Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Боевые топоры на руси. Топор своими руками (67 фото) — создаём боевой, декоративный и рабочий инструмент Чертежи боевых топоров старинных

  • Кованые топоры, боевые палицы и копья, чеканы и секиры - купите холодное оружие времен Предков наших

    Только на нашем славянском сайте «Велес» можно найти и купить кованые топоры, боевые палицы и копья, чеканы и секиры ручной работы с настолько талантливым исполнением Мастера, что хочется сразу взять в руки и почувствовать мощь и энергетику такого . В этом разделе интернет-магазина мы собрали для вас множество видов изделий и надеемся, что вы оцените возможность выбора, качество изготовления и доступную стоимость.

    Итак: здесь вы найдете:

    Кованые боевые топоры ручной работы

    • боевой топор славян - русичей
    • боевые топоры викингов
    • боевой топор эллинов

    Боевые палицы: оружие настоящих богатырей

    Палица - это производное от общего значения слова палка. Таким образом, палицей можно считать любую деревянную палку и дубину, однако в средневековье палицу делали из деревянной рукояти и головки, снабженной железными шипами, или же выковывали головку из железа для увеличения силы удара. Такое незатейливое с первого взгляда холодное оружие требовало силы и сноровки.

    Боевые палицы являлись оружием истинных богатырей и помогли одержать победу в битве с Мамаем самому Дмитрию Донскому, и даже во время Первой Мировой войны. Только в последнем случае они назывались траншейными дубинками и имели форму, схожую с современными волейбольными битами. Именно поэтому и биты, и дубинки, и палицы являются запрещенными к повседневному применению и признаны опасным холодным оружием.

    Настоящая же боевая палица отличается от дубины большей приспособленностью к руке во время боя и наличием укрепительных обручей, навершей с шипами или без них. Разновидностью палицы являются: булава, шестопер, моргенштерн, буздыган, полицейская дубинка и другие названия холодного ударного оружия.

    Русские боевые копья и другие средневековые копья для метания

    Копье как оружие возникло еще в самом начале нашей эры. Нельзя было придумать наиболее удобного приспособления для охоты на животных: длинного древка из прямой ветки дерева и наконечника из заостренного камня, а позднее - металла. Даже с развитием общества, знаний и культуры настоящее боевое копье не потеряло своей ценности в хватке с людьми или зверем. Это метательно-колющее оружие использовали на протяжении многих сотен веков, и только благодаря умению охотиться и сражаться с помощью него мы обязаны своей жизнью сейчас.

    Боевые копья для метания отличаются длиной древка и формой наконечника, и то и другое подстраивается под руку и характер его будущего владельца.

    Чекан: купите боевое холодное оружие в полной реконструкции образца

    Наши Мастера - это люди, увлекающиеся восстановлением Традиций и всех видов средневекового холодного оружия. Именно поэтому они не смогли пройти мимо чеканов - ручного ударно-раздробляющего вида боевого топора, имеющего клювообразное топорище с плоским бойком на его обухе. Собственно, чекан - это древнерусский символ общеизвестного слова топор. Чеканы-топоры с обухом-молоточком являются также родственным видом другого оружия - клевца. Зачастую в средневековье они даже объединялись оружейниками на одном древке для наибольшей функциональности и достижения равновесия при использовании в бою. Чекан как боевой топор обладал противорикошетными свойствами, прорубал и проламывал грудную клетку врага. Клевцом же можно было завершить начатое и повергнуть супротивника.

    Боевой топор-чекан иногда ошибочно называется одним из видов боевого молота. Однако наличие обуха в виде молотка не делает это холодное оружие разновидностью ударно-метательного инструмента, скорее его можно назвать улучшенной версией секиры, купить которую вы также можете здесь.

    Славяне использовали чекан не только в виде боевого русского топора, но и в роли подтверждения факта военачальничества в походах. Оружие возили на седле, в петле с богато украшенной пуговкой.

    Кроме кованых топоров, боевых копий и палиц, секир и чеканов в этом разделе Оружейной Велеса под покровительством Сварога вы найдете:

    • Шестоперы - разновидность боевых булав и палиц, отличающихся наличием на голове холодного оружия шести или более металлических пластин-перьев. Шестоперы усиливают область и характер поражения врага в бою, и иногда имеют дополнительную пластину в виде крюка для быстрого обезоруживания врага. Шестоперы как вид палиц и булав впервые упомянуты в псковской летописи при описании победы над немецкими рыцарями.
    • Посохи с боевым холодным оружием - скрытыми в основании клинками, молниеносно поражающими любую цель и использовавшиеся во многих историях, связанных с государственными переворотами и отвоеванием территорий, защите Отечества и своих Родных. Такие посохи могли повторять в своем техническом значении боевое копье, оружие данного типа являлось вожделенным и подтверждало силу, смекалку и храбрость обладателя.
    • Булавы как разновидность палицы - холодное ударно-раздробляющее оружие, известное еще со времен эры неолита. С металлической головой булава начала изготавливаться в бронзовом веке, в средневековье же булава стала одним из самых ходовых видов оружия славян - русских богатырей. Во многих других странах она стала символом власти, могущества, доблести и достоинства. Некоторые историковеды считают, что скипетр власти ни что иное - как олицетворение булавы, тяжелой палицы с шипами для убийства врага с одного удара.
    • Клевец является разновидностью русского боевого топора, чекана и предназначен для ближней рукопашной схватки. Это ударно-раздробляющее холодное оружие обладает высокой степенью проникновения при наличии доспехов или кольчуги. Еще одним преимуществом клевца в сравнении с другими видами боевых топоров является его малый вес и возможность регулировать длину древка под руку хозяина оружия. Клевцы известны как боевые топоры еще с бронзового века, а в эпоху средневековья использовались не только славянами, но и многими другими народами. Назывались они иначе, но техника исполнения и боя оставалась неизменной.
    • Рогатины, являющиеся видом боевого копья, оружия русского народа и частью охотничьего снаряжения. Они отличаются наличием большого обоюдоострого клинка, способного причинить широкую и глубокую рану как врагу, так и зверю. Хоть Даль и утверждал, что рогатина - это оружие для охоты, однако согласно истории это холодное клинковое оружие использовалось славянами и для боев: такие тяжелые копья были незаменимы при охране слобод или отвоевании их от врагов.
    • Бердыши - разновидности боевых топоров и отличающиеся от других искривленным в форме полумесяца лезвием, а также наличием древка как у русского копья. Бердыши - это холодное коляще-рубящее оружие русских средневековых войск, пехоты, драгунов и стрельцов, а также инструмент самозащиты каждого славянина. Длина древка бердыша могла отличаться, равно как и размер лопасти.

Топор — наряду с другими острыми железными предметами (ножом, серпом, косой и др.) — оберег и отгонное средство против нечистой силы и болезней, У восточных славян Топор клали под ноги скотине при первом выгоне на пастбище, чтобы уберечь ее от порчи и хищников; для этой же цели на Русском Севере пастух обходил стадо с Топором; болгары забивали Топор в дерево, чтобы защитить себя от волков.

В Полесье Топор клали под порог, чтобы вампир не смог проникнуть в дом; на Украине и у западных славян под постель роженице и под колыбель новорожденному наряду с другими железным предметами клали Топор, чтобы оградить их от порчи и злых духов. Чтобы оградить живых от влияния смерти, Топор клали под лавку, где лежал покойник, или на лавку после выноса тела. Сербы клали Топор около обмолоченного жита, оставшегося вне амбара, чтобы защитить его от ночных демонов. В карпатском свадебном обряде дружка, вводя в дом новобрачных, ударял топором крест-накрест о притолоку двери, чтобы обезвредить возможную порчу. На Русском Севере считали, что водяной не сможет повредить человеку, если тот вслух упомянет о Топоре и других острых предметах. Топор использовали, чтобы остановить град, символически «рассечь» градовую тучу.

Чтобы защитить от злых сил новорожденного ребенка, сербы для него делали амулет в виде маленького Топора. Его изготовляли в полночь накануне пятницы муж и жена, раздевшись донага и сохраняя молчание. Ребенок, для которого был изготовлен амулет, должен был носить его всю жизнь в качестве оберега.

Топор, как предмет, сделанный из железа, используется в магической практике для сообщения человеку и скотине силы и здоровья. На Западной Украине, ложась спать на Новый год, около постели клали Топор, а утром вставали на него, чтобы ноги были здоровыми и крепкими. Чтобы рана на ноге быстрее зажила, под ноги клали Топор. Для этой же цели чехи утром в Страстную пятницу вставали босыми ногами на Топор. Чтобы легче родить, сербские женщины пили воду, в которой был вымыт острый Топор. В Полесье после выноса покойника из дома через порог бросали Топор, чтобы оставшиеся члены семьи были здоровы.

В народных верованиях Топор ассоциировался с мужским началом. В Белоруссии, если супруги хотели иметь мальчика, они в изголовье кровати клали Топор, а если девочку — серп. У восточных славян было принято пуповину новорожденному мальчику отрезать на Топоре. Согласно полесским аграрным обычаям, перед началом пахоты нужно воткнуть в землю Топор, чтобы обеспечить хороший урожай.

Иногда лезвие Топора ассоциировалось с острыми зубами грызунов и хищников, поэтому у болгар в первый день Великого поста запрещалось прикасаться к лезвию Топора и других острых предметов, чтобы вредители не нападали на поля.

На украинских Карпатах и в Восточной Словакии применялись ритуальные топорики, которые служили знаком власти и магической силы старшего пастуха.

Земное воплощение славного оружия великого Перуна было распространено на Руси не менее чем меч. Часто приходится слышать, будто топор - чисто бандитское оружие (вспомним детскую песню: «работники ножа и топора, романтики с большой дороги») и в древней Руси им орудовали разве что разбойные люди. Это заблуждение. На самом деле, топор состоял наряду с мечом на вооружении княжеских дружин. Топор также был незаменимым инструментом при монтаже военных механических устройств, фортификационных заграждений и для расчистки дороги в лесу. То же что сие оружие редко встречается в былинном героическом эпосе - предельно просто: топор был оружием исключительно пешего воина, тогда как у Богатыря из былины обязательный спутник - верный конь (по этой же причине у многих Богатырей в былинах - вместо меча имеется сабля). Пешие же воины почитали и любили топор, тем более с ним связан культ великого Бога войны. Топор был удобен в бою с тяжеловооруженными воинами, мог в хороших руках запросто расколоть щит или порвать кольчугу.

Бытует мнение, будто боевой топор по сравнению с рабочим, был огромных размеров. Например, существует множество картин, где в руках Славянина или Викинга имеется огромнейший топор, с длиной лезвия чуть ли ни в локоть воина. Это заблуждение, гиперболизация художников. На самом же деле, вес боевого топора не превышал 500 грамм и только настоящие Богатыри могли позволить себе топор покрупнее. Конечно же, чем больше топор, тем больше его разрушительная сила, но стоит ли ради чудовищной силы удара пренебрегать скоростью, ведь пока воин будет замахиваться своим огромным орудием, проворный соперник сможет уже раза три снести ему голову, к примеру, легкой саблей. Боевые топоры напоминали по форме рабочие, но были несколько меньше их. Славянские воины были знакомы с огромным количеством форм и конструкций боевого топора. Среди них есть и пришедшие с востока, например топоры-чеканы, более похожие на кирку, нежели на топор, скандинавы славянам подарили все ту же секиру или широколезвийный топор, причем секирой в те времена именовался преимущественно рабочий, плотницкий топор. Однако пропорции их несколько необычны.

Мы привыкли видеть в кино и на картинах в руках у полудикого воина огромный топор на коротеньком топорище - все как раз наоборот. Топорище иногда превышало метр в длину, тогда как лезвие секиры имело в длину 17-18 см. и весило в среднем, 200-450 г., тогда как вес крестьянской секиры (топора) - 600-800 г. Такие топоры распространились по всей Северной Европе на рубеже X и XI веков. Еще один интересный вид топоров - с прямой верхней гранью и лезвием, оттянутым вниз. Такие топоры распространились в Норвегии, Швеции и Финляндии в VII-VIII веках. На Руси и в Финляндии они появляются в X-XII веках и находят здесь большую популярность: такой топор не только рубил, но и резал.

Чисто национальный же тип топора, идеально подходящий для боя и сочетающий в себе все лучшие качества оружия был таков: его лезвие изогнуто к низу (поэтому он мог еще и резать), причем наклон лезвия таков, что КПД удара стремится к единице: вся сила, приложенная воином, идет именно на удар и концентрируется в его средней части, что давало удару огромную силу. По бокам обуха помещались «щековицы», тыльная часть укреплялась «мысиками», и те и другие предназначались для наисрочнейшего крепления топора на топорище (деревянной ручке), к тому же они предохраняли его, когда глубоко засевший топор, чтобы вытащить, приходилось раскачивать.

Топоры такой формы были как боевыми, так и рабочими. С X века они распространяются на Руси и становятся самым массовым видом топора. Другие народы конечно же, тоже оценили русское изобретение: такие топоры археологи находят по всей Европе (однако эти находки датируются не ранее XI-XI веками, что доказывает именно славянское происхождение такого топора).

Боевой топор

Этому виду оружия, можно сказать, не повезло. Былины и героические песни не упоминают топоров в качестве «славного» оружия богатырей, на летописных миниатюрах ими вооружены разве что пешие ополченцы. Зато почти в любом издании, где речь заходит о вооружении и боевых действиях викингов, непременно упоминаются «огромные секиры». В результате укоренилось мнение о топоре как об оружии для Руси нетипичном, чужом. Соответственно, в художественных произведениях его «вручают» либо нашим историческим противникам, либо отрицательным персонажам, чтобы таким образом подчеркнуть их злодейский характер. Мне приходилось даже читать, будто русский народ «испокон веку» осмысливал топор как нечто «тёмное и гнусное» и даже «человеконенавистническое»…

1. Секира. 2. Чекан. 3. Топор

Подобное убеждение весьма далеко от истины и, как обычно, происходит от незнания предмета. О том, какой смысл в действительности придавали топору наши предки-язычники, говорится в главе «Перун Сварожич». Редкость же упоминания его в летописях и отсутствие в былинах учёные объясняют тем, что топор был не слишком удобен для всадника. Между тем раннее средневековье на Руси прошло под знаком выдвижения на первый план конницы как важнейшей военной силы. Если обратиться к карте археологических находок, можно убедиться, что на севере Руси боевые топоры находят значительно чаще, нежели на юге. На юге, в степных и лесостепных просторах, конница рано приобрела решающее значение. На севере, в условиях пересечённой лесистой местности, ей было развернуться труднее. Здесь долго преобладал пеший бой. Ещё в ХIII веке, по сообщению летописи, новгородцы порывались спешиться перед сражением, заявляя своим военачальникам, что не желают «измереть на конех», предпочитая биться пешими, «яко отцы наши». Пешими сражались и викинги – даже если к месту битвы приезжали верхом.

Между прочим, миф об «огромных секирах», для простого поднятия которых требовалась «невероятная сила», тотчас развеивается, стоит заглянуть в любую учёную книгу. Боевые топоры, будучи похожи по форме на рабочие, бытовавшие в тех же местах, не только не превосходили их размерами и весом, но, наоборот, были меньше и легче. Археологи часто пишут даже не «боевые топоры», а «боевые топорики». Древнерусские памятники также упоминают не «огромные секиры», а «топоры лёгки». Тяжёлый топор, который нужно заносить двумя руками, – орудие лесоруба, а не оружие воина. У него в самом деле страшный удар, но тяжесть его, а значит, неповоротливость, даёт врагу хороший шанс увернуться и достать секироносца каким-нибудь более маневренным и лёгким оружием. А кроме того, топор надо нести на себе во время похода и «без устали» махать им в бою!

Специалисты считают, что славянские воины были знакомы с боевыми топорами самого разного образца. Есть среди них и такие, что пришли к нам с запада, есть – с востока. В частности, Восток подарил Руси так называемый чекан – боевой топорик с обухом, вытянутым в виде длинного молотка. Подобное устройство обуха обеспечивало своего рода противовес лезвию и позволяло наносить удары с отменной точностью. Скандинавские археологи пишут, что викинги, приезжая на Русь, именно здесь познакомились с чеканами и отчасти взяли их на вооружение. Тем не менее в ХIХ веке, когда решительно всё славянское оружие объявлялось по своему происхождению либо скандинавским, либо татарским, чеканы были признаны «оружием викингов». Забавное впечатление производят иллюстрации некоторых тогдашних художников, где викинги идут навстречу славянам, держа в руках оружие, которое, по авторитетному мнению учёных, им предстояло через несколько столетий у славян же заимствовать!

Гораздо более характерны для викингов были секиры, которые археологи называют «широколезвийными». Ничего уж такого «огромного» (кроме метрового топорища) в них нет: длина лезвия – 17–18 см (редко до 22 см), ширина тоже чаще всего 17–18 см. Вес – от 200 до 450 г; для сравнения – вес крестьянского рабочего топора составлял от 600 до 800 г. Такие топоры распространились около 1000 года по всему северу Европы. Пользовались ими от Карелии до Британии, в том числе и в таких местах, где викинги появлялись редко, например в центральных областях Польши. Учёные признают скандинавское происхождение широколезвийных секир. Но это не значит, что всякий, кто их делал или ими сражался, непременно был скандинавом.

Ещё один вид боевых топориков – с характерной прямой верхней гранью и лезвием, оттянутым вниз, – чаще встречается на севере Руси, главным образом в районах со смешанным населением, где рядом жили славянские и финские племена. Учёные так и называют эти секиры – «русско-финскими». Топорики подобной формы, судя по археологическим данным, появились в Норвегии, Швеции и Финляндии ещё в VII–VIII веках. В Х-ХII веках они становятся типичными для Финляндии и северо-востока Руси.

Выработался на Руси и свой собственный, «национальный» вид боевых топоров – что, кстати, лишний раз подтверждает неправильность мнения о чужеродности этого вида оружия для славян. Конструкция таких топоров удивительно рациональна и совершенна. Их лезвие несколько изогнуто книзу, чем достигались не только рубящие, но и режущие свойства. Форма лезвия такова, что коэффициент полезного действия топора приближался к единице: вся сила удара концентрировалась в средней части лезвия, так что удар получался поистине сокрушительным. По бокам обуха помещались небольшие отростки – «щекавицы», тыльная часть также удлинялась специальными «мысиками». Они предохраняли рукоятку, когда засевший топор приходилось раскачивать туда-сюда после сильного удара. Таким топором можно было совершать разнообразные движения и в первую очередь – наносить мощный вертикальный удар.

Не случайно топоры этого вида бывали (в зависимости от размеров) и рабочими, и боевыми. Начиная с Х века они широко распространились по Руси, становясь наиболее массовыми. Другие народы по достоинству оценили русское изобретение. Археологи находят топорики такого типа в Волжской Болгарии, Скандинавии, Польше, Чехии и Прибалтике. Но эти находки датируются более поздним временем, так что даже самым упорным норманнистам остаётся только признать восточнославянское происхождение топоров данного вида.

Упомянем одну любопытную деталь. На лезвиях некоторых боевых секир учёные нет-нет да и обнаруживают… дырочку. Её назначение очень долго было предметом научного спора. Одни считали дырочку магическим знаком, другие – украшением, третьи – производственным клеймом, четвёртые полагали, что в дырочку вставлялся металлический стержень, чтобы топор не слишком глубоко входил при ударе, пятые доказывали, что в неё продевали проволочное кольцо с привязанной верёвкой – подтягивать секиру обратно к себе после броска в цель. В действительности всё оказалось куда практичней и проще. По мнению многих археологов, дырочка служила для пристёгивания на лезвие матерчатого чехла, «да ся человек не обрежет». А кроме того, за неё топор вешали у седла или на стену.

Некоторые учёные по аналогии с дырочкой на секире предлагают вспомнить копья эпохи бронзы, в наконечниках которых тоже делались отверстия. Подобные копья археологи находят в степной зоне России, а также в Дании и в Китае. Установлено, что их отверстия служили для крепления кожаных или матерчатых кисточек, подвесок, даже фигурок – вроде того как в наши дни оформляется конец древка военного знамени. Сохранилось одно древнекитайское копьё – к отверстиям в его наконечнике прикреплены на цепочках миниатюрные фигурки пленников, висящих, словно на дыбе, с вывернутыми руками…

Боевые топоры. Образцы основных форм. X–XIII века

Итак, топор был универсальным спутником воина и верно служил ему не только в бою, но и на привале, а также при расчистке дороги для войска в густом лесу. Право же, неплохо бы помнить об этом авторам произведений, которые заставляют своих героев рубить мечами кусты и деревья или колоть дрова для костра. Гораздо большего уважения заслуживают наблюдения восточных путешественников, которые своими глазами видели славянских воинов в начале Х века. Записи эти свидетельствуют, что наши предки в боевом походе постоянно носили при себе не только меч, но также топор, нож и другие необходимые инструменты, вплоть до пилы – целый арсенал «орудий ремесленника».

В заключение сделаем ещё одно замечание. Чем отличается «секира» от «топора» и есть ли между ними различие? В археологической литературе оба эти слова употребляются вперемежку, как синонимы. В древнерусских литературных памятниках чёткого различения также нет. Зато в художественной литературе «секирой» чаще называют боевой, а не рабочий топор: видимо, грознее звучит.

Тем не менее часть филологов настаивает, что «топором» в основном именовали как раз боевой топор, а «секирой» – рабочий. Во всяком случае, именно слово «топор» перешло из языка восточных славян в язык далёкой Исландии, закрепившись в нём как одно из названий боевого топора. Интересно, что славянские и германские языки в этом случае как бы «обменялись» названиями. Наши предки употребляли ещё один синоним «топора» – забытое ныне слово «брадва» (“брадовь”, “брады”). Языковеды полагают, что в глубочайшей древности это слово перешло к нам из языка германцев. Причём «брадва» не случайно похожа на «бороду». И германцам, и нашим предкам оттянутое вниз лезвие топора казалось «бородатым». Уже знакомую нам широколезвийную секиру в Исландии так и называли – «бородатый топор»…

Из книги Киевской Руси не было, или Что скрывают историки автора

Из книги Независимая Украина. Крах проекта автора Калашников Максим

Топор над православием Еще одно направление, на котором после развала Советского Союза развернулось наступление свидомитов, - религиозное. Ведь пока большинство верующих на Украине принадлежат к православной церкви, высшим иерархом которой является Патриарх

Из книги Британия в новое время (XVI-XVII вв.) автора Черчилль Уинстон Спенсер

Глава XVIII. ТОПОР ПАДАЕТ К весне 1646 г. вооруженное сопротивление, оказываемое силами короля парламентской армии, было сломлено. Сэр Джейкоб Эстли, захваченный после поражения последних отрядов Карла при Стоуна-Уолде, сказал своим пленителям: «Что ж, мальчики, вы сделали

Из книги Другая история Руси. От Европы до Монголии [= Забытая история Руси] автора

Зачем в супе топор? Как ни покажется удивительным, но впервые идея о связи чингисханова воинства с папским Римом была высказана и представлена широкой публике задолго до нас. Мы говорим даже не о трудах Н. А. Морозова, чья «русская история», написанная в первой половине XX

Из книги Забытая история Руси [= Другая история Руси. От Европы до Монголии] автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Зачем в супе топор? Как ни покажется удивительным, но впервые идея о связи Чингисханова воинства с папским Римом была высказана и представлена широкой публике задолго до нас. Мы говорим даже не о трудах Н. А. Морозова, чья «Русская история», написанная в первой половине ХХ

Из книги Рыцарь и его доспехи. Латное облачение и вооружение автора Окшотт Эварт

Глава 3 ТОПОР, БУЛАВА И МОЛОТ Виды оружия, которые я хочу представить в этой главе, можно назвать вспомогательным вооружением средневекового рыцаря. Речь пойдет о топоре, булаве и молоте. Это оружие носили, как меч и копье, в составе полного вооружения. Конечно, находились

Из книги Охотничье оружие. От Средних веков до двадцатого столетия автора Блэкмор Говард Л.

Из книги «Уродливое детище Версаля» из-за которого произошла Вторая мировая война автора Лозунько Сергей

Польский топор в спину Лиги Наций В любом историческом труде, посвященном событиям Второй мировой войны, обязательно содержится указание на беспомощность Лиги Наций, этого «старшего брата» нынешней ООН, замышлявшегося как коллективное средство предотвращения войн и

Из книги Киевской Руси не было. О чём молчат историки автора Кунгуров Алексей Анатольевич

Современную цивилизацию породил железный топор? Думаю, читатель уже готов самостоятельно ответить на вопрос, почему Киевская Русь не могла состояться даже гипотетически. Однако критика официального научного догмата непродуктивна, если автор не предложит

Из книги С Роммелем в пустыне. Африканский танковый корпус в дни побед и поражений 1941-1942 годов автора Шмидт Хайнц Вернер

Глава 10 «Боевой топор» на границе 1После нашего визита в Соллум Роммель потерял интерес к Тобруку и больше внимания стал уделять границе.– Тобрук оказался крепким орешком, и его взятие потребует тщательной подготовки – сказал он.А он хорошо понимал, что Уэйвел не даст

автора Келлер Джон

Человек-топор Тем временем восточно-германское руководство уже пережило фазу чисток, проводившихся советским МГБ, а затем МВД, тайной полиции, переименованной в очередной раз после того, как ее в марте 1953 года опять возглавил Лаврентий Берия. Десятки высокопоставленных

Из книги Секреты Штази. История знаменитой спецслужбы ГДР автора Келлер Джон

На Ульбрихта обрушивается топор Преданность шефа Штази своей работе была такова, что его вполне можно было назвать трудоголиком. Помимо слежки за диссидентами, контрразведки, внешней разведки и борьбы с международными террористами Мильке внимательно наблюдал за

Из книги Исконно русская Европа. Откуда мы? автора Катюк Георгий Петрович

4.1. «Топор», без которого супа не сваришь Я татарин, я татарин с русскою душой. Песня Итак, религия казацкого Поля, русская вера, была тождественна религии монголо-татар. И возникает следующий вопрос. Как могло так совпасть, что придя на Русь из далекого Забайкалья,

Из книги Потопить «Ледокол» автора Зорин Андрей Александрович

Глава 4. Топор в спине «Взяла топор и сорок раз ударила отца» Из американского фольклора «19 августа 1939 года Сталин начал тайную мобилизацию Красной Армии, после чего Вторая мировая война стала совершенно неизбежной. Но Гитлер не обратил внимания на происходящие в

Из книги Четвёртый ингредиент автора Брук Михаил

КУДА СОХА И ТОПОР ХОДИЛИ. Поддубицы и Крутоярицы. Верная примета. «Заблудившийся» чернозем. Хитрый князь Василий. «Верви» великого государя. Богатство двинского народа. Радости «ревущего стана». Чертеж Сибири. Оговор. Уйти за мечтой. Немногое осталось

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Топор Принадлежность мужчины, мужа, воина; символ мужества. С боевыми топорами изображались божества разных народов; у славян – Перун и другие солнечные божества. Топор использовался как оружие, как орудие труда, как жертвенный атрибут. В силу того, что этот

Боевые топоры были необходимой частью вооружения славян, поэтому на Руси существовало несколько их видов:

  • клевец,
  • чекан,
  • секира (алебарда).

Клевец

Клевец – боевой, коротко-древковый молот, разновидность чекана. Имел лезвие в виде клюва (отсюда произошло его название) различной длины. Часто ковался с молотком на обухе, имеющим самые разнообразные формы: шипастую, пирамидальную, конусную, гладкую и т.д. Этот топор весил от 1 до 1,5 кг. Длина древка была от 60 до 80 см. Зачастую, древко имело цельнометаллическую рукоять, рассчитанную на одну или две руки. У славянского клевца сверху также располагалось острие, направленное вверх, которое славяне называли «копьецом». Клевец мог быть скомбинирован и с чеканом.

Этот вид топора был предназначен для ведения ближнего рукопашного боя, однако, часто использовался и всадниками. Благодаря неширокому лезвию, клевец обладал высокой пробивной способностью, которая к тому же сочеталась со сравнительно лёгким весом и удобством в бою. Этот топор мог с легкостью пробить любой доспех, однако, существовала возможность того, что при застревании его было трудно извлечь обратно.

Чекан

Чекан - боевой топор, с лезвием в виде клюва и плоским бойком на обухе, который был закреплён при помощи проушины на рукоятке. Наименование получил от древнерусского слова «чекан», которое является синонимом слову «топор».

В длину лезвие чекана было от 9 до 15 см, а в ширину - от 10 до 12 см, а отверстие обычно имело диаметр от 2 до 3 см. Весил он примерно от 200 до 350 г.

Этот вид топора использовался для ведения ближнего рукопашного боя. Многие учёные и исследователи часто путают чекан с клевцом, однако они имеют ряд существенных различий:

  • чекан мог прорубать и проламывать щиты,
  • его гораздо проще извлечь после нанесённого удара,
  • обладал «противорикошетным» свойством,
  • не соскальзывал,
  • не мог согнуться или сломаться во время удара о сталь.

Зачастую, для уравновешивания и увеличения функциональности орудия, чекан и клевец объединяли на одном древке.

Секира (алебарда)

Секира - одна из разновидностей боевых топоров, с широким, до 30 см, лезвием в форме полумесяца, насаженным на рукоятку длиной до 1 метра. Часто секиры изготавливались тяжелыми. На Руси секиры использовались в основном пехотинцами, поэтому, для возможности стащить противника с лошади и проткнуть доспехи, они зачастую изготавливались с длинным и прочным шипом на обухе, который был загнут вниз.

К XV столетию секиры на Руси были вытеснены более эффективным бердышом, так как он был более универсальным.

Русский боевой топор-Чекан

В поисках истории. Боевой топор.

«Мужика не шуба греет, а топор» — гласит народная мудрость. Незаменимый помощник в хозяйстве, «правая рука» любого плотника – это всё про вполне незатейливый инструмент, называемый топором.

Будь то топор для дачи или же для профессионального использования, спрос на этот инструмент никогда не пропадёт.

Добросовестное отношение к эксплуатации, умение правильно подготавливать инструмент к работе, поможет не только избежать неприятностей, но и послужит гарантией успешного окончания планируемой работы.

Опытные мастера знают, как сделать топор. Разобравшись в технологии и изучив практические рекомендации, сделать топор своими руками не составит труда и у непрофессионала.

Колющая насадка для топора

При выборе колющей металлической части для будущего топора, особого внимания заслуживает качество материала. Изготовленные по ГОСТу части, вот что нужно.

Стоит избегать маркировок МРТУ, ОСТ или ТУ на насадке, ведь данные обозначения допускают изменение технологий в процессе выливания детали (возможны добавление сторонних веществ, влияющих на качество материала).

При ударе лезвием об другое на обеих не должно оставаться засечек. Полностью исключаются искривления материала, наличие любого рода вмятин, кривая ось лезвия.

Значимость рукоятки

Подобрать оптимальную длину топорища можно исходя из параметров роста мастера и силы удара. Сила в свою очередь напрямую зависит от длины, так при работе большим топором, будет легче рубать поленья дров.

Прежде чем сделать выбор стоит определиться с желаемым результатом:

  • тяжёлый вариант инструмента (общий вес 1кг.-1,4кг., длина рукоятки от 55 до 65 см.);
  • облегчённый вариант (вес 0,8кг-1кг., при длине от 40 до 60 см.).

Качество древесины, из которого будет сделано топорище, имеет большую значимость. Для изготовления подходит не каждая порода дерева. Зачастую в этих целях используют берёзу (части находящиеся возле корней или стволовые наросты).

Встречаются так же рукоятки из дуба, акации, клёна и других лиственных пород. Все выбранные заготовки нуждаются в длительной сушке.

После того, как деревянная заготовка хорошо просушится, на ней чертят контуры рукоятки, по заранее изготовленному шаблону. Чтоб избежать скольжения руки во время работы и повысить показатели удобства топора, в конце ручки необходимо предусмотреть утолщение.

Вырезать контур поможет нож, стамеска, электрический лобзик.

После примерки насадки топора и не найдя каких-либо признаков неплотного прилегания деталей, можно смело продолжать усовершенствование топорища. Стекло поможет отциклевать инструмент, а наждачная бумага пригодится для шлифовки.

Насаждение колющей насадки на ручку

Правильное выполнение инструкций по насадке, приведёт к отличному результату:

Проушину колющей части необходимо подогнать под верхнюю часть рукоятки топора, лишняя часть древесины легко уберётся при помощи ножа.

Сделать метку на топорище, где будет заканчиваться колющая часть. Для этого нужно поместить рукоятку лёжа, во избежание допущения неточностей. Полученный отрезок разделить пополам, сделать соответствующую метку.

Держа топорище, стоя, необходимо сделать пропил до второй отметки. Делается это ножовкой по металлу и используется для клина.

Выстругать деревянный клин аналогичный заранее приобретённому металлическому. Ширина равна размеру проушины, толщина изделия от 5 до 10 мм., а длина равна глубине пропила.

Положив на стол доску, необходимо поставить на неё колющую часть, расположенную вверх ногами. Далее следует надеть эту часть на рукоятку и медленно начать постукивать им об доску.

Периодически нужно менять способ постукивания от колющей части, к постукиванию топорищем.

Как только колющая часть войдёт в проушину, необходимо поставить топор вертикально и вставить деревянный клин. Ножовка по металлу поможет отпилить все не нужные материалы, которые в результате насадки окажутся сверху.

В конце на рукоятку наносится масло, и изделие хорошенько высушивается. Правильность выполнения, можно сравнить с фото топора на дачу, размещенным ниже.

Заточка лезвия

Во избежание хлопот возникающих в момент работы, необходимо ответственно подойти к заточке лезвия. Нормативные показатели соответствия ГОСТа:

Соблюдение требований в величине заточки, очень важны. Несоответствие градуса приводит к тому, что при рубке топором лезвие застревает в древесине.

При первичной заточке, устраняются мелкие повреждения, щербинки и выбоины. После проводится вторичная заточка. Окончанием процесса является процесс шлифовки, выполняемый мелкозернистым бруском.

Инструмент, выполненный собственноручно по инструкции – это всегда самый лучший топор, который может быть на даче.


Фото лучших вариантов топора для дачи

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!