Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе: «Дикие животные наших лесов. Дикие животные Какое дикое животное живет в логове

наталья савина
Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе: «Дикие животные наших лесов»

Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе :

«Дикие животные наших лесов »

Цель : Активировать внимание и память детей, развивать логическое мышление , расширять словарный запас у дошкольников, правильно использовать предлоги в предложениях.

Задачи :

Закрепить в речи названия диких животных наших лесов , их детёнышей, частей тела, жилищ.

Развивать мышление на материале описательных загадок.

Воспитывать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.

Ход занятия:

Сядет тот, кто ответит на вопросы и отгадает загадки, выберет картинку с соответствующим животным и закрепит на доске магнитом.

Кто в берлогу спать ложиться – волк, медведь или лисица? (медведь) .

Кто колючий, словно ёлка, носит на спине иголки? (ёж) .

Всех зверей она хитрей, шубка рыжая на ней? (лиса)

Это что за зверь лесной, встал как столбик под сосной?

И стоит среди травы, уши больше головы? (заяц) .

Есть у нас такой обычай,ходим стаей за добычей, прячемся у тёмной ёлки

Кто мы – лисы или волки? (волки) .

Это, что за шалунишка? Рвёт с еловой ветки шишку, семена в ней выгрызает, шелуху

На снег бросает? (белка)

Кто где живёт?

Медведь в берлоге;

Заяц под кустом;

Волк в логове ;

Ёж и лиса в норах.

(все садятся на свои места)

Как вы думаете, про каких животных мы говорили ? Правильно – диких .

Почему они так называются? Правильно, все они живут в лесу. Сами стоят себе жилища, добывают себе еду, растят своих детёнышей.

Игра : «Закончи предложение»

Заяц зимой белый, а летом …

У зайца хвост короткий, а уши …

У зайца (белки) задние лапы длинные, а передние…

Заяц пушистый, а ёж…

-Ёж спит днём, а охотится…

-Ёж маленький, а медведь…

Белка зимой серая, а летом…

У белки хвост длинный, а у зайца….

Белка живёт в дупле, а ёж в …

У лисы шерсть мягкая, а у волка…

Лиса живёт в норе, а волк в ….

Вы устали? Давайте перейдём на коврик и поиграем в игру «Теремок» .

Стоит в поле теремок, он не низок не высок, (поднять руки над головой)

На двери висит замок, (присесть, встать)

Кто его открыть бы смог, (движение запястьем вверх, вниз)

Слева - зайка, справа-мишка, (поворачивают голову)

Отодвиньте-ка задвижку, (пробуют потянуть замок в стороны)

Слева - ёжик, справа- волк, (поворот головы)

Нажимают на замок, (сжимают, разжимают запястья)

Зайка, мишка, ёжик, волк,

открывают теремок. (разводят руки в стороны )

Молодцы! Вот мы отдохнули, теперь предлагаю выполнить вам следующее задание.

Случилось несчастье, произошла путаница, когда животные гуляли со своими детёнышами на лужайке, малыши заигрались и потерялись. Давайте поможем детёнышам найти своих мам и позвать их!

У волчицы лисята. Они живут в логове .

У медведицы зайчата. Они живут в берлоге.

У лисицы медвежата. Они живут в норе.

У ежихи бельчата. Они живут в норке.

У зайчихи ежата. Они живут под кустом.

У бельчихи волчата. Они живут в дупле.

Молодцы, правильно отвечали! Мы и не заметили как наше занятие подошло к концу . А сейчас я хочу проверить вы правильно уяснили материал. Давайте поиграем в игру :

«Четвёртый лишний» :

Вам нужно выбрать лишнее слово, и сказать почему оно лишнее :

Лиса, медведь, заяц, дятел;

Сорока, белка, синица. Воробей;

Волк, ёж, конь, лиса;

Заяц, кот, кролик, собака;

Бельчонок, лисёнок, медведица, волчонок.

Ну, вот ребята, мы с вами и не заметили, как побывали в лесу и познакомились с их обитателями, лесными жителями, дикими животными . Спасибо за внимание.

Тема следующей недели - дикие животные.
Лексическая тема «Дикие животные» старшая гр.
Физкультминутка
Жарким даём лесной тропой
Дети идут друг за другом по кругу
Звери шли на водопой.
За мамой - лосихой
Топал лисёнок.
Идут, громко топая
За мамой - лисицей
Крался лисёнок.
Крадутся
За мамой - ежихой
Катился ежонок.
Приседают, медленно двигаются вперёд

За мамой - медведицей шёл медвежонок.
Идут вперевалку

За мамою - белкой скакали бельчата.
Скачут вприсядку
За мамой - зайчихой - косые зайчата.
Скачут на прямых ногах

Волчица вела за собою волчат.
Лицом в круг, «лакают»
Все мамы и дети напиться хотят.

Пальчиковая гимнастика Поочередно загибать пальчики, начиная с большого пальца .
— Мальчик с пальчик, Где ты был?
(Четыре раза сгибать большой палец левой руки.)

Долго по лесу бродил!
(Четыре раза сгибать большой палец правой руки.)

Встретил я медведя, волка, зайку, ежика в иголках.
(Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами .)

Встретил белочку, синичку,
Встретил лося и лисичку.
(Большой палец левой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.)

Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил.
(Четыре пальца последовательно сгибаются - кланяются.)
Пальчиковая гимнастика "У кого какая шуба" Быкова Н.М.
Дети поочередно загибают пальцы на руке, перечисляя диких животных и цвета их "шуб ".
Шуба серая у волка,
Шуба ежика в иголках,
Шуба рыжая лисы-
Удивительной красы.
Шуба белая у зайца,
У медведя - бурая.
Не страшны ему дожди и погода хмурая.

Артикуляционная гимнастика

Зайчик . Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.
Сердитый волк . Нижнюю губу прикусить верхними зубами.
Ежик фыркает . Вибрация губ.
Белочка собирает грибы . Грибы- на короткой и длинной ножках. Открывать и закрывать рот, не опуская язык.
Белочка цокает . Щелкать языком, изменяя форму рта. Изда­вать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука.
Мишка слизывает мед . Обли­зать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.

Ежики принюхиваются .
Волк воет : «У-у-у-у-у-у». (Произносить тихо и громко.)
Кто как голос подает. Ежик пыхтит : «Пых-пых-пых-пых».
Разговор Лисы и Зайца . «Су-зу-су-зу, зу-су-зу-су, Зайка, где ты был?»
- «В лесу. За-са-за-са, ты не съешь меня, Лиса?»

Лексическая тема «Дикие животные» понедельник
1. Закрепить в активном словаре названия диких животных, их детенышей. Называть особенности внешнего вида, части их тела. Знать способы питания, передвижения, место обитания, приспособления к условиям, жизни, их повадки, голоса, отличительные признаки (у ежа – иголки), какую пользу приносят, вред.
Предметный словарь: заяц,зайчонок, лиса, детеныши диких животных, белка, волк, еж, медведь, лось (лосенок), кабан, нора, логово, берлога, волчье логово дупло, корм, клыки, копыта, туловище, рога, иголки, мех, шерсть, охотник, лапы, пасть, лес, голова, морда, шея, хвост, ноги, когти, зубы.

2. Игры и упражнения.

· «Назови ласково» Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
белка - белочка
медведь-медведушка
еж - ежик
заяц - зайчик
лось - лосик

· «Один-много» Цель: образование множественного числа существительных.
белка - белки - много белок - бельчат
лиса - лисы - лис - лисят
еж - ежи - ежей - ежат
заяц- зайцы - зайцев - зайчат
волк - волки - волков -волчат
лось - лоси - лосей - лосят
медведь - медведи - медведей - медвежат

· «У кого какой дом?» К зиме все звери готовят себе дома.
Медведь выбирает... (берлогу).
Белка ищет... (дупло).
Лиса роет... (нору).
Волк устраивает... (логово).

Берлога — дом... (медведя).
Дупло —дом... (белки).
Нора — дом... (лисы).
Логово — дом... (волка).
· Сказать правильно . Цель: согласование числительных с существительными.

Было две белки — стало пять... (белок)
Было две лисы — стало пять... (лис)
Было два зайца — стало пять... (зайцев)
Было два волка — стало пять... (волков)
Было два медведя — стало пять... (медведей)
Было пять белок — осталось две... (белки)
Было пять лис — осталось две... (лисы)
Было пять зайцев — осталось два... (зайца)
Было пять волков — осталось два... (волка)
Было пять медведей — осталось два. (медведя)

· «Договори слово».
Прочитать стихотворение и выставить картинки. Дети договаривают слова. Шла по лесу девочка,
Вот с бельчонком белоч...(ка),
Вот лисица и лисе...(нок),
Вот волчица и волчо...(нок),
Вот зайчиха и зайчо...(нок),
Вот ежиха и ежо...(нок)
И без мамы медвежо...(нок).


1. «Чудесный мешочек » - определить на ощупь резиновые игрушки.
2. «Подарок для мышек и мышат» - сортировка семечек тыквы и подсолнуха.
3. «Собери картинку» - разрезные картинки из 4-6 частей.

Лексическая тема «Дикие животные» вторник

1. Накопление и активизация словаря прилагательных. Внешний вид животного. Обогащение представлений о сезонных изменениях в окрасе и образе жизни диких животных.Учить устанавливать сходство и различие изучаемых животных.

Словарь признаков: Дикий, хищный, слабый, сильный, хитрый, осторожный, быстрый, ловкий, трусливый, пугливый, пушистый, лохматый, бурый, косолапый, неуклюжий, страшный, злой, голодный, рыжий, серый, белый, короткий, длинный, заячий, беличий, медвежий, полезный.

Словарь наречий: быстро, ловко, опасно, трудно, легко, холодно, страшно, впереди, позади, медленно, лениво, красиво, холодно, глубоко, далеко, близко, низко, высоко, вверх, вниз, жарко.

2. Игры и упражнения.
· «Закончи предложение».
Заяц зимой белый, а летом....
У зайца хвост короткий, а уши...
У зайца задние лапы длинные, а передние...
Заяц пушистый, а ёж...
Ёж спит днём, а охотится...
Ёж маленький, а медведь...
Белка зимой серая, а летом...
У белки хвост длинный, а у зайца...
Белка живёт в дупле, а ёж в...
У лисы шерсть мягкая, а у волка...
Лиса живёт в норе, а волк в...
Медведь ревёт громко, а ёж фыркает …
Заяц слабый, а медведь…

· О чем думают животные?»

Медведь в берлоге думает о... (меде).
Еж в норе думает о... (яблочке).
Белка в дупле думает о... (грибе).
Лиса в норе думает о... (курочке).
Волк в логове думает о... (козленке).
Барсук в норке думает о... (мышке).
Заяц под кустом думает о... (морковке).
Лось под деревом думает о... (травке).

· «Кто кем был?» Закрепление названий детенышей животных.
Медведь был... (медвежонком).
Ежик был... (ежонком).
Лиса была... (лисенком).
Лось был... (лосенком).
Волк был... (волчонком).
Барсук был... (барсучонком).
Белка была... (бельчонком).
Заяц был... (зайчонком).
Кабан был... (поросенком).

· "Чей хвост, чья голова?" Цель: образование притяжательных прилагательных

Чьи уши? Уши зайца — заячьи, заячья голова.
Уши волка — волчьи, волчья голова
Уши белки — .беличьи, голова беличья
Уши медведя — медвежьи, голова медвежья
Уши лисы — лисьи, голова лисья.
Чей хвост?

3. Задания для самокоррекции.
1. Выложи медведя, лису, зайца, волка из геометрических фигур.
2. «Собери семью
» - наложить на контур соответствующий трафарет животного.
3. «Обведи и раскрась» - обвести фигурку животного (картонный трафарет) и раскрасить её
4. «Разрезные картинки» (из 10 частей)

Лексическая тема «Дикие животные» среда
1. Накопление и активизация глагольного словаря. Место обитания, повадки, образ жизни. Кто, где, как зимует.

Словарь действий: Бегать, прыгать, скакать, лазать, спать, кормить, запасать, ловить, рыскать, добывать (пищу), собирать, сушить, прятаться, дрожать, убегать, догонять, искать, охотиться, сосать, лязгать, лакомиться, выслеживать, сворачиваться (клубком).
Жить, лежать, плавать, нырять, ловить, греться, возить, помогать, ползать. Бежать, прыгать, добывать, качать, купаться, греться, выслеживать (добычу), притаиться, рычать.

2. Игры и упражнения.

· «Игра в слова ».

Цель: накопление словаря по теме «Дикие животные».,

- Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее зайцу (ежу, белке, волку, медведю).
Словарь:
Рыжая, логово, скачет, медвежонок, маленький, пушистый, бегает, колючий,
зайчонок, короткохвостый, переваливается, нора, воет, белый, ловкая, злой,
пушистая, охотится, бельчонок, грызёт, лукавая, прыгает, длинноухий,
пугливый, дупло, косолапый, серый, берлога, неуклюжий, линяет, фыркает,
хищник, петляет.
После игры, для активизации памяти и речи детей можно предложить им

Следующие задания:

Вспомните, какие слова, подходящие зайцу (ежу, белке, волку, лисе, медведю), вы слышали?

· «Сравни» Лошадь и лося.
Медведя и волка.
Зайца и мышь.

"Назови лишнее слово" Волк, собака , рысь, лиса, заяц.
Лиса, волк, овца , белка.
Корова, заяц , кролик, лошадь.

3. Задания для самокоррекции.

1. «Кто это?» - крупные трафареты животных из наждачной бумаги демонстрируют детям и предлагают определить на ощупь, где мама, где детёныш.

2. «Кто пришёл?» - рисуем на песке или манке следы, разные по величине.

3. «Угощение для зайцев » - лепка мелкой и крупной морковки.

4. Выгибание из проволоки геометрических фигур и выкладывание из них силуэта медведя (большой овал – туловище, 4 маленьких овала – лапы, круг – голова, 2 полукруга – уши).

5.«Оленьи рога » - выложить из пучка ниток, прикреплённых к голове трафарета оленя, рога.

Что должен знать дошкольник про животных? Во-первых, дикое это животное или домашнее, животное леса, севера или Африки, то есть место обитания. Во-вторых, в каком "домике" живет животное, если оно дикое: это может быть нора, берлога, дупло или животное совсем не делает себе домика. В-третьих, чем это животное питается. Увлекательный рассказ - то, что нужно. И обязательно сопроводить этот рассказ о животных картинками, ведь мы же знаем, что зрительная память очень помогает в обучении дошкольника. Поговорим с ребенком о диких животных и покажем карточки - мнемотаблицы, так малыши лучше заинтересуются темой и запомнят все подробности визуально, образно.

Дикие животные леса

Заяц

Заяц живет в лесу. Он не роет себе нор, а прячется в кустарниках, в углублениях под корнями, под ветвями, там и сооружают себе зимовье. Основная пища зайца - это трава, сено, молодые веточки деревьев. Ест заяц и овощи, фрукты и ягоды, если удается их найти.

Лиса

Лиса - дикое животное. Она живет в лесу, в норе. Лиса - хищный зверь. Основная еда лис - насекомые (жуки, дождевые черви) и мелкие грызуны (мыши-полёвки). Если удастся лисе поймать зайца или птицу, что бывает не очень часто, она с удовольствием съест и их. Часто лисы селятся рядом с человеком и воруют домашних птиц из птичников. Иногда может полакомиться и рыбкой, выброшенной на берег Не побрезгует ягодами и фруктами, когда голодна.

Волк

Волк - животное леса. Живут волки в логове. Волки охотятся стаями, поэтому им под силу поймать крупную добычу: лося, оленя. С удовольствием угостится волк и птицей, и зайчиком. В голодные годы волки могут нападать на домашний скот, но это бывает очень редко. Волки очень осторожны и боятся человека.

Ёж

Ежи живут в лесу. Они редко сами роют норы, чаще занимают чужие или сооружают гнездо среди выпирающих корней, под кустом, в углублениях земли, натаскивая туда много листьев, сухой травы и мха. Зимой ежи впадают в спячку. Едят ежи в основном насекомых. Если попадется змея, могут съесть и её. Не прочь полакомиться грибами, желудями, ягодами и фруктами.

Бурый медведь

Бурый медведь - дикое животное леса. На зиму медведь сооружает себе берлогу и впадает в спячку. Основная пища медведей - ягоды, коренья, грибы. Найдет медведь птичье гнездо - полакомится яйцами, найдет улей диких пчел - поест медку. Медведь умеет ловить рыбу и с удовольствием ее ест. Может скушать и мышку, если удастся ее поймать. Не побрезгует и падалью.

Белка

Белка живет в лесу. Она находит в дереве дупло и селится там. Ест белка ягоды, фрукты, грибы, орехи, желуди и зерно. Запасает припасы на зиму, пряча их под корнями или среди веток деревьев, чтобы не голодать зимой.

Животные пустыни

Верблюд

Верблюды живут в пустыне и полупустыне. Жилище они не строят. Питаются травой (и сухой, и свежей), веточками деревьев, верблюжьей колючкой, эфедрой, полынью, жуют веточки саксаула. Верблюд накапливает в горбах питательные вещества, поэтому подолгу может обходиться без еды.

Фенек

Фенек живет в пустынях и полупустынях. Он роет себе нору в песке. Фенек всеяден. Питается насекомыми, ящерицами, яйцами птиц, мелкими грызунами, кореньями растений, которые удается выкопать в пустыне.

Когда ребенок познакомился с животными, их образом жизни, питанием, пусть он попробует сам рассказать о том, что запомнил. В этом помогут картинки-схемы с алгоритмом по составлению рассказа-описания >>

На первых порах связного рассказа получить может не удастся, тогда попробуйте распечатать и разрезать приведенные выше карточки на сектора, а ребенку предложить разложить картинки правильно.

А более подробные рассказы для детей о животных можно посмотреть на нашем сайте в разделах:

- дополнительный материал по теме "Дикие животные наших лесов".

Существительные:

волк, заяц, ёж, медведь, лось, лиса, кабан, рысь, енот, бобёр, белка, олень, барсук, хвост, рога, лапы, копыта, клыки, плутовка;

логово, берлога, нора, хатка, дупло.

Глаголы:

ходить,рычать,прыгать,колоться,притаиться,красться, бродить, загонять, подстерегать, мышковать, строить, запасать,

готовиться (к зиме).

Прилагательные:

колючий,рыжая,серый,злой,пушистый,хитрая,бурый, трусливый, полосатый, косолапый, длинноухий.

Пальчиковая гимнастика

ЁЖИК

Пальчиковаягимнастика

БЕЛКА

На сучки, как на гвоздочки,

Белка вешает грибочки,

Сушит ягоды рябины,

Ежевики и малины.

Носит жёлуди, орешки.

Разбирает всё без спешки.

Вот закончила запас

И в дупло скосила глаз.

Чтобы было в нём тепло,

Пухом выстлала его.

Зиму жить ей поживать,

Никаких забот не знать.

Н.Антонова

(На каждую стихотворную

строчку поочерёдно

загибают пальцы, начиная с

большого, сначала на

правой, а затем на левой

руке.)

(Поочерёдные ритмичные

удары кулак о кулак и ладонь

оладонь.)

Диалог

Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи.

ЁЖ

- Ёж, ёж, где живёшь?

Я живу в густом лесу!

- Ёж, ёж, что несёшь?

В норку яблоки несу.

Буду яблоки делить,

Своих детушек кормить.

А. Масленникова

* * *

Идёт лисичка по мосту,

Несёт вязанку хворосту.

Зачем тебе хворост?

Печь топить.

Зачем печь топить?

Обед варить.

Зачем обед варить?

Гостей кормить.

А гости кто?

Медведь с женой,

Да ёж, да кот, да мы с тобой.

Игра «Кто спрятался на картинке?»

Цели: развиватьзрительноевнимание,закреплятьумение говорить полным предложением.

Ходигры. Воспитательпредлагаетрассмотретьлесна картинке и найти,кто из зверей в нём спрятался.Воспитатель

напоминает детям, что отвечать нужно полным предложением.

Например:

Явижулису.

Игра « Телефон»

Цели: развивать слуховое внимание, слуховую память.

Ходигры. Воспитательпроизноситрядслов-названийдиких животных(4-5).Детизапоминают,повторяютэтисловаза

воспитателем.

Игра «Кого не стало?»

Цели: развивать зрительное внимание, зрительную память.

Ходигры. Воспитательраскладываетпереддетьмикартинкис изображениемдикихживотных(7-10),проситдетейзапомнить

картинки. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну из картинок.

Дети должны назвать, кого не стало.

Вариантомигрыможетбытьследующий:воспитательменяет картинки местами, а дети называют, что изменилось.

Игра «Какое слово не подходит?»

Цели: развивать речевой слух, грамматический строй речи (умение подбирать однокоренные слова).

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямпрослушатьрядслови назвать, какое слово лишнее и почему.

Например:

Волк, волчий, волосы, волчонок.

Лиса, лисий, лисята, лесной.

Белка, белочка, белый, беличий.

Медведь, медвежонок, медаль, медведица.

Лось, лосиха, лосята, лосины.

Затем детям предлагается самим подобрать однокоренные слова к данным.

Игра «Чей дом?»

Цели: уточнятьиобогащатьсловарьпотеме«Жилищадиких животных», развивать слуховое внимание.

Ходигры. Воспитательпроситдетейзакончитьпредложение, повторить его полностью.

К зиме все звери готовят себе дома. Медведь выбирает... (берлогу).

Белка ищет... (дупло). Лиса роет... (нору). Волк устраивает... (логово). Берлога - дом... (медведя). Дупло - дом... (белки). Нора

Дом... (лисы). Логово- дом... (волка).

Игра «Угадай кто?»

Цели: обогащатьсловарьприлагательными.Развиватьумение подбирать животное по описанию.

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямпридуматьслова, отвечающиенавопрос« Кто?», потеме« Дикиеживотные».

Он называетхарактеристику,адетидолжныпопробоватьдогадаться, какому животному она соответствует.

большой (кто?)... неуклюжий...

маленькая... сильный...

пушистая... слабый...

колючий... трусливый...

могучий... добрая...

пятнистый... злой...

длинноногий... быстрый...

серый... хитрая... ловкая...

Игра «Хвосты»

Цели: развивать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных), развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель рассказывает детям сказку.

Однаждыпроснулисьживотныевлесуиненашлиусебя хвостов.Они решили,что ночью ветер оторвал ихи разнёс по

лесу.Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте и мы поможем им). Но хвосты спрятались в лесу и, чтобы найти их,

надо уметь их правильно называть,ответив на вопрос:«Чей это хвост?»

Вотнасосневиситсеренький,пушистенькийхвостикбелки. Чей это хвост? (Беличий).Белка нашла свой хвост.А под дубом

лежиткоричневыйхвостмедведя.Чейэтохвост?(Медвежий). Дадим медведю его короткий хвост.В чаще леса нашёлся хвост

волка.Чей это хвост?(Волчий).А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий).

Все животные нашли свои хвосты и были этому очень рады.

Игра «Составь предложение»

Цели: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание, совершенствовать навык

анализа предложений на слова.

ХОД игры. Воспитатель предлагает детям послушать предложение, в которомвсесловапоменялисьместами,ипостроить

правильное предложение.Затем дети считают количество слов в предложении и составляют его схему из палочек.

Волк, рыскать, лес, по, голодный, зимний.

Белка, дупло, зимовать, тёплое, в.

Лапу, в, медведь, берлоге, сосёт.

От, заяц, лисы, волка, прячется, и.

Игра « Поезд»

Цели : развиватьфонематическиепроцессы; закреплять графический образ букв В, Б, С.

ХОДигры. Воспитательприкрепляетнавагонахбуквы.Дети получают картинки с изображением животных.Воспитатель предлагает

помочь животным занять место в своем вагоне:в вагоне с буквой С будут ехать животные, в названиях которых есть звуки [с], [сь]; в вагоне

с буквой В - животные,вназванияхкоторых естьзвуки[в],[вь];в вагоне с буквой Б - животные, в названиях которых есть звуки [б], [бь].

Игра «Составь слово»

Цели: совершенствоватьнавыкзвуковогоанализаисинтеза, развивать связную речь, логическое мышление.

Ход игры. Воспитатель называет детям ряд слов.Дети из-еовых звуков данных слов составляют новое слово. Объясняют смысл нового

слова.

ВОДА, ОБРУЧ, ЛАПА, КЛЫК - волк ЛАПА,

ИГЛА, СОМ, АИСТ - лиса

Стихи для чтения и заучивания наизусть

ЁЖИК

Сквозь лесок,

Не очень частый,

На поляну по грибы

Пробирался ёж ушастый,

Запыхавшись от ходьбы.

Желтоватые маслята,

Сыроежки собирал,

Прямо шляпками опята

На колючки надевал.

По извилистой тропинке

Возвращался ёж домой.

Нёс поклажу он на спинке

И довольный, и смешной.

Н. Антонова

Загадки

Цели : развиватьслуховоевнимание, учитьсвязному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимою спит в берлоге,

От мороза пряча нос.

(Медведь)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

А в деревне кур крадет.

(Лиса)

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А ниток - ни одной.

(Ёж)

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

(Заяц)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Он рога несет легко,

Хоть раскинул широко.

(Лось)

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит- бродит он молчком,

Уши серые торчком.

(Волк)

Сама мала, шубка пышна,

В дупле живёт, орехи грызёт.

(Белка)

Беседа о животных (по рассказам)

Волк

Летомходитволксытый.Дичимного.Придётзимнее время,птицы улетят.Звери спрячутся,нечего есть волку.

Злые,голодныеходятволки,ищутдобычу.Кдеревне подойдут...Гдесторожанетдазапорыплохи-

несдобровать овце.

БЕЛКА

Белкезимойнимороз,ниветернестрашны.Как закрутитметель,непогода - белка скорей к своему дуплу

спешит.Дуплоубелкиветочками,сучьямивыстлано- большое, круглое, асбоку лазейка. Уютно в нём, тепло белочке. Заберётся

она в дупло, а чтобыхолодныйветернезадувал,ещёлазейкуподстилкой закроет.Потомсвернётсяклубочком,пушистым

хвостиком прикроется и спит.

МЕДВЕДЬ

Медведьимееттёплуюмохнатуюшубу.Мордаунего вытянутая.Ходитмедведьтяжело,переставляялапыкак-то

вкось,поэтому его ж назвали косолапым.Но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. Медведь ест ягоды,

мёд. Медведь на холодные месяцы забирается в берлогу, спит и сосёт лапу.

В. Флинт

Текст для пересказа

МИТИНЫ ДРУЗЬЯ

Зимой лосихас лосёнком ночевали в осиннике.Лес стоял белыйпод снегом.Инейоседалнаветках,наспинелосихи.

Послышался хруст снега. Лосиха насторожилась. Волк мелькнул средидеревьев.Лосипомчалисьпоснегувлес.Заними

погналась стая волков. Впередибеглецов-леснаясторожка,воротараскрыты. Сзади - волки. Лоси бросились прямо в ворота.

Сын лесника Митя разгребал во дворе снег.Лоси чуть не сбили его с ног.Митя выглянул за ворота,а там волки.Митя

смело замахнулся лопатой и отогнал волков.Лоси оправились от испуга и ушли обратно в лес. Они всю зиму держались в лесу

около сторожки.

По Г. Скребицкому

Вопросы:

Где ночевали лосиха с лосёнком?

Какое время года было в лесу?

Почему лосиха насторожилась?

Кого увидели лоси?

Куда прибежали лоси?

Что делал Митя во дворе?

КакМитя помоглосям?

Текстдляпересказа

КУПАНИЕ МЕДВЕЖАТ

Нашзнакомыйохотникшёл берегом леснойрекиивдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней двамедвежонка.Медведицасхватилаодногомедвежонка

зубами за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался,но мать не выпускала его,пока хорошенько не

выполоскала в воде.

Другоймедвежонокиспугалсяхолоднойванны ипустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом -

в воду, как первого.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в

густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. Послекупания медведи опять скрылисьв лесу,а охотник

слез с дерева и пошёл домой.

В. Бианки

Вопросы:

Чего испугался охотник?

Кто вышел на берег лесной реки?

Что сделала медведица?

Как вели себя медвежата?

Как чувствовали себя медвежата после купания?

Почему они были довольны?

Чем закончился рассказ?

Цели: у чить умению слушать и слышать обращённую речь; активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Дикие животные»; умение образования уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных; развивать связную речь детей; развивать слухоречевую память, внимание; развивать умение координировать речь с движением; прививать любовь к природе, животным.

Словарная работа: дикие животные – заяц, волк, лось, лиса, медведь, еж, барсук, енот, рысь, кабан, олень, белка; обобщающее слово – дикие звери; жилье – дупло, нора, берлога, логово;

детеныши – бельчата, волчата, медвежата, ежата, зайчата, лисята; притяжательные прилагательные – заячий, лисий, волчий, медвежий, беличий; части тела – морда, брюхо, клыки, лапы, уши; предлог «в».

Ход ОД.

Стихотворение:

Дикие животные
С человеком не живут,
Постоянной помощи
От него не ждут.
А живут они в лесах,
На горах, в лугах, степях.
Сами пищу добывают,
Сами деток охраняют,
Строят прочное жилище,
Место сбора сами ищут.

О ком это стихотворение? Почему этих животных называют дикими?

– Ребята, для того, чтобы у вас получалось правильно произносить звуки, необходимо потренировать язычок.

Побывали мы в лесу,

Повстречали там лису.

У лисы мордочка острая длинная,

Вот такая...

Педагог продолжает рассказ:

Видели, за елкой,

Пробегали волки.

Зарычал волчище,

Показал зубищи.

А потом зубами щелк,

Чтобы знали кто здесь волк.

Под сосной дремал медведь,

Как проснулся, стол реветь.

Услыхал тот рев зайчишка

И помчался прочь вприпрыжку!

Через чащу проскакал,

Сел под кустиком - устал.

Рева больше он не слышит,

Но дрожит и еле дышит. Вот так…

Делать глубокий вдох носом и медленный выдох через рот. Ладони положить на живот и следить за его движениями - увеличением в объеме при вдохе и уменьшением при выдохе.

В животе у зайца пусто.

Где б найти ему капусту?

«На, зайчик, кочан капусты!»

Без тропинок, без дорожек

По лесу шагает ежик.

Гриб нашел огромный,

Фыркает довольно. Вот так...

С произнесением звука «Ф».

А по веткам - скок поскок

Скачет рыженький зверек.

Кто же это? (Белка)

Угостим ее орешками. Смотрите, белка орешек за щеку кладет, а теперь за другую. Вот так...

Варианты ритмов: тук - тук-тук,тук-тук - тук, тук - тук - тук, тук-тук- тук-тук

Еж, медведь, барсук, енот
Спят зимою круглый год.
Волка, зайца, рысь, лису
И зимой найдешь в лесу.

Загадки.






Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это - … (волк)



Голой ручкой не возьмешь, ну, скажите, это... (ёж)

"Кто где живет?"



Заяц живет под кустами.

"Кто чем питается?"


Это травоядное животное.
Медведь хищник.

Физкультминутка «Дикие животные».
Как-то раз лесной тропой Дети идут по кругу
Звери шли на водопой. Дети идут по кругу
За мамой – лосихой топал лосёнок, Идут, громко топая

За мамой – ежихой катился ежонок, Передвигаются вприсядку
За мамой – медведицей шёл медвежонок, Идут вперевалку
За мамою – белкой скакали бельчата, Скачут вприсядку
За мамой – зайчихой косые зайчата, Скачут на прямых ногах
Волчица вела за собою волчат Крадутся
Все мамы и дети напиться хотят.

"Мама, папа и детеныш"

Это семья медведей. Мама медведица, папа медведь и их детеныш медвежонок.




Это семья лосей. Мама лосиха, папа лось и их детеныш лосенок.

(по точкам)

Проходите за столы, берите простой карандаш и дорисуйте по точкам изображение белочки. Для тех детей, кто быстро справился с предыдущим заданием, предложить выполнить штриховку (галочкой) ежика.

Игра «Закончи предложение»

У ежихи короткие уши, а зайца длинные.

У белки длинный хвост, а у медведя короткий.

У белки короткие ноги, а у волка длинные.

У лисы длинный хвост, а у медведя…

«Расскажи о животном»- по мнемотаблице

Итог

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дикие животные»

Цели: у чить умению слушать и слышать обращённую речь; активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Дикие животные»; умение образования уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных; развивать связную речь детей; развивать слухоречевую память, внимание; развивать умение координировать речь с движением; прививать любовь к природе, животным.

Словарная работа: дикие животные – заяц, волк, лось, лиса, медведь, еж, барсук, енот, рысь, кабан, олень, белка; обобщающее слово – дикие звери; жилье – дупло, нора, берлога, логово;

детеныши – бельчата, волчата, медвежата, ежата, зайчата, лисята; притяжательные прилагательные – заячий, лисий, волчий, медвежий, беличий; части тела – морда, брюхо, клыки, лапы, уши; предлог «в».

Ход ОД.

Стихотворение:

Дикие животные
С человеком не живут,
Постоянной помощи
От него не ждут.
А живут они в лесах,
На горах, в лугах, степях.
Сами пищу добывают,
Сами деток охраняют,
Строят прочное жилище,
Место сбора сами ищут.

О ком это стихотворение? Почему этих животных называют дикими?

– Ребята, для того, чтобы у вас получалось правильно произносить звуки, необходимо потренировать язычок.

Артикуляционная гимнастика: «В лесу».

Побывали мы в лесу,

Повстречали там лису.

У лисы мордочка острая длинная,

Вот такая...

Упражнение «Лиса», а дети его повторяют под счет.

Вытянуть губы трубочкой и подержать их в таком положении несколько секунд.

Педагог продолжает рассказ:

Видели, за елкой,

Пробегали волки.

Зарычал волчище,

Показал зубищи.

Длительно произносить звук «Ы». Для этого рот открыть, зубы скалить. При выполнении упражнения напрячься, руки сжать в кулаки.

А потом зубами щелк,

Чтобы знали кто здесь волк.

Артикуляционное упражнение «Волк», а дети его повторяют под счет. Наморщить нос. Сделать оскал, обнажив два ряда зубов, а затем пощелкать зубами. Педагог продолжает повествование:

Под сосной дремал медведь,

Как проснулся, стол реветь.

Длительно произносить звук «Э» при этом рот открыть, губы слегка выдвинуть вперед.

Услыхал тот рев зайчишка

И помчался прочь вприпрыжку!

Через чащу проскакал ,

Сел под кустиком - устал.

Рева больше он не слышит ,

Но дрожит и еле дышит. Вот так…

Дыхательное упражнение «Зайчишка трусишка».

Делать глубокий вдох носом и медленный выдох через рот. Ладони положить на живот и следить за его движениями - увеличением в объеме при вдохе и уменьшением при выдохе.

В животе у зайца пусто.

Где б найти ему капусту?

«На, зайчик, кочан капусты!»

Артикуляционное упражнение «Зайчик».

Динамическое упражнение «Зайчик»

Поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы- резцы. Пощелкать зубами..

Без тропинок, без дорожек

По лесу шагает ежик.

Гриб нашел огромный,

Фыркает довольно. Вот так...

Дыхательное упражнение «Ежик фыркает» с произнесением звука «Ф».

Несколько раз подряд кратко произносить звук «Ф-ф-ф...». Для этого верхнюю губу приподнять, а нижней прикасаться к верхним зубам.

А по веткам - скок поскок

Скачет рыженький зверек.

Кто же это? (Белка)

Угостим ее орешками. Смотрите, белка орешек за щеку кладет, а теперь за другую. Вот так...

Упражнение для развития чувства ритма « Дятел».

Педагог произносит звукоподражания в разном ритме и по очереди просит каждого из детей сначала послушать, а затем повторить по памяти один из вариантов ритмического рисунка

Варианты ритмов: тук - тук-тук,тук-тук - тук, тук - тук - тук, тук-тук- тук-тук

Пальчиковая гимнастика, что дикие звери делают зимой.

Еж, медведь, барсук, енот
Спят зимою круглый год.
Волка, зайца, рысь, лису
И зимой найдешь в лесу.

Загадки.

Сейчас я Вам загадаю животных, а вы угадайте, кто это:
а) Кто пчелиный любит мед? Лапу кто зимой сосет? (медведь).
б) Что за зверь лесной стал, как столбик, под сосной? У этого зверька уши больше головы. (заяц).
в) Всех зверей она хитрей, шуба рыжая на ней? (лиса).
г) Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это - … (волк)
д) Кто с высоких толстых сосен в ребятишек шишку бросил? А в кусты через пенек промелькнул, как огонек? (белка).
е) Словно елка, весь в иголках.
Сам он круглый, а не мяч, рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмешь, ну, скажите, это... (ёж)

"Кто где живет?"

У лисы дом называется – нора. Лиса живет в норе.
У медведя дом – берлога. Медведь живет в берлоге.
У волка дом называется логово. Волк живет в логове.
Заяц живет под кустами.
У ежа дом называется норка. Еж живет в норке.
У белки домик – дупло. Белка живет в дупле.

"Кто чем питается?"
Лиса питается мясом (куры, заяц) и рыбой. Также может есть плодовые ягоды. Это хищное животное.
Белка питается грибами и орешками.
Это животное называют грызуном.
Заяц летом ест траву, а зимой кору деревьев.
Это травоядное животное.
Медведь летом питается мясом, рыбой, ягодами. А зимой он сосет лапу.
Медведь хищник.
Волк питается зайцами, сусликами, домашними гусями, может съесть кладку яиц. Это хищное животное.
Еж питается грибами, яблоками, ужами, лягушками.

Физкультминутка «Дикие животные».
Как-то раз лесной тропой Дети идут по кругу
Звери шли на водопой. Дети идут по кругу
За мамой – лосихой топал лосёнок,
Идут, громко топая
За мамой – лисицей крался лисёнок, Крадутся на носочках
За мамой – ежихой катился ежонок,
Передвигаются вприсядку
За мамой – медведицей шёл медвежонок,
Идут вперевалку
За мамою – белкой скакали бельчата,
Скачут вприсядку
За мамой – зайчихой косые зайчата,
Скачут на прямых ногах
Волчица вела за собою волчат
Крадутся
Все мамы и дети напиться хотят.
Лицо вкруг, лакательные движения языком

"Мама, папа и детеныш"

Это семья медведей. Мама медведица, папа медведь и их детеныш медвежонок.

Это семья волков. Мама волчица, папа волк и их детеныш волчонок.
Это семья лис. Мама лиса, папа лис, детёныш лисенок.
Это семья зайцев. Мама зайчиха, папа заяц, детеныш зайчонок.
Это семья ежей. Мама ежиха, папа еж и их детеныш ежонок.
Это семья белок. Мама белка, папа белка, детеныш бельчонок.
Это семья лосей. Мама лосиха, папа лось и их детеныш лосенок.

Дидактическое упражнение «Дорисуй» (по точкам)

Проходите за столы, берите простой карандаш и дорисуйте по точкам изображение белочки. Для тех детей, кто быстро справился с предыдущим заданием, предложить выполнить штриховку (галочкой) ежика.

Игра «Закончи предложение»

У ежихи короткие уши, а зайца длинные.

У белки длинный хвост, а у медведя короткий.

У белки короткие ноги, а у волка длинные.

У лисы длинный хвост, а у медведя…

«Расскажи о животном»- по мнемотаблице

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!