Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Казачьи кинжалы. Холодное оружие

В средние века кинжал носили представители всех слоев общества. Он служил для самообороны, был столовым прибором и украшением. В XVI в. кинжал, как принадлежность костюма, начал уступать место шпаге. Из-за удобства ношения и несложности в обращении еще в XVI в. – первой половине XVII в. он оставался в Европе широко распространенным холодным оружием как среди военных, так и гражданского населения. На протяжении последних столетий этот короткий клинок играет роль скорее вспомогательного боевого оружия, а также аксессуара военной или гражданской одежды...

Россия, расположенная на стыке Востока и Запада, всегда успешно осваивала оружейные традиции народов мира. Кинжалы больше всего «полюбили» казаки. Как и во всем мире, в нашей стране они оказались эффективнее другого холодного оружия при единоборстве, внезапных нападениях или схватках в тесных помещениях.

Первоначально твердо установленных образцов в казачьих частях не было, поэтому повторялись в основном кавказские, персидские, турецкие образцы. Делали кинжалы не только кавказские мастера. Русские оружейники тоже внесли свою лепту в совершенствование их изготовления: Петр Волков, Станислав Лешинский из Петербурга, суженский казак Карасев из станицы Михайловской Терской области, терский казак Степан Антонов, Павел Соколов из Владикавказа, столицы Терского войска и другие. У каждого мастера были свои секреты и тонкости технологии, присущие только им способы ковки клинков, отличная от кавказских мастеров орнаментация серебряных оправ в русском стиле, черневой и резной рисунок по серебру. Также работы русских оружейников можно было узнать по форме и отделке рукоятей.

Описание кинжала низших чинов Черноморского казачьего войска образца 1840 г.
«Клинок стальной, прямой двухлезвийный, ромбического сечения. Эфес состоит только из рукояти. Рукоять белого рога, фигурная, в верхней и нижней части металлические заклепки. Ножны деревянные, обтянутые кожей. Металлический прибор состоит из устья и наконечника. К устью припаяна скоба с кольцом для ремешка. Наконечник заканчивается фигурной пуговкой. В 1840 году кинжал принят на вооружение казаков конных и артиллерийских подразделений Черноморского казачьего войска».*
Кинжал офицерский Черноморского казачьего войска:
«Клинок стальной, прямой двухлезвийный, ромбического сечения. Встречались также произвольные варианты клинков. Эфес состоит только из рукояти. Рукоять фигурная, лицевая сторона покрыта серебром, украшена орнаментом. Ножны деревянные, покрытые кожей. Металлический прибор состоит из устья и наконечника с шариком, украшенным резьбой по серебру и чернью. В 1840 г. принят на вооружение офицеров конных и артиллерийских частей. Состоял на вооружении наряду с произвольными образцами».**
Кинжал кавказских казачьих войск образца 1904 г.
«Клинок стальной, прямой двухлезвийный, с четырьмя узкими долами. Характерный признак - аббревиатура на пяте клинка «ККВ» (Кубанское казачье войско) или «ТКВ» (Терское казачье войско). Эфес состоит только из рукояти. Рукоять из червоного золота, фигурная. Верхняя и нижняя пуговки серебряные. Ножны деревянные, обтянутые кожей. Металлический прибор состоит из устья со скобой для ремешка и наконечника с шариком». Для этой модели был утвержденный орнамент металлических деталей.

Казачьи войска уже несколько веков делятся на степовые: Всевеликое войско Донское, Сибирское, Уральское, Оренбургское, Астраханское, Забайкальское, Семиреченское, Уссурийское, и кавказские: Терское, Кубанское.

Когда из степной вольницы казачество реорганизовалось в иррегулярные войска русской армии, их основным оружием стали пики, сабли, шашки, ружья и винтовки. В Кавказских казачьих войсках кинжал остался только обязательным атрибутом формы. Первым, официально утвержденным образцом, был кинжал Черноморского (со временем переименованного в Кубанское) казачьего войска образца 1840 г. В дальнейшем эта модель частично была на вооружении и Терского войска.

При повседневном ношении кинжал являлся оружием и элементом формы. Ножны практически всех кинжалов заканчивались фигурным шариком. В боевом положении, в походе, при езде на лошади, длинный конец поясного ремня привязывался за наконечник кинжала. Таким образом, он висел параллельно талии и не мешал движению. В шарик упирался узел тонкого кожаного ремня и служил опорой узла. В начале ХХв. на вооружение был принят кинжал кавказских казачьих войск, сконструированный русским оружейником Федоровым, изобретателем первого в мире автомата.

Следует помнить, что в казачьих войсках, особенно кавказских, в начале ХХ в., наряду с уставным оружием было широко распространено так называемое «дедовское» холодное оружие, передававшееся от отца к сыну. Оно отличалось большим разнообразием. С ним казакам было разрешено выходить на службу. Конечно, боевой дух казака, вооруженного овеянной дедовской славой шашкой, кинжалом или другим оружием был несокрушим.

Для артиллеристов был принят на вооружение кинжал «бебут» образца 1907 года, вместо укороченной шашки.

Иррегулярные войска вооружались за свои деньги. Казак должен был являться на службу на своем коне и с личным холодным оружием. Обеспеченные казаки, конечно, могли заказывать себе вооружение у частных мастеров, которые имели патент правительства на изготовление оружия для русской армии и казаков. Но не все могли себе позволить выложить столько денег на экипировку. Для удешевления стоимости оружия, в том числе и кинжалов, на деньги из войсковой казны закупались клинки фабричного производства Златоустовской оружейной фабрики. Они проходили приемку по государственному стандарту и монтировались войсковыми оружейниками.

По уставу, Казачьи кавказские войска должны были иметь холодное оружие, оправленное в серебро или белый металл (мельхиор, нейзильбер и т.д.).

Кинжал кривой, солдатский, образца 1907 года:
«Клинок стальной, незначительной кривизны, с двумя узкими долами, двухлезвийный. Ножны деревянные, обтянуты кожей. Металлический прибор состоит из устья, и расположенной под ним скобы с кольцом для ремешка. Наконечник заканчивается шариком».**** Первые партии имели металлический прибор из белого металла (мельхиор, нейзильбер), затем он был заменен желтым медным прибором.
Во время Первой мировой войны, у низших чинов пулеметных команд был принят на вооружение прямой кинжал.
«Клинок стальной, прямой, ромбического сечения. Рукоять деревянная, с двумя заклепками из меди. Металлический прибор состоит из устья и расположенной под ним скобы с кольцом для ремешка. Наконечник заканчивается шариком. Весь металлический прибор состоит из желтой меди».*****
Кинжалы изготовлялись двух видов:
1. С длинными массивными шариками, клинками, длиной 40-50см. и шириной 4-5мм. Такие крупные модели делали для высокорослых, физически сильных заказчиков; 2. Кинжалы с небольшими, узкими, легкими и изящными клинками. Их покупали в основном жители городов, где этот размер был наиболее распространенным.
Любопытно посмотреть на выписку начала века из прейскуранта мастерской Гузунова, поставщика Терского казачьего войска во Владикавказе:
1. «Кинжалы от 25 до 75р. Такой же, но большего размера (12 вершков), ценой 40-100р.;
2. Кинжал в серебряной оправе слоновой кости с насечкой из червонного золота - 25-75р.;
3. Кинжал под названием «Базалай», размером 12 вершков в стальной оправе, с насечкой из червонного золота - 120р.;
4. Кинжал с ручкой из слоновой кости, с серебряными чайками и наконечником -15- 35р.;
5. Кинжал с ручкой из черного рога в серебряной оправе - 6-25р.;
6. Кинжал простой кривой (бебут) черный - 3-10р.;
7. Охотничий кинжал с серебряными гвоздиками и чайками - 5-12р.;
8. Кинжал в черной оправе, под названием «Базалай» - 6-12р.»

Во время Кавказских войн, горцы позаимствовали многие элементы русской культуры. В том числе, начался подъем производства ювелирно украшенного оружия. Под влиянием моды на кавказское оружие, серебряники Кубачий (Дагестан) получили возможность совершенствовать не только национальные орнаменты (Мархарай, Тутата), но и осваивать незнакомые. Возник новый орнамент – «Московнакыш», переводимый как «московский рисунок». Офицеры русской армии и казачества заказывали у местных мастеров высокохудожественные изделия. Это послужило большим стимулом для подъема оружейного ремесла, которое постепенно стало превращаться в художественный промысел. Кроме оружия кавказские мастера совершенствовались в изготовлении столовых приборов, табакерок, ручек для тростей, предметов быта, стараясь угодить благородным заказчикам. Следуя моде,оружейники Кавказа закупали готовые клинки в Европе и России, и копировали на них клейма европейских и восточных клинков. Работы разных оружейников отличалась по методам резьбы по серебру, чернению, золочению, насечкам по стали, слоновой кости и другим видам ювелирных работ.

В современном мире кинжал перестал быть только оружием. Конечно, он остался элементом казачьей формы, но чаще в качестве раритетного антикварного оружия висит на ковре, или является предметом коллекции любителей экзотических смертоносных игрушек. Сегодня большинство современных кинжалов делают в Дагестане. На знаменитой Златоустовской фабрике также изготовляют сувенирные и охотничьи кинжалы. В Пятигорске, Ессентуках, Владикавказе остались частные мастера, хранящие традиции ковки клинков. Они вооружают казаков Терского войска.

Использованная литература:

1. Полное собрание законов Российской Империи., собр. 2-е, m.VI № 14241;
*А.Н. Кулинский «Русское холодное оружие военных, морских и гражданских чинов 1800-1917гг.». Спб. 1994г., стр.114;
** Там же, стр.115. А так же «Полное собрание законов», собр.2-е, m.VI № 14241;
*** Там же, стр.116. А так же «Приказ по Военному ведомству 1904г. № 133»;
**** Там же, стр.118. А так же «Приказ по Военному ведомству 1907г. № 287»;
**** Там же, стр.119.

БОЛЬШОЙ КАВКАЗСКИЙ КИНЖАЛ

Технические параметры и характеристики.

Общая длина кинжала в ножнах................780 мм.
Общая длина кинжала.................................7 55 мм.
Длина клинка.................................. ............610 мм.
Ширина клинка. ........................................ ..54 мм.
Толщина клинка.................................. .........4,8 мм.
Вес кинжала................................. ................831 гр.
Вес кинжала в ножнах...............................103 1 гр.

Кинжал кавказский, большой. Клинок стальной, кованный. Рукоять кинжала изготовлена из рога коричневого цвета, и состоит из хвостовика клинка и накладных плашек из рога, скрепленных с клинком металлическими заклепками. На лицевой части рукоятки кинжала установлены две металлические пуговицы.
Клинок простой традиционной формы. Без украшений и клейм. В сечении клинок имеет ромбовидную форму со слегка вогнутыми внутрь плоскостями поверхности граней.
Ножны кинжала современной работы: дерево, кожа, металл (наконечник и обоймица).
Кинжал изготовлен в середине или конце XIX века.
Кавказские кинжалы такого размера всегда считались редкими и сохранились в единичных экземплярах. Ориентировочная цена отдельных экземпляров в зависимости от сохранности, мастера, истории происхождения, использованных материалов для изготовления клинка, рукоятки, ножен и их украшения (простые, металл, серебро, инкрустация, резьба и т.д.), колеблется от 50 000 до 1 000 000 рублей (15 000-30 000 $ US).
Кинжалы такого размера изготавливались исключительно на заказ. В традиции изготовления кинжалов таких размеров усматривается подражание на Кавказе русским армейским (артиллерийским) тесакам (стояли на вооружении русской армии с середины XVII до середины XIX века – см. Фото 4.), или трофейными французскими тесаками, часто использовавшимся кубанскими казаками-пластунами* во время и после Крымской войны. Однако, от армейских тесаков, кавказский большой кинжал отличался не только размерами - клинок тесаков до 50 см, кинжала более 50 см, но разнообразием форм, весом, стандартами украшений, конструкцией и качеством. Кинжал был не только легче, но и качество его клинка выше.
При этом однозначно прослеживается и в отношении армейских русских и французских пехотных тесаков и больших кавказских кинжалом преемственность славы римских легионов и их мечей.
Большие Кавказские кинжалы до сегодняшнего дня можно найти или встретить в горных частях Чечни и Дагестана. Где в принципе они и сохранились в максимально доступном количестве. При этом прослеживается не только традиция заимствования в среде кавказских племен** всего необычного, и доведение его до определенных местных стандартов и традиций. Обращает на себя внимание так же и то, что кинжалы таких размеров вполне могли быть заимствованы именно в этих своих качествах, в такой характеристике – как размер, но с сохранением принятых традиционных форм кавказского кинжала в части противопоставления их грузинским традициям длинных мечей и палашей.
Традиционно, так же вероятно, влияние персидских оружейных традиций на кавказское оружие вообще и кинжалы в частности. Например, первые каджары или кинжалы с изогнутым клинком, бебут, изготовленные для вспомогательных казачьих частей персидского Шаха были так же большого размера, и по своим характеристикам сочетали в себе качества и кинжала и тесака.
По мнению некоторых исследователей Кавказа кинжалы таких размеров могли использоваться кавказскими народами для ритуальных целей. В том числе для совершения обрядов и приведения в исполнения различных наказаний.
Размеры кинжала позволяют предположить использование таких экземпляров исключительно пешими воинами, для которых требовалось иметь универсального оружия, заменявшего одновременно и кинжал, и саблю, и шанцевый (саперный) инструмент.
Одновременно, следует заметить, что для нанесения рубящего удара в бою таким кинжалом, не смотря на его мощь и силу, по сравнению с кавказской шашкой времени требовалось больше. Для нанесения рубящего удара большим кинжалом требовалось предварительно выполнить замах, на что требовалось время. Значит, следовало забыть о ловкости и скорости. Это требовало не столько ловкости и сноровки, сколько наличия большой физической силы. Преимущество шашки над рубящими свойствами большого кинжала было именно в скорости действия и максимально полезно исключительно для кавалериста. Одновременно, большой кинжал позволял пешему эффективно защищаться от конного.
Размеры, конструкция и вес (баланс веса кинжала в ножнах) представленного образца позволяют говорить (и это очевидно) о том, что традиционное ношение такого кинжала на поясе спереди с казачьей одеждой и одеждой народов Кавказа, и особенно на коне в седле, в значительной степени затруднительно и неудобно. Однако для пеших казаков–пластунов, такое холодное оружие, которое включало в себя два качества в одном, затруднение вряд ли было существенным.

28-05-2013
Александр Травников

* По мнению некоторых исследователей, с которыми автору удалось пообщаться, большой кавказский кинжал в некоторых станицах именовался «пластунским мечем». И после Крымской войны был распространен среди пластунов и безконных абреков во время Кавказской войны середины и конца 19 века.

** Термины народ и племя требуют некоторого пояснения. По мнению автора к определению народ следует относить те консолидированные группы населения, которые имеют опыт создания национального государства. Иные национальные общности, несмотря на их численность, следует относить к понятию племя. Таким образом, чаще всего на Кавказе, при изучении его истории, мы имеем дело именно с племенами.

Фото приложение:
Фото 1. Большой кавказский кинжал.

Фото 2. Большой кавказский кинжал в ножнах.

Фото 3. Большой кавказский кинжал рядом с традиционными кавказскими казачьими кинжалами Кубанского казачьего войска - ККВ обр. 1904 года. Первый образец кинжала ККФ ЗОФ на фото - современной работы (Кизляр), второй образец кинжала ККВ – кустарной работы, время изготовления ориентировочно в период с 1904-1914 год.

Фото 4. Тесак русский пехотный солдатский (

Продолжим работу над кинжалом и займемся его отделкой. В данном случае это будет кинжал с простой отделкой, Кара Кама - черный кинжал. Подобные кинжалы имели большое распространение по всему Кавказу владение таким в общем то мог

Себе позволить любой горец, так как стоил он не дорого, но от этого не становился менее значимым в жизни горца. Процесс одевания сам по себе не сложный, но требует определенных знаний и навыков, технология в общем осталась без изменений на наше время и соответствует тому как делали раньше.

Начинаем с рукояти, для этого беру буйволиный рог нужного размера, находить такой в наше время становится крайне сложно, на буйволах уже не пашут как раньше и в хозяйстве все чаще отказываются от их содержания заменяя их коровами и бычками, их рог для данной работы менее желателен. Итак, разрезаю рог на две части, в работе нужно использовать свежесрубленный рог.

Вывариваю рог в воде для того что бы сделать его более мягким и податливым в дальнейшей обработке. Работа не совсем эстетическая, но делать её кто то должен.


Закладываю горячие пластины под импровизированный пресс, можно выравнивать и в струбцинах, но так проще. Далее рог надо поместить под винтовой пресс и оставить сохнуть, время полной сушки не меньше трех месяцев.


Готовый рог обрезается в пластины нужного размера, шлифуется для получения ровных поверхностей, обычно это делается ножами, рашпилем и циклями, в процессе работы рог необходимо периодически пропитывать маслом.



Затем я приклеиваю и сами роговые пластины, можно конечно и не клеить, но нам надо делать качественно. Со временем на старых кинжалах ручки деформируются и иногда значительно отходят от рукояти образуя щели, пытаясь избежать этого проводятся и все эти процедуры. Рог материал очень капризный, но заменить его менее прихотливым искусственным материалов в моей работе нельзя, иначе весь смысл работы будет утрачен.


Начинаем делать ножны, для этого берем липу, она применяется по ряду практических причин и заменять её другим материалом не стоит, об этом говорит опыт многих поколений.


Подгоняю внутреннюю часть ножен под клинок, клинок не должен из них произвольно выскакивать при движении человека, но в то же время не должен и извлекаться с большой нагрузкой. Обе половинки склеиваются.



Готовим элементы оправы, изготавливались они из простого железа слесарным инструментом. Сначала я сделал заклепки, правильно они называются гвозди.


Путем несложных манипуляций пара кусочков железа превращается в готовое изделие, формы гвоздей в общем то разнообразны, но имеют определенные критерии.

«Бамбарбия! Киргуду!» В знаменитой сцене из «Кавказской пленницы» Леонида Гайдая знакомое с детства трио «Трус-Балбес-Бывалый» (Георгий Вицин, Юрий Никулин, Евгений Моргунов) пыталось создать образ суровых представителей народов Кавказа, дабы убедить Шурика (Александр Демьяненко) исполнить местный обычай похищения невесты. Помимо национальной одежды на животе у Бывалого висел один из самых узнаваемых атрибутов любого кавказца - кинжал или кама. Действительно, этот клинок был не просто традиционным видом оружия, но частью костюма, подручным инструментом и символом достоинства и чести, к которому приучали с детства.

Люблю тебя, булатный мой кинжал,

Товарищ светлый и холодный.

Задумчивый грузин на месть тебя ковал,

На грозный бой точил черкес свободный.

М. Ю. Лермонтов «Кинжал»

Арабский кинжал кама

Кама получил широкое распространение на Ближнем Востоке примерно между XVII – XIX веками. На Кавказе кинжал такой формы стал популярен уже в XVIII – XIX столетиях. Там он использовался не только в качестве оружия, но и как подручный инструмент в хозяйственных делах: например, чтобы хворост нарубить. В Дагестане, Адыгее, Осетии, Чечне или Кабарде кинжал носили чуть ли не постоянно и с подросткового возраста.

После Кавказской войны (1817 – 1864) шашки, которыми также славились горцы, было разрешено носить только тем, кто вступил в ряды русской армии. Все это способствовало тому, что во второй половине XIX века, как отмечают исследователи, наступил пик производства кавказских кинжалов, которые теперь должны были не только сопутствовать шашке, но и полноценно ее заменить. Кстати, казаки, жившие на пограничных территориях империи и участвовавшие в кавказских войнах, во многом перенимали оружие своих противников (а в начале XX века кама и вовсе поступил на вооружение русской армии).

Лакский кинжал (Дагестан)

Для этого кинжала характерно наличие обоюдоострого прямого клинка, с вытянутым четырехгранным острием. Несмотря на его явные колющие свойства, как ни странно кинжал горцы использовали в основном как режущее-рубящее оружие: по одному из поверий, уколоть человека было делом неблагородным, поэтому рубка была предпочтительней.

Сам клинок отличался наличием долов (хотя и не всегда), число которых могло доходить до 4, в основном в зависимости от региона изготовления. Подобным образом кавказские мастера, как и викинги или средневековые кузнецы, уменьшали вес клинка, придавали ему большую прочность, а заодно и украшали его. В разных регионах, как правило, оружие украшали по-своему. В свою очередь, историки отмечают, что нельзя забывать о том, что кама в основном изготавливался на заказ, а значит, отвечая требованиям заказчика, мог иметь не характерные для какой-то определенной местности особенности.

Кабардинский кинжал

Стандартная длина кавказских кинжалов варьировалась между 30 – 50 см. Однако известны экземпляры и с более длинным лезвием. Так, кама с длинным клинком, который кстати мог достигать аж 90 см, назывался «кваддара» и походил больше на меч, являясь той самой заменой шашки или сабли. Наиболее длинные и широкие кинжалы в большей степени характерны для Дагестана и Армении: в длину их клинки достигали 45 – 55 см при ширине в 4,5 – 5 см. Среднее по размеру оружие, длина которого составляла 33 – 35 см, а ширина - 3 см или 3,2 см, в основном свойственно кабардинцам, черкесам (народам большей части Северного Кавказа) и грузинам. А вот сравнительно небольшие кинжалы, длиной в 25 – 30 см и шириной 3 см, были распространены на территории современной Ростовской области.

Грузинский кинжал

Происхождение оружия можно было узнать и по его отделке: например, по форме и украшению рукояти или ножен. Рукоять мастерили из различных материалов: в ход шли и рога животных, и кости, железо или серебро. Обычно ее приделывали к хвостовику клинка при помощи заклепок. При этом, как утверждает исследователь оружия Эмма Аствацатурян в книге «Оружие народов Кавказа», две большие заклепки на навершии и непосредственно у клинка присущи оружию Северного Кавказа (в том числе и Дагестана), в то время как три - с плоской посередине рукояти - для Закавказья. Рукояти украшались различными гравировками так же, как и ножны: их делали либо из дерева, обтягивая кожей и приделывая металлический наконечник, либо из железа или серебра. Таким образом, кинжал превращался не только в оружие убийства, но и в произведение искусства, поэтому мастера оставляли на нем свои метки, своеобразную подпись. Так по узору, рукояти или украшению ножен знаток может определить и регион происхождения, и мастера, сделавшего оружие.

Николай II с камой на поясе

В Российской империи в 1904 году имела место попытка привести кинжалы к одному стандарту, вследствие чего появился так называемый уставной кинжал, который принято называть ККВ, то есть кинжал Кубанского казачьего войска. Этот вариант, сделанный на основе кавказских предшественников, приобрел клинок с четырьмя долами с обеих сторон и рукоять из роговых накладок. Однако некоторые офицеры продолжали обращаться к кавказским мастерам, чтобы те сделали им оружие по образцу уставного, но вместе с тем с более дорогим и красивым декором. Таким образом, закон, призванный регламентировать оружие, нужного эффекта, по сути, не возымел: кинжалы все равно изготавливались в большинстве своем, исходя из соображений экономических, а не согласно предъявляемым нормам.

На Кавказе всегда ценилось оружие, в первую очередь холодное. Его тщательно выбирали, содержали в порядке, затачивали до нереальной остроты, ведь когда-то от качества ножа или кинжала могла напрямую зависеть жизнь владельца оружия и его семьи.

Сейчас интерес к истории, к традициям возрождается и, хотя никто не будет надевать кинжал к современному костюму, каждый мужчина желает обладать хотя бы одним современным или старинным кавказским кинжалом. Это важная часть национального костюма кавказского мужчины. Даже знаменитую лезгинку джигиты танцуют с кинжалами, держа их в зубах. Слагаются песни, пишутся стихи, народ сочиняет поговорки: «Кинжал, обнаженный глупцом, опаснее кинжала храбреца».

Особенности кинжалов разных частей Кавказа

Знаменитые кавказские клинки известны далеко за пределами этого региона. У них есть ряд сходных признаков для всех народностей, населяющих Кавказ, но имеют они и некоторые национальные особенности.

По форме кинжалы разделяются на прямые и изогнутые. Причем прямые пользуются большей популярностью, нежели с изогнутым концом. Ещё на большую или меньшую распространенность кинжалов повлияло и то, что некоторые образцы выпускались поштучно отдельными мастерами, а в некоторых местах технические и технологические возможности были выше, и производство клинков было более производительно. Примером этому служат кинжалы кавказские казачьи: кама, на лезвии которого четыре симметричных дола и бебут, на его лезвии только два дола.

Рукоятки клинков также характерны и имеют расширенное основание и удлиненную головку. Чаще всего рукоятки изготавливаются из ценных материалов, например из поделочной кости, рога и могут быть как монолитными, так и разборными. Металл на рукоятках также широко применяется в виде отдельных накладок или иногда рукоять полностью выполнена из металла, украшенного различными способами. Так же разнообразно украшаются и ножны кинжалов.

Что касается национальных особенностей кинжалов, то кроме общекавказской формы, каждый народ привнес что-то свое. Например, грузинские кинжалы отличаются более коротким по сравнению с другими видами клинком. В средней части клинков они обычно украшены накладными пластинами, а у пятки декорированы сквозными насечками. Орнамент – цветочный. Прием декорирования – чернение с гравировкой.

Кинжалы из Армении мало отличаются от общекавказской модели. Несколько более удлиненная головка и вырезы перехваты – основные отличия. Украшены армянские клинки растительным орнаментом или стилизованными надписями на армянском языке. Рукоятки дорогих изделий могут быть украшены драгоценными камнями.

Кинжалы, сработанные мастерами из Азербайджана почти не отличаются от армянских. Основное отличие – в декорировании. Узор может составлять как растительные мотивы, так и несколько угловатые, графические мотивы. Также распространено нанесение мусульманских мотивов – изгибающиеся стилизованные ветки и арочные перекрытия. Часто рукоять украшена в технике прорезного орнамента.

Очень похожи на грузинские кинжалы клинки хевсурдских мастеров-оружейников. Основа их прибора – латунь или железо, а украшают они простым орнаментом в виде медной насечки.
У адыгов и черкесов, народов Западного Кавказа, кинжалы отличаются коротким и широким клинком.

Карачаево-балкарские кинжалы называют «Кара кама», что означает «черный кинжал». Цвет клинку придает повышенное содержание молибдена в железе. При ковке металл приобретал характерный графитовый оттенок.

Осетинский кинжал «хъама» является непременным атрибутом национального костюма. Обоюдоострый прямой клинок с долами на лезвии носится в ножнах их черной кожи. В длину такое оружие может достигать метра.

В Абхазии клинки называют ножом. На рукояти обязательно металлическое кольцо и кожаный шнурок для мгновенного извлечения клинка из ножен. Традиционно нож использовался как охотничий – для разделки дичи.

Дагестанские кинжалы хорошо известны и пользуются значительным спросом далеко за пределами Кавказа. Мастера из села Кубачи изготавливают клинки в лезгинской манере – с ассиметричными долами на лезвии. Высокий эстетический уровень и изящество оружия сделало кубачинские клинки желанным приобретением многих людей. Лезвие между долами у них, как правило, подвергается воронению. Основные типы орнамента – мархарай, тута, а также сита и москов-накыш. Два первых орнамента – самые распространенные.

Также знамениты оружейники города Кизляр. Их клинки отличает необыкновенная крепость стали и красивая, оригинальная отделка. Несмотря на недавнюю историю – всего несколько десятилетий, кизлярские клинки собрали со всего Кавказа все лучшее в создании холодного оружия и смогли на этой основе создать свое уникальное и узнаваемое производство.

По поводу долов существует легенда, что они предназначены для того, чтобы по ним выливалась кровь жертвы после удара кинжалом. Представляется маловероятным, чтобы такой замысловатый и крайне медлительный способ когда-либо применялся на практике.
Долы – желобки на лезвии кинжала, предназначены для облегчения массы оружия, для увеличения сопротивлению изгибу и прочности в качестве ребер жесткости. Желобки наносят на клинок либо фрезеровкой, либо прокаткой. Также долы можно получить в процессе ковки. могут быть однодольными, двух- и трех- дольными и четырехдольными. Количество долов зависит от принятой в конкретном регионе их изготовления формы, традицией и эстетических соображений мастеров.

Возрождающийся интерес к кавказским кинжалам, к этому поистине народному промыслу объясняется тем, что люди стали больше ценить красоту подлинности, уникальности и мастерства, стали проявлять больший интерес к истории своего народа, своей семьи, больше интересуются традициями.

Самые редкие и дорогие образцы кавказских кинжалов до сих пор изготавливаются полностью вручную – от клинка, который куется особым образом, до изготовления ножен или украшения рукоятки. Их разнообразие и разброс цен велики, поэтому каждый мужчина сейчас, как и века назад, может подобрать вариант по руке, по кошельку, по мировосприятию.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!