Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Выбор фотоаппарата. Продолжение

Эта статья поможет Вам лучше ориентироваться в разнообразии очковых линз, производящихся на одном из самых высокотехнологичных заводов Европы.
Карл Цейс – с чем ассоциируется этот знаменитый во всем мире брэнд? С высококачественной фото и видеотехникой, качественными оптическими приборами и конечно очковыми линзами. Более 130 лет, из года в год немецкие специалисты занимаются повышением качества собственной продукции на основе собственных лабораторных исследований.
Лидерство компании Carl Zeiss в области производства оптических линз на протяжении целого века – это серьезный аргумент в пользу выбора их продукции.

Кроме того современные очковые линзы этой компании имеют ещё одну непревзойденную особенность. Все линзы выпущенные непосредственно в Германии обязательно маркируются лазерной гравировкой-голограммой, в целях предотвращения их подделки или подмены недобросовестными продавцами, такая голограмма нанесена на поверхности самой линзы вне поля зрения. Таким образом, любой клиент, заказывающий себе очки с такими линзами, может без затруднения убедиться при получении готового изделия в подлинности линз. Хотим обратить внимание наших клиентов, что это единственный производитель очковых линз, который маркирует каждую линзу вне зависимости от её стоимости, индекса преломления и материала изготовления.

И так, приступим к разнообразию очковых линз данной компании.

Органические линзы Карл Цейс

Clarlet Combi

Это органическая линза (пластик) с современным многослойным двухсторонним покрытием: упрочняющий слой, антирефлексное покрытие (ослабляющее отражение от поверхности линзы) и водоотталкивающий слой. Линза прекрасно подходит для небольших диоптрий, стоимость её очень демократична, а качество очень высокое.

Clarlet LotuTec

LotuTec – это покрытие линз с применением последних технологий компании Карл Цейс. Отличие этой линзы от предыдущей в том, что здесь применено два антирефлексных покрытия с наложением на друг друга, что позволяет достичь этой линзе 99% светопропускания, а это уже как в хирургических микроскопах. Кроме того здесь применены ещё более твердые покрытия, что защищает линзу от царапин и делает её более долговечной. Средний срок службы такой линзы без царапин у взрослого среднестатистического человека составляет 4-5 лет. Так же в этой линзе присутствует жиро отталкивающий слой, в результате – линза требует меньшей протирки и ухода.

Clarlet Transitions VI

Фотохромная линза - отличительной особенностью этой линзы является её способность изменять светопропускание в зависимости от степени освещенности. Компания Carl Zeiss , благодаря технологии Transitions в данном продукте добилась очень больших успехов, линза стабильно быстро переходит от состояния полного затемнения до полной прозрачности и обратно, что очень актуально для удобства ношения фотохромных линз. Линза защищает на 100% от ультрафиолета, при затемнении одинаково равномерно окрашивается в не зависимости от оптической силы и толщины линзы.

Clarlet 1.6 AS LotuTec

Это органическая линза с преломлением 1,6 и асферической поверхностью, предназначена для клиентов с диоптриями более высоких рефракций, желающих, чтобы линзы в их очках выглядели более тонкими и аккуратными. Кроме того асферическая линза уменьшает видимые боковые абберации при больших диоптриях, а также снижает визуальный эффект «изменения размера глаз» в носимых очках. В этой линзе также применено самое надежное покрытие от компании Carl Zeiss .

Минеральные марочные очковые линзы Carl Zeiss

Uropal 1.6 Gold ET

Эти линзы адресованы, прежде всего, тем, кто много работает с видеомониторами, а также тем лицам, которые вынуждены работать при искусственном освещении. Отличие этих линз заключается в следующем замечательном свойстве: материал линз поглощает синюю составляющую света в большей степени, чем красную и зеленую. А так как именно эта составляющая нарушает зрительный комфорт при освещении лампами дневного света и работе с компьютером, использование этих линз при такой работе приносит комфорт и снижает утомление. На линзу нанесено просветляющее покрытие Gold ET®. Это покрытие имеет несколько слоев и в итоге ослабляет отражение света от поверхности линзы более чем на 80%. Ослабление отражения от поверхности линзы повышает ее светопропускание и улучшает четкость зрения при работе с мониторами, что служит дополнительным источником снижения утомляемости при такой зрительно напряженной работе.

Punktal 1.5

Линзы изготовлены из минерального стекла с великолепными оптическими качествами. Дизайн их поверхности – итог серьезных научных исследований в области физиологической оптики. Благодаря этому эти линзы выгодно отличаются от других аналогичных линз, именно они рекомендованы для коррекции зрения при небольших степенях близорукости и дальнозоркости. Так как поверхность линз устойчива к образованию царапин, линзы долго сохраняют хорошие оптические свойства в ходе эксплуатации, даже при небрежном обращении с очками.

Punktal 1.6 Gold ET

В отличие от выше описанных линз с показателем преломления 1,5, эти линзы изготовлены из материала с более высоким коэффициентом преломления. В результате, как положительные, так и отрицательные линзы имеют меньшую толщину. Геометрия поверхностей линзы не только обеспечивает физиологически верное зрение, но и делает внешний вид очков более привлекательным. Такие линзы – идеальный выбор для пациентов со слабыми и средними степенями близорукости или дальнозоркости. Многослойное покрытие Gold ET® ослабляют отражение света от поверхностей линзы на 80%. В итоге применения этого покрытия повышается комфортность зрительной работы и улучшается внешний вид очков. Именно такое высокоэффективное антирефлексное покрытие обеих сторон линзы, как Gold ET® или Super ET®, рекомендуется использовать для высокоиндексных линз, так как с увеличением показателя преломления материала линзы увеличиваются потери света на отражение от ее поверхностей. Линзы с покрытием Gold ET® имеют косметически привлекательный остаточный рефлекс золотистого цвета, особенно хорошо гармонирующий с золотыми оправами.

В нашем салоне Вы всегда можете сделать очки на заказ любой сложности с гарантированным качеством исполнения .

Ознакомьтесь также с полным перечнем услуг, которые предоставляет наш .

О Carl Zeiss и других легендах в фототехнике

"Фотография – дело темное"
Народная мудрость

Введение

Немного истории

Думаю, будет уместным упомянуть об истории фирмы Carl Zeiss. Карл Цейс родился в городе Weimar 11-го сентября 1816 года. Его отец был управляющим токарной мастерской. Вскоре после окончания гимназии Карл решил стать учеником у доктора Фредерика Кернера, который занимался разработками в области производства стекла для объективов телескопов. После окончания обучения Карл Цейс некоторое время работал в Йенском университете.
В это самое время Цейс начал изучать теорию изготовления оптики. Позже он путешествовал целых семь лет, посещая заводы по изготовлению оптики и стекла в таких городах как Штутгарт, Дармштадт и Берлин. Он сделал значительные записи по различным темам, например о методах плавления стекла, материалах, необходимой температуре печей для обжига, а также обо всем, что было связано с изготовлением стекла, микроскопов и других оптических инструментов. Затем он вернулся в Йенский университет, где изучал химию и математику. В 1846 году (всего тридцати лет от роду) он основал собственную мастерскую. Первыми изделиями мастерской были увеличительные стекла и простые микроскопы, производимые группой из двадцати наемных рабочих. Производство более сложных микроскопов началось в 1858 году. Карл Цейс завоевал хорошую репутацию своими качественными продуктами, а в 1861 году его мастерская получила Золотой Приз на выставке в Тюрингии.

Вся работа Карла была основана на эмпирических методах (т.е. на методах проб и ошибок). Было очевидно, что такой способ производства требовал больших усилий и приводил к потерям значительных объемов материалов. Цейс верил, что научный подход приведет к возможности производства более точных, предсказуемых и экономичных изделий. Герр Цейс безуспешно бился с этой проблемой на протяжении пяти лет. В конце концов, в 1866 году, он посетил Йенский университет, где познакомился с Эрнстом Аббе, который в то время работал лектором.
Аббе вошел в дело Цейса в качестве ведущего исследователя, намереваясь вместе с Цейсом создать научный фундамент, необходимый для производства оптической продукции. В конечном счете в 1872 году, после шести лет работы по производству новых сортов оптического стекла, их совместный труд привел к созданию сложного микроскопа, не имевшего себе аналогов по качеству. Этот прибор является прародителем всех современных микроскопов.
Год спустя после начала производства сложного микроскопа Цейса, в 1873 году, Аббе опубликовал научный труд, описывавший математический аппарат, с помощью которого было сделано это изобретение. Впервые в истории оптики аберрации , и были описаны и изучены. Аббе настолько хорошо описал оптический процесс, что его труд стал базовым в оптике. В качестве награды за труды Карл Цейс сделал Аббе партнером в своем растущем бизнесе в 1876 году.

Третьим членом команды, стоявшей у истоков фирмы Carl Zeiss, был Фредерик Отто Скотт, который был приглашен Аббе в 1879 году для продолжения работы по усовершенствованию микроскопов. Скотт занимался исследованиями по использованию лития в новом типе оптического стекла и написал о своих успехах доктору Аббе. Аббе немедленно заинтересовался и опробовал стекло, дав высокую оценку исследованиям Скотта. Так Скотт и Аббе познакомились, после чего сотрудничество продолжалось до конца их дней. Скотт производил стекло исключительно для новых микроскопов Цейса и в 1884 году была основана специальная фабрика по производству стекла. Владельцами ее были Цейс, Аббе и Скотт, а фабрика называлась Schott & Genossen Glass Works.

В 1890 году (уже после смерти самого Цейса) началась разработка и производство оптики для фотокамер. Доктор Поль Рудольф разработал Protar, первый объектив фирмы Carl Zeiss. Protar не страдал такими "болезнями", как и .
В 1896 году, также доктором Рудольфом, был изобретен легендарный Planar - оптическая схема, которая до сих пор является образцом для создателей оптики. Planar превосходно решал проблему и астигматизма благодаря . Planar является одной из самых растиражированных оптических схем в мире…
На этом мы закончим краткий экскурс в историю и вернемся в наше время…

Почему оптика Zeiss и Leica такие дорогие?

Для начала стоит заметить, что оптика Carl Zeiss для 35-мм камер не всегда дороже японской оптики. Так, например, объектив 50/1.4 для Canon стоит заметно дороже Carl Zeiss 50/1.4.
Стоимость оптики в значительной мере определяется объемами производства, а у Zeiss они очевидно ниже, нежели, например, у Nikon или Canon.
Имеют место и чисто маркетинговые нюансы, которые весьма сложны, зависят от ситуации на рынке, географии и прочих факторов. Разумеется, что сама легендарная марка Carl Zeiss немало добавляет к стоимости оптики. Иначе и быть не может.

С оптикой и камерами Leica все обстоит несколько по-другому. Дело в том, что оптика и камеры Leica по-своему уникальны, и по сути являются исключительно прецезионными изделиями фактически ручной работы. Металлические компоненты подгоняются друг к другу индивидуально, материалы для производства выбираются с высочайшей тщательностью, обеспечивая бескомпромиссную надежность и стабильность характеристик (фирма гарантирует сохранение точного функционирования узлов камеры после 100000 срабатываний затвора).
Leica фактически является единственной фирмой среди производителей оптики для 35-мм камер, которая наносит на линзу, учитывая свойства стекла, из которого изготовлена линза. Каждая линза проходит контроль на лазерном интерферометре с точностью до 1/1000 мм. Другой уникальной процедурой является повторное лазерное центрирование каждой линзы объектива после сборки. В заключение, каждый объектив Leica подвергается изощренному проекционному тесту. Все без исключения стадии производства строго контролируются.
Оптика Leica является устойчивой к разного рода ударным воздействиям и одинаково хорошо работает в широком температурном диапазоне, так как все элементы исключительно тщательно подогнаны, а материалы выбраны таким образом, чтобы при температурном расширении материалов не происходило смещения оптических компонент.

Leica является единственной фирмой в мире, применяющей в механизме прыгающей диафрагмы шариковые подшипники. Благодаря этому время закрытия до максимального значения диафрагмы не превышает 40ms, а механизм сохраняет высокую точность даже после 50000 срабатываний диафрагмы.

И это далеко не полный список отличительных особенностей производства камер и оптики Leica.
Leica остается единственной фирмой в мире, которая продолжает выпускать 35-мм механические дальномерные камеры со сменой оптикой (речь идет о камерах Leica M). Хотя эти камеры кому-то могут показаться полным анахронизмом и образцом допотопного камеростроения, по сути это совершенно уникальные механические приборы, снабженные, вне всякого сомнения, самой лучшей оптикой, которая когда-либо существовала.
Надеюсь, теперь вы понимаете, почему система Leica стоит таких дорого. Соблюдение исключительной точности везде и во всем, полный контроль, точнейшая немецкая сборка и потрясающая воображение бескомпромиссность делают использование системы Leica очень недешевым удовольствием. К тому же не стоит забывать, что имя Leica – это живая легенда, это своего рода философия и стиль жизни.

В то время как Leica сконцентрировалась на выпуске доведенной до совершенства 35-мм оптики, Carl Zeiss охватывает как узкоформатный рынок (зеркалки Contax, уникальные автофокусные дальномерки со сменной оптикой Contax G1/G2, а также компактные камеры класса High End), так и среднеформатный (Contax 645 AF, Hasselblad, Rollei). Раньше Zeiss также занимался изготовлением оптики и для форматных камер.
Дешевой и низкокачественной оптики для среднего формата вообще не существует, однако в этой нише фирме Carl Zeiss удалось достичь потолка – как по качеству, так и увы - по ценам.

У Zeiss существует очень много интересных объективов. К примеру, это Biogon 21/2.8 и Hologon 16/8 для дальномерных камер Contax G. Последний объектив обладает фиксированной диафрагмой 8 и к нему прилагается специальный серый центральный фильтр, компенсирующий падение яркости по краям изображения. Оптические формулы объективов Hologon и Biogon специально разработаны таким образом, чтобы выгодно использовать малый рабочий отрезок, возможный только на дальномерных камерах.

Линейка камер Hasselblad включает в себя в числе прочих и незеркальные камеры серии 900 (с наводкой по матовому стеклу), оснащенные несменным широкоугольным Carl Zeiss Biogon 38/4.5. Благодаря использованию малого рабочего отрезка стало возможным изготовление широкоугольного объектива высочайшего качества, фактически свободного от дисторсий и обладающим исключительной резкостью, в том числе и по краям кадра. Даже на полностью открытой диафрагме Biogon 38/4.5 дает превосходное качество изображения.

Еще одним интересным оптическим прибором является шифт-телеконвертер PC-Mutar 1.4X, с помощью которого можно производить коррекцию перспективы, используя "обычную" оптику, не имеющую такой функции.

Широко известна оптическая схема Planar, которая может содержать от 5 до 7 линз, в зависимости от объектива. Объективы, построенные по этой схеме, как правило очень пластичны и обладают исключительно красивым узнаваемым рисунком. Именно по этой схеме построены легендарные Planar 80/2.8 для Hasselblad и Rollei, и знаменитый Planar 85/1.4 для Contax.
Оптика с не менее известной схемой Sonnar часто используется при проектировании телеобъективов (многие из которых являются великолепными портретными объективами). Например, Sonnar 150/4 для Hasselblad обладает с одной стороны вроде бы великолепной резкостью и высоким контрастом даже на полностью открытой диафрагме, а с другой стороны может очень бережно и нежно изобразить портрет.

Для системы Hasselblad Carl Zeiss разработал специальный объектив Sonnar Superachromat CF 250/5.6, в котором настолько хорошо исправлена хроматическая аберрация, что этот объектив может с легкостью применяться для фотографирования в инфракрасном диапазоне без введения каких бы то ни было поправок. Существует также уникальный объектив от Zeiss для фотографирования в ультрафиолетовом диапазоне.
Изначально четырехлинзовая схема Tessar обеспечивает очень высокую резкость при весьма компактных размерах. Самый компактный объектив для Contax Tessar 45/2.8 как раз выполнен по этой схеме, и настолько миниатюрен, что его можно спутать по размеру с крышкой для объектива.

Японский Zeiss

Большинство современных объективов Carl Zeiss для 35-мм камер Contax производятся в Японии, а не Германии (за исключением очень дорогих моделей вроде 50/1.2). Стали они из-за этого хуже или нет? По этому вопросу существуют разные мнения, но могу сказать определенно одно – оптика от этого стала значительно дешевле. Конечно, оптика Zeiss (как и любая другая оптика для 35-мм камер) не может похвастаться такой тщательностью изготовления, как у Leica, однако оптические схемы объективов были разработаны в Германии, и специальный состав для фирменного мультипросветления T* - тоже присылается из Германии. Фирма Carl Zeiss клянется и божится, что оптика от переноса производства в Японию ничего не потеряла. Так это или нет, однако оптика для камер Contax несомненно имеет характерный "почерк", свойственный немецкой оптике.
Оптика для среднеформатных камер Hasselblad и Rollei производится только в Германии и, пожалуй, по отношению к ее производству стоит или на одном уровне, или близко к тому, что делает Leica на 35-мм формате.

Стоит ли оптика Zeiss своих денег?

Или, как еще любят спрашивать, максимально ли соотношение цена/качество у оптики Zeiss? Честно говоря, меня такие вопросы ставят в тупик. Во-первых, как соотношение цена/качество может применяться в искусстве неясно в принципе. Например, как вы считаете, каково соотношение цена/качество, скажем, у "Подсолнухов" Ван Гога? Во-вторых, раз оптика Zeiss и Leica продаются, следовательно, они кому-то нужны, и, несмотря на высокую цену, для кого-то стоят своих денег.
Вкус к хорошей оптике (как к музыке или вину) приходит (или не приходит) со временем и опытом. Так что если вы только начинаете заниматься фото и размышляете над тем, чтобы серьезно вложиться, скажем, в оптику Carl Zeiss, то хорошенько подумайте. Это примерно то же самое, что человеку, который только собирается научиться играть на скрипке, купить сразу скрипку Страдивари. Конечно, учиться играть на такой скрипке хорошо, но может быть несколько накладно. А разницу на первых порах между просто хорошей скрипкой и именно Страдивари заметить очень сложно. К тому же вдруг вы раздумаете играть на скрипке и решите заняться скажем игрой на барабане или собиранием пивных этикеток.
Для того, чтобы наслаждаться игрой скрипки, достаточно помещения с хорошей акустикой. Звук скрипки родился и достиг вашего уха. С фото дело обстоит несколько сложнее. Вы должны грамотно отснять сюжет на хорошую пленку, которая правильно хранилась, потом эту пленку качественно проявить, затем – правильно напечатать и только потом отпечаток показать зрителю (кстати, вы уже готовы платить по три доллара за один отпечаток формата 20х30 и проявлять пленку минимум за доллар в профессиональной лаборатории?). Ошибка на любом из перечисленных этапов может испортить снимок. Вы должны контролировать все стадии процесса. Иначе получится, как если бы вы на пресловутой скрипке играли в шумном переходе. Хорошо, но никаких отличий от намного более дешевого инструмента ваши слушатели скорее всего не обнаружат. Так что думайте, выбор, как всегда, остается за вами.

Резкость

Как выяснилось, большинство людей до сих пор считает, что самое главное и единственное достоинство оптики – резкость. Т.е. чем резче объектив, тем он лучше. И, следовательно, раз "самая лучшая" оптика у Zeiss, то она самая резкая.
Это не так.

Если говорить коротко, то резкую оптику может делать любая фирма. Любая. Неужели вы на полном серьезе способны считать, что фирмы вроде Canon, Nikon, Minolta, Olympus или Pentax, имея более чем полувековой опыт в проектировании и производстве оптики, до сих пор не могут сделать резкий объектив? Это просто смешно. В целом оптика, которая стоит одинаковые деньги у разных фирм, похожа. И уж подавно является полным, чистейшим абсурдом утверждение, что оптика Zeiss самая резкая. Это примерно то же самое, как сказать, что раз скрипка Страдивари "самая лучшая", то, следовательно, она играет громче. Конечно, это не так. И слава богу! Существует такое понятие, как избыточная резкость (быть может, вам доводилось слышать высказывание, что "объектив режет до крови"). Оптика Zeiss тем и хороша, что, снимая портрет даже на средний формат, вы не получаете снимок, с которым ваша модель вполне может отправиться к дерматологу. На снимке есть вроде бы все детали, но – очень нежно и пластично.

Еще раз подчеркну, что резкости вполне может быть слишком много. Являясь владельцем объектива Canon EF 100/2.8 Macro, я постоянно сталкиваюсь с проблемой просто патологической резкости этого объектива при съемках людей. Он способен буквально изуродовать портрет акцентом на качестве кожи модели. Микроконтраст настолько высок, что часто можно разглядеть отдельные частички пудры на волосках на лице. Или вдруг выясняется, что оказывается у модели имеются небольшие усики, которые глаз в общем не замечает, но которые беспощадно зафиксированы на снимке макрообъективом. На всякий случай скажу, что упомянутый объектив просто великолепно выполняет свое прямое назначение (для чего он собственно и разрабатывался) – макросъемку.
Таким образом, изготовление резкого объектива само по себе не представляет проблемы. Сложно сделать такой объектив, который обладал бы своим собственным видением мира, почерком, характером или рисунком. Чтобы на снимке были запечатлены все нужные детали без излишних акцентов на ненужных. Чтобы изображение было резким и пластичным одновременно. Вот этим и характерна оптика Zeiss или, скажем, Leica. Как правило, используются простые классические оптические схемы, выверенные многими десятилетиями (оптической схеме Planar более 100 лет). Значит ли это, что оптика остальных фирм не имеет права на жизнь? Совсем нет. И у японских производителей есть великое множество объективов, которыми можно гордиться. Кстати, если несколько углубиться в историю, фирма Leica давно тесно сотрудничала с фирмой Minolta, которая делала для Leica в том числе и некоторые объективы. А фирма Carl Zeiss одно время сотрудничала с фирмой Pentax.
Будет однако грубой ошибкой думать, будто, купив самый дешевый зум от Minolta, вы снимаете почти что оптикой Leica. Перечитайте выше, как делается оптика Leica и вы поймете, что между этими двумя изделиями не может быть ничего общего. Просто если фирма поставила себе задачу сделать пусть дорогую, но хорошую вещь – она это сделает. Поэтому оптика серии G у Minolta или со звездочкой у Pentax является превосходной. Равно как и оптика серии L у Canon. И так далее. При производстве такой оптики фирма вкладывает в нее все самое лучшее, что у нее есть, в первую очередь материалы и технологии. Поэтому получается очень хорошо (а заодно и очень дорого). Фирмы вроде Carl Zeiss и Leica дешевую оптику не делают вообще, однако это не значит, что оптика фирм, делающих в том числе и дешевую оптику, всегда хуже.

На всякий случай еще раз скажу о резкости. Любой объектив с постоянным фокусным расстоянием от любой фирмы большой пятерки, как правило, достаточно резок, тем более для любительской съемки. Подавляющее большинство фирменных бюджетных зумов позволяют увеличивать снимки до формата 20х30 со вполне приемлемой резкостью, что обычно более чем достаточно для любительской съемки.
Самыми резкими объективами, по-видимому, являются макрообъективы. Если вы все еще желаете насладиться "самой лучшей" резкостью, покупайте такой объектив, резкость будет максимальной.
Имейте в виду, что резкость оптики можно легко испортить, например, печатью на некачественной оптике, съемке на слишком длинных выдержках без хорошего штатива и т.п. Так что быть может в погоне за резкостью не всегда обязательно начинать с приобретения оптики?

Bokeh – что это такое и с чем его едят

Слово bokeh (читается: "боке") имеет японское происхождение (русский аналог этого термина мне неизвестен), и является характеристикой того, каким образом оптика рисует расположенные вне зоны резкости объекты.
Существуют даже попытки классификации bokeh, однако, по моему мнению, это все же слабоформализуемое понятие. Объективы, обладающие красивым bokeh, рисуют находящиеся вне фокуса предметы, особенно яркие детали заднего плана и световые блики, в виде приятных однородных пятен, создающих у зрителя впечатление объемности изображения и по-видимому соответствующих тому, как воспринимает находящиеся вне фокуса предметы человеческий глаз. Объективы с "плохим" bokeh зачастую рисуют объекты вне фокуса в виде двоящихся довольно резких линий и пятен, создавая значительные перепады контраста. За счет этого изображение выглядит более грубо, “пестрит”, лишается объемности и некоторого шарма.
Считается, что наиболее приятным bokeh обладает оптика от немецких производителей. Сюда следует отнести Zeiss, Leica, Schneider и Rodenstock. Также великолепна профессиональная оптика (средний и большой форматы) от Fuji. Кстати, самыми приятными зачастую являются не самые дорогие и "навороченные" объективы этих производителей. Примеры тому - Summicron-М 50/2 или Elmarit-M 90/2.8 - одни из самых недорогих объективов Leica, в то же время обладающих изумительным bokeh.
Оптика других фирм тоже может обладать интересным bokeh, но там нужно разбираться с каждым объективом отдельно. Nikon, к примеру, выпускает два объектива (105/2 и 135/2) серии “DC” (Defocus Control) – это объективы с контролируемыми , характер изображения нерезких предметов в которых может изменяться по желанию фотографа. Можно привести примеры оптики и других фирм, например, исключительно красивые (можно сказать, даже живописные) софт-объективы от Pentax, объектив Canon EF 135/2.8 SF с тремя уровнями регулировки софт-фокуса и недавно появившийся Minolta Smooth Trans Focus. Не говоря уже о специально спроектированном объективе Dreamagon, который обладает весьма интересным почерком, напоминающим старую масляную живопись.
В ассортименте фирмы Rodenstock имеется легендарный объектив Imagon, специально разработанный для съемки романтических портретов и пейзажей. Объектив позволяет создать вокруг довольно четко очерченного изображения некоторый мягкий контур, степень мягкости которого можно варьировать при помощи особой диафрагмы со специальными отверстиями в ней. Красивый смягчающий эффект достигается путем сознательного неполного исправления сферической аберрации, которая, в зависимости от желаемой степени смягчения, может давать больший или меньший вклад в формирование собственно изображения.

Надо отметить, что bokeh может быть качественно разным на разных значениях диафрагмы. Вообще, поведение оптики сильно меняется при диафрагмировании. Существует мнение, будто бы bokeh напрямую зависит от количества лепестков диафрагмы и степени их "скругленности". Вряд ли это утверждение соответствует действительности, так как известная мне оптика Hasselblad имеет всего лишь пять лепестков диафрагмы при очень приятном bokeh и фантастически красивой передаче объемности изображения.

Рисунок и пластика оптики

О каком-то объективе могут сказать, что он имеет "великолепный рисунок". Это также слабоформализуемое понятие, в чем-то может быть перекликающееся с такими понятиями, как bokeh или "пластика". В какой-то мере пластика оптики может быть охарактеризована, как способность разделять тончайшие оттенки одного и того же цвета (или серые тона в ч/б фотографии). Рисунок же – это более характер передачи резких линий и контуров. У высококлассной оптики происходит сочетание как бы несочетаемых вещей – тончайшие линии отчетливо и раздельно передаются, в то же время сохранены некоторые остаточные аберрации, создающие легкий ореол вокруг резких линий и как раз и обуславливающие характерный рисунок оптики.
Довольно часто владельцы самых дешевых зумов (печатающие фотографии 10х15 в минилабе) говорят о рисунке их оптики. Мне это кажется, скажем так, несколько странным. Так как, печатая в минилабе фотографии размером 10х15 вы вряд ли сможете увидеть рисунок вашей оптики, даже если он там есть. В большинстве же своем самая дешевая оптика вообще не имеет какого-то особенного выраженного "рисунка".
Как написано выше, на разных диафрагмах оптика ведет себя по-разному. Максимум пластики обычно проявляется на небольших значениях диафрагмы, а при закрытии последней (до определенного предела) объектив становиться резче и контрастнее. Кстати, даже если у оптики есть великолепный рисунок, то совсем необязательно, что он должен проявляться на любом снимке. Это зависит от ряда факторов, в частности, от контрастности сюжета. Особенно ярко достоинства оптики проявляются в черно-белой фотографии.

Немного о живописи

В очередной раз рассматривая произведения пейзажистов 19-го века в Третьяковской галерее, я заметил, что оптика от Zeiss сходным образом передает ощущение объема пространства. Это невероятно, но очень приятная пластика и воздух, такие реальные на полотнах художников, также присутствуют на некоторых снимках, сделанных оптикой Zeiss. Передача объема пространства также Быть может, разработчики оптики "учились" у живописцев взгляду на мир…

Монокль. Любителям изучать графики MTF посвящается

Надо сказать, что как-то так сложилось, что последнее время стало модно обсуждать и сравнивать графики MTF у разной оптики. Не может не радовать постоянно растущая грамотность наших фотолюбителей. Кстати, вы никогда не пробовали выбирать себе спутницу жизни только по росту и размеру обуви или любимое блюдо по количествам содержащегося в нем фосфора, кальция и витамина A? Надеюсь, что нет.
Разумеется, изучение графиков MTF дает нам некоторую информацию об объективе, но все же ничто не может лучше в полной мере охарактеризовать объектив, нежели выполненные с помощью него снимки. Графики MTF вам мало скажут о рисунке, пластике и bokeh оптики. Поэтому к графикам MTF (равно как и к результатам различных тестов) нужно подходить с осторожностью, и уж ни в коем случае увиденные где-то графики MTF не должны служить единственным основанием для покупки того или иного объектива.

А теперь познакомьтесь – монокль в его красе. Если построить график MTF монокля, то он будет просто неприлично "низок" по сравнению с любым, даже самым дешевым и некачественным объективом. Резкость и контраст очень малы. Разрешающая способность вблизи нуля. Сферическая аберрация и кома не исправлены. Наконец, непросветленная оптика очень плохо работает против света. Таков список "болезней" монокля. Однако, несмотря на все вышеперечисленные "недостатки", монокль в умелых руках способен творить самые настоящие шедевры. Необычайно мягкий и пластичный рисунок, красивые ореолы вокруг источников света – все это создает непередаваемое ощущение воздуха и объема на снимке. Так что красота лежит где-то совершенно в иной плоскости, нежели графики MTF, резкость, мультипросветление и тому подобные вещи. Красота - это гармония, которая или есть или ее нет, и совершенно неважно, каким способом она была достигнута.

Заключение

Очень надеюсь, что после прочтения этого материала у вас стало меньше вопросов насчет оптики вообще и Carl Zeiss в частности. Как мы видим, фирма Carl Zeiss стояла у самых истоков создания оптики, и у Zeiss было время, чтобы довести производство оптики до совершенства, как оптического, так и механического. Являясь очень консервативным производителем, Zeiss не делает плохих или посредственных объективов. Дизайн каждого объектива выверен на протяжении многих десятилетий и почти каждый объектив имеет свой особый "почерк" и "характер". За это оптика Zeiss любима многими. Однако, это совсем не значит, что имеет смысл покупать оптику только немецких производителей, так как и у других фирм есть очень интересные объективы. Главное, чтобы вам самим нравилась та оптика, которую вы используете, и не так уж важно, что на ней написано, Zeiss или Nikkor.
Еще раз напомню, что использование дорогой оптики (в том числе Carl Zeiss, Leica, Schneider, Rodenstock, Fujinon и так далее) имеет смысл при весьма серьезном подходе к делу, когда вы строго контролируете все стадии "производства" и ваши конечные шедевры печатаются вручную на дорогом профессиональном оборудовании. В противном случае вам лучше потратить деньги на что-то другое.
Желаю удачных снимков!

Очковые линзы Carl Zeiss

Салон оптики «Мастер-Оптик» по адресу ул.Энтузиастов д.30 , предлагает очки с очковыми линзами от старейшего производителя очковых линз Carl Zeiss по различным ценам. Цена на очковые линзы зависит от сегмента, предлагающего эксклюзивные или демократичные линзы, а также от сложности – мы делаем очки любой сложности, в том числе под заказ с учётом индивидуальных особенностей и пожеланий клиента.

Профессиональное партнёрство оптики «Мастер-Оптик» и компании Carl Zeiss

Персонал компании «Мастер-Оптик» имеет отличную профессиональную подготовку по продуктам Carl Zeiss, проводимую научными консультантами нашего партнера. Наши оптики, мастера и врачи-офтальмологи проходят систематическое обучение, имеют возможность консультации со специалистами производителя по поводу заказов наших клиентов по телефону «горячей линии» или через интернет в любое время.

В салоне оптики устоновлено новейшее фирменное оборудование- I-Terminal- 2 производства компании Carl Zeiss - это высокоточная цифровая автоматическая система центрирования линз в очках, котораярассчитывает индивидуальные параметры посадки оправы, которые необходимы для индивидуального изготовления современного дизайна ваших очковых линз. Особенно эти параметры важны при подборе прогрессивных и офисных линз.

Сегодня мы начинаем знакомство с широчайшим ассортиментом продукции компании. Если у Вас возникнут вопросы, их можно будет задать через наш сайт или наши группы в соц. сетях.

Линзы для очков, которые производит фирма Carl Zeiss, могут удовлетворить самые разные требования. Компания Carl Zeiss выпускает более 100 видов очковых линз с диапазоном оптической силой от -30,00 до +24,00 диоптрий.

История компании Carl Zeissi

2011 год – юбилейный для компании Carl Zeiss. Ровно 165 лет назад Карл Цейс получил разрешение на открытие мастерской точной механики и оптики в Йене.
Всемирно известная немецкая фирма Carl Zeiss – это

  • более 160 лет работы в мире оптики;
  • традиции и новейшие технологии;
  • синоним наивысшего качества;
  • самый известный широким слоям населения производитель очковой оптики с безупречной репутацией;
  • уже больше столетия (с 1903 г.) в России.
Компания была основана как мастерская по производству точной оптики немецкими изобретателями Карлом Цейсом и Эрнстом Аббе в 1846 г. Качество выпускаемых инструментов было таким высоким, что небольшое предприятие вскоре получило всемирную известность.
Carl Zeiss имеет высокую репутацию на рынке оптики. Наверное, она больше всего известна рядовым потребителям как крупнейший производитель фототехники. Еще во времена наших прадедушек пользовались очками с линзами «от Цейса», наши прабабушки ходили с цейсовскими биноклями в театр, заказывали в студиях семейные фотографии, снятые с помощью оборудования от этого бесспорного лидера среди производителей оптических инструментов. Но оборудование для фотографии – далеко не единственное и не основное направление ее деятельности.

Компания Carl Zeiss сегодня
На сегодняшний день компания производит и выпускает следующие виды оптической и медицинской продукции:

  • Медицинская техника (приборы для диагностики и терапии) для офтальмологии и коррекции зрения;
  • Хирургическое оборудование для отоларингологии, стоматологии, нейрохирургии, онкологии и пр.;
  • Микроскопы;
  • Измерительные приборы;
  • Оптические и оптоэлектронные продукты для обороны и безопасности;
  • Продукция для микроэлектроники.
В 2005 году произошло слияние офтальмологического подразделения Carl Zeiss и производителя линз из США компании SOLA. Ассортимент очковых и контактных линз, оправ для очков стал ещё шире. Наверное, сложнее сказать, каких линз нет у фирмы Carl Zeiss! Впрочем, мы знаем, каких – нет некачественных, плохих линз.

Качество очковых линз Carl Zeiss

Продукция, выпускаемая под этим брендом, обладает исключительно высокими оптическими качествами и качеством обработки. Высокое качество распространяется на все ценовые сегменты и все виды очковых линз, предлагаемых Carl Zeiss.
Нужны минеральные (стеклянные) линзы ? – Нет проблем!
Требуются линзы полегче? – Пожалуйста, предлагаем органические (пластиковые) линзы .
Волнует то, что пластиковые линзы легко царапаются? – Есть возможность выбрать линзы с упрочняющим покрытием .
У вас высокая близорукость и вас смущают слишком толстые стекла очков?
Не волнуйтесь, можно подобрать утонченные линзы (линзы с высоким показателем преломления) . Они не будут очень толстыми, очковые линзы с «большим минусом» в оправе будут выглядеть очень эстетично – никто и не догадается, что у вас на самом деле плохое зрение.
Вы водитель и вам нужно обезопасить свои глаза от бликов на дороге? Ваша работа связана с компьютером?
У Carl Zeiss есть и такие линзы – со специальными покрытиями для водительских и компьютерных очков . Компания предлагает уникальный выбор покрытий для очковых линз, которые упрощают уход за линзами и делают их гораздо более комфортными в использовании при разных видах деятельности.

У вас астигматизм или пресбиопия?

Подберем астигматические, бифокальные или прогрессивные линзы из ассортимента Carl Zeiss.

Солнцезащитные линзы?

Закажем специально для вас. Укажите только, какая степень защиты от ультрафиолета вам нужна. Вы спрашиваете, какая бывает? – Любая. И цвет любой. И фотохромные линзы найдутся. Фотохромные очковые линзы изменяют цвет при воздействии ультрафиолета и в зависимости от степени освещенности. В условиях обычного, комнатного освещения они бесцветные, на солнечном свете затемняются.

Цены на линзы для очков Carl Zeiss

Производитель предлагает качественные очковые линзы Carl Zeiss для разных ценовых сегментов.

  • Дорогие марочные линзы исключительного качества «Carl Zeiss» , удовлетворяющие нуждам наиболее требовательных клиентов.
  • Линзы бренда «Carl Zeiss – SOLA» - идеальное отношение цены и качества . Они характеризуются отличными оптическими свойствами по демократичной цене - при разработке этих линз в максимальной степени учитываются стиль жизни и потребности пользователя очков. Эта продукция позволяет компании представить весь диапазон очковой оптики в среднем ценовом сегменте.
Очки с линзами от Carl Zeiss на заказ

Помимо стандартных линз, которые есть в наличии, и очки с которыми могут быть изготовлены в короткие сроки, наша оптика предлагает очковые линзы от Carl Zeiss любой сложности, изготовленные по индивидуальному заказу на заводе в Германии.
Это поистине эксклюзивные линзы для очков, обеспечивающие наилучшую возможную коррекцию зрения. При их изготовлении учитывается не только назначенная пациенту оптическая коррекция, но также и особенности выбранной пациентом оправы и ее положения на лице клиента. Последнее достижение в области коррекции зрения очками – линзы, корректирующие аберрации высоких порядков глаз конкретного пациента.
Мы работаем с индивидуальными заказами:однофокальные, бифокальные и прогрессивные линзы :
  • из полимеров с показателем преломления от 1,5 до 1,74;
  • из стекла с показателем преломления от 1,5 до 1,9.
Также у нас можно заказать призматические линзы и линзы нестандартной толщины от Carl Zeiss.
По желанию нашего клиента линзы могут быть окрашены в любой цвет, на их поверхность можно нанести одно или несколько из предлагаемых покрытий. Рефракция изготавливаемых линз лежит в пределах от +20,00 до -30,00 диоптрий, цилиндр до ±12,00 диоптрий.

Линзы для коррекции зрения в солнцезащитных очках

Мы предлагаем персонально под клиента изготовить линзы с кривизной, равной кривизне линз используемых вами солнцезащитных очков. Это позволит вам носить спортивные солнцезащитные очки, корректирующие близорукость, дальнозоркость и астигматизм с очковыми линзами самого высокого качества от Carl Zeiss.
Линзы с просветляющими покрытиями
Преимущества линз с просветляющим (антибликовым) покрытием :

  • Просветляющее покрытие (синонимичное название – антирефлексное, в широком употреблении –антибликовое) повышает четкость восприятия в очках изображений окружающих предметов, делает линзы незаметными на лице и позволяет собеседникам видеть ваши глаза, поскольку стекла очков не отвлекают от вашего взгляда;
  • Очковые линзы с просветляющим покрытием подчеркивают высокое качество и обеспечивают эстетичный внешний вид очков.
Линзы с просветляющим покрытием по сравнению с очковыми линзами без него выглядят абсолютно прозрачными, а очки с такими линзами практически незаметны на лице!
Просветляющие покрытия Lotu Tec и Lotu Tec Plus,Combi, UTMC, Teflon и Poly Teflon являются еще и высокотехнологичными многофункциональными покрытиями, повышающими абразивостойкость очковых линз и существенно упрощают уход за линзами.
Из всего многообразия покрытий вы сможете выбрать подходящее именно вам! Знакомьтесь.
Семейство покрытий для очковых линз Lotu Tec
Это многофункциональное высокотехнологичное покрытие для органических линз, обладающее просветляющими, абразивостойкими и водоотталкивающими свойствами, превосходящее по своим качествам все известные сегодня покрытия для очковых линз, суперпрочное покрытие. Высокая комфортность, которую дает это покрытие потребителю, обеспечивается такими преимуществами линзы:
  • Простой уход в силу низкой степени загрязняемости и облегчения очистки;
  • Чёткое зрение – линзы имеют светопропускание, сравнимое с микроскопом для нейрохирургии, а пониженный остаточный рефлекс дает крайне мало бликов;
Сombi
Это многослойное просветляющее, абразивостойкое, водоотталкивающее покрытие. Имеет бирюзовый остаточный рефлекс.

Gold ET
Это высококачественное многослойное просветляющее покрытие для органических линз, значительно ослабляющее отражение от поверхностей линзы, что повышает качество зрения и способствует эстетичному восприятию очков теми, кто смотрит на их пользователя. Специальное твердое лаковое покрытие предотвращает появление царапин. Линза имеет легкий остаточным рефлекс золотистого цвета и выглядит очень привлекательно.

UTMC
Это многофункциональное просветляющее покрытие для органических линз. Его упрочняющее покрытие повышает устойчивость линзы к появлению царапин, просветляющее покрытие снижает отражение света от поверхностей линзы, а гидрофобное покрытие облегчает уход за линзой.

Семейство покрытий Teflon
Это высококачественное многослойное просветляющее покрытие пластиковых линз, оно прочное и хорошо защищает любую поверхность, которая им покрыта. Также использование этого покрытия дает возможность линзе противостоять всем рискам повреждения очковой линзы в виде царапин. Оно обладает грязеводоотталкивающими и жироотталкивающими свойствами, поэтому линзы дольше остаются чистыми.
Обычные покрытия становятся наэлектризованными во время протирания, притяжение частиц пыли часто требует дополнительного очищения. Особенность Teflon – «антистатический» компонент, который дает возможность линзе оставаться особенно чистой и не создавать помех высокой контрастности зрения.
Мы поставляем под заказ любые линзы с любыми покрытиями производства Carl Zeiss. Проконсультируйтесь у специалистов салонов оптики ФОКУС по вопросу выбора линз и покрытий для них.

Интересные факты о Carl Zeiss
Миссия на Марс
Орбитальный межпланетный зонд ESA`s с 25 сентября 2003 года вращается вокруг Марса. На борту находится также система получения изображения фирмы Zeiss, которая должна провести 3D-цветную картографическую съемку поверхности Марса.

Реставрация шедевров мирового искусства
Микроскопы фирмы Zeiss используются в настоящее время при реставрации тысячелетней китайской терракотовой армии.
Созданная монахом Fra Bartolomeo картина "Поклонение младенцу Христу" явно отражает влияние Леонардо да Винчи. Реконструкция была необходима, чтобы остановить отслаивание краски и потемнение в результате окисления кислородом. Восстановление проводилось с использованием лазерного сканирующего микроскопа.

Точность, получившая «Оскар»
Трилогия "Властелин Колец" обязана частью своего успеха точности объектива камеры Ultra Prime фирмы Carl Zeiss. За него компания получила "технического" Оскара от Академии киноискусства и науки (Academy of Motion Picture Arts and Sciences).

Продукция Carl Zeiss для фотографии
Оптика фирмы Цейс пользуется огромной популярностью в плане оптики для фототехники. Линзы этой компании используют фирмы Sony, Sony Ericsson, Nokia и др. С недавнего времени применяется в оптике мобильных телефонов с цифровой фото-матрицей высокой четкости (например, для съёмки видеороликов в формате HD).
До 1945 года Carl Zeiss поставлял объективы для своей дочерней компании, продававшей фотоаппараты под торговой маркой Contax.

  • Знаете ли вы, что сталкиваетесь с качеством Carl Zeiss в любом мобильном телефоне Nokia – полноценная цифровая камера с оптикой Carl Zeiss стоит в каждом мобильном телефоне Nokia?
  • Известно ли вам, что каждые 10 секунд Sony продает камеру, оборудованную оптикой ZEISS?

Немецкий ученый и предприниматель, основавший знаменитую фирму.


Уважаемые читатели, представляем вам новую рубрику «Жизнь знаменитых оптиков». В ней мы будем рассказывать о судьбах людей, связанных с оптикой, стоявших у истоков оптической промышленности. Сегодня наш выбор пал на Карла Фридриха Цейсcа 1 , немецкого ученого и предпринимателя, основавшего знаменитую фирму. Нам кажется, что судьба его будет небезынтересна тем, кто сегодня связал свою жизнь с оптическим производством, и тем, кто просто интересуется историей.

Начало пути

Карл Фридрих Цейсс родился 11 сентября 1816 года в Веймаре, в семье придворного токаря-краснодеревщика. Маленький Карл подрастал в мастерской отца среди машин и станков, чем и объяснялся его неистребимый интерес к технике, интерес, который Цейсс пронесет через всю свою жизнь и во многом благодаря которому мы смотрим сегодня на мир «глазами Цейсса», открывая для себя крохотную вселенную клетки и бесконечность космоса.

В 1832 году, досрочно окончив полный курс гимназии, юный Карл Цейсс переезжает в Йену, небольшой городок в восточной Тюрингии с населением всего около 7 тыс. человек, но уже имеющий свой университет. Здесь в 1834-1838 годах Цейсс проходит обучение в качестве подмастерья у известного оптика-механика, доцента Йенского университета, доктора Фридриха Кернера.

В 1835 году Карла Цейсса зачисляют в университет, где он изучает математику, экспериментальную физику, антропологию, минералогию и оптику, а затем молодой человек предпринимает путешествие: 1840-1845 годы можно назвать годами странствий. Но Цейсс отправляется в дорогу не из-за праздного любопытства или от скуки, как делали и делают до сих пор многие его сверстники. Его влекут вперед жажда познаний и все тот же неистребимый интерес к технике. В Дармштадте, Штутгарте, Вене и Берлине он посещает механические мастерские и обучается мастерству механика. Карл Цейсс с дотошностью и упорством овладевает различными методами плавления стекла, исследует его состав, обрабатывает линзы. В 1845 году он возвращается в Йену и продолжает обучение в университете, отдавая предпочтение высшей математике и химии.

В мае 1846 года Карл Цейсс подает властям прошение, в котором просит разрешения открыть мастерскую для создания и продажи точномеханических - оптических приборов. И уже 17 ноября этого же года открывает свое «механическое ателье». По замыслу Цейсса в «ателье» должны были ремонтироваться старые и разрабатываться новые приборы для Института естественных наук при Йенском университете. Имея под рукой только самые необходимые инструменты, Цейсс сам, в одиночку изготавливает линзы, лупы и простые микроскопы. Но уже через год он нанимает ученика и приступает к созданию собственного микроскопа. Почему же именно микроскоп привлекает его внимание?

Из истории микроскопа

Изобретателями микроскопа принято считать голландцев Ганса Янсена и его сына Захария, живших в конце XVI столетия в Миддельбурге. Первый микроскоп «состоял из двух выпуклых чечевиц - объектива и окуляра, особым осветительным прибором снабжен не был. И служил праздному любопытству» 2 . Долгое время микроскопы оставались предметом роскоши. Их украшали драгоценными камнями и с гордостью показывали гостям. Подъем, который претерпевали точные науки в ХIХ веке, вызвал усиленный интерес к микроскопу как к прибору для исследований в области науки и техники. Многие ученые-теоретики и практики трудились над его совершенствованием. Так, например, опираясь на учение о свете и теорию оптического изображения, исследователь Йозеф Фраунгофер (1787-1826) создал обычную систему линз с коррекцией ахроматизма, названных впоследствии ахроматами. Но пока микроскоп не мог полностью удовлетворить запросы науки. Качество линз зависело только от интенсивности шлифовки, хорошие приборы могли получиться лишь благодаря счастливой случайности. Но в науке одной случайности мало. Необходимо было создать нечто принципиально новое. Эту необходимость и почувствовал вовремя Карл Цейсс.

Первые победы

В 1847 году появляется первый микроскоп Цейсса, положено начало серийному производству приборов. Это были простые микроскопы с одной линзой, которая устанавливалась прямо на футляре для хранения с помощью специальных салазок. В предлагаемый комплект входили 3-4 сменные линзы для получения различной степени увеличения. Удивительно, но одним только экспериментальным путем - методом проб и ошибок - Карл Цейсс достигает такого качества изготавливаемой продукции, что очень скоро его мастерская встает в один ряд с известнейшими мастерскими и предприятиями. Клиентами «механического ателье» становятся многие профессора и ученые. Например, в числе постоянных заказчиков - профессор ботаники Якоб Матиас Шлейден, один из основоположников клеточной теории, который по достоинству оценил труд Карла Цейсса.
К сожалению, сведения о личной жизни Карла Цейсса крайне скудны. В 1849 году он женился на Брете Шаттер (1827-1850). Через год появился на свет его сын Родерих. А мастерская тем временем росла. В 1850 году в ней трудились уже 10 человек, которые едва успевали справляться с заказами. Но Карл Цейсс не собирался останавливаться на достигнутом. Со времени выпуска своего первого простого микроскопа он не прекращал работать над созданием принципиально нового микроскопа с двумя линзами, который появился в 1858 году. Микроскоп состоял из двухлинзового объектива, коллективной линзы и двухлинзового окуляра. В нем была применена осветительная система самого Цейсса. Через три года мастерская выпускает уже шесть типов сложных микроскопов.

Тем временем в 1860 году Карл Фридрих Цейсс назначается придворным механиком. На 2-й выставке промышленности Тюрингии (1861) ему присуждается первый почетный приз и золотая медаль, цейссовский микроскоп признается одним из лучших приборов, выпущенных в Германии. Но сам Цейсс понимает, что изделия его мастерской еще очень далеки от совершенства. Он привлекает к работе все больше одаренных людей, часть из них приходят в мастерскую или, как мы уже можем сказать, фирму прямо после окончания университета. Карл Цейсс чувствует, что его собственных теоретических знаний недостаточно для рывка вперед. Как бы ни совершенствовался дизайн его приборов, как бы ни повышалось качество шлифовки, существенного шага в оптике не сделать. Ему необходимы были единомышленники из университетской среды. Нужна была, как бы мы сказали сейчас, «крепкая команда».

Цейсс и Аббе

И вот в 1866 году, когда фирма выпускает свой тысячный микроскоп, судьба сводит Цейсса с 26-летним математиком и физиком, приват-доцентом Йенского университета Эрнстом Аббе. Молодой ученый читал тогда в университете курсы по математике, физике, механике измерительных приборов и оптике. Карл Цейсс предлагает ему сотрудничество, и Аббе вскоре становится внештатным сотрудником фирмы.

Цейсс обладал поразительным чутьем на необыкновенных людей. Неизвестно, как сложилась бы судьба фирмы, если бы не появился в ней молодой математик. Может, она не выдержала бы натиска конкуренции. На мировом рынке появлялись все новые и новые фирмы, выпускающие продукцию высокого качества. Неизвестно, кем бы стал сам Эрнст Аббе, он мог бы остаться в истории известным математиком, знаменитым теоретиком. Но судьба распорядилась иначе. Аббе оказался тем самым ученым, благодаря которому фирма Цейсса совершила переворот в оптическом деле. Он не только помог К. Цейссу осуществить его давнишнюю мечту о полном слиянии науки и техники на заводе, но и стал собственно основателем современной оптики.

«Карл Цейсс был отличным механиком и оптиком. Он ставил перед собой такие высокие цели, которые он один никогда бы не осуществил. Он был человеком, который, благодаря своей проницательности, нашел правильного ученого, который мог следовать его смелым идеям, и благодаря собственным выдающимся идеям привел завод “Карл Цейсс” к одной из величайших фирм мирового масштаба» 3 .

До прихода в фирму Эрнста Аббе приборы изготавливались в основном с помощью эмпирических методов, молодой ученый в первые же годы своего сотрудничества с фирмой старается перестроить производство оптических инструментов на научной основе. Микроскопическая оптика была для Аббе новой областью, но он занимается ею с той основательностью, на которую вряд ли был способен другой ученый. Микроскопы большого увеличения уже существовали в середине ХIХ века, но они имели серьезные недостатки и показывали мало подробностей рассматриваемого объекта. С помощью опытов по дифракции Аббе смог понять, почему многие из имеющихся микроскопов не дают ожидаемого от них эффекта.

Речь шла об их разрешающей способности, которая не беспредельна и ограничена волновой природой света. И даже для достижения этого самого предела необходимо было «научиться рассчитывать оптическую систему микроскопа, свободную от многочисленных аберраций (ошибок), которыми эта система обладает» 4 . Аббе приступает к этим самым расчетам и достигает больших успехов. Его дифракционная теория отражения несамосветящихся объектов применялась для создания многих других оптических приборов, хотя подвергалась критике и в то время, и после смерти доктора Аббе. В 1870 году он открывает закон синусов, соблюдение которого при расчетах оптических систем позволило сохранять резкость изображения.

С 1872 года все микроскопы, выпускаемые фирмой Цейсса, производятся только по расчетам Аббе. Наконец-то Карл Цейсс может претворять в жизнь свою идею, а именно «основывать практическое конструирование микроскопов целиком на научной теории и поставить под ее строгий контроль все их изготовление» 5 . Его фирма выпускает микроскопы, позволяющие получить невиданное до сих пор качество изображения. Предприятие растет день ото дня. Уровень социальной защищенности работников фирмы чрезвычайно высок по тем временам. Так, например, в 1875 году была учреждена больничная касса для работников. Карл Цейсс хорошо осознавал, какую роль сыграл Э. Аббе в процветании фирмы. С 1877 года Аббе становится полноправным компаньоном-доверителем. Работники предприятия отмечали необычайный ум и интеллигентность доктора Э. Аббе. К тому же он родился в рабочей семье и ему были близки интересы простых тружеников.

С 1877 года рядом с Карлом Цейссом начинает работать его сын, к тому времени уже доктор Родерих Цейсс. В том же году предприятие Цейсса выпускает первый микроскоп с гомогенной инверсией, а в 1880 году Карл Фридрих Цейсс получает степень почетного доктора университета города Йены.

"Команда"

Но Цейсса все еще не удовлетворяет уровень выпускаемой продукции, особенно качество стекол. К тому же конкурирующие фирмы и предприятия не дремлют и преуспевают в совершенствовании оптических приборов. На международных выставках английские, немецкие и французские фирмы, например «Зейгерт», «Шмидт и Хенш», «Наше» и др., поражают воображение многообразием продукции. Мантерсон отмечал: «Неудивительно, что другие мастерские следуют образцам Цейсса, иногда до забавного рабски подражают. Надо отдать справедливость Цейссу - он не боится конкурентов, а призывает их к соревнованию в деле улучшения микроскопов» 6 .

Э. Аббе тоже не удовлетворяют достигнутые результаты. Его теории были блестящими, но с имеющимися материалами нельзя было достичь желаемого. Для улучшения аберрационных характеристик объективов необходим был ассортимент оптического стекла с различной относительной дисперсией. Судьба благосклонна к фирме Цейсса. В 1884 году Э. Аббе знакомится с немецким специалистом, стеклохимиком, доктором Отто Шоттом из Виттена, проводящим в то время исследования в области технологии стеклянного производства и химического состава стекла. Одной из решающих заслуг Э. Аббе становится то, что ему удается привлечь стеклохимика к совместной работе.

В 1884 году происходит учреждение технологической лаборатории стекла. Впоследствии она будет называться «Стекольные заводы Отто Шотта». Уже потом, в 1891 году, после смерти основателя фирмы, стекольные заводы Шотта объединятся с фирмой Карла Цейсса. Учредителями лаборатории становятся Отто Шотт, Эрнст Аббе, Карл Цейсс и Родерих Цейсс. Завод или, как его тогда называли, лабораторию ожидало большое будущее, но на этапе создания требовались немалые затраты. Интересно, что идея строительства встретила поддержку со стороны прусского правительства, которое выделило на эти нужды 60 тыс. марок. Забегая вперед, мы можем сказать, что затраты быстро окупились. Уже в конце ХIХ - начале ХХ века завод был в состоянии удовлетворить требования не только немецких, но и иностранных оптиков.

Отто Шотт как компаньон и сотрудник фирмы отвечал самому главному требованию, которое предъявляют к своим научным работникам К. Цейсс и Э. Аббе, - способствовал внедрению результатов лабораторных опытов в производственную практику. Путем научных исследований и практических опытов Шотту удается решить проблему получения высококачественного оптического стекла с заранее заданными свойствами. Благодаря предложенным Шотто добавкам исчезают цветовые искажения в изображении под микроскопом. Он разрабатывает свой собственный метод литья жидкого стекла в предварительно разогретые формы. Этот метод получает название йенского.

С началом сотрудничества О. Шотта, Э. Аббе и К. Цейсса начинается реформа стекловарения на научной основе и создаются новые сорта оптического стекла с добавками лития, фосфора и бора.

"Апохроматы"

Эрнст Аббе и сотрудники фирмы Карла Цейсса конструируют объективы-апохроматы, которые впервые дают возможность получить ахроматическое изображение во всем поле зрения. Магистр И. Мантерсон, выступавший с обзором 300-летней истории микроскопа в 1890 году перед Санкт-Петербургским фармацевтическим обществом, заявил: «В 1886 году наступает знаменательный переворот - йенская фирма “Карл Цейсс” изготавливает по вычислениям профессора Аббе апохроматические объективы и компенсационные окуляры, которые удивили научный мир!» 7 . Без создания новых оптических стекол, без сотрудничества науки и техники в конструировании точномеханических приборов, начатого в Йене в лаборатории Карла Цейсса, не было бы прогресса современной оптики и оптической промышленности во всем мире.

В чем же состояло преимущество «апохроматов» перед прежними «ахроматами»? Магистр И. Мантерсон отмечал, что «благодаря более полному собиранию лучей: 1) новые чечевицы (окуляры) дают более ясные, свободные от радужных цветов изображения; 2) природные цвета объектов являются неизмененными; 3) чечевицы могут быть более сильными вследствие увеличения без ущербности ясности изображения» 8 . Новые стекла оказались чрезвычайно выгодными для микрофотографии. При прежних объективах и окулярах невозможно было добиться безукоризненной микрофотограммы. Принципиально новые сложные микроскопы Цейсса с компенсационным окуляром Аббе и осветительным прибором Аббе, разработанным в 1869 году, дали возможность совершить поразительные открытия в области биологии, медицины и других наук. В частности, Роберт Кох - первооткрыватель бациллы холеры и туберкулеза, исследователь малярии и сонной болезни - писал, что значительной частью успеха он обязан превосходным йенским микроскопам.

В 1886 году выпускается десятитысячный микроскоп Цейсса. Заслуги основателя фирмы были по достоинству оценены прусским правительством. Великий герцог Саксен-Веймар-Эйзенахский награждает Карла Фридриха Цейсса орденом Белого Сокола и титулом рыцаря первого отделения ордена.

Жизнь заканчивается, а дело живет

К сожалению, именно на пике возрастающей во всем мире популярности созданной им фирмы Карл Цейсс умирает 3 декабря 1888 года в возрасте 72 лет. Вероятно, причиной смерти послужил удар, перенесенный тремя годами ранее.

Как отмечают очевидцы, фирма «Карл Цейсс» в это время поразительно отличалась от других фабрик. Она была и центром научных работ, и предприятием, на котором каждый работник участвовал в прибыли, имел восьмичасовой рабочий день, бесплатное медицинское обслуживание, оплачиваемый отпуск и пенсию.

После смерти Карла Цейсса Эрнст Аббе утверждает фонд его имени, тем самым увековечивая память своего компаньона, товарища и основателя фирмы, отдавая должное его заслугам в области оптики. В 1891 году сын Цейсса Родерих Цейсс выходит из дела. Предприятие объединяется со стеклянными заводами Отто Шотта. Аббе становится во главе фирмы, товарищества «Карл Цейсс - Йена». Он делает все возможное, чтобы сохранился дух традиций Карла Цейсса - сотрудничество науки и техники на предприятии, забота о каждом работнике, участие каждого в прибыли и др. Он разработал устав фирмы, который впоследствии был заложен в основу социального законодательства Пруссии.

В 1892 году Эрнстом Аббе были созданы рефлектометр, спектрометр и фотометр, положившие начало изготовлению оптико-физических измерительных приборов. С 1902 года предприятие выпускает фотообъективы, которые открывают новую эпоху в фотографии. Бинокли, сконструированные Аббе, выделяются из продукции других производителей удобством в обращении, повышенной стереоскопичностью и ощущением глубины пространства при наблюдении. Во всем мире с 1897 года и по сей день астрономические приборы фирмы «Карл Цейсс» по праву занимают ведущее место.

Уже после смерти Э. Аббе, в 1905 году, была осуществлена начатая по его инициативе научная разработка очковых стекол. «Цейссовские очковые стекла Пунктуаль, Катраль, Умбраль, Уро-Пункталь, а также Инфаль, Тангаль и Дуопаль не превзойдены и поныне, - писал в 1967 году Рудольф Иобст. - В связи с их производством с 1912 года начаты разработка и изготовление разнообразных офтальмологических приборов, неоценимых для офтальмологов, окулистов и оптиков» 9 .

В 1903 году в Санкт-Петербурге по адресу Казанская улица, 2, открывается филиал фирмы «Карл Цейсс» - один из первых филиалов за границей. Микроскопы Цейсса, ларингоскопические зеркала, кистоскопы, нивелиры… Отсюда по бесплатно рассылаемым каталогам приборы Цейсса заказывали технологические и медицинские институты, земские управы, гидротехнические отделы, заводы, отделы земельных улучшений, Управление водных путей, Управление земледелия и землеустройства, другие организации и частные лица из различных областей России.

Более 150 лет со дня своего основания предприятие Карла Цейсса является одним из лидеров производства в оптике. Фирма имеет представительства в более чем 30 странах мира. Исследовательские лаборатории разрабатывают и внедряют инновационные технологии, благодаря чему продукция компании отвечает самым высоким требованиям.

Карл Фридрих Цейсс не был великим ученым, сегодня мы назвали бы его предпринимателем. Обладая пытливым умом, упорством и определенным уровнем знаний, он сумел распознать именно ту область в промышленности, которая была наименее развита и требовала научного обоснования, он поставил научные исследования в основу производства и возглавил фирму, тем самым положив начало объединению науки и техники в оптической промышленности.

1 - В библиографической литературе принята транскрипция немецкой фамилии Zeiss - Цейс, однако название российского представительства немецкой компании «Carl Zeiss» зафиксировано как «Карл Цейсс», поэтому, чтобы избежать двойного варианта написания, мы в данной статье будем использовать форму «Цейсс».
2 - Мантерсон И. Микроскопы Карла Цейсса в Йене. Обзор 300-летней истории микроскопа // Фармацевтический журнал. 1890. Б/н. С. 3.
3 - Зоннефельд А. Взаимодействие оптики и математики // Йенское обозрение. 1962. № 5. С. 117.
4 - Гуриков В. А. Эрнст Аббе. М.: Наука, 1985. С. 15.
5 - Иобст Р. 120-летие фирмы «Карл Цейсс Йена» и 150-летие со дня рождения Карла Цейсса // Астрономический журнал. 1967. Т. 44, вып. 1. С. 227.
6 - Мантерсон И. Указ. соч. С. 5.
7 - Мантерсон И. Указ. соч. С. 3.
8 - Мантерсон И. Указ. соч. С. 4.
9 - Иобст Р. Указ. соч. С. 230.

Светлана Щелкунова, Веко 8, 2007

Карл Фридрих Цейс (Carl Friedrich Zeiss)

К. Ф. Цейс родился в Веймаре 11 сентября 1816 года пятым из двенадцати детей. В Веймаре он посещал школу, где в выпускном классе сдал экзамены на право изучать естественные науки в университете. С детства юный К. Цейс горячо интересовался техникой.

Весной 1834 года он начал свою трудовую деятельность в качестве помощника частного лектора по механике доктора Фридриха Кёрнера (Dr. Friedrich Körner) (1778 – 1847) в Йенском Университете. После года работы в качестве помощника, он получил право посещения одной лекции по механике и математике в семестр. По окончании стажировки у Кёрнера в 1838 году, он получил отличные рекомендации и сертификат, позволяющие ему посещать все лекции в Университете. Впоследствии К. Ф. Цейс работал семь лет (1838 – 1845) в качестве коммивояжера в таких городах как Штутгарт, Дармштадт, Вена и Берлин. В Вене он посещал лекции по механике и с отличием сдал выпускной экзамен.

С ноября 1845 года К. Ф. Цейс снова был зачислен в Йенский Университет в качестве студента, где углублённо изучал математику и химию. В ноябре 1846 года он открыл своё дело. Изначально он изобретал, создавал и ремонтировал всевозможные химические и физические приборы самостоятельно, одновременно перепродавая телескопы, микроскопы, весы, термометры и т.д. других фирм. В 1847 году Цейс произвёл первый микроскоп, что дало его делу неплохой толчок, и в том же году Цейс нанял первого наёмного работника и переехал в бОльшее помещение. В августе 1847 года он нанял в качестве помощника Августа Лёбнера (August Löber), который впоследствии стал одним из самых важных сотрудников его компании и который позже получил долю компании в виде отчислений от прибыли.

В мае 1849 года Цейс женился на Берте Шатер (Bertha Schatter), которая умерла при рождении первого сына Цейса Родриха 23 февраля 1850 г. Позже Родрих присоединился к делу отца. Второй женой Цейса стала в мае 1853 года Оттилия Тринклер (Ottilie Trinkler). Во втором браке у Цейса родился сын Карл Отто (1854-1925) и две дочери – Хедвиг (1856-1935) и Сидони (1861-1920). В быту Цейс отличался простотой и вкладывал все заработанные деньги в бизнес. В свободное время он увлекался садоводством (его страстью были розы) и чтением.

Все своё внимание К.Ф. Цейс сосредоточил на производстве микроскопов. Важнейшим условием в работе его лаборатории было высокое качество и точность. Так, микроскопы, не удовлетворявшие высоким требованиям учёного, просто разбивались вдребезги. В 1861 на второй промышленной выставке в Тюрингии «микроскопы и сопутствующие приборы» К. Цейса получили гран-при и серебряную медаль. В 1863 г. К.Цейс был назначен главным механиком Йенского Университета.

1866 год положил начало его сотрудничества с Эрнстом Аббе: учёные приняли решение начать производство увеличительных стёкол, исходя из математических расчетов. 1872 год показал, что продавались лишь линзы, созданные по принципу, разработанному Аббе, таким образом, успех производства таких линз привёл к значительному росту компании. В октябре 1876 года компания произвела 3000-ный микроскоп по счёту, и в тот же год к предприятию присоединился Родрих Цейс, который стал полноправным партнёром компании в 1879 г. В 1880 г. Карлу Цейсу была присвоена докторская степень факультета философии Йенского Университета.

До сегодняшнего дня Карл Цейс и Эрнст Аббе по праву считаются пионерами социального страхования: в 1875 году К. Цейс разработал схему внутренней работы предприятия, гарантирующую работникам бесплатное медицинское обслуживание и обеспечение лекарствами в случае болезни.

В 1882 году началось сотрудничество К.Цейса с Отто Шотом (Otto Schott), разработавшего и производившего новые виды оптического стекла в Йене.

В декабре 1885 г. Цейса поразил удар, от которого ему не суждено было оправиться. После своего 70-летия в 1886 году его состояние постепенно ухудшалось, и 13 декабря 1888 года он скончался.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!