Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Международное право его предмет система и источники. Понятие, особенности, функции международного права

Международное право, как правовая система

Международное право, как наука – совокупность научных знаний, система взглядов на проблемы международного права и его развитие.

Международное право, как учебная дисциплина – совокупность приемов и методов по изучению международного права.

История МЧП. Зарождение международного права

Существует несколько точек зрения по вопросу о времени появления международного права:

  • Международное право возникло вместе с возникновением государств, когда государства для регулирования своих взаимоотношений стали создавать правовые нормы;
  • Международное право возникло в средние века, когда государства осознали необходимость создания общих для них норм международного права и стали им подчиняться;
  • Международное право возникло в новое время, когда появились крупные централизованные суверенные государства и сформировались политические союзы государств.

Наиболее распространенной является первая точка зрения. Согласно данной точке зрения существуют следующие этапы формирования международного права:

  • Международное право Древнего мира (до 5 в.н.э.);
  • Международное право Средних веков (5-17 вв.);
  • Международное право Буржуазного времени (17-19 вв.);
  • Международное право первой половины 20 столетия;
  • Современное международное право (с момента принятия Устава ООН в 1945 г.).

Особенности международного права

  • Предмет регулирования – отношения суверенных и независимых друг от друга субъектов;
  • Субъекты права – субъектами международного права являются государства, государствоподобные образования, нации и народы, борющиеся за свою независимость и международные организации;
  • Источники – международно-правовые нормы выражены в форме международных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и т.п.;
  • – нормы международного права создаются субъектами совместно на основе свободного волеизъявления равноправных участников;
  • – исполнение норм международного права обеспечивается государственными органами, не существует надгосударственных механизмов принуждения. Принуждение может производиться только государствами (индивидуально или коллективно).

Система международного права

Система международного права – это совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих международно-правовые отношения.

В систему международного права входят:

  • Отрасли (право внешних сношений, право международных договоров и т.д.);
  • Подотрасли международного права (консульское право, дипломатическое право и т.д.);
  • Институты международного права (институт представительства и т.д.);
  • Нормы международного права;
  • Общепризнанные принципы международного права.

Также, в системе международного права выделяют следующие отношения:

  • Отношения государственного характера;
  • Отношения негосударственного характера.

Функции международного права

Функции международного права – основные направления деятельности субъектов международного права:

  • Стабилизирующая – международно-правовые нормы направлены на стабилизацию международных отношений, установление определенного правопорядка;
  • Охранительная – состоит в обеспечении охраны международных отношений;
  • Регулятивная – устанавливает определенный правопорядок, наделяя правами и обязанностями субъекты международного права.

Соотношение международного и внутригосударственного права

Международное и внутригосударственное право – 2 правовые системы, имеющие как сходства, так и отличия.

Отличия:

  • Предмет регулирования – предметом международного права являются отношения суверенных и независимых друг от друга субъектов (международное частное право регулирует отношения с участием физических и юридических лиц), а предметом внутригосударственного права являются отношения между субъектами национального права;
  • Субъекты права – субъектами международного права являются государства, государствоподобные образования, нации и народы, борющиеся за свою независимость и международные организации, а субъектами внутригосударственного права являются физические лица, юридические лица и публичные образования;
  • Источники – источниками международного права являются международные договоры, международные обычаи, акты международных конференций и т.п, а источниками внутригосударственного права является национальное законодательство;
  • Способ создания правовых норм – нормы международного права создаются субъектами совместно на основе свободного волеизъявления равноправных участников, а нормы внутригосударственного права издаются компетентными государственными органами;
  • Способ обеспечения исполнения норм – исполнение норм международного права обеспечивается государственными органами, не существует надгосударственных механизмов принуждения. Принуждение может производиться только государствами (индивидуально или коллективно). А исполнение норм внутригосударственного права контролируется компетентными органами этого государства.

Сходства:

  • Направление деятельности – и международное, и внутригосударственное право направлено на регулирование общественных отношений и установление мира и правопорядка;
  • Структура права – и международное, и внутригосударственное право состоит из норм права.

Соотношение международного права, внешней политики и дипломатии

Международное право – система норм и правил, регулирующих отношения между субъектами международного права.

Внешняя политика – общий курс государства в международных отношениях.

Дипломатия – инструмент осуществления внешней политики государства.

Таким образом, дипломатия – часть внешней политики, внешняя политика – часть международного права.

Международное право развивается под влиянием совокупности внешнеполитических курсов государств, а дипломатия, в свою очередь, обеспечивает достижение общего знаменателя при осуществлении государствами своей внешней политики.

Тема 1. Понятие, предмет регулирования, система международного права.

Введение.


  1. Понятие международного права.


  2. Понятие системы и структуры международного права.

  3. Предмет регулирования международного права.

  4. Функции международного права.

  5. Международное право и идеология.
Заключение.

Введение . Внутреннее развитие любого государства невозможно без международного сотрудничества. Международные отношения- это весьма разнообразная и широкая область, включающая в себя самые различные аспекты деятельности государств, правительств, различных государственных органов, а также общественных и других организаций всех типов (политических, экономических, культурных, научных, профессиональных и т. д.). Для регулирования этого комплекса взаимоотношений применяются различные формы и методы, разный арсенал средств, действующих как самостоятельно, так и во взаимодействии друг с другом. В число социальных форм и методов входят политические, правовые, моральные, организационные (в тех случаях, когда они имеют социальный характер) средства регулирования, а также так называемая международная вежливость.

Таким образом, правовая регламентация международных отношений представляет собой одну из форм возможного регулирования этого вида организационной человеческой деятельности, основанного на правовых средствах обеспечения их проведения в жизнь и известного главным образом своей системной совокупностью как международное право.

1 вопрос . .

Международное право - это система права, отличная от систем права конкретных государств. Международное право функционирует в межгосударственной системе и является ее подсистемой. Основными ее компонентами являются государства, народы и нации, борющиеся за свою независимость, межгосударственные международные организации, международные конференции, объединения государств, не являющихся международными организациями, различные международные органы (международные суды, международные комиссии, международные арбитражи), международное право и другие социальные нормы, действующие в этой системе, отношения и взаимодействия между перечисленными компонентами.

Главными компонентами межгосударственной системы являются государства- суверенные образования. Все остальные компоненты в межгосударственной системе (за исключением наций и народов, борющихся за независимость) представляют собой образования так или иначе созданные государствами.

В межгосударственной системе нет верховной власти, нет законодательных, исполнительных и судебных органов, какие существуют в государствах. Поэтому, именно от государств, а также международных организаций и их деятельности прежде всего зависит стабильное функционирование данной системы в целом, состояние международных отношений и эффективность международного права, поскольку государства обладают реальной силой и возможностями, действуя в рамках международно-прававовых норм, обеспечить соблюдение и выполнение международных обязательств.

Согласно традиционной точке зрения, государства свободны предпринимать любые действия за исключением тех, которые ограничены их собственным согласием. В соответствии с этим подходом, нормы международного права связывают государство только в том случае, если оно согласилось с ними.

Таким образом, международное право - это совокупность юридических норм, договорных и обычных, выработанных в результате соглашения между государствами и регулирующих отношения между участниками международного сообщества . Это особая система права, отличающаяся от внутригосударственного по предмету регулирования, субъектам, объектам права, по его источникам, методам нормообразования и по способам обеспечения норм.

2

^ Возникновение международного права.

2.1. Проблема возникновения международного права должна рассматриваться в зависимости от того, как подходить к пониманию этой дисциплины. Если понимать международное право как «право между народами» в узком смысле, то следует признать, что оно возникло еще до появления государств. Если же подходить к нему как «праву между государствами», то возникновение его мы должны связывать с появлением первых государств. В то же время, в научной литературе также нет единства мнений по поводу последнего утверждения, поскольку одни ученые связывают возникновение международного права с появлением первых рабовладельческих государств (например, советские ученые), другие – с возникновением христианства (Шарль де Вишер) или формированием крупных централизованных государств (Л.Оппенгейм).

Советская наука международного права связывала вопрос о периодизации его истории с учением об общественно-экономических формациях и исторических эпохах, на основе чего различала международное право рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического периода. В западной науке существуют попытки определить периодизацию истории международного права на основе развития идеологии или чисто юридических явлений. Например, предлагается такая периодизация: 1) от древности до 1-й мировой войны; 2) между двумя мировыми войнами; 3) период после 2-й мировой войны.

На сегодняшний день в российской науке международного права также есть тенденция отхода от прежней (советской) периодизации истории международного права (например, Лукашук И.И.). Следует учитывать, что этот вопрос требует очень осторожного подхода и должен быть связан с периодизацией всемирно-исторического процесса, поскольку он является неотъемлемой частью последнего.

Характер возникновения и этапы развития международного права отражают основные закономерности социальных процессов, закономерности возникновения и развития государства и права.

Становление первых норм и институтов международного права относится ко времени разложения первобытнообщинного строя и формирования рабовладельческих отношений.

До возникновения государства международного права не существовало, как и не существовало и права. Это, однако, не означало, что не было вообще социальных норм, которые регулировали отношения не только в рамках отдельного рода или племени, но и между ними. Такие нормы существовали повсеместно, они касались вопросов ведения переговоров между племенами и союзами племен, приема послов, заключения межплеменных соглашений, ведения войны.

Основной признак международного права античности – регионализм (т.е. его развитие в пределах отдельных регионов – Месопотамия, Египет, Индия, Китай, Греция и Рим), который сохранялся до конца 1-го тысячелетия нашей эры. В каждом регионе развивались свои специфические институты, но в то же время им были присущи и общие черты (превалирование обычаев, развитие права войны, посольского, договорного права, института разрешения споров и т.д.).

О систематических международных отношениях рабовладельческих государств можно говорить применительно к концу 3 - началу 2 тысячелетия до н.э. Особенностью этих отношений был их очаговый характер, т.е. первоначально международные отношения и регулирующие их нормы развивались в тех районах земного шара, где зарождалась цивилизация и возникали центры международной жизни государств. Это в первую очередь, долины Тигра и Евфрата. Нила, районы Китая и Индии, Эгейского и Средиземного морей. Международные нормы, применявшиеся между государствами в этих районах, первоначально имели религиозный и обычно-правовой характер.

Древнейшие из дошедших до нас договоров международного характера связаны с взаимоотношениями государств Двуречья (23 век до н.э.), а затем с взаимоотношениями Древнего Египта с Хеттской державой. К 1278 г до н.э. относится мирный и союзный договор между египетским фараоном Рамзесом вторым и царем хеттов, предусматривающий не только прекращение военных действий, но и предоставление друг другу помощи против внешнего врага и в случае восстания рабов; оговаривались и выдача беглых рабов.

Примерно к этому времени относятся и сведения о правовых нормах, складывавшихся между отдельными княжествами и государственными образованьями в Индии. Многие из них получили потом закрепление в «Законах Ману», в которых говорилось о способах ведения войны, дипломатических переговорах и некоторых видах союзных договоров; в частности, запрещалось убивать безоружных, пленных и раненых, употреблять отравленное оружие.

В Китае на рубеже 2 и 1 тысячелетия до н.э. сложился институт «путешествующих послов», которые осуществляли сношения между отдельными князями и пользовались неприкосновенностью. В 546 г до н.э был заключен один из первых договоров о разрешении международных споров посредством третейского суда.

Несколько позже начали формироваться международно-правовые нормы в древней Греции. Здесь в силу более быстрого развития межплеменных, а затем межгосударственных политических и экономических отношений они получили большую детализацию и многообразие.

История сохранила до наших дней многие договоры, заключенные греческими государствами. Они предусматривали обмен военнопленными и захваченной территорией, оказание помощи в случае нападения третьих государств. Развитие обмена привело к заключению и специальных торговых договоров, в которые позднее стали включатся положения о режиме иностранцев (право поселения, личная свобода, право приобретения недвижимости). С целью покровительства иностранцам в Греции сложился специальный институт проксении. А в Римской империи появился специальный инструмент покровительства, которое осуществлялось уже не частными лицами, а государственными чиновниками – т.н. «преторами перегринус». Сложившееся на основе их деятельности обычное право в дальнейшем образовало самостоятельную и довольно обширную отрасль римского права.

Уже в ранние периоды греческой истории между отдельными городами-государствами поддерживались довольно регулярные отношения через вестников и глашатаев. в дальнейшем из этого обычая выкристаллизовался институт посольств. Послы получали специальное удостоверение на ведение переговоров (сложенную вдвое дощечку – диплом).

Дальнейшее развитие нормы рабовладельческого международного права получили в практике внешних сношений Рима, особенно в последние три-четыре столетия его существования.

Первоначально сношения с иностранными государствами осуществляла специальная коллегия жрецов-фециалов. Позже в 3-2 веке до н.э. главенствующую роль начинают играть послы-легаты, которых избирал Сенат, а также вестники (нунции). В период империи дипломатические агенты назначались главой государства и отчитывались уже только перед ним, а не перед Сенатом. С усилением военного и политического могущества Римской империи стал разрабатываться весьма сложный и торжественный церемониал приема иностранных послов.

Нормы, регулирующие ведение войны, которая рассматривалась как законное средство разрешения споров, формировались под влиянием ничем не ограниченного произвола сильного: считалось, что проигравшие войну попадали в полную зависимость от победителя. Последний обращал в рабство побежденных, захватывал их имущество, убивал тех, кого не хотел уводить в плен, накладывал на мирное население дань или контрибуцию. обычной нормой у хеттов и ассирийцев было насильственное переселение побежденных народов, массовое убийство мирного населения, разграбление покоренных населенных пунктов. Обычными были и нормы о нейтралитете во время войны, например, в Древней Греции. права войны носило в древнем мире религиозную окраску, например в Риме ведение войны считалось справедливым делом, т.к. служило на пользу Риму и поэтому было угодно богам. В связи с этим тщательно разработанная в Риме процедура объявления войны основывалась на обращении к богам в качестве свидетелей открытия военных действий.

Религиозный характер имел зарождавшийся институт права международных договоров. Его важным элементом была религиозная клятва. она включала торжественное обещание, священный обет соблюдать договор и призыв к божеству вмешаться в случае его нарушения. Считалось, что боги как бы незримо присутствовали при заключении договоров и становились их участниками, и это должно было содействовать выполнению соглашения.

Практика выработала определенные типы договоров: о мире, союзные; о взаимной помощи; границах; арбитраже; торговле; о праве вступать в брак с иностранцами; о нейтралитете и др. Договорная практика древних государств способствовала формированию правила "pacta sunt servanda" – договоры должны соблюдаться.

После того как Римское государство овладело всем Средиземноморьем и распространило свое политическое господство далеко за пределы Апеннинского полуострова сложилась система регулирования международных отношений Римской империи с иностранными государствами, а также подвластными ей провинциями. Эта система получила название "jus gentium" – "право народов" и представляла сочетание норм гражданско-правового характера и международно-правовых норм.
2.2. В эпоху средневековья главными регионами развития международного права становятся Западная Европа и Византия. Основным событием, оказавшим влияние на развитие международного права в этот период являются Вестфальский конгресс 1648г. Получают дальнейшее развитие договорное, посольское право и право войны.

Формирование норм нового, феодального международного права ввиду различия исторических условий не было одинаковым в Западной и Восточной Европе, в Китае, Индии и в государственных образованьях Американского континента. Этот период связан с развитием международных отношений феодальных государств в процессе их образования, преодоления раздробленности, возникновения крупных феодальных сословных монархий, а также с началом формирования абсолютистских государств. Наиболее активное развитие феодальных отношений протекало на Европейском континенте, а также среди расположенных в бассейне Средиземного моря странах Северной Африки, на Ближнем и Среднем Востоке.

В период ранних феодальных государств (5-9 в.в. н.э.) нормы международного права представляли своеобразный конгломерат древнейших родоплеменных обычаев и норм, сложившихся до этого в практике рабовладельческих государств, главным образом императорского Рима. Вместе с тем эти нормы под влиянием государственности новой формации обогащались и получали дальнейшее развитие. Прежде всего это касалось характера норм международного права и их религиозной окраски.

Существенным образом международное право начинает меняться в 10-11 вв. н.э., когда складываются самостоятельные феодальные государства. Отношения меду ними на протяжении 3-4 веков характеризуются тем, что каждый феодал, во-первых, обладал в пределах своей территории всей полнотой как политической власти, так и власти имущественной (земля и все на ней находящиеся и живущие считались его собственностью); во-вторых существовала сложная иерархия, т.е. подчинение одних феодалов другим (отношение вассалитета). Вследствие этого международно-правовые отношения не только фактически, но и формально не были отношениями равных субъектов, а само международное право оказывалось в значительной мере как бы растворенным среди норм права гражданского (частного).

Эти отношения формально освящались силой и авторитетом церкви. В условиях феодальной раздробленности международный авторитет и влияние церкви (особенно католической в западной Европе, мусульманской среди арабских стран, православной в Византии и на Руси) были весьма высоки. Римский папа Григорий 7 в 11 в. первым сделал попытку создать «мировое государство» под своей властью. Римские папы в своем влиянии на международное право опирались на каноническое право, состоявшее из постановлений церковных соборов и из папских указов.

С образованием сословных монархий роль церкви начала падать, на развитие международного права все большее влияние оказывают внутригосударственное законодательство и обычное право, а также рецепция норм римского права. Наибольшее распространение в этот период получают нормы посольского и договорного права. Дипломатические представительства довольно быстро приобретают постоянный характер. Постепенно складываются положения о ранге дипломатических представителей, о международных языках, церемониале. порядке председательства и голосования на международных конференциях. Возникают специальные ведомства иностранных дел (первое появилось в Японии в 7в. в Европе они начинают создаваться в 15в.) Нормы о неприкосновенности послов распространяются на их имущество и занимаемые помещения.

Вслед за развитием посольского права начинают и формироваться нормы консульского права. Консулы назначались из числа купцов, первоначально в государства Северной Африки и Ближнего Востока. Они имели право юрисдикции в отношении своих сограждан, а также осуществляли некоторые дипломатические функции.

Начинают развиваться и нормы морского права. они были кодифицированы в ряде сводов, из которых наибольшей известностью пользовались т.н. Олеронские свитки 12в., «Консолато дель маре» (морской сборник) конец 13 века, Висбийский морской кодекс, регулировавший мореплавание в Северном и Балтийском морях между Ганзейским союзом, Скандинавией и Русью в начале 15в. В 16-18 вв. нормы морского права претерпевают сильные изменения, претензии феодальных государств (главным образом Испании и Португалии) на собственность в отношении открытого моря решительно отвергались, провозглашается принцип открытого моря, который с 17в. получает всеобщее признание. Нидерландская революция Х в., Английская революция ХVIIв. и Великая Французская революция ХVIIIв. означали переход к новой истории.

2.3. Новые период в истории международного права связан с развитием идеи суверенного равенства государств, закрепленного в Вестфальском трактате 1648 г.. а также утверждение новых принципов и норм международного права, основанных на концепциях естественной школы права. Большое значение для развития международного права в этот период имели решения конгрессов и конференций, прошедших в XIX в. – Венского 1815г., Парижского 1856г., Берлинского 1878г. конгрессов, а также Берлинской 1884-1885гг. и Гаагских 1899г. и 1907г. конференций. Некоторые нормы международного права, принятые на этих форумах, действуют до сегодняшнего дня.

Побудительным мотивом для утверждения новых международно-правовых норм послужило закрепление естественно-правовых идей Декларации прав человека и гражданина 1789г. в конституциях Франции 1791 1793 гг., в Декларации международного права представленной в 1793 г. французскому Конвенту аббатом Грегуаром. Вместо суверенитета монарха выдвигается принцип суверенитета народов.

Гуманизация правил ведения войны основывается на ряде новых положений. По инициативе России в 1868 году в Петербурге подписывается Декларация о запрещении разрывных пуль. В 1864 году принимается Женевская конвенция о больных и раненых. В Утрехтском трактате 1713 года регулируется вопрос о защите имущества мирного населения.

Начиная с первой четверти ХХ в. формируются основы современного международного права. Начало этого периода ученые связывают с началом (1914г.) или окончанием (1919г.) 1-й мировой войны. Есть мнение, что этот период начинается с Октябрьской революции 1917г. Этот период длится до 1945г., когда был принят Устав ООН и характеризуется отменой некоторых старых и появлением ряда новых принципов международного права. Кроме того, некоторые из этих принципов претерпевают значительную трансформацию. Развитие международного права в это время мы можем связать и с деятельностью Лиги Наций.

2.4 Ни рабовладельческое общество, ни раннее средневековье не выделяло науки международного права. Международно-правовые вопросы рассматривались в контексте философских и социально-политических проблем, нередко облекались в морально-религиозные нормы (Конфуций и Лао Цзы, Платон и Аристотель, Сенека и Марк Аврелий). Лишь с конца XII в. происходит отделение международного права от богословия. В Западной Европе в острой борьбе сложилось богословское и каноническое направления, которыми был подготовлен начавшийся в XVI в. расцвет испанской школы международного права. Представители этой школы Ф.Витториа и А.Джентили обосновали идею суверенного равенства субъектов международного права. И все же лишь Гуго Гроций может быть назван творцом науки международного права. В его книге «О праве войны и мира», являвшейся первым систематическим изложением международного права того периода, наука международного права приобрела вполне самостоятельный характер. Так, он делит право на божественное и человеческое, а человеческое, в свою очередь, на внутригосударственное и международное.

В других регионах развитие международно-правового знания было примерно аналогичным.

В XVIII-XIX вв. многие выдающиеся философы (Спиноза и Гоббс, Монтескье и Руссо, Кант и Гегель) обращались к выяснению сущности и природы международного права, его роли в обществе. Первоначально господствующими были идеи естественного права, сторонники которых выступали в защиту прогрессивных идеалов. Им противостояла позитивная школа (И.Я.Мозер), считавшая, что задачей этой науки является лишь собирание, изучение и комментирование действующих норм.

Вместе с тем, продолжало развиваться и т.н. гроцианское направление (Э. де Ваттель, Г.Ф.Мартенс), сторонники которого считали, что международное право основывается и на законах природы, и на соглашении народов – молчаливом (обычае) или явно выраженном (договоре). К концу XVIII в. все большую роль начинает играть наука истории международного права. В начале XIX в. международное право считалось одной из главных отраслей юриспруденции. Важную роль в ее формировании сыграл Гегель, труды которого имели большое методологическое значение. Своим учением об историческом прогрессе как движении человечества к свободе, основанном на внутренних диалектических противоречиях общественного развития, он преодолел абстрактный характер школы естественного права. Наиболее авторитетным и широко распространенным направлением на протяжении XIX в. было позитивное (историко-позитивное). Среди других направлений заслуживает внимания «национальная» школа, основанная П.Манчи-ни. Она сосредоточила свои усилия на обосновании права наций как объединении свободных людей с единой общностью языка, территории и правления на самостоятельное государственное существование и международную правосубъектность. Кроме того, в XIX в. получило широкое развитие учение о равенстве участников международно-правового общения. Но оно ограничивалось лишь «цивилизованными» странами.

3 вопрос . Система и структура международного права.

Межгосударственная система представлена в юридической литературе как гораздо широкое, объемное понятие чем система межгосударственных отношений.

Межгосударственная система – это глобальное сочетание и объединение таких основных международных общественно-политических категорий (элементов или компонентов) как государств (с любым политическим режимом и формой правления), народов и наций, межгосударственных международных организаций, международных конференций государств, не являющихся международными организациями (Движение неприсоединения, «Группа 77» и др.), различных международных органов (международные комиссии, международных судов, международных арбитражей и др.), международного права и иных социальных норм связей и отношений между субъектами регулируемых общепризнанными принципами, нормами международного права. Следовательно, это определение межгосударственной системы – весьма условно, оно не претендует на доминирующее или приоритетное (оно субъективное суждение и понятие). В юридической литературе более позднего советского периода понятие «межгосударственной системы» трактуется как «система межгосударственных отношений», или как «международное сообщество государств». Это понятие некоторыми учеными-юристами признается и сегодня, однако, мне оно кажется довольно узким и неполным. Многие современные авторы придерживаются аналогичного мнения.

Международными отношениями в юридической литературе общепринято считать – отношения между государствами (например, экономические, культурные связи, торговые и т.д.); между государствами и межгосударственными организациями (например, вступление какого-либо государства в международную организацию «НАТО», «ООН»); между партиями различных государств; компаниями (например, совместные предприятия, авиакомпании, строительные компании); между частными лицами различных государств (например, о вступлении граждан из стран ближнего зарубежья в гражданство России, или граждан России в гражданство США и других стран).

Таким образом, понятие межгосударственной системы представляется более широким, чем понятие международные отношения.

В юридической литературе вопросу, касающегося понятия межгосударственной системы, большое внимание уделяется важному ее признаку или свойству – интеграции, характеризующийся тесным международным сотрудничеством субъектов международного права (государств, наций и народов, международных, межгосударственных организаций) в различных сферах международных отношений, включая права человека, а также взаимосвязью и взаимозависимостью всех иных элементов межгосударственной системы. Примером интегративных свойств может служить воздействие Организации Объединенных Наций в рамках межгосударственной системы на процесс деколонизации. Благодаря международному сотрудничеству и поддержке государств, в рамках ООН многие государства Африки, Латинской Америки и др. обрели в процессе национально-освободительных воин свою независимость. Отдельное какое-либо государство вряд ли смогло достичь определенных успехов в этом процессе, и колониальные державы никогда бы добровольно не дали своим колониям обрести независимость без вооруженного сопротивления освободительным силам. Роль ООН и состоит в решении подобных вопросов путем организации и проведения миротворческих операций, эффективного сотрудничества государств в различных сферах международных отношений, включая права человека, наций и народов в борьбе за свою национальную независимость. Следует заметить, что интегративные свойства межгосударственной системы являются результатом взаимодействия всех ее компонентов, а не только государств.

Важное значение в этом процессе интеграции имеют межгосударственные международные организации (универсальные и региональные).

Сама, межгосударственная система является сравнительно слабо интегрированной целостной системой. Ее субъекты - государства лишь частично интегрированы в межгосударственной системе, существуя как самостоятельные суверенные образования, как часть общества.

В современный период степень интеграции государств в межгосударственной системе возрастает.

Средой по масштабу гораздо большей, чем межгосударственная система, является общество в целом, как более широкая система. Между этой средой и межгосударственной системой происходит постоянное взаимодействие, в котором влияние среды доминирует (т.е. сильное влияние).

Некоторые события, например, (событие в Чечне, в Таджикистане неправительственные организации, оппозиция) рассматриваются как часть среды. Эти события оказывают влияние на межгосударственную систему (часто вводят войска ООН в горячие точки).

Огромные изменения продолжают происходить как в обществе в целом, так и в межгосударственной системе. В настоящее время наблюдается значительное влияние международного права и международных организаций в межгосударственной системе, тем самым, способствуя интеграционным процессам в межгосударственной системе.

Происходят изменения и во взаимодействии самой среды и межгосударственной системы. Так, например, возрастает влияние отдельных общественных организаций, в том числе и неправительственных (партия «Зеленых»), сторонников борьбы за мир. Однако, существует и обратное влияние, например, усиливается влияние межгосударственной системы на внутренние события в государствах. Характеризуя межгосударственную систему юристы-международники основной акцент делают на государства, которые являются суверенными образованиями. Государства являются основными субъектами международного права (участниками международных правоотношений).

Таки образом, следует сделать вывод: межгосударственная система – это глобальное сочетание и объединение таких основных международных общественно-политических категорий (элементов или компонентов) как государств (с любым политическим режимом и формой правления), народов и наций, межгосударственных международных организаций, международных конференций государств, не являющихся международными организациями (Движение неприсоединения, «Группа 77» и др.), различных международных органов (международные комиссии, международных судов, международных арбитражей и др.), международного права и иных социальных норм связей и отношений между субъектами регулируемых общепризнанными принципами, нормами международного права.

Межгосударственная система состоит:


  1. из суверенных государств;

  2. народов и наций;

  3. межгосударственных международных организаций;

  4. международных конференций;

  5. объединений государств, не являющихся международными организациями (самостоятельные);

  6. международных органов;

  7. международного права;

  8. социальные нормы (мораль, религия).
Другой особенностью межгосударственной системы является то, что взаимоотношение субъектов международного права в ее рамках характеризуется определенной степенью сложности. Это объясняется тем, что

Во-первых, различием проводимой ими внутренней и внешней политики, которая не всегда увязывается с принципами и нормами международного права и соответствует им;

Во-вторых, различием политических режимов существующих внутри конкретных государств, а также форм правления;

В-третьих, различным уровнем социально-экономического развития государств, а также иными обстоятельствами или факторами (приверженность принципам и нормам международного права в решении международных конфликтов и споров).

Не мало важной особенностью межгосударственной системы является отсутствие в ней верховной власти, способной регулировать правомерные и неправомерные действия (бездействия) субъектов международного права. Отсутствие верховной власти имеет принципиально важное значение для обеспечения суверенитета государств, их независимой внутренней и внешней политики. В мире не существует государства, которое выступало бы в качестве верховной власти регулирующее различные международные отношения, складывающиеся как между государствами так и между другими субъектами международного права. Однако, это не означает, что субъекты международного права должны нарушать принципы и нормы международного права как, на пример, это происходит в Югославии, когда государства- члены НАТО грубейшим образом нарушают общепризнанные принципы и нормы международного права путем применения вооруженной агрессии против этого государства. В этой связи следует заметить, что международное сообщество располагает определенными механизмами воздействия на государство-агрессора с целью оказания на него мер международного воздействия и прекращение агрессии (к числу вышеназванных средств и способов относятся: переговоры, различные международно-правовые метода, включая заключение международных соглашений, содержащих взаимные обязательства сторон, осуществление миротворческих операций и т.д.).

В тоже время международной практике известны случаи когда конкретное государство, имеющее достаточно высокий уровень социально-экономического развития и обладающее сильным военным потенциалом пытается диктовать свои условия конкретному государству или даже нескольким государствам. Это сопровождается за частую серьезными нарушениями принципами и нормами международного права (акты вооруженной агрессии), что приводит к обострению международной обстановки в мире в целом. Такого рода конфликты должны разрешаться цивилизованными способами в рамках Устава ООН и при непосредственном участии Совета безопасности ООН, а также противоборствующих сторон.

Таким образом, все вышеперечисленные особенности современной межгосударственной системы выражают ее специфику, применительно к нынешним международно-правовым реалиям.

Система международного права - это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов, норм международного права (договорных и обычно-правовых), решений международных организаций, рекомендательных резолюций международных организаций, решений международных судебных органов, а также институтов международного права (института международного признания, института правопреемства в отношении договоров, института международной ответственности и др.).

Все упомянутые элементы системы составляют отрасли международного права (морское, дипломатическое, право международных договоров и т. д.). Каждая отрасль представляет собой самостоятельную систему, которая может считаться подсистемой в рамках целостной, единой системы международного права.

Следует отметить, что перечень отраслей не во всем базируется на объективных критериях. Как за рубежом, так и в отечественной науке международного права продолжаются дискуссии по поводу общепризнанных отраслей международного права, затрагивая и основания конституирования отраслей и их конкретные характеристики, их наименования и внутренне построение отдельных отраслей.

В настоящее время к общепризнанным отраслям международного права можно отнести (не затрагивая вопроса о наименовании) такие отрасли: право международных договоров, право внешних сношений (дипломатические и консульское право), право международных организаций, право международной безопасности, международное гуманитарное право (“право прав человека”), международное морское право и другие.

4 вопрос

Предметом международно-правового регулирования являются политические, экономические и другие отношения между государствами:

А) между государствами- двусторонние и многосторонние;

Б) между государствами и международными межправительственными организациями, прежде всего в связи с членством государств в международных организациях;

В) между государствами и государствоподобными образованиями, имеющими относительно самостоятельный международный статус;

Г) между международными межправительственными организациями.

В предшествующие периоды имели распространение отношения между государствами и национальными политическими организациями, возглавлявшими борьбу народов (наций) за независимость, а также отношения таких национальных политических организаций с международными организациями.

Все названные виды отношений можно в конечном счете квалифицировать как межгосударственные отношения , поскольку каждая международная межправительственная организация – это форма объединения государств, политическая организация борющейся нации действует как формирующееся государство, а государствоподобное образование обладает рядом признаков государства.

Наряду с международными межгосударственными отношениями существуют международные отношения негосударственного характера – между юридическими и физическими лицами различных государств, а также с участием международных неправительственных организаций и международных хозяйственных объединений.

В особую категорию смешанных международных отношений государственно-негосударственного характера можно выделить отношения государств с юридическими и физическими лицами, находящимися под юрисдикцией других государств, а также с международными неправительственными организациями и международными хозяйственными объединениями.

При рассмотрении международных, межгосударственных отношений следует учитывать, что такой характер они приобретают потому, что по своему содержанию выходят за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо отдельного государства, становятся объектом совместной компетенции и юрисдикции государств либо всего международного сообщества в целом.

Вместе с тем заслуживает внимания и иной аспект: характеристика международного права как составной части формирующегося всемирного правового комплекса, который включает наряду с международным правом правовые системы государств, т.е. внутригосударственные, национальные правовые системы. Имеется в виду согласование, взаимодействие, в рамках которого определенные нормы международного права участвуют в регулировании и внутригосударственных отношений , непосредственно применяются в сфере правовой системы государства.

5 вопрос

Функции международного права:

координирующая - нормы международного права устанавливают общеприемлемые стандарты поведения в различных областях взаимоотношений;

регулирующая- проявляется в принятии государствами твердо установленных правил, без которых невозможно их совместное существование и общение;

обеспечительная- международное право содержит нормы, которые побуждают государства следовать определенным правилам поведения;

охранительная- заключается в механизмах, сложившихся в международном праве, которые защищают законные права и интересы государств.

В международном праве и доктрине вместо термина “обязанности” используется термин “обязательства”, поскольку соответствующие обязанности становятся таковыми лишь при наличии согласия с ними потенциального участника урегулированного международно-правовыми нормами общественного отношения.

Объекты международного права - материальные и нематериальные блага, действия субъектов или воздержание от действий, то есть все то, по поводу чего субъекты вступают в правоотношения между собой.

6 вопрос

Международное право и идеология суть явления взаимосвязанные. Они оба относятся к нормативным явлениям. Политика и право служат важнейшими средствами реализации идеологических концепций. В свою очередь, политика и право нуждаются в идеологии для обеспечения себе социальной поддержки, а также теоретического осмысливания стоящих перед ними задач. Идеология воз-действует на международное право как через политику, так и непосредственно. Она включает в себя политические, правовые, моральные философские идеи, принципы, установки. В состав идеологии входят и международно-правовое со-знание, которому принадлежит важная роль в функционировании международ-ного права. Так, например, в период “холодной войны” у определенной части западных юристов-международников существовала устойчивая точка зрения, согласно которой в силу коренных различий в идеологии соглашения между со-циалистическими и капиталистическими государствами невозможны. Достаточно вспомнить весьма показательный идеологический постулат президента США Р.Рейгана относительно того, что СССР - это “империя зла”. “Взаимностью”, впрочем, платили и советские правоведы. Крайней точкой зрения, пожалуй, яв-ляются утверждения А.Гитлера: “...Договоры могут заключаться лишь между контрагентами, стоящими на одной и той же мировоззренческой платформе”.

В свою очередь МПП оказывает влияние на идеологию своими целями, принципами, нормами, а также практикой их реализации. Кроме того, МПП рег-ламентирует и содержание идеологической деятельности на международной арене. Запрещена пропаганда, способная создать или усилить угрозу миру или нарушение мира. Поставлена вне закона нацистская идеология, расизм и т.п. В настоящее время звучат слова о “деидеологизации” международных отношений и права. Под этим следует понимать устранение из международных споров о преимуществе той или иной социальной системы, а также приемов идеологи-ческой войны. Что касается борьбы идей, то она остается и служит фактором дальнейшего развития мирового развития.

Постоянное взаимодействие существует также между международной об-щечеловеческой моралью и международным правом . Нередко моральные нормы превращаются в нормы МПП, или, точнее, в МПП возникают нормы, соответ-ствующие нормам общечеловеческой морали. Так, например, преступления про-тив мира и человечности длительное время осуждались лишь моральными нор-мами. Однако после первой мировой войны они постепенно превратились в принципы МПП, окончательно оформившись после второй мировой войны. “В сущности, весь Устав ООН, этот важнейший документ международного права, основан на некоторых простых законах нравственности и справедливости... Нельзя недооценивать того факта, что дух современного международного права выражает вековые чаяния народов”. 1 Показательным является также тот факт, что фундаментальный принцип международного права - принцип добросо-вестного соблюдения обязательств - является одновременно ключевым принци-пом международной морали, международного “кодекса джентльменского пове-дения” государства.

В настоящее время роль международного права возрастает, так как миро-вое сообщество находится в состоянии очередной трансформации после ликви-дации послевоенной биполярной модели международного развития . С одной стороны, усиливаются процессы регионализации межгосударственных отноше-ний; с другой стороны, развивается общемировое информационное простран-ство, которое все больше объединяет мировое сообщество; с третьей стороны, нарастают новые противоречия в отношениях между крупнейшими державами, которые приводят к возникновению новых форм сотрудничества и переделу по-литического влияния; с четвертой стороны, постепенно ослабляется роль между-народных механизмов по поддержанию, которые в целом успешно работали в период “холодной войны” (ООН, КБСЕ и т.д.) и так далее. В этих условиях меж-дународное право может выступить инструментом поддержания порядка в миро-вом сообществе, обеспечить преемственность между позитивными достижениями в международном сотрудничестве XX века и грядущей моделью международных отношений века XXI. Именно поэтому Генеральная Ассамблея ООН на 60-м пле-нарном заседании 17 ноября 1989 г. приняла резолюцию 44/23 о провозглашении 90-х гг. XX в. Десятилетием международного права.

Заключение. Международное право является системой, а не просто совокупностью норм. Система основана на общепризнанных принципах и нормах, обладающих высшей юридической силой. Главная юридическая функция международного права- регулировать межгосударственные отношения.

Характерные черты этого права, его особенности порождаются именно объектом регулирования, особым видом общественных отношений с участием суверенных государств. Этим определяется как содержание норм, так и весь механизм действия права.

1 Шишкин А.Ф., Шварцман К.А. XX век и моральные ценности человечества.- М.,1968.- С.231-232.

Международное право



1) между государствами;

функции:

Выделяют следующие функции:

Международное признание.

Международно-правовое признание - это акт государства, которым оно считает целесообразным вступить в юридические отношения с признаваемой стороной. Такой стороной может быть:

· вновь возникшее государство;

· новое правительство;

· нация или народы, борющиеся за независимость;

· восставшая или воюющая сторона;

· международная организация.

Можно говорить о двух доктринах признания :

1) конституитивной - признание рассматривается как конституирование нового субъекта международного права;

2) декларативной - признание есть констатация факта появления нового субъекта международного права.

Российское международное право всегда стояло и стоит на позициях декларативной доктрины признания.

Правопреемство государств.

Правопреемство государств – это переход определенных прав и обязанностей от одного государства-субъекта международного права к другому. Правопреемство – это сложный международный правовой институт, нормы данного института были кодифицированы в Венской конвенции от 1978 г. о правопреемстве государств в отношении договоров и в Венской конвенции от 1983 г. о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов.

Существуют две основные теории по поводу правопреемства государств.

Согласно универсальной теории правопреемства государств государство-преемник полностью наследует права и обязанности, которые принадлежали государству-предшественнику. Представители данной теории (Пуффендорф, Ваттель, Блюнчли) считали, что все международные права и обязанности государства-предшественника переходят к государству-преемнику, так как личность государства остается неизменной.

Негативная теория правопреемства. Ее представитель А. Кейтс считал, что при смене власти в одном государстве на другую международные договоры государства-предшественника отбрасываются. Разновидностью данной теории является концепция tabula rasa, которая означает, что новое государство начинает свои договорные отношения заново.

Таким образом, в правопреемстве государств выделяют правопреемство в отношении международных договоров, государственной собственности, государственных архивов и в отношении государственных долгов.

Правопреемство в отношении международных договоров предполагает, что новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 16 Венской конвенции от 1978 г.).

Правопреемство в отношении государственной собственности предполагает, что переход государственной собственности от государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсаций, если иное не предусмотрено соглашением между сторонами.

Правопреемство в отношении государственных архивов предполагает, что государственные архивы переходят к новому независимому государству от государства-предшественника полностью.

Правопреемство в отношении государственных долгов зависит от того, какое государство является правопреемником: часть государства-предшественника, два объединившихся государства или новое независимое государство. Долг государства-предшественника переходит к государству-преемнику, размер долга зависит от вида государства-правопреемника.

Структура договора.

· Преамбула - это часть договора в которой формулируется цель договора и используется при его толковании.

· Основная часть . Данная часть договора делится на статьи, которые могут быть сгруппированы в разделы (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.), главы (Устав ООН) или части (Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г.) В некоторых договорах статьями, а также разделами (главами, частями) могут даваться наименования.

· Заключительная часть . В заключительной части договора излагаются положения вступления в силу и прекращения договора, а также язык, на котором составлен текст договора.

В настоящее время широкое распространение получили приложения, но для придания им силы самого договора необходимо специальное указание в нем или в приложении к нему, иначе такие акты нельзя рассматривать как часть договора.

Наименование договора . Договоры могут носить различные наименования (например, соглашение, конвенция, собственно договор, протокол, декларация, устав, хартия и т.д.), однако в международном праве не существует общепризнанной классификации таких наименований. Какого-либо юридического значения наименование договора не имеет, поскольку соглашение под любым наименованием является договором, создающим права и обязанности для его участников.

Международный суд ООН.

Международный суд ООН – главный судебный орган ООН, созданный в 1945 г. Международный суд ООН осуществляет свою деятельность на основе Статута Международного суда, а также Регламента суда.

Основная цель Международного суда ООН – проводить мирными средствами в согласии с принципами справедливости и международного права улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, способных привести к нарушению мира.

Функциями Международного суда ООН являются: рассмотрение и разрешение споров, переданных государствами, принятие консультативных заключений по юридическим вопросам.

Международный суд ООН находится в Нидерландах, в городе Гаага. Международный суд ООН состоит из 15 судей, которые избираются на девять лет, возможно их переизбрание. Членами Суда являются индивиды – судьи, избираемые из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права.

Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН. Выборы проводятся одновременно и независимо друг от друга. Для избрания необходимо в обоих органах получить абсолютное большинство голосов. Председатель Суда избирается сроком на три года с возможным переизбранием. При выполнении судебных обязанностей члены Суда обладают дипломатическими привилегиями и иммунитетом. Суд является постоянно действующим органом и заседает в полном составе. Для рассмотрения определенной категории дел могут образовываться камеры судей в составе трех или более судей. Официальный язык Суда: французский или английский.

Согласно ст. 38 Статута Суд решает переданные ему споры на основании международного права и применяет:

1) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

2) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

3) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

4) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Решения Суда являются обязательными для государств, которые были сторонами в споре. В случае невыполнения какой-либо стороной в деле обязательства, возложенного на нее решением Суда, Совет Безопасности по просьбе другой стороны «может, если признает это необходимым, сделать рекомендации или решить о принятии мер для приведения решения в исполнение» (п. 2 ст. 94 Устава ООН).

Совет Европы.

Совет Европы основан в соответствии с Уставом в мае 1949 г. Целью Организации является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу. Цель достигается усилиями органов Совета Европы посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, равно как и путем поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод.

Деятельность Совета Европы сконцентрирована на следующих проблемах: правовое обеспечение прав человека; содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности; поиск совместных решений социальных проблем (национальные меньшинства, ксенофобия, нетерпимость, защита окружающей среды, биоэтика, СПИД, наркомания); развитие политического партнерства с новыми демократическими странами Европы.

В рамках Совета Европы разработано большое количество международно-правовых документов, являющихся источниками международного публичного права. Среди них Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и протоколы к ней; Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г. и протоколы к ней; Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г.

В рамках Совета Европы создан механизм контроля V и предотвращения нарушений прав человека в государствах-участниках Европейский Суд по правам человека, который рассматривает жалобы граждан государств участников СЕ при условии, что они использовали все эффективные национальные методы защиты и восстановления нарушенных прав.

Руководящими органами Совета Европы являются Комитет министров, Консультативная ассамблея, Совещания отраслевых министров и Секретариат.

Комитет министров состоит из министров иностранных дел государств-членов и является высшим органом Совета Европы. Он принимает решения по поводу программы работы организации, одобряет рекомендации Консультативной ассамблеи. На уровне министров он собирается обычно два раза в год. Предусмотрены также ежемесячные встречи на уровне постоянных представителей государств членов Совета Европы. Консультативная ассамблея состоит из депутатов и их заместителей. Количество представителей от каждой страны зависит от численности ее населения. В ассамблее имеется пять фракций: демократы и реформаторы, демократы, либералы и социалисты.

Согласно ст. 4 Устава Совета Европы государство, желающее вступить в Совет Европы, должно выполнить следующие условия: соответствие своих институтов и правового устройства основополагающим принципам демократии, а также соблюдение прав человека; избрание народных представителей путем свободных, равных и всеобщих выборов.

Членами Совета Европы является 41 государство, в том числе Россия. Штаб-квартира организации расположена в г. Страсбурге.

Официальные цели МВФ

1. «способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере»;

2. «содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли» в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;

3. «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценивания валют с целью получения конкурентных преимуществ»;

4. оказывать помощь в создании многосторонней системы расчётов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;

5. предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».

Основные функции МВФ

· содействие международному сотрудничеству в денежной политике

· расширение мировой торговли

· кредитование

· стабилизация денежных обменных курсов

· консультирование стран-дебиторов (должников)

· разработка стандартов международной финансовой статистики

· сбор и публикация международной финансовой статистики

Цели МБРР

· оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран‑членов;

· содействие частным иностранным инвестициям;

· содействие сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платёжных балансов;

· сбор и публикация статистической информации,

Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки.

В отличие от МВФ Международный банк реконструкции и развития предоставляет кредиты для экономического развития. МБРР - самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения и в кредитоспособных бедных государствах. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ.

В отличие от МВФ, МБРР не использует стандартных условий кредитования. Сроки, объёмы и ставки кредитов МБРР определяются особенностями кредитуемого проекта. Как и МВФ, МБРР обычно обуславливает предоставление кредитов определёнными условиями. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Займы выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев. Займы предоставляются, как правило, на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трёх до пяти лет.

Основная цель, которую изначально провозгласили учредители МБРР, заключалась в том, чтобы банк прежде всего был инициатором и организатором частных инвестиций, добивался для них в странах-заёмщиках благоприятных условий и «климата». Банк мог предоставлять кредиты государствам под гарантии правительств, но должен был уклоняться от вложения своего капитала в высокодоходные, быстроокупающиеся предприятия. Предполагалось, что МБРР будет сосредоточивать свои операции исключительно на тех объектах, которые важны для государств, но в которые неохотно вкладывается частный инвестор. Фактически же МБРР сразу начал широко вмешиваться во внутренние дела стран-заёмщиков в интересах своих хозяев (США), оказывал давление на правительства, навязывая свои «программы развития». В итоге все программы «реконструкции и развития» подразумевали сохранение стран-заёмщиков в качестве аграрно-сырьевых придатков индустриальных держав. Миссии банка, его «технические советы», «консультации» и «рекомендации» сводились в итоге к развитию сельского хозяйства в странах-заёмщиках и увеличению добычи полезных ископаемых для увеличения объёмов их вывоза в США и ряд других индустриальных кап. стран.

Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (более 180 млрд долл.). Хотя членами МБРР являются 186 стран, лидирующее положение принадлежит семёрке: США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии.

Источниками ресурсов банка помимо акционерного капитала являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций.

Понятие, предмет и метод международного права.

Международное право можно определить как особую систему права - совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международного права и регулирующих отношения между государствами, народами, борющимися за свою независимость, международными организациями, государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.

Международное право - это совокупность международно-правовых норм, самостоятельная отрасль права, регулирующая международные отношения и некоторые связанные с ними внутригосударственные отношения.

Роль международного права в современном мире постоянно растет в связи с появлением ряда проблем и процессов, которые государства не в состоянии урегулировать с помощью внутригосударственного права и в рамках территории одного государства.

Особенности международного права проявляются прежде всего в сфере действия норм международного права, особенностях отношений, регулируемых международным правом, источниках международного права, специфике правового регулирования данной отрасли, особенностях системы международного права.

Как любая отрасль права, международное право имеет свой предмет и метод.

Предмет правового регулирования - это то, на что направлено правовое регулирование отрасли. Предметом международного права выступают международные отношения, складывающиеся между субъектами международного права (государствами, международными организациями, псевдогосударственными образованиями, народами).

Отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования, можно разделить на межгосударственные и немежгосударственные.

К межгосударственным относятся отношения:

1) между государствами;

2) между государствами и нациями, борющимися за независимость.

Международно-правовые нормы направлены прежде всего на регламентацию отношений между основными субъектами международных отношений - государствами.

Отношений между государствами и народами, борющимися за независимость, представляют собой по сути как бы «предгосударства» и отношения с ними - это отношения с будущими государствами, если, конечно, такие государства будут созданы.

Однако международное право регулирует и отношения немежгосударственного характера - т.е. отношения, в которых государство является лишь одним из участников либо вообще не участвует.

Международными немежгосударственными являются отношения:

1) между государствами и международными организациями, а также государствоподобными образованиями;

2) между международными организациями;

3) между государствами, международными организациями, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой;

4) между физическими и юридическими лицами.

Метод правового регулирования - это способ воздействия отрасли на предмет ее регулирования. В международном праве применяются как императивные, так и диспозитивные методы.

Международное право использует следующие методы: Исторический; Формально-логический; Сравнительный; Функциональный; Системный

Общий метод функционирования охватывает пять особых методов:

1) политико-правовой метод - нормы международного права осуществляются субъектами с помощью политических средств;

2) морально-правовой метод - использование механизма действия морали для реализации норм международного права; главное здесь - в мобилизации нравственных средств во имя обеспечения добросовестного выполнения норм международного права;

3) идейно-правовой метод - воздействие на международные отношения через идеологию, упрочение позиций международно-правового сознания, разъяснение целей, принципов и норм, создание убежденности в необходимости их осуществления;

4) организационно-правовой метод - принятие организационных мер по реализации норм международного права как внутри государств, так и в международных отношениях;

5) специально-правовой метод - применение специфических правовых средств воздействия на международные отношения. Этот метод и является сутью международно-правового регулирования.

Функции международного права - это основные направления воздействия на международные отношения.

Международное право выполняет следующие функции:

Выделяют следующие функции:

1) стабилизирующая - ее значение состоит в том, что международно-правовые нормы призваны организовывать мировое сообщество, устанавливать определенный международный правопорядок, стремиться упрочить его, сделать более стабильным;

2) регулятивная - при ее выполнении устанавливается международный правопорядок и соответствующим образом регулируются общественные отношения;

3) охранительная - состоит в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений. При нарушении международных обязательств субъекты международных правоотношений вправе использовать меры ответственности и санкции, допускаемые международным правом;

4) информационно-воспитательная - состоит в передаче накопленного опыта рационального поведения государств, в просвещении относительно возможностей использования права, в воспитании в духе уважения к праву и охраняемым им интересам и ценностям.

1. Понятие, предмет регулирования, функции, принципы и источники международного права.

2. Субъекты международного права. Правопреемство в международном праве.

1. Международное право можно определить как особую систему права - совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международного права и регулирующих отношения между государствами, народами, борющимися за свою независимость, международными организациями, государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.

Как и любая правовая система, международное право имеет свой предмет регулирования. Отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования, можно разделить на межгосударственные и немежгосударственные.

Межгосударственные - отношения между государствами, между государствами и нациями, борющимися за независимость. Международно-правовые нормы направлены, прежде всего, на регламентацию отношений между основными субъектами международных отношений - государствами.

Международное право регулирует и отношения немежгосу­дарственного характера - т.е. отношения, в которых государ­ство является лишь одним из участников либо вообще не уча­ствует. Отношения между государствами и международными организациями, между международными организациями, между государствами, международными организациями, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, а также между физическими и юридическими лицами.

Под функциями международного права понимают основные направления воздействия международного права на отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования. Собственно юридическими функциями международного права можно считать стабилизирующую, регулятивную и охра­нительную.

Стабилизирующая функция состоит в том, что междуна­родно-правовые нормы призваны организовывать мировое сооб­щество, устанавливать определенный международный правопо­рядок и стабилизировать его.

Важнейшей из функций международного права является регулятивная. Устанавливая международный правопорядок и соответствующим образом регулируя общественные отношения, международно-правовые нормы наделяют участников междуна­родных отношений определенными правами и обязанностями.

Охранительная функция состоит в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений. При нарушении меж­дународных обязательств субъекты международных правоотно­шений вправе применить меры ответственности и санкции, пре­дусмотренные международным правом.

Основные принципы международного права:

1. Принцип суверенного равенства государств и уважения прав, присущих суверенитету. Согласно этому принципу, все государства в международных отношениях пользуются суверенным равенством, имеют равные права и обязанности и являются равноправными членами мирового сообщества. Понятие равенства означает, что все государства юридически равны и должны уважать правосубъектность других участников международных отношений. Все государства пользуются правами, присущими полному суверенитету. Они вправе самостоятельно решать вопросы об участии в международных конференциях, организациях и международных договорах. Принцип суверенного равенства означает, что территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны, а государственные границы могут меняться лишь на основании договоренности и в соответствии с нормами международного права.

2. В соответствии с принципом неприменения силы или угрозы силой все государства в международных отношениях обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости других государств.

Угроза силой не должна применяться в качестве средства урегулирования споров между государствами. Агрессивные войны объявляются преступлениями против мира и человечества и влекут ответственность по международному праву. Территория государства не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой, не признаются международным правом законными.

3. Согласно принципу мирного разрешения международных споров, государства обязаны решать свои международные споры с другими государствами мирными средствами и таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Споры могут разрешаться путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к международным организациям или иными средствами по выбору государств. Если стороны не разрешат спор одним из вышеуказанных средств, они должны стремиться к урегулированию разногласий другими мирными средствами.

4. На основе принципа невмешательства во внутренние дела государств каждое государство имеет право самостоятельно выбирать свою политическую, экономическую, социальную или культурную систему без вмешательства со стороны других государств. В этой связи государства не имеют права прямо или косвенно вмешиваться во внутренние или внешние дела другого государства; не должны поощрять подрывную деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также не должны вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве, воздерживаться от оказания помощи террористической или подрывной деятельности.

5. Принцип территориальной целостности государств предполагает, что государства должны уважать территориальную целостность друг друга. Государства обязаны также воздерживаться от превращения территории друг друга в объект оккупации или мер применения силы в нарушение международного права. Никакая оккупация или приобретение территории, таким образом, не признаются законными.

6. В соответствии с принципом нерушимости границ государства рассматривают как нерушимые все границы друг друга и должны воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват части или всей территории другого государства.

7. Одним из фундаментальных принципов международного права является принцип уважения прав человека, которые рассматриваются как составная часть всеобъемлющей системы международной безопасности. Государства обязаны уважать права человека и основные свободы без различия расы, пола, языка или религии. Уважение прав человека является существенным фактором мира, справедливости и демократии, необходимым для дружественных отношений и сотрудничества.

8. Принцип права на самоопределение народов и наций означает, что все народы вправе свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и свое экономическое, социальное и культурное развитие. Государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы права на самоопределение. Однако государства не должны поощрять действия, ведущие к расчленению или к нарушению территориальной целостности или политического единства тех государств, которые имеют правительства, представляющие весь народ без различия расы, вероисповедания или цвета кожи.

9. Принцип сотрудничества между государствами. Государства должны сотрудничать друг с другом. Развивая сотрудничество, государства должны содействовать взаимопониманию и доверию, дружественным отношениям между собой, повышать благосостояние народов.

Нормы международного права - это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений государств или иных субъектов.

В сфере международных отношений отсутствуют специаль­ные нормотворческие органы. Нормы международного права создаются самими субъектами, прежде всего, государствами. Процесс создания норм международного права представляет собой согласование позиций государств, включающее две стадии: 1) достижение согласия относительно содержания правила поведения; 2) взаимообусловленное волеизъявление государств относительно признания правила поведения обязательным.

Нормы международного права зафиксированы в виде опре­деленных правовых источников. Источником международного права принято считать форму выражения и закрепления меж­дународно-правовой нормы.

В настоящее время в практике международного общения выработаны четыре формы источников международного права: международный договор, международно-правовой обычай, акты международных конференций и совещаний, резолюции международных организаций.

2. Особенности международного права как особой системы права предопределяют специфику международной правосубъектности и в конечном итоге качественные характеристики субъектов международного права. Важнейшим признаком субъекта меж­дународного права является его право совершать самостоятель­ные международные действия, включая создание согласованных международно-правовых норм.

Международную правосубъектность можно определить как юридическую способность лица быть субъектом международного права. Международная правосубъектность по своему происхождению подразделяется на фактическую и юридическую. Соответственно существуют две категории субъектов международного права: первичные (суверенные) и производные (несуверенные).

Первичные субъекты международного права - государства и борющиеся нации - в силу присущего им государственного или национального суверенитета признаются носителями меж­дународно-правовых прав и обязанностей. Суверенитет (госу­дарственный или национальный) делает их независимыми от других субъектов международного права и предопределяет воз­можность самостоятельного участия в международных отно­шениях.

Юридическим источником правосубъектности для несуве­ренных субъектов международного права служат их учредитель­ные документы. Такими документами для международных орга­низаций являются их уставы, принимаемые и утверждаемые субъектами международного права (прежде всего, первичными) в форме международного договора.

Государства являются основными субъектами международного права. Международная правосубъектность присуща государствам в силу самого факта их существования. Государства имеют аппарат власти и управления, обладают территорией, населением и, самое главное, суверенитетом.

Правосубъектность борющихся наций, как и правосубъект­ность государств, носит объективный характер, т.е. существует независимо от чьей-либо воли.

Отдельную группу субъектов международного права образуют международные организации. Речь идет о международных межправительственных организациях, т.е. организациях, созданных первичными субъектами международного права. Международные межправительственные организации не об­ладают суверенитетом, не имеют собственного населения, своей территории, иных атрибутов государства. Они создаются суве­ренными субъектами на договорной основе в соответствии с международным правом и наделяются определенной компетен­цией, зафиксированной в учредительных документах (прежде всего в уставе).

Международно-правовым статусом пользуются и некоторые политико-территориальные образования. К данной категории субъектов относятся Ватикан и Мальтийский орден поскольку больше всего походят на мини-государства и имеют почти все признаки государства.

С проблемой международной правосубъектности тесно связаны вопросы признания. Признание в международном праве представляет собой международно-правовое действие субъекта международного права, которым он констатирует наличие юри­дически значимого события, факта или поведения субъекта меж­дународного права. Посредством акта признания государство соглашается с соответствующими изменениями в международном правопорядке и в международной правосубъектности. Признание, в частности, констатирует выход на международную арену нового государства или правительства и направлено на установление между признающим и признаваемым государствами правоотношений, характер и объем которых зависит от вида и формы признания. Признание как юридический факт является базой для всех последующих отношений между субъектами международного права. Дипломатические и консульские отношения устанавливаются после признания.

Существуют две формы признания: признание де-юре и признание де-факто.

Признание де-факто - это признание официальное, но не­полное. Этой формой пользуются, когда хотят подготовить поч­ву для установления отношений между государствами либо когда государство считает признание де-юре преждевременным. Се­годня признание де-факто встречается достаточно редко.

Признание де-юре - признание полное и окончательное. Оно предполагает установление между субъектами международ­ного права международных отношений в полном объеме и сопровождается, как правило, заявлением об официальном при­знании и установлении дипломатических отношений.

Правопреемством государств принято называть переход с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязанностей от одного государства к другому. Помимо государств, субъектами право­преемства в международном праве являются международные организации.

Правопреемство государств означает смену одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории. При правопреемстве различают: государство-предшественник (государство, которое было сменено другим при правопреемстве) и государство-правопре­емник (государство, сменившее предшественника). Основаниями для возникновения вопроса о правопреемстве могут быть социальные революции, деколонизация, объединение или раз­деление государств, передача части территории другому госу­дарству.

Международное право можно определить как особую систему права - совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международного права и регулирующих отношения между государствами, народами, борющимися за свою независимость, международными организациями, государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.
Как и любая правовая система, международное право имеет свой предмет регулирования. Отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования, можно разделить на межгосударственные и немежгосударственные.
Межгосударственные - отношения между государствами, между государствами и нациями, борющимися за независимость. Международно-правовые нормы направлены, прежде всего, на регламентацию отношений между основными субъектами международных отношений - государствами.
Международное право регулирует и отношения немежгосударственного характера - т.е. отношения, в которых государство является лишь одним из участников либо вообще не участвует. Отношения между государствами и международными организациями, между международными организациями, между государствами, международными организациями, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, а также между физическими и юридическими лицами.

Международное право характеризуется универсальностью:

  • в субъектной сфере (все государства, независимо от количества населения, степени развития, размера территории обладают равными правами и обязанностями в международных правоотношениях, любая нация имеет право на самоопределение);
  • в пространственной (космическое пространство, дно Мирового океана является объектом регулирования международного права).

Международное право - антидискриминационное право, не признающее ни внутреннюю, ни внешнюю дискриминацию. Запрещается умаление прав человека по мотивам национальности, языка, пола, религии, принадлежности к социальной группе.
Геноцид (политика государства, направленная на уничтожение нации, народности, этнической группы), апартеид (узаконенное государством разделение и ограничение прав населения по расовому признаку) квалифицируются международным правом как преступление против человечества.
Демократическое содержание международного права проявляется в закреплении таких общечеловеческих ценностей, как справедливость, права человека, равенство больших и малых народов, невмешательство во внутренние дела государств, неприменение силы или угрозы силой.
Под функциями международного права понимают основные направления воздействия международного права на отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования. Собственно юридическими функциями международного права можно считать стабилизирующую, регулятивную и охранительную.
Стабилизирующая функция состоит в том, что международно-правовые нормы призваны организовывать мировое сообщество, устанавливать определенный международный правопорядок и стабилизировать его.
Важнейшей из функций международного права является регулятивная. Устанавливая международный правопорядок и соответствующим образом регулируя общественные отношения, международно-правовые нормы наделяют участников международных отношений определенными правами иобязанностями.
Охранительная функция состоит в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений. При нарушении международных обязательств субъекты международных правоотношений вправе применить меры ответственности и санкции, предусмотренные международным правом.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!