Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Ес кратко. История и этапы создания и развития европейского союза

Министерство образования и науки Российской Федерации

Ростовский государственный экономического университет «РИНХ»

Факультет коммерции и маркетинга

Кафедра Национальной и мировой экономики

Контрольная работа.

по курсу «Мировая экономика» на тему:

« Европейский союз: история создания и современное состояние»

Выполнила:

cтудентка 211 группы

Нетребская Ирина Викторовна

Проверил:

к.э.н., доцент: Бодягин О.В.

Ростов-на-Дону – 2011

План работы

План работы 2

Введение 3

1.Определение и сущность Европейского союза. 4

2.История создания Европейского союза. 7

3.Функции и задачи Европейского союза на сегодняшний день. 11

Заключение 14

Список используемой литературы 16

Введение

Актуальность темы этой контрольной работы очевидна. Евросоюз- это мощная организация, которая имеет значительный вес на политической и экономической мировой арене. На сегодняшний день это организация, к которой стремятся примкнуть, мнение которой является если не определяющим и решающим в политических и экономических процессах, то имеющим большую значимость.

Цель моей работы определить мотивы создания такого «титана». Ведь в состав Евросоюза входят 27 стран мира. Что заставило 27 государств объединиться, выработать механизмы взаимодействия?

Мне так же интересно понять механизмы его функционирования и взаимодействия, принципы, опираясь на которые, Евросоюз принимает в свои ряды новых членов. Каким багажом должна обладать страна для вступления в Евросоюз?

В своей работе хочу проанализировать конкретные события, произошедшие в мире за последние несколько лет, и понять насколько эти события затронули интересы Евросоюза. И как сам Евросоюз относится к этим событиям.

  1. Определение и сущность Европейского союза.

Европейский Союз (Евросоюз) - объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). Евросоюз- уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них немалую роль.

Список стран – членов Европейского Союза:

  • Королевство Бельгия

    Болгария

    Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии

  • Германия

  • Ирландия

    Королевство Испания

  • Люксембург

    Королевство Нидерланды (Голландия)

    Португалия

  • Словакия

    Словения

    Финляндия

С момента учреждения Евросоюза на территории всех государств-членов был создан единый рынок. На данный момент единую валюту используют 17 государств Союза, образуяеврозону. Еврозона - понятие, обозначающее 17 странЕвропейского союза, официальной валютой которых являетсяевро. Эти государства имеют право выпускать монеты и банкноты, номинированные в евро.Европейский центральный банк отвечает за денежно-кредитную политику стран еврозоны.

Основными институтами Евросоюза(ЕС) являются:

Европейский совет (собирается не менее двух раз в год на уровне глав государств или правительств и Председателя Европейской комиссии), определяет генеральную политическую линию развития ЕС. Лиссабонский договор ввел пост постоянного Председателя Европейского совета, избираемого главами государств и правительств на срок 2,5 года. В настоящее время его занимает бывший премьер-министр Бельгии Херман ван Ромпей.

Совет Евросоюза (Совет министров иностранных дел или, при решении отраслевых вопросов, соответствующих министров государств-членов) уполномочен при-нимать обязывающие решения практически по всем аспектам деятельности ЕС. Порядок заседаний определяется Председателем Совета. До вступления в силу Лиссабонского договора им был соответствующий министр председательствовавшего в ЕС государства. Теперь в случае проведения заседания Совета на уровне министров иностранных дел на нем будет председательствовать Высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности К. Эштон (Великобритания).

Европейская комиссия – ЕК (до принятия Лиссабонского договора – Комиссия Европейских сообществ) – исполнительный орган, своего рода правительство, занимающийся повседневной работой по осуществлению единой политики ЕС. Следит за соблюдением как государствами, так и частными компаниями «европейского права», формируемого учредительными договорами, законодательными актами и международными договорами Союза. Готовит проекты нормативных документов для утверждения Советом и выпускает собственные административные регламенты. Насчитывает 27 членов (еврокомиссаров), получающих, с общего согласия правительств государств-членов, мандат сроком на пять лет. С 22 ноября 2004 г. КЕС возглавляет португалец Жозе Мануэль Баррозу. 16 сентября 2009 года ЕП утвердил его в качестве председателя ЕК на очередной пятилетний срок.

Европейский суд участвует в формировании «европейского права» и обеспечивает его единообразное толкование. Нижняя палата суда выносит решения также по искам физических и юридических лиц. Палата аудиторов проверяет финансовые отчеты по всем доходам и расходам ЕС, учреждаемых им органов и обобщает результаты ревизий по завершении каждого финансового года.

Европейский центральный банк – орган Европейского союза. Официально утвержден 1 июня 1998 г. Определяет валютную политику стран ЕС, устанавливает ключевые процентные ставки, управляет официальными резервами Европейской системы Центральных Банков.

  1. История создания Европейского союза.

В 1922 году Ричард Куденхоув-Калерги опубликовал свое знаменитое произведение Пан-Европа, проект. В ней аристократ австрийско-венгерского происхождения анализирует идеи высокопоставленного французского чиновника Луи Лушера, констатируя, что современные войны требуют от участников гигантского промышленного потенциала. От противного, таким образом, существует возможность избежать конфликта между крупными государствами путем помещения их ресурсов под коллективный контроль. Таким образом, есть надежда на предотвращение новой войны между Германией и Францией в случае совместного контроля этими странами немецкого угля и французской стали.

Куденхоув-Калерги предлагает создать Соединенные Штаты Европы по американской модели. По его мнению, это способствовало бы созданию державной Европы наряду с США, СССР и Британской империей. В его понимании Европа простиралась от Польши до Франции.

В 1926 году Куденхоув-Калерги создает организацию под названием Общеевропейский союз и созывает конгресс в Вене, собравший более 2000 участников. Куденхоув-Калерги предлагает проект мирного сотрудничества суверенных государств, выступая против фашистского видения насильственно объединенной Европы, в которой национальные государства были бы уничтожены. Он завоевывает поддержку множества интеллектуалов, среди которых Гийом Аполлинер, Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд, Томас Манн, Хосе Ортега-и-Гассет, Пабло Пикассо, Райнер Мария Рильке, Сен-Жон Перс и др.

Председателем Союза избирают лауреата Нобелевской премии мира Аристида Бриана.

В 30-х годах проект получает политическое воплощение благодаря деятельности Аристида Бриана и Эдуарда Хэрриота.

Вступить в Федеральный европейский союз предлагается двадцати шести государствам. Кроме того, предприниматель Жан Моне, бывший первым заместителем генерального секретаря Лиги наций, констатирует, что этот союз де-факто становится европейской межправительственной организацией, и предлагает превратить его в Европейский союз. К несчастью, эти меры принимаются слишком поздно и не могут воспрепятствовать кризису на Уолл стрит и усилению опасности.

В конце второй мировой войны Куденхоув-Калерги переезжает в США, где предпринимает активную лоббистскую деятельность с целью убедить Вашингтон навязать Европе федеральную организацию сразу же после установления мира. Его усилия приводят к успеху в 1946 году, когда эта идея получает одобрение Совета по международным отношениям, который включает ее в список рекомендаций Госдепартаменту.

Со своей стороны в 1946 году бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль выступает против «железного занавеса, упавшего на Европу». Он заявляет, что необходимо стабилизировать западную часть Европы и помешать коммунистической заразе.

8 мая 1946 года британская организация-близнец Совета по международным отношениям, Королевский институт международных отношений (RIIA, так называемый «Чатем-Хаус»), приурочивает к первой годовщине капитуляции Рейха презентацию совместного проекта Лондона и Вашингтона. Озвучивает англо-американскую позицию Йозеф Ретингер, бывший советник фашистского польского правительства, находящийся в изгнании в Лондоне и ставший агентом секретных служб Ее величества.

Эту позицию популяризирует Уинстон Черчилль, в свою очередь выступивший в пользу создания «Соединенных Штатов Европы».

Однако этот проект не имеет ничего общего с проектом Куденхоува-Калерги и демократов межвоенного периода. Лондон и Вашингтон намереваются создать общее англо-американское гражданство, скрепив, таким образом, великую империю англофонов. В этом контексте «Европа» рассматривается как созвездие государств, приглашенных сотрудничать между собой и поместить часть своих промышленных ресурсов под контроль наднациональной инстанции, более или менее очевидно руководимой Англоязычной империей. Все эти меры должны были привести к созданию обширной зоны свободной торговли, недоступной для коммунистического влияния.

1951ФРГБельгияНидерландыЛюксембургФранцияИталияЕвропейское объединение угля и стали (ECSC - European Coal and Steel Community), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, которое, по мысли его создателей, должно было предотвратить очередную войну в Европе.Великобритания отказалась участвовать в этой организации по соображениямнационального суверенитета.

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в1957Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC - European Economic Community) иЕвропейское сообщество по атомной энергии(Euratom - European Atomic Energy Community). ЕЭС был создан в первую очередь как таможенный союз шести государств, призванный обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и людей. Евратом должен был способствовать объединению мирных ядерных ресурсов этих государств. Самым важным из этих трёх европейских сообществ являлось Европейское экономическое сообщество, так что позднее (в1990-е годы) оно стало именоваться просто Европейским сообществом (EC - European Community). ЕЭС было учреждёно Римским договором1957 года, который вступил в силу1 января1958. В1959ЕЭС был созданЕвропейский парламент - представительный консультативный, а позднее и законодательный орган.

Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём одновременных структурной эволюции и институциональной трансформации в более сплочённый блок государств, с передачей всё большего числа функций управления на наднациональный уровень (так называемый процесс евроинтеграции, или углубления союза государств), с одной стороны, и увеличения числа участников европейских сообществ (и позднее Европейского союза) с 6 до 27 государств (расширения союза государств).

  1. Функции и задачи Европейского союза на сегодняшний день.

Евросоюз, если рассматривать его как единую экономику, произвёл в 2009 годуваловой внутренний продукт в объеме 14,79триллионовмеждународных долларов в расчете попаритету покупательной способности (16,45 трлн $ по номинальному значению), что составляет более 21 % мирового объёма производства. Это ставит экономику Союза на первое место в мире по номинальному значению ВВП и второе - по объему ВВП по ППС. Кроме того, Союз - крупнейший экспортёр и самый большой импортёр товаровуслуг, а также важнейший торговый партнёр нескольких крупных стран, таких как, например, Китай и Индия.

Головной офис 161-й из пятисот крупнейших по выручке мировых компаний (по рейтингуFortune Global 500 в 2010-м) находится в ЕС.

Уровень безработицы в апреле 2010-го составлял 9,7 %, в то время как уровень инвестиций составлял 18,4 % от ВВП, инфляция - 1,5 %, дефицит государственного бюджета - -0,2 %.дохода на душу населения варьируется от государства к государству и находится в диапазоне от 7 до 78 тыс. $.

Функциями Европейского союза является обеспечение более тесных отношений между государствами-членами. Это делается для того, чтобы расширить возможности государств-членов, например, свободной торговли, свободу передвижения, свободу выбора работы. Раньше это было связано с множеством бюрократических барьеров. Евросоюз также можно назвать противовесом Соединенным Штатам как единственной глобальной сверхдержавы.

Евросоюз, организация, которая активно участвует в общественной и политической жизни общества в мировом масштабе. Евросоюз участвует в оценке значимых событий мира, как положительных, так и отрицательных.

Грузино-осетинский конфликт в августе 2008 года так же получил свою оценку со стороны Евросоюза.

Европарламент поддержал выводы доклада международной независимой комиссии Евросоюза во главе с Хайди Тальявини по расследованию обстоятельств конфликта в Южной Осетии, в котором говорится, что войну в августе 2008 года начала Грузия, но Россия ее спровоцировала. В документе также отмечено, что ответные действия российской стороны в ходе вооруженного конфликта были несоразмерными.

Реакция мирового сообщества на комментарии Евросоюза не заставила долго ждать.

США изменили отношение к Саакашвили, достаточно вспомнить, что недавно на сессии Генассамблеи ООН с ним отказался встретиться президент США Барак Обама.

«Не только в России, но и в любой другой стране Саакашвили уже не воспринимают серьезно. Режим Саакашвили держится только за счет антироссийской риторики», - считает Бурджанадзе.

За весьма краткий по историческим меркам отрезок времени Евросоюз превратился из небольшой субрегиональной группировки экономического характера в подлинно европейскую интеграционную организацию универсальной компетенции, обладающую собственным аппаратом управления и осуществляющую деятельность в самых различных сферах общественной жизни.

На современном этапе развития ЕС уже базируется на иных целях и задачах, которые планирует достигать и решать. Если раньше объединение стран Европы в единый Союз носил характер сотрудничества и выражался в координации общих сил для решения ряда проблем, то теперь же это своего рода «государство» (или надгосударственное образование), которое ставит перед собой иные задачи и цели.

Главенствующее место среди основополагающих задач, стоящих перед ЕС, занимает общая внешняя политика и политика в области безопасности.

Среди основных целей, которые ЕС намеревался достигнуть, еще каких-то десять лет назад были такие, как:

    проведение сбалансированной и долгосрочной социальной и экономической политики, в частности, путем создания без внутренних границ, путем усиления экономического и социального выравнивания и создания Экономического и валютного союза, имеющего конечной целью введение единой валюты;

    утверждение европейской идентичности на международной арене, в частности, путем проведения общей внешней политики и политики в области общественной безопасности, которая могла бы привести в нужный момент к созданию системы совместной обороны;

    усиление защиты прав и интересов граждан государств-членов путем проведения гражданства Союза;

    развитие тесного сотрудничества в области судебной практики и внутренних дел;

    сохранение достижений Сообщества и развитие их, чтобы определять в какой мере политика и формы сотрудничества, устанавливаемые договором, нуждаются в пересмотре для обеспечения эффективности механизмов и институтов ЕС.

Заключение

Итак, резюмируя вышесказанное можно сделать вывод, что Евросоюз - это организация со своей историей, развитой системой институтов управления.

С мнением этой организации считаются многие сильные мира сего.

Для иллюстрации масштабов деятельности Союза достаточно указать лишь некоторые из ее основных результатов:

    в социально-экономической сфере: построение общего рынка, введение единой валюты “евро”, издание обширного законодательства применительно к различным отраслям хозяйства (транспортное, банковское, таможенное, антимонопольное, аграрное, трудовое законодательство и т.д.);

    в политической области: функционирование весьма работоспособной системы “европейских” органов власти, которая включает избираемый непосредственного гражданами Европейский парламент, суды Союза, Комиссию, Совет, Европейский центральный банк, и др.;

    в правоохранительной и гуманитарной сферах: становление института гражданства Союза, принятие Хартии ЕС об основных правах, создание Европейского полицейского ведомства (Европол) и аналогичного учреждения для координации работы национальных прокуратур (Евроюст), формирование единых информационных систем и банков данных, централизованная база данных отпечатков пальцев “Евродак”, установление в законодательстве Союза общих признаков и стандартов уголовной ответственности в отношении ряда преступных деяний (фальшивомонетничество, терроризм, торговля людьми и др.), замена малоэффективного института экстрадиции “европейским ордером на арест” и т.д.

В дополнение к этому (далеко не полному) перечню уже осуществленных преобразований Европейский Союз сейчас готовится совершить еще один шаг, который может иметь весьма далеко идущие последствия для всей Европы. Речь идет о принятии единого Конституционного договора Союза, призванного заменить собой действующие учредительные документы организации.

Список используемой литературы

    Экономическая теория под редакцией О.С. Белокрыловой. Ростов-на-Дону, «Феникс» 2006 год.

    Эконимика В.В.Янова, Е.А. Янова. Москва, «Экзамен» 2008 год.

    Воронкова О.Н., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление: учеб. пособие. – М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2005.

    Голева Г.А., Самофалов В.И. Мировая экономика: основы, - Рн/Д: РГЭУ, 2002.

    Википедия свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org

Европейский Cоюз (Евросоюз, ЕС) – экономическое и политическое объединение 28 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Европейский Cоюз был юридически закреплён Маастрихтским договором, подписанным 7 февраля 1992 г. и вступившим в силу 1 ноября 1993 г. на принципах Европейских сообществ.

С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах Европейского Союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства. Европейский Cоюз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. 18 стран Европейского Союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.

Будучи субъектом международного публичного права, Европейский Cоюз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в Организации Объединенных Наций, ВТО, «Большой восьмёрке» и «Большой двадцатке». Делегации ЕС возглавляются послами ЕС.

ЕС – международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность), однако формально он не является ни тем, ни другим. В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других – осуществляются посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕС являются Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Европейский совет, Суд Европейского союза, Европейская счётная палата и Европейский центральный банк. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами ЕС.

В Европейский Союз входят 28 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.

Страны – члены Европейского Союза:

С 25 марта 1957 г. – Бельгия, Федеративная Республика Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция.


С 1 мая 2004 г. – Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония.

Кандидаты в страны – члены Европейского Союза: Исландия, Македония, Сербия, Турция и Черногория. Заявка отправлена: Албания Расцениваются как потенциальные кандидаты, которые еще не подали заявку на членство: Босния и Герцеговина и Косово.

Заморские территории и коронные владения Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (Великобритании), входящие в Европейский союз через членство Великобритании: Нормандские острова: Гернси, Джерси, Олдерни (входит в состав коронного владения Гернси), Сарк (входит в состав коронного владения Гернси), Херм (входит в состав коронного владения Гернси), Гибралтар, Остров Мэн.

Особые территории вне Европы, входящие в Европейский союз: Азорские острова, Гваделупа, Канарские острова, Мадейра (Португалия), Мартиника (Франция), Мелилья (Испания), Реюньон (Франция), Сеута (Испания), Французская Гвиана (Франция), Сен-Мартен (Франция), Майотта (Франция).

Также, согласно ст.198 (бывшая ст.182) Договора о функционировании Европейского союза, страны-члены Европейского Союза ассоциируют с Европейским Союзом земли и территории вне Европы, которые поддерживают особые отношения с: Данией – Гренландия; Францией – Новая Каледония, Сен-Пьер и Микелон, Французская Полинезия, Уоллис и Футуна, Французские Южные и Антарктические Территории, Сен-Бартелеми; Нидерландами – Аруба, Кюрасао, Синт-Мартен, Карибские Нидерланды (Бонайре, Саба, Синт-Эстатиус); Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии –Ангилья, Бермуды, Британская антарктическая территория, Британская территория в Индийском океане, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Монтсеррат, Острова Святой Елены, Вознесения и Тристан-да-Кунья, Фолклендские острова, Острова Питкэрн, Тёркс и Кайкос, Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова.

Количество стран, участвующих в союзе, выросло с начальных 6 – Бельгии, Германии, Италии, Люксембурга, Нидерландов и Франции – до сегодняшних 28 путём последовательных расширений: присоединяясь к договорам, страны ограничивали свой суверенитет в обмен на представительство в институтах союза, действующих в общих интересах.

Для вступления в Европейский Союз страна-кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям, принятым в июне 1993 г. на заседании Европейского совета в Копенгагене и утверждённым в декабре 1995 г. на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

Ни одно государство не покидало союза, однако Гренландия, автономная территория Дании, вышла из состава Сообществ в 1985 г. Лиссабонский договор предусматривает условия и процедуру выхода какого-либо государства из союза.

В настоящий момент 5 стран имеют статус кандидата: Исландия, Македония, Сербия, Турция и Черногория, при этом Македония и Сербия ещё не начали переговоров по присоединению. Остальные государства Балканского полуострова, Албания и Босния и Герцеговина, входят в официальную программу расширения. Косово также входит в эту программу, но Европейская комиссия не относит его к независимым государствам, так как независимость страны от Сербии признана не всеми членами союза.

Три государства Западной Европы, которые предпочли не присоединяться к союзу, частично участвуют в союзной экономике и следуют некоторым директивам: Лихтенштейн и Норвегия входят в общий рынок через Европейскую экономическую зону, Швейцария имеет сходные отношения, заключив двусторонние договоры. Карликовые государства Европы, Андорра, Ватикан, Монако и Сан-Марино, используют евро и поддерживают отношения с союзом через различные договоры о кооперации.

Норвегия попыталась вступить в Европейское сообщество (позже – в Европейский союз) дважды, и после двух провалов на национальных референдумах Норвегия отказалась от намерения вступить в ЕС. Первый договор был подписан в Брюсселе 22 января 1972 г., а второй договор был подписан на Корфу 24 июня 1994 г.

Идеи панъевропеизма, долгое время выдвигавшиеся мыслителями на протяжении истории Европы, с особой силой зазвучали после Второй мировой войны. В послевоенный период на континенте появился целый ряд организаций: Совет Европы, НАТО, Западноевропейский союз.

Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951 г.: Бельгия, Германия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, ECSC – European Coal and Steel Community), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля.

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 г. учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC – European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом, Euratom – European Atomic Energy Community). Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трёх европейских сообществ являлось ЕЭС.

Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём, во-первых, передачи всё большего числа функций управления на наднациональный уровень и, во-вторых, увеличения числа участников интеграции.

Основные события в истории углубления евроинтеграции:

1951 г. – подписание Парижского договора о создании Европейского объединения угля и стали.

1957 г. – подписание Римского договора о создании Европейского сообщества по атомной энергии.

1957 г. – подписание Римского договора о создании Европейского экономического сообщества и Евратома.

1965 г. – подписание договора о слиянии, в результате которого был создан единый Совет и единая Комиссия для трёх европейских сообществ ЕОУС, ЕЭС и Евратома. Вступил в силу с 1 июля 1967 г.

1973 г. – первое расширение ЕЭС (присоединились Дания, Ирландия, Великобритания).

1978 г. – создание Европейской валютной системы.

1979 г. – первые общеевропейские выборы в Европейский парламент.

1981 г. – второе расширение ЕЭС (присоединилась Греция).

1985 г. – подписание Шенгенского соглашения.

1986 г. – третье расширение ЕЭС (присоединились Испания и Португалия).

1986 г. – Единый европейский акт – первое существенное изменение учредительных договоров ЕС.

1992 г. – подписание Маастрихтского договора о создании Европейского союза на основе Европейского экономического сообщества.

1995 г. – четвёртое расширение (присоединение Австрии, Финляндии и Швеции).

1999 г. – введение единой европейской валюты – евро (в наличном обращении с 2002 г).

2004 г. – пятое расширение (присоединение Чехии, Венгрии, Польши, Словакии, Словении, Эстонии, Латвии, Литвы, Кипра, Мальты).

2007 г. – подписание Договора о реформе в Лиссабоне.

2007 г. – вторая волна пятого расширения (присоединение Болгарии и Румынии). Отмечается 50-летний юбилей создания ЕЭС.

2013 г. – шестое расширение (присоединилась Хорватия).

В настоящее время действуют три соглашения, предполагающие разную степень интеграции внутри Евросоюза: членство в ЕС, членство в зоне евро и участие в Шенгенском соглашении. Членство в ЕС не обязательно влечёт за собой участие в Шенгенском соглашении. Не все страны-члены ЕС входят в зону евро. Примеры разной степени интеграции:

Великобритания и Ирландия подписали Шенгенское соглашение на условиях ограниченного членства. Великобритания также не сочла нужным вступать в зону евро.

Дания и Швеция в ходе референдумов также решили сохранить национальные валюты.

Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн не являются членами ЕС, однако входят в Шенгенскую зону.

Договорами Европейского Союза являются ряд международных договоров между странами ЕС, в которых излагаются конституционные основы Европейского Союза (ЕС). Ими устанавливаются различные институты ЕС, их процедуры и цели.

Договор об учреждении Европейского сообщества (Римский договор, действует с 1958 г.) и Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор, действует с 1993 г.) в сочетании образуют правовые основы ЕС. Они также известны как «договоры основатели». С момента их подписания, они были неоднократно расширены, путем внесения поправок. Каждый раз, когда новая страна присоединится к ЕС, вносятся необходимые изменения в договор о присоединении. Дополнительные договоры также могут влиять на изменение некоторой части из основополагающих договоров. Существует также ряд целенаправленных реформаторских поправок.

Амстердамский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе, договор об учреждении Европейских сообществ и некоторые связанные с этим акты, широко известен как Амстердамский договор. Был подписан 2 октября 1997 г. и вступил в силу 1 мая 1999 г. Внёс существенные изменения в договоре о Европейском союзе, который был подписан в Маастрихте в 1992 г. Чётко прописаны условия вступления в ЕС, включены шенгенские соглашения, изменена нумерация статей и параграфов учредительных договоров.

Ниццкий договор был подписан европейскими лидерами 26 февраля 2001 г. и вступил в силу 1 февраля 2003 г. Он внес изменения в Маастрихтский договор (или Договор о Европейском союзе), а также Римский договор (или Договор о создании Европейского сообщества). Ниццкий договор реформировал институциональную структуру Европейского союза для расширения на восток, т.е. способствовал задаче, которая была изначально поставлена Амстердамским договором, но не была решена на текущий момент.

Вступление договора в силу некоторое время было под сомнением после его отклонения гражданами Ирландии, на референдуме в июне 2001 г. В результате договор был принят лишь после повторного референдума, состоявшемся чуть более года спустя

Согласно официальному определению главной целью Договора является завершение процесса подготовки к функционированию институтов в рамках Европейского Союза, начатого Амстердамским договором. Общая ориентация на подготовку к расширению и стремление предотвратить и минимизировать риски, связанные со вступлением большой группы новых государств-членов.

Реформируются практически все институты Евросоюза. Меняется численный состав и полномочия Европейского парламента. Пересматривается и строго фиксируется количество голосов, которое имеет каждое государство-член в Совете ЕС. Одновременно вносятся изменения в процедуру голосования и определяется квотум и порог численного большинства, необходимый для принятия решений (обязательна сумма голосов устанавливается не только для государств-членов, но и для всех государств-кандидатов на вступление в ЕС).

Договор предусматривает масштабную реформу судебной системы ЕС. Вводится такая структура судовых инстанций как Суд ЕС, Суд первой инстанции (СПИ) и специализированные судебные палаты. СПИ приобретает фактически статуса суда общей юрисдикции и наделяется соответствующей компетенцией. Детали изменений, которые проводятся, фиксируются в новом Уставе Суда ЕС, который прилагается к Ниццкому договору и дополняется дальнейшими решениями Совета ЕС.

В 2000-е годы была предпринята попытка ввести в действие Договор о введении Конституции для Европы.

Конституция Европейского союза должна была объединить все предыдущие договоры (за исключением договора Евратома) в единый документ. Она также содержала изменения в системе голосования, упрощение структуры ЕС и увеличение сотрудничества во внешней политике. Договор был подписан в Риме 29 октября 2004 г. и должен был вступить в силу 1 ноября 2006 г., если бы был ратифицирован всеми государствами-членами. Однако этого не произошло: сначала Франция отвергла документ в ходе общенационального референдума 29 мая 2005 г. а затем, 1 июня 2005 г., это сделали и Нидерланды.

Конституция ЕС (полное официальное название – Договор о введении Конституции для Европы) – международный договор, призванный играть роль конституции Европейского союза и заменить все прежние учредительные акты ЕС. Подписан в Риме 29 октября 2004 г. В силу не вступил. В настоящее время возможность вступления его в силу не рассматривается ввиду подписания Лиссабонского договора.

Вопрос о необходимости изменения принципов управления Евросоюзом и структуры руководящих органов встал в 1990-е годы, когда стало очевидно, что в ближайшем будущем произойдёт самое масштабное в истории расширение ЕС (с 15 до 25 членов). До сих пор в ЕС при принятии важнейших решений действовал принцип консенсуса – но с расширением состава возникала вероятность того, что самые важные решения окажутся надолго заблокированными.

Решение о начале работ по созданию общеевропейской конституции было принято на саммите ЕС в декабре 2001 г. Рабочий орган по разработке проекта конституции получил название конвент, возглавил его бывший Президент Франции Валери Жискар д`Эстен.

Работа над проектом конституции длилась три года. Окончательный текст документа был одобрен на специальном саммите ЕС в июне 2004 г.

29 октября 2004 г. главы всех 25 государств-членов Европейского союза подписали в Риме новую европейскую конституцию. Уникальность этого документа состоит в том, что он появился сразу на 20 языках и стал самой пространной и всеобъемлющей конституцией в мире. Европейская конституция, по мнению её авторов, должна была способствовать появлению общеевропейского самосознания и сделать ЕС моделью нового миропорядка.

Церемония прошла в зале Горациев и Куриациев римского дворца Киджи на Капитолийском холме. Именно здесь 25 марта 1957 г. главы Бельгии, Германии, Франции, Италии, Люксембурга и Нидерландов подписали Римский договор о ликвидации торговых барьеров, совместной экономической политике и унификации жизненных стандартов в своих странах.

Проект Конституции упорядочивает правовые основы всех договоров, заключённых между странами Евросоюза.

Конституция меняет структуру и функции институтов ЕС:

В Совете ЕС предусмотрена должность президента. Сейчас пост главы Совета по принципу ротации каждые полгода передаётся от одной страны ЕС другой – согласно Конституции, президент должен был назначаться Советом сроком на 2,5 года.

Предусмотрена также должность министра иностранных дел ЕС, который, по мысли авторов, должен представлять единую европейскую внешнюю политику – ныне внешнеполитические функции разделены между верховным представителем ЕС по внешней политике (с 2009 г. этот пост занимает Кэтрин Эштон) и членом Еврокомиссии, ответственным за внешние связи (Бенита Ферреро-Вальднер). Однако страны – члены ЕС по-прежнему могут вырабатывать собственную позицию по любому вопросу, и глава МИД Европы сможет говорить от имени ЕС только в том случае, если будет достигнут консенсус.

Проект Конституции предполагал сокращение состава Еврокомиссии: сейчас действует принцип «одна страна – один еврокомиссар», но с 2014 г. число еврокомиссаров должно было составить две трети от числа стран-членов.

Проект Конституции расширял полномочия Европарламента, который, как предполагалось, должен был не только утверждать бюджет, но и заниматься проблемами, связанными с состоянием гражданских свобод, пограничного контроля и иммиграции, сотрудничества судебных и правоохранительных структур всех стран ЕС.

Проект конституции, среди прочего, предполагал отказ от принципа консенсуса и замену его на принцип так называемого «двойного большинства»: решение по большинству вопросов (кроме вопросов внешней политики и безопасности, социального обеспечения, налогообложения и культуры, где сохраняется принцип консенсуса) считается принятым, если за него проголосовали не менее 15 стран-членов, представляющих не менее 65 % населения всего союза. У отдельных государств не будет существовать «права вето», однако, если постановление Совета ЕС вызывает недовольство одной страны, она сможет остановить его действие при условии, что её поддержат ещё как минимум 3 других государства.

Для вступления Конституции в силу её должны были ратифицировать все страны ЕС. Если хотя бы одна страна-член не ратифицирует Конституцию, она не вступит в силу; но это не приведёт к распаду ЕС, поскольку в таком случае все предыдущие договоры, подписанные его членами, останутся в силе.

Разные страны приняли различные варианты ратификации – голосованием в парламенте или на всенародном референдуме.

В половине стран, руководство которых решилось на референдумы, имеется сильная оппозиция идее общеевропейского единства: к ним относятся Дания, Великобритания, Польша (она вступила в Евросоюз лишь в 2004 г., но с самого начала заявляла о своих особых претензиях на одно из лидирующих мест в ЕС), Франция и Нидерланды.

На саммите ЕС 22-23 июня 2007 г. достигнута принципиальная договорённость о разработке вместо Конституции «Договора о реформе» – облегчённой версии, содержащей главным образом положения о порядке функционирования институтов ЕС в новых условиях. Такой договор был подписан в Лиссабоне 13 декабря 2007 г.

Таким образом, после "периода размышлений" Конституция в её первоначальном виде была пересмотрена и заменена Лиссабонским договором.

С момента учреждения ЕС на территории всех государств-членов был создан единый рынок. На данный момент единую валюту используют 18 государств Союза, образуя еврозону.

Развитие между странами-участниками общего рынка (впоследствии переименованного в единый рынок), а также создание таможенного союза были двумя из основных целей создания Европейского экономического сообщества. При этом, если таможенный союз подразумевает запрещение любых пошлин в торговых отношениях между государствами-членами и формирование общего таможенного тарифа по отношению к третьим странам, то общий рынок распространяет эти принципы и на другие препятствия конкуренции и взаимодействия экономик стран союза, гарантируя так называемые четыре свободы: свободу движения товаров, свободу движения лиц, свободу движения услуг и свободу движения капитала. Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария входят в общий рынок, но не в таможенный союз.

Свобода движения капитала подразумевает не только возможность беспрепятственных платежей и переводов через границы, но и покупку недвижимости, акций компаний и инвестирование между странами. До принятия решения о формировании экономического и валютного союза развитие положений о свободе капитала шло медленно. По принятию Маастрихтского договора Европейский суд начал ускоренно формировать решения в отношении ранее пренебрегаемой свободы. Свобода перемещения капитала действует также и на отношения между странами – участниками ЕС и третьими странами.

Свобода движения лиц означает, что гражданин Евросоюза может беспрепятственно перемещаться между странами союза в целях проживания (в том числе и по выходу на пенсию), работы и учёбы. Обеспечение этих возможностей включает упрощение формальностей при переезде и взаимное признание профессиональных квалификаций.

Свобода движения услуг и свобода учреждения позволяет лицам, занимающимся самостоятельной экономической деятельностью, свободно перемещаться между странами союза и заниматься этой деятельностью на постоянной или на временной основе. Несмотря на то, что услуги представляют 70 % ВВП и рабочих мест в большинстве государств-членов, законодательство в отношении этой свободы не столь развито, как в области других устанавливаемых свобод. Этот пробел был недавно восполнен принятием директивы об услугах на внутреннем рынке с целью снятия ограничений между странами по оказанию услуг.

Евросоюз разрабатывает и контролирует исполнение антимонопольного законодательства для обеспечения на внутреннем рынке свободной конкуренции. Комиссия, являясь регулирующим органом в вопросах конкуренции, отвечает за антимонопольные вопросы, контроль слияний и поглощений предприятий, разделение картелей, поддержку экономического либерализма и контроль за оказанием государственной помощи.

Принципы, регулирующие валютный союз, были заложены уже в Римском договоре 1957 г., а официальной целью валютный союз стал в 1969 г. на саммите в Гааге. Однако лишь с принятием Маастрихтского договора в 1993 г. страны союза были юридически обязаны создать валютный союз не позднее 1 января 1999 г. В этот день евро был представлен мировым финансовым рынкам в качестве расчётной валюты одиннадцатью из пятнадцати на тот момент стран союза, а 1 января 2002 г. были введены в наличное обращение банкноты и монеты в двенадцати странах, входящих к этому моменту в еврозону. Евро заменил европейскую валютную единицу (ЭКЮ), которая использовалась в европейской валютной системе с 1979 по 1998 гг., в соотношении 1:1. На данный момент в еврозону входят 18 стран.

Все остальные страны, кроме Дании и Великобритании, юридически обязаны присоединиться к евро, когда будут соответствовать критериям, необходимым для вступления в еврозону, однако лишь несколько стран установили дату для планируемого присоединения. Швеция, хотя и обязана вступить в еврозону, использует правовую лазейку, позволяющую ей не отвечать маастрихтским критериям и не работать в направлении устранения выявленных несоответствий.

Евро предназначен помочь в построении общего рынка путём упрощения туризма и торговли; устранения проблем, связанных с обменными курсами; обеспечения прозрачности и стабильности цен, а также низкой процентной ставки; создания единого рынка финансов; предоставления странам валюты, используемой в международном масштабе и защищённой от потрясений большим объёмом оборота внутри еврозоны.

Управляющий банк еврозоны, Европейский центральный банк, определяет денежно-кредитную политику входящих в неё стран с целью поддержания ценовой стабильности. Он является центром Европейской системы центральных банков, объединяющей все национальные центральные банки стран Евросоюза и контролируемой Советом управляющих, состоящим из президента ЕЦБ, назначаемым Европейским советом, вице-президента ЕЦБ и управляющих национальными центральными банками государств – членов ЕС.

В целях дальнейшего укрепления экономики еврозоны лидеры стран союза в 2012 г. предложили создание банковского союза. Цели банковского союза – снятие с налогоплательщиков финансовой ответственности за проблемные банки и ужесточение контроля за деятельностью банков.

С момента создания Европейский союз обладает законодательной властью в области энергетической политики; это восходит своими корнями к Европейскому объединению угля и стали. Введение обязательной и всеобъемлющей энергетической политики было одобрено на встрече Европейского совета в октябре 2005 г., а первый проект новой политики был опубликован в январе 2007 г.

Основные задачи единой энергетической политики: изменение структуры потребления энергии в пользу возобновляемых источников, повышение энергоэффективности, снижение объёма выбросов парниковых газов, создание единого энергетического рынка и содействие развитию на нём конкуренции.

ЕС работает в направлении развития общеевропейской инфраструктуры, например, посредством трансъевропейских сетей (TEN). Так проекты в рамках TEN включают в себя Евротоннель, LGV Est, Мон-Сенисский туннель, Эресуннский мост, тоннель Бреннер и мост через Мессинский пролив. По оценке 2001 г. сеть должна была к 2010 г. покрыть: 75 200 км дорог, 76 000 км железнодорожного полотна, 330 аэропортов, 270 морских портов и 210 портов внутри континента.

Другой инфраструктурный проект ЕС – система навигации «Галилео». Будучи спутниковой системой навигации, «Галилео» разрабатывается Европейским союзом совместно с Европейским космическим агентством и планируется к запуску в эксплуатацию в 2014 г. Завершение формирования спутниковой группировки назначено на 2019 г. Проект нацелен, отчасти чтобы снизить зависимость от контролируемой США GPS, отчасти чтобы обеспечить лучшие покрытие и точность сигнала по сравнению с устаревающей американской системой. В процессе разработки проект «Галилео» испытал множество финансовых, технических и политических трудностей.

Единая сельскохозяйственная политика – старейшая из программ Европейского экономического сообщества, его краеугольный камень. Политика ставит целью увеличение сельскохозяйственной производительности, обеспечение стабильности снабжения продовольственными товарами, обеспечение достойного уровня жизни сельскохозяйственного населения, стабилизацию рынков, а также обеспечение разумных цен на продукцию. До недавнего времени осуществлялась посредством субсидий и вмешательства в рынок. В 1970-х и 1980-х гг. на нужды сельскохозяйственной политики выделялось около двух третей бюджета Европейского сообщества, на 2007-2013 гг. доля этой статьи расходов снизилась до 34 %.

Политическое устройство Европейского Союза представляет собой совокупность многочисленных институтов Европейского союза. Необходимо иметь в виду, что традиционное для государств разделение на законодательные, исполнительные и судебные органы для ЕС не характерно.

Высший политический орган ЕС, состоящий из глав государств и правительств стран-членов и их заместителей – министров иностранных дел. Членами Европейского совета также являются председатель Европейского совета и председатель Еврокомиссии. В основе создания Европейского совета лежала идея французского президента Шарля де Голля о проведении неформальных саммитов лидеров государств Европейского союза, что призвано было препятствовать снижению роли национальных государств в рамках интеграционного образования. Неформальные саммиты проводились с 1961 г., в 1974 г. на саммите в Париже данная практика была формализована по предложению Валери Жискар д`Эстена, занимавшего в то время пост президента Франции.

Европейский Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции – основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом министров Европейский совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Его заседания проходят не менее чем дважды в год – либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского союза. Заседания длятся два дня. Решения совета обязательны для поддержавших их государств.

В рамках Европейского совета осуществляется так называемое «церемониальное» руководство, когда присутствие политиков самого высокого уровня придаёт принятому решению одновременно и значимость и высокую легитимность. С момента вступления в силу Лиссабонского договора, то есть с декабря 2009 г., Европейский совет официально вошёл в структуру институтов ЕС. Положениями договора учреждена новая должность председателя Европейского совета, который принимает участие во всех заседаниях глав государств и правительств стран-членов ЕС. Европейский совет следует отличать от Совета Европейского союза и от Совета Европы.

Европейская комиссия – высший орган исполнительной власти Европейского союза. Состоит из 28 членов, по одному от каждого государства-члена. При исполнении своих полномочий они независимы, действуют только в интересах ЕС, не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не вправе влиять на членов Еврокомиссии.

Европейская комиссия формируется каждые 5 лет следующим образом. Совет ЕС предлагает кандидатуру председателя Еврокомиссии, которая утверждается Европарламентом. Далее, Совет ЕС совместно с кандидатом в председатели Комиссии формируют предполагаемый состав Еврокомиссии с учетом пожеланий государств-членов. Состав «кабинета» должен быть одобрен Европарламентом и окончательно утвержден Советом ЕС. Каждый член Комиссии отвечает за определённую сферу политики ЕС и возглавляет соответствующее подразделение (так называемый Генеральный Директорат).

Европейская комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд. Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной и т. д. Комиссия имеет исполнительный аппарат, а также управляет бюджетом и различными фондами и программами Европейского союза (такими, как программа «TACIS»).

Совет Европейского союза (официальное название – Совет, обычно неофициально упоминается как Совет министров) – наряду с Европейским парламентом, один из двух законодательных органов Союза и один из семи его институтов. В Совет входят 28 министров правительств стран-членов в составе, зависящем от обсуждаемого круга вопросов. При этом, несмотря на различные составы, Совет считается единым органом. В дополнение к законодательным полномочиям Совет также обладает некоторыми исполнительными функциями в области общей внешней политики и политики безопасности.

Европейский парламент является собранием из 754 депутатов (в редакции Ниццкого договора), напрямую избираемых гражданами государств-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Члены Европейского парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией.

Основная роль Европейского парламента – законодательная деятельность. Кроме того, практически любое решение Совета ЕС требует либо одобрения Парламента, либо по крайней мере запроса его мнения. Парламент контролирует работу Комиссии и обладает правом её роспуска.

Одобрение Парламента требуется и при принятии в Союз новых членов, а также при заключении соглашений об ассоциированном членстве и торговых договоренностей с третьими странами.

Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге и Брюсселе.

Суд Европейского союза проводит свои заседания в Люксембурге и является судебным органом ЕС высшей инстанции.

Суд регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим Европейским союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов (для этой функции недавно был создан Трибунал гражданской службы). Суд дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные (преюдициальные) постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно-правовых актов ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для исполнения на территории ЕС. По общему правилу юрисдикция Суда ЕС распространяется на сферы компетенции ЕС.

В соответствии с Маастрихтским договором Суду предоставлено право налагать штрафы на государства-члены, не выполняющие его постановления.

Суд состоит из 28 судей (по одному от каждого из государств-членов) и восьми генеральных адвокатов. Они назначаются на шестилетний срок, который может быть продлен. Каждые три года обновляется половина состава судей.

Суд сыграл огромную роль в становлении и развитии права ЕС. Многие, даже основополагающие принципы правопорядка Союза основаны не на международных договорах, а на прецедентных решениях Суда.

Суд ЕС следует отличать от Европейского суда по правам человека.

В соответствии со статьями 2-6 Договора о функционировании Европейского союза:

Исключительная компетенция:

«Союз располагает исключительной компетенцией в законодательствовании и по заключению международных соглашений, когда это предусмотрено в законодательных актах Союза»: таможенный союз, установление правил конкуренции, денежная политика, сохранение морских биологических ресурсов, общая торговая политика.

Совместная компетенция:

«Государства-члены осуществляют свою компетенцию в той мере, в какой Союз не воспользоваться своей компетенцией». «Союз располагает компетенцией при условии, что осуществление данной компетенции не будет препятствовать государствам-членам осуществлять свою собственную компетенцию»: внутренний рынок, социальная политика применительно к аспектам, определенным в настоящем Договоре, экономическое, социальное и территориальное сплочение, сельское хозяйство и рыболовство, за исключением сохранения морских биологических ресурсов, окружающая среда, защита потребителей, транспорт, трансъевропейские сети, энергетика, пространство свободы, безопасности и правосудия, общие проблемы безопасности в сфере здравоохранения применительно к аспектам, определенным в настоящем Договоре, научные исследования, технологическое развитие и космос, поддержка развития и гуманитарная помощь.

«Союз определяет условия, по которым государства-члены координируют свою политику»: экономическая политика и политика занятости, общая внешняя политика и политика безопасности, общая оборонная политика.

Вспомогательная компетенция:

«Союз располагает компетенцией осуществлять деятельность, направленную на поддержку, координацию или дополнение деятельности государств-членов, не подменяя при этом их компетенцию в данных сферах»: охрана и улучшение здоровья людей, промышленность, культура, туризм, образование, профессиональное обучение, молодежь и спорт, гражданская оборона, административное сотрудничество.

19 сентября 2012 г. главы министерств иностранных дел 11 из 27 стран Евросоюза предложили проект реформы, принятый по итогам заседания группы по вопросам будущего Европейского союза. Группа по вопросам будущего Евросоюза, куда входят министры иностранных дел Австрии, Бельгии, Германии, Дании, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Польши, Португалии и Франции, предложила создать в ЕС пост президента, избираемого всеобщим голосованием, учредить министерство иностранных дел союза, ввести единую европейскую въездную визу и, возможно, сформировать единую армию.

Особенностью Евросоюза, отличающей его от других международных организаций, является наличие собственного права, которое непосредственно регулирует отношения не только государств-членов, но и их граждан и юридических лиц.

Право ЕС состоит из так называемого первичного, вторичного и третичного (решения Суда Европейских Сообществ). Первичное право – учредительные договоры ЕС; договоры, вносящие в них изменения (ревизионные договоры); договоры о вступлении новых государств-членов. Вторичное право – акты, издаваемые органами ЕС. Решения Суда ЕС и других судебных органов Союза широко используются в качестве прецедентного права.

Право ЕС обладает прямым действием на территории стран ЕС и приоритетом по отношению к национальному законодательству государств.

Право ЕС подразделяют на институционное право (нормы, регламентирующие порядок создания и функционирования институтов и органов ЕС) и материальное право (нормы, регулирующие процесс реализации целей ЕС и ЕСообществ). Материальное право ЕС, как и право отдельных стран, можно подразделить на отрасли: таможенное право ЕС, экологическое право ЕС, транспортное право ЕС, налоговое право ЕС и др. С учетом структуры ЕС («три опоры») право ЕС подразделяется также на право Европейских сообществ, Шенгенское право и др.

В европейских институтах официально равноправно используются 24 языка: английский, болгарский, венгерский, греческий, датский, ирландский, испанский, итальянский, латышский, литовский, мальтийский, немецкий, нидерландский, польский, португальский, румынский, словацкий, словенский, финский, французский, хорватский, чешский, шведский, эстонский.

На рабочем уровне, как правило, используются английский, немецкий и французский.

Европейский Союз (ЕС) образовался как Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) в 1967 г. после слияния региональных организаций:

· Европейское объединение угля и стали;

· Римский договор 1957 г. о создании ЕЭС;

· Европейское сообщество по атомной энергии.

С 1 января 1994 г. на основе Маастрихстского договора (1992 г.) ЕЭС стало называться ЕС. Интеграционный процесс в ЕС идет в двух направлениях - вглубь и вширь. Интеграция вширь означает увеличение количества полноправных членов Союза и ассоциированных членов. В начале ХХI в. участниками ЕС являются 15 государств Западной Европы: с 1957 г. - Германия, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Бельгия; с 1973 г. - Великобритания, Дания, Ирландия; с 1981 г. - Греция; с 1986 г. - Испания, Португалия; с 1995 г. - Финляндия, Австрия, Швеция. Кроме того, в период с 1991 по 1995 гг. были заключены соглашения об экономическом и торговом сотрудничестве со странами Восточной Европы и бывшего СССР. Интеграция вглубь означает формирование регионального хозяйственного механизма Западной Европы и расширение сфер, подвергающихся межгосударственному регулированию и унификации.

Возникновение ЕЭС имело целью создание общего рынка и на этой основе повышение экономической стабильности и жизненного уровня. Договор о ЕЭС (Римский) определил последовательность мероприятий:

отмена таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений, а также всех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества;

введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран;

свободное движение факторов производства (капитала и рабочей силы), свобода создания филиалов на территории ЕЭС и свободная торговля услугами между странами-участницами;

проведение общей аграрной и транспортной политики;

создание валютного союза;

координация и постепенное сближение экономических политик стран-участниц;

унификация налоговых законодательств;

выравнивание внутригосударственных правовых норм, имеющих значение для общего рынка.

Указанные цели ЕЭС реализовывались постепенно по мере его эволюции.

Первый этап (1958-1966 гг.) в эволюции ЕЭС - это этап создания зоны свободной торговли. На нем были достигнуты цели 1 и 2, предусмотренные Римским договором. Кроме того, с 1962 г. была введена в действие единая сельскохозяйственная политика, предусматривающая для национальных сельскохозяйственных производителей возможность продавать свою продукцию по ценам, значительно превышающим среднемировые (на 30% и более) - создан единый аграрный рынок. С подписанием в 1963 г. Яундского соглашения, ряд развивающихся стран (Алжир, Марокко, Тунис, Египет, Иордания, Ливан, Сирия) вступил в ассоциированные отношения с ЕЭС, что означало для них возможность беспошлинного ввоза в ЕЭС промышленных и традиционных сельскохозяйственных товаров. В 1965 г. три европейских сообщества приняли решение о слиянии своих исполнительных органов.

Второй этап (1968-1986 гг.) - формирование таможенного союза. Происходит дальнейшее расширение сферы деятельности ЕС. Целенаправленная аграрная политика дополняется единой политикой в сфере охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития. Совместная научно-техническая политика на этом этапе развития ЕС была сосредоточена в угольной, металлургической промышленности и в ядерной энергетике. В 1984-1987 гг. была принята «рамочная» комплексная программа, которая вводила среднесрочное планирование научно-технической деятельности. В ее рамках с 1985 г. действует независимая крупномасштабная многоцелевая программа сотрудничества 19 стран Европы - «Эврика». Данная программа имеет важное значение для научно-технической интеграции стран ЕС.

В 1971 г. заключено Соглашение о создании зоны свободной торговли между ЕС и ЕАСТ (Европейская ассоциация свободной торговли). В 1975, 1979 и 1984 гг. были приняты Ломейские конвенции, на основе которых количество развивающихся стран, ассоциированных с ЕС, увеличивается с 20 до 66.

К этому же этапу относится и начало интеграции в валютно-финансовой сфере: в 1972 г. было введено совместное плавание валют некоторых стран-членов ЕС в определенных пределах (+2,25 - «валютная змея»), а с 1979 г. начала функционировать европейская валютная система.

Третий этап (1987-1992 гг.) - создание общего рынка. На основе Единого Европейского акта, а также подписанного в 1985 г. документа «White Paper» о программе создания внутреннего рынка, страны ЕС ликвидировали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства. Наиболее крупным достижением интеграционного процесса в этот период стало принятие и реализация Программы создания к концу 1992 г. единого внутреннего рынка ЕС, в результате проведения которой между странами ЕС были достигнуты следующие цели:

· устранены все тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле товарами и услугами, ликвидированы все ограничения на межгосударственное передвижение капитала внутри ЕС и введено взаимное признание финансовых лицензий;

· устранены национальные ограничения импорта промышленных товаров из третьих стран;

· введены минимальные технические требования к стандартам, взаимное признание результатов испытаний и сертификации;

· открыты рынки государственных закупок для фирм других стран ЕС.

В этот же период страны ЕС перешли к проведению единой политики в отдельных отраслях: энергетике, транспорте, вопросах социального и регионального развития.

Четвертая Ломейская конвенция 1989 г. расширила число развивающихся стран, находящихся в ассоциации с ЕС, до 69. В 1991 г. было подписано Соглашение о создании Единого Европейского экономического пространства (ЕЭП) между ЕС и 3 странами ЕАСТ. Договором о ЕЭП предусматривается свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей между странами Западной Европы; сотрудничество в области науки, образования, экологии и социального обеспечения; создание единой правовой системы.

Четвертый этап(с 1993 г. по настоящее время) - создание экономического союза. Усиление политической интеграции и форсированное развитие валютного союза на основе подписанного в начале 1992 г. в голландском городе Маастрихте договора о ЕС (вступил в силу с 1 ноября 1993 г.). Сложность данного этапа связана с необходимостью сочетать рост интеграции «вглубь» и «вширь». Обсуждение этого началось в 70-е годы после первого расширения ЕС, когда к нему присоединились Великобритания, Ирландия и Дания. Идея «Европы двух скоростей» стала предметом активных дебатов накануне приема в ЕС Испании и Португалии. Еще до последнего расширения (когда в 1995 г. в ЕС вступили Австрия, Швеция и Финляндия) бывший тогда председателем Комиссии Европейского Союза Ж.Делор выступил с идеей так называемых «концентрических кругов». Он впервые предлагал модель неравномерного развития интеграции, основанную на индивидуальных программах для каждой из нескольких групп участников ЕС.

Маастрихтский договор стал первым в истории ЕС законодательным актом, предусмотревшим возможность развития интеграции на принципах разных скоростей. Сделано это было именно применительно к валютному союзу, поскольку с самого начала было ясно, что выполнить к установленному сроку критерии конвергенции и ввести единую валюту смогут не все участники ЕС.

Проблема фрагментации ЕС в связи с переходом к единой валюте не ограничивается отношениями между участниками «зоны евро» и остальными государствами Союза. Внутри самого валютного союза могут возникнуть более или менее постоянные коалиции. Одна из них - традиционный тандем Германии и Франции, который активно заявляет о себе и в валютной сфере.

Были высказаны еще на Парижской конференции 1867 г. Однако практической реализации эти интеграционные идеи не получили: противоречия между странами были столь глубокими, что до осознания необходимости сотрудничества страны Европы прошли через две мировые и несколько локальных войн.

Интеграционные тенденции в Европе вновь проявились сразу после окончания Второй мировой войны, когда ведущие европейские страны осознали, что восстановление и развитие национальных экономик возможно только при объединении усилий и ресурсов. Представление о полувековом пути европейских стран к интеграции лучше всего дает хронология событий.

Хронология развития Европейского союза

9 мая 1950 г. — министр иностранных дел Франции Р. Шуман внес предложение о создании единой европейской организации по производству и потреблению угля и стали, объединяющей стратегические потенциалы Франции и Германии;

18 апреля 1951 г. — в Париже подписан договор о создании Европейскою объединения угля и стали (ЕОУС). Договор подписали Франция, ФРГ. Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург;

25 марта 1957 г. — в Риме странами — членами ЕОУС подписаны договоры об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества но атомной энергии (ЕврАтом);

4 января 1960 г. — образована Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), в которую вошли Австрия, Дания. Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария и Великобритания;

9 июля 1961 г. — подписано соглашение об ассоциированном членстве Греции в ЕЭС — первый подобный документ в истории Сообщества;

20 июля 1963 г. — подписана Яундская конвенция — соглашение, заложившее основы ассоциированных связей между ЕЭС и Африкой. Благодаря этой конвенции 18 африканских стран получили возможность пользоваться преимуществами торговой, технической и финансовой кооперации с Сообществом в течение пяти лет;

1 июля 1964 г. — ЕЭС создается общий аграрный рынок ЕЭС, начало деятельности Европейского фонда поддержки сельского хозяйства (ФЕОГА);

1 июля 1968 г. — досрочно завершено создание Таможенного союза. Отменены все таможенные тарифы, взимавшиеся ранее между государствами-членами, а также завершено формирование общей системы таможенных сборов на внешних границах ЕЭС;

Октябрь 1970 г. — комиссия экспертов по финансовым и валютным вопросам во главе с премьер-министром Люксембурга П. Верне- ром представила план дальнейшей унификации экономической политики и создания валютного союза — так называемый план Вернера. В соответствии с планом к 1980 г. планировалось создание полного экономического и валютного союза с единой валютой;

24 апреля 1972 г. — введение «валютной змеи» как реакции на нестабильность мирового валютного рынка. Предусматривалось изменение валютных курсов стран — участниц «коллективного плавания» в рамках установленных пределов отклонений от среднего центрального курса;

21 января 1974 г. — Совет министров ПС приступает к осуществлению программы социальных действий, направленной на достижение полной и оптимальной занятости в Сообществе и улучшение условий труда;

9-10 декабря 1974 г. — на встрече глав государств и/или правительств в Париже определен порядок избрания депутатов Европейского парламента (всеобщим, прямым и тайным голосованием);

28 февраля 1975 г. — Европейское Сообщество и 46 стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана (АКТ) подписывают Ло- мейскую конвенцию (Ломе, Того), призванную заменить Яундекую конвенцию и предусматривающую сотрудничество в области торговли;

9-10 марта 1979 г. — на сессии Европейского совета в Париже принято решение о введении в действие Европейской валютной системы (ЕВС). ЕВС включает:

  • (ЭКЮ),
  • механизм валютного обмена и информации,
  • кредитные условия,
  • трансфертный механизм;

8 декабря 1984 г. — 10 стран Сообщества и 65 партнеров в АКТ подписывают третью Ломсйскую конвенцию. Впервые была прямо выражена идея уважения прав человека;

9 сентября 1985 г. — межправительственная конференция в Люксембурге, целью которой явился пересмотр Римских договоров и оформление политического сотрудничества стран-членов;

2-4 декабря 1985 г. — сессия Европейского Совета в Люксембурге. Принят единый европейский акт, призванный усовершенствовать

1 января 1986 г. — членами Европейского Сообщества становятся Испания и Португалия. Число стран-членов возрастает до двенадцати;

1-13 февраля 1988 г. — чрезвычайная сессия Европейского Сове- га в Брюсселе. Государства-члены приходят к согласию по вопросам финансовой реформы, принимая гак называемый Пакет Делopa-I, а также ограничения расходов на общую аграрную политику;

8-12 декабря 1989 г. — сессия Европейского Совета в Страсбурге. Принято решение о созыве в конце 1990 г. Межправительственной конференции по проблемам формирования экономического и валютного союза;

15 декабря 1989 г. — 12 государств — членов Сообщества и 69 стран АКТ подписывают четвертую Ломейскую конвенцию;

18 декабря 1989 г. — подписано Соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве между Европейским Сообществом и СССР;

29 мая 1990 г. — в Париже подписано Соглашение о создании Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) для поддержки реформ в странах Центральной и Восточной Европы;

19 июня 1990 г. — Франция, ФРГ. Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали Шенгенское соглашение о ликвидации пограничного контроля на внутренних границах Сообщества;

14 декабря 1990 г. — в Риме открывается межправительственная конференция по вопросам создания политического союза, а также экономического и валютного союза;

16 декабря 1991 г. — подписаны соглашения об ассоциации между Сообществом и Венгрией, Польшей и Чехословакией;

7 февраля 1992 г. — в Маастрихте (Нидерланды) подписан Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор), предусматривающий создание экономического, валютного и политического союза государств — членов Европейского Сообщества;

2 мая 1992 г. — Сообщество и ЕАСТ подписали Соглашение о создании Европейского экономическою пространства. ЕАСТ, Европейская ассоциация свободной торговли, объединяет западноевропейские страны — не члены ЕС: Норвегию, Исландию, Швейцарию и Лихтенштейн. По существу, это является включением стран ЕАСТ во внутреннюю европейскую интеграцию;

1 января 1993 г. — завершена программа строительства единого внутреннего рынка ЕС. На внутренних границах Сообщества сняты все ограничения для движения товаров, услуг, людей и капиталов;

1 ноября 1993 г. — вступили в силу Маастрихтские соглашения. Сообщество официально переименовано в Европейский союз;

24 июня 1994 г. — на о. Корфу (Греция) заключено Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между ПС и Россией. К целям Соглашения относится создание условий для образования в будущем зоны свободной торговли, охватывающей в основном всю торговлю между ними, условий для свободы учреждения компаний и движения капитала;

1 июля 1995 г. — вступает в силу Шенгенское соглашение о ликвидации пограничного контроля на внутренних границах ЕС. Его участниками стали Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Германия, Франция, Испания и Португалия. Позднее к ним присоединились Италия, Авсгрия, Греция и Финляндия;

26 марта 1996 г. — в Турине (Италия) открылась Межправительственная конференция (МПК) стран — участниц Евросоюза. Цель конференции — принятие решений, касающихся ревизии основополагающих договоров ЕС, и выработка новой стратегии в связи с созданием Экономического и валютного союза и предстоящим расширением ЕС;

13-14 декабря 1996 г. — сессия Европейскою совета в Дублине (Ирландия). Обсуждение текста нового договора о Европейском союзе, завершившееся подписанием Пакта стабильности, что ознаменовало собой новый важный шаг к переходу на единую валюту с 1 января 1999 г.;

июнь 1997 г. — встреча членов Европейского совета в Амстердаме (Нидерланды). Появление нового проекта договора о ЕС, призванного реформировать институты ЕС в свете грядущего расширения;

1 декабря 1997 г. — вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и ЕС;

12-13 декабря 1997 г. — на встрече в Люксембурге принято окончательное решение о принятии 12 новых членов в ЕС (Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Болгария, Мальта и Кипр). Турция признается официальным 13-м кандидатом на членство в ЕС. Переговоры о вступлении со странами «первой волны» (Эстонией, Польшей, Чехией, Венгрией, Словенией и Кипром) начались в апреле 1998 г.;

2 мая 1998 г. — сессия Европейского совета утвердила список стран, которые с 1 января 1999 г. войдут в экономический и валютный союз и введут единую валюту — евро;

1 января 1999 г. — страны ЕС (Австрия, Бельгия, Германия, Дания, Ирландия, Швеция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Финляндия и Франция) вводят единую валюту — евро. Евро начинает использоваться в безналичном обороте для проведения единой валютной политики ЕС, размещения новых выпусков государственных ценных бумаг, обслуживания банковских операций и расчетов;

1 января 2002 г. — введение наличного евро. Замена национальных наличных денег на наличные евро. Процесс создания Европейского экономического союза завершен.

Первые шаги валютной интеграции в Европе были сделаны еше в 1950-х годах XX в. Создание Европейского общего рынка ускорило этот процесс.

В 1958-1968 гг. сформировался Таможенный союз:

  • отменены таможенные пошлины и ограничения во взаимной торговле;
  • введены единые таможенные тарифы на ввоз товаров из третьих стран.

К 1967 г. сложился общий аграрный рынок. Введен особый режим регулирования сельскохозяйственных цен. Создан аграрный фонд Европейского союза. Таможенный союз дополнялся элементами межгосударственного согласования экономической и валютной политики. Были отменены многие ограничения на движение капитала и рабочей силы.

Однако интеграция в сфере торговли потребовала конвергенции в сфере государственного регулирования экономики. Назрела необходимость создания наднациональных координирующих механизмов. В конце 1970 г. страны Евросоюза приняли прог рамму поэтапного создания к 1980 г. экономического и валютного союза.

План Вернера (премьер-министр Люксембурга) предусматривал три этапа.

1- этап : 1971-1973 гг. — координация и последующая унификация бюджетной, кредитной и валютной политики, либерализация движения капиталов и создание Европейского фонда валютного сотрудничества. Предусматривалось сужение пределов колебаний (±1,2% и затем до нуля) валютных курсов, введение полной взаимной обратимости валют;

2- этап: 1974-1979 гг. — создание наднациональных органов с правами в области финансовой, денежно-кредитной и валютной политики;

3- этап: введение в 1980 г. единой валюты и создание европейской федеральной денежно-кредитной системы. Планировалось гармонизировать деятельность банков и банковское законодательство. Ставились задачи учредить общий центр для решения валютно-финансовых проблем и объединить центральные банки ЕЭС по типу Федеральной резервной системы США для гармонизации денежно-кредитной и валютной политики.

В апреле 1973 г. странам ЕС удалось создать Европейский фонд валютного сотрудничества и европейскую расчетную единицу (ЕРЕ). Процесс валютной интеграции развивался по следующим направлениям:

  • межправительственные консультации в целях координации валютно-экономической политики;
  • совместное плавание курсов валют ЕЭС (Европейская «валютная змея»);
  • проведение валютных интервенций не только в долларах, но и в европейских валютах (с 1972 г.) для уменьшения зависимости от доллара;
  • формирование системы межгосударственных взаимных кредитов для покрытия временных дефицитов платежных балансов и осуществления расчетов между банками;
  • создание бюджета ЕЭС, который в значительной мере используется для валютно-финансового регулирования аграрного Общего рынка;
  • введение системы компенсационных валютных выплат и сборов — налогов и субсидий в форме надбавки или скидки к единой цене на аграрные товары, которые до введения ЭКЮ устанавливались в сельскохозяйственных расчетных единицах, равных доллару и пересчитываемых в национальные валюты по специальному курсу;
  • учреждение межгосударственных валютно-кредитных институтов: Европейского инвестиционного банка, Европейского фонда развития, Европейского фонда валютного сотрудничества и др.

Однако значительные структурные различия экономик стран- участниц, психологическая и экономическая неготовность к передаче суверенных прав наднациональным органам регулирования валютно-финансовых отношений, экономические (прежде всего энергетический) и валютные кризисы 70-80-х годов XX в. не позволили полностью осуществить план Вернера. Его идеи в значительной мере реализовались позднее.

Длительный застой интеграции в ЕС продолжался с середины 70-х до середины 80-х годов. Режим «европейской валютной змеи» оказался недостаточно эффективным, поскольку не в полной мере подкреплялся координацией валютно-экономической политики стран ЕС. Чтобы не расходовать валютные резервы, некоторые страны периодически выходили из «валютной змеи». С середины 70-х годов только ФРГ, Дания, Нидерланды, Бельгия, Люксембург и периодически Франция участвовали в совместном плавании валютных курсов; остальные предпочитали индивидуальное плавание своих валют (Великобритания, Ирландия, Италия и периодически Франция).

К концу 70-х годов активизировались поиски путей создания экономического и валютного союза. Комиссия Евросоюза в октябре 1977 г. предложила создать европейский орган для эмиссии коллективной валюты и частичного контроля над экономикой стран — членов ЕЭС. Эти принципы валютной интеграции были положены в основу франко-германского проекта в 1978 г. В Париже 9-10 марта 1979 г. состоялась сессия Европейского совета, на которой было принято решение о создании Европейской валютной системы (ЕВС), главные задачи которой:

  • установление относительной валютной стабильности внутри ЕС;
  • необходимость стать основным элементом стратегии роста в условиях стабильности;
  • усиление взаимосвязи процессов экономическою развития и придание нового импульса европейскому интеграционному процессу;
  • оказание стабилизирующего воздействия на международные экономические и валютные отношения.

Европейский союз (ЕС) является экономическим и политическим объединением, которое состоит из 28 европейских стран. ЕС включает в себя население, насчитывающее 508 мил. человек, 24 официальных и рабочих языков и около 150 региональных языков.

Истоки Европейского союза происходят от Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС), образованного шестью странами в 1951 – Бельгией, Францией, Германией, Италией, Люксембургом и Нидерландами. Эти страны объединились, чтобы положить конец войнам, которые разорили европейский континент, и согласились контролировать природные ресурсы, представляющие собой интерес для разжигания войны (уголь и сталь).

Учредители ЕОУС пришли к общему мнению, что данный европейский проект будет развиваться не только для того, чтобы объединить общие ресурсы, но и для предотвращения различных конфликтов в регионе. Так, в 1957 году на основе Римского договора было образовано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), которое свело воедино политические и экономические отношения шести стран-учредительниц.

С тех пор данный договор претерпел ряд изменений, а дальнейшее присоединение к нему других государств, способствовало развитию данного союза в различных областях, что в конечном счете, привело к образованию современного Европейского Союза.

Полномочия ЕС определяются рядом международных договоров государств-членов. Государства-члены ЕС признают, что посредством принятия и реализации этих принципов, каждое государство обеспечивает себе защиту собственного ​​суверенитетa и экономического процветания в тихой и безопасной среде.(?).

В основе Европейского Союза лежит ряд принципов, которые каждое государство-участник обязано соблюдать:

1. Соблюдение демократических принципов, прав человека и основных свобод

2. Равенство перед законом

3. Уважение принципов суверенитета

4. Принципы свободной рыночной экономики

5. Принцип эффективного управления и борьба с коррупцией

6. Принципы защиты окружающей среды

7. Принципы мира и стабильности на региональном и международном уровне.

Верховенство права является краеугольным камнем Европейского Союза. Согласно законодательству ЕС, закон является превыше политики и национальных интересов и ему подчиняются все, в том числе национальные лидеры и политики.

Законы ЕС затрагивают и некоторые аспекты суверенитета государств-членов. Тем не менее, страны-члены ЕС добровольно передали часть своего суверенитета европейским институтам во имя создания более сильной и развитой Европы. Страны ЕС признают, что им лучше работать вместе, чем в качестве независимых государств, вне рамках Союза.

Сердцем ЕС является единый европейский рынок. Он представляет собой экономическую зону с общей политикой регулирования продукции, включая в себя и либерализацию передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы.

Благодаря этому и путем создания равных условий конкуренции, и принятия в этом направлении ряда правил и общих стандартов, удалось достичь значительных преимуществ для европейских компаний.

На самом деле, единый рынок выходит и за рамки ЕС, включая в себя еще три страны не являющиеся государствами-членами: Исландия, Лихтенштейн и Норвегия. В целях обеспечения более широкого доступа к единому рынку ЕС, Республика Молдова ведет, в настоящее время, переговоры о заключении Соглашения об Ассоциации, которое включает в себя и Соглашение об Углублённой и Всеобъемлющей Свободной Торговле.

Европейский союз является чрезвычайно сложной организацией, исходя из чего не представляется возможным охватить все ее аспекты, посредством нашего веб-сайта. Поэтому нашей целью является предоставление наиболее важной и актуальной информации об отношениях РМ-ЕС. Более подробную информацию можно получить на следующих сайтах:

· Для более детального ознакомления с историей ЕС, его институтами и полномочиями, Вы можете посетить официальный сайт Европейского Союза ;

· Наиболее подробную информацию об отношениях Вы можете получить на официальном ;

· Вы также можете получить информацию о ЕС на сайте Регионального центра ;

· И, наконец, наша страница, которая постоянно обновляется, содержит большое количество полезных ссылок .

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!