Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Выживание в открытом море.

Репродукция рисунка «В штормовом океане» работы художников Горпенко и Денисова. Фото: РИА Новости

17 января 1960 года ураганным ветром была сорвана со швартовки советская самоходная танкодесантная баржа проекта 306 под номером T-36, стоявшая на разгрузке на Курильских островах. На ее борту находилось четверо военнослужащих инженерно-строительных войск Советской Армии: младший сержант Асхат Зиганшин, рядовые Филипп Поплавский, Иван Федотов и Анатолий Крючковский. 49 суток провели эти люди в открытом море без воды и еды. Последняя полученная радиограмма с баржи была следующей: «Терпим бедствие, к берегу подойти не можем».


БАРЖА Т-36

Около 22:00 17 января 1960 года баржу, уже успевшую получить пробоину, вынесло в открытый океан. Судно не было предназначено для плавания в открытом море, его использовали для перевозки грузов, и даже не было присвоено название. Волны достигали высоты пятиэтажного дома, одна из них вывела из строя радиостанцию. В районе бедствия не было предпринято интенсивных поисков, солдат посчитали пропавшими без вести. Кроме того, поисковые работы были остановлены из-за проводившихся в те дни ракетных стрельб: спасательным и другим судам было запрещено выходить в море. Тем временем, баржа была подхвачена теплым течением Куросио, скорость которого достигает 78 миль в сутки. Японские рыбаки не без основания прозвали его «течением смерти». Запасов продовольствия на барже практически не было, и вскоре в пищу пошло все, что хотя бы отдаленно напоминало съестное - кожаные ремни, кирзовые сапоги, мыло, зубная паста. Пресная вода имелась в системе охлаждения двигателей баржи, когда она закончилась, солдаты стали собирать дождевую.
7 марта баржа была обнаружена американским авианосцем «Кирсердж», который доставил военнослужащих в Сан-Франциско. Корабельные медики установили, что если бы спасение пришло на сутки позже, живыми моряков уже бы не нашли: каждый из них похудел в среднем на 30 кг. В Америке, когда солдаты уже достаточно окрепли, была организована пресс-конференция, во время которой моряки рассказали о подробностях дрейфа. О нем написали все американские газеты. Губернатор Сан-Франциско вручил героям символический ключ от города. Затем военнослужащих отправили в Нью-Йорк, там они встретились с представителями советского посольства, а после были отправлены на родину, где были награждены орденами Красной Звезды и получили широкую известность. Например, именем Асхата Зиганшина была названа улица в Сызрани. Сплоченность, скромность и отвага, с какой эти люди пережили тяжкое испытание, вызвали по всему миру настоящий восторг. Моряки, оказавшиеся в столь экстремальных условиях, не только выжили, но и смогли не потерять человеческое лицо. Спасшие их американские солдаты удивлялись той поддержке, что моряки оказывали друг другу. Известен и тот факт, что во время дрейфа 27 января Анатолию Крючковскому исполнился 21 год: виновнику торжества была предложена двойная порция воды, от которой тот отказался. Эта история нашла свое отражение и в культуре: о ней снимали фильмы, а Владимир Высоцкий посвятил морякам песню «Сорок девять дней».



Фото: Рудольф Кучеров/РИА Новости

ЛИНЬ ПЭН

Китайский моряк, известный тем, что выжил спустя 133 дня пребывания в Атлантическом океане. В 1942 году британское торговое судно, на котором служил Линь Пэн, направлялось из Кейптауна в Голландскую Гвиану, и было подорвано немецкой подлодкой. Линь Пэну удалось спастись: он прыгнул за борт до взрыва судна, а через несколько часов обнаружил спасательный плот с припасами: печеньем, питьевой водой, шоколадом, сахаром, парой дымовых шашек и электрическим фонариком. Когда запасы продовольствия иссякли, моряк ловил рыбу, для этих целей провода из фонарика он превратил в рыболовный крючок, волокна веревки - в леску, собирал дождевую воду. Линь Пэн несколько раз видел корабли: мимо прошло не оказавшее помощь грузовое судно, несколько немецких подводных лодок. Затем китайский моряк был обнаружен патрульной эскадрильей самолетов ВМФ США, которые сбросили сигнальный буй, но из-за разыгравшегося вскоре шторма не смогли помочь. 5 апреля 1943 года его спасли три бразильских рыбака. К этому моменту Линь Пэн потерял в весе всего 9 килограммов и был способен передвигаться самостоятельно. Он провёл четыре недели в бразильской больнице, после чего уехал в Великобританию, где Георг VI наградил Линя Пэна медалью Британской империи. Позже в руководства Королевского флота Великобритании по технике выживания вошли его рекомендации. В 1952 году Линь Пэн получил гражданство США. Всего Линь Пэн провел на плоту 133 дня, это рекорд по времени пребывания на плоту и в одиночестве, который пока не побит.

ТАМИ ОЛДХЭМ ЭШКРАФТ

В 1983 году американка Тами Эшкрафт и ее молодой человек из Британии Ричард Шарп планировали совершить приятную прогулку по маршруту Таити – Сан Диего, однако планам помешал шторм силой 4 балла и ветер, дувший со скоростью 100 км\ч. Их лодка перевернулась, а Тами оказалась под палубой и потеряла сознание. Когда спустя 27 часов она пришла в себя, то обнаружила, что Ричард пропал, его спасательный пояс был разорван, грот-мачта сломана. Когда парусник вернулся в нормальное положение, девушке удалось соорудить временную мачту и проплыть на расстояние полторы тысячи миль, прокладывая маршрут к Гавайям по звездам. Экономно используя запасы еды и воды, Тами сорок дней спустя вошла в гавань Хило. О своей истории в 2000 году она рассказала в книге «Небо, багровое от печали».

МЕКСИКАНСКИЕ РЫБАКИ

Трое мексиканских рыбаков попали в 2006 году в книгу рекордов Гинесса, проведя более девяти месяцев в Тихом океане без припасов и питьевой воды. 28 октября 2005 года ловцы акул из города Сан Блас отправились на промысел. Неожиданно у их двухмоторной лодки остановились оба двигателя, и сильный ветер отнес рыбаков в открытый океан. 9 августа 2006 года спящих в лодке мексиканцев заметил тайваньский рыболовецкий траулер к северо-востоку от Австралии, то есть в восьми тысячах километрах от родных берегов. Все это время рыбаки питались от случая к случаю рыбой, чайками, собирали дождевую воду. Иногда оставались без пищи на две недели. Во времени ориентировались по часам одного из них. Несколько раз они видели суда, кричали им, но оставались незамеченными. С собой у рыбаков была Библия, которую они регулярно читали, утверждая, что только вера помогла им сохранить надежду на спасение.

СТИВЕН КАЛЛАХЭН

Стивен Каллахан - американский яхтсмен, известный тем, что в 1982 году, потерпев кораблекрушение, за 76 дней пересек Атлантический океан на надувном спасательном плоту. Он отправился от Канарских островов в сторону Антигуа на небольшой лодке, которую сам же и построил, будучи судостроителем по образованию. Шесть дней спустя лодка затонула из-за того, что в ночное время в 450 милях от островов Зеленого Мыса столкнулась с чем-то неизвестным, возможно, с китом. Стивен перебрался с лодки на 2-х метровый спасательный плот диаметром около 6 футов (1,8 м), который не позволял выпрямиться в полный рост. У Каллахэна с собой были навигационные карты, гарпунное ружье, три солнечных опреснителя воды и спальный мешок, а также книга о выживании в открытом море. Кроме того, Стивен читал об опыте выживания Линь Пэна. В море Каллахэн провел 76 дней, пережил встречу с акулами, многочисленные солнечные ожоги, пробоины в плоту, физические и душевные страдания. За время дрейфа он потерял около трети своего веса. Так как припасы быстро закончились, ему пришлось охотиться с копьем на рыб, ловить птиц и моллюсков. Поскольку плот был очень невелик, а радиомаяк оказался неэффективен, Каллахэна не заметили девять судов, мимо которых он проплывал. На 75-й день - 20 апреля 1982 года - течение принесло плот к острову Мари Галант в Карибском море, а на следующий день Каллахэна обнаружили рыбаки. За это время американец пересек Атлантический океан на дистанцию примерно 1800 морских миль (3300 км). После спасения Каллахэн выпустил книгу «В дрейфе: Семьдесят шесть дней в плену у моря» и справочник для выживания в море. В 2012 году он был приглашен в качестве консультанта на съемки фильма «Жизнь Пи».


АЛЕН БОМБАР

Французский врач, биолог, путешественник и политик оказался в открытом море по собственной воле: он хотел доказать, что люди, потерпевшие кораблекрушение, могут прожить длительное время в море без запасов пищи и воды, питаясь только тем, что они могут добыть в море. Как врач, хорошо знающий резервы человеческого организма, Ален Бомбар был уверен в том, что множество людей, которые по той или иной причине оказались на шлюпках, плотах или других подручных средствах, погибли задолго до того, как их покинули физические силы: их убило отчаяние. В 1952 году он в одиночку пересек в маленькой резиновой лодке под названием «Еретик» Атлантический океан от Канарских островов до острова Барбадос за 65 дней. Все это время он питался исключительно сырой рыбой, которую он ловил, а пил только дождевую и морскую воду или сок, выдавленный из рыб. Несмотря на то, что Бомбар существенно подорвал свое здоровье и потерял 25 кг веса, опыт завершился успешно, а его путешествие не имеет себе равных в истории мореплавания.

ТАЙСКИЕ РЫБАКИ

Двоим рыбакам с тайского судна, потерпевшего крушение во время бури, удалось выжить, попав в большой холодильник для хранения рыбы. Их дрейф продолжался с 23 августа 2008 года по 17 января 2009 года, когда рыбаков по чистой случайности обнаружил таможенный самолет, который вызвал на помощь спасательный вертолет. Все это время рыбаки питались оставшейся на дне холодильника рыбой и дождевой водой. Тайцев доставили в больницу на остров Терсди, у берегов Австралии, где лечили от тяжелого обезвоживания, последствий голода и сильных солнечных ожогов.

Мелкие и крупные кораблекрушения, авиакатастрофы – ежегодно тысячи человек сталкиваются с необходимостью выжить в борьбе с морской стихией. Выжить в открытом море намного сложнее, чем, скажем, в лесу или в пустыне. Отсутствие твердой почвы под ногами, нехватка питьевой воды, невозможность скрыться от солнечных лучей или холод – минимум испытаний, с которыми придется столкнуться. Как и в любой экстремальной ситуации, ключ к успеху и секрет выживания лежит в том, чтобы правильно оценить ситуацию и быть осведомленным о возможностях, которые имеются даже в самых, казалось бы, безнадежных случаях.

Самая главная проблема в открытом море – нехватка питьевой воды (злая ирония!). Пить морскую воду можно только в самом крайнем случае (раз в несколько дней) максимум 800 мл. В большем количестве морская вода приведет к смерти от нефрита (воспалительный процесс в почках). В любом случае, этого количества никак не хватит для того, чтобы поддержать организм и уберечься от обезвоживания.

Теоретически, добыть пресную воду в открытом море можно, соорудив солнечный дистиллятор, но мы не будем останавливаться на этом подробно, т.к. скорее всего у тонущего не будет емкости для дистилляции. Практически три реальных способа добыть пресную воду в открытом море – это:

  • Сбор конденсата. По утрам на вашем плавательном средстве (особенно, если это резиновая шлюпка) будет собираться конденсат. Его не хватит, чтобы полноценно утолить жажду, но живительные капельки влаги – тоже большая помощь организму в тяжелых условиях.
  • Дождь. Дожди на море случаются периодически. Здесь все просто – собирайте воду в любые доступные емкости и пейте столько, сколько можете.
  • Добыча рыбьего сока. В любой рыбе содержится много жидкости. Надрежьте спинку пойманной рыбы – и увидите, как вытекает сок. Этот сок – пресная вода, ее можно пить в любых количествах. На самом деле, именно рыба – главный источник пресной воды в море, благодаря которому и возможно выживание.

Источником питания в море также является рыба. Однако помните, что при обезвоживании не рекомендуется употреблять пищу, т.к. это способствует еще более скорой потере жидкости.

Употребляйте в пищу планктон – в нем содержится витамин С, который не даст развиться цинге – “болезни моряков”, возникающей при острой нехватке витамина С.

Улов может быть неравномерным. В один день вы поймаете много, в другой – совсем ничего. Важно не набрасываться на еду, если до этого пришлось несколько дней голодать. Такая резкая перемена станет огромной нагрузкой на организм.

В море будут случаться штормы. Старайтесь во время шторма сесть, а лучше – лечь на дно шлюпки и поменьше двигаться. Если шлюпка перевернулась – не паникуйте. Переверните ее с помощью специальных ручек и осторожно, стараясь не покидать горизонтального положения, залезьте на нее.

Отдельное внимание стоит уделить моральному состоянию выживальщика в открытом море. Находясь в одиночестве, легко впасть в отчаяние и начать принимать неправильные решения. Старайтесь держать свои мысли и эмоции под контролем – от этого в прямом смысле зависит Ваша жизнь. Не опускайтесь до жалости к себе, занимайте свой разум воспоминаниями – вспоминайте события из собственной жизни, сюжеты книг и фильмов. Считайте и запоминайте птиц, наблюдайте за погодой. В конце каждого дня подводите итоги. Помните, что если люди выживают и в

Действительно невероятная и удивительная история про рыбака, который больше года дрейфовал в просторах самого большого океана… Как такое возможно? Читаем.

Невероятная история о «чудо-человеке из Тихого океана» - рыбака, который больше года питался кровью черепах, сырой рыбой и мясом чаек, пока он больше года дрейфовал в просторах самого большого океана. По прибытию в порт, Хосе Сальвадор Альбаньяга Иван долго улыбался репортёрам, а потом произнёс «Я жив, я жив, я просто не могу в это поверить… Я почти ничего не помню. Все мысли свелись к одному - океан, повсюду океан». Читайте далее очень удивительную историю.

Хосе вместе с молодым охотником на акул пришлось пройти очень суровое испытание после того, как двигатель их лодки сломался 21 декабря 2012 года.
Все их старания привлечь внимание других судов были тщетны, они по-прежнему дрейфовали в открытом океане. На глазах у Хосе умер его помощник, которому было лет 15-18 лет. Хосе неделю за неделей, месяц за месяцем боролся за свою жизнь, поедая сырую рыбу и мясо чаек и утоляя жажду собственной мочой.
Когда он вступил на пристань, он сказал: «Я выжил потому, что я молился. Все это время я постоянно молился». Он думает, что исключительно вера помогла ему выжить, но дело также и в огромной жажде жизни, благодаря которой он мог ловить черепах и пить их кровь, когда не было дождевой воды, есть мясо чаек и сырую рыбу.
«Я благодарен Богу за то, что я выжил»,- говорит он после своего путешествия примерно в 8000 миль по опасному океану, борясь с непогодой, в полном одиночестве, в мыслях о своей семье и Родине.

После того, как Хосе оказался в госпитале, он сказал, что хочет позвонить своей семье- жене и десятилетней дочери в Эль-Сальвадор, но он не помнит ни телефонного номера, ни названия деревни, где жил. Мужчина многого не помнит, даже того, сколько ему лет. Он думает, что ему 36-38, хотя из-за сурового испытания, которое ему пришлось пройти, он выглядит намного старше.
«Он будто с нами, и в то же время он как будто где-то далеко. Он по-прежнему дезориентирован», -говорит переводчик.
В Маджуро он прибыл на военном корабле, члены экипажа которого нашли мужчину на одном из коралловых островов.

Местные жители острова Ebon, которые нашли Хосе, погрузили мужчину в лодку и отвезли в главную деревню, где дали ему одежду, напоили и накормили его.
Студентка факультета антропологии из Норвегии, Ола Филдштадт, смогла понять кое-что из его необычной истории благодаря его рисункам и языку жестов.

Затем глава деревни связался по единственному на острове телефону с властями в Маджуро и сообщил о найденном человеке. Хосе с его темной бородой и спутанными волосами был поразительно похож на героя Тома Хэнкса из фильма «Изгой». Подробности истории Хосе вскоре узнал весь мир. Впрочем, сам Хосе вовсе не выглядел истощенным после такого сурового приключения.
Кровяное давление у Хосе было низким, он передвигался с осторожностью, но большие опасения вызывало его не физическое, а психическое состояние. Возможно вскоре его будут мучать последствия постоянного страха смерти, в котором он находился, недостатка воды и голодания. То, что он видел смерть своего молодого помощника, только усугубляет ситуацию.

Ему нужен полный покой, пока власти Эль Сальвадора готовятся к доставке его самолетам к жене и дочери. Неудивительно, что он не помнит деталей своего путешествия, ведь все, что он видел- это лодка и бескрайний океан. Но длительный отдых поможет ему восстановить силы и вспомнить подробности.
Человек может жить три недели без еды, но только 3-5 дней без воды. Кровь черепах богата железом и белком и по питательности ее можно сравнить с куском мяса или рыбы или яйцом, но это не лучшая замена питьевой воды. Скорей всего ему приходилось есть черпашьи глаза, так как в них есть жидкость.

Как говорит местная жительница Маршалловых островов, по ее опыту, большинство людей погибают в таких ситуациях, так как они неспособны питаться сырой пищей, их постоянно рвет. Возможно именно поэтому умер помощник Хосе.

В интервью MailOnline он сказал, что есть только одно, о чем он сейчас может думать. « Я просто хочу вернуться домой, но я не знаю, где я нахожусь. Я устал и мне плохо. Я очень хочу оказаться дома, но как это сделать?...». Затем, показав, что он еще не утратил свое чувство юмора, он добавил. «Если кто-нибудь вернет, меня домой, то я уверен, мой босс (хозяин лодки) заплатит».
Многие люди, оказавшиеся в подобной ситуации, не выживали. Например, два панамских рыбака умерли от жары и обезвоживания спустя 28 дней нахождения в открытом океане.
Однако были и еще счастливые случаи. В 2006 году три мексиканца, дрейфовавшие близ Маршалловых островов, смогли выжить, питаясь 9 месяцев сырой рыбой, птицей и дождевой водой.

Истории о выживании в открытом море или же на самых негостеприимных островах захватывали воображение людей с тех пор, как человек впервые отправился покорять глубокую неизведанную синеву вод. В этом списке мы расскажем десять самых невероятных историй выживания:

10. Педро де Серрано (Pedro de Serrano)

Педро де Серрано считается первопроходцем выживания отвергнутых. Не совсем понятно, как затонул испанский корабль или как лишь он один оказался на острове в Карибском море. У него получилось доплыть до берега лишь с ножом в зубах и с рубашкой на спине.

Остров был практически большой песчаной косой, на которой почти не было никакой растительности и соответственно тени. Кроме того, это всё ещё был Новый Мир, всего за 50 лет до того как в нём потерялся Колумб. Корабли не появлялись на горизонте очень часто, и Серрано знал это.

Физическое выживание Серрано зависело от черепах. Он убивал рептилий, ел их мясо, и использовал их панцири для сбора воды. Учитывая тот факт, что других животных на острове не было, Серрано был не в состоянии найти для себя одежду, когда его одежда расползлась на тряпки. Единственным способом укрыться от солнца было купание в океане.

Прошло три года до того как Серрано заметил корабль, который потерпел крушение, разрушив надежды Серрано на спасение. В кораблекрушении выжил лишь один моряк, и течение принесло его на остров Серрано. Серрано, который на тот момент был больше похож на зверя, нежели на человека, был вначале в ужасе от присутствия моряка, но в конце концов они смогли сотрудничать и сохранять ясность рассудка, соблюдая строгое расписание каждый день.

Конечно совместное проживание на полоске песка, где человек может питаться лишь мясом черепах, а солнце оставляет ожоги на коже не оказывает успокаивающий эффект на человека. В какой-то момент за их четырёхлетнее проживание вместе, Серрано и моряк разделили остров в ходе ссоры, и каждому досталась половина. Такая ситуация оставалась до того момента как мимо проплыл корабль и спас обоих мужчин после того как выжившие поклялись, что они не дьяволы.

9. Иероним Корнелис (Jeronimus Cornelisz)


В отличие от большинства потерпевших кораблекрушение, изоляция не была проблемой после того как Батавия (Batavia) сел на мель в 1629 году. Сотни людей добрались до острова, находящегося у западного побережья Австралии, но крушение было лишь началом неприятностей злополучной экспедиции за пряностями.

Корнелис, который был одним из офицеров корабля, попытался начать мятеж, когда судно Голландской Ост-Индской торговой компании потерпело крушение. После этого капитан судна взял лодку и 40 мужчин, чтобы попытаться доплыть до Явы, пообещав вернуться, чтобы спасти 300 выживших. В отсутствие капитана Корнелис стал старшим по званию офицером. У него было две проблемы: он боялся, что закончатся припасы и что его арестуют за предпринятую попытку мятежа, если прибудут спасатели.

Корнелис начал своё царство террора, захватив все припасы, собранные с Батавии. Преданные ему моряки круглосуточно сторожили эта запасы. Чтобы проредить ряды выживших Корнелис и его банда использовали спасательные лодки. Они отправляли группы людей на поиски воды на других островах, которые считались бесплодными, и под «поисками» Корнелис подразумевал «смерть», потому что он не планировал, чтобы они вернулись. Корнелис планировал захватить корабль, который прибудет чтобы их спасти, поэтому он хотел избавиться от любого противостояния на острове. Он и его люди казнили выживших за самые незначительные проступки, и даже просто так.

Во время серии убийств одна из экспедиций сообщила о том, что они успешно нашли воду и пищу на другом острове. К сожалению для Корнелиса, лидером этой группы был солдат по имени Вибби Хэйс (Wiebbe Hayes), который разгадал коварный план Корнелиса. Поэтому, 45 мужчин под предводительством Хэйса смогли одержать победу над вооружёнными до зубов нападавшими, используя всего лишь рогатки и копья и заключили Корнелиса в тюрьму в яме, вырытой на берегу. Не испугавшись, выжившие мятежники начали обстрел позиций Хэйса с помощью пушек, в то время как на горизонте появилось спасательное судно. Прежде чем спасательная экспедиция положила конец царству террора мятежников прошло несколько месяцев, и по приказу Корнелиса погибло более 100 человек.

8. Роберт Друри (Robert Drury)


Друри был английским моряком на судне Дегрэйв (Degrave) в 1703 году. После того, как корабль был поврежден, экипаж, в том числе Друри, был вынужден высадиться на берег рядом с Мадагаскаром. Тем не менее, высадка на берег была лишь началом проблем Друри. Помните сцену из фильма «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца», в котором за Джеком Воробьем бежит целая армия аборигенов? Именно в такую же ситуацию попал Друри, только у него не было корабля, на котором он мог бы скрыться.

Друри и остальные члены экипажа провели свои первые четыре дня на Мадагаскаре пытаясь убежать примерно от 2 000 воинов Тандрой (Tandroy). Когда Тандрой наконец поймали экипаж, они казнили всех, кроме Друри и трёх других мальчиков, которые затем были взяты в рабство. Друри провел восемь лет в качестве королевского слуги и упорно трудился, чтобы завоевать определённое уважение, в конечном счёте, сражаясь вместе со своими поработителями Тандрой. В конечном итоге, Друри дали определённую свободу, и ему было разрешено жениться на такой же, как он пленнице и завести свой собственный скот.

После почти 15 лет, проведённых в качестве раба, Друри в одиночку бежал с Мадагаскара, на борту английского корабля работорговца. Жена Друри отказалась покинуть остров, опасаясь мифа, который сулил неестественную смерть любому рабу, который покинет остров. Друри изо всех сил пытался найти свое место в английском обществе, и по причудливому повороту судьбы вернулся в Африку, но на этот раз в качестве работорговца.

7. Филипп Эштон (Philip Ashton)


Филипп Эштон занимался своим делом, работая на рыболовном судне у берегов Новой Шотландии (Nova Scotia) в 1723 году, когда его и моряков с которыми он работал, захватили пираты. Капитан пиратов, Нед Низкий (Ned Low), предоставил мужчинам выбор стать пиратами или умереть. Филиппу Эштону было 19 лет. Он выбрал «стать пиратом».

Эштон не хотел принимать участие в жестокости и варварстве, которые теперь его окружали, и он также не хотел быть казнённым за пиратство, когда удача капитана Низкого наконец закончилась бы. Через восемь месяцев после начала его пиратской карьеры Филиппу Эштону представилась возможность бежать. Капитан пришвартовал корабль у берега острова, находящегося рядом с Гондурасом, и отправил людей, в числе которых был Эштон, на берег, чтобы пополнить запасы пресной воды. Как только мужчины закончили заполнять корабельные фляги свежей водой из ручья, Эштон невинно побрёл в сторону. Когда пираты спросили его, что он делает, Эштон закричал «Кокосы!» и понёсся в джунгли. Через неделю поиски Эштона завершились, и он оказался один. На острове было изобилие фруктов и яиц черепах, что оказалось весьма кстати, учитывая, что Эштон был босым и во время побега ему ничего не удалось забрать с собой.

Всё изменилось после девяти месяцев изоляции, когда испанский торговец на каноэ остановился у острова. Он обещал прислать Эштону помощь и уплыл. А пока что он оставил Эштону нож и кремень, что позволило Эштону охотиться и готовить пищу на огне, впервые за долгое время с тех пор как он сбежал от пиратов. Прошло ещё семь месяцев до того как Эштона спасла группа рыбаков.

6. Команда Пегги (Peggy)


Американское одномачтовое судно «Пегги» возвращалось в Нью-Йорк в 1765 году после завершения торговли на Азорских островах (Azores). В течение почти всего ноября Пегги изо всех сил пыталось пересечь Атлантический океан, в то время как его трепал один шторм за другим. Мачта, паруса и такелаж были повреждены. Корабль дрейфовал по течению, и его корпус сильно протекал. Те немногие припасы, которые оставались после штормов были быстро исчерпаны, и экипаж отчаянно работал над тем, чтобы удержать «Пегги» на плаву. Было очевидно, что люди на «Пегги» будут голодать задолго до того как они попадут на землю, даже после того, как был убит и съеден кот судна. Их единственной надеждой был маловероятный шанс встретить другое судно, которое могло бы проплыть поблизости.

Первоначальные разговоры о каннибализме среди экипажа был прекращены капитаном, Дэвидом Харрисоном (David Harrison), однако это не помогло. К середине января экипаж съел всю кожу и свечи на борту корабля, а когда капитан Харрисон оказался прикованным к постели, экипаж прибегнул к каннибализму. Обычная лотерея была просто отговоркой, так как экипаж уже решил, что чёрный слуга Харрисона должен был быть тем, кто принесёт себя в «жертву».

В конце января тело слуги исчезло, а капитан цеплялся за жизнь, выживая на смеси воды и рома, вместо того, чтобы принимать участие в каннибализме.

Была проведена вторая лотерея, но жертве, Дэвиду Флэтту (David Flatt), была предоставлена отсрочка на ночь для того, чтобы помолиться, благодаря мольбам изможденного капитана Харрисона. Чудесным образом, на следующее утро корабль, направлявшийся в Лондон, принёс спасение всем на борту судна «Пегги», в том числе Флэтту. Экипаж Пегги готовил огонь, чтобы приготовить очередную жертву, когда капитан судна «Сьюзен» (Susan) предоставил голодающим морякам пищу, снасти, и сопроводил их в Лондон.

5. Роберт Джеффри (Robert Jeffery)


Роберт Джеффри был молодым моряком в Королевском флоте в 1807 году. Будучи на борту Рекрута (HMS Recruit), он тайком пропускал лишнюю кружку пива. Капитан, который, возможно, сам был пьянчугой, отреагировал на правонарушение, высадив 18-летнего парня на следующем острове, мимо которого проплывал корабль. Джеффри остался на скалистом выступе, без пищи и воды, в то время как экипаж просил своего капитана передумать. История Джеффри закончилась бы вскоре после этого, если бы американский корабль не спас его всего девять дней спустя. На самом деле, «случай» Роберта Джеффри был только началом.

Общественность была возмущена поведением капитана, и вскоре был проведён военный суд. В 1810 году, когда отсутствующий Роберт Джеффри был найден живущим в Массачусетсе и работающим кузнецом, разразился ещё один общественный скандал. Мать Джеффри была ещё жива и здорова в Англии и граждане Великобритании потребовали, чтобы они воссоединились. За ним было отправлено судно Королевского флота, и общественность в напряжении ожидала возврата Джеффри.

Когда Роберт Джеффри, наконец, вернулся в свой родной город в Англии, зазвонили церковные колокола и его приветствовали ожидавшие толпы. Пресса и публика с сердечным волнением наблюдали, как воссоединились мать и сын. И последний общественный резонанс разразился, чтобы помочь Роберту Джеффри. Капитана, который высадил Джеффри за три года до этого, нашли и заставили выплатить своему бывшему матросу сумму за моральный ущерб и за то, что чуть не убил его.

4. Чарльз Барнард (Charles Barnard)


Капитан Чарльз Барнард заметил дым, будучи в экспедиции за морскими котиками вблизи Фолклендских островов (Falklands) в 1812 году. Когда он исследовал в чём дело, он нашел 45 британских моряков, оказавшихся на берегу в результате крушения корабля. Барнард обещал доставить их в ближайший южноамериканский порт, если только они обещали не захватывать корабль, так как на севере бушевала война 1812 года. В доказательство того, что ни одно доброе дело не остается безнаказанным, когда Барнард остановился на другом острове и сошел на берег в маленькой лодке, чтобы поохотиться на свиней, чтобы накормить всех на борту, британцы, которых он спас от верной смерти, отплыли на его корабле. Чего Барнард вероятно никогда не предполагал, так это того, что англичане оставят трёх своих собратьев умирать на острове вместе с ним.

Барнард, его один товарищ американец, и три британских моряка выживали в течение 18 месяцев на различных островах и в своей лодке, пока британский корабль не спас их в 1814 году. Барнард и его товарищи, теперь все «американцы», попросили, чтобы их высадили на берег в их лодке у берегов Перу, однако тут, испанцы приняли их за англичан и заключили в тюрьму. Барнарду потребовались месяцы, чтобы очистить свое имя, но он вновь обрел пристанище на британском судне и снова попросил, чтобы его высадили в его маленькой лодке, на этот раз, чтобы он, наконец, поискать морских котиков. Барнард не нашёл котиков, которых он надеялся найти, но зато он наткнулся на американский корабль, который предложил подвезти его. Барнард принял предложение и отправился с судном в Китай и на Сандвические острова (Sandwich islands), прежде чем он вернулся в Америку в 1816 году.

3. Команда Эссекса (Essex)


Рассказы о китобойном судне Эссекс вдохновили Германа Мелвилла (Herman Melville) на написание Моби Дика (Moby Dick), так как Эссекс был для «19-го века тем, чем Титаник был для 20».

В 1819 году Эссекс отплыл из Нантакета (Nantucket). Он должен был провести два с половиной года в экспедиции, охотясь на китов. На второй день плавания сильный шторм серьёзно повредил корабль и едва не потопил его, но корабль был переоборудован и продолжил плыть вперед. Несколько месяцев спустя, и за тысячу километров от берега, огромный кит протаранил корабль. В то время как экипаж пытался оценить нанесённый ущерб, кит снова ударил корабль, проделав в нём отверстия так яростно, что мужчины на борту поспешно спустили лодки и захватили с собой несколько припасов.

Эти 20 мужчин, расположившиеся на трёх лодках, решили направиться на юг, опасаясь каннибалов с ближайшего берега, на Маркизских островах (Marquesas Islands). Это было судьбоносным решением. Через несколько недель, лодки начали протекать и припасов больше не осталось. Первого мужчину, который умер, моментально съели. Погибло ещё три моряка, и каждый из них был приготовлен и съеден. Одна из трёх лодок исчезла, и о ней никогда больше не слышали. Остальные две лодки, одна во главе с капитаном Поллардом (Pollard), и другая во главе со старшим помощником капитана Оуэном Чейзом (Owen Chase), разделились.

После 89 дней, проведённых в море, трое мужчин с лодки Чейза были спасены английским кораблем. На борту лодки Полларда мужчины бросили жребий, и младший двоюродный брат Полларда оказался следующим в очереди на съедение, хотя Поллард и попросил занять его место. Через неделю после того, как Чейз был спасён, американский корабль нашёл Полларда и ещё одного члена экипажа грызущими кости своих товарищей, все ещё обезумевшими от голода. Десятилетия спустя Мелвилл встретился с капитаном, который послужил вдохновением для его книги, но он лишь обменялся с ним любезностями из уважения к ужасу, пережитому Поллардом.

2. Другие выжившие с корабля Эссекс


Вскоре после того, как экипаж в своих лодках отплыл от тонувшего Эссекса, мужчины заметили то, что в настоящее время является островом Хендерсон (Henderson Island). Мужчины сошли на берег, думая о спасении, но обнаружили бесплодную пустошь. Несмотря на отсутствие пресной воды и пищи на острове, трое мужчин решили рискнуть и остаться. По крайней мере, таким образом, скудные припасы трёх лодок продержались бы немного дольше.

Это оказалось сравнительно хорошим выбором, хотя ситуация почти всегда была отчаянной. Дождевая вода, которая собиралась в озёрцах на скалах вокруг острова помогала мужчинам утолить жажду, но найти еду было очень трудно. У них не было оборудования для рыбалки, и они быстро съели крабов, которые обитали на небольшом острове. Трём мужчинам приходилось пить кровь птиц, которых им удавалось поймать, и они обнаружили печальное предзнаменование своего вероятного будущего, когда они наткнулись на несколько скелетов людей, потерпевших кораблекрушение до них.

За 111 дней, которые мужчины провели на острове, были исчерпаны почти все ресурсы. Если бы Оуэн Чейз не убедил своих спасителей обыскать острова Питкэрн (Pitcairn Islands), три члена экипажа, оставленные на острове Хендерсон почти наверняка умерли бы от жажды, как и предыдущие люди, потерпевшие кораблекрушение до них.

1. Бернард Карно (Bernard Carnot )


О Бернарде Карно известно совсем не многое. Всё, что известно наверняка, заключается в том, что он был сыном трактирщика из Нового Орлеана, и из-за ряда недоразумений, он был осужден за убийство, которого он не совершал, и в 1922 году отправлен на остров Дьявола, который был частью французской системы исправительных колоний, расположенных у побережья Французской Гвианы (French Guiana).

Остров Дьявола, как следует из его названия, является адом на земле. Это остров скалистых джунглей, кишащий тропическими болезнями, комарами, и насилием между заключёнными. Колония была окружена акулами, а также течениями, которые обычно кидали человека о скалы, окружающие остров Дьявола.

После шестнадцати лет, почти все записи и след Карно исчезли, пока американский Дон Кихот, Уильям Уиллис (William Willis), не встретил мать Карно в Нью-Йорке. Услышав рассказ матери Карно, Уиллис отправился в Южную Америку и обратился за помощью к бывшим и текущим заключенным в исправительных колониях, чтобы найти Карно и помочь ему бежать. Когда Карно был найден, он был едва жив и одет в одни лохмотья. Уиллис обеспечил его поддельным паспортом, деньгами и одеждой, а затем перевёз Карно на борту транспортного судна, которое доставило его в Бразилию. Но на этом злоключения Карно не закончились. Считается, что он мог погибнуть во время Второй мировой войны, когда он вступил в ряды французской армии и сражался под предводительством Шарля де Голля (Charles de Gaulle).

Репродукция рисунка «В штормовом океане» художников Горпенко и Денисова. Фото: РИА Новости

17 января 1960 года ураганным ветром была сорвана со швартовки советская самоходная танкодесантная баржа проекта 306 под номером T-36, стоявшая на разгрузке на Курильских островах. На ее борту находилось четверо военнослужащих инженерно-строительных войск Советской армии: младший сержант Асхат Зиганшин, рядовые Филипп Поплавский, Иван Федотов и Анатолий Крючковский. Эти люди 49 суток провели в открытом море без воды и еды. Последняя полученная радиограмма с баржи была следующей: «Терпим бедствие, к берегу подойти не можем». Мы решили вспомнить и другие удивительные истории о выживании в океане.

Около 22:00 17 января 1960 года баржу, уже успевшую получить пробоину, вынесло в открытый океан. Судно не было предназначено для плавания в открытом море, его использовали для перевозки грузов, ему даже не было присвоено название. Волны достигали высоты пятиэтажного дома, одна из них вывела из строя радиостанцию. В районе бедствия не было предпринято интенсивных поисков, солдат посчитали пропавшими без вести. Кроме того, поисковые работы были остановлены из-за проводившихся в те дни ракетных стрельб: спасательным и другим судам было запрещено выходить в море. Тем временем баржа была подхвачена теплым течением Куросио, скорость которого достигает 78 миль в сутки. Японские рыбаки не без основания прозвали его «течением смерти». Запасов продовольствия на барже практически не было, и вскоре в пищу пошло все, что хотя бы отдаленно напоминало съестное: кожаные ремни, кирзовые сапоги, мыло, зубная паста. Пресная вода имелась в системе охлаждения двигателей баржи, когда она закончилась, солдаты стали собирать дождевую.

7 марта баржа была обнаружена американским авианосцем «Кирсердж», который доставил военнослужащих в Сан-Франциско. Корабельные медики установили, что, если бы спасение пришло на сутки позже, живыми моряков уже бы не нашли: каждый из них похудел в среднем на 30 килограммов. В Америке, когда солдаты уже достаточно окрепли, была организована пресс-конференция, во время которой моряки рассказали о подробностях дрейфа. О нем написали все американские газеты. Губернатор Сан-Франциско вручил героям символический ключ от города. Затем военнослужащих отправили в Нью-Йорк, там они встретились с представителями советского посольства, а после были отправлены на родину, где были награждены орденами Красной Звезды и получили широкую известность. Например, именем Асхата Зиганшина была названа улица в Сызрани. Сплоченность, скромность и отвага, с какой эти люди пережили тяжкое испытание, вызвали по всему миру настоящий восторг. Моряки, оказавшиеся в столь экстремальных условиях, не только выжили, но и смогли не потерять человеческое лицо. Спасшие их американские солдаты удивлялись той поддержке, что моряки оказывали друг другу. Известен и тот факт, что во время дрейфа 27 января Анатолию Крючковскому исполнился 21 год, виновнику торжества была предложена двойная порция воды, от которой тот отказался. Эта история нашла свое отражение и в культуре: о ней снимали фильмы, а Владимир Высоцкий посвятил морякам песню «Сорок девять дней».

Линь Пэн

Китайский моряк, известный тем, что выжил спустя 133 дня пребывания в Атлантическом океане. В 1942 году британское торговое судно, на котором служил Линь Пэн, направлялось из Кейптауна в Голландскую Гвиану и было подорвано немецкой подлодкой. Линь Пэну удалось спастись: он прыгнул за борт до взрыва судна, а через несколько часов обнаружил спасательный плот с припасами: печеньем, питьевой водой, шоколадом, сахаром, парой дымовых шашек и электрическим фонариком. Когда запасы продовольствия иссякли, моряк ловил рыбу, для этих целей провода из фонарика он превратил в рыболовный крючок, волокна веревки - в леску, собирал дождевую воду. Линь Пэн несколько раз видел корабли: мимо прошло не оказавшее помощь грузовое судно, несколько немецких подводных лодок. Затем китайский моряк был обнаружен патрульной эскадрильей самолетов ВМФ США, которые сбросили сигнальный буй, но из-за разыгравшегося вскоре шторма не смогли помочь. 5 апреля 1943 года его спасли три бразильских рыбака. К этому моменту Линь Пэн потерял в весе всего 9 килограммов и был способен передвигаться самостоятельно. Он провел четыре недели в бразильской больнице, после чего уехал в Великобританию, где Георг VI наградил Линь Пэна медалью Британской империи. Позже в руководства Королевского флота Великобритании по технике выживания вошли его рекомендации. В 1952 году Линь Пэн получил гражданство США. Всего Линь Пэн провел на плоту 133 дня, это рекорд по времени пребывания на плоту и в одиночестве, который пока не побит.

Тами Олдхэм Эшкрафт

В 1983 году американка Тами Эшкрафт и ее молодой человек из Британии Ричард Шарп планировали совершить приятную прогулку по маршруту Таити - Сан-Диего, однако планам помешал шторм силой 4 балла и ветер, дувший со скоростью 100 км/ч. Их лодка перевернулась, а Тами оказалась под палубой и потеряла сознание. Когда спустя 27 часов она пришла в себя, то обнаружила, что Ричард пропал, его спасательный пояс был разорван, грот-мачта сломана. Когда парусник вернулся в нормальное положение, девушке удалось соорудить временную мачту и проплыть на расстояние 1,5 тыс. миль, прокладывая маршрут к Гавайям по звездам. Экономно используя запасы еды и воды, Тами 40 дней спустя вошла в гавань Хило. О своей истории в 2000 году она рассказала в книге «Небо, багровое от печали».

Мексиканские рыбаки

Трое мексиканских рыбаков попали в 2006 году в Книгу рекордов Гиннесса, проведя более девяти месяцев в Тихом океане без припасов и питьевой воды. 28 октября 2005 года ловцы акул из города Сан-Блас отправились на промысел. Неожиданно у их двухмоторной лодки остановились оба двигателя, и сильный ветер отнес рыбаков в открытый океан. 9 августа 2006 года спящих в лодке мексиканцев заметил тайваньский рыболовецкий траулер к северо-востоку от Австралии, то есть в 8 тыс. километров от родных берегов. Все это время рыбаки питались от случая к случаю рыбой, чайками, собирали дождевую воду. Иногда оставались без пищи на две недели. Во времени ориентировались по часам одного из них. Несколько раз они видели суда, кричали им, но оставались незамеченными. С собой у рыбаков была Библия, которую они регулярно читали, утверждая, что только вера помогла им сохранить надежду на спасение.

Видео

Стивен Каллахэн

Стивен Каллахэн - американский яхтсмен, известный тем, что в 1982 году, потерпев кораблекрушение, за 76 дней пересек Атлантический океан на надувном спасательном плоту. Он отправился от Канарских островов в сторону Антигуа на небольшой лодке, которую сам же и построил, будучи судостроителем по образованию. Шесть дней спустя лодка затонула из-за того, что в ночное время в 450 милях от островов Зеленого Мыса столкнулась с чем-то неизвестным, возможно китом. Стивен перебрался с лодки на двухметровый спасательный плот диаметром около 6 футов (1,8 метра), который не позволял выпрямиться в полный рост. У Каллахэна с собой были навигационные карты, гарпунное ружье, три солнечных опреснителя воды и спальный мешок, а также книга о выживании в открытом море. Кроме того, Стивен читал об опыте выживания Линь Пэна. В море Каллахэн провел 76 дней, пережил встречу с акулами, многочисленные солнечные ожоги, пробоины в плоту, физические и душевные страдания. За время дрейфа он потерял около трети своего веса. Так как припасы быстро закончились, ему пришлось охотиться с копьем на рыб, ловить птиц и моллюсков. Поскольку плот был невелик, а радиомаяк оказался неэффективен, Каллахэна не заметили девять судов, мимо которых он проплывал. На 75-й день, 20 апреля 1982 года, течение принесло плот к острову Мари Галант в Карибском море, а на следующий день Каллахэна обнаружили рыбаки. За это время американец пересек Атлантический океан на дистанцию примерно 1,8 тыс. морских миль (3300 километров). После спасения Каллахэн выпустил книгу «В дрейфе: Семьдесят шесть дней в плену у моря» и справочник для выживания в море. В 2012 году он был приглашен в качестве консультанта на съемки фильма «Жизнь Пи».

Ален Бомбар

Французский врач, биолог, путешественник и политик оказался в открытом море по собственной воле: он хотел доказать, что люди, потерпевшие кораблекрушение, могут прожить длительное время в море без запасов пищи и воды, питаясь только тем, что они могут добыть в море. Как врач, хорошо знающий резервы человеческого организма, Ален Бомбар был уверен в том, что множество людей, которые по той или иной причине оказались на шлюпках, плотах или других подручных средствах, погибли задолго до того, как их покинули физические силы: их убило отчаяние. В 1952 году он в одиночку пересек в маленькой резиновой лодке под названием «Еретик» Атлантический океан от Канарских островов до острова Барбадос за 65 дней. Все это время он питался исключительно сырой рыбой, которую ловил, а пил только дождевую и морскую воду или сок, выдавленный из рыб. Несмотря на то что Бомбар существенно подорвал свое здоровье и потерял 25 килограммов веса, опыт завершился успешно, а его путешествие не имеет себе равных в истории мореплавания.

Видео

Тайские рыбаки

Двоим рыбакам с тайского судна, потерпевшего крушение во время бури, удалось выжить, попав в большой холодильник для хранения рыбы. Их дрейф продолжался с 23 августа 2008 года по 17 января 2009 года, когда рыбаков по чистой случайности обнаружил таможенный самолет, который вызвал на помощь спасательный вертолет. Все это время рыбаки питались оставшейся на дне холодильника рыбой и дождевой водой. Тайцев доставили в больницу на остров Терсди у берегов Австралии, где лечили от тяжелого обезвоживания, последствий голода и сильных солнечных ожогов.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!