Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Светлана дружинина - биография, фото, фильмы, личная жизнь актрисы. Светлана Дружинина: как чувствовать себя молодой и современной в любом возрасте

Работа оператором - одна из сложнейших профессий в мире искусства. Нужно не просто правильно уметь держать в руках камеру, но также видеть не так, как другие: выбрать нужный ракурс, смотреть глазами будущих зрителей. Если оператор действительно талантлив, в мир выходит по-настоящему хороший фильм, благодаря которому прославляются актеры и режиссер. А как же оператор? Об этих людях мы знаем совсем мало. Эту статью мы решили посвятить гениальнейшему человеку - великому российскому и советскому оператору. Зовут его Мукасей Анатолий Михайлович. Познакомимся с его жизнью и работой.

Из детства и юности Анатолия Михайловича

26 июля 1938 года в семье легендарных разведчиков Михаила Исааковича и Елизаветы Ивановны родился сын Анатолий.

Жила семья в Ленинграде, мальчик учился в обычной школе. Мукасей Анатолий, когда был маленьким, хотел тоже стать разведчиком, как его родители. Но жизнь меняется, детские мечты остаются только мечтами в далеком прошлом.

Судьба выбрала для Мукасея другое предназначение и привела его после окончания школы на обучение во ВГИК. Анатолий Мукасей, биография которого представлена в статье, выбрал факультет кинооператоров.

После окончания института с 1961 года Анатолий год набирался опыта, снимая короткие киносюжеты. В 1962 году он пришел работать на "Мосфильм" оператором-постановщиком.

"Чучело" Мукасея

Мукасей Анатолий снял около тридцати кинофильмов, но из них особенно выделяется "Чучело". Фильм вышел в 1985 году, стал настоящим шедевром советской индустрии кино.

В фильме рассказывается про девочку-подростка, невзрачную и нескладную, над которой издевались одноклассники. Воплотить образ девочки выпало дочери примадонны советской эстрады Кристине Орбакайте. Мукасей Анатолий так талантливо записал на кинопленку игру актеров, что можно было подумать, что у Кристины это далеко не первая роль.

Мы увидели нового Смоктуновского Иннокентия, доброго и драматичного, в других кинолентах он всегда был в другом амплуа.

"Чучело" в руках Анатолия получилось именно таким, каким мы его знаем, невозможно представить этот фильм с другого ракурса.

Прочие легендарные работы оператора

Первым фильмом Мукасея стала драматическая комедия "Дайте жалобную книгу". Кинокартину зрители увидели в 1962 году.

Каждый фильм, записанный на кинопленку Мукасеем, получался запоминающимся, легким и красивым. Анатолий как будто всегда держал в руках камеру, никогда с ней не расставался. Глядя на его работу, казалось, что камера - его продолжение, так легко он с ней управлялся.

Каждую историю Мукасей Анатолий видел по-особенному, своим взглядом. Он передал нам эти истории так, как никто бы другой нам не смог их рассказать.

Знакомство с будущей супругой

Еще обучаясь во ВГИКе, познакомились Мукасей и Светлана Дружинина. Анатолию сразу приглянулась красивая девушка. Он любил ее снимать на камеру, Светлана ему подыгрывала. Но для девушки молодой человек не представлялся интересным. Он был моложе на два года, лопоухий и робкий.

Более тесно общались они только на волейбольной площадке, где оба были капитанами команды ВГИКа. Далее, когда они стали парой, их так и нарекли - два капитана.

Молодые люди много гуляли, ходили в кино. Когда Мукасей Анатолий привел Светлану знакомиться со своими родителями, те сразу предложили молодежи пожениться. Мол, чего время терять?

Светлана и Анатолий не стали спорить с родителями и в ближайшее время отправились в ЗАГС, чтобы подать документы на бракосочетание. Они решили, что и вправду не нужно тянуть, пора создавать счастливую семью.

Семейная идиллия

Когда со свадьбой было закончено, молодая семейная пара начала работать. Они вместе работали над съемками многих фильмов, в том числе и про отважных гардемаринов.

Как и в любой семье, у них возникали споры, но по большей части они были связаны с работой.

В этом году легендарная чета отпразднует 69 лет со дня бракосочетания. Отвечая на вопросы о том, как им удалось столько времени прожить вместе, они говорят, что главное - понимание и терпение. Семейное счастье - это сложная работа, где трудиться должны оба супруга. Светлана советует молодым семьям запастись терпением по отношению друг к другу. Также она говорит, что не стоит исправлять недостатки супруга, ведь на самом деле это не недостатки, а черта характера, с которой придется жить.

Несчастье семьи операторов

Светлана Дружинина и Анатолий Мукасей-старший, биография семейной жизни которых кажется идеальной, на самом деле пережили огромное горе. Сейчас все уже в далеком прошлом, но тень от того случая лежит на счастливых лицах супругов.

Нет ничего страшней для родителей, как похоронить собственного ребенка. Это несчастье пришло в семью Мукасея и Дружининой, но они смогли все пережить вместе, поддерживая друг друга.

Анатолий Мукасей-младший

Первый сын в семье родился в 1958 году. Мальчика назвали Анатолием, как отца. Он всегда любил рисовать, с самого раннего возраста рисунки ребенка были полноценными, своеобразными и на удивление красивыми. Он все свое время рисовал, предпочитая краски и альбом играм с мальчишками в дворовый футбол.

Анатолий Мукасей - сын Дружининой и Мукасея Анатолия-старшего, со временем стал подающим надежды молодым художником. Кроме рисования, он посещал церкви, уходил с паломниками храма по святым местам.

Это был глубоко верующий человек, никто не смог бы подумать, что он уже плотно сидит на спиртном и наркотиках. Что привело его к такому пристрастию - искусство или друзья - никто не знает точно.

Анатолий жил с девушкой Ириной, она так же, как и он, была верующей, вместе с ним посещала церкви и ходила в храм. Однажды, когда она вновь собиралась пойти с Анатолием на службу, он ее остановил, сказав, что уходит в храм на несколько дней - исповедаться, очиститься.

Вернувшись домой, Анатолий Мукасей-младший был не таким, как всегда. Он снова стал пить, вновь потянулся к наркотической траве. Ирина пыталась с ним поговорить, но он ее отталкивал, кричал, что жить так больше нельзя.

Анатолий Мукасей-старший, биография которого не содержит историй, связанных с алкоголем и тем более наркотиками, также пытался воздействовать на сына, но все зря.

Младший Анатолий не подпускал к себе никого, не общался с друзьями, да и вообще не говорил ни с кем. Никто не знал, что для себя молодой человек уже все решил.

В 1986 году, когда ему было всего 28 лет, Анатолий Мукасей-младший покончил жизнь самоубийством, спрыгнув с балкона.

Младший сын кинооператоров

Кроме Анатолия, в семье есть еще сын - Михаил Мукасей. Анатолий Мукасей-старший хотел назвать ребенка в честь своего отца, Дружинина не была против.

Михаил с детства восхищался работой родителей, он смотрел каждый фильм, снятый ими, любил брать в руки кинокамеру и представлять себя оператором.

Когда Михаил Мукасей окончил школу, тоже решил поступать на операторский факультет. В итоге он пошел по стопам родителей. Сначала снимал клипы и небольшие киноролики, но со временем так же, как и родители, стал известным и востребованным оператором-постановщиком.

У него есть сын Максим. Родители хотят, чтобы он тоже был причастен к искусству, пополнил "семейный подряд операторов".

Жена Михаила - Екатерина Гамова - профессиональная волейболистка, играет в сборной России, мастер спорта. Так или иначе, Максим связан с искусством и спортом, что выберет для себя маленький Мукасей - пока загадка.

Внук на воспитании

Когда Мукасей Анатолий (младший) погиб, его жена Ирина осталась одна с малышом на руках, маленьким Даниилом. Мальчика назвали в честь священнослужителя, к которому постоянно обращался за духовной помощью Анатолий.

Ирина вновь вышла замуж, родила Данилу сестренку Ксению. Но к сожалению, Данилу было суждено остаться круглым сиротой. Его мама умерла, не дожив до сорока лет.

Даньку забрали к себе бабушка с дедом - Светлана Дружинина и Мукасей Анатолий. Ксению взяла на воспитание мама Ирины.

Даниил стал для четы кинооператоров не просто внуком, а единственным напоминанием о погибшем сыне. Они ни в чем не отказывали ребенку, но и не баловали. Они не хотели, чтобы Данил знал подробности смерти отца, поэтому хранили тайну строго.

Долгое время никто не знал, почему младший Мукасей, талантливый художник, решил прервать свою жизнь. Родители не говорили на эту тему с журналистами, они не хотели, чтобы имя их сына было запятнано. Со временем одна из близких подруг Светланы случайно где-то сказала, что причина смерти - наркозависимость. Скрывать дальше подробности не было смысла, поэтому теперь все знают истинную проблему и самую страшную тайну семьи.

Светлана Дружинина – выдающаяся советская и российская киноактриса, режиссёр, сценарист. Академик Петровской академии наук и искусства. Народная артистка РФ.

Ранние годы

Светлана Сергеевна Дружинина родилась в Москве (Марьина Роща) 16 декабря 1935 года. Её мать, Анна Даниловна Мызникова, была воспитательницей в детском садике. Отец, Сергей Иванович Дружинин, трудился шофёром. Когда началась война, он ушёл на фронт и погиб в боях под Смоленском.


Девочка росла смелой и энергичной, нередко была заводилой в проделках местной ребятни, за что и получила прозвище «атаманша из Марьиной Рощи». Эта отвага и рано сформировавшаяся самостоятельность сыграли свою роль, когда 11-летняя Света увидела однажды на улице объявление о приёме детей в цирковое училище. Она отправилась на просмотр, решив во что бы то ни стало поступить, – и её приняли! Но через год с цирком пришлось расстаться: труппа собралась на гастроли, а мама не позволила дочке прервать учёбу в школе ради этой длительной поездки.

Однако волшебный мир искусства уже пленил сердце девочки, и вскоре Света начала заниматься в хореографическом училище при Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. К выбору именно балета её подтолкнуло знакомство в летнем пионерлагере с внучкой знаменитой Айседоры Дункан. И последующие 10 лет были отданы упорному труду, ведущему к реализации мечты стать балериной.


Спустя некоторое время Света перешла в училище при Большом театре. Там девушка училась вместе с Натальей Касаткиной и Марисом Лиепой – будущими звёздами мирового балета. К сожалению, её балетная карьера не состоялась: на репетиции «Щелкунчика» Светлана разбила локоть о станок, и рука «повисла» (образовалась гематома), поэтому учёбу в училище пришлось временно прекратить. Впоследствии С. Дружинина, вспоминая эту ситуацию, с юмором говорила: «К счастью, в моей жизни возник кинематограф. Довелось стать кинозвездой».

Но прежде чем появиться на киноэкране, девушка «засветилась» на телевидении. Находясь в академическом отпуске в связи с травмой, Светлана проводила вечера выступлений учениц хореографического училища и привлекла внимание Валентины Николаевны Шароевой – директора Центральной студии телевидения. Шароева предложила Светлане вести детские телепередачи совместно с Михаилом Державиным . Затем пошли КВНы, ведущими которых были сначала Дружинина и Державин – Александр Масляков и Светлана Жильцова были вторыми, а не первыми!


Работа в прямом эфире приучила Светлану всегда быть во всеоружии: знать роль назубок, держаться уверенно и естественно, не бояться камеры – всё то, что так пригодилось девушке потом, когда она пришла в кинематограф.

Актерская карьера

Дебютная роль С. Дружининой – продавщица посуды Соня Божко в к/ф «За витриной универмага» (1956) – родом тоже из телевидения. Режиссёр Самсон Самсонов увидел статную красавицу Светлану, когда она вела очередную телепередачу. Самсон Иосифович сразу понял, что нашёл актрису, которая удачно дополнит трио молодых и ярких актёров – Анатолия Кузнецова, Олега Анофриева и Микаэлы Дроздовской.


Фильм имел большой успех у зрителей, но этот факт не вскружил голову дебютантки: Светлана чётко осознала, что ей нужно освоить азы новой профессии. И девушка поступила на актёрский факультет ВГИКа, в мастерскую талантливых наставников Б.В. Бибикова и О.И. Пыжовой. Неудивительно, что, обучаясь у таких преподавателей, ещё во время учёбы смогли стать популярными киноактёрами и сама С. Дружинина, и её сокурсники Леонид Куравлёв , Ариадна Шенгелая, Софико Чиаурели...

Светлана Дружинина: королева дворцовых переворотов

Следующая роль – Лариса (к/ф «Дело было в Пенькове», 1958, реж. С. Ростоцкий) – принесла Светлане оглушительную славу. Партнёрами С. Дружининой были Майя Менглет и Вячеслав Тихонов . Благодаря блистательной игре молодых актёров этот фильм вошёл в сокровищницу российского кинематографа.


Второй звёздной ролью актрисы была яркая и разбитная Анфиса в картине «Девчата» (1961) режиссёра Юрия Чулюкина. Все девушки СССР стремились быть похожими на уверенную в себе, красивую и весёлую «жар-птицу», легко разбивающую мужские сердца.

Светлана Дружинина в фильме «Девчата»

Окончив вуз в 1960 году, С. Дружинина продолжала сниматься («Мост перейти нельзя», 1960; «Орлиный остров», 1961; «На семи ветрах», 1962, и мн.др.), но чувствовала, что ей всё сильнее хочется поменять амплуа: быть режиссёром фильма, создателем этого сложного творения, а не его винтиком. Поэтому актриса вернулась в родные стены ВГИКа, однако теперь – на режиссёрское отделение, в мастерскую Игоря Таланкина.

Режиссёрским дебютом Светланы была её дипломная работа – отлично поставленная картина «Зинка». По окончании вуза в 1969 году Светлана Сергеевна начала трудиться на «Мосфильме». В числе её первых лент можно назвать «Исполнение желаний» (1973) и «Солнце, снова солнце!» (1976). Но вскоре Дружинина переключилась на создание телефильмов.


Вся страна с восторгом встречала её замечательные картины «Сватовство гусара» (1979), «Дульсинея Тобосская» (1980), «Принцесса цирка» (1982), «Гардемарины, вперёд!» (1988-1992), в которых блистали лучшие актёры тех лет – звёзды советского кино Михаил Боярский , Елена Коренева, Наталья Белохвостикова , Андрей Попов, Наталья Гундарева , Дмитрий Харатьян , Иннокентий Смоктуновский , Сергей Жигунов .


С 1994 года по 2013 год Светлана Сергеевна работала над грандиозным проектом в историко-приключенческом жанре – эпопеей «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII», выпуская на телеэкраны фильмы один лучше другого.


Светлана Дружинина также всегда находила время вести большую общественную работу. Она возглавила совет по организации кинофестивалей исторических фильмов «ВЕЧЕ» в Великом Новгороде, которые регулярно проводились с 2003 года. По её инициативе в Калуге с 2013 года тоже проводится Всероссийский кинофестиваль исторического кино «УГРА».


Беззаветное служение Светланы Сергеевны отечественному киноискусству было отмечено почётным званием заслуженного деятеля искусств РСФСР (1989), присуждением Национальной премии «Олимпия» (2002), награждением орденами Почёта (2006) и Дружбы (2012).

Личная жизнь Светланы Дружининой

Светлана Сергеевна вышла замуж ещё в студенческие годы за Анатолия Михайловича Мукасея, который учился во ВГИКе одновременно с ней, только на операторском факультете. С тех пор прошли десятки лет, но они вместе: любовь, соединившая их в молодости, не остывает, несмотря на прошедшие годы. Дружинина не зря говорила: «Муж мне послан Богом». В 2018 году Дружинина и Мукасей отпраздновали 60-летие супружества.


У них родились два сына, но их жизненные дороги были разными. Старший, тоже Анатолий, очень хорошо рисовал и, возможно, стал бы замечательным художником, но его погубили наркотики. В 30 лет он покончил с собой. Из-за наркотиков Анатолий страдал психическими расстройствами и не хотел, чтобы его маленький сын Даниил видел своего отца умственно неполноценным, больным человеком. После смерти Анатолия вскоре умерла и его жена, поэтому малыша Даню Светлана Сергеевна забрала к себе и вместе с мужем вырастила ребёнка.


Тема трагичной судьбы старшего сына настолько тяжела для Дружининой, что обсуждать эту цепь горьких событий в её жизни она категорически отказывается.



(Смеется.

Так получилось. (Смеется.

В любви вы не рассчитывали?

"В чем секрет моего успеха? Всегда смотреть вперед, проявлять настойчивость, волю. Но не ломиться в закрытые двери"

I)&&(eternalSubpageStart


Для миллионов советских женщин она была олицетворением красоты и образцом для подражания. В те времена еще не знали слов "икона стиля". Но теперь режиссер и актриса Светлана Дружинина по праву носит и это звание: на церемонии HELLO! "Самые стильные в России" она стала обладательницей этой специальной награды.

Режиссера Светлану Дружинину можно назвать идеальной женщиной, и в этом не будет ни тени преувеличения. Таким, как она, трубадуры пели серенады, а рыцари бились на турнирах, чтобы заслужить улыбку или цветок. Женственная, очаровательная, безупречно элегантная. И в то же время независимая, уверенная в своих силах леди-босс. Начав в кино как актриса (ее самая известная роль - красавица Анфиса в фильме 1961 года "Девчата"), Дружинина перешла в режиссуру и добилась поистине выдающихся результатов. Без малого 20 картин, среди которых популярная историческая сага "Тайны дворцовых переворотов" и, конечно, культовые "Гардемарины". Сколько девочек подражали утонченным манерам принцессы Фике и мечтали о принце на белом коне, благородном герое с внешностью Дмитрия Харатьяна! Сама Светлана Сергеевна своего прекрасного рыцаря - оператора Анатолия Мукасея - встретила еще в студенческие годы во ВГИКе. Анатолий Михайлович снял как оператор такие фильмы, как "Берегись автомобиля", "Дайте жалобную книгу", "Большая перемена", "По семейным обстоятельствам"... С режиссером Дружининой они работали вместе почти на всех ее картинах. Их творческому и семейному союзу уже 60 лет!

Режиссер и атриса Светлана Дружинина

Всегда окруженная любовью, жена, мама и бабушка, Дружинина остается все той же роскошной и абсолютно современной дамой. Она вдохновляет подписчиц в Instagram и продолжает, что естественно для нее, работать в кино. К сожалению, в прошлом году Фонд кино отказал режиссеру в финансировании съемок новых приключений гардемаринов. Неожиданно. Неприятно. Но Светлана Сергеевна не опустила руки. Она просто решила пойти другим путем: собирать средства на картину, в том числе с помощью краудфандинга. Не сомневаемся, что и эта эпопея закончится удачно, и выйдет новый потрясающий фильм. Мы будем вновь затаив дыхание следить за судьбой гардемаринов и удивляться: как ей это удается?

Светлана Сергеевна, а правда, как вам это все удается? Вы - образец во всем!

Жизнь такая штука - просто так ни-че-го не бывает. Все приобретается усилиями, волей, трудолюбием и терпением. Я очень люблю жить. Мне нравится мое дело. Я люблю своего мужа, хотя все бывает, ведь мы вместе столько лет. Я обожаю своего сына, с которым мы зачастую жарко спорим по поводу политических событий в России и в мире. Я люблю своих друзей. У меня чутье на людей, и, слава богу, оно меня не подводит. Да, бывают усталость, разочарования и обиды. Но это все временно. Нужно обязательно помнить: все временно и все в ваших руках.

Режиссура - традиционно мужская профессия, но мы видим, сколько женских имен появилось: Проскурина, Меликян, Германика, Бычкова, Литвинова...С чем связан такой всплеск? Кино стало легче снимать?


Кино не стало легче снимать. Технологии совершенствуются, но кинопроизводство - по-прежнему очень сложный процесс. Физически, психически изматывающий труд, сопряженный с огромными рисками... А почему столько женщин-режиссеров появилось? Наверное, потому что женщины почувствовали большую свободу, у них появилось больше возможностей для самореализации. И слава богу! Пусть мужчины потеснятся на площадке кинорежиссуры.

Феминистки не пытались вас заманить в свои сети?

Было такое. Но я не феминистка. Я абсолютно здоровый человек, и я на сто процентов женщина. От женской сути никуда не деться, и определенные качества помогают реализовывать замыслы. Я всегда в кабинет к руководству иду как на первый бал Наташи Ростовой: в красивом костюме, с прической, макияжем. И с первого взгляда вижу, кто стоит передо мной: мужчина, который умеет ценить женскую красоту, или сухарь. Или, может быть, мужчина, вовсе равнодушный к женщинам.

У вас в Instagram миллион лайков под фотографией, где вы в купальнике лежите в шезлонге: безупречная фигура, стройные длинные ноги... Это же провокация!

Светлана Дружинина на отдыхе на Кипре

(Смеется. ) Эта фотография была сделана на моем любимом Кипре. Причем без моего согласия. Я очень люблю Кипр, отдыхаю там у друзей. И вот лежу я в тени, потому что вредно быть на открытом солнце, читаю статью в газете "СК-Новости" о том, почему Никита Сергеевич Михалков ушел из попечительского совета фонда. И тут меня "щелкает" муж. Совершенно неожиданно. Хотя бы предупредил! Я бы макияж сделала, прическу. Но фотография получилась неплохая, и я успокоилась. После того как она появилась в Интернете, меня стали преследовать вопросом "Как вам удается так выглядеть? В чем секрет?". Я ничего не скрываю, секрет один - это плаванье. Я обожаю море, вхожу в него как в колыбель и очень хорошо плаваю. Я ведь по первой профессии балерина, а все балетные - отличные пловцы, потому что у них очень хорошие легкие и развита координация.

До того, как стать актрисой, вы окончили хореографическое училище при Большом театре, но оставили сцену из-за травмы. Что вам в жизни дал балет?

Балет - это невероятная самодисциплина, это трудолюбие и жертвенность. Балет научил меня разговаривать телом, жестом и делать это красиво. Он воспитал чувство собственного достоинства. На уроках исторического танца нашим мальчикам объясняли, как брать руку девочки - как драгоценность. А девочке нужно подавать руку как подарок.

А можно ли воспитать в себе это королевское достоинство без балета?

В фильме Юрия Чулюкина "Девчата" (1961 год) Светлана Дружинина играла Анфи-су (на фото), самую красивую девушку в леспромхозе "Бобровский" на Урале, от которой ушел бой-френд -- лучший лесоруб Илья Ковригин. Он предпочел идейную повариху Тосю Кислицы-ну. "Только мастерство режиссера и наша игра помогли поверить, что такое возможно", - говорит Светлана

Наверное, можно. Но, понимаете, это же не значит, что я выхожу и говорю: "Посмотрите, я королева". Ощущение должно быть внутренним. Когда я изучала жизни наших российских императриц, я поняла, что все они вели себя, как ни странно, довольно просто и понятно для людей любого уровня. Но в каждом их жесте, в каждом слове и взгляде сквозило достоинство, это очень важно. Посмотрите на полячек - они все считают себя первыми красавицами и королевами и ведут себя соответственно. Вот, например, Собчак. Говорят, она тоже наполовину полька. Вы не слышали об этом? Как она себя ведет, с каким достоинством умеет говорить, тонко отвечать на хамство. И вторая нация, где женщины чувствуют себя королевами, - это евреи. Они считают себя богоизбранным народом, и там культ женщины. Я в архивах, в дневниках драматурга Евгения Шварца, вычитала его слова о том, что женщина-еврейка ведет себя так, словно вокруг нее вертится весь мир. И даже когда она с тобой говорит мило и ласково, она считает, что делает тебе подарок.

В этом году у вас бриллиантовая свадьба с Анатолием Михайловичем. Расскажите, как можно так полюбить человека - раз и на всю жизнь.

Режиссер Светлана Дружинина в работе строга, и даже ее мужу Анатолию Михайловичу Мукасею, одному из лучших операторов страны, снявшему "Берегись атомобиля", "Большая перемена" и почти все картины жены, включая "Гардемаринов" и "Тайны дворцовых переворотов", приходится ее слушаться

Так получилось. (Смеется. ) У меня было много поклонников, и даже в правительстве. Но почему-то меня тянуло к длинному тоненькому оператору, с которым мы вместе играли в волейбол, были капитанами. Мне было интересно с ним. Анатолий Михайлович снимал мои черно-белые портреты, а я же в те времена была уже звезда! При этом головокружения от успехов у меня не было. Мне ведь еще Андрей Тарковский говорил: "Свет, ты талантливый человек, но ты никогда не достигнешь вершин славы. Потому что у тебя отсутствуют два качества, необходимых для этого: тщеславие и корысть".

В любви вы не рассчитывали?

Никогда! Один член правительства невероятно нежно ко мне относился, но мне с Анатолием Михайловичем было интереснее. Это потом я узнала, что его родители - разведчики... А тогда родители сказали: "Женитесь!" - и я крепко призадумалась. Помню, села в трамвай и всю дорогу соображала: "Вот сейчас мы встречаемся, нам вместе хорошо, но если мы поженимся, мы же будем все 24 часа вместе. Какой ужас!" И вдруг как взрыв произошел в голове: "Ведь он же - оператор, у него свои картины, у меня - свои. Мы будем работать отдельно, а вечером дома рассказывать друг другу, как провели день". И я сказала: "Да!"

Самое главное - не оскорблять друг друга, не унижать. Не бить по больным точкам. Эти трещины потом будут расти дальше. Все пары проходят через одни и те же испытания. Но вопрос, какие выводы они делают, способны ли забыть и идти вместе дальше? Вот у йогов есть прекрасная теза о том, что у человека глаза не случайно впереди, а не на затылке. Смотрите всегда только вперед! И умейте прощать друг друга.

В семье замечательного режиссера Светланы Дружининой и оператора Анатолия Мукасея произошла страшная трагедия: погиб их старший сын Анатолий, молодой талантливый художник. Его смерть была для семьи страшнейшим ударом. А то, по какой причине он погиб, на долгие годы стало семейной тайной.

Об этой трагедии, случившейся в 1978 году в семье режиссера Светланы Дружининой, мне довелось впервые услышать от актрисы Ларисы Лужиной.

Когда-то я снималась у Светланы Сергеевны, общались в одном кругу, знали всё друг о друге. И еще тогда я слышала, что ее старший сын Толик погиб от наркотиков, - рассказала Лариса Анатольевна. - Увы, у многих актеров и режиссеров дети этим баловались, и часто это заканчивалось плохо.

Я очень удивилась, услышав эти слова. Сама Дружинина охотно рассказывает о младшем сыне Михаиле, а на вопросы о старшем отвечает: «Не комментирую!» Даже в официальных биографиях не всегда упоминается его имя. В окружении Светланы Сергеевны говорят, что ее старший сын погиб в автокатастрофе. Однако вскоре мне пришлось убедиться, что Лариса Лужина все-таки права.

В Интернете я отыскала блоги друзей Анатолия Мукасея - Ивана, Юлии и Сергея (эти записи можно почитать в Интернете по адресу http://ioann-otrock. livejournal. com) и http://bardolimvoronza. livejournal.com).

По их воспоминаниям, полным грусти и сожаления, постепенно выстраивался образ старшего сына Светланы Анатольевны. В свои 28 лет он был подающим надежды художником, вращался в среде золотой молодежи. По словам Юлии, свой бунтарский дух они проявляли в смелых выходках, за которые нередко попадали в милицию. Например, бродили по улицам в пижамах из клиники Кащенко, выливали на себя несколько флаконов «Красной Москвы» и заходили в метро, красили волосы в дикие цвета…

«Я все-таки думаю, он был гением, - пишет в своем интернет-дневнике об Анатолии Иван. - Будучи художником-недоучкой, он, правда, принципиально ничего не доводил до конца. Последовательно разбазаривал свой талант, пробалтывал его, пропивал… Он был ужасный человек в бытовом отношении, как и положено звезде. Эгоист с большой буквы, алкоголик и разбиватель сердец».

Одним из близких друзей Анатолия был и Николай Данелия, сын знаменитого режиссера Георгия Данелии и актрисы Любови Соколовой. Друзья организовали музыкальную группу «Колдунчики» и сочиняли «бунтарские» песни.

«Обычно наши репетиции проходили в квартире Николая у метро «Аэропорт», - вспоминают Юлия и Сергей. - Мы выпивали, курили, рисовали, музицировали, короче говоря, сдружились. Целью наших бунтарских выходок не было что-то кому-то доказать, мы не представляли никакой политический строй и не искали выгоды. В том-то и дело, что мы делали это просто так…»

Ради удачной шутки любой из парней мог, не задумываясь рискнуть жизнью, просто чтобы удивить друзей или произвести впечатление на девушку.

Николай Данелия поступил во ВГИК на режиссерский, но мало времени посвящал учебе, в основном болтался со свободными художниками и ухлестывал за девушками. С большим трудом в течение десяти лет ему все же удалось окончить институт, но карьера не сложилась - он снял лишь два короткометражных фильма. Забегая вперед, скажу: в 1985 году Данелия скончался от передозировки наркотиков.

В этой компании, увы, не обходились без алкоголя и травки… К 1977 году 28-летний Анатолий Мукасей осознал, что так дальше продолжаться не может, и совершил паломничество в Псково-Печерский монастырь.

В это святое место обычно обращаются люди, которые желают, но не могут самостоятельно избавиться от наркомании и алкоголизма.

Там проводят обряд «изгнания бесов», после которого многие долго не могут прийти в себя. Вот что говорит об этой процедуре один из проходивших ее паломников:

Люди неделю там живут, соблюдают пост, ходят на службу. Потом перед ними появляется самый мощный монах-священник и начинает читать молитвы по изгнанию бесов. Людей корежит: кто-то кричит, матерится, кто-то головой бьется… У одного под конец сеанса аж пена изо рта пошла. А священник читает, оглянется - ему самому страшно, что с людьми там творится.

Из монастыря Анатолий вернулся мрачный, перестал общаться с многими друзьями. На тот момент у него уже была семья - он жил с девушкой, Ириной Муравьевой. В феврале 1978 года она родила ему сына. Назвали мальчика Даниилом, говорят, в честь одного из священнослужителей Псково-Печерского монастыря. Казалось, что в семье стало все налаживаться. Однако, увлекшись церковной литературой, Толя чувствовал себя все хуже и хуже. Он считал себя психически нездоровым человеком, не способным нести ответственность за семью. О чем и написал в своей предсмертной записке.

«Как-то под утро, в особый «черный час», он хлопнул одеколона да и выбросился с 12-го этажа, - пишет его друг Иван. - Оставил записку, что не хочет быть для своего сына психически больным отцом. Жена в сердцах записку разорвала».

Падение с такой высоты не оставило ему шансов выжить. Анатолий разбился насмерть.

Для Светланы Сергеевны и ее мужа, гибель старшего сына конечно же была тяжким горем. В 1978 году Светлана Сергеевна снимала фильм «Сватовство гусара», только работа и помогла ей выжить. От печальных мыслей отвлекал и внук Данилка. На момент гибели отца ему не было и года, и он его совсем не помнит. Когда мальчик подрос, ему сказали, что папа погиб в автокатастрофе.

Жена Толика Ирина занималась синхронным плаванием. Увы, и она умерла раньше срока, когда ей не исполнилось еще и 40 лет. Это еще одна семейная тайна Дружининых. Кто-то говорит - от болезни, кто-то пишет в воспоминаниях, что на нее напали во время бытовой драки. Как бы то ни было, Даниил не считает себя сиротой, потому что бабушка и дедушка с самого начала заменяли ему родителей.

Светлана Сергеевна мечтала, чтобы он стал актером, и снимала его в своих фильмах в эпизодических ролях. В 2008 году в фильме «Виват, Анна!» он сыграл роль монаха. Между тем Даниил в театральный вуз не пошел, а окончил англоязычный колледж. Он хорошо разбирается в компьютерных технологиях и помогает бабушке монтировать фильмы.

У нас вся семья работает вместе, - с радостью рассказывает Светлана Сергеевна. - Я режиссер, муж и сын - операторы, внук - монтажер…

После гибели старшего сына у Светланы Сергеевны остался младший, Михаил, на тот момент ему было всего 12 лет. Подобно старшему брату, в юности он тоже увлекался рок-музыкой, играл в группе «Оберманекен». Но, в отличие от Анатолия, не терял голову и смог получить образование, закончив операторский факультет ВГИКа. В 90-е Михаил стал модным клипмейкером. Снимал видео для многих наших артистов, работал оператором на «Рождественских встречах» Аллы Пугачевой. Сейчас пробует себя как продюсер, в 2010 году они вместе с отцом сделали фильм «На измене». У Михаила есть семья, и он подарил Светлане Сергеевне внука Максима, который пока не вошел в «семейный киноподряд».

Брак с кинооператором Анатолием Мукасеем, в честь которого и был назван ее старший сын, породнил Светлану Дружинину с уникальной семьей разведчиков. Родители Анатолия, Михаил и Елизавета Мукасей, были легендарными личностями, она дожила до девяноста восьми лет, а он - до ста двух!

До 1955 года Светлана Дружинина была цирковой артисткой, а потом балериной, у нее профессиональное хореографическое образование. Из-за травмы руки мечту о балете пришлось забыть, и Дружинина стала актрисой, окончив в 1960 году ВГИК. Ее прославили роли красавицы Анфисы в «Девчатах» и деревенской девушки Ларисы в «Дело было в Пенькове». За это десятилетие Дружинина успела родить двоих сыновей. А в 1968 году сделала крутой поворот в жизни и переквалифицировалась в режиссера.

Дружинину прославили «Гардемарины, вперед!», «Виват, гардемарины!» и сериал «Тайны дворцовых переворотов».

Вчера, рассказывая про Андрюшу и "Колдунчики" (московскую группу 80-ых) , нельзя было не вспомнить про Колю Данелия и Толика Мукасей.

(слева направо: Сталкер, я, Слава Пьянов, Толик Мукасей (с саксофоном), Илья Грачев)

Как познакомился с Мукасеем уже не помню. Скорей всего через Андрей Иваныча. Мы с Толиком и с Грачевым сразу стали играть музыку и потому к нам уже примкнул сам Андрюша и образовались "Колдунчики". Как только мы начали играть, Толя привел меня к Коле Данелия в его квартиру на Аэропорте. Коля сын Георгия Данелия и Любови Соколовой. А Толя - сын актрисы Светланы Дружининой и оператора Анатолия Мукасея, внук известных теперь уже разведчиков. То есть, как познакомились Толя с Колей объяснять не надо.

Колина квартира на Аэропорту, место встреч и репетиций. Но когда Коля переехал на Ботанический Сад, все стали приходить ко мне в мастерскую на Площадь Борьбы. В этой мастреской мы с отцом работали с 76 по 92 год. 6-ой чердачный. Огромное полукруглое окно выходило на сквер, на ул. Достоевского, на больницу, в которой работал отец Достоевского и родился сам Достоевский и на морг, который был на углу Октябрьской и Достоевского. Все время из мастерской мы наблюдали похороны. После того, как я оттуда уехал, в сквере поставили памятник Веничке Ерофееву, видимо за всю выпитую в моей мастерской водку. Странно, что не поставили памятник мне.

Короче, мы сдружились. Играли музыку, рисовали. Можно сказать, курили сигареты, пили чай.

Любили всякие хулиганские выходки, описанные рашьше: . А так, приличные ребята. Толик с Колей - вообще золотая молодЕшь. Кстати, и у одного и у другого - прекрасные родители, по крайней мере ко мне относилист вполне дружелюбно.

Однажды я сбежал в Питер. Тусовался с Булычевским, ходил с ним по его делам на Сытный рынок. Сидим как-то на Сытном под прилавком, выпиваем. Смотрю из-за угла шпионская голова со свисающей на лицо соболиной лапкой. А за ней голова Кати Филипповой в черных очках. Нашли меня. Толя, как никак, внук известно кого.

С Толиком мы больше занимались музыкой, сочиняли песни (в частности "Проявочную", умышленно-забытую ). Коля был больше до девушек охоч. Приезжаю к нему в Ботанический сад, звоню, дверь открывает абсолютно голый Коля: "Заходи!" Захожу, мне неловко. А в комнате сидит полностью одетая девушка. Они, видите ли, кофе пьют.

А Толик вообще любил заставать Коляна во время его уединения с девушками. Он влазил к нему в окно через балкон в доме на Ботаническом Саду, с вопросом: чем это вы тут занимаетесь?!!! Все девушки страшно пугались.

Вот и тогда он влез к Коле в окно и уведел, что Коля мёртв. Вызвали милицию. Толю тут же арестовали, потом были долгие выяснения и проч.

Ну что. А мы продолжали рисовать, пить вино, играть музыку. Как-то летом мы работали с Андрюшей Самохиным и Толиком на моем объекте во Фрязино. Клали на стену мозаику. В сентябре Толик уехал в Печорский монастырь. Я не знаю, как и что, но слава о нем ходила дурная. Говорили, что там умеют пресовать людей. Толик вернулся, не буду говорить, что другим человеком, но как-то помрачнел. И с ним оттуда приехал какой-то чел. Кто такой, никто (в нашей компании) не знал. Зимой у Толика родился ребенок. Это я хорошо помню, и очень хорошо помню, как погиб Толя.

Вчера, по волнам моей памяти, стали мы с Юлей рыскать по интернету в поисках хоть каких-то данных. Ничего про Анатолия Мукасея не нашли. Проблема в том, что его знаменитый отец - кинооператор, тоже Анатолий Мукасей. К тому же весь интернет забит свежими статьями о его дедушке с бабушкой: легендарных разведчиках, Зефире и Эльзе www.rian.ru/society/20080819/150501749.h tml . Много всего про маму, актрису и режессера Светлану Дружинину. Есть про младшего брата Мишу. А про Толика - ничего. Ни в одной биографии не указывается, что у Светланы был старший сын. Как будто и не было мальчика.

И это было понятно, почему так. Смерть Толика не была какой-то постыдной для семьи. Нет. Она просто была очень странной. И страшной. А в этой семье умеют хранить тайны и скрывать что-то очень важное.

А потом мы нашли про его сына, Данилу. И там впервые говорится, кто его отец. И то, что отец погиб в автомобильной катастрофе.
Даниил очень похож на Толю. Очень. Видно, ему так легче было расти, думая, что отец погиб в аварии: www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/ros/26349/b io/

П.С. У меня в мастерской хранятся портреты, которые я писал: и Толи, и Коляна. Знаю, что очень много фотографий друзей было у Сережи Смакова. Но Серёжа тоже уже мёртв.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!