Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Какие страны не входят в европейский союз. Какие страны входят в евросоюз

Как заработать на кризисе Еврозоны?

Всех приветствую с вами снова Олег Золоторев. Сегодня у нас на повестке дня весьма серьезный вопрос, так как мы рассмотрим одно с крупнейших международных объединений – Европейский Союз. Если точнее, то мы изучим историю создания этой организации, ее цель и методы. А также не забудем про страны Евросоюза - список на 2016-2017 год и посмотрим, кто может присоединиться или выйти из ЕС в ближайшее время. Это информация будет особо полезна трейдерам, ведь такое масштабные события всегда сильно бьют по финансовым рынкам.

Если ты неплохо понимаешь, о чем идет речь и как экономика и политика влияют на финансовые рынки, рекомендую начать зарабатывать на этом! Начать погружение в трейдинг лучше с проверенным брокером бинарных опционов, рекомендую зарегистрироваться сейчас>>> .

Чтобы успешно вести деятельность, необходимо быть в курсе всех актуальных событий мира экономики и финансов, для правильного прогнозирования ситуации на рынке. Что нужно знать о Евросоюзе, чтобы заработать - читай дальше!

Евросоюз: конфедерация, которая прикидывается простым объединением!

Говоря официальным языком, Европейский Союз (ЕС) – это надгосударственное объединение стран-участниц вокруг следующих принципов:

1. Общий вектор экономического развития.
2. Общие принципы и цели внутренней и внешней политики.
3. Социально-экономическое развитие всех регионов ЕС за счет ресурсов всех стран-участниц.

Иными словами, это союз, призванный объединить большую часть европейских стран в одно целое. Что необходимо для увеличения их конкретности в мировой политике и экономике. Это, кстати говоря, в полной мере соответствует формальному определению такого государственного построения, как «конфедерация».

И скорее всего так и было изначально задумано, и к этому все идет. Потому что уже сейчас надгосударственные органы ЕС управляют экономикой и политикой всех держав-участниц. Единственное чего формально не хватает- это общих войск. Но только формально, поскольку по факту все военные силы Евросоюза подчиняются НАТО.

Вот и выходит, что Европейский Союз – это конфедерация, прикидывающаяся межгосударственным объединением. Почему? Скорее всего, из-за неготовности европейцев отказаться от национальных государств. Но об этом мы поговорим немного позже.

Страны Евросоюза - список из 48 стран на 2017-2018 год!

Сейчас же давайте рассмотрим, какие державы входят в Евросоюз и какой в них уровень интеграции в данную конфедерацию.

Примечание. В таблице указаны участники на 1.01.2017. Но их число может измениться, поскольку есть несколько держав,которые должны быть интегрированы в этот союз и есть несколько, намеренных провести референдумы по выходу из ЕС. Следовательно, страны Евросоюза список на 2017-2018 год, может отличаться от представленных в таблице.

Таблица: список стран евросоюза и их столицы

Здесь стоит отметить, что хотя некоторые страны и являются членами Евросоюза, но они не полностью интегрированы в эту структуру. Например, Великобритания отказалась от замены своей национальной валюты (фунты) на общеевропейскую валюту (евро).Также существуют и противоположное исключение - французская национальная валюта (франк) хоть и была заменена на Евро внутри страны, но она осталась основной валютой для многих государств «сателлитов» Франции вне Евросоюза (Чад, Габон, Мали, Код д’Ивуар и прочие).

Иные исключения - это государства Шенгенской зоны, в нее включены некоторые державы, не являющиеся членами ЕС и наоборот.

4 этапа развития Европейского Союза!

Теперь же давайте рассмотрим, что такое Европейский Союз по существу. Для этого нам потребуется изучить историю создания данного объединения, которая состоит из 4 этапов экспансии ЕС и нынешнего времени.

Таможенный союз: как создавался+ список стран, входящих в ЕС!

Если не заглядывать слишком далеко, то все началось после окончания Второй Мировой Войны. Когда старая колониальная Европа окончательно «канула в лету» и мир поделился на два лагеря: Социалистический блок, во главе которого стоял СССР и «Запад» с лидирующими позициями США. Так вот, в это время один из лидеров запада - Уинстона Черчилль продекламировал в Цюрихском университете речь, которую впоследствии наименовали как «Трагедия Европы». В ней он призывал покончить с борьбой из-за «национальных распрей» и объединиться для создания «Соединенных Штатов Европы».Ключевыми моментами речи Черчилля были следующие тезисы:
1) осознание того, что европейцы хотят мира на долгие годы;
2) необходимость и желание восстановить промышленные и экономические потери;
3) создание биполярной системы миропорядка.

Слова Черчилля подействовали! И в мае 1948 года 16 европейских государств собрались на «Конгресс Европы» где были оговорены начальные шаги по объединению послевоенной Европы в одно целое.Также во время конгресса был учрежден Совет Европы.

Так вот, после учреждения совета и наброски будущих планов, 18 апреля 1951 года 6 государств сделали первый практический шаг в этом направлении. Они создали «European Coaland Steel Community» , основными целями которого было:
- создания единой таможенной зоны для угольного и стального рынков;
- устранение появившихся после войны проблем с занятостью населения;
- увеличение производительности труда в данной отрасли.

Список стран входящих в Евросоюз, в качестве основателей: Франция, ФРГ, Италия, Люксембург, Нидерланды, Бельгия.

Это общепринятая версия первого шага, но на самом деле обстоятельства были намного прозаичнее. Послевоенный период с 1945г. между ФРГ и Францией разгорелся территориальный конфликт относительно промышленной зоны, где добывали уголь и выплавляли сталь. Так вот, из-за введения таможенных пошлин эта зона поделилась на две нерентабельные части– угольную и стальную. В ходе этого конфликта стороны снова начали думать о решении вопроса военным путем. Но слава богу до этого не дошло, поскольку нашлось решение удовлетворившие и ФРГ и Францию –создание единой таможенной зоны.

Это решало проблемы с рентабельностью «спорной» промышленной зоны, и кроме того, это давало экономическое обоснование для объединения. Таким вот образом была создана структура, на фундаменте которой построили Евросоюз.

Экономический альянс: Шарль де Голль был неправ!

Далее "Союз угля и стали" планировали расширять, присоединяя к нему соседние страны. Однако президент Франции Шарль де Голль, считал это нецелесообразным. Поскольку оно могло разрушить воссоздаваемую экономику страны. Что однако не помешало внутреннему развитию "Союза угля и стали" и образовался Европейский Экономический Союз (ЕЭС)

Когда де Голль лишился власти, экспансия продолжилась и к союзу стран, вошедших в ЕС, 1 января 1973 были приняты: Королевство Британии, Дания, Ирландия и Норвегия.
Немногим позже к Евросоюзу также присоединились такие державы как Греция (01.01.1981), и Испания с Португалией(01.01.1986).

Важно уточнить, что экспансия ЕС происходила путем организации плебисцитов о присоединении, которые проводились среди населения стран-кандидатов. И на них не всегда голосовали «За». Так Норвегия на первом референдуме проголосовала против (53,5 %), как и на втором.

Кроме того страны Евросоюза список на 2016-2017 год, мог бы включать в себя еще и Израиль, так как его официально приглашали в ЕЭС. Сначала он был согласен на это, но все же процесс интеграции пришлось приостановить из-за разгоревшейся войны. После ее окончания, власти Израиля больше не видели необходимости вступать в Евросоюз.

Политический альянс: как Евросоюз стал конфедерацией + список стран ЕС на момент его создания!

Следующий этап экспансии ЕС начался с Маастрихтского договора (07.02.1992), подписанного в городе Маастрихт, что в Нидерландах. Этот документ провозглашал 4 вещи:

1. Создание общего надгосударственного юридического и внешнеполитического управления.
2. Учреждение единого валютного союза.
3. Объединение для принятия общих политических решений.
4. Переименование Европейского содружества в Союз (ЕС)

В 1994 году проводилось 4 референдума на которых было принято решение о добавлении новый стран в ЕС. Этим странами стали:Норвегия, Финляндия, Австрия и Швеция. Норвежцы проголосовали отрицательно, в то время как другие державы сказали «Да», и ЕС, пополнился еще 3 участниками.
В итоге получился следующий перечень государств входящих в Евросоюз.

После развала СССР: 10 по цене одного!

Последний этап расширения Евросоюза стал итогом развала Советского Союза и ознаменовался небольшим «казусом». Речь о том, что 9 мая 2002 года комиссия ЕС рекомендовала расширить союз путем присоединения следующих стран: Чехии, Словакии, Эстонии, Польши, Латвии, Мальты, Венгрии, Словении, Кипра.

Примечание. Страна Кипр находится почти на всей территории острова Кипр, но по факту остров разделен на 3 части из-за событий 1974 года:
1. 60% территории управляется Республикой Кипр, населенной этническими греками.
2. 38% управляется непризнанной Турецкой республикой Северного Кипра, которая населена этническими турками.
3. Остальные 2% - это территория Великобритании (военные базы).

Тут необходимо отметить, что Кипр был включен в этот перечень лишь потому, что Греция грозилась наложить вето на дальнейшую экспансию ЕС, если его там не будет.

В результате этого решения населения Кипра провело два референдума. Один о вступлении в ЕС, второй об объединении (воссоединении)«турецкого» и «греческого» Кипра в одну страну. По обоим голосованиям было получено положительное решения, но что-то пошло не так и Республика Кипр заблокировала воссоединение и самостоятельно вступила в ЕС. Таким образом Греция «немножко напакостила» Турции.

Но как бы там ни было, список стран входящих в Евросоюз в начале 2004 года пополнился еще десятью державами. А 01.01.2007 к ним присоединились Румыния и Болгария. Последней державой, присоединившейся к ЕС, стала Республика Хорватия 01.01.2013г.

Дальнейшая экспансия Евросоюза маловероятна, поскольку он находится в плачевном экономическом состоянии и не готов принимать новых участников. За исключением Македонии, которая в 2005 году получила статус официального кандидата, но пока так и не стала членом ЕС.

Великая миссия ЕС или что осталось за кулисами?

С историей разобрались, теперь же давайте рассмотрим истинную причину создания Евросоюза. Но сначала вам нужно изучить три термина, которые потребуются нам в дальнейших рассуждениях.

Глобализация - это всемирный процесс объединение всех людей во всех сферах их деятельности (экономика, культура, право, политика и прочее).

Вестернизация - это заимствование и ненасильническое распространение «западных» ценностей, традиций и других норм социального взаимодействия.

Модернизация – это научное и технологическое развитие до уровня передовых стран.

Так вот, первое что нужно понять – глобализация мира неизбежна, поскольку:

1) этого хочет большинство «образованного» населения Земли;
2) это нужно для развития экономики, науки и технологий;
3) это стало возможным, благодаря современным коммуникационным технологиям;
4) это необходимо для дальнейшего развития человечества как вида.

Вопрос лишь в том, как и кто будет всех объединять. И судя по всему, это будет делать «Запад» путем вестернизации и как следствие этого модернизации всех стран. А Евросоюз – это одновременно и пример, и источник расширения Запада.

Пример нужен, дабы показать выгоду вестернизации и таким образом навязать ее всему населению соседних держав и тем с кем Евросоюз взаимодействует в сфере экономики, культуры, туризма. Источник же в нашем случае – это место, где создаются технологические и научные новшества.

Не верите? Тогда возьмите список стран, входящих в ЕС, добавьте к нему США, Израиль, Канаду, Японию и Австралию в итоге вы получите список развитых стран, в которых лучше всего жить как простому человеку, так и гениальному ученому.

Есть конечно еще несколько относительно развитых стран вроде Китая, ОАЭ, Катара, Кувейта и парочке прочих, однако в них не хватает свобод и возможностей для самореализации людей непричастных к власти. Что затормаживай развитие и приводит к «деградации элит»!

Вот и выходит, что нынешняя миссия Евросоюза и вместе с ним остальных стран «Западного» мира – это объединение всего человечества посредством вестернизации, как основы для модернизации, сопровождаемой увеличением уровня жизни простого населения и развития человечества в целом.

Взгляд в будущее: список стран, входящих в Евросоюз будут в 2030 году?

Кстати о завоевании всего мира путем расширения «Запада» и Евросоюза в частности. Давайте и об этом поговорим и посмотрим, кто в ближайшее время может стать новым членом ЕС или наоборот – кто из стран участниц выйдет из этой организации.

И рассматривать мы будем не ближайшее будущее, как страны Евросоюза список на 2016-2017 год, а весьма отдаленный период – 2030 год. Поскольку как показывает практика для вступления в ЕС достаточно 15 лет (четвертый этап экспансии).

В чем две ключевые проблемы Европейских Соединенных Штатов?

Но прежде чем смотреть так далеко в будущее, нужно понять, что происходит сейчас. А нынешнее время для ЕС не лучшее, так как эта организация переживает сложнейший кризис. И это не проблемы с иммигрантами, они скорее помогут расширить список стран ЕС в будущем и мобилизуют всю структуру этой организации. Проще говоря, они встряхнут и взбодрят «старушку Европу».
Если смотреть в корень существующих бед, то в ЕС есть 2 основные проблемы:

Первая проблема –это излишняя бюрократизация и отсутствие дисциплины в экономических вопросах.
Второе является следствием первого, так как решения, принятые основным руководством Евросоюза, во время исполнения искажаются или вовсе не выполняются. Ярким примером служит неисполнение нормы ЕС, по которой дефицит в бюджетах всех стран-участниц не должен превышать 3% от ВВП (Маастрихтский договор).
Это правило в полное мере исполняют лишь новые или маленькие члены ЕС, в то время как «старички» его игнорируют. Результатом чего стал экономический кризис в Греции и накопление Евросоюзом колоссального долга - 13 050 000 млн. дол. (80% от ВВП Евросоюза).

Вторая проблема – это излишняя самоуверенность европейцев в правильности их ценностей и перегибы с ними. Думаю, вы сами это видите и понимаете, что в Евросоюзе возродился фашизм. Правда, в извращенной форме, где европейцы стали «низшей» расой, а эмигранты – «высшей». Тут не стоит удивляться, просто маятник расизма качнулся в другую сторону. Это кстати наблюдается и в США, но в меньшей мере. Проще говоря, европейцы перегнули с гуманизмом и антропоцентричностью, и теперь они расплачиваются за это.

Ради справедливости отмечу, в России проблем с фашизмом и расизмом также хватает, правда они проявляются не в виде псевдо толерантности и перегибов с либертарианством, а в ксенофобии и российском шовинизме.

Страны ЕС, список на 2016 год: перспективы принятия для кандидатов!

Теперь же рассмотрим, какие страны ЕС, список на 2016 год, являются официальными кандидатами на присоединение к Евросоюзу.

Из этих стран стать членом ЕС в ближайшее время могут лишь Македония и Албания. Поскольку они обе относительно небольшие, следовательно, их проще интегрировать в Евросоюз. К тому же социальные стандарты в этих странах весьма высоки, значит им не нужно проводить модернизацию своей экономики.
Также определенные шансы имеет Косово, но этот вопрос больше политический, призванный решить территориальные проблемы этой страны. Так как вступление в ЕС сделает и попросту неактуальными.

Как итог страны Евросоюза список на 2016-2017 год, могут пополниться еще тремя членами: Македонией, Косово и Албанией.

Будущее Евросоюза: кто присоединится, а кто уйдет?

Ну а теперь давайте поговорим об отдаленном будущем Евросоюза, ведь оно весьма неоднозначное. И здесь вопрос не только в том будет ли расширяться ЕС и дальше, но и в том, не распадется ли ЕС вообще.

Страны ЕС, список на 2016 год: вероятные «отщепенцы».

Относительно развала, то здесь есть два ключевых фактора.
Первый – это референдум в Великобритании, назначенный на 23 июня 2016 года. На котором, скорее всего, проголосуют за выход. Что подтверждает социология февраля 2016 года: 52% - за выход, 48% - за ЕС. А если так, то вступит в силу второй фактор – реакция Германии.

Как ни странно, но именно Германия может стать причиной развала Евросоюза.Поскольку за последние 20 лет была проведена деиндустриализация почти всех стран ЕС кроме Великобритании, Германии, Италии и частично Франции. При этом большинство производств перенесли именно в Германию. Как следствие, на немцев положили основное бремя по поддержанию всех социальных стандартов Евросоюза и выплаты его внешнего долга.

И вот представите, вы обычный немец, который много и продуктивно работает. Но результатом ваших усилий пользуетесь не вы, а греки, в которых все социальные стандарты выше, да и зарплата в них побольше. Несмотря на то, что они почти не работают и постоянно требуют еще больше денег для «себя любимых». Так вот, вы бы захотели, чтобы так и дальше продолжалось? Думаю нет!
Кстати про получение дохода, который можно получать, не привязываясь к стране проживания. Рекомендую подписаться на рассылку портала, через которую получите пошаговую инструкцию заработка.

Получить пошаговую инструкцию по заработку на email!

Основная идея при создании Европейского союза (ЕС, Евросоюз) в 1951 году (тогда Европейского объединения угля и стали) заключалась в организации единой платформы для торгового и экономического сотрудничества 6 государств без риска военных действий со стороны друг друга. Собственно Евросоюз закреплен юридически при подписании Маастрихтского договора уже 12 государствами в 1992 году. Страны, входящие в ЕС, независимы, но при этом подчиняются общим законам, касающимся образования, медицинского обслуживания, пенсионной, судебной и других систем.

Определение и цели деятельности Европейского союза

Евросоюз – это уникальная организация, интегрирующая европейские государства, подписавшие договор о вступлении, с целью улучшения жизни их граждан во всех сферах общественной жизни.

Цели деятельности ЕС в разных сферах:

  1. Права и свободы человека:
  • содействие сохранению мира и благосостояния народов;
  • обеспечение гражданам свободы, безопасности и законности;
  • продвижение и защита своих интересов в отношениях с другими странами.
  1. Экономика:
  • создание общего внутреннего рынка;
  • поддержание здоровой конкуренции;
  • социально-ориентированная рыночная экономика;
  • содействие занятости населения;
  • социальный прогресс;
  • повышение качества окружающей природной среды;
  • научно-технический прогресс.
  1. Социальная сфера:
  • борьба с дискриминацией, в том числе гендерной;
  • социальная защита населения;
  • обеспечение справедливости;
  • защита прав детей.

Если страны-основатели ЕС были нацелены в основном на создание общего рынка стали и угля, что решило бы проблемы занятости населения в этих отраслях и повысило эффективность производства, то на сегодня устремления Евросоюза значительно расширились.

Евросоюз призван обеспечить максимальную сплоченность и солидарность стран содружества в плане экономического развития, территориальной организации и социального порядка.

Страны-участники ЕС обязаны уважать богатство и разнообразие национальных культур друг друга, а также обеспечивать защиту объектов общеевропейского культурного наследия.

Перечень стран Евросоюза на 2019 год

С момента подписания Маастрихтского договора идет процесс активного развития Евросоюза: увеличивается количество стран-участниц, вводится единая европейская валюта, вносятся изменения в договоры. Чтобы узнать о том, сколько стран в ЕС на 2019 год, нужно проанализировать количество стран, присоединившихся к 12 государствам ЕС после 1992 года:

  • 1995 год – плюс 3 страны (Австрия, Финляндия, Швеция);
  • 2004 год – плюс 10 стран (Чехия, Венгрия, Польша, Словакия, Словения, Эстония, Латвия, Литва, Кипр, Мальта);
  • 2007 год – плюс 2 страны (Болгария, Румыния);
  • 2013 год – плюс 1 страна (Хорватия).

Таким образом, количество стран в ЕС в 2019 году составляет 28.

Говоря о том, какие страны входят в состав ЕС, кроме перечисленных выше, назовем следующие:

  • Германия;
  • Бельгия;
  • Италия;
  • Люксембург;
  • Нидерланды;
  • Франция;
  • Великобритания;
  • Дания;
  • Ирландия;
  • Греция;
  • Испания;
  • Португалия.

На территории стран Евросоюза принята стандартизированная система законов, создан общий рынок, отменен паспортный контроль в пределах Шенгенской зоны, которая включает также и некоторые другие страны Европы, не входящие в ЕС.

Все страны-члены ЕС обязаны согласовывать свои политические решения с другими участниками союза. Денежная валюта Евросоюза – евро. На сегодняшний день 19 государств ЕС ввели евро в обращение, образовав тем самым единую еврозону.

Экономика Евросоюза: особенности и принципы функционирования

Экономику Евросоюза составляют экономические системы всех 28 стран-участниц, уровень которых существенно разнится. При этом более слабые государства поддерживаются за счет эффективного перераспределения средств и ресурсов между странами. Это происходит через общую казну, в которую каждое государство вносит свою долю средств в зависимости от объема внутреннего валового продукта (ВВП). Такая политика – один из главных принципов функционирования ЕС (принцип кохезии или сплоченности).

С одной стороны, такая координация экономики способствует социальной интеграции на рынке труда, предотвращает безработицу и уменьшает ее, устраняет региональный дисбаланс в Евросоюзе, с другой – может приводить к обострению и взаимным обвинениям стран-доноров и реципиентов.

Так, наиболее развитые страны-доноры ЕС, то есть вложившие в казну больше средств, чем оттуда получившие, которыми в 2015 году стали Германия, Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Дания, Австрия и Кипр, были недовольны тем, что новые участники Союза фактически живут за их счет. Этот факт, а также увеличение дешевой рабочей силы, прибывающей из стран Восточной Европы, явились одними из главных причин намерения Великобритании выйти из состава ЕС.

Выход Великобритании из ЕС: ситуация на 2019 год

Brexit (от двух слов: Br – Britain – Британия, exit – выход), который был активирован Великобританией во время референдума касательно членства страны в Европейском союзе в 2016 году, ожидается в 2019-2020 годах. Два года отведено на переходной период, поэтому в 2019 году Британия все еще числится активным членом ЕС.

Возможные последствия Брекзит

В мировом масштабе Брекзит может негативно сказаться на наполнении фонда официальной помощи на цели развития (ОПР), так как вклад Британии в бюджет ЕС уменьшится, а Евросоюз – это четвертый по величине донор в мире в ОПР.

Из-за ограничений в свободе перемещения и торговли после выхода Великобритании из ЕС будет нанесен ущерб британскому финансовому сектору. Прогнозируемые причины этого: проблемы в турбизнесе и отток квалифицированных кадров. Результатом Брекзит также может стать значительное снижение доходов работающего населения – по мнению экспертов, потери британских семей составят почти полторы тысячи евро ежегодно.

Еще одно возможное последствие Брекзит – отделение Шотландии от Великобритании. Как известно, еще в 2014 году шотландцы подняли вопрос о выходе из состава Британии, причем голоса за и против разделились тогда почти поровну – 44,7 % и 55,3 % соответственно. А поскольку Шотландия, в отличие от Англии, намерена оставаться в ЕС, то Брекзит, возможно, форсирует процесс получения ею независимости.

Причины и последствия референдума-2017 в Каталонии

Главная причина современного сепаратизма в Каталонии, одном из самых богатых и развитых регионов Испании, кроется в недовольстве местного правительства и населения распределением средств государственного бюджета. Загвоздка заключается в том, что Каталония платит в общую казну страны значительно больше, чем получает обратно.

1 октября 2017 года властями Каталонии был организован и проведен референдум о выходе Каталонии из состава Испании. Однако властями страны эта процедура была признана незаконной. Несмотря на действия испанской полиции, направленные на блокирование голосования, опрос все же состоялся. Проголосовать удалось 43 % избирателей, из них 90,2 были за отсоединение, а 7,8 % – против.

Официального признания результатов референдума властями Испании так и не произошло. Вместо этого действующий на тот момент парламент Каталонии был распущен, Женералитет во главе с лидером Карлесом Пучдемоном отстранен, а на декабрь назначены досрочные парламентские выборы.

На сегодняшний день точно не определено, какая именно партия будет формировать правительство. Однако, по мнению экспертов, Мадрид настроен на бескомпромиссное решение конфликта в пользу сохранения целостности Испании.

Копенгагенские критерии вступления в ЕС

Вступление в Европейский союз доступно не для всех стран. Рассчитывать на членство в ЕС могут только государства, четко соответствующие Копенгагенским критериям, принятым в 1993 году на заседании ЕС в Копенгагене. Так, внутри страны-претендента должны:

  1. Соблюдаться принципы демократического правового государства.
  2. Присутствовать рыночная экономика, способная конкурировать на европейском рынке.
  3. Признаваться правила и стандарты Евросоюза.

Со страной-кандидатом на вступление в ЕС проводятся переговоры, затем проверки на соответствие вышеприведенным критериям. На основании тщательного анализа данных принимается решение о возможности (либо невозможности) членства в Союзе.

Страны, претендующие на вступление в Евросоюз

Среди желающих вступить в ЕС не только развитые государства, но и страны с развивающимися экономиками. В 2019 году определены следующие официальные страны-кандидаты на вступление в ЕС:

  1. Турция – заявка с 1987 года.
  2. Македония – 2004 год.
  3. Черногория – 2008 год.
  4. Албания – 2009 год.
  5. Сербия – 2009 год.

Переговоры о присоединении уже ведутся с тремя из этих стран – Турцией, Черногорией и Сербией. Все кандидаты, кроме Турции, подписали соглашение об ассоциации, что обычно предшествует вступлению в ЕС.

В 2009 году заявка на членство была подана Исландией, но в 2013 году переговоры были заморожены. Особый интерес к вступлению в ЕС проявляют также все 6 стран Восточного партнерства, однако, на данный момент по разным причинам они не рассматриваются союзом в качестве серьезных претендентов.

Евросоюз. Сравниваем страны Евросоюза: Видео

На данной странице вы можете узнать полный список стран ЕС, входящих в состав на 2017 год.

Первоначальной целью создания Евросоюза было соединение угольных и сталелитейных ресурсов всего лишь двух стран Европы – Германии и Франции. В 1950 году нельзя было даже предположить, что спустя определенное время Европейский союз станет уникальным интернациональным образованием, объединившим 28 европейских государств и сочетающим в себе признаки международной организации и суверенной державы. В статье описано, какие страны являются членами Евросоюза, сколько на данный момент полноправных участников ЕС и кандидатов на вступление.

Правовое обоснование организация получила значительно позже. Существование международного союза было закреплено Маастрихтским соглашением в 1992 году, вступившим в законную силу в ноябре следующего года.

Задачи Маастрихтского договора:

  1. Создание международного объединения с тождественными экономическими, политическими и валютными направлениями в развитии;
  2. Создание единого рынка посредством создания условий для беспрепятственного передвижения продуктов производства, услуг, и других товаров;
  3. Регулирование вопросов, касающихся охраны и защиты окружающей среды;
  4. Снижение уровня преступности.

Основные последствия заключения договора:

  • введение единого европейского гражданства;
  • отмена режима паспортного контроля на территории стран, входящих в состав ЕС, предусмотренная Шенгенским соглашением;

Хотя юридически ЕС совмещает в себе свойства международного образования и независимого государства, фактически он не принадлежит ни к одному, ни к другому.

Сколько стран-участниц ЕС в 2017 году

Сегодня в состав Европейского союза входит 28 стран, а также ряд автономных областей, находящихся в подчинении основных членов ЕС (Аландские острова, Азорские острова и т. д.). В 2013 году было произведено последнее вхождение в состав Европейского союза, после которого участницей ЕС стала и Хорватия.

Членством Евросоюза обладают следующие государства:

  1. Хорватия;
  2. Нидерланды;
  3. Румыния;
  4. Франция;
  5. Болгария;
  6. Люксембург;
  7. Италия;
  8. Кипр;
  9. Германия;
  10. Эстония;
  11. Бельгия;
  12. Латвия;
  13. Великобритания;
  14. Испания;
  15. Австрия;
  16. Литва;
  17. Ирландия;
  18. Польша;
  19. Греция;
  20. Словения;
  21. Дания;
  22. Словакия;
  23. Швеция;
  24. Мальта;
  25. Финляндия;
  26. Португалия;
  27. Венгрия;
  28. Чехия.

Вступление в ЕС стран, которые вмещает данный список, проходило в несколько этапов. На первом этапе в 1957 году в состав образования вошло 6 европейских государств, в 1973 – три страны, в числе которых и Великобритания, в 1981 году участницей союза стала только Греция, в 1986 – Королевство Испания и Португальская республика, в 1995 – еще три державы (Королевство Швеция, Австрийская республика, Финляндия). Особо плодотворным оказался 2004 год, когда членство ЕС получило 10 европейских стран, в числе которых Венгрия, Кипр и другие экономически развитые государства. Последние расширения, в результате которых количество членов ЕС увеличилось до 28, были осуществлены в 2007 (Румыния, Республика Болгария) и 2013 годах.

Довольно часто у россиян возникает вопрос: «Входит Черногория в Евросоюз или нет?», поскольку валюта страны – евро. Нет, на данный момент государство находится на стадии переговоров по вопросу вхождения.

С другой стороны, существует ряд стран, которые являются членами ЕС, но используемая на их территории валюта не евро (Швеция, Болгария, Румыния и др.) Причина в том, что данные государства не входят в зону евро.

Какие требования к кандидатам на вступление

Чтобы стать участником организации, необходимо соответствовать требованиям, список которых отображен в соответствующем нормативно-правовом акте, получившем название «копенгагенские критерии». Этимология документа продиктована местом его подписания. Документ был принят в городе Копенгагене (Дания) в 1993 году во время заседания Европейского Совета.

Список основных критериев, которым должен соответствовать кандидат:

  • применение на территории страны принципов демократии;
  • человек и его права должны быть на первом месте, то есть государство должно придерживаться принципов верховенства права и гуманизма;
  • развитие экономики и повышение ее конкурентоспособности;
  • соответствие политического курса страны целям и задачам всего Европейского союза.

Кандидаты на вступление в состав ЕС, как правило, подвергаются тщательной проверке, в результате чего выносится соответствующее решение. В случае отрицательного ответа, стране, получившей отрицательный ответ, предоставляется перечень причин, на основании которых было принято именно такое решение. Несоответствия копенгагенским критериям, которые выявляются во время проверки кандидата, необходимо устранить как можно быстрее, чтобы получить возможность на членство в ЕС в будущем.

Официальные заявленные кандидаты на членство в Евросоюзе

Сегодня в статусе кандидатов на вступление в Европейский союз пребывают следующие ассоциированные члены ЕС:

  • Турецкая республика;
  • Республика Албания;
  • Черногория;
  • Республика Македония;
  • Республика Сербия.

Правовое состояние Боснии и Герцеговины, Республики Косово – потенциальные кандидаты.

Заявление на членство Сербия подала в декабре 2009 года, Турция — 1987 году. Следует отметить тот факт, что, если Черногория, подписавшая в 2010 году соглашение об ассоциации, станет членом ЕС, для россиян это может обернуться введением визового режима и, возможно, закрытием границ балканского государства.

Несмотря на стремление большинства стран стать членами международной организации, существуют и такие, какие выявляют желание выйти из него. Красочным примером может быть Англия (Великобритания), заявившая о возможности выхода в январе нынешнего года. Желание британцев обусловлено наличием ряда причин, в числе которых долговой кризис Греции, снижение уровня конкурентоспособности продукции стран, входящих в ЕС, на мировом рынке и прочие обстоятельства. Провести референдум по поводу выхода из Евросоюза Великобритания планирует в 2017 году.

Процесс выхода из состава ЕС регламентируется пунктами Лиссабонского договора, который имеет законную силу и действует с декабря 2009 года.

Евросоюз

Что такое Евросоюз

Это объединение европейских государств, уникальное международное образование, сочетающее признаки международной организации и государства. Проще говоря, все страны входящие в Евросоюз, хотя и являются независимыми, но подчиняются одинаковым правилам: в них действуют одинаковые правила обучения, медицинского обслуживания, пенсионной, судебной системы, и т.п.

Совет 1: Какие европейские страны не входят в Евросоюз

Словом, законы Евросоюза действуют во всех странах Евросоюза.

В 2013 году, после вхождения в ЕС Хорватии, в Евросоюзе 28 стран.

В 2017 году Великобритания заявила о выходе из Евросоюза, но официально она остаётся его членом.

Страны, входящие в Евросоюз (последнее расширение — 2013 год)

  • Австрия (1995 год)
  • Бельгия (1957 год)
  • Болгария (2007 год)
  • Великобритания (1973 год)
  • Венгрия (2004 год)
  • Германия (1957 год)
  • Греция (1981 год)
  • Дания (1973 год)
  • Ирландия (1973 год)
  • Испания (1986 год)
  • Италия (1957 год)
  • Кипр (2004 год)
  • Латвия (2004 год)
  • Литва (2004 год)
  • Люксембург (1957 год)
  • Мальта (2004 год)
  • Нидерланды (1957 год)
  • Польша (2004 год)
  • Словакия (2004 год)
  • Словения (2004 год)
  • Португалия (1986 год)
  • Румыния (2007 год)
  • Финляндия (1995 год)
  • Франция (1957 год)
  • Хорватия (2013 год)
  • Чехия (2004 год)
  • Швеция (1995 год)
  • Эстония (2004 год)

Кандидаты на вступление в Евросоюз:

  • Исландия
  • Македония
  • Сербия
  • Турция
  • Черногория

Не путайте Евросоюз, и Шенгенскую зону! Не все страны евросоюза входят в шенгенскую зону, и наоборот - некоторые страны входящие в шенгенкую зону не входят в Евросоюз.

См. Страны входящие в шенгенскую зону

Страны, входящие в шенген, но не входящие в Евросоюз

Где оформить Шенгенскую визу

Экономическая интеграция стран Европейского союза

В настоящее время наиболее высокая степень международной экономической интеграции достигнута в рамках Европейского Союза (ЕС), прошедшего все этапы интеграционного процесса и находящегося ныне в состоянии трансформации экономического и валютного союза в политический. Развитие этой интеграционной группировки началось в 1952 г., когда было создано Европейское объединение угля и стали в составе 6 стран – ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. В 1957 г. эти страны подписали Римский договор о создании Европейского экономического сообщества. В 50-60-е гг. в рамках ЕЭС сложился вначале таможенный союз, а затем началось формирование общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, т.е. системы «четырёх свобод». Поскольку создание общего рынка официально декларировалось в Римском договоре как основная цель экономической интеграции, то в течение нескольких десятилетий участники этой группировки именовались «странами Общего рынка». К 1968 г. был сформирован таможенный союз, интеграция в рамках которого дополнялась согласованной внутри- и внешнеэкономической и валютной политикой, а также элементами координации общеполитических и правовых позиций, что отразилось в изменении названия группировки – она стала именоваться Европейским Сообществом. В 1973 г. к нему присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 80-е гг. – Греция, Испания и Португалия, в 90-е – Австрия, Швеция и Финляндия. К концу 70-х гг. была создана Европейская валютная система, введена единая расчётная единица — ЭКЮ на базе «корзины валют» стран-участниц. Валютная система предполагала установление пределов колебаний курсов национальных валют при взаимном обмене и обмене на доллары на уровне плюс-минус 2,25% от курсов центральных банков (для большинства стран) и формирование, тем самым, своего рода валютного «коридора» («валютной змеи») для стран-участниц. Это означало существенный шаг по пути трансформации таможенно-платёжного союза в экономический и валютный.

Важнейшим рубежом в процессе данной трансформации стало заключение в 1992 г. в г. Маастрихте (Нидерланды) договора о создании Европейского союза (договор вступил в силу с ноября 1993 г.). Были существенно расширены функции наднациональных органов, приняты принципиальные решения о создании системы единого экономического пространства, постепенном переходе к единой валюте и о введении, наряду с национально-государственным, института единого гражданства.

В течение нескольких лет осуществлялся процесс перехода к единой валюте (евро), которая вначале использовалась как расчётное средство, пришедшее на смену ЭКЮ, а затем, с 2002 г., стала выполнять и роль наличной валюты, призванной исполнять функцию денежного средства обращения и заменить национальные валюты. К 2000 г. население 15 стран ЕС составляло около 380 млн. чел., доля этой интеграционной группировки в производстве МВП – около 29%, в мировом экспорте – более 41%.

В апреле 2003 г. в г.Афины был подписан договор о принятии в ЕС десяти новых членов: это три бывшие советские прибалтийские республики (Латвия, Литва, Эстония), пять восточноевропейских стран (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения) и два небольших островных средиземноморских государства – Мальта и Кипр (в греческой части). В ЕС создана система органов надгосударственного управления. Важнейшими из них являются:

— Совет ЕС – в форме сессий на уровне глав государств и правительств не реже 2-х раз в год, а также Совет министров на уровне различных министерств (иностранных дел, экономики, финансов, отраслевых министерств). Именно на уровне этих органов управления принимаются принципиальные решения, определяющие стратегию развития интеграционной группировки;

— Комиссия ЕС – исполнительный орган, некий аналог правительства, призванный осуществлять реализацию решений Совета ЕС; включает в свой состав несколько десятков основных руководителей (комиссаров), ведающих определёнными функциональными и отраслевыми сферами управления. Резиденция КЕС расположена в Брюсселе; общий штат сотрудников – около 20 тыс. чел.;

— Европейский Парламент (Европарламент) – избирается с 1979 г.

Список стран, входящих в Евросоюз на сегодняшний день

— Система Европейских банков;

— Европейский суд;

— Европейский социальный фонд;

— Европейский фонд регионального развития;

Необходимо отметить, что ЕС – это не только региональный, но и глобальный хозяйствующий субъект. Десятки стран мира имеют различные экономические договоры с ЕС и пользуются теми или иными преимуществами и льготами в торговых, финансово-кредитных и иных экономических отношениях с этой интеграционной группировкой; это особенно относится к европейским странам, не входящим в ЕС, к странам средиземноморского бассейна и бывшим колониям европейских держав, прежде всего – к так называемым «странам АКТ» (Африки, Карибского моря и Тихого океана). Многие европейские и неевропейские страны (в том числе из числа бывших республик СССР) ставят задачу присоединения к ЕС в качестве важнейшей стратегической цели. С июля 1998 г. вступило в силу Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве ЕС и РФ; создан специальный орган – Комитет сотрудничества, призванный как содействовать обсуждению принципиальных вопросов развития сотрудничества, так и принимать конкретные решения по текущим проблемам торговых, финансовых и иных взаимоотношений. Обе стороны рассматривают развитие сотрудничества в качестве приоритетных стратегических направлений экономической и политической деятельности. Для России ключевое значение имеет тот факт, что на страны ЕС приходится до 40% её внешней торговли, в западноевропейских валютах (а теперь – в евро) номинировано более 40% внешнего долга и четверть официальных резервов ЦБ РФ.

В настоящее время, несмотря на имеющиеся различия подходов и противоречия в рамках ЕС, достаточно интенсивно развиваются процессы трансформации этой интеграционной экономической группировки в политический союз. Важнейшее значение имеет при этом введение института единого гражданства, усиление принципа обязательности решений надгосударственных органов и проведение единой внешней политики.

Осуществляются конкретные шаги по формированию единых европейских вооружённых сил, особых воинских контингентов, объединяющих подразделения ряда европейских стран, например, Франции и Германии и т.д. Всё это означает, что ЕС, фактически, трансформируется из союза государств в одно конфедеративное государство, хотя данный процесс протекает противоречиво и сталкивается с противодействием как внутреннего, так и внешнего характера. Очевидно, что формирование такого конфедеративного государства противоречит глобальным геополитическим целям США, которые вместо конгломерата небольших вассальных стран получают на территории Европы серьёзного конкурента, имеющего по некоторым параметрам превосходство над американской экономикой. США, в частности, негативно относятся к идее создания европейских вооружённых сил, создание которых неизбежно поставит вопрос об их соотношении с военными структурами НАТО (а, в перспективе – и о целесообразности сохранения этой военно-политической группировки с безоговорочным доминированием США). В качестве средства торможения европейской военно-политической интеграции США используют развязывание военных конфликтов, и если во время войны в Югославии их разногласия с европейскими союзниками удалось замаскировать, то в связи с иракским конфликтом противоречия как между США и ЕС, так и в рамках само й интеграционной группировки приняли открытые и острые формы. Однако ключевое значение имеет факт сформировавшегося в Западной и Центральной Европе единого экономического пространства, становящегося центром притяжения для национальных хозяйственных систем нескольких континентов.

⇐ Предыдущая21222324252627282930Следующая ⇒

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Вопрос. Европейский Союз как международная организация с признаками наднациональности. Сотрудничество РФ с Европейским Союзом.

Европейский Союз (ЕС) был создан на основе Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) 1951 г., Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г., Европейского экономического сообщества 1957 г. в результате объединения в 1957 г. этих ранее самостоятельных организаций и назывался вплоть до недавнего времени Европейскими сообществами.

В 1965 г. на основе Брюссельского договора были созданы единые органы Сообществ. Маастрихтские соглашения 1992 г. (вступили в силу в 1993 г.) завершили процесс юридического оформления механизма Сообществ, предусмотрев создание к концу XX в. тесного политического и валютно-экономического союза стран ЕС. Договор о Европейском Союзе дополнен 17 протоколами. Договором введено гражданство ЕС.

ЕС стал крупнейшим интеграционным объединением, фактически не имеющим аналогов. Это международная организация, но от существующих организаций Союз отличает то, что он стал не координационной, а наднациональной организацией: право ЕС имеет преимущество перед национальным, и его субъектами являются не только государства, но также физические и юридические лица; решения Союза имеют прямое действие на территории государств-участников; его власть независима от государств, служащие ЕС и члены Европарламента представляют не государства, а народы; предполагается возможность самостоятельного расширения Союзом полномочий его органов.

Ключевыми моментами новой стратегии ЕС являются строительство экономического и валютного союза, общая внешняя политика и оборона, сотрудничество в области правосудия и внутренних дел, учреждение единого гражданства.

В состав организации входят 28 государств Европы.

Право Европейского Союза состоит из двух больших групп норм:

внутреннее право Союза как международной организации;

право Союза, регулирующее конкретные виды политико-экономической, социальной и культурной деятельности государств Союза.

Главными органами ЕС являются Европейский Совет, Европейская комиссия, Совет Европейского Союза, Европейский парламент, Европейский суд.

Совет заседает два раза в год.

Сессии Европарламента (ежемесячные) проходят в г. Страсбурге (Франция).

С 1 января 1996 г. в ЕС упразднены все таможенные пошлины на внутриевропейских границах на все виды товаров, а в отношении стран, не входящих в ЕС, проводится единая таможенная политика.

Российская Федерация активно сотрудничает со странами Европейского Союза. Так, в 1994 г.

Список стран Евросоюза на 2018 год

было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны. Соглашением учреждается партнерство между Россией, с одной стороны, и Сообществом и его государствами-членами, с другой стороны. Целями этого партнерства являются обеспечение рамок для политического диалога между сторонами, содействие торговле, инвестициям; укрепление политических и экономических свобод; поддержка усилий России по укреплению ее демократии, развитию и завершению перехода к рыночной экономике, обеспечение соответствующих рамок для постепенной интеграции между Россией и более широкой зоной сотрудничества в Европе; создание необходимых условий для учреждения в будущем зоны свободной торговли между Россией и Сообществом, охватывающей в основном всю торговлю товарами между ними, а также условий для реализации свободы учреждения компаний, трансграничной торговли услугами и движения капитала.

Цели Европейского Союза – это основные направления создания и деятельности объединения. Цели ЕС распространяются на различные сферы:

Сфера прав и свобод человека(содействие утверждению мира, благосостояния и общих ценностей народов)

Сфера экономики(построение общего внутреннего рынка и обеспечение свободной и добросовестной конкуренции; прогрессивное и устойчивое развитие, которое обеспечит подъем экономики; социальная рыночная экономика; содействие занятости и социальному прогрессу)

Социальная сфера(борьба с социальным отчуждением, дискриминацией; содействие социальной защите и справедливости; обеспечение гендерного равенства).

построение единого и общего внутреннего рынка;

создание Экономического и валютного союза;

экономическая и социальная сплоченность;

повышение занятости и другие задачи социальной сферы;

развитие высокого уровня образования и здравоохранения;

развитие культуры и профессиональное обучение;

меры по защите прав потребителя;

меры по защите окружающей среды;

Предыдущая891011121314151617181920212223Следующая

Европейский Союз. Расширение на Восток

политика ЕС по интеграции в Европейское Сообщество стран Центрально-Восточной Европы. После падения Берлинской стены и распада Советского Союза главной стратегической задачей ЕС стала политика продвижения на Восток.

Список стран-участников Евросоюза на 2018 год

В 2002 г. названы кандидаты для вступления в ЕС. Это страны ЦВЕ: Чехия, Польша, Венгрия, Словения, Словакия, Литва, Латвия, Эстония. Из средиземноморских государств кандидатами стали Мальта и Кипр. Впервые в истории ЕС политическое решение о приеме новых членов в ЕС доминировало над экономическим. Для большинства кандидатов из стран ЦВЕ позитивными факторами присоединения являются таможенный союз, свободное движение капитала и услуг, миграция рабочей силы.

Валовой национальный продукт в странах-кандидатах на душу населения составляет 20-60% от среднеевропейского уровня. Только Словения и Чехия имели к моменту принятия решения устойчивые темпы роста, низкую безработицу и доход ВНП на человека, составляющий немногим более половины от среднеевропейского. В наиболее благополучной по макроэкономическим показателям постсоветской республике - Эстонии, ВНП на душу населения составил 23 % от среднего по ЕС.

В остальных странах Восточной и Центральной Европы экономические показатели не отвечают требованиям членства в ЕС, а Россия и Украина значительно увеличили разрыв в худшую сторону и в экономическом отношении стали более удаленными от Западной Европы. Венгрия, имеющая самый высокий уровень иностранных инвестиций в Центральной Европе, уступает в два раза аналогичному показателю Португалии, самой бедной страны ЕС.

По своему геостратегическому значению задача расширения ЕС на Восток сравнима лишь с созданием самого Европейского Сообщества в середине 20 века. Однако, остается открытым вопрос восточных границ и скорости объединения. Становится очевидным, что этот процесс будет значительно более медленным, чем казалось после падения «железного занавеса». Продвижение ЕС на восток имеет определенные границы. Возможно, в будущем будут приняты Болгария и Румыния. И на этом продвижение ЕС на восток завершится. Об этом свидетельствуют и ограниченные финансовые ресурсы ЕС.

При совокупном бюджете ЕС в 2003 г. в 100 млрд. евро (1/8 часть бюджета Германии) намечается выделить для новых членов ЕС 41 млрд. евро в течение трех лет. Эта сумма более чем в два раза меньше капитала, выделенного США в рамках плана Маршалла на восстановление Европы (в сопоставимых ценах). Если Соединенные Штаты выделили на европейскую реконструкцию 1,5 % ВВП, то ЕС всего лишь 0,08 %. С учетом суммарного членского взноса центрально-европейских государств в 15 млрд. евро, затратная статья ЕС сократиться до 25 млрд. евро. По сравнению с Германией, израсходовавшей в 90-е годы на воссоединение восточных земель 600 млрд. евро, объемы финансирования расширения ЕС на Восток являются неэквивалентными политическим обещаниям и заверениям.

Германия обеспечивает 28 % бюджета ЕС, получая из его доходной части лишь 13 %. Поэтому проамериканская ориентация ЦВЕ по иракскому кризису, вызывает негативную оценку Берлина, выступающего против войны. На Западе неоднозначно оценивается процесс продвижения ЕС на Восток. В предстоящем расширении политический фактор впервые доминирует над экономическим. Великобритания продолжает балансировать между «европеизмом» и «атлантизмом», выступает за более тесное экономическое сотрудничество с США и НАФТА. Имеются предложения по экономической североатлантической интеграции на городском уровне по аналогии средневекового ганзейского союза. Германия возлагает надежды на положительный экономический результат от интеграции в силу своего геостратегического положения. Для Франции расширение на Восток, наоборот, не является первостепенной экономической проблемой. Восточная Европа, принадлежащая к православной цивилизации, никогда не будет частью преимущественно западнохристианского ЕС. Россия слишком велика, чтобы стать членом ЕС. Украина с коррумпированной элитой представляет угрозу западным ценностям. В Западной Европе ширится движение против «Евроленда», включая противодействие расширению Европейского Союза и наплыву мигрантов (дешевой рабочей силы).

Источник: Геоэкономический словарь-справочник

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (ЕС), крупнейшее интеграционное объединение европейских государств. В ЕС входят 27 государств (по состоянию на 1.1.2007), в том числе с заморскими территориями, находящимися в других частях света. Площадь ЕС составляет 4 миллиона 317 тысяч км 2 , население — 492,8 млн. человек.

Договор об образовании Европейского союза был подписан в Маастрихте (1992; смотри Маастрихтский договор). Согласно договору, ЕС учреждался на основе Европейских сообществ (два из них действуют в составе ЕС, образуя первую опору), дополненных общей внешней политикой и политикой безопасности (вторая опора) и сотрудничеством в области юстиции и внутренних дел (третья опора). Эта структура получила наименование «системы трёх опор». Амстердамский договор (1997) закрепил создание пространства свободы, демократии и законности; сформировал специализированный механизм защиты демократических устоев и принципов, предусматривающий возможность наложения санкций на государство, их нарушающее; предложил меры по подготовке Хартии основных прав и свобод человека (прокламирована в 2000). В 2001 году был подписан Ниццкий договор для укрепления гарантий и предотвращения рисков, связанных с новым крупным расширением состава ЕС, в котором была закреплена пересмотренная концепция «продвинутого сотрудничества», введены новые гарантии против возможного нарушения демократических основ и принципов ЕС, пересмотрен порядок функционирования его судебной системы. 29.10.2004 подписан Договор об учреждении Конституции для Европы. В соответствии с принятым порядком Договор и прилагаемые к нему документы были переданы на ратификацию государств — членов ЕС (Договор ратифицирован 15 государствами, однако во Франции и Нидерландах проект Конституции ЕС не получил поддержки и процесс ратификации был прерван).

Реклама

Цели и принципы ЕС. Союз основан на принципах свободы, демократии, уважении прав человека и основных свобод, а также господстве права, принципах, общих для государств-членов (ст. 6.1 Договора). Они реализуются в рамках общества, характеризующегося плюрализмом, недискриминацией, терпимостью, солидарностью и равенством женщин и мужчин. Все государства-члены обязаны не только декларировать свою приверженность этим ценностям, но и обеспечивать их действенную реализацию. Отклонение от соблюдения этих начал и принципов может повлечь за собой принятие предупредительных мер со стороны ЕС или, при наличии постоянной и серьёзной угрозы, наложение санкций путём приостановления права участия в работе органов ЕС или даже членства в ЕС.

На основе общих ценностей, целей и принципов формулируются конкретные задачи, стоящие перед интеграционным образованием. В области внутренней политики к задачам, которые решаются Сообществами и Союзом, отнесены: построение общего и единого внутреннего рынка, создание экономического и валютного союза, осуществление политики экономической и социальной сплочённости, содействие исследованиям в научной сфере и технологическому прогрессу, обеспечение и защита прав потребителей, принятие радикальных мер по защите окружающей среды. В социальной сфере на первый план выдвигается содействие повышению занятости, росту благосостояния и качества жизни, достижению высокого уровня здравоохранения, образования и профессионального обучения, усилению социальной защиты и борьбе с социальным отчуждением. Участие интеграционных объединений в развитии и подъёме культуры подчинено соблюдению национальной индивидуальности, самобытности и своеобразия национальных культур. С созданием ЕС ряд новых задач формулируется в рамках второй и третьей опор. Принимаются меры по активизации участия ЕС в решении задач гуманитарного характера и осуществлении коллективных мер по поддержанию мира. В целях развития общей оборонной политики предусмотрено создание европейской группы военного планирования и формирование коллективных вооруженных сил ЕС. Специализированный аппарат в области планирования совместных операций за пределами ЕС создан и функционирует под руководством Высокого представителя по вопросам общей внешней политики и политики безопасности.

Расширению сотрудничества полиций и судов в уголовно-правовой сфере должны содействовать формирование новых специализированных структур и разработка программ сотрудничества. Учреждены Европол и Евроюст (занимается в основном проблемами судейского и прокурорского сотрудничества), создано Европейское агентство по управлению оперативным сотрудничеством на внешних границах ЕС, принято принципиальное решение об образовании Европейской прокуратуры, разработаны меры по введению в действие единого европейского ордера на арест. Учреждён ряд специализированных органов, призванных содействовать усилению борьбы с организованной преступностью и терроризмом. Осуществлена коммунитаризация Шенгенских соглашений (т. е. их интеграция в систему права Сообществ): разработанные в рамках концепции продвинутого сотрудничества Шенгенские соглашения призваны регулировать осуществление визовой и миграционной политики, а равно предоставление убежища (к Шенгенской зоне присоединились некоторые государства — не члены ЕС — Норвегия и Исландия, решение о присоединении к Шенгенской зоне одобрено на референдуме в Швейцарии). В целях дальнейшей детализации визовой политики и обеспечения безопасности границ ЕС 7 государств подписали новые соглашения, получившие наименование Шенгенплюс (2007).

ЕС — наиболее развитая форма экономической интеграции в Европе, прошедшей все этапы развития — зона свободной торговли, таможенный союз, единый внутренний рынок, экономический и валютный союз. С 1968 года в Европейском сообществе полностью отменены таможенные пошлины во взаимной торговле, введён единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. В 1993 году окончательно сложился единый внутренний рынок, представляющий собой хозяйственное пространство без внутренних границ, в рамках которого обеспечено свободное перемещение товаров, рабочей силы, услуг и капиталов. Экономический и валютный союз начал функционировать с 1.1.1999 и предусматривал введение общей валюты-евро. Европейская экономическая интеграция развивается по двум направлениям: всё более полного объединения национальных хозяйств в единую региональную хозяйственную систему и территориального расширения зоны интеграции.

Одна из задач ЕС — обеспечение гармонизации национального законодательства на основе целей и принципов ЕС.

Государства - члены Европейского союза

Условия и порядок такой гармонизации регулируются непосредственно учредительными договорами. Каждый из них содержит клаузулу солидарности, требующую добросовестного и лояльного исполнения принятых участниками интеграции обязательств, налагаемых учредительными актами и нормами вторичного права.

Институты ЕС. Полномочия, переданные в ведение интеграционных образований, осуществляются широкой системой органов, специализированных организаций (агентств) и институтов. Основные институты — органы ЕС, наделённые правом издания обязательных нормативных правовых актов. Система институтов первоначально была учреждена в каждом из трёх Сообществ. На начальном этапе (1957) в рамках европейских интеграционных организаций были созданы общие Парламент и Суд; в 1965 году был подписан Договор об объединении, на основе которого учреждены единые для всех Сообществ Совет и Комиссия. Договор об образовании ЕС предусматривал создание единой системы институтов для Сообществ и Союза. Современная система институтов закреплена в Ниццком договоре.

Высший орган политического руководства — Европейский совет. К институтам ЕС отнесены: Совет ЕС, Европейская комиссия, Европейский парламент, судебные органы ЕС и Счётная палата. К числу важнейших органов ЕС, статус которых определяется непосредственно в учредительных актах, относятся органы Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) и Европейского центрального банка (ЕЦБ); Комитет постоянных представителей (Корепер) и ведущие консультативные органы — Экономический и социальный комитет и Комитет регионов. Статус многочисленных вспомогательных и консультативных комитетов определяется специальным регламентом, регулирующим создание и функционирование органов, входящих в систему комитологии. В процессе функционирования ЕС были учреждены и многочисленные специализированные организации и учреждения, на которые возложено осуществление административной и координационных функций в конкретных и сравнительно узких областях. Некоторые из них играют весьма существенную роль, например Европол, Евроюст и др.

Деятельность институтов и органов ЕС подчинена принципам субсидиарности и пропорциональности. Принцип субсидиарности, применяемый за пределами исключительной компетенции ЕС, предполагает, что решение или действие осуществляются на уровне ЕС или государств-членов или даже их регионов в зависимости от того, где их реализация будет максимально эффективна. Принцип пропорциональности предполагает, что институты ЕС будут строго придерживаться правил наделения компетенцией и не будут выходить за пределы тех прав и правомочий, которые переданы государствами-членами в ведение Европейских сообществ и ЕС.

Европейский союз и Европейские сообщества. ЕС и Европейские сообщества образованы на базе учредивших их международных договоров. Однако по своей природе и характеру они отличаются от обычных международных организаций. Главным в деятельности ЕС и Сообществ является решение проблем и задач внутренней политики. Полномочия ЕС в сфере внешних связей осуществляются на основе правил, которые заметно отличаются от применяемых в рамках Сообществ.

Европейские сообщества пользуются статусом юридического лица. На территории государств — членов ЕС они осуществляют соответствующие права в максимально полном объёме. Сообщества обладают также международной правосубъектностью (могут вступать в отношения с третьими государствами и международными организациями, заключать международные договоры и соглашения, а равно обладают собственными дипломатическими представительствами в зарубежных странах). ЕС статусом юридического лица не обладает. Однако наличие единой системы институтов ЕС и Сообществ позволяет на практике осуществлять международные связи и принимать решения по внешним политическим вопросам как от имени ЕС, так и Сообществ (соответственно присоединяющиеся к ЕС новые государства становятся членами не только ЕС, но и Сообществ).

ЕС обладает собственной территорией, производной от территорий государств-членов. В ЕС введено собственное гражданство. Его обретают все физические лица, обладающие национальным гражданством государств-членов ЕС. Обретение гражданства ЕС порождает ряд политико-правовых последствий: пользование избирательным правом при формировании Европарламента и при формировании национальных муниципальных органов, право доступа к должностям в аппарате ЕС, право на дипломатическую защиту со стороны представительств ЕС за рубежом и др.

В ЕС введена собственная валюта: денежной единицей ЕС является евро. Для вхождения в зону евро необходимо соблюдение ряда жёстких правовых требований. Это привело к тому, что ещё в момент создания еврогруппы, когда в ЕС было 15 государств-членов, в её состав вошли лишь 12. Вступление в ЕС не влечёт за собой автоматического включения в зону евро. Из вновь принятых государств только одна Словения (2007) вошла в зону евро.

Условия и порядок принятия в состав ЕС новых членов. За годы, прошедшие после формирования европейских интеграционных образований, их состав претерпел существенные изменения. К 6 государствам-учредителям (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург) присоединились: в 1973 — Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 — Греция, в 1986 — Испания и Португалия; с 1995 — Австрия, Финляндия и Швеция; с 2004 — Венгрия, Чехия, Словакия, Польша, Словения, Эстония, Литва, Латвия, Мальта и Кипр; с 2007 — Болгария и Румыния. Претендентами на вступление являются Турция и некоторые Балканские страны.

Условия вступления в состав ЕС определены в учредительных договорах, в последующих нормативных правовых актах и политических решениях, вынесенных на уровне Европейского совета («Копенгагенские критерии»). Членами ЕС могут быть только европейские государства. Они должны полностью разделять ценности, цели и принципы ЕС. Государства-кандидаты должны обладать свободной рыночной экономикой и соблюдать правила и принципы добросовестной конкуренции. Они обязаны привести свою правовую систему в соответствие с установлениями и предписаниями европейского права (acquis communautaire — правовое достояние Сообществ).

Государство, претендующее на вступление в ЕС, направляет обращение в Совет ЕС, который, действуя по рекомендации Европейской комиссии, принимает решение об открытии переговоров. Ведение переговоров возлагается на Европейскую комиссию. Государства-кандидаты получают соответствующие финансовые дотации и техническую поддержку. Их представители участвуют в работе органов ЕС на консультативных началах.

Работа по приёму завершается подписанием Соглашения о присоединении и Акта о вступлении в ЕС. По завершении рассмотрения на уровне институтов ЕС решение передаётся на усмотрение государств — членов ЕС.

Ратификация должна иметь место не только во всех государствах-членах, но и в государствах-кандидатах. Все акты о присоединении содержат многочисленные оговорки и временные ограничения, особенно в том, что касается реализации четырёх свобод, связанных с участием в общем рынке.

Действующие учредительные акты не содержат постановлений, регулирующих порядок возможного выхода из состава ЕС.

Соответствующие постановления были разработаны и включены в проект Конституции ЕС (предусматривают возможность выхода государства-члена при условии заблаговременного извещения и выполнении некоторых обязательств, связанных с членством в ЕС). Государства, вступающие в ЕС, не становятся автоматически участниками соглашений, принятых на основе концепции продвинутого сотрудничества.

ЕС и Российская Федерация являются стратегическими партнёрами, между ними подписано Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (1994, вступило в силу с 1.12.1997), базирующееся на «воплощении общих ценностей, лежащих в основе двустороннего сотрудничества». Отношения ЕС — Российской Федерации развиваются в рамках стратегии развития отношений на среднесрочную перспективу (2000-10), которая предполагает «построение единой Европы без разделительных линий». В Российской Федерации действует представительство ЕК, а при ЕС — постоянное представительство Российской Федерации.

Лит.: Топорнин Б. Н. Европейские сообщества: право и институты. М., 1992; Право Европейского Союза / Под редакцией С. Ю. Кашкина и др. М., 2002; Россия и Европейский Союз. М., 2003.

Европейская интеграция началась с Европейского объединения угля и стали, учредителями которого выступили Западная Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Основными задачами объединения было создание общего экономического пространства. В 1993 году транзитом через экономический союз был учрежден который подразумевал интеграцию всех остальных сторон жизни общества.

Коротко

К 1993 году страны, входящие в состав ЕС, как учредители новой организации, уже давно достигли высокой степени экономической интеграции, когда война между этими государствами была невозможна, ввиду ее полной экономической нецелесообразности. Между странами уже свободно перемещались граждане, товары, услуги и капиталы, и целью нового союза было согласование политической и денежных систем и создание наднациональной системы управления.

Европейский парламент, Европейская совет и Комиссия получили полномочия, которые страны, входящие в ЕС, делегировали этим институтам власти, в том числе права по мерам по охране окружающей среды, разработке индустриальной политики, исследований и разработок, и даже частично вопросы макроэкономики, бюджетной и денежно-кредитной политики. Однако, как расходовать средства бюджета, страны, входящие в ЕС, решают сами. Все стороны платят взносы в общий бюджет в соответствии со своим экономическим положением. За счет этих средств строятся дороги, финансируются исследования, субсидируются меры по защите окружающей среды и иногда выдаются кредиты. Сейчас в Евросоюзе 28 стран и есть еще 22 страны Европы, не входящие в ЕС.

Кто больше платит, тот и рулит

Германия, как самая богатая страна, больше всех и платит, ее взнос составляет более 23 миллиардов евро в год, обратно возвращается вместе с проектами чуть более 10 миллиардов. Несмотря на то, что Германия является самым крупным спонсором ЕС, многие политики, особенно из небогатых европейских стран, считают, что страна получила несоразмерно больше выгод по сравнению с понесенными затратами. Бедные страны, входящие в ЕС, список которых увеличился в несколько раз за счет Восточной Европы, имеют устойчивый торговый дефицит с Германией.

Страна является крупнейшим экспортером товаров, продавая в три раза больше, чем вторая страна по объему экспорта - Франция. Такое доминирующее экономическое положение дает возможность ФРГ часто диктовать свои условия в ЕС не только в экономике, но и в политике, социальной и миграционной сфере. Особое нарекание вызывает работа германских корпораций в странах, входящих в состав ЕС из Восточной Европы. Например, "Фольксваген" платит на своих заводах в Чехии только треть от заработной платы, которую платит в Германии. Что дало основание чешским политикам заявить, что к ним относятся как к европейцам второго сорта. Открытая миграционная политика в прошлом году вызвала общеевропейский кризис и на некоторых границах внутри Европы даже вновь появились пограничники.

Брекзит

Трудная история европейской интеграции Великобритании подходит к очередному циклу отдаления от континентальной Европы. В 2016 году чуть больше половины граждан королевства проголосовали за выход из Европейского Союза, основной причиной стало желание снизить поток мигрантов в страну и не участвовать в программах финансовой помощи бедным странам, входящим в ЕС.

Соединенное королевство приняли в европейское сообщество только с третьего раза, первые попытки были заблокированы ее историческим врагом Францией из-за того, что "некоторые аспекты экономики делают Великобританию несовместимой с Европой". Великобритания - вторая страна ЕС по валовому внутреннему продукту после Германии, третья по населению и первая по военным расходам. Взнос страны в общий бюджет составляет 13 миллиардов евро, обратно она получала около 7 миллиардов.

И теперь, пробыв 43 года в Евросоюзе, страна начинает трудные двухлетние переговоры о выходе из Евросоюза. За это время стране необходимо договориться с остальными двадцатью семью странами, входящими в ЕС, об условиях выхода и попытаться выторговать максимально возможные торговые преференции, чтобы смягчить последствия от потери свободного доступа на европейский рынок. Экономические последствия Организацией экономического сотрудничества и развития оценивает как замедление роста экономики в 3.2 процента ВВП к 2020 году.

Фрекзита не предвидится

Франция, стоящая вместе с Германией у истоков европейской интеграции, до сих пор является одним из главных бенефициаров от существования единого европейского экономического пространства. Эти две страны также больше всех влияют на вопрос - какие страны входят в ЕС и на каких условиях. Франция получает существенные преференции от внешней торговли и особенно от размещения предприятий в более бедных странах Евросоюза.

Французские предприятия в Восточной Европе в среднем зарабатывают по 10 млрд прибыли ежегодно, а те, что обосновались в Польше — 25 миллиардов. Во многом потому, что рабочие там получают почти на треть меньше, чем во Франции. В 1999 году государство вместе с 12 другими странами перешло на евро, однако его экономические и бюджетные показатели ниже, как и таких стран в зоне евро как Испания, Португалия, Греция, хуже, чем у Великобритании, Чехии, Дании и Польши, оставшихся верными своей национальной валюте.

Все спокойно в Датском королевстве

Единственная страна, вошедшая в состав ЕС только одной из трех своих частей, это Королевство Дания, конституционная монархия в которую входят три региона - Дания, Фарерские острова и Гренландия. В этом трио Дания отвечает за оборону, юстицию, полицию, денежную и внешнюю политику Королевства, остальные вопросы в рамках широкой автономии регионы решают сами. Интересно, что Фарерские острова, имеющие в королевстве статус самоуправляемого сообщества людей, играет в европейских футбольных турнирах как отдельная страна. Дания наряду с Великобританией, Ирландией и Швецией сохранила свою национальную валюту.

Вышеградская четверка

Четыре восточноевропейских страны - Польша, Чехия, Словакия и Венгрия - объединились сначала, чтобы лучше подготовиться к вступлению в Европейский Союз. Теперь они вместе борются с инициативами "больших братьев", которые, по их мнению, являются дискриминационными и направлены на сокращение финансирования из общего бюджета ЕС. Сейчас страны Восточной Европы получают инвестиции в размере 15-20% от ВВП.

Польша получила самую большую помощь от Европейского Союза -100 миллиардов евро до 2013 года и с 2014 до 2020 получит еще 120 миллиардов. Деньги потратили на строительство автомобильных и железных дорог, широкополосный интернет, исследования и поддержку бизнеса. Польша стала самой привлекательной страной для иностранных инвесторов. Поляки отличились и тем, что они стали первыми, на кого наложили санкции внутри ЕС за нарушение европейских ценностей.

Больше всего страны Вышеградской группы сплотились в борьбе против квот на мигрантов из Африки и Ближнего Востока, которых они должны были принять у себя. Венгрия даже ввела пограничный контроль на границах со странами ЕС, чтобы пресечь незаконную миграцию. Еще одна идея, против которой четверка активно протестует - "Европа разных скоростей", что "старые" страны-лидеры могут двигаться к большей интеграции быстрее, а остальные, как смогут будут догонять. недовольна, что вопрос, какие страны входят в ЕС, решался практически без них, при быстром расширении европейского объединения на Восток.

Бывшие соседи по стране

Прибалтийские страны уже четырнадцатый год в Европейском союзе, результат членства не очень утешительный. Страны остаются одними из самых бедных в Европе. Сельское хозяйство и промышленность переживает не лучшие времена, не сумев выдержать конкуренцию с глобальными корпорациями старой Европы. К тому же, при вступлении в союз пришлось не только отказаться от части политического суверенитета, но и ликвидировать целые отрасли, например, Литва осталась без атомной энергетики, закрыв а Латвия отказалась от сахарной отрасли. Население стран быстро стареет, молодежь уезжает на заработки в более богатые европейские страны и не возвращается назад. Но, наверное, если бы прибалтийские страны не смогли бы вступить в ЕС, положение было бы намного хуже.

В Греции есть все, кроме денег

О том, что Греции в ЕС не "все сахар", весь мир узнал в 2015 году, когда в стране разразился финансовый кризис. До этого времени Греция получала кредиты, всего их набралось на 320 миллиардов евро, из которых 240 приходилось на программы помощи от Европейского Союза и Международного валютного фонда. И спокойно их проедала, а когда попросила финансовой помощи вновь, то получила ее только в обмен на всеобъемлющие реформы - пенсионной и налоговой, бюджетной и банковской сфер. В этом году страна должна завершить программу спасения и внешнего экономического надзора. Греция достаточно успешно провела реформы и стабилизировала свою финансовую систему.

Об остальных понемножку

В ЕС входят которые весьма условно делятся на северные богатые и южные бедные регионы. После вступления в Евросоюз все эти страны достаточно успешно провели реформы и адаптировались к жизни по общим правилам. О жизни этих стран в Евросоюзе мы слышим чаще всего, в связи с проблемами. Например, такими как банковский кризис на Кипре, хотя до этого там успешно прошла деофшоризация и теперь эта средиземноморская страна уже не рай для скрывающихся от налогов. Страны Европейского Союза с трудностями, но идут вперед и вместе к дальнейшей интеграции.

Польское влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь Европы – достаточно велико. В то же время, далеко не все обыватели знают подробности об этой стране. Многих из тех, кто собирается туда на учебу, работу или просто в качестве туриста, интересует, входит ли в Польша Евросоюз или нет.

Подробнее про Европейский союз

Для начала следует коротко сказать о том, что же представляет собой эта организация. Итак, ЕС – это объединение суверенных государств, которые выработали для себя определенные общие правила в сфере экономики, политики и в других аспектах международной жизни. Многие законы и другие законодательные акты также скоординированы и работают для проведения объединенной политики в таких сферах, как промышленность, связь, сельское хозяйство, торговые отношения, судебная политика, культурный обмен, образование, рынок труда и многое другое.

На заметку! В ЕС даже проводятся общие выборы, в том числе, в Европарламент и другие наднациональные органы власти.

Страны-участники

Какие-то государства вступили в это объединение раньше, какие-то – позже, а некоторые и вовсе, совсем недавно. Сегодня членами ЕС являются следующие страны:

Великобритания пока еще формально остается в составе евро, однако после известного референдума был запущен процесс так называемого «Брексита», в результате которого страна должна выйти из состава Европейского союза.

Важно знать! Нельзя путать ЕС и еврозону, которая является международным валютным объединением, в рамках которого 19 стран используют евро в качестве национальной валюты.

Кроме того, Шенгенское соглашении – это также другое объединение. «Шенген» предполагает взаимодействие ряда стран в вопросах визовой политики, а также пересечения границ (фактическая их ликвидация). Некоторые люди, которые не до конца владеют ситуацией, могут перепутать все эти понятия. А, тем временем, следует их разделять, поскольку все это – разные вещи. Справедливости ради следует отметить, что в значительной степени эти организации связаны друг с другом, а их страны-члены во-многом «пересекаются», то есть, одновременно состоят во всех трех, или, как минимум, в двух.

Сегодня имеется несколько стран-кандидатов на членство (Сербия, Турция, Черногория, Македония). Однако все они имеют совершенно разные перспективы.

Членство Польши

На сегодняшний момент Польша входит в Евросоюз. Она вступила туда 01 мая 2004 года, когда произошло очередное расширение этой организации. Одновременно с ней членство получили несколько других стран, преимущественно, восточноевропейских. Несмотря на то, что вступление в ЕС многими было воспринято с оптимизмом, у страны имеются некоторые сложности в отношениях с другими государствами-участниками. Это, в частности, касается некоторых торговых аспектов, иммиграции, ситуации с беженцами и других вопросов. Несмотря на то, что ряд стран выступал и продолжает выступать против некоторых аспектов польской политики, речи о ее выходе из состава ЕС не идет.

Помимо этого, Польша является членом Шенгенского соглашения, которое предусматривает согласованную выдачу виз, действующих на всей его территории. Наряду с этим, сохраняются и национальные визы. Например, они могут выдаваться в временных и постоянных сотрудников, которые прибывают туда для работы. Сами же поляки могут беспрепятственно работать на всей территории Евросоюза, а также в ряде других стран, например, в Норвегии.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!