Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Что такое эссе. Эссе это

Нас учат писать эссе с детства, с первых классов. Вы этого, возможно, и не подозревали, но те самые сочинения на вольные темы («Как я провел лето», «Кем я хочу стать», «Что для меня школа») – первая проба пера начинающего эссеиста. Первый опыт, который вы наверняка имеете.

Написать эссе несложно, если вы соблюдаете правила жанра. Но перед тем, как знакомиться с правилами, нужно понять, что такое эссе.

Итак, в переводе с французского essai означает «очерк, проба, попытка». Это слово произошло от латинского exagium – «взвешивание».

В «Большом энциклопедическом словаре» под эссе понимают жанр прозы – философской, публицистической, литературно-критической или историко-биографической. В «Краткой литературной энциклопедии» эссе прямо называют сочинением (в широком смысле этого слова), а в «Толковом словаре иноязычных слов» – очерком . Во всех определениях подчеркнуты ключевые признаки эссе – свободная форма, индивидуальная трактовка и субъективность.

Основные признаки эссе:

  1. Малый объем: две-три или десять страниц – решать вам. Главное – раскрыть тему. Ну и, конечно, не нацеливаться на эпопею – никто ваших стараний не оценит.
  2. Свободная форма: вплоть до разговорной речи. Эссе не претендует на научность, не требует введения и заключения, не делится на главы и параграфы. В отношении стилистики автору оставляют полную свободу творчества. Впрочем, переходить на сленг и допускать речевые ошибки все-таки не стоит. Особенно если вы учитесь на лингвиста.
  3. Наличие конкретной темы, которую и раскрывает эссе. Тема может быть любой – от «Кем я хочу стать, когда вырасту» (вы же помните эти сочинения) до «Основная причина проблем с трудоустройством молодого специалиста». Если вы хотите опубликоваться в местной газете, выбирайте конкретный вопрос. Если вы пишете по заданной теме, будьте добры – раскрывайте именно ее.
  4. Субъективность: личность автора – главное. Помните: вы не претендуете на истину в последней инстанции. Вы выражаете свое личное мнение. И вас никто не обязывает раскрывать тему до конца.
  5. Новизна: скажите новое слово по теме. Главное, чтобы это слово было вашим. Не нужно прописных истин. Поверьте, ваших читателей давно тошнит от «вуз – это второй дом», «моя главная мечта – мир во всем мире» и тому подобных фраз.
  6. Честность: фиксируйте свои мысли и эмоции по теме. Конечно, если вы ненавидите родной вуз или устраиваетесь на работу в крупную компанию исключительно из-за денег и «плюшек», вашу честность вряд ли оценят. В остальных случаях субъективный взгляд будет гораздо интереснее для читателей, чем хвалебные оды.

Для кого пишут эссе?

Оставим в стороне эссе публицистов, философов, докторов наук и писателей. До этих высот еще нужно дорасти. На повестке дня у студента – эссе в качестве проверочной работы в вузе и альтернативы собеседованию.

Таким образом, главным (подчас – единственным) читателем является преподаватель или работодатель.

Что оценивают в эссе?

Умение грамотно формулировать мысли и писать без ошибок – это, конечно, хорошо. Более того, это само собой разумеющееся. Может быть, работодатель и пропустит мимо ушей одну-две ошибки, но текст, написанный кое-как, даже без проверки в Word, охарактеризует вас не лучшим образом.

Форма и стиль для эссе скорее вторичны. Да, креатив может понравиться работодателю. Но если в тексте – исключительно прописные истины, ваши старания пропадут даром.

Эссе характеризует вас, вашу личность, ваши умения, ваш темперамент и характер. Аккуратный почерк (если вы сдаете работу в письменной форме), отсутствие ошибок, идеальный стиль охарактеризуют вас как ответственного, усидчивого человека. Необычная форма покажет вашу креативность. Четкая структура и последовательное изложение мыслей укажут на рациональность, способность к концентрации и логику. Наконец, крупица негатива расскажет работодателю о вашей честности и смелости.

Стоит ли учиться писать эссе и как это делать правильно?

Студлансеру может показаться удивительным неумение писать на заданную тему. Но есть и такое. Если все школьные сочинения вы заказывали за деньги или благополучно скатывали с интернета, эссе может показаться недосягаемой вершиной. Отчаиваться не стоит. Напишите так, как вы бы сделали это для блога. Перечитайте, исправьте все, что нужно, дайте на проверку другу.

Стоит только в том случае, если у вас нет времени, а тема навевает тоску. В эссе не всегда вчитываются, увы. Иногда письменные работы нужны «для галочки». Впрочем, именно на таких работах и стоит учиться – умение грамотно излагать мысли вам еще пригодится.

Эссе – это литературное прозаическое произведение. Его отличают небольшой объем, свободная форма и разговорный, иногда задушевный стиль изложения. В эссе событие, факт или явление не описывается в деталях, а лишь берется за отправную точку для того, чтобы автор мог высказать свои мысли и суждения. Взгляды автора в эссе важнее подачи объективного факта или новости, на тему которых автор размышляет. Поэтому твердых правил, как писать эссе, нет. Но это не значит, что можно просто записать поток сознания и представить его как эссе. Есть характерные признаки, позволяющие отличить эссе от чего-нибудь другого.

Чаще всего эссе путают с очерком, путевыми заметками и философским трактатом. Какая между ними разница?

  • В очерке упор делается на факт, на событие. Автор описывает его, не внося ничего от себя. У очерка есть четкая логическая структура: описание события, его начало, кульминация и финал. В эссе событию уделяется мало внимания; оно просто есть как повод поразмышлять над абстрактными, философскими истинами. У эссе нет четкой структуры, обязательной для всех произведений этого жанра.
  • Путевые заметки имеют сюжет. Кроме того, в них тоже больше описывается происходящее, и только фоном звучат размышления автора на тему того, что он видит и что с ним происходит. У эссе нет сюжета, нет динамики, оно вне времени. А размышления составляют суть, самую важную часть эссе.
  • От философского трактата эссе отличается большей художественной направленностью, развернутой образностью, употреблением эпитетов, художественных литературных приемов. Кроме того, эссе может касаться тем, не относящихся к области философии: социальных, научных, экологических и пр. Это роднит его с публицистикой.

Эссе в прошлом и сегодня

Произведения в жанре эссе встречаются еще у античных авторов. Но «официальным рождением» жанра принято считать XVI век, а родиной – Францию. Во второй половине этого столетия французский философ М. Монтень опубликовал труд под названием «Опыты» (что звучит на французском как «эссе»). В это же время в жанре эссе была написана работа другого знаменитого философа – Ф. Бэкона.

А еще через несколько лет сначала в литературную критику, а затем и в обиход вошло слово «эссеист» как обозначение автора, пишущего в определенном жанре – жанре эссе. Так это слово из имени собственного отдельных произведений стало нарицательным.

Затем эссе набрало популярность и в других странах. Несмотря на то что термин появился во Франции, с XIX века и вплоть до нашего времени по количеству знаменитых авторов, пишущих в жанре эссе, лидировала Англия: вспомним имена Б. Шоу, Г. Уэллса, Дж. Оруэлла и еще не менее десятка столь же прославленных прозаиков. В России эссе не было особо популярным, хотя несколько работ можно найти и у русских писателей: А. Радищева, Н. Лескова.

В последние годы вопросы о том, как грамотно составить план и написать эссе, стали актуальными потому, что его написание входит в задание ЕГЭ по русскому языку (а также оно нужно для получения высоких баллов по социальным наукам: истории, обществоведению). К школьному эссе предъявляют такие требования:

  • Объем до 160 слов.
  • Четкая тема или узкая проблема (а не освещение широкого круга вопросов).
  • Отсутствие плагиата. Цитаты использовать можно только для подтверждения или отрицания авторской точки зрения.
  • Образность, легкий и индивидуальный стиль.

Что должно содержать эссе

Во-первых, нужно позаботиться о его стиле. Эссе пишется легким и живым языком, в нем автор делится с читателями своими мыслями, чаяниями, опасениями. Он ничего не доказывает, а предлагает поразмышлять вместе с ним или даже поспорить. Для создания такого эффекта в эссе используются эпитеты, аллегории, афоризмы.

Во-вторых, обратите внимание на структуру эссе. Мысли не должны растекаться, беседа с читателем не должна уходить от первоначально заявленной темы к другой. Для этого нужно составить план эссе.

  1. Заголовок. Его следует сделать интригующим, заманчивым. Возможно, стоит использовать каламбур, загадку, но не вводить читателей в заблуждение.
  2. Вступление. Оно занимает 30% текста. Его цель – пробудить интерес к эссе. Можно использовать цитаты, афоризмы, статистику, необычный факт. Во вступлении обозначается (но не раскрывается) главная мысль эссе.
  3. Основная часть. Она занимает 60% текста. В ней раскрывается главная мысль, подкрепленная размышлениями, интересными фактами, яркими, образными описаниями. Если вступление должно быть по возможности простым и ясным, то в основной части нужно использовать все лексическое и стилистическое богатство русского языка.
  4. Заключение. Оно занимает оставшиеся 10%. В нем подводятся итоги или высказывается основная мысль, к которой автор пришел через размышления на протяжении эссе.

Как подготовиться к написанию эссе

Если заранее подготовиться, то перед вами не возникнет вопроса, как грамотно написать эссе. Предварительная подготовка заключается в следующем:

  1. Выясните параметры эссе. Если это задание на ЕГЭ, то вам будут даны его объем и тема, вы знаете и читательскую аудиторию (преподаватели). Если вы пишете эссе для блога, для журнала, то первым делом определитесь с тем, каким будет объем, кто будет читать эссе и, соответственно, в каком стиле лучше всего донести свою мысль до аудитории, какую тему, повод, факт вы возьмете для размышлений.
  2. Соберите информацию. В черновике запишите известные вам по теме факты, статистику, цитаты и другой материал, который может пригодиться.
  3. Напишите план эссе.
  4. Определите главные мысли, вехи, которые будут освещаться в эссе одна за другой. Это поможет вам сохранить внутреннюю логику текста.
  5. Легче всего работать над эссе, если написать вначале основную часть, затем вступление и последним – заключение. Потом скомпонуйте их в нужном порядке.
  6. Перечитайте готовую работу, проверьте ее. В пылу полемического вдохновения люди часто делают ошибки, которые при повторном прочтении легко заметить и исправить.

Если поэзия - это музыка сердца, то эссе - это музыка мысли.

У каждого человека есть, что сказать. Есть те струны, которые постоянно звучат в нём, волнуя, вдохновляя и двигая его вперёд и до самого последнего дня жизни. Именно эта музыка воплощается в жанре эссе.

Эссе - самый свободный жанр. Услышав это, многие начинают думать, что достаточно отпустить свою мысль на свободу и писать о том, что взбредёт в голову. Конечно, нет.

Мысль должна быть оформлена, и её ограничивает уже то, что нужно выразить себя словом, сложить свои мысли в предложения, которые будут правильно поняты читателем. Ведь не просто так человек передаёт другим людям свои мысли, а с определённой целью - быть услышанным.

Эссе - это спор с миром. В эссе можно поспорить и засомневаться в том, что другие считают правильным и целесообразным. Можно замахнуться на авторитеты. Вызвать из прошлого великих людей, чтобы вступить с ними в полемику, чтобы доказать им узость их взглядов или наоборот поддержать их правоту.

Эссе - это тренировка. В любом ремесле без упражнений сложно достичь совершенства. Эссе - самое лучшее упражнение для пишущих людей. Но с другой стороны, эссе - это полноценный жанр, в арсенале которого есть масса гениальных произведений, принадлежащих писателям, учёным, врачам, педагогам и обычным людям.

К тому же само слово "эссе" с французского означает "попытка, проба, опыт" . Может быть, поэтому в зарубежных школах эссе - это обычное упражнение, позволяющее ученикам не только показать уровень своих знаний, но и выразить себя.

Для эссе неважен размер. Оно, как и любая мысль, может ограничиться одним предложением, а может просторно расположиться на двух сотнях страниц. Даже в этом проявляется свобода!

Три главных правила эссе

Написать эссе помогут три простых правила, которые для начинающих писателей вывел Виктор Кротов.

  • Во-первых , нужно писать о том, что тебя действительно интересует, то есть выбрать интересную ТЕМУ .
  • Во-вторых , нужно писать о том, что ты действительно чувствуешь и думаешь, то есть определиться с МЫСЛЯМИ .
  • В-третьих , нужно писать так, как хочется, не оглядываясь на других, не опираясь на существующие примеры и образцы, то есть выбрать собственную ИНТОНАЦИЮ .

Эссе имеет массу разновидностей. Это может быть размышление, зарисовка, рассказ, свидетельство, провокация, этюд, медитация, очерк, отступление, исследование, прогноз, расширение.

Эссе по плану

Конечно, для того, чтобы написать эссе можно воспользоваться планом. Чаще всего такая помощь нужна при написании научного эссе. Например, сейчас эссе пишут те выпускники, которые сдают ЕГЭ по обществознанию.

В этом случае эссе строится по тому же принципу, что и любой другой текст, который легко разделить на три части: вступление, основная часть и заключение.

  • Во вступлении объясняется тема предстоящего рассуждения и высказывается основная мысль.
  • В основной части приводятся аргументы и доказательства высказанной мысли, а также объясняется собственная точка зрения на проблему.
  • В заключении делаются выводы.

Классика жанра

К жанру эссе обращались многие писатели. История жанра началась с "Опытов" Мишеля Монтеня. Из зарубежных писателей можно обратиться к творчеству Филдинга, Лессинга, Гердера, Эмерсона, Гейне, Честертона, Карлейль, Ромена Роллана, Бернарда Шоу, Уэллса, Томаса Манна, Оруэлла, Сартра, Андре Моруа.

В русской литературе элементы эссе встречаются в произведениях "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева и "Дневник писателя" Ф.М. Достоевского. Обращались к этом жанру писатели Серебряного века русской литературы Андрей Белый, Д.С. Мережковский, И. Иванов, философы Василий Розанов и Лев Шестов.

Сегодня эссе - один из самых популярных жанров, не теряющих своей актуальности.

Эссе (от франц. essai, англ. essay, assay)–попытка, проба, очерк; (от латинского exagium)–взвешивание. Создателем жанра эссе считается М. Монтень («Опыты», 1580 г.).

Это прозаическое сочинение – рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или общественно значимой проблеме и заведомо не претендующее на исчерпывающую трактовку предмета. Эссе – это жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.

Эссе студента – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Главной функцией эссе является формирование социологического воображения у студентов. Эта способность позволяет соотносить знания, полученные в процессе обучения с изменениями, происходящими в окружающем мире, в социуме.

Для того, чтобы понять те или иные реалии, отношение к ним людей, специалисту недостаточно знать постулаты теории, уяснить ее методологические принципы. Необходимо проявить неординарность мышления, особый интерес к тем проблемам, которые для рядового наблюдателя не заслуживают внимания. Для студента необходимо умение за привычным видеть более содержательные смыслы.

Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

Особенности эссе

Выделим наиболее характерные особенности эссе.

1. Ярко выраженная субъективная окрашенность позиции автора на обсуждаемую проблему. Эта особенность позволяет не столь тщательно обосновывать важность обсуждаемой проблемы и научно прорабатывать аргументы; позволяет привлечь внимание общественности к проблеме, которая, допустим в данный момент, не актуальна; при обращении к научному сообществу эссе предоставляет возможность расширить круг специалистов, ученых.

2. Стиль эссе отличается образностью, афористичностью, а также свободным применением метафор, аналогий.

3. Эссе, в каком-то смысле, является «литературным синтезом» сходных приемов, имеющих место в других сферах человеческого творчества:

проблематизации устоявшейся точки зрения;

подготовки к решению некоторой фундаментальной проблемы (смена парадигмы в науке, создание художественного полотна, подготовка музыкантов и т.п.)

В этом смысле эссе является родственным таким формам выражения, как этюд, дневник, рассказ, очерк, бицзи, исповедь, речь, письмо, заметки, слово и др.

4. Эссе требует от автора не только демонстрировать какую-то «сумму знаний», но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, на своей личной позиции к тому, о чем он пишет. Это позволяет увидеть яркую индивидуальность автора, мнение которого уважается в каком-либо сообществе.

5. Границы жанра довольно размыты. Его определяют иногда как записки, наброски, раздумья, фрагментарный рассказ.

Таким образом, вышесказанное позволяет отметить следующие особенности жанра эссе:

— небольшой объем и конкретность темы;

— личностный подход к ее раскрытию, субъективность, иногда парадоксальность суждения;

— самостоятельно проведенный анализ изучаемой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме;

— свободная композиция, определяющаяся прихотливым движением мысли, впечатлениями, воспоминаниями, ассоциациями;

— свободное использование языка – от слов высокого стиля до разговорной лексики;

— атмосфера доверия к читателю, разговорная интонация.

В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.

Тема не должна инициировать изложение лишь определений понятий, ее цель – побуждать к размышлению.

Структура эссе

Эссе, как и другие виды письменных работ, имеет свою структуру.

1. Титульный лист.

2. Актуальность, которая прописывается в первом абзаце текста. Она должна отражать суть и обоснование выбора темы. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своей творческой работы. При написании актуальности могут помочь ответы на следующие вопросы: «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?».

3. Основная часть раскрывает теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает аргументацию и анализ, а также их обоснование. В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий: причина–следствие, общее–особенное, форма–содержание, часть–целое, постоянство–изменчивость.

В процессе построения эссе необходимо помнить, что один абзац должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство.

Хорошо проверенный способ построения любого эссе – использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Подзаголовки, их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.

4. Заключение – обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения. Заключение подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл, и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.

Требования к фактическим данным и другим источникам

При написании эссе чрезвычайно важно то, как используются эмпирические данные и другие источники. Все (фактические) данные соотносятся с конкретным временем и местом, поэтому прежде, чем их использовать, необходимо убедится в том, что они соответствуют необходимому для исследований времени и месту. Соответствующая спецификация данных по времени и месту – один из способов, который может предотвратить чрезмерное обобщение, результатом которого может, например, стать предположение о том, что все страны по некоторым важным аспектам одинаковы (если вы так полагаете, тогда это должно быть доказано, а не быть голословным утверждением).

Всегда можно избежать чрезмерного обобщения, если помнить, что в рамках эссе используемые данные являются иллюстративным материалом, а не заключительным актом, т.е. они подтверждают аргументы и рассуждения и свидетельствуют о том, что автор умеет использовать данные должным образом.

Нельзя забывать также, что данные, касающиеся спорных вопросов, всегда подвергаются сомнению. От автора не ждут определенного или окончательного ответа. Необходимо понять сущность фактического материала, связанного с этим вопросом и продемонстрировать это в эссе. Нельзя ссылаться на работы, которые автор эссе не читал сам.

Иван Котва

В XVIII –XIX вв. эссе – один из ведущих жанров английской и французской журналистики. Развитию эссеистики содействовали в Англии Дж.Эддисон , Г.Филдинг , во Франции – Дидро и Вольтер , в Германии – Г.Лессинг и И.Гердер . Эссе было основной формой философско-эстетической полемики у романтиков и романтических философов (

Эссе представляет собой уникальный литературный жанр. По существу, это любое краткое произведение-сочинение, написанное в частном порядке по какому-либо вопросу. Ключевой особенностью эссе является его авторское оформление - в отличие от стилей научных и публицистических, имеющих строгую спецификацию стилистики. В то же время эссе стоит на ранг ниже художественных произведений.

Терминология

Кратко можно сформулировать такое определение эссе - это обоснование личностной точки зрения человека в письменной форме. Тем не менее стоит учитывать, что произведение данного литературного жанра не претендует на то, чтобы быть базисом рассматриваемого вопроса или его исчерпывающим информационным источником. Такое сочинение содержит авторские умозаключения и выводы. Поэтому то, образец его написания и требования - являются лишь рекомендациями или сводом правил (относится к последнему), а основную часть должны занимать свои мысли.

Историческая справка

Эссе происходит от французского "попытка", "проба", "очерк". И зародился этот жанр также в этой прекрасной стране, еще в эпоху Возрождения. Французский писатель и философ впервые попытался написать "обо всем и ни о чем, не имея предварительной тематики и плана действий". Он утверждал, что ему нравится смягчать смелость своих мыслей, добавляя в предложения умеренно подвергающие сомнению домыслы "может быть" и "вероятно". Так "возможно" - стало выражением формулы эссеистики в принципе. Эпштейн, в свою очередь, определил этот жанр как некую метагипотезу, со своей оригинальной действительностью и способом изображения этой действительности.

Отличия от романа

Жанр эссе развивался параллельно с жанром романа. Последний, однако, более привычный для русской литературы, особенно классической. Эссе же, в свою очередь, оказало огромное влияние на западную прозу.

В отличии от романа, эссе монологично и представляет индивидуальность автора. Это сужает его рамки, как жанра, а картина мира представлена крайне субъективным образом. В то же время эссе неизбежно интересно тем, что раскрывает внутренний мир конкретного человека, не вымышленного, а целиком реального - с его достоинствами и недостатками. Стилистика такого литературного произведения всегда содержит отпечаток души человека. Роман же раскрывает характеры всех персонажей и героев, вышедших из-под пера автора, не менее интересно, но виртуально, нереально.

Зачем пишут эссе?

У студентов и абитуриентов в предверии экзаменов нередко возникает вопрос о том, как написать эссе. Образец написания этого вида работы ищут тоже часто, и, стоит сказать, найти его не составляет труда. Но зачем в принципе его писать? На этот вопрос также есть ответ.

Написание эссе развивает творческое мышление, навыки письменного изложения мыслей. Человек учится выявлять причинно-следственные связи, структурировать информацию, формулировать то, что ему хотелось бы высказать, аргументировать свою точку зрения, иллюстрируя ее различными примерами, подытоживать изложенный материал.

Обычно эссе посвящают философской, интеллектуальной и морально-этической проблематике. Последнее часто используется для задания сочинений школьникам - к ним не предъявляют строгих требований, ссылаясь на недостаточную эрудицию и неофициальное оформление работы.

Классификация

Условно эссе делят по таким признакам:

  • По содержанию. Сюда относят художественные и художественно-пблицистические, исторические и философские, духовно-религиозные и пр.
  • По литературной форме. Среди них могут быть письма или дневник, заметки или рецензии, лирические миниатюры.
  • По форме. Такие как: описательные, повествовательные, рефлексивные, аналитические, композиционные и критические.
  • По форме описания различают субъективные и объективные. Первые отражают особенности личности автора, вторые нацелены на описание предмета, явления, процесса и так далее.

Отличительные особенности

Эссе можно "опознать" по следующим признакам:

  • Небольшой объем. Обычно до семи страниц печатного текста, хотя в разных учебных заведениях могут быть свои собственные требования по этом поводу. В некоторых вузах эссе - полноценная работа на 10 страниц, в других ценят краткое изложение всех своих мыслей на два листа.
  • Конкретика. Эссе обычно отвечает на один определенный вопрос, который зачастую формулируется в теме задания. Трактовка же ответа субъективна и содержит авторские выводы. Опять же, в зависимости от спецификации сочинения, может понадобиться рассмотреть проблему со всех углов, даже если половина из описанных мнений ни в коем случае не относится напрямую к автору.
  • Вольная композиция. Эссе отличается ассоциативным повествованием. Логические связи продумывает автор, следуя своему мышлению. Напомним, в эссе открывается его внутренний мир.
  • Парадоксы. Причем явление парадоксов имеет место быть не только в самом тексте, но и в принципах самого эссе: ведь данный литературный жанр, хоть и представлен в свободном повествовании, обязан иметь смысловую целостность.
  • Согласованность тезисов и утверждений автора. Даже если автор противоречивая натура, он обязан объяснить, почему не может выбрать одну точку зрения, а не терять нить повествования, то обрывая ее, то начиная заново. В конечном итоге, даже страницы дневника, переделанные под эссе, обрамляются литературными нормами. Ведь итоговое сочинение прочитает не только сам автор.

Как написать эссе?

Образец работы может ввести новичка в заблуждение: один или пара примеров мало чем помогут автору, который не может понять, что от него собственно требуется.

Прежде всего, стоит упомянуть, что для написания так называемого очерка, необходимо свободно владеть темой. Если при написании приходится обращаться за информацией к многим источникам, эссе перестает быть таковым. Это правило выходит из того, что в своей "пробе" автор выражает истинно свою точку зрения, хотя, конечно, он может подчеркнуть ее цитатами великих людей и т. п. Конечно, чтобы данные были достоверные, необходимо их проверять. Но эссе пишется не на основе материала, а отталкиваясь от него, приходя к своим выводам и итогам.

Почему возникают проблемы с написанием?

Многие студенты пытаются найти образец эссе, из-за того, что в школах уделяют недостаточно времени для написания подобного типа работ. Школьные сочинения, хоть и причисляют к этому жанру, а некоторые учителя формулируют задание, используя именно эту терминологию, все же не имеют конкректной спецификации. Как уже было упомянуто ранее, школьные эссе даже не всегда величаются таковыми. В средних учебных заведениях дети лишь начинают учиться формулировать свои мысли в литературном формате. Вот почему многие приходят сдавать Единый Государственный Экзамен со страхом - им предстоит в сжатые сроки выразить свою точку зрения, в то время как они этого совершенно не умеют.

Структура эссе

Темы сочинения обычно подаются в виде цитат известных людей, с которыми пишущий может согласиться или не согласиться, аргументируя свое мнение.

Именно поэтому рекомендуется начинать эссе со слов "я солидарен(на) с данным мнением" или "не могу сказать, что думаю так же, как автор", или "данное утверждение кажется мне спорным, хотя по некоторым пунктам я присоединяюсь к этому мнению".

Второе предложение должно содержать объяснение того, как было понято утверждение. Писать нужно от себя - что, по мнению пишущего, хотел сказать автор и почему ему так кажется.

Основная часть эссе - это развернутое изложение авторской точки зрения, по принципу "я считаю так, потому что...". Можно обращаться за помощью к другим цитатам и афоризмам, с которыми солидарен пишущий.

Заключение очерка - итоги работы. Это обязательный пункт, делающий произведение завершенным.

Рассмотрим основные предметы, по которым пишутся эссе.

Обществознание

Обществознание - предметом изучения которой является комплекс общественных наук. Рассматривается тесная взаимосвязь социальных учений, а не каждое из них по отдельности.

Так, в курс обществознания могут входить:

  • социология;
  • политология;
  • философия;
  • психология;
  • экономика.

Изучаются основы данных дисциплин.

Образец эссе по обществознанию зачастую необходим выпускникам при написании ЕГЭ. Структура этого сочинения полностью соответствует поданной выше структуре. На проверке знаний учащимся могут предоставить в качестве темы высказывания известных философов, социологов и прочих деятелей общественных наук.

Ниже представлен образец написания эссе по обществознанию (в кратком виде).

Тема: "Во время войны законы молчат. Лукан"

"Прочитав это высказывание впервые, я решил, что абсолютно согласен с данным утверждением. Но немного позже мне пришло в голову, что эта цитата, как практически все в нашем мире, не так проста.

С высказыванием Лукана у меня ассоциируется другой небезызвестный афоризм - "В любви и на войне все средства хороши." Наверно, потому, что многие безоговорочно следуют этому правилу, считая его верным, и получается, что в военное время все законы предпочитают помалкивать.

Но есть и другая сторона медали: во время войны действует сам закон войны. "Убей или будешь убит". А славные герои следуют законам, которые подсказывают им их сердца. Во имя любимых, родных и близких.

Вот и получается, что война создает новые законы. Более жесткие и бескомпромиссные, чем мирное время.

Конечно, я могу понять Лукана: все его цитаты наводят на мысль, что этот человек придерживался пацифисткой точки зрения. Миролюбивым себя считаю и я. Но конкретно это высказывание не проходит логической проверки с моей стороны, поэтому сказать, что я с ним согласен, я не могу."

На самом ЕГЭ ставят ограничение по количеству слов в интервальном виде. Очень важно их придерживаться, иначе даже четко выверенная структура эссе не пройдет верификацию экзаменатора.

История

Историю причисляют к наукам об обществе и природе. Несмотря на то что в придерживаются разделения этой дисциплины на две отдельные: всемирная и той страны, в которой проходят обучение, основы написания эссе для обоих предметов аналогичны друг другу.

В выборах темы для написания сочинения по истории, чаще могут отходить от афоризмов и цитат. С равным успехом это могут быть размышления о глобальных последствиях войн, оценка действий небезызвестных декабристов или диссидентов, авторское мнение по поводу какой-либо исторической личности или явления. Для написания эссе по истории студенту (или абитуриенту, или ученику) необходимо иметь твердые знания по заданной тематике. При этом в качестве примера не подойдет образец эссе по обществознанию, ведь данная дисциплина нередко рассматривает морально-этическую проблематику. Хотя для написания очерка по этому предмету требуется достаточная эрудиция во многих сферах.

Но немаловажен вопрос о том, как оформить эссе. Образец исторического эссе по своей структуре, опять же, не отходит от заданных правил. Однако же к нему могут предъявляться дополнительные требования в виде использованного списка литературы и титульного листа.

Пишем эссе по истории

Даже если образец эссе по истории в данный момент не под рукой, можно написать отменное сочинение, следуя таким правилам:

  • Для начала ищется информация по заданной теме: даже если она хорошо знакома, не мешает повторить материал.
  • Далее его нужно структурировать, выявить причинно-следственные связи, примерно расписать план, по которому будет продвигаться рассуждение.
  • Важно продумать аргументы и контраргументы.
  • По поводу стиля: лучше спросить у преподавателя, какой рекомендуется использовать. В редких, но имеющихся, случаях необходимо писать в научном стиле.
  • Не забыть о выводе (важность итогов работы рассказана в описании структуры эссе).

Русский язык

Эссе по русскому языку несколько походит на школьное сочинение-рассуждение, но на таких проверках знаний, как ЕГЭ, включает большее количество правил написания. В этом и состоит его сложность.

Эссе необходимо написать по предложенному экзаменаторами тексту, потому необходимо:

  • Выявить проблематику данного текста.
  • Описать аспекты этой проблемы.
  • Аргументировать свою точку зрения по поводу того, что хотел сказать автор.
  • Сделать выводы.

Как видно, к обычной структуре эссе прибавляется уточнение: тема (в данном случае - проблематика) выявляется пишущим и формулируется им же. Кроме того, при проверке сочинения по русскому языку больше внимания уделяется речевым, грамматических и пунктуационным ошибкам. Дополнительные баллы в пользу автора в глазах проверяющего добавляются и при использовании литературных аргументов, известных примеров и так далее. Последовательность в данном случае также играет важную роль. Образец эссе по русскому языку должен четко следовать всем вышеуказанным требованиям.

Английский язык

В языку в постсоветских странах, где он не родной, полностью отходят от правила давать как тему высказывание или цитату. В переводе на русский они зачастую очень просты, а само написание эссе направлено на проверку использования иностранного языка при изложении своих мыслей.

Большое внимание следует уделить грамматике, разным временам, сложным конструкциям, синонимайзу простых слов.

Эссе по английскому: классификация

Сочинения на английском принято делить на три вида:

  • "за" и "против" какого-либо явления, представляющего собой тему эссе;
  • эссе-мнение, в котором очень важно взглянуть на тему с разных сторон;
  • предложение решения какой-нибудь проблемы (часто дают нечто глобальное).

Написание эссе по английскому

И вот дано конкретное задание: написать эссе по английскому. Образец того, как это можно сделать, представлен ниже.

  • Используйте вводные слова: moreover, indeed, generally, mostly, usually, recently, besides.
  • Вставляйте шаблонные фразы, с которых можно начать абзац: to begin with, doubtless, one argument is support of.
  • Пользуйтесь английскими клише, устойчивыми словосочетаниями, идиомами, фразеологизмами и поговорками: long story short, one cannot deny, one does not simply, nail drives out nail.
  • Не забывайте о том, как по-английски можно сформулировать вывод: in conclusion, I can say that although , so it’s up to everybody to decide whether … or not.

Оформление

Выше было подробно изложено, как правильно написать эссе. Образец, формально хоть и был предоставлен только один, отражает суть происходящего и того, что хочет увидеть проверяющий в сданном ему опусе.

Но после того как сочинение было написано, возникает проблема с его оформлением.

Обычно такая спецификация уточняется у преподавателя. А препятствие заключается конкретно в том, как оформить в эссе титульный лист.

Образец представлен ниже.

Наверху страницы, посередине, построчно:

Министерство образования и науки (название страны),

полное название высшего учебного заведения,

факультет,

В центре листа:

дисциплина,

тематика эссе.

С правой стороны страницы:

студента (ки) группы (название группы),

фамилия, имя, отчество.

Внизу страницы, посередине:

город, год написания работы.

Из чего следует, что оформить в эссе титульный лист (образец очень хорошо показывает это) - несложно. Требования близки к аналогичной спецификации реферата.

Например, если рассаматривать образец эссе по истории, то можно убедиться, что в данном случае работа пишется на основе использованных источников. Так что иногда требуется библиография. Но даже это не приносит особо трудностей в то, как оформляется эссе. Образец написания списка использованной литературы такой же, как и у докладов, рефератов и прочих подобных работ.

Например:

Ратусь Л. Г. "Философия в период Нового времени". — 1980, № 3. — С. 19—26.

Мишевский М. О. "Историческое влияние психологии". — П.: Мысль, 1965. — 776 с.

Кегор С. М. "Ужас и трепет". — К.: Республика, 1983 — 183 с.

Ярош Д. "Личность в понятии социума". — М.: Рослит, 1983. — 343 с. (Все предоставленные источники являются вымышленными и отражают лишь пример их оформления).

Заключение

В начале статьи была предоставлена подробная классификация видов эссе. Подытожив, можно выявить ее упрощенный раздел, учитывая все упоминаемые здесь. Итак, условно выделим:

  • Эссе, которые пишут при сдаче ЕГЭ (имеют четкие границы объема, вплоть до количества слов, пишутся в точно оговоренные сроки, измеряющиеся в часах или даже минутах, не имеют спецификации в виде титульного листа и библиографии, в свою очередь, делятся попредметно, в зависимости от учебной дисциплины).
  • Эссе, которые пишут студенты различных ВУЗов (объем определяется в страницах, от двух до семи, сроки выделяют исходя из периодичности занятий, семинаров, лекций, оформляются согласно вышеизложенным сведениям вместе с титульным листом и списком использованных источников).

В статье имеются: терминология, история, оформление эссе, образец работы, структура и требования. Все это поможет удачно написать и оформить данную работу.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!