Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Интересные факты о температуре. Какая температура самая низкая? Самая низкая температура на Земле

Температура - одно из фундаментальных понятий в физике, она играет огромную роль в том, что касается земной жизни любых форм . При очень высоких или очень низких температурах различные вещи могут вести себя очень странно. Предлагаем вам узнать о ряде интересных фактов, связанных с температурами.

Какая температура самая высокая?

Самая высокая температура, которую создал человек, составила 4 миллиарда градусов Цельсия. Трудно поверить, что температура вещества может достичь такого невероятного уровня! Эта температура в 250 раз выше температуры ядра Солнца.

Невероятный рекорд был поставлен в Естественной Лаборатории Брукхэвена в Нью-Йорке в ионном коллайдере RHIC , длина которого - около 4 километров.


Ученые заставили столкнуться ионы золота, пытаясь воспроизвести условия Большого взрыва, создав кварк-глюонную плазму. В таком состоянии частицы, которые составляют ядра атомов - протоны и нейтроны, разбиваются, в результате чего получается "суп" из конституэнтных кварков.

Экстремальная температура в Солнечной системе

Температура среды в Солнечной системе отличается от той, к которой мы привыкли на Земле. Наша звезда Солнце невероятно горячая. В ее центре температура составляет около 15 миллионов Кельвинов , а поверхность Солнца имеет температуру всего около 5700 Кельвинов.


Температура в ядре нашей планеты составляет примерно столько же, сколько температура поверхности Солнца. Самая горячая планета Солнечной системы - Юпитер, температура ядра которого в 5 раз выше , чем температура поверхности Солнца.

Самая холодная температура в нашей системе зафиксирована на Луне: в некоторых кратерах в тени температура составляет всего 30 Кельвинов выше абсолютного нуля. Эта температура ниже, чем температура Плутона!

Температура среды обитания человека

Некоторые народы живут в весьма экстремальных условиях и необычных местах, не совсем удобных для жизни. Например, одни их самых холодных населенных пунктов - поселок Оймякон и город Верхноянск в Якутии , Россия. Температура зимой тут в среднем составляет минус 45 градусов Цельсия.


Самый холодный более крупный город тоже находится в Сибири - Якутск с населением около 270 тысяч человек . Температура зимой там составляется также около минус 45 градусов, а вот летом может подниматься до 30 градусов !

Самая высокая среднегодовая температура была замечена в оставленном городе Даллол , Эфиопия. В 1960-х годах тут зафиксировали средний показатель температуры - 34 градуса Цельсия выше нуля. Среди крупных городов самым жарким считается город Бангкок , столица Таиланда, где средняя температура составляет в марте-мае также около 34 градусов.


Самая экстремально высокая температура, где работают люди, замечена в золотых шахтах Mponeng в Южной Африке. Температура на уровне около 3 километров под землей составляет плюс 65 градусов Цельсия . Предпринимаются меры для охлаждения шахт, например, используют лед или изолирующие покрытия для стен, чтобы шахтеры могли работать без перегревания.

Какая температура самая низкая?

В попытках получить самую низкую температуру , ученые столкнулись с рядом важных для науки вещей. Человеку удалось получить самые холодные вещи во Вселенной, которые намного холоднее, чем любая вещь, созданная природой и космосом.


Замораживание допускает понижение температуры до нескольких милиКельвинов. Самая низкая температура, которую удалось достичь в искусственных условиях - 100 пикоКельвинов или 0.0000000001 K . Чтобы добиться такой температуры, необходимо воспользоваться магнитным охлаждением. Также подобных низких температур можно добиться, используя лазеры.

При таких температурах материал ведет себя вовсе не так, как при обычных условиях.

Какая температура в космосе?

Если вы, к примеру, возьмете в открытый космос термометр и оставите его там на некоторое время в месте, далеком от источника радиации, вы можете заметить, что он показывает температуру 2,73 Кельвина или около минус 270 градусов Цельсия . Это самая низкая естественная температура во Вселенной.


В космосе температура держится выше абсолютного нуля за счет радиации, которая осталась после Большого взрыва. Хотя космос очень холодный по нашим меркам, интересно отметить, что одной из важнейших проблем, с которыми сталкиваются космонавты в космосе, является жара .

Голый металл, из которого сделаны объекты, находящиеся на орбите, может нагреваться до 260 градусов Цельсия из-за свободных солнечных лучей. Чтобы понизить температуру кораблей, их нужно обертывать в специальный материал, который может понизить температуру только в 2 раза.


Температура открытого космоса тем не менее постоянно падает . Теории об этом появились уже давно, однако только недавние измерения подтвердили, что Вселенная охлаждается примерно на 1 градус каждые 3 миллиарда лет.

Температура космоса будет приближаться к абсолютному нулю, однако никогда его не достигнет. Температура на Земле не зависит от той температуры, которая сегодня имеется в космосе, и мы знаем, что наша планета последнее время постепенно нагревается.

Что такое теплород?

Тепло - механическое свойство материала. Чем горячее объект, тем больше энергии имеют его частицы во время движения. Атомы веществ в горячем твердом состоянии вибрируют быстрее, чем атомы тех же, но охлажденных веществ.

Будет ли вещество оставаться в жидком или газообразном состоянии зависит от того, до какой температуры его нагреть . Сегодня об этом знает любой школьник, однако до 19-го столетия ученые полагали, что тепло само по себе является субстанцией - невесомым флюидом , названным теплород .


Ученые считали, что этот флюид испарялся из теплого материала, таким образом, охлаждая его. Он может перетекать из горячих объектов в холодные . Многие прогнозы, основанные на этой теории, на самом деле верны. Несмотря на заблуждения по поводу тепла, были сделаны многие действительно правильные выводы и научные открытия . Теория теплорода была окончательно побеждена в конце 190-го века.

Существует ли самая высокая температура?

Абсолютный ноль - температура, ниже которой невозможно опуститься. А какая температура самая высокая из возможных? Наука пока точно ответить на этот вопрос не может.

Самой высокой температурой называют Планковскую температуру . Именно эта температура была во Вселенной в момент Большого взрыва , согласно представлениям современной науки. Эта температура равна 10^32 Кельвинов.


Для сравнения: если вы можете представить, эта температура в миллиарды раз больше самой высокой температуры , полученной искусственно человеком, о которой упоминалось ранее.

Согласно стандартной модели, Планковская температура пока остается самой высокой температурой из возможных . Если существует что-то еще более горячее, то привычные нам законы физики перестанут работать.


Есть предположения, что температура может подняться еще выше этого уровня , но что произойдет в таком случае, наука объяснить не может. В нашей модели реальности что-либо более горячее существовать не сможет. Может быть, реальность станет другой?

Температура – одно из фундаментальных понятий в физике, она играет огромную роль в том, что касается земной жизни любых форм . При очень высоких или очень низких температурах различные вещи могут вести себя очень странно. Предлагаем вам узнать о ряде интересных фактов, связанных с температурами.

Какая температура самая высокая?

Самая высокая температура, которую создал человек, составила 4 миллиарда градусов Цельсия. Трудно поверить, что температура вещества может достичь такого невероятного уровня! Эта температура в 250 раз выше температуры ядра Солнца.

Невероятный рекорд был поставлен в Естественной Лаборатории Брукхэвена в Нью-Йорке в ионном коллайдере RHIC , длина которого - около 4 километров.

Ученые заставили столкнуться ионы золота, пытаясь воспроизвести условия Большого взрыва, создав кварк-глюонную плазму. В таком состоянии частицы, которые составляют ядра атомов – протоны и нейтроны, разбиваются, в результате чего получается "суп" из конституэнтных кварков.

Экстремальная температура в Солнечной системе

Температура среды в Солнечной системе отличается от той, к которой мы привыкли на Земле. Наша звезда Солнце невероятно горячая. В ее центре температура составляет около 15 миллионов Кельвинов , а поверхность Солнца имеет температуру всего около 5700 Кельвинов.

Температура в ядре нашей планеты составляет примерно столько же, сколько температура поверхности Солнца. Самая горячая планета Солнечной системы – Юпитер, температура ядра которого в 5 раз выше , чем температура поверхности Солнца.

Самая холодная температура в нашей системе зафиксирована на Луне: в некоторых кратерах в тени температура составляет всего 30 Кельвинов выше абсолютного нуля. Эта температура ниже, чем температура Плутона!

Температура среды обитания человека

Некоторые народы живут в весьма экстремальных условиях и необычных местах, не совсем удобных для жизни. Например, одни их самых холодных населенных пунктов – поселок Оймякон и город Верхноянск в Якутии , Россия. Температура зимой тут в среднем составляет минус 45 градусов Цельсия.

Самый холодный более крупный город тоже находится в Сибири – Якутск с населением около 270 тысяч человек . Температура зимой там составляется также около минус 45 градусов, а вот летом может подниматься до 30 градусов !

Самая высокая среднегодовая температура была замечена в оставленном городе Даллол , Эфиопия. В 1960-х годах тут зафиксировали средний показатель температуры - 34 градуса Цельсия выше нуля. Среди крупных городов самым жарким считается город Бангкок , столица Таиланда, где средняя температура составляет в марте-мае также около 34 градусов.

Самая экстремально высокая температура, где работают люди, замечена в золотых шахтах Mponeng в Южной Африке. Температура на уровне около 3 километров под землей составляет плюс 65 градусов Цельсия . Предпринимаются меры для охлаждения шахт, например, используют лед или изолирующие покрытия для стен, чтобы шахтеры могли работать без перегревания.

Какая температура самая низкая?

В попытках получить самую низкую температуру , ученые столкнулись с рядом важных для науки вещей. Человеку удалось получить самые холодные вещи во Вселенной, которые намного холоднее, чем любая вещь, созданная природой и космосом.

Замораживание допускает понижение температуры до нескольких милиКельвинов. Самая низкая температура, которую удалось достичь в искусственных условиях - 100 пикоКельвинов или 0.0000000001 K . Чтобы добиться такой температуры, необходимо воспользоваться магнитным охлаждением. Также подобных низких температур можно добиться, используя лазеры.

При таких температурах материал ведет себя вовсе не так, как при обычных условиях.

Какая температура в космосе?

Если вы, к примеру, возьмете в открытый космос термометр и оставите его там на некоторое время в месте, далеком от источника радиации, вы можете заметить, что он показывает температуру 2,73 Кельвина или около минус 270 градусов Цельсия . Это самая низкая естественная температура во Вселенной.

В космосе температура держится выше абсолютного нуля за счет радиации, которая осталась после Большого взрыва. Хотя космос очень холодный по нашим меркам, интересно отметить, что одной из важнейших проблем, с которыми сталкиваются космонавты в космосе, является жара .

Голый металл, из которого сделаны объекты, находящиеся на орбите, может нагреваться до 260 градусов Цельсия из-за свободных солнечных лучей. Чтобы понизить температуру кораблей, их нужно обертывать в специальный материал, который может понизить температуру только в 2 раза.

Температура открытого космоса тем не менее постоянно падает . Теории об этом появились уже давно, однако только недавние измерения подтвердили, что Вселенная охлаждается примерно на 1 градус каждые 3 миллиарда лет.

Температура космоса будет приближаться к абсолютному нулю, однако никогда его не достигнет. Температура на Земле не зависит от той температуры, которая сегодня имеется в космосе, и мы знаем, что наша планета последнее время постепенно нагревается.

Что такое теплород?

Тепло – механическое свойство материала. Чем горячее объект, тем больше энергии имеют его частицы во время движения. Атомы веществ в горячем твердом состоянии вибрируют быстрее, чем атомы тех же, но охлажденных веществ.

Будет ли вещество оставаться в жидком или газообразном состоянии зависит от того, до какой температуры его нагреть . Сегодня об этом знает любой школьник, однако до 19-го столетия ученые полагали, что тепло само по себе является субстанцией – невесомым флюидом , названным теплород .

Ученые считали, что этот флюид испарялся из теплого материала, таким образом, охлаждая его. Он может перетекать из горячих объектов в холодные . Многие прогнозы, основанные на этой теории, на самом деле верны. Несмотря на заблуждения по поводу тепла, были сделаны многие действительно правильные выводы и научные открытия . Теория теплорода была окончательно побеждена в конце 19-го века.

Существует ли самая высокая температура?

Абсолютный ноль – температура, ниже которой невозможно опуститься. А какая температура самая высокая из возможных? Наука пока точно ответить на этот вопрос не может.

Самой высокой температурой называют Планковскую температуру . Именно эта температура была во Вселенной в момент Большого взрыва , согласно представлениям современной науки. Эта температура равна 10^32 Кельвинов.

Для сравнения: если вы можете представить, эта температура в миллиарды раз больше самой высокой температуры , полученной искусственно человеком, о которой упоминалось ранее.

Согласно стандартной модели, Планковская температура пока остается самой высокой температурой из возможных . Если существует что-то еще более горячее, то привычные нам законы физики перестанут работать.

Есть предположения, что температура может подняться еще выше этого уровня , но что произойдет в таком случае, наука объяснить не может. В нашей модели реальности что-либо более горячее существовать не сможет. Может быть, реальность станет другой?

Цель - познакомить учащихся с температурными изменениями в природе.

  1. познакомить учащихся с температурой воздуха как характеристикой погоды, прибором для измерения погоды - термометром, устройством термометра, видами термометров;
  2. развивать умение определять температуру воздуха, воды с помощью термометра, умение наблюдать, сравнивать, обобщать;
  3. воспитывать чувство уважения к изобретению человека, внимательности, интереса, ответственного и бережливого отношения к своему здоровью.

Оборудование:

  • учебник-тетрадь "Окружающий мир" О. Т. Поглазовой для учащихся 3 класса, часть 1,
  • три сосуда с горячей, холодной и тёплой водой,
  • образцы разновидностей термометров (водный, уличный, комнатный, медицинский),
  • модель термометра, изготовленная учителем,
  • памятка "Правила пользования термометром".
  • Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация опорных знаний.

    1. "Минутка календаря".

    Дежурные называют дату, прогноз погоды (природные явления дня).

    2. Проверка домашнего задания по вопросам:

    Какие природные явления ещё не называли на уроке?

    С какими характеристиками погоды мы с вами знакомы?

    (Ветер, сила ветра, направление ветра.)

    С какой скоростью движутся потоки воздуха при сильном ветре? (Более 15 м/с.)

    Какова скорость воздуха при ураганном ветре? (33 м/с.)

    Какие приборы использует человек для определения направления, скорости ветра?

    (Ветроуказатель и флюгер показывают направление ветра, чашечный ветромер и флюгер - силу ветра.)

    Вывод: человек изучает названия природных явлений и характеристик погоды для того, чтобы уметь описывать неживую природу.

    III. Формирование новых знаний.

    1. Постановка цели урока. Создание проблемы. Подготовка к восприятию новой темы.

    У. Изменчиво небо, изменчив ветер, меняются осадки. Часто мы говорим при этом, что стало прохладнее, теплее, наступила жара, пришли морозные дни.

    У. Что нагревает воздух, воду, землю?

    Д. Все эти предметы нагреваются солнцем.

    У. Одинаково ли они нагреваются?

    Д. Они нагреваются не всегда одинаково.

    У. Можно ли измерить тепло, холод?

    Д. Примерно, "на глаз" можно измерить.

    У. Могут ли нам помочь в этом наши ощущения?

    Д. Да, мы можем на ощупь понять: тепло или холодно, тёплая или холодная вода или земля.

    У. Исследуйте воду в трёх сосудах и определите, одинаковые ли ощущения испытали вы, когда дотрагивались до воды.

    Д. В первом сосуде вода горячая, мы ощутили сильное тепло. Во втором сосуде вода холодная, мы ощутили холод. В третьем сосуде вода тёплая, мы ощутили слабое тепло.

    У. Что можно сказать о воде в этих сосудах?

    Д. Вода в этих сосудах нагрета по-разному.

    У. А можно определить точно степень нагретости воды, воздуха, тела или почвы? И с помощью чего это можно сделать? (Проблемная ситуация.)

    2. Объяснение нового материала.

    У. Степень нагретости воздуха, воды, почвы или тела характеризуют температурой. (Термин дан на доске без понятия.) В течение года, месяца, недели, даже в течение дня температура воздуха изменяется. Эти изменения влияют на жизнь растений, животных и человека. Одни живые существа могут жить только в тепле, другие переносят суровые морозы. При резкой смене температуры воздуха некоторые растения и животные могут погибнуть.

    Для измерения температуры человек изобрёл специальные приборы - термометры. Температуру измеряют в градусах. Мы пользуемся для измерения температуры шкалой, в которой ноль градусов - температура таяния льда, а сто градусов - температура кипения воды. Эта шкала носит имя швейцарского учёного Цельсия. Температура по этой шкале записывается так: +8 о С - восемь градусов по Цельсию выше нуля. Или так: -3 о С - три градуса по Цельсию ниже нуля. Можно говорить: "восемь градусов тепла", "три градуса мороза". (Запись учителем на доске образцов обозначения погоды.)

    Вывод: У. Дайте определение понятию "температура".

    Д. Это степень нагретости воздуха, воды, почвы или тела.

    У. Чем можно измерить температуру?

    Д. Температуру можно измерить с помощью специальных приборов - термометров.

    У. Регулярно измеряйте температуру воздуха и записывайте на страницах дневника наблюдений на страницах 59-60 в учебнике-тетради.

    Физминутка "Карлики - великаны" (в обход по классу по команде "Карлики" дети шагают "гуськом" друг за другом, по команде "Великаны" - идут на носочках с поднятыми руками).

    IV. Закрепление изученного материала.

    1. Беседа.

    У. Какие термометры вам известны?

    Д. Виды термометров: комнатный, медицинский, водный, уличный.

    Учитель демонстрирует образцы этих видов термометров.

    У. Как называют в быту медицинский термометр?

    Д. Градусник.

    У. Какую самую высокую и самую низкую температуру можно им измерить?

    Д. Самая высокая температура - 42 о С, самая низкая - 34 о С.

    У. Какой обычно бывает температура вашего тела?

    Д. Температура 36,6 о С.

    У. Если медицинский термометр показывает, что у человека температура тела равна 38 градусам, о чём это говорит?

    Д. Это значит, что температура тела повысилась, человек заболел.

    2. Практическая работа.

    Задание 3 на с. 24 учебника.

    У. Термометр состоит из стеклянной трубочки, заполненной ртутью, которая очень ядовита и опасна для жизни или спиртом. Трубочка прикрепляется к пластинке, на которой нанесены деления. Это шкала термометра. Деление, обозначенное цифрой 0, - граница между градусами тепла и холода. Цифры, стоящие выше нуля, показывают количество градусов тепла, ниже нуля - число градусов холода.

    У. Соедините линиями названия частей термометра с их изображениями.

    Закрасьте сосуд с жидкостью красным цветом так, чтобы термометр показывал температуру:

    I вариант - -15 о С; II вариант - +25 о С.

    Взаимопроверка.

    У. Какое время года у ребят I варианта?

    Д. Это зима.

    У. Какую одежду вы наденете?

    Д. Мы наденем шапки, шубы, пальто, варежки, тёплые штаны; обуем валенки и сапоги.

    У. В какие игры будете играть на улице?

    Д. Мы будем играть на улице в снежки, кататься с горки на санках, лыжах, лепить снеговиков, кататься на катке.

    У. Что вы можете рассказать о времени года у ребят II варианта?

    Д. Это лето. Мы надеваем летом лёгкую одежду: панамки, кепки, сарафаны, платья, шорты, футболки; обуваем сандалии, шлёпки. Играть будем в игры с мячом, подвижные игры, в бадминтон, кататься на роликовых коньках.

    У. Скажите, а как нужно правильно измерять температуру, пользоваться термометром.

    Дети называют кратко правила пользования термометром. Учитель вывешивает плакат, на котором напечатаны эти правила. Учащиеся ещё раз прочитывают их.

    Правила пользования термометром.

    1) При определении температуры глаз наблюдателя должен быть на одном уровне со столбиком жидкости в трубочке термометра.

    2) Уличный термометр укрепляют на наружной стороне того окна, которое меньше всего нагревается солнцем.

    3) Температуру по водному термометру отсчитывают, не вынимая термометра из воды.

    Правила читают все дети, а один ученик демонстрирует их перед классом.

    Задание 5 на с. 25 учебника.

    У. Запишите по стихотворению значения температур. Дети читают "цепочкой".

    а) Жарко. Зной. Плюс двадцать пять!
    В воду тянет понырять.
    И под солнцем на песочке
    На горячем загорать.

    Д. +25 о С или двадцать пять градусов выше нуля, или двадцать пять градусов тепла.

    б) Осень. Слякоть. Гололёд.
    То ли снег, то ль дождь идёт.
    Не отважишься гулять.
    Значит - около нуля.

    в) Вот мороз так уж мороз!
    Пруд до донышка промёрз.
    На коньках бегу кататься,
    Хоть сегодня минус двадцать.

    Д. -20 о С или двадцать градусов ниже нуля, или двадцать градусов холода.

    У. Какие времена года описаны в стихотворениях?

    Д. Лето, осень, зима.

    Задание 6 на с. 25 учебника самостоятельно с устной проверкой.

    У. Какую температуру тела измерили девочка и динозавр? Почему обоим плохо?

    Д. И у девочки, и у динозавра на термометрах повышенная температура. Только у девочки температура тела повысилась, организм заболел. А у динозавра повышенная температура воздуха, потому что у него в руках термометр уличный, а у девочки термометр медицинский. У девочки температура тела - 37,7 о С. У динозавра на термометре показана температура воздуха +54 о С.

    У. Как действуют на человека высокие и низкие температуры воздуха? Как защитить организм от холода и жары?

    Заранее подготовленные ученики рассказывают о жаре и холоде.

    Д. Длительное пребывание на холодном воздухе может вызвать окоченение. Человек не выживает, если температура его тела ниже 26 о С.

    Чтобы защититься от холода:

    • наденьте как можно больше одежды, помня, что шерсть обладает наилучшим изолирующим свойством;
    • избегайте влажности и ветра;
    • сделайте гимнастические упражнения, подвигайте конечностями, мышцами лица;
    • согревайтесь, крепко прижимаясь к другим людям;
    • особенно защищайте наиболее чувствительные к холоду голову, шею, подмышки, живот;
    • нанесите на тело масло, крем, которые обладают защитными свойствами.

    Другой враг человека - это жара. Длительное пребывание при повышенной температуре может вызвать тепловой удар с головной болью, головокружением, рвотой, судорогами, потерей сознания.

    При тепловом ударе необходимо:

    • вызвать "скорую помощь";
    • положить человека в более прохладное и проветренное место, голова должна быть приподнята;
    • положить на лоб влажный компресс;
    • дать свежей воды с ложкой соли.

    "Это интересно":

    V. Итог урока.

    У. С какой характеристикой погоды познакомились на уроке?

    Каким прибором её можно измерить?

    Д. Мы познакомились с новой характеристикой погоды - температурой. Это степень нагретости воздуха, воды, почвы, тела. Её измерить можно с помощью специального прибора - термометра. Они бывают уличные, комнатные, водные, медицинские.

    VI. Домашнее задание.

    У. На с. 23-24 учебника выполните задание 4, вставите в текст необходимые по смыслу слова из таблички выше, ответите на вопрос после текста. На с. 63 учебника даны детали модели термометра (показ учителем готового образца), вы изготовите такое же изделие и поучитесь определять на разном уровне температуру воздуха.

    Урок окончен. Всем большое спасибо за работу!

    Она получена в центре взрыва термоядерной бомбы – около 300...400 млн°C. Максимальная температура, достигнутая в ходе управляемой термоядерной реакции на испытательной термоядерной установке ТОКАМАК в Принстонской лаборатории физики плазмы, США, в июне 1986 г., составляет 200 млн°C.

    Самая низкая температура

    Абсолютный нуль по шкале Кельвина (0 K) соответствует –273,15° по шкале Цельсия или –459,67° по шкале Фаренгейта. Самая низкая температура, 2·10 –9 K (двухбиллионная часть градуса) выше абсолютного нуля, была достигнута в двухступенчатом криостате ядерного размагничивания в Лаборатории низких температур Хельсинкского технологического университета, Финляндия, группой учёных под руководством профессора Олли Лоунасмаа (род. в 1930 г.), о чём было объявлено в октябре 1989 г.

    Самый миниатюрный термометр

    Д-р Фредерик Сакс, биофизик из Государственного университета штата Нью-Йорк, Буффало, США, сконструировал микротермометр для измерения температуры отдельных живых клеток. Диаметр наконечника термометра – 1 микрон, т.е. 1/50 часть диаметра человеческого волоса.

    Самый большой барометр

    Водяной барометр высотой 12 м был сконструирован в 1987 г. Бертом Болле, хранителем Музея барометров в Мартенсдейке, Нидерланды, где он и установлен.

    Самое большое давление

    Как сообщалось в июне 1978 г., в Геофизической лаборатории Института Карнеги, Вашингтон, США, в гигантском гидравлическом прессе с алмазным покрытием было получено самое высокое постоянное давление в 1,70 мегабар (170 ГПа). Было также объявлено, что в этой лаборатории 2 марта 1979 г. получили твёрдый водород под давлением 57 килобар. Ожидается, что металлический водород будет металлом серебристо-белого цвета с плотностью 1,1 г/см 3 . По расчётам физиков Г.К. Мао и П.М. Белла, для этого эксперимента при 25°C потребуется давление в 1 мегабар.

    В США, как сообщалось в 1958 г., при использовании динамических методов с ударными скоростями порядка 29 тыс. км/ч было получено мгновенное давление 75 млн атм. (7 тыс. ГПа).

    Самая высокая скорость

    В августе 1980 г. сообщалось о том, что в Исследовательской лаборатории ВМС США, Вашингтон, США, пластиковый диск был разогнан до скорости 150 км/с. Это максимальная скорость, с которой когда-либо двигался твёрдый видимый объект.

    Самые точные весы

    Самые точные весы в мире – «Сарториус-4108» – были изготовлены в Гёттингене, ФРГ, на них можно взвешивать предметы до 0,5 г с точностью в 0,01 мкг, или 0,00000001 г, что соответствует приблизительно 1 / 60 веса типографской краски, потраченной на точку в конце этого предложения.

    Самая большая пузырьковая камера

    Самая крупная в мире пузырьковая камера стоимостью 7 млн долл. была построена в октябре 1973 г. в Уэстоне, штат Иллинойс, США. Она имеет 4,57 м в диаметре, вмещает 33 тыс. л жидкого водорода при температуре –247°C и снабжена сверхпроводящим магнитом, создающим поле 3 Тл.

    Самая быстрая центрифуга

    Ультрацентрифуга была изобретена Теодором Сведбергом (1884...1971), Швеция, в 1923 г.

    Самая высокая скорость вращения, полученная человеком, составлявляет 7250 км/ч. С такой скоростью, как сообщалось 24 января 1975 г., вращается в вакууме 15,2 см конический стержень из углеродного волокна в Бирмингемском университете, Великобритания.

    Самое точное сечение

    Как сообщалось в июне 1983 г., высокоточный алмазно-токарный станок в Национальной лаборатории им. Лоуренса в Ливерморе, штат Калифорния, США, может вдоль рассечь человеческий волос 3 тыс. раз. Стоимость станка 13 млн долл.

    Самый мощный электрический ток

    Самый мощный электрический ток был сгенерирован в Научной лаборатории Лос-Аламоса, штат Нью-Мексико, США. При одновременном разряде 4032 конденсатора, объединённые в суперконденсатор «Зевс», в течение нескольких микросекунд дают вдвое больший электрический ток, чем генерируемый всеми энергетическими установками Земли.

    Самое горячее пламя

    Самое горячее пламя получается при сгорании субнитрида углерода (C 4 N 2), дающего при 1 атм. температуру 5261 K.

    Самая высокая измеренная частота

    Самой высокой частотой, которую воспринимает невооружённый глаз, является частота колебаний жёлто-зелёного света, равная 520,206 808 5 терагерц (1 терагерц – миллион миллионов герц), соответствующая линии перехода 17 – 1 Р(62) йода-127.

    Самая высокая частота, измеренная с помощью приборов, – частота колебаний зелёного света, равная 582,491 703 ТГц для b 21 компонента R(15) 43 – 0 линии перехода йода-127. Решением Генеральной конференции мер и весов, принятым 20 октября 1983 г., для точного выражения метра (м) при помощи скорости света (c ) устанавливается, что «метр – это путь, проходимый светом в вакууме за интервал времени, равный 1/299792458 секунды». В результате частота (f ) и длина волны (λ) оказываются связанными зависимостью f ·λ = c .

    Самое слабое трение

    Самый низкий коэффициент динамического и статического трения для твёрдого тела (0,02) имеет политетрафторэтилен (С 2 F 4n), называемый ПТФЭ. Он равен трению мокрого льда о мокрый лед. Это вещество было впервые получено в достаточном количестве американской фирмой «Е.И. Дюпон де Немур» в 1943 г. и экспортировалось из США под названием «тефлон». Американские и западноевропейские домохозяйки обожают кастрюли и сковородки с антипригарным тефлоновым покрытием.

    В центрифуге Университета штата Виргиния, США, в вакууме 10 –6 мм ртутного столба со скоростью 1000 об/с вращается поддерживаемый магнитным полем ротор массой 13,6 кг. Он теряет лишь 1 об/с в сутки и будет вращаться в течение многих лет.

    Самое маленькое отверстие

    Отверстие диаметром 40 ангстрем (4·10 –6 мм) удалось увидеть на электронном микроскопе JEM 100C при помощи устройства фирмы «Квантел электроникс» в отделении металлургии Оксфордского университета, Великобритания, 28 октября 1979 г. Обнаружить подобное отверстие все равно что найти булавочную головку в стоге сена со сторонами в 1,93 км.

    В мае 1983 г. луч электронного микроскопа в Иллинойском университете, США, случайно прожёг в образце бета-алюмината натрия отверстие диаметром 2·10 –9 м.

    Самые мощные лазерные лучи

    Впервые осветить другое небесное тело лучом света удалось 9 мая 1962 г.; тогда луч света отразился от поверхности Луны. Он был направлен лазером (усилителем света, основанным на вынужденном излучении), точность прицела которого координировалась 121,9 см телескопом, установленным в Массачусетском технологическом институте, Кембридж, штат Массачусетс, США. На лунной поверхности освещалось пятно диаметром около 6,4 км. Лазер был предложен в 1958 г. американцем Чарлзом Таунзом (род. в 1915 г.). Световой импульс подобной мощности при длительности 1 / 5000 сможет прожечь алмаз за счёт его испарения при температуре до 10 000°C. Такую температуру создают 2·10 23 фотонов. Как сообщалось, лазер «Шива», установленный в лаборатории им. Лоуренса в Ливерморе, штат Калифорния, США, смог сконцентрировать световой пучок мощностью порядка 2,6·10 13 Вт на предмете размером с булавочную головку в течение 9,5·10 –11 с. Этот результат был получен при эксперименте 18 мая 1978 г.

    Самый яркий свет

    Самыми яркими источниками искусственного света являются лазерные импульсы, которые были сгенерированы в Национальной лаборатории Лос-Аламоса, штат Нью-Мексико, США, в марте 1987 г. д-ром Робертом Грэмом. Мощность вспышки ультрафиолетового света длительностью в 1 пикосекунду (1·10 –12 с) составила 5·10 15 Вт.

    Самым мощным источником постоянного света является аргонная дуговая лампа высокого давления с потребляемой мощностью 313 кВт и силой света 1,2 млн кандел, изготовленная фирмой «Вортек индастриз» в Ванкувере, Канада, в марте 1984 г.

    Самый мощный прожектор выпускался во время второй мировой войны, в 1939...1945 гг., фирмой «Дженерал электрик». Он был разработан в Научно-исследовательском центре Херста, Лондон. При потребляемой мощности в 600 кВт он давал яркость дуги в 46 500 кд/см 2 и максимальную интенсивность луча 2700 млн кд от параболического зеркала диаметром 3,04 м.

    Самый короткий импульс света

    Чарлз Шанк с коллегами в лабораториях компании «Америкэн телефон энд телеграф» (АТТ), штат Нью-Джерси, США, получил импульс света длительностью 8 фемтосекунд (8·10 –15 с), о чём было объявлено в апреле 1985 г. Длина импульса равнялась 4...5 длинам волн видимого света, или 2,4 мкм.

    Самая долговечная лампочка

    Средняя лампочка накаливания горит в течение 750...1000 ч. Есть сведения о том, что , выпущенная фирмой «Шелби электрик» и недавно продемонстрированная г-ном Бернеллом в Пожарном управлении Ливермора, штат Калифорния, США, впервые дала свет в 1901 г.

    Самый тяжёлый магнит

    Самый тяжёлый в мире магнит имеет диаметр 60 м и весит 36 тыс. т. Он был сделан для синхрофазотрона мощностью 10 ТэВ, установленного в Объединённом институте ядерных исследований в Дубне, Московская обл.

    Самый большой электромагнит

    Крупнейший в мире электромагнит является частью детектора L3, используемого в экспериментах на большом электрон-позитронном коллайдере (LEP) Европейского совета ядерных исследований, Швейцария. Электромагнит 8-угольной формы состоит из ярма, изготовленного из 6400 т низкоуглеродистой стали, и алюминиевой катушки весом 1100 т. Элементы ярма, весом до 30 т каждый, были изготовлены в СССР. Катушка, сделанная в Швейцарии, состоит из 168 витков, закреплённых электросваркой на 8-угольной раме. Ток силой 30 тыс. А, проходящий по алюминиевой катушке, создает магнитное поле мощностью 5 килогауссов. Габариты электромагнита, превосходящие высоту 4 этажного здания, составляют 12х12х12 м, а общий вес равен 7810 т. На его изготовление ушло больше металла, чем на постройку .

    Магнитные поля

    Самое мощное постоянное поле величиной 35,3 ± 0,3 Тесла было получено в Национальной магнитной лаборатории им. Фрэнсиса Биттера в Массачусетском технологическом институте, США, 26 мая 1988 г. Для его получения использовался гибридный магнит с гольмиевыми полюсами. Под его воздействием усиливалось магнитное поле, создаваемое сердцем и мозгом.

    Самое слабое магнитное поле было измерено в экранированном помещении той же лаборатории. Его величина составила 8·10 –15 Тесла. Оно использовалось д-ром Дэвидом Коэном для изучения чрезвычайно слабых магнитных полей, создаваемых сердцем и мозгом.

    Самый мощный микроскоп

    Растровый туннелирующий микроскоп (STM), изобретённый в Научно-исследовательской лаборатории фирмы ИБМ в Цюрихе в 1981 г., позволяет достичь увеличения в 100 млн раз и различить детали до 0,01 диаметра атома (3·10 –10 м). Утверждают, что размеры растровых туннелирующих микроскопов 4-го поколения не будут превышать размера наперстка.

    При помощи методов полевой ионной микроскопии наконечники зондов сканирующих туннелирующих микроскопов изготавливаются таким образом, чтобы на их конце был один атом – последние 3 слоя этой сотворённой руками человека пирамиды состоят из 7, 3 и 1 атома В июле 1986 г. представители Лаборатории концерна «Белл телефон систем», Марри Хилл, штат Нью Джерси, США, заявили о том, что им удалось перенести одиночный атом (скорее всего, германия) вольфрамового наконечника зонда растрового туннелирующего микроскопа на германиевую поверхность. В январе 1990 г. подобную операцию повторили Д. Эйглер и Е. Швейцер из Исследовательского центра компании ИБМ, Сан-Хосе, штат Калифорния, США. Используя сканирующий туннелирующий микроскоп, они выложили слово IBM одиночными атомами ксенона, перенеся их на никелевую поверхность.

    Самый громкий шум

    Самый громкий шум, полученный в лабораторных условиях, был равен 210 дБ, или 400 тыс. ак. Вт (акустических ватт), сообщило агентство НАСА. Он был получен за счёт отражения звука железобетонным испытательным стендом размером 14,63 м и фундаментом глубиной 18,3 м, предназначенным для испытаний ракеты «Сатурн V», в Центре космических полётов им. Маршалла, Хантсвилл, штат Алабама, США, в октябре 1965 г. Звуковой волной такой силы можно было бы сверлить отверстия в твёрдых материалах. Шум был слышен в пределах 161 км.

    Самый маленький микрофон

    В 1967 г. профессор Ибрагим Каврак из университета Богазичи, Стамбул, Турция, создал микрофон для новой методики измерения давления в потоке жидкости. Его частотный диапазон – от 10 Гц до 10 кГц, размеры – 1,5 мм х 0,7 мм.

    Самая высокая нота

    Самая высокая из полученных нот имеет частоту 60 гигагерц. Она была сгенерирована лазерным лучом, направленным на кристалл сапфира, в Массачусетском технологическом институте, США, в сентябре 1964 г.

    Самый мощный ускоритель частиц

    Протонный синхротрон диаметром 2 км в Национальной лаборатории ускорений им. Ферми к востоку от Батейвии, штат Иллинойс, США, является самым мощным в мире ускорителем ядерных частиц. 14 мая 1976 г. на нем была впервые получена энергия порядка 500 ГэВ (5·10 11 электрон-вольт). 13 октября 1985 г. на нем в результате столкновения пучков протонов и антипротонов получена энергия в системе центра масс в 1,6 ГэВ (1,6·10 11 электрон-вольт). Для этого понадобилось 1000 сверхпроводящих магнитов, работающих при температуре –268,8°C, поддерживаемой с помощью самой крупной в мире установки по сжижению гелия производительностью 4500 л/час, вступившей в строй 18 апреля 1980 г.

    Поставленная ЦЕРНом (Европейская организация ядерных исследований) цель – обеспечить столкновение пучков протонов и антипротонов в протонном синхротроне на сверхвысокую энергию (SPS) с энергией 270 ГэВ · 2 = 540 ГэВ – была достигнута в Женеве, Швейцария, в 4 ч 55 мин утра 10 июля 1981 г. Эта энергия эквивалентна той, которая выделяется при соударении протонов, имеющих энергию 150 тыс. ГэВ, с неподвижной мишенью.

    Министерство энергетики США 16 августа 1983 г. субсидировало исследования по созданию к 1995 г. сверхпроводящего суперколлайдера (SSC) диаметром 83,6 км на энергию двух протон-антипротонных пучков в 20 ТэВ. Белый дом одобрил этот проект стоимостью 6 млрд. долл. 30 января 1987 г.

    Самое тихое место

    «Мёртвая комната», размером 10,67 х 8,5 м в Лаборатории концерна «Белл телефон систем», Марри-Хилл, штат Нью-Джерси, США, является самой звукопоглощающей комнатой в мире, в которой исчезает 99,98% отражаемого звука.

    Самые острые предметы и самые маленькие трубочки

    Самыми острыми предметами, сделанными руками человека, являются стеклянные трубочки микропипеток, используемые в экспериментах с тканями живых клеток. Технологию их изготовления разработали и претворили в жизнь профессор Кеннет Т. Браун и Дейл Дж. Фламинг на кафедре физиологии Калифорнийского университета в Сан-Франциско в 1977 г. Они получали конические наконечники трубок с наружным диаметром 0,02 мкм и внутренним диаметром 0,01 мкм. Последний был тоньше человеческого волоса в 6500 раз.

    Мельчайший искусственный предмет

    8 февраля 1988 г. фирма «Техас инструментс», Даллас, штат Техас, США, объявила о том, что ей удалось изготовить «квантовые точки» из индия и арсенида галлия диаметром всего лишь 100 миллионных долей миллиметра.

    Самый высокий вакуум

    Он был получен в Научно-исследовательском центре ИБМ им. Томаса Дж. Уотсона, Йорктаун-Хейтс, штат Нью-Йорк, США, в октябре 1976 г. в криогенной системе с температурами до –269°C и был равен 10 –14 торр. Это эквивалентно тому, что расстояние между молекулами (размером с теннисный мяч) увеличилось с 1 м до 80 км.

    Самая низкая вязкость

    Калифорнийский технологический институт, США, объявил 1 декабря 1957 г., что жидкий гелий-2 при температурах, близких к абсолютному нулю (–273,15°C), не обладает вязкостью, т.е. имеет идеальную текучесть.

    Самое высокое напряжение

    17 мая 1979 г. в корпорации «Нешнл электростатикс», Ок-Ридж, штат Теннесси, США, была получена в лабораторных условиях самая высокая разность электрических потенциалов. Она составила 32 ± 1,5 млн В.

    Книга рекордов Гиннеса, 1998 г.

    Настоящее название высочайшей горы на Земле, расположенной в Гималайской горной системе, звучит как Джомолунгма. Этот пик возвышается на 8848 метров: ни одна другая гора в мире не превышает эту отметку.

    Даже вторая вершина двуглавого Эвереста бьет все рекорды – 8760 метров над уровнем моря.

    Звание высочайшей точки в мире было присвоено горе лишь в середине XIX века, когда работник индийской геодезической службы Радханат Сикдар измерил ее высоту. Так как к тому времени не было известно ни об одной такой же высокой вершине, Джомолунгма получила это звание. Впоследствии размеры горы уточнялись: при каждом следующем, более точном и аккуратном измерении, Эверест оказывался еще больше.

    Последние результаты итальянского геолога и американской экспедиции (8850 и 8872) официально не были признаны.

    Благодаря своему почетному званию гора притягивает множество экстремалов, бросающих вызов суровой природе. Ежегодно несколько сотен человек пытаются совершить восхождение на Эверест, но не всем это удается: тяжелые условия представляют собой сложное испытание даже для самых подготовленных альпинистов, многие из которых окончили свою жизнь на склонах высочайшей горы в мире.

    Марианский желоб

    Марианский желоб, известный также как Марианская впадина, является самой низкой точкой на поверхности земной коры. Этот желоб расположен в Тихом океане, в его западной части, неподалеку от Марианских островов. Это протяженная впадина, которая в своей самой низкой точке, известной как «Бездна Челленджера», имеет глубину около 11 тысяч метров ниже уровня моря.

    Марианский желоб был открыт в 1875 году, тогда же были произведены измерения его глубины. В то время приборы не отличались высокой точностью и показали результат в 8 367 метров (возможно, измерения проводились не в самой глубокой точке). В середине XX века английская экспедиция установила максимальную глубину в 10 863 метра, а чуть позже эти размеры были уточнены советской экспедицией, которая предоставила результат в 11 023 метра.

    Марианская впадина – удивительное образование. На ее дне находятся настоящие горные хребты, которые сформировались сотни миллионов лет назад. В 1960 году было совершено первое погружение на дно желоба на батискафе «Триест». После этого последовало всего два погружения, одним из смельчаков стал известный режиссер Джеймс Кэмерон.

    Самая низкая точка на суше находится около Мертвого моря на границе Израиля и Иордании. Этот регион располагается на 399 метрах ниже уровня моря.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!