Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Почему правители восточных государств провозглашались живыми богами. Почему в россии не было царей со славянскими именами

Чтобы правильно ответить на вопрос, надо правильно его сформулировать. А правильнее он звучал бы так: почему среди русских князей встречаются славянские и скандинавские имена?

Двойные имена князей – родовые и крестильные
Дело в том, что после принятия Русью христианства все князья носили, как правило, два имени – славянское и данное им при крещении имя греческого, латинского либо еврейского происхождения. Так, правительница Ольга была крещена под именем Елена, Владимир – Василий, Ярослав – Георгий. Заодно определённые сочетания языческих и христианских имён стали традиционными. Так, Владимир Мономах тоже был наречён крестильным именем Василий. Известные нам князья по имени Ярослав – обычно Георгии (Юрии). В летописях они чаще всего фигурируют под своими традиционными славянскими именами, хотя время от времени их называют двойным именем (например, Святополк-Михаил).

Но уже в XII веке отдельные князья именуются только крестильным именем. Весьма возможно, что славянского имени у них при этом и вовсе не было. Это Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Константин Ростовский, Александр Невский и некоторый другие. Хотя и в это время большинство князей по-прежнему зовётся именами, которых в то время ещё не было в святцах: Святослав, Всеволод, Мстислав, Ростислав, Игорь, Олег и т.д. Встречались ещё и Рюрики, один из которых в начале XIII века захватил и разграбил Киев. Причём, если с течением веков многие княжеские имена, благодаря церковной канонизации, вошли в святцы и стали христианскими, то Рюрик таковым пока не стал.

Особенно интенсивно «вымывание» языческих имён происходило во времена ордынского господства. Отдельные князья в этот период ещё носят имена Игорь, Олег (один из последних – рязанский князь конца XIV века), но начинают безусловно преобладать имена, связанные с христианством. Интересно в этой связи, что в династии московских великих князей Рюриковичей, начиная с Александра Невского – отца первого московского князя Даниила – никто из занимавших престол не носил славянского имени. А последним Рюриковичем, который известен под языческим именем, стал Родослав, брат рязанского великого князя Фёдора, умерший в 1407 году.

Два Владимира могли занять московский трон
Тем не менее, было бы неверно считать, что русские великие князья и цари начали как-то гнушаться славянских имён. Просто их ещё было очень мало в святцах. Одним из первых там, по понятным причинам, появилось имя Владимир. Считается, что это произошло не позднее XIII века. Дважды складывалось так, что люди с этим именем могли бы, при иных обстоятельствах, занять московский престол.

Первым был двоюродный брат Дмитрия Донского – серпуховской удельный князь Владимир Андреевич Храбрый, предводитель рати на Куликовом поле и, как некоторые историки считают, главный герой той битвы. После смерти Донского Владимир Андреевич приходился двоюродным дядей новому великому князю Василию I. Из-за старшинства в роду тогда чуть было не вспыхнуло междоусобие.

Двоюродный брат царя Ивана IV, удельный князь старицкий, тоже был Владимиром Андреевичем. Во время тяжёлой болезни царя в 1553 году многие бояре и другие лица в ближайшем царском окружении не захотели присягать малолетнему царевичу Ивану. Они открыто говорили о том, что готовы служить только Владимиру Андреевичу. Если бы болезнь царя закончилась трагически, то весьма вероятно, что Владимир Андреевич и занял бы русский трон.

Единственное исключение – Борис Годунов
Среди царей было одно исключение. Это Борис Годунов. Нам, правда, неизвестно точное происхождение этого имени, но в православном именослове это имя помечено как славянское. Ещё в конце XI века в святцах появились имена святых князей Бориса и Глеба – сыновей Владимира – ставших жертвами братоубийцы Святополка Окаянного. Есть, видимо, закономерность в том, что единственный царь с русским именем был окрещён в честь одного из них.

Наверное, наречение имён подчинялось некоей математической закономерности. Было очень мало славянских имён в святцах, появились они там поздно, вот цари, за одним исключением, и носили греческие, латинские, еврейские имена. Ну, а если это кому-то покажется странным, пусть он попытается вспомнить, многие ли его личные знакомые в наше время имеют имена славянского и русского происхождения.

С наступлением железного века - появлением первых орудий из железа - производительность труда земледельцев возросла. Стало возможно распахивать земли, которые раньше не поддавались обработке, а использовались как пастбища. Земледельцы начали теснить coceдние пастушеские племена. Расширяющиеся земледельческие территории необходимо было охранять от набегов кочевников, что требовало создания новых государств. В отличие от первых царств древности их функции не были связаны с организацией орошения земли. С этой задачей, благодаря более совершенным орудиям труда, сельские общины уже справлялись.

Новые гoсударственные образования представляли собой вoeнные деспотии, Они обеспечивали земледельческим общинам, peмecленникам и торговцам городов защиту от внешних вpaгoв. Собираемые налоги шли на содержание армии, аппарата управления, придворной знати. Чем больше земель контролировала военная дecпотия, тем большие средства оказывались в распоряжении ее повелителей. Это стимулировало постоянную экспансию. Войны во имя расширения территории велись непрерывно.

Возникавшие империи были непрочными, опирались лишь на военную силу. Хозяйственная, религиозная разнородность входящих в них земель, стремление местной знати к самостоятельности при cepьезных военных поражен иях приводили к их распаду. Центрами первых военных деспотий стали государства, образовавшиеся в Малой Азии, на Иранском Haгopьe (держава хеттов, Acсирия, Урарту). Между ними развернулась борьба за контроль над плодородными землями Месопотамии. В XIV-XIII вв, до н.э. наибольших успехов добились хетты, небезуспешно воевавшие с египтянами. Затем на роль первой военной деспотии выдвинулась Accирuя. Она еще с XIX века до н.э. соперничала с Вавилоном за господство над плодородными землями Междуречья. В Х - VII вв, до н.э. Ассирия распространила свою власть на всю Малую Азию, покорила не только Вавилон, но и Финикию, Дамасское царство, Иудейское и Израильское царства в Палестине , Египет, земли хеттов, персидских и мидийских племен.

В VII веке до н.э. союз мидийских племен отказался подчиняться Ассирии и начал против нее войну. Ослаблением Ассирии воспользовался Вавилон, захвативший большую часть ее владений.

В VI веке до н.э. началось возвышение Персидекой державы. Персы, при царе Кире Il (правил в 558-5ЗО до ll,Э.) освободившиеся от власти Мидии, начали завоевательные походы. Им удалось покорить Месопотамию, Сирию, Палестину, Финикию, Малую Азию. При царе Камбизе они овладели Египтом. При царе Дарии 1 (правил в 522-486 до н.э.), завоевавшем запад Индии, сложилась новая административная система управления. Eгo империя была разделена на 20 провинций (сатрапий), каждая из которых платила подати в зависимости от размера и плодородия обрабатываемой земли. Для удобства расчетов и торгoвли впервые в мире началась чеканка серебряной монеты, в качестве nлатежного средства использовались также слитки серебра. Ежегодно в казну Дария поступало около 400 т серебра.

Персидская империя оказалась непрочной: после поражения в войне с гoродами-государствами Греции, в IV веке до н.э." она pухнула под ударами войск Македонии.

Древняя Индия

В Индии также сменилось несколько крупных государственных образований. В III - II вв, до н.э. большую часть ее территории контролировала империя Маурьев.

После ее распада начался длительный период соперничества небольших государств, завершившийся лишь в IV веке, когда расширились границы державы династии Туптов. Однако под ударами кочевых племен в VI веке распалась и эта империя. На территории Индии вновь возникло множество мелких государств.

Сложность создания в Индии крупных военных деспотий отчасти объяснялась обширностью ее территории, значительную часть которой занимали труднопроходимые джунгли, пустыни и гopы. Большую роль игpала здесь уникальная система общественных отношений.

Еще в рамках родоплеменного строя, на базе ведущих натуральное хозяйство общин (они обычно включали несколько поселений), сложилась жесткая система наследования профессий. Общество разделил ось на варны - замкнутые гpуппы людей. К высшим относились варны брахманuв (жрецов) и кшатриев (вождей и воинов). Наиболее многочисленная вар на вайшьи объединяла рядовых общинников. Чужаки (отбившиеся от своих общин, пленные и их потомки) составляли низшую варну - шудр. Браки между представителями различных варн, переход из одной варны в другyю были невозможны.

Происхождение варновой системы точно неизвестно. Одна из гипотез состоит в том, что оно было связано с завоеванием Индии индоевропейскими арийскими племенами. Как считают индийские ученые, прародиной ариев была Центральная Eвропа. В начале II тысячелетия до н.э. некоторые из их племенных союзов начали двигаться на Восток. Часть осела на территории современногo Ирана (в частности, мидийцы и персы являются их потомками). Другие двинулись южнее, в Индию , подчиняя местные племена. Относительно немногочисленные завоеватели - вожди, воины, жрецы, не желая полностью сливаться с покоренным населением, стремились сделать свою власть Haследственной. Заложенная ими традиция наследования социальной роли со временем укоренилась в обществе.

Варновая система, зародившаяся в долине Гангa, постепенно pacпространилась на большую часть территории Индии. С появлением новых профессий варны в начале новой эры, особенно у вайшьи, разделились на касты ремесленников, торговцев, земледельцев и т.д.

Система каст, которых насчитывалось более сотни (она была отменена лишь в ХХ веке), делила общество на множество мелких ceгментов, избегавших контактов друг с другом. Она была крайне консервативна, исключала возможность каких-либо перемен. Представители каждой касты имели различные, жестко определенные привилегии, права и обязанности, Сильной была традиция внутрикастовой солидарности и взаимной поддержки.

Сменявшие друг друга завоеватели могли облагать налогами общинные хозяйства, но были не в состоянии повлиять на сложившиеся нормы кастовoгo поведения, обеспечить себе поддержку в индийском обществе, живущем по своим законам. Решающую роль игpала местная духовная и светская знать - брахманы и кшатрии. Это определяло непрочность возникавших в Индии империй.

Китай в эпоху древности

Свои особенности имело развитие государства в Древнем Китае. На обширной территории между реками Янцзы и Хуанхэ издавна проживали земледельческие племена, которые постепенно расселились на равнинной части территории cовременнoгo Китая.

В процессе соперничества между небольшими государственными образованиями, возглавлявшимися возвысившейся племенной знатью (ее число достигало нескольких сот), постепенно выделился ряд крупных держав. На рубеже II - I тысячелетий до н.э. наиболее влиятельным было Западное Чжоу, глава котopoгo, ван (император), считался сыном Неба, стоящим между богами и людьми. В VIII веке до н.э. Чжоу приходит в упадок, на территории Китая возникают семь крупных соперничающих гoсударств. Самое могyщественное из них, империя Цинь, в III веке до н.э. на непродолжительное время объединяет почти всю страну. Считается, что именно в это вpeмя по повелению императора Цинь Ши Хуанди для защиты от кочевников завершается строительство Великой Китайской стены.

Гигантские размеры стены (ее длина достигает 5000 км, высота - от 6,6 до 10 м, толщина в нижней части - 6,5 м, в Bepxней - 5,5 м, через каждые несколько сот метров возвышаются сторожевые башни) породили немало гипотез о времени ее строительства, однако их достоверность сомнительна. Поскольку кочевые племена постоянно подступали к границам древнекитайских государств, не исключено, что стена сооружалась ими на протяжении нескольких столетий, неоднократно достраивалась и ремонтировалась.

Со II века до н.э. до III века н.э. главенство в Китае переходит к империи Хань. В этот период организуются завоевательные походы в Корею и Вьетнам, устанавливаются тopгoвыe отношения со многими гoсударствами Центральной Азии и Ближнего Востока (Великий шелковый путь).

Особенность Китая состояла в том, что главную опасность eгo цeлостности создавали сепаратистские стремления местной знати. С развитием товарно-денежных отношений ее позиции укреплялись, она захватывала контроль над общинными землями, многие земледельцы попадали в долговое рабство.

Китай был единственной страной Древнего мира, где предпринимались попытки ослабить значение знати, в частности освободить государственный аппарат от ее влияния. Получила распространение практика, при которой назначение на государственную должность требовало определенных знаний, сдачи экзамена.

К нему допускались выходцы из всех слоев населения. За службу чиновники нaгpаждались не землей, а получали регyлярное жалованье.

Власти нередко стремились опереться на поддержку рядовых общинников, высгyпая в защиту их интересов, привычного для них (традиционного) уклада. Неоднократно предпринимались попытки огpаничить развитие товарно-денежных отношений, затруднить перераспределение земли в пользу знати. Так, во времена государства Чжоу земля считалась принадлежащей гoсударству, которому земледельцы платили налоги. В империи Хань в 1 веке были отменены все наследственные тигyлы, запрещена купля и продажа земли. Гocyдapство регламентировало цены на рынках, контролировало выпуск продукции ремесленниками. Предельный размер земельных владений, как и количество рабов, которые могли находиться в распоряжении одного собственника, огpаничивались.

Первоначально максимальный размер поместья составлял 138 гa, затем он был урезан до 2 гa. Вводился налог на частных лиц, имеющих рабов. В то же время гoсударственное рабовладение приобретало возрастающие масштабы.

Злоупотребления чиновников властью, казнокрадство и низкая эффективность их деятельности (в частности, пришла в упадок ирригационная система реки Хуанхэ, что стало причиной наводнений и голода), постоянный рост налогов (средства тратились на содержание государственного аппарата) привели в 1 веке к восстанию, вошедшему в историю как движение "красных бровей". Оно было подавлено с большим трудом, однако политика властей не изменилась.

Новый этап духовной жизни

С насгyплением железного века, совершенствованием орудий труда степень зависимости человека от природы уменьшилась. Это привело к падению влияния религий, основанных на обожествлении ее стихийных сил. В то же время таинство смерти по-прежнему остaвалось загадкой для человека. Это способствовало возникновению и подъему новых религий - зороастризма, буддизма, конфуцианства, иудаизма. При больших различиях между ними выделялась общая черта: жизненный путь человека на Земле рассматривался как свoeго рода испытание, и тот, кто достойно проходил eгo, получал вознагpаждение после смерти.

Распространение зороастризма связывается с учением Зороастра (Заратуштры), (VIl-VI вв, до н.э.), жившего в Иране. Согласно eгo взглядам, в мире идет борьба двух сил - Добра и Зла. Человек рассматривался как порождение сил Добра, но при этом считалось, что, обладая свободой воли, он может выбрать и путь Зла, на который eгo толкают темные силы. Люди, вступившие на путь Добра, после смерти попадали в рай. Те, кто предались Злу, обрекали себя на вечные муки в аду. Зороастризм предполагал победу сил Добра и утверждение на земле идеальногo царства. Учение Зороастра широко распространилось среди иранских племен в III-VII вв.

Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама (62З-544 до н.э.). По eгo учению, после смерти человека ждет новое возрождение, форма котopoгo определяется законом кармы (воздаяния) за дела, совершенные в этой и предыдущих жизнях, грешник может возродиться в теле животного или насекомого, праведник - в ребенке высшей касты. Достижение абсолютной праведности ведет к нирване - прекращению цикла перерождений, вечному блаженству. Буддизм в I-II вв, широко распространился не только в Индии, но и в Китае, Корее, Японии.

Конфуцианство - это скорее не религия, а система морально-этических норм, разработанных китайским мыслителем Конфуцием (551-479 до н.э.). Эти нормы он считал обязательными для соблюдения всеми уважающими себя людьми. Они включали стpoгoe соблюдение традиций, почтительность к старшим, повиновение власти, соблюдение порядка, установленного высшими силами, Небом. Гocyдapcтвo рассматривалось Конфуцием как большая семья, в которой старшие, т.е., власти, должны проявлять заботу о народе, управлять не с помощью принуждения, а на основе добродетели. Многие последователи Конфуция считали, что народ имеет право на восстание против власти, если она ущемляет eгo права, прибегает к произволу.

Иудаизм утвердился в древнееврейском гocудapcтвe Палестине в X-VII вв, до н.э. Он строился на вере в единого бога Яхве, который обещал спасение избранному им народу Израиля в случае, если он будет следовать заветам, изложенным в священных книгах, Согласно Ветхому Завету, Страшный суд постигнет всех живых и мертвых. Праведники же обретут вечную жизнь, в отличие от верований прошлого, которые предполагали, что человек может лишь молить о поддержке у высших сил, умиротворяя их жертвоприношениями, новые релиmи ставили судьбу человека в зависимость от eгo действий, в том числе и по отношению к окружающим, Это было отражением возросшей роли социальных факторов развития человечества .

Вопросы и задания

1. Укажите, в чем отличия гoсударственной власти от родоплемeннoгo устройства. Перечислите признаки гocудapcтвa.

2. В каких регионах мира сложились первые гocуAapcтвeнныe образования? Как климатические и природные условия влияли на становление древних гocудapcтв? Приведите примеры.
3. Почему крайняя форма социального неравенства (рабство) была присуща всем древним гocудapcтвaм? Каким было положение рабов в Древнем Египте? Укажите источники рабства.
4. Подумайте, почему правители восточных гocуAapcтв провозглашались живыми богами. Какое место в общественной иерархии занимали жрецы? Почему строительству пирамид и другим погребальным обрядам придавалось большое значение в Древнем Египте?
5. Расскажите о культурных достижениях Древнего Египта.

6. Укажите причины слабости деспотических гocyдapcтв дpeвности. Как долго существовало Древнеегипетское государство? В чем причины eгo упадка?
7 Какие отношения регyлировали древнейшие системы правовых норм? Кто из древних восточных владык впервые подкрепил свою власть силой закона?
8. Дайте характеристику деспотиям, сложившимся в начале железного века. Почему войны за расширение территории Beлись непрерывно? Какие военные деспотии возникли на территории Передней Азии? Почему они распадались сравнительно быстро?
9 Расскажите об особенностях развития Древней Индии. Что такое варны и касты?
10. Заполните таблицу: Таблица «Новый этап духовной жизни»

Сделайте вывод об отличиях новых религий от прежних верований


Похожая информация.


Проходим с сыном историю Древнего мира. Учебник интересный такой (Уколова В.И., Маринович Л.П. История Древнего мира).

Интересный в числе прочего тем, что в нем в конце каждого параграфа есть две группы вопросов и заданий. На первую группу можно спокойно ответить, если прочитал параграф.

А вот чтобы ответить на вторую, знаний из параграфа уже не хватит. То есть их вообще в нем нет. Надо либо искать знания где-то еще, например в Интернете, либо выполнять целые работы, так называемые творческие задания. С привлечением, надо полагать, пап, мам и прочих родственников. Неплохо будет, если среди них окажется минимум кандидат исторических наук.

Конечно, многие из этих вопросов предлагаются на обсуждение всему классу. В принципе из тех знаний, что содержатся в параграфе, можно вывести и ответы на "незапараграфированные" вопросы. Но это надо очень сильно мыслить логически. Есть шанс, что коллективный разум класса с помощью руководящей и направляющей мысли учителя на эти вопросы ответить сможет. Так что в этом смысле вопросы хорошие и правильные - будят творческую мысль, развивают логически-историческое мышление.

Но нам конкретно не повезло: ребенок приболел и сидит дома, а домашние задания по Интернету приходят (во прогресс! то ли в наше время - болеешь и кайфеешь). Их надо делать - вот мы и делаем.

Пришло задание ответить на вторую группу вопросов по параграфу 9: Междуречье: рождение цивилизации.

Вопрос первый простой: Почему древние города-государства возникали на берегах рек?

В учебнике написано только, что древние города-государства возникали на берегах рек. И это все. Но мы легко додумались - людей в городе много, им надо элементарно водички попить, умываться по утрам и вечерам, выращивать урожай для прокорма, также реку удобно использовать как путь для торговли.

Вопрос второй: Обсудите в классе: почему с возникновением государства традиции и обычаи уже не могли обеспечивать порядок в обществе и правители стали издавать законы?

Тут уже папа зачесал репу, поскольку коллективного мозга класса с руководящей и направляющей мыслью учителя под рукой не было. Пришлось даже глянуть в Интернет, чтобы как-то упорядочить то, что первое пришло в голову - общество стало сложнее, чем племя в лесу, появилась частная собственность, увеличилось число споров-раздоров и понадобилась новая система управления - государство, которому удобнее управлять с помощью законов, пусть даже выбитых на камне товарищем Хаммурапи. В общем, с грехом пополам расписали.

Вопрос третий: Подумайте, почему правители Шумера опирались не на родовую знать, а на чиновников.

Вот это был полный отпад - даже не представляю, как мысль учителя справится с таким вопросом. Хорошо, что в свое время ваш покорный слуга через известную книгу Михаила Восленского "Номенклатура" ознакомился с гипотезой историка Карла Виттфогеля о "гидравлических" обществах. Вкратце - для проведения сложных ирригационных работ, а также строительства пирамид, дворцов и храмов требуется мобилизация всех сил общества, что проще сделать посредством государства и назначенных им чиновников.

Правда, Виттфогель не дал ответ на вопрос, почему подобные работы, например, в Голландии и Италии не привели к возникновению "гидравлических" обществ. Ну да мы в такие выси уходить не стали. Мы это сделаем, если нам вдруг кандидатскую писать понадобится.

А пока просто выписали - мол, правителям Шумера надо было проводить большие строительные работы, а это проще сделать через чиновников, а не своевольную и нахальную родовую знать.

В мои школьные годы у нас был классический учебник по истории Древнего мира с изображением триумфальной арки в Пальмире. Недавно эту арку взорвали новые вандалы из ИГИЛ (запрещенного в России - блин, оказывается, если вы СМИ, надо обязательно к каждому упоминанию ИГИЛ писать, что она, или оно, или он запрещено в России. А то будут неприятности по закону о СМИ. Хорошо, что я еще не СМИ). Пичалька, короче. А пока в качестве КДПВ выставляю арку из древнего города Мира в Анатолии, снятую, между прочим, собственноручно.

Термины «царь» и «король» которые в русском языке использовались для обозначения правящих особо очень чётко были разграничены. Если «царями» называли с Ивана III полуофициально, а с 1547 и коронации Ивана IV, уже и официально, российских правителей, то «королями» именовали только европейских монархов.

Этимология этих слов, их происхождение разнятся, хотя оба термина пришли в Европу, да и на Русь из Рима и из времен становления Римской Империи. Кстати первым правителем, именовавшим себя царём был не русский, а болгарский монарх, царь Симеон Великий, который принял этот титул в 917 году. Вслед за ним, уже в XIV веке такой титул стали носить сербские монархи, а потом уже «новое модное веяние» дошло и до Руси.

Откуда слово

По самой популярной версии, само слово «царь» происходит буквально от имени Гая Юлия Цезаря. И многие исследователи видят в этом некую иронию. Поскольку само слово «Цезарь» изначально имело родовую принадлежность и могло значить не монаршую особу, а слово «волосатый».

Да и сам Гай Юлий Цезарь совершенно не стремился стать верховным и авторитарным правителем, для обозначения титула которого в Риме, кстати, было иное слово – «rex». И в общем, как показала история, правильно делал, но власть всё равно сосредоточилась именно в его руках, что и стало в итоге причиной заговора и убийства Цезаря. Но после Гая Юлия, чтобы подчеркнуть свою преемственность, римские правители стали именоваться именно Цезарями.

Царь на Руси

С нашей страной и титулом «царь» тут отдельная история, поскольку мы в определённый момент стали, и небезосновательно, считать себя «духовыми наследниками Византии». То есть, Восточной Римской Империи. А потому логично, что после падения Константинополя в 1453 году, который в российских летописях так и именовался – «Царьград», уже Ивана III начинают называть царём, а его внук Иван Грозный получил такой титул уже официально.

Иван Грозный

С термином «король» все исторически ещё интереснее хотя бы потому, что единой версии возникновения этого слова – нет. Самая распространенная теория заключается в том, что он также пошел от имени, но уже Карла Великого, императора Запада.

В частности, императорскую тиару на голову этого правителя возложил папа Лев III в декабре 800-го года. Но уже со времен княгини Ольги ориентиром для легитимности правления для русских была Византия, а не Рим. Более того римских правителей на Руси воспринимали как «пришлых», «не подлинно багрянородных» правителей.

Стоит вспомнить хотя бы попытку варяжских сановников Ольги после её длительной и не совсем удачной поездки в Царьград от её имени и без её ведома пригласить на Русь западно-христианских миссионеров с целью сближения именно с Римом. Попытка, как мы помним, оказалась полностью провальной, а миссионеры вообще уехали назад с большим трудом и риском для жизни.

И все это потому, что Ольга не искала сближения с «королями» и с их вариантом христианства тогда ещё единого, но уже все сильнее разнящегося. Она искала родства именно с Византией, как родины «подлинных монархов», царей. А потому и слово «король» стало относиться именно к европейским западным правителям. Как низшее по достоинству, нежели термин «царь».

Впрочем, есть и иная версия, которая утверждает, что слово «король» было в «ославяненном» виде вполне в ходу на Руси, и происходило оно как раз от слова «rex», трансформировавшись во французском, например, в «roi» или в испанского «rey». А буквально, этот самый «rex» означал просто «правитель».

И аналоги этого титула уже были в европейских языках. Например, скандинавское «конунг». И вот такими «конунгами» были на Руси «князья», то есть и правители, и военачальники. Понятно, что в рамках русской иерархии титулований «король», который ассоциировался с «князем», одним из многих, стоял значительно ниже по достоинству, чем «царь», который был единым и всевластным владыкой государства.

Другие версии

Есть и ещё одна версия истории слова «король», которая косвенно подтверждает этимологию термина «князь». Это происхождение от протоарийского «h₃rḗǵs» от которого появились, к примеру, индийские «раджи», по сути те же «князья», правители среди многих таких же.

Ну и версия собственно славянская, которая говорит о том, что слово «король» образовалось от «карати», то есть, карать или наказывать. В общем с любой точки зрения слово «король» для единого и централизованного русского государства было не совсем корректно. А потому, в рамках концепции «Москва – Третий Рим» логично было принято в обращение именно слово «царь» а потом, снова по примеру Византии уже и «император».

Она обычно разделяется на три периода. В IV-II тысячелетиях до н.э. возникают первые государственные образования (период paннeгo Древнегo мира). В конце II-I тысячелетий до н.э. наступает период расцвета древних гocyдарств. В первой половине I тысячелетия до н.э. эти гocудapcтвa вступают в период упадка (период поздней древности), возрастает роль новых государств, возникших на периферии Древнего мира - античной Греции и Древнего Рима.

Предпосылки возникновения гocyдapcтвa

В эпоху неолита все основные вопросы жизни племени решались нeпосредственно eгo членами. При возникновении споров выход нaxoдили на основе традиции, обычая. Особенным уважением пользовалось мнение старейшин, обладавших большим опытом. При столкновении с дрyгими племенами за оружие брались все мужчины, а иногда и женщины. Роль вождей, колдунов, как правило, была огpаниченной. Их власть распространялась на узкий кpyг вопросов и опиралась на силу авторитета, а не принуждения.

Возникновение государства означало, что права принятия и исполнения решений переходят к специально созданным для этого . Обычаи и традиции заменяются законом, соблюдение котopoгo обеспечивается вооруженной силой. Убеждение дополняется, а то и заменяется принуждением. Общество делится по новому признаку - на управляемых и управляющих. Возникает новая гpуппа людей - чиновников, судей, военных, олицетворяющих собой власть и действующих от ее имени.

Материальные основы создания государства были заложены с переходом к обработке металлов. Это повысило производительность труда, обеспечило достаточный излишек продуктов, чтобы coдepжать аппарат власти и принуждения.

Существуют различные объяснения причин возникновения гocудapcтвa. Среди них выделяются следующие: заинтересованность зажиточной родоплеменной верхушки в укреплении своей власти и защите богатства от малоимущих соплеменников; необходимость удерживать в повиновении покоренные племена , обращенные в рабство; потребности организации крупномасштабных общих работ по ирригации и защите от кочевых племен.

Вопрос о том, какая из этих причин была основной, необходимо рассматривать применительно к конкретным ситуациям. Важно также учитывать, что ранние гocудapcтвa развивались, с течением времени у них возникали новые функции.

Первые государственные образования сложились в субтропиках, в долинах таких рек, как Нил, Тигp и Евфрат, Инд, Хуанхэ.

Обилие влаги и исключительное плодородие почвы в сочетании с теплым климатом позволяли получать несколько богатых урожаев в год. В то же время в низовьях рек на поля наступали болота, выше по течению плодородные земли поглощала пустыня. Все это требовало проведения крупномасштабных ирригационных работ, строительства дамб и каналов. Первые государства возникли на основе союзов племен, нуждающихся в четкой организации труда масс людей. Наиболее крупные поселения стали центрами не только ремесла, торговли , но и административного управления.

Ирригационные работы в верховьях рек влияли на условия земледелия ниже по течению, плодородная земля стала цeнностью. В результате развернулась ожесточенная борьба между первыми государствами за контроль над всем течением реки. В IV тысячелетии до н.э. в долине Нила сложились два крупных царства - Нижний и Верхний Египет. В 3118 г, до н.э. Верхний Египет был завоеван Нижним, Столицей Hовoгo государства стал город Meмфис, лидер завоевателей Мен (Мина) стал основателем 1 династии фараонов (царей) Египта.

В Месопотамии, в междуречье Тигpа и Евфрата (eгo иногда нaзывают также Двуречьем ), где жили родственные племена шумеров, на верховенство претендовало несколько городов (Аккад, Умма, Лагаш, Ум, Эриду и др,). Централизованное государство здесь сложилось в XXIV веке до н.э. Царь города Аккад Саргон (правил в 2З16-2261 до н.э.), первым в Месопотамии создавший постоянное войско, объединил ее под своей властью и создал династию, цapствовавшую полтора столетия.

На рубеже 111 - 11 тысячелетий до н.э. возникают первые государственные образования в Индии, Китае, Палестине. Финикия (нaxoдилась на территории нынешнего Ливана) стала основным центром средиземноморской торговли.

Рабовладение и общественные отношения в древних гoсударствах

В условиях родоплеменного строя пленных или убивали, или оставляли в семейной общине, гдe они работали вместе со всеми на правах младших членов семьи. Подобное рабство получило название патриархального. Оно было широко распространено, но не имело большогo значения для жизни племен.

С возникновением первых государств, ведущих постоянные войны друг с другом, число пленных значительно возросло. Так, в ходе одной из войн Bepxнeгo Египта с Нижним было захвачено 120 тыс.человек, обращенных в рабство. Рабы становились собственностью центральной и местной власти, знати, храмов, ремесленников. Использование их труда приобретало большое значение для проведения ирригационных работ, строительства дворцов и пирамид. Рабы превратились в товар, в "гoворящее орудие", которое продавалось и покупалось. При этом рабы, обладающие навыком ремесла, письма, молодые женщины ценились выше. Походы в соседние страны для захвата новых пленных стали регyлярными. Например, египтяне неоднократно вторгались в Эфиопию, Ливию, Палестину , Сирию.

Завоеванные земли переходили в собственность храмов, фараона, раздавались им свuим приближенным. Их жители либо обращались в рабство, либо оставались формально свободными, но лишались собственности. Их называли хему. Они зависели от воли чиновников фараона, направлявших их на общественные работы, в мастерские или выделявших им земельный надел.

Большую хозяйственную роль игpало сохраняющееся общинное землевладение. Влияние кровнородственных связей на обеспечение единства общины постепенно уменьшалось. Более важным было совместное пользование землей и выполнение общих повинностей (уплаты податей, службы в войсках фараона во время походов, выполнения ирригационных и иных работ).

Принадлежность к общине давала онределенные привилегии. Сохранялось оставшееся со времен родоплеменногo строя общинное самоуправление. Члены общины пользовались ее защитой, она коллективно отвечала за совершенные ими проступки.

Высшая власть в Древнем Египте принадлежала фараону, который считался живым богом, eгo воля была абсолютным законом для подданных. Ему принадлежала значительная часть земель и paбов. Наместниками фараона чаще вceгo назначались eгo pодственники. Они управляли провинциями и одновременно, владея пожалованными или принадлежащими им землями, являлись крупными собственниками. Это придавало египетской деспотии патриархальный характер.

В Египте были сильными традиции матриархата. Первоначально право на престол передавалось по женской линии, и многие фараоны вынуждены были заключать браки со своими родными или двоюродными сестрами, чтобы их власть признавалась законной.

Большую роль в обществе Древнего Египта играли чиновники, осуществляющие сбор налогов, непосредственно управляющие имушеством фараона и eгo приближенных, отвечающие за строительство.

Значительным влиянием пользовались жрецы. Они вели наблюдения за погодой, солнечными и лунными затмениями, их благословение считал ось необходимым при любом начинании. В Древнем Египте особое значение придавалось похоронным ритуалам, что также обеспечивало особое уважение к жрецам. Они были не только служителями культов, но и хранителями знаний. Строительство пирамид, как и проведение ирригационных работ, расчеты времени разливов Нила требовали довольно сложных математических выкладок.

Примерно такой же характер носили общественные отношения в Древней Месопотамии, где цари обожествлялись, а храмам принадлежала особая роль в жизни государства.

Культура и верования в Древнем Египте

Наибольшую известность культура Древнего Египта приобрела благодаря усыпальницам фараонов - пирамидам. Как полагают ученые, их сооружение началось в ХХУII веке до н.э. при фараоне Джосере.

Самая крупная из пирамид - Хеопса - считалась в античные времена одним из чудес света. Ее высота составляет 146,6 м, ширина каждой стороны - 230 м, общий вес каменных глыб, из которых сооружена пирамида, - около 5 млн, 750 тыс, тонн. Внутри пирамид размещалась сложная система проходов, Beдyщих к гробнице фараона, После eгo смерти тело бальзамировали, украшали золотом, серебром, драгоценными камнями и помещали в саркофаг в погребальной камере. Считалось, что после смерти душа фараона продолжает жить вместе с богами.

Пирамиды столь велики, что даже в хх веке многим казалось немыслимым, чтобы их могли соорудить древние жители Египта. Рождались гипотезы об инопланетянах, высказывались предположения, что пирамиды строились в Новое время, а вся хронология Древнего мира ошибочна. Между тем, если учесть, что каждая пирамида строилась два-три десятилетия (работа над ней начиналась при воцарении новогo фараона и должна была завершиться ко времени eгo смерти), а в распоряжении строителей находились все ресурсы довольно крупногo гoсударства, создание пирамид не представляется невозможным.

Гигантские размеры пирамид, производящие впечатление даже на людей ХХI века, подавляли современников своим величием и масштабами, они служили наглядной демонстрацией безгpаничности власти фараонов. В глазах земледельцев, пленных рабов те, по воле которых воздвигались такие махины, действительно должны были быть сродни богам.

Согласно верованиям египтян, человек состоял из тела (Хет), души (Ба), тени (Хайбет), имени (Рен) и невидимогo двойника (Ка). Считалось, что если душа после смерти отправляется в загробный мир, то ка остается на земле и вселяется в мумию покойнoгo или eгo статую, продолжая вести подобие жизни и нуждаясь в питании (жертвоприношениях). При недостаточном к нему внимании как мoг выйти из захоронения и начать бродить среди живых, причиняя им мучения и принося болезни. Страх перед мертвы ми определял особое внимание к похоронным ритуалам.

Вера в загробную жизнь отражалась и в религиозных воззрениях древних египтян. Они верили в существование богов, олицетворяющих собой различные силы природы, главным из них считался бог Солнца Ра. Однако любимым богом был Осирис, который, согласно египетской мифологии, научил людей земледелию, обработке руды, хлебопечению. Злой бог пустыни Сет, согласно легенде, погyбил Осириса, но он воскрес и стал царем загробного мира.

Каждому из богов посвящались отдельные храмы, и, в зависимости от предстоящих дел, им требовалось вознести молитву, сделать жертвоприношение. Кроме тогo, наряду с богами, почитавшимися во всем Египте, в отдельных провинциях сохранялись свои, местные, верования.

В XIV веке до н.э. при фараоне Аменхотепе IV (Эхнатоне) была предпринята попытка провести реформу культов и утвердить веру в единогo бога, но она встретила сопротивление жрецов и завершилась неудачей.

Широко была распространена гpaмотность, Египтяне использовали иероглифическую систему письма (употребление отдельных знаков для написания каждого слова).

Иероглифы древних египтян сохранились на стенах храмов, гробницах, обелисках, статуях, папирусах (бумажных свитках из тростника), захороненных в гробницах. Долгое время считалось, что секрет этой письменности утерян. Однако в 1799 г. вблизи города Розетта была найдена плита, гдe рядом с надписью иероглифами давался ее перевод на греческом языке.

Французский ученый Ж Шампольон (1790.-....1832) сумел понять значение иероглифов, что дало ключ к прочтению и других надписей.

3начительного развития в Египте достигла медицина. Широко использовались лекарства растительного и животного происхождения, косметические средства.Были накоплены знания в области хирургии и стоматологии.

Начала развиваться техника мореплавания, хотя она и уступала финикийской. Египтяне умели строить корабли длиной до 50 м, которые ходили под парусом и на веслах. Они плавали не только по Нилу, но и по морю, хотя при слабом развитии навигации не удалялись далеко от берега.


Вопросы и задания

1. Укажите, в чем отличия гoсударственной власти от родоплемeннoгo устройства. Перечислите признаки гocуаapcтвa.

2. В каких регионах мира сложились первые гocуAapcтвeнныe образования? Как климатические и природные условия влияли на становление древних гocудapcтв? Приведите примеры.
3. Почему крайняя форма социального неравенства (рабство) была присуща всем древним гocудapcтвaм? Каким было положение рабов в Древнем Египте? Укажите источники рабства.
4. Подумайте, почему правители восточных гocуAapcтв провозглашались живыми богами. Какое место в общественной иерархии занимали жрецы? Почему строительству пирамид и другим погребальным обрядам придавалось большое значение в Древнем Египте?
5. Расскажите о культурных достижениях Древнего Египта.

3аrладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!