Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Еаэс: перспективы расширения, интеграция «снизу» и интересы бизнеса. мнение экономиста александра либмана

04.08.2016

(Окончание. Начало в предыдущем номере)
Общая стратегия необходима, чтобы мы могли оптимально сочетать конкурентные преимущества и избегать ситуации, когда появляются избыточные мощности. Она нужна также для правильного определения прорывных и перспективных направлений экономического роста. В связи с этим можно отметить высказывание Назарбаева Н.А.: «Цели Евразийского экономического союза выдвигают особые требования к его правовым и организационным механизмам. Они должны представлять инструмент, который основан на твердых принципах, но в то же время обладает достаточной гибкостью, чтобы адекватно реагировать на любые изменения. Очевидно, что структура и методы управления органами Евразийского экономического союза не могут быть просто калькой с других интеграционных структур. Нужно искать инновационные модели менеджмента, отвечающие уникальной миссии нашего объединения».

Именно переход к общей стратегии развития и интеграция даст ощутимый эффект. Так, например, эксперты отмечают, что интеграционный эффект роста ВВП составит 17-20 процентов для каждой страны ЕАЭС, экономия времени на товарообмен между странами составит 40%, товарообмен увеличится от 2 до 5 и более раз, а в дальнейшем синергетический эффект увеличится многократно.
Далее уместно отметить высказывание академика РАН, советника президента РФ С.Ю.Глазьева, который пишет, что «по объективным историческим, экономическим и политическим причинам ключевую роль в организации процессов евразийской интеграции играет Россия. Исследования общественного мнения, проводимые различными социологическими службами, свидетельствуют о сохраняющемся представлении о России как объединяющем центре у населения всех государств СНГ. От России ждут инновационного прорыва, ждут сигналов на осуществление системных преобразований, которые будут учитывать национальные интересы государств – участников процессов евразийской интеграции». Так, по данным социологического опроса, проведенного центром ЦИРКОН, на высоком уровне находится поддержка ЕАЭС в их государствах-участниках: 73% – в Казахстане, 67 % – в России и 65 % – в Белоруссии.
В современных условиях достижения науки и технологий в значительной степени определяют динамику экономического роста и уровень конкурентоспособности государств, степень обеспечения их независимости и суверенитета, национальной безопасности и эффективности интеграции в мировую экономику. Развитые страны перешли к качественно новой стадии социально-экономического развития, основным содержанием которого является создание экономики, основанной на знаниях, которая базируется на высокоэффективных национальных инновационных системах.
Далее нужно отметить, что уровень координации напрямую связан с восприятием значимости инноваций. Если образу жизни граждан действительно что-то угрожает, то предполагается, что инновационная стратегия будет контролироваться на самом высоком уровне, «централизованный» подход станет важным средством ее осуществления, и в определенных случаях, это будет затрагивать все секторы экономики. При этом важно учитывать и создавать условия и механизмы самоорганизации процесса инновационного развития.
В будущем макроэкономический эффект от интеграции стран в ЕАЭС будет следующим:
повышение эффективности производства товаров и услуг, благодаря уменьшению издержек перевозки;
стимулирование честной конкуренции и партнерства на общем рынке ЕАЭС;
увеличение доходов населения за счет уменьшения издержек и повышения производительности труда;
наращивание производства и развитие реального сектора экономики за счет увеличения спроса на товары;
увеличение занятости населения в производствах импортоориентированных/ экспортоориентированных фирмах, меж- и национальных корпорациях ЕАЭС;
повышение окупаемости новых технологий и товаров за счет увеличения объёма рынка и т.д.
Как видно, перед странами Евразийского союза стоит сложная задача: как правильно определить инновационную стратегию, чтобы генерировать рост и, как следствие, обеспечить ресурсы, необходимые для повышения общественного благосостояния, преодоления рыночной и финансовой неустойчивости, перехода к новым укладам инновационного развития.
Анализ инновационного и инвестиционного потенциалов стран сообщества показывает, что у каждого из государств-членов ЕАЭС есть свои особенности и национальные приоритеты. Однако имеются присущие каждому государству-члену ЕАЭС проблемы инновационного развития. Все это требует скоординированной работы и разработки механизмов прихода к намеченным результатам.
Далее нужно отметить высказывание С.Ю.Глазьева о том, что будущий бюджет Евразийского союза будет формироваться на начальном этапе развития преимущественно за счет России до 87%, при этом все страны ЕАЭС будут иметь равные голоса при решении возникающих проблем.
В деле создания объединенного инновационного пространства и совершенствования будущего Евразийского союза также должны вносит свой вклад граждане и организации каждой из этих стран. Конечно, идея создания и развития Евразийского союза должна стать общим делом не только для руководителей интегрирующихся стран, но и для всех народов, коллективов, которые хотят изменить мир к лучшему.
Евразийский союз должен скрепляться на идее формирования и развития евразийской цивилизации. Здесь важно не противопоставлять русскую цивилизацию евразийской, поскольку первая представляет собой составную часть последней. В евразийскую цивилизацию входят русская (славянская) и тюркская цивилизация, исламская, буддийская и др. Однако некоторые авторы хотят навязать как главную идею русской цивилизации для всех стран ЕАЭС. Такой подход является грубейшей ошибкой, поскольку русская цивилизация охватывает только славянский мир, а культура многих народов в России очень сильно отличается, тем более стран ЕАЭС. Здесь «правильнее говорить о евразийской цивилизации, - отмечает Л.Савин, - однако в верхах, говоря о евразийском проекте, больше думают об экономической интеграции, а не о культурном наследии, комплиментарности народов и общих духовных основах».
Евразийскую интеграцию следует рассматривать только как первый шаг к дальнейшей интеграции с необходимостью подготовки странами-участницами новой системы управления в континентальном масштабе. Наднациональные органы ЕАЭС работают по известному принципу «одна страна - один голос». Все ключевые решения на уровне Высшего совета и Совета ЕАЭС принимаются на основе абсолютного консенсуса сторон, т.е. единогласно, что исключает возможность доминирования какого-либо государства. То есть данным консенсусом будут приниматься решения по наиболее чувствительным вопросам, которые будут утверждаться главами государств, по остальным – квалифицированным большинством – 2/3 голосов.
На руководящие позиции в высших органах Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) - Совете и Коллегии ЕЭК - назначается равное количество представителей от каждой страны-участницы. Если хотя бы одно государство несогласно, то решение не принимается. После подписания 18 ноября 2011 года лидерами России, Белоруссии и Казахстана декларации о Евразийской интеграции была создана Евразийская экономическая комиссия, контролирующая около 170 функций экономического союза. Таможенный союз решения принимает на основе согласия сторон, а Комиссия вправе самостоятельно принимать решения.
Согласно первой статье проекта договора о Евразийском экономическом союзе, ЕАЭС обеспечивает «свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза».
К компетенции органов ЕАЭС относятся лишь такие направления, как таможенное администрирование, торговая политика в отношении третьих стран, политика в области конкуренции в рамках ЕАЭС, техническое регулирование и санитарные, ветеринарные, фитосанитарные меры. Таким образом, в проекте договора полностью отсутствуют такие положения, как, к примеру, проведение единой внешней политики, информационной политики, регулирование СМИ и т.д.
Согласованная внешнеторговая политика не лишает Казахстан права заключения международных торговых договоров. Все это дает нам право утверждать, что ЕАЭС, имея полномочия только в сфере экономики, просто так, эволюционно или тайно не может перерасти в политический союз без политического волеизъявления сторон. А политическое волеизъявление имеет открытую правовую процедуру, без этого любое решение станет юридически нелегитимным. По этой причине ЕАЭС не может стать угрозой для суверенитета Казахстана и других стран-участниц.
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) состоит из Совета комиссии и Коллегии комиссии, в совет войдет по одному вице-премьеру от правительства каждой страны, в состав коллегии - по три представителя каждой стороны. Также ЕЭК предусмотрены полномочия по созданию департаментов, которые будут готовить решения и заниматься мониторингом в подведомственных отраслях и консультативных органов. Полномочия ведомства будут существенно расширены, а численность увеличится с 150 до 1200 международных служащих. Наднациональный орган - Евразийская экономическая комиссия сохранит своё нынешнее местоположение в Москве, а будущий финансовый регулятор Евразийского экономического союза будет размещаться в Казахстане, в Алматы. Высший Евразийский экономический Совет рассматривает принципиальные вопросы сообщества, связанные с общими интересами государств-участников, определяет стратегии и перспективы развития интеграции.
В евразийской интеграции мы видим хорошие перспективы развития для казахстанской экономики. Мы, как экономисты с многолетнем опытом работы в вузе, убеждены, что наше государство ничего не теряет, наоборот приобретает. Всем нам необходимо правильно оценивать выгоды от ЕАЭС. Внешнеторговый оборот Казахстана со странами ТС имеет стабильную динамику роста, который по итогам 2013 году составил 24,3 млрд. долл. США, что на 29 процентов больше показателя 2010 года, составляющего 18,8 млрд. долл. США с момента создания ТС. В структуре товарооборота преобладает импорт 18,4 млрд. долл., наибольший объем которого более 96 процентов или 17,7 млрд. долл. приходится на Россию - главного торгового партнера Казахстана. В Казахстан в основном завозятся обработанные товары промежуточного потребления 7,5 млрд. долл. Вместе с тем, наблюдается наибольший рост импорта потребительских товаров 76,7 процентов. «С момента создания Таможенного союза экспорт казахстанских товаров в страны-партнеры по ТС увеличился на 62,7 процента, доля обработанных товаров в общем объеме экспорта - с 44 до 54 процентов», - отметил первый вице-министр Бакытжан Сагынтаев.
Участие в ЕАЭС несет выгоды его участникам, прежде всего за счет развития взаимной торговли в союзе. В структуре экспорта Республики Казахстан преобладают минеральные продукты (42,1% к общему объему экспорта в страны Таможенного союза), металлы и изделия из них (29,4%), продукция химической промышленности (15,0%). Из Российской Федерации и Республики Беларусь в большей степени завозятся минеральные продукты (26,2% к общему объему импорта из стран Таможенного союза), машины и оборудование (24,3%), металлы и изделия из них (15,4%), продукция химической промышленности (11,7%).
ЕАЭС имеет следующие преимущества для бизнеса: свободное перемещение рабочей силы, доступ к системе госзакупок, равные условия конкуренции, сокращение инвестиционных издержек за счет образования единого рынка, защита прав на интеллектуальную собственность, отсутствие таможенных пошлин внутри ЕАЭС, общая система технического регулирования, унифицированые тарифы на грузовые ж/д перевозки.
Таким образом, для вхождения Казахстана в тридцатку развитых стран мира необходимо, чтобы население было образованным и здоровым, располагало широкими возможностями трудоустройства в условиях гибкого рынка труда и надежной системой социальной защиты для нуждающихся. При отставании этих четырех компонентов стратегии человеческого развития - образования, здравоохранения, занятости и социальной защиты - экономический рост останется пустым звуком для населения нашей страны. С момента создания Евразийского союза начинается новая эпоха развития не только для нашего региона, но и всей планеты, а это должно подтвердиться в будущем. Участие Казахстана в ЕАЭС отвечает национальным интересам нашей страны, обеспечивая отечественных производителей дополнительными рынками сбыта, что в свою очередь, во-первых, способствует расширению предприятия, а значит - созданию новых рабочих мест, во-вторых, способствует модернизации производственного цикла, а значит повышению конкурентоспособности казахстанских товаров. И самое главное - стабильное социально-экономическое положение внутри страны, что в условиях глобальных финансовых потрясений и неустойчивости экономической ситуации является одной из основных составляющих успеха в развитии Казахстана.

Куандык АЙНАБЕК,
доктор экономических наук,
Бауыржан ЖУНУСОВ,
кандидат экономических наук

Экономический кризис, переживаемый странами постсоветского пространства в связи с падением цен на углеводороды и перетоком проблем российской экономики, ограничивает развитие Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В частности, по мнению экономиста Александра Либмана, кризис значительно сдерживает активность частного сектора на объединенном рынке, интерес к региональным инвестициям, и в целом, те рыночные факторы «снизу», которые могли бы подтолкнуть развитие ЕАЭС. Тем не менее, хотя ЕАЭС и не стал аналогом ЕС или качественно новым «центром силы» в глобальной экономике, он продолжает быть функционирующим таможенным союзом с высокой степенью гармонизации таможенного тарифа.

Александр Либман - Ассоциированный исследователь Института анализа предприятий и рынков Международного центра изучения институтов и развития НИУ ВШЭ, научный сотрудник группы исследований Восточной Европы и Евразии Немецкого института международных проблем SWP.

После недавнего визита Владимира Путина в Центральную Азию наблюдатели заговорили о возможности расширения Евразийского экономического союза за счет Таджикистана. Прошло пять лет, как было создано Единое экономическое пространство, и семь лет после создания Таможенного Союза. Каковы на сегодня перспективы расширения и углубления ЕАЭС?

В настоящее время перспективы как углубления интеграции в ЕАЭС, так и расширения представляются весьма сомнительными. Что касается расширения, даже потенциально единственным возможным новым членом ЕАЭС остается Таджикистан. Вступление Таджикистана в ЕАЭС, во-первых, скорее всего, не принесет никаких дополнительных экономических выгод нынешним членам организации, и, во-вторых, судя по всему, не вызывает энтузиазма у самого руководства Таджикистана. Даже с точки зрения геополитического влияния вступление Таджикистана в ЕАЭС не обязательно усиливает позиции России по отношению к этой стране - наоборот, Россия теряет возможность угрожать Таджикистану ужесточением миграционного режима для таджикских работников в РФ.

Что касается углубления интеграции, насколько можно судить, во-первых, ряд стран ЕАЭС принципиально отвергает возможности углубления интеграционного взаимодействия (например, Казахстан уже многократно давал понять, что никакие формы политической интеграции в ЕАЭС для этой страны неприемлемы), а во-вторых, даже в отношении тех вопросов, в отношении которых не существует принципиального отторжения более глубокой интеграции, перераспределительные конфликты между странами делают достижение консенсуса невозможным. Таким образом, углубление интеграции возможно только в некоторых областях (например, электроэнергетика), но едва ли речь идет о принципиальном усилении интеграционной группировки. Наоборот, в последние годы позиции некоторых наднациональных структур (например, суда) явственно ослабли.

Сказанное, однако, не означает, что будущее ЕАЭС следует трактовать исключительно в черном цвете. ЕАЭС является, несмотря на все противоречия, функционирующим таможенным союзом с высокой степенью гармонизации таможенного тарифа. Страны все же воздерживаются от принципиальных ограничений внутренней торговли (например, в 2015 году Казахстан не ввел таможенных пошлин для российского импорта после обесценения рубля), за исключением политически критически важных вопросов (например, российских продовольственных санкций).

В мире примеров таможенных союзов, аналогичных ЕАЭС, немного. Иначе говоря, ЕАЭС, безусловно, не соответствует ожиданиям тех, кто видел в этой организации аналог ЕС или качественно новый «центр силы» в глобальной экономике; но это функционирующий институт международного сотрудничества в Евразии, оказывающий значимое влияние на экономические отношения между странами-членами.

- Какие значимые положительные эффекты Вы наблюдаете?

С точки зрения классических эффектов региональной интеграции (создания торговли – trade creation), насколько можно судить, эффекты ЕАЭС в настоящее время являются небольшими. Это неудивительно - в условиях кризиса в странах-членах рассчитывать на быстрый рост торговли в принципе не приходится. К тому же следует понимать, что даже потенциально от ЕАЭС могут выиграть прежде всего небольшие страны - для России, например, в силу небольшого размера других экономик ЕАЭС, выгоды от экономического сотрудничества невелики.

Возможно, главный потенциальный фактор, который позволил бы ЕАЭС оказать положительное влияние на экономику стран-членов, - это то обстоятельство, что ЕАЭС (при всех оговорках) все же «связывает руки» стран-членов, не позволяя им предпринимать меры, основанные на чрезмерном протекционизме, поиске ренте или влиянии лоббистов. За прошедшие годы работы ТС и ЕАЭС было немало случаев, когда страны были вынуждены соглашаться на компромисс, отказываясь от ограничений торговли, которые они в противном случае ввели бы. Иначе говоря, достоинство ЕАЭС даже не в позитивной повестке дня этой организации, а в том, что она не позволяет реализоваться негативным сценариям.

- Вы упомянули асимметрию рынков. Насколько она является ограничивающим фактором ЕАЭС?

В принципе никаких препятствий для существования таможенных союзов асимметричных экономик нет - старейший таможенный союз мира, Южно-Африканский таможенный союз, характеризуется даже большей асимметрией, чем ЕАЭС. Однако при этом интеграционная организация должна решить три проблемы.

Во-первых, как уже упоминалось, выгоды для крупнейшей страны в такой ситуации всегда остаются ограниченными - а это может снизить ее интерес к структуре. Во-вторых, если в интеграционной группировке возникают механизмы перераспределения, они с неизбежностью становятся асимметричными - основные расходы несет крупнейшая страна (regional paymaster). В-третьих, асимметрия экономик ведет к асимметрии власти, а это уже отпугивает малые страны, опасающиеся чрезмерного влияния крупной страны на принятие решений в структуре.

В ЕАЭС первая проблема, насколько можно судить, отсутствует - Россия заинтересована в функционировании структуры (пусть и из-за внеэкономических соображений - в России ЕАЭС воспринимается как элемент ее высокого геополитического статуса). Вторая проблема может стать существенной при усилении внутренних экономических проблем в самой России, которая могла бы оказаться неспособна выполнить функцию regional paymaster.

Третья проблема как раз привлекает повышенное внимание в дискуссиях о ЕАЭС. На сегодняшний день, судя по всему, ситуация выглядит следующим образом. За исключением некоторых политически значимых вопросов (прежде всего, связанных с конфликтом России и ЕС), Россия готова «уступать» малым странам в ЕАЭС, поскольку для российского руководства само существование ЕАЭС является важной целью. Иначе говоря, в «стандартной ситуации», когда Россия не рассматривает те или иные решения ЕАЭС через призму геополитических конфликтов, она настолько высоко оценивает необходимость поддержания ЕАЭС, что готова поддерживать функционирование процедуры принятия решений в ЕАЭС, основанной на консенсусе.

России, Белоруссии и Казахстана. В рамках союза, страны получили возможность вести беспошлинную торговлю, за исключением защитных и антидемпинговых мер. В разное время с момента создания Таможенного Союза свое желание вступить высказывали разные государства. Так, о своем намерении в 2011 году заявили Киргизия и непризнанная республика Приднестровье. В 2012 году список пополнился Таджикистаном. В 2013 году обозначили вектор в сторону ТС - Сирия, Армения, Абхахия, Южная Осетия.

Единое Экономическое Пространство

С появления 1 января 2012 года Единого Экономического Пространства, возник 165 миллионный рынок, что значительно увеличило возможности для предприятий, работающих в этих странах. По мнению Ксении Петровны Боришполец, это объединение имеет значительный потенциал, который будет реализован по мере того, как накопиться достаточно опыта функционирования Таможенного Союза. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин указывал в своей статье «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня», опубликованной в газете «Известия», что именно Единое Экономическое Пространство задумывалось, как первый привлекательный для простых граждан проект, который должен был способствовать усилению интеграционных связей между государствами-участниками.Российский лидер отмечал, что ослабление таможенного контроля, наподобие стран-членов Шенгенского соглашения, избавит людей от «унизительных» проверок на границах, позволит им свободно перемещаться, выбирать место учебы и жительства. Владимир Путин особо отметил тогда значимость этого решения, упомянув в контексте, что даже в едином Советском Союзе у жителей не было подобной привилегии из-за ограничивающего института прописки.

Евразийский Экономический Союз

С 1 января 2015 года начал функционировать Евразийский Экономический Союз, в который вошли Белоруссия, Россия и Казахстан. Это новый - третий этап интеграции, который должен стать логическим продолжением Таможенного Союза и Единого Экономического Пространства.

Отличием от предыдущих объединений стала координированная экономическая политика, особенно в таких отраслях как сельское хозяйство и промышленность. Особо выделяются энергетический сектор и создание единой транспортной инфраструктуры.

Граждане трех стран получили возможность пользоваться образовательными и социальными программами любого государства участника, а также право на равных условиях устраиваться на работу и проживать на всей территории союза.

Интеграционный союз объединит более ста семидесяти миллионов граждан - половину жителей бывшего Советского Союза. На международной арене, страны-союзницы будут выступать единым фронтом. Если считать совокупную долю в мировой экономике - союз является пятой экономикой на планете, а его потенциал на 15 - 20 лет - рост до четвертой позиции, прогнозируют союзные лидеры. На данном интеграционном этапе планируется создание единого Центрального Банка и введение общей валюты, однако это вопросы, скорее, на перспективу, чем на ближайшие годы.

Договор о создании союза был подписан в Астане 29 мая 2014 года лидерами трех стран - участниц. Многие оппозиционные аналитики стран постсоветского пространства, заявляющие о недопустимости попыток возрождения СССР, начали заявлять о том, что Москва начала усиленный процесс собирания земель, растерянных после краха Советской Империи.

Однако, доводы противников усиления интеграции о попытках России прищемить национальный суверенитет стран-членов ЕАЭС разбиваются о трудности, возникшие в рамках переговорного процесса по созданию Евразийского Союза. Даже во время последней встречи трех лидеров перед подписанием договора, которая прошла 29 апреля 2014 года в Минске уладить все противоречия не удалось. В частности, Александр Лукашенко заявил тогда о необходимости для начала создать «полноформатный Таможенный Союз», которого, по мнению Лукашенко, еще не было.

Белорусский лидер обозначил столь недружелюбную по отношению к партнерам позицию, поскольку его не устраивали ограничения, накладываемые на движение некоторых товаров в рамках Таможенного Союза. По действовавшим договоренностям, Минск не имел право беспошлинно экспортировать продукцию, произведенную на территории Белоруссии из российских энергоносителей. Сумма, перечисляемая в российский бюджет, составляла около 4 миллиардов долларов ежегодно, что не устраивало белорусскую сторону.

По планам Коллегии Евразийской экономической комиссии, лишь в 2025 году страны должен объединить единый рынок нефти и газа, нефтепродуктов и товаров, произведенных из них, а положения для каждого из этих рынков должны быть выработаны уже в 2016 году.

Аналитики оценивают потенциальные убытки России от внесения изменений в механизмы сотрудничества в нефтегазовой сфере с Белоруссией в сумму более 33 миллиардов долларов в год. Для того, чтобы компенсировать послабления Белоруссии, в России придется изменить внутреннюю политику на продажу топлива.

В частности, пересмотру будет подлежать налогообложение в сфере продажи авиационного керосина, в настоящий момент он продается без дополнительных акцизов. Более того, увеличению могут быть подвержены акцизы на розничную торговлю топливом, что также приведет к удорожанию этого стратегически важного товара. Цена на топливо напрямую влияет на издержки при транспортировке товаров, следовательно, отечественные производители будут нести дополнительные издержки и будут вынуждены поднимать стоимость своей продукции.

Неправительственные Организации

На постсоветском пространстве действуют неправительственные организации, которые тоже, в свою очередь, усиливают сотрудничество и укрепляют интеграционные связи. По мнению российского руководства, в ближайшей перспективе необходимо на высшем уровне поощрять подобную деятельность, довести ее активность, хотя бы до уровня сотрудничества НПО ведущих западных стран.

Несколько лет назад организации стран ТС начали перенимать опыт по вопросам мониторинга оказания государственных услуг населению государств. По мнению руководителей проектов, данная практика позволит улучшить социальную защищенность граждан, их доступ к государственным услугам, оказываемым на всех уровнях. Неправительственные организации также привлекаются к унификации тарифов, а также законодательных норм стран членов ТС. Конкретным примером сотрудничества можно назвать разработку единого антитабачного закона, призванного защитить права некурящих граждан на территории трех республик. По мнению исполнительного директора Гражданского альянса Казахстана Алины Хаматдиновой, сотрудничество неправительственных организаций стран Таможенного союза, путем проведения социальных акций, позволит укрепить интеграцию государств, поскольку заинтересует таким образом население Белоруссии, Казахстана и России. Эксперт отмечает, что у неправительственных организаций региона есть общие проблемы и интересы, что может подтолкнуть их к более углубленному взаимодействию.

Таким образом, можно сделать вывод, что усилия, производимые Россией и другими странами, стремящимися к более тесной интеграции не напрасны, потенциальная выгода для стран участниц - огромная,. Однако, на пути к интеграции, стоит решить некоторые проблемы и понести определенные издержки, что может в краткосрочной перспективе негативно сказаться на бюджете России, которой придется нести основной груз ответственности.

Евразийский экономический союз стал новой геополитической реальностью глобального масштаба, в развитии сотрудничества в рамках ЕАЭС заинтересованы десятки стран мира, заявил журналистам во вторник глава сената парламента Казахстана Касым-Жомарт Токаев.

Перспективы развития ЕАЭС обсуждались на встрече со спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко, отметил К. Токаев.

«Сегодня Евразийский экономический союз является новой геополитической реальностью глобального масштаба, и уже более 40 стран мира заинтересовались развитием отношений в рамках этого союза», - подчеркнул К. Токаев.

По его словам, этот союз имеет колоссальный потенциал для развития и является «благом для народов России и Казахстана, а также народов тех стран, которые являются членами этого союза».

В свою очередь, В.Матвиенко напомнила журналистам, что на территории государств ЕАЭС проживает 200 млн. человек. «Мы как парламентарии должны оперативно реагировать и синхронизировать наши действия в рамках ЕАЭС с точки зрения законодательной составляющей», - подчеркнула спикер Совета Федерации.

По ее словам, Казахстан имеет для России особое стратегическое значение.

«Этот год является юбилейным, 25 лет с момента образования Содружества независимых государств, и осенью пройдет встреча глав СНГ на высоком уровне», - пояснила В. Матвиенко.

По ее мнению, активно развивается межрегиональное сотрудничество между РФ и Казахстаном. "Сегодня 76 субъектов РФ имеют прямые договора и сотрудничают с 14 областями Казахстана. 70% товарооборота приходится именно на регионы, и до 40% на приграничное сотрудничество", - подчеркнула спикер.

Она отметила, что за прошлый год товарооборот между двумя странами без учета нефтегазовой составляющей вырос на 3%. "В текущем году наметилось небольшое снижение, но это временное явление, и уверена, что ситуация стабилизируется".

В. Матвиенко подчеркнула, что визит главы казахстанского сената придаст новое дыхание межпарламентскому сотрудничеству между двумя странами.

"Мы готовы к более глубоким и более активным отношениям с нашими коллегами из Казахстана", - добавила спикер.

При этом она выразила благодарность руководству Казахстана за взвешенную ситуацию по Украине и "незаконным санкциям, введенным в отношении РФ".

В свою очередь, К. Токаев подчеркнул, что для Казахстана сотрудничество с Россией имеет приоритетное значение. "Для нас Россия является безусловным приоритетом, и я, пользуясь случаем, пригласил председателя Совета Федерации посетить Казахстан с официальным визитом, и мы окажем российской делегации соответствующее гостеприимство", - заключил К.Токаев.

Сенаты России и Казахстана готовы активно участвовать в реализации межгосударственных процедур на евразийском пространстве. Об этом заявила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко по итогам встречи с председателем Сената Казахстана Касым-Жомартом Токаевым.

Она отметила, что в неспокойном «турбулентном» современном мире роль межпарламентского диалога растёт. «Отношения между Россией и Казахстаном носят стратегический союзнический характер, и у нас очень эффективное взаимодействие с Сенатом Казахстана. Отмечу конструктивную работу межсенатской комиссии по сотрудничеству», -- отметила спикер палаты регионов.

Спикер также отметила, что Казахстан очень активно работает над созданием модельных законов на пространстве СНГ и ЕАЭС. В частности, на последнем заседании межсенатской комиссии по сотрудничеству в Омске казахстанская сторона выступила с инициативой разработать модельный закон об инжиниринговой деятельности, который, по мнению Валентины Матвиенко, будет востребован на территории ЕАЭС.

Интеграционный процесс является сложным социальным явлением, которое характеризуется множеством различных факторов, тенденций и направлений. Он по существу означает возможность выделения нескольких уровней интеграции, объединяющих как интеграционные, так и дезинтеграционные факторы в зависимости от сферы их функционирования. Все факторы, определяющие интеграционный процесс, распределяются в основном по глобальному и региональному уровням.

Единственной организацией, которая достигла более высокого уровня интегрированности по сравнению со всеми другими объединениями на постсоветском пространстве, является ЕврАзЭС, проект которого предложил в 1994 году президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев.

При разработке концепции интеграции постсоветских государств участники ЕврАзЭС учитывали международный опыт формирования и развития экономических интеграционных объединений, прежде всего, опыт Европейского Союза (ЕС).

Спустя шесть лет, 10 октября 2000 года в Астане главами государств (Беларусь, Казахстан, Россия,Таджикистан, Киргизия) был подписан Договор об учреждении ЕврАзЭС (Евразийского экономического сообщества), который вступил в силу 30 мая 2001 года. В его основе лежит концепция взаимовыгодного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения целей, задач и перспектив устойчивого развития постсоветских государств. В документе предусмотрены организационно-правовые инструменты реализации достигнутых договоренностей, система контроля зареализацией принимаемых решений.

Евразийское экономическое сообщество представляет собой международную экономическую организацию, созданную для эффективного продвижения её участниками процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также для реализации других целей и задач, связанных с углублением интеграции в экономической и гуманитарной сферах. Основными задачами ЕврАзЭС являются: формирование общего финансового рынка, установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки, создание общей унифицированной системы таможенного регулирования, создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности, формирование общего рынка транспортных услуг, создание общего энергетического пространства, формирование системы коллективной безопасности, обеспечение свободного передвижения граждан государств ЕврАзЭС внутри Сообщества и др.

Топливно-энергетический потенциал Евразийского экономического сообщества является уникальным - как с точки зрения наличия топливно-энергетических ресурсов, так и возможностей транзита-экспорта этих ресурсов в пределах и за пределы Сообщества. Территория ЕврАзЭС позволяет организовать экспорт ресурсов во всех перспективных направлениях: западном, восточном и юго-восточном. Сегодня Казахстан, Россия и Таджикистан обладают топливно-энергетическими и гидро- ресурсами, имеющими мировое значение и крайне привлекательными для инвесторов. Все государства ЕврАзЭС соединены региональными трубопроводами в общую систему, позволяющую транспортировать ресурсы в рамках Сообщества. В то же время ряд государств, в частности, Казахстан, Россия и Беларусь, соединены системой экспортных газопроводов, позволяющих поставлять природный газ стран Сообщества на экспорт.

Приоритетное значение имеет формирование и развитие согласованных принципов таможенной, налоговой, тарифной политики государств ЕврАзЭС, углубление взаимодействия электроэнергетических систем стран Сообщества, эффективное использование их транзитного потенциала, совместное строительство объектов электроэнергетики, создание благоприятных условий для активного привлечения инвестиций как самих государств ЕврАзЭС, так и других зарубежных партнеров.

В настоящее время ЕврАзЭС представляет собой развивающуюся экономическую систему с огромным экономическим потенциалом, значительной сферой геополитического влияния и реальными перспективами развития, важными для каждого из участников Сообщества. Однако, формирование ЕврАзЭС представляет собой достаточно сложный и продолжительный процесс. Для эффективной деятельности любого экономического интеграционного объединения необходимо его встраивание в мировую экономическую систему, что невозможно, прежде всего, без функционирования в рамках ВТО. Это потребует определенного времени, но даст возможность реализовать себя каждой из стран и интеграционному объединению в целом в качестве равноправных участников регионального и всемирного экономического взаимодействия.

В перспективе, как считает Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, одна из стратегических целей ЕврАзЭС - это его эволюционный переход к более совершенной структуре - Евразийскому экономическому союзу России, Белоруссии и Казахстана, который планируется создать к 2016 году. Кроме того Президент Казахстана считает, что необходимо постепенно расширять Таможенный союз, участниками которого сейчас являются три страны. По его словам, интерес к вступлению в Таможенный союз проявляли Турция и Сирия. Н.А.Назарбаев добавил, что в качестве наблюдателей в ТС можно было бы пригласить Киргизию и Таджикистан.

На современном этапе важно учитывать, что большинство экономических планов ЕврАзЭС будет зависеть не только от степени заинтересованности государств в сотрудничестве, но и от реальных возможностей экономической интеграции. Значительные различия в уровнях социально-экономического развития, отраслевой структуре экономик, территориальной удаленности друг от друга отдельных государств Сообщества и высокие транспортные тарифы, сложная социально-политическая обстановка в отдельных государствах объединения требуют тщательной проработки перспектив реализации задач их тесного экономического сотрудничества в рамках ЕврАзЭС.

Тем не менее, на сегодняшний день, бесспорным фактом является отсутствие разумной альтернативы процессам равноправной и взаимовыгодной экономической интеграции на Евразийском пространстве.

Кулагина Мария Викторовна,

магистрант 1 -го курса факультета международного регионоведения и регионального управления ИГСУ РАНХиГС

Евразийский экономический союз был учрежден 1 января 2015 года. Он является наиболее удачной попыткой интеграции постсоветских стран после распада СССР. Целями данного интеграционного объединения являются всесторонняя модернизация, кооперация, повышение конкурентоспособности национальных экономик и создание условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов . Таким образом, в ЕАЭС основным является принцип четырех свобод: свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также единая и согласованная политика в отраслях экономики. При необходимости участники союза могут воспользоваться средствами из общего Евразийского фонда стабилизации и развития.

В ЕАЭС входят: Российская Федерация, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Киргизская Республика.

Экономический потенциал этого интеграционного объединения трудно переоценить. Оно занимает первое место в мире по добыче нефти и газа, второе - по выпуску минеральных удобрений, третье - по электроэнергии и четвертое - по пшенице, углю и стали. Но не только концентрация самых дорогих ресурсов на территории интеграционного объединения заставляет Запад желать ее распада. Объединение постсоветских стран для Запада выглядит как повторная советизация, которая для него крайне невыгодна. К тому же объединение крупных экспортеров сырья и согласование цен на ресурсы только между ними ставят остальные государства в уязвимое положение. Вспомним 17 октября 1973 года, когда арабские страны - члены ОАПЕК, а также Сирия и Египет солидарно повысили цены на нефть в течение года от трех до двенадцати долларов за баррель, отказавшись поставлять ее странам, которые поддержали Израиль в Войне Судного дня. Запад сильно опасается повторения этого сценария.

Экономия времени и денег за счет отсутствия необходимости прохождения таможенных процедур и оплаты пошлин позволяет участникам направить средства на модернизацию и диверсификацию рынков. Единые правила сертификации товаров позволяют облегчить процесс торговли, так как сертификацию достаточно пройти только в одной из пяти стран. Уменьшаются транспортные издержки между странами с общей границей, например между Россией и Казахстаном. Таким образом, бизнес получает возможность расширять производство за границу и кооперировать производство с ближайшими государствами-соседями.

Большие выгоды от участия в ЕАЭС получает не только частный бизнес, но и граждане этих пяти стран. Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе , рядовые граждане имеют следующие права.

  • Право работать в ЕАЭС без специального разрешения.
  • Право доступа к социальному обеспечению на одинаковых условиях с гражданами государства.
  • Единые условия налогообложения.
  • Взаимное признание дипломов о высшем образовании.
  • Равные права доступа ко всем медицинским услугам, которые гарантирует государство.

При всех достоинствах ЕАЭС можно выделить ряд насущных проблем функционирования данного интеграционного объединения.

Первая проблема связана с санкциями и антисанкциями. Дело в том, что ответные санкции России Евросоюзу, США, Канаде, Австралии и Норвегии, введенные в августе 2014 года, запрещают вхождение товаров данных стран на российский рынок. Через год санкции также охватили Черногорию, Албанию, Лихтенштейн, Албанию и Турцию. С 2016 года санкции были введены и на украинские товары. При этом страны - участники ЕАЭС не вводили таких же санкций, поэтому европейские, американское, канадские, австралийские и другие нелегальные на территории России товары все так же продолжают поступать на их рынки. По принципу единой таможенной территории все эти санкционные для России товары могут свободно передвигаться внутри ЕАЭС, что идет вразрез с интересами и принципами России. Наиболее благоприятным разрешением данной проблемы для России будет присоединение участников ЕАЭС к санкциям, но так как этого не предвидится, то либо России придется отменить эмбарго, либо внутренний конфликт в интеграционном объединении будет нарастать. Конечно, отмена ответных санкций будет шагом назад в политической игре, поэтому единственный способ сохранить отношения с основными поставщиками санкционных товаров в Россию - Белоруссией и Казахстаном - это временно закрыть глаза на «серый» реэскпорт.

Вторая проблема заключается в том, что участники интеграционного объединения имеют прямо противоположные интересы по некоторым вопросам. Например, для России и Казахстана присоединение к союзу новых государств, например Таджикистана, будет выигрышным шагом. При этом для Белоруссии присоединение развивающихся стран будет крайне невыгодно, так как это создаст дополнительную конкуренцию внутри союза. На сегодняшний день основным кандидатом на вступление в ЕАЭС является Таджикистан, который не дает четкого ответа о своем намерении стать участником. Дело в том, что Таджикистан нужен ЕАЭС, так как он позволяет интеграционному объединению «дотянуться» до границ Афганистана, обрести выход к Пакистану, Индии, а также обрести еще одну общую границу с Китаем, на границе с которым уже построена дорога через перевал Кульма. Эта дорога могла бы стать торговым коридором между ЕАЭС и Китаем, что могло бы значительно сократить время доставки грузов. Таким образом, если Таджикистан вступит в ЕАЭС, торговые пути ЕАЭС могут быть существенно расширены. Таджикистан, который очень сильно зависит от российского и казахского импорта, также бы получил значительную выгоду от вступления в интеграционное объединение с участием этих двух стран. В социальном плане граждане Таджикистана получат рабочие места на территориях стран ЕАЭС. Что касается реальных перспектив вступления Таджикистана в ЕАЭС в ближайшее время, то пока что правительство Таджикистана не созрело для того, чтобы дать четкий ответ.

Третья проблема, активно обсуждаемая на сегодняшний день, - это то, что ЕАЭС ставит перед собой цель отказаться от использования доллара внутри интеграционного объединения. Правда, пока что именно использование доллара в качестве резервной валюты несет в себе наименьшие риски для международных поставщиков и покупателей. В настоящий период валюты стран ЕАЭС наиболее волатильны, поэтому долгосрочное планирование контрактов в этих валютах пока представляется достаточно рискованным. До 2015 года обсуждался проект создания новой единой для всех участников ЕАЭС валюты для использования ее вместо доллара, но страны-участницы так и не пришли к общему мнению. При этом введение новой денежной единицы было запланировано не позднее 2025 года. Среди возможных вариантов названия новой гипотетической валюты были: нанорубль, алтын, евраз. В апреле 2016 года Аалы Карашев- вице-премьер Киргизии - предложил возобновить обсуждение вопроса о создании общей валюты ЕАЭС.

Прогнозы и перспективы развития достаточно молодого интеграционного объединения разнятся среди экспертов. Если ЕАЭС был запланирован в благоприятный период для России (Русская весна, Олимпиада в Сочи), то сегодня на экономику и политику России оказывается существенное давление со стороны англ о-саксонского мира. В 2015 году взаимная торговля снизилась примерно на четверть по причине общеэкономической ситуации и резкого падения цен на нефть. Поэтому некоторые эксперты совершенно не верят в то, что интеграционное объединение выживет. Но, несмотря на негативные высказывания о возможной судьбе ЕАЭС, за полтора года существования была проделана огромная работав рамках объединения стран, которая имела значительные результаты: рост объемов экспорта после создания ЕАЭС демонстрируют все страны-участницы блока. Значительная работа была запланирована и на будущее: сегодня идут переговоры о разработке совместных инновационных проектов и создании новых технологических платформ. На саммите в Астане 31 мая 2016 года, в котором приняли участие пять стран, шла речь о расширении зон свободной торговли и снятии внутренних барьеров в торговле. Владимир Путин также сообщил, что «ведется подключение государств союза к программе импортозамещения, проводимой в России». Россия приглашает всех партнеров к совместному производству оборудования и комплектующих более чем в 25 отраслях экономики, включая машиностроение, электронную и легкую промышленность, а также сельское хозяйство . К 2019 году должен быть сформирован общий рынок электроэнергии.

Также на саммите было запланировано подписание целого ряда международных договоров. На сегодняшний день существует перспектива выгодного экономического сотрудничества ЕАЭС с КНР. Китай заинтересован в создании зоны свободной торговли с участием стран ШОС и АТР. Игорь Шувалов - первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - сообщил, что при сотрудничестве с Китаем российские предприниматели получат доступ к новым рынкам . Игорь Моргулов - заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации - выразил мнение, что

«интеграция российских и китайских инициатив изменит все евразийское

пространство» .

Блок ЕАЭС ориентирован в первую очередь на азиатские страны и страны АТР, которые имеют высокий экономический потенциал и не находятся в политических противоречиях с Россией. При успешной реализации всех запланированных проектов, а также при вовлечении новых стран и блоков в международное сотрудничество интеграционное объединение ЕАЭС имеет высокие шансы на создание достойной конкуренции другим блокам на евразийском пространстве.

Список источников

1. Договор о ЕАЭС. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-

ru/0003610/itia_05062014 (дата обращения: 02.06.2016).

  • 2. Официальный сайт ЕАЭС. URL: http://www.eaeunion.Org/#about (дата обращения: 02.06.2016).
  • 3. Речь Владимира Путина на саммите в Астане 31 мая 2016 года. URL: http://www.vestifinance.ru/videos/27666 (дата обращения: 02.06.2016).
  • 4. Смитюк Ю. Integration of Russia’s, China’s Eurasian initiatives to reshape entire

http://tass.ru/en/world/818880 (дата обращения: 02.06.2016).

5. Экспертное мнение: Игорь Шувалов. URL:

http://www.vestifinance.ru/videos/27666 (дата обращения: 02.06.2016).

  • 6. Eurasian Economic Union Observer, Issue 1 / 2015 (4th quarter)- 18.12.2015. URL: https://infoeuropa.eurocid.pt/files/database/000069001-000070000/000069440.pdf (дата обращения: 01.02.2016).
  • 7. Hett F., Szkola S. The Eurasian Economic Union: Analyses and Perspectives from Belarus, Kazakhstan, and Russia. Friedrich Ebert Stiftung, February, 2015. URL: http://library.fes.de/pdf-files/id-moe/! 1181 .pdf (дата обращения: 02.06.2016).
  • Официальный сайт ЕАЭС. URL: http://www.eaeunion.org/#about(aaTa обращения: 02.06.2016).
  • Договор о ЕАЭС. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0003610/itia_05062014 (дата обращения: 02.06.2016).
  • Речь Владимира Путина на саммите в Астане 31 мая 2016 года. URL:http://www.vestifinance.ru/videos/27666CaaTa обращения: 02.06.2016).
  • Экспертное мнение: Игорь Шувалов. URL: http://www.vestifinance.ru/videos/27666 (дата обращения: 02.06.2016).
  • Цит. По статье: Смитюк Ю. Integration of Russia’s, China’s Eurasian initiatives to reshape entire Eurasia, 4 сентября 2015 года. URL: http://tass.ru/en/world/818880 (дата обращения: 02.06.2016).
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!