Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Как зверюшки готовятся к зиме? Конспект НОД в средней группе детского сада на осеннюю тему. Заботы животных осенью

«Осенние заботы животных» - конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе детского сада.

Назначение: предназначено для воспитателей детских садов.
Цель : воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Задачи: уточнить знания детей о трудных и важных заботах животных перед долгой зимой; воспитывать бережное отношение к животным; учить детей формулировать и задавать вопросы; развивать умение делать грибы из природного материала. Развивать творчество и воображение.
Материал: картинки с животными, каштаны, пластилин, дощечки для пластилина.

Ход занятия

Воспитатель: Пусты поля,
Мокнет земля
День убывает,
Когда это бывает?
Ответы детей.


Воспитатель: Да ребята, осенью. Вот и вступила в свои права красавица осень. А как ребята называют середину осени? А почему её называют золотой? Потому что все деревья и кусты осень разукрасила в разный наряд - жёлтый, ярко красный.
Опустели поля и луга, улетели птицы. А звери по-своему к холодам готовятся. Как готовится к зиме медведь?


Ответы детей: медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, ищет ягоды, жёлуди, мёд.
Воспитатель: Ребята а вы знаете что медведь острыми когтями отрывает полоски коры и перемешает их со мхом- получается уютная постель в берлоге.
А какие ещё животные впадают в спячку?
Дети: барсук, ёж.


Воспитатель: Да, ребята и спят эти животные до весны. Но совсем по- другому готовятся к холодам, они не укладываются в зимнюю спячку. Кто же это?



Дети: заяц, лиса, волк, белка.
Воспитатель: Всем животным щедрая осень раздаёт тёплые шубки, чтобы морозы были зверушкам не страшны.
Почему грибы на ёлке
На сучках сидят верхом?
Не в корзине. Не на полке,
Не во мху, не под листком-
У ствола и среди веток
На сучках они надеты.
Кто же это развесил грибы?

Ответы детей.



Воспитатель: Да это, белочка, она очень хозяйственная, у неё в лесу кладовочки есть. Найдёт белка орешек, зароет в ямку под деревом. Чем питается белочка? Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям? Где устраивает своё гнездо белка?
Физминутка
Руки подняли и помахали
Это деревья в лесу
Локти согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу
Плавно руками помашем
Это к нам птицы летят
Как они сядут, покажем
Крылья мы сложим назад.
Сюрпризный момент.
Вбегает белочка с корзинкой.
Белка (взрослый одетый в костюм)
Ох, ребятки не успела я много запасов сделать, как же зиму пережить?
Воспитатель: А мы тебе белочка сейчас с ребятами поможем. Правда ребята?
Грибы будем делать из природного материала. А из чего состоит гриб?
Дети: Из шляпки и ножки.
Воспитатель: Шляпка гриба будет из каштана, а ножка из пластилина. (показ способа работы)
Белка благодарит детей за помощь и уходит.

Здравствуйте, наши дорогие мамочки и папочки! Продолжаем осеннюю тематику и сегодня будем рассказывать деткам о жизни животных осенью.

Осенью животные готовятся к самому суровому времени года – зиме. От того, как пройдёт эта подготовка, зависит жизнь мохнатых, пернатых и других обитателей лесов, полей, городских парков, скверов.

Одними из первых на изменение погоды реагируют насекомые.

Большинство из них ищут уютные убежища, в которых можно проспать всю зиму. Эти убежища они находят под опавшей листвой, под корой, отставшей от ствола дерева, в щелях домов.

А вот бабочки превращаются в куколок и так пережидают холодную зиму.

Торопятся уйти на зимовку и ящерицы, змеи, лягушки, жабы. Бурые травяные и зелёные лягушки осенью держаться ближе к водоёмам, на дне которых и зимуют. Жабы ищут себе укрытие на суше: под корнями деревьев, в норках мелких грызунов.

Ящерицы осенью глубже забираются в свои норки, под мох, в опавшую листву, под корни деревьев, в гнилые пни.

Когда наступают холода и исчезают насекомые, перелётные птицы – ласточки, стрижи, мухоловки – начинают готовиться к путешествию в тёплые страны.

Лесные звери тоже начинают готовиться к зиме. Некоторые из них начинают много кушать, чтобы у них под шкуркой образовался жирок, который хорошо согреет зверя в зимнюю стужу. Например – медведи и барсуки. Многие обитатели леса делают запасы на зиму (белки, мыши, кроты), готовят зимнее жильё.

Осенью у многих животных начинается линька – у них вырастает тёплый подшерсток, а шёрстка меняет свою окраску.

У зайца-беляка вся шубка становится белой, и только кончики ушек – чёрненькие, а у зайца-русака шубка светлеет только на боках.

Белочка к зиме становится серенькой, меняя свою яркую огненно-рыжую шубку на более незаметную в зимний период.

Когда появляется снег и становится холоднее, некоторые животные ложатся в спячку. К таким животным относятся ежи и медведи, которые не могут прокормиться в зимнее время.

На сегодня всё. В скором времени на Ясном Солнышке появится и презентация на тему «Жизнь животных осенью».

Также, вы можете получить мою бесплатную книгу .

С Уважением.
Елена Медведева.

Цель: закрепить представления об особенностях жизнедеятельности диких животных в осенний период.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить представления о правилах поведения в лесу;
  • уточнить знания детей об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах животных перед долгой зимой;
  • закрепление в речи обобщающего понятия дикие животные.

Воспитательные:

  • воспитывать любознательность;
  • учить детей активно участвовать в беседе на заданную тему;
  • побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными явлениями в природе и поведением животных;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение сопереживать.

Развивающие:

  • развивать эстетический вкус;
  • продолжать совершенствовать диалогическую речь детей, умение говорить ясно, понятно для окружающих;
  • развивать мышление, речь, воображение, творческие способности — умения передавать в движении походку и характер животного.

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций с изображением диких животных;
  • игры с игрушками, изображающими животных;
  • загадывание загадок;
  • беседы о диких животных;
  • заучивание стихотворений;
  • совместная работа родителей и детей: выставка поделок из природного материала «Животные леса»;
  • Д/и “Кто, как зимует”, П/и “Зайка беленький сидит”, «У медведя во бору».

Словарная работа : дикие животные, берлога, кора, белая шубка.

Действующие лица : Ведущая, Кикимора, аудиофонограмма звук ветра.

Оформление : зал оформлен в виде осенней полянки: ёлочки, пенёчки, листочки, грибочки.

Материал к занятию . Демонстрационный материал: иллюстрации диких животных, иллюстрации «Правила поведения в лесу»; шапочка медведя и ёжика, костюм кикиморы, брызгалка с водой, грибок с конфетами.

Сопутствующие методы :

  • игровой;
  • объяснительно–иллюстративный;
  • практические.

Ход занятия

Дети зашли в зал, сели на стульчики.

Ведущая : Пусты поля, мокнет земля, день убывает, когда это бывает?

Ответы детей.

Ведущая : Верно ребята, вот и немного осталось до седой зимы. Осень уже заканчивается. Есть две осени. Одна – радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Это ранняя осень. Еще её называют золотой осенью, другая — неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная с тяжелыми тучами на небе. Это поздняя осень. И поздней осенью уже выпадает первый снег. Давайте споём песню про первый снег.

Песня «Первый снег» (Приложение№1).

Ведущая : Дорогие ребята, я приглашаю вас на прогулку в осенний лес. Вы хотите отправиться в лес?

Ответы детей.

Ведущая: Для того чтобы отправиться в осенний лес нам нужно превратиться в осенние листочки. Давайте скажем волшебные слова: 1, 2, 3, покружись и в листочек превратись. Мы с вами настоящие осенние листочки, давайте потанцуем.

Танец «Листочки» (Приложение№2)

Ведущая : Ребята, а какие бывают осенние листочки? (Ответы детей). Как называется природное явление, когда листья падают с деревьев?

Дети читают стихотворения «Листопад» (Приложение №3)

Ведущая : Молодцы ребята, а сейчас давайте отправимся на прогулку в осенний лес, но прежде чем мы туда пойдём, давайте вспомним, как нужно себя вести в осеннем лесу.

Дети с опорой на иллюстрации рассказывают о правилах поведения в лесу.

Ведущая : Правильно, молодцы, вы знаете правила поведения в лесу. В лесу не надо убегать далеко, иначе можно заблудиться; не шуметь, чтоб не спугнуть зверей, птиц. Давайте все вместе скажем волшебные слова и сразу окажемся в лесу, повертелись, покружились и в лесу мы очутились.

(В зале частично гаснет свет).

Ведущая: Посмотрите как темно в лесу, наверное туча спрятала солнышко. Дети, надо солнышко спасать, надо тучку прогонять! Мы сейчас превратимся в ветер и разгоним ненастье.

(Приложение № 4).

Ведущая: Ой, ребята, посмотрите лучик солнца выглянул из-за тучки!

Вбегает кикимора.

Кикимора : Эй, чаво расшумелись, а? Развеселились, понимаешь-ли! А ну кыш из леса, спать не даёте. Ишь ты, буря, солнце….. Я вот сейчас на вас настоящую бурю с холодом напущу.

(Дует ветер — аудиозапись).

Ведущая: Ой, и вправду холодно стало! Ребята, что нужно сделать, чтобы не замёрзнуть? Давайте встанем в круг и подвигаемся!

Физминутка «Холод» (Приложение№5)

Кикимора : А тогда я вас ….. намочу!

Разбрызгивает воду из брызгалки. Дети убегают на стульчики.

Ведущая: Скажите пожалуйста кто вы такая?

Кикимора : Кто-Кто? Любопытная какая. Я кикимора лесная. Лес на зиму убаюкиваю. А весной бужу помогаю принарядиться. Ведущая: А ведь и верно, осень нарядила лес в яркие одежды, ветерок лес раздел, дождик осенний песню спел и потанцевал, а зима придёт, укроет лес тёплым снежным одеялом. И правда ребята, нельзя в лесу шуметь. Не сердись на нас Кикимора, ведь мы помогаем солнышку тучку прогнать.
Хорошее дело вы делаете, только может и мне поможете, не слушают меня лесные жители и совсем не хотят готовиться к зиме.

Ведущая: Ребята, давайте расскажем, как лесные звери готовятся к зиме.

Кикимора: Как называются животные которые живут в лесу? ( Ответы детей). Каких вы знаете диких животных? (Ответы детей ).

Ведущая : Чтобы встретить суровую зиму, лесные звери начинают приготовления еще ранней осенью. Строят себе норы, делают запасы. Каких животных вы знаете, которые впадают в спячку?

Кикимора : А я знаю, это заяц!

Ведущая: Разве это заяц? Ребята, скажите кто спит всю зиму? (Ответы детей). А как готовится ежик зиме? (Ответы детей).

Ведущая предлагает детям иллюстрацию с изображением ежа.

Ведущая обобщает ответы детей: Ёжик еле-еле передвигается, спит на ходу. Он приготовил себе гнездо под кучей листьев и хвороста. С наступление заморозков ёж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.

Ребёнок читает стихотворение «Ёжик» (Приложение№6).

Подвижная игра « Ёжик» (Приложение№7).

Ведущая предлагает детям иллюстрации с изображением медведя.

Ведущая : А где зимуют медведь? Он тоже роет себе глубокую нору?

Кикимора : А я знаю, я знаю, он спит в дупле!

Ведущая: Разве это так? Ребята, расскажите уважаемой Кикиморе, что делает медведь зимой? (Ответы детей).

Ведущая обобщает ответы детей: Медведь запасает жир, готовит себе уютную берлогу, засыпает на всю зиму и сосёт лапу. Берлога - это глубокая яма в земле. В берлоге тепло. Спит медведь очень чутко. При беспокойстве покидает берлогу и долго бродит кругами, прежде чем снова залечь в берлогу. Зимой берлогу можно узнать по струйке пара, поднимающейся над входным отверстием.

Ребёнок читает стихотворение «Медведь» (Приложение№7).

Игра «Медведь и дети» (Приложение №8).

Ведущая предлагает детям иллюстрации с изображением белочки.

Ведущая : Ребята посмотрите на картинку, а чем занимается белочка в осенние прохладные деньки?

Кикимора: А я знаю, я знаю, белочка наедается осенью чтоб зимой ничего ни кушать, и всю зиму скачет по ёлкам и деревьям!

Ведущая : Действительно белочка не спит зимой, здесь ты права! Но разве белочка наедается осенью? (Ответы детей).

Ведущая обобщает ответы детей: Белочка сушит грибы, орехи и желуди- зимой всё пригодится. У белочки в лесу кладовочки есть. В таких кладовочках под разными деревьями белочка делает так много запасов, что за зиму сама не съедает. Очень трудолюбивая белочка. Летом шёрстка у белки буро-рыжая, а к зиме белочка меняет шубку и становится серой. Белочка очень красива в любое время года!

Ребёнок читает стихотворение «Белочка» (Приложение№9)

Ведущая: Но совсем по другому готовятся к осенним холодам звери которые не впадают в зимнюю спичку и не делают себе запасов. Какие это животные?

Ведущая предлагает детям иллюстрации с изображением зайца, лисы, волка.

Кикимора : Расскажите ребята пожалуйста, а то я всё перепутала. (Ответы детей).

Ведущая обобщает ответы детей: Зайцы, лисы начинают линять – шубки менять с летних на зимние. Этим животным щедрая осень раздаривает теплые пушистые красивые шубы. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет более подходит к зимней природе. В таких шубах можно пережить морозы. Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не готовят, они охотятся. У зайца нет ни норы, ни гнезда. Он прячется под кустом. Иногда ямку в снегу выкопает – там и ночует. Заяц питается корой и побегами деревьев.

Кикимора : Ну, спасибо детки, что мне всё это рассказали, теперь я уже знаю, как готовятся дикие животные к зиме, а мне пора. (Убегает ).

Ведущая: Ребята, посмотрите, солнышко еще лучик показало! И в лесу стало совсем светло.

(В зале полностью зажигается свет).

Ведущая с детьми ходят по лесу.

Ведущая : Как красиво в осеннем лесу! Лес точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный. Ну а нам пора возвращаться в детский сад, а для этого надо вспомнить волшебные слова. Повертелись, покружились и в детском саду очутились. Вот мы с вами и вернулись в детский сад. Ой, ребята смотрите трудолюбивая белочка и про нас не забыла! Что же она нам приготовила?

Ведущая с детьми находят под ёлочкой гриб: В этом грибочке белочка нам оставила угощенье — вкусные конфеты! Спасибо ей большое. Сейчас мы с вами пойдём к себе в группу и будем пить чай.

Приложение №1

Песня «Первый снег»

Цель: продолжать развивать интерес к музыке; обогащать музыкальные впечатления; способствовать стремлению петь мелодично, чисто, выразительно, передавая характер музыки; выражать свои чувства движением.

1. С неба звёздочки летят
Весело играя.
Залетели прямо в сад
Землю укрывая.

Припев:
Белый снег, белый снег
Белый снег пушистый
Первый снег первый снег
Самый самый чистый!

2. Стали белыми дома
И румяны лица.
Это зимушка-зима
В гости к нам стучится.

Приложение №2

Танец« Листочки»

Цель: Побуждать детей начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, согласовывать свои движения с произносимыми словами; развивать ловкость и координацию движений; способствовать укреплению мышечного корсета позвоночника.

Ход игры: По показу воспитателя дети выполняют несложные движения в соответствии с текстом произносимого им стихотворения.

Мы листочки осенние (дети встали – руки вверх)
На веточках сидели (присели на корточки)
Дунул ветерок (закачали руками)
И мы полетели (кружатся)
Мы летели, летели и на землю тихо сели (садятся на стульчики).

Приложение №3

Стихотворения «Листопад»

Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём.
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят.
Падают падают листья,
В нашем саду листопад
Красные жёлтые листья,
По небу вьются летят.
Листопад, листопад
Листья кружатся летят
Разноцветные, резные
Словно кистью расписные…

Приложение № 4

Дыхательное упражнение «Ветер»

Цель: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углублённого выдоха.

Ход: Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: дуем как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт. Повторить 3 раза.

Приложение № 5

Физминутка «Холод»

Цель: снятие усталости и напряжения у детей; внесении эмоционального заряда.

Мы топаем ногами – топ, топ, топ,
Мы хлопаем руками – хлоп, хлоп, хлоп,
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,
Мы руки подаем, и бегаем кругом.

Приложение №6

Стихотворение «Ёжик»

Цель: Развивать интонационную выразительность, понимание образности речи; воспитывать любовь к поэтическому слову, к природе.

Я тоже буду спать, как мишка,
Я поохотился за лето:
Грибы искал, мышей ловил.
Мне нужно отдохнуть за это,
Устал я, выбился из сил,
А для вас, мои друзья,
Принёс грибов корзинку я.

Приложение № 7

Подвижная игра «Ёжик».

Цель: Учить выполнять имитационные движения, демонстрируя красоту, выразительность; соблюдать правила игры.

Ход: Дети встают в круг. В центре круга стоит ребенок, на голове шапочка ежа с иголками. Дети ходят вокруг «Ёжика» и поют песню. «Ёжик» ходит по кругу и демонстрирует свою красоту. После окончания песни дети разбегаются, а «Ёжик» догоняет детей. Игра повторяется, роль ёжика исполняет желающий ребёнок.

Ёжик, ёжик покажи нам свои иголки! Говорят что вы ежи очень-очень колки! Покажи, покажи нам свои иголки, Говорят что вы ежи очень-очень колки!

Приложение№8

Стихотворение «Медведь»

Цель: Развивать интонационную выразительность, понимание образности речи; воспитывать любовь к поэтическому слову, к природе.

В берлогу скоро лягу спать,
За осенью зима придёт опять.
Пусть мне во сне приснится мёд.
Проснусь, когда весна придет!

Приложение №9

Игра « Медведь и дети»

Цель: учить двигаться крадущимся шагом в паре; согласовывать движения с музыкой; соблюдать правила игры.

Ход: В одном углу зала на стуле сидит ребёнок, на голове шапочка медведя. Ведущая поёт, дети подпевают. Дети осторожно, крадущимся шагом двигаются к берлоге. В конце первого куплета останавливаются, прикладывают к губам палец и, поворачиваясь друг другу, произносят:

«Тс-с-с!» Под пение второго куплета подходят ещё ближе к « берлоге», опять произносят: «Тс-с-с!». После третьего куплета громко кричат: « Ой, медведь!»- и убегают. « Медведь» просыпается, рычит и догоняет детей. Игра повторяется, роль медведя исполняет желающий ребёнок.

1. Кто уснул под дубком
И накрылся кожушком? Тс-с-с!

2. Ой, ребята, не шуметь!
Может, это спит медведь?! Тс-с-с!

3. Этот гость в один присест,
Коль проснётся, всех поест! Т-с-с!

Ой, медведь!

Приложение №10

Стихотворение «Белка»

Цель: Развивать интонационную выразительность; воспитывать любовь к поэтическому слову, к природе.

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу.

Приложение №11




Список литературы:

1. Бобылева Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные? // Дошкольное воспитание. — 2004. — N 7. — с. 38-46.

2. Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. — 2005. — N 5. — с. 70-73.

3. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - с.144 (Серия «Программа развития»)

4. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства // Дошкольное воспитание. — М.,2002.- с.112.

5. Целищева И., Большакова М. Дикие животные: интегрированные занятия по ознакомлению с природой и развитию элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, – 2005. — N 11. — с. 53-64.

6. Шиленок Т. Помощь педагогу в работе по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание.-7-8 /1992.

7. Шишкина В. А., Дедулевич М. Н. «Прогулки в природу». М.: Просвещение, 2003 г. – 112с.

Зимой объем пищи значительно уменьшается, именно поэтому большинство зверей начинают готовиться к холодам еще с осени, а некоторые начинают заниматься заготовкой продуктов с лета. Самыми первыми собирают припасы грызуны:

  • мышки,
  • бурундуки,
  • бабаки.

Уже летом они ищут по всему лесу семечки, орешки, откладывая их в норки. Это дает им возможность всю зиму сидеть в своем домике и не выходить наружу. Во время холодов грызуны почти все время спят, прерывая сон только лишь для того, чтобы подкрепиться.

Кому не страшны морозы?

Лисички, зайцы и волки к морозам практически не готовятся, так как проводят зиму на ногах в поисках пищи. Зайчата только переодеваются: меняют серую шубку на белую, чтобы хищники не замечали их на снежном ковре. Очень интересно наблюдать за тем, как звери готовятся к зиме, ведь у каждого есть свой секрет.

Лисички и волки

Лисички и волки цвет шубки не меняют, но мех у них становится более густым и пушистым: так легче пережить лютые морозы. Волки собираются в стаи, потому что так намного удобнее выживать зимой. Хитрые лисички ищут любые норки, чтобы отдохнуть и спрятаться от метели.

Бобры и белочки

Белки и бобры не впадают в спячку, но подготовку проводят ответственно. Бобры живут большими семьями, все вместе они строят около водоемов уютные домики, рядом с которыми складывают свою пищу - веточки с деревьев. Также они питаются кореньями растений, которые растут в воде.

Интересно, как белка готовится к зиме? Рыжие обитательницы лесов не впадают в спячку, хотя и проводят большинство времени в своих жилищах - дуплах, которые они обустраивают высоко на деревьях.

Этот грызун меняет цвет своей шубки из рыжего на сероватый для маскировки от хищников. Что же ест белочка зимой? На период холодов этот грызун запасается такими пожитками:

  • желуди,
  • грибы,
  • орешки,
  • семечки.

Расскажем о мишке

Медведи заранее обустраивают свой дом. Они ищут пещеры, рвы, куда сносят листья, ветки, мох, сверху делают себе мягкий матрац из веточек ели. Когда выпадает снег, он маскирует медвежий тайник и хранит в нем тепло.

Медведи не делают запасов пищи, но осенью они очень активно питаются орехами, рыбой, чтобы накопить как можно больше жиру на время зимовки. На самом деле хищник не спит, а дремлет, и в случае необходимости он может выйти из берлоги. Именно зимой у медведицы появляются маленькие медвежата.

Вот так и зимуют животные. Одни спят всю зиму, другие пытаются не замерзнуть и найти себе пищу. А вот Ты можешь узнать еще много интересного о животных, птицах и насекомых.

Сегодня я продолжаю рассказывать о наших занятиях в рамках темы Осень. Последние два дня мы играли в животных осенью. Я постаралась сделать больше игр и меньше теоретического материала. потому что, где спит медведь ребенок и так выучил, а какие -то новый факты рассказывать в таком возрасте еще ранова-то, вот мы на играх и сосредоточились.

Приход осени не только заметен по изменению в природе, но и животные начинают готовиться к зиме. Поговорите с малышом, задайте ему следующие вопросы.

  • Каких зверей можно встретить в лесу осенью?
  • Кто укладывается спать на всю зиму?
  • Кто меняет на зиму шубку?
  • Кто делает запасы на зиму?
  • Кто зимует под листвой, в щелях, в коре деревьев?

Отвечайте на вопросы и ищите картинки с животными, про которых поговорили.

Чтобы встретить суровую зиму, лесные звери начинают приготовления еще ранней осенью. Строят себе норы, делают запасы. Белки и зайцы начинают линять – шубки менять с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет более подходит к зимней природе.

Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи, желуди, нагуливает на зиму жирок.

Кроты и мыши запасаются колосками. Барсук собирает коренья и грибы. Просушивает их возле своей норы, раскладывая на стволах деревьев.

Белочка делает запасы в дуплах, в расщелинах коры и под кореньями деревьев. Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не готовят, они охотятся.

Поздней осенью тихо и пустынно в лесу. Почему? Не слышно звонких птичьих голосов. Попрятались в норы и дупла лесные обитатели.

Обсудите рассказ

  • Медведь что делает? (Залез в берлогу.)
  • Кто попрятался в норы? (Ежик, барсук, полевая мышь.)
  • А что же делает белочка? (Она не любит холодную, дождливую погоду, поэтому спряталась, сидит в своем дупле и грызет шишки и орехи.)
  • Удобно ли зайчишке в белой шубке, когда еще не выпал снег? Почему?

Отгадывайте загадки

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка.)

Загорелись, как пожар,

На рябине кисти,

Катится навстречу шар

Из осенних листьев.

Ты его не узнаешь?

Приглядись-ка! Это… (еж).

Кто осенью спать ложится, а весной встает? (Медведь.)

Кто в лесу голодный рыщет,

Под кустом зайчишку ищет? (Волк.)

Что за беленький клубочек

Под кустом на землю лег? (Заяц.)

Первый снег прилег на крыши,

Опушил мехами сад.

Птичница в шубейке рыжей

На этом наша теория закончилась и мы перешли к практике.

Из одеял и подушек строили берлогу, а потом устраивались там на спячку.


Играли в белку, которая делает запасы. Поискали по шкафам, нашли запасы: грибы (игрушечные). орешки, ягоды и т.д. Набрали в мисочки фасольки и гороха и нечаянно белочка все перемешала, стали разбирать (уж очень Даша такие игры любит). Разобрали. Потом стали пересыпать. Еще полчаса все емкости измерили, сравнили где больше, где меньше помещается. Потом достали весы и стали взвешивать, сколько горошин в одной фасольке, а что тяжелее, а сколько фасолек в грибочке и так до бесконечности, потом примеры с помощью фасоли решали, на взгляд количество отличали.


Потом кормили волка. он же не спит, ему чем-то питаться надо. А после волка накормили всех животных в доме (ежа, зайцев, даже тигра со львом).

Скакали, как заяц и шубку меняли (одежду). Играли в ежика, фырчали и собирали запасы)))

Играли в перелетных птиц. Обозначьте в комнате юг и север. Ребенок – птичка, которая летает по комнате. Мама говорит: «Пришла осень». Птичка должна лететь в теплые края на юг. «Пришла весна» – птички возвращаются назад.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!