вместе со своими соратниками приступает к изданию первого теософского журнала «The Theosophist», который выходит и по сей день. В журнале печатаются статьи на различные теософские темы. Также, как и книги Блаватской, журнал становится очень популярным.


«Тайная Доктрина» Блаватской

В 1884 году здоровье Елены Блаватской резко ухудшилось, и она переезжает в Европу, в город Эльберфельд, где приступает к работе над еще одним своим фундаментальным и выдающимся трудом – «Тайной Доктриной», которому также суждено было снискать мировую славу и признание.

Труд в двух огромных томах был закончен через 4 года.


Блаватская и журнал «Люцифер»

К сожалению, пока Елена Блаватская плотно работала над «Тайной Доктриной», вокруг ее и Теософского общества, а также журнала «Теософист» разрастались различные склоки, в результате она полностью потеряла контроль над журналом. Но это хоть и расстроило Блаватскую, но не стало причиной для поражения. Поэтому она основывает в Лондоне новый эзотерический журнал – «Люцифер», о котором Блаватская писала, что он задуман «осветить предметы, сокрытые во мраке». В свет вышло двадцать номеров «Люцифера», а потом на его смену пришел журнал «The Theosophical Review».

Курт Воннегут в своем очерке о Елене Блаватской, русской дворянке, мужеподобной леди и доке оккультных наук, писал, что она являлась ярой противницей института брака, да и американское гражданство приняла лишь затем, чтобы сбить американцев с христианского пути поиска истины и втянуть в оккультное непотребство. Так или иначе, а имя Елены Блаватской, поистине громкое. Ее можно считать пророком, дьяволом в юбке, человеком, изучающим анатомию Бога и мироздания, можно обвинять в плагиате, и уличать ее философию и теософию в пустопорожности, но все это не умаляет того факта, что о Блаватской говорили, говорят и, по всей видимости, еще долго будут говорить, что, безусловно, делает ее личностью, стоящей такого пристального внимания.

Детство и юность

Елена родилась в городе Екатеринославле (современный Днепропетровск. Украина) в 1831-ом году, двенадцатого сентября. Ее матерью была известная в то время писательница-романистка Елена фон Ган, которая умерла довольно рано. К тому же она к тому времени находилась уже в разводе с отцом Елены - Петром Алексеевичем, так что, все свое детство девочка находилась на попечении бабушки. Родственники девочки впоследствии вспоминали, что у маленькой Елены часто случались галлюцинации: то она хохотала над проделками каких-то невидимых для всех остальных существ, то ей чудилось, что за ней пристально повсюду следят чьи-то горящие, жуткие глаза… Но, в целом, она была вполне обычным ребенком, чьи способности к творчеству бережно пестовались родными, не смотря на ее крутой, своевольный нрав.

Елена неплохо играла на фортепиано, с удовольствием учила иностранные языки. Но все равно, с самого детства, считала, что ей уготована какая-то миссия на земле, что ее жизнь имеет высшую цель.

Путешествие в жизнь

Едва ей исполнилось 18 лет, дабы вырваться из-под опеки родственников и обрести свободу, она вышла замуж за Н.В. Блаватского, надворного советника намного старше себя и сразу же после венчания оставила мужа. На торговом судне Елена отправилась в Англию. Вообще, надо заметить, что юная Блаватская с детства грезила дальними странами, поэтому впоследствии посвятила путешествиям половину жизни, если не больше. В итоге, она совершила кругосветное путешествие трижды, побывала во всех странах Востока, она искала истину в обломках древние культуры и у подножия Пирамид в Египте, лично наблюдала за древними, сакральными и таинственными обрядами в индуистских святилищах, странствовала по Африке.

Итогом ее путешествий стало, провозглашенное ею, новое учение, которое впитало в себя западную и восточную культуры, философию буддизма и мироощущения древнеиндийской религии - брахманизма с примесью европейского средневекового оккультизма. Учение Елены Блаватской зиждилось на вере в существование Учителей, великий душ - Махатм.

В своих книгах утверждала, что лично вступала в контакт с членами, так называемого, Белого Братства, пришельцами с далеких звезд, которые являются настоящими гималайскими Правителями и именно они хранят все тайные знания канувшей в Лету Атлантиды, и которые по сей день управляют на Земле всеми глобальными мировыми процессами. Елена утверждала, что эти гималайские Правители передали ей все тайные знание, ибо только в ней видели личность, способную просветить все человечество, донести до людей все сакральные знания и раскрыть все тайны мироздания.

В 1873-ем году Блаватская приехала в Соединенные Штаты Америки, где познакомилась с неким Генри Олкоттом, полковником, ветераном Гражданской войны между Севером и Югом, а ныне - известным адвокатом. Поскольку полковника, по его собственному признанию, «влекло к духам», он со всей страстью отдал все силы Елене Блаватской как посланнице Высшего Разума. Они вместе основали в США (1875) Теософское общество, штаб-квартира которого размещалась в штате Иллинойс, в городе Уитоне. После чего труды Блаватской, наконец, начали издаваться (самые известные книги Елены Блаватской: «Тайная доктрина» и «Разоблаченная Исида»).

После США полковник и Елена вместе отправились в Индию, но все же свои последние годы жизни Елена провела в Англии, где и скончалась в 1891-ом году, в Лондоне. Книги Елены Блаватской, ее теософское учение вызывали большой интерес не только в Европе и США, но и в России.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!