Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Что значит национализм. Чего в национализме нет

Выяснилось, что существует немалое число спекуляций касательно самого термина "национализм". Сознательные противники национализма эти спекуляции используют, а разночтения и недопонимания в теме им, безусловно, на руку. Вдобавок, не раз приходилось слышать от знакомых удивлённые и даже иногда - испуганные фразы общий смысл которых - "ой, это те, которые налысо бреются, да?" Недавно узнал, что меня почитывает, не афишируя это, мой друг-болгарин, проживающий сейчас в США, и, по отзывам, его смущают некоторые посты в моём дневнике, о чём сказать мне он не решается. Как часто бывает, на составление этого разъясняющего заявления меня подвигают частные, личные причины, однако само заявление возможно считать программным.

Предисловие.

Я - русский, выросший в семье журналиста и учительницы; подолгу жил в 4-х городах, один из которых находится вне пределов России (быв. КазССР). Склонен считать себя умным и разносторонне развитым человеком с приобретёнными чувствами: социальной адаптированности, ответственности, юмора и опасности. Мне 31 год, мой рост 182 см. и вес 70 кг., нормального телосложения, психически здоров. В споре уважаю чужую точку зрения, если она аргументирована, а её подача корректна. Имею столярские навыки и разряд фрезеровщика, обладаю высшим юридическим образованием и стажем по специальности 10 лет. За годы жизни имел в одноклассниках, сокурсниках, коллегах, знакомых, товарищах и друзьях представителей 25 наций и народностей или их "смесей" (русские, украинцы, белорусы, болгары, чехи, словаки, сербы, абхазы, грузины, татары, осетины, дагестанцы, армяне, казахи, немцы, якуты, башкиры, караимы, корейцы, молдаване, чуваши, эстонцы, евреи, чеченцы и один тат. Я вырос в атеистической и интернациональной среде, и практически ни разу не встречал со стороны представителей своей нации – русской – агрессии либо унижений, причиняемых представителям других наций, народов и народностей.

С некоторых пор мне стало дивно наблюдать за рядом неадекватных реакций на использование слова «национализм» - от, мягко сказать, очень отрицательной либо испуганной, сопровождаемой маханьем руками, до оголтелых полушутливых (но и полусеръёзных) выкриков типа «да! да! жидов перебить всех!» - всё это, вместе взятое, со временем ввело меня в глубокую задумчивость тем более, что абсолютно все националисты, которых я знаю, - наиболее образованные, тонко организованные и порядочные люди, вообще – лучшие представители своих народов, шлейф болезненного недопонимания, подозрений и провокаций которым совершенно не пошёл бы.

Дело в том (и, возможно, для кого-то это станет откровением), что националисты не едят детей, не вырезают иностранные делегации, не служат чёрные мессы и даже далеко не всегда ругаются матом. Пишут и говорят грамотно, спокойно – вот как я сейчас. Зачастую становятся в компании единственными носителями здравого смысла, такой по нынешним шебутным временам редкости. Самое существенное заключается в том, что навешиваемые на националистов ярлыки, меньше всего отражают свойственные и близкие им вещи - шовинизм, надменность, расизм, хотя клевать их стало принято потому, что им как раз не всё равно, что и как происходит в межнациональных отношениях, и, уважая культуру, традиции и людей, принадлежащие их нации, они бережнее остальных относятся к культурам и обычаям других народов .

И ещё – почему я решил написать этот текст. Националисты никогда не кричат, встав на углу, о том, кто они и какие. Но, как говорится, спрашивали – отвечаем. Тем более, что тема принципиальная, а свободу информации никто не отменял. Так что слушайте.

Несомненно, требуется определение национализма, чтобы всякий, независимо от своих взглядов, понимал это слово (а за ним и явление) едино, без ненужных разночтений.

Советские словари и энциклопедии в расчёт здесь могут браться с большой погрешностью, поскольку железобетонно стоят на классовых позициях, давая определение национализму:

«Национализм – 1. Реакционная буржуазная идеология и политика, направленная на разжигание национальной вражды под лозунгом защиты своих национальных интересов и национальной исключительности и практически служащая интересам эксплуататорских классов. 2. В порабощённых и зависимых странах: народное движение, направленное на борьбу за свою национальную независимость.» (Словарь С.И. Ожегова, М-1973)

Классовая теория общества, угловатая и выдуманная, себя, как известно, изжила, а словари остались. СЭС 1980 г. уточняет формулировку Ожегова:

«Национализм – буржуазная и мелкобуржуазная идеология и политика, а также психология в национальном вопросе; противоположен пролетарскому интернационализму. Основа национализма – [...] трактовка нации как высшей внеисторической и надклассовой формы общества.»

Вот, собственно, и всё, что требуется знать о советской трактовке термина. Общество с незапамятных времён раскололось на классы и прослойки, по основным признакам которых и делилось в повседневной жизни: граждане древних городов женились политически грамотно, воспитывая потомство в строгости классового сознания; на вопрос «ты чьих будешь?» отвечали степенно, с достоинством: «из феодалов я, слыхал таких?» Фамилий не было, на гигантских территориях люди объединялись не по принципу родства и общности клановых интересов, а на основе принадлежности к рабам, буржуа и интеллигенции.

Но вот пришёл Маркс и всем всё объяснил, чтобы больше не путались, и возник пролетарский интернационализм - тут все рабочие заимели равные избирательные и прочие права, независимо от национальности и места проживания. Например. Живёт, скажем, в Удмуртии 100 человек рабочих, и 20 из них – удмурты, а остальные - русские. И вот в Верховный Совет или там Съезд нардепов от этой Удмуртии полагается трёх человек послать, вот и посылают власть отправлять двух удмуртов и одного русского (иногда интеллигента). И, главное, всё по-честному, это ж Удмуртия, так? Называется же. Это и есть интернационализм по-советски.

Увлекательно, меж тем, проследить, как волшебно меняется одно и то же движение в зависимости от того, чьим инструментом оно является: монархисты, как широко известно, - крайне реакционная публика, поэтому в их устах и деяниях национализм превращается в получившее как бы естественную популярность и отдающее гниющей кровью слово «черносотенство». Но как только Советское правительство начинает поддерживать некое вооружённое формирование где-нибудь в Африке, то движение это моментально превращается в национальное, потому что угнетают его, дело в том что. Но, впрочем, теперь мы не об этом.

Основная червоточина, заложенная в официозном советском определении национализма, была сохранена и на ближнесреднюю постсоветскую перспективу за счёт умышленного воспроизведения пассажа об «идее национальной исключительности и национального превосходства» в ряде основных словарей, - классовый-то аспект, конечно, исчез. И до сих пор слово «национализм» и его производные если употребляются, то либо стыдливо и украдкой, либо громко и с подчёркнуто отрицательным оттенком. В лучшем случае – от незнания.

Что такое национализм

С тех пор, как от классовой теории остались лишь Чой-Балсан и Ленин, да и те – в памяти народной, появился смысл посмотреть на терминологию более непредвзято и широко, используя в т.ч. и зарубежные источники. Тем более, что такие, в общем, современные понятия, как национализм, живут и развиваются сообразно времени. Вот взять прямую противоположность национализма – нацизм: у того же Ожегова в последних 7-ми изданиях из 10-ти «стереотипных», слово «нацизм» обозначается весьма коротко и очень узко: «Германский фашизм». Это теперь мы знаем, что нацизмов много, и они разные: японский милитаризм, британский колониализм, американская экспансия и др. Каждый из этих (и других) нацизмов очень специфический, но суть их одна: подчинение и завоевание на базе представлений о превосходстве своей нации, её образа жизни над другими. Но это – нацизм, доктрина злобная и шовинистическая, не в пример национализму. Так что запасёмся толикой терпения и посмотрим, что думают о национализме люди академического склада - составители словарей:

« Национализм :
1. Приверженность (преданность) интересам или культуре одной нации.
2. Вера в то (понимание того), что независимое существование (функционирование) наций имеет преимущество (имеет более благотворный эффект, приносит большую пользу), чем коллективное, подчёркивая приоритет национальных целей в сравнении с интернациональными.
3. Стремление (сильное желание) национальной независимости в стране, находящейся под иностранным (чужеземным, чуждым) владычеством (господством).»
(Bartleby Encyclopaedia )

«Национализм - это душевное состояние, чувство принадлежности к большой группе с общим языком, историей и стремлениями. Он привлекает чувство ответственности за судьбу нации и желание помогать в формировании ее будущности. Национализм является самой сильной политической и духовной силой, что руководит народами в направлении снискания полной национальной независимости и лучшей организации их экономических и культурных интересов"
(Encyclopaedia International )

«Национализм – идеология, базирующаяся на представлении о том, что индивидуальная верность и преданность национально ориентированному государству имеет приоритет перед остальными индивидуальными или групповыми интересами. [...] когда на протяжение всей истории люди держались своей нативной почвы, традиций своих отцов, устоявшихся территориальных традиций властвования.»
(Encyclopaedia Britannica )

«Термин «национализм» в основном используется для описания двух феноменов: (1) мировоззрение, свойственное представителям единой нации, согласно которому последние небезразличны к своей национальной идентичности; (2) действия, предпринимаемые представителями единой нации в целях достижения (или поддержания) национального суверенитета.»
(Stanford Encyclopedia of Philosophy )

«Национализм – доктрина преданности национальным традициям и порывам.»
(Nuevo Encyclopedia Larouse )

«Жанна д"Арк впервые дала простую и ясную формулу чисто (sic!) национального патриотизма: "быть независимым от чужестранцев на своей земле и иметь перед собой своего собственного главу."
(Брокгауз и Эвфрон )

Достаточно. Итак, можно вывести повторяющиеся черты, которыми наделяют понятие национализма самые разные энциклопедии. Это:

  1. Ощущение единства с людьми одной с тобой нации, чувство локтя на основе общего языка, истории и традиций.
  2. Идентификация себя как части нации, определение своей социо-культурной идентичности.
  3. Удержание и преумножение объёма культурного и прочего самобытного опыта, полученного нацией за время своего существования, препятствование его размытия и уничтожения.
  4. Понимание того, что без организующей роли национальной идеи перестанет существовать как нация целиком, так, возможно, и многие её представители, как не вписавшиеся в новый мировой порядок.

Наиболее ёмко выразил суть национализма, которому чужда как агрессия, равно и политическая апатия, св. Александр Ярославич, Невский герой:

«Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет

В случаях же отсутствия внешней агрессии национализм – это любовь к своему народу и своей земле, языку и культуре предков, традициям, их охранение и забота о них .

«Так же, как не может быть настоящей взаимной зависимости без независимости, настоящий интернационализм может быть заложен лишь на национализме, свободном от шовинизма»
(Индира Ганди )

В этой связи интересно заключение, сделанное в статье, предрекающей «пан-национализм», исследователя политической науки Пола Тринора:

«Одна нация – это национализм, 190 наций – это национализм, федерация наций – это всё ещё национализм и ООН – это тоже национализм. Никакое упорядочение национализмов не унимает уникальности каждого из них. Количество «штатов» в мировом порядке не создаёт новый порядок. Политический космополитизм и нормативный интернационализм оба выстраиваются на логических ошибках, не имея под собой сколь-нибудь реальных оснований.»

С чем нельзя путать национализм

Запрещается путать национализм с:

  • Нацизмом (о нём сказано выше);
  • Шовинизмом («Идеология и политика воинствующего национализма, проповедующая национальную и расовую исключительность одного народа, ненависть и презрение к другим народам и разжигающая национальную и расовую вражду» – толк. словарь);
  • Фашизмом («Идеология крайне воинствующего шовинизма и расизма и практика порабощения (с частичным уничтожением порабощенных народов, с превращением в рабов народом-победителем оставленных в живых побежденных народов), а также опирающиеся на эту идеологию политические течения, открытая политическая диктатура и репрессивный режим, направленные на подавление прогрессивных общественных движений и на уничтожение демократии; идеология превосходства над всеми другими нациями, возведенная в государственную и международную политику» – толк. словарь);
  • Расизмом («Реакционная, антинаучная теория и основанная на ней политика, утверждающие превосходство одной расы над другой.» - толк. словарь).

Nb: При перекрёстном сличении определений этих понятий в разных источниках принципиальных разночтений не обнаружено.

Чего в национализме нет

В национализме, вопреки заверениям либералов, нет:

а) Декларации превосходства своей нации над другими – принцип действия национализма как раз в том и заключается, что человек, любящий свою нацию, способный ценить её самобытность и уникальность, никогда не сможет с презрением или покровительственно рассматривать любую другую нацию, а также народы и народности. Именно поэтому в России всегда процветали коренные национальные меньшинства – их культуры поддерживались и сохранялись, многие приходили в Россию добровольно, в поисках защиты.

б) «Возведения в ранг государственной политики эгоизма какой-л. нации » - здесь налицо подмена понятий: государствообразующая, тектоническая, самая многочисленная нация России – русские; в силу такой естественной причины русские вот уже на протяжении тысячи с лишним лет организуют и направляют развитие российской государственности, и смешно было бы говорить о их государственном эгоизме в то время, как свои ресурсы и жизнь Русский народ отдавал на дело построения и сохранения российской государственности. Ничего более естественного, нежели пропорциональное представительство во власти по национальному признаку в устройстве многонационального государства быть не может, так тому и быть.

Что мешает национализму

Как и в самой жизни, наилучшим проявлениям национализма мешают лжецы и глупцы. Первые намеренно сгущают краски и к, в общем, нейтральному термину примешивают кровавые оттенки, подпускают тухловатый привкус - навроде «национального превосходства», в то время как для подобных явлений существуют аж три специальных понятия, приведённые выше. Глупцы же бездумно глотают эту стряпню, и в их сознании, которому не даётся труда вникнуть самостоятельно, всё смешивается в одну «красно-коричневую» кашицу, отдающую чем-то запретным и неприличным, а смысл, закладываемый изначально в слово «национализм», успешно скрадывается.

Как лжецов, так и глупцов этих - каждых - можно условно разделить на две категории: сознательных и несознательных.

Сознательные лжецы , эмиссары нового мирового порядка, целенаправленно и изобретательно действуют в направлении размыва границ национальных государств, искусственного насаждения космополитизма и глобализма, уничтожения не столько формальных признаков суверенитетов, сколько самобытного сознания граждан суверенных государств . Здесь не место рассуждать о том, кому выгодна подобная унификация – надгосударственному правительству ли, всемирному ли банку – в любом случае, уничтожение уникального видится неправильным и даже преступным. Действительно, пути эволюции цивилизаций порой неисповедимы, но глобализация как таковая сродни транссексуализму – т.е. появлению сперва унисекса, затем трансвестизма и, наконец, - третьего пола, вымещающего два своих прародителя – мужчин и женщин со всеми их сакральными особенностями. Как следствие – вырождение, нравственное, а затем и физическое. Так и глобализация, постепенно разъест различающие нас особенности, приведёт к деградации, тоскливой антиутопии, превратит в биомассу с единым центром управления.

Несознательные лжецы – это те, кто, имея высокую трибуну, вторят лжецам сознательным и раздувают анти-националистическую истерию. В качестве яркого примера можно привести двух физиков-теоретиков – Альберта Эйнштейна и Эриха Фромма: с несвойственной учёным оголтелостью в один голос и одинаковыми словами клеймят они из 40-х годов прошлого века национализм, как «болезнь человечества» и «безумие», памятуя о Аушвице и Треблинке, но не понимая, что само миролюбивое националистское мировоззрение было испоганено нацистами и превращено в болезненный национал-социалистический замес - искусственный гибрид двух несовместимых идеологий . Более спокойно высказались на заданную тему Шарль де Голль и Герберт Уэллс – последний в начале прошлого века жизнерадостно воскликнул: «Настоящая наша национальность – человечество», с чем не поспоришь - как говорится, "мир, дружба, жевачка". Нечто похожее, спустя несколько десятилетий говорит другой фантаст Артур Кларк: «Какие могут быть национальности, когда мы видели Землю из космоса всю, целиком» Так и хочется сказать в ответ: «Да, в общем, никакие, Артур Карапетович, отдыхайте на орбите. А мы тут пока все растения перескрестим и превратим в единообразные водоросли, а из различных зверей и птиц сделаем четыре вида воробья: с ногами, без ног, с зубами и с пропеллером, но – только чтобы воробьи».

С глупцами та же история: несознательные (или, точнее, бессознательные), как было сказано, поют чужую песню, а сознательные – те, кто знают, что выродятся, но им, в общем, плевать.

Однако времена меняются, и то, что было очевидно Уэллсу в пору Первой Мировой, теперь может выглядеть иначе, иметь другие причины и иные задачи.

Почему я националист

Я – русский националист. Под русскими понимаю как собственно русских (великоросов), так и украинцев (малоросов) и белорусов; нонсенс же, при котором у одной нации три государственных образования, возможно, ещё послужит хорошую службу нашим братским народам. Согласно последней переписи населения в РФ русские составляют 79,8% всего населения страны, вместе с украинцами и белорусами – свыше 83%, т.е. неоспоримое, полное большинство.

Татары. Не первую сотню лет они живут бок о бок с русскими, вместе воюют против общего врага, строят и полноценно сотрудничают на благо общей Родины. Их 4% от общего числа граждан России сливаются с 1% башкиров, 1% чувашей, 0,5% мордвы и других коренных народов и народностей. Вместе мы вынесли все испытания последних ста лет. Остов же и каркас общества, государства – русские, и с этим никто из коренных народов России не пытается спорить, ибо глупо.

Быть может, слово само – «националист» покажется кому-то отталкивающим, пугающим, но другого, столь же ёмкого покуда нет. Националистами по существу деяний своих, образа жизни и оставленным для нас записям, были и Владимир Мономах, собиратель Русской земли, и сын его Юрий Долгорукий (потому что руку тянул до Киева, столицы второй Восточно-Славянской цивилизации, где в дальнейшем и княжили его потомки), и его сын Всеволод Большое Гнездо, и внук Всеволода III - Александр Невский, отстоявший ратно Русь от Запада, и до смерти своей, предваряемой схимничеством, тонкой дипломатией отстранявший ханов, сколько мог, и Дмитрий Донской, покончивший с Игом, и Иван Грозный, самодержец... Имён достаточно, и все яркие, значимые. Националистом был и каждый порядочный русский человек в дореволюционной России, покуда не стало само явление, что рядили сторонние в разные слова – «монархисты», «черносотенцы», «русская партия» etc., гонимым, а его приверженцы – побиваемы.

Националист – или любое, что понравится, но передаёт вам суть моих слов – я потому, что ничего более естественного, чем любовь к близким своим, к семье, к родне, к земле, где родился и вырос, не могу себе представить . Если кто-то скажет вам: «Я люблю людей. Вообще людей» - не верьте, это неправда. Когда говорят о любви к человечеству, это означает, что говорящий не умеет любить даже тех, кто его родил, кто рос с ним рядом, кого он видит каждый день. А это – самое непростое, но и самое важное.

«Это всё своё, родное.»

Нам часто задают вопросы такого рода: Что такое нация? Кто такие националисты? Чем вы отличаетесь от других националистов?и т.п. Эта статья поможет получить ответы на данные вопросы. , давайте сначала остановимся на определении каждого конкретного термина.

Во всех гуманитарных науках действует философское правило - познаваемо только то что понимаемо. (То есть познать мы можем только то, что можем представить понятийно). Поэтому давайте остановимся на определениях ключевых терминов.
Население - совокупность людей, проживающих на одной территории.

Этнос - исторически сложившаяся устойчивая социальная общность людей, объединенных общностью языка, своеобразия культуры, быта, традиций, обычаев, самосознания.

Народ - естественно сложившаяся на определенной территории общность людей, имеющих общее кровно- родственное поисхождение и имеющих общие духовные, исторические и культурные ценности.

Нация - народ, осознающий свою этническую идентичность и принадлежность, имеющий единую высшую цель и прилагающий объединённые усилия в деле её достижения.
Патриотизм - это любовь к своему государству или стране и их институтам.

Национализм - международное определение:


1.Encyclopaedia Britannica 2002 (Британская энциклопедия)
Nationalism: Ideology based on the premise that the individual"s loyalty and devotion to the nation-state surpass other individual or group interests.
(Национализм - это верность и приверженность к нации или стране, когда национальные интересы ставятся
выше личных или групповых интересов).
2.Webster"s Revised Unabridged Dictionary 1998 MICRA (словарь Вебстера, издание США, 1987 г.)

Nationalism: 1. The state of being national; national attachment; nationality.2. An idiom, trait, or character peculiar to
any nation. 3. National independence; the principles of the Nationalists.
(Национализм: 1.состояние преданности своему народу 2. идиома, черта, или символ свойство любой нации.
3. Национальная независимость, принципы националистов.)
3.The American Heritage Dictionary of the English Language (4th ed.) 2000 by Houghton Mifflin Company
(cловарь английского языка (4-е изд.) 2000 Houghton Mifflin)Nationalism:
1. Devotion to the interests or culture of one"s nation.
2. The belief that nations will benefit from acting independently rather than collectively, emphasizing national rather than international goals.
3. Aspirations for national
independence in a country under foreign domination.

(Национализм:
1. Преданность интересам или культуре своего народа.
2. убеждение, что страны выиграют от самостоятельных действий, а не действий интернациональных, поскольку национальные цели ставятся выше международных.
3. Стремление к национальной независимости страны, и противодействие попыткам иностранного господства).

Национализм - идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей.

Ценностной основой Национализма является Нация как источник и носитель определённых уникальных характеристик и ценностей. Нация сама по себе, её генотип, её антропология, её Дух, её характер, её культура, её история и всё, что способствует её существованию и дальнейшему развитию - вот определяющее в Идеологии Национализма. Национализм - это любовь к своей Нации, сильнейшее чувство к своей группе по происхождению.

Национализм постоянно осознаёт и культивирует позитивное чувство принадлежности к своей Нации и её признакам и принципам. Национализм - гораздо больше чем просто политическое, общественное или культурное движение, он охватывает все стороны национальной жизни.

Национализм не привязан к политическим формам и социально-экономическим моделям. Мир в свете Национализма видится как поле взаимодействия различных сообществ, каждому из которых свойственны уникальные черты и своя собственная история и каждое из которых есть результат своих собственных истоков и своего особого пути развития.
Национализм предполагает, что мир состоит из естественных наций и всегда был таким, что нации - это основа истории и основные участники исторической драмы, что нации и их характеры - это организмы, которые легко можно обнаружить вследствие их специфики, что члены наций могут - и часто так и происходит - лишиться своего национального самосознания вместе со своей независимостью, что долг Национализма
заключается в том, чтобы восстановить это самосознание и независимость, заново пробудив Нацию.

Национализм проповедует национальную исключительность для всех без исключения наций, не только для одной-единственной. Национализм проповедует национальную исключительность каждой нации, но не стоит на позициях национального превосходства.
Национализм, стоя на принципах уважения к своей нации, к её вере, культуре, истории, неминуемо и логично распространяет такое отношение на все остальные нации и их признаки.

Одновременно Национализм имеет право что-то принимать и приветствовать или, напротив, что-то отвергать и с чем-то не соглашаться в облике и в образе жизни других наций. Но отношение понимания сохраняется при этом неизменным.
Национализму ценен сам факт национального своеобразия, колорита и самобытности, и он всячески приветствует и отстаивает это. Национализм основывается не на ненависти к другому и чужому, а на любви к своему.

Отличие национализма от патриотизма - Национализм есть безпредельная любовь и готовность к самопожертвованию за свою народность, а патриотизм - такая же любовь и готовность к самопожертвованию за Родину, Отечество. Национализм скорее понятие психолого-антропологическое, а патриотизм - историческо-географическое.

Националист - это человек, твердо осознающий свою принадлежность к Народу, Нации. Свой народ ближе ему, чем другие. Это не значит, что именно его народ лучше других. Человек же, не осознающий свою принадлежность к какому-либо народу, - это одинокий безродный космополит.

Национальное самосознание - это совокупность взглядов и оценок, мнении и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений членов национально-этнической общности о своей истории, современном состоянии и будущих перспективах своего развития, а также о своем месте среди других аналогичных общностей и характере взаимоотношений с ними.

Национальное государство - тип государства, означающий, что последнее есть форма самоопределения
и организации той или иной нации на определённой суверенной территории и выражает волю этой нации.
Основными целями Национального государства являются - сбережение и обеспечение безопасности государствообразующей нации. Главная задача Национального Государства - создание максимально благоприятных условий: выживания, существования и дальнейшего развития Нации.

Русский национализм - инстинкт самосохранения русской нации, преданность и деятельная защита её интересов. Русский национализм как идеология направлен на защиту культурной самобытности русских и их национального самосознания. Главнейшей задачей русского национализма как идеологии является развитие и процветание русского народа. В этой концепции государство и его институты являют собой средство, инструмент для выполнения указанной задачи.

Русский национализм выступает за защиту человеческих и гражданских прав русских людей в любом государстве, против любых проявлениий русофобии. Русский национализм выступает за признание русских на территории России государствообразующей нацией. При этом Русский национализм признаёт интересы коренных народов России, у которых нет своей государственности за пределами страны, и готов сотрудничать со всеми, заявляющими о своём желании сосуществовать в рамках сложившейся традиции совместного проживания, основанной на взаимном уважении, соблюдении законности и правопорядка.

Теперь, когда мы дали определения основным терминам, мы готовы к позитивной дискуссии и сотрудничеству со всеми здравомыслящими людьми, желающими жить счастливо и успешно на своей
земле...

Денис Кузьмин

Национализм проповедует не вражду и ненависть

к представителям иных наций и народов, но скорее

политическую независимость и работу на благо

собственного народа.

Когда мы слышим "я - узбек" или "я - англичанин", а также "мы - дагестанцы", то о национализме мы не вспоминаем. Стоит сказать "я - русский" или "мы - русские* - всё, преступник - националист! Недавно осудили 19-летнюю девушку за то, что на её страничке в ВК она разместила националистические лозунги великих русских, типа Александра III, Толстого, Достаевского, Суворова и назвала себя националисткой. Доходит до абсурда! Какой-то суд признал незаконными слова Александра III "Россия - для русских!" Этот лозунг был объявлен экстримистским! Что же получается Россия - не для русских? Проанализировав действия властей, миграционную политику , внутреннюю политику вывод напрашивается сам собой - истребление русского народа. Зачем? Здесь всё просто. Кто будет защищать чужую страну? В случае войны узбеки возвратятся в Узбекистан, чеченцы - в Чечню, а американцы зайдут в Россию безпрепятственно и сделают её одним из своих штатов. Кстати, многие американцы думают, что Россия - в составе США. Стратегия выполняется планомерно, сначала распался великий и могучий Советский Союз. Теперь по одиночке громят остатки. Начали с Украины. Готовится - Россия.

Кто же такой на самом деле националист ? Давайте разберёмся.

В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа , культурное и духовное возрастание, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей . Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму . Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, невзирая на противоположные классовые интересы. Она оказалась способной обеспечить мобилизацию населения ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике.

В силу того, что многие современные радикальные движения подчёркивают свою националистическую окраску, национализм часто ассоциируется с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью (или любой иной неприязнью к этническим «другим»). Такая нетерпимость осуждается сторонниками умеренных течений в национализме.

Российские СМИ «национализмом» часто называют этнонационализм , в особенности его крайние формы (шовинизм , ксенофобия и др.), которые делают акцент на превосходстве одной национальности над остальными . Многие проявления крайнего этнонационализма, включая разжигание межнациональной розни и этническую дискриминацию , относятся к международным правонарушениям .

Принципы национализма:

«Нация — первична, государство — вторично », — основной лозунг национализма. Национализм проповедует не вражду и ненависть к представителям иных наций и народов, но скорее политическую независимость и работу на благо собственного народа . Последнее относится прежде всего к государственной власти. Близкородственное понятие — патриотизм (не путать с лексически похожим термином «государственный патриотизм »). Связанными с этой концепцией являются такие понятия, как «национальные ценности», «национальные интересы», «национальная безопасность», «национальная независимость», «национальное самосознание» и др.

Виды национализма.

Ниже перечислены основные направления национализма. Большинство современных течений в рамках этой идеологии представляют собой смесь этих направлений.

  • Гражданский национализм утверждает, что легитимность государства определяется активным участием его граждан в процессе принятия политических решений, т. е., степенью, в которой государство представляет «волю нации». При этом принадлежность человека нации отождествляется с гражданством .
  • Формой гражданского национализма является либеральный национализм , который делает акцент на либеральных ценностях, в особенности на правах человека .
  • Государственный национализм , напротив, утверждает, что нацию образуют люди, подчиняющие собственные интересы задачам укрепления и поддержания могущества государства.
  • Органический национализм фокусирует своё внимание на «органическом единстве» образующих нацию людей, которое может иметь культурную или генетическую природу. Сторонники этого течения утверждают, что границы государства должны совпадать с территорией проживания нации.
  • Культурный национализм определяет нацию общностью сепаратизму . Радикальный государственный национализм является ключевой составляющей фашизма . Многие этнические националисты разделяют идеи национального превосходства и национальной исключительности (см. шовинизм и расизм ), а культурные националисты — культурной и религиозной нетерпимости (см. ксенофобия ).

    Характерная для национализма размытость идеологии и эклектичная структура политических движений часто открывает возможности для политики «двойных стандартов». Например, стремящиеся к сохранению своей культуры «нации-гегемоны» обвиняют в великодержавном шовинизме, борьбу малых народов за национальную независимость называют сепаратизмом, — и наоборот.

    Если "короче", то:

    НАЦИЯ (NATION) - это и есть в переводе с латиницы - НАРОД, а славянские Символы - НАРОДНЫЕ! Тот, кто любит свою Родину и свой НАРОД - Нацист, а тот, кто не любит свой НАРОД - ШОВИНИСТ! Тот, кто любит все НАРОДЫ - ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТ.

Национализм Буржуазная и мелкобуржуазная идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопостовления своей нации другим, подчиняющая классовые интересы трудящихся так наз. общенациональным интересам, а фактически - интересам эксплуататорских классов Национализм Проявление психологии национального превосходства, национального антагонизма, идеи национальной замкнутости

Национализм в Энциклопедическом словаре:
Национализм - идеология и политика в национальном вопросе, основа которых- трактовка нации как высшей ценности и формы общности. В 19-20 вв.национализм выступал как мощная объединяющая сила в борьбе за национальноеосвобождение в Европе, а затем в Африке, Азии и Латинской Америке,сопровождаемый идеей национального превосходства и национальнойисключительности; нередко принимает крайние формы (шовинизм), сближается срасизмом и ведет к острым внутренним или межгосударственным конфликтам.

Значение слова Национализм по словарю Ушакова:
НАЦИОНАЛИЗМ , национализма, мн. нет, м. (полит.). Буржуазная идеология и политика, ставящая свою, господствующую нацию в привилегированное положение и направленная на угнетение других национальностей, на создание вражды между ними. Марксизм выдвигает на место всякого национализма - интернационализм... Ленин. Принцип буржуазного национализма - развитие национальности вообще, отсюда исключительность буржуазного национализма, отсюда безвыходная национальная грызня. Ленин. - Уклон к национализму есть приспособление интернационалистской политики рабочего класса к националистской политике буржуазии. Уклон к национализму отражает попытки "своей", "национальной" буржуазии подорвать советский строй и восстановить капитализм. Сталин.

Значение слова Национализм по словарю Брокгауза и Ефрона:
Национализм - превращение живого народного самосознания в отвлеченный принцип, утверждающий "национальное" - как безусловную противоположность "универсального", и "свое родное" - как безусловную противоположность "чужеземного". Первоначально слово Н. не имело этого смысла, принадлежа к английской политической терминологии, где оно обозначало стремление ирландцев к автономии. В общем значении оно стало употребляться преимущественно в русской литературе, с начала 80-х годов. Как отвлеченный принцип, Н. основан на ложном разделении того, что в действительности неразрывно соединено. Все, что производилось ценного в истории, имело всегда троякий характер: 1) личный, 2) национальный и 3) универсальный. Всякое историческое творчество коренится в личных силах и дарованиях, обуславливается национальной средой и приводит к результатам всечеловеческого значения. Так, еврейская библия, индийский буддизм, греческая философия, римское право, арабское мусульманство, латинская теократия, итальянский гуманизм, немецкая реформация - создавали всеобщее из личного через национальное. Даже в таких более внешних и местных явлениях, как реформа Петра Великого или Французская революция, ясно обозначается присутствие этих трех элементов. Поэтому национализм, как исключительное утверждение одного из них в ущерб двум другим, есть воззрение прежде всего антиисторическое. С другой стороны, обособление каждого народа в смысле отрицательном, то есть его отчуждение от всех других и замкнутость в себе, будучи делом безнравственным по существу (как отрицание альтруизма и человеческой солидарности), является, при современном прогрессе внешней культуры, физической невозможностью. Последовательного теоретического оправдания Н., как и все отвлеченные начала, не допускает. Практическое значение он отчасти имеет как знамя дурных народных страстей, особенно в странах с пестрым многонародным населением. Основание некоторой популярности, которой еще пользуется Н., есть ошибочное его смешение с патриотизмом (см.). Вл. С.

Определение слова «Национализм» по БСЭ:
Национализм - буржуазная и мелкобуржуазная идеология и политика, а психология в национальном вопросе. Н. трактует нацию как высшую внеисторическую и надклассовую форму общественного единства, как гармония, целое с тождественными основными интересами всех составляющих её социальных слоев. При этом за общенациональные интересы выдаются устремления класса или социальной группы, выступающих в данных конкретно-исторических условиях носителем и проводником националистической идеологии и политики буржуазии, мелкой буржуазии. Для Н. характерны идеи национального превосходства и национальной исключительности, получающие большее или меньшее развитие в зависимости от исторической обстановки, от взаимоотношений данной нации с другими. Широкое развитие Н. связано с зарождением и развитием капитализма. Буржуазия использует Н. в качестве орудия создания и завоевания общенационального рынка, установления своего господства в национальных рамках в борьбе против феодальных сил и чужеземной буржуазии, закрепления и расширения этого господства путём порабощения других наций. Н. используется буржуазией с целью добиться
«классового мира» внутри нации, отвлечь пролетариат от его классовых задач, посеять между трудящимися разных наций национальную рознь, подорвать интернациональное единство революционного движения. Условия буржуазного общества ведут к распространению националистических взглядов среди отсталых слоев трудящихся. Н. прививается им всем аппаратом буржуазного государства, его политикой и пропагандой. Буржуазные философы и социологи под
«национальным» понимают прежде всего, и почти исключительно, духовное. Понятие Н. толкуется ими как некая самодовлеющая, суверенная духовная сила, которой очень часто придаются мистические, а порой и патологические свойства. Например, американский профессор Б. Шейфер определяет Н.
(«групповую лойяльность») следующим образом: «...1) любовь к общей земле, расе, языку и исторической культуре, 2) стремление к политической независимости, безопасности нации и забота о её престиже, 3) мистическая преданность туманному, иногда сверхъестественному социальному организму, который известен как нация и народ..., 4) догма о том, что индивидуумы живут исключительно для нации, которая есть цель в самой себе, 5) доктрина, что данная нация... является или должна быть господствующей... среди других наций и должна совершать с этой целью агрессивные действия»
(«Nationalism: myth and reality», N. Y., 1955, p. 6). Неопределённость и широта, приданные понятию Н. буржуазными теоретиками, служат основой субъективного произвола в анализе конкретного содержания того или иного Н., затушевывания классовых сторон проблемы. Буржуазные идеологи обычно признают лишь разновременность возникновения или проявления Н. и его неодинаковый характер в разных странах. В работах американских учёных середины 20 в. (Г. Кон, Л. Снайдер, Ф. Нортроп, Х. Моргентау, В. Эбенштейн и др.) восхваляется дух свободы, терпимости и компромисса, будто бы свойственный англо-саксонскому или американскому Н. В то же время многие буржуазные социологи выступают с нападками на Н. в колониальных и зависимых странах. В ряде буржуазных теорий Н. служит основой для анализа исторического процесса. В них выдвигаются на первый план в качестве движущей силы истории, в противовес классовой борьбе, взаимоотношения и борьба между нациями,
«столкновения» национализмов. Г. Кон заявляет, что «путеводной звездой» исторического развития в Европе после 1789 (а в 20 в. и повсюду) является Н. Он объявляет этот исторический период «веком национализма», а современную эпоху
«веком паннационализма» (см. «The age of the nationalism», N. Y., 1962, p. XVI). Некоторые идеологи империалистической буржуазии выдвигают шовинистические положения об «особой» исторической роли «избранных» наций, обусловленной якобы их характером и культурой.
Марксизм-ленинизм показал экономические и социальные корни Н., его классовую сущность; он рассматривает Н. конкретно-исторически, определяя его объективную общественную роль в зависимости от исторического этапа развития капитализма, от общественной роли буржуазии и характера её связей с народными массами, от положения данной нации в системе межнациональных отношений. В период формирования наций, например в Западной Европе и США, Н. наряду с лозунгами демократии являлся идейным знаменем восходящей буржуазии в борьбе против феодализма и национального гнёта, поднимая и народные массы на эту борьбу.
Это придало Н. в данный период определённое прогрессивное содержание (см. В. И. Ленин, Полное собрание соч., 5 изд., т. 24, с. 131-32). Характер Н. в этих странах изменился с наступлением эпохи вполне сложившихся капиталистических отношений и перерастания капитализма в империализм. Монополистический капитал выступает носителем самого грубого и жестокого национального и колониального гнёта, а агрессивный и воинствующий Н. становится орудием империалистической и колониальной политики и сближается с расизмом (например, гитлеризм с его изуверской расовой теорией). В условиях существования двух мировых систем империалистическая буржуазия стремится придать Н. прежде всего антикоммунистическую и антисоветскую направленность. Империализм делает ставку на оживление в социалистических странах националистических тенденций.
Иной характер в современную эпоху имеет Н. в странах, борющихся за политическую и экономическую независимость, против империализма. В Н. в этих странах в ограниченной форме выражается идея национального освобождения и национальной независимости, и он часто служит знаменем национально-освободительного движения. В Н. в подобных случаях находят известное отражение демократизм и протест против империалистического гнёта той части масс, которая ещё не поднялась до классового сознания. У значительных слоев крестьянства Н. выступает как первоначальная форма антиимпериалистического сознания. Вместе с тем наряду с этими прогрессивными сторонами Н. в бывших колониальных и зависимых странах имеет реакционные черты, которые усиливаются с ростом узкоклассовых тенденций в политике национальной буржуазии, с развёртыванием в освободившихся странах борьбы за социальный прогресс, с поправением некоторых мелкобуржуазных групп. В условиях борьбы по проблемам ориентации общественного развития освободившихся стран идея
«надклассового» национального единства всё приходит в острое столкновение с потребностями социального прогресса, классовыми интересами трудящихся. Идеи Н. становятся орудием в руках тех сил, которые выступают за капиталистический путь развития, стремятся помешать росту политического сознания масс. Нередко всё сильнее начинают сказываться - как во внутреннем, так и в международном плане - тенденции национального эгоизма, национального превосходства и исключительности.
Всё это не означает, что Н. в бывшем колониальном и полуколониальном мире уже утратил прогрессивные стороны, исчерпал своё антиимпериалистическое содержание, хотя его развитие и идёт преимущественно в этом направлении. И на современном этапе это - Н. наций, которые во многих отношениях всё ещё остаются фактически угнетёнными и эксплуатируемыми, не достигли равноправного положения в своих связях с империалистическими державами, не завершили духовной «деколонизации».
Это - Н. наций, которые, как правило, ещё складываются в ходе антиимпериалистической борьбы и преодоления феодальных и др. докапиталистических отношений.
Пролетарское, коммунистическое мировоззрение несовместимо с любой националистической идеологией. «Буржуазный национализм и пролетарский интернационализм - вот два непримиримо-враждебные лозунга, соответствующие двум великим классовым лагерям всего капиталистического мира и выражающие две политики (более того, два миросозерцания) в национальном вопросе»
(Ленин В. И., там же, с. 123). Н. служит тормозом в развёртывании освободительной борьбы рабочего класса и всех угнетённых и эксплуатируемых, так как условием её победы является интернациональное сплочение трудящихся всех наций. Коммунисты подходят к Н. с принципиальных позиций и оценивают его конкретно-исторически, с точки зрения интересов революционной борьбы народов против империализма, интересов мирового социализма. Коммунисты беспощадно разоблачают империалистический шовинизм, Н. угнетающих наций и ведут с ним непримиримую борьбу.

Недавние события в Украине показали, что мир слишком хрупок. Всюду случаются военные конфликты и столкновения. И причиной тому служит не только наличие полезных на территории одного государства, но также национальный и расовый признак его жителей. Поэтому вопрос, кто такие нацисты, является вполне уместным. Ведь опыт тридцатых и сороковых годов прошлого века не оказался слишком поучительным для большинства народов мира.

Так, в России, особенно в Санкт-Петербурге, действуют националистические и фашистские группировки. Достаточно вспомнить действия Максима Марцинкевича, деятельность группы Формат-18 и Национал-Большевистской Партии под руководством Лимонова. В Соединенных Штатах Америки, славящейся своей терпимостью, также присутствует расизм и национализм, только проявляется он больше на уровне религиозных убеждений. Это не мешает верующим фундаменталистам сгребать целые народы под одну гребенку и обвинять их в неправильном и порочном образе жизни.

В чем разница между нацизмом и национализмом

Существует большая разница между понятием нацист и националист. Основное различие между этими двумя типами отношения к своему народу проявляется в степени признания других народов, рас и уклада жизни. Нацисты считают свою нацию - эталоном морали, семантики, культуры и общественного устройства для других народов. Придерживаться такой однобокой точки зрения может не только обезумевшая от безделья молодежь в армейских берцах и с бритыми головами.

Например, обвинения в нацизме приписываются известному немецкому философу

Фридриху Ницше. Его книги любил сам Адольф Гитлер. Но невозможно причислить этого человека к шовинистской идеологии хотя бы потому, что он является основоположником релятивистского учения и философии жизни. Известный афоризм, принадлежащий Ницше, гласит: «Нет фактов - есть только интерпретации». Возможно, Ницше не любил женщин, презирал верующих, но свой народ он не любил слепо. Известным нацистом, шовинистом и тоталитаристом можно считать Гегеля. В своих работах об абсолютном духе великий философ ставил немецкую культуру и общество на последнюю ступень развития. Для Гегеля Германия была самой образованной и цивилизованной страной, к которой должны стремиться другие страны.

Националист же ценит и уважает свою нацию, но и признает культурные особенности и верования других стран. Да, он ставит на первое место свой народ и государство, но не как образец для других стран. Известными националистами являются Лев Толстой, Максим Горький и, конечно же, Федор Михайлович Достоевский.

Возвращаемся к вопросу о том, кто такие нацисты в современном мире. Несмотря на ускоряющиеся темпы глобализации, либерализма, толерантности и международный обмен идей, мир все же не стал голубой мечтой хиппи. Никто не сжигает оружие и не танцует в хороводе под музыку Джими Хендрикса. Увязшая в революциях Украина

теряет свой экономический и социальный статус, мимоходом разрушая все мосты с Россией. А виноват-то кто? Такие нацисты (фото которых представлено справа), как бандеровцы? Или же службы Соединенных Штатов Америки? Вопрос сложный, и вряд ли на него можно будет ответить в ближайшее время. Поговорим же подробнее о украинских нацистах.

Бандеровцы

Название бандеровцев пошло от известного украинского политического идеолога и националиста Степана Андреевича Бандеры. Именно он стал первым членом РП ОУН (Организация украинских националистов). 22 июня 1941 года, во время начала Второй Мировой войны, партия ставила боевикам задачу саботировать действия властей, убивать командование, распространять ложную информацию, срывать планы и сеять панику среди людей. Пойманные в плен русские отдавались в руки немцам. Подрывная деятельность бандеровцев была пресечена в 1952 году. Во время нынешнего кризиса в Украине снова заговорили о бандеровцах. Деятельность организации, как и во времена, когда в ее главе были бывшие нацисты, не изменилась, они также провоцировали людей, сеяли панику, убивали людей. Особенно характерен эпизод в Харькове, когда члены данной партии были пойманы и заставлены публично извиняться на камеру.

Расизм и нацизм в Америке

Но все равно остается вопрос: кто? Такие нацисты, как бандеровцы, не смогли бы собрать достаточно денег и мобилизовать такой большой объем сил самостоятельно. Поэтому большинство населения говорит о гегемонии США, о проигрывании «оранжевой революции» и о деятельности ЦРУ и ФБР. История Америки содержала в себе много шовинистских и грубых моментов. Взять, например, истребление индейцев, рабство чернокожих, поставленное на торговый поток, и уже не стоит искать ответ на вопрос, кто такие фашисты и нацисты: гитлеровцы или американцы, особенно в XIX и начале XX века. Америка была провозглашена особым народом. Свою национальную идентичность она получила, борясь то с Европой, особенно наполеоновского толка в начале восемнадцатого века, то с Японией и Германией по времена Второй Мировой войны, то с СССР в послевоенный период и исламскими странами сейчас. Наличие врага всегда помогало Америке развиваться, прогрессировать, а главное объединять свой народ в единое целое, несмотря на большой уровень индивидуализации. Сейчас кажется, что на Соединенные Штаты Америки ополчились все. В них слишком много фундаменталистских учений. Дело касается не только нацизма, но и религиозных фанатиков. Взрывы центров абортов, убийства врачей, пикеты и митинги против не показывают заокеанскую страну в лучшем свете. Для среднестатистического американца не

существует вопроса о том, кто такие нацисты, поскольку нацизм ассоциируется напрямую с Гитлером и Муссолини, а сам себя американец считает праведным патриотом, ценящим свою страну. Хотя стоит заметить, что с годами нацистские и националистические настроения в Америке падают и проявляются лишь как очаги и реакции на определенные события. Так, после 11 сентября 2001 года практически на каждом доме, на столе в офисе и на улицах висели звездно-полосатые флаги.

Несмотря на то что по миру вальяжной походкой разгуливает глобализация, мы все равно не научились ценить другие народы и нации, уважать чужую культуру по-настоящему, а не только суррогат их кухни, картин и песен. Видимо, человечество еще не готово стать на единый путь совместного развития. И неизвестно, сможет ли общество вообще избавиться от фашизма, нацизма, шовинизма, или это является частью нашей биологической природы.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!