Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Классный час на тему: Экологическая игра-викторина. Сценарий экологической игры викторины для младших школьников

Цель: привить чуткое и бережное отношение к природе.

Задачи: содействовать воспитанию чувства доброты;

сопереживать всему живому;

развивать интерес к животному миру.

Подготовка к викторине

1. Подготовить выставку книг о животных.

2. Провести конкурс рисунков о животных.

3. Провести конкурс поделок из природного материала.

Оформление, оборудование: организовать выставку лучших ри-сунков о животных и поделок из природного материала.

В викторине участвуют две команды (выбирается капитан каж-дой команды и ее название).

Ведущий: Человек обитает на Земле 2 миллиона лет. И только 10 тысяч лет назад он стал выращивать растения и приручать жи-вотных. В те далекие времена реки и озера кишели рыбой, по бере-гам гнездились утки. Леса были полны дичи. Земля была тучной и урожайной. Но человеку этого было мало, ему всегда хотелось иметь больше: земли, урожая, скота. И с течением времени он все это получил, но стал ли он ближе к природе? Нет! Человек только сейчас стремиться понять жизнь животных, растений, приобщиться к природе. Сегодня, играя и узнавая некоторые тайны животных, мы будем учиться беречь их и понимать.

1 тур. Блиц - вопросы

1. Что происходит с пчелой после того, как она кого-либо ужа-лит? (погибает)

2. Кукует самка или самец кукушки? (самец).

3. Сухие или свежие грибы ест белка? (сухие)

4. Где раки зимуют? (в норах, в иле, по берегам рек и озер)

5. Какую птицу назвали «крылатой кошкой»? (сова)

6. Где живут маленькие кенгурята? (в сумке, на животе у мамы)

7. Плавают ли муравьи? (да)

8. Самое крупное наземное животное? (слон)

2 тур. «Ребятам о зверятах»

1. В какое время суток бобры строят свои жилища?

2. Когда у совы появляются совята?

3. Кто быстрее всех бегает?

1. гепард; +

2. антилопа;

4. Когда начинает бегать детеныш зебры?

1. через час после рождения; +

2. через неделю;

3. через месяц.

5. Что делают львы-самцы со своей добычей?

1. отдают самке;

2. отдают детям;

3. едят сами. +

6. Кто быстрее всех летает?

1 .ласточка;

3.стриж. + (140км/ч)

7. Что делает волк со своей добычей?

1. ест сам;

2. кормит волчицу; +

3. кормит новорождённых волчат.

8. Когда спит кенгуру?

9. Самый крупный из всех медведей?

1. белый; +

2. гималайский;

10. Зверёк с самой драгоценной шкуркой?

1. соболь; +

2. куница;

11. Какие звери рождаются зрячими?

1. лисята;

2. зайчата; +

2. страус; +

3. журавль.

3 тур: «Ловись рыбка»

1. Знаете ли вы, что хобот может быть не только у слонов, но и у рыб? Причём у нас в России есть такая рыба. Как она называется? (лещ)

2. У этой рыбы фантастическая жадность. В её желудке находят не только других рыб, но и мышей, крыс, птиц и даже... часы, моне-ты. Что это за рыба? (щука)

3. Эту рыбу называет водяной лисой. И она действительно хит-ра, как лиса, а оказавшись в садке, она просто-напросто перерезает сетку садка, если та не очень прочная, и сбегает, (карп)

4. В России водится самая большая из пресноводных рыб. Как она называется? (сом)

5. Есть такая рыба - хамелеон. Она может быстро «вписаться в любой интерьер», поменять окраску. Ученые провели эксперимент: к аквариуму с рыбой приставили шахматную доску. И что же вы ду-маете? Рыба тоже стала «в шашечку». Как называют эту рыбу? (камбала)

6. Если вам приходилось пить рыбий жир, вы должны знать, его получают из мяса рыбы. Как она называется? (треска)

4 тур: «Живые барометры»

1. Кукушка издает звуки, похожие на кваканье, (к дождю)

2. Птицы весной вьют гнезда на солнечной стороне, (лето будет холодным)

3. Рыба выскакивает из воды, (к дождю)

4. Вечером сильно стрекочут кузнечики, кричат лягушки, (ясно, тепло)

5. Грачи рано прилетают весной, (весна будет тёплой)

6. Дым столбом, (к морозу)

5 Тур: «Узнай по картинке»

1. ласточку;

2. синицу;

4. глухаря;

5. воробья;

6 Тур: «Капитанский»

Составить как можно больше слов из слова «горностай».

Ведущий: Вот и подошла к концу наша игра. Надеюсь, что, уз-нав чуть больше о сложной и многообразной жизни природы, вы будете учиться бережному отношению ко всему живому, что нас окружает, к тем, чья жизнь напрямую зависит от человека, а значит, от нас с вами.

Знатоки природы

(Познавательная игровая программа для детей младшего школьного возраста)

1 тур «От капли до океана»

Командам предлагаются названия больших и малых водоемов. Нужно расставить их в порядке возрастания: капля, лужа, родник, ручей, озеро, река, море, океан.

Дополнительный вопрос: В каких водоемах вода проточная?

2 тур «Вдруг упала шишка»

Командам выдаются карточки с изображением шишек (можно добавить орех и желудь для усложнения). Ребята должны опреде-лить, с какого дерева эти шишки. (Ольха, ель, сосна, лиственница, кедр).

Дополнительный вопрос: Какое дерево не из этой «компании?».

3 тур «Не пора ли переодеться?»

Разделить на две группы предложенных животных:

1-я группа - Кто не меняет шубку?

2-я группа - Кто меняет ее по сезонам? (Лиса, медведь, волк, лось, заяц, куница).

Дополнительный вопрос: Назовите две причины смены меха у животных по сезонам.

4 тур «Кто в теремочке живет?»

Ребятам предлагаются картинки с «домиками» птиц. Надо оп-ределить, кто в каком «домике» живет. (На крыше - аист, в сквореч-нике - скворец, на берегу реки - ласточка и т. д.).

5 тур «Ягоды»

Произвольно уложенные ягоды распределить на дикорастущие и окультуренные. (Земляника, клубника, смородина, малина, рябина, брусника, черемуха...).

6 тур «Грибочки»

Предложенные грибы распределить на съедобные и несъедоб-ные. (Лисичка, сыроежка, мухомор, бледная поганка, масленок...).

7 тур «Словесная дуэль»

Словесную дуэль можно провести на тему: «Птицы», «Цветы», «Деревья».

Подведение итогов, награждение участников.

Бал цветов

Проводится в форме игры-конкурса. Участвуют 2 команды: «Букет» и «Веночек».

Конкурс «Визитная карточка».

Д/з.: приготовить «защиту» - стихи о цветах, эмблемы.

Команда «Букет»

1. Когда пыл осени прохладной

Хлеба окрасит в желтый цвет,

Звезда лугов - земная астра

Небесным звездам шлет привет.

2. Ночь, рассыпав росы жгучие,

Затуманила Восток,

А затем из лунных лучиков

Кувшинки выткала цветок.

3. На лужайке росы стылые,

Не шелохнется вода.

Белый цвет бросает лилия

На задумчивость пруда.

4. На травяном зеленом кружеве

В освещении зари

Маргаритка, как жемчужина,

Малой капелькой горит.

5. Мимоза солнечным приветом

Прилетает в чьи-то сны,

Первой радостью букета,

Первой ласточкой весны.

Команда «Веночек».

1. Посреди лугов увядших,

Опаленных жарким зноем,

Белокурые ромашки

Поднимаются прибоем.

2. Как пламя, заря угасает,

Бросая лиловые тени.

Лиловый закат обнимает

Лиловые грозди сирени.

3. В синем поле холодные тени,

Белый иней в саду на заре...

Хризантемы цветут, хризантемы,

День осенний стоит на дворе.

4. Яркий букет удивленных фиалок

Похож на лиловый закат.

Подобно закату, он светит устало

И нежный струит аромат.

Соловьи в ожидании июньских рассветов поют.

Розы светят, как зори, а зори - как свежие росы,

В белогривых туманах стыдливо и жарко цветут.

Конкурс «Споем-ка, друзья»

Команды по очереди исполняют несколько строчек из песен, в которых упоминаются названия цветов.

Конкурс «Танец цветов»

Команды исполняют любой танец.

Конкурс «Ромашка»

На лепестках склеенной из бумаги ромашки написаны загадки.

Команды по очереди открывают лепесток, читают и отгадывают за-гадку:

1. Беленький горошек на зеленой ножке. (Ландыш).

2. Рос шар бел, дунул ветер - шар улетел. (Одуванчик).

3. Лик пахучий, хвост колючий. (Роза).

4. Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает. (Под-снежник).

5. Эй, звоночек, синий цвет! С языком, а звона нет! (Колоколь-чик).

6. На больших столбах подряд лампы белые висят. (Ландыш).

7. Кувшины и блюдца не тонут и не бьются. (Кувшинки).

8. Белая корзина, золотое донце. (Ромашка).

9. Держит девочка в руке облако на стебельке. (Одуванчик).

10. У занесенных снегом кочек нашли голубенький цветочек. (Подснежник).

Конкурс «Икебана».

Команды готовят букеты, дают им названия.

Конкурс «Легенда о цветах».

Команды показывают инсценировку легенды или сказки о цве-тах. Пока команды готовятся, проводится викторина для зрителей «Праздник цветов»:

1. В Париже королеву этого праздника называют Розьерой. Из каких цветов у нее сделан венок? (Из роз).

2. В первое воскресенье марта немцы отмечают день этих цве-тов. (День фиалок)

3. В Японии эти цветы осенью выставляют на платформы железнодорожных станций, чтобы их видело как можно больше людей. (Хризантемы).

4. Праздник славян, когда и настоящие и сказочные цветы становятся поводом к пляскам и песням. (Купала).

5. В Японии праздник этого цветущего дерева отмечают в апре-ле. (Сакура - вишня).

6. Во время этого праздника в Венеции (Италия) все украшают цветочными гирляндами. (Праздник цветов).

7. В Американском городе Холенд, заселенном потомками гол-ландских эмигрантов, в середине мая проходит фестиваль этих цве-тов. (Тюльпаны).

Подведение итогов. Вручение призов (зрительских симпатий, лучшему чтецу, актеру, танцору и другие).

Чтобы скачать материал или !

Викторины для школьников с ответами — это хорошая возможность проверить знания учеников. Викторины можно провести на уроке с одним классом, а можно объединить несколько, чтобы мероприятие стало более интересным и познавательным.

Экология — это наука, изучающая взаимодействия живых организмов, между собой и средой обитания. Экологическая викторина для школьников поможет проверить, насколько дети хорошо поняли и закрепили материал за весь учебный год, и насколько они эрудированны, ведь некоторые важные и довольно интересные вопросы не были изучены на уроках.

Викторину можно проводить в старших и младших классах, главное, чтобы задаваемые вопросы не были слишком легкими или слишком простыми для учеников. Желательно, чтобы вопросы были интересными.

Примеры вопросов для экологической викторины для старших классов

Вопрос: Какое море вскоре умрет и исчезнет с лица земли?

Ответ: Аральское. Площадь этого моря уменьшилась втрое. Произошло это из-за того, что людям срочно понадобилась территория для посадки хлопчатника и риса. На реках, которые вливались в Аральское море, были построены сеть каналов для отвода воды. Почти за пятьдесят лет объем воды в море снизился в несколько раз, увеличилась концентрация соли, погибли вся рыба и растения, которые находились в море. Исправить эту экологическую катастрофу, созданную руками человека уже невозможно.

Вопрос: Где на сегодняшний день находится самый большой заповедник на земле?

Ответ: Самая большая территория, на которой запрещена любая деятельность и вмешательство человека — Антарктида. На огромной территории, покрытой толщей льда, растет более 810 видов растений и проживают множество видов птиц и животных.

Вопрос: Загрязнение каким веществом опасно для морской и океанической воды.

Ответ: Нефтью. Нефть не разбавляется в воде, а скапливается на поверхности, образуя огромную многокилометровую пленку. В местах разлива нефти гибнут рыбы, птицы и морские животные. Но человек научился уничтожать масляные пятна на воде с помощью искусственно выведенной бактерии-нефтееда.

Вопрос: Почему некоторые лесные животные и птицы едят ядовитые мухоморы?

Вопрос: Инфракрасное или ультрафиолетовое излучение наиболее опасно для всех живых организмов на земле?

Ответ: Ультрафиолетовое. Это излучение невидимое для человеческого глаза и отличается высокой химической активностью. Особенно ультрафиолет опасен для кожи и сетчатки глаз. Это излучение может спровоцировать развитие и рост онкологических опухолей.

Вопрос: Какая ягода созревает осенью и хорошо сохраняется зимой под снегом, являясь источником питания для многих лесных животных и птиц.

Ответ: Брусника. Это вечнозеленое растение не сбрасывает листья, а ягоды, которым не страшен мороз, к весне становятся сладкими и сочными.

Вопрос: Почему лесные птицы садятся на муравейник, проводят на нем некоторое время и при этом не едят муравьев.

Вопрос: Зачем крокодилы вылезают на берег, разыскивают на нем камни и проглатывают их?

Ответ: Камни нужны им для того, чтобы увеличить массу тела и глубже нырять под водой.

Вопрос: Чем опасна синтетическая бытовая химия?

Ответ: Стиральные порошки, шампуни, гели для душа и другие химические вещества способны изменять поверхностное натяжение воды, уничтожая микроорганизмы и полезные бактерии, которые живут в воде. Также химия является ядовитой для человека, птиц, рыб и животных. Изготовленные из синтетических соединений моющие средства не разлагаются в воде, а накапливаются.

Вопрос: Причина возникновения кислотных осадков

Ответ: В кислотных осадках, со шкалой значения рН от 0,2 до 5, выявляется присутствие серной и азотной кислоты. В природе эти кислоты попадают в атмосферу из-за вулканической деятельности и лесных пожаров. Вредные и опасные химические производства, сжигание топлива в автомобилях нарушили нормальную природную концентрацию этих кислот в атмосфере и увеличили их концентрацию. Чаще всего кислотные дожди идут над крупными городами, к которых находится много машин и заводов.

Вопрос: Какое животное не может прыгать?

Ответ: Слон.

Вопрос: Что способствует изменению климата?

Ответ: Парниковый эффект, возникающий из-за повсеместной вырубки деревьев и осушения болот.

Экологические викторины помогают детям получше узнать растительный и животный мир земли. Также эти мероприятия нужны для того, чтобы дети бережно относились к окружающей их природе.

Общение детей с природой можно сделать более интересным, если во время прогулок, экскурсий, походов организовать наблюдения, игры, викторины.

До начала игры - на лесную поляну (имитация) - прибывают дети. Пропуском на нее служит правильный ответ на шуточный вопрос или загадку о природе.

Лесной царь Берендей со своей свитой приветствует ребят и выражает надежду, что дети знают правила поведения в лесу и сумеют ответить на вопросы и задания, которые получат во время игры.

Далее ведущие знакомят детей с условиями игры, раздают путевые листы для маршрутов: «Зеленый друг», «Лесная аптека», «Остроглаз», «Маленькие тайны природы», «Бюро погоды». Количество маршрутов можно сократить.

На каждом этапе команде выдается карточка с вопросами, а на первых трех этапах даются еще и практические задания: определить по веточкам пять деревьев и кустарников, три лекарственных растения и т. п.

Пока жюри подводит итоги, ведущие организуют на поляне игры. Приведенные ниже задания и вопросы можно использовать также при проведении викторин, КВН.

1. Зеленый друг.

1) Какие хвойные деревья и кустарники растут в наших лесах? (Ель, сосна, лиственница, можжевельник.)

2) Чем ценна древесина лиственницы? (Устойчива против гнили, поэтому применяется для подводных сооружений, в судостроении, в производстве самолетов, в машиностроении.)

3) Лесоводы иногда называют березу доброй няней ели. Почему? (Всходы ели под пологом молодого березняка не гибнут от заморозков и от обжигающих лучей солнца.)

4) Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна - светолюбивое дерево.)

5) Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие опасных для леса насекомых.)

6) Какую роль играет ива для берега реки, водохранилища? (Своими корнями ива укрепляет берег, защищает водоем от излишнего испарения.)

7) Какое дерево цветет позднее всех? (Липа цветет летом.)

8) Какое растение называют северной мимозой? (Кислицу. За то, что от ярких солнечных лучей, от капли дождя листочки складываются и «вянут», как у мимозы стыдливой.)

9) Какие ядовитые грибы растут в наших лесах? (Бледная поганка, мухомор, ложные опята, желчный гриб, сатанинский гриб.)

10) Съедобен ли дождевик? (Молодые дождевики едят.)

11) В какое время суток следует отправляться за грибами? (С рассветом, когда гриб самый крепкий, душистый.)

12) Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? зверя? (Вороний глаз, волчье лыко.)

13) Какую ягоду называют северным гранатом? (Костянику.)

2. Лесная аптека.

1) Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)

2) Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых? (Листья подорожника.)

3) Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфангол.)

4) Какая ягода может заменить лимон? (Клюква, содержит лимонную кислоту.)

5) Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черная смородина, шиповник.)

6) Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Отвар из сухих цветков и листьев - хорошее средство от кашля.)

7) Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (Валериану. Валериановые капли употребляют при нервных расстройствах и бессоннице.)

8) Какие болезни лечит красавица-березка? (Почки березы используют как мочегонное и желчегонное средство.)

9) Когда следует собирать лекарственное сырье? (Когда в растениях накапливается больше питательных веществ: цветки - в начале цветения; листья - перед цветением или в начале его; корни и корневища — весной и осенью; кору - весной, в начале сокодвижения, когда она хорошо отделяется. Собирают растения в сухую солнечную погоду, когда высохнет роса.)

10) Назовите правила сушки лекарственного сырья. (Сушить растения надо под навесом или на чердаке, избегая прямого света, разложив тонким слоем. Листья кладут черенками в одну сторону. Корневища и корни отмывают от грязи и разрезают. Три-четыре раза в день растения переворачивают, сухие убирают. Мох сфагнум сушат на крыше навеса на солнце.)

3. Остроглаз.

1) Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (Воронье - лотком, сорочье - круглое с крышей.)

2) Как по клюву различить молодого грача и взрослого? (У взрослого грача основание клюва белое.)

3) Какие птицы прилетают весной раньше - стрижи или ласточки? Почему? (Ласточки, так как могут ловить насекомых У земли. Высоко в воздухе, где обитают стрижи, насекомые появятся позднее.)

5) У птенцов рот ярко-красный или оранжевый? Почему? (Кричат голодные птенцы. Привлеченные красным цветом (сигнал тревоги), птицы-родители суют корм в раскрытый клюв.)

6) На стволе березы кольцом ряд отверстий. Чья работа? (Дя, тел весной пил березовый сок.)

7) Кто кукует у кукушки? (Самец.)

8) Какие насекомые появляются весной первыми? Почему? (Зеленовато-синие, гренландские мухи, бабочки-крапивницы, лимонница, комары-толкуны, божьи коровки, шмели, пчелы, муравьи. Они зимуют во взрослом состоянии.)

9) Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? (Клюкву, бруснику.)

10) Что означает «плач» березы весной? (Сокодвижение. В средней полосе бывает в апреле.)

11) Какое травянистое растение зацветает первым? Когда? (Мать-и-мачеха в апреле.)

12) Какое растение называют цветок-букетик? Почему? (Медуницу. Сначала все цветки розовые, через несколько дней на стебельке можно увидеть голубые, синие и фиолетовые цветки. Отцветая, цветки меняют окраску.)

13) Почему у березы молодые листочки клейкие? (Смолистые вещества защищают листья от заморозков.)

14) Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимней засухе; выброс ненужных веществ с листьями; защита деревьев от поломок.)

15) У каких растений листья краснеют? (У рябины, осины, черемухи, смородины, манжетки.)

16) Почему листья с ветвей у верхушек деревьев опадают последними? (Они самые молодые, дольше живут.)

17) Как называют дуб, который не сбрасывает листья на зиму? (Зимний дуб.)

18) У каких растений семена снабжены «парашютами»? (У одуванчика, чертополоха, кипрея, осота, тополя, ивы.)

19) Какие животные помогают распространять семена? (Птицы, мыши, собаки, муравьи, бурундуки.)

4. Маленькие тайны природы.

1) Летом на траве, цветках можно увидеть комочки пены, похожие на слюну. Что это такое? (Это домик личинки цикадки - пенницы или слюнявицы. Она высасывает сок из растений, выпускает его и ножками взбивает пену, выделяя в нее особое клейкое вещество.)

2) «Летят паутины над сонным жнивьем» (М. Исаковский). Объясните это явление. Когда оно бывает? (Летающие нити - это паутина, на которой, расселяясь, летят маленькие паучки. Осенью.)

3) Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (Нет, только в ответ на боль, даже слабую.)

4) Какое дерево «переодевается», становясь то серо-серебристым, то зеленым? (Осина. Это дрожат ее листочки. Листья осины дрожат даже в безветренную погоду, так как черешки у них в верхней части сильно сплющены.)

5) Почему крапива «жжется»? (В волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, содержащие кремнезем стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается на ранку и вызывает жжение.)

6) Известно, то новорожденных зайчат зайчиха покормит и на трое-четверо суток оставляет одних. Зайчата затаиваются, хотя дрожат: мышцы работают, выделяя тепло. Почему зайчонка не учует никакой зверь? (На теле зайчонка нет потовых желез - они расположены на подошвах лап, а лапки зайчонок подбирает под себя.)

7) Зайчиха может приносить приплод три раза в год. Как называют зайчат каждого выводка? (Зайчата первого выводка- «настовники», так как они появляются, когда на снегу есть наст; летние зайчата - «колосовики» и «травники»; осенние - «листопадники».)

9) Какой зверь самый чистоплотный? (Барсук. Около норы всегда чисто, туалет - глубокие ямки - барсук устраивает в нескольких метрах от норы. Когда ямка заполняется, барсук зарывает ее и делает новую. Уходя на охоту, он очищает шерстку от прилипшей к ней земле, распрямляет примятые в норе волоски.)

11) Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Она выделяет едкую жидкость. Раз попробовав, птица запоминает яркого жучка.)

12) Назовите самого прожорливого хищника планеты. (Стрекоза, так как за день она съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.)

13) Почему луговую герань называют журавельником? (Плодик с длинным отростком похож на клюв журавля.)

5. Охрана природы.

1) Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку? (Лесную подстилку образуют лежащие на поверхности почвы отмершие хвоя, листья деревьев, ветки. Подстилка влияет на рост растений, молодых всходов, создает благоприятные условия для жизни землероек, личинок насекомых и т. п., предохраняет корни растений от заморозков, от жары.)

2) Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе? (Такой «старатель» погубил грибницу, возраст которой может быть 300-500 лет.)

3) Напомните правила сбора грибов. (Не разрывать мох, не нарушать грибницу. Гриб срезать ножом или выкручивать, ямку засыпать землей и прикрыть мхом. Не собирать незнакомых и старых грибов, не трогать ядовитых. Ими лечатся лоси и другие животные.)

4) Почему не в каждом лесу растут лишайники? (Лишайники растут лишь там, где чистый воздух.)

5) Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофоны, разжигать костры. (Шум, запах дыма пугает лесных обитателей, заставляет птиц бросать гнезда, а зверюшек - искать укромные места.)

7) Вылетевших из гнезда птенцов называют слетками. Почему нельзя уносить их домой? (Птицы учат их искать пищу, защищаться от врагов. Дома прокормить птенца трудно, выпущенный на волю, он будет беспомощным.)

8) Почему к весеннему шмелю нужно относиться особенно бережно? (Зимуют у шмелей только самки, дающие потомство.)

9) Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный кос- тер, окурок, молния.)

Ю) Как правильно разжечь костер? (Выбрать место подальше от деревьев, снять дерн и положить подальше от огня. Когда костер будет залит водой, убрать головни, уложить дерн обратно и хорошо полить.)

11) Какая охота разрешается в лесу в любое время? (Фотоохота.)

6. Бюро погоды.

Какая будет погода?

Признаки ухудшения погоды:

Рыба не клюет - она сыта;

Пчелы сидят в улье и громко гудят;

Муравьи не спешат на работу, закрыты все ходы;

Опускаются головки красного клевера, складываются мохнатые листочки;

Все цветы на лугу сильно пахнут, благоухают цветы сирени, жасмина, желтой акации;

Ласточки летают над самой землей, кричат кулики;

Куры купаются в пыли, воробьи нахохлились;

Возле цветов желтой акации кружится много насекомых;

Крот нагребает высокие холмики;

Одуванчик складывает свой пушистый зонтик.

Признаки хорошей погоды:

Рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчелы;

Ласточки и стрижи летают высоко;

Комары-толкуны толкутся столбом;

Поздно вечером сильно трещат кузнечики;

Божья коровка, взятая на руку, быстро слетает;

Соловей поет всю ночь;

Птицы весело поют;

Раскрыты цветки кувшинки;

Голуби разворковались;

Паук усиленно плетет сети (к сухой погоде).

1. Может ли паук под водой жить? (Под водой живет паук-серебрянка. Этот паук натягивает между водорослями паутину, под нее натаскивает пузырьки воздуха и в этом подводном домике-пузыре живет.)

2. Почему облака на землю не падают? (Облака — это скопление водяной выли. Вода тяжелее воздуха. Heдаром дождевые тучи ниже других облаков плывут. Их поддерживает восходящий ток воздуха, постоянно идущий от земли.)

3. Как паук предсказывает погоду? (Пауки не переносят сырости. Если вечером пауки плетут паутину и бегают по ней, значит завтра будет хорошая погода.)

4. У каких деревьев ягоды черные? (Черемуха и черноплодная рябина.)

5. Назови, чьи плоды здесь изображены? (Рисунки плодов: дуба, клена, ясеня, шишечки ольхи, орешки липы и другие.)

6. Почему у ели зимой под тяжестью снега не обламываются ветки? (Ветки ели растут наклонно вниз и легко пружинят. Поэтому при маленьком ветре от чрезмерной тяжести мокрого снега, случайного толчка снег соскальзывает с ветвей.)

7. На каком хвойном дереве ягоды растут? (Можжевельник)

8. Как по веткам ели погоду предсказать? (К ясной и сухой погоде ветка ели смотрит вверх, к дождю — вниз.)

9. Какой снег быстрее тает — чистый или грязный? (Грязный, так как темные цвета на солнце быстрее нагреваются.)

10. Где лягушки зимуют? (Забираются в камни и ямы, закапываются в ил под водой.)

11. Если на ветках изморозь, какую погоду ждать? (Ясную погоду, хорошую.)

12. Какой цветок без листьев цветет? (Мать-и-мачеха, листья появляются после цветения.)

13. Почему нельзя трогать яйца в гнездах птиц? (Птицы могут бросить яйца, и потомство погибнет)

14. Как лягушка носит летающих насекомых? (Язык лягушки прикреплен ко рту передним краем, а задним концом выбрасывается вперед. Язык липкий и широкий, поэтому летящие насекомые прилипают к нему.)

15. Как по снегу в овраге узнать, где юг? (На южном склоне оврага снег тает быстрее.)

16. Какие растения называют часами? (Шиповник, цикорий, одуванчик, ноготки, мать-и-мачеху.)

17. Где раньше тает снег: в лесу или в городе? (В городе, так как он грязный.)

18. Назови, кто летит? (Рисунки птиц: утка, ворона, сорока, гусь.)

19. В какую сторону тающий снег своими шипами указывает? (Острие направлено к югу.)

20. Хвоя каких деревьев изображена? (Рисунки веточек: ели, сосны, лиственницы.)

21. Какие растения и как предсказывают погоду? (Иван-чай, одуванчик, чертополох, вьюнок, которые к дождю преждевременно закрываются и поникают)

22. Почему нельзя кору с дерева кольцом обдирать? (Дерево может засохнуть, так как питательные соки от корней поднимаются по веткам только по коре.)

23. Как муравьи через канавы и ручьи перебираются? (Муравьи делают живой мост, сцепившись ножками и челюстями друг с другом, по которому переходят остальные муравьи.)

24. Если на западе видна зарница, какую погоду ждать? (Зарница предсказывает грозу.)

25. В котором часу воробей летом просыпается? (Позже всех птиц, но всегда в одно и то же время, в 5—6 часов утра.)

26. Если в конце дня после дождя появилась радуга, о чем это говорит? (Радуга — к хорошей погоде.)

27. Назови, кто здесь изображен? (Рисунки бабочки павлиний глаз, божьей коровки, шмеля, кузнечика, гусеницы, осы, паука, жужелицы.)

28. Чьи это шишки? (Рисунки шишек: ели, сосны, лиственницы.)

29. Чья это резьба по дереву (рисунок коры)? (Жука-короеда.)

Занимательные вопросы по экологии (для олимпиад)

1. Какая вода называется минеральной? (Грунтовые, подземные воды растворяют соли. Воды, содержащие растворы минеральных солей и газов, называются минеральными.)

2. Объясните, почему в морозные зимние дни у нас на оконных стеклах появляются узоры изо льда? (Пар, который мы выдыхаем, соприкасаясь с холодной поверхностью стекол, превращается в лед. Из мельчайших ледяных кристаллов и образуются узоры на стеклах.)

3. Почему ключевая вода всегда очень чистая? (Проходя через слои песка, вода фильтруется, то есть очищается от мути.)

4. Почему летом после дождя «легче дышится», воздух становится приятнее? (Летом дождь охлаждает воздух, очищает его от пыли.)

5. Почему во время ледохода лед плывет на поверхности воды, а не тонет? (Лед легче воды.)

6. В дождевой воде очень хорошо мылится мыло, стирается белье. Дождевую воду называют «мягкой». Почему? (Дождевая вода не содержит никаких солей.)

7. Почему вода у берегов течет медленнее, чем в середине (стремнина реки)? (Течение воды у берегов всегда медленнее, чем на середине, так как трение воды у берега уменьшает скорость ее движения.)

8. Воздух настолько легок, что многие думают, будто он не имеет веса. Так ли это? (Воздух можно взвесить на весах. Ученые определили, что 1 кубометр воздуха весит 1 кг 293 г.)

9. В безветренную погоду дым из труб поднимается всегда вверх. Почему так происходит? (Дым состоит из маленьких твердых частиц копоти, сажи. Эти частицы, увлекаемые струей теплого воздуха, поднимаются прямо вверх, так как теплый воздух легче холодного).

10. Почему у некоторых рек дно песчаное, а вода все же не уходит через него в глубь земли? (Под слоем, песка обязательно находится водонепроницаемый слой глины.)

11.0 чем говорят непроходимые топи, болота, заболоченные низины? (Это признак наличия водонепроницаемого слоя глины.)

12. Как изготавливают цветной пластилин? (Для изготовления пластилина используют цветные глины.)

13. Какой вид известняка можно встретить во всех музеях мира, парках культуры, метро? (Мрамор)

14. Почему соль была дорогой? (Потребность в соли у людей была большая, а добывать ее не умели.)

15. Из чего образуется торф? (Из торфяных мхов и других растений.)

16. Почему глинистые почвы называют «холодными»? (Глина обладает плохой теплопроводностью. Корка, образующаяся на поверхности такой почвы, не пропускает тепла и плохо прогревается солнечными лучами.)

17. Почему песчаные почвы называют «теплыми»? (Они хорошо прогреваются солнечными лучами.)

18. Сколько костей в теле человека? (206)

19. Как быстро размножаются бактерии? (Быстрота размножения бактерий поразительна. Если они попадают в благоприятные условия, то одна только бактерия самоделением превращается через 15—20 минут в две.)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!