Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Глобальные проблемы социально-политического характера. Глобальные социальные и политические проблемы

Как правило, предшествует рост социальной и политической напряженности в социально-политических отношениях. Социальная напряженность возникает, когда большинство людей не удовлетворены состоянием дел или ходом развития событий. Неудовлетворенность является ключевым понятием социальной и политической напряженности. Социальная напряженность при определенных условиях может трансформироваться в социально-политическую и политическую. (Ниже мы рассмотрим эти проблемы подробнее.)

По мнению Л. Н. Тимофеевой, конфликт таится в самой природе политической власти, призванной согласовывать, координировать различные интересы людей. Она выделяет следующие источники возникновения политического конфликта:

  • сами общественные отношения — отношения неравенства;
  • расхождение людей в базовых ценностях и политических идеалах;
  • идентификация граждан (социальная, религиозная, политическая и др.);
  • недостатки, ошибки, искажения в технологии политической коммуникации;
  • социально-психологические свойства политических субъектов, борющихся за власть.

В основе политического конфликта лежат различного рода политические кризисы, в частности:

  • кризис идентичности, наступающий с распадом идеалов и ценностей, доминирующих в политической культуре данного общества;
  • кризис распределения материальных и культурных благ, заключающийся в неспособности властных структур обеспечить устойчивый рост материального благосостояния населения;
  • кризис участия — уровень вовлеченности граждан в управление;
  • кризис «проникновения» — стремление правящего класса реализовать свои решения во всех сферах общественной жизни;
  • кризис легитимности — несоответствие осуществляемых целей режима и массовых представлений о нормах его функционирования.

Р. Гарр в качестве одной из основных причин возникновения социально-политического конфликта рассматривает относительную депривацию , которая «определяется как восприятие деятелем (актором) расхождения между его ценностными экспектациями и ценностными возможностями. Ценностные экспектации — это блага и условия жизни, на которые, как убеждены люди, они могут с полным правом претендовать. Ценностные возможности — это блага и условия, которые они, по их мнению, могли бы получить и удерживать».

Истоки теории относительной депривации восходят к трудам Э. Дюркгейма об аномии и работам П.А.Сорокина о подавленных базовых инстинктах большинства населения. Определенный вклад в развитие этой теории внесли К. Боулдинг, Г. Мид, Р. Мертон. Они рассматривали теорию относительной депривации в единстве с теорией референтных групп. Суть теории заключается в том, что большинство людей совершают насильственные действия не потому, что преследуют политические цели, а потому, что они находятся в неудовлетворительном (фрустрированном) состоянии. Ключевым понятием относительной депривации является «фрустрация-агрессия». По мнению Р. Гарра, «механизмы фрустрации-агрессии и связанные с ними механизмы угрозы-агрессии лают базовую мотивационную связь между относительной депривацией и потенциалом коллективного насилия».

Неудовлетворенность (по Т. Р. Гарру) служит базовым, побуждающим условием для участников коллективного насилия. Она формируется преимущественно в ходе сравнения (сопоставления) положения фрустрированных групп с более благополучными (референтными) группами. При этом «казуальная последовательность в политическом насилии» проходит следующие стадии:

  • развитие неудовлетворенности;
  • политизация этой неудовлетворенности;
  • реализация неудовлетворенности в насильственном действии, направленном против политических объектов и деятелей.

Теория относительной депривации является, на наш взгляд, эффективной при анализе социально-политических конфликтов в условиях значительного расслоения общества, когда разрыв в доходах и уровне жизни между бедными (фрустрированными) слоями общества и богатыми (референтными) весьма велик, например, как в современном российском обществе. Аналогичное положение и повод для фрустрации-агрессии сложилось и на международной арене между «бедными» и «богатыми» странами.

Относительная депривация как причина возникновения социально-политического конфликта является актуальной для современного российского общества. В народе зреет массовый протест против крайне неравномерного (несправедливого) распределения общественных ресурсов. Экономика страны, обладая огромными возможностями, в основном работает на незначительную часть общества — политическую и экономическую элиту и коррумпированное чиновничество. Поэтому противоречие между тем, на что могут претендовать граждане, и тем, что им предлагает (выделяет) существующая система отношений, для России одно из самых актуальных.

На проблемы экономического и социального неравенства накладываются проблемы ограничения политических прав и свобод простых граждан.

Все многообразие причин возникновения внутригосударственных политических конфликтов, по нашему мнению, можно свести к четырем основным:

1. ущемление базовых социально-экономических и политических интересов значительной части населения страны. Вследствие этого могут возникнуть следующие виды социально-политических конфликтов:

  • конфликт легитимности власти , в основе которого лежат социально-экономические причины, например распределение общественного продукта между различными социальными классами (слоями);
  • конфликт легитимности власти , в основе которого лежат политико-правовые причины, например нарушение политических прав и свобод граждан; нарушение существующих законов; введение новых законов, не отвечающих интересам определенных политических субъектов и социальных групп;

2. различия в оценках, ценностных ориентациях, целях, представлениях по поводу политического и социально-экономического развития общества (различия политических культур);

3. борьба между различными (кланами, элитами, блоками и др.) за власть и ресурсы в обществе (конфликт политических интересов);

4. процессы идентификации граждан, осознание ими своей принадлежности к определенным социальным, этническим, религиозным и другим общностям и конфронтация с «чужими» группами (конфликт идентичности).

Ущемление базовых потребностей может быть вызвано как объективными, так и субъективными факторами.

Объективными факторами являются:

  • кризис естественного социально-экономического развития общества (например, кризис СССР в 80-е гг.);
  • трудности, связанные с радикальным реформированием социально-политической системы общества;
  • 3) результат непредвиденных обстоятельств (стихийное бедствие, мировой финансовый кризис, внешние войны и т. д.).

К субъективным факторам относятся:

  • явные просчеты в социально-экономической политике (некомпетентность);
  • нежелание правящей элиты учитывать коренные интересы и потребности подвластных классов и социальных слоев;
  • осознание (восприятие) подвластными социальными слоями и классами существующей политической системы распределения ресурсов (в том числе власти) как несправедливой и незаконной (кризис легитимности).

Каковы бы ни были причины ущемления базовых , но если значительная часть населения страны не находит своего места в существующей социально-политической структуре общества и не способна удовлетворить свои базовые потребности в рамках социально-политических институтов, то она будет стремиться разрушить или радикально изменить эти институты. Такой режимный политический конфликт предполагает конфронтацию между правящей элитой и обществом. Сегодня в России, по данным социологических исследований, 79 % россиян не удовлетворены своими жизненными условиями, 70 % респондентов оценивают российское общество как несправедливое. Но в силу различных причин неудовлетворенность сложившейся системой в основном носит латентный характер.

Различия в оценках, ценностных ориентациях, целях, представлениях о необходимом (идеальном) устройстве общества и государства могут стать причиной идеологического социально-политического конфликта или конфликта ценностей. Такие конфликты также называют конфликтами политических культур, однако, по нашему мнению, последний может включать более широкий круг проблем, например противоречия по поводу средств достижения целей.

Борьба между различными группами интересов (кланами, элитами, блоками и др.) за власть и ресурсы является наиболее распространенным основанием для политического конфликта, а в условиях отсутствия гражданского общества — основным. По- лобные конфликты происходят в рамках существующей политической системы. Их причины, цели и задачи не очень понятны для большинства граждан. Победа той или иной политической группировки в таком конфликте, как правило, ничего не меняет в условиях жизни обычных граждан. Такая «политика» и такие «политические конфликты» весьма характерны для сегодняшней России с ее теневой политикой и теневой экономикой.


Введение

    Глобальные социально политические проблемы. Негативные проявления гонки вооружений и задачи разоружения

Заключение

Список литературы

Введение

В современном научном мире есть множество трактовок понятия цивилизации. Её изучение всегда привлекало политиков, социологов, историков и философов. Разнообразные теории становления и развития как общемировой, так и локальных, отдельно взятых цивилизаций всегда вызывали споры среди ученых. Неотъемлемой частью этих споров является место России в мировой цивилизации, её принадлежность к той или иной линии развития. Западники, славянофилы, евразийцы – направлений дискуссий множество. Но цель этих дискуссий одна – понять насколько самобытна цивилизация России. Некоторые версии построены исключительно на исторических фактах, другие основываются только на идеологии. Но нельзя не признать, что социально – политический подход к изучению этой проблемы невозможен без таких самостоятельных наук, как история и философия. Попытаемся дать объективный анализ цивилизационного развития России в контексте развития мировой цивилизации.

Вводной, для рассмотрения второго вопроса этой работы можно взять определение политолога В.А. Мальцева: «Глобальные проблемы современности являются комплексными и всеобъемлющими. Они тесно переплетены между собой, с региональными и национально-государственными проблемами. В их основе - противоречия глобального масштаба, затрагивающие основы существования современной цивилизации. Обострение противоречий в одном звене ведет к деструктивным процессам в целом, порождает новые проблемы. Разрешение глобальных проблем осложняется также и тем, что пока еще низок уровень управления глобальными процессами со стороны международных организаций, их осознавания и финансирования со стороны суверенных государств. Стратегия выживания человека на основе решения глобальных проблем современности должна вывести народы на новые рубежи цивилизованного развития».

    Понятие цивилизации. Две исторические линии и место России в потоке мировых цивилизаций

ЦИВИЛИЗАЦИЯ-ступень в развитии общества; уровень социального и культурного развития, который связан с разделением труда.

Долгое время цивилизация рассматривалась как этап исторического развития человечества, следующий за дикостью и варварством. Сегодня такой смысл недостаточен и неточен. Под цивилизацией понимается качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определённом этапе развития.

По мнению ряда исследователей, цивилизации решительным образом отличались и отличаются друг от друга, так как основываются на несовместимых системах социальных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не только специфической общественно-производственной технологией, но и в не меньшей степени соответствующей ей культурой. Ей присущи определённая философия, общественно значимые ценности, обобщённый образ мира, специфический образ жизни со своим особым жизненным принципом, основу которого составляют дух народа, его мораль, убеждённость, обусловливающие определённое отношение к самому себе. Этот главный жизненный принцип объединяет людей в народ данной цивилизации, обеспечивает его единство на протяжении всей собственной истории.

Цивилизация как крупномасштабная социокультурная общность обладает собственной иерархией идеалов и ценностей, представляющих общество как целостную систему и субъект мировой истории. Каждая цивилизация, отличаясь от других особыми формами жизнедеятельности, оказывает активное влияние на содержание всех социальных процессов. Совокупность конкретных социокультурных факторов в их взаимодействии образует механизм функционирования цивилизации, особенности которого проявляются в этносоциальных, религиозных, психологических, поведенческих и иных способах жизнедеятельности данного человеческого сообщества. В связи с этим в истории существовали и существуют в настоящее время различные типы и формы цивилизаций, суммарную численность которых учёные определяют в пределах тридцати. Выделению типов цивилизаций способствуют следующие признаки: - общие фундаментальные черты и ментальности; - общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития; - взаимопереплетение культур; - наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

На основе сформированных признаков можно выделить два типа цивилизаций.

Первый тип цивилизаций – традиционные общества. Их самобытные культуры были направлены на поддержание сложившегося образа жизни. Предпочтение отдавалось традиционным образцам и нормам, вобравшим в себя опыт предков. Виды деятельности, их средства и цели менялись медленно. Традиционные общества берут своё начало в древневосточной цивилизации, где господствовала экстенсивная технология, направленная главным образом на овладение внешними природными процессами. Человек согласовывал свою деятельность с ритмами природы, максимально приспосабливаясь к окружающей среде. Этот тип общества сохранился до наших дней. И сегодня среди духовных ценностей в них одно из ведущих мест занимает установка на адаптацию к природным условиям, не поощряется стремление к их целенаправленному преобразованию. Ценна активность, направленная вовнутрь человека, на самосозерцание. Особое значение имеют традиции, обычаи, передаваемые от поколения к поколению. В целом ценностно-духовная сфера человеческого бытия ставится выше экономической.

Второй тип – западные общества или западноевропейская цивилизация, во многих чертах противоположная традиционному обществу, хотя и имеющая достаточно глубокие исторические корни. Она основывалась на других ценностях. Среди них значение науки, постоянное стремление к прогрессу, к изменениям сложившихся форм деятельности. Иным было и понимание природы человека, его роли в общественной жизни. Оно основывалось на христианском учении о морали и отношении к человеческому разуму как созданному по образу и подобию божественного и потому способному к постижению смысла бытия. Западноевропейскую цивилизацию называют по-разному: техногенная, индустриальная, научно-техническая. Она вобрала в себя достижения античной культуры, западноевропейского средневековья, эпохи Возрождения. Из-за более суровой, по сравнению со странами Востока, природной среды сложившееся в европейском регионе интенсивное производство требовало предельного напряжения физических и интеллектуальных сил общества, постоянного совершенствования орудий труда, способов воздействия на природу. В связи с этим формировалась и новая система ценностей. Постепенно на первый план выдвигалась активная, творческая, преобразующая деятельность человека. Идеалами цивилизации стали постоянное обновление и прогресс. Безусловную ценность приобрело научное познание, существенно расширяющее интеллектуальные силы, изобретательные способности человека, его возможности преобразовывать мир. В отличие от традиционных обществ, где первостепенное значение имеют коллективные формы человеческого общежития, западная цивилизация выдвинула в качестве важнейшей ценности независимую, автономную личность, что, в свою очередь послужило основой для выработки идей о неотъемлемых правах человека, о гражданском обществе и правовом государстве.

Попытка понять закономерности мирового исторического процесса, выделить его основные направления, определить своеобразие и роль различных культурно-исторических типов, которые мы называем цивилизациями, в формировании единой человеческой цивилизации ставит нас перед необходимостью осмысления места России в общемировой цивилизации.

К какому типу следует отнести российскую цивилизацию? Или, может быть, она представляет собой особый, третий тип?

Эта ключевая проблема была поставлена ещё в 30-х гг. XIX в. русским философом П.Я. Чаадаевым(1794-1856), который писал: «Говорят про Россию, что она не принадлежит ни к Европе, ни к Азии, что это особый мир. Пусть будет так. Но надо ещё доказать, что человечество, помимо двух своих сторон, определяемых словами - Запад и Восток, обладает ещё третьей стороной». За свою более чем тысячелетнюю историю государство Российское прошло сложный путь развития, на что влияли как внутренние, так и внешние факторы.

Древнерусская цивилизация отличалась как от средневековой западноевропейской, так и от традиционных восточных типов цивилизаций. В силу уникального сочетания социально-экономических, политических и географических причин она оказалась цивилизацией исключительно центробежной, подвижной и потому экстенсивной, строившейся не столько за счёт всестороннего культивирования и максимального освоения ограниченного природного и социального пространства, сколько за счёт включения в свою орбиту всё новых пространств. Неизвестно, как долго просуществовала бы эта цивилизация, но пришедшая из Византии церковная иерархия не только принесла с собой священные книги и тем самым положила начало древнерусской грамотности и письменности, но и путём крещения объединила древнерусский мир, прежде всего как христианский. Можно предположить, что древнерусская цивилизация, несмотря на значительное своеобразие, постепенно втянулась бы в единый цивилизационный стиль Западной Европы. Однако сближению Руси и Европы помешали тогда два обстоятельства: особая форма христианства и очередной порядок княжения, которые под мощным внешним воздействием повели Русь по иному пути.

О современной российской цивилизации можно вести речь, начиная от эпохи петровских преобразований, от ХVIII в., от имперского, петербургского периода российской истории. Петровские преобразования заложили основы той цивилизации России, в рамках которой мы продолжаем жить и сегодня. В полной же мере эта цивилизация сложилась во второй половине XVIII – начале XIX в. Века XIX и XX стали эпохой её интенсивного развития.

Как найти в России общие черты, присущие той или иной цивилизации? Этот вопрос ставился давно. Его решение имеет большое значение для методологии исследования развития России. Но это не просто историко-научная, а социально-политическая и духовно-нравственная проблема. То или иное решение этой проблемы связано с выбором пути развития нашей страны, определением главных ценностных ориентиров. Поэтому дискуссия по этому вопросу не прекращается на протяжении всей российской истории. Следует отметить, что каждая из концепций, определяющих место России в мировой цивилизации, базируется на определенных исторических фактах. Вместе с тем, в этих концепциях ясно просвечивает односторонняя идеологическая направленность. Можно выделить четыре точки зрения:

1.Россия является частью западной цивилизации. Эту позицию развивали в 30-40-х гг. XIX в. русские историки и литераторы К.Д. Кавелин, Н.Г. Чернышевский, Б.И. Чичерин и др., получившие название западников.

2.Россия является частью восточной цивилизации. На этой точке зрения стоят многие современные западные историки.

3.Россия является носителем самобытной славянской цивилизации. Историки и ученые этого направления, названные «славянофилами», такие как Н. Киреевский, С. Хомяков, К. Аксаков, Ю. Самарин, в 40-х гг. XIX в., когда Россия стояла на пороге реформ, отстаивали самобытность, «славянский характер» русского народа.

4.Россия является примером особой евроазиатской цивилизации. Сторонники этой теории, имевшей хождение в 50-х гг. XX в., опирались на географическое положение России, многонациональный ее характер и многие общие черты как восточной, так и западной цивилизации, проявляющиеся в российском обществе.

Похожие работы:

  • Курсовая работа >>

    ... глобальных проблем можно использовать классификацию, принятую международными организациями. 1.Проблемы , связанные с основными социально -экономическими и политическими ...

  • Реферат >>

    Объединить глобальные проблемы в несколько групп (Ю.В. Ирхин и др. стр.444): международные социально -политические проблемы : ... создании таких социально -политических условий, которые дадут возможность практически решать глобальные проблемы . Наиболее...

1.1 Глобальные проблемы современности: сущность, структура и динамика.

1.2 Роль ООН и других международных организаций в разрешении глобальных проблем современности.

1.1 Глобальные проблемы современности: сущность, структура и динамика. Для понимания сложных явлений современной политической жизни в сфере международных отношений следует особо остановиться на тенденциях развития мировой политики. Учет ос­новных тенденций необходим при анализе не только международных, но и национальных политических проблем. Одной из ведущих тенденций современного политического развития является превращение международных отношений в подлинно всемирные отношения. В этом качестве они выступают по существу лишь в новейшее время, поскольку современный мир представлен не только несколькими «великими державами» или кругом преимущественно европейских стран, как это было еще в конце XIX – начале XX вв., но более чем 200 государствами, в которых проживают многочисленные народы планеты. Все они ныне являются субъектами международных отношений и мировой политики, так или иначе, воздействуют на политические процессы в мире. В наше время активное участие в политической жизни государств, находящихся на различных уровнях социально-экономического и культурного развития, имеющих своеобразную историю и национальный опыт, разнообразные типы политического устройства, порождает весьма пестрый политический ландшафт; новые международные проблемы и противоречия. Отсюда – возрастание роли международных организаций в современной политике, призванных координировать деятельность большого числа национальных государств, выступающих в роли субъектов. Усложнение международных политических отношений вызвано также разрушением двухполюсного мира, связанного с существованием в недавнем прошлом двух «сверхдержав» и двух мощнейших военно-политических блоков, и формированием новой международной политической структуры.

Важной тенденцией, характеризующей современные полити­ческие отношения, является рост интеграционных процессов в мире при одновременном пробуждении и развитии национального самосознания народов. Эта тенденция проявляется весьма проти­воречиво в международном масштабе. С одной стороны, в мире усиливается стремление к интернационализации, в том числе в сфере политики, на основе экономического сближения стран и народов; с другой – все более рельефно выступают национальные и националистические устремления различных народов, что получило определение «национального ренессанса» как явления мирового порядка.

Наконец, важнейшей тенденцией развития современного мира является выдвижение в центр мировой политики и междуна­родных отношений проблем иного порядка. Отличительные черты этих проблем: комплексность, системность и всеобщий характер.

Глобальные проблемы включают в себя четыре основные группы: социально-политические, социально-экономические, экологические и гуманитарные. Все они требуют не только специального рассмотрения, но и использования конкретных политических средств, для своевременного и эффективного разрешения.

Социально-политические проблемы составляют значительный круг чрезвычайно актуальных задач, которые необходимо решать совместными усилиями всего мирового сообщества. К ним относятся: предотвращение ядерной войны, прекращение гонки вооружений и разоружение, мирное разрешение межгосударст­венных споров, а также региональных и международных воору­женных конфликтов, строительство ненасильственного мира на основе доверия между народами и упрочения системы междуна­родной безопасности. Эти проблемы (особенно недопущение ядерной войны и разоружение) носят первостепенный характер, так как от их своевременного решения во многом зависит суще­ствование самого человечества

Проблемы социально-экономического характера связаны с пре­одолением экономической эксплуатации и слаборазвитости, нищеты и отсталости, с поисками путей разрешения энергети­ческого, сырьевого и продовольственного кризисов, острой де­мографической ситуации в развивающихся странах.

Экологические проблемы затрагивают вопросы сохранения природной среды обитания людей, требующие международных усилий и коор­динации, а гуманитарные – связаны с человеческим измерением общественного прогресса, что предполагает обеспечение всего комплекса прав человека, духовное развитие личности, преодоление культурной отсталости и экспансии. Разрешение глобальных проблем современности – важнейшая задача меж­дународной политики.

1.2 Роль ООН и других международных организаций в разрешении глобальных проблем современности. Ускорение темпа глобальных перемен застиг­ло значительную часть мирового сообщества врасплох. Капиталы, товары и люди передвига­ются по миру с такой скоростью и такими слож­ными путями, что предсказать ситуацию более чем на несколько лет вперед не представляется возможным. Политические карты все время перекраиваются из-за этнических конфликтов и претензий различных политических групп на но­вые территории.

Всё это породило громадную социальную на­пряженность, справиться с которой существую­щие стратегии развития оказались не в состоя­нии. Многие социальные институты, эффективно функционировавшие прежде, сейчас не просто игнорируются, а безжалостно разрушаются, потому что считаются препятствием на пути прогресса.

И такое происходит на всех уровнях: на международном – социальные организации погло­щаются транснациональными корпорациями и международными финансовыми объединениями; на национальном – многие государственные учреждения закрываются или меняют характер своей деятельности; на местном – рыночные и глобализационные силы подрывают основы семей­ной и общинной жизни.

Глобальная связанность.

Преобразования последних лет принимают неодинаковые формы в разных странах, но наме­чается шесть основных тенденций, опре­деляющих общий процесс институциональных изменений:

Первое. Распространение либеральной демократии. Благодаря ему значительно выросло число лю­дей, получивших право открыто и свободно вы­ражать свое мнение и участвовать в политике. Однако оно же вызвало в обществе и новые разлады, нередко усугубляющие этнические или территориальные конфликты.

Второе. Преобладание рыночных сил в экономике экономический либерализм стал доминирующей идеологией с середины 1970-х гг. Эффективность экономики повысилась, усилив при этом, за счет более бедных социальных слоев и стран, власть могущественной части общества, в том числе некоторых национальных и международ­ных элит, стран-кредиторов и международных Финансовых организаций.

Третье. Интеграция мировой экономики. В настоящее время капитал, товары и рабочая сила горазда быстрее пересекают национальные границы, делая международную конкуренцию куда более жестокой, чем раньше.

Четвертое. Трансформация систем производства и утечка рабочей силы. Сегодня промышленность основывается на небольших и гибких системах производства, а работники предпочитают пере­мещаться в обслуживающий сектор, работать неполный рабочий день или заниматься неформальной деятельностью, значительно ослабляя потенциал профсоюзов и возможности государства по нормированию труда, сбору налогов и финансированию социальных программ.

Пятое. Быстрота технологического обновления. Компьютеризация производства и систем комму­никации продолжает оказывать определяющее влияние на перестройку трудовых отношений, делая устаревшими одни специальности, порождая другие и поддерживая новые отношения власти внутри государств и между ними.

Шестое. Революция средств массовой информации и насилие идеологии потребительства. Сила убе­ждения средств массовой ин­формации во всем мире сейчас настолько велика, что подчас они разрушающе действуют на на­циональные культуры и традиционные ценности.

На первый взгляд все это кажется неизбеж­ным и закономерным проявлением технологиче­ской или культурной эволюции. Но на деле такая эволюция во многом определяется экономиче­скими и политическими интересами передовых индустриальных стран.

Восстановление обществ, разрушенных войнами.

Немало этнических конфликтов превратилось в ожесточённые войны. В 1993 году в 42 странах было 52 крупных конфликта, самые сильные из которых бушевали в государствах Восточной Европы, Центральной Азии и Африки.

Конечно, международное сообщество наращивает усилия по прекращению этих войн, чему способствует ряд обстоятельств: ООН, деятельность которой больше не сковывают условия холодной войны, получила возможность гораздо эффективнее выполнять свою миротворческую роль; благодаря работе средств массовой коммуникации о происходящих где бы то ни было военных действиях быстро становиться известно широкой общественности; наконец, в мире растут опасения, что конфликты перекинутся через границы отдельных государств.

Проблемы, которые стоят перед разрушенными войной государствами, связаны с решением трех труднейших задач: закрепить мир, обеспечить меры экстренной помощи населению и поставить страну на путь стабильного развития. Эти три задачи взаимосвязаны, и хотя, в зависимости от ситуации, на первый план выходит то одна, то другая, в любом случае ими надо заниматься одновременно, потому что без решения каждой из них невозможно решить и все.

Окончание холодной войны стало ещё одним фактором, позволившим органам ООН действовать более гибко. В начале 1990-х гг. была одна цель – установить «коридоры мира» для доставки гуманитарной помощи. Но когда их стало трудно поддерживать, ООН начала сочетать гуманитарную помощь с военным вмешательством, как было, например, в северном Ираке, Сомали и Боснии.

Этот новый стиль вмешательства ООН спас множество жизней и помог встать на ноги сотням тысяч беженцев.

Государства в процессе глобализации.

В некоторых странах этнические или иные конфликты привели к коллапсу государства. Но и в более спокойных и этнически гомогенных странах многие государственные институты распались. В развивающихся же странах закрепилась модель отношений «патрон-клиент», с помощью которой государство «кооптировало» ключевые экономические и социальные институты.

Размываются и другие общественные институты. Профсоюзы, например, ощущают немалые трудности, потому что меняются сами модели организации труда: люди более гибко подходят к своей трудовой занятости, переходят в обслуживающие отрасли – все это подрывает организационные основы профсоюзов.

Международные организации и гражданское общество.

Процессы, вызванные глобализацией, дают основание надеяться, что в предстоящие годы буде положено начало новой эре в принятии глобальных решений. Существуют два фактора, которые способны повысить эффективность структур глобального управления и приблизить их к демократическим идеалам: во-первых, повышение плюрализма (предоставление негосударственным участникам возможности оказывать влияние на политику и обеспечивать подотчетность влиятельных учреждений); во-вторых, повышение демократичности международных организаций (расширение представительства, повышение транспарентности и укрепление подотчетности в принятии решений).

За последние 20 лет произошло бурное развитие транснациональных сетей гражданского общества. Первая зарегистрированная международная неправительственная организация (НПО) – Общество борьбы с рабством – возникла в 1839 г., а к 1874 г. существовало уже 32 такие организации. В ХХ в. число международных НПО увеличилось с 1083 в 1914 г. до более 37 тысяч в 2000 г. Из всех существующих сегодня международных НПО почти пятая часть возникла после 1990 г. Сегодня в мире существует более 20 000 транснациональных сетей. Объем ресурсов, распределяемых через международные НПО за последние три десятилетия, вырос более чем в семь раз.

В результате этого начинает формироваться новая глобальная политика, способная стать катализатором общественных изменений и новаторских подходов.

Первой и главной глобальной проблемой человечества, угрожающей самому существованию природы и общества, является угроза термоядерной катастрофы. Долгие годы суть этой глобальной проблемы усматривали в предотвращении ядерной войны, хотя еще в 50-е годы многие считали допустимой ограниченную ядерную войну. Однако расчеты, проведенные в 70-80-е годы прошлого столетия, показали, что при взрыве нескольких ядерных зарядов разовьется состояние, названное «ядерной зимой», когда тучи пыли и дыма закроют Солнце, резко нарушив тепловой баланс планеты, что приведет к гибели биосферы. Сегодня одного только ядерного оружия накоплено столько, что его взрывная сила в несколько тысяч раз превышает мощь боеприпасов, использованных во всех войнах, которые велись прежде. В арсеналах разных стран хранятся ядерные заряды, суммарная мощность которых в несколько миллионов раз превышает мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму. А ведь от этой бомбы погибло 200 тысяч человек, 40% площади превратилось в пепел, 92% было изуродовано до неузнаваемости! Катастрофа на Чернобыльской АЭС 1986г окончательно открыла миллионам людей глаза на сущность ядерной опасности. Роковые последствия, как атомной бомбардировки, так и Чернобыльской катастрофы ощущают до сих пор.

Другим угрожающим человечеству фактором является терроризм. Россия относительно недавно столкнулась с этим видом насилия, но Президент, Федеральное Собрание и Правительство России рассматривают борьбу с терроризмом как одну из важнейших задач, от эффективности решения которой зависит национальная безопасность, стабильность общества и государства.

Подводя итоги, отметим, что предотвращение новых войн, борьба с терроризмом как уголовным деянием, требуют объединения усилий мирового сообщества, скорейший «запуск в действие» принятых договорных актов, направленных на сокращение ядерного вооружения, борьбу с «боевым» терроризмом и его финансированием.

Другая острейшая глобальная проблема современности заключается в преодолении отсталости в развитии большей части человечества. Отсталость - результат пересечения, теснейшего взаимодействия всех глобальных проблем, и чем глубже проникаем в смысл сложившейся к настоящему моменту ситуации, тем более отчетливо осознаем, насколько трудно найти разумный, реальный выход из критического положения. Подавляющее большинство населения развивающихся стран не имеет нормальных условий жизни. Экономика этих стран сильно отстает от уровня производства развитых стран, и сократить разрыв пока не удается.

Глобальные проблемы современности - это совокупность наиболее острых, жизненно важных общепланетарных проблем, решение которых требует совместных усилий стран мирового сообщества. q q Глобальные социально-политические проблемы охватывают комплекс вопросов, связанных с обеспечением мира и международной безопасности. В течение длительного периода система международной безопасности базировалась на ядерном сдерживании военных держав. Однако со временем пришло понимание, что ядерная война не может быть средством достижения внешнеполитических целей в условиях, когда усилилась глобальная взаимозависимость государств. Прекращение противоборства Востока и Запада породило определенные надежды на безопасный мир. Однако дальнейшее развитие событий выявило новые источники нестабильности и напряженности в мире. Рост международного терроризма, распространение исламского фундаментализма, увеличение числа локальных конфликтов и на планете - все это свидетельствует о появлении новых опасностей, угроз и рисков для мирового сообщества.

По-прежнему острой остается проблема разоружения, особенно ракетно-ядерного. Сегодня накопленные в мире запасы оружия позволяют многократно уничтожить все человечество. Мировые военные расходы ежегодно составляют порядка одного триллиона долларов. Сейчас в мире на каждого солдата расходуется в 60 раз больше, чем на образование одного ребенка. В развивающихся странах темпы военных расходов в два раза превышают темпы экономического роста, что значительно осложняет решение социальных проблем. Неконтролируемое распространение оружия в мире расширяет зоны терроризма и преступности, способствует сознания людей, порождает насилие в повседневной жизни. График анализа развитие данной проблемы

Ø Решение проблемы разоружения позволило бы отвести от человечества опасность ядерной войны, высвободить колоссальные людские, материальные и финансовые ресурсы для нужд устойчивого экономического и социального развития народов стран. Однако на пути разоружения стоят еще многочисленны трудности и препятствия, среди которых - огромная инерционность гонки вооружений, сопротивление военнопромышленных комплексов, крупные масштабы международной торговли оружием, локальные войны и вооруженные конфликты, рост терристических и криминальных организаций и др. Разоружение - длительный процесс, требующий соблюдения определенных принципов. К числу важнейших среди них относятся равенство и одинаковая безопасность; выполнение обязательств по договорам и соглашениям; разработка и осуществление системы контроля; комплексный характер разоруженческих мероприятий, их непрерывность и эффективность и др. Развитию процессов разоружения может способствовать деятельность многочисленных пацифистских и экологических организаций.

o В современном мире меняются основные формы использования вооруженного насилия. Наряду с войнами нарастает эскалация терроризма, который сегодня все больше приобретает международный характер. Для терроризма как особого метода политического насилия присущи целенаправленность, особа жестокость, расчет на внешний эффект и психологическое воздействие. Совершенствование оружия, возможность создан ядерного оружия ведет к глобализации террористической угрозы. После взрывов зданий мирового торгового центра в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. весь цивилизованный мир в полной мере осознал общепланетарные масштабы опасности международного терроризма. Мировое сообщество осуждает любые формы проявления терроризма и ставит задачу объединения усилий для борьбы с этой растущей угрозой всему человечеству.

n n Осознание первенства социально-политических факторов при решении глобальных проблем способствовало тому, что глобалистика во многих странах стала не только специальной отраслью научного знания, но и важным направлением государственной политики. И в современных условиях можно даже говорить о глобальном моделировании развития, как неотъемлемой части политики всех государств. Конкретное руководство в данной сфере осуществляют специально созданные министерства, государственные комитеты или другие специальные органы, занимающиеся этими вопросами. Глобалистская политика, проводимая в обществе, направлена на преодоление возникающих проблем глобального характера и является важной неотъемлемой составной частью общей политической деятельности государства. Она формируется и складывается с учетом конкретных социально-политических особенностей и остроты глобальных проблем в обществе, в каждом отдельном государстве. Именно поэтому она является либо выражением интересов господствующего класса, либо представляет собой определенное соглашение, достигнутое противоборствующими сторонами.

Ø Ø Однако главное значение для выяснения сущности проводимой политики того или иного государства имеют не провозглашенные лозунги, а ее практическая реализация, где и возникают основные сложности. Даже достигнув соглашения по основным ее целям и задачам, различные политические силы на практике далеко не всегда стремятся к их реализации. Наиболее ярко и отчетливо связь политики и глобальных проблем прослеживается на примере решения проблемы войны и мира. Вполне достаточно отметить тот существенный момент, что решение проблемы войны и мира в современных условиях невозможно никакими другими средствами, кроме политических. Особую опасность на сегодняшний день представляет широко используемая западными политиками и идеологами так называемая концепция "ядерного мира". Ее сторонники, отвергая ядерную войну, стремятся тем не менее приписать гонке вооружений роль стабилизирующего фактора в международных отношениях. Они пытаются доказать, что сохранение мира можно обеспечить посредством взаимного "устрашения" ядерных держав лишь на основе "равновесия страха" между ними. Политические аспекты разработки данной концепции вполне очевидны – любыми способами оправдать непрекращающуюся гонку вооружений. Однако только полный отказ от войны как средства решения международных конфликтов может обеспечить политическую стабильность в мире.

q Человечество столкнулось с проблемами, которые затрагивают самые глубинные основы существования цивилизации, интересы всех народов. Их обострение явилось результатом деятельности человека. Но и их разрешение невозможно без его осознанной и целенаправленной деятельности. Глобальный характер этих проблем для их разрешения требует совместных усилий всех стран и народов мира. для успешного преодоления всех глобальных проблем необходима продуманная, взвешенная политика всех государств по развитию международного сотрудничества и их активная деятельность по практической реализации всех намеченных мероприятий.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!