Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

"Вихрь" (ракета). Противотанковый ракетный комплекс

Танки, едва только появившись первый раз на поле боя, оказали на всю военную мысль того времени колоссальное влияние. Моментально появились специальные боеприпасы, второе рождение переживала полковая артиллерия.

Сегодня «танкобоязнь» уже не проявляется в столь яркой форме, потому как войска получили в свое распоряжение немало эффективных средств, которые помогают эффективно бороться с бронетехникой противника. К примеру, к таковым относится управляемая ракета «Вихрь-1».

Основные сведения

Разработка ракеты началась в начале 80-х годов прошлого века. Изначально она предназначалась для Ка-50, а также Су-25Т. Последний являлся модификацией знаменитого «Грача», предназначенной специально для борьбы с тяжелой бронетехникой потенциального противника.

Сложности компоновки

Разработчики сразу столкнулись с жестким ограничением по диаметру, так как на пилонах Ка-50 необходимо было разместить не менее 12, а на подвесках Су-25Т - не менее 16 ракет. Именно из-за этого управляемая ракета «Вихрь-1» отличается рекордно удлиненным корпусом. Это не только позволило «втиснуться» в нужный диаметр, но и обеспечило максимально возможную дальность и скорость полета, так как аэродинамические характеристики у такой схемы максимально оптимальные.

Выполнена ракета по конструктивной схеме «утка», ее крылья в походном положении сложены. Чтобы обеспечить максимально стабильную курсовую устойчивость, конструкторы «наградили» ее способностью к продольному вращению в полете.

Конструктивные особенности

В передней части корпуса традиционно расположился отсек с тандемной боевой частью, а также скрытыми в нишах «крыльями», то есть стабилизаторами курсовой устойчивости. Кроме того, там же находится неконтактный взрыватель, который был использован в конструкции ради повышения эффективности ракеты для возможного ее применения по воздушным целям противника. Всю среднюю часть занимает простая осколочно-тандемная боевая часть.

Весь остальной объем занят твердотопливным маршевым двигателем с двумя конусовидными соплами, слегка отклоненными в стороны. В самом конце хвостового отсека расположена различная аппаратура, служащая для наведения ракеты на цель.

Хранение в походном положении

Как мы и говорили, за ходовую устойчивость отвечают стабилизаторы, находящиеся в носовой части. Их четыре, они образуют Х-образную проекцию. Для обеспечения продольного вращения в полете конструкторы придали им легкое закручивание по часовой стрелке. Храниться управляемая ракета «Вихрь-1» может только в транспортном контейнере. Гарантия - не более десяти лет при соблюдении всех условий.

Принятие на вооружение и первые испытания

Принятие на вооружение этого оружия состоялось сравнительно недавно, в 1985 году. Впервые испытания в условиях, предельно приближенных к боевым, проводились в 1986 году, когда «Вихрями» отстреливались с борта вертолета Ми-28 и штурмовиков Су-25Т. Особенно высокую эффективность показали именно штурмовики, показавшие способность к преодолению эшелонированной противовоздушной обороны условного противника.

Проще говоря, было доказано, что «Грачи» могут успешно атаковать танковые колонны условного противника на марше, нанося им серьезный ущерб. Каковы основные характеристики «Вихрь-1»? ТТХ ракеты следующие:

  • Длина - 2,75 м.
  • Диаметр корпуса - 152 мм.
  • Вес ракеты (вместе с транспортировочным контейнером) - 59 кг.
  • Скорость максимальная - 610 м/с.
  • Высота запуска - от 4 до 4000 метров.
  • Дальность запуска - от 400 метров до 10 километров.
  • Максимальное время полета к цели - до 28 секунд.

Дальнейшее развитие концепции

В 1990 году, перед самым развалом Советского Союза, на вооружение была принята управляемая ракета "Вихрь-1 М", обладающая впечатляющей универсальностью. Ее предполагалось использовать не только по наземным, но также по воздушным, надводным, прочим видам целей, включая скопления живой силы противника. В отличие от предшественника, ракета была сделана полностью автономной, с использованием наиболее совершенной и сложной электронной начинки.

Благодаря этому, вертолеты и штурмовики, оснащенные этим типом оружия, могут эффективно и в кратчайшие сроки выполнять очень широкий спектр задач. Из-за этого «противотанковая» ракета «Вихрь-1» является, по сути, широкопрофильной и полностью универсальной. Сегодня за разработку и выпуск отвечает ОАО «Концерн "Калашников"», расположенный в городе Ижевске, Удмуртия.

Важные особенности ракет семейства «Вихрь»

Отличительными особенностями ракет последних поколений являются следующие черты:

  • Большая дальность полета, в сочетании с прекрасной аэродинамикой и гиперзвуковой скоростью, обеспечивают высокую вероятность боевой живучести даже в условиях преодоления эшелонированной противовоздушной обороны условного противника.
  • Сверхзвуковая скорость полета также позволяет одновременно атаковать несколько целей, обеспечивая повышенную живучесть самолета или вертолета-носителя. Проще говоря, противнику становится не до них.
  • Автоматическая система наведения по лазерному лучу позволяет с гарантией поражать даже цели малого размера.
  • Отличная защищенность от станций РЭБ вероятного противника, что опять-таки повышает вероятность успешного преодоления эшелонированной противовоздушной обороны.
  • Широчайшая номенклатура поражаемых целей, вплоть до крупных надводных кораблей и даже подлодок в надводном положении.

Порядок боевого применения ракеты

Пилот, приблизившись к месту вероятной дислокации противника (примерно за 10-15 километров до него) должен активировать систему сканирования местности «Шквал-М». В случае когда координаты вероятного нахождения цели были введены заранее, система активируется автоматически, без участия человека.

После того как цель обнаружена, пилот должен опознать ее, используя визуальные и технические средства опознавания. Ему необходимо совместить отметки цели и прицела таким образом, чтобы первая занимала не менее ¾ контрольного дисплея. После этого автоматика сама переходит в режим сопровождения предполагаемой цели. Пуск ракеты может быть произведен только в том случае, когда пилот достиг максимально возможной дистанции поражения.

Кроме того, на пилоте лежит работа по недопущению сильного отклонения цели от азимута, захваченного аппаратурой автоматического сопровождения, так как, в противном случае, гарантировать удачный запуск невозможно.

Особенности боевого применения

Впрочем, не стоит считать здешнюю автоматику «глупой». Специалисты ОАО «Концерн "Калашников"» ее значительно доработали. Аппаратура вполне способна вести цель какое-то время даже после того, как потеряла ее из видимости (между штурмовиком и танком возник какой-то объект). Если все же имел место сбой автоматического сопровождения, летчик должен был повторно захватить ее в ручном режиме.

Как мы уже говорили, производился только по достижении нормальной дистанции, а также при уверенном удерживании объекта автоматикой ракеты. В новых разновидностях комплекс «Вихрь-1» способен на одновременное удержание и сопровождение до четырех целей с отстрелом ракет по ним в течение примерно 30 секунд. Считается, что вероятность поражения даже малоразмерного объекта составляет не менее 0,8.

Для расширения номенклатуры боевого применения уже в сегодняшние дни были разработаны ракеты с термобарической и осколочно-фугасной боевой частью, предназначенные специально для работы по крупным скоплениям живой силы и техники противника. За счет этого сверхзвуковая ракета «Вихрь-1» становится еще более универсальной.

Штурмовая «специализация»

Несмотря на то что за весь период эксплуатации ракеты делалось немало попыток приспособления ее под наземные ракетные комплексы, практика доказала, что самым оправданным способом их применения является запуск с борта боевых вертолетов и штурмовиков.

Впрочем, сегодня все же существуют и даже эксплуатируются комплексы, предназначенные для установки на легкобронированной технике и даже джипах. Их создание - заслуга ОАО «Концерн "Калашников"». На вооружении нашей армии ничего подобного, по словам военных экспертов, нет, так как с подобными целями значительно лучше справляется комплекс «Корнет».

Перспективы комплекса

В связи с тем, что этот тип вооружения может быть использован по наземным, надводным и воздушным целям, скорость которых не превышает 800 км/ч, а также с учетом имеющихся наработок по унификации с наземными ракетными комплексами, достаточно привлекательно выглядят перспективы поставок «Вихря» в те страны, рельеф которых благоприятствует использованию комплекса в качестве ПВО.

Кроме того, ПТРК «Вихрь-1» пользуется стабильной популярностью в арабских государствах, так как они заинтересованы в покупках многофункционального и надежного оружия.

Первая партия управляемых ракет «Вихрь-1» поставлена заказчику – Министерству обороны РФ. Об этом сообщил Алексей Криворучко – гендиректор Концерна «Калашников», в состав которого входит ОАО «НПО «Ижмаш», где выпускается это оружие. По словам главы «Калашникова», до конца 2015 года предприятие намерено выполнить все свои обязательства по ранее заключенному госконтракту, общая сумма которого составляет около 13 миллиардов рублей. На производстве, по словам его руководителя, уже налажена серийная сборка изделий.В основе управления лазер Сверхзвуковая ракета «Вихрь-1», которой оснащаются противотанковые ракетные комплексы «Вихрь-М», предназначена для поражения бронированной техники, а также малоскоростных воздушных целей. Максимальная дальность стрельбы составляет до 10 км, при этом пуски возможно производить в диапазоне высот от пяти метров до четырех тысяч. Конкурс, объявленный Минобороны России на поставку данного вида вооружения, Концерн «Калашников» выиграл еще в 2013 году. На предприятии заверяют, что все оговоренные контрактом условия по поставкам боеприпасов будут реализованы: для этого имеется и соответствующая производственная база, и ресурсы.Предполагается, что новая управляемая ракета пополнит номенклатуру вооружения самолетов штурмовой авиации Су-25М и . «Вихрь-1» стал, по сути, продолжением хорошо зарекомендовавшей себя ракеты «Вихрь», получив увеличенную дальность полета, более высокую скорость, а также обновленную систему слежения за целью, имеющую в своей основе высокоточную лазерно-лучевую аппаратуру управления.Выстрелил - забыл При всей широте линейки вооружения отечественной боевой авиации этот ракетный комплекс – далеко не лишний. Дело в том, что при разработке «Вихрей» конструкторам удалось уникальным образом совместить массу, скорость и боевые возможности ракеты с ее размерами. А именно – длина этого боеприпаса была увеличена до 2,7 метра, тогда как у ПТУР «Штурм» и «Атака» этот показатель не дотягивает и до двух метров. В итоге «подросшая» ракета получила значительно большую дальность, а также увеличенную скорость. При этом диаметр «Вихря-1» остался на уровне предыдущих «летающих» противотанковых ракетных комплексов, что позволило размещать в пусковых установках летательных аппаратов все те же 12 ракет на вертолете и до 16 – на самолете (по шесть или восемь с каждой стороны крыла или пилона).Ракета сохранила кумулятивно-осколочную боевую часть, однако получила взрыватель двойного действия: контактный, предназначенный для уничтожения бронированной техники на земле, и неконтактный, позволяющий поражать цели, находящиеся в воздухе. В этом случае подрыв боеприпаса производится при подлете к вражескому вертолету или беспилотнику на расстоянии пяти метров, а поражение объекту наносится осколками разорвавшейся боевой части. Использование в заряде «Вихря» схемы «тандема» позволяет в свою очередь эффективно уничтожать бронированную технику, оснащенную системой так называемой «динамической защиты». При попадании, к примеру, в танк, элементы этой защиты подрываются первой частью «тандема» ракеты, после чего происходит подрыв уже кумулятивной части, «прожигающей» броню.Перехват невозможен Еще одно отличие новой ракеты заключается в использовании многоканальных средств связи, целеуказания и автоматического прицеливания. Эти системы объединены здесь в единый блок, что дает принцип автономности средств поражения. Фактически здесь действует система «выстрелил – забыл». Комплекс сам производит выбор цели и ее распознавание, выполняет прицеливание, а также сопровождает ракету до момента выполнения атаки. Это обеспечивается за счет применения телевизионного и тепловизионного каналов обнаружения и слежения, использования лазерного дальномера (аппаратура управления с приемником лазерного излучения размещена в конце хвостового отсека ракеты) и канала наведения.Во время испытания новых ракет, проводившихся в том числе и на реальных боевых машинах, оружие подтвердило свое право называться не просто высокоточным, а инновационным. Боевая работа летчика-оператора начиналась уже на дальности в 15 километров от цели. Прицельный комплекс, встроенный в бортовую цифровую вычислительную систему ракеты, сам «прощупывал» местность. Причем, если координаты района нахождения объектов поражения были заранее введены в «мозг» оружия, то сканирование начиналось даже без команды человека.Получив информацию об обнаружении цели, летчик подтверждал ее принадлежность, получал информацию о входе в зону разрешенной дальности, после чего давал уже непосредственно команду на применение оружия. Аппаратура слежения сразу же переходила в режим автоматического сопровождения. Интересно, что в полете к цели (а он даже на расстоянии в 10 километров не превышает по времени 28 секунд) ракету невозможно «сбить с толку». Например, установкой помех или выпуском дымов. За выбранный объект атаки «Вихрь» «цепляется» раз и навсегда.Будет ли «сирийская проверка»? Ракеты этого типа одинаково эффективно могут применяться в дневное и ночное время, использоваться в жаркой пустыне и в Арктике. Диапазон температур, при которых «Вихрь-1» и вся установленная на его борту аппаратура сохраняет свои боевые способности, превышает 100 градусов – от –50 до +50! А сверхзвуковая скорость полета сводит на нет усилия средств противовоздушной обороны противника по перехвату этого оружия в условиях его боевого применения.О том, что ракеты «Вихрь-1» в ближайшее время начнут поступать на вооружение частей ВКС России, было заявлено в ходе последнего Единого дня приемки военной продукции. В частности, как сообщил заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов, все проблемы, ранее сопутствующие таким поставкам, уже устранены. В числе таких трудностей называлась слабая отработка документации, а также изменение перспективного носителя с Ка-50 на Ка-52. Новые ракеты сегодня ждут в строевых частях армейской авиации, где на вооружении стоят . В частности, в Восточном военном округе в рамках Гособоронзаказа планируют в текущем году получить 22 такие боевые машины. Десять из них предназначены для морской авиации Тихоокеанского флота и будут базироваться на Камчатке.По мнению члена экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии России полковника запаса Виктора Мураховского, ракета «Вихрь-1» способна существенно поднять боевые возможности их носителей – штурмовиков Су-25 и . К основным преимуществам нового оружия эксперт относит большую дальность пуска, возможность использования в любое время суток, а также совершенную систему управления.Важно также, считает член экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии России, что «Вихрь-1» – полностью отечественная разработка. И комплектующие для этого оружия, и предприятия, участвующие в его производстве, относятся исключительно к российской юрисдикции, что в условиях нынешних ограничений, вызванных санкционными действиями зарубежных партнеров, приобретает особую значимость.Перспективным представляется использование данных боеприпасов и в ходе нынешней воздушной операции против террористов в Сирии. Тот же Виктор Мураховский отмечает, что заявленная дальность полета новой российской ракеты дает возможность ее применения на безопасном удалении самолета-носителя от зенитно-ракетных комплексов боевиков, прежде всего ПЗРК.

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)

Комплекс 9К121 "Вихрь", ракета 9А4172 "Вихрь" - AT-16 SCALLION
Комплекс 9К121М "Вихрь-М", ракета 9А4172К "Вихрь-1" - AT-16 SCALLION

Авиационный противотанковый ракетный комплекс. Разработан в КБ Приборостроения (НПО "Точность", г.Тула), главный конструктор - . Разработка комплекса начата в 1980 г. Испытания - 1982 г. Войсковые испытания с 1989 г. Комплекс 9К121 принят на вооружение в 1992 г. Производство комплекса велось ПО "Ижмаш". Усовершенствованная ракета комплекса "Вихрь-М" впервые публично показана на авиасалоне в Фарнборо в 1992 г.

Контракт на производство ПТУР "Вихрь-1" заключен между Министерством обороны России и НПО "Ижмаш" (концерн "Калашников") 22.07.2013 г. на сумму 13 млрд руб с условием выполнения до конца 2015 г. До конца 2013 г. планируется выпустить пробную партию и провести испытания ракет "Вихрь-1".

ПТУР "Вихрь" и блок НУР С-8 УБ-20 под Ка-50

Пусковые установки - применение ПТУР осуществляется с авиационной пусковой установки АПУ-8 на самолетах типа Су-25Т / Су-39 (ПУ на 8 ракет) и с авиационной пусковой установки АПУ-6 несколько иного типа с 6 ракетами на вертолетах.

Ракета 9А4172 "Вихрь" / 9А4172К "Вихрь-1" :
Конструкция - ракеты выполнена по аэродинамической схеме "утка", пуск осуществляется из ТПК.

Система управления и наведение - по данным первой половины 1990-х годов система управления инерциальная с автопилотом с каналом радиокоррекции на маршевом участке траектории и с использованием лазерной ГСН на конечном этапе. На носителе - на этапе разработки комплекса применялась система наведения "Радуга" (вертолет-носитель Ми-24 с оператором-наводчиком), после принятия на вооружение в 1990 г. - система наведения "Шквал" (лазерная с ТВ-каналами, разработчик и произвордитель - Красногорский ОМЗ "Зенит") и ночная система "Меркурий" с ТВ-каналом.

Во время испытаний ПТУР "Вихрь" был поражен самолет-мишень Ту-16 летящий со скоростью 800 км/ч.

ПТУР "Вихрь-1" - автоматическая лазерная система наведения.

Двигатель - РДТТ

ТТХ ракет :

Тип БЧ -тандемная кумулятивная с радиовзрывателем

Бронепробиваемость - 1000-1200 мм

Модификации :

Комплекс 9К121 "Вихрь", ракета 9А4172 "Вихрь" - AT-16 SCALLION - базовый вариант ПТРК, принят на вооружение в 1992 г.

Комплекс 9К121М "Вихрь-М", ракета 9А4172К "Вихрь-1" - AT-16 SCALLION - модернизированный вариант комплекса, в 1992 г. на авиасалоне в Фарнборо впервые показан на публике (вероятно, макет) - таким образом по состоянию на 1992 г. как минимум разработка модификации уже велась.


- комплекс "Вихрь-К" (корабельный) - вариант размещения ПТУР "Вихрь" на артиллерийской установке калибра 30-мм. На установке размещается четыре ПТУР "Вихрь" с дальностью стрельбы до 10 км. Комплексом "Вихрь-К" предполагается оснащать патрульные корабли и катера.

Носители :
- вертолет Ми-24 - с системой наведения "Радуга" с оператором-наводчиком. Вероятно, применялся при испытаниях ПТРК.


Су-25ТМ / Т-8М-10, борт №10 синий (рисунок Keith Fretwell, 1997 г., Мировая авиация. №104 / 2011 г.)

ПТУР "Вихрь" под Су-39 (1997 г.)


- вертолеты Ка-50 / - 12-16 ПТУР на двух пусковых установках АПУ-8. Так же по сомнительным данным середины 1990-х годов предполагалось применение с .


ПТУР "Вихрь" под вертолетом Ка-50, 1990-е годы.

ПТУР "Вихрь" под Ка-50 (1990-е годы).


- вертолеты Ми-17В-5 - предлагалось использование на вертолете 12 ПТУР и системы наведения комплекса "Вихрь-М". На авиасалоне МАКС-2001 была представлена модель вертолета с ПТУРами.


Вмодель вертолета Ми-17В-5 с ракетным комплексом "Вихрь-М" на выставке МАКС-2001, август 2001 г. (фото - А.В.Карпенко, http://bastion-karpenko.narod.ru).

Статус : Россия
- 1997 г. - согласно СМИ ПТУРы есть на вооружении.

2007 г. август - на авиасалоне МАКС-2007 ПТРК "Вихрь" были показаны на подвеске вертолета Ка-52.

2013 г. 22 января - СМИ сообщают , что НПО "Ижмаш" рассчитывает получить от Минобороны заказ на сумму ок.14 млрд руб на производство ПТУР "Вихрь-1".

2013 г. 22 июля - СМИ сообщили о подписании контракта между Минобороны и НПО "Ижмаш" ГК "Ростех" на производство ПТУР "Вихрь-1" на сумму 15 млрд руб. НПО "Ижмаш" стало победителем соответствующего конкурса. Согласно контракту поставка ПТУРов должна пройти до конца 2015 г.

2013 г. 06 августа - генеральный директор НПО "Ижмаш" Константин Бусыгин сообщил прессе , что до конца 2013 г. в рамках ранее заключенного контракта планируется выпустить пробную партию ракет "Вихрь-1" и провести их испытания.

Источники :

Авиация - космонавтика. N 5 / 1995 г.
Аэроплан. N 1 / 1993 г.
Бутовски П., Ларионов А.В., Противотанковый самолет Су-39. // Авиация и время. N 3 / 1995 г.
Воевода С.С., архив, 1992.
Гриф М.Л., архив, 1992.
Кузнецов Г., Под сенью винта во всем диапазоне. // Крылья Родины N 3 / 1993 г.
Левин М., Для черновой работы. // Крылья Родины. N 9 / 1993.
Литовкин В., "Разрушитель" взлетает после поражения. // Известия 16.09.1993 г.
Мороз В., Су-25ТК: штурмовику уточняют задачи. // Красная Звезда. 11.11.1992 г.
Никифоров А., Под крылом самолета. // Аэроплан. N 4 / 1993.
Противотанковый комплекс 9К121 Вихрь. 2012 г. ().
Рыбак Б., Леноровиц Д., Опыт морских вертолетов воплощается в Ка-50. // Aviation Week & Space Technology (выпуск на русском языке, осень 1992 г.)
Советские вооруженные силы, 1988 г. DIMMI, Томск.

Чуприн К.В., архив, 1992 г.

Управляемые ракеты «Вихрь-1» / Фото: cdn.topwar.ru

Концерн завершил исполнение контракта на поставку в российские Вооруженные силы новых управляемых ракет "Вихрь-1" на 13 миллиардов рублей, сообщили во вторник журналистам в пресс-службе компании.

По словам гендиректора компании Алексея Криворучко, "Калашниковыу" удалось в кратчайшие сроки не только наладить крупносерийное производство ракет, но и решить вопрос с заменой импортных комплектующих на отечественные.


Техническая справка

Противотанковый ракетный комплекс «Вихрь» начал разрабатываться в 1980 году, как основное противотанковое средство перспективного боевого вертолета Ка-50 и самолета Су-25Т - модификации штурмовика Су-25 с расширенными возможностями по поражению бронетехники. Головным разработчиком комплекса стало тульское КБП.


При разработке ракет комплекса «Вихрь» определяющим было ограничение по диаметру, так как для наружной подвески вертолета предполагалось разместить до 12 ПТУР в ТПК, а на штурмовике до 16 ПТУР в ТПК. Поэтому для ракеты было принято рекордно высокое удлинение корпуса. Это способствовало снижению аэродинамического сопротивления и, соответственно, обеспечению требуемых характеристик по скорости и дальности.

Ракета выполнена по аэродинамической схеме «утка» со складным дугообразным крылом и складным ПГО. В полете, ракета вращается вокруг своей продольной оси.

В передней части корпуса расположен отсек с лидирующим зарядом тандемной БЧ, воздушно-динамическим рулевым приводом закрытого типа с лобовым воздухозаборником и четырьмя аэродинамическими рулями, выдвигаемыми из ниш назад по ходу ракеты. Там же в головной части ракеты расположен неконтактный взрыватель необходимый для повышения эффективности применения по воздушным целям. Далее следует основная кумулятивно-осколочно-фугасная БЧ.

За БЧ расположены топливо маршевого двигателя и сам твердотопливный двигатель ракеты, имеющий два косонаправленных сопла. В конце хвостового отсека ракеты расположена аппаратура управления с приемником лазерного излучения.

При нахождении в ТПК к корпусу ракеты прилегают Х-образно расположенные 4 раскрываемые специальным механизмом консоли крыла, имеющие в плане пятиугольную форму, а при виде от носка ракеты загнутые по часовой стрелке.

Хранение, транспортировка и применение ракеты осуществляются с использованием транспортно-пускового контейнера, с гарантийным сроком складского хранения 10 лет.

Первый вариант комплекса «Вихрь» с управляемой ракетой 9А4172 был принят на вооружение в 1985 году. Высокая эффективность комплекса подтвердилась в ходе сравнительных испытаний вертолетов В-80 с комплексом «Вихрь» и Ми-28 с ПТРК «Штурм-ВМ» с ПТУР «Атака», проводившихся с сентября 1986 г. по октябрь 1986 г. на Гороховецком полигоне, а позднее в ходе войсковых учений в Закарпатье, где штурмовик Су-25Т успешно действовал против условного противника, оснащенного самыми новейшими в то время, образцами зенитных ракетных комплексов ПВО Сухопутных войск СССР.

Су-25Т / Фото: btvt.narod.ru

Ка-52 / Фото: btvt.narod.ru


Дальнейшим развитием комплекса «Вихрь» стал высокоточный авиационный КУВ армейской авиации «Вихрь-М» с УР «Вихрь-1» принятый на вооружение в 1990 году и предназначенный для поражения широкого спектра бронированных наземных, надводных и малоскоростных воздушных целей на дальностях до 10000 м включительно.

Он включает в себя: сверхзвуковые ракеты с высоким поражающим действием; многоканальные средства связи, целеуказания, автоматического прицеливания; различные системы управления огнем, объединенные информационно и технически в единый блок. Все это позволяет обеспечить полную автономность средств поражения после пуска.

Оснащение армейской авиации комплексами управляемого вооружения «Вихрь-М» обеспечивает эффективное использование вертолетов и штурмовиков в условиях современного боя, позволяет в короткие сроки решать самый широкий круг задач и продуктивно взаимодействовать с сухопутными подразделениями.

Фото: bastion-karpenko.ru


Отличительными особенностями КУВ «Вихрь-М» являются:

  • большая дальность стрельбы, в сочетании с малым полетным временем сверхзвуковой ракеты и высокой помехоустойчивостью системы управления, обеспечивает выживаемость воздушного носителя в дуэльном бою со средствами ПВО противника.
  • высокая сверхзвуковая скорость ракеты способствует снижению уязвимости носителя во время атаки и позволяет в одном заходе поразить несколько целей.
  • высокая вероятность попадания в малоразмерную цель за счет применения автоматической системы слежения за целью и высокоточной лазерно-лучевой системы управления ракетой
  • полная помехоустойчивость системы управления в условиях оптических и радиопомех
  • поражение широкой номенклатуры наземных, надводных и воздушных целей

Всесуточный оптико-электронный прицельный комплекс «Шквал-М» входящий в КУВ «Вихрь-М», осуществляет автоматический поиск и опознавание цели с последующим захватом, сопровождением и выполнением атаки. Автоматическая аппара­тура прицельного комплекса «Шквал-М» разработанного Красногорским механическим заводом «Зенит» включает в себя телевизионный и тепловизионный каналы обнаружения и слеже­ния за целью, лазерный дальномер и канал наве­дения ПТУР, а также систему двухплоскостной стабилизации.

При приближении к району вероятного нахождения цели, на расстоянии 12 - 15 км пилот включает режим сканирования местности прицельным комплексом «Шквал-М». Если координаты района вероятного нахождения цели заранее заведены в БЦВМ авиационного носителя, то сканирование местности комплекс «Шквал-М» начинает автоматически.

После обнаружения цели, пилот в режиме максимального увеличения осуществляет ее опознание, совмещает метку на экране телевизионного индикатора с целью таким образом, что она занимала 3/4 ее площади, а затем нажатием кнопки автоматического слежения переводит аппаратуру в режим автосопровождения. Прицельный комплекс переходит на автоматическое сопровождение цели, а по достижении разрешенной дальности производит пуск ракеты. При пилотировании вертолета цель должна была оставаться в переделах углов слежения аппаратуры «Шквал-М»: до ±35° по азимуту и от +5° до -80° по углу места. Прицельный комплекс способен обеспечить автоматическое сопро­вождение цели даже после кратковременного исчезновения ее изображения - например, в тех случаях, когда между вертолетом и танком оказывается другой объект. В том случае, если все-таки имел место сбой автоматического слежения, летчик осуществлял повторный захват цели.

Пуск ракеты производится после захвата цели на автосопровождение. Комплекс обеспечивает возможность одновременного обстрела одной цели двумя ПТУР и обстрел до четырех целей в течение 30 секунд. Вероятность уничтожения малоразмерной подвижной цели класса «танк» ракетой «Вихрь-1» не менее 0,8.

Для расширения номенклатуры поражаемых целей комплексом «Вихрь-М» разработаны и приняты на вооружение управляемые ракеты с фугасной (термобарической) и осколочной БЧ.

Основные достоинства ракеты «Вихрь-1» и автоматической прицельной аппаратуры наиболее полно реализуются в составе обеспечивающего достаточный обзор вертолетного комплекса или вооружения штурмовика. Тем не менее, стремясь расширить область применения комплекса, КБП провело инициативную проработку самоходного комплекса с размещением на легкобронированных шасси типа БМП-3 и даже на джипах. С учетом возможности многоцелевого применения - по наземным и воздушным целям, летящим на скоростях до 800 км/час включительно, а также упрощающей эксплуатацию унификации с вертолетным комплексом можно достаточно оптимистично оценить перспективы наземных вариантов комплекса, особенно для поставок в страны с ландшафтом и климатическими условиями, способствующими достаточно частой реализации уникальных возможностей комплекса по максимальной дальности стрельбы.

"Вихрь-М" / Изображение: bastion-karpenko.ru

Дальнейшее развитие комплекса «Вихрь» связано в первую очередь с установкой на авиационные носители (Ка-52, Ми-28Н) оборудования обеспечивающее применение ПТУР во всех метеоусловиях днем и ночью, а также с разработанными в 90-х годах новыми ПТУР 9М227, 9М227О-1 с лазерно-лучевой ГСН, реализующих принцип «вижу-стреляю», 9М227М1, 9М227Ф, 9М227О-2 с ИК (тепловизионной) ГСН, реализующих принцип «выстрелил-забыл» и 9М227М2 с пассивной радиолокационной ГСН. Новые ракеты имеют увеличенную дальность пуска до 12 - 14 км и несколько большую скорость полета.

Основные ТТХ ПТРК «Вихрь-М» С УР «Вихрь-1»

Год принятия на вооружение 1990
Длина ТПК, мм 2870
Диаметр ТПК, мм 152
Масса ракеты в ТПК, кг 59
Длина ракеты, мм 2750
Диаметр корпуса ракеты, мм 130
Размах крыла ракеты, мм 380
Масса ракеты, кг 45
Масса БЧ, кг 12
Масса ВВ, кг около 6,0
Число ступеней 2
Двигатель РДТТ
Максимальная скорость, м/с 610
Время полета на максимальную дальность, с 28
Диапазон дальностей пуска, м 400 - 10000
Диапазон высот пуска, м

5 - 4000

Тип БЧ

тандемная, кумулятивная-осколочно-фугасная

Взрыватель комбинированный - контактный мгновенного действия;
неконтактный (радиус срабатывания до 5 метров)
Гарантированная бронепробиваемость гомогенной стальной брони при угле встречи 900 за НДЗ, мм 1000
Система управления лазерно-лучевая
Система сопровождения цели автоматическая
Носители Ка-50, Ка-52 Ми-28Н, Ми-8, Ми-17, Су-25, Су-25Т, Су-25ТМ, Су-25СМ.

«Вихрь» - ракета из состава российского противотанкового (ПТРК) 9К121 «Вихрь» (по натовской классификации - АТ-16 Scallion), имеющая лазерное наведение. Она запускается с кораблей, а также с вертолетов и штурмовиков Су-25. Впервые была показана в 1992 году на авиасалоне в Фарнборо.

История разработки

Комплекс «Вихрь» был разработан в бывшем Советском Союзе как аналог американского ПТРК AGM-114 Hellfire. Работа началась в 1980 году и проводилась тульскими конструкторами из КБП под руководством А. Г. Шипунова. Первые экземпляры были поставлены в войска в 1985 году. Какую же дальнейшую судьбу имела ракета «Вихрь»? Испытания комплекса на вертолетах В-80 и штурмовиках Су-25Т, проведенные в 1986 году, подтвердили его высокую эффективность. В дальнейшем комплекс подвергся модернизации, завершившейся в 1990 году. Однако из-за напряженной финансовой ситуации для российских войск было закуплено лишь небольшое число готовых изделий для целей тестирования. Серийное производство началось в 2014 году, а первые комплексы поставлены в российские ВС в конце 2015 года для Ка-52.

Варианты ПТРК

Известны два варианта этого противотанкового комплекса:


Основы поражающий способности ракеты

Каковы особенности ПТРК «Вихрь»? Ракета комплекса предназначена для поражения жизненно важных наземных целей, в том числе бронированных, оснащенных основной или дополнительной взрыво-реактивной броней (динамической защитой). Практически все противотанковые боеприпасы работают на основе кумулятивного действия, т. е. путем прокалывания брони струей раскаленного металла. Взрыво-реактивная броня может быть пробита только несколькими попаданиями в одно и то же место. Этот принцип реализован в тандемных боеприпасах, вроде ракеты «Вихрь-1», в которой имеются два кумулятивных заряда, срабатываемых в быстрой последовательности. Без тандемных зарядов попасть в одно и то же место на броне практически невозможно.

Состав ПТРК «Вихрь»

Ракета "Вихрь-1" является боевой частью противотанкового комплекса "Вихрь-М", который также включает в себя следующие составные части:

  • пусковая установка для авиатехники (вертолеты, самолеты) типа АПУ-6 или АПУ-8;
  • автоматическая система обзора и прицеливания типа И-251 «Шквал-М».

Автоматическая прицельная система «Шквал-М» разработки красногорского завода «Зенит» снабжена телевизионным и тепловизионным (инфракрасным) каналами прицеливания, каналом лазерного луча для управления ракетой, автоматическим блоком отслеживания цели, цифровым компьютером и системой стабилизации ракеты в полете в двух плоскостях. Система И-251 обеспечивает обнаружение целей и идентификацию их в дневное и ночное время, автоматическое слежение за целями и наведение на них ракет, а также выдает точную информацию для артиллерийского и ракетного обстрела.

Технология прицеливания

Если координаты цели предварительно занесены в бортовой цифровой вычислительный комплекс (БЦВК) вертолета (самолета), в памяти которого должна храниться карта района полета, то при подлете к цели на расстояние 12-15 км автоматически включается система «Шквал-М». Если координаты цели известны лишь ориентировочно, то систему прицеливания комплекса «Вихрь-М» включает пилот. Она начинает сканирование местности по телевизионному (или тепловизионному) каналу, отображая его результаты на телеэкране в кабине.

После появления цели на телеэкране летчик включает режим максимального увеличения, опознает цель и наводит на ее изображение метку прицельной сетки. После этого система «Шквал-М» переводится пилотом на автосопровождение опознанной цели. В этом режиме летчик должен удерживать вертолет в таком положении по отношению к цели, чтобы она находилась в допустимых для аппаратуры слежения пределах азимутального угла (до ±35°) и угла места (от +5° до -80°). Когда достигается разрешенная дальность стрельбы, автоматически пускается противотанковая ракета «Вихрь». По одной цели можно одновременно пустить две ракеты или полминуты обстреливать до 4 целей.

Ракета «Вихрь»: характеристики

Ракета предназначена для поражения бронированных наземных целей, в том числе оснащенных основной или дополнительной взрыво-реактивной броней, на расстоянии до 8 км при ведении обстрела с вертолета и до 10 км с самолета в дневное время (до 5 км ночью), а также для поражения воздушных целей при условии прикрытия средствами ПВО. Она оснащена как контактным, так и неконтактным взрывателями. Последний позволяет поражать воздушные цели при приближении к ним на расстояние до 5 м.

Скорость полета ракеты является сверхзвуковой и достигает 610 м/с, так что расстояние в 4 км она преодолевает за 9 с. При этом ПТУР комплекса AGM-114K Hellfire для покрытия этой дистанции требуется 15 с, поскольку летит она с дозвуковой скоростью.

При угле встречи с препятствием в 90° ракетой гарантированно пробивается гомогенная стальная броня толщиной 1000 мм.

Конструкция ракеты

Боевой заряд ракеты выполнен по тандемной схеме и разнесен по ее длине. Спереди расположен лидирующий кумулятивный заряд, за которым находится привод четырех аэродинамических рулей, способных выдвигаться из ниш в направлении назад относительно хода ракеты. Далее расположен второй комбинированный боезаряд, имеющий как кумулятивную, так и осколочно-фугасную части.

За боезарядом размещено топливо для маршевого двигателя и собственно сам твердотопливный двигатель с двумя соплами, направленными под углом к оси ракеты. Здесь же, в хвостовом отсеке ракеты, находится приборный контейнер с аппаратурой системы управления, а также приемник лазерного светолуча.

В задней части корпуса расположено аэродинамическое оперение ракеты в виде четырех загнутых по часовой стрелке (при взгляде с носа ракеты) крыльев пятиугольной формы, которые перед пуском (при нахождении внутри транспортно-пускового контейнера (ТПК)) прилегают к корпусу, а затем раскрываются при помощи спецмеханизма.

Наличие управляемых рулей-крыльев в передней части, а также неуправляемых в задней позволяет отнести аэродинамическую схему ракеты к типу «утка».

Работа механизмов ракеты при пуске и полете

Она транспортируется в армированном стекловолокном пластиковом ТПК, из которого и стартует под действием порохового аккумулятора давления. При запуске происходит небольшой выброс сгоревших газов из заднего торца ТПК. Сразу после выхода из пускового контейнера выдвигаются крылья и запускается двигатель ракеты. Лазерный прицел расположен на корме ракеты, которая стремится остаться в лазерном луче во время полета.

Наведение по лазерному лучу на цель является гарантией высокоточной стрельбы, которая не снижается при увеличении дальности цели. При этом мощность излучения лазерного прицела настолько низка, что она оказывается на порядок меньше, чем пороговая мощность срабатывания, которой обладают зарубежные системы сигнализирования о лазерном облучении. Это обеспечивает предельную скрытность применения оружия. Ракета «Вихрь» способна уничтожить подвижную малоразмерную цель класса «танк» с вероятностью 80 %.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!