Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Зоя и Виктория Федоровы. Мать и дочь

Не установлена и по сей день. Также нет официальной версии и относительно личности убийцы. Несмотря на тысячи опрошенных, следствие так и не пришло хоть к какому-либо заключению.

Убийство произошло в декабре 1981 года, следователи установили, что смерть наступила от огнестрельного ранения в затылок. Кому понадобилось убивать пожилую артистку и, самое главное, за что? В ходе расследований выдвигались разные версии, начиная с убийства на бытовой почве и заканчивая политическими мотивами.

Политические мотивы

Популярность к Зое пришла в 1936 году. Она сыграла немало главных ролей, которые сделали ее знаменитой на весь Советский Союз. У нее появилось множество поклонников, среди которых были известные политические деятели. Основываясь на личной переписке Федоровой, историки пришли к заключению, что сам Берия проявлял к ней внимание. Казалось бы, жизнь удалась. Она неоднократно выходила замуж. В 45 году Зоя познакомилась с одним из американских дипломатов и уже через год родила от него дочь. Почти сразу же после рождения девочки Зою арестовали, предъявив обвинения в шпионаже. Приговор был достаточно жесток - кроме 25 лет колонии усиленного режима, власти конфисковали имущество и приговорили всю ее семью к ссылке. [С-BLOCK]

На свободу Зоя вышла, спустя 9 лет, попав в списки реабилитации «политических» осужденных. Но власти ее в покое не оставили. Впоследствии, изучая письма актрисы, выяснилось, что она собирала компромат на некоторых высокопоставленных лиц. И этот факт стал одной из основных версий, который вполне может служить причиной для ее убийства. В 1978 году Фёдоровой, несмотря не несколько предыдущих отказов от правительства, все-таки удалось побывать у дочери в Америке. И она даже начала собирать документы, чтобы уехать туда на ПМЖ. Но этого так и не произошло.

Бриллиантовые махинации

В свое время Фёдорова занималась скупкой бриллиантов и драгоценностей, которые потом перепродавала по большей цене. Своего рода, спекуляция - и следователи неоднократно ставили этот факт как одну из основных причин преступления. В начале 70-х актриса вошла в так называемый клан «бриллиантовой» мафии, членами которого были весьма высокопоставленные лица, а также жены многих политических деятелей. Как утверждали впоследствии на допросах ее приближенные, она знала о многих крупных махинациях. И эта информация вполне могла стать поводом для убийства. Тем более, следователи пришли к выводу, что Фёдорова однозначно знала своего убийцу, так как нашли ее на месте преступления в старом домашнем халате и протертых шлепанцах. Такой вид она себе могла позволить только при встрече с хорошо известным ей человеком.

Банальная кража с последствиями

Спустя 33 года после этого трагического события, свою версию изложил бывший следователь уголовного розыска, который расследовал убийство. Борис Кривошеин воспроизвел все этапы следствия в деталях и выдвинул свою точку зрения: незадолго до своей гибели Фёдорова обзавелась подругой, которая собиралась ехать в штаты. Учитывая, что актрису не выпускали из Союза, она решила с этой знакомой передать дочери драгоценности. И здесь сыграло роль обычное человеческое корыстолюбие. Новая подруга застрелила Фёдорову и собрала все драгоценные вещи, которые были в доме. Впоследствии на допросах подозреваемая, естественно, все отрицала, и следствию так и не удалось доказать ее причастность. На сегодняшний день убийца остается безнаказанным.

Пугачёва расписалась на руке организатора банды, чтобы он подписал протоколы допросов

Тамара ШИПИЦИНА всю жизнь проработала следователем. Ей пришлось заниматься серийным убийцей - «московским Чикатило», организаторами левых концертов, нашумевшим убийством актрисы Зои ФЕДОРОВОЙ. На пенсии Тамара Васильевна продолжила работать адвокатом, встав на другую сторону закона.

В 24 года я перевелась из Казахстана в Москву, где 33 года проработала в следственных органах, - вспоминает Тамара Шипицина. - Мне довелось заниматься и гибелью Зои Федоровой. Поскольку квартира актрисы находилась по соседству с местом моей работы, моя следственная группа оказалась первой на месте преступления. Юлиан Семенов написал: «Она сидела в кресле, из трофейного пистолета выстрелили». На самом деле она лежала на полу в прихожей, все там было в крови, в кресло в комнате ее усадили позднее. Убили Федорову гвоздодером, а пистолет лежал нетронутым в другом месте.
Только мы приступили к осмотру тела, вбежал Василий Лановой в офицерской форме. Примчался со съемок фильма «Огарева, 6». Заскочил и начал в квартире убитой руками мебель трогать. Я Ланового схватила за китель и отчитала: «Вы что творите?! Вы ее убили? Нет? Тогда зачем трогаете? Выйдите немедленно!» Мы потом за Лановым на похоронах наблюдали: он и там себя странно вел...
Дело Зои Федоровой так и осталось нераскрытым. По одной версии, ее могли убить из-за контрабанды бриллиантов. По другой - актриса согласилась играть в биографическом фильме английского актера и режиссера Лоуренса Оливье, в котором была бы рассказана история ее трагической любви к американскому дипломату Джексону Тейту, что не могло понравиться «компетентным органам». За «шпионаж» актриса отсидела с 1946 по 1955 год. Совсем другой версии придерживалась Шипицина:
- Изучив ее письма, мы поняли, что она собирала компромат на многих высокопоставленных лиц. Поэтому у нее было много влиятельных врагов. Скорее всего, Зоя Федорова шантажировала крупных чиновников и политиков. Она могла сотрудничать с КГБ и ЦРУ, поставляя им конфиденциальную информацию. Дело нам не удалось завершить потому, что через полтора месяца его передали на Петровку, там оно и «повисло».

Громыко сделал квартиру

Тамара Шипицина, как и большинство советских людей, жила скромно: с детьми снимала комнату в коммуналке. Получить свое жилье помог министр иностранных дел Андрей Громыко.
- Я приехала на обычное ограбление. Женщина открыла дверь, так как звонивший представился почтальоном и назвал имя родственника. Он затащил ее в комнату, избил, а чтобы не было слышно криков, заткнул ей рот углом одеяла. Потерпевшая оказалась крепким орешком - у нее рот порван, а она рассказывает мне, как не признавалась, куда спрятала снятые со сберкнижки деньги. Потом хозяйка принесла семейные альбомы и, показывая фотографии, стала рассказывать: это Ванечка, а это Андрей - беспризорник, которого они с мужем вырастили. И вот во время осмотра места преступления приезжают ее Ванечка и Андрюша. Сели скромно в сторонке и молчат. Я, уставшая и мечтающая о доме, говорю оперативнику: «Опроси родных». Коллега начинает заполнять бумаги, вдруг встает и тихо говорит: «Я пошел» - и показывает мне глазами на титульный лист. В графе «Фамилия, имя, отчество» я прочитала Громыко Андрей Андреевич и ниже: «Место работы» - министр иностранных дел. Я опешила: «Чтобы вас допросить, мне нужно спецразрешение». Все, что связано с ЦК КПСС и Политбюро, сразу уходило в КГБ. Андрей Андреевич со словами «Я дам вам разрешение» своей рукой написал об этом в деле. Я растерялась: «Не знаю, что и спрашивать. Ваше окружение? Вы же сейчас все Политбюро назовете!»

Как потом оказалось, племянница потерпевшей встречалась с парнем спортивного телосложения, он и совершил налет.
Допрос закончился в два часа ночи. Громыко предложил меня подвезти. Я говорю: «Мне материалы надо в управление сдать». Но Андрей Андреевич твердо решил меня подбросить до работы, а потом до дома. Когда министр узнал, что живу на съемной квартире, он решил зайти. Картина советская: дети спят на полу, рядом живет пьяница. Андрей Андреевич спросил, какая у меня зарплата и стою ли я в очереди на квартиру. Мой номер на получение жилплощади был тысячный. Но буквально через пару недель мне дали квартиру. Громыко все решил.
У нас в управлении этот протокол допроса стал реликвией.

Пугачева расписалась

Тамара Васильевна вела дело и о левых концертах. Но вспоминает о нем в связи с другим преступлением.
- У меня был обвиняемый, администратор известного на всю Москву ресторана «Арбат». Он организовывал ограбления богатых клиентов с помощью проституток. Как в фильме «Криминальный талант», где главную роль сыграла Александра Захарова. Девочки добавляли в спиртное клофелин, клиент отрубался, и его «раздевали». Один парень с Камчатки оказался крепким, очухался, когда его притащили на стройку. Шайка ничего не боялась: вызвали ментов - парня задержали, а настоящих преступников отпустили. Но я раскрутила дело, и администратора «Арбата» посадили.
Так вот, дело я уже заканчивала, а мой обвиняемый не подписывал протоколы. Следовательно, были нужны понятые. А как раз в это время я должна была допрашивать о левых выступлениях по делу «Москонцерта» Аллу Пугачеву и Михаила Боярского. Они сидели в комнате для проведения очной ставки. И тогда я пригласила Пугачеву и Боярского в качестве понятых. Артисты не выпендривались, понимали, что отвечать за «левак» будут не они, а стрелочники - организаторы. Долго не подписывавший бумаги администратор при виде знаменитых артистов выпалил: «Я все подпишу! Только пусть Алла Борисовна и Михаил Сергеевич оставят мне автограф на руке». Пугачева ему что-то на руке изобразила, и он, подписав бумаги, уехал в тюрьму.
По делу «Москонцерта» тогда посадили администраторов кинотеатров, а исполнителей - нет. Билеты продавались как в кино на последний сеанс, но по завышенным ценам. С улицы люди туда, конечно, не попадали. Ясно, что налоги не платили ни администраторы, ни артисты. Правда, на концертах, надо отдать им должное, исполнители выкладывались. Лев Дуров, Олег Янковский, Семен Альтов иногда работали до двух часов ночи.
А по «Мосгосцирку», считай, по любому поводу дела заводили. Привезли что-то из-за границы - спекуляция.

Добилась расстрела маньяка

Как одно из самых тяжелых Тамара Васильевна вспоминает дело «московского Чикатило».
- Маньяк действовал профессионально, поскольку был медиком: жертве перекрывал сонную артерию. Погорел душегуб на 101-й женщине - не додушил. Потерпевшая работала в столовой на раздаче, спустя какое-то время снова его увидела и узнала. Дела о серийных преступлениях объединили и отдали мне. Тяжело пришлось: циничная мразь, но грамотная. Помню, как мы расшифровали его записную книжку: он дату и время ставил, а место сокращал. Подняли все висяки. Убийца рассказывал с таким цинизмом и злорадством, что я порой прерывала допросы. Хоть экспертиза Института им. Сербского признала его невменяемым, я добилась, чтобы в Санкт-Петербурге провели повторную. Понимала, что иначе эта нелюдь избежит справедливого наказания. В итоге убийца не ушел от расплаты. Считаю, к таким преступникам нужно применять смертную казнь.

Взяток не брала

Как говорит Шипицина, в СССР в органах тоже имелась коррупция. Однажды ей пришлось испытать это на себе.
- Ко мне в руки попало дело сына директрисы универмага «Москва». Парень заставлял детей из неблагополучных семей промышлять воровством. Доказательная база собрана, нужно в суд передавать, как вдруг мой шеф приходит ко мне и пишет на деле: «Уголовное дело подлежит прекращению по статье... Закрыть». А статью не пишет, дату не ставит, номер дела тоже отсутствует. Я говорю: «А по какой статье?» А у нас была статья № 6 УК РСФСР «За изменением обстановки». Лазейка, чтобы уйти от наказания по закону. Она применялась, если подсудимый попадал в армию или больницу. Я беру написанную начальником бумажку и в лифчик прячу. На следующий день ко мне прибегает директриса универмага «Москва»: «Я же и на вашу долю дала!» Я говорю: «Вы напишите бумагу, что дали и кому». Она возьми и напиши.
Начальник мне отомстил: буквально на следующий день моего сына Олега забрали в армию и собирались отправить служить в Афганистан, в роту разведки. Шеф хорошо знал военкома: пил вместе с ним. К счастью, я Олега сумела перевести в другую часть: через неделю в роте осталось в живых всего пятеро.
Тогда поняла: бороться с ветряной мельницей бесполезно. Правда, я осталась работать, а начальник ушел на повышение - в райком партии, а затем и в правительство. Когда его оттуда выгнали по какой-то причине и он вернулся в систему МВД, то стал адвокатом и в конце концов спился. Сейчас я тоже столкнулась с людьми в правоохранительных органах, которые должны сидеть. И в советское время была коррупция, но не в том объеме, как сейчас.

Из первых уст
- Я очень любил Зою Федорову как киноактрису, - поделился Василий Лановой. - Ее гибель стала трагедией для нашего кинематографа. Узнав о ее смерти, я был потрясен, а так как снимался в сериале «Огарева, 6», где играл сотрудника органов, то прибежал в ее квартиру в офицерской форме.

11 декабря 1981 года в элитную квартиру, расположенную по адресу: Кутузовский проспект, дом 4, позвонил молодой человек. Дверь ему никто не открыл. Точно зная, что тетя должна быть дома, он помчался к себе домой за запасными ключами, которые тетя, будто что-то предчувствуя, хранила у племянника... Вернувшись и войдя в гостиную, он застал страшную картину: известная киноактриса Зоя ФЕДОРОВА сидела за столом, сжимая в руке телефонную трубку и запрокинув голову на спинку кресла. Левая часть ее лица была залита кровью...

"Пособница" шпиона

ЗОЯ Федорова родилась 21 декабря 1909 года в Петербурге. Мать воспитывала трех дочерей, среди которых Зоя была самой младшей. Отец - рабочий-металлист всем сердцем принял революцию 1917 года и за короткое время сделал блестящую карьеру в большевистской партии. В 1918 году его вместе с семьей перевели в Москву и назначили начальником паспортной службы в Кремле.

С юных лет девочка бредила театром, с удовольствием занималась в драмкружке. Однако отец не разделял ее увлечения, считая, что у дочери должна быть солидная профессия. И Зоя после окончания школы устраивается в Госстрах счетчицей. Ей всего 17 лет, и, отбыв положенные часы на ненавистной работе, она бегает на танцульки. На одной из вечеринок знакомится с военным Кириллом Прове. Вспыхивает первое чувство, но... Осенью 1927 года Прове внезапно арестовывают по подозрению в шпионаже в пользу Великобритании. А следом за ним чекисты арестовывают и Федорову как пособницу иностранного шпиона.

На первом же допросе Зоя показала: "В 1926-1927 годах я посещала вечера у человека по фамилии Кебрен, где танцевала фокстрот. У него я познакомилась с военнослужащим Прове Кириллом Федоровичем. Он играл там на рояле. Кирилл был у меня дома один раз, минут десять, не больше. О чем говорили, не помню, но, во всяком случае, не о деле. Никаких сведений он у меня не просил, и я ему их никогда не давала. О своих знакомых иностранцах он тоже никогда ничего не говорил. У Кебрен при мне иностранцев не было, и у меня знакомых иностранцев нет".

Дело могло закончиться для молоденькой девушки очень и очень плачевно, но провидение ее до поры до времени хранило. 18 ноября 1927 года Генрих Ягода собственноручно начертал на ее деле: "Инкриминируемое гр. Федоровой З. А. обвинение следствием установить не удалось, а посему полагал бы дело по обвинению Федоровой З. А. следствием прекратить и сдать в архив". Удивительное по тем временам заключение. А может быть, дело вовсе не в провидении? Может быть, у ОГПУ на нее были какие-то виды? Как знать...

"Букет на вашу могилу"

В 1930 ГОДУ Зоя, несмотря на недовольство отца, осуществила-таки свою мечту - поступила в училище при Театре Революции. Будучи студенткой, снялась в эпизодической роли в фильме С. Юткевича "Встречный". На премьеру пригласила всех своих родственников, не зная, что эпизод с ее участием при окончательном монтаже из картины вырезали.

Первая попытка оказалась неудачной, но именно во время этих съемок она познакомилась с оператором Владимиром Рапопортом, который через два года стал ее мужем. Дебют же Федоровой в кино состоялся в 1933 году в музыкальном фильме И. Савченко "Гармонь". После этого фильмы с ее участием стали выходить на экраны страны один за другим. В 1936 году на экраны вышел фильм "Подруги" - трогательная история о трех девушках, добровольно ушедших сестрами милосердия на фронт в годы Гражданской войны. Фильм имел огромный успех и принес Федоровой всесоюзную известность.

Все складывалось прекрасно, но наступил 1937 год.

Отец Зои Алексеевны на правах человека, работавшего с Лениным, позволял себе порой нелестные отзывы в адрес некоторых руководителей партии. Финал закономерен: А. Федоров был арестован по статье 58 УК и приговорен к десяти годам лишения свободы. Как это ни странно, арест отца практически не отразился на звездной карьере актрисы. Более того, она предприняла ряд попыток вызволить отца из тюрьмы. Даже напросилась на прием к Берии. И, о чудо, в конце лета 1941 года ее отца выпустили на свободу.

Очевидно, Лаврентий Павлович, симпатизировавший Федоровой, как, впрочем, и многим другим знаменитым актрисам того времени, рассчитывал на благодарность с ее стороны. Однажды он пригласил Зою Алексеевну в свой особняк на улице Качалова. Что произошло между ними, доподлинно не известно. По одной версии, Федорова жестоко оскорбила всесильного наркома. Когда он встретил ее в одной пижаме, она, взглянув на его обнаженную грудь, возмутилась: "Да что вы себе позволяете?! Вы, старая обезьяна!.." Услышав такое, Берия якобы приказал ей убираться, а когда она вышла на улицу, догнал ее и, вручив букет роз, мрачно произнес: "Это букет на вашу могилу!"

По другой версии, Федорова не только ответила на ухаживания Берии, но и, будучи еще с 1927 года агентом ОГПУ-НКВД, получила от него разрешение обращаться в случае необходимости к нему лично.

Об этом, кстати, свидетельствует единственное письмо, написанное Федоровой Берии. Впрочем, об этом чуть позже.

"За что я должна погибнуть?"

К 1946 ГОДУ Зоя Федорова стала одной из самых популярных актрис советского кино. В ее активе роли в таких фильмах, как "Музыкальная история", "Шахтеры", "Фронтовые подруги", "Великий гражданин", "Свадьба" и во многих других. Она - дважды лауреат Сталинской премии, награждена орденом Трудового Красного Знамени... Но тучи уже сгущаются над ее головой. В январе 1945 года она знакомится с заместителем главы морской секции американской военной миссии Джексоном Тэйтом. Очень быстро знакомство перерастает в сильное чувство. С Рапопортом Федорова к тому времени уже развелась.

Придерживающиеся версии, что актриса была негласным агентом, считают, что ее специально ввели в круг американских дипломатов. Но тогда получается, что кураторы Федоровой не учли следующего: она была обыкновенной женщиной, которая не смогла устоять перед чарами американского офицера. Иначе как объяснить последовавшую вскоре после знакомства с Тэйтом беременность Федоровой? Дочь Виктория родилась 18 января 1946 года. Но отец об этом даже не узнал. Война закончилась, и американцы из наших союзников превратились во врагов. В июле 1945 года актрису внезапно отправили на гастроли в Крым, и в это же время Тэйт получил распоряжение советских властей в течение ближайших сорока восьми часов покинуть пределы СССР. Когда Федорова вернулась в Москву, ее любимого там уже не было...

27 декабря 1946 года Федорову арестовывают. Главные пункты обвинения выглядят зловеще. "Являлась инициатором создания антисоветской группы, вела враждебную агитацию, допускала злобные выпады против руководителей ВКП(б) и советского правительства, призывала своих сообщников к борьбе за свержение советской власти, высказывала личную готовность совершить террористический акт против главы советского государства. Поддерживала преступную связь с находившимися в Москве иностранными разведчиками, которым передавала извращенную информацию о положении в Советском Союзе. Замышляла совершить побег из СССР в Америку. Кроме того, незаконно хранила у себя оружие".

Приговор - 25 лет тюремного заключения

ЗОЯ Алексеевна обращается с письмом к своему давнему поклоннику. "Многоуважаемый Лаврентий Павлович! Обращаюсь к Вам за помощью, спасите меня. Я не могу понять, за что меня так жестоко терзают. В январе месяце 1941 года, будучи несколько раз у Вас на приеме по личным вопросам, я хорошо запомнила Ваши слова. Вы разрешили мне обращаться к Вам за помощью в тяжелые минуты жизни. И вот тяжелые минуты для меня настали, даже более чем тяжелые, я бы сказала - смертельные. В глубоком отчаянии обращаюсь к Вам за помощью и справедливостью.

27.XII.46 года я была арестована... Я была крайне удивлена этим арестом, так как не знала за собой никаких преступлений. Правда, за последние шесть лет Министерство кинематографии постепенно затравливало меня. Последние два года я чувствовала себя в опале. Это озлобило меня, и я среди своих родственников и друзей критиковала нашу жизнь. Говоря о материальных трудностях, я допускала довольно резкие выражения, но все это происходило в стенах моей квартиры.

Находясь в жизненном тупике, я всячески искала выход: обращалась с письмом лично к Иосифу Виссарионовичу Сталину, но ответа не получила; пыталась зайти к Вам, но меня не пустили Ваши сотрудники...

Инкриминированное мне преступление и весь ход следствия напоминают какую-то кровавую комедию, построенную следователями на нескольких неосторожно мною сказанных фразах, в результате чего на бумаге из меня сделали чудовище. Я пыталась возражать и спрашивала: "Зачем вы все преувеличиваете и сами за меня отвечаете?" А мне говорили, что если записывать мои ответы, то протоколы будут безграмотны. "Вы боитесь терминов", - говорили мне и вставляли в мои ответы термины - один другого ужаснее, один другого позорнее, делавшие из меня изверга и изменника Родины.

Что дало повод так позорно заклеймить меня? Мое знакомство с иностранцами. Но знала ли я, что дружба, которая была у нас с ними в те годы, перейдет во вражду и что это знакомство будет истолковано как измена Родине?! Но этого мало, полет жестокой фантазии следователей на этом не остановился. Подаренный мне во время войны маленький дамский пистолет послужил поводом для обвинения меня в террористических намерениях. Против кого? Против власти? Против партии и правительства, ради которых, если Вы помните, я дала Вам согласие остаться в Москве на случай, если немцы захватят ее, чтобы помогать Вам вести с ними подпольную борьбу.

Следователи говорили мне: "Не бойтесь, эти протоколы будут читать умные люди, которые все поймут правильно. Неужели вы не чувствуете, что вам хотят протянуть руку помощи? Вас надо было встряхнуть. Да и вообще, это дело вряд ли дойдет до суда". Я сходила с ума, решила покончить с собой и повесилась в одиночной камере Лефортовской тюрьмы, но умереть мне не дали... Потом я была отправлена в Темниковские лагеря - больная, полусумасшедшая. Но Особому совещанию показалось недостаточным столь суровое наказание, и через два месяца они решили добавить конфискацию имущества, отнять то, что было нажито в течение всей жизни честным трудом. Этим они наказали не меня, а моих маленьких детей, которых у меня на иждивении было четверо: самой маленькой, дочери, два года, а самому старшему, племяннику, десять лет.

Я умоляю Вас, многоуважаемый Лаврентий Павлович, спасите меня! Я чувствую себя виноватой за легкомысленный характер и несдержанный язык. Я хорошо поняла свои ошибки и взываю к Вам как к родному отцу. Верните меня к жизни! Верните меня в Москву! За что же я должна погибнуть? Единственная надежда у меня на Ваше справедливое решение.

Пора и отдохнуть

ОБРАЩЕНИЕ к Берии не помогло. Федорова сполна хлебнула тюремного лиха и на свободу вышла только в феврале 1955 года. Весной состоялась ее встреча с девятилетней дочерью Викторией, вернувшейся из петропавловской ссылки.

Карьера Федоровой в кино возобновилась буквально через несколько месяцев после возвращения из тюрьмы. В 1955 году режиссер Надежда Кошеверова пригласила ее в свою новую картину "Медовый месяц". Фильм имел успех у зрителей, и о Федоровой вновь заговорили. В следующем 1956-м выходит два фильма с ее участием, в 1957-м - пять... В 1965 году ей присваивают звание "Заслуженная артистка РСФСР".

Последний фильм, в котором сыграла замечательная актриса, - "Москва слезам не верит". После этого она сказала: "Все, ухожу на пенсию. Пора и отдохнуть".

В сентябре 1973 года Федорова неожиданно получила письмо от Джексона Тэйта. Сам он приехать в Москву не мог, так как был уже слишком стар и болен, поэтому приглашал в гости Зою и дочь. Виктория уехала в США в 1974 году, а еще через два года получила разрешение посетить США и Зоя Алексеевна. Она могла бы, как и дочь, остаться в Америке, но почему-то этого не сделала - вернулась на родину.

В июле 1978 года Д. Тэйт скончался от рака в возрасте 79 лет, но Федорова еще два раза после его смерти гостила у дочери и возвращалась в СССР.

Кто убил Зою Федорову?

ОТВЕТА на этот вопрос нет до сих пор. Есть только ряд версий.

Не вызывает сомнений, что актриса хорошо знала своего убийцу. Доподлинно известно, что Федорова была крайне осторожным человеком. За все время своего проживания в доме на Кутузовском проспекте она ни разу не пустила к себе в квартиру не только никого из соседей, но даже техника-смотрителя. Обычно с посторонними посетителями актриса разговаривала через дверь, а если гость настаивал на встрече, Федорова просила его спуститься во двор и встречалась с ним там. А вот свидетельство сценариста Эдуарда Володарского: "Меня по три раза спрашивала через дверь: "Кто звонит?" Я говорю: "Эдик Володарский" - "Кто?" - "Эдик" - "Кто?" Она меня до истерики доводила, пока не убеждалась, кто пришел".

Согласно одной из версий, к убийству Федоровой был причастен КГБ. Если исходить из того, что Федорова была агентом спецслужб, все вроде сходится. Вспомним то, что нам уже известно. Когда Джексон Тэйт влюбился в Федорову, он невольно оказался втянут в шпионскую игру советской разведки. Однако далее произошло непредвиденное. Федорова тоже потеряла голову и ответила на чувства американца взаимностью. Оставить подобную вольность своего агента без последствий НКВД не мог и наказал обоих: Тэйт был выслан из СССР, а Федорова приговорена за шпионаж в пользу иностранного государства к 25 годам тюрьмы. Между тем, оказавшись на свободе, Федорова, видимо, так и не сумела избавиться от назойливого внимания КГБ. Особенно оно усилилось, когда ее взрослая дочь в 1975 году решила навсегда уехать в США к своему отцу. Викторию в конце концов из страны выпустили, однако ее мать осталась в СССР. Но далее произошло неожиданное. В апреле 1976 года Федоровой разрешили съездить в США для встречи с дочерью и своим бывшим возлюбленным. После смерти Тэйта Федоровой еще дважды разрешали выезжать в Америку для встреч с дочерью. В 1981 году Федорова вновь засобиралась в США, причем в этот раз она случайно проговорилась, что намерена остаться у дочери навсегда. Такой расклад в планы КГБ не входил, и к ней явился убийца.

Намного правдоподобнее выглядит другая версия: Федорова входила в так называемую бриллиантовую мафию, костяк которой состоял из жен и детей высокопоставленных кремлевских деятелей. Они занимались скупкой и перепродажей изделий из золота, антиквариата и произведений искусства. Федорова вошла в этот клан в начале 70-х и добилась в нем определенных высот. Во всяком случае, она довольно быстро сумела поменять свою двухкомнатную квартиру на набережной Тараса Шевченко на роскошную квартиру в престижном доме на Кутузовском проспекте, где ее ближайшими соседями стали семьи Брежнева, Андропова, Щелокова. Знающие люди утверждают, что Федорова обладала уникальной информацией о многих участниках бриллиантовых махинаций в СССР. О ее широкой осведомленности говорит и такой факт: в ее записной книжке были записаны 2032 телефонных абонента, 1398 почтовых адресов (971 московский и 427 иногородних). Возможно, именно эта осведомленность и стоила Федоровой жизни. Когда ее не отпускали в США, она пошла ва-банк и попыталась шантажировать кого-то из высокопоставленных мафиози. И тогда было принято решение о ее ликвидации.

Следствие по делу об убийстве Зои Федоровой велось довольно активно первые год-два. В ходе его было опрошено около четырех тысяч свидетелей, среди которых, без сомнения, фигурировал и убийца. Сыщики, видимо, догадывались, кто он, и это стало известно дочери убитой Виктории Федоровой-Пойнт. В сентябре 1984 года она прислала в МУР письмо, в котором благодарила сыщиков "за найденную справедливость". Однако далее произошло непонятное. Подозреваемый так и не был привлечен к уголовной ответственности, а имя его не стало достоянием гласности.

Интересную версию выдвигает сценарист Эдуард Володарский, написавший книгу "Русская, или Преступление без наказания".

Он считает, что Федорову убил ее зять, американский муж Виктории Фредерик Ричард Пойнт, летчик гражданской авиации из "Пан-Американ".

"Викин американский муж - летчик, постоянно летал рейсом Москва - Нью-Йорк. Зарплата у него была небольшая. А после смерти Зои Алексеевны он неожиданно занялся крупным бизнесом".

Не на федоровские ли бриллианты?

Кстати, по свидетельству все того же Володарского, Виктория, ознакомившись с этой версией, сказала: "Очень может быть - он такая гадина..."

December 12th, 2015 , 10:38 pm

Жизнь советской актрисы Зои Федоровой, сыгравшей в таких известных картинах, как "Фронтовые подруги", "Свадьба в Малиновке", "Москва слезам не верит" и многие другие, сложилась, как настоящий триллер. Ей довелось пережить многое: несчастную любовь, обвинения в шпионаже, признание дочерью врага народа, тюремное заключение… Ее земной путь оборвался, когда прозвучал роковой выстрел в затылок. Каков был мотив убийства, следствие так и не установило.


Зоя Федорова на фронте, концерт для воинов Красной Армии

Как это часто бывает, путь к театру и кино Зоя Федорова прокладывала кровью и потом. Родители ее были обычными рабочими, и поэтому отнюдь не благоволили желанию дочери постичь такую необычную, по их мнению, профессию. Чтобы дочь остепенилась и выбросила глупости из головы, отец настоял на том, чтобы она пошла работать бухгалтером в Госстрах. Правда, работала она здесь недолго и все же смогла уговорить родителей дать ей шанс и разрешить поступать в театральное училище.

Зоя Федорова с дочерью

Актерская карьера Федоровой началась с эпизодической роли в фильме "Встречный". Несмотря на то, что при монтаже эпизод вырезали, съемки сыграли роковую роль в ее судьбе. Зоя познакомилась с оператором Владимиром Раппопортом, их роман длился недолго, но за это время мэтр кинематографа проложил начинающей актрисе путь к Олимпу.

Портрет Зои Федоровой

Роман с Раппопортом закончился одновременно с трагическими событиями, происходившими в семье Федоровых. Отца Зои объявили врагом народа, так что девушке ничего не оставалось, как собрать всю волю в кулак и отправиться на личный прием к Берии, чтобы просить о помиловании.

Портрет Зои Федоровой

Как на самом деле складывались отношения Зои Федоровой с Лаврентием Павловичем - доподлинно не известно. Однако через время отца все же удалось вызволить, хоть и прожил он после заключения совсем недолго. Политические обвинения преследовали Зою всю жизнь: в молодости ее возлюбленный, офицер Кирилл Прове был обвинен в шпионаже, позже и она сама попала в тюрьму по аналогичному обвинению. Причиной ареста самой Зои стали ее отношения с американским военным Джексоном Тейтом. Их отношения завязались в годы войны, а после ее окончания стали рассматриваться правительством как преступные, ведь США перестали быть союзником Страны Советов.

Тейта, который на то время жил в СССР, выслали, а Федорову приговорили к 25 годам исправительных работ в лагерях. Женщина попыталась свести счеты с жизнью, но ее спасли и бросили за решетку. Восемь лет она провела в тюрьме, прежде чем дело пересмотрели и выпустили актрису на свободу.

Интересно, что вторая жизнь пришла к Зое Федоровой уже после всех испытаний. Если во фронтовых картинах, снятых в годы войны ("Подруги", "Музыкальная история", "Свадьба") ее героини были молоды и красивы, в них пульсировала сама жизнь, то в "постюремный" период ей доставались только возрастные роли. В эти годы Федорова признана народной артисткой, она появляется во многих знаковых лентах. "Свадьба в Малиновке», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Тени исчезают в полдень», «Москва слезам не верит» - все эти картины до сих пор любимы зрителями.

Закат жизни очаровательной актрисы был трагичен. Казалось, она еще может обрести счастье, ей удалось отыскать возлюбленного Тейта, она наконец воссоединилась с дочерью, с которой много лет была разлучена. Даже хотела переехать жить в Америку, однако внезапно прозвучал тот самый роковой выстрел, причина которого так и не была установлена. Кто был убийцей Зои Федоровой, следствие не установило. Известно лишь то, что женщина сама открыла дверь своей квартиры преступнику, так что есть все основания полагать, что это был хорошо знакомый ей человек.

В этом сезоне программа «Пусть говорят» на Первом канале запустила серию передач, в которых вновь ищут убийц советской кинозвезды Зои Федоровой. Из Лос-Анджелеса даже специально пригласили единственного прямого наследника - внука актрисы Кристофера. Федорову застрелили 10 декабря 1981 года. Казалось бы, за прошедшие почти сорок лет было выдвинуто множество версий этого нераскрытого преступления, о нем сняли телевизионные фильмы и написали не одну книгу. Но они еще больше все запутали.

Федорову застрелили в ее квартире в доме 4/2 по Кутузовскому проспекту. Тело обнаружил племянник. Тетушка просила его разобраться с барахлящим телевизором, но никто не отпирал, телефон был глухо занят, в дверях торчала записка от не достучавшейся знакомой, и он съездил за запасным ключом. 74-летняя актриса сидела за небольшим столиком спиной к двери, сжимая в руке телефонную трубку и запрокинув голову на спинку кресла. Пуля прошла навылет через левый глаз, повредила дужку очков и выбила стекло.

Милиционеры приехали быстро, и сразу человек двадцать. В ГУВД был сформирован специальный штаб по раскрытию преступления, впоследствии к делу подключили кагэбэшников. Безусловно, убийство известной всей стране киноактрисы, заслуженной артистки РСФСР, являлось событием беспрецедентным. Только в 1980-м вся страна посмотрела «Москву слезам не верит», где Зоя Федорова сыграла эпизодическую, но яркую роль вахтерши общежития. По городу поползли самые невероятные слухи. Утверждали, что перед смертью Федоровой в почтовый ящик подбрасывали фотографии, на которых у нее выколот глаз. А сама актриса неоднократно признавалась, что опасается за свою жизнь.

«Гармонь», 1934 г.

Следов взлома в квартире не обнаружили, вещи лежали на своих местах, все ящики были задвинуты. Следствие установит, что до половины третьего дня Зоя Алексеевна несколько раз разговаривала по телефону: обсуждала предстоящую поездку в Краснодар. При этом она была очень осторожным человеком и дверь малознакомым людям не отпирала: с соседями и даже с техником-смотрителем дома разговаривала через дверь. Если посетитель настаивал, встречалась во дворе. Кроме того, смерть она встретила в старом засаленном халате и прохудившихся шерстяных носках, а в таком затрапезном виде она не открывала даже родне. Тем не менее первым делом задержали вызвавшего милицию племянника. Но у него, заводского парторга, обнаружилось алиби: заседал в президиуме отчетно-выборной конференции.

По найденной на месте гильзе определили, что убийство совершено из немецкого пистолета «Зауэр» модели 38, калибра 7,65 мм. В СССР им легально владели лишь три человека, но их проверка ничего не дала. А всего по уголовному делу №27220 были опрошены более 4 тыс. человек. Первые года два следствие землю носом рыло, но убийство до сих пор является нераскрытым.

Но о нем никогда не забывали. Грянувшая перестройка с ее разоблачениями в высших сферах власти, развязавшиеся языки оперов в отставке, а главное, легкость, с которой за каждой загадкой мерещился заговор, привели к тому, что долгие годы первое место удерживала версия политическая, другими словами, во всем виноваты чекисты. Она основана на предположении: в течение многих десятилетий Зоя Алексеевна работала на КГБ. А когда решила «соскочить», ее убрали, потому что бывших агентов не бывает.

«Музыкальная история», 1940 г.

Апологеты этой версии уверены, что впервые в сети органов Федорова попала в 20 лет. Еще никакая не актриса, она работала счетчицей в Госстрахе и пострадала, по ее собственным словам, «за фокстрот». Хорошенькая и разбитная дочь классово безупречного питерского рабочего-металлурга, служившего начальником паспортной службы Кремля, жила на всю катушку молодости и обожала танцевать. На одной из вечеринок познакомилась с военным по имени Кирилл Прове. Осенью 1928-го он был арестован ОГПУ по подозрению в шпионаже в пользу Великобритании. Когда разрабатывали его окружение, задержали и Зою.

По делу проходили двенадцать человек, десять из которых были расстреляны. Федорову же вывел из дела лично Генрих Ягода - в связи с «изменением статуса». Другими словами, она согласилась работать на политическое управление.

Апологеты чекистской версии убеждены, что сразу после освобождения пошла в гору и артистическая карьера Федоровой. Но сказка сказывалась далеко не так скоро. В 1930-м Зоя поступила в училище при Театре Революции, где оттрубила четыре года. Еще студенткой снялась у Сергея Юткевича в картине «Встречный», но при окончательном монтаже ее эпизод вырезали. Ну а дальше действительно понеслось: «Подруги», «Музыкальная история», «Свадьба», всесоюзная слава, две Сталинские премии подряд, в 1940-м и 1941-м. За первые десять лет работы в кино она снялась в 22 картинах.

«Фронтовые подруги», 1941 г.

На звездной карьере не отразился даже арест отца: летом 1938-го его обвинили в шпионаже - якобы за то, что пригласил к заболевшей жене доктора-немца. Более того, в 1941 году Зоя попросила за отца в письме к Берии, и Алексея Федорова освободили. Он умер через несколько месяцев, но в своей постели.

Параллельно своему карьерному восхождению Федорова устраивала и личную жизнь, но она не очень складывалась. Брак с оператором Владимиром Рапопортом, который исправно приглашал ее в свои проекты, вскоре себя изжил. Еще одним избранником стал летчик Иван Клещев, получивший в 1942-м звание Героя Советского Союза, но в том же году погибший.

Красавица актриса пользовалась вниманием мужчин, вела активную светскую жизнь, служила украшением кремлевских приемов, беспрепятственно общалась, в том числе, и с иностранцами. При этом явно пользовалась покровительством властей, например на пару с Любовью Орловой входила в официальную делегацию в Иран перед подписанием Тегеранского договора. Это позволяет предположить, что с заместителем военного атташе американского посольства Джексоном Тейтом она познакомилась не просто так, а по заданию.

Они встретились на приеме в особняке на Спиридоновке в январе 1945 года. В приглашении было специально оговорено: дамам бриллианты обязательно. На следующий день Тейт пригласил Зою Алексеевну в ресторан «Москва». Но даже если этот роман был, что называется, санкционирован, он быстро вышел из-под контроля спецслужб. Истории, как известно, бывают про любовь и про разведчиков. В случае Федоровой сюжет совершил романтический кульбит и переформатировался на лету.

В День Победы любовников качали на Красной площади: Тейта потому, что был в военной форме союзников, в Зое Алексеевне узнали любимую актрису. Однако летом ее неожиданно отправили в длительные гастроли в Крым. Когда Федорова вернулась, героя ее романа в СССР уже не было.

«Свадьба», 1944 г.

18 января 1946 года Зоя Алексеевна родила дочь Викторию. Тейт, получивший назначение на военно-морскую базу в Калифорнию, вроде бы интересовался судьбой актрисы, но спустя время получил анонимное извещение, что Федорова счастливо замужем и воспитывает двоих детей. Она действительно вступила в законный брак со своим давним знакомым, композитором и аккомпаниатором Александром Рязановым, но, судя по всему, лишь ради дочери: летом 1944-го был принят указ о материнстве, по которому женщины, родившие вне брака, не имели права, например, на взыскание алиментов. Незаконнорожденные получили презрительное прозвище «пятидесятирублевки» - по сумме установленного для матерей-одиночек материального пособия. А 27 декабря 1946 года, когда Зоя Алексеевна вернулась домой после вечеринки у английского журналиста - общения с иностранцами она не прекращала, - ее арестовали.

В свое время много писали, что Федорову посадили по личному указанию Лаврентия Берии, отомстившего за то, что она не ответила на его мужские притязания. Мол, в декабре 1943-го нарком пригласил актрису якобы на день рождения жены. Когда выяснилось, что никакой жены на вечеринке нет, Зоя Алексеевна вспылила и ретировалась. Во дворе особняка ординарец вручил ей букет, которым одаривались все гостьи Берии. Федорова обернулась на дом, а увидев, что хозяин стоит на балконе, благодарственно ему помахала. Нарком усмехнулся: «Это не букет, это венок». Ну и спустя пару лет посадил.

При всей кинематографичности истории она сомнительна. Сомнения в этом могли бы показаться кощунством, но они звучали в собственных семьях «жертв» Берии. Так, дочь кинозвезды Татьяны Окуневской оспаривала утверждение, что мать пострадала из-за наркома. В семье придерживаются другой версии: и Окуневская, и Федорова поплатились за свои длинные языки и неконтролируемые связи с иностранцами. Первая направо и налево изменяла законному мужу Борису Горбатову, вторая вообще родила от американца. Если верить в то, что Зоя Алексеевна была секретным агентом, она, заигравшись, нарушила правила игры.

Так или иначе, летом 1947-го актриса получила 25-летний срок, ее имущество конфисковали. Еще в «Лефортово», узнав о приговоре, Федорова пыталась повеситься, но неудачно. Говорят, что тюремщики ее истязали. Большую часть срока она просидела во Владимирской тюрьме.

Освободилась Зоя Алексеевна только в 1955-м, по амнистии. Вернувшись в Москву, первое время актриса жила у своей сокамерницы по Владимирке Лидии Руслановой. С «подъемными» помог уже признанный советским классиком Сергей Михалков.

Федорова была полностью реабилитирована и практически сразу начала сниматься, в чем не было ничего сверхъестественного, вспомнить хотя бы тех же Окуневскую с Руслановой. Уже в 1956-м на экран вышла ставшая хитом проката мелодрама «Медовый месяц». В 1965-м, после «Свадьбы в Малиновке», Зоя Алексеевна получила звание заслуженной артистки РСФСР.

«Свадьба в Малиновке», 1967 г.

Она долгие годы состояла в штате Театра киноактера, много колесила по стране с творческими вечерами. Жила вместе с дочерью - вначале в двухкомнатной квартире на Фрунзенской набережной, затем в той самой злополучной трешке напротив гостиницы «Украина». Отношения, которые связывали мать и дочь, нельзя назвать простыми. Впрочем, судя по всему, у Виктории мало с кем складывалось.

Конечно, на то были объективные причины. До девяти лет девочка считала родной матерью свою тетку Александру и росла в ссылке в Северном Казахстане. Превратившись в женщину удивительной, совсем не советской красоты, Виктория тоже решила стать актрисой и уже во ВГИКе отличалась бешеным темпераментом. Вот что рассказывал ее однокурсник актер Семен Морозов: «Вику уважали и побаивались, прежде всего за характер - непримиримый и решительный. Девушка была из тех, кто не дрогнет под дулом пистолета, особенно если права. А она почти всегда считала себя правой. Многие предпочитали держаться от Вики подальше: она была страшной антисоветчицей. Открыто заявляла: “В детстве меня лишили матери, я выросла сиротой. Никогда “им” этого не забуду”. Все время повторяла: “Мамаша мне ни в чем не отказывает…”» Забегая вперед, безапелляционность Виктории много чего намешает в деле убийства ее матери.

Морозов стал свидетелем романа Виктории с футболистом московского «Торпедо» Немесио Пасуэло. Впоследствии она трижды выходила замуж - за сына народного артиста СССР, документалиста Георгия Асатиани Ираклия, экономиста Сергея Благоволина, впоследствии возглавлявшего ОРТ, драматурга Валентина Ежова. Карьера в кино, напротив, складывалась, хотя сама актриса считала достойными лишь две свои работы - в картинах «О любви» и «Двое». Вышло так, что и режиссер этих фильмов Михаил Богин, и сама Виктория навсегда покинули СССР в одном и том же 1975 году.

Виктория Федорова

Федорова-младшая давно знала, кто ее отец, и мечтала с ним повидаться. На исходе застоя эта встреча стала осуществима, равно как совместная пресс-конференция дослужившегося до звания контр-адмирала Тейта и его дочери, советской гражданки. А 7 июня того же 1975-го, за несколько дней до окончания срока действия туристической визы, Виктория вышла замуж за гражданского летчика Фредерика Ричарда Поуи. Возвращаться в Советский Союз она не собиралась. 3 мая следующего года у пары родился сын Кристофер.

Виктория не приедет на похороны матери, хотя ради нее их несколько раз переносили. По словам знакомых, она была убеждена, что Зою Алексеевну убрали по приказу советских спецслужб, и если она пересечет границу, ее тоже убьют. Дошло до беспрецедентного: она даже просила в случае приезда гарантий собственной безопасности. Интересно, как она это себе представляла.

До сих пор приходится читать, что убийство Федоровой - дело рук «особой пятерки» КГБ, специального подразделения для устранения ненужных людей. Актриса не скрывала своих планов перебраться к дочери за океан, но она слишком много знала и была устранена в назидание: даже элитам нельзя выходить из-под контроля. Вот только непонятно, о чем таком - даже принимая во внимание многолетнее сотрудничество с органами - она могла рассказать? Зачем ее «убрали» так грубо, при помощи пули? И как объяснить, что до убийства она трижды побывала в гостях у дочери, проведя там в общей сложности год?

К 1981-му, когда Зоя Алексеевна вновь подала прошение на выезд, ситуация несколько обострилась. Виктория издала в Америке книгу «Дочь адмирала» и надеялась на голливудскую экранизацию. К тому же она как раз снялась в картине о жизни гонимой в СССР православной поэтессы Юлии Вознесенской, которую в Союзе сочли антисоветской.

Федорова действительно не скрывала от своего окружения, что на этот раз не планирует возвращаться. За два года до убийства она продала дачу. И жила, как смогли убедиться милиционеры, «на чемоданах»: на Кутузовском были изъяты три пустых подрамника, множество бирок от ювелирных украшений. В этом не было ничего удивительного: в ситуации, когда легально вывезти из страны наличность не представлялось возможным, «отъезжанты» старались перевести все свои средства во что-то материальное. Известно, например, как танцовщики из тех, кто победнее, переводили все свои деньги в балетную одежду, которую на Западе можно было выгодно продать. Но это породило еще один ворох версий: якобы еще с начала 1970-х актриса входила в так называемую бриллиантовую мафию. В Москве даже шептались, что после убийства в квартире обнаружили чемодан с драгоценностями, который бесследно исчез.

Зоя Федорова, дочь Виктория, зять Фредерик и внук Кристофер, 1978 г.

Если предположить, что у Федоровой действительно хранились уникальные ценности, ее убийство ложится в один ряд сразу с несколькими громкими преступлениями тех лет. 14 ноября 1980 года была ограблена квартира вдовы писателя Алексея Толстого. Когда убили Федорову, главный подозреваемый, одесский налетчик Бец, был в бегах (впоследствии он погибнет в перестрелке). А спустя 19 дней после выстрела на Кутузовском неизвестные обчистили дрессировщицу Ирину Бугримову. Через короткое время в Шереметьево задержали курьера, у которого обнаружили часть похищенного. По этому делу был задержан артист Большого театра Борис Буряце, который в то время являлся любовником Галины Брежневой.

После смерти Брежнева силовые структуры боролись за передел власти, в том числе и в медийном поле, так что дорога для «алмазного» следа была хорошо протоптана. Прежде всего «бриллиантовую мафию» связывали с именами входивших в брежневский круг бывшего министра МВД Щелокова и его жены Светланы. Говоря грубо, схема действовала следующая: в СССР каждые несколько лет происходило существенное повышение цен на ювелирные изделия, решение о котором принималось на самом верху. Незадолго до «часа Х» посвященные скупали целые партии ювелирки по старым ценам, чтобы впоследствии продать их втридорога. А Федорова при этом чуть ли не обеспечивала связь между партийными чиновниками и преступным миром. В том числе переправляла вещи за границу. То же касалось и антиквариата. Так, книга журналиста Питера Уотсона связывает имена Зои Алексеевны и Рудольфа Нуреева. Якобы в секретном досье КГБ содержится информация, что именно актриса снабжала танцовщика предметами старины, чем впоследствии пыталась его шантажировать. Узнав о том, что Федорова собирается в США, Нуреев решил убрать свидетеля своего незаконного бизнеса. Наконец, еще одно предположение: чекисты будто бы собирались захватить Федорову с поличным при отъезде в Америку, и Зою мог убить кто-то из членов мафии, чтобы не допустить разоблачения.

С другой стороны, по версии прозаика Юрия Нагибина, автора напечатанного в перестроечном «Огоньке» рассказа «Афанасьич», убийство заказал сам министр Щелоков, чтобы завладеть ее бриллиантом, который очень понравился его жене.

Но, похоже, что если доказательства бриллиантовой версии и были, то косвенные. Например, обширные знакомства актрисы, в записной книжке которой было обнаружено 2032 телефона и 1398 почтовых адресов. Также следствию было известно, что незадолго до смерти актрисе предлагали купить бриллиантовый гарнитур, но она отказалась, потому что, мол, уже приобрела кольцо примерно за 50 тыс. рублей - немаленькую по тем временам сумму. Приложила руку и Виктория, которая уже в начале 1980-х якобы требовала у Министерства иностранных дел (!) вернуть принадлежащие ее семье бриллианты. С другой стороны, она же якобы подтверждала версию, выдвинутую сценаристом Эдуардом Володарским - в книге «Русская, или Преступление без наказания» он обвинил в преступлении американского мужа Виктории Поуи. Он действительно регулярно летал в Москву, часто передавал Зое Алексеевне письма от дочери. А после ее убийства вроде бы неожиданно разбогател. Узнав об этой гипотезе, Виктория согласилась: «Очень может быть - он такая гадина… »

«Утренний обход», 1980 г.

Доказать, действительно ли у Федоровой хранились серьезные драгоценности, сегодня уже вряд ли возможно. Конечно, решив навсегда перебраться к дочери, она наверняка заботилась о безбедном будущем. Тем более, по воспоминаниям одного из ее зятьев, сценариста Валентина Ежова, Федорова всегда была прижимистой и оборотистой. Но те же следователи утверждают, что даже та ювелирка, бирки на которую были обнаружены в квартире, на серьезную контрабанду не тянула: так, мелочевка, не упомнят даже изделий с фианитами или бриллиантовыми сколами.

Наконец, самый экзотичный подозреваемый в убийстве Федоровой родом из… Голливуда. Якобы американцы, собираясь экранизировать книгу Виктории «Дочь адмирала», не получили на это разрешения от Зои Алексеевны. И решились на убийство, чтобы, перебравшись в Штаты, она не могла добиться по суду неустойки.

В последнее время все эти «сплетни в виде версий» несколько поутихли. Штиль не смог нарушить даже тот самый внук Федоровой, выписанный Первым каналом из Лос-Анджелеса. Бабку он в последний раз видел лет в пять, отношения с пьющей и склонной к суициду матерью разорвал еще подростком, задолго до ее смерти (Виктория скончалась в 2012-м). Унаследованная им эксцентричность, конечно, подбросила дров в и без того полыхающий костер версий (внук обвинил в убийстве московскую родню), но куда чаще преступником называют ту самую знакомую Федоровой по «Мосфильму», записка от которой торчала в дверях. Перед убийством эта женщина частенько приходила в гости к актрисе, знала, что у нее хранятся некие ценности, вот и задумала недоброе. Записку она оставила, чтобы отвести от себя подозрения. А после убийства то ли уехала в США, то ли тихо скончалась. Тут, конечно, возникает логичный вопрос: как до такой простой и бытовой версии не додумались оперативники еще сорок лет назад? Но, похоже, в деле об убийстве Зои Федоровой логика бессильна.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!