Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Конспект занятия "грибы" в средней группе. Тема НОД: «Сбор грибов»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: формирование представлений детей о многообразии растительного мира, развитие познавательного интереса, навыков в художественном творчестве.

Задачи

Образовательные: расширять знания детей о грибах, месте их произрастания, особенностях строения; учить сравнивать и систематизировать предметы (съедобные и несъедобные грибы).

Воспитательные: закреплять знания правил поведения в лесу; прививать любовь к природе; воспитывать дружелюбие, умение работать в коллективе; формировать у детей эмоционально-положительный отклик на совместную деятельность.

Развивающие: развивать активный словарь детей (названия грибов); совершенствовать навык работы с нетрадиционным и традиционным художественным инструментом – поролоновым «тычком» и кисточкой; формировать композиционные умения, умение расположить части изображения в необходимом месте; развивать творческое воображение, фантазию.

Предварительная работа: чтение стихотворений и отгадывание загадок о грибах, рассматривание иллюстраций с изображением грибов, исследование их муляжей, составление изображения гриба из частей на плоской поверхности.

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, проектор, шляпа для «грибника», комплект картинок с изображением съедобных (белый гриб, лисички, опята, подосиновик) и несъедобных (мухомор) грибов – по 1 комплекту на каждого ребенка; листы бумаги, простые карандаши, краски, кисточки, поролоновые «тычки» — по количеству детей; стенд для рисунков.

Ход НОД

І. Вводная часть

Организационный момент

(Дети стоят с воспитателем посередине комнаты, на экране слайд 1)

Воспитатель: — Здравствуйте, ребята! Какой сегодня чудесный день для прогулки, и я предлагаю вам пойти в лес в лес! Хотите?

Дети: — Да!

Воспитатель: — Дети, а можете ли вы пойти в лес сами, без взрослых?

Дети: — Нет.

Воспитатель: — Вы правы, одни мы пойти не можем, поэтому сегодня с нами пойдет сказочный провожатый. А вот и он (показывает на экран, звучит музыка, воспитатель читает стихотворение).

(Щелчок — раздаются звуки леса, на экране появляется Лесовичок, щелчок – звуки затихают)

Стихотворение «Старичок-лесовичок»

На лесной опушке

В маленькой избушке

Поживает старичок,

Старичок-Лесовичок.

Много дел у старичка,

Старичка-Лесовичка.

День-деньской он всё хлопочет,

Лес красивым сделать хочет.

Если детки в лес идут,

Старичок наш тут как тут:

Всё в лесу покажет,

Обо всём расскажет.

Воспитатель: — Теперь мы готовы идти в лес вместе с Лесовичком.

(Звучит музыка, дети с воспитателем делают импровизированный круг по комнате и садятся на ковер в кружок.)

ІІ. Основная часть.

1. Беседа «Какие бывают грибы»

Воспитатель: — Ребята, посмотрите, на какую красивую полянку привел нас Лесовичок.

(Слайд 2)

Воспитатель: — Посмотрите, а что растет на этой полянке?

(щелчок – появляются грибы)

Дети: — Это грибы.

Воспитатель: — Верно, мы нашли с вами грибную полянку. Сколько здесь грибов?

Дети : — Много!

Воспитатель: — Давайте посмотрим поближе, какие же грибы растут в лесу.

(Слайд 3)

Воспитатель:

Белый гриб растет под елкой,

Любит прелые иголки.

Загляни под елку смело –

Там растет грибочек белый!

— Ребята, посмотрите, вот он какой – белый гриб. Это съедобный гриб, он очень вкусный, не зря его называют царем грибов. У гриба есть ножка и шляпка (показывает на слайде). Какого цвета шляпка у белого гриба? (коричневая) А ножка? (белая). Посмотрите, какая она крепкая, толстая.

(Слайд 4)

— А вот еще один съедобный гриб. Он называется лисичка, потому что похож на лису. Как вы думаете, почему? (похож по цвету)

(Слайд 5)

— Нет грибов, дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу!

— Как называются эти грибы? Это опята. Они небольшого размера и всегда растут дружной семейкой на пеньках. Какая у них ножка? (тонкая) А какого цвета шляпки? (коричневые)

(Слайд 6)

— Какие красивые разноцветные шляпки у этих грибочков! Это сыроежки, тоже съедобные и вкусные грибы.

(Слайд 7)

— А эти грибы всегда растут под деревом – осиной, поэтому называются подосиновики. Посмотрите, какие у этих грибочков симпатичные небольшие красные шапочки и крепкие ножки.

(щелчок)

— Есть еще гриб – подберезовик. Как думаете, возле какого дерева он растет? Верно, подберезовик растет под деревом березой.

Воспитатель: — Ребята, как вы думаете, почему эти грибы называют съедобными?

Дети: — Потому что их можно есть, готовить из них разные блюда.

(Слайд 8)

Воспитатель: — Верно, съедобные грибы сушат, жарят, солят, готовят из них супы и другие вкусные блюда.

2. Подвижная игра «Собирали мы грибы»

(Слайд 9)

Воспитатель: — Дети, Старичок-Лесовичок, приглашает нас поиграть.

С помощью считалочки воспитатель выбирает грибника и дает ему шляпу – отличительный знак.

Вот поляночка лесная,

Здесь съедобные грибы.

Всех в игру я приглашаю,

Мы играем, водишь ты!

(Музыка запускается по щелчку, во время игры нужно делать звук громче или тише. Щелчок – переход на следующий слайд)

3. Ознакомление с несъедобными грибами.

Воспитатель: — Ребята, а какие еще грибы, кроме съедобных, вы знаете? (Ответы детей)

— Верно, есть еще грибы, которые ни в коем случае нельзя есть! Они называются несъедобные грибы. Давайте узнаем, как они выглядят.

(Слайд 10)

— Это грибы – мухоморы. Какого цвета у мухомора шляпка? (красная, с белыми точками) А ножка? Посмотрите, какой он яркий и красивый, его видно в лесу издалека. Но трогать его, а тем более есть, ни в коем случае нельзя! Мухомор — ядовитый гриб, им можно очень сильно отравиться и серьезно заболеть.

(Слайд 11)

— А это гриб – поганка. У него даже название говорит о том, что он плохой и несъедобный, и тоже очень ядовитый.

— Есть ядовитые грибы, которые очень похожи на съедобные, вот как эти – ложные опята.

(Слайд 12)

(щелчок)

— Посмотрите, похожи они с настоящими опятами? Чем? (похожи, тоже растут на пеньках, с тоненькими ножками). Только опытные грибники знают, как отличить съедобный гриб от несъедобного. Поэтому, дети, самим грибы нельзя собирать и даже трогать руками, иначе можно очень сильно заболеть!

(Слайд 13)

4. Игра «Какой гриб лишний»

(Слайд 14)

Воспитатель: — Ребята, перед вами лежат картинки, на них нарисованы грибы. Посмотрите, какой гриб здесь лишний? (мухомор) Почему вы так думаете? (он несъедобный и ядовитый). Давайте его уберем и поставим вместо него хороший съедобный грибочек. (щелчок)

— Какой гриб мы сюда можем поставить? (щелчок) Проверьте, все ли грибы у вас теперь съедобные? Молодцы!

5. Слушание песни «Мухоморы»

Воспитатель: — Хоть мухомор и несъедобный гриб, но о нем есть очень веселая песенка, давайте ее послушаем.

(Слайд 15)

6. Рисование мухомора в лесу.

Воспитатель: — Дети, давайте, чтобы лучше запомнить, что мухомор никогда нельзя трогать руками, мы его с вами нарисуем. А для начала разомнем наши пальчики.

(Слайд 16)

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять

Загибают каждый пальчик.

Мы идём грибы искать

Указательный и средний палец правой руки “шагают” по левой ладони.

Этот пальчик в лес пошёл

Этот пальчик гриб нашёл

Этот пальчик чистить стал

Этот пальчик всё съел

Загибают каждый пальчик

От того и потолстел.

Показывают большой палец.

Воспитатель: — Давайте вспомним, из каких частей состоит гриб мухомор (шляпка и ножка). Какого цвета шляпка у мухомора? (красная, с белыми точками). Мухомор мы с вами нарисуем с помощью шаблона, сначала обведем по контуру простым карандашом, а затем раскрасим с помощью поролонового «тычка». Каким цветом раскрасим ножку? (белым) А шляпку? (Красным). А чем можно поставить белые точечки на шляпке? – посмотрите на столе, что подходит для этого? – правильно, кисточка. А еще нужно нарисовать травку – мухомор ведь растет на лесной полянке.

(Воспитатель сопровождает слова показом)

Практическая деятельность детей.

В ходе работы детей воспитатель наблюдает за тем, как рисуют дети, контролирует, чтобы дети не набирали слишком много краски на «тычки» из поролона, тогда отпечаток будет иметь воздушно-окрашенную поверхность.

7. Подведение итогов.

Воспитатель: — Какие красивые грибы у вас получились! Чем вы их нарисовали? (красками, тычками, кисточкой). Давайте еще раз скажем, как же они называются. (мухоморы). Можно ли их брать руками, если такие грибы встретятся нам в лесу? Почему?

— А теперь поставим ваши чудесные рисунки на стенд, чтобы наши гости могли ими тоже полюбоваться. И попрощаемся с Лесовичком, поблагодарим его за интересную прогулку на грибную полянку!

Дети: — До свидания, спасибо!

Занятиям по аппликации в детском саду должно уделять внимание. Этот вид творчества требует большей подготовленности педагога к проведению занятия, чем другие виды художественной деятельности (такие как рисование, лепка). Создание аппликации предполагает работу с различными предметами (карандаши, ножницы, кисточка и клей) и материалами (от привычных бумаги и картона до яичной скорлупы, ткани, круп, ватных дисков, шариков из салфеток). В возрасте 4–5 лет ребёнок совершенствует навыки мелкой моторики при создании аппликаций, а также учится самостоятельно продумывать замысел и его воплощение на заданном пространстве.

Подготовка к занятиям по аппликации в средней группе детского сада

Итак, в средней группе детского сада работаем с теми видами аппликации, для которых у воспитанников достаточно развита мелкая моторика:

1. Создание по шаблону . Ребёнку предлагается обвести имеющиеся элементы? вырезать и самостоятельно приклеить их на картон, как было продемонстрировано воспитателем.

Простая аппликация

2. Силуэтная аппликация . Предполагает аккуратное вырезание воспитанником фигур по контуру, нанесённому на изнаночную сторону бумаги чёрного цвета. Затем элементы приклеиваются на картонную основу белого цвета или светлых пастельных оттенков. Образцы силуэтной аппликации напоминают сценки из театра теней, поэтому первый опыт работы в подобном ключе следует сопроводить рассказом об этом виде сценического искусства.

Шаблоны для силуэтной аппликации

3. Обрывная аппликация . Воспитанники нарывают бумагу на кусочки, что способствует активизации тактильных ощущений. Это занятие имеет положительную эмоциональную направленность, оказывает успокаивающее действие. Далее, полученные элементы необходимо наклеить на картон в соответствии с изначальным замыслом. Особенно удачен этот вид аппликации для создания изображений пятнистых животных, пёстрых цветочных картин.

Обрывная аппликация

4. Накладная аппликация . При этом виде работы включается творческое и пространственное мышление: воспитаннику надо приклеить элементы путём наложения друг на друга так, чтобы получилось заданное изображение.

Накладная аппликация из природных материалов

5. . Применяется, когда в работе нужны фигуры, имеющие симметричное строение. В возрасте 4–5 лет ещё сложно нарисовать и вырезать элемент настолько ровно, чтобы половинки были зеркальны друг другу. Поэтому даём упрощённое задание: нарисовать фигуру, сложить листок с её изображением посередине и вырезать по контуру одной из половинок, придерживая сгиб. Ребёнок раскрывает листок и получает симметричную фигуру.

Схема выполнения действий

6. Модульная аппликация . Наиболее сложный вид аппликации, в средней группе детского сада нужно начинать осваивать этот метод работы, чтобы усовершенствовать его в возрасте 6–7 лет. Сначала необходимо рассказать воспитанникам, что представляют собой модули (это элементы одной формы, которые могут отличаться по цвету и размеру). Создание модулей не вызовет сложностей у данной возрастной группы, если вырезание всех элементов будет по заготовленным шаблонам, именно так и надо начинать знакомить. Затем усложняйте задачу, пусть ребята самостоятельно пробуют рисовать элементы большего или меньшего размера. Педагогическая ценность работы с модулями состоит в том, что этот вид деятельности служит одной из первых ступеней к постижению основ конструирования. Воспитанник обдумывает, как из множества одинаковых по форме элементов получить сложное изображение заданного объекта. Начинает работать абстрактного мышления, ребёнок работает с наложением элементов, многослойностью, пробует сгибать модули и получает объёмный предмет.

Модульная аппликация

8. . Аппликация этого вида вплотную подходит к области искусства. Педагог должен рассказать о коллаже как отдельном виде искусства, к которому обращаются творцы для создания картин, скульптур, фото- и видеопроектов. Коллаж как вид прикладного творчества сочетает названные нами выше виды аппликации. Ребёнок готовит разнообразные элементы (хоть симметричные, хоть модульные или любые другие) из всевозможных по цвету и фактуре материалов, но затем не просто делает изображение одного или нескольких предметов, а пробует создать картину в технике коллажа.

В средней группе нет ограничения по используемым материалам. На классических бумаге и картоне были отработаны первичные навыки. Но для поддержания интереса и активизации творческого воображения привлекайте разнообразные материалы:

Галантерейные (бисер, бусины, пуговицы, пайетки)
- текстильные (различные виды тканей, фетр, тесьма, ленты)
- бытовые (салфетки, обёртки от конфет и шоколадок, фольга, бумажные салфетки, ватные диски и палочки)
- природные (листья, палочки, сушёные ягоды, крупы, камешки, ракушки, солома)
- ароматические (кофейные зёрна, палочки корицы, бутоны гвоздики, засушенные ягоды и тонкие кружки цитрусовых и яблок).
Для основы аппликаций используется плотный картон, работы с тканевыми элементами замечательно смотрятся на фетровой подкладке или бумаге с бархатным покрытием.

Примеры аппликаций на тему «Грибы», выполненные из нетрадиционных материалов.

Аппликация из салфеток Аппликация из зёрен Аппликации из жатой ткани Аппликация из крупы Аппликация из фетра Аппликация из крупы Аппликация из гофрированной бумаги (торцевание) Аппликация из страз Аппликация из ткани и пуговиц Аппликация из семян и косточек

Инструменты уже знакомы воспитанникам. Это ножницы, клей с аппликатором для нанесения или кисточкой, стеки для работы с пластилином или пластичной глиной, карандаши для создания контуров, обведения шаблонов и нанесения разметки на основе.

Примеры мотивирующего материала по теме «Грибы».

  • Сказки про грибы: Э. Шим «Храбрый опёнок», «Грибной дым», Н. Павлова «Две сказки о грибах», А. Лопатина «Знакомство с грибами», Н. Сладков «Мухомор», «Хоровод грибов», В. Зотов «Опёнок осенний».
  • Приметы и поговорки о грибах :
    Поздний гриб - поздний снег.
    Где один маслёнок уродился, там и другие рядышком разбежались.
    Метёлки овса созрели - выросли в лесу опята.
    Если грибов уродилось мало, то зима будет снежная и суровая.
    Кто любит земле кланяться, без грибов не останется.
    Кто пораньше встаёт, тот грибки в кузов кладёт.
    Когда с вечера дожди - утречком грибочков жди.
    Когда жарко и ведрено, грибы под деревьями собираются, когда сыро да ведрено - на поляны разбегаются.
    Вечером дожди - утром грибов жди.
    Сколько дождей - столько груздей.
    Коль пошёл парной туман над лесом - иди по грибы.
    Сильные росы - к плодородию, а частые туманы - к урожаю грибов.
    Если в лесу волнушки пошли, то жди скорого появления груздей.
    Если заколосилась рожь - начинают попадаться и белые с подберёзовиками
    Где красный мухомор, там белый гриб неподалёку сидит.
    Если ночь на Рождество звёздная, такие же и на Крещение - то летом будет много ягод и грибов.

    Загадки про грибы:

    Глубоко был спрятан он,
    Раз-два-три - и вышел вон,
    И стоит он на виду.
    Белый, я тебя найду.
    Растут на опушке
    рыжие подружки,
    Их зовут …
    Весь Антошка -
    Шляпка да ножка.
    Дождь пойдёт -
    Он подрастёт.
    Зашёл мужик в сосняк,
    Нашёл слизняк,
    Бросить - жалко,
    Съесть - сыро.
    Рыжие ушки с лисьей макушки
    В травке лежат - для малых ежат.
    У тенистого лога
    Вырос гриб-недотрога:
    Чуть нажмёшь на бочок -
    Глядь, уже синячок.
    Он в лесу стоял,
    Никто его не брал,
    В красной шапке модной,
    Никуда не годный.
    Смотрит свысока –
    ручки в бока.
    Красива и важна –
    да никому не нужна.
    Боровик Волнушки Гриб Груздь Лисички Моховик Мухомор Поганка
  • Стихи
    «У меня есть две ноги.
    Быстро бегают они.
    Ножки прыгают и скачут,
    Бегают, гоняют мячик.
    Ножки есть у табуреток,
    У кроватей и банкеток,
    У диванов и шкафов,
    У комодов и столов.
    А зачем нужны им ножки?
    Тут подумал я немножко…
    Но ответ про ножки эти
    Сохраню от всех в секрете!»
    (А. Валасина)
    По дорожке шли –
    Боровик нашли.
    Боровик боровой
    В мох укрылся с головой.
    Мы его пройти могли,
    Хорошо, что тихо шли.
    (А. Прокофьев)
    Шёл грибник издалека
    А в корзинке ни грибка!
    Ни единого грибочка –
    Только травка и листочки.
    Утомился грибничок
    И уселся на пенёк.
    - Ты скажи мне, лес,
    Ты с грибами или без?
    Поглядел на грибника
    Лес дремучий свысока.
    Покачался - скрип да скрип! –
    Показал под ёлкой гриб.
    - Я с грибами, - молвил лес,
    - А ты с глазами или без?
    (В. Шульжик)

В средней группе для аппликации «Грибы» подойдёт создание аппликации по шаблону с дополнительным заданием «Попробуй нарисовать элементы той же формы, но другого размера», симметричная и ленточная аппликации, наложение (например, для изображения семейства опят на пеньке). Программные требования к воспитанникам средней группы указывают на необходимость педагогу научить ребят более тщательному продумыванию образа. Они должны создавать объекты с использованием большего количества элементов, работать с цветовыми сочетаниями и переходами, пробовать создавать объёмные композиции. Если выбрана групповая форма деятельности, рекомендуется распределить между воспитанниками создание аппликаций наиболее простых видов (шаблонной, симметричной) с последующим освоением техники коллаж. Используйте для задания занимательные темы для привлечение интереса воспитанников: «Грибная полянка», «Царство белого гриба», «Корзинка с лесными дарами», «Грибы для белочки/ёжика», «Семейка опят».
К занятию по аппликации должен быть составлен конспект, отражающий этапы подготовки и проведения занятия и согласующийся с возрастными умениями воспитанников.

Сжатый план конспекта занятия по созданию аппликации «Грибы»

1. Цели и задачи.
2. Используемые материалы и инструменты.
3. Техника безопасности при работе с ножницами и клеем.
4. Поэтапный ход работы (на занятие выделяется 20–25 минут):
- Организационный момент, 1–2 минуты;
- Введение в тему занятия (мотивационный материал), 3–4 минуты;
- Обсуждение плана работы, 2–3 минуты;
- Изготовление деталей для аппликации, 10 минут;
- Наклеивание деталей на основу, 3–5 минут;
- Демонстрация готовых работ, подведение итогов, 1–2 минуты.
5. Рефлексия (были ли достигнуты поставленные задачи и цель, возникали ли трудности в процессе занятия, какие моменты в организации деятельности нуждаются в коррекции).

План занятия в средней группы по созданию аппликации в средней группе «Грибы для белочки»

: создание изображения мира природы при помощи аппликации.

  • Задачи : развитие мелкой моторики рук, умения работать в коллективе, воспитание усидчивости и аккуратности, бережного отношения к природе.
  • Материалы к занятию : На мольберте картина, выполненная в технике аппликации. На ней изображена сосна, на ветке сидит маленький бельчонок.

  • Ход занятия:

    (Дети стоят возле воспитателя.)

    Дети, новость есть у нас.
    Расскажу о ней сейчас!
    Получила я письмо,
    Пришло из лесу оно.

    Открываем?(ответы детей).

    Ой-ой! Письмо от белочки.

    «Потерялся мой ребёнок,
    Шустрый маленький бельчонок».

    Ребята, что будем делать? (ответы детей)

    Ну, тогда пойдём с вами в лес. Наденем шапки, шубы, валенки, рукавички. (Показ)

    Беритесь за руки, чтобы не потеряться в лесу.

    «Светятся берёзы, тихо кругом,
    К белочке на помощь быстро идём.
    По лесной тропинке дети идут,
    Белые снежинки кружатся, поют».

    Белочка, ау? Ребята давайте все вместе позовём белочку.

    (Воспитатель обращает внимание детей на игрушечного гномика).

    Ой, маленький гномик идёт по дорожке,
    Гномику видно скучно немножко.
    Скучно ему в лесу одному.
    К гномику дети сейчас подойду.

    (Воспитатель оречевляет игрушку).

    Кто это ходит в моём лесу?
    - Это мы ребята по делу пришли.
    - По какому делу?

    Побуждать детей рассказать о том, что белочка позвала нас на помощь. Она просит помощь ей найти бельчонка. А он, какой этот бельчонок? Маленький, серый.

    Гномик. Я нашёл в лесу одного зверька: маленького, серого.
    - Покажи (воспитатель обращает внимание детей на мольберт).
    - Да вот он, на дереве сидит.
    - Это же наш бельчонок.
    - Я думал это зайчонок.
    - Зайчонок зимой белый, а не серый. И зайчонок по деревьям не умеет лазать.
    - А может это волчонок, он же серый.
    - Волчонок по деревьям не лазает.
    - А может это лисёнок, посмотрите хвост, какой большой, пушистый.
    - У лисы шубка рыжая, а не серая. Это бельчонок. Да, гномик, в лесу живёшь, а зверей не знаешь.
    А вы знаете ребята, какие звери в лесу живут? Знаем и покажем.

    Физкультминутка «Театр зверей».

    По сухой лесной дорожке
    Топ-топ-топ, топочут ножки.
    Ходит, бродит вдоль дорожки
    Весь в иголках серый ёжик. (Ходьба на месте)

    Медведь по лесу бродит
    От дуба к дубу ходит.
    Бредёт лесной дорогой
    Медведь к себе в берлогу. (Наклоны туловища вправо- влево).

    Мы поскачем по лужайке
    Будто зайки, будто зайки. (Прыжки)

    Ребята как хорошо, что мы с вами помогли белочке найти бельчонка. А вы знаете, чем питаются белки зимой? (Ответы детей).
    Посмотрите, какие грибы белочка засушила на веточках сосны. (Выделение основных частей гриба: шляпка, ножка). Зима долгая. Боюсь, что белочке не хватит этих запасов.
    Хотели бы вы помочь белочке с бельчонком? А как мы это можем сделать? (Показ способов вырезывания овальной формы из прямоугольника - ножка грибка, закругления уголков у треугольника - шляпка грибка.)

    Самостоятельная работа детей . Дети садятся на свои места и приступают к работе. В ходе работы спрашивать у детей, что они делают. Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания. Оказывать нуждающимся детям индивидуальную помощь.

    Подведение итогов. По окончании работы воспитатель предлагает готовую сосновую веточку с грибами наклеить на большой лист. Предложить рассмотреть работы, побуждать давать анализ своей работы и работы сверстников. Воспитатель благодарит детей от имени белочки за помощь.Аппликация на тему «Грибы для белочки» может быть выполнена в различных техниках, с применением бросового (в том числе природного) материала. Могут быть использована индивидуальная форма работы или работа в подгруппах.

  • Вариант шаблона для аппликации Пример работы Пример работы Пример работы Накладная аппликация Использование природных материалов Использование природных материалов

    «Осторожно: грибы!»

    Средняя группа

    Воспитатель: Л.В.Чеботарева

    МКДОУ детский сад «Сказка» с. Гремячье

    Интеграция: «Безопасность», «Познание» (формирование целостной картины мира), «Музыка», «Коммуникация», «Социализация».

    Программные задачи.

      Познакомить детей с грибами.

      Научить по внешнему виду отличать съедобные грибы от несъедобных, дать знания о том, что ядами грибов человек может отравиться.

      Расширить словарный запас: «съедобные», «несъедобные», «подосиновик», «мухомор», «лисичка», «опенок» «белый гриб».

      Воспитывать бережное отношение к природе.

    Материалы. Буратино, корзинка, муляжи грибов, орешки, аудиокассета с голосами птиц в лесу.
    Ход занятия
    Воспитатель вносит игрушку Буратино, который плачет.
    Вос-ль: Ребята, посмотрите, Буратино плачет. Что случилось, Буратино?
    Буратино: Живот, болит. Съел в лесу гриб, вот живот и разболелся.
    Вос-ль: Если заболел живот, значит, ты Буратино, несъедобный гриб съел. Ты перепутал грибы. Грибы бывают съедобные и несъедобные. Давайте, ребята, научим Буратино отличать съедобные грибы от несъедобных. Съедобные – это те грибы, которые можно есть. А несъедобные – это ядовитые грибы, их нельзя принимать в пищу.

    Ребята, а как вы думаете, где растут грибы? (Ответы детей.) А кто из животных любит питаться грибам?.Давайте вместе пойдем в лес и научим Буратино отличать съедобные грибы от несъедобных. Что возьмем с собой в лес?
    Дети: Корзинку.
    Вос-ль: Правильно.
    (Дети берут корзинку и под веселую музыку отправляются в «лес». Звучит запись голосов птиц. Затем дети выполняют движения соответственно тексту)
    Все зверюшки на опушке Дети идут друг за другом.
    Ищут грузди и волнушки.
    Белочки скакали, Скачут поскоками, в конце

    Рыжики срывали. приседают («срывают
    грибок»)
    Лисичка бежала, Легкий бег, в конце срывают
    Лисички собирала. воображаемый гриб.
    Скакали зайчатки, Прыгают на обеих ногах, в
    Искали опятки. конце останавливаются и
    оглядываются по сторонам.
    Медведь проходил – Ходят на внешнем своде
    Мухомор раздавил. стопы, в конце топают
    ногой
    Снова мы идем по Ходьба на месте.
    лесу.
    А вокруг – так интересно Потягивания – руки в
    Отдохнуть пора, дружок. стороны.
    Мы присядем на пенек.
    Н. Нищева
    (Воспитатель обращает внимание детей, что на поляне растет много грибов.

    Игра «Собери гриб» Воспитатель показывает отдельно шляпку и ножку гриба, вырезанного из бумаги и соединяет их. Детям предлагаются части маленьких и больших грибов из бумаги, которые соотносятся по размеру и соединяются.

    Дети садятся, воспитатель начинает свой рассказ о грибах.
    Вос-ль: Этот гриб подосиновик, он съедобный. Он растет под осинами. У него крепкая ножка, похожа на ствол березы. А шляпка красная. Оттого зовут его еще красноголовик. Послушайте загадку про него.
    Что за гриб стоит на кочке
    В красном бархатном платочке?
    (При рассказе воспитатель демонстрирует муляж подосиновика.)
    Вос-ль: Этот гриб называется лисичка, он тоже съедобный. Он своим цветом похож на лису, поэтому его и называют лисичка. У него и ножка, и шляпка одного цвета. Послушайте про него загадку.
    Притаились под кусточком
    Рыжие сестрички
    Отгадайте поскорей
    Это же лисички.
    (Вос-ль демонстрирует муляж лисички.)
    Вос-ль: Этот гриб – мухомор, – он несъедобный, его есть нельзя. У него белая ножка и красная шапочка в белый горошек. Он очень красивый, но его нельзя трогать руками, он ядовит и опасен. Послушайте загадку про мухомор.
    С шапочкой красной знаться опасно,
    Даже муха-зуда не садится сюда.
    (Вос-ль демонстрирует мухомор.)

    А теперь давайте поиграем. ИГРА «Собери грибы ». Нужно собрать только съедобные грибы.

    Вос-ль: Вы, ребята, запомнили, какие грибы съедобные и несъедобные?
    Дети: Да.
    Вос-ль: Какие вы знаете съедобные грибы?
    (Ответы детей)
    Вос-ль: А какой ядовитый, несъедобный гриб, опасный?
    (Ответы детей)

    Воспитатель: Сбор грибов- увлекательное занятие. Но бывает так, что грибы растут не только в лесу, но и в городе, в парке и на участке детского сада.

    Запомните - грибы которые растут возле дороги, даже если они съедобные опасны. Они поглощают выхлопные газы. Поэтому, встретив гриб на участке детского сада - не трогайте, а покажите воспитателю или родителям. Если все-таки потрогали, обязательно нужно вымыть руки с мылом.
    Вос-ль: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
    Вос-ль: Погуляли мы в лесу,
    Повидали всю красу
    А теперь пора прощаться
    В детский садик возвращаться.

    Воспитатель: Ребята, сегодня нас с вами ожидает путешествие в лес, хотите отправиться туда вместе со мной?
    Дети: Да!
    Воспитатель: Здравствуй, лес, чудесный лес, весь из сказочных чудес!
    Кто в чащобе притаился? Кто под ёлочкой сопит? (ёжик),
    Поглядите, кто тут спрятался под ёлкой?
    Дети: Ёжик!
    Воспитатель: Верно, ёжик. Он радуется тому, что мы пришли его навестить! Как вы считаете, хорошо ежу живётся? Чем он занимается, где спит, что ест?
    (Дети отвечают).
    Воспитатель: Всё верно! Готовится к зиме, собирает грибы.
    Ребята, ёжик просит вас помочь ему запасти побольше грибов.
    Будем помогать?
    Дети: Да!
    Воспитатель: Давайте вместе посмотрим, какие грибы растут в лесу.
    Воспитатель: Вот это какой грибочек?
    Давайте отгадаем загадку:
    Стоит в красной шапочке, с заплатками,
    На белой ножке, никуда не шагает,
    Только мух отгоняет (мухомор)
    Как по-вашему, мухомор можно употреблять в пищу?
    Дети: Нет, он несъедобный.
    Воспитатель: Вместе разглядим мухомор внимательно, нам необходимо его запомнить, чтобы знать и не путать с другими грибами.
    В чём его отличие от остальных грибов? Только у мухомора красная шляпка, как будто усыпана мелкими зёрнышками.
    Воспитатель: Мы должны запомнить! Мухомор ядовит!
    Этот гриб нельзя использовать в пищу.
    Нам нужно найти съедобные грибочки, чтобы наш ёжик смог перезимовать. Глядите, под другим деревцем спрятался грибочек.
    Что это за грибок, сейчас отгадаем.
    Дети отгадывают.
    Воспитатель: Расскажите, подскажите
    Знает это наш грибник,
    Гриб на свете самый лучший
    Ну, конечно - (боровик)
    Этот гриб съедобный, у него толстенькая ножка.
    И шляпка у него большая, круглая.
    Как вы считаете, наш ёжик обрадуется такому грибочку?
    Ну, хватит уже сидеть на одном месте, мы же гуляем по большому лесу.
    Вставайте, сейчас будем искать грибы.
    Физкультминутка:
    Мы пойдём-пойдём-пойдём (шаги на месте)
    И грибочки найдём (хлопки в ладошки)
    Раз - грибок (наклон вперёд)
    Два - грибок (наклон вперёд)
    Три - грибок (наклон вперёд)
    Их положим в кузовок (наклоны в стороны)
    Как же так, ребятки, мы по всему лесу прогулялись, а грибочков ёжику мало собрали. Что же нам делать, как ёжику помочь?
    Дети: Можно ёжику грибочки вылепить из пластилина.
    Воспитатель: Верно! Садитесь за столы давайте посмотрим, как мы будем лепить грибочек ёжику?
    Сначала слепим ножку. Какого она будет цвета?
    Правильно, белого.
    А какой формы ножка у грибочка? Как столбик.
    Значит, берём часть белого пластилина и скатываем толстенькую колбаску.
    Она должна быть прочной, чтобы выдержать шляпку.
    А шляпка будет какого цвета? Коричневого.
    Тогда мы берём часть коричневого пластилина и скатываем шарик.
    Теперь этот шарик мы сплюснем в ладошках. Получилась у нас шляпка?
    По-моему, замечательно получилось.
    Теперь эту шляпку мы можем надеть на ножку. Аккуратно всё соединяем.
    Какие вы все молодцы! Ёжик вам очень благодарен.

    Конспект НОД по познавательно - экологическому развитию для средней группы «Мы сегодня грибники».

    Описание материала: Конспект подходит для организации познавательной образовательной деятельности с детьми 3-5 лет. Данный конспект будет полезен для педагогов дошкольного образования.

    Задачи:
    1. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса, память, внимание, связную речь, умение анализировать делать выводы, мелкую моторику.
    2. Дать представление о съедобных и несъедобных грибах. Уточнить знания о внешнем виде грибов.
    4. Воспитывать умение соблюдать правила поведения в лесу и безопасности при собирании грибов.
    Материал:
    - Группа оформлена в виде лесной полянки: ёлочки, пенёчки, на полу цветы.
    -Мягкая игрушка Белочка
    - Картинки с изображением грибов
    - Фишки: красные - «мухоморы», разноцветные - «съедобные грибы».
    - 2 корзинки
    - Раскраска «Мухомор»
    - Цветные карандаши
    Предварительная работа : беседа о лесе, рассматривание иллюстраций с изображением леса, рассматривание наглядно - дидактического материала на тему: « Грибы». Беседа о правилах поведения в лесу.Воспитатель: Доброе утро, ребята! Я рада вас всех поприветствовать! Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся! Ребята. Послушайте, пожалуйста, мою загадку и отгадайте её.
    Загадка
    Хвост пушист, а глазки зорки.
    Прыгает по веткам ёлки.
    На земле сорвёт грибок.
    И в дупло с грибочком – скок! (Белка).
    Дети: Белка.
    Воспитатель: В гости к ребятам пришла Белочка. У неё в лапках очень интересный конвертик.
    Воспитатель: А что же в нём может быть?
    Дети: Письмо.
    Воспитатель: Ребята, а хотели бы вы послушать, что в нём написано.
    Дети: Дают свои ответы.
    Воспитатель: Вы послушайте внимательно стихотворение и отгадайте, о чем мы сегодня будем говорить.
    По тропинке в лес пришла,
    Белый гриб у пня нашла.
    Проходила по опушке –
    Отыскала три волнушки.
    Дальше я пошла леском –
    Вижу рыжик под листком.
    А шагнула напрямик –
    Увидала боровик.
    Много я грибов нашла.
    И скорей домой пошла.
    Дети: О грибах
    Воспитатель : Правильно, значит, Белочка предлагает нам поговорить о грибах. Скажите, а кто-нибудь из вас собирал грибы?
    Дети: ответы детей.
    Воспитатель: А можно ли ходить в лес одним?
    Дети: Нет. Потому, что можно заблудиться.
    Воспитатель : А можно ли собирать грибы самостоятельно?
    Дети: Нет. Потому, что можно сорвать несъедобный гриб.
    Воспитатель: Конечно. Собирать грибы можно только с теми, кто в них очень хорошо разбирается. А как можно назвать такого человека?

    Дети: Грибник.
    Воспитатель : Совершенно верно. Ребята, а Белочка предлагает вам отправиться к ней в гости в лес. Там она для нас приготовила много интересных заданий и игр, с которыми мы с вами должны справиться. Давайте, мы сегодня побудем грибниками и попробуем разобраться в грибах.
    Воспитатель: Ну, а прежде, чем отправиться в лес в гости к Белочке, нам необходимо повторить правила поведения в лесу.
    Правила поведения в лесу:
    Дети: - Нельзя ломать ветки.
    - Ни траву, не цветы, не листья зря не рвать.
    - Грибы не топтать.
    - Птиц и зверей не пугать.
    - Громко не кричать, не шуметь.
    - Мусор после себя не оставлять.
    - От взрослых далеко не отходить.
    (Дети вместе с Белочкой отправляются в лес).
    Воспитатель : Ребята, посмотрите какой красивый лес перед нами. Идем спокойно друг от друга не отстаём, идём по узенькой тропинке друг за другом. Посмотрите, цветочная полянка, на цветочки не наступаем, мы можем ими только полюбоваться. Молодцы!
    Воспитатель: Вот мы с вами и пришли в лес. Посмотрите сколько пенёчков в лесу, давайте мы на них присядем и немного отдохнём.
    Воспитатель: Ребята, а хотели бы узнать больше о грибах?
    Дети: Да.
    Воспитатель: Белочка, приготовила для нас картинки, на которых нарисованы грибы.
    Воспитатель: Грибы бывают съедобные и несъедобные. Посмотрите на картинку: это белый гриб. У него толстая ножка и толстая коричневая шляпка. Этот гриб съедобный.

    Это подберезовик. Его так назвали, потому что он растёт возле корней березы. Он тоже съедобный.


    Это опята. Они растут на отмершей древесине и пнях. Растут они дружной семьей. Они тоже съедобные и их можно употреблять в пищу.


    Подосиновик. Этот гриб отличается красивой оранжево-красной шляпкой. И растет он под осиной. Его тоже можно есть. Он съедобный.


    Это маслята. Растут они в еловых лесах. Их шляпка шоколадного цвета. Маслята съедобные грибы.


    Шампиньон. У маленького гриба шляпка округлая, но когда гриб вырастает, она выпрямляется и становится более плоской. Этот гриб белого цвета. Он очень вкусный и ароматный. Он съедобный.


    Лисички. Красивые желто-оранжевые грибочки. Их очень любят, за яркий внешний вид. Это съедобные грибы.


    Это груздь. Он встречается в лиственных и смешанных лесах. Может вырасти достаточно крупным. Он имеет слегка желтоватый цвет. Шляпка у груздя гладкая. Он съедобный.


    Волнушка. Это съедобный гриб. У волнушки розовая шляпка. Поверхность ножки покрыта пушком.


    Воспитатель: Ребята, скажите, какие съедобные грибы вы запомнили?
    Дети: Груздь, опята, белый гриб и т.д.
    Воспитатель: А теперь я вам хочу рассказать о несъедобных или ядовитых грибах, которые в пищу нельзя употреблять. Посмотрите на картинку и скажите кто - нибудь, знает, как называется этот гриб? Что это за гриб?


    Дети: мухомор.
    Воспитатель: правильно, это мухомор. Его внешний вид обманчив, яркая красная шляпка с белыми крапинками очень красивая и привлекает внимание. Сверху ножку обрамляет «юбочка». Собирать мухоморы нельзя, они очень опасны. Ими можно отравиться. Этот гриб несъедобный.
    Этот гриб называется бледная поганка. Гриб бледная поганка - один из самых смертельно опасных и ядовитых грибов. Он несъедобный.


    Ложные опята. Ложные опята отличаются яркой шляпкой, желтой или красной, без чешуек. У ложных опят нет «юбочки» на ножке как у настоящих съедобных опят. Они тоже несъедобные.


    Гриб желчный. Он имеет толстую подушковидную шляпку. Шляпка бывает светло – жёлтого или серо – коричневого цвета. Этот гриб тоже несъедобный


    Воспитатель : Теперь давайте повторим, о каких несъедобных грибах вы сегодня узнали?
    Дети: перечисляют.
    Воспитатель : Молодцы. Скажите, а вы любите собирать грибы?
    Дети: Да.
    Физминутка: «Грибочки». (Дети выполняют движения по тексту).
    Мы в лесок пойдём (шагают по группе).
    Мы грибок найдем (наклоны, имитируют, что собрали гриб).
    Мы в лесок пришли (шагают по группе).
    Мы грибок нашли (наклоны, имитируют, что собрали гриб).
    Маленький, да складный в шапочке нарядной (приседают, встают, мотают головой).
    Дети: Да
    Воспитатель: Теперь и мы готовы отправиться в лес за грибами.
    Игра «Собери грибы в корзинку».
    Воспитатель : Представьте, что перед вами выросли грибы. На полу расставлены фишки: красные - «мухоморы», разноцветные - «съедобные грибы». «Съедобные грибы» двое детей собирают в корзинку. А остальные следят, чтобы ни один красный «мухомор» не попал в корзинку.
    (Дети по очереди играют в игру).
    Воспитатель: А сейчас Белочка приготовила, для вас раскраски, и просит вас раскрасить один гриб. Угадайте, какой гриб вы будете раскрашивать.
    Загадка
    Этот гриб в лесу растет
    Не клади его ты в рот!
    Он совсем не сладкий
    Крапинки на шляпке
    Красный, словно помидор
    Несъедобный…
    Дети: (Мухомор)
    Воспитатель: наши пальчики тоже хотят собирать грибочки. Приготовьте пальчики.
    Раз, два, три, четыре, пять! («Шагают» пальчиками по столу).
    Мы идем грибы искать.
    Этот пальчик в лес пошел, (Загибают по одному пальчику, начиная с мизинца).
    Этот пальчик гриб нашел,
    Этот пальчик чистить стал,
    Этот пальчик жарить стал,
    Этот пальчик все съел,
    Оттого и потолстел.
    Воспитатель : Правильно. Белочка приготовила для вас шаблоны мухоморов, чтоб вы их раскрасили и запомнили какой это гриб.
    (Детям раздаются шаблоны мухомора для раскрашивания).


    Воспитатель : Возьмите нужный цвет карандаша и раскрашивайте гриб, не выходя за линию. Вспомните, каким цветом шляпка у мухомора. А свои рисунки вы покажите своим родителям и расскажите, где мыс вами сегодня были и что нового узнали.
    Дети раскрашивают.
    Воспитатель : Ребята, мы свами загостились у Белочки в лесу. А ведь нам нужно возвращаться обратно в группу. Давайте попрощаемся с Белочкой, поблагодарим её за гостеприимство.
    (Дети через лесную полянку возвращаются обратно).
    Воспитатель : о чем мы сегодня говорили?
    Дети: о грибах
    Воспитатель : какие бывают грибы?
    Дети: съедобные и несъедобные
    Воспитатель : правильно, что еще мы сегодня узнали?
    -А как называется человек, который умеет собирать грибы?
    Дети: Грибник.
    Воспитатель: Спасибо за работу.
    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!