Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Как нарисовать экскурсию безопасности зимой. Экологическая экскурсия «Секреты зимнего леса

  • Образовательная:
знакомство с приспособленностью растений к перезимовке; выяснить, по каким признакам можно узнать растения и кустарники зимой.
  • Развивающая:
  • развитие практических навыков и умений по определению деревьев по коре, по почкам, силуэтам растений; навык проведения наблюдений в природе, творческих способностей.
  • Воспитательная:
  • воспитывать бережное отношение к природе родного края, вызвать восхищение красотой зимнего леса, желание выбрать профессию, связанную с природой.

    Оборудование:

    • Простые карандаши, блокноты или листы бумаги у каждого учащегося
    • Пакеты с подсказками
    • Папки с определительными карточками на каждую группу

    Ход урока-экскурсии

    Часть 1. Признаки зимы. Условия жизни растений зимой.

    Учитель. По календарю зима начинается 1 декабря. Учёные считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день поднимается низко-низко на небе, тени длинные, а день самый короткий в году.

    А в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы – это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает по нескольку раз. Небо заволакивается тяжёлыми облаками. Декабрьские оттепели традиционны для нашего климата. Иногда даже вскрываются реки. Но зима не отступает от своего законного месяца. Вот-вот расщедрится она на пушистые снега да на морозцы.

    Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже 0° – замерзают водоёмы, прочным снеговым покровом покрывается земля. В живой природе наступает глубокий покой.

    Но данный покой относительный. Что же происходит с растениями зимой? Для выяснения этого давайте вспомним, какие изменения произошли?

    Питательные вещества

    Исследования и опыты показали, что к зиме в ветвях наших деревьев и кустарников происходит превращение запасных веществ. Частично крахмал с приближением зимы начинает заменяться маслом и сахарами. Соответствующие исследования показали, растения, у которых крахмал полностью превращается к зиме в сахар или масло, имеют наиболее ярко выраженный период глубокого покоя и вместе с тем являются наиболее холодоустойчивыми.

    Недостаточное количество света зимой приводит к листопаду. Если бы наши лиственные деревья остались на зиму в своем зеленом уборе, они неизбежно погибли бы в результате недостатка влаги, так как испарение воды их листьями не прекращалось бы, а поступление воды в растение почти полностью могло остановиться. Кроме этого сбрасывая листву, они тем самым предохраняют себя от механических повреждений под тяжестью снега. В жизни деревьев он играет еще и другую роль. Он способствует удалению отбросов, различных минеральных солей, большое количестве которых скапливается в листьях под осень и становится вредным для растения. Лесная подстилка – чрезвычайно плохой проводник тепла. Она препятствует охлаждению почвы зимой и не даёт возможности образования ледяной корки. Все это создает благоприятные условия для развития растений под снегом.

    В малоснежные зимы земля промерзает глубоко. Тогда погибает много растений, вымерзают и озимые хлеба, погибает часть урожая. Под толстым пушистым слоем снега, тепло зимующим растениям. Снег спасает их от вымерзания.

    Особенно большое значение имеет повышение водоудерживающей способности цитоплазмы. Вода в ней становится как бы связанной. В таком состоянии она трудно испаряется и замерзает, трудно отжимается под давлением, отличается большой плотностью и утрачивает в значительной мере свойство растворителя.

    Для жизнеобеспечения необходимы процессы питания, дыхания и выделения.
    Как у растений протекают эти процессы в неблагоприятных зимних условиях?

    Ученик. Питание только почвенное

    – Дыхание сведено к минимуму (большая часть чечевичек закрыта).

    Вывод: Обмен веществ у древесных форм растений зимой протекает очень медленно.

    Физкультминутка (проводит или учитель, или кто-то из учеников )

    Солнце землю греет слабо,

    (Руки вверх и вниз.)
    По ночам трещит мороз,
    (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
    Во дворе у снежной Бабы
    (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
    Побелел морковный нос.
    (Дети показывают нос.)
    В речке стала вдруг вода
    Неподвижна и тверда,
    (Прыжки на месте.)
    Вьюга злится,
    Снег кружится,

    (Дети кружатся.)
    Заметает все кругом
    Белоснежным серебром.

    (Имитируют движения руками.)

    Часть 2. Определение древесных форм растений зимой по морфологическому описанию

    Учитель. Какие жизненные формы растений вы знаете?

    Ученик. Деревья, травы, кустарники и кустарнички.

    Учитель. А какие из них мы можем увидеть зимой?

    Ученик. Деревья, кустарники.

    Учитель. Однолетние растения, лишенные подземных зимующих органов. Их стебли вместе с корнями осенью отмирают нацело и сохраняются лишь их семена.

    Семена, несмотря на свои незначительные размеры, являются наиболее стойкой частью растения в отношении перенесения неблагоприятных условий. Этому способствует не только плотная семенная кожура, но и особое состояние, в котором находится растение в стадии покоящегося семени. Покоящиеся семена способны лежать в сухом месте десятки лет, однако жизнь, в них теплится, и достаточно поместить их в благоприятные условия, как они начнут прорастать. Семена многих растений могут без особого вреда переносить очень сильное охлаждение даже при температуре от –180° до –235°.

    В садоводстве давно уже известно, что семена многих растений не прорастают без предварительного охлаждения или промораживания. Подобного рода мероприятия необходимы для семян роз; их требуют также семена всех арктических и альпийских растений, которые без охлаждения либо вовсе не прорастают, либо проходят очень длительный период покоя.

    Многолетние травянистые растения зимуют в виде подземных органов – клубней, луковиц, корневищ. Только деревья, и кустарники зимуют над поверхностью земли.

    Какие признаки можно использовать для определения древесных форм зимой?

    1) Силуэт (определение жизненной формы).
    2) Окраска коры и расположение чечевичек
    , их форма, окраска.
    3) Почки
    : окраска, расположение, форма, запах.
    4) Плоды
    (если остались с осени): сухие или сочные, окраска, расположение.
    5) Побеги (на ветке отчетливо видно, что верхняя, более молодая, часть отличается по своему цвету от нижней, более старой. На границе этих двух участков находится большое количество каких-то рубцов, образующих своеобразное кольцо. Эти рубцы образуют указанные кольца на побеге; а так как распускание почек и опадение чешуи происходит у наших деревьев за некоторыми исключениями лишь один раз в год, то упомянутые кольца являются границей между участками побега различного возраста, и по ним можно легко определить возраст ветки.)

    Учитель. Используя карточку-определитель, и живой объект определяем берёзу и сирень (признаки записывают в заранее подготовленную таблицу):

    Название растения, жизненная форма Рисунок силуэта растения Особенности растения Загадки, пословицы, поговорки
    кора побеги почки
    Берёза, дерево Ствол покрыт белой корой, в нижней части тёмно-серый Молодые побеги слабые, тонкие, красновато-бурые Очередные, удлинённо-конической формы, заострённые, коричневато-бурые, у основания иногда зеленоватые. Обладают запахом, усиливающимся при растирании "В ельнике родиться, в березняке веселиться, в сосняке удавиться". "Берёза ума даёт" (о розгах.

    «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова».

    Сирень венгерская, кустарник, реже дерево

    Кора старых стволов темно-серая, иногда темно-бурая, с частыми белыми чечевичками Молодые побеги буроватые, рыжеватые или красновато-бурые, Старые побеги голые, ребристые Почки располагаются супротивно, голые, яйцевидные, острые, с вишнёвым оттенком или зеленоватые. Побеги заканчиваются обычно одной почкой, более крупной, чем боковые. «На листочках там и тут фиолетовый салют. Это в тёплый майский день распускается»

    Затем класс делится на группы. Каждой группе надо определить своё растение. Для этого группа получает набор карточек и конверт с подсказкой, который они могут вскрыть, если будут затруднения с определением растения.

    (Например: группа 1 определяет рябину, группа 2 – тополь, группа 3 – черёмуху, группа 4 – дуб, группа 5 – боярышник.

    • Однолетние растения зимуют в виде семян, многолетние травянистые растения зимуют в виде подземных органов – клубней, луковиц, корневищ.
    • Деревья и кустарники в зимний период можно определить по форме кроны, окраске коры и расположению почек на побеге.

    Домашнее задание

    Дописать в таблицу определённые растения.

    Приложение 1 (рисунки к определительным карточкам),

    Приложение 2 (Определительные карточки),

    Приложение 3 (картинки к подсказке)

    Приложение 4 (Подсказка)

    Список использованной литературы:

    1. Биологические экскурсии: Кн. Для учителя /И. В.Измайлов, В.Е. Михлин В. Е, Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина.– М.: Просвещение, 1983.-224 с., ил.
    2. Гроздова Н. Б. Занимательная дедрология /Предисл. акад. ВАСХНИЛ Н. А. Моисеева.– М.: Лесн пром-ть, 1991.– 208 с.: ил.
    3. Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Стихи и рассказы о растительном мире. Дидактические материалы по развитию речи дошкольников.– М.: ТЦ Сфера, 2007.-112с.– (Логопед в ДОУ).
    4. Дорохина Л. Н., Нехлюдова А.С. Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец.№2121 «Педагогика и методика нач. обучения».– М.; Просвещение, 1980.– 143 с., ил.
    5. Полянский И. И . Ботанические экскурсии. Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1968.
    6. Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С . Биология: 6класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Под ред. Проф. И. Н. Пономаревой.– 2-е изд., перераб.– М.: Вентана-Граф, 2007.– 240 с.: ил.
    7. Травникова В. В . Биологические экскурсии: Учебно-методическое пособие.– СПб.: «Паритет», 2002.– 256с.
    8. www.ecosystema.ru/
    9. http://dendrology.ru/
    10. http://219.exe.by/
    Тема: «Учимся различать деревья и кустарники зимой»

    Урок – экскурсия

    Цель: научить определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам. Учить делать выводы из наблюдений, развивать познавательный интерес, речевые умения, внимание. Воспитывать культуру поведения в природе.

    Оборудование: этикетки с названиями деревьев

    Планируемый результат

    Дети учатся:

    Определять признаки деревьев

    Фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков

    Следовать инструкциям и правилам поведения на экскурсии

    -проводить простейшие наблюдения для нахождения необходимой информации

    Умения характеризующие достижение результата:

    Определять признаки деревьев,

    выстраивать план наблюдения и фиксировать результаты;

    Следовать инструкции

    - делать обобщения

    Подготовка к экскурсии .

    Экскурсия проводится в январе. Место проведения экскурсии - школьный сад. Перед экскурсией учитель развешивает на деревья этикетки с названиями.

    Ход урока - экскурсии


    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    УУД

    1. ^ Актуализация знаний. Мотивация. (проводится в классе)

    -Послушайте отрывок из стихотворения замечательного поэта Фёдора Тютчева.

    Чародейкою Зимою
    Околдован, лес стоит,
    И под снежной бахромою,
    Неподвижною, немою,
    Чудной жизнью он блестит.
    И стоит он, околдован,
    Не мертвец и не живой -
    Сном волшебным очарован,
    Весь опутан, весь окован
    Лёгкой цепью пуховой...
    - Что описал поэт в своём стихотворении?

    Зима навела строгий порядок в лесу. Не балует она природу ни красками, ни цветами. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала деревьям шубы, стоят они в одинаковых нарядах, попробуй, отгадай, где какое дерево. Вот сейчас мы попробуем это сделать.

    Зиму


    Личностные УУД: смыслообразование

    КоммуникативныеУУД: сотрудничество с учителем


    Формулировка цели и задач экскурсии, результата, который будет получен в ходе экскурсии.

    ^ Детям предлагается по силуэтам на слайдах попробовать определить некоторые виды деревьев (тополь, осина, липа)

    Выслушиваются предположения детей. Учитель подчёркивает наличие разных точек зрения в предположениях детей.

    - Что нам нужно знать, чтобы решить эту проблему? На какие внешние признаки нам необходимо обратить внимание?


    Предположения детей

    Мы не можем определить, какое дерево изображено на слайде.

    Нам необходимо обратить внимание на:

    А) ствол, кору дерева

    Б) рассмотреть крону дерева

    В) обратить внимание на наличие плодов

    Г) обратить внимание на расположение почек


    Личностные УУД:

    самоопределение.

    Познавательные УУД: общеучебные

    Коммуникативные:

    сотрудничество с учителем и сверстниками


    Планирование деятельности.

    Учитель проводит инструктаж, повторяют правила поведения на экскурсии

    Распределяет детей по группам (не более четырёх человек)

    Каждой группе выдаётся рабочий лист:


    • Внимательно прочитай загадку, отгадай её

    • Найди нужное дерево

    • Внимательно рассмотри, как выглядят:
    - Ствол, какого цвета кора

    Как расположены ветви дерева?

    Если плоды? Как они выглядят?

    Рассмотри и зарисуй, как расположены почки


    • Расскажи одноклассникам что ты узнал о своём дереве.

    Регулятивные УУД:

    целеполагание


    Осуществление самостоятельной деятельности учащихся .

    Перед тем как учащиеся приступят к сбору информации, необходимо провести вводную беседу. Для этого детей можно построить в круг и напомнить им цель экскурсии.

    Исследование в малых группах

    Коммуникативные:

    сотрудничество с учителем и сверстниками;

    познавательные: построение логической цепи рассуждений


    Аналитический.

    Каждая группа называет, показывает и рассказывает о дереве. Возможны дополнения учителя. Делается снимок дерева.

    Коммуникативные:

    взаимодействовать (сотрудничать)


    Рефлексия

    - Молодцы. Нам осталось только сравнить полученные выводы с предположениями, высказанными вами в начале урока.

    Какие же деревья изображены на слайдах?

    Продолжите высказывание:

    Я сегодня узнал …

    Мне понравилось …

    Было интересно …

    Я бы хотел узнать …


    Высказывания учащихся

    Регулятивные: самоконтроль, самооценка.

    ^ Материал к уроку

    Стоит Аленка- платок зеленый,

    Тонкий стан, белый сарафан.

    У березы стройный ствол и крупные боковые ветви, отходящие под острым углом. Молодые веточки березы тонкие, свисающие вниз. Белая кора деревьев имеет черные штрихи, которые идут поперек ствола. Оказывается это чечевички - специальные отдушины, через которые летом проходит воздух к живым внутренним тканям ствола березы. Сама береста для воздуха непроницаема. Не будь чечевичек, дерево буквально задохнулось бы. Но на зиму чечевички наглухо запечатываются – в холодное время года дерево почти не дышит.

    Полюбилась русскому народу белоствольная береза. Сколько песен, стихов о ней сложено! Часто она упоминается в сказках, загадках, поговорках. Из березы делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, много сувениров. А береста? Это же готовая природная бумага.
    С моего цветка берет

    Пчелка самый вкусный мед.

    А меня ж все обижают:

    Шкуру тонкую сдирают.

    У липы ствол черный, чуть морщинистый с крепкими толстыми ветвями. Ветви липы растут зигзагами: боковые ветви ствола опускаются вниз, а наверху опять поднимаются. Плоды липы – орешки размером с горошину – «подвешены» к широкому крылышку.

    Полезен и ароматен чай с липовым цветом. А о вкусовых и лечебных свойствах липового меда и говорить не приходится.

    Из коры липы в старину плели лапти, да и сейчас их делают для сувениров.

    Ягоды - не сладость,

    Зато глазу - радость.

    И лесам – украшение,

    И дроздам – угощение.

    (Рябина)
    Что за дерево стоит –

    Ветра нет, а лист дрожит.

    Осину можно узнать по гладкому и очень зелёному по сравнению с другими деревьями стволу. Он у неё ровный и только на самом верху разрастается шапкой курчавых ветвей.

    Из деревьев ранним летом
    Вдруг снежинки запорхают,
    Но не радует нас это -
    Мы от этого чихаем.
    (тополь)

    Каждый год на нем с охотой
    Вырастают вертолеты.
    Жаль, что каждый вертолет
    На всего один полет.
    (клен)

    Одним из самых важных наглядных методов образовательной работы с дошкольниками является наблюдение в природе на экскурсиях.

    Ушинский К.Д. считал: «Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы…

    Наблюдение – это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенно е, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы. Наблюдению ребенка следует учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность, умение замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом.

    В нашем детском саду на экскурсии ходят не только дети старшего возраста, но и малыши. Совсем недавно средняя группа «Карамельки» МКДОУ детского сада «Капелька» с воспитателем Суховаловой О.С. и помощником воспитателя Воробьёвой Т.А. , совершила экскурсию в зимний лес, где дети имели возможность полюбоваться красотой зимнего пейзажа, убедиться в том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих на одной территории. Дети обнаружили следы животных, обсуждали их происхождение, играли в подвижные игры, изображая животных, которые не спят зимой. Дети открыли для себя новые знания, что они в лесу гости и должны вести себя скромно, соблюдать правила, чтобы не нарушить жизнь хозяев леса.

    «Экскурсия в зимний лес»

    Цель :

    1. Развивать умение определять и называть состояние погоды зимой: стало холодно, идёт снег, деревья без листьев.

    Задачи:

    1. Закреплять свойства снега, познакомить с новыми свойствами: из снега можно ле­пить, кататься на санках, лыжах, играть в зимние игры.

    2. Познакомить детей с зимними месяцами.

    3. Расширять знания детей о диких животных: какие звери живут в лесу и почему их называют дикими животными.

    4. Воспитывать бережное отношение к природе.

    Активизация словаря :

    Снежная, морозная, сверкает, пушистый, рыжая.

    Индивидуальная работа с: Сашей, Лизой.

    Предварительная работа :

    Рассматривание картин про зиму, альбом с дикими животными, наблюде­ние на прогулке, беседы.

    Ход:

    Ребята, послушайте загадку:

    Запорошила дорожки,

    Разукрасила окошки,

    Радость детям подарила

    И на санках прокатила.

    Про какое время года можно так сказать? (Зима) А как вы догадались, что

    это зима?

    Ответы детей: - Потому что на санках прокатила.

    - Разукрасила окошки.- Запорошила дорожки.

    Ребята, а что вы можете сказать о зиме? Зима какая? Бывает... (холодная, морозная, снежная потому, что много снега)

    А снег какой? (снег белый, пушистый, холодный, мягкий)

    А ещё какой снег бывает? (Ещё снег бывает рассыпчатым, когда морозы, и липким - когда тёплые дни. Вот тогда снег липкий, можно лепить снеговиков, разные фигурки из снега)

    Ребята, скажите мне, зима это хорошо? (Да)

    Почему хорошо, как вы думаете? (Зимой много снега, можно кататься на лыжах, санках, на коньках, играть в хоккей)

    А ещё зимой может быть плохо. Почему? Как вы думаете? (Потому что зимой бывает очень холодно, бывают сильные, метели, можно про­студиться и заболеть, дни становятся короткими, солнце греет слабо)

    Ребята, а вы знаете, что зима живёт в 3-х месяцах? Давайте назовём их, пожалуйста. (Это декабрь, январь, февраль)

    А сейчас я хочу пригласить вас на экскурсию (прогулку) в Зимний лес.

    Давайте мы с вами наденем тёплые брюки, носки, шубу и куртку тёплую, шапку, ва­ленки, сапоги, варежки, завяжем шарфы и отправимся в зимний лес, посмотрим, как живут и спасаются от морозов звери и птицы в лесу.

    Дети входят в лес.

    Ой, ребята, посмотрите какой красивый зимний лес. Идём тихо, ребята, по хрустящему снегу. Мы видим в лесу деревья, у которых листочки остались под снегом, зимой наши деревья отдыхают.

    Только ёлочка «Зимой и летом одним цветом». Почему?

    (Потому что у ёлочки иголки и зимой, и летом зелёные)

    А какие животные живут в лесу? (Заяц, лиса, волк, медведь)

    Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие, животные)

    Лиза, а почему их называют диким? (Потому что у них нет хозяина и они живут в лесу, и сами себе добывают еду)

    Ребята, послушайте загадку

    Маленький, беленький,

    По лесу прыг-прыг,

    По снежку тык-тык.

    Это кто? (Зайчик)

    Правильно. Ой, а вот и зайчик сидит.

    Ребята, а зайчик какой? (Шубка белая, хвост короткий)

    Почему у него зимой шубка белая, вы не знаете? Потому что он прячется от врагов в снегу.

    Чем зайчик питается? Как вы думаете? Зайчик днём спит, а ночью ходит на кормёжку.

    Зимой он питается корой молодых осинок, ив, берёз - корой деревьев.

    А сейчас мы поиграем в игру «Зайка беленький сидит».

    Игра «Зайка беленький сидит»

    Молодцы! А вот другая загадка:

    Он в берлоге спит зимой

    Под большущею сосной,

    А когда придет весна

    Проснется ото сна (Медведь)

    А вот и мишка - спит под ёлочкой.

    Ребята, а когда просыпается медведь? (Когда наступит тепло. Весной)

    А где он спит? Чем питается? (сосёт лапу) Молодцы!

    Хвост пушистый,

    Мех золотистый

    В лесу живёт,

    В деревне кур крадёт.

    Это кто? (Лиса)

    Ребята, а как лиса зимует в лесу?

    Ходит она тихонько, не слышно. Питается мышами. Лиса слышит хорошо и поэтому слышит мышек под снегом. От холода ей помогает спасаться её тёп­лая пушистая, густая шубка.

    Давайте походим как лисичка. Физ. минутка

    Ребята, а вы знаете, кто ещё живёт в лесу? (Ответы детей) А вот и белочка. Алиса, расскажи, где живёт белочка. (В дупле на дереве)

    Чем белочка питается зимой? (грибочками, орешками)

    Откуда она берёт их зимой? (Она собирала их летом и сушила)

    Зверей мы всех увидели. Посмотрите, кто это сидит на дереве? (Птицы)

    Каких птиц вы видите?

    Как называют птиц, которые живут зимой в лесу? (Зимующие птицы)

    Птиц бывает много. Некоторые из них улетают в тёплые края, их называют перелётными.

    Они питаются червяками и пауками. Эти птицы боятся холода, и когда у нас зима они улетают в тёплые края.

    А как мы с вами должны заботиться о птицах, нам расскажет Коля. (Подкармливать хлебными крошками, семечками)

    Мы пришли в зимний лес.(ходьба).

    Сколько здесь вокруг чудес!(разводят руки).

    Справа – березка в шубе стоит,(руку отводят в указанную сторону),

    Слева елка на нас глядит.(прослеживают взглядом).

    Снежинки в небе кружатся,(движение фонарики и смотрят вверх).

    На землю красиво ложатся.(кружатся, приседают).

    Вот и зайка проскакал,(прыжки).

    От лесы он убежал.

    Это серый волк рыщет,(руки на поясе, наклоны в стороны).

    Он себе добычу ищет!

    Все мы спрячемся сейчас,(приседают, прячутся).

    Не найдет тогда он нас!

    Лишь медведь в берлоге спит,(имитируют сон).

    Так всю зиму и проспит.

    Пролетают снегири(имитируют полет).

    Как красивы они!

    В лесу красота и покой,(разводят руками).

    А нам пора домой.

    Ребята, вот и закончилась наша с вами прогулка по зимнему лесу. Понравилось вам? Давайте вместе вспомним:

    Про какое время года мы сегодня говорили?

    Про каких животных мы рассказывали?

    Молодцы! А сейчас мы с вами вернёмся обратно в детский сад.

    Летом ботаник смотрит вниз, а зоолог – вверх: под ногами растут самые разные травы, а над головой поют всевозможные птицы. Зимой все наоборот: на снегу, закрывшем зеленый покров, зоолог находит множество следов. Ботаник же в это время всецело поглощен общением с гигантами растительного мира – деревьями.

    Большинство деревьев на зиму сбрасывает листья и открывает нам тайны своей судьбы. Причудливый узор стволов и ветвей способен рассказать опытному наблюдателю о важнейших этапах жизни дерева, поведать об условиях, в которых оно растет.

    Зимой легко видеть всю структуру леса: самые высокие деревья – первый ярус, их догоняет второй, еще ниже подрост, подлесок – все прозрачно и четко видно далеко вокруг. Зайдя в зимний лес, первым делом попробуйте рассмотреть эти лесные этажи.

    Давайте разберемся с нижними этажами. Обычный человек, не ботаник, назвал бы все это кустами. Ботаник же без труда укажет вам будущих великанов – вот они, молодые деревца, которые через несколько десятков лет будут оправдывать название «лес». Но прежде чем они раскинут над нашими головами свой зеленый шатер, им предстоит жестокая борьба за выживание. Большая часть лесного подроста обречена на гибель – такова цена естественного отбора.

    Под пологом леса прорастают, живут, плодоносят и отмирают многие «кусты». Поэтому они и называются подлеском. Но и они не все одинаковы.

    Вполне доволен жизнью в тени более мощных собратьев бересклет. Зимой его нетрудно узнать по тонким зеленым веточкам, сплошь усеянным пупырышками. Недаром его называют бересклет бородавчатый . Согласна с ним и крушина ломкая – вот ее веточки, черные с беловатыми чечевичками. Эти кустарники только в очень редких случаях можно встретить где-нибудь далеко от леса.

    Орешник, или лещина, тоже чувствует себя в лесу хорошо. Разрастается он здесь густо, его тонкие стволики вырастают выше человеческого роста. Зимой и в лесу, и на вырубке вы всегда его узнаете: молодые веточки коричневого цвета опушены коричневыми волосками, а на концах некоторых веточек встречаются 2–3 сережки – это соцветия мужских цветков орешника. Как только весной побегут первые ручьи, сережки сначала заметно потолстеют, потом вытянутся, станут рыхлыми, пожелтеют, и из них полетит пыльца. А в это же время из боковых почек высунутся малюсенькие красные рыльца женских цветков. На них осядет пыльца, а осенью на их месте появятся орехи. Особенно хорош орешник на вырубках. Стволики силой наливаются, образуя высоченные сильные кусты. На вершине – самые крупные орехи, а попробуй-ка до них доберись! Не так-то легко нагнуть нужную ветку.

    Есть в подлеске и такие растения, которые всю жизнь мечтают о вырубке или опушке. Такова, к примеру, рябина. На открытом месте она – невысокое раскидистое дерево, каждый год дающее огромный урожай. На опушке она тонка, изящна, но тоже приносит большой урожай; ее отягощенные плодами ветви клонятся в сторону от леса. Зато в лесу это самый что ни на есть разне-счастный подлесок: на длинном тонком прутике летом вырастает всего 2–3 листа. Зимой вы без труда узнаете этот бледно-серый прутик. Как и у орешника, молодые веточки и почки рябины опушены, но только волоски у нее не коричневые, а белые.

    А теперь давайте поговорим о признаках, по которым можно отличить друг от друга разные растения зимой, поподробнее.

    Зимой отличить друг от друга древесные растения не сложнее, чем летом. Однако здесь нужна некоторая сноровка. Летом мы ориентируемся в основном по листьям деревьев. Видов деревьев не так уж много, и мы позволяем себе ориентироваться по этому весьма сомнительному признаку. Нам незачем обращать внимание на места произрастания деревьев, их величину, форму кроны, цвет и внешний вид ветвей. И так понятно, что клен – это клен, а дуб – это дуб. Иное дело – зимой. Теперь нам приходится призвать на помощь весь наш жизненный опыт, интуицию, наблюдательность.

    Определить растение зимой проще всего, имея перед глазами его ветку. Она может быть тонкая, как у березы, или толстая, как у ясеня, голая, как у липы, или опушенная, как у рябины. Кроме того, у каждого растения свой цвет коры. Иногда именно благодаря коре растения и получают названия.

    Возле нашей школы растет кустарник – спиш кроваво-красный . Осенью ребята, ходившие ко мне на кружок, никак не могли запомнить это название. Им трудно было понять, почему это растение с крупными широколанцетными листьями и белыми ягодками-бусинками так странно называется. Но вот пришла зима, и я снова спросила ребят, что это за растение. «Ну, этот... красный... кровавый... Кроваво-красный, вот!» – заголосили наперебой ребята. «Наконец-то вы его запомнили. Совершенно верно, это спиш кроваво-красный», – обрадовалась я. И тут один мальчик повернулся к кусту и сказал ему: «А-а, теперь-то я понял: когда ты спишь, ты кроваво-красный!»

    Есть и другие растения, которые получили свои названия скорее всего зимой. Я уже рассказывала вам о бересклете бородавчатом. Все знают березу плакучую, или бородавчатую. «Бородавки» на ветвях этих растений – это чечевички, еще один важный зимний определительный признак.

    Чечевички нужны растению для того, чтобы обмениваться газами с окружающей средой, или «дышать». В этих местах кора более рыхлая, и через нее без труда проходит воздух. Чечевички могут быть круглыми и овальными, крупными и еле заметными, иметь продольное или поперечное направление, их может быть много или мало. Кроме того, различаются они и по цвету. Принесите с улицы несколько ветвей различных растений, найдите на них чечевички и убедитесь в этом сами.

    Побеги серой ольхи с боковой (а) и верхушечной (б) почками

    Теперь обратите внимание на почки. Они бывают крупными или мелкими, смолистыми или опушенными, могут прижиматься к стеблю или отставать от него, а могут даже сидеть на ножках, как у ольхи.

    Почки покрыты почечными чешуями – видоизмененными листьями, защищающими нежные ткани внутри почки. Почечные чешуи могут отличаться по форме и количеству. Так, у ивы и липы почечных чешуй всего две, а у дуба их около двадцати.

    Не забывайте, что почки располагаются в пазухах листьев. Если у растения листорасположение очередное, то так же будут располагаться и почки. Если супротивное, то и почки будут располагаться друг напротив друга.

    Но и сами листья не пропали бесследно. Там, где они прикреплялись к стеблю, остались следы – листовые рубцы. У разных видов растений они различаются формой и размерами. Небольшие черешки березы оставят маленькие листовые рубцы, а от крупных листьев ясеня и рубцы останутся большие. Если вы внимательно посмотрите на довольно крупный листовой рубец, то заметите на нем точечки. Как вы думаете, что это такое? Конечно же, это следы жилок. Бывает, что веточки близких видов растений можно отличить только по количеству жилок на листовых рубцах.

    На стеблях древесных растений есть и следы почечных чешуй. Поскольку почечные чешуи защищают почку со всех сторон, их следы тоже будут располагаться по кругу, близко друг от друга. Поэтому ботаники и называют их почечным кольцом. А важны для нас эти рубцы потому, что они ограничивают участки побега, выросшие за один год. Посудите сами: весной почки раскроются, почечные чешуи отпадут, и почечное кольцо покажет нам начало нового побега. Если вы проследите взглядом от вершины вниз по побегу, то без труда заметите прошлогоднее почечное кольцо. Веточки первого и второго года обычно отличаются друг от друга и по цвету, так что найти прирост этого года не составляет труда.

    Мы уже говорили, что побеги деревьев и кустарников бывают очень разными. Одни побеги – стройные, прямые, длинные. Называются такие побеги удлиненными, листья на них располагались на некотором расстоянии друг от друга. Другие побеги короткие, кора на них как будто сморщенная. Если приглядеться получше, можно заметить, что «сморщенной» кора оказалась оттого, что листовые рубцы и почечные кольца расположены очень близко друг от друга. Получается, что здесь не было просвета между черешками. Листья образовали розетку. Такие побеги носят название укороченных.

    Летом удлиненные побеги обеспечивают растению быстрый рост, а укороченные помогают сделать крону более густой – ведь листья сидят на них почти без промежутков. У некоторых деревьев, например рябины и яблони, на укороченных побегах растут цветы, а потом развиваются плоды. Поэтому у плодовых деревьев такие побеги называют плодушками.

    Иногда дачники пытаются обрезать деревья в своем саду, не зная, как это правильно сделать. При этом они часто обрезают именно эти побеги – они кажутся им уродливыми, больными, растущими не на своем месте (еще бы, их удлиненные собратья давно их обогнали!). После такой обрезки еще долго придется ждать урожая.

    В некоторых странах, например в Венгрии, поступают иначе. Яблоням не дают вырасти выше человеческого роста, и вся крона таких деревьев состоит из одних плодушек. Растут яблони рядами, на таком расстоянии, чтобы только-только друг другу не мешать, а тянутся эти ряды до самого горизонта. Вот и получается, что хоть Венгрия и маленькая страна, но на московских прилавках не переводятся венгерские яблочки.

    А теперь, когда мы знаем, по каким признакам отличаются друг от друга ветки разных растений, давайте вернемся в лес. Дома или в классе, имея перед собой книжку-определитель и несколько веточек, распознать растения очень просто. Но как быть в лесу? Как определить, например, деревья самого верхнего, первого, яруса? Ведь до их ветвей нелегко добраться.

    Вот тут-то и пришло время поучиться быть натуралистами. Натуралист – это человек, который изучает природу, но микроскопам и лаборатории предпочитает прогулки на свежем воздухе и непосредственное общение с животными и растениями. Каждый уважающий себя натуралист умеет обращаться с микроскопами и определителями, но делает это только в случае необходимости. Он узнает зверей по следам, птиц – по голосу, растения – по внешнему облику. Поэтому и в зимнем лесу опытный натуралист сможет назвать все или почти все деревья и кустарники, не сломав ни одной ветки.

    Вот мы и в лесу. Вокруг нас пушистые коричневые веточки с сережками – это лещина. А над головами тянут к небу черные ветви пока еще не известные нам деревья. Стволы этих деревьев тоже черные, а кроны корявые. Сила, непоколебимость, выносливость – такими эпитетами хочется наделить эти растения. Похоже, это дубы . Попробуем подтвердить нашу догадку. Ветка дуба несколько лет растет верхушкой, а потом перевершинивается – верхушечная почка отмирает, и ее дело продолжает одна из боковых. Поэтому и кроны у дубов корявые. Если нам удастся раздобыть веточку этого дерева, то мы сразу обратим внимание на почки с множеством почечных чешуй. Но охотиться за веткой тоже не всегда нужно – сухой листик, за–стрявший в развилке ветвей, может быть достаточным признаком. Как бы в знак согласия кивают от дуновения ветерка и коричневые веточки с сережками на ближайшем кустарнике: орешник и дуб – большие друзья.

    Между черными стволами дубов проглядывают белые стволы берез. Их здесь немного, и все они очень старые. Значит, раньше на этом месте был березняк.

    Березняк – светлый лес, в нем всегда густая трава, и часто бывает трудно пройти из-за зарослей кустарников и молодых деревьев. Под сенью березняка и начали расти дубы. Со временем крошки становились все выше, их кожистые листья начали образовывать более плотный полог леса. В лесу стало темнее, и многие березки отмерли, не выдержав недостатка света. А другие к тому времени просто состарились. Березняк сменился дубравой.

    А вот здесь, на окраине леса, растут липы . Они ниже дубов, и кроны у них более правильной формы. К тому же кора липы не такая толстая, как у дуба. Молодые побеги липы красноватые, а почки прикрыты всего двумя почечными чешуями. Одна чешуя больше другой, поэтому внешне эти почки напоминают боксерские перчатки. Сам побег неровный. Он растет как бы зигзагами от одной почки к другой. И заканчивается побег не верхушечной почкой, а пазушной. Верхушечная почка должна расти на самом верху побега, а около этой виден листовой след.

    Липа первой сообщает нам о приближении весны. Как только начинают двигаться по дереву соки, молодые веточки липы становятся зелеными, и только когда появятся на них листья, они снова приобретут характерный красноватый оттенок.

    На опушках и просеках то здесь, то там можно встретить коренастые деревца с зеленой корой. Это осины . Осины иногда можно спутать с их родственниками – ивами . И правда, кора на ветках зеленая, а под почечными чешуями – белые «хомячки» зачаточных соцветий. Только у осины почечных чешуй не две, как у ивы, а много. Осина – дерево, а ивы обычно имеют форму кустарника. Осина встречается в более сухих местах, а ива – во влажных. У осины крона корявая, потому что у нее есть не только удлиненные побеги, как у ивы, а еще и укороченные, как у тополя.

    По берегам рек часто можно встретить непролазные заросли деревьев с серой корой. Это – серая ольха . Мы уже знаем, что у нее почки сидят на ножках. Отличить ее можно еще по... шишкам. И правда, соплодия ольхи похожи на самые настоящие шишки, как у ели или сосны. В детстве мне это казалось каким-то чудом: я думала, что ольха – это гибрид лиственного и хвойного дерева. Но потом я узнала, что такого не бывает, что шишечки ольхи – это просто видоизмененные сережки, как у березы, только покороче, потолще и одеревеневшие. Оказывается, ольха – родственница березы и лещины. Все эти растения относятся к семейству березовых.

    Это лишь некоторые растения, с которыми вы можете встретиться в зимнем лесу. Распознать другие деревья и кустарники зимой вам помогут специальные определители и собственный опыт.

    Вы наверняка знаете, какие растения растут возле вашего дома и школы, во дворе и по дороге к магазину. Запомните их зимний облик и попробуйте узнать эти растения, оказавшись в незнакомом месте. Летом отмечайте для себя те черты растения, которые помогут вам узнать его и зимой. Обращайте внимание не только на вид побегов и почек, но и на форму кроны, а также на места, где эти растения встречаются.

    Природа России немыслима без зимы. Те, кто по-настоящему интересуется природой родного края, обязательно должны научиться видеть ее богатство и красоту в любое время года.

    19.08.2015 2798 0

    Цели: познакомить детей с отличительными признаками деревьев и кустарников зимой; закреплять правила поведения в природе; развивать мышление, внимание; воспитывать бережное отношение к природе родного края.

    Оборудование: семена деревьев и кустарников; корм для птиц.

    Ход урока

    I. Сообщение темы урока.

    – Сегодня мы отправимся в зимний парк. Мы будем учиться узнавать деревья и кустарники по их силуэтам.

    Учитель проводит инструктаж о правилах поведения во время экскурсии: при продвижении по маршруту не забегать вперед, но и не отставать, продвигаться парами, разговаривать тихо, не кричать, все время держать друг друга в поле зрения (учитель определяет, кто за кого отвечает во время продвижения по маршруту), во время беседы стоять полукругом на расстоянии вытянутой руки от учителя.

    II. Основная часть экскурсии.

    Во время проведения экскурсии учитель подходит с учащимися к тому или иному растению, учит их на практике различать деревья и кустарники, обращая внимание на силуэт кроны, цвет коры, внешний вид почек.

    – Обратите внимание на белый цвет коры дерева. Как оно называется? (Это береза.)

    Белый цвет коры березы объясняется наличием в ней белого красящего вещества – бетулина.

    Если провести по стволу темной рукавичкой, на ней появится белый налет, как будто прислонился к побеленной стене. А почему на стволе березы видны темные черточки, которые идут поперек ствола? Оказывается, это чечевички – специальные отдушины, через которые летом проходит воздух к живым внутренним тканям ствола березы. Сама береста для воздуха непроницаема. Не будь чечевичек, дерево буквально задохнулось бы. Но на зиму чечевички наглухо запечатываются – в холодное время года дерево почти не дышит.

    – Рассмотрите следующее дерево. (Учитель останавливает детей около дуба.)

    – Обратите внимание на его ветви. Как называется это дерево? (Дуб.)

    – Почему у дуба ветки корявые?

    – Почему дуб зимой стоит с бурой листвой, а не сбрасывает листья, как другие деревья? (Предположения детей.)

    – Разгадка кроется в родословной дуба. Многие его родственники, обитающие в субтропиках, остаются зелеными и зимой. Наш дуб унаследовал от них способность сохранять листву, но климат не позволяет нашему дубу зимой «зеленеть», листья гибнут от холода и теряют зеленый цвет, но остаются на дереве.

    – Издали это дерево похоже на дуб. Но когда присмотритесь внимательнее, то увидите его особенности. У вяза крупные боковые ветви отходят от главного ствола под острым углом. Молодые веточки расположены густо и придают дереву «пушистый вид». У вяза древесина такая плотная, что когда приходится рубить дерево, топор прямо-таки «вязнет» в ней. Отсюда дерево и получило свое название.

    – Рассмотрите следующее дерево. (Учитель показывает осину.)

    – Осину можно узнать по гладкому и очень зеленому по сравнению с другими деревьями стволу. Он у нее ровный и только на самом верху разрастается шапкой курчавых ветвей.

    – Лиственница – хвойное дерево. Она сбрасывает на зиму хвоинки, за что и получила свое название. Зимой лиственница стоит голая, с растопыренными черными ветвями. Узнать ее можно по оставшимся на ветвях большим круглым шишкам.

    – Сравните крону, хвою, шишки сосны и ели.

    – У сосны иголочки-хвоинки гораздо длиннее и мягче, сидят парами, а у ели – короткие, колючие и прикреплены поодиночке.

    У сосны шишки небольшие, с одного конца заостренные, а у ели – длинные, ровные, большие.

    – Рассмотрите хвойный кустарник. Как он называется? (Можжевельник.)

    – Хвоинки можжевельника не похожи на хвою ели и сосны. Они плоские, неколючие, сизо-зеленого цвета. Сидят они на веточках по три вместе.

    – Узнавать деревья и кустарники зимой в природе можно и по запаху древесины. Особенный запах у древесины дуба – густой и терпкий, чуть-чуть с кислинкой. Специфический «карандашный» запах у можжевельника. Дело в том, что из его древесины делают карандаши, точнее их «одежду». Своеобразный, чуть-чуть «дегтярный» запах имеет древесина осины.

    По запаху почек можно узнать черную смородину. Они пахнут очень приятно. А вот у почек бузины запах неприятный. Своеобразный запах у клейких заостренных почек тополя. Сами почки шерстисто-пушистые, покрытые крупными коричневыми чешуями. Сидят почки на веточках поочередно: одна справа, другая слева, следующая опять справа, другая опять слева, и так до самой верхушки. Необычны почки у крушины ломкой. У них нет почечных чешуй. Каждая почка – пучок крохотных бурых зачатков листьев. Будущие листья зимуют совершенно открыто. Наступит весна, и крохотные бурые листовые зачатки превратятся в обычные зеленые листья. У всех других наших деревьев и кустарников зачатки листьев спрятаны внутри почек под «футляром» из плотных чешуй.

    III. Итог экскурсии.

    – Что нового вы узнали на экскурсии?

    – Какие деревья и кустарники встретили на экскурсии?

    – По каким признакам мы учились узнавать деревья и кустарники? (По кроне, почкам, плодам, запаху древесины, запаху почек.)

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!