Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Что рассказать ребёнку об осени. Как зверюшки готовятся к зиме

Зима - это сложный период для многих представителей царства животных на нашей планете. Точкой отсчета для них является осень. Животные готовятся к зиме именно с наступлением этого времени года. Каждый зоологический вид готовится по-своему: одни звери переходят на «зимний» мех, другие успевают делать запасы «продовольствия», а третьи, набрав за лето достаточно жира, забываются зимним сном. Но какие именно звери встречают зиму в полной «боеготовности»? Как им это удается? В этой статье вы на нескольких примерах узнаете, какие животные готовятся к зиме и как они это делают.

Как к зиме готовятся хомяки?

Зимнее время в северных краях - это, пожалуй, самое напряженное и ответственное время в жизни мелких грызунов. Во избежание голодной и холодной смерти многие мелкие зверьки запасаются значительными запасами кормов. Например, обитающий в степях Западной Сибири и Европы, к зиме готовится следующим образом: грызун за осень набирает несколько килограммов (!) отборных зерен и корнеплодов. Делает он это усердно и покладисто: хомяк целыми днями переправляет урожай с полей в свои «закрома», перетаскивая зерна в защечных мешках.

Как полевки встречают зиму?

Интересно встречают зиму и многие полевки. Эти милые мышки уже с весны начинают заготавливать траву, складывая ее в небольшие кучки под те или иные укрытия (например, под камнями). Летом полевки приносят туда цветы шиповника, листики, шишки и хвою. Активная деятельность этих существ заканчивается осенью, когда первый снег покрывает горные луга. Ученые подсчитали сезонный запас этих зверьков: одна семья полевок запасает от 5 до 10 кг корма!

Настоящие сони!

Как животные готовятся к зиме еще? Некоторые нерадивые зверьки полностью оправдывают свое название, залегая на зиму в спячку. Мать-природа распорядилась таким образом, что эти ленивцы даже не обременяют себя заботами о Действительно, зачем? Ведь можно же просто уйти в спячку! Кто же они - эти маленькие ленивые существа? Да это же сони! Мелкие грызуны, похожие на белочек. Обитают они преимущественно в европейских лесах, за что их прозвали лесными сонями.

Перед наступлением холодов лесные сони начинают заметно набирать вес. Они жиреют до тех пор, пока не станут весить в пару раз больше обычного и выглядеть, словно маленький меховой мешочек. Спят эти существа в шарообразных гнездах, свитых ими специально для зимовки. Хоть в чем-то они деятельны! Зоологи умиляются при виде спящей лесной сони: грызун сворачивается в очень плотный шарик, прижимая к брюшку носик и маленькие лапки. При этом пушистый хвостик полукольцом охватывает чуть ли не все тело зверька.

Дикие животные готовятся к зиме. Бурый медведь

Недалеко от лесных сонь ушли и косолапые. В частности, хозяин русской тайги - бурый медведь. Медведи - это которые не устраивают себе никаких кладовых, предпочитая на зиму уходить в спячку. Если говорить языком метафоры, то косолапые тяжеловесы - сами себе «кладовые», ведь все лето и всю осень они стараются наесть большие запасы подкожного жира в своем организме. Более того, жир - это прекрасный «утеплитель» в зимнее время года!

Жиреть косолапые начинают тогда, когда в лесу поспевает ягода. В то время как животные готовятся к зиме теми или иными способами, медведи усердно питаются корневищами растений, ягодами, орехами и т. д. Излюбленным лакомством бурого медведя является мед. Ради его сладкого и манящего вкуса зверь готов часами терпеть укусы разъяренных диких пчел. Но лишь растительной пищей медвежье «меню», конечно, не ограничивается. Не стоит забывать, что этот зверь - самый настоящий хищник, поэтому наряду с ягодами и орехами эти животные питаются молодыми оленями, зайцами, лисами, волками и рыбой. Медведю ничего не стоит задрать взрослого лося!

Но набрать подкожный жир - это лишь полдела. Перед наступлением затяжных холодов косолапый должен успеть найти укромное местечко для будущей берлоги. Медведи с завидной тщательностью делают это. Как только место будет найдено, зверь приступает к «строительству»: он выкапывает в земле нору, утепляя ее ветками, мхом, хвоей и прочими подручными материалами. Если в том или ином лесу поиски места для берлоги не увенчались успехом, медведь может позариться на чужое убежище. Некоторые из них даже прогоняют оттуда нынешнего постояльца и залегают там сами. Вот такая она - медвежья подготовка к зиме!

Тихо в лесу: спят бобры, ежи и барсуки

Говоря о том, как животные готовятся к зиме (картинки c некоторыми представителями мира фауны представлены в статье), нельзя не сказать о барсуках, бобрах и, конечно же, ежах. Например, бобры еще с лета заготавливают множество веточек, унося их под воду к своим хаткам. Там они складывают «стройматериал» в кучки.

Барсуки же решили последовать примеру косолапых: они тоже запасают подкожный жир к зиме. К тому же им проще (чем медведям) построить убежище на зимовку, и, надо отметить, они довольно искусно справляются со своей задачей. Зоологи утверждают, что некоторые из этих зверей могут подготовиться к зиме буквально за один день! Любопытно, что иногда барсук «приглашает» в свое убежище соседа-енота. Оба зверька прекрасно уживаются в норе, коротая зимние вечера вместе.

Ежи - насекомоядные, предпочитающие проводить зимнее время в спячке. Для этого они подыскивают себе укромные норы, расположенные на расстоянии 1,5 м от поверхности земли. Ежи, как и медведи, спят всю зиму. Перед уходом в зимний сон эти насекомоядные усердно питаются, накапливая все тот же подкожный жир, позволяющий им проспать весь сезон без лишних проблем. Если еж уходит в спячку тощим, то шансов пережить зиму у него просто нет. Несмотря на название своего отряда (насекомоядные), эти создания едят не только насекомых, но и лягушек, улиток, ящериц, мышей, яйца птиц.

Какие еще животные готовятся к зиме?

Картинки, представленные в этой статье, выбраны не случайным образом: на них изображены наиболее яркие представители царства животных, которые готовятся к зиме. Делают это не только крупные животные, но и совсем крохотные существа - насекомые. Муравьи, к примеру, перед наступлением суровых холодов начинают отстраивать большие муравейники. Пчелы при помощи воска плотнее закрывают свой леток, оставляя лишь мизерные дырочки-отверстия.

Вопрос о том, как животные готовятся к зиме, будет раскрыт не полностью, если не упомянуть и о пернатых братьях наших меньших. Многие птицы на зимовку улетают в теплые края, возвращаясь в «родные пенаты» только весной (аисты, журавли, грачи). Они называются перелетными. Но не все пернатые так поступают. Есть и т. е. те, кто остается на зиму в родных краях. Это преимущественно городские пернатые (воробьи, голуби, синицы).

Зайцы, волки и лисы

По осени некоторые лесные жители меняют «летние» меха на «зимние», т. е. посредством линьки сбрасывают старую легкую шерсть, обрастая новой и теплой. У некоторых животных изменяется и цвет шубок, например у зайцев. Их серая шубка превращается в белую, что позволяет им оставаться практически незамеченными на фоне снега. Никаких зимних запасов эти зверьки не делают. В спячку они тоже не впадают. Зимой зайцы питаются преимущественно корой молодых деревьев.

Волки и лисы, как и зайцы, не уходят в зимний сон, а активно рыщут в холодное время года по лесу в поисках пищи, например тех же самых зайцев. У этих животных тоже происходит линька, однако цвет шерсти не изменяется.

Итак, в этой статье на некоторых примерах мы рассказали о том, как животные готовятся к зиме. В качестве примера мы взяли наиболее ярких и известных представителей мира фауны.

Цель: закрепить представления об особенностях жизнедеятельности диких животных в осенний период.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить представления о правилах поведения в лесу;
  • уточнить знания детей об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах животных перед долгой зимой;
  • закрепление в речи обобщающего понятия дикие животные.

Воспитательные:

  • воспитывать любознательность;
  • учить детей активно участвовать в беседе на заданную тему;
  • побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными явлениями в природе и поведением животных;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение сопереживать.

Развивающие:

  • развивать эстетический вкус;
  • продолжать совершенствовать диалогическую речь детей, умение говорить ясно, понятно для окружающих;
  • развивать мышление, речь, воображение, творческие способности — умения передавать в движении походку и характер животного.

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций с изображением диких животных;
  • игры с игрушками, изображающими животных;
  • загадывание загадок;
  • беседы о диких животных;
  • заучивание стихотворений;
  • совместная работа родителей и детей: выставка поделок из природного материала «Животные леса»;
  • Д/и “Кто, как зимует”, П/и “Зайка беленький сидит”, «У медведя во бору».

Словарная работа : дикие животные, берлога, кора, белая шубка.

Действующие лица : Ведущая, Кикимора, аудиофонограмма звук ветра.

Оформление : зал оформлен в виде осенней полянки: ёлочки, пенёчки, листочки, грибочки.

Материал к занятию . Демонстрационный материал: иллюстрации диких животных, иллюстрации «Правила поведения в лесу»; шапочка медведя и ёжика, костюм кикиморы, брызгалка с водой, грибок с конфетами.

Сопутствующие методы :

  • игровой;
  • объяснительно–иллюстративный;
  • практические.

Ход занятия

Дети зашли в зал, сели на стульчики.

Ведущая : Пусты поля, мокнет земля, день убывает, когда это бывает?

Ответы детей.

Ведущая : Верно ребята, вот и немного осталось до седой зимы. Осень уже заканчивается. Есть две осени. Одна – радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Это ранняя осень. Еще её называют золотой осенью, другая — неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная с тяжелыми тучами на небе. Это поздняя осень. И поздней осенью уже выпадает первый снег. Давайте споём песню про первый снег.

Песня «Первый снег» (Приложение№1).

Ведущая : Дорогие ребята, я приглашаю вас на прогулку в осенний лес. Вы хотите отправиться в лес?

Ответы детей.

Ведущая: Для того чтобы отправиться в осенний лес нам нужно превратиться в осенние листочки. Давайте скажем волшебные слова: 1, 2, 3, покружись и в листочек превратись. Мы с вами настоящие осенние листочки, давайте потанцуем.

Танец «Листочки» (Приложение№2)

Ведущая : Ребята, а какие бывают осенние листочки? (Ответы детей). Как называется природное явление, когда листья падают с деревьев?

Дети читают стихотворения «Листопад» (Приложение №3)

Ведущая : Молодцы ребята, а сейчас давайте отправимся на прогулку в осенний лес, но прежде чем мы туда пойдём, давайте вспомним, как нужно себя вести в осеннем лесу.

Дети с опорой на иллюстрации рассказывают о правилах поведения в лесу.

Ведущая : Правильно, молодцы, вы знаете правила поведения в лесу. В лесу не надо убегать далеко, иначе можно заблудиться; не шуметь, чтоб не спугнуть зверей, птиц. Давайте все вместе скажем волшебные слова и сразу окажемся в лесу, повертелись, покружились и в лесу мы очутились.

(В зале частично гаснет свет).

Ведущая: Посмотрите как темно в лесу, наверное туча спрятала солнышко. Дети, надо солнышко спасать, надо тучку прогонять! Мы сейчас превратимся в ветер и разгоним ненастье.

(Приложение № 4).

Ведущая: Ой, ребята, посмотрите лучик солнца выглянул из-за тучки!

Вбегает кикимора.

Кикимора : Эй, чаво расшумелись, а? Развеселились, понимаешь-ли! А ну кыш из леса, спать не даёте. Ишь ты, буря, солнце….. Я вот сейчас на вас настоящую бурю с холодом напущу.

(Дует ветер — аудиозапись).

Ведущая: Ой, и вправду холодно стало! Ребята, что нужно сделать, чтобы не замёрзнуть? Давайте встанем в круг и подвигаемся!

Физминутка «Холод» (Приложение№5)

Кикимора : А тогда я вас ….. намочу!

Разбрызгивает воду из брызгалки. Дети убегают на стульчики.

Ведущая: Скажите пожалуйста кто вы такая?

Кикимора : Кто-Кто? Любопытная какая. Я кикимора лесная. Лес на зиму убаюкиваю. А весной бужу помогаю принарядиться. Ведущая: А ведь и верно, осень нарядила лес в яркие одежды, ветерок лес раздел, дождик осенний песню спел и потанцевал, а зима придёт, укроет лес тёплым снежным одеялом. И правда ребята, нельзя в лесу шуметь. Не сердись на нас Кикимора, ведь мы помогаем солнышку тучку прогнать.
Хорошее дело вы делаете, только может и мне поможете, не слушают меня лесные жители и совсем не хотят готовиться к зиме.

Ведущая: Ребята, давайте расскажем, как лесные звери готовятся к зиме.

Кикимора: Как называются животные которые живут в лесу? ( Ответы детей). Каких вы знаете диких животных? (Ответы детей ).

Ведущая : Чтобы встретить суровую зиму, лесные звери начинают приготовления еще ранней осенью. Строят себе норы, делают запасы. Каких животных вы знаете, которые впадают в спячку?

Кикимора : А я знаю, это заяц!

Ведущая: Разве это заяц? Ребята, скажите кто спит всю зиму? (Ответы детей). А как готовится ежик зиме? (Ответы детей).

Ведущая предлагает детям иллюстрацию с изображением ежа.

Ведущая обобщает ответы детей: Ёжик еле-еле передвигается, спит на ходу. Он приготовил себе гнездо под кучей листьев и хвороста. С наступление заморозков ёж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.

Ребёнок читает стихотворение «Ёжик» (Приложение№6).

Подвижная игра « Ёжик» (Приложение№7).

Ведущая предлагает детям иллюстрации с изображением медведя.

Ведущая : А где зимуют медведь? Он тоже роет себе глубокую нору?

Кикимора : А я знаю, я знаю, он спит в дупле!

Ведущая: Разве это так? Ребята, расскажите уважаемой Кикиморе, что делает медведь зимой? (Ответы детей).

Ведущая обобщает ответы детей: Медведь запасает жир, готовит себе уютную берлогу, засыпает на всю зиму и сосёт лапу. Берлога - это глубокая яма в земле. В берлоге тепло. Спит медведь очень чутко. При беспокойстве покидает берлогу и долго бродит кругами, прежде чем снова залечь в берлогу. Зимой берлогу можно узнать по струйке пара, поднимающейся над входным отверстием.

Ребёнок читает стихотворение «Медведь» (Приложение№7).

Игра «Медведь и дети» (Приложение №8).

Ведущая предлагает детям иллюстрации с изображением белочки.

Ведущая : Ребята посмотрите на картинку, а чем занимается белочка в осенние прохладные деньки?

Кикимора: А я знаю, я знаю, белочка наедается осенью чтоб зимой ничего ни кушать, и всю зиму скачет по ёлкам и деревьям!

Ведущая : Действительно белочка не спит зимой, здесь ты права! Но разве белочка наедается осенью? (Ответы детей).

Ведущая обобщает ответы детей: Белочка сушит грибы, орехи и желуди- зимой всё пригодится. У белочки в лесу кладовочки есть. В таких кладовочках под разными деревьями белочка делает так много запасов, что за зиму сама не съедает. Очень трудолюбивая белочка. Летом шёрстка у белки буро-рыжая, а к зиме белочка меняет шубку и становится серой. Белочка очень красива в любое время года!

Ребёнок читает стихотворение «Белочка» (Приложение№9)

Ведущая: Но совсем по другому готовятся к осенним холодам звери которые не впадают в зимнюю спичку и не делают себе запасов. Какие это животные?

Ведущая предлагает детям иллюстрации с изображением зайца, лисы, волка.

Кикимора : Расскажите ребята пожалуйста, а то я всё перепутала. (Ответы детей).

Ведущая обобщает ответы детей: Зайцы, лисы начинают линять – шубки менять с летних на зимние. Этим животным щедрая осень раздаривает теплые пушистые красивые шубы. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет более подходит к зимней природе. В таких шубах можно пережить морозы. Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не готовят, они охотятся. У зайца нет ни норы, ни гнезда. Он прячется под кустом. Иногда ямку в снегу выкопает – там и ночует. Заяц питается корой и побегами деревьев.

Кикимора : Ну, спасибо детки, что мне всё это рассказали, теперь я уже знаю, как готовятся дикие животные к зиме, а мне пора. (Убегает ).

Ведущая: Ребята, посмотрите, солнышко еще лучик показало! И в лесу стало совсем светло.

(В зале полностью зажигается свет).

Ведущая с детьми ходят по лесу.

Ведущая : Как красиво в осеннем лесу! Лес точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный. Ну а нам пора возвращаться в детский сад, а для этого надо вспомнить волшебные слова. Повертелись, покружились и в детском саду очутились. Вот мы с вами и вернулись в детский сад. Ой, ребята смотрите трудолюбивая белочка и про нас не забыла! Что же она нам приготовила?

Ведущая с детьми находят под ёлочкой гриб: В этом грибочке белочка нам оставила угощенье — вкусные конфеты! Спасибо ей большое. Сейчас мы с вами пойдём к себе в группу и будем пить чай.

Приложение №1

Песня «Первый снег»

Цель: продолжать развивать интерес к музыке; обогащать музыкальные впечатления; способствовать стремлению петь мелодично, чисто, выразительно, передавая характер музыки; выражать свои чувства движением.

1. С неба звёздочки летят
Весело играя.
Залетели прямо в сад
Землю укрывая.

Припев:
Белый снег, белый снег
Белый снег пушистый
Первый снег первый снег
Самый самый чистый!

2. Стали белыми дома
И румяны лица.
Это зимушка-зима
В гости к нам стучится.

Приложение №2

Танец« Листочки»

Цель: Побуждать детей начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, согласовывать свои движения с произносимыми словами; развивать ловкость и координацию движений; способствовать укреплению мышечного корсета позвоночника.

Ход игры: По показу воспитателя дети выполняют несложные движения в соответствии с текстом произносимого им стихотворения.

Мы листочки осенние (дети встали – руки вверх)
На веточках сидели (присели на корточки)
Дунул ветерок (закачали руками)
И мы полетели (кружатся)
Мы летели, летели и на землю тихо сели (садятся на стульчики).

Приложение №3

Стихотворения «Листопад»

Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём.
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят.
Падают падают листья,
В нашем саду листопад
Красные жёлтые листья,
По небу вьются летят.
Листопад, листопад
Листья кружатся летят
Разноцветные, резные
Словно кистью расписные…

Приложение № 4

Дыхательное упражнение «Ветер»

Цель: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углублённого выдоха.

Ход: Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: дуем как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт. Повторить 3 раза.

Приложение № 5

Физминутка «Холод»

Цель: снятие усталости и напряжения у детей; внесении эмоционального заряда.

Мы топаем ногами – топ, топ, топ,
Мы хлопаем руками – хлоп, хлоп, хлоп,
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,
Мы руки подаем, и бегаем кругом.

Приложение №6

Стихотворение «Ёжик»

Цель: Развивать интонационную выразительность, понимание образности речи; воспитывать любовь к поэтическому слову, к природе.

Я тоже буду спать, как мишка,
Я поохотился за лето:
Грибы искал, мышей ловил.
Мне нужно отдохнуть за это,
Устал я, выбился из сил,
А для вас, мои друзья,
Принёс грибов корзинку я.

Приложение № 7

Подвижная игра «Ёжик».

Цель: Учить выполнять имитационные движения, демонстрируя красоту, выразительность; соблюдать правила игры.

Ход: Дети встают в круг. В центре круга стоит ребенок, на голове шапочка ежа с иголками. Дети ходят вокруг «Ёжика» и поют песню. «Ёжик» ходит по кругу и демонстрирует свою красоту. После окончания песни дети разбегаются, а «Ёжик» догоняет детей. Игра повторяется, роль ёжика исполняет желающий ребёнок.

Ёжик, ёжик покажи нам свои иголки! Говорят что вы ежи очень-очень колки! Покажи, покажи нам свои иголки, Говорят что вы ежи очень-очень колки!

Приложение№8

Стихотворение «Медведь»

Цель: Развивать интонационную выразительность, понимание образности речи; воспитывать любовь к поэтическому слову, к природе.

В берлогу скоро лягу спать,
За осенью зима придёт опять.
Пусть мне во сне приснится мёд.
Проснусь, когда весна придет!

Приложение №9

Игра « Медведь и дети»

Цель: учить двигаться крадущимся шагом в паре; согласовывать движения с музыкой; соблюдать правила игры.

Ход: В одном углу зала на стуле сидит ребёнок, на голове шапочка медведя. Ведущая поёт, дети подпевают. Дети осторожно, крадущимся шагом двигаются к берлоге. В конце первого куплета останавливаются, прикладывают к губам палец и, поворачиваясь друг другу, произносят:

«Тс-с-с!» Под пение второго куплета подходят ещё ближе к « берлоге», опять произносят: «Тс-с-с!». После третьего куплета громко кричат: « Ой, медведь!»- и убегают. « Медведь» просыпается, рычит и догоняет детей. Игра повторяется, роль медведя исполняет желающий ребёнок.

1. Кто уснул под дубком
И накрылся кожушком? Тс-с-с!

2. Ой, ребята, не шуметь!
Может, это спит медведь?! Тс-с-с!

3. Этот гость в один присест,
Коль проснётся, всех поест! Т-с-с!

Ой, медведь!

Приложение №10

Стихотворение «Белка»

Цель: Развивать интонационную выразительность; воспитывать любовь к поэтическому слову, к природе.

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу.

Приложение №11




Список литературы:

1. Бобылева Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные? // Дошкольное воспитание. — 2004. — N 7. — с. 38-46.

2. Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. — 2005. — N 5. — с. 70-73.

3. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - с.144 (Серия «Программа развития»)

4. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства // Дошкольное воспитание. — М.,2002.- с.112.

5. Целищева И., Большакова М. Дикие животные: интегрированные занятия по ознакомлению с природой и развитию элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, – 2005. — N 11. — с. 53-64.

6. Шиленок Т. Помощь педагогу в работе по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание.-7-8 /1992.

7. Шишкина В. А., Дедулевич М. Н. «Прогулки в природу». М.: Просвещение, 2003 г. – 112с.

Сегодня я продолжаю рассказывать о наших занятиях в рамках темы Осень. Последние два дня мы играли в животных осенью. Я постаралась сделать больше игр и меньше теоретического материала. потому что, где спит медведь ребенок и так выучил, а какие -то новый факты рассказывать в таком возрасте еще ранова-то, вот мы на играх и сосредоточились.

Приход осени не только заметен по изменению в природе, но и животные начинают готовиться к зиме. Поговорите с малышом, задайте ему следующие вопросы.

  • Каких зверей можно встретить в лесу осенью?
  • Кто укладывается спать на всю зиму?
  • Кто меняет на зиму шубку?
  • Кто делает запасы на зиму?
  • Кто зимует под листвой, в щелях, в коре деревьев?

Отвечайте на вопросы и ищите картинки с животными, про которых поговорили.

Чтобы встретить суровую зиму, лесные звери начинают приготовления еще ранней осенью. Строят себе норы, делают запасы. Белки и зайцы начинают линять – шубки менять с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет более подходит к зимней природе.

Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи, желуди, нагуливает на зиму жирок.

Кроты и мыши запасаются колосками. Барсук собирает коренья и грибы. Просушивает их возле своей норы, раскладывая на стволах деревьев.

Белочка делает запасы в дуплах, в расщелинах коры и под кореньями деревьев. Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не готовят, они охотятся.

Поздней осенью тихо и пустынно в лесу. Почему? Не слышно звонких птичьих голосов. Попрятались в норы и дупла лесные обитатели.

Обсудите рассказ

  • Медведь что делает? (Залез в берлогу.)
  • Кто попрятался в норы? (Ежик, барсук, полевая мышь.)
  • А что же делает белочка? (Она не любит холодную, дождливую погоду, поэтому спряталась, сидит в своем дупле и грызет шишки и орехи.)
  • Удобно ли зайчишке в белой шубке, когда еще не выпал снег? Почему?

Отгадывайте загадки

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка.)

Загорелись, как пожар,

На рябине кисти,

Катится навстречу шар

Из осенних листьев.

Ты его не узнаешь?

Приглядись-ка! Это… (еж).

Кто осенью спать ложится, а весной встает? (Медведь.)

Кто в лесу голодный рыщет,

Под кустом зайчишку ищет? (Волк.)

Что за беленький клубочек

Под кустом на землю лег? (Заяц.)

Первый снег прилег на крыши,

Опушил мехами сад.

Птичница в шубейке рыжей

На этом наша теория закончилась и мы перешли к практике.

Из одеял и подушек строили берлогу, а потом устраивались там на спячку.


Играли в белку, которая делает запасы. Поискали по шкафам, нашли запасы: грибы (игрушечные). орешки, ягоды и т.д. Набрали в мисочки фасольки и гороха и нечаянно белочка все перемешала, стали разбирать (уж очень Даша такие игры любит). Разобрали. Потом стали пересыпать. Еще полчаса все емкости измерили, сравнили где больше, где меньше помещается. Потом достали весы и стали взвешивать, сколько горошин в одной фасольке, а что тяжелее, а сколько фасолек в грибочке и так до бесконечности, потом примеры с помощью фасоли решали, на взгляд количество отличали.


Потом кормили волка. он же не спит, ему чем-то питаться надо. А после волка накормили всех животных в доме (ежа, зайцев, даже тигра со львом).

Скакали, как заяц и шубку меняли (одежду). Играли в ежика, фырчали и собирали запасы)))

Играли в перелетных птиц. Обозначьте в комнате юг и север. Ребенок – птичка, которая летает по комнате. Мама говорит: «Пришла осень». Птичка должна лететь в теплые края на юг. «Пришла весна» – птички возвращаются назад.



Осенью дни становятся короче, а ночи — длиннее. После теплых августовских дней наступают прохладные сентябрьские. Осеннее солнце поднимается уже не так высоко, как летом, поэтому его лучи уже не прогревают землю. Температура воздуха становится холоднее.








Растения осенью

Основное изменение в неживой природе — похолодание — влечет за собой изменения в живой природе.
С приходом осени листья растений меняют окраску. Деревья подготавливаются к зимним холодам. Желтеют листья клена, березы, осины. Краснеют листья рябины, вишни, черемухи. Становятся бронзовыми листья дуба. Старые деревья меняют окраску листьев раньше, чем молодые. Постепенно начинается листопад. Раньше других деревьев сбрасывают листья липы и старые тополя. Затем опадают листья кленов и рябин. До глубокой осени сохраняются листья сирени и березы, а листья некоторых дубов не опадают даже зимой.
Желтеет и вянет трава. Только кое-где цветут ромашка, чистотел, подорожник, фиалка, клевер. Все чаще небо заволакивают темные тучи. Все чаще идет мелкий моросящий дождь. В дождливые дни небо кажется серым и низким. В реках, озерах и прудах вода становится холодней. Над водоемами часто поднимается туман.

Птицы осенью

Летом птицы не голодают. Но осенью жучки, бабочки, мошки и комары прячутся в щелочках, трещинах стен, под корой деревьев. Муравьи закрывают все входы в муравейниках и готовятся к зимнему сну.
Уже в начале осени увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Спасаясь от голода и холода, многие птицы готовятся к отлету в теплые края.
Первыми улетают певчие птицы, которые питаются, в основном, насекомыми. Это кукушки, соловьи, иволги, ласточки, стрижи. Собираются в стаи и улетают водоплавающие птицы — утки, гуси, кулики, лебеди. Все птичьи стаи летят в те же знакомые теплые страны, куда улетали они зимовать в прошлые годы. Вместе с птицами улетают на зиму в теплые края и многие насекомые. Перелеты совершают стрекозы, божьи коровки и некоторые виды бабочек.

Звери осенью

Звери тоже готовятся к зиме. Мыши полевки, кроты, хомяки, крысы вырыли зимние кладовые. Мыши и хомяки заполняют их зерном. В одной такой кладовой может оказаться до пяти килограммов зерна. Кроты и крысы носят с полей картофель, бобы, морковь, зерна и семена.
Белки развешивают на ветках деревьев грибы, а орешки и шишки прячут в гнезде. Одна белка запасает примерно 15 килограммов орехов, грибов и различных семян.Еж готовит себе на зиму теплое уютное гнездо, в котором проспит всю зиму. Змеи, лягушки, жабы, улитки, ящерицы спрятались в укромных местах. Барсуки запасают семена и корни растений, высушенных лягушек, желуди. У многих зверей к зиме отрастает пушистая, густая шерсть. Ежи, барсуки, медведи откладывают под кожей много жира. Осенью барсуки увеличивают свой вес до шести килограммов. Жир для этих животных — зимний запас пищи.
В середине осени у зайцев, белок, песцов изменяется окраска меха. У зайца она становится белой, у белки — серой, а у песца серо-голубой. Такие изменения окраски и густоты меха называются линькой.
Многие звери и птицы могут найти пищу зимой — это лисы, волки, зайцы, лоси, сороки, вороны, воробьи. Они активны в любое время года.

Домашние животные осенью


Домашние животные осенью продолжают пастись на пастбищах, но с приходом холодов и дождей их переводят в специальные помещения и дают подкормку — силос, сенаж, солому.
Домашним животным нужен особый уход. Они боятся сквозняков, поэтому все щели в коровниках и свинарниках тщательно закрывают. Помещения изнутри белят известью. Это делает их более светлым и уютным, и, кроме того, известь убивает болезнетворные бактерии.

Труд людей осенью

Осенью продолжается уборка урожая. Хлеба убирают специальными машинами — комбайнами.
Осенью убирают картофель, капусту, морковь, свеклу.
Земледельцы знают, как важно на убранное поле внести удобрения. Затем поле вспахивается.
Зимой вспаханная почва хорошо промерзнет, в ней погибнут семена сорняков и вредные насекомые, спрятавшиеся на зиму.
Но осень не только пора сбора урожая. На вспаханные поля высевают семена ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.
В городских парках и скверах осенью тоже много работы. В это время высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть деревьев красят известью, чтобы обезвредить насекомых. Побеленные стволы деревьев не будут грызть зайцы.
Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают. Это помогает деревьям перенести зимние морозы и дать на будущий год хороший урожай.

Наталья Староверова
Конспект занятия «Животные осенью»

«Животный мир осенью »

Цель : обогащение знаний детей об изменениях в живой природе осенью .

Задачи :

1. Развивающие :

Развивать познавательный интерес к жизни леса и его обитателям,

Развивать память, связную речь, умение слушать друг друга.

Умение разгадывать загадки о диких животных (белка,ориентируясь на характерные признаки внешнего вида или поведения.

2. Образовательные :

Способствовать углублению и обобщению знаний о диких животных ;

Продолжать знакомить с характерными особенностями времен года – осень ,

3. Воспитательные :

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе,

Формировать доброжелательность.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника :

Проявляет интерес к участию в совместных подвижно-дидактических, развивающих играх,

Слушает рассказ педагога, отвечает на вопросы,

Участвует в разговоре во время рассматривания картины с изображением осеннего леса и предметных картинок;

Проявляет положительные эмоции при физической активности.

Умеет устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы.

Материал : картинки с изображением животных (заяц,медведь,лиса,волк, картина с изображением осеннего леса , предметные картинки (грибы,ягоды,яблоки, орехи,морковка, корзина с шишками для подвижной игры.

Предварительная работа : наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций, беседы о жизни животных , изменениях в природе осенью , разучивание песенок, подвижных игр.

Ход занятия:

1. Организационный момент :

Дети встают в круг.

В. - Ребята, я еще раз хочу с вами поздороваться. Но сделаем мы это необычно. Я попрошу вас повторять за мной :

Здравствуй солнце,

Здравствуй, небо,

Здравствуй, ветерок,трава,

Здравствуйте, мои друзья!

В. - Молодцы. Ребята,сегодня в группу нам принесли письмо,а от кого,вы должны отгадать :

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» - спросим.

Нам ответят : «Это…»

(осень )

В. - Молодцы,правильно это осень . Значит письмо нам прислала осень . Давайте-ка мы с вами прочитаем это письмо :

«Дорогие ребята, я приглашаю вас в гости в лес,посмотреть как живут звери в лесу осенью »

В. - Ну что,ребята, отправимся в путешествие в лес? (Да) Как вы думаете, на чем можно добраться до леса? (на машине,на автобусе) А я вам предлагаю отправится в путешествие на поезде. Я буду паровозом,а вы будете вагончиками. Скорее цепляйтесь за меня, и,отправляемся в путь. (звучит песенка «Паровоз» )

В. - Ну вот мы и приехали. Посмотрите, какой чудесный лес нас встречает (обратить внимание на картину с изображением осеннего леса ). Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года наступило в нашем лесу? (Осень )

А как вы догадались, что это осень ? (На деревьях желтые листочки)

Правильно. Листочки пожелтели, наступила осень . Скажите, пожалуйста, что еще происходит осенью . (Идет дождь, дует ветер, с деревьев падают листочки)

Правильно! Осенью идет дождь , дует холодный ветер, листья с деревьев падают на землю.

Ребята, как вы думаете, какие животные живут в этом лесу ? (Медведь, лиса, волк, заяц, ежик)

Конечно, в этом лесу живут заяц, медведь, ежик и белочка. Это – дикие животные .

Давайте скажем все вместе : «Дикие животные » (выставляются картинки с изображением животных )

К нам спешит один из обитателей леса. А кто это, вы узнаете, если отгадаете загадку :

В дупле живет

Да орешки грызет. (Белочка) .

Вы правы, это - белочка. А вот и она сама в гости к нам пожаловала. (Вносится игрушка - белка)

Б. - Здравствуйте, ребята. Я живу в этом лесу. Мой домик находится на дереве, в дупле. Я очень люблю орехи, ягоды, грибы,яблоки. Когда наступает осень , я собираю сухие листочки, траву и утепляю свой домик,чтобы не замерзнуть зимой. А ещё я делаю запасы на зиму. Я сушу на веточках дерева грибы,яблоки. собираю шишки и достаю из них орешки. Ведь зимой бывает холодно и голодно.

В. - Спасибо тебе,белочка,что ты нам рассказала о себе. Ты знаешь, а мы с ребятами можем тебе помочь делать запасы. Правда,ребята? (да)

Ребята, посмотрите, здесь у нас есть картинки, назовите, что здесь изображено? (Орешки, грибы, ягоды, морковь, яблоко)

Проводится д/игра «Помоги белочке»

Как вы думаете, что из этого белочка положит в свою корзинку? (Ответы детей)

Если дети называют морковь

Не хочет морковка в корзину к белочке, как вы думаете почему? (Белочка не ест морковку)

Правильно. Белочка не ест морковку, потому что морковка в лесу… (Не растет, она растет на огороде)

Какие молодцы! Все правильно ответили. Ой, белочка,посмотри, сколько здесь рассыпано шишек! Ребята, давайте поможем белочке собрать шишки в корзину. Поможем? (да) А то наша белочка одна не справится.

П/игра «Белочка и орешки»

Правила игры : воспитатель высыпает орешки из корзинки, а дети их собирают. Повторяется 2 раза.

В. - Молодцы,ребята. Настоящие помощники у нас растут. Теперь у нашей белочки много запасов и они помогут пережить ей зиму. Но нам пора прощаться с белочкой и возвращаться в д/с. (Под песенку «Паровоз» дети «возвращаются» в д/с)

В. - Ну вот мы и дома. (встают в кружок) Давайте-ка мы с вами вспомним,что мы с вами сегодня делали? С кем встречались?

После окончания игры дети садятся на стульчики.

Ребята отгадайте, кто еще к нам торопится?

Зимой спит,

Летом улья ворошит. (Медведь)

Правильно. Это – медведь

Скажите, пожалуйста, что мишка делает осенью ? (Много ест, готовит к зиме берлогу.)

А для чего он много ест? (Чтобы спать зимой.)

Правильно, медведь осенью много ест , готовит берлогу, чтобы зимой крепко спать.

Скажите, пожалуйста, что медведь положит в корзинку? (Грибы, ягоды, рыбу.)

Ребята, а ведь медведь ест все, он всеядный. Давайте скажем все вместе :

«Всеядный»

Если медведь все ест, что еще он положит в корзинку? (червячка и жёлуди) (Действие 2)

Покажите, как мишка собирает шишки.

Игра «Мишка косолапый по лесу идет»

Мишка косолапый по лесу идет.

Шишки собирает, песенки поет.

Шишка отскочила прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился и ногою топ.

Больше он не будет, по лесу гулять.

Сядет на машину и поедет спать.

После игры дети садятся на стульчики

Вот и к нам в гости зайчик пришел. Скажите, пожалуйста, какого цвета этот зайчик? (Серого.)

А как вы думаете, зайчик подготовился к зиме? (Нет.)

Почему вы решили, что зайчик к зиме не подготовился?

Что зайчик еще не сделал? (Не сменил шубку.)

А какая у зайчика шубка зимой? (Белая.)

Как вы думаете, зачем зайке белая шубка зимой? (Чтобы было не видно на снегу, чтобы стало теплее.)

Если дети затрудняются с ответом, задаются наводящие вопросы :

Чем покрыта земля зимой? (Снегом)

Какого цвета снег? (Белого)

Как вы думаете, на белом снегу серый зайка сможет спрятаться? (Нет)

А чтобы его не заметили на снегу, что ему нужно сделать? (Поменять шубку с серой на белую.)

Правильно, ребята. Осенью все зайчики меняют шубку с серой на белую, чтобы зимой на белом снегу его не увидела лиса. Белая шубка теплее серой, поэтому зайка зимой не мерзнет.

Посмотрите, вот и наш зайчишка свою шубку поменял.

Предлагаю зайку угостить. Чем будем его угощать?

(Морковкой и капустой)

Угощайся, зайка.

А ребята поиграют в игру.

Подвижная игра «Зайка беленький сидит» .

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит (2р.)

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть (2р.)

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать (2р.)

Движения выполняются по тексту. После игры дети садятся на стульчики.

Молодцы, ребята, хорошие зайчики у вас получились.

А сейчас предлагаю вспомнить, кто сегодня к нам приходил на занятие . (Белочка, медведь, заяц.)

- «Молодцы!» ,- говорят вам звери.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!