Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Нужна ли нам новая пионерия? Старт в науке Пионеры в школе сейчас.

Детские и юношеские коммунистические организации

· Октябрёнок - ученики начальных классов

· Пионер - ученики средних классов школы

· Комсомолец - старшеклассники, студенты, молодёжь до 35 лет.

Структура пионерской организации

· Звено - 5-10 пионеров, руководитель - звеньевой пионер.

· Отряд - 30-40 пионеров, обычно класс общеобразовательной школы, председатель совета отряда и его флаговой - пионер, избранный отрядом.

· Дружина - пионерская организация школы, 300-400 пионеров, председатель совета дружины - пионервожатый или молодой педагог-комсомолец, а его флаговой - пионер, избранный дружиной.

· Районная пионерская организация - все отряды и дружины учебных заведений района, возглавляет председатель совета районной пионерской организации - заведующий отделом райкома или третий секретарь районного комитета комсомола ВЛКСМ.

· Областная пионерская организация - все отряды и дружины, районные организации области, возглавляет председатель совета областной пионерской организации - заведующий отделом обкома или третий секретарь обкома комсомола ВЛКСМ.

· Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина - объединяла все республиканские пионерские организации союзных республик СССР, возглавлял организацию Центральный Совет во главе с секретарём ЦК ВЛКСМ (последний председатель Центрального Совета - секретарь ЦК ВЛКСМ Швецова Л. И.).

Пионеры в современной России

В 1990 г. на последнем Всесоюзном пионерском слёте в Артеке было учреждено общественная организация "СПО-ФДО- Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций выступая его приемником, на деле получился Союз детских организаций (без символики и позже без упоминания Пионерии), Союз обьединяющий детские организации.После распада СССР, Подавляющее большинство Пионерских лагерей были перепрофилированны в частные турбазы и пансионаты, часть в детские оздоровительные лагеря, большая их часть находящихся далеко от населенных пунктов заброшенны в лесах бывших союзных республик.В России силами общественных инициативных групп и энтузиастов на общественных началах поддерживается идеологическая деятельность Пионерского движения, нося чисто символический характер. Одной из такой организацией является КПРФ и его молодёжное крыло ЛКСМ РФ. Подавляющее большинство как сторонников так и противников советского строя, с ностальгией вспоминают свое участие в Пионерском движении и высказываются за возвращения Пионерской организации в школы на государственном уровне. В октябре 2010 г. Дмитрий Медведев высказался, что не против возрождения Пионерского и Комсомольского движения в России, но на уровне общественной организации, без идеологической её составляющей и без участия государства. Одной из такой организацией без участия государства с 2008 - 2010 гг пытался стать проект движения Мишки, просуществовав 3 года.



Пионерская организация была создана по решению Всероссийской конференции ВЛКСМ 19 мая 1922 г. и официально распущена в 1991 г. До 1924 года она носила имя Спартака, а после смерти Ленина была переименована в его честь. Изначально при создании пионерии взяли за образец скаутскую организацию, впоследствии эта связь замалчивалась, «скаутизм» был объявлен буржуазным фашистским детским движением.

Наименование юных коммунистов в методической литературе объяснялось так: «Пионер – это человек, который идёт впереди других и прокладывает дорогу идущим за ним. Коммунистическая партия – авангард рабочего класса – тоже является «пионером». Она идёт впереди всего угнетенного трудящегося человечества и выводит его на новый путь, путь к коммунистическому обществу».

Первые отряды пионеров создавали в пролетарской среде – при заводах, фабриках, сельсоветах, детских домах, при производственных ячейках РКСМ, сельских партийных ячейках, комсомольских или профсоюзных клубах. В советской историографии первым считается московский отряд, который был создан при профтехшколе полиграфистов на Красной Пресне. 13 февраля в здании 16-й типографии (бывшей типографии Машистова) комсомольцы провели сбор пионерского отряда. Организатором его стал М. Стремяков.

К детям советской страны её правительство относилось как к строительному материалу для создания будущих убеждённых борцов за дело коммунистической партии, это и стало главной целью создания детской коммунистической организации. Важнейшей задачей было вырастить человека нового типа, не скованного прежней, «буржуазной» моралью. Н.К. Крупская писала: «Взрослому человеку, выросшему в капиталистическом строе, очень трудно отказаться от старых навыков, от старых привычек, от старых отношений. А наши пионеры – ребята, у которых ещё складываются, ещё не выработаны окончательно новые отношения к общественным явлениям. Вот почему пионердвижение имеет такое совершенно исключительное значение».

На III съезде РКСМ В.И. Ленин возвел эту идеологическую селекцию, отрицание самого базиса «устаревшего» мировоззрения в ранг программы. «Всякую такую нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем, – заявлял он с трибуны. – Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата... Мы говорим: нравственность – это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов»… Эта речь вождя стала фундаментом для всех последующих трудов о новой советской морали. Конечной целью воспитания пионера являлось достижение такого уровня сознательности, при котором он воспринимал бы требования советского общества, как свои собственные.

Пионерская организация позиционировалась как добровольная, однако таковой она была лишь в первые годы советской власти, когда в пионеры принимали только детей рабочих и сельской бедноты. Они в пионерию действительно стремились. В целом в стране шла глухая борьба с советскими организациями, в том числе и с пионерской, многие родители старались уберечь своих детей от идеологической обработки в интересах новой власти. Именно поэтому важно было оторвать детей от семьи, вырастить из них полноценных «новых людей». В деревнях отряды почти не создавались, многие отряды, созданные заезжими партийцами и комсомольцами, разваливались. Однако постепенно добровольность становилась лишь декларируемым принципом: организация превращалась в стройную систему, полностью подчинённую партийным интересам.

Пионерка с горном. 1933 г.После реформирования школы и введения всеобуча (обязательного всеобщего начального обучения) отряды стали создавать в школах, пионерская организация строилась по принципу: школа – дружина, класс – отряд. Пионерская дружина стала организационной основой детского коммунистического движения, отряд считался основной его ячейкой, он состоял их 4-5 звеньев, объединяющих в себе 40-50 детей. Работой каждого отряда руководил вожатый – комсомолец. В пионеры начали принимать всех желающих детей подходящего возраста, даже если их происхождение было «небезупречным» – пионерия должна была их перевоспитывать. Число пионеров стало расти. Этому способствовала атмосфера 1930-х годов. Очень возросло число сирот и беспризорников, оставшихся без родителей благодаря голоду, коллективизации, арестам родителей... В детских домах, колониях, приёмниках, школах и пр. агитировать за вступление в пионеры и обрабатывать детей было легче. И многие родители понимали – лучше отдать ребенка в пионеры, чем быть обвиненным в нелояльности по отношению к советской власти, не пройти чистку, оказаться без работы... В итоге к началу войны пионерами была примерно половина детей подходящего возраста (от 9 до 14 лет).

Пионерская организация работала на основе уставных документов, где были определены её задачи, структура, условия приёма, обязанности и права пионеров, даны законы и торжественное обещание юного пионера. Многое из этого довольно часто менялось в зависимости от политической конъюнктуры, от изменения требований партии к пионерам, соответствующих ситуации в стране. Но основа организации, сформировавшаяся к 1940-м гг., её декларируемые цели и задачи не менялись.

Пионерское обещание, принятое после развенчания культа личности Сталина в 1957 г., гласило: «Я, юный пионер Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Советскую Родину; жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия.
На призыв «Будь готов!» пионер отвечал: «Всегда готов!»
Пионеры приветствовали друг друга салютом и, независимо от формы одежды, носили на шее красный галстук.Приведём последнюю редакцию законов юных пионеров.
Пионер предан Родине, партии, коммунизму. Пионер готовится стать комсомольцем. Пионер держит равнение на героев борьбы и труда. Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины. Пионер настойчив в учении, труде и спорте. Пионер – честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду. Пионер – товарищ и вожак октябрят. Пионер – друг пионерам и детям трудящихся всех стран.Декларируемая самодеятельность пионеров в реальности практически отсутствовала. Под руководством комсомольцев пионеры выполняли задачи, которые перед ними ставило партийное руководство, спуская распоряжения в ВЛКСМ.Вожатые должны были заниматься идеологическим воспитанием пионеров и руководить их общественно-полезным трудом. Основной формой работы с пионерами были сборы, которые рекомендовалось проводить не чаще двух раз в неделю. На сборах вожатые проводили беседы с пионерами, туда приглашали героев войны и труда, военных, представителей разных профессий... Сборы были как общеполитические, так и тематические. Из тематических сборов можно назвать, например, такие: «Почему мы называемся ленинцами и к чему это обязывает», «Каким должен быть пионер», «Слово пионера», «Цена времени», «Режим дня» и пр. Очень важны были для увлекательности и разнообразия пионерской жизни игровые формы: совместная полезная деятельность, занятия с младшими детьми, октябрятами, разучивание песен, военно-спортивные игры, походы, поездки в пионерские лагеря, пионерские костры и пр.

Вся деятельность пионерской организации была крайне политизированной, особенно в первые десятилетия. Включаясь в общегосударственные кампании, пионеры выполняли следующие задания. Собирали деньги на строительство тракторов, на помощь детям капиталистических стран, на восстановление народного хозяйства – на всё, что требовалось стране в разное время. Собирали для переработки вторсырье. Участвовали в коммунистических субботниках, в различных агиткампаниях – например, за грамотность, за создание колхозов, за экономию, за мир… В последних от пионеров требовались, как правило, массовый сбор подписей, написание писем протеста, участие в демонстрациях и митингах, пионерские рейды, выступления на собраниях и пр.

В первые годы советской власти пионеры помогали бороться с беспризорностью, пытались создавать новые отряды в деревнях. В ходе государственной кампании по ликвидации неграмотности учились читать и писать, агитировали учиться других детей и взрослых, и сами учили их, собирали книги и устраивали библиотеки. Участвуя в кампании за техническую грамотность, занимались в технических кружках, собирали радиоприёмники и другие бытовые приборы и отправляли их в подшефные сёла, строили детские порты и железные дороги и работали на них. Юные натуралисты ухаживали за животными, выращивали почтовых голубей, коней и служебных собак для армии. Ребята ходили в геологические походы, в экспедиции по изучению природы, собирали лекарственные растения и плоды. Пионеры работали в колхозах, на полях, охраняли урожай и колхозное имущество, писали письма в газеты или в соответствующие органы власти о нарушениях, которые замечали вокруг. Занятия детям старались подбирать по силам и интересам. В плане идеологического воспитания очень высоко оценивалось значение внешкольной, кружковой деятельности. Поэтому предложенные вожатыми задания пионеры выполняли если не с энтузиазмом, то с осознанием того, что делают что-то важное, полезное для всей страны. Пионеров, которые старались уклоняться от общественных работ, из организации не исключали, но всеми возможными способами старались наставить на путь истинный - «прорабатывали» на сборах, беседовали с их семьями и пр. Исключить из пионеров могли, в первую очередь, за провинности их родителей – например, детей «врагов народа».

Иллюстрация: А. Житомирский, Б. Цейклин. Обложка журнала «Огонёк», 1943 г.В конце тридцатых годов юные ленинцы активно готовились к военно-оборонной работе, занимались в кружках юных стрелков, связистов, пулеметчиков, санитаров и пр. Во время войны к задачам пионеров прибавились помощь фронту и семьям фронтовиков. Пионеры писали письма бойцам, шили белье, вязали тёплые вещи, собирали посылки в действующую армию, деньги на танки и самолеты... Дети дежурили в госпиталях, организовывали концерты для раненых, рыли траншеи, помогали строить укрепления и ремонтировать здания после бомбежек. Некоторые пионеры участвовали в боевых действиях, ходили в разведку… Словом, дети делали всё, что могли, «для фронта, для победы».

После войны пионеры помогали восстанавливать страну, работали на стройках, занимались озеленением, ходили в походы по местам боевой славы и создавали школьные музеи, продолжали работать на полях, собирать утиль и пр. Поскольку победа СССР в войне сделала очевидной для всех «окончательную победу советского строя», а членство в коммунистических организациях было надёжным лифтом для карьерного роста, препятствий к развитию пионерии уже не осталось.

Пионерская организация стала действительно массовой, однако постепенно её работа становилась всё более формализованной, ограничивалась рамками школы, несшей увеличившуюся нагрузку по воспитанию будущих коммунистов. В каждой школе работал старший пионерский вожатый на ставке, который и должен был организовывать работу дружин. Отрядные вожатые из старшеклассников-комсомольцев всё более формально относились к своей общественной работе. На практике пионерские сборы зачастую проходили под руководством учителей. При школах создавали клубы интернациональной дружбы, организовывали походы, работы по уборке пришкольных территорий, помощь ветеранам, сбор вторсырья, военно-спортивные игры, торжественные пионерские линейки и прочие мероприятия, которые всё меньше были интересны подросткам и часто проводилось «для галочки», для отчета.

К моменту распада СССР в школьных дружинах в пионеры принимали всех детей от 10 до 15 лет. Нет в нашей стране ни одного человека, рожденного до 1980 года, который не был бы пионером. Не только бывшие пионерские активисты, но многие сегодня вспоминают свои пионерские годы с ностальгией, однако при детальных беседах выясняется, что скучают последние просто по времени своего детства, вспоминают с теплом интересные события вроде походов, посадок деревьев и пр. В то же время идеологическая составляющая, пропитавшая всю жизнь советской страны, казалась им в детстве скучной, набившие оскомину лозунги и призывы они просто пропускали мимо ушей.

Ученики Приморской средней школы в Волгоградской области раз в месяц выходят на пионерские сборы - под обязательную барабанную дробь и подзабытые строчки: "Взвейтесь кострами, синие ночи!" А каждую весну здесь посвящают в пионеры младших ребят, берут с них клятву и повязывают красные галстуки.

Самые главные принципы, о которых "трубили" пионеры, актуальны и сегодня: быть лучшими в труде, учебе и спорте. Фото: Иванов Олег, Квашкин Борис / Фотохроника ТАСС

Сначала в школе было только несколько отрядов, а сейчас единая пионерская организация. Для того чтобы стать пионером, ребенок должен написать заявление и обязательно получить согласие родителей, - рассказывает вожатая Приморской школы Ольга Наследникова.

Пока родители единогласно говорят "да". Многие из них когда-то учились у тех же учителей, что преподают сегодня, и так же повязывали красные галстуки.

Поселок у нас небольшой, но многонациональный. Поэтому в пионерах и турки, и корейцы, и казахи. И, конечно же, нам очень повезло с тем, что родители поддерживают пионерское движение: вместе с ребятами на субботники выходят, - добавляет Наследникова.

Главный принцип, по которому живут сегодня волгоградские пионеры, тот же, что и много лет назад, - быть лучшими в труде, учебе и спорте. Больше всего в заботе нуждаются пенсионеры. Для них ребята проводят "Дни тимуровской заботы".

Кому-то помогаем грядки вскопать, картошку перебрать, возле двора почистить. Ребятам это совсем несложно, а нашим пенсионерам - хорошая помощь! - говорит Ольга Наследникова.

Справка "РГ"

Сегодня в России есть официальный продолжатель дела пионерии - Российское движение школьников. Создано оно было в 2015 году по указу президента РФ Владимира Путина. Главная задача РДШ практически та же, что и у советских пионеров, - разностороннее развитие и воспитание школьников. Это движение уже поддержали в десятках российских регионов.

Больше всего в заботе школьников нуждаются пожилые люди. И ребята не оставляют их без внимания ни в будни, ни в праздники. Фото: Из Архива средней школы № 40

Комментарий

Александр Карпиловский, режиссер, сценарист:

Организованный досуг для детей -- это прекрасно. Детей надо обязательно организовывать, а назвать можно как угодно, хоть пионерами, хоть скаутами. Пионеры - это же юные натуралисты, разведчики, будущие лидеры, они защищают младших, помогают старшим, и жизнь у них интересная и насыщенная. Те же бойскауты в Америке существуют уже много десятилетий, и никто не жалуется.

Попасть в пионеры сейчас непросто. Нужно проявить себя, пройти испытание, принести клятву, и только потом тебя примут. Пока существует такая система, а пионерское движение носит хаотичный и любительский характер, все великолепно. Но все сразу изменится, если к этому движению решит присоединиться какая-нибудь политическая сила. Тогда мы получим именно ту пионерию, которую многие вспоминают недобрым словом, с приписками и показухой.

В своей трилогии "Частное пионерское" я намеренно не стал показывать эту сторону пионерской организации, а осветил только лучшее. Собирать макулатуру и металлолом может быть весело, особенно если взрослые все не испортят. В конечном итоге все упирается в учителя, вожатого, организатора, увлеченного и с горящими глазами. А наши дети - искренние, открытые, замечательные. Им только свисни, и они пойдут защищать собак, помогать бабушкам. Меньше всего они хотят без дела шататься по улицам или сидеть часами перед компьютерами. Если появляется какой-то лидер, дети с удовольствием встают под его знамена. Правда, вопрос в том, кто этот лидер и куда он поведет детей? Но это уже зона ответственности взрослых.

Я не верю, что "красный галстук" сможет вытеснить агрессию из школ. Сам по себе галстук не защитит от издевательств сверстников. Но когда дети организованы умными, толковыми взрослыми, они ведут себя по-другому. Я видел, как сегодня устроены пионерские организации в московских школах - там очень трогательное и трепетное отношение старших к младшим. И там точно никому не придет в голову прийти в школу с ножом. Агрессия и травля процветают там, где дети предоставлены сами себе и живут по волчьим законам. Но законы выживания не должны вытеснять законы жизни.


19 мая отмечается годовщина со дня создания Детской пионерской организации имени Спартака. Первоначально она называлась именно так, а после того, как был принят Договор об образовании СССР, появилась Всесоюзная пионерская организация , получившая имя В.И. Ленина в 1924 году. В советское время она была столь всеохватной, что слово "пионер " было синонимом понятию "ребенок школьного возраста ". Само пребывание в составе пионеров не сулило никаких особых прелестей, и даже обременяло скучноватыми мероприятиями, однако не было страшней угрозы, чем "тебя исключат из пионеров!"

Еще одно соответствие - детский лагерь обозначался термином "пионерский лагерь", а его воспитанники - "пионерами". До сих пор не найдено такого же емкого определения, и многие взрослые по-прежнему говорят "вожатые и пионеры".

Предшественником пионерии было скаутское движение, хорошо развитое в России, в том числе после Революции. Существовали отряды юных коммунистов-скаутов. Войну скаутингу объявил комсомол, видя в нем конкурента и носителя чуждой западной идеологии. На первом съезде РКСМ было объявлено о роспуске скаутских отрядов. Позднее, когда выяснилось, что дети не охвачены идеологическим воспитанием, Н.К. Крупская выдвинула идею о применении скаутских методов среди детей, не достигших комсомольского возраста. Руководить Пионерией стал Комсомол. Пионеры, особенно на начальном этапе, во многом заимствовали атрибутику скаутов, заменив важный компонент - религиозное воспитание на коммунистическую идеологию.

Первоначально пионерская деятельность в большей степени проходила вне школы - в основном, как спортивно-туристическая и начальная военная подготовка. Пионеры, подобно скаутам, ходили в походы, жили в палатках, пекли картошку, купались, преодолевали препятствия. Постепенно пионерская работа стала более формальной, "парадной". В основном пионерские мероприятия проходили в стенах школы или дома пионеров, а пионерлагеря из палаточных и полных приключений превратились в санаторно-курортные учреждения. Кризис приключенческого и боевого духа детских лагерей хорошо показан в фильме "Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен".

Многие теперь и не представляют, что представляла собой пионерская жизнь.

Во-первых, под этим "брендом" осуществлялась практически любая деятельность школьников, напрямую не связанная с учебой: работа на пришкольном участке, викторины, диспуты, походы, соревнования, игры, и, конечно, пребывание в детских лагерях. Класс делился на звенья, и каждый получал какую-нибудь "пионерскую должность" - был учком, физорг, цветовод, горнист, политинформатор, редактор стенгазеты, даже некий массовик-затейник. Были юнкоры, лучшие из которых удостаивались чести опубликоваться в "Пионерской правде" или журналах "Пионер" и "Костер" (кстати, лучшим юнкором этой газеты когда-то был известный ныне тележурналист Леонид Парфенов). Я был политинформатором - ответственность огромная. Делал вырезки из газеты "За рубежом", а утром делал выступления с важным видом. Клеймил империалистическую военщину из какой-нибудь Южной Африки, поглядывая в окно, где солнце всходило над Беринговым морем. Абсурдность этой ситуации даже и в голову не приходила.
Обычно самая аккуратная, красивая и прилежная девочка гордо именовалась "председатель совета отряда" и ходила на общешкольные заседания. Отряду придумывался девиз, речевки, оформлялся уголок.

Во-вторых, были особые "пионерские поручения". Это была та работа, которую сейчас можно обозначить терминами "пиар" и "менеджмент". Готовились к смотрам и концертам политической песни. Мазали лица сажей, чтобы изображать на сцене пионеров из южных стран (кстати, более 30 стран имели пионерские организации). Выполняли поисковые задания: ходить по району, выяснять, где живут ветераны (при том, что список имелся в военкомате), а затем приглашать их на сбор, посвященный Дню Победы. Бывало, даже дрались за ветерана - на всех не хватало. Собирали металлолом и макулатуру. Выполняли тимуровскую работу (слова "акция" тогда не знали). Участвовали в военной игре "Зарница". Проводили воспитательную "проработку" отстающих, зазнавшихся, нарушивших пионерскую клятву.

Самой большой наградой для пионера была путевка в лагерь "Артек" или на худой конец "Океан". Но мы таких счастливчиков не знали, только в книжках про них читали. Кстати, книжки мы тоже подклеивали в рамках "пионерского поручения".

В День Пионерии нас вывозили на главную площадь, чтобы поучаствовать в линейке, возложить цветы к памятнику Ленину и побродить по центру города, громыхая палочками по барабану. В это время камчатские сопки были еще в снегу, но у моря уже появлялась трава и зацветали первые одуванчики. Если была солнечная погода, и отменяли занятия в школе, мы просто ликовали!

Пионеры осуществляли и экологическую деятельность - сажали деревья, работали в садах, убирали территорию, создавали отряды "зеленого патруля", участвовали в туристических и юннатских слетах, в юннатском движении.

В Советском Союзе были созданы десятки тысяч пионерских лагерей, в которых отдыхали, набирались сил, развивались миллионы детей. Самыми престижными были лагерь ЦК ВЛКСМ "Артек", Всероссийский пионерский лагерь "Орлёнок" (Краснодарский край, РСФСР), лагеря отдыха "Океан" (Приморский край, РСФСР), "Молодая гвардия" (Одесская область, УССР) и "Зубренок" (Минская область, БССР). Пионерская идеология была стержнем воспитательной работы. После распада СССР пионерская организация была реорганизована, а лагеря утеряли идеологическую ось. Возникла проблема, как воспитывать детей, чем их занять, к каким ценностям апеллировать. Современные лагеря успешно справляются с этим, организуя профильные программы, осуществляя патриотическое, экологическое, физическое и духовно-нравственное воспитание.

Однако пионерские организации не исчезли, а ведут активную работу, как например, Московская городская пионерская организация. Они объединены в Международный союз детских общественных объединений "Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций", председателем которого является доктор педагогических наук Елена Чепурных. В этот союз входят как пионерские, так и профильные организации - "Юные моряки", "Юные десантники", "Юные модельеры", "Юные корреспонденты". Союз проводит международные детские форумы, фестивали, профильные смены и многое другое. С его деятельностью можно ознакомиться на сайте upo-fco.ru. Всего Союз объединяет более 2,5 миллионов детей России, плюс 2 млн. 100 тысяч детей из стран СНГ.

Руководители современной пионерии утверждают, что упор делается не на идеологию, а на развитие детей. Современные пионеры участвуют в сборах, походах, тимуровских десантах, турслетах, развивающих занятиях. Для них организуются летние смены на базе детских оздоровительных лагерей.

"Детские и пионерские организации сегодня - мощное поступательное движение разных, но равных неравнодушных граждан, готовых к сотрудничеству в добрых и полезных делах", - так сказано в праздничном поздравлении руководства Международного союза детских общественных объединений.

"Свершилось!"- разнеслось над страной, когда стало известно, что 29 октября Президент страны подписал указ о создании "Российского движения школьников". Многие посчитали, что наступила пора возрождения пионерии и видно из интервью, что данное решение воспринималось именно как создание новой общероссийской оранизации детей и подростков, схожей по целям и приниципам работы с пионерской организацией.

Первоначально обрадовался этому решения и я - ведь уже на протяжении нескольких десятков лет не раз слышал о том, что нужна объединяющая организация подростков (по аналогии с пионерией), которая могла бы помогать образованию решать воспитательные задачи и обеспечивала бы целостность работы с молодежью в стране, регионе или на уровне муниципалитета и конкретного города/села/деревни.

Однако, когда ушла первая эмоциальная "вспышка" радости, то на ее место пришли выводы, которые отнюдь не радуют...
Итак, Российское движение школьников (далее - РДШ) ставит перед собой цель "совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы культурных ценностей". Вроде звучит неплохо, но где-то есть "фальш". Мне кажется, что сегодня "система культурных ценностей, присущая российскому обществу" не соответствует тому, что есть в публичном и непубличном плане.

Проведу простое сравнение:

Страна в период пионерской организации: патриотизм, ответственность, дружба, взаимовыручка, первооткрывательство, лидерство, трудолюбие

Современная ситуация: потребительство, индивидуализм, успешность, современность, толерантность
Думаю, что сравнивая эти "ценности" мы вряд ли сможем получить для подрастающих современных "пионеров" те примеры, которые будут их воспитывать и формировать мотивацию на позитивное движение к саморазвитию и реализация себя во благо страны или своего края.

Не внушает особого доверия и то, что курировать РДШ будет Россмолодежь. За последние годы эта структура ни чем себя не проявила в части формирования единой и целостной государственной молодежной политики, сведя всю свою деятельность к проведению так называемой "форумной кампании", тем самым фактически сняв с себя ответственность за системный сетевой подход в реализации ГМП. К сожалению, по аналогии с агентством, похожую позицию начинают использовать и региональные органы по делам молодежи, сводя всю молодежку к проведению региональных "форумов" и events (событиям, мерпориятиям). И если на региональных уровнях еще есть какие-то деньги на подобные действия, то на муниципальном уровне молодежная политика фактически перестала существовать из-за отсутствия средств и кадров.

В-третьих, идеология РДШ должна стать частью государственной идеологии, тем самым формируя стратегическую направленность созданного молодежного движения. Но на сегодняшний день, как и 15 и 20 лет назад, в стране до сих пор отсутствует и закон о ГМП, да и нет никакой внятной стратегии развития страны и молодежной политики в целом. И дело не в кризисе и санкциях, а в том, что к молодежи нет никакого интереса со стороны власти и олигархов, которые "рулят". Молодежь для них - "мясо" для политических "игрищ" и технологий. Достаточно вспомнить "Наши", "Молодая Гвардия", молодежные парламенты и т.п. И с таким подходом можно предположить, что РДШ вновь станет элементом избирательной кампании будущего года с акцентом на поддержку "одних" и противодействуя "другим" в борьбе за депутатские мандаты.
И, наконец, когда объявляют о создании нечто масштабного, крупного и идеологически востребованного нельзя игнорировать необходимость финансирования. Пока что в Москве рассматривают вопрос о том, чтобы профинансировать созданную под РДШ специальную организацию, но нет никаких разговоров о том, чтобы осуществлять финансирование строительства региональных и муниципальных подразделений РДШ. А без них не будет никакой общероссийской организации. Будет очередная "показушная" сеть из нескольких насильно формализованных в РДШ организаций и структур. Это мы тоже проходили.

Скорее всего, Москва сбросит финансирование на регионы и муниципалитеты. С муниципалитетами все понятно - будет переписано все молодое население и зачислено в организацию с "повязыванием галстуков" (как это было с развитием волонтеров). Опять же ясно, что под "активную работу" этих муниципальных отделений РДШ будут списываться все мероприятия из планов образования, культуры и т.д., как это делается и сегодня. Впрочем, понять муниципалитеты можно - как я говорил выше, нет ни денег, ни кадров, которые омгли бы отвечать за эту работу в полной мере и на высоком профессиональном уровне.

С регионами ситуация тоже не лучше. В 2016 году в нашей области уходит в "небытие" областная программа по молодежке (она становится подпрограммой в рамках образования), бюджетных средств предусмотрено на уровне "кот наплакал", нет ни инфраструктуры, ни сететвой работы между УДМ и муниципалами, соответственно, нет никакой стратегии ГМП, нет приоритетов в работе с молодежью, нет методической базы, в 2015 году произошел фактический отказ от системности и т.д.. Что можно ждать от региона в таких условиях - не понятно…

Но повторю первоначальную мысль о том, что работу по созданию общероссийской объединяющей молодежной организации необходимо проводить и чем скорее она будет проведена, тем больше шансов на то, что страну перестанет "колбасить" и в социальном и в экономическом плане.


Осенью 1918 года была создана детская организация юных коммунистов (ЮКов), но уже через год оказалась распущена. В ноябре 1921 года было принято решение о создании всероссийской детской организации. Несколько месяцев в Москве действовали детские группы, в ходе эксперимента были разработаны пионерские символы и атрибуты, принято название новой организации - отряды юных пионеров имени Спартака. 7 мая 1922 года в Сокольническом лесу в Москве был проведён первый пионерский костёр.

В советском союзе День Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина или, говоря проще - День пионерии, - официально отмечался 19 мая. Именно в этот день в 1922 году 2-я всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов. Социальная иерархия: октябрёнок - пионер - комсомолец, была направлена на создание у советских детей и подростков внутреннего идеологического стержня, стремления расти и совершенствоваться. Пионерская организация учила детей жизни в социалистическом обществе, способам сосуществования со сверстниками. Сейчас многие граждане видят в таком подходе в воспитании молодежи недостатки, мол, идеологическое замутнение мозгов, которое делало из людей марионеток. Даже если так, то в то время уровень наркомании и преступности среди молодежи был сверхнизким, по сравнению с нашим временем. После распада СССР, День Пионерии перестал быть официальным праздником. Сегодня День Пионерии неофициально отмечается некоторыми детскими организациями и компаниями, занятыми в сфере организации детского досуга. Да и всегда найдутся люди, которые с удовольствием вспоминают юные пионерские годы.

Кто из советских пионеров, не помнит волнения, с которым готовился вступить в ряды массовой общественно-политической организации? Как под звуки горнов и барабанов повязывали алые галстуки? Как впервые в своей жизни мы торжественно клялись на верность делу Ленина и Коммунистической партии? Советская страна ничего не жалела для юных. Были построены прекрасные Дворцы пионеров и детские лагеря. Сама же деятельность детских коммунистических организаций в СССР и в других социалистических странах имела такие серьезные масштабы, что даже превосходила по значимости свой «буржуйский» прообраз и аналог - скаутское движение. Пионерское движение отличалось от него по существенным аспектам: система носила всеохватывающий государственный характер и ставила своей целью идеологическое воспитание детей в качестве граждан, полностью преданных коммунистической партии и государству. При этом следует отметить, что, по мере эволюции движения, роль наследия скаутинга в нём падала (что хорошо прослеживается на эволюции пионерского лагеря от типа спортивно-туристического палаточного лагеря к типу санаторного комплекса). Среди частных отличий можно указать отсутствие отдельных организаций для мальчиков и девочек. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его имя.

«Будь готов!»

«Всегда готов!»

Пионерская клятва
Я, И.Ф., вступая в ряды Всесоюзной Пионерской организации, перед лицом своих товарищей, торжественно клянусь: горячо любить свою Родину; жить, учиться и бороться как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия; всегда выполнять законы пионеров Советского Союза.»
«Будь готов!»
«Всегда готов!» Примечание. До 1986 г. было: «…горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза».

Редакция 1922 года
Честным словом обещаю, что буду верен рабочему классу, буду ежедневно помогать своим трудовым собратьям, знаю законы пионеров и буду им повиноваться.

Редакция 1923 года
Я, юный пионер СССР, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю, что

1) Буду твёрдо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира.
2) Буду честно и неуклонно выполнять законы и обычаи юных пионеров.

Редакция 1924 года
Я, юный пионер СССР, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю, что буду твёрдо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира. Буду честно и неуклонно выполнять заветы Ильича, законы и обычаи юных пионеров.

Редакция 1928 года
Я, юный пионер СССР, перед лицом товарищей торжественно обещаю, что: 1) Буду твёрдо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение трудящихся всего мира. 2) Буду честно и неуклонно выполнять заветы Ильича - Законы ЮП Законы юных пионеров - свод основных правил жизни и деятельности члена Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина. В образной и доступной пониманию детей форме изложены цели и задачи детской коммунистической организации, основные принципы коммунистической нравственности, морально-этические нормы поведения юных пионеров.

Впервые Законы юных пионеров, разработанные комиссией ЦК РКСМ при участии Н. К. Крупской, были утверждены 5-м съездом РКСМ в октябре 1922 года. В Законах юных пионеров был выделен как один из основных закон - «Буду стремиться всегда, везде, где возможно, получить знания для того, чтобы употребить их на пользу трудящимся».

Происшедшие за годы социалистического строительства изменения условий деятельности пионерской организации, углубление содержания и совершенствование форм и методов ее работы нашли отражение в новом тексте Законов юных пионеров, утвержденном в 1957 8-м пленумом ЦК ВЛКСМ.


Законы пионеров Советского Союза

Пионер предан Родине, партии, коммунизму.
Пионер готовится стать комсомольцем.
Пионер равняется на героев борьбы и труда.
Пионер чтит память погибших борцов и готовится стать защитником Отечества.
Пионер лучший в учебе, труде и спорте.
Пионер дисциплинирован.
Пионер - честный и верный товарищ, всегда смело стоящий за правду.
Пионер - товарищ и вожатый октябрят.
Пионер - друг пионерам и детям трудящихся всех стран.
Пионер честен и правдив. Его слово - как гранит.

Обычаи пионеров.

Пионер не валяется в постели утром, а поднимается сразу, как ванька-встанька.
Пионеры стелют постели своими, а не чужими руками.
Пионеры моются тщательно, не забывая мыть шею и уши, чистят зубы и помнят, что зубы - друзья желудка.
Пионеры точны и аккуратны.
Пионеры стоят и сидят прямо, не горбясь.
Пионеры не боятся предлагать свои услуги людям. Пионеры не курят; курящий пионер уже не пионер.
Пионеры не держат руки в карманах; держащий руки в карманах не всегда готов.
Пионеры охраняют полезных животных.
Пионеры помнят всегда свои обычаи и законы.

Пионерский гимн

Музыка: С. Дёшкин Слова: А. Жаров


Мы, пионеры, дети рабочих.

Припев (после каждого куплета):
Близится время /авт:эра/
Светлых годов,
Клич пионера -
"Всегда будь готов!"

Радостным шагом, с песней весёлой,
Мы выступаем за комсомолом.

Мы поднимаем красное /авт:алое/ знамя,
Дети рабочих, смело за нами!

Грянем мы дружно песнь удалую
За пионеров семью мировую

Взвейтесь кострами, синие ночи!
Мы, пионеры, дети рабочих.

1922
Сигналы и марши Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина (Части 1, 2)

Жанр: сигналы и марши
Год выпуска диска: 1983
Производитель диска: СССР
Битрейт аудио: 320 kbps
Продолжительность: 00:16:11

I Сигналы

1. Вступление - 00:00:35
2. Внимание! Слушайте все! - 00:00:37
3. Подъём! - 00:00:28
4. На обед - 00:00:23
5. На занятия - 00:00:27
6. Сбор пионерских вожатых - 00:00:14
7. Ко сну - 00:00:47


II Дружинная линейка

8. Сигнал "Сбор" - 00:00:40
9. Марш "Торжественный вынос знамени" - 00:00:23
10. Подъём и спуск Государственного флага СССР - 00:00:29
11. Взвейтесь кострами, синие ночи!
12. Торжественное открытие - 00:00:21
13. Минута молчания - 00:00:51


III Марши для сопровождения
пионерского строя

14. Торжестванное приветствие - 00:00:36
15. Пионерский туш - 00:00:17
16. Пионерский марш - 00:00:53
17. Встречный марш - 00:00:28
18. Звонкий марш - 00:00:32
19. Марш по караулам - 00:00:22
20. Пионерский марш - 00:00:43


IV Сигналы пионерской
военно-спортивной игры "Зарница"

21. Сигнал "Заря" - 00:01:04
22. Сигнал "Тревога" - 00:00:30
23. Сигнал "Воздушная тревога" - 00:00:13
24. Сигнал "Отбой тревоги" - 00:00:21


Символика пионерской организации

Положение о символах, атрибутах и ритуалах Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина предусматривает использование в воспитательной работе государственной символики, установленной Конституцией СССР. Пионерская организация воспитывает у детей и подростков глубокое уважение к Гербу, Флагу, Гимну СССР, а также к Гербу, Флагу, Гимну союзной республики. Эти государственные символы олицетворяют героическую историю, мощь и величие социалистической Отчизны.

Воспитательное назначение символики пионерской организации, важность использования в ее работе государственных символов заключается прежде всего в том, чтобы в конкретной яркой, образной, эмоциональной и доступной пониманию детей форме разъяснить им:

Идею революционной преемственности поколений коммунистов - комсомольцев - пионеров, верности юного поколения революционным, боевым и трудовым традициям советского народа, готовности к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза;
общественно-политический смысл деятельности коммунистической организации детей и подростков;
значение пионерской организации как смены и резерва Ленинского комсомола;
необходимость укрепления единства членов пионерской организации.

Символику пионерской организации отличали следующие идейно-политические ориентации:

Глубокое идейно-политическое содержание каждого символа, неразрывная связь с коммунистическими идеями;
конкретность и точность выражения идейно-политического содержания определенных коммунистических идей;
яркость и эмоциональная привлекательность внешней формы символа;
простота и доступность раскрытия сложных для детей политических понятий.

Красное знамя и красный флаг. Коммунистическая партия и комсомол доверили пионерским организациям и дружинам право иметь Красное знамя, отряду - красный пионерский флаг. Это были символы верности юного поколения делу Октябрьской революции, делу Коммунистической партии, символ верности Родине, чести и сплоченности пионеров.

На Красном знамени Всесоюзной пионерской организации два ордена Ленина и Памятная лента ЦК ВЛКСМ. Первым орденом Ленина Всесоюзная пионерская организация им. В.И. Ленина была награждена 17 мая 1962 г. в связи со своим 40-летием за большую работу по коммунистическому воспитанию детей. Памятная лента ЦК ВЛКСМ вручена пионерской организации 30 июня 1970 г. на XVII Всесоюзном слете пионеров в Ленинграде за успешную работу по подготовке к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Вторым орденом Ленина пионерская организация награждена 18 мая 1972 г. в связи со своим 50-летием и за большую работу по воспитанию детей в духе ленинских заветов.

Красное знамя торжественно вручалось представителями Ленинского комсомола пионерским организациям союзных и автономных республик, национальных округов, краевым и областным, городским и районным организациям, дружине школы, временной дружине пионерского лагеря.

Образцы Красных знамен пионерских организаций и дружин устанавливал Центральный Комитет ВЛКСМ. На этих знаменах был изображен пионерский значок и начертаны слова девиза пионеров: «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» На ленте, прикрепленной к древку знамени, - название организации или дружины. К древку знамени дружины прикреплялись также памятные ленты за успехи во всесоюзных и республиканских пионерских делах. Бережное отношение к Красному знамени было священным долгом каждого вожатого и пионера.

Красный флаг вручался представителем комсомольской организации вновь созданному пионерскому отраду на торжественной линейке. Образец красного флага отряда также утверждался ЦК ВЛСКМ. На лицевой стороне флага был изображен пионерский значок. К древку флага прикреплялись лента с вышитым шелком почетным именем отряда, памятные ленты - награда за успехи в пионерских делах, например. Почетная лента Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина отряду - «правофланговому» Всесоюзного марша пионерских отрядов.

Красный галстук и значок пионера.

Красный галстук носил каждый пионер. Это был символ верности делу Великого Октября, символ нерушимого единства трех поколений: коммунистов - комсомольцев - пионеров. Галстук пионера - частица революционного Красного знамени. Беречь честь своего пионерского галстука - значит свято хранить честь Красного знамени. Значок - символ принадлежности пионера к единой массовой коммунистической организации детей и подростков Советского Союза. «Такой значок, - писала Н.К. Крупская в брошюре «РКСМ и бойскаутизм», - укрепляет связь между организацией и ее членами и усиливает ответственность члена за свои поступки».

Пионерский значок.
Пионерский значок представляет собой изображение пятиконечной красной звезды (символ единства, трудящихся пяти континентов) с профилем В.И. Ленина в центре звезды (знак принадлежности ко Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина и верности пионера ленинским заветам), выше верхних лучей звезды пионерский костер с тремя языками пламени (символ единства поколений коммунистов - комсомольцев - пионеров), нижние лучи звезды перевиты лентой со словами «Всегда готов!» (символ готовности пионера к борьбе за дело Коммунистической партии).

Пионерский салют. Салют пионера означает, что для него интересы общества, своей коммунистической организации, дружины и отряда выше личных. Пионер отдавал салют, поднимая согнутую под углом правую руку с плотно сжатыми пальцами над головой:

Https://img-fotki.yandex.ru/get/62701/108533029.23/0_211944_e1f9d85f_orig.jpg при вручении ему красного галстука;
при исполнении Гимна Коммунистической партии «Интернационала», Гимна Союза Советских Социалистических Республик, гимнов союзных республик, подъеме Государственного флага СССР и флагов союзных республик;
у Мавзолея и памятников В.И. Ленину, мемориалов революционной, боевой и трудовой славы советского народа, отвечая «Всегда готов!» на слова пионерского девиза;
при вручении знаков различия членам советов дружин и отрядов, награждении во время торжественного церемониала;
пионер также салютует Красному знамени - флагу отряда, приветствует салютом вожатых, пионерский и воинский строй.

Почетное имя. Присвоение пионерской организации, дружине, отряду имени выдающегося деятеля Коммунистической партии и революционного движения, героя нашей Родины являлся символом верности славным традициям борьбы за коммунизм. Образцы героической жизни и борьбы, «славный труд советских людей, подвиг героев выступают как высокий нравственный идеал пионеров», которому они должны были подражать. Уже Н.К. Крупская отмечала в своих трудах значительную воспитательную силу связи идеалов и практического поведения подростков и детей. Самым высоким идейно-нравственным идеалом для пионеров предлагалась жизнь и деятельность В. И. Ленина.

Символика неразрывно связана с атрибутами пионерской организации. Атрибуты - определенные предметы и знаки, которые в яркой и выразительной форме выражают идеи, символы и традиции пионерского движения, подчеркивают сплоченность, единство и организованность пионерских коллективов, создают эмоционально-привлекательное оформление детской коммунистической организации.

Некоторые основные символы пионерской организации одновременно являлись и ее атрибутами (красные знамена пионерских организаций и дружин, красные флаги отрядов, галстук и значок пионера).

Атрибуты, имея символический смысл, отражали революционную романтику пионерской жизни, пафос героической борьбы народа за великое дело Коммунистической партии. Поэтому, например, и горн, и барабан неправомерно рассматривать только с точки зрения их утилитарно-практического назначения подавать сигналы. Горн и барабан стали спутниками отряда как символы боевой трубы красноармейских полков огненных лет гражданской войны и походных барабанов юных Гаврошей Парижской коммуны.

Атрибутами пионерской организации были форма вожатых и пионеров, знаки различия выборного пионерского актива, награды вожатых и пионеров, памятные эмблемы, знаки и наградные значки пионерских слетов, фестивалей, конкурсов, соревнований, всесоюзных и республиканских игр.

Таким образом, цели и задачи пионерской организации определялись на основе партийных директив и формулировались в Уставе ВЛКСМ и Положении о Всесоюзной пионерской организации им. В.И Ленина, документах Ленинского комсомола.

Общей и единой целью школы, комсомола и пионерской организации являлись задачи всестороннего развития коммунистической личности. Целью работы каждой дружины являлась подготовка достойной смены Ленинского комсомола.

Символика и атрибуты придавали революционно-романтический настрой жизни и работе пионеров, помогали организационно и идейно укрепить коллектив членов коммунистической организации детей и подростков, внести эмоционально-торжественную приподнятость в пионерские дела, создать эстетику жизни коллектива. Они выражали социально-политические идеи общественной жизни, пафос борьбы за построение социализма и коммунизма.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!