Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Что изобрел илон макс. Изгой-заучка, выскочка или гений? Начало истории Илона Маска, «придумавшего» SpaceX и Tesla

Экстраординарный инженер Илон Маск приблизил каждого из нас на несколько шагов к тому самому будущему, о котором писали писатели-фантасты.

Так когда же на Марсе зацветут яблони, а поезда будут ездить по земле со сверхзвуковой скоростью?

Электрокар Tesla

Маск стал тем человеком, который смог сделать подобную машину объектом вожделения миллионов водителей во всём мире. У него просто звериное чутьё на всё высокотехнологичное и продвинутое. Именно поэтому инженер Мартин Эберхард (отец-основатель концерна Tesla Motors и автор бизнес-идеи) обратился к нему за помощью в реализации проекта по созданию экологичного и стильного автомобиля будущего. Обратился, надо сказать, к кому надо!


Фото: pixabay.com

Илон Маск вложил в создание концерна кучу денег, вырученных от продажи PayPal – он как раз искал какой-нибудь интересный проект для инвестиций.

PayPal - это самая популярная в мире международная платёжная система. Илон Маск сумел объединить собственный аналогичный проект X.com и PayPal. На данный момент PayPal является самым безопасным электронным способом оплаты покупок в интернете - все личные данные пользователя защищены даже от самых искушённых хакеров.

В 2002 году Маск выручил почти 200 млн долларов после того, как знаменитый интернет-аукцион eBay приобрёл этот сервис.

Всё мгновенно завертелось, закрутилось, и буквально через несколько лет Tesla Model S стала прорывом в автомобильной индустрии. Огромная панорамная крыша, почти 500 километров автономного хода, сумасшедшая скорость со старта и, конечно, экологичность.

В конце июля этого года состоялась презентация нового творения концерна Tesla Model 3. Никаких ручек, кнопок и переключателей - только невероятных размеров сенсорный экран и руль. Просто космический корабль, а не машина. Специалисты уверены, что популяризация электрокаров и вытеснение ими с дорог автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, «оздоровит» экологию нашей планеты. Чистый воздух снова станет обычным делом.

Многоразовые ракеты-носители и колонизация Марса

Ещё 15 лет назад Маск начал воплощать в жизнь свои детские мечты - он принялся проектировать и строить космические корабли. Его компания SpaceX стала символом новой эпохи в покорении космоса. Буквально в прошлом году детище Илона - ракета Falcon 9 вернулась с околоземной орбиты обратно на Землю и села на роботизированную платформу в океане. Небывалое событие!

Вообще, когда многоразовые ракеты станут обычным делом, полёты в космос сильно подешевеют, а это значит лишь одно - мы сможем досконально изучить все планеты Солнечной системы.

Созданный SpaceX космичесий грузовик Dragon способен возвращаться на Землю с несколькими тоннами груза на борту. В ближайшем будущем Маск планирует использовать этот корабль, а также пилотируемый модуль Dragon V2 и ракету-носитель Falcon Heavy во время первой в истории человечества экспедиции на Марс. Уже сейчас изобретатель серьёзно работает над проектированием жилых модулей, скафандров, аппаратов жизнеобеспечения и прочих агрегатов, которые помогут людям жить и работать на Красной планете.

В прошлом году Илон Маск во время своего выступления на очередном конгрессе Международной федерации астронавтики в Мексике заявил, что он и его коллеги способны спасти Землю от перенаселения. Он предполагает, что первые колонизаторы могут появиться на Марсе уже через 50 лет. Маск уже даже придумал специальное ракетное топливо, ингредиенты для которого можно будет добывать из недр столько лет манящей человека планеты. Вообще весь его проект основан на принципах многоразовости, и возможности дозаправки кораблей в космосе.

Супер-поезд Hyperloop

Ну а теперь с небес на Землю: вполне возможно, что скоро мы будем носиться в придуманных Илоном Маском футуристических вакуумных поездах. Вообще этот вид транспорта поездом назвать сложно - капсула с пассажирами, по задумке изобретателя, будет «летать» внутри специальной вакуумной трубы. А может там расположатся мощные магниты - точного решения пока не принято, однако первые испытания проекта, который получил название Hyperloop (Гиперпетля), уже вовсю проходят в американской пустыне Невада.

Разгонный двигатель у капсулы будет само собой электрический. Самое интересное, что «поезд» будет не столько потреблять, сколько вырабатывать электроэнергию. Её можно продавать, а вырученные деньги тратить на строительство новых участков вакуумного трубопровода.

Пока разогнать прототип капсулы до обещанных Маском 1200 км/ч не удалось, однако соратники изобретателя работают не покладая рук, чтобы в ближайшем будущем всё-таки воплотить этот проект в жизнь.

Стоимость постройки первого участка трубопровода для сверхскоростных путешествий составляет 60 млрд долларов. Первые «поезда» по задумке создателей свяжут Лос-Анджелес и Сан-Франциско. Сам Маск такую сумму не потянет - он надеется на прогрессивных инвесторов. Кстати, окупиться проект должен по предварительным прогнозам в течение 20 лет.

Аккумулятор для дома

Илон Маск находится буквально в одном шаге от решения проблемы дефицита электроэнергии. Tesla Motors уже выпустила революционный аккумулятор для решения вопроса автономного электроснабжения дома или квартиры. Агрегат получил название Powerwall.

Днём он заряжается от солнечных батарей, а ночью питает энергией холодильник, сплит-систему и прочие бытовые приборы, которые работают круглые сутки. Счастливые обладатели Powerwall абсолютно не боятся отключения света. Весит он целый центнер, однако выглядит очень красиво.

Маск вообще «повёрнут» на теме энергосбережения: он буквально завесил тысячи зданий в Калифонии солнечными батареями, которые производит ещё одна его компания Solarcity. Мир уже никогда не будет прежним после того, как в него пришёл такой человек, как Илон Рив Маск.

Один американский журналист очень точно описал Илона Маска как «нечто среднее между Стивом Джобсом и Жюлем Верном». Ведь наш 45-летний герой не просто гениальный бизнесмен и талантливый инженер, он в первую очередь неисправимый фантазер и искатель приключений. Именно жажда неизведанного, а не наживы, заставляет его тратить львиную долю своего состояния на развитие космического туризма. Он одну за другой посылает свои ракеты SpaceX Falcon в космос, не обращая внимания на неудачи и расходы. Билеты на его космические рейсы уже продаются. Кстати, одним из тех, кто уже забронировал себе место в его ракете, стал мэр Днепра Борис Филатов.

Сделать Землю лучше и улететь на Марс

Это, так сказать, ближайшие планы. В перспективе же Илон собирается ни много ни мало колонизировать Марс! «Я планирую умереть на Красной планете, - говорит он с улыбкой журналистам. - Но только не при посадке».

Фантазия Маска стремится не только в небо, но и вглубь Земли. Как-то, изнывая в лос-анджелесской пробке, он подумал: «Почему бы не построить подземный скоростной поезд, который будет носиться между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско со скоростью 700 миль в час без пробок и задержек в пути?» Любой другой бизнесмен отбросил бы эту идею как абсурдную, а Илон Маск начал рыть испытательный туннель.

Он из тех бизнесменов, которые видят свою цель не в том, чтобы заработать все деньги мира, а в том, чтобы изменить нашу планету. Сделать ее более удобной для жизни и потом со спокойной душой улететь жить на Марс. Один из самых успешных и популярных проектов Илона - это автомобиль «Тесла». Его электромобиль заставил поверить весь мир, что такие машины на самом деле могут быть удобными, эффективными и даже сексуальными. Благодаря ему и «Тесле», сегодня уже никто не отрицает, что повальная автомобильная электрификация - дело ближайших лет. Это значит, что планета вскоре окончательно распрощается с сырьевой экономикой и вредными выбросами в атмосферу от бензиновых двигателей.

Аккумуляторные батареи, придуманные для «Теслы», пригодились и в других областях жизни. В связке с разработанными Маском солнечными батареями и солнечной черепицей они способны полностью электрифицировать дома простых американцев и других землян. Это огромный вклад в экологию планеты, который будет с каждым годом только увеличиваться.

Единственная область, в которой Илон Маск не преуспел, эта семейные отношения. Два его брака, начавшись с красивых романов, заканчивались скандалами и разводами, причем всегда по вине Маска. Как бы сильно ни любили Илона его женщины, они не могли конкурировать с главной страстью его жизни - работой.


Стартап-жена и пятеро сыновей

Со своей будущей женой и матерью пяти сыновей, писательницей Джастин Уилсон, изобретатель познакомился в университетском кампусе канадского города Кингстон, куда приехал учиться из родной Южной Африки. Симпатичная серьезная студентка с репутацией недотроги, мечтающая о карьере литератора, показалась Маску идеальной спутницей для такого амбициозного молодого человека, как он. Поэтому не смутился, когда Джастин не пришла на их первое свидание и терпеливо продолжил ухаживать за девушкой.

«Моим кавалерам обычно не нравилось, что я хотела быть лучшей во всем, но Илона, похоже, наоборот это привлекало, - вспоминает Джастин. - Как-то в книжном магазине я указала на полки и сказала, что не успокоюсь, пока там не будут стоять и мои книги. Он посмотрел на меня с восхищением и сказал: «Ты просто моя копия!»

Их роман, основанный не только на любви, но и на взаимном уважении, продолжался даже тогда, когда Илон уехал в США в Кремниевую долину создавать свою первую компанию, а Джастин отправилась работать в Японию. Первая жена бизнесмена вспоминает, что во время одного из редких свиданий Маск поинтересовался, сколько детей она бы хотела воспитывать. «Одного или двух, - ответила она, - но если бы я смогла позволить себе няньку, то и четверых». Илон засмеялся: «В этом разница между нами. Я просто планирую, что у нас будут няньки».


Первая любовь и жена Илона, канадская писательница Жюстин Маск

В 2000 году, после того как Илон просто на улице встал перед Джастин на одно колено и вручил ей кольцо, пара сыграла свадьбу. А незадолго до этого Маск обрел статус миллионера. Компанию Zip2, которую он создал вместе со своим братом Кимбелом, успешно поглотила более крупная корпорация, и молодой бизнесмен получил от сделки 22 миллиона долларов. На эти деньги он приобрел свой первый роскошный особняк, личный самолет, суперавтомобиль McLaren F1 стоимостью миллион долларов, а также создал платежную систему PayPal - благодаря ей о Маске впервые заговорили, как о бизнесмене, который меняет мир.


Жюстин с новым спутником

Через два месяца после свадьбы Илон Маск принес домой брачный договор, в котором оговаривались имущественные права супругов в случае развода. Он сказал, что на таком документе настаивает совет директоров PayPal. «Мне хотелось протестовать, - говорила Джастин, - зачем это, если мы родственные души? Но я промолчала. В конце концов, я ведь вышла за него замуж потому, что доверяла».

Джастин согласилась поставить подпись под документом, но именно тогда их роман и дал первую трещину. В 2002 году Маск продал PayPal компании eBay за 100 миллионов долларов, и они с женой перебрались жить в элитный лос-анджелесский район Бель-Эйр, где стали соседями голливудских звезд и других знаменитостей. У пары родился первенец Невада Александр. Маск был счастлив, все складывалось так, как он мечтал и планировал. Но на десятой неделе жизни во время сна Невада неожиданно перестал дышать. Когда медики оживили малыша, было уже слишком поздно - его мозг спасти не удалось. Супруги отреагировали на смерть сына по-разному. Маск еще больше ушел в работу и запретил дома говорить о смерти ребенка. «Это в прошлом, смотрим в будущее», - таков был его подход к трагедии. Джастин же чувствовала себя подавленной и одинокой.


У Илона очень стильная и красивая мама. В свои 68 лет Майе Маск участвует в рекламных кампаниях ведущих брендов как модель и фэшн-икона.

Однако женщина поддерживала желание мужа как можно скорее родить снова. Чтобы ускорить процесс, супруги обратились к лучшим специалистам по искусственному оплодотворению, с помощью которых у пары в 2004 году родились близнецы Гриффин и Ксавьер, а в 2006-м тройнята Дэмиан, Саксон и Кай.

Казалось, что все проблемы остались в прошлом. Но, по словам Джастин, доверие между ней и мужем, которое ушло из их спальни после смерти первенца, так и не вернулось. Больше всего ее расстраивало, что Илона устраивало такое положение дел - он был женат на своей работе и не понимал, или не хотел понимать, чем недовольна супруга.

«Это была жизнь, о которой мечтают, - делится Джастин. - Привилегированная и фантастическая. Но весь этот блеск не мог спрятать пустоты. Илон был одержим своими проектами. Даже когда он бывал дома, его мысли витали где-то далеко. Мне не хватало долгих разговоров по душам, интимности и сочувствия. Признаю, я не создана для того, чтобы содержать идеальный дом или быть идеальной хозяйкой для гостей. Я больше не могла сдерживать скуку, когда во время приемов мужчины говорили, а женщины притворно улыбались и слушали».


Осознав, что их брак окончательно превратился из союза двух партнеров и родственных душ в брак звезды бизнеса и домохозяйки, Джастин поставила перед мужем ультиматум: или мы идем на курсы по преодолению семейных трудностей, или расстаемся. Маск неохотно согласился, но вскоре предложил жене развод. Вот тут-то Джастин и вспомнила документ, который муж заставил ее подписать по настоянию совета директоров. Когда женщина внимательно ознакомилась с его содержимым, то подала на Маска в суд, в результате чего их отношения окончательно испортились.

Сейчас супруги имеют равные права на пятерых сыновей, но бизнесмен не простил Джастин того, что она сделала их разрыв публичным. В дом бывшей жены за сыновьями приезжают его ассистенты. «Если бы у меня был выбор, я бы лучше вогнал себе вилку в руку, чем рассказывал о своей личной жизни, - заявил Илон. - Но, к сожалению, у меня не было выбора. Обо мне стали распространять неправду. А если ложь не опровергать, она вполне может сойти за правду».

«Я была для него женой-стартапом. Но я ни о чем не жалею, у меня есть пятеро сыновей и мои книги», - отвечает Джастин. После суда у женщины остался лос-анджелесский дом и около 20 миллионов долларов.

Любить нельзя расстаться

Зная, как расстались бывшие супруги, нельзя не удивиться тому, что у Джастин сложились хорошие отношения с новой пассией мужа, которая младше его на 14 лет. Когда писательница проведала, что Маск встречается с юной британской актрисой Талулой Райли, она написала девушке письмо: «Я бы хотела, чтобы наши отношения скорее напоминали французское кино, в котором две женщины становятся подругами и вместе размышляют о жизни, чем голливудский фильм, в котором одна из них должна быть «хорошей», а вторая «плохой», присутствуют драки и в конце кого-то выбрасывают с балкона».

Райли, для которой Маск стал первым мужчиной, ответила: «Да, давайте сделаем как французы». Неожиданная передача пальмовой ветви из рук первой жены в руки второй, скорее всего, объясняется тем, что опытная Джастин предвидела, каким кошмаром для неопытной Райли обернется роман с Маском.


Актриса и бизнесмен узаконили свои отношения в 2010-м, но уже в 2012-м Райли первый раз подала на развод. Не прошло и года, как Илон и Талула сыграли новую свадьбу, а в 2014-м девушка вновь подала на развод. Потом с интервалом в полгода она сперва отозвала свое заявление о разводе, затем снова направила в суд. Такие импульсивные поступки свидетельствуют, что Райли, с одной стороны, действительно любила мужа, а с другой - не могла долго выдержать стиль его жизни. Ведь Илон как и 10 и 20 лет назад в первую очередь был влюблен в свою работу, в свою ракету, в свою «Теслу», в другие проекты, а уже потом в женщину, которая рядом с ним.


«Мы с Илоном лучшие друзья, - призналась Талула недавно. - И все еще заботимся друг о друге. Если так будет всегда - это будет прекрасно. Когда вы с кем-то прожили восемь лет, пусть даже и с перерывами, то уже знаете, как любить этого человека. У нас очень хорошо получается любить и быть внимательными друг к другу. Если честно, мне очень не хватает его детей - я восемь лет занималась их воспитанием».


В свою очередь Маск так описал свои чувства: «Мы попробовали провести несколько месяцев отдельно, чтобы увидеть, станут ли наши сердца любить больше. К сожалению, этого не произошло. Я все еще люблю ее, но уже не влюблен. И я не могу ей дать того, чего она хочет. Было невыносимо оставаться женатым. Каждый день был слишком сложным».

Сейчас Илон переживает несерьезный романтический период с Эмбер Херд. Но если эти отношения перерастут в нечто большее, чем простая интрижка, актриса рискует столкнуться с тем же, что и ее предшественницы. С тем, что в доме Илона она всегда будет на втором месте после его любимой ракеты (в гостиной Маска на стене действительно висит кусок обшивки ракеты Falcon). Получится ли у Эмбер Херд продержаться с ним хотя бы пару лет? Возможно, ведь она три года терпела в своей спальне великого и ужасного Джонни Деппа.

Завтра компания SpaceX запустит два спутника, чтобы протестировать интернет для всей планеты. Каким был герой всех последних новостей Илон Маск в детстве и зачем он запускает интернет, ракеты, строит электрокары и собирается колонизировать Марс?

У Илона Маска ничего не получится — так сказал первый человек на Луне Нил Армстронг. Но пока что с именем Маска ассоциируются самые инновационные технологии: крупнейшая система онлайн-платежей, автокомпания, бросившая вызов гигантам индустрии, интернет для всей Земли и даже колонизация Марса.

Предками Илона были швейцарские немцы

Они перебрались в Штаты во время Войны за независимость, а оттуда — в Канаду. В 1950 году родители Маска переехали в ЮАР. Там Илон родился и вырос.

Программированием и бизнесом он начал заниматься еще в детстве

Один из самых успешных бизнесменов современности в детстве был типичным ботаником: очень много читал и неохотно шёл на контакт с ровесниками. К тому же он обладал фотографической памятью как у Шелдона Купера. В школе его не любили, однажды парня избили и сломали нос .

Когда Илону было 10, отец подарил ему компьютер. Мальчик сам научился программированию и уже через два года, в 12 лет, продал за $500 собственноручно написанную компьютерную игру. Позже Маск вложил деньги в акции, а когда продал их, смог себе позволить переезд в Канаду. Там он жил у родственников, пока не поступил в Стенфордский университет. Правда, вскоре бросил учёбу ради бизнеса.

Еще в молодости Маск хотел изменить мир

Во время обучения в колледже он решил, что займётся тем, что сильней всего изменит судьбу человечества. Для грандиозных планов нужны были деньги, и пока Маск запускал свою первую компанию Zip2, он жил в офисе, а в душ ходил на местный стадион. Это позволило сэкономить деньги на аренду жилья и поддержать стартап.

PayPal изменил расчёты в интернете

Компания появилась в результате слияния стартапа Маска X.com и его конкурента Confinity. Фирма появилась в начале нулевых, когда бизнес в интернете был синонимом технологичности, а возможности безналичного расчёта ограничивались банковскими картами.

Хотя у партнёров были разные взгляды на управление и развитие проекта, сотрудничество было настолько продуктивным, что в 2002 году компанию купил eBay. Вырученные деньги Илон Маск направил на подготовку своей главной мечты — полёта на Марс.

Tesla Motors бросает вызов автогигантам

Илон Маск не был основателем компании, но именно он сделал её успешной и известной во всём мире. Маск считает, что мир слишком зависим от углеводородов и стремится избавить человечество от этой зависимости. Компания с самого начала задумывалась как первый серийный производитель электромобилей и альтернатива нефтяной энергетике.

Маск участвовал в разработке первого электромобиля компании Tesla Roadster, а когда оказалось, что из-за просчётов модель окажется вдвое дороже запланированного, расходы на производство и даже уволил основателей компании. Чтобы поддержать компанию финансово, ему пришлось продать свой любимый болид McLaren F1. Вложение сил и средств оказались не напрасными: в 2010 году Tesla провела первое за 50 лет автомобильное IPO в США.

Hyperloop: поезд со скоростью самолёта

Еще один амбициозный проект Маска. Если лететь дорого, а ехать на поезде долго, можно лететь на поезде. Скорость нового вида транспорта на испытаниях уже , что сравнимо с самыми быстрыми поездами на магнитной подушке. В будущем максимальная скорость составит около 1200 км/ч.


Hyperloop представляет собой стоящую на опорах трубу с откачанным воздухом для уменьшения сопротивления. В трубе движется герметичная капсула с людьми внутри. Вся необходимая энергия будет вырабатываться солнечными батареями, установленными вдоль маршрута.

Маск будет использовать в Hyperloop наработки других своих проектов: электронику Tesla, солнечные батареи SolarCity и прочные сплавы SpaceX. Многие решения, которые будут применяться в Hyperloop, уже используются, например, в поездах на магнитной подушке.

Пари по твиттеру: Маск построил гигантский аккумулятор

В прошлом году в Австралии объявили чрезвычайную ситуацию в энергетике из-за дефицита газа и растущих цен на энергоресурсы. Тогда Маск поспорил в твиттере с правительством Австралии, что сможет построить огромную батарею мощностью 100 МВт и стоимостью $390 млн за сто дней, которая сможет накапливать и перенаправлять электроэнергию в случае перебоев питания. Если не вложится в сроки, пообещал он, реализует проект бесплатно.

Аккумулятор сконструировали раньше срока, а в конце декабря 2017 года он прошёл проверку в действии. После аварии на местной ТЭЦ аккумулятор нехватку электричества.

SpaceX: многоразовые ракеты и космический корабль

Маск основал SpaceX в 2002 году. Главная цель компании — сделать полёты в космос дешёвыми настолько, чтобы можно было колонизировать Марс. Для этого компания сконструировала многоразовые ракеты-носители Falcon и космический корабль Dragon. Компания использует компоненты собственной разработки, это позволяет снизить цену и контролировать качество.

Первые три запуска ракет Falcon завершились провалом. Но в апреле 2016 года ракета Falcon 9 впервые приземлилась на плавучую платформу. Это открыло новую эру в космонавтике, потому что дало возможность использовать ракеты повторно.

А 6 февраля этого года успешно приземлились ракеты Falcon Heavy, способные вывести на орбиту (почти втрое больше, чем шаттл).


Это первая ракета высокой грузоподъёмности, способная возвращаться на Землю. Её запуск обходится в $90 млн — в два с половиной раза дешевле, чем запуск шаттла.


Starlink: интернет для всей Земли

Идея обеспечить интернетом всю планету появилась в 2015 году. Маск планирует сперва запустить 800 спутников, которые покроют территорию США, а довести их количество до 4 425, объединив в систему под названием Starlink. Она обеспечит доступ ко всемирной паутине в тех местах, где раньше интернет был недоступен: в отдалённых районах или в горах. При этом система сможет перенаправлять сигнал в районы с большой нагрузкой.

Спутники будут находиться на околоземной орбите, ниже, чем обычные геостационарные спутники. Это нужно для ускорения передачи сигнала: у современных спутниковых провайдеров задержка составляет около 600 миллисекунд, а Маск рассчитывает на 25-35 мс и скорость 1 Гбит/с.

Конечно, бизнесмен делает всё это не из чистого человеколюбия: если проект Starlink удастся, он принесёт компании $30 млрд, это вдвое больше, чем зарабатывает сегодняшний лидер отрасли высокоскоростного интернета Comcast. Часть средств Маск направить на самый масштабный свой проект — колонизацию Марса.

Ради чего это всё: заселяем Марс

В июне 2017 года бизнесмен заявил, что собирается колонизировать Марс. По его мнению, необходимо для того, чтобы обезопасить нас от возможной глобальной катастрофы. То есть бизнесмен решил привычно диверсифицировать риски, но теперь по разным планетам: если с одной что-то случится, на другой люди выживут.

Для этого создадут Межпланетную транспортную систему с кораблями многоразового использования. Сейчас большинство ракет одноразовые. Представь, что для каждой новой поездки пришлось бы покупать новую машину.

Полёт на Марс будет разделён на две фазы: сначала многоразовая ракета-носитель выведет космические корабли на околоземную орбиту. На борту каждого из тысячи кораблей будет около 100 человек. Там они дождутся максимального сближения Земли и Марса, которое случается раз в 26 месяцев, и затем отправятся в полёт. Первый человек может высадиться на Марсе уже в 2024 году, а через 50-100 лет население Красной планеты может достичь 1 миллиона человек.

Чтобы полёт на Марс не превращался в добровольную ссылку, наладят движение и в обратную сторону. Для этого используют марсианские ресурсы: будут производить топливо из метана. Корабли можно будет дозаправлять прямо на орбите. Благодаря этому и многократному использованию стоимость полёта будет в районе .


В его достижения не верили даже коллеги

Когда Тесла начала конкурировать с бензиновыми автомобилями и бросила вызов нефтяной промышленности, представители традиционного автобизнеса заявляли, что электромобили навсегда останутся причудой любителей.

Сегодня крупнейшие автогиганты выпускают электромобили и гибриды, в конце прошлого года их количество в мире перевалило за , а к концу этого превысит 5 млн. Уже сегодня на дорогах Китая и Норвегии треть машин — электрокары.


Астронавт Нил Армстронг выступал против коммерческих космических полётов, а известный астрофизик Нил Деграсс Тайсон , что SpaceX не удастся совершить полёт на Марс, в первую очередь из-за нехватки денег: у Маска необходимых средств нет, а сам полёт не сулит выгоды, ради которой инвесторы были бы заинтересованы вкладывать в проект.

Как бы там ни было, недавний запуск и успешное приземление двух из трёх сверхтяжёлых ракет Falcon Heavy уже изменило представления о стоимости космических полётов, и обвалило заказы на российские ракеты "Протон".

Как ему это удалось?

Маленький Илон с раннего детства бесил родителей сомнениями в любых их словах и доводах, пытаясь докопаться до сути и задавая бесконечные вопросы. Образование физика и экономиста сделало его техноперфекционистом с предпринимательской жилкой.

Маск умеет находить необычные решения проблем и считает, что привычка людей мыслить стандартными шаблонами — главное препятствие на пути инноваций. Когда для выравнивания ракеты понадобился теодолит, он купил подержанный в интернете и сэкономил $25 тыс. А идея построить свои ракеты у него появилась, когда оказалось, что доставлять грузы на Марс уже существующими космическими кораблями очень дорого.

Рецепт успеха Илона Маска настолько же просто определить, насколько трудно ему следовать. Хорошее образование. Умение задавать правильные вопросы. Дотошность и нестандартный взгляд на мир. Способность идти напролом, несмотря на критику. И самое главное — большая мечта, которая стала целью.

Илон Рив Мас к - (англ. Elon Reeve Musk) - канадско-американский инженер, предприниматель, изобретатель и инвестор южно-африканского происхождения; миллиардер. Основатель компаний SpaceX и X.com (последняя была объединена с Confinity, переименована в PayPal). Главный дизайнер (Chief Product Architect), генеральный директор и председатель совета директоров Tesla Motors. Входит в совет директоров компании SolarCity, основанной его двоюродными братьями. Добился значительных успехов в сфере информационных технологий, ракетостроения и автомобилестроения.

В декабре 2016 года вошел в состав Президентского форума по стратегии и политике - группы из 16 наиболее успешных и уважаемых американских предпринимателей, задача которых консультировать 45-го президента США по вопросам, связанным с экономическим ростом, созданием новых рабочих мест и повышением производительности труда.

Место рождения. Образование. Маск родился 28 июня 1971 года в Претории (ЮАР). Его мать была известным диетологом, отец имел свой инженерный бизнес. В возрасте десяти лет Илон получил в подарок свой первый компьютер и самостоятельно научился на нем программировать. В двенадцатилетнем возрасте он продал за 500 долларов свою первую программу - видеоигру в стиле Space Invaders под названием Blast Star. В 19 лет поступает в Королевский университет в Кингстоне, Онтарио. В 1992 году переехал в США и поступил в Пенсильванский университет, где получил степень бакалавра наук по физике колледжа искусств и наук, а также степень бакалавра по экономике Уортон школы бизнеса. Со временем перешел в Стэнфорд, но обучение не закончил.

Карьера: Zip2 . Первой компанией, которую основал Маск стал стартап Zip2. Предприниматель запустил проект вместе со своим братом Кимбал в 1995 году. Zip2 производила программное обеспечение, которое дает новостным изданием возможность размещать контент в интернете и предлагать своим клиентам дополнительные платные сервисы.

Одним из инвесторов компании стал фонд Mohr Dawidov Ventures. Партнеры фонда начали планировать перепродажу Zip2, но Маск убедил их, что ее потенциал еще не до конца раскрыт, и в перспективе стартап может стоить больше.

В число клиентов Zip2 входили такие издания, как The New York Times, Pulitzer Publishing. В 1998 году руководство компании объявило о слиянии с CitySearch. Соглашение так и не было закрыто, а через год - в 1999 году - стартап выкупила организация Compaq, заплатив за Zip2 $ 304 млн. Маск, доля которого в компании на тот момент составляла 7%, досталось $ 22 млн.

X.com и PayPal . В марте 1999 года Маск стал одним из основателей X.com. В 2000 году произошло слияние компаний X.com и Confinity, одно из отделений которой называлось PayPal. Обе системы (X.com и PayPal) занимались обеспечением персональных электронных денежных переводов с помощью электронной почты, и целью сделки было объединение двух платежных систем, однако этого не случилось. Маск решительно выступал за бренд X.com вместо PayPal, что вызвало внутренние политические разногласия, закончившиеся, в конце концов, отставкой Маска по решению Совета директоров.

Однако стратегическое решение Илона о слиянии двух компаний, наряду с активным продвижением электронной системы оплаты на интернет-аукционах (в первую очередь, eBay), привело в 2001 году к быстрому росту бизнеса, который был окончательно переименован в PayPal. Такие значительные результаты позволили компании произвести размещение акций на бирже в феврале 2002 года (и при этом стать первой из Дотком-компаний, вышедших на биржу после террористических актов 11 сентября 2001). В октябре 2002 года PayPal была куплена eBay за 1,5 млрд долларов США. На момент продажи Маску принадлежали 11,7% акций компании, что позволило ему выручить 165 млн долларов.

SpaceX . В июне 2002 года Маск основал свою третью компанию - SpaceX. Она является частным разработчиком серии ракет-носителей и коммерческим оператором космических систем. Маск в настоящее время является ее CEO и главным инженером. К настоящему времени компанией разработаны два типа потенциально многократных ракет-носителей: Falcon 1 и Falcon 9, а также многоразовый космический корабль Dragon.

В 2006 году прошли испытания первой ракеты-носителя SpaceX - Falcon 1. В результате инженерам удалось вывести на орбиту малайзийский спутник.

В декабре 2008 года NASA подписало с компанией контракт на сумму 1,6 млрд. долларов США на 12 запусков носителя Falcon 9 и космического корабля Dragon к МКС, в качестве замены кораблей Space Shuttle после прекращения программы их запуска в 2011 году.

В 2012 году глава SpaceX объявил о своих планах по исследованию и колонизации Марса. Он намеревался высадить на Марс сначала небольшое количество людей - 10-15 человек - и большой объем полезного груза вместе с ними (до 100 тонн). Позже, по его расчетам, колонию можно было бы расширить до 80 тыс. человек. По мнению предпринимателя, исследования Марса позволит установить цену на транспортные полеты на планету на уровне $ 500 тыс. - что "вполне приемлемо" для жителей развитых стран, а также положить начало освоению других планет.

Tesla Motors . Tesla Motors была основана через год после создания SpaceX, в 2003 году, в честь сербского ученого Николы Теслы, который является изобретателем электродвигателя с переменным током. Сферой деятельности этой компании является создание экологически чистых электромобилей.

Первый автомобиль, доступный для продажи, Tesla Motors представила в 2008 году под названием Tesla Roadster. И хотя автомобиль не так одобрительно был встречен, Маск и его компания упорно работали над более совершенными электромобилями и в 2011 году была представлена Tesla Model S.

27 сентября 2012 была запущена революционная сеть супер-заправок для путешествия на дальние дистанции.

С 28 января по 2 февраля 2014 года - пять суток, именно столько длилось путешествие через Соединенные Штаты, с западного побережья до восточного. Две Tesla Model S прибыли в Нью-Йорк, установив рекорд скорости для электромобилей, которые пересекли США. Для подзарядки использовались только "суперчарджеры" (электро-заправочные станции). Поездка из Лос-Анжелеса заняла 76 с половиной часов, и стоила $ 0, установив тем самым рекорд Гиннеса.

В конце 2014 года, Tesla Motors представила Tesla Model X - новый электромобиль-кроссовер. В 2016 году была представлена новая бюджетная модель - Tesla Model 3. На 2016 год цена акции компании достигает отметки в $ 231,55, рыночная капитализация составляет $ 29 млрд.

SolarCity . Проект Илона Маска SolarCity также отличается своей амбициозностью. Компания, основанная предпринимателем в 2006 году, занимается производством солнечных панелей для выработки электроэнергии. SolarCity - один из ведущих поставщиков таких панелей во всем мире.

К 2040 году, как считает Маск, солнечная энергетика будет давать до 40% всей электроэнергии в мире. Предприниматель планирует наладить "безотходное производство" - отправлять изношенные автомобильные аккумуляторы на электростанции. Дело в том, что батарея, которая износилась на 30%, непригодна для использования в электрокаре, а на электростанции способна прослужить еще много лет.

Hyperloop . В 2012 году Маск, кроме объявления о своих планах по покорению космоса, анонсировал еще один проект - высокоскоростной трубопроводный пассажирский транспорт Hyperloop. Задумка похожа на капсулы, в которых в больших офисах доставляют документы в другие отделы - только размером в человеческий рост. В одну такую капсулу должно поместиться 28 человек.

Благотворительность . Илон стал председателем правления благотворительного фонда Musk Foundation. В январе 2015 года фонд пожертвовал 10 млн долларов для Института будущего человечества на исследования контроля над искусственным интеллектом.

Личная жизнь . Первая жена, Джастин Маск, училась с ним в одном университете в Канаде. Они поженились в 2000 году, и в семье появилось пятеро сыновей. В сентябре 2008 года Илон и Джастин объявили о размолвке, поскольку Маск стал встречаться с британской актрисой Талулой Райли. Они поженились в 2010 году. В 2012 году Маск и Райли развелись, однако поженились снова в 2013 году. В марте 2016 года они подали заявление на развод, который состоялся в октябре того же года.

Интересные факты. По словам Джона Фавро, режиссёра фильма "Железный человек" (2008), Илон Маск послужил прообразом Тони Старка, которого сыграл Роберт Дауни-младший. В 2010 году Маск появился в фильме "Железный человек 2" в роли самого себя (по сюжету Илон - приятель Тони Старка).

В 2013 году он также сыграл себя в эпизоде фильма "Мачете убивает". Маск виден среди зрителей, пришедших на презентацию искусственного интеллекта в научно-фантастическом фильме "Превосходство" (2014, на отметке 00:07:39), и его имя есть в титрах.

Илон Маск озвучил камео в 26 сезоне 12 эпизоде мультсериала "Симпсоны", вышедшего 25 января 2015 года.

В 9 эпизоде 9 сезона сериала "Теория большого взрыва" играет камео.

В 2017 году снялся в комедии "Почему он?" в роли самого себя.

Увлечения . Маск владел самолётом Aero L-39 Albatros чехословацкого производства. Позже он купил реактивный самолёт Dassault Falcon 900 из фильма "Здесь курят".

После продажи Zip2 в 1999 году Маск купил суперкар McLaren F1, но разбил его уже в следующем году, когда вместе с ним ехал Питер Тиль.

В октябре 2013 года Маск выкупил на аукционе за 997 тысяч долларов автомобиль-субмарину Wet Nelliе из фильма 1977 года о Джеймсе Бонде "Шпион, который меня любил".

Награды. Журнал Esquire 2008 включил Маска в список 75 самых влиятельных людей 21-го века. В июне 2011 года он был награжден премией Хайнлайна за достижения в коммерциализации космоса в 500 000 долларов США. В феврале 2011 журнал Forbes внес Маска в список 20 самых влиятельных CEO в возрасте до сорока лет. В 2014 году Маск стал лауреатом Edison Achievement Award.

Путь от жертвы нападок в школе до гендиректора двух компаний, воплощающих фантастику в жизнь.

1 /5

Маск стал гендиректором новой компании. Однако это продлилось недолго: в октябре он выступил за перевод серверов компании со свободной ОС Unix на Microsoft Windows, столкнувшись с непониманием других соучредителей. Главным его противником в этом вопросе выступал технический директор Макс Левчин.

1 /5

В конце 2000-го Маск взял отпуск. Во время перелета в Австралию совет директоров PayPal уволил его и назначил Тиля новым гендиректором. Спустя много лет в интервью журналу Fortune Маск сказал: «Вот в чем проблема с отпусками».

1 /5

Но все обернулось не так плохо - Маск оставался крупнейшим акционером PayPal, что принесло ему 165 млн долларов из полутора миллиардов, выплаченных eBay (NASDAQ : EBAY) за PayPal в конце 2002 года.

1 /5

Но еще до продажи PayPal Маск занялся другим делом: страстный поклонник научной фантастики, он задумал сумасшедший план отправить мышей или растения на Марс. Для этого Маск даже пытался купить списанные советские ракеты. Но российские продавцы запросили по 8 млн долларов за каждую, и Маск решил, что создать свои будет дешевле.

1 /5

Так в начале 2002-го была основана компания Space Exploration Technologies, или SpaceX. Цель Маска - удешевить космические полеты в 10 раз.

1 /5

Первыми аппаратами SpaceX стали ракеты Falcon 1 и 9, названные в честь космолета «Тысячелетний сокол» (Millennium Falcon) из «Звездных войн»...

1 /5

...И космический корабль SpaceX Dragon (Дракон), названный в честь песни «Волшебный дракон Пафф». Такое название Маск выбрал, чтобы в очередной раз подколоть скептиков, считающих, что SpaceX никогда не сможет отправить аппараты в космос.

1 /5

1 /5

Тем временем Маск занялся судьбой Земли. В 2004 году он совершил первое вложение в Tesla Motors, компанию по производству электромобилей, основанную ветераном венчурной отрасли Мартином Эберхардом. Общая сумма инвестиций Маска в Tesla в итоге превысит 70 млн долларов.

1 /5

Маск принимал активное участие в разработке конечного продукта и был председателем совета директоров компании. Он помог разработать первый полностью электрический автомобиль Tesla Roadster, представленный публике в 2006 году.

1 /5

Как будто всего этого недостаточно, в 2006-м Маск основал SolarCity, гелиоэнергетическую компанию, призванную бороться с глобальным потеплением. Своим кузенам Питеру и Линдону Ривам он выделил рабочий капитал, чтобы помочь с развитием SolarCity.

1 /5

Однако в самой Tesla дела шли не очень хорошо. Под руководством Эберхарда компания тратила гораздо больше денег, чем зарабатывала. В 2007-м Маск устроил переворот в совете директоров и свергнул Эберхарда.

1 /5

В 2008-м, в разгар финансового кризиса, значительно ограничившего его возможности, Маск вложил в компанию 40 млн долларов и выделил кредит еще на 40 млн, чтобы спасти Tesla от банкротства. Неудивительно, что в том же году он стал ее гендиректором.

1 /5

Разрываясь между SpaceX, Tesla и SolarCity, Маск сам стал банкротом. Он описывает 2008-й как «худший год жизни» - Tesla продолжала терять деньги, а SpaceX столкнулась с трудностями при запуске ракеты Falcon 1. К началу 2009-го Маск был вынужден жить за счет личных займов.

1 /5

Примерно в то же время основатель SpaceX и SolarCity переживает развод с женой Джастин Маск, канадской писательницей, в браке с которой у него родилось шестеро сыновей.

1 /5

Накануне Рождества 2008 года Маск получает две хорошие новости: SpaceX заключила контракт с НАСА стоимостью 1,5 млрд долларов на доставку грузов в космос, а Tesla, наконец, нашла сторонних инвесторов. Внезапно белая полоса пришла на смену черной.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!