Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Захочет - огромную гору.

А тогда он писал Эльзе Триоле:

«Люблю тебя немного больше, чем вчера.

Хотел бы разучиться писать, чтобы научиться писать снова и только тебе.

Разучиться говорить, научиться потом снова и сказать первым словом „Эльза“.

Люблю тебя немыслимо. Прямо ложись и умирай. <…>

У тебя голубые глаза и дивный переход от щёк к подбородку.

Плечи и шея лучше всего мира, и твоя голова драгоценней звёзд.

У тебя, Эльза, есть уши и рыжие волосы, а я благодарен тебе даже за то, что ты купила себе туфли без задков. У тебя голова, как солнечный драгоценный камень.

А если твоя голова как солнце, то с чем сравнить твои губы?

В то же время ты девочка.

Незаменимая. Одинокая. Любимая больше, чем это можно сказать.

Ещё раз клянусь в любви до гроба.

Любовь эта была обречённой, но до конца дней оба сохранили дружеские, уважительные отношения и проявляли живой интерес к творчеству друг друга. Однако до конца дней ещё далеко, все молоды и на дворе - двадцатые годы:

«Родная Эля.

Пишу тебе по три письма в день и рву.

Сижу перед телефоном (стою) и думаю, позвонить или нет. <…> Эля, будь моей женой. Я люблю тебя так, что не могу жить, что уже не могу писать писем.

Я хочу иметь от тебя ребёнка.

Я верю тебе на всю жизнь вперёд.

А сейчас я вишу на подножке твоей жизни.

Я барахтаюсь, стараясь спастись.

Я целовал твои губы, я не могу забыть их.

Я целовал твоё сердце, я знаю его.

Я нужен тебе, Эля, я согрею тебя, ты сама не знаешь, как замёрзла.

Не смотри на меня, солнце моё, как на пыль на твоей дороге. Или скажи мне „никогда“.

Я не умру, потому что знаю свою цену.

Уеду в Россию или в русскую тюрьму. Чекисты будут ко мне милосердны, они не европейцы и не будут ругать меня, если я от ужаса смерти закричу или буду стонать, как стеню сейчас, раненный твоими умеющими прикасаться руками.

Мой отец бросил водку, я забуду любовь.

Скажи „уходи“.

Докуси меня.

Письма мои мне нужны. Они мне нужны для книги.

Книга будет хорошая, и чёрт знает почему весёлая.

У Лидии Гинзбург есть такая запись в дневниках:

«Говорим со Шкловским о „ZOO“. Вспоминаю его фразу о человеке, которого обидела женщина, который вкладывает обиду в книгу. И книга мстит.

Шкловский: А как это тяжело, когда женщина обижает.

Я: Всё равно каждого человека кто-нибудь обижает. Одних обидела женщина. Других Бог обидел. К сожалению, последние тоже вкладывают обиду в книги».

«Я сказала Брику:

В. Б. <Шкловский> говорит точно так же, как и пишет.

Да, совершенно так же. Но разница огромная. Он говорит всерьёз, а пишет в шутку. Когда Витя говорит: „Я страдаю“, то это значит - человек страдает. А пишет он я страдаю (Брик произнёс это с интонацией, которую я воспроизвела графически)».

Но горе есть горе - безотносительно от графического написания. Люди всегда страдают не по правилам.

В то же время Шкловский пишет жене:

«Дорогой Люсик. Получил одно твоё письмо. <…> Посылаю тебе денег ещё немного. 10 долларов.

Здесь дороговизна страшная. Жил в Праге, но в ней меня приняли очень плохо, так как решили, что я большевик. Сволочи и бездари. Сейчас в Берлине с Ромой <Якобсоном>. Рома не хочет отпускать меня из Праги. Но я остаюсь здесь. Дука <Горький> обещает через две недели достать деньги на журнал. Буду зарабатывать. Написал работу, „Роман тайн“, сейчас её отделываю. Пришлю. „Ход коня“ выйдет первый.

Верен тебе совершенно. Ночью кричу. Приехали Брик, М<аяковский> и Лиля. Очень неприятны.

Пиши мне на Клейст-штрассе.

Я всё такой же, только купил (покупаю) себе новое пальто.

Живу без комнаты. Некогда нанять.

Любят меня здесь все очень. Берлинская литературная эмиграция не очень сволочная.

Целую руки твои и Василисы. Целую Талю.

Маму целую крепко, крепко и хорошо. Целую папу и детей. Что Володя?

Теперь дело. Я хочу вернуться в Россию, если детик не может приехать. Спроси Мариэтту, можно ли сделать попытку? Скажи всем, чтобы хлопотали.

Я устал от Берлина и от разлуки. Устал.

Ну, скоро начну работать. Напишу с горя роман.

Пиши мне часто, если не можешь, то позови к себе Мишу и пускай он напишет что-нибудь за тебя. Люблю тебя больше прежнего. Жить без тебя не умею. Хочу быть счастливым. Пока до свидания.

Приветствую твой примус. Здесь очень много народа, но мне он не нужен без тебя.

Да, я очевидно разминулся с твоими письмами, они теперь, вероятно, в Праге. Ну, пришлют.

У нас чудесная осень. У нас - это в Берлине.

Целую твои ноги. Прага же мне чужая. Не она город моей поэмы.

Целую тебя. Как живут все мои? Может быть, кто без тебя.

Марка падает и падает. Мы уже привыкли.

Почти что родина. Воздух катастрофичен.

Но всё это не важно и не страшно.

Зима будет свирепая, но нас не удивить. Европа, Люсик, кончается. Кончается европейская культура. Культура не нужна никому. Будем верить, что мы не увидим конца.

Европа, Люсик, кончается от политической безответственности и национализма.

Европейская ночь наступает. Уже наступила и на меня. Кому, детик, нужны сейчас мои книги?

Ночь наступает. Будем спать.

Ночь наступает, будем любить крепче.

Здесь чахнет Ремизов, танцует А. Белый, скрипит Ходасевич, хамит Маяковский, пьёт А. Толстой, а остальные шиберуют. Шиберуют .

Революция, её уже знают. Грешники в аду после страшного суда будут так жить. Суд уже был. Веселитесь, недожаренные.

Европейская ночь. Целую мою любовь, мою веру, мою жизнь - Люсю. В грудь, в губы, в уши, в руки. Целую тебя, моя чудная, моя дорогая.

Лучше тосковать по тебе, чем любить кого бы то ни было. Итак, если гора не может к Магомету, то Магомет пойдёт к горе. Наведите справки.

Целую пока тебя.

Привет всем, всем. У тебя в комнате, вероятно, мороз?

Целую тебя. Целую. Ах, Люсик.

И Шкловский пишет своё «ZOO…», книгу про любовь к одной женщине, посвящённую совсем другой.

Валентина Ходасевич в «Портретах словами» вспоминает: «Как-то весной к нам в гости в Сааров приехал из Берлина с художником Натаном Альтманом и Эльзой Триоле Шкловский. Эльзу никто из нас не знал ещё. Знаменита она была тем, что была на Таити и была сестрой Лили Брик. <…> К этому времени нам уже было ясно, что Шкловский тяжело болен безответной любовью к Эльзе, которая позволяла ему „болеть“, но относилась к этому с раздражением. Мы узнали, что бедненький Шкловский стеснён в деньгах, кто-то говорил, что он имеет один воротничок и, будучи очень чистоплотным, сам стирает его ежевечерне и разглаживает, прилепив мокрым к зеркалу (это строго запрещалось в напечатанных инструкциях, висевших обычно на видном месте в сдаваемых комнатах гостиниц и пансионатов). Но что поделаешь! Надо было экономить средства для ежедневной покупки цветов, преподносимых Эльзе. Цветы Шкловский покупал на рынке рано-рано утром (они там дешевле), относил их в пансион, где жила Эльза, и клал перед дверьми её комнаты, на выставленные её для чистки туфельки. Мы были свидетелями этого трогательного обычая в Дрездене, когда все жили в одной гостинице. Я не знаю, нужно ли жалеть Шкловского за его безответную любовь и порицать Эльзу за жестокосердие. Думаю, что нет. Счастливым следствием всего этого несчастного романа стала великолепная книга Виктора Шкловского „Цоо“, написанная в Берлине и изданная там же в 1923 году…»

Русские женщины часто не только определяли ход развития искусства, но и сам ход мировой истории. Они становились музами для гениальных художников и поэтов, формировали мировоззрение философов и помогали экономистам.

1 Дали. Элюар. Елена Дьяконова

Елена Дьяконова родилась в Казани в небогатой семье. Отец её рано умер. В 17 лет Елена переехала в Москву и поселилась с матерью у отчима. В Москве Елена училась в одной гимназии с сёстрами Цветаевыми. В это время она заболела чахоткой и была отправлена лечиться в Швейцарию, в знаменитый курорт Давос.

Именно здесь она стала Галой. Так её называл лечившийся здесь молодой француз Эжен Грендель, позже взявший псевдоним Поль Элюар(имя дядино, фамилия – от бабушки). В 1917 году молодые поженились, но их семейную жизнь нельзя было назвать ни беззаботной, ни рутинной. Через четыре года после свадьбы Гала и Элюар посетили выставку художника Макса Эрнста в Кёльне. Гала стала позировать Максу и стала его любовницей.

Дальше – больше. Макс Эрнст переехал в дом Элюара и они жили втроём, нисколько не скрывая свой «тройственный союз». Через восемь лет Элюар и Гала навестили Сальвадора Дали, на которого встреча с Галой повлияла самым радикальным образом. Он был влюблен, что называется, окончательно и бесповоротно. Развод с Элюаром состоялся в 1934 году, но брак с Дали Гала не оформляла до смерти Поля.

Живя с Дали, она взяла на себя решение всех хозяйственных и денежных вопросов, Сальвадор мог творить, не отвлекаясь на бытовые нужды. Жизнь супругов не стала «тихим раем», отношения были свободными, к изменам друг друга относились спокойно.

На склоне лет Дали купил жене замок Пуболь, где она жила одна и могла наслаждаться обществом молодых любовников. Дали это нисколько не угнетало. Сальвадор пережил свою музу на 7 лет. Последние годы его жизни были омрачены сумасшествием.

2 Матисс. Лидия Делекторская

Лидия Делекторская родилась в Томске в 1910 году. Её детство до 20-ых годов XX века можно назвать счастливым. Потом счастье кончилось. В начале 20-ых Сибирь поразила эпидемия тифа и холеры. Оба родителя Делекторской скончались. Её взяла на воспитание тётя. В 1923 году тётя вместе со своими детьми и племянницей эмигрировала в Манчжурию.

В Харбине Лидия закончила русский лицей, а после был переезд во Францию, «мекку» первой эмиграции. В 19 лет Лидия вышла замуж за русского эмигранта, но брак оказался неудачным, молодых не связывало ничего, кроме ностальгии и общего языка. В 1932 году Делекторская оказалась в доме Матисса. Она пришла по объявлению о найме ассистентов художника.

В это время Матисс работал над своим знаменитым «Танцем». Через полгода картина была закончена и Лидия снова оказалась без работы. Однако, судьба благоволила Делекторской - её снова пригласили в дом Матисса, на этот раз сиделкой для мадам Матисс. Поначалу «сиделка» приходила утром и вечером уходила, но потом согласилась остаться в доме, работать «с жильём и питанием». В доме Матисса Делекторская прожила 22 года, до самой смерти художника. Она стала его музой и верной подругой.

После смерти Матисса Лидия Делекторская стала собирать и покупать его рисунки, книги и гравюры, но не с целью «перепродать подороже», а с исключительно благородной целью – передать наследие Матисса русским музеям. Денег она не брала. Единственная плата за её неоценимые дары – выставки. Выставка в Двенадцатиколонном зале Эрмитажа состоит целиком из даров Делекторской.

3 Арагон. Эльза Триоле

Элла Юрьевна Каган больше известна как Эльза Триоле и младшая сестра Лили Брик. Сёстры Каган остались в истории культуры как роковые женщины, музы поэтов Маяковского и Луи Арагона. С Маяковским, к слову, первой познакомилась Эльза, позже она легко уступила будущего советского поэта сестре (уже замужней) – поклонников ей хватало. Одним из самых пылких поклонников Эльзы был Виктор Шкловский. «Люблю тебя немыслимо – писал он, - прямо ложись и помирай».

Дав от ворот поворот всем своим отечественным поклонникам, Эльза вышла замуж за французского офицера Андре Триоле. Брак был не самым удачным. В письме сестре Эльза писала о том, что у неё в семье «свободные отношения». До добра такие отношения не довели, брак быстро распался. Через несколько лет Эльза встретила Луи Арагона. Поразительные способности к манипулированию мужчинами были у обеих сестёр Каган. Эльзе удалось отвадить Арагона от сюрреализма и гомосексуализма, с Триоле Арагон стал коммунистом. Арагон вступил в коммунистическую партию, посещал Советский Союз, сотрудничал с журналом «Юманите».

Перед смертью Арагон признался: «Я не тот, кем вы хотите меня представить. Я исковеркал свою жизнь. Вот и всё». Эльза Триоле была не просто женой Арагона. Она стала известной писательницей. Эльза даже стала лауреатом Гонкуровской премии и Премии Братства. Триоле переводила Чехова и Маяковского и была соавтором сценария фильма «Нормандия-Неман». Арагоне и Триоле покоятся в саду своего загородного дома в Сент-Арнуан-Ивлин. На могильной плите цитата из романа Эльзы: «Мертвые беззащитны. Но надеемся, что наши книги нас защитят».

4 Пикассо. Ольга Хохлова

Отец Ольги Хохловой был полковником царской армии, и будущая балерина получила хорошее образование. Несмотря на то, что профессия балерины, мягко говоря, не соответствовала статусу дочери полковника, Ольга отстояла свою мечту и даже попала в труппу Дягилева. Во время репетиции спектакля в Риме Ольгу заметил Пабло Пикассо. Дягилев, как человек порядочный, предупредил Пабло, что русские девушки очень серёзны, на них нужно жениться. Пикассо был не против. Во время гастролей «Парада» в Барселоне, Писассо познакомил Ольгу со своими родителями. Ольга, хоть и не была испанкой, очаровала родителей художника своими безупречными манерами. Первые годы после брака были счастливыми, но после начались постоянные измены Пикассо. Ольга не раз подавала на развод, но художник не мог его дать – иначе половина его картин досталась бы Хохловой. Ольга умерла от рака в 1955 году, Пикассо не приехал на похороны, так как был занят работой над картиной.

5 Кейнс. Лидия Лопухина

Жизнь Лидии Лопухиной поистине удивительна. Крестьянская дочь стала женой виднейшего экономиста XX века, англичанина Джона Кейнса. Судьба привела Лидию в балетную школу, откуда она попала в труппу Дягилева. Во время гастролей Лопухину и приметил Кейнс. Ухаживание было долгим, экономист был нетривиален: он отправлял возлюбленной свои работы. Интересно, что с того времени все свои будущие книги Кейнс обсуждает с Лидией.

Отношение к Лопухиной в среде друзей Кейнса было неоднозначным. Первое время её категорически не принимали, считали невоспитанной «простушкой». Не удивительно: Кейнс входил в чопорный Блумсберийский клуб – общество английских интеллектуалов. «У нее душа белочки, ничего лучшего про нее не скажешь. Она может часами гладить свой нос передней лапкой» - писала о Лопухиной Вирджиния Вульф.

Лидия славилась своим острословием, про Вульф она говорила: «Вирджиния – это букет сладко пахнущих цветов в словах». Лидия Лопухина была известна своим лёгким нравом, но при этом была прозорлива и умна. В итоге, её полюбили в кембриджском кругу. «Она не только умна для балерины, она умнее кого бы то ни было, а у Кейнса – самые лучшие мозги в стране» - говорил о Лопухиной Герберт Уэллс. Кроме того, балерина была дружна с Пикассо и Витгентшейном.

Когда муж серьёзно заболел, Лидия дни и ночи проводила рядом с ним, выполняя обязанности сиделки и секретаря. Она пережила мужа на 30 лет, но всё это время вела практический затворнический образ жизни и не оставила после себя мемуаров.

6 Ницше, Фрейд. Лу Саломе

Лу Андреас Саломе или Луиза Густавовна Саломе (ударение на последний слог) родилась в Петербурге в семье русского подданного, но немца по крови Густава Фон Саломе. Несмотря на немецкие корни, Луиза считала себя русской и даже просила называть её Лелей.

С детских лет Луиза отличалась оригинальным мышлением и ещё в раннем возрасте пришла к убеждению, что Бога нет. Для выросшей в католической семье девушки – это был, по меньшей мере, странный вывод. Ещё в Петербурге в Луизу влюбился молодой голландский пастор Гийо, он старательно ухаживал за девушкой и предложил ей стать его женой. Лу отказала пастору и поехала продолжать обучение в Швейцарию.

В Европе девушка сразу оказалась в водовороте идей, философий и политических течений. В Риме Лу вступает в клуб Малькиды фон Лийзенбух, которая была хорошей приятельницей Гарибальди, Ницше, Вагнера и воспитательницей дочери Герцена. В то время активно развивалось феминистское движение и Лу старались привлечь к нему, однако затея потерпела фиаско: Саломе были неинтересны мужеподобные активистки, её кумиром в то время была Айседора Дункан. Любовные коллизии Лу в Европе начались с отношений с влюбленным в неё философом, другом Ницше, Паулем Рее. По доброй традиции Пауль сделал Лу предложение, но та отказала.

Они путешествовали по Европе и Рее познакомил Лу со своим другом Фридрихом Ницше. Ницше было 38 лет, он был болен, безвестен и лечился от душевной болезни в Швейцарии. На Фридриха Лу произвела неизгладимое впечатление. Своему другу Питеру Гасту Ницше так писал о Саломе: «Она резкая как орел, сильная как львица и при этом очень женственный ребенок… кроме того, у нее невероятно твердый характер и она точно знает, чего хочет, не спрашивает ничьих советов». Считая Лу самой умной, Ницше использует ее черты в «Заратустре» и пишет на ее стихи композицию «Гимн к жизни».

Кто бы мог представить, но Ницше захотел, чтобы Лу стала его женой. Лу, как обычно, отказала. Ситуация была непростой ещё и из-за негативного отношения к Лу сестры Ницше Элизабет. Биография Саломе, казалось бы, устаканивается, когда она выходит замуж за преподавателя восточных языков Фридриха Карла Андреаса. Но назвать этот брак счастливым язык не поворачивается: физической близости между супругами не было, к Лу ходили молодые любовники, служанка родила сына от мужа Лу. Лу несёт, она никак не может остановиться.

Её романы становятся притчей во языцех. В неё влюбляются мужчины, оставляют ради неё семьи, но Саломе непреклонна. Она не достаётся никому. Рильке потерял из-за неё голову, пишет ей стихи, внемлет всем её советам, даже меняет имя с Рене на Райнера, но им приходится расстаться: Рильке не хочет делить Лу с её мужем, она не хочет разводиться.

Жизнь свела Лу с Фрейдом и Юнгом, она с увлечением изучала психоанализ и даже сама лечила больных. Говорят, в неё был влюблён Фрейд… Её нашумевшая книга «Эротика» выдержала в Европе 5 переизданий. Приход к власти фашистов принёс большой раскол в общество. Сестра Ницше написала на Лу донос, что та является «финской еврейкой», в том же письме она не преминула упомянуть, что её брат был пророком фашизма.

Лу Саломе скончалась в 1937 году. Её библиотека была сожжена фашистами.

7 Локкарт. Горький. Мария Закревская

Мария Закревская родилась в 1892 году в семье сенатского чиновника и крупного помещика Игнатия Платоновича Закревского.

В 1911 году Мария поехала в Англию, где вышла замуж за Ивана Александровича Бенкендорфа, секретаря русского посольства в Англии, а позже в Германии.

Брак с Бенкендорфом оказался недолгим. В 1917 году муж Марии был убит крестьянами в своём родовом поместье. От брака осталось двое детей. Долго во вдовах Мария не ходила и вышла замуж за барона Бутберга, с которым рассталась через несколько дней после свадьбы, но фамилию эту она сохранила до конца жизни.

В британском посольстве Мария познакомилась с британским послом Робертом Локкартом. В 1918 году их обоих арестовали по делу «заговора послов», но Марию быстро отпустили. Потом долгое время Бутберг работала секретарём Максима Горького, между ними завязался «служебный роман». Благодаря Горькому Мария познакомилась с Гербером Уэллсом, к которому в итоге Бутберг и уехала, прожив с английским писателем до его смерти.

По последним данным Мария Бутберг была агентом-нелегалом советской разведки. На её похоронах в Лондоне была вся английская знать и представители русской аристократии.

Русские женщины часто не только определяли ход развития искусства, но и сам ход мировой истории. Они становились музами для гениальных художников и поэтов, формировали мировоззрение философов и помогали экономистам.

Дали. Элюар. Елена Дьяконова

Елена Дьяконова родилась в Казани в небогатой семье. Отец её рано умер. В 17 лет Елена переехала в Москву и поселилась с матерью у отчима. В Москве Елена училась в одной гимназии с сёстрами Цветаевыми. В это время она заболела чахоткой и была отправлена лечиться в Швейцарию, в знаменитый курорт Давос.

Именно здесь она стала Галой. Так её называл лечившийся здесь молодой француз Эжен Грендель, позже взявший псевдоним Поль Элюар. В 1917 году молодые поженились, но их семейную жизнь нельзя было назвать ни беззаботной, ни рутинной. Через четыре года после свадьбы Гала и Элюар посетили выставку художника Макса Эрнста в Кёльне. Гала стала позировать Максу и стала его любовницей.

Дальше - больше. Макс Эрнст переехал в дом Элюара и они жили втроём, нисколько не скрывая свой «тройственный союз». Через восемь лет Элюар и Гала навестили Сальвадора Дали, на которого встреча с Галой повлияла самым радикальным образом. Он был влюблен, что называется, окончательно и бесповоротно. Развод с Элюаром состоялся в 1934 году, но брак с Дали Гала не оформляла до смерти Поля.

Живя с Дали, она взяла на себя решение всех хозяйственных и денежных вопросов, Сальвадор мог творить, не отвлекаясь на бытовые нужды. Жизнь супругов не стала «тихим раем»: отношения были свободными, к изменам друг друга относились спокойно.

На склоне лет Дали купил жене замок Пуболь, где она жила одна и могла наслаждаться обществом молодых любовников. Дали это нисколько не угнетало. Сальвадор пережил свою музу на 7 лет.

Матисс. Лидия Делекторская

Лидия Делекторская родилась в Томске в 1910 году. Её детство до 20-ых годов XX века можно назвать счастливым. Потом счастье кончилось. В начале 20-ых Сибирь поразила эпидемия тифа и холеры. Оба родителя Делекторской скончались. Её взяла на воспитание тётя. В 1923 году тётя вместе со своими детьми и племянницей эмигрировала в Манчжурию.

В Харбине Лидия закончила русский лицей, а после был переезд во Францию, «мекку» первой эмиграции. В 19 лет Лидия вышла замуж за русского эмигранта, но брак оказался неудачным, молодых не связывало ничего, кроме ностальгии и общего языка. В 1932 году Делекторская оказалась в доме Матисса. Она пришла по объявлению о найме ассистентов художника.

В это время Матисс работал над своим знаменитым «Танцем». Через полгода картина была закончена и Лидия снова оказалась без работы. Однако, судьба благоволила Делекторской - её снова пригласили в дом Матисса, на этот раз сиделкой для мадам Матисс. Поначалу «сиделка» приходила утром и вечером уходила, но потом согласилась остаться в доме, работать «с жильём и питанием». В доме Матисса Делекторская прожила 22 года, до самой смерти художника. Она стала его музой и верной подругой.

После смерти Матисса Лидия Делекторская стала собирать и покупать его рисунки, книги и гравюры, но не с целью «перепродать подороже», а с исключительно благородной целью - передать наследие Матисса русским музеям. Денег она не брала. Единственная плата за её неоценимые дары - выставки. Выставка в Двенадцатиколонном зале Эрмитажа состоит целиком из даров Делекторской.

Арагон. Эльза Триоле

Элла Юрьевна Каган больше известна как Эльза Триоле и младшая сестра Лили Брик. Сёстры Каган остались в истории культуры как роковые женщины, музы поэтов Маяковского и Луи Арагона. С Маяковским, к слову, первой познакомилась Эльза, позже она легко уступила будущего советского поэта сестре (уже замужней) - поклонников ей хватало. Одним из самых пылких поклонников Эльзы был Виктор Шкловский . «Люблю тебя немыслимо - писал он, - прямо ложись и помирай».

Дав от ворот поворот всем своим отечественным поклонникам, Эльза вышла замуж за французского офицера Андре Триоле. Брак был не самым удачным. В письме сестре Эльза писала о том, что у неё в семье «свободные отношения». До добра такие отношения не довели, брак быстро распался. Через несколько лет Эльза встретила Луи Арагона. Поразительные способности к манипулированию мужчинами были у обеих сестёр Каган. Эльзе удалось отвадить Арагона от сюрреализма и гомосексуализма, с Триоле Арагон стал коммунистом. Арагон вступил в коммунистическую партию, посещал Советский Союз, сотрудничал с журналом «Юманите».

Перед смертью Арагон признался: «Я не тот, кем вы хотите меня представить. Я исковеркал свою жизнь. Вот и всё». Эльза Триоле была не просто женой Арагона. Она стала известной писательницей. Эльза даже стала лауреатом Гонкуровской премии и Премии Братства. Триоле переводила Чехова и Маяковского и была соавтором сценария фильма «Нормандия-Неман». Арагоне и Триоле покоятся в саду своего загородного дома в Сент-Арнуан-Ивлин. На могильной плите цитата из романа Эльзы: «Мертвые беззащитны. Но надеемся, что наши книги нас защитят».

Отец Ольги Хохловой был полковником царской армии, и будущая балерина получила хорошее образование. Несмотря на то, что профессия балерины, мягко говоря, не соответствовала статусу дочери полковника, Ольга отстояла свою мечту и даже попала в труппу Дягилева. Во время репетиции спектакля в Риме Ольгу заметил Пабло Пикассо. Дягилев, как человек порядочный, предупредил Пабло, что русские девушки очень серёзны, на них нужно жениться. Пикассо был не против. Во время гастролей «Парада» в Барселоне, Пикассо познакомил Ольгу со своими родителями. Ольга, хоть и не была испанкой, очаровала родителей художника своими безупречными манерами. Первые годы после брака были счастливыми, но после начались постоянные измены Пикассо. Ольга не раз подавала на развод, но художник не мог его дать - иначе половина его картин досталась бы Хохловой. Ольга умерла от рака в 1955 году, Пикассо не приехал на похороны, так как был занят работой над картиной.

Кейнс. Лидия Лопухина

Жизнь Лидии Лопухиной поистине удивительна. Крестьянская дочь стала женой виднейшего экономиста XX века, англичанина Джона Кейнса . Судьба привела Лидию в балетную школу, откуда она попала в труппу Дягилева. Во время гастролей Лопухину и приметил Кейнс. Ухаживание было долгим, экономист был нетривиален: он отправлял возлюбленной свои работы. Интересно, что с того времени все свои будущие книги Кейнс обсуждает с Лидией.

Отношение к Лопухиной в среде друзей Кейнса было неоднозначным. Первое время её категорически не принимали, считали невоспитанной «простушкой». Не удивительно: Кейнс входил в чопорный Блумсберийский клуб - общество английских интеллектуалов. «У нее душа белочки, ничего лучшего про нее не скажешь. Она может часами гладить свой нос передней лапкой» - писала о Лопухиной Вирджиния Вульф .

Лидия славилась своим острословием, про Вульф она говорила: «Вирджиния - это букет сладко пахнущих цветов в словах». Лидия Лопухина была известна своим лёгким нравом, но при этом была прозорлива и умна. В итоге, её полюбили в кембриджском кругу. «Она не только умна для балерины, она умнее кого бы то ни было, а у Кейнса - самые лучшие мозги в стране» - говорил о Лопухиной Герберт Уэллс . Кроме того, балерина была дружна с Пикассо и Витгентшейном.

Когда муж серьёзно заболел, Лидия дни и ночи проводила рядом с ним, выполняя обязанности сиделки и секретаря. Она пережила мужа на 30 лет, но всё это время вела практический затворнический образ жизни и не оставила после себя мемуаров.

Ницше, Фрейд. Лу Саломе

Лу Андреас Саломе или Луиза Густавовна Саломе (ударение на последний слог) родилась в Петербурге в семье русского подданного, но немца по крови Густава Фон Саломе. Несмотря на немецкие корни, Луиза считала себя русской и даже просила называть её Лелей.

С детских лет Луиза отличалась оригинальным мышлением и ещё в раннем возрасте пришла к убеждению, что Бога нет. Для выросшей в католической семье девушки - это был, по меньшей мере, странный вывод. Ещё в Петербурге в Луизу влюбился молодой голландский пастор Гийо, он старательно ухаживал за девушкой и предложил ей стать его женой. Лу отказала пастору и поехала продолжать обучение в Швейцарию.

В Европе девушка сразу оказалась в водовороте идей, философий и политических течений. В Риме Лу вступает в клуб Малькиды фон Лийзенбух, которая была хорошей приятельницей Гарибальди, Ницше, Вагнера и воспитательницей дочери Герцена. В то время активно развивалось феминистское движение и Лу старались привлечь к нему, однако затея потерпела фиаско: Саломе были неинтересны мужеподобные активистки, её кумиром в то время была Айседора Дункан. Любовные коллизии Лу в Европе начались с отношений с влюбленным в неё философом, другом Ницше, Паулем Рее. По доброй традиции Пауль сделал Лу предложение, но та отказала.

Они путешествовали по Европе и Рее познакомил Лу со своим другом Фридрихом Ницше . Ницше было 38 лет, он был болен, безвестен и лечился от душевной болезни в Швейцарии. На Фридриха Лу произвела неизгладимое впечатление. Своему другу Питеру Гасту Ницше так писал о Саломе: «Она резкая как орел, сильная как львица и при этом очень женственный ребенок… кроме того, у нее невероятно твердый характер и она точно знает, чего хочет, не спрашивает ничьих советов». Считая Лу самой умной, Ницше использует ее черты в «Заратустре» и пишет на ее стихи композицию «Гимн к жизни».

Кто бы мог представить, но Ницше захотел, чтобы Лу стала его женой. Лу, как обычно, отказала. Ситуация была непростой ещё и из-за негативного отношения к Лу сестры Ницше Элизабет. Биография Саломе, казалось бы, устаканивается, когда она выходит замуж за преподавателя восточных языков Фридриха Карла Андреаса. Но назвать этот брак счастливым язык не поворачивается: физической близости между супругами не было, к Лу ходили молодые любовники, служанка родила сына от мужа Лу. Лу несёт, она никак не может остановиться.

Её романы становятся притчей во языцех. В неё влюбляются мужчины, оставляют ради неё семьи, но Саломе непреклонна. Она не достаётся никому. Рильке потерял из-за неё голову, пишет ей стихи, внемлет всем её советам, даже меняет имя с Рене на Райнера, но им приходится расстаться: Рильке не хочет делить Лу с её мужем, она не хочет разводиться.

Жизнь свела Лу с Фрейдом и Юнгом, она с увлечением изучала психоанализ и даже сама лечила больных. Говорят, в неё был влюблён Фрейд… Её нашумевшая книга «Эротика» выдержала в Европе 5 переизданий. Приход к власти фашистов принёс большой раскол в общество. Сестра Ницше написала на Лу донос, что та является «финской еврейкой», в том же письме она не преминула упомянуть, что её брат был пророком фашизма. Лу Саломе скончалась в 1937 году. Её библиотека была сожжена фашистами.

Мария Закревская родилась в 1892 году в семье сенатского чиновника и крупного помещика Игнатия Платоновича Закревского . В 1911 году Мария поехала в Англию, где вышла замуж за Ивана Александровича Бенкендорфа, секретаря русского посольства в Англии, а позже в Германии. Брак с Бенкендорфом оказался недолгим. В 1917 году муж Марии был убит крестьянами в своём родовом поместье. От брака осталось двое детей. Долго во вдовах Мария не ходила и вышла замуж за барона Бутберга, с которым рассталась через несколько дней после свадьбы, но фамилию эту она сохранила до конца жизни. В британском посольстве Мария познакомилась с британским послом Робертом Локкартом. В 1918 году их обоих арестовали по делу «заговора послов», но Марию быстро отпустили. Потом долгое время Бутберг работала секретарём Максима Горького, между ними завязался «служебный роман». Благодаря Горькому Мария познакомилась с Гербером Уэллсом, к которому в итоге Бутберг и уехала, прожив с английским писателем до его смерти. По последним данным Мария Бутберг была агентом-нелегалом советской разведки. На её похоронах в Лондоне была вся английская знать и представители русской аристократии.

Русские женщины часто не только определяли ход развития искусства, но и сам ход мировой истории. Они становились музами для гениальных художников и поэтов, формировали мировоззрение философов и помогали экономистам.

Дали. Элюар. Елена Дьяконова

Елена Дьяконова родилась в Казани в небогатой семье. Отец её рано умер. В 17 лет Елена переехала в Москву и поселилась с матерью у отчима. В Москве Елена училась в одной гимназии с сёстрами Цветаевыми. В это время она заболела чахоткой и была отправлена лечиться в Швейцарию, в знаменитый курорт Давос.

Именно здесь она стала Галой. Так её называл лечившийся здесь молодой француз Эжен Грендель, позже взявший псевдоним Поль Элюар. В 1917 году молодые поженились, но их семейную жизнь нельзя было назвать ни беззаботной, ни рутинной. Через четыре года после свадьбы Гала и Элюар посетили выставку художника Макса Эрнста в Кёльне. Гала стала позировать Максу и стала его любовницей.

Дальше – больше. Макс Эрнст переехал в дом Элюара и они жили втроём, нисколько не скрывая свой «тройственный союз». Через восемь лет Элюар и Гала навестили Сальвадора Дали, на которого встреча с Галой повлияла самым радикальным образом. Он был влюблен, что называется, окончательно и бесповоротно. Развод с Элюаром состоялся в 1934 году, но брак с Дали Гала не оформляла до смерти Поля.

Живя с Дали, она взяла на себя решение всех хозяйственных и денежных вопросов, Сальвадор мог творить, не отвлекаясь на бытовые нужды. Жизнь супругов не стала «тихим раем»: отношения были свободными, к изменам друг друга относились спокойно.

На склоне лет Дали купил жене замок Пуболь, где она жила одна и могла наслаждаться обществом молодых любовников. Дали это нисколько не угнетало. Сальвадор пережил свою музу на 7 лет.

Матисс. Лидия Делекторская

Лидия Делекторская родилась в Томске в 1910 году. Её детство до 20-ых годов XX века можно назвать счастливым. Потом счастье кончилось. В начале 20-ых Сибирь поразила эпидемия тифа и холеры. Оба родителя Делекторской скончались. Её взяла на воспитание тётя. В 1923 году тётя вместе со своими детьми и племянницей эмигрировала в Манчжурию.

В Харбине Лидия закончила русский лицей, а после был переезд во Францию, «мекку» первой эмиграции. В 19 лет Лидия вышла замуж за русского эмигранта, но брак оказался неудачным, молодых не связывало ничего, кроме ностальгии и общего языка. В 1932 году Делекторская оказалась в доме Матисса. Она пришла по объявлению о найме ассистентов художника.

В это время Матисс работал над своим знаменитым «Танцем». Через полгода картина была закончена и Лидия снова оказалась без работы. Однако, судьба благоволила Делекторской - её снова пригласили в дом Матисса, на этот раз сиделкой для мадам Матисс. Поначалу «сиделка» приходила утром и вечером уходила, но потом согласилась остаться в доме, работать «с жильём и питанием». В доме Матисса Делекторская прожила 22 года, до самой смерти художника. Она стала его музой и верной подругой.

После смерти Матисса Лидия Делекторская стала собирать и покупать его рисунки, книги и гравюры, но не с целью «перепродать подороже», а с исключительно благородной целью – передать наследие Матисса русским музеям. Денег она не брала. Единственная плата за её неоценимые дары – выставки. Выставка в Двенадцатиколонном зале Эрмитажа состоит целиком из даров Делекторской.

Арагон. Эльза Триоле

Элла Юрьевна Каган больше известна как Эльза Триоле и младшая сестра Лили Брик. Сёстры Каган остались в истории культуры как роковые женщины, музы поэтов Маяковского и Луи Арагона. С Маяковским, к слову, первой познакомилась Эльза, позже она легко уступила будущего советского поэта сестре (уже замужней) – поклонников ей хватало. Одним из самых пылких поклонников Эльзы был Виктор Шкловский. «Люблю тебя немыслимо – писал он, - прямо ложись и помирай».

Дав от ворот поворот всем своим отечественным поклонникам, Эльза вышла замуж за французского офицера Андре Триоле. Брак был не самым удачным. В письме сестре Эльза писала о том, что у неё в семье «свободные отношения». До добра такие отношения не довели, брак быстро распался. Через несколько лет Эльза встретила Луи Арагона. Поразительные способности к манипулированию мужчинами были у обеих сестёр Каган. Эльзе удалось отвадить Арагона от сюрреализма и гомосексуализма, с Триоле Арагон стал коммунистом. Арагон вступил в коммунистическую партию, посещал Советский Союз, сотрудничал с журналом «Юманите».

Перед смертью Арагон признался: «Я не тот, кем вы хотите меня представить. Я исковеркал свою жизнь. Вот и всё».
Эльза Триоле была не просто женой Арагона. Она стала известной писательницей. Эльза даже стала лауреатом Гонкуровской премии и Премии Братства. Триоле переводила Чехова и Маяковского и была соавтором сценария фильма «Нормандия-Неман». Арагоне и Триоле покоятся в саду своего загородного дома в Сент-Арнуан-Ивлин. На могильной плите цитата из романа Эльзы: «Мертвые беззащитны. Но надеемся, что наши книги нас защитят».

Пикассо. Ольга Хохлова

Отец Ольги Хохловой был полковником царской армии, и будущая балерина получила хорошее образование. Несмотря на то, что профессия балерины, мягко говоря, не соответствовала статусу дочери полковника, Ольга отстояла свою мечту и даже попала в труппу Дягилева. Во время репетиции спектакля в Риме Ольгу заметил Пабло Пикассо. Дягилев, как человек порядочный, предупредил Пабло, что русские девушки очень серёзны, на них нужно жениться. Пикассо был не против. Во время гастролей «Парада» в Барселоне, Пикассо познакомил Ольгу со своими родителями. Ольга, хоть и не была испанкой, очаровала родителей художника своими безупречными манерами.
Первые годы после брака были счастливыми, но после начались постоянные измены Пикассо. Ольга не раз подавала на развод, но художник не мог его дать – иначе половина его картин досталась бы Хохловой. Ольга умерла от рака в 1955 году, Пикассо не приехал на похороны, так как был занят работой над картиной.

Кейнс. Лидия Лопухина

Жизнь Лидии Лопухиной поистине удивительна. Крестьянская дочь стала женой виднейшего экономиста XX века, англичанина Джона Кейнса. Судьба привела Лидию в балетную школу, откуда она попала в труппу Дягилева. Во время гастролей Лопухину и приметил Кейнс. Ухаживание было долгим, экономист был нетривиален: он отправлял возлюбленной свои работы. Интересно, что с того времени все свои будущие книги Кейнс обсуждает с Лидией.

Отношение к Лопухиной в среде друзей Кейнса было неоднозначным. Первое время её категорически не принимали, считали невоспитанной «простушкой». Не удивительно: Кейнс входил в чопорный Блумсберийский клуб – общество английских интеллектуалов. «У нее душа белочки, ничего лучшего про нее не скажешь. Она может часами гладить свой нос передней лапкой» - писала о Лопухиной Вирджиния Вульф.

Лидия славилась своим острословием, про Вульф она говорила: «Вирджиния – это букет сладко пахнущих цветов в словах». Лидия Лопухина была известна своим лёгким нравом, но при этом была прозорлива и умна. В итоге, её полюбили в кембриджском кругу. «Она не только умна для балерины, она умнее кого бы то ни было, а у Кейнса – самые лучшие мозги в стране» - говорил о Лопухиной Герберт Уэллс. Кроме того, балерина была дружна с Пикассо и Витгентшейном.

Когда муж серьёзно заболел, Лидия дни и ночи проводила рядом с ним, выполняя обязанности сиделки и секретаря. Она пережила мужа на 30 лет, но всё это время вела практический затворнический образ жизни и не оставила после себя мемуаров.

Ницше, Фрейд. Лу Саломе

Лу Андреас Саломе или Луиза Густавовна Саломе (ударение на последний слог) родилась в Петербурге в семье русского подданного, но немца по крови Густава Фон Саломе. Несмотря на немецкие корни, Луиза считала себя русской и даже просила называть её Лелей.

С детских лет Луиза отличалась оригинальным мышлением и ещё в раннем возрасте пришла к убеждению, что Бога нет. Для выросшей в католической семье девушки – это был, по меньшей мере, странный вывод. Ещё в Петербурге в Луизу влюбился молодой голландский пастор Гийо, он старательно ухаживал за девушкой и предложил ей стать его женой. Лу отказала пастору и поехала продолжать обучение в Швейцарию.

В Европе девушка сразу оказалась в водовороте идей, философий и политических течений. В Риме Лу вступает в клуб Малькиды фон Лийзенбух, которая была хорошей приятельницей Гарибальди, Ницше, Вагнера и воспитательницей дочери Герцена. В то время активно развивалось феминистское движение и Лу старались привлечь к нему, однако затея потерпела фиаско: Саломе были неинтересны мужеподобные активистки, её кумиром в то время была Айседора Дункан.
Любовные коллизии Лу в Европе начались с отношений с влюбленным в неё философом, другом Ницше, Паулем Рее. По доброй традиции Пауль сделал Лу предложение, но та отказала.

Они путешествовали по Европе и Рее познакомил Лу со своим другом Фридрихом Ницше. Ницше было 38 лет, он был болен, безвестен и лечился от душевной болезни в Швейцарии. На Фридриха Лу произвела неизгладимое впечатление. Своему другу Питеру Гасту Ницше так писал о Саломе: «Она резкая как орел, сильная как львица и при этом очень женственный ребенок… кроме того, у нее невероятно твердый характер и она точно знает, чего хочет, не спрашивает ничьих советов». Считая Лу самой умной, Ницше использует ее черты в «Заратустре» и пишет на ее стихи композицию «Гимн к жизни».

Кто бы мог представить, но Ницше захотел, чтобы Лу стала его женой. Лу, как обычно, отказала. Ситуация была непростой ещё и из-за негативного отношения к Лу сестры Ницше Элизабет.
Биография Саломе, казалось бы, устаканивается, когда она выходит замуж за преподавателя восточных языков Фридриха Карла Андреаса. Но назвать этот брак счастливым язык не поворачивается: физической близости между супругами не было, к Лу ходили молодые любовники, служанка родила сына от мужа Лу.
Лу несёт, она никак не может остановиться.

Её романы становятся притчей во языцех. В неё влюбляются мужчины, оставляют ради неё семьи, но Саломе непреклонна. Она не достаётся никому. Рильке потерял из-за неё голову, пишет ей стихи, внемлет всем её советам, даже меняет имя с Рене на Райнера, но им приходится расстаться: Рильке не хочет делить Лу с её мужем, она не хочет разводиться.

Жизнь свела Лу с Фрейдом и Юнгом, она с увлечением изучала психоанализ и даже сама лечила больных. Говорят, в неё был влюблён Фрейд… Её нашумевшая книга «Эротика» выдержала в Европе 5 переизданий.
Приход к власти фашистов принёс большой раскол в общество. Сестра Ницше написала на Лу донос, что та является «финской еврейкой», в том же письме она не преминула упомянуть, что её брат был пророком фашизма.
Лу Саломе скончалась в 1937 году. Её библиотека была сожжена фашистами.

Локкарт. Горький. Мария Закревская

Мария Закревская родилась в 1892 году в семье сенатского чиновника и крупного помещика Игнатия Платоновича Закревского.
В 1911 году Мария поехала в Англию, где вышла замуж за Ивана Александровича Бенкендорфа, секретаря русского посольства в Англии, а позже в Германии.
Брак с Бенкендорфом оказался недолгим. В 1917 году муж Марии был убит крестьянами в своём родовом поместье. От брака осталось двое детей. Долго во вдовах Мария не ходила и вышла замуж за барона Бутберга, с которым рассталась через несколько дней после свадьбы, но фамилию эту она сохранила до конца жизни.
В британском посольстве Мария познакомилась с британским послом Робертом Локкартом. В 1918 году их обоих арестовали по делу «заговора послов», но Марию быстро отпустили.
Потом долгое время Бутберг работала секретарём Максима Горького, между ними завязался «служебный роман». Благодаря Горькому Мария познакомилась с Гербером Уэллсом, к которому в итоге Бутберг и уехала, прожив с английским писателем до его смерти.
По последним данным Мария Бутберг была агентом-нелегалом советской разведки. На её похоронах в Лондоне была вся английская знать и представители русской аристократии.

Две сестры Каган. Две яркие судьбы. Старшая сестра была музой великого Маяковского. Младшая сестра была замужем за известным французским писателем Арагоном и сама состоялась как романистка.


Две сестры Каган. Две яркие судьбы. Старшая сестра была музой великого Маяковского. Младшая сестра была замужем за известным французским писателем Арагоном и сама состоялась как романистка. Это - Лиля Брик и Эльза Триоле .

Эльза Триоле демонстрирубт модели Ламановой Париж 1924" >

Они родились в интеллигентной еврейской семье в Москве. Родители, большие поклонники Гете, назвали девочек в честь героинь любимого писателя - Лили (позднее стала Лилей) и Эльзой. Старшая, Лили, родилась в 1891 году, Эльза - 12 (24) сентября 1896 года. Сестры получили блестящее образование, с детства говорили по-французски и по-немецки и, естественно, играли на рояле.

Лиля была ярко-рыжей с огромными карими глазами, а Эльза белокурой, голубоглазой. Пока старшая сестра металась в поисках профессионального «я» и налаживала семейную жизнь с Осипом Бриком, младшая успешно окончила Архитектурный институт. Летом 1915 года состоялось знакомство Эльзы Триоле с Владимиром Маяковским, она была увлечена стихами поэта и им самим. Познакомила с сестрой. И... мощный любовный поток хлынул на замужнюю Лилю Брик. Эльза без боя уступила Володю сестре. Возможно, она переживала, что ушел поклонник, но были и другие, не менее интересные литераторы. Особенно пылал Виктор Шкловский . «Люблю тебя немыслимо, - писал Шкловский Эльзе. - Прямо ложись и помирай».

Эльза, отвергнув всех отечественных вздыхателей, в 1918 году вышла замуж за французского офицера Андре Триоле и укатила с ним в Париж, покинув голодную и холодную Россию. Первая часть жизни Эльзы Каган закончилась, началась вторая - Эльзы Триоле. В одном из первых писем Эльза писала Лиле: «Андрей, как полагается французскому мужу, меня шпыняет, что я ему носки не штопаю, бифштексы не жарю и что беспорядок. Пришлось превратиться в примерную хозяйку... Во всех прочих делах, абсолютно во всех - у меня свобода полная...»

Разумеется, когда «свобода полная», то браки разваливаются. Вот и Эльза Триоле рассталась со своим первым мужем, а через несколько лет встретила второго своего избранника - Луи Арагона. Встреча 6 октября 1928 года в кафе «Купель» на Монпарнасе определила дальнейший путь двух жизней, слив их воедино.

32-летняя женщина из России сразу очаровала красивого и умного француза. Эльза Триоле , как и Лиля Брик , умела порабощать мужчин и диктовать им свою волю. Лиля господствовала над Маяковским, Эльза властвовала над Арагоном. Она сумела отвадить французского поэта и бунтаря от увлечения сюрреализмом и гомосексуализмом и заставила его поклоняться новой религии - коммунизму (быть коммунистом во Франции в те годы имело некоторый прагматический смысл). Арагон вступил в коммунистическую партию, сотрудничал с газетой «Юманите», посещал Советский Союз. И лишь позднее, на склоне своих дней, Луи Арагон , прозрев, сделал печальное признание: «Я не тот, кем вы хотите меня представить. Я исковеркал свою жизнь, вот и все».

Но вернемся к Эльзе. Их брак оказался удачным, и это удивительно, чтобы два творческих человека прожили относительно тихо и спокойно в течение 42-х лет. Вот что написала Майя Плисецкая , когда гостила у Эльзы и Луи в Париже: «Жить у Арагона и Эльзы было занятно. Оба писателя просыпались на рассвете, выпивали по чашке черного кофе и писали, полусидя в постели, до полудня. В эти часы я для них не существовала. На вопросы они не отвечали, на звонки у дверей - и подавно, к телефону не подходили. Тишина. Только скрип перьев да посапывания».

Первая книга Триоле, написанная по-русски, «На Таити», вышла в 1925 году. Первая книга на французском «Добрый вечер, Тереза!» появилась в 1938 году. Сборник Эльзы Триоле «За порчу сукна штраф 200 франков» в 1945 году получил премию Гонкуров, самую высокую литературную премию Франции, впервые за 40 лет присужденную женщине. За роман «Незваные гости» («Свидание чужеземцев») Эльзе Триоле в мае 1957 года присудили «Премию Братства», утвержденную организацией движения борьбы против расизма, антисемитизма и в защиту мира.

Эльза Триоле написала книгу о Чехове, переводила его рассказы на французский, она один из авторов сценария знаменитого фильма «Нормандия-Неман». Конечно, она переводила Владимира Маяковского и пропагандировала во Франции его творчество. Во время визитов поэта во Францию Эльза Триоле была переводчицей и гидом своего старого знакомого. Как замечал Маяковский, он говорил в Париже исключительно «на языке Триоле».

Эльза Триоле прожила 73 года. Она скончалась 16 июня 1970 года. В том же году вышел ее последний роман «Соловей замолкает на заре». Луи Арагон пережил жену на несколько лет. Они вместе покоятся в саду своего загородного дома в Сент-Арнуан-Ивлин (департамент Сена и Уаза). На могильной плите цитата из романа Эльзы: «Мертвые беззащитны. Но надеемся, что наши книги нас защитят».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!