Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Высоцкий информация о личной жизни. Творчество Высоцкого

Высоцкий - один из представителей "уличного" театра, и поэтому он легко, с какой-то безрассудной свободой шагает на эстраду. Поистине, ему нужен только коврик. Или микрофон, если уж он выдуман современной техникой. И гитара, конечно. Но можно и без нее - он будет читать стихи, изображать Керенского, Гитлера или кого-либо еще. Все это он делает артистично, лихо, с идеальным чувством эстрадной формы, начала и конца номера, с тем блаженством одиночества на подмостках, которое как божий дар дается артистам эстрады. Но лучшее у Высоцкого, конечно, его песни. Кто-то сказал про него, что пол под ним ходит, когда он появляется на сцене. Это верно. Особая пружинистость темперамента составляет суть его обаяния. Но когда он берет в руки гитару, когда успокаиваются его руки и ноги, становятся сосредоточенными обращенные к зрителям глаза - когда актер остается самим собой,- тут начинается самое интересное.

Я не возьмусь пересказывать содержание его песен, хотя лучшие из них - это своеобразные маленькие драмы. Следуемые одна за другой, то веселые, то грустные, то жанровые картинки, то монологи, произносимые от лица с ярко выраженной индивидуальностью, то размышления самого автора о жизни и времени, они, все вместе дают неожиданно яркую картину этого времени и человека в нем. Грубоватая "уличная" манера исполнения, почти разговорная и в то же время музыкальная, сочетается с неожиданной философичностью содержания - это дает особый эффект. По стилю - это брехтовские зонги, перенесенные на нашу русскую почву.

Исполнительский талант Высоцкого очень русский, народного склада, но эта, сама по себе обаятельная типажность подчиняется интеллекту, способности самостоятельно мыслить и безбоязно обобщать виденное. В любимовских спектаклях всегда ощутимо активнее интеллектуальное начало, оно выносится прямо к публике, обращается к ее разуму. Высоцкий поет также - наступательно, обращаясь не куда-то поверх голов, вообще в зал, а прямо глядя в глаза тех, кто перед ним, завоевывая эти глаза, не отпуская их, подчиняя и убеждая. Агитационная суть театра, который он представляет, сказывается и в этом.

Высоцкий мужественен не только по внешнему облику, но и по складу мысли и характеру. К счастью, в его песнях нет самоуверенных интонаций, он больше думает о жизни и ищет решения, чем утверждает что-либо, в чем до конца уверен. Но думает он, отбрасывая всякую возможность компромисса и душевной изворотливости. Думает так, как сегодня думают и ищут лучшие из его поколения. Безбоязненно, не стесняясь, он выносит к зрителю результат своих поисков, надеясь, что его поймут.

Высоцкий - дитя стихий, я не видел второго такого же по выносливости. Он неутомим как горная река, как сибирская вьюга, и это не метафора, увы! - он так же беспощаден к себе в работе, как и упомянутые явления природы. Только ему это дороже стоит - жизни и здоровья. Стихия, увлечение, интрига замысла, влюбленность делают его самим собой. Казенный распорядок, будничная суета меняют его облик. Это словно бы другой человек - неширок и нещедр, неузнаваем ни в чем... Но вот его властно призвала страсть, идея, мечта, песня, дружба, роль. Перед вами - Владимир Высоцкий. Он распахнут весь перед людьми, он рискует сгореть, расплавиться на каждом шагу... Он сочинит песню, которую завтра полюбят. Он уедет сниматься в горы, увлечется альпинизмом, и его стихи о дружбе и мужестве, о горах и войне принесут кинофильму успех. Прекрасно сыграв офицера в фильме "Служили два товарища", он наотрез отказался от дублера - сам скакал, сам седлал, сам падал с коня... Дитя стихий..."

1. Краткая биография

В начале Великой Отечественной войны с матерью, Ниной Максимовной, эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943 года они возвращаются в Москву.

1 сентября 1945 года пошел в первый класс 273-й Московской школы. Через два года, в 1947 году уехал с отцом и мачехой в Германию - город Эберсвальд. Пробыв там два года, в октябре 1949 года вернулся в Москву. Поселился в Большом Каретном, 15. Учился в 186-й мужской школе и в 1955 году окончил 10 классов. В этом же году поступил в Московский Инженерно-строительный институт им.Куйбышева, но уже через несколько месяцев, в начале 1956 года ушел из института.

Летом 1956 года поступил в Школу-студию МХАТ им. Немировича-Данченко на актерское отделение на курс Б.И.Масальского и А.М.Комиссарова. В мае 1958 года женился на студентке Школы-студии МХАТ Изольде Жуковой. В июне 1960 года окончил Школу-студию МХАТ. Устроился в Московский драматический театр им. А.С.Пушкина, затем в театр Миниатюр.

В 1961 году написана первая песня - «Татуировка».

Осенью 1961 года в Ленинграде познакомился с киноактрисой Людмилой Абрамовой, будущей второй женой. В ноябре 1962 года у Высоцкого и Л.Абрамовой родился первый сын - Аркадий.

По некоторым источникам имеется информация, что в это время Владимир Высоцкий начал злоупотреблять алкогольными напитками, и в мае 1964 года он по настоянию родителей впервые ложится в больницу, лечится от алкоголизма. В августе 1964 года у него родился второй сын - Никита.

С сентября 1964 года творческая жизнь Владимира Семёновича Высоцкого связана с Театром драмы и комедии на Таганке, куда он был зачислен в штат актеров. В 1965 году в Москве проходят первые сольные концерты. К тому времени им уже написано около сотни песен.

В июне 1966 года в Театре на Таганке премьера - «Жизнь Галилея». В главной роли - Владимир Высоцкий.

Летом 1966 года он снимался в двух фильмах: «Вертикаль» и «Короткие встречи». Свет увидела первая гибкая пластинка с песнями Высоцкого из фильма «Вертикаль». В 1967 году снялся в фильмах: «Служили два товарища» и «Интервенция».(Последний фильм при его жизни на экраны не вышел).

В июле 1967 года в Москве познакомился с французской киноактрисой де Полякофф Марина-Катрин, более известной нам, как Мариной Влади.

В марте 1968 года Высоцкого увольняют из Театра на Таганке, затем вновь принимают с множеством оговорок.

Август 1968 года - в Сибири написаны стихи для песен «Охота на волков» и «Банька».

В июле 1969 года первая клиническая смерть.

Летом 1973 года впервые едет на Запад - во Францию. В этом же году в США вышли первые два диска-гиганта с песнями Высоцкого

Весной 1975 года Высоцкий и Влади получили отдельную трехкомнатную квартиру на Малой Грузинской, 28.

10 мая 1978 года был первый съемочный день фильма «Место встречи изменить нельзя». Съемки закончились в феврале 1979 года.

1979 год - снялся в своем последнем фильме - «Маленькие трагедии».

20 июля 1980 года - написано последнее стихотворение: «И снизу лед, и сверху - маюсь между...»

Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

2. На сцене театра

Им было сыгранно более 20 ролей на сцене театра, 8 - в радио спектаклях, Высоцкий - автор песен и текста песен ко многим кинокартинам. Снимался в фильмах:


- «Сверстницы» (Петя)

- «Карьера Димы Горина» (Софрон)

- «Грешница» (корреспондент)

- «713 просит посадки» (американский моряк)

- «Увольнение на берег» (Петр)

- «Живые и мертвые» (Веселый солдат)

- «Штрафной удар» (Александр Никулин)

- «Наш дом» (механик)

- «На завтрашней улице» (Петр Маркин)

- «Стряпуха» (Андрей Пчелка)

- «Я родом из детства» (Володя)

- «Вертикаль» (Володя)

- «Короткие встречи» (Максим)

- «Служили два товарища» (Бруснецов)

- «Хозяин тайги» («Рябой»)

- «Опасные гастроли» (Николай Коваленко)

- «Белый взрыв» (политрук)

- «Эхо далеких снегов» («Серый»)

- «Четвертый» (он)

1973 - «Плохой хороший человек» (Фон Коррен)

- «Единственная дорога» (Солодов)

- «Бегство мистера Мак-Кинли» (Билл Сеггер)

- «Единственная» (Борис Ильич)

- «Как царь Петр Арапа женил» (Ибрагим Ганнибал)

Место встречи изменить нельзя» (Глеб Жеглов)

- «Маленькие трагедии»

3. Творческое наследие

Творческое наследие Высоцкого таит в себе немало загадок. Серьезные исследования начались не так давно, и еще предстоит много споров, открытий, различных версий.

Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры одним словом, то самым точным, будет: олицетворенная совесть народа . Поэтому и любимец народа, поэтому и массовое паломничество к его могиле на Ваганьковском вот уже сколько лет, поэтому и нескончаемое море цветов у его памятника, поэтому и нарасхват любые напоминания о нём - книги, буклеты, кассеты, пластинки. При жизни он не стал ни народным, ни заслуженным, ни лауреатом. Официальных наград и званий удостоен не был. Но поистине народным стал. Его талант, его творчество и явились тем самым нерукотворным памятником.

Он обличал пороки нашего деморализованного общества без нравоучений, без покровительственных ноток. Ему чужда была проза. Смыслом являлась борьба за возвращение абсолютного: чести, совести, достоинства.

Биография Высоцкого и его творчество волнуют сердца людей до сих пор, хотя культовый актер и автор-исполнитель песен давно ушел из жизни. Как начинался его звездный путь и почему так рано прервался?

Биография Высоцкого. Краткое содержание. Детство и юность

Владимир Высоцкий родился в Москве в 1938 году. Отец маленького Володи во время Второй мировой войны дослужился при штабе военной связи до звания полковника. Мальчик был похож на своего отца не только внешне, но и даже голосом. Мать - Нина Максимовна - по профессии была переводчиком-референтом. К сожалению, спустя два года после войны родители будущего актера развелись.

После войны Владимир со своей матерью продолжал жить в московской коммуналке, денег катастрофически не хватало. Когда отец предложил поехать с его новой женой - Евгенией - в Германию к месту службы, мать отпустила Володю. Именно в Германии Владимир Высоцкий, биография краткая которого так или иначе связана с музыкой, начал приобщаться к искусству игры на фортепиано.

Евгения Степановна Высоцкая сумела стать мальчику больше, чем просто мачехой. Она приняла на себя заботы о нем и была близким человеком поэту и актеру до конца его дней. В знак своего особенного уважения ко второй матери Владимир Высоцкий крестился в армянской церкви (Евгения была армянкой).

Инженерно-строительный институт

Биография Высоцкого - яркое подтверждение тому, что актер был с детства непоседливым. Он остро чувствовал несправедливость, поэтому часто ввязывался в драки. Был нежно привязан к своим родным и близким. Высоцкий обожал читать отечественную и мировую литературу. В 15 лет даже посещал драматический кружок под руководством актера В. Богомолова. Но нужно было определяться с будущей профессией, а строгий отец ничего слышать не хотел о театральном институте. Так Владимир Высоцкий попал в 17 лет в Московский инженерно-строительный институт им. Куйбышева на механический факультет.

Полгода Владимир пытался справиться с институтской программой. Близилась первая сессия, нужно было срочно выполнить чертежи, без которых о допуске к экзаменам не могло быть и речи. Промучившись со своим другом до полуночи, Высоцкий намеренно испортил свой чертеж и заявил, что «это не его занятие». Зная, что у него есть еще полгода, чтобы подготовиться для поступления в театральный вуз, Высоцкий приступил к подбору репертуара.

Начало актерской деятельности

Школа-студия МХАТ - вот куда поступил в 1956 г. Высоцкий. Биография его как артиста только начиналась. Одним из педагогов будущего актера был Павел Массальский - известный советский актер.

Первой театральной ролью Владимира стала роль Порфирия Петровича - персонажа из студенческого спектакля «Преступление и наказание». В 21 год, незадолго до окончания школы-студии, Высоцкий получил свою первую роль в кино. Он был задействован в эпизоде фильма «Сверстницы» Василия Ордынского.

Затем Владимир поступил на службу в Московский драматический театр имени А. С. Пушкина. Но за 4 года работы там он не получил ни одной главной роли. Довольствоваться малым - это не то, к чему стремился Высоцкий, биография актера - яркое тому подтверждение. Поэтому он уходит из Пушкинского театра и переходит на службу в театр на Таганке. Ему было 26 лет. А через три года Высоцкий сыграл главную роль в фильме Станислава Говорухина «Вертикаль», и о нем заговорил весь Советский Союз не только как об актере, но и как об авторе-исполнителе.

Высоцкий: краткая биография и творчество. Высоцкий - поэт

Именно после выхода на экраны «Вертикали» стал широко известен талант Высоцкого как барда. Пять песен его авторства прозвучали в фильме (знаменитая «Песня о друге», «Вершина»), а затем были выпущены отдельной пластинкой.

Высоцкий, биография краткая которого не может обойтись без упоминания о его поэтическом даре, писал стихотворения еще со школы. Но в 60-х Владимир начал пробовать перекладывать свои стихи на музыку, так стали появляться его первые песни.

Вначале ему близка была так называемая «блатная» тематика. Это довольно странно, ведь как выходец из хорошей семьи, Владимир Высоцкий никак не пересекался с представителями блатного мира.

В конечном итоге актер оставил после себя 200 стихотворений и 600 песен. Он даже написал поэму для детей. Поскольку в его песнях главенствующую роль играли все-таки тексты, то можно считать, что из-под пера Высоцкого вышло около 800 поэтических произведений.

Музыкальный талант Высоцкого

Гитару Владимир взял в руки не сразу. Он умел играть на рояле, аккордеоне, а потом начал выстукивать о корпус гитары ритмы и напевать под них свои стихи или чужие. Так появились первые песни Высоцкого. Биография автора-исполнителя после триумфа в «Вершине» стала пополняться новыми кинопроектами, к которым он писал саундтреки.

Хотя Высоцкого сразу причислили к бардам, знатоки музыкального искусства могут подтвердить, что манеру его исполнения не вполне можно считать бардовской. Сам же Владимир Высоцкий категорично был против такой классификации своего творчества. Из его многочисленных интервью понятно, что он «к ним не хочет никакого отношения иметь».

Темы, которые автор-исполнитель затрагивал в своем песенном творчестве, пестрят разнообразием: это и политика, и любовная лирика; песни о дружбе («Если друг оказался вдруг»), о человеческих отношениях; о смелости и упорстве («Вершина»). И даже шуточные рассказы от первого лица об неодушевленных предметах («Песня микрофона») встречаются в его репертуаре.

Кинокарьера

Высоцкий, биография и творчество которого широко известны не только в пределах бывшего СССР, но и за его границей, сыграл не так много главных ролей в кино. Фактически до 30 лет он играл в эпизодах или персонажей второго плана.

Впервые в к/ф «Вертикаль» Владимиру досталась одна из главных ролей. Затем последовала мелодрама «Короткие встречи», где в тандеме с Ниной Руслановой и Кирой Муратовой Высоцкий становится центральным героем любовного треугольника.

Затем были и другие примечательные персонажи: Бродский из трагикомедии «Интервенция», Иван Рябой из «Хозяина тайги», Жорж Бенгальский из «Опасных гастролей», Ибрагим Ганнибал из «Сказа про то, как царь Пётр арапа женил». Но самая колоритная и яркая роль должна была быть сыграна намного позже - в 1979 г.

«Место встречи изменить нельзя»

Венцом актерской карьеры Высоцкого по праву может считаться легендарный Глеб Жеглов из сериала «Место встречи изменить нельзя». Культовым стал не только персонаж, но и сам фильм в целом. Тексты, озвучиваемые актерами, превратились в афоризмы. А образ Жеглова, если быть внимательными, до сих пор просматривается во многих героях современных фильмов об уголовном розыске.

Примечательно, что после выхода в свет романа братьев Вайнеров (по которому был снят фильм), Высоцкий лично пришел к ним в гости и поставил перед фактом, что если будет сниматься кино - он исполнит роль Жеглова.

Однако когда закрутилась кутерьма вокруг нового романа Вайнеров, и Станислав Говорухин уже утвердил Высоцкого на роль, по воспоминаниям режиссера, Владимир приехал к нему и попросил найти кого-нибудь другого: актер признался, что не может терять время, поскольку ему «недолго осталось». Творческая биография Высоцкого близилась к концу. Владимир понимал это и хотел оставить после себя больше песен и стихотворений. Но Говорухин уговорил его, и съемки начались.

Так советский кинематограф обрел нового колоритного героя - принципиального и решительного Глеба Жеглова.

Режиссерский опыт Высоцкого

Биография Высоцкого включает в себя случаи, когда актер выступал в качестве сценариста («Знаки Зодиака», «Венские каникулы»), но в качестве режиссера он не снял ни одного фильма. Хотя был в его жизни случай, когда ему удалось проявить себя в режиссерской ипостаси - во время съемок фильма «Место встречи изменить нельзя».

Владимир имеет прямое отношение к тому, что в фильме появился персонаж Станислава Садальского - «Кирпич». В романе братьев Вайнеров шепелявого карманника не было. Этот образ был создан в процессе съемок после соответствующего предложения Владимира.

По не зависящим от него причинам режиссеру картины - Станиславу Говорухину - приходилось отлучаться со съемочной площадки. В такие моменты он оставлял Высоцкого руководить процессом. В частности, сцена допроса подозреваемого Груздева была полностью поставлена актером.

Первый брак

Биография Высоцкого - яркая и насыщенная - конечно, не могла обойтись без женщин. Актер рано женился в первый раз - в 22 года - на Изе Жуковой, с которой вместе учился в МХАТе. Она была немного старше его - третьекурсницей. Более того, за плечами Изы был уже один брак.

Владимир познакомился с девушкой во время участия в совместном студенческом спектакле. Фактически с 1957 г. они жили вместе. Свадьбу сыграли, когда оба получили на руки дипломы.

Но как в любом раннем браке, супруги не рассчитали свои силы, точнее, Владимир не рассчитал. Он был молод, его по-прежнему тянуло в шумные компании с посиделками до утра и выпивкой. Иза, напротив, рассчитывала на домашний уют и тихую семейную жизнь. Так началась череда нескончаемых ссор.

Они не прожили вместе и четырех лет. Развод оформили не сразу. Поскольку Изольда носила фамилию Высоцкая, то внебрачного своего сына, который появился уже после их расставания с актером, записала под фамилией Владимира.

Второй брак

Студенческим браком Высоцкого не закончилась его семейная биография. О Высоцком с некой долей горечи вспоминает его вторая жена - Людмила Абрамова, которая подарила, кстати, ему двоих сыновей.

С Людмилой Владимир познакомился в Питере во время съемок «713-й просит посадку» в 1961 г. Высоцкий еще официально состоял в браке с Изольдой Жуковой, а Абрамова в 1962 г. уже родила ему первого сына - Аркадия. Через два года на свет появился Никита. Вся семья жила в одной квартире вместе с матерью Владимира - Ниной Максимовной.

Но и этот брак более пяти лет не продержался. В 1970 г. был официально оформлен развод, а у Высоцкого появилась новая возлюбленная.

Третий брак с Мариной Влади

Однажды известная французская актриса Марина Влади увидела, как на сцене театра на Таганке в одном из спектаклей играет Высоцкий. Биография, личная жизнь этих людей после встречи в 1967 г. резко изменилась.

Роман Марины Влади и Высоцкого - один из самых обсуждаемых и известных. Марину Влади - мировую знаменитость - поражало то, с какой самоуверенностью Владимир добивался ее. В 1970 г. оборона рухнула, и Влади стала женой актера. Но семейной жизни в полном смысле этого слова у них не получилось. Главная сложность - это «железный занавес», который не позволял супругам видеться тогда, когда они того желали.

Марина Влади сделала очень много для карьеры своего любимого мужчины. Она добивалась того, чтобы его стихотворения издавались за границей, даже организовала Высоцкому музыкальный тур по Америке и Европе. Но уже тогда Владимир страдал от алкогольной зависимости, немного позже - от наркотической. Поэтому Марине пришлось столкнуться не только с положительными чертами характера мужа, но и с очень тяжелыми испытаниями.

Смерть

Примечательно, что непосредственно перед смертью Высоцкий собирался расстаться с Мариной, которая 12 лет ради него терпела неудобства, жертвовала карьерой и т. д. Когда актеру было 40 лет, он увлекся восемнадцатилетней Оксаной Афанасьевой. Марина Влади находилась во Франции и всё еще считала себя его женой, в то время как Владимир уже купил обручальные кольца и договорился со священником, который должен был обвенчать его и Оксану. Но этого не произошло - 25 июля 1980 года он умер от инфаркта миокарда.

Начиная с 60-х гг., страдал от алкоголизма Высоцкий. Биография, фото популярного актера и исполнителя становились все более востребованными, а его «внутреннее беспокойство» вместе с тем росло. Высоцкий был очень эмоциональным человеком, у него было много страхов, частично он страдал от нереализованности, а алкоголь был способом заглушить всё, что не хотелось показывать другим людям.

Неоднократно у актера отказывали почки и возникали серьезные проблемы с сердцем, однажды он перенес клиническую смерть. Врачи спасали Владимира с помощью морфия и амфетамина. Высоцкий и сам понимал, что с алкоголем нужно завязывать. Но, не найдя в себе силы отказаться от этанолсодержащих напитков, он нашел им замену - наркотики. Достоверно известно, что к 39 годам Высоцкий начал делать уколы себе регулярно.

Многочисленные походы по больницам так и не помогли. Врачи отмечали, что у Владимира была психологическая потребность в стимулирующих веществах, поэтому лечение не было продуктивным.

Вскрытие после смерти Владимира Высоцкого не производилось. Врач Анатолий Федотов, который в момент смерти находился рядом с актером, предположил, что его убил инфаркт миокарда.

На похороны Высоцкого собралось так много народа, что Марина Влади невольно сравнила процессию с «королевской». Несмотря на свои пагубные пристрастия, Владимиру Высоцкому удалось завоевать народную любовь.

Главный секрет обаяния Высоцкого-личности, а также его творчества - в полнейшей искренности автора. По опросу, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения в 2010 г., современные россияне считают Высоцкого личностью, которая стоит на пьедестале кумиров сразу после Юрия Гагарина. И это имя уже не вычеркнуть из истории отечественной культуры.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Центр образования»


Доклад на тему:

«ТВОРЧЕСТВО

ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО»

Выполнил: Серенков Андрей

Проверила: Мурзич М.А.



Введение

Высоцкий - один из представителей "уличного" театра, и поэтому он легко, с какой-то безрассудной свободой шагает на эстраду. Поистине, ему нужен только коврик. Или микрофон, если уж он выдуман современной техникой. И гитара, конечно. Но можно и без нее - он будет читать стихи, изображать Керенского, Гитлера или кого-либо еще. Все это он делает артистично, лихо, с идеальным чувством эстрадной формы, начала и конца номера, с тем блаженством одиночества на подмостках, которое как божий дар дается артистам эстрады. Но лучшее у Высоцкого, конечно, его песни. Кто-то сказал про него, что пол под ним ходит, когда он появляется на сцене. Это верно. Особая пружинистость темперамента составляет суть его обаяния. Но когда он берет в руки гитару, когда успокаиваются его руки и ноги, становятся сосредоточенными обращенные к зрителям глаза - когда актер остается самим собой,- тут начинается самое интересное.

Я не возьмусь пересказывать содержание его песен, хотя лучшие из них - это своеобразные маленькие драмы. Следуемые одна за другой, то веселые, то грустные, то жанровые картинки, то монологи, произносимые от лица с ярко выраженной индивидуальностью, то размышления самого автора о жизни и времени, они, все вместе дают неожиданно яркую картину этого времени и человека в нем. Грубоватая "уличная" манера исполнения, почти разговорная и в то же время музыкальная, сочетается с неожиданной философичностью содержания - это дает особый эффект. По стилю - это брехтовские зонги, перенесенные на нашу русскую почву.

Исполнительский талант Высоцкого очень русский, народного склада, но эта, сама по себе обаятельная типажность подчиняется интеллекту, способности самостоятельно мыслить и безбоязно обобщать виденное. В любимовских спектаклях всегда ощутимо активнее интеллектуальное начало, оно выносится прямо к публике, обращается к ее разуму. Высоцкий поет также - наступательно, обращаясь не куда-то поверх голов, вообще в зал, а прямо глядя в глаза тех, кто перед ним, завоевывая эти глаза, не отпуская их, подчиняя и убеждая. Агитационная суть театра, который он представляет, сказывается и в этом.

Высоцкий мужественен не только по внешнему облику, но и по складу мысли и характеру. К счастью, в его песнях нет самоуверенных интонаций, он больше думает о жизни и ищет решения, чем утверждает что-либо, в чем до конца уверен. Но думает он, отбрасывая всякую возможность компромисса и душевной изворотливости. Думает так, как сегодня думают и ищут лучшие из его поколения. Безбоязненно, не стесняясь, он выносит к зрителю результат своих поисков, надеясь, что его поймут.

Высоцкий - дитя стихий, я не видел второго такого же по выносливости. Он неутомим как горная река, как сибирская вьюга, и это не метафора, увы! - он так же беспощаден к себе в работе, как и упомянутые явления природы. Только ему это дороже стоит - жизни и здоровья. Стихия, увлечение, интрига замысла, влюбленность делают его самим собой. Казенный распорядок, будничная суета меняют его облик. Это словно бы другой человек - неширок и нещедр, неузнаваем ни в чем... Но вот его властно призвала страсть, идея, мечта, песня, дружба, роль. Перед вами - Владимир Высоцкий. Он распахнут весь перед людьми, он рискует сгореть, расплавиться на каждом шагу... Он сочинит песню, которую завтра полюбят. Он уедет сниматься в горы, увлечется альпинизмом, и его стихи о дружбе и мужестве, о горах и войне принесут кинофильму успех. Прекрасно сыграв офицера в фильме "Служили два товарища", он наотрез отказался от дублера - сам скакал, сам седлал, сам падал с коня... Дитя стихий..."


1. Краткая биография

В начале Великой Отечественной войны с матерью, Ниной Максимовной, эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943 года они возвращаются в Москву.

1 сентября 1945 года пошел в первый класс 273-й Московской школы. Через два года, в 1947 году уехал с отцом и мачехой в Германию - город Эберсвальд. Пробыв там два года, в октябре 1949 года вернулся в Москву. Поселился в Большом Каретном, 15. Учился в 186-й мужской школе и в 1955 году окончил 10 классов. В этом же году поступил в Московский Инженерно-строительный институт им.Куйбышева, но уже через несколько месяцев, в начале 1956 года ушел из института.

Летом 1956 года поступил в Школу-студию МХАТ им. Немировича-Данченко на актерское отделение на курс Б.И.Масальского и А.М.Комиссарова. В мае 1958 года женился на студентке Школы-студии МХАТ Изольде Жуковой. В июне 1960 года окончил Школу-студию МХАТ. Устроился в Московский драматический театр им. А.С.Пушкина, затем в театр Миниатюр.

В 1961 году написана первая песня - «Татуировка».

Осенью 1961 года в Ленинграде познакомился с киноактрисой Людмилой Абрамовой, будущей второй женой. В ноябре 1962 года у Высоцкого и Л.Абрамовой родился первый сын - Аркадий.

По некоторым источникам имеется информация, что в это время Владимир Высоцкий начал злоупотреблять алкогольными напитками, и в мае 1964 года он по настоянию родителей впервые ложится в больницу, лечится от алкоголизма. В августе 1964 года у него родился второй сын - Никита.

С сентября 1964 года творческая жизнь Владимира Семёновича Высоцкого связана с Театром драмы и комедии на Таганке, куда он был зачислен в штат актеров. В 1965 году в Москве проходят первые сольные концерты. К тому времени им уже написано около сотни песен.

В июне 1966 года в Театре на Таганке премьера - «Жизнь Галилея». В главной роли - Владимир Высоцкий.

Летом 1966 года он снимался в двух фильмах: «Вертикаль» и «Короткие встречи». Свет увидела первая гибкая пластинка с песнями Высоцкого из фильма «Вертикаль». В 1967 году снялся в фильмах: «Служили два товарища» и «Интервенция».(Последний фильм при его жизни на экраны не вышел).

В июле 1967 года в Москве познакомился с французской киноактрисой де Полякофф Марина-Катрин, более известной нам, как Мариной Влади.

В марте 1968 года Высоцкого увольняют из Театра на Таганке, затем вновь принимают с множеством оговорок.

Август 1968 года - в Сибири написаны стихи для песен «Охота на волков» и «Банька».

В июле 1969 года первая клиническая смерть.

Летом 1973 года впервые едет на Запад - во Францию. В этом же году в США вышли первые два диска-гиганта с песнями Высоцкого

Весной 1975 года Высоцкий и Влади получили отдельную трехкомнатную квартиру на Малой Грузинской, 28.

10 мая 1978 года был первый съемочный день фильма «Место встречи изменить нельзя». Съемки закончились в феврале 1979 года.

1979 год - снялся в своем последнем фильме - «Маленькие трагедии».

20 июля 1980 года - написано последнее стихотворение: «И снизу лед, и сверху - маюсь между...»

Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.


2. На сцене театра

Им было сыгранно более 20 ролей на сцене театра, 8 - в радио спектаклях, Высоцкий - автор песен и текста песен ко многим кинокартинам. Снимался в фильмах:


- «Сверстницы» (Петя)


- «Карьера Димы Горина» (Софрон)


- «Грешница» (корреспондент)

- «713 просит посадки» (американский моряк)

- «Увольнение на берег» (Петр)


- «Живые и мертвые» (Веселый солдат)

- «Штрафной удар» (Александр Никулин)


- «Наш дом» (механик)

- «На завтрашней улице» (Петр Маркин)

- «Стряпуха» (Андрей Пчелка)


- «Я родом из детства» (Володя)

- «Вертикаль» (Володя)


- «Короткие встречи» (Максим)

- «Служили два товарища» (Бруснецов)

- «Хозяин тайги» («Рябой»)


- «Опасные гастроли» (Николай Коваленко)

- «Белый взрыв» (политрук)

- «Эхо далеких снегов» («Серый»)

- «Четвертый» (он)


1973 - «Плохой хороший человек» (Фон Коррен)


- «Единственная дорога» (Солодов)


- «Бегство мистера Мак-Кинли» (Билл Сеггер)

- «Единственная» (Борис Ильич)


- «Как царь Петр Арапа женил» (Ибрагим Ганнибал)


Место встречи изменить нельзя» (Глеб Жеглов)


- «Маленькие трагедии»



3. Творческое наследие

Творческое наследие Высоцкого таит в себе немало загадок. Серьезные исследования начались не так давно, и еще предстоит много споров, открытий, различных версий.

Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры одним словом, то самым точным, будет: олицетворенная совесть народа . Поэтому и любимец народа, поэтому и массовое паломничество к его могиле на Ваганьковском вот уже сколько лет, поэтому и нескончаемое море цветов у его памятника, поэтому и нарасхват любые напоминания о нём - книги, буклеты, кассеты, пластинки. При жизни он не стал ни народным, ни заслуженным, ни лауреатом. Официальных наград и званий удостоен не был. Но поистине народным стал. Его талант, его творчество и явились тем самым нерукотворным памятником.

Он обличал пороки нашего деморализованного общества без нравоучений, без покровительственных ноток. Ему чужда была проза. Смыслом являлась борьба за возвращение абсолютного: чести, совести, достоинства.

«Досадно мне, что слово «честь» забыто...»


Я не люблю фатального исхода,

От жизни никогда не устаю.

Я не люблю любое время года,

Когда веселых песен не пою.

Я не люблю открытого цинизма,

В восторженность не верю, и еще -

Когда чужой мои читает письма,

Заглядывая мне через плечо.

Я не люблю, когда - наполовину

Или когда прервали разговор.

Я не люблю, когда стреляют в спину,

Я также против выстрелов в упор.

Я ненавижу сплетни в виде версий,

Червей сомненья, почестей иглу,

Или - когда все время против шерсти,

Или - когда железом по стеклу.

Я не люблю уверенности сытой, -

Уж лучше пусть откажут тормоза.

Досадно мне, что слово «честь» забыто

И что в чести наветы за глаза.

Когда я вижу сломанные крылья -

Нет жалости во мне, и неспроста:

Я не люблю насилье и бессилье, -

Вот только жаль распятого Христа.

Я не люблю себя когда я трушу,

Обидно мне, когда невинных бьют.

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более - когда в нее плюют.

Я не люблю манежи и арены:

На них мильон меняют по рублю,

Пусть впереди большие перемены -

Я это никогда не полюблю!


Он умел болеть общим горем, умел нащупать и указать болевые точки общества.

Невозможно пересказывать содержание его стихов, хотя лучшие из них - это своеобразные маленькие драмы. Следуемые одна за другой, то веселые, то грустные, то жанровые картинки, то монологи, произносимые от лица с ярко выраженной индивидуальностью, то размышления самого автора о жизни и времени, они, все вместе дают неожиданно яркую картину этого времени и человека в нем с неожиданной философичностью содержания - это дает особый эффект.

Талант Высоцкого очень русский, народного склада, но эта, сама по себе обаятельная типажность подчиняется интеллекту, способности самостоятельно мыслить и безбоязненно обобщать виденное. Высоцкий мужественен не только по внешнему облику, но и по складу мысли и характеру. К счастью, в его стихах нет самоуверенных интонаций, он больше думает о жизни и ищет решения, чем утверждает что-либо, в чем до конца уверен. Но думает он, отбрасывая всякую возможность компромисса и душевной изворотливости. Безбоязненно, не стесняясь, он выносит результат своих поисков, надеясь, что его поймут. Высоцкий вкладывает внутреннее напряжение, высокую концентрацию эмоциональной энергии в своих героев.

«Высоцкий не преувеличивал свое значение, свой дар. Может быть, даже недооценивал. Однако, призвание свое знал, относился к нему серьезно, честно и был верен ему до конца, а поэтому и силы его росли, на удивление.» Это - слова Ю.Карякина из статьи, посвященной памяти Высоцкого.


Юрий Шатин в работе «Поэтическая система Высоцкого» писал: «…Вряд ли когда-нибудь мы до конца расшифруем этот замысел… художественное мышление Высоцкого носит принципиально двуплановый характер: плану эмпирическому, бытовому - соответствует план философско-идеологический о развитии мысли, добре и искусстве.

Персонажи не только словесно воплощают авторские идеи, но и обладают самостоятельным миром. Между двумя мирами существует жёсткая граница, пересечение её может быть лишь организованным насилием над сюжетом, выводящим и сюжет, и героя в новую ипостась. Здесь уже не перевоплощение, но экстазис в точном значении слова. От нас, зрителей или слушателей, требуется признание нескольких возможных миров, которые представляются различными модусами художественного языка. Переход в другой - всегда преодоление первого… …каждое стихотворение представляет собой законченный текст, и в то же время всякий раз подчиняется более сложному целому, организованному в виде спектакля или поэтического концерта. Но сам по себе текст песни или стихотворения не просто фрагмент, а скорее клеточка, отражающая законы целого. Целостность замысла, таким образом, независимо от его дальнейшей судьбы, изначально носит не механический, а органический характер, развитие целого идёт по внутреннему плану и не допускает произвольного склеивания отдельных частей

Есть все основания считать, что любой текст Высоцкого построен как органическая целостность и воспроизводит указанные закономерности. В завершенном произведении конструкцию нельзя наблюдать невооружённым глазом, она скрыта художественной тканью. Требуется рентгеновский луч анализа, чтобы за плотью увидеть скелет, удерживающий её и обеспечивающий возможность движения.

Можно любить или не любить поэзию В.С.Высоцкого - это дело вкуса и убеждения Понять же его грандиозный вклад в развитие русского и мирового искусства слова можно лишь одним путём - изучением основных свойств художественного языка, претворённых в структуре стихотворного текста.

Бытование поэзии Высоцкого в умах его современников было слишком непохожим на всё, что мы знали до сих пор. Почти никто не читал стихотворений поэта при его жизни, при том, что песни слышали все. Такое бытование не могло не породить устойчивого представления о бардовом, песенном характере всего творчества Высоцкого. Разумеется, это представление отчасти справедливо: примерно две трети стихотворений стали песнями, а оставшаяся треть долгое время не была доступна абсолютному большинству читателей.

Что сделало поэзию Высоцкого столь популярной у разных людей, в разных социальных и возрастных группах? Скорее всего, узнаваемость жизненных ситуаций в его стихотворениях. Та же узнаваемость обусловила неприятие его поэзии. Высоцкий охватил своим творчеством огромный тематический и жанровый спектр. В отличие от большинства поэтов его лирика чужда автобиографичности переживаний, она в значительной мере ориентирована на поэтическое представление ситуаций.

Цель большинства стихотворений Высоцкого - снять с читателя розовые очки, высмеять его благодушие и окунуть в мир высших ценностей человеческого бытия. Поэзия Высоцкого не оставляет шанса на спасение в неизменной действительности. Стихотворения поэта - художественное пророчество о мощных катаклизмах, участниками и свидетелями которых мы являемся ныне.

В своих пророчествах В.С.Высоцкий опирался на исторический и поэтический опыт, неисчерпаемые запасы которого заложены в нашей культуре и словно бы ожидают новых Колумбов».


Многочисленные его стихотворения обнажают жанровую природу лирики во всём её многообразии. Только с учётом подобного многообразия можно понять, как трансформируется жанр в отдельно взятом произведении.

До своего отъезда с отцом в Германию, Владимир Высоцкий жил в квартире на Первой Мещанской, 126. О доме и обстановке тех лет в 1975 году написал в «Балладе о детстве»:


Час зачатья я помню неточно

(Значит, память моя - однобока),

Но зачат я был ночью, порочно,

И явился на свет не до срока.

Я рождался не в муках, не в злобе:

Девять месяцев - это не лет.

Первый срок отбывал я в утробе,

Ничего там хорошего нет!

Спасибо вам, святители,

Что плюнули да дунули,

Что вдруг мои родители

Зачать меня задумали

В те времена укромные,

Теперь почти былинные,

Когда срока огромные

Брели в этапы длинные.

Их брали в ночь зачатия,

А многих - даже ранее,

Но вот живет же братия,

Моя честна компания!

Ходу! Думушки резвые, ходу!

Слова! Строченьки милые, слова!

Первый раз получил я свободу

По Указу от тридцать восьмого.

Знать бы мне, кто так долго мурыжил –

Отыгрался бы на подлеце!..

Но родился, и жил я, и выжил –

Дом на Первой Мещанской, в конце.

Там за стеной, за стеночкою,

За перегородочкой

Содедушка с соседочкою

Баловались водочкой.

Все жили вровень, скромно так –

Система коридорная:

На тридцать восемь комнаток

Всего одна уборная.

Здесь на зуб зуб не попадал,

Не грела телогреечка,

Здесь я доподлинно узнал,

Почём она, копеечка.

Не боялась сирены соседка,

И привыкла к ней мать понемногу,

И плевал я, здоровый трёхлетка,

На воздушную эту тревогу.

Да не всё то, что сверху, - от Бога,

И народ зажигалки тушил.

И как малая фронту подмога –

Мой песок и дырявый кувшин.

И било солнце в три луча,

Сквозь дыры крыш просеяно

На Евдоким Кириллыча

И Гисю Моисеевну.

Она ему: «Как сыновья?» -

«Да безвести пропавшие.

Эх, Гиська! Мы одна семья –

Вы тоже пострадавшие!

Вы тоже пострадавшие,

А значит, обрусевшие.

Мои - безвести павшие,

Твои - безвинно севшие».

Я ушёл от пелёнок и сосок,

Поживал не забыт, не заброшен,

Но дразнили меня: «Недоносок!»,

Хоть и был я нормально доношен.

Маскировку пытался срывать я:

Пленных гонют - чего ж мы дрожим!..

Возвращались отцы наши, братья

По домам - по своим да чужим.

У тети Зины – кофточка

С драконами да змеями,

То у Попова Вовчика

Отец пришел с трофеями.

Трофейная Япония,

Трофейная Германия...

Пришла страна-лимония,

Сплошная чемодания.

Взял у отца на станции

Погоны, словно цацки, я.

А из эвакуации

Толпой валили штатские.

Осмотрелись они, оклемались,

Похмелились, потом протрезвели.

И отплакали те, что дождались,

Недождавшиеся отревели.

Стал метро рыть отец Витькин с Генкой,

Мы спросили, зачем - он в ответ:

Мол, коридоры кончаются стенкой,

А тоннели выводят на свет!

Пророчество папашино

Не слушал Витька с корешем –

Из коридора нашего

В тюремный коридор ушёл.

Да он всегда был спорщиком,

Припрут к стене - откажется.

Прошел он коридорчиком

И кончил стенкой, кажется.

Ну, у отцов - свои умы!

А что до нас касательно –

На жизнь засматривались мы

Уже самостоятельно.

Все, от нас до почти годовалых,

Толковищу вели до кровянки,

А в подвалах и полуподвалах

Ребятишкам хотелось под танки:

Не досталось им даже по пуле –

В ремеслухе живи да тужи,

Ни дерзнуть, ни рискнуть...

Но рискнули

Из напильников делать ножи.

Они воткнутся в лёгкие,

От никотина чёрные,

По рукоятки лёгкие,

Трехцветные, наборные.

Вели дела обменные

Сопливые острожники –

На стройке немцы пленные

На хлеб меняли ножики.

Сперва играли в фантики,

В пристенок с крохоборами –

И вот ушли романтики

Из подворотен ворами.

Было время - и были подвалы,

Было дело - и цены снижали,

И текли куда надо каналы,

И в конце куда надо впадали.

Дети бывших старшин да майоров

До ледовых широт поднялись.

Потому что из тех коридоров

Им казалось: сподручнее - вниз.


В этом стихе и реальность, и ирония, и злость от сознания нищеты, бедности близких ему людей.


Стихи и песни Высоцкого о войне - это, прежде всего, монологи очень настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут.


Сегодня не слышно биения сердец.

Оно для аллей и беседок.

Я падаю, грудью хватая свинец,

Подумать успев напоследок:

«На этот раз мне не вернуться.

Я ухожу - придет другой.

Мы не успели, не успели, не успели оглянуться,

А сыновья, а сыновья уходят в бой».


Наверное, у каждого человека, знакомство с творчеством Владимира Высоцкого, есть «свой собственный Высоцкий», есть стихи или песни, которые нравятся больше других. Нравятся потому, что они чем-то роднее, ближе, убедительнее.

Своё последнее стихотворение Владимир Семёнович Высоцкий написал за 5 дней до смерти:


И снизу лед, и сверху - маюсь между:

Пробить ли верх иль пробуравить низ?

Конечно, всплыть и не терять надежду!

А там - за дело в ожиданьи виз.


Лед надо мною - надломись и тресни!

Я весь в поту, хоть я не от сохи.

Вернусь к тебе, как корабли из песни,

Все помня, даже старые стихи.


Мне меньше полувека - сорок с лишним, -

Я жив, тобой и Господом храним.

Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,

Мне будет чем ответить перед Ним.


Лучше всего, на мой взгляд, творчество В.С.Высоцкого охарактеризовал Евгений Евтушенко:

Тебя, как древнего героя, держава на щите несла,

Теперь неважно, что порою несправедливою была.

Тебя ругали и любили, и сплетни лезли по земле,

Но записи твои звучали и в подворотне и в Кремле.

Заключение

и сгорел, не требуя никакой дани, не вымаливая никаких взяток, а страстно желая одного-единственного: не взять - отдать, одарить. Не от людей - людям, нам... Его способность отдачи, самоотдачи феноменальна. ...От песен Высоцкого каждый, наверное, ну хоть на миг становится тревожнее, умнее, красивее, каждый очеловечивается - тоже прямо на глазах. Его песни очень часто ранят, и ранят больно, но ведь в них никогда нет злобы, злорадства по поводу наших бед, они всегда добры.

Высоцким любовались. Признание его завоевано не лестью кому бы то ни было, не заигрыванием, не подмигиванием. Счастье признания он познал при жизни - когда "Таганка" была на КАМазе, Высоцкий шел домой в гостиницу по длинной, с версту, улице. И были открыты все окна. На подоконниках стояли магнитофоны, а со всех сторон гремели, гремели его песни. Так его приветствовали."

На панихиде говорили: "Умер народный артист Советского Союза". Он был истинно народен.

Высоцкий Владимир Семенович родился в Москве в 1938 году, 25 января. Умер он здесь же 25 июля 1980 года. Этот талантливый человек является выдающимся поэтом СССР, а также актером и певцом, автором нескольких произведений в прозе, заслуженным артистом РСФСР (посмертно, с 1986 года). Получил он также Государственную премию СССР (также посмертно, в 1987-м). Творчество Высоцкого, его биография будут представлены в этой статье.

В качестве актера он участвовал в 30 фильмах, включая "Маленькие трагедии, "Место встречи изменить нельзя", "Вертикаль", "Хозяин тайги", "Короткие встречи". Владимир Семенович являлся участником труппы, постоянно выступая в Московском театре драмы и комедии, находящемся на Таганке. Подробнее творчество Высоцкого будет рассмотрено ниже.

Семья Владимира Семеновича

Отцом его является Семен Владимирович Высоцкий (годы жизни - 1916-1997). Это выходец из Киева, ветеран ВОВ, военный связист, полковник. Нина Максимовна (годы жизни - 1912-2003) - мать поэта, по специальности она является переводчиком на русский с немецкого языка. Дядя Владимира Семеновича - Алексей Владимирович (годы жизни - 1919-1977). Этот человек - писатель, участвовал в ВОВ, был награжден тремя орденами Красного Знамени.

Откуда происходит род Высоцких?

Исследователи в настоящее время сходятся на том, что местом, откуда произошел род Высоцких, можно считать Гродненскую губернию, Пружанский уезд, местечко Селец (сейчас это Белоруссия, Брестская область). Вероятно, фамилия связана была с названием одного из населенных пунктов Брестской области, Каменецкого района (город Высокое).

Детство будущего артиста

Владимир раннее детство провел в коммунальной квартире в Москве, находящейся на 1-й Мещанской улице. В 1975 году он напишет об этом периоде своей жизни, что в распоряжении семей была всего одна уборная на 38 комнат. В 1941-1943 годах он жил в селе Воронцовка в эвакуации вместе с матерью. Расположен этот населенный пункт был в 20 километрах от районного центра - города Бузулука, находящегося в Чкаловской области (ныне - Оренбургской). В 1943 году будущий поэт возвращается на 1-ю Мещанскую улицу (получившую в 1957 году название "проспект Мира"). Он пошел в 1945 году в первый класс одной из школ Москвы.

В 1947 году, через некоторое время после того, как родители развелись, Владимир и творчество которого представлены в этой статье, переезжает к отцу и второй его жене (Высоцкой-Лихалатовой Евгении Степановне). Они проживали в 1947-1949 годах в Германии, в г. Эберсвальде, где служил отец. Здесь научился играть на фортепиано Высоцкий. Жизнь и творчество его, однако, проходили в основном в Москве.

Он вернулся в столицу в 1949 году, в октябре, пошел здесь в мужскую школу № 186, в пятый класс. Семья Высоцких в это время жила в Большом Каретном переулке, в доме № 15 (сейчас на этом здании можно увидеть мемориальную доску).

Начало артистической карьеры

Высоцкий с 1953 года посещал в Доме учителя драмкружок, руководил которым В. Богомолов, артист МХАТа. Владимир окончил в 1955 году школу № 186 и поступил по настоянию родственников в Московский инженерно-строительный институт, на механический факультет. Ушел он оттуда после первого же семестра.

Принято это решение было в новогоднюю ночь (с 31.12.1955 на 01.01.1956). Вместе с Игорем Кохановским, школьным другом, Высоцкий делал чертежи, без которых к сессии бы не допустили. Задание было выполнено примерно во втором часу ночи. Но вдруг Владимир встал и начал поливать тушью (остатками заваренного кофе - по другой версии) свой чертеж. Он решил готовиться к поступлению в театральный, поскольку решил, что механический факультет не для него.

Учеба во МХАТе

Владимир Семенович с 1956-го по 1960 год являлся студентом МХАТа, актерского отделения. Занимался он у Вершилова, после чего у Комиссарова и Массальского. Высоцкий познакомился на первом курсе с Изой Жуковой. На этой девушке весной 1960 года он женился.

Первые работы в театре

Первой работой в театре ознаменовался 1959 год (роль Порфирия Петровича в спектакле под названием "Преступление и наказание"). В это же время Высоцкий получил свою первую эпизодическую роль в кино (студент Петя в фильме "Сверстницы"). Первое упоминание о нем в печати состоялось в 1960 году. Это была статья "Девятнадцать из МХАТ" Л. Сергеева.

Владимир Семенович работал в 1960-1964 годах в Московском драмтеатре им. Пушкина (с перерывами). Он сыграл в спектакле (по мотивам произведения Аксакова) роль Лешего, кроме того, еще примерно 10 ролей, большинство из которых были эпизодическими.

На съемках фильма под названием "713-й просит посадку" в 1961 году Владимир Семенович познакомился с Абрамовой Людмилой, которая стала его второй женой. Брак был зарегистрирован официально в 1965 году.

Первые музыкальные работы

Музыкальное творчество Высоцкого берет начало в 60-х годах. Самой ранней песней считается "Татуировка", написанная в Ленинграде в 1961 году. Сам Владимир Семенович неоднократно называл ее таковой.

Но существует и другая, под названием "49 дней", которая датируется 1960 годом. Весьма критичным было отношение самого автора к этой песне. Ей был дан в автографе надзаголовок, в котором она была названа пособием для халтурщиков, "начинающих и законченных". В конце пояснялось, что таким же образом могут быть сделаны стихи на любые являющиеся актуальными темы. Несмотря на то что сам автор эту песню исключал из своего творчества, считая первой "Татуировку", фонограммы исполнений "49 дней" известны, причем датируются они 1964-1967 годами.

Зрелое творчество

Песенное творчество Высоцкого в дальнейшем вместе с актерством стало для Владимира Семеновича делом жизни. Он, проработав в Московском театре миниатюр меньше двух месяцев, предпринял безуспешные попытки поступить в "Современник". Высоцкий в 1964 году создал первые песни к кинофильмам, а также поступил в Театр на Таганке, в котором трудился до конца жизни.

Владимир Семенович познакомился в 1967 году, в июле, с Мариной Влади, французской актрисой (Поляковой Мариной Владимировной), которая стала его третьей супругой в 1970 году, в декабре.

Клиническая смерть

Высоцкий послал письмо в 1968 году в по поводу резкой критики в центральных газетах его ранних песен. В это же время вышла первая его грампластинка под названием "Песни из кинофильма «Вертикаль»". У актера летом 1969 года была Выжил он тогда лишь благодаря Марине Влади. В это время она находилась в Москве. Девушка услышала, проходя мимо ванной, стоны и увидела, что Владимир Семенович кровоточит горлом.

Врачи, к счастью, привезли его вовремя в институт Склифосовского. Он бы не выжил, если бы задержка была еще на несколько минут. 18 часов боролись врачи за жизнь этого актера. Уже поползли слухи по Москве о его смерти.

В 1972 году, 15 июня, по эстонскому телевидению была показана передача под названием "Парень с Таганки". Так Высоцкий впервые появился на советском телеэкране, не считая кинофильмов, в которых он участвовал.

Он поселился в 1975 году на Малой Грузинской улице, в кооперативной квартире. Выставочный зал комитета художников-графиков располагался в полуподвале этого здания. Здесь проходили с 1977 года выставки различных нонконформистов. Актер их регулярно посещал.

В первый и последний раз в этом же году было опубликовано прижизненно стихотворение, которым отмечено творчество Владимира Высоцкого, в литературно-художественном сборнике под названием "День поэзии". Называлось оно "Из дорожного дневника".

Расцвет творчества Высоцкого приходится на 1970-е годы. В 1978 году, 13 февраля, приказом Министерства культуры этому артисту была присвоена высшая категория солиста-вокалиста эстрады. Он заслужил после этого уже официальное признание в качестве певца-профессионала. Творчество Владимира Высоцкого было наконец по достоинству оценено.

Обычно его песни относят к бардовским композициям, но следует сделать оговорку. Манера исполнения и тематика их сильно отличались от множества других, так называемых интеллигентных бардов. Владимир Семенович, кроме того, относился достаточно негативно к клубам самодеятельной песни. В отличие от множества бардов СССР, он был к тому же профессиональным актером, поэтому его творчество не может быть по этой причине отнесено к самодеятельности. В композициях было затронуто множество тем. Среди его и любовная лирика, и баллады, и блатные песни, а также написанные на политические темы, юмористические, песни-сказки. Многие впоследствии стали называться монологами, так как написаны были от первого лица. Таково песенное творчество Высоцкого, кратко описанное.

Владимир Семенович записывается в 1978 году на телевидении, участвует в следующем году в издании альманаха под названием "Метрополь".

В Париже в 1970-х годах Владимир Семенович знакомится с Алешей Дмитриевичем, цыганским артистом и музыкантом. Неоднократно они совместно исполняли романсы и песни, собирались даже выпустить пластинку, однако в 1980 году Высоцкий умер, поэтому данный проект не осуществился.

Гастроли за рубежом

Владимир Семенович вместе с труппой Театра на Таганке выезжал за границу с гастролями - в Польшу, Германию, Францию, Югославию, Венгрию, Болгарию. Он сумел также побывать в США несколько раз, получил разрешение с частным визитом выехать во Францию к жене, посетил Таити, Канаду. За рубежом и в СССР он дал более тысячи концертов.

На центральном телевидении в 1980 году, 22 января, Высоцкий записывается в программе "Кинопанорама". Впервые показаны ее фрагменты будут в январе 1981 года, и лишь в 1987-м выйдет она целиком.

Последние дни, смерть Высоцкого

Выступление в Люберецком дворце культуры (недалеко от Москвы) состоялось в 1980 году, 3 июля. По словам очевидцев, музыкант выглядел нездоровым. Сам он признавался, что чувствует себя неважно, однако держался бодро, отыграв двухчасовой концерт вместо запланированного полуторачасового. В этой любви к сцене - весь Владимир Высоцкий. Творчество и судьба его все же приближались к неизбежному финалу.

Одно из последних выступлений состоялось в этом же году, 22 июня, в городе Калининграде. Во время него Высоцкому снова стало плохо. Выступая в НИИЭМ (город Москва) 14 июля, он исполнил одну из последних своих песен под названием "Грусть моя, тоска моя...". В подмосковном Калининграде (теперь - Королев) он провел 16 июля последний концерт.

Высоцкий 18 июля появился последний раз в Театре на Таганке, в роли Гамлета, самой известной из всех его ролей. Таковы последние события, которыми отмечено творчество Высоцкого.

Кратко о его смерти можно сказать следующее. Владимир Семенович умер 25 июля во сне, в московской квартире. Точную причину его смерти назвать невозможно, поскольку не производилось вскрытие. Несколько версий существует по этому поводу. Леонид Сульповар и Станислав Щербаков говорят о том, что артист умер от удушья, асфиксии в результате чрезмерного употребления седативных средств (алкоголя и морфия). Однако эту версию Игорь Элкис опровергает.

Похороны артиста

Высоцкого похоронили 28 июля на Умер актер во время проведения Олимпийских игр в Москве. В преддверии этого события город был полностью закрыт для въезда иногородних. Его наводнила милиция. В советских СМИ сообщения о смерти в это время практически не печатались. Несмотря на все это, у Театра на Таганке после кончины Высоцкого собралась огромная толпа. В течение нескольких дней она находилась там. Заполнены людьми были в день похорон крыши расположенных вокруг Таганской площади зданий. Казалось, что вся Москва хоронила такого великого человека, как Владимир Высоцкий, биография и творчество которого и сегодня продолжают вызывать огромный интерес.

Дом творчества Высоцкого в Краснодаре

Дом творчества этого легендарного артиста в Краснодаре расположен в центре города. В нескольких залах представлены личные вещи, принадлежавшие артисту, а также фотографии, сделанные во время обучения во МХАТе, материалы, относящиеся к различным периодам его жизни. Здесь же находится этого артиста. Вход является бесплатным. Перед фасадом здания расположен бюст артиста. Жизнь и творчество Владимира Высоцкого привлекают сегодня сюда множество людей. В Доме творчества имеется также возможность посмотреть фильмы о нем, совершить экскурсию, причем тоже совершенно бесплатно.

Сочинение

Творчество Владимира Высоцкого интересно и многогранно. Им написано более 600 песен и стихов, сыграно более 20 ролей на сцене театров, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 – в радиоспектаклях. Так кто же он актер, поэт или композитор? Он сам, в одном из интервью, ответил на этот вопрос так: “Я думаю, что сочетание тех жанров и элементов искусства, которыми я занимаюсь и пытаюсь сделать из них синтез, – может быть это какой-нибудь новый вид искусства. Может быть, все это будет называться в будущем каким-то одним словом, но сейчас пока этого слова нет. ” Володя родился 25 января 1938г, в семье военного, поэтому они много переезжали, но свою юность он провел в Москве, на Большом Каретном, где и начал писать.

Свой жанр на эстраде он чаще всего называл – авторской песней. Первое свое стихотворение он написал в 1961г. Начал Высоцкий писать свои песни только для своих друзей, чтобы петь в маленькой дворовой компании, поэтому первые песни были такие уличные и даже немного хулиганские.

Позднее он стал писать о войне и о более философских темах.

В. Высоцкого много спрашивали, почему он, не прошедший и не видевший войну, писал о ней, и писал так, как будто сам принимал в ней участие. Он отвечал: “Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет нас волновать – это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой-то степени владеет пером…

Мы дети военных лет – для нас это вообще никогда не забудется. Один человек метко заметил, что мы “довоевываем” в своих песнях. У всех у нас совесть болит из-за того, что мы не приняли в этом участия. Я вот отдаю дань вот этому времени своими песнями. Это почетная задача – писать о людях, которые воевали.

* Я этот небесный квадрат не покину.
* Мне цифры сейчас не важны,
* Сегодня мой друг защищает мне спину,
* А значит и шансы равны.

(”Песня летчика”) Это не песни ретроспекции: они написаны человеком, который войну не прошел. Это песни ассоциации. Если вы в них вдумаетесь и вслушаетесь, вы увидите, что их можно петь и теперь: просто взяты персонажи из ситуации из тех времен, но все это могло произойти и здесь, сегодня. И написаны эти песни для людей, большинство из которых тоже не участвовали в этих событиях.

* Война ж совсем не фейерверк,
* А просто трудная работа,
* Когда черна от пота, вверх
* Скользит по пахоте пехота.

Эти песни написаны на военном материале с прикидкой на прошлое, но вовсе не обязательно, что разговор в них идет только чисто о войне… ” Много песен о войне он написал и для кино. Высоцкий сам снимался в картинах, но по общему признанию судьба киноактера у него не сложилась. Кинематограф не использовал всех его возможностей. Половина сыгранных ролей – эпизодические.

В фильме “Служили два товарища” роль поручика Брусенцова, работу над которой Высоцкий вспоминал с особой теплотой, была задумана, как главная, но в конечном варианте она второстепенна. Так нередко получалось с фильмами и с песнями для них.

По-настоящему, хозяином он был только на концертах. На концертах он всегда работал в полную силу. Каждый концерт, как последний. Исполняя песни, он мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать голову в плечи. И казалось: еще секунда – и рухнет потолок, и взорвутся динамики, лопнут струны, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнется, умрет прямо на сцене… Казалось: на таком нервном накале не возможно петь, нельзя дышать! А он пел. Он дышал.

Зато следующая его песня могла быть потрясающе тихой. И от этого она еще больше западала в душу. Высоцкий, который только что казался пульсирующим сгустком нервов, вдруг становился воплощением возвышенного спокойствия, становился человеком, постигшим все тайны бытия. И каждое слово звучало по-особому трепетно.

На концертах он часто пел песни о спорте.

Не знаю, кто из поэтов еще, уделял столько внимания спортивной теме. Высоцкий сам много занимался спортом, когда был помоложе, занимался просто так, – боксом, акробатикой, да и многими другими видами спорта. Потом, когда стал актером, он стал заниматься спортом для сцены, потому что в театре на Таганке приходилось делать разные акробатические номера.

Владимир Семенович хотел создать целую программу из своих песен, где будет песня о каждом виде спорта. Это, конечно, непомерная задача, т.к. только в “Спортлото” их уже 49. Однако он много работал и кое-что написал. У него есть “Песня о конькобежце на короткие дистанции, которого заставили бежать длинную (А он очень не хотел) ” или тоже шуточная песня-продолжение “Песня о сентиментальном боксере”. Есть песня “Профессионалы”, которую он написал после игры СССР-Канада в хоккей, когда наши стали в пятый раз чемпионами мира. Игра была тяжелой и наши болельщики опасались, что канадские профессионалы, владеющие силовыми приемами, смогут победить, но все оказалось по-другому.

* … Профессионалам, отчаянным малым,
* Игра-лотерея, кому повезет.
* Играют с партнером как бык с матадором,
* Хоть, кажется, принято наоборот.

Эта песня стала самой любимой у хоккеистов. Иногда Владимир Высоцкий встречался с ними перед их выездами на ответственные соревнования, и они всегда просили спеть эту песню. Команда даже возит с собой магнитную пленку с ней – для того, чтобы поднять боевой дух перед игрой. А знаменитая “Утренняя гимнастика”, такая антиалкогольная песня-шутка, вроде пародии на некоторые упражнения гимнастики.

* ” Вдох глубокий, руки шире,
* Не спешите – три, четыре!
* Бодрость духа, грация и пластика!
* Общеукрепляющая,
* Утром отрезвляющая,
* Если жив пока еще, – гимнастика!
* Если вы уже устали
* Сели-встали, сели-встали,
* Не страшны вам Арктика с Антарктикой!
* Главный академик Иоффе
* Доказал: коньяк и кофе
* Вам заменит спорта профилактика.

“Песенка про прыгуна в длину” посвящена другу Владимира, знаменитому прыгуну в длину, Гериону Климову. У него несчастие: он все время переступает доску, от которой отталкиваются, – и у него рекорды не засчитываются.

* ” Что случилось, почему кричат?
* Почему мой тренер завопил?
* Просто-восемь сорок результат,
* Правда, за черту переступил.
* Ой, приходится до дна ее испить.
* Чашу с ядом вместо кубка я беру.
* Стоит только за черту переступить
* Превращаюсь в человека-кенгуру.

“Песня о штангисте”-это не шуточная песня- она “лирикокомедийная”. Посвящена она Василию Алексееву, самому сильному человеку в мире. Высоцкий сначала хотел написать комедийную песню, даже придумал куплет для нее. Там было так:

* Пытаются противники
* Рекорды повторить,
* Но я такой спортивненький,
* Что страшно говорить.
* Но затем передумал и песня получилась более серьезной:
* … Не отмечен грацией мустанга,
* Скован я, в движениях не скор.
* Штанга, перегруженная штанга
* Вечный мой соперник и партнер.
* Такую неподъемную громаду
* Врагу не пожелаю своему
* Я подхожу к тяжелому снаряду
* С тяжелым чувством: вдруг не подниму?!
* Мы оба с ним как будто из металла,
* Но только он – действительно, металл.

А я так долго шел до пьедестала, Что вмятины в помосте протоптал. ” В начале 70-х уже были популярны многосерийные телевизионные картины, и Высоцкий решил попробовать написать песню с продолжениями. Популярность шахмат тогда была очень велика, и люди следили за играми Спасского, Фишера. Многие мечтали с ними сыграть, а один знакомый сказал Владимиру, что ему приснился сон, где он играет с Фишером. Высоцкого натолкнуло это на определенную мысль, и он написал песню “Честь шахматной короны” в две серии: первая-”Подготовка”, а вторая-”Игра”. Песня получилась полуфантастическая и шуточная.

* … И в буфете, для других закрытом,
* Повар успокоил: “Не робей!
* Ты с таким прекрасным аппетитом
* Враз проглотишь всех его коней!
* Ход за мной – что делать?!
* Надо, Сева,
* Наугад, как ночью по тайге…
* Помню-всех главнее королева:
* Ходит взад-вперед и вправо-влево,
* Ну а кони вроде буквой “Г”.

Но особое внимание, на мой взгляд, нужно уделить песням из фильма “Вертикаль”. Они довольно-таки серьезны. “Альпинизм- это не спорт, но даже если и спорт, то соревнования здесь неуместны, – они ни к чему хорошему не приведут. “- эту фразу Владимир Высоцкий произнес в одном из интервью.
Все знают, что Высоцкий писал песни как бы погружаясь в атмосферу того, о чем он пишет. Так же случилось на съемках фильма “Вертикаль”. Он вместе со съемочной группой приехал в горы, и они своей красотой просто покорили его.

* … Лучше гор могут быть только горы,
* На которых еще не бывал.

Он много встречался там с умными, хорошими людьми, а люди в горах, надо сказать, ведут себя совершенно иначе, чем в обычной, городской обстановке. Они раскрываются совершенно по-другому. Дело в том, что обстановка во время восхождения приближена к военной, и поэтому люди ведут себя как в бою.

* Здесь вам не равнина, здесь климат иной
* Идут лавины одна за одной,

В ином месте это редко увидишь. Сам Высоцкий рассказывал: “Меня пригасили как-то выступать альпинисты, я к ним приехал, они давно хотели меня послушать, но тут внезапно выяснилось, что потерпела аварию какая-то группа. Их всех, как одного, сдуло ветром, они ушли ночью, в непогоду, ушли на маршрут спасать людей. Зачем люди ходят вверх? Наверное, чтобы проверить, чтобы посмотреть, что ты есть за человек, понять лучше людей, которые с тобой. Потому что в горах нет милиции, нет “скорой помощи”, которые могли бы тебя спасти или выручить. “

* В горах не надежны ни камень, ни лед, ни скала,
* Надеемся только на крепость рук,
* На руки друга и вбитый крюк
* И молимся, чтобы страховка не подвела.

Альпинизм-это очень рисковое дело. А Владимир Высоцкий любил рисковых людей, поэтому выступления и перед моряками, и перед летчиками он тоже отмечал особо. Песни о море, о шторме, о моряках он исполнял не так часто, но их у него было не мало. Его восхищала морская взаимовыручка, и в песнях “Человек за бортом” и “Спасите наши души” он это отразил.

* Был шторм-канаты рвали кожу с рук,
* И якорная цепь визжала чертом,
* Пел песню ветер грубую-и вдруг
* Раздался голос: “Человек за бортом!
* И сразу-”Полный назад! Стоп машина!
* На воду шлюпки, помочь
* Вытащить сукина сына
* Или, там, сукину дочь!
* Я пожалел, что обречен шагать
* По суше, -значит, мне не ждать подмоги
* Никто меня не бросится спасать,
* И не объявят шлюпочной тревоги.
* А скажут: “Полный вперед! Ветер в спину!
* Будем в порту по часам.
* Так ему, сукину сыну,
* Пусть выбирается сам!
* (1969г.)

Среди его друзей было много моряков, и он часто пел им в кают-компаниях. Морские песни у В. Высоцкого-это особая категория душевных песен.

* Только снова назад обращаются взоры
* Цепко держит земля, все и так и не так.
* Почему слишком долго не сходятся створы,
* Почему слишком часто моргает маяк?!

Они цепляют человека за самую душу, особо можно отметить “Балладу о покинутом корабле”, “Упрямо стремлюсь я ко дну… ” и “Лошадей двадцать тысяч в машины зажаты… “, посвященную экипажу теплохода “Шота Руставели”, на котором Владимир с Мариной Влади отдыхали.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!