Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Вымысел. История и этнология

Сальвадор Дали — миф и реальность искусства XX века. Конечно не с самого детства, но уже при жизни его имя было окружено ореолом мировой славы. Никто, кроме Пабло Пикассо, не мог сравниться с ним известностью. Несмотря на то что мы знаем немало вполне аргументированных, хотя подчас и противоположных, версий феномена этого выдающегося художника, они не могут окончательно убедить нас в правоте отдельных точек зрения того или иного автора или склонить на сторону одного из них. По-видимому, это неизбежно. Ведь подобно тому как в природе существуют необъяснимые явления, так и в искусстве многое до конце непостижимо.

Пытаясь приблизиться к пониманию творчества Дали , обратимся к его собственным мыслям и суждениям: «...когда Возрождение захотело подражать Бессмертной Греции, из этого получился Рафаэль. Энгр желал подражать Рафаэлю, из этого получился Энгр. Сезанн захотел подражать Пуссену — получился Сезанн. Дали захотел подражать Мейссонье, из этого получился Дали . Из тех, кто не хочет ничему подражать, ничего не выходит. И я хочу, чтобы об этом знали. После поп-арта и оп-арта появится арт помпье, но такое искусство умножится всем, что есть ценного, и всеми, даже самыми безумными, опытами этой грандиозной трагедии, называемой Современным искусством (арт модерн)».

Дали не перестает поражать воображение зрителей парадоксальностью образного мировосприятия, утверждая свою монополию на гениальную непревзойденность. Неисчерпаемой фантазией, экстравагантностью натуры, кажущейся абсурдностью, немотивированностью поступков, гипертрофированным честолюбием он создавал почву для мифологизации собственной персоны. Дали обладал поистине универсальным даром и сумел блестяще реализовать свой талант в различных областях творчества — в изобразительном искусстве, кинематографе, литературе... Художественная критика и искусствоведческая наука, отчасти вопреки представлению Дали о собственной исключительности, упрощая свою задачу, определили его лидирующее место в условных границах одного художественного направления — сюрреализма. Но, видимо, придет время, когда этого будет уже явно недостаточно и существующую теоретическую модель сменит более углубленное и сложное отношение к наследию великого мастера. Возможно, только грядущему дано почувствовать некую близость искусства Дали духовным исканиям русской культуры, гению Н. Гоголя, Ф. Достоевского, М. Булгакова, их вселенским фантасмагориям. Опыт подобных параллелей, на наш взгляд, оказался бы плодотворным, позволил бы выйти из суженного круга устоявшихся воззрений, однако сегодня мы недостаточно подготовлены к этому. Вопреки такого рода предсказаниям возвратимся к традиционной на сегодня модели истории сюрреализма и роли в его развитии Дали .

Вильгельм Телль

Вильгельм Телль - легендарный народный герой Швейцарии, уроженец кантона , живший в конце XIII - начале XIV веков, искусный стрелок, борец за независимость своей страны от Австрии и Священной Римской империи. Долгое время считался историческим лицом. Сейчас подлинность легенды о Телле оспаривается.

Вильгельм Телль (значения)

Вильге́льм Телль :

  • Вильгельм Телль - национальный герой Швейцарии. Ему посвящены:
    • «» - опера Андре Гретри (1791).
    • « Вильгельм Телль » - пьеса Фридриха Шиллера (1803-1804).
    • « Вильгельм Телль » - опера Джоаккино Россини (1829).
    • « Вильгельм Телль » - картина Сальвадора Дали (1930).

Вильгельм Телль (опера)

Вильгельм Телль - опера Джоакино Россини в четырёх актах. Либретто В. Ж. Этьенна де Жуи и И. Л. Ф. Би (Hippolyte Bis ), в основу которого легла одноимённая пьеса Ф. Шиллера либо, по другим данным, А. Лемьера. Считается одной из лучших опер композитора.

«Вильгельм Телль» - самая длинная опера Россини. Это его последнее оперное творение. Быть может, именно написание такого длинного произведения послужило причиной его охлаждения к сочинительству. Как бы то ни было, при том, что «Вильгельм Телль» имел огромный успех у критики, Россини не писал больше опер, хотя прожил ещё почти сорок лет. Россини собственноручно сократил оперу и создал авторизованную версию из трёх, вместо пяти, действий. А в Париже одно время существовала даже традиция давать из оперы одно только второе действие, соединяя его с какой-нибудь другой оперой, чтобы заполнить театральную программу. Известна история, как однажды директор парижской Гранд-опера сказал композитору, что вечером в программе объявлено второе действие «Вильгельма Телля». «Что? - воскликнул рассерженный Россини. - Всё второе действие?»

Вильгельм Телль (картина)

Вильгельм Телль - картина испанского живописца Сальвадора Дали, написанная в 1930 г. Швейцарский фольклорный герой Вильгельм Телль, ставший одним из частых образов на картинах Дали, был переосмыслен им и интерпретирован как жестокий отец, желающий убить своего ребёнка. Эта концепция перекликалась с идеей Фрейда о комплексе кастрации, вызываемой у сына образом отца, о бунте против отцовской власти как необходимом шаге на пути к взрослению, а также с историей самого Дали, порвавшего с отцом.

У двух фигур на картине. Отца выдаёт страдальческое выражение лица, а невнушительное телосложение и беспомощно повисший фаллос говорят о слабости, которая кроется за его дутой властью. Дали аллегорически изобразил своё изгнание из дома, случившееся за год до написания картины. В этом изгнании - суть "оскопления", лишения родных мест, вдохновлявших художника своими пейзажами. Безжалостное решение стоит усилий и страданий самому отцу. Но в то же время он торжествует, ощущая себя мужчиной. Он же изображён выше, играющим на рояле. А мощный конь-самец и мёртвый осёл - это его, отца представление о себе и о побеждённом упрямце-сыне соответственно. Образ отца довлеет над сыном, попирает его мужское достоинство, мешает повзрослеть и реализоваться.

Вильгельм Телль (пьеса)

«Вильге́льм Телль » - пьеса немецкого поэта, философа и драматурга Фридриха Шиллера, драматическое представление в пяти действиях, написанное в 1803-1804 годах и поставленное на сцене впервые в марте 1804 года в немецком Веймаре. Последнее законченное произведение Шиллера. Повествует о легендарном народном герое Швейцарии конца XIII - начала XIV веков Вильгельме Телле, - искусном лучнике, борце за независимость своей страны от империи Габсбургов. Историческим фоном для пьесы было восхождение Наполеона к власти и начало в Европе наполеоновских войн. Лейтмотивы пьесы - свободолюбие , патриотическое воодушевление и народная борьба с чужеземным тираном.

Французский перевод сочинения лёг в основу одноимённой оперы итальянского композитора Джоакино Россини (1829).

Легенда про Вильгельма Телля известна всем. Легендарный народный герой Швейцарии, живший в конце XIII – начале XIV века, уроженец кантона Ури, искусный лучник, борец за независимость своей страны от Австрии и Священной Римской империи, гордый швейцарский крестьянин отказался кланяться шляпе австрийского наместника. И за это жестокий ландфогт приговорил его к изощренному испытанию: он должен был стрелять из лука в яблоко, стоящее на голове его малолетнего сына. Телль выстрелил и попал в цель, хотя в случае промаха был уже готов отправить следующую стрелу в каменное сердце наместника. Какова же доля правды в этом предании? В Швейцарии много памятников свободолюбивому герою, но установлены они в честь реального человека или это некий собирательный образ вольнолюбия и независимоcти? Существовал ли в действительности этот лучник, обладающий феноменальной меткостью?

История о Вильгельме Телле примыкает к циклу рассказов об образовании конфедерации, которое произошло в конце XIII века. В то время Швейцария была завоевана австрийцами. Через Альпийские горы шел торговый путь в Италию, и Швейцария была ключевым пунктом на этой дороге. Австрийские Габсбурги хотели присоединить Швейцарию к своим владениям и поставили во главе ее своих жестоких и корыстолюбивых наместников. Расположенные в альпийских долинах лесные кантоны (то есть самостоятельные области) Швиц, Ури и Унтервальден заключили между собой в 1291 году тайный союз. Крестьяне и горцы поднялись на борьбу за независимость своей родины. Особенно ожесточенная борьба велась между швейцарцами и австрийцами в конце XIII века. Герои борьбы за независимость Вальтер Фюрст, Вернер Штауфахер и Арнольд Мельхталь (лица бесспорно исторические) решили оказать сопротивление жестокому наместнику. Они созвали народное собрание в долине Рютли у Фирвальдтштетского озера, где заключили «вечный союз» и поклялись бороться за свободу родины.

Хотя события, в которых участвовал Вильгельм Телль, происходили в XIII веке, однако первые письменные источники, упоминающие о них, относятся ко второй половине XV века. Это труд анонимного летописца, который называется «Белой Книгой», а рукопись хранится в архивах Сарнена. Около 1470 года появились и первые записи баллад о Вильгельме Телле.

Гесслер заметил, что Телль спрятал под камзолом вторую стрелу, и спросил, зачем он это сделал. Телль пытался увернуться от ответа, но ландфогт настаивал: «Скажи мне правду. Обещаю тебе, что ты останешься жив». Телль сдался: «Так как ты мне обещаешь, что я останусь жив, то я скажу тебе правду: если бы моя стрела не попала в цель и я убил бы своего сына, то я направил бы свой лук на тебя». Ландфогт рассердился (мягко сказано!): «Да, правда, я обещал тебе жизнь, но я помещу тебя в такое место, где ты больше не увидишь ни солнца, ни луны». Он велел связать Телля и посадить его в лодку. Лук положили сзади него (зачем?). Гесслер тоже сел в лодку, и они поплыли по озеру к Аксену. Когда лодка достигла этой скалы, поднялся сильный ветер, и Гесслера со спутниками охватил сильный страх. Один из лодочников обратился к Гесслеру: «Видите, что нам грозит. Прикажите развязать Телля и велите ему нас спасти. Он силен и умеет управлять лодкой». Ландфогт сказал Теллю: «Если ты обещаешь нас спасти, то я велю развязать тебя».

Телль согласился и стал грести, а сам все посматривал на свой лук. Достигнув площадки, которая теперь называется площадкой Телля, он схватил свой лук, выскочил на берег и оттолкнул лодку ногой. Пока спутникам Гесслера удалось справиться с лодкой и пристать к берегу, Телль уже был далеко.

Он прошел весь Швиц и добрался до Кусснахтского ущелья, через которое обязательно должен был проезжать Гесслер. Телль дождался ландфогта и убил его, а потом через горы вернулся в свой родной Ури.

На этом история про Вильгельма Телля и заканчивается. У летописца Телль принимает участие в борьбе за независимость, но является уже второстепенной фигурой. В традиции же кантона Ури Телль является одним из главных героев борьбы за образование союза кантонов. Считается, что с того момента, как Телль застрелил Гесслера, и началось массовое восстание против австрийцев. В сочельник 1315 года швейцарцы праздновали победу и освобождение от ига австрийцев. Вильгельм Телль стал одним из национальных героев Швейцарии, его именем названо множество мест в стране, построены посвященные ему часовни и поставлены памятники.

Другой первоисточник, в котором рассказывается о Телле как о реальном историческом лице, это «Швейцарская хроника». Эта история упоминается в 1570 году швейцарским историком Эгидусом (Гильгом) Чуди (1505 – 28.2.1572) в «Хронике Гельветикум», главном труде его жизни. Она охватывает 1000–1400 годы, и вошли в нее многие впервые им собранные источники. Когда через три века ее стали подробно изучать, оказалось, что Чуди для полноты и стройности включил в хроники легенды и вымышленные сведения. Его репутация как серьезного историка пострадала, но зато осталась жить легенда о Вильгельме Телле.

В изложении фактов и имен героев Эгидус Чуди не расходится с анонимным автором «Белой Книги». Те из историков, которые считают легенду о Вильгельме Телле именно легендой, объясняют совпадения простым заимствованием: Эгидус Чуди процитировал «Белую Книгу» без ссылки на источник. Что ж, в те времена такое было в порядке вещей, закона об авторском праве не существовало, а переписчик вполне мог приравнивать себя к автору текста. Сторонники реальности истории Вильгельма Телля, наоборот, в совпадении подробностей усматривают доказательства подлинности событий, о которых пишут одинаково два источника.

Ну а первые документы, в которых ставится под сомнение правдивость изложенных выше историй, появились еще в 1607 году. Как видим, историческая критика не дремала! Указывалось, что в исторических источниках нет упоминаний ни о Телле, ни о Гесслере, хотя сохранилось много рассказов о превышении власти ланд-фогтами. Обращалось внимание на странный маршрут передвижений Телля и Гесслера (можно было двигаться более короткой дорогой) и т. д.

Главным же аргументом критиков было то обстоятельство, что предания о таком стрелке встречаются у многих народов в самые различные времена. Точно так стреляли скандинавы, критянин Алкоп, болгарин Дигенис, украинец Данило Ханенко и прочие герои мифов и легенд. Такие истории известны у азиатских народов, в прирейнских областях, но наиболее известны датские, исландские и английские легенды.

Мотив об искусном стрелке играет важную роль в песнях и сказаниях германских народов. Уже в одной из песен Эдды, относимой к VI веку, затем в Вилькина-саге и Нифлунга-саге появляется сказание об искусном стрелке Эйгиле. Король Нидунг (то есть завистливый) кладет яблоко на голову трехлетнего сына Эйгиля Орвандиля. Эйгиль был вынужден повиноваться под угрозой наказания. Он вынимает три стрелы, вставляет первую в лук и попадает в середину яблока. Король хвалит его за ловкость, а потом спрашивает, почему он приготовил три стрелы, когда ему была нужна только одна? Эйгиль отвечает: «Если бы первой стрелой я убил своего сына, две другие попали бы в вас». Король пришел в восторг от ответа храброго воина и взял его в свое войско. Предполагают, что сага об Эйгиле возникла в Северной Германии, проникла на Скандинавский полуостров и оттуда вернулась в Германию в скандинавской обработке.

Сказание об искусном стрелке неоднократно встречается и в норвежской истории. Так, Олаф II Святой (ум. в 1030 г.) понуждает к такой опасной стрельбе храброго воина Эйндриди. Король Харальд III (ум. в 1066 г.) заставляет богатыря Геминга стрелять в орех, положенный на голову его брата. На Фаросских островах записан рассказ о том, как Гейти, сын Аслака, по требованию короля сбил стрелой с головы брата лесной орех.

Датская легенда очень похожа на исландскую. Сказание об искусном стрелке встречается у датского писателя XII века Саксона Грамматика (ум. в 1203 г.) в десятой книге его «ШвШпа Оашса», записанной около 1185 года. Однако перевод на немецкий язык был сделан только в 1430 году, литературная обработка появилась в 1480 году, а напечатан он был в 1514 году. Говорить о заимствовании сюжета легенды у Саксона Грамматика трудно, хотя именно на этом настаивали первые критики. Вот краткое изложение рассказа Саксона Грамматика.

У короля Харальда Синезубого, жившего в X веке, был в услужении искусный стрелок Токи или Токко. Он похвастал в пьяном виде, что собьет стрелой самое маленькое яблоко наверху шеста. Жестокий Харальд велел поставить вместо шеста маленького сына Токи. Токи также вынимает три стрелы и первой стрелой попадает в яблоко. На вопрос короля, зачем он вынул три стрелы, Токи отвечает: «Чтобы отомстить тебе, если бы первая не попала в цель». Король рассердился и хотел подвергнуть стрелка новому испытанию, но Токи, как и Телль, сумел скрыться, а впоследствии убил Харальда стрелой во время битвы Харальда с восставшим против него собственным сыном. Как в Швейцарии Гесслер, так и в Дании Харальд вызывают своими жестокостями народное возмущение и погибают от руки ловкого стрелка.

Наряду с германскими и скандинавскими сказаниями об искусном стрелке существовали и финские. Воспоминание о национальном герое, отличавшемся меткой стрельбой, в Эстонии и Финляндии привязано ко многим местным названиям, причем герой этот носит имя Телль или Толя. Эсты, карелы и финны указывают на камень Телля, гробницу Телля, развалины его замка.

Существует целый ряд сказаний об искусном стрелке у народов, населяющих Венгрию, Буковину и Трансильванию. Подобное с рассказом о Телле сказание встречается в «Языке птиц» персидского писателя первой половины XII века Ферид-Эддин-Аттара. Здесь царь сбивает стрелой яблоко с головы своего любимого пажа, который умер от страха, хотя стрела не задела его. Следует вспомнить и древнее сказание о Камбизе, переданное Геродотом: Камбиз стреляет в сына своего придворного Прексаспеса и поражает его в сердце. Еще более интересно классическое сказание о критянине Ал копе, сбившем с головы своего сына змею, не зацепив его.

Славянскому миру тоже не чужды сказания об искусном стрелке, похожем на Телля. В болгарском сказании герой носит одинаковое имя с главным богатырем новогреческого героического эпоса Дигениса. Есть подобные сказания и у сербов. На Украине похожее предание вошло в фамильную историю семьи Ханенко: Данило Ханенко сбил пулей головной убор красивой казачки и женился на ней.

И все эти легенды очень похожи, хотя в швейцарской есть и своя специфика: две стрелы, путешествие по озеру и т. д.

Можно считать почти доказанным, что Вильгельм Телль, легендарный герой освободительной войны швейцарского народа, лицо именно легендарное, а не историческое. Однако легенда, основывающаяся на древнем народном сказании о метком стрелке, настолько срослась с былью, что хроника XVI века сообщает даже «точную» дату знаменитого выстрела Вильгельма Телля – 18 ноября 1307 года. Выстрел этот, как рассказывают, явился сигналом к народному восстанию. Спустя восемь лет (в 1315 г.) вольные горцы разбили войско Габсбургов в битве при Моргартене и навсегда изгнали австрийцев из Швейцарии. Предание говорит, что Вильгельм Телль принял участие в этом сражении. Поэтому можно сказать, что в легендах о нем скорее всего реализуется память о подлинных героях народного восстания.

Долго спорили и о том, каким оружием пользовался Вильгельм Телль (если существовал): луком или арбалетом? Историк Фриц Карл Матис поставил под сомнение существование самого стрелка и доказал, что даже если бы Телль и существовал, то он не сбивал яблока с головы своего сына и не убивал злого правителя страны стрелами из арбалета. Дело в том, что арбалета у Вильгельма Телля не могло быть. Это оружие появилось в Швейцарии значительно позже, спустя 100 лет после описываемых в легенде событий. Ученый доказал, что и сама легенда вошла в моду одновременно с новым оружием. О результатах своего исследования Матис поведал в канун национального праздника – 695-летия со дня основания Швейцарской конфедерации, вызвав у швейцарцев огорчение.

Сторонники подлинности предания о Вильгельме Телле старались обосновать свои теории. Они приводят массу аргументов, ссылаясь, в частности, и на то, что прочие имена в истории с участием Вильгельма Телля – подлинные: и Вальтер Фюрст, и Вернер Штауфахер, и Арнольд Мельхталь не вызывают сомнения в факте своего существования.

Итак, споры об этой истории продолжаются уже несколько столетий. В заключение можно привести строки швейцарского историка Антуана Гесслера (уж не родственник ли злого ландфогта?): «Швейцарцы могут утешаться этим сказанием и гордиться им. Предание о Телле является прекрасным символом любви к свободе и силы нашей демократии. Оно имеет право на место в наших сердцах, и никто не может его у нас отнять. Гордо возвышается на площади Альторфа бронзовая статуя Телля. Ей нечего бояться ни суда исторической критики, ни суда моралистов».

В ней легенда Вильгельма Телля смешана с жизнью Ленина. Длинная ягодица Ленина подперта костылем, другой костыль подпирает длиннющий козырек его кепки. Ленин держит в руках ребенка, которого он собирается по всей видимости съесть. В этой картине опять отображены детские страхи Дали. Фигура Ленина как фигура его отца, который ему угражает, как опасность. Он смотрит угнетающе и жадно, собираясь его съесть.

Эта картина была отправлена Сальвадором Дали в Салон Независимых. Там она вызвала бурю гнева со стороны Андрэ Бретона, который расценил это как "антиреволюционный поступок". Бретон, сопровожддаемый несколькими единомышленниками, даже попытался сорвать холст. однако картину предусмотрительно повесили достаточно высоко и акт вандализма не удался. Бретон призвал изгнать Дали из рядов сюрреалистов, но на сей раз его не поддержали, и все закончилось шуткой.

Образ картины у Дали возник, как и многие другие, в его сне. Об этом он поделился с Галой: "У меня есть потрясающая идея! Вот увидишь, все от нее просто обалдеют, а уж особенно сюрреалисты. Даже не пытайся меня отговаривать, представь, этот новый Вильгельм Телль уже дважды являлся мне во сне! Ясно, что я имею ввиду Ленина. Я хочу написать его с ягодицей трехметровой длины, которую будет подпирать костыль. Для этого мне понадобитсся пять с половиной метров холста...Я обязательно напишу своего Ленина с этим его лирическим аппендиксом, чего бы мне это не стоило, пусть даже за это меня исключат из группы сюрреалистов.

На руках у него будет маленький мальчик - это буду я. Но он будет смотреть на меня людоедскими глазами, и я закричу: "Он хочет меня съесть!"

Год создания: 1933 год.

Холст, масло;

Оригинальный размер: 201,5 х 346.

Современный музей, Стокгольм

Эта большая картина целиком и полностью сотворена магией сечентиской светотени Караваджо и Риберы. Что касается Вильгельма Телля, то на сей раз он - Ленин, "отец", над которым насмехаются, ритуально глумятся, чтобы нейтрализовать его воздействие. Картина вызвала гнев Бретона: он требовал ни более ни менее как уничтожить полотно, угрожая в противном случае изгнать Дали из группы сюрреалистов.

В ней легенда Вильгельма Телля смешана с жизнью Ленина. Длинная ягодица Ленина подперта костылем, другой костыль подпирает длиннющий козырек его кепки. Ленин держит в руках ребенка, которого он собирается по всей видимости съесть. В этой картине опять отображены детские страхи Дали. Фигура Ленина как фигура его отца, который ему угражает, как опасность. Он смотрит угнетающе и жадно, собираясь его съесть.

Эта картина была отправлена Сальвадором Дали в Салон Независимых. Там она вызвала бурю гнева со стороны Андрэ Бретона, который расценил это как "антиреволюционный поступок". Бретон, сопровожддаемый несколькими единомышленниками, даже попытался сорвать холст. однако картину предусмотрительно повесили достаточно высоко и акт вандализма не удался. Бретон призвал изгнать Дали из рядов сюрреалистов, но на сей раз его не поддержали, и все закончилось шуткой.

Образ картины у Дали возник, как и многие другие, в его сне. Об этом он поделился с Галой: "У меня есть потрясающая идея! Вот увидишь, все от нее просто обалдеют, а уж особенно сюрреалисты. Даже не пытайся меня отговаривать, представь, этот новый Вильгельм Телль уже дважды являлся мне во сне! Ясно, что я имею ввиду Ленина. Я хочу написать его с ягодицей трехметровой длины, которую будет подпирать костыль. Для этого мне понадобитсся пять с половиной метров холста...Я обязательно напишу своего Ленина с этим его лирическим аппендиксом, чего бы мне это не стоило, пусть даже за это меня исключат из группы сюрреалистов.

На руках у него будет маленький мальчик - это буду я. Но он будет смотреть на меня людоедскими глазами, и я закричу: "Он хочет меня съесть!"

"Дневник одного гения" С.Дали

Описание картины Сальвадора Дали «Загадка Вильгельма Телля»

Дали создал полотно «Загадка Вильгельма Телля» в 33 году. В настоящее время картина находится под охраной Стокгольмского Музея современного искусства.

Идея к Дали пришла в то время, когда он спал. Не удивительно, ведь так происходило со многими его шедеврами. В воображении автора Телль был воплощением его отца. К слову сказать, он не оставил своему сыну ничего в наследство.

На холсте главный персонаж изображен с ленинским лицом. Сначала кажется абсурдом, но в реальность задумка элементарна. В более ранних работах художник не раз прибегал к образу Ленина. Проста сам Дали разделял коммунистические настрои политического лидера, поэтому почитал его как мог.

Художнику хотелось вызвать у своих противников ярость и негодования. По этой причине картина больше напоминает недвусмысленную насмешку. У вождя здесь длинная ягодица, подпираемая одним из костылей. Второй подобный костыль служит опорой для длинного козырька ленинской кепки. И то, и другое ассоциируется у автора со смертью. Вдобавок к этому руки персонажа заняты сидящим на них ребенком.

Страхи художника из детства перенеслись на холст. Ленин - это его родной отец, изображенный именно таковым. Его грозный взор устремлен на ребенка. Кажется, что еще секунда, и он проглотит малыша. А ребенок - это есть Сальвадор.

Впервые автор выставил произведение в Салоне Независимых, где все увидевшие ее сюрреалисты пришли в ярость. Дали достиг поставленной цели. Все восприняли изображенный образ карикатурой на Ленина. Андрэ Бретон и вовсе назвал настрой Дали антиреволюционным.

Некоторые даже пытались выхватить картину, чтобы уничтожить ее. Однако им этого не удалось, так как холст повесили очень высоко. Подобная выходка стоила Дали исключением из группы сюрреалистов.

Сальвадор Дали «Загадка Вильгельма Телля» (1933).
Холст, масло. 201,5 х 346 см
Современный музей, Стокгольм

В ней легенда Вильгельма Телля смешана с жизнью Ленина. Длинная ягодица Ленина подперта костылем, другой костыль подпирает длиннющий козырек его кепки. Ленин держит в руках ребенка, которого он собирается по всей видимости съесть. В этой картине опять отображены детские страхи Дали. Фигура Ленина как фигура его отца, который ему угрожает, как опасность. Он смотрит угнетающе и жадно, собираясь его съесть.

Эта картина была отправлена Сальвадором Дали в Салон Независимых. Там она вызвала бурю гнева со стороны Андрэ Бретона, который расценил это как "антиреволюционный поступок". Бретон, сопровождаемый несколькими единомышленниками, даже попытался сорвать холст. Однако картину предусмотрительно повесили достаточно высоко и акт вандализма не удался. Бретон призвал изгнать Дали из рядов сюрреалистов, но на сей раз его не поддержали, и все закончилось шуткой.

Образ картины у Дали возник, как и многие другие, в его сне. Об этом он поделился с Галой: "У меня есть потрясающая идея! Вот увидишь, все от нее просто обалдеют, а уж особенно сюрреалисты. Даже не пытайся меня отговаривать, представь, этот новый Вильгельм Телль уже дважды являлся мне во сне! Ясно, что я имею ввиду Ленина. Я хочу написать его с ягодицей трехметровой длины, которую будет подпирать костыль. Для этого мне понадобится пять с половиной метров холста...Я обязательно напишу своего Ленина с этим его лирическим аппендиксом, чего бы мне это не стоило, пусть даже за это меня исключат из группы сюрреалистов.

На руках у него будет маленький мальчик - это буду я. Но он будет смотреть на меня людоедскими глазами, и я закричу: "Он хочет меня съесть!"

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!