Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Методические приемы руководства за наблюдениями в природе. Как вести наблюдение за природой

Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и даёт им много радостных переживаний. У ребёнка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, мы воспитываем многие положительные качества личности, такие как жизнерадостность, чуткое отношение ко всему живому.

Наблюдение – основное средство познания природы. Оно даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Именно наблюдение помогает дошкольникам увидеть изменения, которые происходят с растениями в зависимости от условий внешней среды или созданных человеком. Наблюдение за расстояниями можно проводить с детьми, начиная с младшей группы, так как уже в этом возрасте они учатся устанавливать взаимосвязи в природе, замечают зависимость роста и развития растения от разных условий. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающих их мир. В задачи, которые я запланировала, входит научить их не только смотреть, но и видеть, какие изменения происходят в природе в течение года.

В результате наблюдения дети учатся анализировать и сопоставлять. Сопоставление имеет место лишь при условии, что образ, отражающий предыдущее состояние объекта, достаточно отчётлив, чтобы его можно было сравнить с особенностями объекта, имеющимися в данный момент. Учитывая, что процесс наблюдения растянут во времени (наблюдать можно один раз в неделю), образ предыдущего объекта в представлении ребёнка может оказаться нечётким, и это не позволит осуществить на должном уровне сопоставление и выявить характер произошедших изменений. В результате наблюдений необходимо фиксировать объект природы (рисовать или фотографировать).

В процессе сопоставления рисунков или фотографий у детей формируется представления о росте и развитии растений.

Чтобы увидеть изменения, происходящие с растениями, необходимо проводить наблюдения регулярно. Это одно из условий наблюдений. Важным также являются выбор объекта и содержание наблюдения. Объектом для нашего наблюдения я выбрала овощные культуры. Они быстро растут и набирают массу, и эти изменения хорошо видны детям. Первым овощем, за которым велись наблюдения, был лук, который легко прорастает в комнатных условиях.

Задача этого наблюдения состояла в том, чтобы показать детям влияние света, тепла, влаги и питательных веществ на рост овощей. Наблюдения проходили в 4 этапа.

  • 1 этап. Рассматривали луковицы вместе с детьми. Обратила внимание на то, что у луковицы верхняя часть узкая, а нижняя – широкая, которая называется донцем, на ней растут корешки, она должна быть в земле. Из верхней части растут зелёные перышки, она должна быть над землёй. Показывать детям, как правильно посадить луковицу в землю.
  • 2 этап. Посадка луковиц в землю. Каждый ребёнок брал одну луковицу и сажал её сам в землю. После этого я показывала детям, как полить луковицу водой. При этом объяснила детям, зачем мы полили растения (влага нужна, чтобы лук пророс)
  • 3 этап. На четвёртый день после посадки у луковиц появились маленькие зелёные пёрышки.
  • 4 этап. В процессе дальнейшего наблюдения дети заметили, что перышки лука подросли, стали длиннее на этом этапе необходимо подвести детей к тому, что для роста растений необходимы все условия: влага, свет, тепло.

Чтобы закрепить у детей понятие о том, что всем растениям для роста необходимы три условия: влага, свет и тепло, летом я проводила наблюдение за свеклой.

Задача данного эксперимента состоит в том, чтобы показать детям, что семя живое, из него вырастает новое растение. А так же показать влияние условий (тепло, свет, влага, воздух, питательные вещества) на рост и развитие растений.

  • 1 этап. Рассмотрели семена свеклы, которые намочили водой для проращивания. Через три дня посмотрели с детьми, что же произошло с семенами. Дети увидели маленькие ростки. Сделали вывод, что семечко живое.
  • 2 этап. Проросшие семена посадили в заранее подготовленную землю. После посадки хорошо полили.
  • 3 этап. Через неделю дети увидели, что в земле появились зелёные расточки. Мы вместе с детьми каждый день утром поливали их и наблюдали, что же дальше произойдёт.
  • 4 этап. Затем наблюдения проводились 1 раз в неделю, чтобы лучше были видны изменения в росте. Дети замечали, что у свеклы увеличились в размере листья. Каждый раз после наблюдения с детьми проводила беседу о том, что овощи так быстро растут потому, что они политы, земля взрыхленная, на улице тепло и светло.
  • 5 этап. Заключительный этап наблюдения. Это сравнения рисунков растений на разных этапах. В процессе наблюдений дети не только понимают взаимосвязь роста растений и природных условий, но и начинают более бережно относиться к растениям.

Аналогичную работу хочу продолжать и в будущем. В старших, подготовительных группах, провести циклические наблюдения в течение года. Так, например, наблюдать за изменениями, происходящими с рябиной в разные времена года (весной, летом, осенью, зимой) в зависимости от условий внешней среды. Весной обращать внимание детей на красоту соцветий рябины - сочетание зеленого и белого цвета. Летом следить за появлением маленьких зелёненьких ягод. А осенью необходимо обратить внимание детей на красоту осенней рябины, на яркость её наряда. Зимой обратить внимание на грозди ярко-красных ягод. Зимой дерево спит, ствол стал темнее, потому что прекратилось сокодвижение, на улице сильные морозы. Также можно провести цикл наблюдений за мать-и-мачехой в течение апреля и мая.

Таким образом, можно сказать, что при правильной организации наблюдение становится не только фактором умственного воспитания, но и нравственного: у ребёнка формируется отчетливые представления о закономерностях в росте и развитии растений, понимание взаимосвязи развития растения и факторов внешней среды, обеспечивающих его выживание. Полученные знания позволяют дошкольникам лучше понимать свойства живого организма, вырабатывать правильное отношение к растениям и животным, самостоятельно проектировать своё поведение по отношению к живому.

I. Словесные приемы:

2. Художественное слово.

4. Сравнение.

1. Сюрпризный момент.

2. Игровая ситуация.

3. Имитация.

5. Игровое упражнение.

1. Практические действия.

2. Практические задания.

Классификация и характеристика дидактических игр

Использование природоохранных акций и экологических праздников

В процессе воспитания детей

Экологическая акция - ряд конкретных действий, проводимых с целью
формирования экологической культуры, экологического сознания, мировоззрения
у детей и взрослых.

Акции представляют собой комплекс мероприятий, проводимых в достаточно длительный период (например, в течение месяца).

К мероприятиям акции привлекаются как взрослые, так и дети.

Акции, как правило, приурочены к определенным датам, например

В новогодние праздники проводится акция "Зеленая елочка - живая иголочка". Ее цель: показать бессмысленность вырубки елей. В акцию входит ряд мероприятий:

Цикл наблюдений за елью на участке.

Создание плакатов в защиту елей.

Новогодний утренник у искусственной елки.

Украшение живой ели на участке.

Наблюдение за выброшенными елками.

Цель экологических праздников - вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их содержание.

Праздники посвящаются временам года, уборке урожая, отдельным датам. Например: "Здравствуй, лето!", "День Рождения Земли", "Праздник зубной щетки", "Праздник Воды" и т.д.

Праздники готовятся на знакомом детям материале, но не чаще одного раза в 2 месяца.

Программа по ознакомлению с природой определяет объем сведений и представлений, которые получают дошкольники о животном мире. Эту информацию можно определить в три группы:

Внешний вид животного, его жизненные проявления

Среда обитания, характер приспособленности к условиям жизни

Приносимая польза.

При ознакомлении с животным миром особое внимание следует уделить отбору программного содержания, которое поможет расширить знания дошкольников, сформировать у них устойчивый интерес и внимательное, бережное отношение к животным.

В младшей группе нужно воспитывать интерес и бережное отношение к живым существа, желание помогать ухаживать за ними. Формировать элементарные навыки ухода за животными.

Ознакомление детей с животными и в целом с природой, осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).

Занятия проводятся во всех возрастных группах, в младшей - 2 занятия в месяц. Дополнительно к занятиям во всех группах проводятся целевые прогулки. Целевые прогулки проводятся, начиная со второй младшей группы (с выходом за пределы участка детского сада - к водоему, на луг и т.д. На них малышей знакомят с природными явлениями (гнездование грачей и т.д.)

Целенаправленная педагогическая работа проводится не только на занятиях. Для углубления интереса детей к миру животных воспитатель использует любые моменты, которые предоставляет повседневная жизнь.

Знания о животных дети получают разными методами: наглядными (через книгу и картинку, кинофильм); практическими (игровой метод, труд); словесными (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседы).

Особое значение в дошкольном детстве имеет непосредственное общение с природой - наблюдение. Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать.

Наблюдение - важнейший метод познания животного мира - характеризуется следующими особенностями:

Его можно организовать в обстановке, естественной для животного, где оно ведет себя свободно, непринужденно

Наблюдение позволяет отметить динамику жизни, развития и поведения животного, которое становиться объектом длительного изучения

Оно способствует непосредственному общению с животным.

Наблюдение за домашними животными с малышами должны быть не длительными. Особенно важно продумать организацию работы: посадить малышей так, чтобы всем был виден объект наблюдения; с самого начала сосредоточить внимание ребят, заинтересовать их; создать условия для животного, чтобы в его поведении проявились наиболее характерные особенности и повадки.

Малыши выражают свои переживания возгласами, жестами, смехом, часто повторяют звуки, издаваемые животными. Воспитатель должен спокойно реагировать на первые эмоциональные реакции детей, дать им возможность высказаться, а затем интересным вопросом, несложным заданием привлечь их к целенаправленному наблюдению.

Наблюдения в младшей группе должны прежде всего вызывать эмоционально-положительную реакцию ребенка, его интерес к животному, желание общаться с ним. На это нацеливаются первые вопросы и высказывания воспитателя: «Посмотрите, какой симпатичный котенок, пушистый, полосатый...», «Кто это? Щенок!». Возникновению первых эмоциональных реакций способствуют загадки, потешки, которые предшествуют началу непосредственного наблюдения. Например: «Мохнатенькая, усатенькая, молочко пьет, песенки поет».

Вопросы, задаваемые во время непосредственного наблюдения, должны направляться прежде всего на уточнение и обогащение представлений детей о внешнем виде животного (основные части тела, покров, цвет и величина) и его проявлениях (движение, питание, издаваемые звуки). Характер вопросов зависит от цели наблюдения, а последовательность часто определяется его ходом.

Детям младшего дошкольного возраста целесообразно предлагать конкретные, четко и коротко сформулированные вопросы, которые уточнят их представления о названии животного (кто это?), его проявлениях (что делает?) и внешнем виде (какое оно?), учитывая особенности возраста, иногда целесообразно задавать наводящие вопросы, в которых есть варианты ответа. Например: «Уши у кролика длинные или короткие?». Воспитатель старается связать новое с тем, что уже дети знают: «Расскажите о своей кошке», «А кто еще видел кроликов?».

Малыши быстро утомляются, поэтому педагогу не следует затягивать наблюдение длинными объяснениями. Воспитатель должен обобщать высказывания детей короткой, образной фразой: «Кролик белый, пушистый, длинноухий, прыгает ловко, любит морковку».

В связи с тем, что занятия, проводимые с детьми младшего дошкольного возраста, коротки, а живой объект вызывает у них обычно большой интерес и эмоциональную активность, при проведении наблюдения не нужно увлекаться использованием таких средств, как художественная литература и иллюстративный материал. Внимание в процессе наблюдения должно быть сосредоточено на животном, поэтому использовать указанные средства можно лишь в начале или в конце занятия.

Так, стало традиционным начинать занятие с загадки, небольшого стихотворения об этом животном, а заканчивать показом картинок с изображением животного с детенышами или его жилища, место обитания. Дети могут придумать животному кличку, послушать про него песенку или спеть ее вместе с воспитателем. Это придает занятию завершенность и вместе с тем нацеливает на продолжение разговора о наблюдаемом животном.

Среди приемов ознакомления детей с животными большое значение имеют рассказы педагога. Особая ценность рассказов в том, что они дополняют и конкретизируют имеющиеся у дошкольников представления. Их можно использовать в любой момент наблюдения, прогулки или экскурсии.

К рассказу предъявляют следующие требования:

Материал необходимо излагать доступно;

В рассказ целесообразно включать наиболее интересные сведения о жизни животного, его повадках, приспособленности к условиям жизни.

Речь педагога должна быть эмоциональной. Заинтересованность взрослого содержанием рассказа вызовет интерес и у детей.

Рассказ воспитателя о пользе, приносимой домашними животными, обычно является частью занятия по ознакомлению с ними. Так, дети младшей группы получают очень простые представления о полезности некоторых млекопитающих: корова дает молоко, овца -шерсть, собака стережет дом. Такое занятие проводится с использованием иллюстративного материала. Постепенно, группа к группе, знания углубляются и расширяются.

Интересной формой работы с детьми может быть составление рассказов по картинкам, соединенным в виде ширмы. На них изображены животные в естественных условиях обитания. Малыши с помощью воспитателя называют животное, рассказывают, где оно живет («Это зайка, он живет в лесу»).

Наряду с наблюдениями и рассказами для расширения представлений о животных используют разнообразные игры: дидактические, подвижные и т.д.

При ознакомлении детей с животными используют дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Это такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Волки и овцы». Дети, подражая действиям, имитируя звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально-положительный настрой способствует углублению их интереса к животным.

Труд в природе имеет большое воспитательное значение. Дети помогают воспитателю в уходе за животными в уголке природы. Они получают индивидуальные поручения, состоящие из 1-2 трудовых операций. Труд этот кратковременный, но воспитатель поочередно привлекает к нему всех детей.


Приемы руководства наблюдениями в разных возрастных группах учреждения дошкольного образования

Этап Цель каждого этапа Приемы Руководство
Младшая группа Средняя группа Старшая группа
Подготовительный Вызвать интерес к объекту наблюдения Показ диафильма иллюстраций - Обращение к личному опыту - Обращение к личному опыту; - Краткая беседа, ориентирующая на новое
Начало наблюдения Сосредоточить и направить внимание детей на объект, вызвать интерес к объекту наблюдения - Сюрпризный момент; - Момент ожидания; - Рассматривание иллюстраций; - Чтение стихотворения - Привлечение детей к созданию обстановки; - Сюрпризный момент; - Чтение стихотворения; - Загадывание загадки; - Привлечение прошлого опыта детей; - Рассматривание иллюстраций - Прямая постановка познавательной задачи
Основная часть Формирование точного представления об объекте наблюдения: - восприятие объекта в целом; - рассматривание отдельных особенностей внешнего вида; - наблюдением за поведением - Вопросы конкретные, констатирующие (Что? Кто? Какой? Что делает?); - Включение обследовательских действий (потрогать, посмотреть, понюхать и т.д.); - Проговаривание новых слов; - Игровые приемы; - Имитация движений, звуков; - Трудовые поручения; - Приближения объекта к детям и установление своеобразных контактов с детьми (котенок хочет, чтобы...(имя ребенка) послушал, как он мяукает); - Выделение общевитальных признаков (ты смотришь глазками, а у котика есть глаза?) - Вопросы не только конкретные, но и проблемные, поисковые (Зачем? Почему?); - Включение обследовательских действий; - Сравнение 2-х непосредственно представленных объектов; - Показ способов ухода; - Привлечение детского опыта; - Поручения поискового характера - Вопросы проблемные, поисковые; - Вопросы-задания (наблюдайте за кроликом и скажите, почему он прыгает, а не ходит); - План ответа на вопрос; - Сравнение: один объект наглядно представлен, другой - на картине; один представлен наглядно, другой - по памяти; - Дидактические игры, упражнения, игры-поручения; - Практические занятия; - Рассказ воспитателя с использованием наглядного материала (картины, слайды, диафильмы)
Заключительная часть Подведение итога, закрепление полученных знаний, поддержание интереса к объекту наблюдения - Чтение стихотворения; - Исполнение песенки; - Игра; - Обобщающий рассказ воспитателя; - Поощрение всех детей - Обобщающий рассказ детей по вопросам воспитателя; - Составление детьми загадки-описания; - Чтение стихотворения; - Игра; - Обобщающий рассказ детей; - Составление загадок детьми; - Дидактическая игра; - Дифференцированная оценка

с "пятью помощниками" (на примере одного)

В средней группе даем детям знания, что про все, что происходит вокруг, дети узнают с помощью "пяти помощников", это глаза, уши, нос, язык, руки.

Например, о помощнике "Нос" дети должны знать: у каждого человека есть нос. Носы бывают разные: большие и маленькие, длинные и курносые. Все они одинаково красивые и хорошие "помощники". Носом дышат и различают запахи. Нос имеет ноздри и крылья. Нос надо держать в чистоте, чтобы хорошо дышать и чувствовать запахи.

Для того чтобы дать детям эти сведения, используем разнообразные методы и приемы:

Рассматривание модели "Нос";

Самонаблюдение с помощью зеркала;

Заполнение альбома "Про меня" (дети рисуют на портрете свой нос);

Взаимонаблюдения, в процессе которых убеждаются, что носы бывают разные;

Рассматривание фотографий, рисунков проводится с этой же целью;

Дидактические игры "Узнай по запаху", "Найди такой же по запаху";

Опыты: дышать, зажав нос; "понюхать" ртом;

Наблюдение в природе "Чем пахнет осень?";

Художественное слово (загадки про нос).

Методические приемы руководства за наблюдениями в природе

Наблюдение - основной метод познания природы. Приемы можно условно классифицировать на словесные, игровые и практические.

I. Словесные приемы:

1. Вопросы /активизируют мышление, речь, должны ставиться в соответствии с возрастом, в четкой последовательности, быть конкретными, задаваться всем детям/.

2. Художественное слово.

3. Словесное пояснение /объяснение/.

4. Сравнение.

II. Игровые приемы - делают наблюдение интересным, сосредотачивают внимание детей; закрепление.

1. Сюрпризный момент.

2. Игровая ситуация.

3. Имитация.

4. Приближение объекта к детям.

5. Игровое упражнение.

III. Практические приемы способствуют применению и закреплению полученных в ходе наблюдения знаний.

1. Практические действия.

2. Практические задания.

Экологическая тропинка /оборудование, подбор объектов/

Экотропинка - это специально проложенный маршрут по естественным ландшафтам с целью изучения природы. Бывает двух видов: 1) на территории земельного участка д/с; 2) за ее пределами /в природном ландшафте/.

Основным критерием выбора маршрута является как можно большее количество объектов, их разнообразие и доступность.

Составляется план экотропы на бумаге. В начале тропы таблица - стенд; на каждой остановке таблички с фотографиями объекта. Вместе с детьми воспитатель придумывает название каждой остановки ("Березовая роща", "фитоогород",...).

Необходимо составить паспорта тех объектов, которые есть на тропе и рекомендуем по использованию тропинки, выбрать "хозяина" тропинки, чтобы детям было интереснее общаться с природой. /Например, хозяин - лесовичок./

Экотропинка выполняет оздоровительную, познавательную, релаксационную функции.


Наблюдение - целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка.
Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения.
В процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными - характер движения, издаваемые звуки и т. д.
Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе используется более сложный ряд наблюдения - длительное наблюдение; дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.
Наблюдение может быть организовано и для того, чтобы по каким-то отдельным признакам определить состояние предмета (например, по цвету земли в цветочных горшках определить необходимость поливки, по поведению рыб в аквариуме - необходимость частичной смены воды) или восстановить картину целого (по следам на снегу определить, кто прошел или проехал, по цвету ягод - спелые они или нет). Этот вид наблюдения предполагает наличие у детей и некоторых знаний, умения анализировать явление, сопоставлять отдельные данные, делать несложные умозаключения.
Два последних вида наблюдения ввиду их сложности используют в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В ходе этих наблюдений развиваются сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения. Наблюдения организуются воспитателем при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д. В одних случаях воспитатель организует всех детей, в других - наблюдение проводится с небольшой группой или с одним ребенком. Это зависит от содержания наблюдения и тех задач, которые ставит перед собой воспитатель. Но во всех случаях необходимо, чтобы наблюдение проходило при высокой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное отношение к природе.
Подготовка к наблюдению.
Подготовка воспитателя к проведению наблюдения начинается с выбора объекта. Растение или животное, выбранное для наблюдения, должно быть в хорошем состоянии. Если наблюдение проводится в помещении (в уголке природы, на занятии), следует продумать его организацию: объект должен быть хорошо освещен (лучше, когда свет падает сбоку), расположен таким образом, чтобы к нему легко было подойти. Детей располагают поближе к наблюдаемому предмету, так, чтобы всем было хорошо видно, а при необходимости можно было бы и действовать с объектом наблюдения (покормить, погладить, поиграть). Для наблюдения на участке или в ближайшем природном окружении необходимо выбрать наиболее удобное место, расположить детей так, чтобы всем было удобно наблюдать.
Если наблюдается животное, необходимо создать такую обстановку, в которой животное вело бы себя свободно и естественно. Например, при наблюдении за кроликом для него сооружается достаточно просторный загончик, вокруг которого на стульчиках размещаются дети. На паркетный пол (или покрытый линолеумом) следует постелить циновку, половичок, иначе животное будет скользить при движении по гладкому полу.
Руководство наблюдением.
В начале наблюдения, особенно если оно проводится впервые, не стоит спешить с постановкой перед детьми вопроса или задания. Необходимо, чтобы они самостоятельно посмотрели объект 1-2 мин, удовлетворили естественно возникшее любопытство, составили первое впечатление о наблюдаемом. Воспитатель в процессе руководства наблюдениями использует разнообразные приемы (с учетом возраста детей): вопросы, загадки, обследование предмета, сравнение, игровые и трудовые действия. Он поясняет, рассказывает, помогая ребятам понять увиденное. Для того чтобы вызвать интерес, эмоциональное отношение к наблюдению, обеспечить эстетическое восприятие предметов, он в работе с малышами использует стихи, малые формы фольклора, а со старшими в заключение занятия еще и чтение отрывков из художественных произведений.
Наблюдение должно протекать в определенной последовательности. Руководя наблюдением детей за животным, воспитатель направляет внимание прежде всего на его поведение: «Что делает? Как передвигается? Что ест? Как?» И только в связи с каким-то действием рассматриваются внешние признаки животного: «Чем покрыто тело? Какие ноги - длинные или короткие? Какие глаза (форма, цвет)?»
Рассматривание растения начинается с обозначения и выделения самого яркого, броского признака - будет ли это цветок или ярко расцвеченные листья, а иногда и необычный стебель. После этого определяют основные особенности внешнего строения растения: рассматривают по порядку величину, форму стебля (или ствола), листья, вновь цветки и т. д. Такая последовательность необходима потому, что внимание дошкольников еще недостаточно устойчиво, во многом непроизвольно. Однако в конце следует упорядочить представления, сложившиеся в ходе наблюдения. Используя различные приемы для подачи задания, воспитатель приучает детей к последовательному рассказу о наблюдаемом: величина, форма предмета, покров, цвет, периферийные части и их особенности, а при наблюдении животного - и его поведение. Такой порядок необходим особенно тогда, когда дети знакомятся с новым объектом.
При повторных наблюдениях, когда задачей является установление состояния растения или животного (например, рассматривание дерева с расцвеченными листьями осенью или цветущего весной, наблюдение за поведением воробьев, купающихся в весенней луже), можно начинать с решения основной задачи. Во всех случаях воспитатель, организуя наблюдение, должен соблюдать последовательность в переходе от одной конкретной задачи наблюдения к другой, от фактов к связям, от накопления представлений к их сопоставлению, а затем к выводам. Каждое наблюдение решает небольшую, конкретную задачу ознакомления детей с природой. Поэтому, проводя наблюдение, воспитатель всегда должен устанавливать возможные связи настоящего наблюдения с проводимыми ранее, учитывать последующую работу.
Организуя длительное наблюдение объектов природы, воспитатель заранее разбивает его на ряд эпизодических наблюдений, которые проводятся тогда, когда изменения, скажем, в развитии животного выступят достаточно ярко. Воспитатель предлагает детям рассмотреть его, отметить признаки, сопоставить состояние его с тем, что наблюдали раньше, выделить новые признаки, свидетельствующие об изменении. Иногда дети сразу замечают, что изменилось в животных, но и в этом случае воспитатель обращается к сравнению, для того чтобы отмеченные изменения были ясны для всех. В заключительном наблюдении следует восстановить всю картину развития, наблюдаемую детьми. Этому поможет дневник наблюдения (он может быть разным: в виде рисунков, гербария, а в старших группах и как схематическое отражение изменений).
Пример
Наблюдение за развитием лягушки (с детьми подготовительной к школе группы)
Бурые травяные лягушки откладывают икру вскоре после того, как водоемы освободятся от льда и вода слегка прогреется. Комья лягушачьей икры плавают на поверхности воды. Сигналом того, что икрометание началось, является далеко раздающееся кваканье. В это время и следует провести целевую прогулку на водоем. Понаблюдав с детьми за поведением лягушек (обычно они во множестве собираются на водоеме), воспитатель специальным сачком отлавливает комочек икры. Транспортировать икру лучше в закрытой стеклянной банке. В уголке природы икру следует поместить в невысокую стеклянную банку с плавающими листьями растений или веточкой традесканции.
Рассматривая икринку, следует отметить цвет (более темный сверху и светлый снизу) и размер (с булавочную головку). Через 8-10 дней из икринок появятся головастики. К наблюдению за ними следует привлечь всех детей группы. Надо определить форму головастиков, отметить, как прикрепляется головастик к растению, обратить внимание на отсутствие рта (рот появится только через несколько дней). Детям можно дать задание- проследить, когда появится рот.
Следующее наблюдение целесообразно провести уже за плавающими головастиками. При этом можно заметить, что у них исчезли присоски. Дети увидят, как головастики челюстями скоблят поверхность листьев и стеблей растений. После этого устанавливают, что изменилось у головастика, как изменились его внешний вид, поведение.
Через 2-3 дня после наблюдения головастиков выпускают в водоем, так как дальнейшее содержание их в уголке природы довольно затруднительно - они требуют обильного корма. Последующие наблюдения проводятся во время целевых прогулок на водоем. Каждый раз воспитатель отлавливает 1-2 головастиков, помещает их в банку с водой с тем, чтобы можно было внимательно рассмотреть. Наблюдения проводят, когда у головастика исчезнут жабры (а сам он станет похож на шарик с хвостом), или когда появятся задние ножки, затем передние. Воспитатель обращает внимание детей на то, что при появлении ног у головастиков сильно уменьшается хвост. Интересно отловить маленького лягушонка с остатком хвоста и, пустив в небольшой тазик, рассмотреть.
При каждом наблюдении воспитатель вначале направляет внимание детей на определенное состояние животного и его поведение, а затем на сравнение с тем, каким его видели в прошлый раз. Вопросы предлагает того же характера, что и в первых наблюдениях. Полезно вести дневник наблюдения (в виде рисунков) и при каждом очередном наблюдении использовать рисунок предыдущего наблюдения для сравнения. В заключительном наблюдении детям предлагают вспомнить, каким был головастик, когда только появился из икринки, на что был похож, какие ноги (передние или задние) выросли первыми, когда головастик стал похож на лягушку. После каждого наблюдения отловленных животных следует выпускать в водоем.
Наблюдение с использованием раздаточного материала.
Организация такого наблюдения более сложная, чем наблюдение одного объекта. Здесь от воспитателя требуется умение распределить внимание, организовать действия всех детей, а они должны точно следовать указаниям воспитателя, слышать и слушать других, сравнивать и сопоставлять наблюдения других с собственными. Этот способ организации наблюдения имеет большое развивающее значение: все дети имеют возможность упражняться в разнообразных. обследовательских действиях, совершенствовать учебные умения, у них формируются более точные представления. По ходу наблюдения воспитатель задает детям вопросы, организует обследование предметов. Полученные представления сравниваются, и воспитатель подводит детей к умозаключению.
В качестве раздаточного материала могут быть использованы растения и их части: листья, плоды и семена, ветки, овощи и фрукты. Каждый ребенок, участвующий в наблюдении, получает набор материала на руки (такой же есть у воспитателя). Использование раздаточного материала в процессе наблюдения обеспечивает высокую активность всех детей.
Пример
Рассматривание листьев, плодов и семян деревьев и кустарников в период золотой осени (с детьми подготовительной к школе группы)
Цель. Упражнять детей в различении деревьев и кустарников по плодам (семенам) и листьям (3-4 дерева, 2 кустарника). Обобщать представления об осеннем расцвечивании деревьев и кустарников: у одних - листья только желтые (береза, липа), у других - красные и желтые (клен и др.). Закрепить умение сравнивать объекты по ярким признакам.
Организация наблюдения. К занятию необходимо подготовить таблицы с изображением знакомых детям деревьев (в зеленом наряде), конверты с листьями, коробочки с плодами и семенами для каждого из детей. На столе у воспитателя - коробки для листьев.
Ход наблюдения. Воспитатель предлагает детям вспомнить, какая была погода, когда они ходили на экскурсию, рассказать о красоте парка (леса), о том, какие деревья они там видели. Затем вывешивает поочередно на подставку таблицы с изображением знакомых деревьев и кустарников. В каждом случае просит детей назвать дерево (куст), найти в конверте и коробочке листья, плод, семена, показать и отложить в сторону.
Далее воспитатель предлагает положить листья рядом, определить, чем они отличаются друг от друга. То же можно проделать с плодами и семенами. Если кто-либо из детей затрудняется в сравнении, он напоминает об использовании приемов обследования, соответствующими вопросами побуждает детей вспомнить, какие листья были на деревьях летом: «Какого они цвета сейчас? Какого цвета листья разных деревьев?» В заключение предлагает детям разложить листья по коробочкам, стоящим у него на столе. Дети выполняют задание поочередно.
Младшие группы. Первые наблюдения проводятся с небольшим количеством детей. Основная задача воспитателя - сформировать у них элементарные навыки, необходимые при наблюдении: более или менее длительно сосредоточивать внимание на наблюдаемом предмете, отвечать на поставленные вопросы, выделять яркие признаки (2-3). Малышей привлекает яркое, движущееся, поэтому первые наблюдения с детьми этого возраста лучше проводить за животными. Их движения, питание, издаваемые звуки вызывают непроизвольный интерес у маленьких детей.
При первом ознакомлении внимание детей приковано к непосредственному рассматриванию животного. Поэтому, руководя наблюдением, воспитатель различными приемами побуждает животное к движению (например, кладет пищу на некотором расстоянии), привлекает детей к кормлению, останавливает их внимание на том, как животное ест (хрустит, держит еду лапами), называет действия словами. Дети вслед за воспитателем повторяют слова. При последующих наблюдениях воспитатель ставит вопрос о том или другом действии животного, побуждая детей к использованию известных им слов. Например, щегол клюет зерна, и воспитатель спрашивает: «Что делает птичка? Что она клюет?» и т. д. При этом важно, чтобы вопрос совпадал с действием животного. Так постепенно дети учатся принимать конкретную задачу наблюдения, заключенную в вопросе.
Наблюдения, проводимые с маленькими детьми, кратковременны. Однако для того чтобы удержать внимание детей, воспитатель дает некоторым из них поручения: насыпать зерно в кормушку или дать морковку, налить воду в поилку. Для того чтобы помочь выделить признаки животного, предлагает его погладить (если это возможно). Используются и игровые приемы: имитация движений, звуков, установление своеобразных контактов: «Птичка поет песенку для детей»; «Рыбка плывет к Коле, а теперь к Маше».
При коллективных повторных наблюдениях, для того чтобы вызвать у детей внимание и интерес, можно использовать своеобразные сюрпризные моменты: раздается стук в дверь, заходит... котенок; или: вносят корзину, покрытую тканью, ее снимают - в корзине кролик. В конце наблюдения можно прочитать стихи, спеть песенку. Требовать от малышей рассказа о наблюдаемом нецелесообразно.
В процессе наблюдений за погодой или другими объектами неживой природы, рассматривания растений воспитатель соединяет эти наблюдения с элементарными трудовыми действиями или игрой (рассматривают листья комнатных растений и обтирают их, перед посадкой рассматривают луковицу, обследуют влажность и сыпучесть песка во время игры с ним). Организуя наблюдения с малышами, целесообразно чаще использовать разнообразные обследовательские действиям подставить ладошку солнцу и ощутить тепло, понюхать цветок и т. д.
Пример. Наблюдение за щеглом (с детьми первой младшей группы)
Участвуют 14 детей (одна подгруппа). Воспитатель приносит клетку со щеглами. Дети радостно реагируют: «Птички! Ой, птички!» Педагог сообщает, как называются птицы (щеглы), предлагает покормить их, спрашивает, кто из детей хочет помочь. Все наперебой изъявляют желание: «Я хочу! Я!» Воспитатель показывает семена подсолнуха. «Что это?» - спрашивает у малышей. Дети называют: «Семечки». Затем он дает семечки одному ребенку и предлагает насыпать их в кормушку. Дети наблюдают за действиями ребенка, а затем с интересом смотрят, как щеглы клюют. Воспитатель объясняет: «Они клюют семечки. Клювом клюют. Покажите, как клюют». Дети имитируют движение, показанное воспитателем.
Далее он ставит в клетку ветку рябины. Предлагает посмотреть, что будут делать щеглы. Малыши с радостью отмечают: «Сели. На веточку сели». Воспитатель просит детей посмотреть, что делают щеглы. «Они ягоды кушают... Они носиком ягоды трогают», - отвечают дети. «Да, щегол ягодки клюет клювом». Но вот птица насытилась, вспорхнула, села на веточку. Девочка заметила, как щегол это сделал: «Он сел на палочку и лапки так положил». (Показывает.) «Лапками щегол держится за веточку», - уточняет воспитатель.
После наблюдения воспитатель ставит клетку на высокую подставку. «Пусть щеглы отдохнут», - говорит он и предлагает детям поиграть.
Средняя группа. Наблюдение чаще всего используется для ознакомления детей с новыми объектами, для расширения представлений о знакомых предметах и явлениях. Вместе с тем воспитатель организует с детьми длительные наблюдения за ростом и развитием растений, яркими сезонными изменениями в жизни природы. Вначале эти наблюдения ведутся за единичными объектами (например, расцвечивание листьев одного из деревьев осенью, рост фасоли, гороха, посаженных в уголке природы, и т. д.). Затем длительное наблюдение может быть проведено за совокупностью объектов. Например, в парке или саду весной наблюдения одновременно ведутся за распусканием листьев, цветением трав, погодой, птицами.
В ходе наблюдения за изменениями в природе дети средней группы учатся выделять в наблюдаемых предметах характерные признаки: размер, цвет, форму, части, пропорции, характер поверхности, численность. В результате наблюдение становится дифференцированным, а представления у детей, формируемые на основе наблюдения, более конкретными, точными. Воспитатель приучает детей следовать плану, который он предлагает в форме последовательной постановки вопросов и заданий.
Цель наблюдения часто связывается с трудом («Рассмотрим птичку и поучимся ухаживать за ней - она будет жить в нашем уголке природы») или изобразительной деятельностью. Но все чаще используются познавательные цели, например пойти в сад и посмотреть, какие деревья расцвели, рассмотреть, чтобы научиться их узнавать, и т. д.
Иногда воспитатель предлагает загадку, отгадку которой дети находят в процессе рассматривания предмета. Или сама загадка «предметная»: например, подумать, для какого животного приготовлен корм, затем проверить в ходе наблюдения правильность предположения.
Дети средней группы могут участвовать в создании обстановки, необходимой для наблюдения (подготовить корм, сделать для животного загончик), что повышает интерес к наблюдению.
Как и в младшей группе, в процессе наблюдения используются разнообразные обследовательские действия, игровые приемы, трудовые поручения. Некоторые из этих действий могут иметь поисковый характер. В наблюдениях с детьми средней группы воспитатель начинает использовать сравнение. Сравниваются два предмета (с одним из них дети уже знакомы). Для сравнения воспитатель последовательно выделяет признаки.
Пример. Наблюдение за щеглами.
По предложению воспитателя дети рассаживаются полукругом. На столе стоит клетка со щеглами, закрытая тканью. Воспитатель сообщает, что в уголке природы будут жить новые птички и дети должны будут за ними ухаживать. Затем снимает ткань с клетки и предлагает посмотреть на птиц. Дети внимательно и с интересом рассматривают птиц: «Красивые какие...» - шепотом начинают разговаривать друг с другом, затем громко обращаются к воспитателю: «Людмила Сергеевна, это щеглы? Правда?» Она подтверждает догадку ребят: «Да, это щеглы». - «Нарядные какие щеглы!» - восклицает ребенок.
Воспитатель предлагает посмотреть и сказать, как дети отличат щеглов от других птиц, если увидят их на прогулке. Дети отвечают: «Они маленькие, и перышки у них разноцветные - желтые, красные»; «И беленькие есть перышки... И черные...»; «А клюв у щегла маленький...» Педагог предлагает посмотреть, где у птицы красные перышки: «У клюва... Еще красные перья есть и на лбу. Спинка и бока у него коричневые».
Воспитатель напоминает о том, что щеглы будут находиться в живом уголке и ребята будут помогать ухаживать за ними: чистить клетку, поить, кормить птиц. Он показывает корм (обходит детей с коробочкой, в которой лежат семена репейника и конопли). Предлагает двум детям насыпать корм в кормушки, посмотреть, как щеглы будут его клевать.
В средней группе дети начинают наблюдать и самостоятельно. Следует поощрять их, помогать понять наблюдаемое явление, иногда посоветовать использовать тот или иной прием, привлекать также внимание других детей к наблюдению, побуждать к рассказам о результатах своего наблюдения сверстникам.
Старшая группа. В процессе наблюдений детей старшей группы знакомят с характерными и существенными признаками объектов. Проводятся и длительные наблюдения за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями природы. Воспитатель продолжает учить детей принимать задачу наблюдения, пользоваться известными им способами, следовать плану, самостоятельно делать несложные выводы и умозаключения. В наблюдаемых предметах и явлениях дети учатся выделять существенные признаки, значимые для той или иной деятельности или являющиеся общими признаками целой группы объектов, устанавливать связи и отношения предметов с окружающим. В наблюдениях за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями у детей формируется умение видеть закономерную последовательность фаз, стадий или состояний.
В руководстве наблюдениями воспитатель использует прямую постановку задач, в первую очередь познавательных. Вопросы, которыми он направляет восприятие детей, носят поисковый характер, требуют установить причину, провести сравнение.
В этом возрасте основные признаки предметов дети выделяют с помощью зрения. К разнообразным обследовательским действиям они прибегают лишь в случаях проверки суждения или при затруднениях. Приемы сравнения, используемые в наблюдении, становятся более разнообразными: наблюдаемый объект сравнивается с другим, изображенным на картине, или по представлению. Сравниваются не только отдельные предметы, но и природные явления (например, парк весной и зимой). Наряду с установлением различия воспитатель направляет внимание детей на общие для нескольких предметов признаки, особенно на те, в которых отражены существенные их стороны. Например, наблюдая за разными насекомыми, дети обнаруживают у каждого по 6 ножек. Дав задание к сравнению наблюдаемого, воспитатель предоставляет детям самостоятельность в определении признаков, по которым идет сравнение, оказывая помощь лишь в случаях затруднения. Словесный отчет детей о результатах наблюдения должен быть максимально самостоятельным. Результаты наблюдения они отражают в рисунках, поделках.
Пример. Наблюдение за рыбками в аквариуме.
Цель. Уточнить, представления детей о внешнем виде рыб: тело покрыто чешуей, на теле - спинке, боках, брюшке и хвосте -- плавники; рыбы живут в воде. Учить отмечать особенности рыб разного вида, устанавливать различие (по величине, форме тела, цвету, поведению в аквариуме) и сходство (наличие общих частей тела, характер движения; тело покрыто чешуей, живут в воде).
Организация наблюдения. В аквариум в дополнение к прежним запускают новых рыбок. Все дети рассаживаются возле него.
Ход наблюдения. Воспитатель предлагает вспомнить, как называются рыбки, живущие в аквариуме, а также рассказать, как дети ухаживали за ними. Обращает внимание на то, что в аквариуме есть новые обитатели. «Какие они?» - спрашивает педагог. Если дети затрудняются ответить, задает дополнительные вопросы: «Большие рыбки или маленькие? Какого они цвета? Где у них плавники? Как рыбки плавают?» После этого сообщает названия новых рыб, предлагает ребятам сравнивать их с теми, которые жили раньше, установить различие и сходство. Можно бросить корм и посмотреть, как берут его рыбки, как они плавают.
По мере надобности воспитатель задает дополнительные вопросы. Спрашивает, каких рыб еще знают дети, где живут рыбы. Соответствующими вопросами подводит их к выделению существенных признаков рыб и обобщению. Затем сообщает правила ухода за новыми рыбками. В конце занятия дает задание понаблюдать, как рыбки берут корм, сколько съедают, могут ли жить дружно со старыми рыбками.
В работе с детьми шестого года жизни длительные наблюдения становятся более дифференцированными: воспитатель привлекает внимание к менее ярким изменениям в природе. Например, наблюдая за ростом гороха, дети отмечают появление ростка, затем листьев, увеличение их количества, появление усов, бутонов, цветков. Результаты этих наблюдений они отражают в календарях природы, в дневниках наблюдения.
Подготовительная к школе группа. Особенность руководства наблюдениями в этой группе заключается в создании условий для проявления детьми большей самостоятельности. Основное содержание наблюдений - установление разнообразных связей и отношений между явлениями природы. Дети сами выделяют признаки для сравнения наблюдаемых объектов. Их внимание следует направить на определение сходных признаков, общих для целой группы предметов. При сравнении дети используют и те представления, которые имеются в их опыте (сравнивают по памяти).
Часть заданий для длительных наблюдений воспитатель дает заранее, затем изредка напоминает о них. При кратковременных наблюдениях он использует вопросы-задания (например: «Чем отличается новая птичка от той, что жила у нас раньше? Одинаково ли расцвечены деревья и кустарники нашего участка?» и др.). Дополнительные вопросы ставятся только тогда, когда дети в чем-либо затрудняются. По этой же причине используются и обследовательские действия.
В своих наблюдениях дети подготовительной группы могут использовать несложные приспособления, а иногда и приборы - термометр, флюгер, лупы, рейки и т. д.
Пример. Рассматривание аквариума с рыбками.
Цель. Уточнить представления детей о внешнем виде рыб (тело продолговатое, покрыто чешуей, есть плавники и хвост, с их помощью рыбки плавают). Уточнить знания о том, что рыбы живут в воде. Установить связь между формой, частями тела и характером движения. Сообщить, что рыбы живут в реках, озерах, прудах, морях. Дать представление о том, что в аквариуме все сделано так, чтобы рыбы могли жить в нем, как на воле (на дне песок, камешки, растут растения, налита вода). Сформировать понятие «рыбы» (это животные, тело их покрыто чешуей, есть плавники, живут в воде, дышат жабрами). Учить сравнению по памяти. Оживить интерес к аквариуму.
Организация наблюдения. Дети сидят перед аквариумом. Аквариум расположен так, чтобы свет на него падал со стороны детей. Воспитатель заранее подготавливает цветную бумагу и чешую промысловых рыб. Вначале аквариум загорожен ширмочкой.
Ход наблюдения. Воспитатель предлагает назвать рыб, которые известны детям. Затем задает вопрос: «Что же одинакового у всех рыб?» или: «Почему всех их называют одним словом - «рыбы»?» При затруднении задает вопросы: «Где живут? Как передвигаются? Чем покрыто тело?»
Открывает аквариум, спрашивает, какие рыбки живут в аквариуме. Обращает внимание детей на жаберные крышки у рыб - под ними жабры, которыми рыба дышит. Задает вопросы: «На что похож наш аквариум? Что на дне? Что в нем растет? Что налито? Кто еще, кроме рыб, живет в аквариуме?»
В беседе надо подвести детей к выводу, что аквариум как озеро или пруд, в нем все как в настоящем большом водоеме, в котором рыбы живут на свободе.
Можно спросить, кто еще живет в наших прудах, озерах; какие рыбы или другие животные. Вызвав таким образом интерес к новому объекту наблюдения, договориться об экскурсии на пруд или озеро.
Рассматривание картин, демонстрация кинофильмов и диафильмов.
К группе наглядных методов относятся рассматривание картин, демонстрация диапозитивов и кинофильмов. Использование этих методов помогает решать разнообразные задачи: уточнять и конкретизировать представления детей, систематизировать и обобщать их, формировать эстетическое восприятие.
Рассматривание картин. Картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. Кроме того, многие явления недоступны для непосредственных наблюдений; например, с дикими зверями, животными южных и северных стран детей можно чаще всего познакомить лишь через картины.
При ознакомлении детей с природой используются дидактические сюжетные, предметные, а также художественные картины.
Дидактические сюжетные и предметные картины специально созданы как наглядные пособия для обучения детей. К таким картинам относятся серии «Четыре времени года», «Домашние животные», «Дикие звери», «Травянистые растения» и др. Они используются с различными дидактическими целями.
Предметные картины в младших группах используют для уточнения и конкретизации представлений, их закрепления. Так, после наблюдения за кошкой с котятами проводится рассматривание соответствующей картины. Воспитатель учит детей узнавать кошку с котятами на картине, видеть и называть некоторые характерные признаки животных (величину, цвет шерсти), части тела (глаза, уши, хвост, лапы), некоторые действия (спит, играет, лакает молоко и т.д.). Организуя рассматривание сюжетной картины, воспитатель использует детский опыт, близкий содержанию картины, задает, например, такие вопросы: «Кто нарисован на картине? Какого цвета шерстка у кошки? У котят? Какого цвета шерстка у кошки, которая живет в вашем доме? Чем заняты котята? Что делает серый котенок? Что делает котенок, который лежит возле кошки? Слышали ли вы, как ходят котята? Почему они ходят тихо, неслышно?»
В средней группе рассматривание картин направлено на расширение знаний ребят. Это даёт возможность вывести их за пределы непосредственного опыта, Рассматривание картин используют также для систематизации и обобщения знаний детей, в беседах, рассказах о природе.
В старших группах предметные картины используют и для формирования понятий. К занятию подбирают серию картин, организуют рассматривание и анализ каждой картины. Затем проводят сравнение серии картин по выделенному существенному признаку, направляя внимание на выделение общего и существенного в явлении. Например, для формирования понятия «осень» в подготовительной к школе группе следует отобрать 3 картины с изображением осенних явлений природы в разные периоды осени. Рассмотрев с детьми каждую картину, воспитатель обращает внимание на последовательное изменение погоды: «Расскажите, как менялась погода от начала к концу осени». Затем подводит детей к пониманию зависимости изменений в жизни растений от изменения погодных условий: «Что происходило с растениями от начала осени к ее концу? Почему произошли эти изменения?» Предлагает сравнить состояние растений, изображенных на картинах.
Далее, обращая внимание детей на изменения в жизни животных, педагог направляет их к установлению новых связей: «В какое время осени было больше насекомых? Почему? Когда улетают перелетные птицы? Почему они улетают?» И т. д.
В работе детского сада широко используются художественные картины: «Золотая осень», «Сирень» И. Левитана; «Грачи прилетели» А. Саврасова; «Зеленый шум» А. Рылова; «Маки» П. Кончаловского; «Березовая роща» А. Куинджи; «Зима» И. Шишкина; «Лес зимой» Л. Бродской; «Домашние животные» А. Пластова. В старшем дошкольном возрасте могут быть использованы для рассматривания, кроме пейзажных картин, и натюрморты.
Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть ее красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности, использованные художником.
К восприятию натюрморта и пейзажной картины детей подводят постепенно, создавая возможность для накопления у них эмоциональных переживаний, связанных с непосредственным восприятием окружающей природы. Рассматривая их, воспитатель учит детей выделять цвет и оттенки цвета наблюдаемых предметов, форму, расположение в пространстве.
Рассматривая художественную картину с детьми, воспитатель задает вопросы, помогая осмыслить образ, почувствовать настроение, переданное художником: «Что хотел рассказать художник в этой картине? Что красивого в природе заметил художник? Как художнику удалось показать грустный осенний лес?» И т. д. Обучая детей выделять главное в картине, предлагает придумать название к ней.
Рассматривание художественной картины может сопровождаться слушанием музыки или поэтических произведений. Это помогает лучше почувствовать ее настроение. Иногда полезно рассмотреть натюрморт, пейзаж перед наблюдением в природе. Это создает установку на эстетическое ее восприятие. В работе по ознакомлению детей с природой используется также книжная графика (иллюстрации Е. Чарушина, Е. Бианки, Ю. Васнецова, А. Костровой, Г. Никольского, А. Келейникова, Н. Басмановой, Я. Ярбусовой и др.).
В зависимости от целей рассматривание иллюстраций в книгах проводится по-разному: иногда полезно рассмотреть их до чтения, для того чтобы создать у детей зрительный образ тех предметов, явлений или событий, о которых идет речь; в других случаях достаточно беглого просмотра иллюстраций по ходу чтения книги. Иллюстрации рассматриваются и в процессе беседы о прочитанном.
Учебный экран. При ознакомлении детей с природой в детском саду используют диапозитивы, диафильмы, кинофильмы и телефильмы. С их помощью воспитатель формирует у детей представления о динамике явлений природы - росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.
Кинофильмы вызывают у детей особое эмоциональное отношение, интерес, а это способствует более успешному усвоению знаний. Наиболее эффективными видами учебного кино являются сюжетные («Откуда стол пришел», «Про слонов») и очерковые кинофильмы («Кружка молока», «Рассказ колоска»). Диапозитивы и диафильмы («Растения в разные времена года», «Охрана природы», «Лес и его обитатели», «Домашние животные в разное время года», «Животные - обитатели суши и водоемов» и др.) по статичности изображения приближаются к дидактическим картинам. Но они так же, как картины, дают возможность показать- явления более крупным планом, что помогает сосредоточить внимание детей на изображении длительное время, а серии кадров позволяют показать изменение и развитие явлений. Используются они во всех возрастных группах для первоначального формирования представлений о тех или иных явлениях природы, а также для их конкретизации, расширения и обобщения.
Сюжетные диа- и кинофильмы, телефильмы вызывают у детей особый интерес в связи с занимательностью сюжета. Это способствует активному восприятию знаний, вызывает особое отношение к событиям на экране. Сюжетные диа- и кинофильмы, телефильмы используют с разными целями: для конкретизации знаний, выделения более существенных черт, характеризующих то или иное явление, расширения знаний, формирования бережного отношения к природе.
К просмотру фильма детей необходимо заранее готовить. Для этого проводят беседы, экскурсии, организуют чтение книг, связанных с содержанием фильма. Непосредственно перед показом с детьми проводят установочную беседу, им дают задание, на что обратить внимание при просмотре фильма. После первого просмотра проводят беседу, направленную на выделение наиболее важных по содержанию моментов.
После второго просмотра необходимо проконтролировать, как дети усвоили содержание фильма. С этой целью проводят проверочные беседы, рисование на тему просмотренного фильма. Проведенная таким образом работа позволяет систематизировать и обобщать знания детей.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста лучше использовать неозвученные фильмы, сопровождая их словом воспитателя. Вначале используют диапозитивы и диафильмы. Их просмотр лучше организовать в замедленном темпе, вернуться к некоторым кадрам, показать выборочно те, которые наиболее важны. Беседы после просмотра фильма с малышами проводить не следует.
Просмотр диапозитивов, диафильмов подготавливает детей к восприятию озвученных кинофильмов. К их просмотру можно переходить в средней группе. Так же как в младшей группе, просмотр сопровождается словом воспитателя. Озвученные фильмы подбираются короткие. Перед просмотром воспитатель проводит подготовительную работу: организует наблюдения, экскурсии, связанные с содержанием фильма, читает детям книгу.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста используются все виды фильмов, но основное место занимают озвученные фильмы. Так же как в средней группе, детей готовят к их восприятию: непосредственно перед просмотром проводят короткую вступительную беседу, привлекая внимание к основной идее фильма, его содержанию. В ходе беседы задают вопросы, ответы на которые предлагают найти в фильме.
После просмотра проводится беседа, цель которой - выделить наиболее значимые по содержанию и воспитательному воздействию фрагменты. Поскольку после первого просмотра, как правило, многие важные моменты не воспринимаются детьми, организуется повторный просмотр, также с предварительной беседой.
Далее необходимо продолжать работу по освоению содержания фильма, используя пересказы его, рисование, рассказы о наиболее ярких эпизодах. В заключение проводится итоговая беседа. Важно помнить, что просмотр кинофильмов должен входить в систему методов ознакомления детей с природой, а не организовываться от случая к случаю.

Сост. Л.А.Каменева, "Как знакомить дошкольников с природой", М., 1983.

Привет всем постоянным и новым читателям блога Татьяны Сухих! Одним из самых действенных методов развития речи, наблюдательности, понимания окружающего мира является визуальное активное изучение разных составляющих природы. Пристально всматриваясь во все, что нас окружает, ребенок постигает законы вселенной, ни больше, ни меньше. Наблюдение за природой – обязательное занятие с детками во время прогулки.

По картинкам и компьютеру невозможно понять наш мир, на словах тоже не вложишь в голову ребенку знания о природе, живой и неживой. Только личные активные наблюдения с комментариями взрослых и собственные исследования малыша помогут ему постичь кое что о нашем мире.

В детском саду мы целенаправленно соответственно плану развиваем у детей умение видеть и осознавать окружающее. Я делаю специальную картотеку наблюдений, о которой расскажу ниже. Родителям же, которые хотят дать своему ребенку максимум в эмоциональном плане, советую не пренебрегать возможностями обычного созерцания облаков, листопада, поникшей осенней травки…

Чуткое отношение к человеку формируется через тонкое понимание, ощущение ценности природы – от цветка на клумбе до домашнего питомца. Поймите, что главная задача родителей – вырастить не только физически, но и психически здорового человека, а это значит – доброго, отзывчивого, чуткого к красоте природы, к страданиям людей, способного сопереживать живому и любоваться красотой нашего мира.

Мы показываем ребенку – смотри, какой листик красивый, а малыш учится «включать» свою чувствительность. Умение замечать красоту дано не каждому, но с малых лет можно воспитать восприимчивость к прекрасному.

Вы уже привыкли, что я всячески стараюсь оказать вам методическую поддержку в виде тематической литературы и других полезных товаров. Не отступлю от своей привычки и на этот раз.

Подбирая хорошую литературу, я, естественно, в первую очередь заглянула в «УчМаг»:

  • «Организация деятельности детей на прогулке » – хорошее пособие для воспитателей в старшей группе и для активных родителей;
  • Младшим школьникам пригодится «Дневник наблюдений за погодой » – дети научатся ориентироваться в погоде, времени, направлению ветра и т.п.;
  • «Календарь погоды » – набор дидактических карточек «Зима»;
  • Прогулочные карты по сезонам (112 штук) – подходят для детей в младшей группе, тема – осень.

«Лабиринт.ру», в свою очередь, подготовил очередную книгу Татьяны Зениной «Ознакомление детей раннего возраста с природой: занятия, наблюдения, досуг, развлечения » – прекрасное пособие для воспитания основ экологической культуры у малышей.

Как мы наблюдаем за природой с воспитанниками детского сада?

Осенью самое время созерцать, как меняется окружающий мир, готовясь с трудным холодным временам. Буквально на глазах все вокруг преображается. Еще вчера на березке во дворе были желтенькие листочки, а сегодня – уж стоит голый ствол…

Итак, как я уже говорила, у воспитателей заготовлена картотека наблюдений, которая помогает планировать занятия с детками. Например, в подготовительной группе можно провести наблюдение за … песком. Как это сделать?

Цель практического занятия на прогулке: познакомить ребят с песком как одним из компонентов неживой природы. Позже можно продолжить работу с песком и в группе.


Я предлагаю детям взять горсть сухого песочка и рассмотреть его. Мы видим, что это сыпучее вещество, которое состоит из крошечных песчинок. Можно взять кусок белой или черной бумаги, насыпать немного песка и предложить детям посмотреть на него через лупу.

Дети обычно с удовольствием проводят простейшие опыты, а разглядывание предметов через увеличительное стекло – увлекательное занятие. Мы можем рассмотреть, что каждая песчинка выглядит по-другому. Оказывается, что песок состоит из неодинаковых элементов, они все разных оттенков и формы.

Дошкольники ощущают себя исследователями, они получают колоссальные впечатления и приобретают опыт познания. Дети средней группы также заинтересуются лупой, ну а маленьким ребяткам достаточно продемонстрировать, как песок сыпется, что он может сохранять форму, если влажный.

Во время прогулки и разглядывания песка хорошо бы прочитать малышу тематический стишок или загадать загадку. Также нужно провести дидактическую словесную игру – пусть дети вспомнят, что можно сделать из песка. Так мы тренируемся составлять предложения на заданную тему.

Кроме того, мы обязательно играем в подвижную игру, которая тоже чему-то научит детей. Например, бегать, не толкаясь, ходить на цыпочках, быстро становиться в пару и т.п. Также полезно немного поработать на участке – убрать листву из павильона, подмести дорожки.

По такому же принципу мы наблюдаем за изменениями в природе, изучаем ветер, солнце, тучки.

Как разнообразить прогулки с ребенком?

Помните, в нашем детстве мы любили смотреть в калейдоскоп? Это такая типа подзорная труба, внутри которой особым образом установлены зеркальца и насыпаны разноцветные осколки стекла. Вращая трубу, осколки пересыпались, отражались в зеркалах и создавали красивые узоры.


Вот я нашла нечто подобное на «Али экспресс» – 3D калейдоскоп, который понравится детям всех возрастов. Подходящая вещь для приятного времяпрепровождения на прогулке. Я думаю, может пристроить такой калейдоскоп в нашем уголке природы? Тем более, что разрисована эта «подзорная труба» изображениями животных.

Собираясь гулять с ребенком, подумайте, за какими явлениями природы вы будете наблюдать сегодня. Вспомните что-то интересное о ветре, солнце, растениях и расскажите малышу. Приучайте его с раннего возраста к активным прогулкам, а не просто усаживайте его в песочницу и щелкайте семечки на лавочке.

Очень будет полезно во время общения на свежем воздухе делать заготовки для поделок и гербария. Маленькие дети будут в восторге, когда посмотрят, что можно сделать из природных материалов, которые они сами собрали на улице.

Цель : Выявить степень соблюдения детьми старшего дошкольного возраста правил поведения в природе в практике реального поведения.

Использование наблюдения в реальной обстановке позволит получить объективную и более достоверную информацию. Для фиксации данных предлагаем использовать следующую карту:

Карта наблюдения за соблюдением правил поведения в природе детей старшего дошкольного возраста на прогулке

Критерии для наблюдения Поведение детей
Поведение детей по отношению к растениям.
Поведение детей по отношению к животным.
Поведение детей по отношению к птицам.
Оставляют ли дети после себя на участке мусор (фантики, разовые носовые платки)
Каким образом реагируют на негативные поступки сверстников.
Как реагируют на замечания сверстников.
Как реагируют на замечания воспитателя
Проявляют ли самостоятельность в охране природы и уборке, благоустройстве участка детского сада.

Результаты выполнения детьми данных заданий позволит получить картину своеобразия и уровневых проявлений экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Оценку экологической воспитанности можно осуществить на основе обобщенного показателя , включающего наличие у детей:

проявлений гуманного отношения к животным и растениям: доброжелательности и интереса к ним, стремления осуществлять позитивное взаимодействие с живыми существами, оберегать живое и заботиться о нем;

экологических представлений о животных и растениях как живых существах, сложившихся в природе связях, ценности объектов природы и вытекающих из этого нормах отношения к ним;

практических умений, позволяющих ребенку осуществлять уход за животными и растениями, и проявлять гуманное отношение к ним в деятельности.

Обобщение полученных результатов диагностики

На основе обобщения материалов протоколов обследования детей, возможно, определить примерные уровни экологической воспитанности старших дошкольников старшего. Представим характеристики каждого из уровней, на содержание которых будет удобно ориентироваться педагогу.

Низкий уровень.

Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям, без выраженной положительной направленности. Отношение ситуативно, ребенок может проявлять то небрежность и даже агрессивность к объектам, то отдельные позитивные действия. При этом он действуют неосознанно, механически, подражательно, может присоединяться к неправильному поведению других. Характерно неприязненное и даже негативное отношение к непривлекательным живым существам.

По собственной инициативе не проявляют желания общаться с живыми существами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними. Не принимают подобные предложения взрослого.

Представления о природных объектах и их существенных свойствах поверхностные, часто неадекватные. Живыми считают неживые объекты, не относят растения к живому. Представления о нормах отношения к животным и растениям не дифференцированы. Дети понимают, что в целом нельзя наносить природным объектам вред, но не осознают, почему, мотивируя необходимость бережного отношения к ним боязнью наказания или долженствованием («так надо, по-другому нельзя»). Не выполняют правила в собственном поведении в природе.

Дети замечают яркие нарушения правил отношения к природе, не пресекают неправильное поведение, а присоединяются к нему.

Не владеют умениями осуществления ухода за живыми существами.

Средний уровень.

Дети проявляют в целом положительное отношение к природе избирательной направленности. Они бережно относятся, заботятся о конкретных живых объектах, которые имеют непосредственное отношение к ним, привлекательны для них. С удовольствием, по собственной инициативе общаются со знакомыми, приятными животными и растениями, проявляют интерес к проявлениям их жизни, состоянию. Во взаимодействии с такими живыми объектами, заботе о них появилась потребность.

К незнакомым или непривлекательным животным и растениям дети относятся настороженно, равнодушно, не замечают их нужды, не обращают внимания на состояние. По собственной инициативе не стремятся к взаимодействию с ними, неохотно принимают предложения взрослого о взаимодействии с подобными живыми объектами.

У детей сложились представления о живом, включающие существенные признаки наряду с несущественными. Дети относят к живому преимущественно животных, выделяя отдельные существенные признаки живого у конкретных животных и растений. Не способны к обобщению по существенным признакам.

Представления о нормах отношения к животным и растениям становятся более дифференцированными, дети выделяют отдельные правила взаимодействия с конкретными объектами, применяют их при уходе за ними. Не распространяют известные правила на круг объектов.

Дети замечают нарушения правил поведения в природе, мотивируют необходимость их соблюдения отдельными ценностями природных объектов – практической пользой, красотой, обеспечением собственной безопасности.

Характерно расхождение вербального и реального отношения к природе.

У дошкольников сформированы некоторые умения ухода за живыми существами, но дети действуют не всегда целесообразно. Их увлекает процесс ухода, дети не нацелены на результат. Трудовые действия не осмыслены до конца с учетом потребностей живого.

Высокий уровень.

Для детей характерна выраженная положительная направленность отношения к широкому кругу объектов, в их поведении не наблюдается негативных проявлений. Дошкольники с удовольствием, по собственной инициативе, общаются с живыми существами, наблюдают за проявлениями их жизни. Охотно откликаются на предложение взрослого помочь живому, самостоятельно видят ее необходимость. Испытывают удовольствие оттого, что помогли живому объекту. Сформирована потребность в деятельности с природными объектами.

У детей сформирован широкий круг представлений о природных объектах, представления о живом достаточно существенны. При характеристике животных и растений как живых выделяют ряд существенных признаков. Обобщают группу живых объектов.

Хорошо ориентируются в правилах поведения в природе. Знания о нормах отношения к природным объектам достаточно дифференцированы, дети обобщают правила отношения к кругу объектов и конкретно раскрывают к каждому объекту, имеют полные, точные представления о мерах предосторожности, понимают и аргументируют значимость их соблюдения.

Вербальное и реальное отношение к природе совпадает. Дети не нарушают норм поведения сами, но не требуют этого от других, не вступают в активную защиту живого. Недостаточная степень активности отношения к природе. Дети теряются в новых условиях, нестандартных ситуациях. Мотивом гуманного отношения к животным и растениям выступает понимание ценности жизни, признание разнообразия ценностей природы, проявление гуманных чувств к живому.

Качественно выполняют уход за живыми существами. В уходе нацелены на результат, понимают его направленность, действуют в основном разумно, но нет вариативности. Не достает инициативы и самостоятельности в осуществлении ухода за животными и растениями

Самый высокий уровень.

Дети гуманно относятся ко всем живым существам, в любых ситуациях, проявляя осознанность, активность и устойчивость отношения. Они отличаются готовностью и стремлением помогать природе, пожертвовать своим покоем ради хорошего состояния живого. Предпочитают деятельность в природе, с ее объектами другим, учитывают при ее осуществлении особенности животных и растений как живых существ. С удовольствием ухаживают за ними, понимая направленность ухода, качественно выполняют все компоненты трудового процесса, достигая важный для живого результат. Проявляют устойчивый интерес к природе. Для многих детей натуралистическая деятельность становится увлечением. Дети проявляют активную позицию: требовательны к себе и к другим, вступают в активную защиту живого, поправляют последствия негативного отношения, пытаются предупредить негативные поступки других. Животные и растения являются для детей субъектами, значимыми другими. Гуманное отношение к ним выступает как проявление нравственной экологической потребности. Дети признают многообразное значение природы для человека, но мотивом гуманного отношения к животным и растениям выступает признание самоценности живого, бескорыстие ребенка, понимание нравственного смысла позитивных поступков в природе.

Использование указанных заданий позволит определить, знание детьми старшего дошкольного возраста правил поведения в природе, их осознанность, умение обосновывать и оценивать поведение в природе, а так же способность следовать им в реальной практике поведения.

Планирование работы по ознакомлению дошкольников

с правилами поведения в природе

посредством художественной литературы

(старшая группа)

Художественное слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащает новыми понятиями и представлениями. Художественная форма реалистического изображения явлений действительности облегчает ребенку знакомство с окружающей его жизнью.

Методика работы с каждым художественным произведением предполагает 2 этапа:

Ознакомительный» этап

Цель : познакомить детей с содержанием художественного произведения, где обозначены нарушения правил поведения в природе.

Чтение произведения (выразительно, художественно, эмоционально).

Повторное чтение произведения и вовлечение детей в несложный анализ содержания, подводя их к осознанию причины нарушения правил, и возможности их избежать.

Беседа с детьми по содержанию, используя иллюстрации, имеющиеся в книге и подобранные специально. В содержание беседы вопросы структурированы следующим образом: Что произошло? Почему такое случилось? Как нужно было поступить? Что теперь делать? К кому можно обратиться за помощью?

Разучивание рифмованных правил или поэтических произведений.

Деятельностный» этап

Цель: закрепить знания детей о безопасном поведении в природе.

Сюжетное рисование (лепка, аппликация) по содержанию произведения.

Режиссерские игры.

Демонстрация содержания произведения с использованием наглядного материала (настольный, кукольный театр)

Инсценирование детьми произведения или отдельных его эпизодов.

Примерный план работы на год по ознакомлению детей 5-6 лет

с правилами безопасности

в природе посредством художественной литературы

Месяц Название произведения Цель работы Содержание работы
Сентябрь 1. «Хитрые ласки» Г.П. Шалаева 2. « Что нельзя купить» В. Орлова 3. «Наша планета» Я. Аким 4. «Сережа» Роман Сеф Цель: Сформировать представление детей о том, что красота природы бесценна, и ее надо беречь и охранять. Чтение пословиц и поговорок Игра «Откуда берется мусор» Вопросы беседы: 1.Почему нужно беречь и охранять природу? 2. Как человек может обидеть природу?
Октябрь 1. Загадки о ягодах и грибах 2.Сказка «На лесной тропинке» Т.А.Шорыгина 3. «Советы лесной мышки» Т. А. Шорыгина 4. «Не ешь незнакомые ягоды в лесу» Г.П. Шалаева Цель: знакомство с ядовитыми ягодами, грибами Отгадывание загадок Сюжетное рисование «Прогулка в лесу» Игра «Съедобный грибок положи в кузовок» Вопросы беседы: 1. Назовите ядовитые ягоды и грибы 2Почему нельзя собирать незнакомые грибы и ягоды.
Ноябрь «Наказание за незнание» М.А.Фисенко. 2. «Ландыш» Е.Серова Цель: познакомить детей с ядовитыми растениями, учить детей узнавать ядовитые растения. Чтение стихов Игра « Отыщи опасные растения» Игра «Ядовито или нет» Вопросы к беседе. Какие ядовитые растения ты знаешь?
Декабрь «Осколок стекла» Т.А. Шорыгина 2.« Пожар в лесу» М.А Фисенко Цель: закреплять знания о правилах поведения в лесу во время пожара Заучивание стихотворения «Пожар в лесу» Вопросы беседы: Почему происходят лесные пожары? Как вести себя во время пожара?
Январь Загадки о животных Загадки о насекомых Цель: объяснить детям, что иногда контакты с животными и насекомыми могут быть опасны Повторение правил поведения во время общения с животными и насекомыми. Игра « Отгадай какое это насекомое» Вопросы к беседе: 1.Каких насекомых вы знаете? 2. Где живут насекомые? 3.Почему животные могут быть опасны?
Февраль 1.Волшебные вороны» Т. А. Шорыгина 2. « Не ходи по льду водоема» Г.П.Шалаева, Н.В.Иванова 3. «Зима» М.А.Фисенко Цель: знакомство с правилами безопасности на льду водоема Чтение, Вопросы беседы: 1.Почему нельзя выходить на лед водоема весной и в начале зимы? 2. В каких местах лед может быть не прочным даже в сильные морозы? 3. Что нужно сделать, если лед затрещал под ногами?
Март Загадывание загадок «Гроза» А.Барто 3. «Гроза» В. Лифшиц 4. Пословицы, народные приметы. Цель: дать знания о правилах поведения при грозе Рассматривание репродукций картин: К.Е.Маковского «Дети бегущие от грозы» И.К.Айвазовского «Гроза» Вопросы к беседе. 1. В какое время года бывает гроза? 2. По каким признакам в природе можно догадаться, что будет гроза. 3. Знаете ли вы правила поведения во время грозы?
Апрель 1. Сказка «Добрая Ивушка» Т.А.Шорыгина 2.Как Стобед бросил бутылку, и что из этого вышло. Д. Орлова 3. « Не купайся в запрещенных местах» Г.П. Шалаева, Н.В.Иванова 4. «Не прыгай в воду в незнакомых местах» Г.П. Шалаева, Н.В.Иванова 5. «Как Владик с Катей ходили купаться» М.А.Фисенко Цель: знакомство с правилами поведения на воде Чтение Вопросы к беседе 1.Какие правила поведения на воде вы знаете? 2Почему нельзя купаться в незнакомом месте? 3. Чем опасны шалости на воде? Режиссерские игры
Май «Как неразлучные друзья в воде не тонули» А. Иванов Цель: закрепление знаний у детей о правилах безопасного поведения в природе Чтение Вопросы к беседе 1.Какие правила безопасного поведения в природе вы знаете? 2. Какие правила нарушали герои?
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!