Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Где в россии делают лучшие беспилотники. Российские беспилотники

Основной продукцией являются разведывательные беспилотные системы на базе широкого ряда БВС самолетного и вертолетного типа. В настоящее время в России работает более 1000 комплексов ZALA. Область применения - охрана государственных границ, разведывательные и спасательные операции, мониторинг объектов повышенной опасности и мест чрезвычайных ситуаций.

Специалистами компании разработаны уникальные решения и введены стандарты в рамках выполнения геодезических/экологических и научных исследованиях в суровых условиях эксплуатации.

сайт является лидером по предоставлению услуг воздушного мониторинга в топливно-энергетических секторах РФ. БВС сайт ежегодно обследуют более 5 миллионов километров инфраструктуры ТЭК при выполнении более 20 000 полетов.

сайт обладает собственным учебным лицензированным центром по профессиональной подготовке операторов и индивидуальными курсами по обучению тактики применения систем по специфике задач заказчика.

Группа компаний сайт была образована в 2004 году, а летом 2006 года на Нижнетагильской выставке уже состоялась презентация беспилотного самолета ZALA 421-08, или «Бойца».

Когда на полигоне проходили демонстрационные стрельбы, он выполнял видеосъемку местности и в режиме реального времени передавал изображение на мониторы. Все желающие могли наблюдать за результатами артобстрелов. Именно с этого момента и началась славная история летающей «восьмерки».

Осенью 2006 года состоялась первая поставка комплекса с беспилотными летательными аппаратами ZALA 421-08 в Центр авиации МВД, в котором был создан специальный отдел БЛА. Беспилотные летательные аппараты ZALA охраняли впоследствии чемпионат мира по хоккею, проводили совместную работу с ГИБДД Московской области по мониторингу загруженности трасс при проведении авиасалона «МАКС-2007». Была также успешно проведена в Нефтекумске спецоперация против бандформирования. Она завершилась без единой потери среди сотрудников спецназа. С помощью БЛА обнаружили и поймали преступную группу, занимавшуюся кражей строительной техники.

В том же 2006 году группа компаний сайт начала продуктивное сотрудничество с ОАО «Газпром». БЛА разрабатывался исходя из нужд и требований компании. Была выполнена научно-исследовательская работа «Магистраль» по применению БЛА в мониторинге объектов нефтегазовой отрасли. По результатам работы и практических полетов БЛА, в частности беспилотного самолета ZALA 421-08, руководством ОАО «Газпром» было принято решение о продолжении работ и начале опытно-промышленной эксплуатации беспилотных летательных аппаратов ZALA на объектах «Газпрома». С тех пор ОАО «Газпром» на постоянной основе эксплуатируют БЛА ZALA.

В 2008 году в Арктике по заказу ЦНИИ Морфлота состоялись испытания БЛА ZALA 421-08 и ZALA 421-06 . Запуск осуществлялся с борта судна. В общей сложности в условиях полярного дня по маршруту Северного морского пути беспилотными летательными аппаратами было выполнено десять полетов.

На место крушения «Боинга» в 2008 году в Перми специалисты сайт совместно с сотрудниками МЧС по Удмуртской Республике прибыли уже через 2,5 часа после поступления сигнала о бедствии. К работе были привлечены БЛА ZALA 421-06 и ZALA 421-08, которые передавали в режиме реального времени видеоизображения в Центр управления кризисными ситуациями МЧС России.

Осенью 2008 года совместно с ОАО «Концерн радиостроения «Вега» в сжатые сроки была выполнена поставка комплексов с БЛА ZALA 421-08 в Сухопутные войска МО РФ. Результаты испытаний подтвердили эффективность применения комплекса, который получил высокую оценку руководства Сухопутных войск.

В начале 2010 года проведены работы по мониторингу хозяйственной деятельности в лесах Вологодской и Амурской областей.

В мае того же года комплекс с БЛА ZALA 421-04М, принадлежащий ФГУ «Авиалесоохрана», был задействован на крупном лесном пожаре в Ивановской области. Площадь пожара составила более 5 тыс. га. Беспилотные самолеты обеспечили информационную поддержку для координации действий наземных команд пожаротушения.

Одним из ярких примеров применения беспилотных летательных аппаратов стало привлечение их в 2011 году к ликвидации чрезвычайной ситуации на арсенале хранения боеприпасов МО РФ в п. Пугачево, Малопургинского района Удмуртской Республики.

В первые часы взрывов боеприпасов на арсенале хранения МО РФ, когда невозможно было определить масштабы ЧС из-за высокой опасности для жизни, использование БЛА ZALA 421-21 и ZALA 421-16E позволило оценить обстановку и принять оперативные управленческие решения по необходимому сосредоточению сил и средств, в том числе пилотируемой авиации для локализации и ликвидации ЧС. Со 2 по 10 июня 2011 года совершено 10 вылетов БЛА, в том числе и ночных. В ходе полетов уточнялись наиболее интенсивные места взрывов боеприпасов, пожаров, как в населенных пунктах, так и в лесном массиве. Просматривались наиболее безопасные маршруты ввода сил и средств на территорию арсенала, координировалась работа пилотируемой авиации по сбросу огнетушащих веществ в район арсенала. Фото- и видеоинформация, полученная с борта беспилотных летательных аппаратов, в дальнейшем использовалась для обнаружения неразорвавшихся боеприпасов и их фрагментов за территорией арсенала.

10 июня 2011 года в Красноярском крае объявлен режим ЧС в связи с осложнением лесопожарной обстановки. Принято решение о необходимости использования нескольких БЛА - ZALA 421-04M, ZALA 421-08, ZALA 421-16E, ZALA 421-21. Благодаря оперативному получению необходимой информации обстановка с пожарами была стабилизирована: крупные - ликвидированы, остальные - локализованы. Опасность для населенных пунктов и энергетики - предотвращена.

С 2011 года БЛА ZALA активно применялись для повышения уровня безопасности строительных объектов при подготовке к Олимпиаде в Сочи. Беспилотные летательные аппараты патрулировали дороги города и федеральные трассы, охраняли важные стратегические объекты, помогали контролировать проводимые строительные работы.

В 2012 году компания представила ряд новейших разработок, среди которых - уникальный тренажерный модуль-симулятор ZALA, предназначенный для обучения и отработки навыков операторов наземных средств управления без использования реального БЛА.

Конец октября 2012 года запомнился проведением уникальной фотосъемки Шуховской башни на Шабаловке в Москве. БЛА вертолетного типа ZALA 421-21 - единственный, которому удалось получить неповторимые снимки, ставшие впоследствии основой для создания объемной модели башни и планирования реконструкторских работ.

В 2013 году специалисты компании освоили новое направление применения беспилотных летательных аппаратов в гражданском секторе - авиаучет животных. Была проведена масштабная работа по беспилотному учету численности лося во Владимирской области. За 23 дня было совершено 55 полетов, обследовано 5200 км в 16-ти административных районах. Результат работ - 140 тысяч фотоснимков, на основе которых был произведен расчет показателей плотности и численности лося в каждом районе и по всей области в целом.

В апреле того же года сайт совместно с ОАО «Лукойл» провела крупные опытно-промышленные испытания, в ходе которых БЛА ZALA зарекомендовали себя как наиболее эффективное и экономически выгодное решение задач по обследованию и обеспечению безопасности нефтегазопроводов.

Летом 2013 года в целях повышения уровня безопасности БЛА ZALA использовались при проведении Универсиады в Казани. Беспилотные летательные аппараты осуществляли мониторинг массовых скоплений людей, патрулировали дороги и водные пути (на новом уникальном комплексе с БЛА ZALA 421-21 на базе катера).

В сентябре того же года отряд Центроспас МЧС России города Москвы был переброшен в зону чрезвычайного происшествия на Дальний Восток, а именно в Хабаровский край, где произошло сильнейшее наводнение. Беспилотные летательные аппараты ZALA, находящиеся на вооружении отряда Центроспас, позволили наземным группам спасения следить за наводнением, находить людей, оказавшихся в зоне бедствия, проверять незатопленные территории и анализировать ситуацию для принятия оперативных решений по строительству дамб и иных ограждений.

В начале 2014 года летный отряд группы компаний сайт прибыл в г. Сочи для ведения мониторинга крупнейшего спортивного мероприятия страны – зимней Олимпиады. БЛА позволили отрядам МВД и МЧС следить за массовыми скоплениями людей, обеспечивая тем самым безопасность спортсменов и гостей города.

Следующим важным событием, в котором проявили себя БЛА ZALA, стало чрезвычайное происшествие в г. Кирове – на железнодорожных путях сошел с рельс состав с газовым конденсатом. Порядка десяти цистерн загорелись, в результате чего начался серьезный пожар. Специалисты сайт и представители МЧС России по Удмуртской республике выехали на место происшествия. БЛА ZALA 421-16EM и ZALA 421-21 проводили оперативную разведку с места происшествия, обеспечивали аварийно-спасательные группы максимально достоверной информацией. Полеты осуществлялись в дневное и ночное время суток, благодаря чему наземные отряды в кратчайшие сроки смогли оценить ситуацию и своевременно принять меры по грамотной ликвидации последствий аварии. Кроме этого, благодаря БЛА был полностью исключен риск для жизни населения и сотрудников аварийно-спасательных групп.

В пожароопасный период 2014 года БЛА ZALA позволили держать ситуацию под контролем (обнаруживать очаги возгорания на ранних стадиях, в том числе горения торфяников) в Курской, Орловской, Вологодской, Тульской и иных областях. Также в борьбе с лесными пожарами особенную роль сыграли БЛА ZALA, стоящие на вооружении противопожарной службы Республики Саха (Якутия). Кроме этого, в Якутии в этом году произошел беспрецедентный случай – беспилотный летательный аппарат помог спасателям Якутии найти пожилого мужчину, заблудившегося в тайге. Как сообщил представитель службы спасения, благодаря БЛА были определены координаты места нахождения мужчины, после чего туда была направлена группа спасателей, при этом состояние здоровья потерпевшего было уже критическим.

В этом же году началась реализация нового уникального проекта на крупнейшем российском нефтяном месторождении – Самотлорском.. Нижневартовске, осуществляют полеты на БЛА, передают в службу безопасности ОАО «Самотлорнефтегаз» достоверную информацию, обеспечивают безопасность нефтетрубопроводов и околотрубного пространства, а также обнаруживают акты несанкционированной деятельности в охранных зонах. После проведения работ в течение одного года, договор был продлен еще на два года – до конца 2016 года БЛА ZALA будут работать на месторождении. На 2015 год запланировано применение не только беспилотных самолетов и вертолетов, а также новейшей аэростатной системы ZART 180.

В 2014 году было поставлено 5 комплексов в МВД России и 8 комплексов в МЧС России. На сегодняшний день в МВД России создано более 30 авиационных отрядов специального назначения, и столько же – в МЧС России.

Группа компаний сайт ведет активную социальную политику, регулярно участвуя в крупнейших выставках – «Комплексная безопасность», «Мировой нефтяной конгресс», «Интерполитех», «Kioge» (Казахстан, Алматы), а также смотрах-конкурсах (крупнейшим в 2014 году стала «Военно-промышленная конференция по робототехнике»).


На сегодняшний день сайт реализовала все проекты, запланированные на 2015 год, среди которых создание новейших образцов техники, активное участие в выставках, проведение ОКРов и НИОКРов в интересах различных служб, поставка комплексов в МВД и МЧС России, а также оказание услуг крупнейшим предприятиям коммерческого сектора, в особенности компаниям топливно-энергетического комплекса.

сайт GROUP сегодня это полный цикл от разработки до производства:

Беспилотных летательных аппаратов;

Целевых нагрузок;

Катапульт;

Программного обеспечения;

Мобильных наземных станций управления.

Собственный лицензированный учебный центр.

Группа компаний сайт является ведущим отечественным разработчиком и производителем беспилотных летательных аппаратов, беспилотных воздушных судов.

С 2004 года команда квалифицированных специалистов сайт разработала и поставила на производство широкий модельный ряд беспилотных летательных аппаратов самолетного и вертолетного типа.

Компания разрабатывает целевые нагрузки, программное обеспечение, пневматические и эластичные катапульты, маяки, наземные станции управления беспилотных воздушных судов в различных модификациях на базе автомобилей, морских судов или контейнеров.

В последние годы рынок беспилотных летательных аппаратов (БЛА, ДПЛА, или, как их часто называют, «беспилотники») испытывает взрывной рост. Теперь такими летательными дронами уже мало кого удивишь (даже вон Почта России созрела:)), при этом с каждым годом они становятся более функциональными, а, главное, доступными по цене для всё большей аудитории. Наша страна в этом направлении тоже старается не отстать и активно начинает догонять лидеров (США, Израиль и т.д.) и прежде всего не в «игрушках», а в серьёзных машинах. Да, пока доля России невелика, по итогам прошлого года, она составляла всего 3 % в штуках и 2 % в деньгах от мировой метрики. Правда, немного лучше картина в оборонной сфере (но тут то мы всегда были впереди планеты всей) - 15% в штуках. Так вот, сейчас в целом российский рынок БЛА оценивается в 163 млн долларов (9,5 млрд руб.), а уже к 2020 году рынок может вырасти минимум в 1,5 раза. Да, суммы не маленькие и кто же этот пирог пилит? Оказывается, Удмуртия! Сам в шоке. А тем временем на долю этой Республики уже приходится более 30 % от всех произведенных в стране беспилотников (есть даже те, кто называет и более смелые цифры). Этим делом здесь занимаются несколько компаний, и вот к одним из таких умельцев я и напросился в гости. Итак, представляю на ваш суд Группу компаний «Беспилотные системы» (ООО «Финко»).


Сегодня Группа компаний «Беспилотные системы» (ООО «Финко») - является одним из ведущих отечественных производителей БПЛА вертолетного и самолетного типов. Свою продукцию они выпускают под маркой Supercam. Кроме, собственно, производства они также оказывают комплекс услуг по наблюдению с помощью своих аппаратов для различных отраслей народного хозяйства. Компания была основана в 2010 году (хотя, если честно, первые шаги были сделаны ещё в 2006 году).

2.

Между прочим, их дроны уже успешно работают по всей стране и не только, как на наших северах, так и в Африке, помогая человеку мониторить различные задачи (лесное хозяйство, ЛЭП, контроль за нефте-газо-проводами, охрана объектов, учёт животных и т.д.), а также проводить более точные картографические и геодезические работы. Поэтому среди их клиентов замечены крупнейшие нефтегазовые и инфраструктурные компании страны, ВУЗы, МЧС России и другие силовые ведомства, а также наши военные (но это секрет). Представляете, только за прошлый год БПЛА Supercam налетали более 560 000 км. Кстати, на сегодняшний день их техника, кроме России, уже летает на территории нескольких стран СНГ, Азии, Африки, Европы и Южной Америки.

3.

Их основное производство расположено в Ижевске, где мы и находимся, кроме этого, у них открыты ремонтные базы по стране, а также работает филиальная сеть дилерских центров в более чем 20 городах России. Стараются по возможности всё делать сами. Сами проектируют, сами клеют и собирают. Важно отметить, до 90 % начинки тоже родом из Ижевска.

4.

5. На этих станках вырезаются формы будущих летательных аппаратов.

Что касается общих параметров беспилотных комплексов «Supercam», многие эксперты признают их одними из лучших в своих классах. Так, например, в зависимости от модели, время их полета до 4,5 ч на электрической энергии, диапазон рабочих высот 150-5000 м, температура эксплуатации от -40 до +40°C, передача онлайн-видео в радиусе до 50 км, площадь покрытия за один полет до 120 км2 и более. Плюс к этому они довольно просты в эксплуатации.

6. После того, как мы порезали и получили необходимые заготовки, они отравляются на участок выклейки, где вручную и с большой любовью всё и подготавливается. Ну а потом доходит дело и до сборки.

7. Участок сборки

8.

9. Что касается полезной нагрузки, эти ребята на свои дроны устанавливают мощные гиростабилизированные видеокамеры, тепловизионные камеры или фотоаппараты (преимущественно фирмы SONY). Вот они тут и ждут, когда их прикрутят.

10.

Сегодня в компании трудится более 250 сотрудников, хотя ещё несколько лет назад и сотни не набиралось. Растут, как говориться, как на дрожжах, чуть ли не на 100 % в год. И я им желаю не останавливаться на достигнутом. А ещё они похвастались тем, что у них самый большой штат операторов БПЛА по всей России - более 78-ми высококвалифицированных специалистов, которые на постоянной основе выполняют эту работу.

11.

12.

13.

14.

15.

16. А вот так выглядят аккумуляторы и их зарядки, которые они устанавливают в свои дроны. Причём их они тоже делают сами.

17. В прошлом году здесь успели собрать 314 комплексов с БПЛА, в этом году, как я понял, будет больше.

18. А мне ведь даже и порулить дали, чтоб не думал, что это всё муляж и профанация. Смелые ребята, ведь их беспилотники стоят где-то от одного миллиона рублей. Резюме - летают довольно шустро, надо брать:).

Если не ошибаюсь, перед нами модель Supercam X6M2. Этот беспилотник в небе может проводить до 60 минут, брать груз до 2 кг (при этом его взлётная масса до 8 кг). Рабочая высота машины составляет 50-500 метров, а радиоканал и видеоканал управления составляет до 7 км. И, наконец, его габариты 1010х1010х300 мм.

19.

20.

21. Большое спасибо Группе компаний «Беспилотные системы» (ООО «Финко») за открытость и тёплый приём!

Вся моя история под флагом «Сделано в Удмуртии»:









В наше время многие развивающиеся страны выделяют из бюджета немаленькие деньги на совершенствование и разработку новых образцов БПЛА - беспилотных летательных аппаратов. На театре военных действий не редкостью стали случаи, когда при решении боевой или учебной задачи командование отдавало предпочтение цифровой машине, нежели летчику. И на это был ряд веских причин. Во-первых, это беспрерывность работы. Дроны способны выполнять задачу на протяжении до 24 часов без перерыва на отдых и сон - неотъемлемых элементов человеческих потребностей. Во-вторых, это выносливость.

Беспилотник практически бесперебойно работает, в условиях высоких перегрузок, и там, где человеческий организм попросту не в состоянии выдержать перегрузки в 9G, дрон можно продолжать работу. Ну а в-третьих, это отсутствие человеческого фактора и выполнение задания согласно заложенной в компьютерный комплекс программы. Ошибиться может разве что только оператор, который вводит информацию на выполнение миссии - роботы не ошибаются.

История развития БПЛА

Человека достаточно давно посетила мысль о создании такой машины, которой можно было бы, без вреда для себя, управлять на расстоянии. Спустя 30 лет после первого полета братьев Райт эта идея воплотилась в реальность, и в 1933 году в Великобритании был построен специальный самолет на дистанционном управлении.

Первым дроном, принявшим участие в боях был . Это была радиоуправляемая ракета с реактивным двигателем. Она была оснащена автопилотом, в который немецкие операторы вводили информацию о предстоящем полете. За годы Второй мировой войны эта ракета успешно выполнила около 20 тыс. боевых вылетов, нанося авиаудары по важным стратегическим и гражданским объектам Великобритании.

После окончания Второй мировой, США и Советский Союз по ходу растущих взаимных претензий друг к другу, ставшими плацдармом для начала холодной войны, начали выделять огромные деньги из бюджета на развитие беспилотных летательных аппаратов.

Так, во время ведения боевых действий во Вьетнаме, обе стороны активно применяли БПЛА, для решения различных боевых задач. Радиоуправляемые аппараты делали аэрофотоснимки, вели радиолокационную разведку и их применяли в роли ретрансляторов.

В 1978 году случился настоящий прорыв в истории развития беспилотников. ИАИ Скаут был представлен военпредами Израиля и стал первым в истории боевым БПЛА.


А в 1982 году, во время войны в Ливии этот дрон практически полностью уничтожили сирийскую систему ПВО. Во время ведения тех боевых действий армия Сирии потеряла 19 зенитных батарей и было уничтожено 85 самолетов.

После этих событий американцы стали уделять максимум внимания к разработке дронов, и в 90-х годах стали мировыми лидерами в области применения беспилотных летательных аппаратов.

Дроны активно использовались в 1991 году во время «Бури в пустыне», а также в ходе военных операции на территории Югославии в 1999 году. Сейчас на вооружении армии США стоит около 8,5 тыс. радиоуправляемых дронов и это в основном малогабаритные БПЛА для выполнения разведывательных задач в интересах сухопутных войск.

Конструктивные особенности

Со времен изобретения британцами дрона-мишени, наука сделала огромный шаг вперед в развитии летающих роботов на дистанционном управлении. Современные беспилотники имеют большую дальность и скорость полета.


Это происходит в основном за счет жесткой фиксации крыла, мощности встроенного в робот двигателя и применяемого топлива, конечно. Имеются беспилотники и на аккумуляторах, но они не в состоянии конкурировать по дальности полета с топливными, во всяком случае, пока.

Обширное применение при проведении разведывательных действий получили глайдеры и конвертопланы. Первые довольно просты в производстве и не требуют больших финансовых вложений, и в некоторых образцах по конструкции не предусмотрен двигатель.

Отличительной особенностью вторых, является то, что его взлет основан на вертолетной тяге, в то время как при маневрировании в воздухе, эти дроны используют самолетные крылья.

Тейлсиггеры - роботы, которых разработчики наделили способностью менять профили полета находясь непосредственно в воздухе. Происходит это за счет поворота либо всей, либо части конструкции в вертикальной плоскости. Также бывают проводные беспилотники и пилотирование дрона осуществляется посредством передачи на его борт команд управления через подсоединенный кабель.

Есть беспилотники, отличающиеся от остальных набором своих нестандартных функций или выполненные функций в необычном стиле. Это экзотические БПЛА, и некоторые из них могут без труда приземлиться на воду или закрепиться на вертикальной поверхности как рыба-прилипала.


БПЛА, в основе которых лежит вертолетная конструкция, также отличаются друг от друга своими функциями и задачами. Существуют аппараты как с одним винтом, так и несколькими - такие дроны именуют квадрокоптерами, и используют их преимущественно в «гражданских» целях.

У них бывают по 2, 4, 6 или 8 винтов, парно и симметрично расположенных от продольной оси робота, и чем их больше, тем лучше БПЛА устойчив в воздухе, и он намного лучше управляем.

Какие бывают беспилотники

В неуправляемых БПЛА человек принимает участие только при запуске и введении параметров полета перед взлетом дрона. Как правило, это бюджетные беспилотники, не требующие для их эксплуатации особой подготовки оператора и специальных площадок приземления.


В дистанционно управляемых дронах предусмотрена их корректировка траектории полета, а автоматические роботы выполняют задачу полностью автономно. Успех выполнения миссии здесь зависит от точности и правильности введения предполетных параметров оператором в стационарный компьютерный комплекс, находящийся на земле.

Вес аппаратов микро не более 10 кг., и они могут находиться в воздухе не более часа, дроны группы мини весят до 50 кг., и способны выполнять задачу 3…5 часов без перерыва, у средних вес некоторых образцов достигает 1 тонны и их время работы составляет 15 часов. Что касается тяжелых БПЛА, которые весят больше тонны - эти дроны могут беспрерывно летать больше 24 часов, а некоторым из них под силу межконтинентальные перелеты.

Зарубежные беспилотники

Одним из направлений в развитии БПЛА является уменьшение их габаритов без существенного ущерба для технических характеристик. Норвежская компания «Прокс Динамикс» разработала микро дрон ПД-100 Блэк Хорнет вертолетного типа.


Данный беспилотник может работать около четверти часа на расстоянии до 1 км. Этот робот применяется в качестве индивидуального разведывательного средства солдата и оснащен тремя видеокамерами. Используется некоторыми регулярными подразделениями США в Афганистане с 2012 года.

Самый распространенный беспилотник армии США - РКью-11 Рэйвен. Его запуск производится с руки солдата и для его приземления не требуется специальной площадки, он может летать как в автоматическом режиме, так и находясь под управлением оператора.


Этот легкий беспилотник солдаты США применяют при решении задач ближней разведки на уровне роты.

Более тяжелые БПЛА американской армии представляют РКью-7 Шэдоу и РКью-5 Хантер. Оба образца предназначены для производства разведки местности на уровне бригады.


Беспрерывное время работы в воздухе этих беспилотников существенно отличается от более легких образцов. Существуют множественные их модификации, некоторые из которых включают в себя функции подвешивания на них небольших управляемых бомб массой до 5.4 кг.

МКью-1 Предатор - это самый известный американский дрон. Изначально его основной задачей, как и у многих других образцов, была разведка местности. Но вскоре, в 2000 году, производители внесли в его конструкцию ряд модификаций, позволяющих ему выполнять боевые задачи, связанные с непосредственным уничтожением целей.


Помимо подвешиваемых ракет (Хеллфайр-С, созданные специально для этого беспилотника в 2001 году), на борту робота установлены три видеокамеры, инфракрасная система и своя бортовая радиолокационная станция. Сейчас существуют несколько модификаций МКью-1 Предатора для выполнения задач самого различного характера.

В 2007 году появился еще один ударный БПЛА-американский МКью-9 Рипер. По сравнению МКью-1 Предатор его показатель продолжительности полета был намного выше, а также помимо ракет мог нести на борту управляемые авиабомбы и имел более современную радиоэлектронику.

Вид БПЛА МКью-1 Предатор МКью-9 Рипер
Длина, м 8.5 11
Скорость, км/ч до 215 до 400
Вес, кг 1030 4800
Размах крыла, м 15 20
Дальность полета, км 750 5900
Силовая установка, двигатель поршневой турбовинтовой
Время работы, ч до 40 16-28
до 4-х ракет Хеллфайр-С бомбы до 1700 кг
Практический потолок, км 7.9 15

Самым большим БПЛА в мире по праву считается РКью-4 Глобал Хоук. В 1998 году он впервые поднялся в воздух и по сей день выполняет задачи разведывательного характера.

Этот дрон - первый в истории робот, который может использовать воздушное пространство и воздушные коридоры США без разрешения органа управления воздушным движением.

Отечественные БПЛА

Российские беспилотники условно подразделяют на следующие категории

БПЛА «Элеон-ЗСВ» относится к аппаратам ближнего радиуса действия, он довольно прост в эксплуатации и его легко переносить в заплечном ранце. Запускается дрон вручную со жгута или сжатым воздухом от насоса.


Способен вести разведку и передавать информацию по цифровому видеоканалу на расстоянии до 25 км. Элеон-10В схож по конструкции и правилам эксплуатации с предыдущим аппаратом. Главное их отличие - увеличение дальности полета до 50 км.

Процесс приземления этих БПЛА осуществляется при помощи специальных парашютов, выбрасываемых при выработке дроном своего заряда батареи.

Рейс-Д (Ту-243) - разведывательно-ударный дрон, способный нести на себе авиавооружение массой до 1 т. Аппарат, выпущенный конструкторским бюро имени Туполева, свой первый полет совершил в 1987 году.


С тех пор беспилотник претерпел множественные улучшения, были установлены: усовершенствованный пилотажно-навигационный комплекс, новые приборы ведения радиолокационной разведки, а также конкурентоспособная оптическая система.

Иркут-200 - больше ударный беспилотник. И в нем в первую очередь ценится высокая автономность аппарата и маленькая масса, благодаря которой могут осуществляться перелеты продолжительностью до 12 часов. Приземляется БПЛА на специально оборудованную площадку длиной около 250 м.

Вид БПЛА Рейс-Д (Ту-243) Иркут-200
Длина, м 8.3 4.5
Вес, кг 1400 200
Силовая установка турбореактивный двигатель ДВС мощностью 60 л. с.
Скорость, км/ч 940 210
Дальность полета, км 360 200
Время работы, ч 8 12
Практический потолок, км 5 5

Скат - тяжелый БПЛА большой дальности нового поколения разрабатываемый КБ МиГ. Этот дрон будет малозаметен для вражеских радаров, благодаря схеме сборки корпуса, исключающей хвостовое оперение.


Задачей этого дрона нанесение точных ракетно-бомбовых ударов по наземным целям, таким как зенитные батареи войск ПВО или стационарные командные пункты. По задумке разработчиков БПЛА Скат сможет выполнять задачи как автономно, так и в составе звена самолетов.

Длина, м 10,25
Скорость, км/ч 900
Вес, т 10
Размах крыла, м 11,5
Дальность полета, км 4000
Силовая установка Двухконтурный турбореактивный двигатель
Время работы, ч 36
Корректируемые авиабомбы 250 и 500 кг.
Практический потолок, км 12

Недостатки беспилотных летательных аппаратов

Одним из недостатков БПЛА является сложность при его пилотировании. Так, к пульту управления не может подойти обычный рядовой не прошедший курс специальной подготовки и не знающий определенных тонкостей при использовании компьютерного комплекса оператора.


Еще одним существенным недостатком является сложность поисков беспилотников, после их приземления при помощи парашютов. Потому как некоторые модели, когда заряд батареи близок к критическому могут выдавать некорректные данные о своем местонахождении.

К этому можно еще прибавить чувствительность некоторых моделей к ветру, ввиду легкости конструкции.

Некоторые беспилотники могут подниматься на большую высоту и это в некоторых случаях занятие высоты того или иного дрона требует разрешения у органа управления воздушным движением, что может существенно осложнить выполнение задания к определенному сроку, потому как приоритет в воздушном пространстве отдается судам под управлением пилота, а не оператора.

Использование БПЛА в гражданских целях

Беспилотники нашли свое призвание не только на полях сражений или в ходе выполнений войсковых операций. Сейчас дроны активно используются для вполне мирных целей граждан в городских условиях и даже в некоторых отраслях сельского хозяйства им нашлось применение.


Так некоторые курьерские службы используют роботов на вертолетной тяге для доставки самых разнообразных товаров своим клиентам. При помощи дронов ведется аэрофотосъемка многими фотографами при организации торжественных мероприятий.

А также их приняли к себе на вооружение некоторые детективные агентства.

Заключение

Беспилотные летательные аппараты - существенно новое слово в век стремительно развивающихся технологий. Роботы идут в ногу со временем, охватывают не только одно направление, а развиваются сразу в нескольких.

Но все же, несмотря на еще далекие от идеала, по меркам человека, модели в области погрешностей или дальностей полета, БПЛА имеют один огромный и неоспоримый плюс. Дроны, за время их использования сохранили сотни человеческих жизней, а это дорогого стоит.

Видео

В данной статье будут рассмотрены основные существующие беспилотники России , дан краткий анализ состояния отечественной сферы создания БПЛА, перспектив внедрения беспилотников в российских силовых структурах.

БЕСПИЛОТНИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ВОЙНЕ

Беспилотники как средство ведения современной войны «дебютировали» в 1982 г. над долиной Бека в ходе войны между Сирией и Израилем. Сирия имела сильную эшелонированную систему ПВО, выстроенную советскими военными специалистами. Даже для израильской авиации, которая к тому времени была оснащена современной американской техникой и получила солидный боевой опыт в предыдущих войнах, это был серьезный противник. Однако израильтяне, применив БПЛА, сумели вскрыть расположение сирийских ЗРК. По данным, полученным с беспилотников, израильские самолеты нанесли мощный удар по сирийской ПВО в долине Бекаа. В результате 18 зенитно-ракетных батарей сирийцев было уничтожено.

С того времени БПЛА значительно усовершенствовались, а их функциональность и роль в боевых действиях постоянно возрастают. Более подробно о боевом применении БЛА можно почитать здесь.

Сейчас сфера строительства БПЛА переживает «бум». Создается широкая номенклатура машин – от стратегических аппаратов до мини-БПЛА, рассчитанных на индивидуальное применение военнослужащим на поле боя. Беспилотность также рассматривается как необходимое свойство боевых самолетов 6-го поколения. То есть каждый истребитель 6-го поколения уже должен будет создаваться в двух вариантах: пилотируемом и беспилотном. Но здесь речь идет о сложных дорогостоящих машинах с ударными возможностями. В то же время уже и относительно небольшие БЛА, помимо разведывательных функций, РЭБ и т.п. получают ударные возможности, сопоставимые с возможностями истребительной и штурмовой авиации.

В настоящее время армия, не имеющая в своем составе достаточного количества БПЛА и не умеющая эффективно применять их, уже не может считаться современной. К сожалению, в сфере создания и применения беспилотников Россия пока еще значительно отстает от передовых в военно-техническом отношении государств, и прежде всего, США и Израиля. Следует вспомнить, что в 80-е гг. СССР был одним из лидеров в сфере разработки беспилотных аппаратов, правда, советский ВПК ориентировался на создание крупных аппаратов типа разведывательного Ту-143 «Рейс». Однако в девяностых и нулевых все эти разработки были утрачены, и Россия в сфере создания беспилотников откатилась буквально в «каменный век». Отсутствие современных разведывательных БПЛА было, в частности, одной из проблем, затруднявших действия российской армии в «Пятидневной войне» с Грузией. Однако сейчас российское военно-политическое руководство стремится наверстать упущенное в этой сфере. Российская промышленность уже имеет определенные наработки по БПЛА.

Итак, чем же в настоящее время располагает Россия в сфере беспилотников? Достаточно показательна в этом отношении выставка «Интерполитех-2012».

БЕСПИЛОТНИКИ РОССИИ НА ВЫСТАВКЕ «ИНТЕРПОЛИТЕХ-2012»

Международная выставка полицейской и военной техники «Интерполитех» проводится с 1992 г. Ее целевой аудиторией являются МВД, ФСБ и Погранслужба.

В 2012 г. на выставке достаточно широко были представлены беспилотники отечественного производства. Следует заметить, что ударные БПЛА в России пока не производятся. Беспилотники России создаются как аппараты с функциями боевого обеспечения: разведка, обеспечение связи, радиоэлектронная борьба и т.д. Именно такие БПЛА были представлены на «Интерполитехе-2012».

Одна из ведущих российских компаний в сфере создания БПЛА – ZALA AERO – представила разработанный на базе радиоуправляемой модели беспилотный комплекс «Серафим» . Летательный аппарат выполнен по схеме «шестикоптера» (вертолет с шестью винтами). Комплекс состоит из автомобиля с управляющим компьютером, системами GPS и связи, а также 6 БПЛА. Он применяется в МВД России, в частности, в ГИБДД, для поиска угнанных автомобилей. Стоимость комплекса – 15 млн. рублей, а одного аппарата – 500 тыс. Вес аппарата 1,2 кг, его запуск осуществляется с руки. Питание – электрическое, заряда аккумулятора хватает на 15-30 мин. полета. Оптика «Серафима» способна различить нужный автомобиль на расстоянии до 500 м. Аппарат управляется на расстоянии до 5 км от автомобиля с аппаратурой.

Более крупная машина, выполненная уже по схеме классического геликоптера, - «Горизонт Эйр S-100» производства ОАО «Горизонт» (Ростов-на-Дону). Правда, этот беспилотник можно назвать российским лишь условно. В России производится лишь отверточная сборка этих машин. Фактически это астрийский БПЛА Camcopter S-100.

БПЛА "Горизонт Эйр S-100"

Его взлетный вес – до 200 кг. Это чисто разведывательный аппарат, но с весьма серьезными возможностями. В состав разведывательной аппаратуры входят дневные/ночные видеокамеры на гиростабилизированной платформе, датчик с синтезирвоанной апертурой, лазерный сканер, мультиспектральный поисковый прибор, радиолокатор обнаружения наземных целей. Главный транспортный отсек беспилотника рассчитан на 50 кг полезной нагрузки. Есть еще дополнительные точки крепления. Состав авионики аппарата может быть расширен, например, аппаратурой опознавания «свой – чужой». Полет программируется по путевым точкам и затем выполняется автоматически с помощью инерциальной и спутниковой систем навигации. В случае утраты связи с аппаратом он возвращается в исходную точку. Минимальная длительность полета – 6 часов. Управление осуществляется с двух компьютеров: один отвечает за маршрут движения, второй – за разведывательную аппаратуру. Дальность передачи данных с БПЛА S-100 – 180 км. Крейсерская скорость – 100 км/ч, максимальная – 220 км/ч. В 2011 г. данный комплекс уже прошел испытания на море и в горной местности. Возможно, в будущем он будет включен в автоматизированный комплекс контроля береговых участков границы «Рубеж». Также технические характеристики аппарата S-100 позволяют думать о его доработке в ударный беспилотник.

БПЛА «Сокол» самолетного типа, выполненный по схеме «биплан», может нести до 2,5 кг полезной нагрузки при взлетном весе. В состав оборудования входит дневная камера или тепловизор и цифровая ли аналоговая линия связи. Дальность полета в пределах прямой видимости – 50 км, продолжительность полета – 4 ч, потолок – 4000 м, крейсерская скорость – 70 км/ч.

Мини-БПЛА «Воздухоплаватель» разработки КБ «Луч» (г. Рыбинск), выполненный по схеме «летающее крыло», оснащен электродвигателем и толкающим винтом. Данный БПЛА создавался не как «свободное творчество» разработчиков, а по конкурсу, объявленному НПО «Специальная техника и связь» МВД России. Старт беспилотника осуществляется при помощи катапульты с резиновым шнуром, а посадка – на парашюте. БПЛА разработан в двух вариантах: весом 5,1 и 3,8 кг. В первом варианте продолжительность полета – 3 ч, во втором – 2 ч. Радиус действии более 30 км, скорость 50-120 км/ч, потолок 3000 м. Беспилотник несет курсовую ТВ-камеру и линию связи. В будущем в его системе управления планируется реализовать функцию автоматического предупреждения столкновения с объектами по ходу движения за счет облета преград. Высокая маневренность аппарата позволяет это сделать. Это повышает живучесть беспилотника при использовании в городе и на местности со сложным рельефом.

Белорусский БПЛА «Гриф-1» пока находится в стадии испытаний. На выставке был представлен его прототип. Это достаточно крупный БПЛА со взлетным весом более 100 кг, продолжительностью полета 8 ч и максимальной скорость 200 км/ч.

Компания ЭНИКС из Казани представила на выставке малоразмерную воздушную мишень E-95 . Она предназначена для имитации маневрирующих дозвуковых целей: крылатых ракет, БПЛА. Аппарат оснащен пульсирующим реактивно-воздушным двигателем. Запуск осуществляется с буксируемой пневматической катапульты, посадка –на парашюте. БПЛА может летать в диапазоне скоростей – 200-300 км/ч на высотах 100-3000 м. Полезной нагрузкой являются мишени: уголковый отражатель, линза Люнеберга, дымовой трассер. Без средств увеличения радиолокационной заметности БПЛА E-95 примерно соответствует крылатой ракете, с уголковым отражателем – обычному «нестелсовому» беспилотнику или большой управляемой авиабомбе, с линзой Люнеберга площадь рассеивания увеличивается до уровня истребителя 3-го или 4-го поколения. Комплекс может обеспечивать одновременный полет четырех мишеней.

РОССИЙСКИЕ И ИЗРАИЛЬСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ БПЛА

В настоящее время ситуация с внедрением БПЛА в Вооруженных силах России не совсем понятная. С одной стороны, известно об определенных наработках в этой сфере, с другой стороны, руководство Вооруженных сил критически оценивает достижения отечественной оборонной промышленности.

По состоянию на 2009 на вооружении ВС РФ состояли БПЛА «Стриж» и «Рейс», значительно устаревшие. Более-менее эффективным российским беспилотником оставалася лишь комплекс артиллерийской разведки «Типчак» с дальностью действия 40 км, и то, лишь потому, что призван был решать достаточно узкий круг задач.

В 2009-2010 г. Минобороны РФ потратило на разработку российских беспилотников 5 млрд. руб. В апреле 2010 замминистра обороны РФ генерал-полковник В. Поповкин заявил, что желаемого результата достичь не удалось, и представленные российской промышленностью образцы существенно уступают иностранным аналогам, ни один из представленных образцов не выдержал программу испытаний. Такое же мнение озвучил в 2009 г. командующий ВВС России генерал-полковник А.Зелин. «Принимать на вооружение такие беспилотники – это преступление», - сказал он.

В 2010 г. компания «Оборонпром» подписала с израильской компанией IAI контракт, согласно которому в Россию были поставлены комплектующие для сборки БПЛА. Сообщалось, что сборочное производство планируется начать в Татарстане. Также с 2012 г. сборочное производство БПЛА по израильской лицензии должно было начаться на Уральском заводе гражданской авиации. Однако не совсем понятно, как Россия может получить передовые технологии военного назначения от Израиля, деятельность военно-политического руководства которого находится под контролем США.

РОССИЙСКИЕ ТАКТИЧЕСКИЕ БЕСПИЛОТНИКИ ДЛЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Собственно российские беспилотники разрабатывались рядом КБ: ОКБ «Яковлева», ОКБ МиГ и «Климов» (проект «Скат», ныне закрытый), ОКБ «Сухой» (тяжелый ударный БПЛА), ОКБ «Сокол», «Транзас».

На сегодняшний день наиболее «доведенными до ума» военными беспилотниками России являются «Орлан-10» разработки компании «Специальный технологический центр» и «Дозор-600» разработки компании «Транзас».

«Орлан-10» является тактическим разведывательным беспилотником малого радиуса действия. Его взлетная масса 14 кг, из них масса полезной нагрузки – 5 кг. Беспилотник оснащен двигателем внутреннего сгорания, работающем на обычном бензине А-95. Старт осуществляется с разборной катапульты, посадка – на парашюте. Максимальная скорость – 150 км/ч. Аппарат отличает значительная продолжительность полета – 16 ч. Максимальная дальность – 600 км. «Орлан-10» успешно прошел Государственные испытания и получил высокую оценку руководства Сухопутных войск и ВДВ. Серийное производство аппарата планируется начать в 2014 году.

«Дозор-600» относится к тяжелым разведывательно-ударным БПЛА. По боевым характеристикам и тактическому применению он, вероятно, сопоставим с американским MQ-1B. Взлет и посадка аппарата осуществляются по-самолетному. Основу полезной нагрузки должны составить: РЛС, видеокамера, тепловизор и фотокамера. При соответствующей доработке «Дозор-600» сможет выполнять и ударные функции. В настоящее время аппарат находится в разработке. Неизвестно, пойдет ли «Дозор-600» в серию, или наработки по нему будут использованы для создания каких-то других, возможно, еще более крупных БПЛА.

БПЛА "Дозор-600"

В то же время роль БПЛА в Вооруженных силах России еще до конца не определена. С одной стороны, в последние годы российские разработчики проявляли определенный интерес к теме БПЛА, включая тяжелые ударные беспилотники, с другой – в ноябре 2013 г на совещании, посвященном развитию российских ВВС Президент РФ В. Путин заявил, что масштабного, сравнимого с другими странами, использования беспилотников в ВС РФ не будет. В. Путин отметил, что беспилотники – «это не компьютерная игра, а серьезные боевые комплексы». В то же время, по его словам, использование беспилотников имеет хорошую перспективу.

Может показаться, что глава государства сказал две взаимоисключающие вещи. На самом деле, скорее всего, он имел в виду отказ от ударных беспилотников – с этими функциями отлично справляются пилотируемая авиация и крылатые ракеты. Действительно, жизнь это не компьютерная игра, и с моральной, да и военной точки зрения является сомнительным доверять принятие решения на поражение «цели» автоматизированному комплексу. Уже известно немало случаев ошибочного применения оружия против мирных жителей американскими беспилотниками в Афганистане и Пакистане. В то же время беспилотники России в качестве средств разведки и целеуказания имеет хорошие перспективы в Вооруженных силах.

(Подготовлено по материалам журнала «Оружие», сети Интернет для http:// www. modernarmy. ru)

Вряд ли когда-нибудь роботам предстоит полностью заменить человека в тех областях деятельности, в которых требуется быстрое принятие нестандартных решений как в мирной жизни, так и в бою. Тем не менее разработка дронов в последнее девятилетие стала модным трендом военного авиастроения. Многие ведущие в военном отношении страны массово производят БПЛА. России пока не удалось не только занять традиционно лидерские для нее в сфере конструирования оружия позиции, но и преодолеть отставание в этом сегменте оборонных технологий. Однако работа в этом направлении ведется.

Мотивация разработки БПЛА

Первые результаты использования беспилотных проявились еще в сороковые годы, правда, техника того времени более соответствовала понятию «самолет-снаряд». Крылатая ракета «Фау» могла совершить полет в одну сторону в имея собственную систему контроля курса, построенную на инерциально-гироскопическом принципе.

В 50-е и 60-е годы советские системы ПВО достигли высокого уровня эффективности, и начали представлять серьезную опасность для самолетов вероятного противника в случае реального противостояния. Войны во Вьетнаме и на Ближнем Востоке вызвали среди пилотов США и Израиля настоящую панику. Нередкими стали случаи отказов выполнять боевые задачи в районах, прикрываемых зенитными комплексами советского производства. В конечном счете нежелание подвергать жизни летчиков смертельному риску побудило конструкторские компании искать выход.

Начало практического применения

Первой страной, применившей беспилотную авиацию, стал Израиль. В 1982 году во время конфликта с Сирией (долина Бекаа) в небе появились самолеты-разведчики, работавшие в роботизированном режиме. С их помощью израильтянам удалось засечь боевые порядки ПВО противника, что позволило нанести по ним ракетный удар.

Первые дроны предназначались исключительно для разведывательных полетов над «горячими» территориями. В настоящее время применяются также ударные беспилотники, имеющие на борту вооружения и боекомплект и непосредственно наносящие бомбовые и ракетные удары по предполагаемым позициям противника.

Большее всего их у США, где массово производятся «Предаторы» и другие типы боевых авиароботов.

Опыт применения военной авиации в современный период, в частности операция по умиротворению южноосетинского конфликта в 2008 году, показал, что БПЛА России тоже нужны. Проводить разведку тяжелыми в условиях противодействия неприятельской противовоздушной обороны рискованно и ведет к неоправданным потерям. Как выяснилось, в этой области есть определенные недоработки.

Проблемы

Главенствующей идеей современной сегодня является мнение о том, что ударные БПЛА России нужны в меньшей степени, чем разведывательные. Нанести огневой удар по врагу можно самыми разнообразными средствами, включая тактические ракеты высокой точности и артиллерию. Куда важнее информация о дислокации его сил и правильное целеуказание. Как показал американский опыт, использование дронов непосредственно для обстрела и бомбардировки приводит к многочисленным ошибкам, гибели мирного населения и собственных солдат. Это не исключает полного отказа от ударных образцов, а только выявляет перспективное направление, по которому будут в ближайшее время развиваться новые БПЛА России. Казалось бы, страна, совсем недавно еще занимавшая ведущие позиции в создании беспилотной обречена на успех и сегодня. Еще в первой половине 60-х были созданы летательные аппараты, совершавшие полеты в автоматическом режиме: Ла-17Р (1963), Ту-123 (1964) и другие. Лидерство сохранялось и в 70-е, и в 80-е годы. Однако в девяностые технологическое отставание стало явным, а попытка устранить его в последнее десятилетие, сопровождаемая затратой пяти миллиардов рублей не дала ожидаемого результата.

Современное положение

На настоящий момент наиболее перспективные БПЛА России представлены следующими основными моделями:

На практике единственным серийные БПЛА России сейчас представлены комплексом артиллерийской разведки «Типчак», способным выполнять узко очерченный круг боевых задач, связанных с целеуказанием. Подписанный в 2010 г. договор «Оборонпрома» с фирмой IAI на крупноузловую сборку израильских беспилотников можно рассматривать как временную меру, не обеспечивающую развития российских технологий, а лишь прикрывающую брешь в ассортименте отечественного оборонного производства.

Некоторые перспективные модели можно рассмотреть по отдельности в рамках общедоступной информации.

«Иноходец»

Взлетный вес - одна тонна, что для беспилотника не так уж мало. Проектной разработкой занимается фирма «Транзас», в настоящее время идут летные испытания опытных образцов. Схема компоновки, V-образное оперение, широкое крыло, способ взлета и посадки (самолетные), и общие характеристики примерно соответствуют показателям наиболее распространенного в настоящее время американского «Предатора». БПЛА России «Иноходец» сможет нести разнообразную аппаратуру, позволяющую вести разведку в любое время суток, аэрофотосъемку и телекоммуникационную поддержку. Предполагается возможность производства ударной, разведывательной и гражданской модификации.

«Дозор»

Главная модель - разведывательная, она оснащается видео- и фотокамерами, тепловизором и другим регистрационным оборудованием. На основе тяжелого планера также могут производиться и ударные БПЛА. России «Дозор-600» нужен больше как универсальная платформа для отработки технологий производства более мощных беспилотников, но исключать запуск в массовую серию именно этого дрона тоже нельзя. В настоящее время проект находится на стадии разработки. Дата первого полета - 2009 год, тогда же образец представлялся на международной выставке «МАКС». Проектируется фирмой «Транзас».

«Альтаир»

Можно предположить, что на настоящий момент самые крупные ударные БПЛА России - «Альтаир», разработки ОКБ «Сокол». Проект имеет и другое название - «Альтиус-М». Взлетный вес этих беспилотников - пять тонн, строить его будет Казанский авиазавод имени Горбунова, входящий в Акционерное общество «Туполев». Стоимость контракта, заключенного с Министерством обороны, составляет примерно миллиард рублей. Известно также, что эти новые БПЛА России имеют размеры, соизмеримые с габаритами самолета-перехватчика:

  • длина - 11 600 мм;
  • размах крыла - 28 500 мм;
  • размах оперения - 6 000 мм.

Мощность двух винтовых авиационных дизелей - 1000 л. с. В воздухе эти разведывательно-ударные БПЛА России смогут находиться до двух суток, преодолевая расстояние в 10 тысяч километров. Об электронном оборудовании известно мало, остается лишь догадываться о его возможностях.

Другие типы

В перспективной разработке находятся и другие БПЛА России, например, упомянутый «Охотник», беспилотный тяжелый дрон, способный также выполнять различные функции как информативно-разведывательные, так и ударно-штурмовые. Кроме этого, по принципу устройства также наблюдается разнообразие. Беспилотники бывают как самолетного, так и вертолетного типа. Большое число несущих винтов обеспечивает возможность эффективно маневрировать и зависать над интересующим объектом, производя высококачественную съемку. Информация может оперативно передаваться по кодированным каналам связи или накапливаться во встроенной памяти оборудования. Управление БПЛА бывает алгоритмически-программным, дистанционным или комбинированным, при котором возврат на базу производится в автоматическом режиме в случае утери контроля.

По всей видимости, беспилотные российские аппараты в скором времени не будут ни качественно, ни количественно уступать иностранным образцам.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!