Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Тайна смерти Василия Шукшина . Тайна смерти василия шукшина:«инфарктный» газ, не оставляющий следов…

Актер, режиссер, сценарист и писатель. Последней его работой в кино стала роль солдата Лопахина в фильме «Они сражались за Родину». 2 октября 1974 года, за два дня до окончания съемок, проходивших в донской станице Клетской, Шукшина нашли мертвым в каюте теплохода «Дунай», на котором жила съемочная группа. Официальный диагноз - сердечная недостаточность. Однако еще до похорон многие были уверены, что Василия Макаровича убили.

Почему поползли слухи об убийстве Шукшина

Последним, с кем общался Василий Макарович, был его партнер по съемкам и лучший друг Георгий Бурков . Он же и обнаружил тело. По воспоминаниям Буркова, рукописи Шукшина были разбросаны по каюте, хотя иллюминатор был закрыт и сквозняка не должно было быть. Шукшин отличался аккуратностью и сам устроить такой беспорядок не мог. У всех, кто первым появился на месте трагедии сложилось впечатление, что среди бумаг писателя что-то искали.

Важная деталь - в каюте стоял резкий запах корицы. Именно так пахнет инфарктный газ, вызывающий спазмы сердца. Понятые свидетельствовали, что Шукшин лежал в скрученной позе, а возле него валялись бумаги. На фотографиях же криминалистов он лежит ровно, руки у сердца, а вокруг - порядок.

В том, что Василия Макаровича убили, была уверена и его жена актриса Лариса Федосеева-Шукшина, которая утверждала, что за ее супругом еще в Москве следил странный человек невысокого роста. Замечала она его и на съемках фильма. Жена актера говорит, что этого человека знал режиссер Сергей Бондарчук , но он отказался назвать ей его имя.

Официальное заключение по поводу смерти Шукшина, которое сделал профессор-патологоанатом Автандилов, - сердечная недостаточность. Однако актер страдал язвой желудка, и по этой причине перед началом съемок даже лежал в московской больнице, где специалисты провели его полное обследование, в том числе сделали кардиограмму, которая не выявила у известного пациента никаких проблем с сердцем. Документ этот и сегодня хранится в семье Шукшиных.

Встреча в Волгограде

Оператора Анатолия Заболотцкого и Шукшина связывала дружба и совместные съемки фильмов «Калина красная» и «Печки-лавочки». Спустя несколько лет после смерти друга, Анатолий Дмитриевич оказался в Волгограде. Там он встретил человека, который представился Алексеем и сказал, что прочитал его книгу «Шукшин в кадре и за кадром». Он очень хотел поведать подробности эвакуации с теплохода «Дунай» тела Шукшина, поскольку в 1974-м входил в состав группы, занимавшейся этим делом.

Алексей рассказал, что прибыл на судно для транспортировки трупа 2 октября, но распоряжение о вывозе тела отложили. Шукшин должен был оставаться в каюте до приезда судмедэкспертов. Он лежал поперек кровати в одежде, но его переложили, сняли с него верхнюю одежду и сапоги. Руководил группой Алексея неизвестный мужчина - невысокого роста, широкоплечий и без шеи. Покидая каюту, он в грубой форме приказал навести в ней порядок и сложить все разбросанные бумаги.

Анатолий Заболотцкий вспоминал, что все это было сказано Алексеем скороговоркой, после чего он быстро скрылся в толпе. Если Шукшина и убили, то возможность провести такую операцию была только у КГБ или высокопоставленных чиновников из Москвы. Сторонниками версии убийства Шукшина помимо его супруги были друзья Георгий Бурков, Алексей Ванин, Анатолий Заболотцкий, режиссер Сергей Бондарчук, актер Панкратов-Черный.

За что могли убить Шукшина

В середине 1970-х годов в ЦК партии образовались две противоборствующие группировки - «западники» и «почвенники». Последний фильм Шукшина посмотрели более 62 миллионов человек, что сделало Василия Макаровича «народной звездой». Лента понравилась и тогдашнему Генсеку Леониду Брежневу .

Новый статус и поддержка Бондарчука сделали возможным съемку фильма о Степане Разине , сценарий к которому был написан на основе романа Шукшина «Я пришел дать вам волю». В сентябре 1974 года Худсовет утвердил сценарий, а съемки были назначены на конец осени того же года. Решению комиссии не помешала даже литературная травля Шукшина, начатая, как считается, с подачи «западников», испугавшихся увеличения влияния Василия Макаровича на народ.

Как бы отреагировал советский человек на образ Степана Разина в исполнении Шукшина? Близкие к актеру люди уверены, что убили его именно из-за будущего фильма и тех идей, которые кинолента призвана была пропагандировать. Киногерой - борец с царизмом мог спровоцировать помимо интереса к национальной культуре и бунт народа, а сам Шукшин мог стать воплощением обновленного русского человека.

Василий Шукшин – это человек, которого неоднократно называли самым «народным» режиссером Советского союза. Его фильмы рассказывали о тяготах и радостях простого сельского быта, а потому, рассказанные им истории, всегда были очень близки обычных зрителям. В какой-то мере именно поэтому Василий Шукшин и его творчество стали подлинной вехой своего времени – некой отметкой в истории СССР, которая навсегда осталась запечатлена в картинах великого автора.

В этой биографической статье мы постараемся проследить за основными этапами творчества Василия Шукшина, а также раскрыть некоторые тайны его жизни и судьбы.

Ранние годы, детство и семья Василия Шукшина

Будущий известный режиссер появился на свет в простой крестьянской семье. Его отец – Макар Шукшин – был расстрелян во времена коллективизации. Мама же – Мария Сергеевна – вышла замуж во второй раз и воспитывала детей от первого брака совместно с новым супругом.

Все родные нашего сегодняшнего героя были обычными крестьянами, а потому в раннем детстве Василий Шукшин даже не рассчитывал на то, что однажды сможет стать известным режиссером. Окончив «семилетку» в деревне Сростки, он переехал в город Бийск, где вскоре поступил в автомобильный техникум. В этом месте будущий режиссер проучился два с половиной года, однако диплома так и не получил. В 1945-м году он вернулся в родную деревню, где вскоре устроился работать в колхоз. В этом месте он проработал еще полтора года, однако в конечном итоге снова решил поменять род деятельности.

В 1947-м году он стал работать слесарем. В этом качестве он объездил множество городов и разных предприятий. Побывал в Калуге, Владимире, а также поселке Бутово, из которого его вскоре призвали в армию.

В 1949 он поступил на службу в Военно-Морской флот. В этом качестве он служил в городе Балтийск, а затем на Черном море. Весьма примечательно, что именно в свои армейские годы Василий Шукшин впервые увлекся творчеством. В свободные часы он писал различные поэмы и рассказы, которые впоследствии читал своим сослуживцам.

Вернувшись в родное село в 1953-м году, наш сегодняшний герой экстерном окончил среднюю школу и начал работать учителем русского языка, а затем директором сросткинской школы трудовой молодежи. Проработав в этом качестве всего несколько месяцев, Василий Шукшин задумался о переезде в Москву. Собрав все свои накопления, он купил билет на поезд и уже вскоре прибыл в столицу СССР. В этом городе наш сегодняшний герой поступил на режиссерский факультет ВГИКа, а параллельно начал рассылать свои рассказы в различные литературные издания. Таким образом, в 1958-м году состоялся писательский дебют нашего сегодняшнего героя – в журнале «Смена» был напечатан его первый рассказ «Двое на телеге».

Жизнь в искусстве: Василий Шукшин в литературе и кино

Впоследствии Василий Шукшин часто писал различные повести и рассказы. В его библиографии значится всего два полновесных романа, однако огромное количество повестей и рассказов с лихвой компенсирует это обстоятельство. Параллельно с литературным творчеством, Василий Шукшин также часто работал в кино. В 1956-м году он сыграл эпизодическую роль в фильме «Тихий Дон» и с тех пор стал достаточно часто снимать и сниматься.

В 1958-м году, еще будучи студентом ВГИКа, Василий Шукшин исполнил свою первую главную роль в картине «Два Федора». После этого последовали другие актерские работы. Все складывалось очень успешно, однако в какой-то момент наш сегодняшний герой осознал, что хочет самолично создавать кинематографические произведения, прописывая действия персонажей от начала до конца.

Первой подобной работой Василия Макаровича стала лента «Из Лебяжьего сообщают». В работе над созданием данной картины Шукшин принял участие не только в качестве актера, но и в качестве режиссера и сценариста. Авторский дебют оказался очень удачным и уже в скором времени наш сегодняшний герой задумался о новых кинематографических проектах.


В общей сложности за свою карьеру Василий Макарович снял шесть кинолент, в работе над которыми чаще всего принимал участие также и в качестве сценариста. Параллельно с этим наш сегодняшний герой также плодотворно работал в качестве актера. В его фильмографии значится около тридцати ролей, каждая из которых стала по-своему яркой и интересной.

За свой выдающийся вклад в искусство актер и режиссер был отмечен множеством престижных наград, среди которых значится Государственная премия РСФСР, Ленинская премия, а также звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Шукшин отдавал творчеству всего себя, а потому совсем неудивительно, что даже его кончина совпала со съемками очередного фильма. В середине семидесятых годов он страдал от обострившейся язвы желудка, однако, несмотря на это, продолжал работать над новыми проектами. Серьезные приступы наблюдались у него во время съемок картины «Калина красная». Некоторое время спустя во время работы над другой лентой – «Они сражались за Родину» - один из подобных приступов стал для Шукшина фатальным.

Лежащего на палубе актера нашел его близкий друг Георгий Бурков . В этот момент сердце Василия Макаровича уже не билось.

Личная жизнь и наследие Василия Шукшина

После смерти нашего сегодняшнего героя многие его повести и романы были экранизированы другими режиссерами. Его именем был назван ряд улиц в городах РСФСР, а о его жизни и судьбе снято несколько документальных фильмов.


Кроме того, наследием великого советского режиссера являются его дети. От брака с Викторией Сафроновой у Василия Макаровича есть дочь Катерина. Кроме того, двое детей у Шукшина есть также от любовного союза с актрисой Лидия Федосеевой . Обе дочери – Мария и Ольга – на данный момент являются известными российскими актрисами.

Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев Раззаков Федор

ШУКШИН ВАСИЛИЙ

ШУКШИН ВАСИЛИЙ

ШУКШИН ВАСИЛИЙ (писатель, актер кино: «Два Федора», «Золотой эшелон» (оба – 1959), «Простая история» (1960), «Когда деревья были большими», «Аленка» (оба – 1962), «Мы, двое мужчин» (1963), «Какое оно, море?» (1965), «Журналист» (1967), «Три дня Виктора Чернышова» (1968), «Мужской разговор» (1969), «У озера», «Освобождение» (оба – 1970), «Даурия», «Печки-лавочки» (оба – 1972), «Калина красная» (1974), «Прошу слова», «Они сражались за Родину» (оба – 1975) и др.; кинорежиссер: «Живет такой парень» (1964), «Ваш сын и брат» (1966), «Странные люди» (1970), «Печки-лавочки» (1972), «Калина красная» (1974); скончался 2 октября 1974 года на 46-м году жизни).

У Шукшина была застарелая язва желудка, но в последние годы она мучила его особенно сильно. Поводом к этому была его работа: из-за постоянных придирок руководства, ему буквально с боем удавалось пробивать свои фильмы. А его главный проект – фильм «Степан Разин» – ему снять так и не дали.

В конце 1973 года язва вновь дала о себе знать. Шукшин тогда заканчивал работу над «Калиной красной», с трудом превозмогая боль. Вот как об этом вспоминает очевидец – В. Фомин: «Я сам своими глазами видел, как буквально умирал, таял на глазах Шукшин, сбежавший из больницы, чтобы исполнить навязанные „исправления“ и тем самым спасти картину от худшего. „Калина красная“ была уже вся порезана, а самому автору надо было немедленно возвращаться в больницу. Но он боялся оставить фильм в „разобранном“ виде, чтобы как-то „зализать“, компенсировать нанесенные раны, хотел сам осуществить чистовую перезапись. Смены в тон-студии казались нескончаемыми – по двенадцать и более часов в сутки. Но буквально через каждые два-три часа у Василия Макаровича начинался очередной приступ терзавшей его болезни. Он становился бледным, а потом и белым как полотно, сжимался в комок и ложился вниз лицом прямо на стулья. И так лежал неподвижно и страшно, пока боль не отступала. Он стеснялся показать свою слабость, и его помощники, зная это, обычно уходили из павильона, оставляя его одного. Тушили свет и уходили…»

Едва подлечившись, Шукшин летом 1974 года отправился на съемки очередного фильма – «Они сражались за Родину». Фильм снимал Сергей Бондарчук, который уговорил Шукшина сниматься в обмен на обещание посодействовать в пробивании «Степана Разина». Почти все лето и весь сентябрь Шукшин находился на Дону, в районе поселка Клетская, где проходили съемки. График работы был настолько плотным, что Шукшин даже не смог выбраться в Москву 1 сентября, чтобы проводить дочку Машу в первый класс. Лишь несколько раз он уезжал оттуда: когда ездил во второй половине месяца в столицу, где начинался подготовительный период фильма «Степан Разин», и в Ленинград, на съемки эпизода в картине Г. Панфилова «Прошу слова» (эпизод снимали 18 сентября, Шукшин играл в нем провинциального драматурга Федора).

Тем временем Лидия Федосеева-Шукшина встретила октябрь в болгарском городе Варне, где проходил кинофестиваль художественных фильмов. Приехала она туда еще 22 сентября, привезя с собой фильм своего мужа «Калина красная». Аккурат 1 октября состоялся официальный просмотр фильма, который вызвал у всех присутствующих настоящий фурор. Лидия Федосеевна была счастлива и ее сердце в те минуты даже не йокнуло от каких-либо дурных предчувствий по поводу мужа, которому жить оставалось каких-нибудь несколько часов (кстати, в фильме «Они сражались за Родину» Федосеева сыграла эпизодическую роль… вдовы, причем, по подсказке самого Василия Шукшина).

Между тем натурные съемки фильма «Они сражались за Родину» подходили к концу. Вторник, 1 октября, обещал стать не самым трудным съемочным днем, поскольку все главные сцены были уже отсняты. Но примерно за час до съемок произошел совершенно мистический случай, на который тогда никто не обратил внимание, но спустя сутки о нем узнали все. Василий Шукшин сидел в гримерной и, ожидая, когда гример начнет накладывать на него грим, от нечего делать стал макать булавку в баночку с красным гримом и что-то рисовать на обратной стороне пачки сигарет «Шипка». Эти его художества заметил Георгий Бурков.

– Ты что рисуешь? – поинтересовался он у Шукшина.

– Да вот видишь, вот горы, небо, дождь, ну, в общем, похороны. «Смерть в тумане» называется.

Бурков тут же вырвал из рук коллеги пачку и сунул ее себе в карман. А коллеге посоветовал больше такой ерундой не заниматься. Шукшин в ответ засмеялся: дескать, мнительный ты, Джорджоне (так он любя называл Буркова).

Съемки начались в 8 часов утра. Снимали эпизод «у штаба дивизии» из самого финала картины. В съемках помимо Шукшина и Буркова участвовали: Вячеслав Тихонов, Иван Лапиков, Евгений Самойлов, Всеволод Сафонов и др. Работа была завершена в пять вечера.

После съемок Шукшин предложил Буркову съездить в Клетскую попариться в тамошней баньке. Шофером «уазика», на котором они туда выехали, оказался молодой шофер Пашка. Выезжая из станицы, он неудачно развернулся и задавил одну из станичных кошек. От ее дикого визга Шукшина начали бить нервные судороги и Бурков еле его успокоил. Когда они наконец приехали к баньке, Пашка рассказал о происшествии ее хозяину – пожилому дядьке, который был отцом заведующего местной кинофикации. Старик покачал головой: «Не к добру это, к большой беде примета… Ну, да это раньше в приметы верили, сейчас все не так…»

Видимо, Шукшин все еще находился под большим впечатлением от происшедшего, поэтому от мытья отказался. Он даже на полок не поднимался, посидел внизу, погрелся. Потом они обедали у старика-хозяина: ели лапшу, затем пили чай со зверобоем и медом. Дважды – до обеда и после – Шукшин звонил в Москву, однако трубку на том конце никто так и не взял (жена все еще находилась в Болгарии, а дочки, видно, гуляли с тещей).

К вечеру Шукшин с Бурковым вернулись в Мелологовскую, на теплоход «Дунай», где жила съемочная группа. Успели аккурат к хоккейному матчу СССР–Канада, который начался в 19.30. Это была прямая трансляция из столичного Дворца спорта первого матча второго этапа хоккейной Суперсерии-74.

Трансляция матча закончилась поздно вечером – около одиннадцати часов. Досмотрев игру, актеры с теплохода «Дунай» разошлись по своим каютам. Но в 4 часа утра Бурков, которому почему-то не спалось, вышел из каюты и в коридоре увидел Шукшина. Тот держался за сердце и стонал. «Валидол не помогает, – пожаловался он. – Нет у тебя чего-нибудь покрепче?». Фельдшерицы той ночью на теплоходе не было (она уехала на свадьбу), но Бурков знал, что у кого-то из артистов есть капли Зеленина. Он сходил и принес их Шукшину. Тот выпил их без меры, запил водой и вновь потер грудь. «Ну как, Вася, легче?» – поинтересовался Бурков. «Подожди, они же не сразу действуют», – ответил Шукшин.

Они зашли в каюту Шукшина. Там Бурков внезапно выразил желание скоротать с другом оставшиеся несколько часов. Но Шукшин возразил: «Что я, девочка, что ли, охранять меня… Нужен будешь – позову. Иди спать». Бурков спорить не стал. Но даже придя к себе в каюту, долго прислушивался к ночным звукам – все ждал, что Шукшин его позовет обратно. Но вокруг было тихо. Вскоре Бурков заснул, а когда проснулся, то часы показывали около десяти часов утра. Вспомнив о Шукшине, он бросился к нему в каюту. Друг лежал в кровати на левом боку, причем что-то в его позе показалось Буркову «не таким». Но он прогнал от себя всяческие подозрения. Осторожно взял со стола заварку и ушел к себе в каюту. Там он вскипятил чайник, разлил чай в два стакана и бросил в них по два куска рафинада. После чего отправился будить Шукшина.

Когда Бурков дотронулся до руки друга, он ощутил неестественный холодок. Понимая, что произошло непоправимое, Бурков, пятясь спиной, вышел в коридор. Войдя в свою каюту, он подумал: «Не может быть… С ума схожу, не иначе…» Он машинально размешал в стакане с чаем сахар и отпил пару глотков. «Вот же, пью чай, чувствую – сладкий», – пронеслось в его сознании. Затем он вновь вышел в коридор. Навстречу шел Николай Губенко. Бурков остановил его и, взяв за руку, сказал: «Пошли к Васе». Но видимо, что-то было написано на его лице, потому что Губенко отшатнулся от него и закричал: «Что-о-о? Нет-нет, не хочу, не могу…»

И все же именно Губенко пришлось первым убедиться в том, что Шукшин умер. Он вошел в его каюту, потряс коллегу за плечо, а когда тот не отреагировал, пощупал пульс. Пульса не было. Спустя несколько минут о трагедии уже знала вся съемочная группа.

Спустя некоторое время к месту происшествия приехала «Скорая помощь», милиция. Одной из понятых оказалась местная жительница, бывшая партизанка и жена Героя Советского Союза Евгения Платонова. Это она позднее первой поведает землякам о том, что в смерти Шукшина «что-то не чисто». По ее словам, когда они приехали на «Дунай», все в каюте было разбросано, будто кто-то что-то искал. А сам Шукшин лежал в постели скорчившись. Однако эта картина никак не вязалась с фотографией криминалистов, где покойный лежал в ухоженной каюте, прикрытый одеялом, словно спит. А Георгий Бурков много позже будет рассказывать, что в тот момент, когда он пришел в каюту Шукшина за заваркой, там ощущался сильный запах корицы – запах, который бывает, когда пускают «инфарктный» газ. Были и другие подозрительные моменты в смерти Шукшина, однако ни один из них так и не нашел своего подтверждения.

Вспоминает И. Чекунов (бывший начальник Клетского аэропорта): «Что Шукшин умер, мне сообщил начальник милиции. Нужно было срочно отправлять его в Волгоград на вскрытие. Специально вызывал самолет первый секретарь райкома Панфилов. В четыре часа дня самолет стоял у нас на аэродроме. А Шукшина доставили только в шесть вечера. Привезли на носилках, в исподнем белье. Только байковым одеялом был накрыт. В такое время мы „кукурузник“ обычно не отправляли. Опасно было. Но Волгоград дал добро вылететь с огнями…»

Вскрытие производили в областной больнице, в судмедэкспертизе. Причем в присутствии студентов. Диагноз – сердечная недостаточность. Из Волгограда цинковый гроб на военном самолете должны были доставить в Москву. Но вылететь сразу не удалось – сотни волгоградцев запрудили взлетную полосу и траурная процессия шла мимо самолета в течение нескольких часов. Наконец разрешили взлет. Гроб, который был упакован в громадный деревянный ящик с четырьмя ручками, сопровождали Сергей Бондарчук, Георгий Бурков, Николай Губенко, Вячеслав Тихонов, оператор Вадим Юсов, другие участники съемочного коллектива. Тело Шукшина привезли в морг Института Склифосовского. Однако там отказались делать повторное вскрытие.

В тот же день весть о смерти Шукшина достигла Варны, где находилась его жена Лидия. Однако организаторы тамошнего кинофестиваля побоялись сообщать ей о смерти мужа, придумав другую причину для ее немедленного вылета в Москву: дескать, Шукшина положили в больницу. Лидия Федосеевна хоть и испугалась, но не так сильно, поскольку к частым пребываниям супруга в больницах уже привыкла. Поэтому на родину она летела без тягостных предчувствий. Но едва она прилетела в Москву и у трапа самолета увидела лица своих друзей, как тут же схватилась за сердце. «Что случилось?» – спросила она. «Вася умер», – ответили ей. Всю дорогу от аэропорта до больницы, где лежало тело Шукшина, Лидия Федосеевна прорыдала и прокричала: «Не может быть! Не может быть!..» Она была беременна (они с мужем ждали сына), но внезапная смерть Шукшина не позволит осуществиться желаемому: у актрисы случится выкидыш.

Большинство коллег Шукшина восприняли его внезапную кончину с настоящей болью. Говорят, Андрей Тарковский, едва ему об этом сообщили, упал в обморок. А Владимир Высоцкий впервые в жизни заплакал. Позднее он сам признается в этом: «Я никогда не плакал. Вообще. Даже маленький когда был, у меня слез не было – наверное, не работали железы. Меня даже в театре просили – я играл Достоевского – и режиссер сказал: „Ну, тут, Володь, нужно, чтобы слезы были“. И у меня комок в горле, я говорить не могу – а слез нету. Но когда мне сказали, что Вася Шукшин умер, у меня первый раз брызнули слезы из глаз…»

В день смерти Шукшина актриса Тамара Семина снималась в натурных эпизодах фильма «Матерь человеческая». Съемки проходили на родине Михаила Шолохова в станице Вешенской, что на севере Ростовской области. Вот как актрисе запомнился тот день – 2 октября:

«Вторым оператором у нас была Настя Саруханова. Однажды во время съемок она подходит ко мне и очень решительно говорит: „Петровна, заканчивай съемку. Кончайте работу. Большое несчастье“.

«Настенька, умоляю, отойди», – продолжаю рыть могилу, чтобы «закопать» в нее молоденького «убитого солдата». Она настаивает на своем: «Нельзя при живых людях рыть могилу».

Мы эпизод сняли, но не до конца и поехали в гостиницу. Я нахожусь под впечатлением сказанных ею слов. С почты возвращается Дима Коржихин. Весь желто-зеленый…

«Что с тобой?». Он весь трясется: «Шукшин умер».

Мы все смотрим на Настю, а она нам: «Я же вам говорила».

Назавтра продолжаем съемку этого же эпизода, она подходит ко мне и говорит: «У одного из нашей группы дальний родственник умрет». Старший администратор получает сообщение: теща умерла. Мы стали бояться Настю. Она вся была погружена в предсказания…»

Тем временем в столице решался вопрос о похоронах Василия Шукшина. Мать умершего Мария Сергеевна хочет увезти тело сына на родину – в село Сростки на Алтае и похоронить его там. Однако друзья и коллеги Шукшина буквально умоляют ее не делать этого – мол, в таком случае многие люди не смогут прийти к нему на могилу. В итоге друзья решают добиваться от властей похоронить Шукшина на самом престижном столичном кладбище – Новодевичьем. Но у властей были иные планы. «Слишком жирно будет!» – сказал кто-то из сановных чиновников и распорядился похоронить Шукшина на неприметном Введенском кладбище. Там уже приготовили могилу, но Василий Макарович в нее так и не лег (в феврале 1975 года в ней похоронят знаменитого боксера Валерия Попенченко, о чем я еще расскажу). Дело в том, что за два дня до похорон – 5 октября – Сергей Бондарчук лично отправился в Моссовет и стал требовать, чтобы Шукшина похоронили на Новодевичьем. Дело дошло до самого председателя Совета Министров СССР Алексея Косыгина. «Это тот Шукшин, который о больнице написал?» – спросил он, имея в виду нашумевшую статью «Кляуза» в «Литературной газете». Брежнев в тот момент находился с официальным визитом в ГДР, и Косыгин взял ответственность за решение этой проблемы на себя. В конце концов вопрос с Новодевичьим решился положительно.

Похороны Шукшина состоялись в понедельник, 7 октября. Вот как об этом вспоминает оператор А. Заболоцкий:

«Утром в день похорон приехали в морг. Коля Губенко распоряжался везти гроб прямо в Дом кино, но мы настояли провезти гроб по проспекту Мира, по улице Бочкова, мимо квартиры, в которой и пожил-то Макарыч немногим больше года…»

Стоит отметить, что в тот день таксисты Москвы решили как один колонной проехать мимо Дома кино, где проходила панихида, и клаксонами подать сигнал печали. Однако сделать это им не позволили. В Союзе кинематографистов узнали об этой инициативе и тут же связались с КГБ. Сразу после этого по всем таксомоторным паркам последовало распоряжение задержать выезд машин в город.

Власти как могли пытались сделать так, чтобы похороны собрали как можно меньше людей (выбрали будний день, никаких сообщений в газетах не давали), но люди все равно узнавали друг от друга о времени и месте прощания и приходили туда чуть ли не семьями. Причем, приезжали даже из других городов. К примеру, Владимир Высоцкий примчался в столицу из Ленинграда, где находился на гастролях. Он ехал на собственной «бээмвухе» пять часов, выжимая до 180 километров в час. При этом сделал всего лишь одну остановку, чтобы заправиться.

Вспоминает Э. Климов: «Мы приехали с Ларисой Шепитько в Дом кино, где шло прощание. Гроб на постаменте. Океан слез. Сменялся через каждые несколько минут траурный караул. И мы готовимся надеть эти жуткие повязки. И в этот момент меня берет за рукав некто Киященко. Был такой редактор в Госкино, возглавлял куст исторического фильма. И он ко мне так приникает и шепчет: „Мы тут посоветовались, – а гроб рядом стоит, в двух шагах, – что „Разина“, Элем Германович, вам надо делать. В ЦК мы уже проконсультировались…“ Меня будто током ударило! Разворачиваюсь – пришиб бы его, наверное, на месте. Лариса успела меня схватить: „Ты что?! Здесь…“

Вспоминает А. Заболоцкий: «К концу панихиды Мария Сергеевна (мать В. Шукшина) просит меня вытащить из гроба калину, от нее сырости много: ее действительно много нанесли, и я, убирая маленькие веточки, под белым покрывалом нащупал много крестиков, иконок и узелков… Много прошло возле гроба россиян, и они положили заветное Шукшину в гроб. Его хоронили как христианина. Во время последнего прощания Лидия Федосеевна отдала мне скомканную прядь его волос, ничего не сказала. Я опустил в гроб и эти волосы (а может, по ним-то можно было определить, от какой же „интоксикации“ наступила смерть. Ведь говорил же врач в Волгограде: смерть от интоксикации кофейной или табачной).

Еще помню четко: когда несли гроб уже после прощального митинга на кладбище к месту захоронения, сбоку, через нагромождения могил, пробирался рысцой испуганный директор студии имени Горького Григорий Бритиков. Он походил на возбужденного школьника, совершившего шалость. И мне вдруг вспомнились слова Макарыча на кухне: «Ну мне конец, я расшифровался Григорию. Я ему о геноциде против России все свои думы выговорил…»

Стоит отметить, что власти категорически запретили снимать на пленку похороны Шукшина: такое указание получили все столичные киностудии. И все же нашелся один человек, который на свой страх и риск нарушил этот приказ. Это был оператор Валерий Головченко, который взвалив на себя громоздкий аппарат, в одиночку донес его до Дома кино и снял уникальные кадры народного прощания с Шукшиным.

После смерти Шукшина в народе внезапно поползли слухи о том, что умер он не естественной смертью – мол, ему помогли это сделать. Эти слухи циркулировали даже в кинематографической среде: сам Бондарчук однажды признался, что какое-то время считал, что Шукшина отравили. Но эти слухи никакого реального подтверждения так и не нашли. И вот в наши дни о них заговорили вновь. В частности, об этом написала в октябре 1996 года «Экспресс-газета». Приведу несколько публикаций.

Л. Федосеева-Шукшина: «Я уверена: в ту ночь произошло убийство. Чего Вася и боялся последнее время. Он показывал мне список своих родственников, которые умерли насильственной смертью. Боялся, что разделит их участь. Предчувствие было. (Согласно этому списку, в разное время погибли: отец, семь дядьев и два двоюродных брата Шукшина. – Ф. Р. ) «Господи, дай скорее вернуться со съемок! Дай Бог, чтоб ничего не случилось!» Случилось.

Когда на разных уровнях заявляют, что не выдержало больное сердце Шукшина, мне становится больно. Вася никогда не жаловался на сердце. Мама моя в тот год сказала: «Вася, ты такой красивый!» – «Это полынь! – ответил он. – Я такой же крепкий, такой здоровый, что полынь степная».

Он чувствовал себя прекрасно, несмотря на безумные съемки, ужасную войну, которую снимал Бондарчук.

Как раз перед съемками «Они сражались за Родину» Бондарчук устроил его на обследование в самую лучшую цековскую больницу. Врачи не нашли никаких проблем с сердцем. У меня до сих пор хранятся кардиограммы. Там все слава Богу.

Говорят, что умер оттого, что много пил. Ерунда! Вася не брал в рот ни капли почти восемь лет.

Что странно: ни Сергей Федорович Бондарчук, ни Георгий Бурков, ни живущие поныне Николай Губенко, дай им Бог здоровья, Юрий Владимирович Никулин, Вячеслав Тихонов – ни один человек так и не встретился со мной позже, не поговорил откровенно о той ночи. Я так надеялась узнать именно от них, что же случилось на самом деле…»

Н. Бурляев: «Сергей Федорович Бондарчук знал имя убийцы Шукшина. Об этом он говорил мне лично. Я прямо задавал вопросы, кто мог такое сделать? Но он так и не ответил. Сказал только, что Шукшин был убит. Был конкретный намек на то, что Василия Макаровича то ли отравили, то ли еще что-то с ним сделали…»

Н. Дранников, председатель Волгоградского филиала Центра В. М. Шукшина, житель станицы Клетская: «В станице до сих пор ходят разные толки. И поводы для этого есть. Еще жива Евгения Яковлевна Платонова, партизанка, жена Героя Советского Союза Венедикта Платонова. Ее брали понятой. Евгения Яковлевна рассказывает, что, когда они приехали на „Дунай“, все в каюте было разбросано. Будто кто-то что-то искал. А сам Шукшин лежал скорчившись. Это никак не вяжется с фотографией криминалистов, где Василий Макарович лежит в ухоженной каюте, прикрытый одеялом, словно спит.

А еще вызывают подозрение у станичников чистые сапоги. Зачем ему надо было мыть кирзачи? Ведь назавтра вновь с утра на съемку. Кто и что смыл с его сапог, гадают наши казаки».

А. Ванин: «Есть, есть тайна в смерти Шукшина. Думаю, многое мог бы поведать Жора Бурков. Но он унес тайну в могилу. На чем основаны мои подозрения? Раз двадцать мы приглашали Жору в мастерскую скульптора Славы Клыкова, чтоб откровенно поговорить о последних днях Шукшина. Жора жил рядышком. Он всегда соглашался, но ни разу не пришел. И еще факт. На вечерах памяти Шукшина Бурков обычно напивался вусмерть. Однажды я одевал, умывал его, чтоб вывести на сцену в божеском виде. Тот хотел послать меня подальше. Я ответил: „Жора, не забывай про мои кулаки!“ И тогда пьяный Бурков понес такое, что мне стало страшно и еще больше насторожило…»

Что именно «понес» Бурков, Ванин не сообщает, однако завесу тайны над этим приподнимает актер А. Панкратов-Черный. Вот его слова:

«Жора Бурков говорил мне, что он не верит в то, что Шукшин умер своей смертью. Василий Макарович и Жора в эту ночь стояли на палубе, разговаривали, и так получилось, что после этого разговора Шукшин прожил всего пятнадцать минут. Василий Макарович ушел к себе в каюту веселым, жизнерадостным, сказал Буркову: „Ну тебя, Жорка, к черту! Пойду попишу“. Потом Бурков рассказывал, что в каюте чувствовался запах корицы – запах, который бывает, когда пускают „инфарктный“ газ. Шукшин не кричал, а его рукописи – когда его не стало – были разбросаны по каюте. Причем уже было прохладно, и, вернувшись в каюту, ему надо было снять шинель, галифе, сапоги, гимнастерку… Василия Макаровича нашли в нижнем белье, в кальсонах солдатских, он лежал на кровати, только ноги на полу. Я видел эти фотографии в музее Киностудии имени Горького. Но почему рукописи разбросаны? Сквозняка не могло быть, окна были задраены. Жора говорил, что Шукшин был очень аккуратным человеком. Да и Лидия Николаевна Федосеева-Шукшина рассказывала о том, что, когда они жили в однокомнатной квартире, было двое детей, теснота, поэтому все было распределено по своим местам – машинка печатная, рукописи и так далее. А когда дети спали, курить было нельзя, и Шукшин выходил в туалет, клал досточку на колени, на нее тетрадку и писал. Разбросанные по полу каюты рукописи – не в стиле Шукшина, не в его привычках: кто-то копался, что-то искали.

Такими были подозрения Буркова. Но Жора побаивался при жизни об этом говорить, поделился об этом со мной как с другом и сказал: «Саня, если я умру, тогда можешь сказать об этом, не раньше».

Однако вернемся к публикации в «Экспресс-газете». В ней приводится любопытный список примет, которые сопутствовали смерти Шукшина. Что же это за приметы?

«Летом 1972 года дочки Шукшина гостили у бабушки под Ленинградом. Тесть поймал в лесу зайчонка, и к осени они привезли его с собой в Москву. Заяц подрос, бешено кидался на стены, шторы. Пришлось сдать его в Уголок Дурова. Когда Лидия Николаевна рассказала про „живую игрушку“ Марии Сергеевне Шукшиной, та запричитала: „Ой, Лида, притащить из леса живого зайца – к смерти!“.

Л. Федосеевой-Шукшиной вручили сценарий фильма «Они сражались за Родину», в котором ей предстояло сыграть одну из ролей. И выяснилось, что сыграть ей предстоит… вдову. И это при живом-то муже! «Да ты играй не вдову, а женщину», – успокаивал ее Шукшин. Увы, роль оказалась пророческой.

В тот последний вечер 1 октября с почты Шукшин с друзьями отправился в баню к станичнику Захарову. И надо же! Въезжая во двор, задавили любимого кота хозяина. Шукшин, никогда прежде не замеченный в суеверии, почему-то расстроился: «Это к несчастью!» И через несколько часов его настигла смерть.

25 июля 1977 года доме №5 по улице Бочкова в Москве, где В. Шукшин жил последние два года своей жизни, была открыта мемориальная доска.

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

ШУКШИН ВАСИЛИЙ ШУКШИН ВАСИЛИЙ (писатель, актер кино: «Два Федора», «Золотой эшелон» (оба – 1959), «Простая история» (1960), «Когда деревья были большими», «Аленка» (оба – 1962), «Мы, двое мужчин» (1963), «Какое оно, море?» (1965), «Журналист» (1967), «Три дня Виктора Чернышова» (1968), «Мужской

Из книги Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации, 1934-1961 автора Раззаков Федор

Василий ШУКШИН Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Его родители были уроженцами той же местности и по социальному положению считались крестьянами-единоличниками, или середняками. Когда в 1930 году

Из книги Нежность автора Раззаков Федор

Василий ШУКШИН В первый раз Шукшин влюбился в 15 лет. Его избранницей стала его землячка из деревне Сростки Алтайского края 14-летняя Маша Шумская. Он тогда учился в автотранспортном техникуме в Бийске, а она была еще школьницей. Однажды Маша возвращалась с молодежной

Из книги Андрей Тарковский автора Филимонов Виктор Петрович

Дом первый. Василий Шукшин Сегодня во сне видел Васю Шукшина, мы с ним играли в карты. Я его спросил: – Ты что-нибудь пишешь? – Пишу, пишу, – задумчиво, думая об игре, ответил он. А потом мы, кажется, уже несколько человек, встали, и кто-то сказал: – Расплачиваться надо… Из

Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков Федор

ШУКШИН Василий ШУКШИН Василий (писатель, актер кино: «Убийцы» (1956; боксер), «Два Федора» (главная роль – Федор-старшой), «Золотой эшелон» (Низовцев) (оба – 1959), «Простая история» (1960; Ванька Клыков), «Аленка» (Степан Ревун), «Когда деревья были большими» (председатель колхоза)

Из книги Свет погасших звезд. Люди, которые всегда с нами автора Раззаков Федор

2 октября – Василий ШУКШИН У этого человека было множество талантов, и каждый из них он сумел раскрыть. Закончив режиссерский факультет ВГИКа, он снял несколько прекрасных фильмов, много снимался как актер, а все остальное время посвящал литературе – писал повести и

Из книги Не утоливший жажды (об Андрее Тарковском) автора Гордон Александр Витальевич

Наш сокурсник Шукшин Вася Шукшин был яркой фигурой нашего курса, человеком, не похожим ни на кого из нас. Он и приехал-то в Москву с фанерным чемоданом, закрытым на амбарный замок. Первые два года носил морской китель из темно-синей диагонали с черными «гражданскими»

Из книги Почти серьезно... [С иллюстрациями автора] автора Никулин Юрий Владимирович

Василий Шукшин Василий Шукшин рассказывал о том, как он поступал во ВГИК. Когда он приехал с Алтая сдавать вступительные экзамены, места в общежитии не оказалось. Шукшин решил ночевать на бульваре недалеко от Котельнической набережной. Только задремал на скамейке, как

Из книги 50 знаменитых звездных пар автора Щербак Мария

ВАСИЛИЙ ШУКШИН И ЛИДИЯ ФЕДОСЕЕВА-ШУКШИНА Их союз был единством противоположностей. Он – из крестьян, самостоятельный, независимый, сильная личность с взрывным характером; она – из интеллигентной семьи, тихая, стеснительная. В их жизни бывало всякое: и пьяные загулы

Из книги Жизнь, подаренная дважды автора Бакланов Григорий

Василий Шукшин Ныне столько сказано, столько написано о Шукшине, разысканы и печатаются его неоконченные или отложенные до времени вещи, которые сам он не печатал при жизни, что вспоминаются слова бунинского завещания: «Умоляю… не искать и не печатать моих стихов и

Из книги Чтобы люди помнили автора Раззаков Федор

Василий Шукшин Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Его родители были уроженцами той же местности и по социальному положению считались крестьянами-единоличниками, или середняками. Когда в

Из книги Русские писатели ХХ века от Бунина до Шукшина: учебное пособие автора Быкова Ольга Петровна

В.М. ШУКШИН Биографическая справка Василий Макарович Шукшин (1929 – 1974), русский советский писатель.С пятнадцати лет В.М. Шукшин начал трудиться в колхозе, затем работал на строительстве, служил в Военно-морском флоте, в 1960 г. окончил Всесоюзный государственный институт

Из книги Тропа к Чехову автора Громов Михаил Петрович

В.М. Шукшин 1. Плужникова С.Н. Предисловие к книге для чтения «Чистые пруды». М., 1983.2. Кузьмук В.А. Своеобразие героев рассказов Василия Шукшина. Вестник МГУ. 1978. № 2.3. Кузнецов Ф. Шестидесятники. М.,

Из книги Мистика в жизни выдающихся людей автора Лобков Денис

Бандаков Василий Анастасьевич, отец Василий (1807–1890) Протоиерей, настоятель Архангело-Михайловской церкви в Таганроге, духовный наставник семейства Чеховых. В книгу В. А. Бандакова «Простые и краткие поучения» включено «Поучение по случаю всенощного бдения, совершенного

Из книги Самые красивые пары советского кино автора Раззаков Федор

Из книги автора

Василий Шукшин и Лидия Федосеева Василий и Лидия, или Любовь под калиной красной В первый раз Шукшин влюбился в 15 лет. Его избранницей стала его землячка из деревни Сростки Алтайского края 14?летняя Маша Шумская. Он тогда учился в автотранспортном техникуме в Бийске,

Здесь описана смерть Шукшина. С событиями последнего дня жизни, указаны причина, дата, время и место смерти. Приведены посмертные фото, фото похорон и могилы. Поэтому всем людям с неустойчивой психикой, а так же лицам, не достигшим 21 года данная информация категорически не рекомендуется к просмотру.

Причина смерти

По общепризнанной версии Василий Шукшин умер от сердечного приступа во сне. Это официальная версия, подтвержденная паталогоанатомом.

Существует ряд альтернативных версий, согласно которым Шукшину «помогли» умереть. В частности, такой версии придерживался друг Шукшина — , и даже сама Лидия Федосеева-Шукшина.

Сторонники альтернативных версии смерти в качестве причин смерти называют «интоксикацию», а так же некий «инфаркный газ».


Последний раз живым Василия Макаровича видел Георгий Бурков примерно в 4 часа утра. Однако, уже в 10 утра была зафиксирована смерть Шукшина.

Дата и место смерти

Теплоход «Дунай» находился на причале возле хутора «Клетский » в Среднеахтубинском районе Волгоградской области, где проходили съемки кинофильма «Они сражались за Родину»


Место смерти Василия Шукшина — Теплоход «Дунай»

В настоящее время «Дунай» после серии ремонтов стоит в Москве в районе «Москва-сити» на Краснопресненской набережной, и называется «Александр Блок». Там работает ресторан «Чайка»

Прощание

Церемония прощания прошла в московском «Доме кино»


Похороны Василия Шукшина

Вспоминает кинооператор Анатолий Заболоцкий:

К концу панихиды Мария Сергеевна (мать В. Шукшина) просит меня вытащить из гроба калину, от нее сырости много: ее действительно много нанесли, и я, убирая маленькие веточки, под белым покрывалом нащупал много крестиков, иконок и узелков… Много прошло возле гроба россиян, и они положили заветное Шукшину в гроб. Его хоронили как христианина. Во время последнего прощания Лидия Федосеевна отдала мне скомканную прядь его волос, ничего не сказала. Я опустил в гроб и эти волосы (а может, по ним-то можно было определить, от какой же „интоксикации“ наступила смерть.

Похороны Шукшина. Видео

По нашим данным снимать на видео похороны Шукшина было нельзя — действовал официальный запрет. Однако, нам так же известно, что кинооператор Валерий Говченко все же осмелился снять уникальные кадры прощания с Шукшиным. Если среди наших читателей есть те, кто знает судьбу данной кинопленки — просим выйти с нами на связь.

Место захоронения

Мария Сергеевна Шукшина — мать Василия Макаровича сначала собиралась похоронить сына в родном алтайском селе Сростки, однако по настоянию друзей и коллег покойного согласилась на Москву.

Сначала местом захоронения было назначено Введенское кладбище, однако после личного вмешательства Сергея Бондарчука близким Шукшина дали разрешение на Новодевичье.

Похороны прошли 7 октября 1974 года при гигантском скоплении публики. Попрощаться с любимым актером ехали из других городов, на кладбище шли буквально семьями.


Место захоронения Василия Шукшина. Москва, Новодевичье кладбище

Смерть Шукшина. Обстоятельства

Летом 1974 года Василий Шукшин участвовал в съемках знаменитого фильма Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину». Съемки продолжались все лето и весь сентябрь и шли очень плотно. Настолько плотно, что Василий Макарович не мог улететь в Москву, чтобы лично присутствовать на праздничной линейке дочки-первоклашки.

Как и не смог присутствовать на начавшейся 22 сентября в Болгарии фестивале художественного кино, в ходе которого демонстрировался фильм Шукшина — «Калина красная».

Все это время Шукшин был активно задействован в натурных съемках. Однако ближе к началу октября все ключевые сцены были отсняты, съемки подходили к концу.

1 октября произошел знаменитый случай мистического совпадения, когда Шукшин, ожидая гримера, на обратной стороне пачки сигарет булавкой стал что-то рисовать красной краской. Георгий Бурков заинтересовался что тот рисует.

— Ну смотри: вот небо, дождь, горы, а в целом похороны. Картина «смерть в тумане».

Бурков, суеверно отобрал нарисованное. Тогда еще никто не знал, что жить Шукшину осталось меньше суток. Днем Василий Шукшин пытался позвонить в домой, но Лидия Николаевна все еще находилась в Болгарии.

В 17 часов съемочный день завершился. Бурков и Шукшин решили отправиться в баню. Но по дороге водитель машины, на которой ехали друзья нечаянно задавил кошку. Дикий визг смертельно раненого животного произвел тяжкое впечатление на Василия Макаровича. В баню он так и не пошел.

Вечером Шукшин с Бурковым вернулись на «Дунай», и в половине восьмого успели посмотреть прямую трансляцию хоккейного матча СССР-Канада.

После чего все разошлись спать.

Однако, примерно в 4 утра Георгий Бурков вышел в коридор и увидел там Василия Шукшина, который, держась за сердце, пожаловался, что «валидол не помогает». Георгий Иванович спустился в каюту к съемочной группе и принес капли Зеленина — специальную лекарственную настойку на травах, применяемую при неврозах сердца.

Бурков уложил Шукшина в кровать и предложил подежурить оставшуюся часть ночи возле него. На что Василий Макарович возразил, что охранят его не нужно, и отправил друга спать.

Бурков отправился в свою каюту. Проснувшись в 10 утра он немедленно отправился к Шукшину. Василий Макарович находился в каюте. Буркова насторожила некая неестественность позы спящего Шукшина. Георгий Иванович вышел в коридор, где навстречу ему шел актер Николай Губенко. Николай вошел в каюту, и решительно потряс Василия Макаровича за плечо, пытаясь разбудить. Однако, Шукшин уже был мертв.


Василий Шукшин. Утро 2 октября 1974 года, каюта теплохода «Дунай»

Тело на самолете было доставлено в Волгоград, где прошло вскрытие. Судмедэксперт в присутствии свидетелей установил, что смерть Шукшина не насильственная, диагноз сердечная недостаточность.

После вскрытия тело покойного в цинковом гробу было решено переправить в Москву на самолете. Однако, печальная весть о смерти всенародно любимого актера взволновала местных жителей, и они сформировали стихийную траурную процессию, несколько часов не позволявшую вылететь самолету.

Гроб в сопровождении Бондарчука, Буркова, Тихонова и Губенко был доставлен в морг Склифа. Несмотря на настойчивые просьбы сопровождавших повторного вскрытия не проводилось.

Похороны Василия Макаровича Шукшина прошли 7 октября. Церемония прощания была проведена в Доме Кино.

Находившиеся на месте очевидцы предпочитали молчать о том, что случилось 2 октября 1974 года

В конце мая 1974 года киногруппа фильма «Они сражались за Родину» отправилась в Волгоградскую область - в станицу Клетская. Съемки должны были проходить там, где шли реальные бои. К началу октября была завершена работа с Василием Шукшиным , сыгравшим Петра Лопахина . Оставалось доснять два эпизода с героиней Нонны Мордюковой .

И 4 октября Шукшин планировал вернуться домой в Москву. Особенно он стремился к дочке-первокласснице Маше , которую не смог проводить 1 сентября в школу. Но 2 октября 1974 года Василия Макаровича не стало. Его смерть была такой странной, что даже 44 года спустя появляются новые «доказательства», что это было убийство.

Дикий заяц из леса - к смерти

Летом 1972 года 5-летняя Маша и 4-летняя Оля Шукшины отдыхали у бабушки (матери Лидии Федосеевой-Шукшиной ) под Ленинградом. Дедушка поймал в лесу зайчонка и принес девочкам домой, а те забрали его в Москву. Дикий зверек вырос и стал совершено неуправляемым, из-за чего его пристроили в театр «Уголок дедушки Дурова ».

Когда об этой истории узнала мама Шукшина Мария Сергеевна , то ужаснулась. Оказывается, у них на Алтае была такая примера: взять домой из леса живого зайца – к смерти.

Трехлетний Вася с мамой Марией Сергеевной, 1932 год. Источник: wikipedia.org

Первого октября 1974 года на съемочной площадке фильма «Они сражались за Родину» все были в хорошем настроении. Изнуряющая работа постепенно подходила к концу. Вячеслав Тихонов , сыгравший рядового Стрельцова , получил звание народного артиста СССР и собирался проставляться.

К тому же должны были транслировать интереснейший хоккейный матч СССР-Канада - в общем все ждали и предвкушали прекраснейший вечер. Отличное настроение было и у Шукшина. Хотя многие замечали, как он был вымотан съемками у Серея Бондарчука и битвой за свой фильм про Стеньку Разина , вдобавок ночами он писал и практически не спал.

По одной из версий, которую озвучивал Георгий Бурков , они с Шукшиным посмотрели хоккей, а потом разошлись по каютам. Стоит пояснить, что киношники жили на теплоходе «Дунай», который использовали вместо гостиницы. Это было очень удобно, так как его пришвартовали недалеко от места съемок.

Буркову не спалось, и в 4 утра он решил выйти на палубу подышать свежим воздухом. В коридоре он столкнулся с Василием Макаровичем, который стонал, держась за грудь, и попросил что-нибудь от сердца, так как валидол не помог. Георгий Иванович нашел у кого-то из коллег капли Зеленина , дал их другу и отправился спать.

В 9 утра Бурков по договоренности с Шукшиным пошел его будить, приоткрыл дверь каюты, увидел, что тот спит, и решил товарища не трогать. А встретившись с Николаем Губенко, попросил его растолкать Шукшина. Тот начал его трясти, потрогал пульс и понял, что Василий Макарович мертв.

По официальной версии Шукшин умер во сне от сердечной недостаточности. Сам Бурков, когда появлялся на вечерах памяти своего друга, всегда сильно напивался и пару раз шепотом говорил, что Василия убили.


Вдова при живом муже

У Сергея Бондарчука в картине «Они сражались за Родину» снималась и жена Шукшина, Лидия. Когда ей дали почитать сценарий, то она ужаснулась: ей предлагают сыграть вдову. И отказалась. Но Василий Макарович ее уговорил.

Говорят, что за несколько часов до своей смерти он пытался дозвониться в Москву, но дома никого не застал. Потом в газетах писали, что в это время Лидия Николаевна была на фестивале в Варне. Сама же актриса как-то проговорилась, что 1 октября весь день просидела дома у телефона в ожидании звонка от мужа. Федосеева-Шукшина также предполагала, что ее супруга убили.

Дело в том, что у актера была язва, из-за которой он жестоко страдал и лечился с молодых лет. Перед съемками «Они сражались за Родину» Бондарчук устроил Шукшина на обследование в очень крутую «кремлевскую» больницу. И врачи не нашли у Василия Макаровича никаких проблем с сердцем.

Он был здоров, полон сил и энергии. К тому же после рождения дочек артист завязал со спиртным, которым сильно злоупотреблял по молодости, и из-за которого у него и появилась язва. И Федосева-Шукшина категорически отвергала версию, что ее муж мог умереть из-за перебора с алкоголем. Кстати, многие коллеги актера впоследствии подтверждали, что Шукшин последние несколько лет перед смертью не пил, как его ни уговаривали и ни соблазняли.


Задавленная кошка

После съемок, вечером 1 октября, Шукшин с товарищами отправился в баню к станичнику Павлу Захарову . Василий Макарович подружился с Павлом, ему был интересен этот человек. Он часто приходил к нему в гости и подолгу с ним беседовал, парился в бане, а еще любил сорвать с куста помидор, разломить пополам и съесть.

В тот вечер, въезжая на машине во двор, они задавили любимую кошку станичника. И всех поразила реакция Шукшина, который вспомнил поверье, что это к несчастью.

По рассказам председателя волгоградского центра Шукшина Николая Дранникова , местный следователь заехал 2 октября за Евдокией Платоновой , чтобы она была понятой. Почему выбрали именно эту женщину? Потому что следователь, молодой парень, дружил с ее сыновьями. Да и она была уважаемым человеком: жена Героя Советского Союза, партизанка.

Потом она делилась своими сомнениями с председателем. Сначала ее завели в другую каюту. Шукшина в ней не было, зато на столе лежала рукопись, в ней было много исправлений, листы разрезаны. Женщина все-таки увидела и самого писателя. В каюте, где он умер, все вещи были разбросаны, как будто что-то искали. Сам Василий Макарович лежал на кровати скорчившись. А у криминалистов на фото артист спокойно лежал под одеялом, в каюте - все чисто и аккуратно.

Так и остается загадкой, кто на самом деле обнаружил тело Шукшина, так как Бурков в свое время постоянно рассказывал разные версии. Но иногда, когда был сильно накачан алкоголем, говорил о чашке кофе.

В ту ночь друзья расстались у каюты Шукшина. И Василий Макарович увидел на своем столике чашку с горячим кофе. Он обрадовался: дело в том, что по ночам он много писал и литрами пил этот напиток. Тогда он рассмеялся и решил, что о нем кто-то позаботился. А утром, когда обнаружили тело, той чашки на столе уже не было.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!