Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Савва Мамонтов – биография крупнейшего промышленника России.

Савва Мамонтов – известный русский предприниматель и меценат 19 века. Биография Саввы Мамонтова очень интересна и насыщенна. Современники знали его как прекрасного певца, талантливого скульптора и художника. Именно его поместье в свое время стало центром художественной жизни.

Краткая биография Саввы Мамонтова

Савва Иванович Мамонтов родился в семье купца 15 октября 1841 года. Его отец занимался железнодорожным строительством. Семья жила богато, и в их доме часто устраивались приемы и балы. После завершения учебы на юридическом факультете сын продолжил отцовское дело и сколотил на нем целое состояние. С именем Саввы Мамонтова связаны постройки крупнейших железнодорожных магистралей. Однако широкую известность и память потомков (биография Саввы Мамонтова известна не одному поколению) он приобрел благодаря своему бескорыстному служению искусству. «Московский Медичи», «Савва Великолепный» - именно так отзывались о нем благодарные современники, именно под такими прозвищами вошел он в историю русской культуры.

Образование

В семье Мамонтовых было четверо сыновей. Их образованием занимался специально нанятый для этого гувернер. Он обучал детей европейским манерам и иностранным языкам. Биография Саввы Мамонтова, возможно, была бы совсем другой, но все изменилось после смерти матери в 1852 году. Отцу с детьми пришлось переселиться в более скромное поместье, нежели они занимали раньше. Отец семейства тяжело переживал смерть жены. Именно в это время он решил отказаться от домашнего воспитания и отдать детей в московскую гимназию, а спустя два года перевез их в Петербург и определил в институт гражданских инженеров. Однако Савва не смог учиться здесь и вернулся в Москву, в родную гимназию. Одной из причин возвращения была скарлатина, которой он заболел. Учеба давалась ему нелегко. В учебных заведениях того времени были жесткие правила: ученики, отстающие по учебным предметам, должны были сидеть за последними партами. Но Савва Мамонтов, биография, личная жизнь которого обсуждается не одно столетие, уже тогда был любимчиком окружающих, и по просьбе одноклассников его всегда сажали за первую парту. Это уникальное умение объединять вокруг себя людей он пронес через всю жизнь. Однако признание одноклассников не могло повлиять на успеваемость Саввы, и после провала выпускных экзаменов он был вынужден покинуть гимназию.

Приобщение к искусству

Отец устроил сына в Петербургский университет. Во время вступительных экзаменов Савве Мамонтову пришлось пойти на обман – на экзамен по латыни вместо него отправился другой юноша. Савва был зачислен в университет Петербурга, а вскоре перевелся на юридический факультет в Москве. Однако даже в университете Савва Иванович Мамонтов, биография которого рисует нам высокообразованного человека, не слишком интересовался учебой и все свободное время посвящал занятиям в драмкружке, руководителем которого был известный драматург А. Н. Островский. В 1862 г. он сыграл роль Кудряша в пьесе «Гроза». Это был его дебют, кстати сказать, вполне успешный.

Мамонтов – предприниматель

В эти годы Иван Федорович Мамонтов как раз основал и начинал развивать новое торговое товарищество, которое специализировалось на продаже шелка. Отец решил привлечь младшего сына Савву к семейному бизнесу и отправил его обучаться торговому делу в филиал своей фирмы в Баку. Начав работать простым служащим, Савва Мамонтов показал себя отличным коммерсантом. После командировки в Персию он вернулся опытным бизнесменом. Биография Мамонтова Саввы Ивановича гласит, что жизнь его с этого момента круто меняется. Из прогульщика и лоботряса он превращается в отличного предпринимателя.

Семья Саввы Ивановича Мамонтова

Биография Саввы Мамонтова, его семья интересуют многих людей нынешнего поколения. В 1864 году младший сын отправляется в Италию, чтобы подлечиться и изучить положение на местных рынках. Здесь он знакомится со своей будущей женой – Елизаветой Григорьевной Сапожниковой. 17-летняя девушка не отличалась особенной красотой. Но Савву Мамонтова привлекло в ней совсем не это. Она увлекалась искусством, прекрасно пела, много читала и занималась музыкой. Спустя год состоялась пышная свадьба, после которой молодые поселились в Москве. Именно в это время Мамонтовы отошли от торгового дела и занялись железнодорожным строительством. Занимаясь семейным бизнесом, Савва Мамонтов, краткая биография которого изложена в статье, никогда не переставал служить искусству и вкладывал в него огромные средства.

После смерти отца в 1869 году руководство семейным бизнесом полностью перешло в руки младшего сына. Молодая семья решает приобрести собственный дом. В поместье Абрамцево, владельцем которого с 1870 года стала семья Мамонтовых, постоянно собирались именитые русские художники, литераторы и музыканты. Благодаря содействию Саввы Ивановича в то время начала развиваться опера. Зазвучали и стали знамениты такие имена, как Шаляпин, Мусоргский, Римский-Корсаков. Большое внимание меценат уделял декорациям, которые писали знаменитые художники. Сам Мамонтов Савва Иванович, краткая биография которого, конечно, не может раскрыть всех его талантов, вместе с историками и искусствоведами кропотливо выбирал все декорации, сценические детали и костюмы.

Меценатство

Всю свою жизнь Савва Иванович посвятил поддержке самых разнообразных видов творческой деятельности. Он организовывал вечера, выставки, заводил новые знакомства, поощрял и продвигал талантливых людей. На это свое «увлечение» Мамонтов тратил огромные средства, несмотря на недовольство некоторых членов его семьи. У него был особенный дар видеть и распознавать в человеке талант к тому или иному виду искусства. В доме Мамонтовых постоянно жили и творили молодые художники, а хозяева старались создать для их творчества самые благоприятные условия. Усадьбу Абрамцево, где проживали Мамонтовы, постоянно перестраивали и ремонтировали, чтобы иметь возможность вместить как можно больше людей. После очередного посещения Италии Савва Иванович вместе со своей женой пригласил в свое поместье молодых художников, выпускников Петербургской академии художеств, которые заканчивали обучение за границей. Благодаря Савве Мамонтову миру стали известны такие имена, как В. Д. Поленов, Е. И. Репин, В. М. Васнецов и другие.

В начале 1885 года Савва Иванович открыл Московскую частную оперу, которая положила начало великому преобразованию сцены. Именно здесь раскрылся талант знаменитого теперь на весь мир Ф. И. Шаляпина. Именно здесь выступали известные композиторы и крупнейшие деятели искусства.

Поддержка жены Елизаветы Григорьевны

Жена Саввы Ивановича во всем поддерживала своего мужа. Именно она открыла школу для детей крестьян, а чуть позже и столярную мастерскую. Выпускники этой мастерской получали в награду набор инструментов, что позволяло им и дальше заниматься трудовой деятельностью.

В доме Мамонтовых была прекрасная библиотека. Елизавета Григорьевна всегда оказывала помощь в подборе необходимых исторических сведений и документов, если кто-то из художников брался писать полотно на историческую тематику. Нередко во время работы художников она читала им классическую литературу, развивая чувство прекрасного в молодых дарованиях.

Судебное разбирательство

К сожалению, не всегда в судьбе Саввы Мамонтова все было гладко и безмятежно. В начале 1900 годов состоялось крупное судебное разбирательство, связанное с незаконной растратой денежных средств. Предпринимателю приходит в голову идея объединить крупные промышленные и транспортные предприятия. На осуществление этого грандиозного замысла требовалась большая сумма денег. Савва Иванович продает акции принадлежащей ему Северной дороги. Одновременно он получает ссуду, заложив под залог акции и векселя, которые принадлежали его семье. Поставив на карту все свое состояние, предприниматель рассчитывал его приумножить, однако все пошло не так. Савва Иванович Мамонтов попал под арест. Ему пришлось даже несколько месяцев провести в тюремной камере. К счастью, дело закончилось оправдательным приговором. Во время судебных слушаний выступало немало свидетелей. Ни один из них не сказал в адрес подсудимого ни одного плохого слова. После того как суд зачитал приговор, весь зал аплодировал. Несмотря на благоприятный исход дела, долги нужно было возвращать. Все семейное состояние было пущено с молотка.

Жизнь после суда

С момента окончания долгого судебного разбирательства и оглашения приговора жизнь Саввы Мамонтова круто изменилась. Он стал вести замкнутый образ жизни и редко появлялся в обществе. Однако верные и преданные друзья не забывали своего покровителя. Такие известные люди, как В. А. Серов, В. М. Васнецов, В. И. Суриков, Ф. И. Шаляпин часто навещали его.

Савва Мамонтов: биография, дети

Савва Иванович очень удачно совмещал служение культуре и искусству с предпринимательской деятельностью. И то и другое отнимало немало сил, но для него это было делом всей жизни. Как признавался сам предприниматель, он ни за что не бросит заниматься ни искусством, ни бизнесом. В своей предпринимательской деятельности, кстати, он видел не только денежную прибыль, но и служение людям, служение на благо людей.


Биография Саввы Мамонтова была бы неполной, если не упомянуть о детях, наследниках великого мецената и промышленника. В семье было пятеро детей. Примечательно, что всех своих отпрысков Савва назвал так, что из первых букв их имен складывалась его собственное имя. Сергей, Андрей, Всеволод, Вера, Александра – САВВА. Один из сыновей, Сергей, в какой-то мере продолжил дело отца. Его имя не стало таким же известным, однако он был и драматургом, и поэтом, достаточно знаменитым в своих кругах.

Жизнь после смерти

Годы революции были тяжелыми для всей тогдашней России. Крутые изменения в стране застали Савву Мамонтова тяжело больным. В начале марта 1918 года он подхватил пневмонию. 24 марта великого предпринимателя и мецената не стало. Последующие десятилетия после его смерти власть в стране принадлежала большевикам, а имя Саввы Мамонтова было оплевано и забыто. Но такие люди не уходят бесследно. И сейчас, спустя почти сотню лет после его смерти, мы помним о неизмеримом вкладе Саввы Ивановича Мамонтова в развитие русской культуры. На сегодняшний день в честь знаменитого мецената и покровителя искусства установлены памятники в Сергиевом Посаде и Ярославле. Недалеко от Москвы, на ярославском направлении, его именем названа платформа.

Мамонтов Савва Иванович - русский предприниматель и меценат.

Годы жизни: 1841 - 1918.

Савва Мамонтов родился четвёртым ребёнком в купеческой семье Ивана Фёдоровича Мамонтова и Марии Тихоновны (Лахтиной). В 1849 году Мамонтовы переехали в Москву.

В 1854 года Савва был зачислен в Институт Корпуса горных инженеров, учащиеся которого получали как инженерные, так и военные знания.

В 1860 году Савва поступил в Петербургский университет, переведясь затем на юридический факультет Московского университета.

Савва Мамонтов поддерживал молодых художников и культуру. В 1870-1890 годах имение стало центром художественной жизни России. Здесь подолгу жили и работали русские художники (И. Е. Репин, М. М. Антокольский,В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов и Е. Д. Поленова, К. А. Коровин) и музыканты (Ф. И. Шаляпин и другие).

Савва Мамонтов был больше склонен к творческой, чем к предпринимательской деятельности. В 1890-х Савва Мамонтов ввязался в масштабный и рискованный проект и, в итоге, разорился.

Мамонтов был арестован и посажен в Таганскую тюрьму по обвинению в присваивании государственных денег. Защищал Мамонтова известный адвокат , который доказал, что Савва не присваивал денег. Но больше Мамонтов уже предпринимательской деятельностью не занимался.

В была написана знаменитая картина Серова Валентина Александровича - 1887 г. (находится в ). На портрете изображена двенадцатилетняя Вера Мамонтова (20 октября 1875 - 27 декабря 1907) - дочь и его жены Елизаветы Григорьевны. Девочка нарисована сидящей за столом; на ней розовая блузка с тёмно синим бантом; на столе нож и персики. В 1896 году (когда Вере шёл 21 год) Виктор Михайлович Васнецов написал ещё один её портрет - «Девушка с кленовой веткой». В конце декабря 1907 года в возрасте 32 лет Вера Мамонтова заболела пневмонией и через три дня умерла. Похоронена в Абрамцеве около церкви Спаса Нерукотворного.

Сохранился портрет Саввы Мамонтова кисти Ильи Репина (1880 г.).

Могила Саввы Ивановича Мамонтова в селе , у здания церкви Спаса Нерукотворного.

Мамонтов Савва Иванович не только поддерживал художников, но и сам практиковался как скульптор. В усадебном доме в находятся работы мецената - барельеф скульптора Антокольского, на котором различима подпись Мамонтова С.И. Первой работой Мамонтова был бюст отца - И.Ф. Мамонтова, который также представлен в экспозиции. Рядом бюст Веры Момонтовой - дочери Мамонтова, которая известна по картине Серова Девочка с персиками. Этот бюст также сделал сам С.И. Мамонтов.

Дата и место рождения – 15 октября 1841 г., Ялуторовск, Тобольская губерния, Российская империя (ныне Тюменская область).

Дата и место смерти – 6 апреля 1918 г. (76 лет), Абрамцево, Московская губерния, РСФСР (ныне Московская область).

Савва Мамонтов – не просто купец. И даже не просто меценат. Он режиссер, драматург, певец, скульптор. Владелец Частной оперы, которая сделала Федора Шаляпина великим артистом. В домашнем театре Мамонтова играл молодой купец Константин Алексеев, взявший впоследствии псевдоним Станиславский.

Б иография

Родился 3 октября 1841 года в купеческой семье Ивана Фёдоровича Мамонтова и Марии Тихоновны Лахтиной, был четвёртым ребёнком. В 1849 году И. Ф. Мамонтов переехал в Москву. Семья Мамонтовых жила богато: арендовала роскошный особняк, устраивала приёмы, балы. Образ жизни Мамонтовых был нетипичен для капиталистов тех времён, связей и знакомств в Москве у И. Ф. Мамонтова не было.

В 1852 году умерла мать Саввы Мамонтова, Мария Тихоновна. Семья Мамонтовых переехала в более простой, но и более просторный дом. Савва вместе со своим братом был отдан в гимназию и проучился там год без особых успехов. В августе 1854 года Савва вместе с двоюродными братьями был зачислен в Институт Корпуса горных инженеров, учащиеся которого получали как инженерные, так и военные знания. Савва демонстрировал хорошее поведение, однако имел черту увлекаться интересными ему предметами, игнорируя другие: так, быстро выучив немецкий язык и имея по нему отличные баллы, он получал двойки и тройки по латыни. Успехами в образовании он не отличался, чем вызывал беспокойство своего отца.

Начиная с 1858 года, Савва регулярно посещал театр и высказывал своё мнение о постановках в дневнике. Семья Саввы устраивала вечера, где проводились обсуждения спектаклей и книг, пение, музицирование.

В 1860 году Савва не выдержал экзамена по латыни и был зачислен на повторное обучение. И он, и его отец тяжело переживали это. Латынь за Савву сдал другой юноша, а сам Савва поступил в Императорский Санкт-Петербургский университет, переведясь затем на юридический факультет Московского университета.

В 1864 году Савва отправляется в Италию, чтобы подлечиться и изучить положение на местных рынках. Здесь он знакомится со своей будущей женой – Елизаветой Григорьевной Сапожниковой. 17-летняя девушка не отличалась особенной красотой. Но Савву Мамонтова привлекло в ней совсем не это. Она увлекалась искусством, прекрасно пела, много читала и занималась музыкой. Спустя год состоялась пышная свадьба, после которой молодые поселились в Москве.

Ж елезнодорожный магнат

“Он не меценат, а друг художников”, – говорил о Савве Ивановиче знаменитый живописец Виктор Васнецов, усадьба Мамонтова, – настоящий центр русской художественной культуры. Здесь жили и работали Репин, Поленов, Левитан, Нестеров, Коровин, Антокольский. Серов писал свою хрестоматийную “Девочка с персиками” тоже в Абрамцеве – с дочери Мамонтова.

Савва Иванович жил в мире искусства, но не забывал и о бизнесе. Как коммерсант Мамонтова отличала тяга к масштабным и несколько рискованным проектам. В особенности это касалось железнодорожного строительства.

Железные дороги играли исключительную роль в российской экономике того времени. Тогдашних железнодорожных магнатов можно сравнить разве что с теперешними нефтегазовыми олигархами. Неудивительно, что с конца XIX века государство стремилось прибрать этот бизнес к своим рукам.

Но начинал Савва Иванович еще во времена Александра II, когда правительство, наоборот, стремилось передать дороги в частные руки. В 1870-х годах он строит Донецкую железную дорогу. В то время Донбасс еще не был крупнейшим промышленным центром. Многие сомневались в рентабельности мероприятия, называли Мамонтова авантюристом. Однако проект был успешно доведен до конца.

Затем Мамонтов загорелся идеей устройства концерна, чтобы объединить в одних руках весь цикл: от производства техники и рельсов до строительство собственно дороги. С этой целью он учредил паевое “Товарищество Невского механического завода”.

Невский механический завод – любимое место русского мецената

На его последний проект Мамонтова подвигло путешествие по северному побережью России. Для освоения тамошних богатств он решил строить железную дорогу до Архангельска. Идея была встречена скептически. Но у нее нашелся могущественный покровитель – министр финансов Сергей Витте. Он видел в этой магистрали важное стратегическое значение и передал концессию на строительство дороги “Акционерному обществу Московско-Ярославской железной дороги”, контроль над которым принадлежал Мамонтову.

П редсмертная записка

Закипела работа. По словам современников, Мамонтов не искал легкой прибили, не экономил на качестве. Для этого требовалось реконструкция Невского завода, переживавшего, мягко говоря, не лучшие времена. А Мамонтов мечтал, чтобы паровозы для русских железных дорого производились не за границей, а в России. То есть вел политику импортозамещения, которую, увы, в те времена не смогли оценить.

Савва Иванович с компаньонами совершили весьма опрометчивый поступок: перевели деньги из “Акционерного общества Московско-Ярославской железной дороги” в “Товарищество Невского механического завода”. На 6 миллионов рублей больше, чем можно было по закону. Оба предприятия контролировал Мамонтов. Но все же они были акционерными. Получалось, что Савва Иванович переводил в том числе деньги акционеров, поставив их интересны под угрозу. Ведь в кассе железной дороги образовался огромный дефицит.

С ергей Витте

Сергей Юльевич Витте – премьер-министр в “деле Мамонтова” действовал небескорыстно.

В дело вмешался министр финансов, который, зная о не вполне законных операциях с деньгами, продолжал поддерживать Савву Ивановича. Или делал вид, что поддерживает. Витте передал Мамонтову концессию на строительство Северной железной дороги Санкт-Петербург – Вятка, которая должна была принести быструю прибыль и поправить дела. Тот же Витте присоветовал оказавшемуся в тяжелой ситуации предпринимателю взять значительный кредит у банкира Ротштейна, своего доверенного лица.

Кредит был взят, но тут Витте неожиданно отобрал лицензию на постройку дороги до Вятки. Это означало крах Мамонтова. Говорили, что под Савву копал министр юстиции Николай Муравьев. А Витте, который во всей этой истории сам был не без греха, сдал Мамонтова с потрохами.

Но вообще-то поступок Витте вполне соответствовал его экономическим воз-резаниям. В то время министр финансов уже твердо уверовал, что железные дороги должны принадлежать казне. Он полагал, что нельзя допускать, чтобы в государстве “создались как бы особые царства, железнодорожные, в которых царили маленькие железнодорожные короли”.

Началось следствие по “мамонтовскому делу”. Аудит выявил факт незаконной передачи 6 миллионов рублей. На железной дороге и на заводе было введено внешнее управление, которое возглавил чиновник с фамилией Хитрово.

Покрыть злосчастные 6 миллионов Мамонтов не смог. Его арестовали. При аресте в кабинете нашли записку из разряда тех, что принято называть предсмертными, и заряженный пистолет, воспользоваться которым Мамонтов не успел. Или не решился.

Н а скамье подсудимых

Хитрово полностью оправдал свою фамилия: акции Северной дороги и Невского завода были за треть стоимости переданы в казну. Государству же отошла и Московско-Ярославская дорога, и ее Архангельская ветка, хотя, по идее, они должны были достаться кредитору Ротштейну. Одним “железно-дорожным королем” стало меньше.

Поговаривали, что Витте имел в этом деле и личный интерес – немного поиграл на стоимости акций, которые скупал через родственников жены. Тем временем имущество Мамонтова шло с молотка. Сам он, сидя в тюрьме, сохранял удивительное спокойствие. Писал, переводил и даже вылепил по памяти бюст Витте, которого вообще-то должен был проклинать.

Московский деловой мир был на стороне Мамонтова, однако бросить открытый вызов властям не решился. Зато богема, которую часто обвиняют в неблагодарности и эгоизму, не бросила своего бывшего покровителя. Исключением стали, пожалуй, лишь Коровин и Шаляпин, которые сразу же покинули Частную оперу и ни разу не навестили опального мецената в тюрьме.

Остальные мастера культуры хлопали за Мамонтова где могли. Валентин Серов лично уговорил Николая II выпустить Мамонтова под домашний арест. Василий Суриков и Василий Поленов наняли для него лучшего адвоката по уголовным делам – Федора Плевако.Деньги на “выкуп” Мамонтова собирали и железнодорожные рабочие.

С уд и свобода

Знаменитый адвокат Плевако построил защиту на бесспорном факте отсутствия корысти в действиях Мамонтова и его компаньонов. Пресловутые 6 миллионов Мамонтов должен был возместить. Приговор был встречен овацией. Плевако получил очередную порцию славы. Мамонтов вышел из зала суда свободным, но разоренным дотла.

Железные дороги отошли к казне, особняк со всеми произведениями искусства был продан. Частная опера смогла просуществовать еще два года. Магнат превратился в частное лицо. Остаток жизни он провел в Абрамцеве и в небольшом домике у Бутырской заставы, где имел маленький гончарный завод, на котором иногда сам работал у станка.

“Дело Мамонтова” – это даже не борьба частного капитала с государством. Савва Иванович, в отличие от многих других представителей московского купечества, никогда не интересовался политикой. Он просто попал под жернова государственной машины, которая, не задумываясь, переломала этого чудаковатого купца, мечтавшего о славе русского искусства и об освоении бескрайних просторов Русского Севера.

Источник – интернет и журнал “Загадки истории”. Автор – Глеб Сташков.

1918 С. И. Мамонтов - крупный промышленник, меценат, сделавший неоценимый вклад в развитие русского искусства.

Семейные корни

Савва был третьим сыном в огромной семье купца Ивана Федоровича Мамонтова. Родился он в г. Ялуторовске (Тюменская обл.) в 1841 году, месте политических ссыльных, в том числе и декабристов. Отец Саввы был просвещенным человеком, он сочувствовал и всячески помогал политическим заключенным, его дом всегда был открыт для таких людей. В детских воспоминаниях Саввы сохранились встречи в их доме ссыльных декабристов. Личности этих необыкновенных людей произвели неизгладимое впечатление на мальчика, поэтому неудивительно, что уже во взрослой жизни в своем доме Савва Иванович всегда поддерживал, по словам его сына, «особый культ» и его участников.

Купеческие дела вынуждали Ивана Федоровича переезжать из города в город, и в 1850 году его семья поселилась в Москве. Как человек, обладающий тонким экономическим чутьем, он стал организатором масштабных проектов: основал акционерное железнодорожное общество, которое занялось строительством Московско-Ярославской дороги, при его участии разрабатывались и производились первые нефтяные промыслы в Баку.

Способность к экономическому прогнозу, деловые качества успешного хозяйственника передались от отца и Савве Мамонтову, унаследовавшего после смерти главы семьи (1869) его дело. Это случилось спустя два года после женитьбы Саввы на Е. Г. Сапожниковой, когда сын начинал собственную коммерцию и жил уже своим домом.

Приобщение к искусству

Еще в ранней юности Савва Иванович страстно полюбил театр, отчего возникали разногласия с отцом. Но это увлечение театром с годами не только не пропало, но и расширилось, умножилось, укрепилось. Поэтому со временем Мамонтов все больше внимания и средств стал отводить искусству, и в первую очередь - изобразительному. Он дружил со многими художниками, они часто бывали у него дома на улице Садовой-Спасской в Москве, а когда семья путешествовала, Савва Иванович непременно приглашал в поездки во Францию, Италию своих друзей-художников, которым, как он понимал, необходимы впечатления и опыт, получаемые в музеях изобразительного искусства мирового значения.

Такие имена как Репин, Поленов, Врубель, Нестеров, братья Васнецовы, Остроухов, Малютин, Антакольский, Неврев и многие другие связаны с именем великого их поклонника и мецената С. И. Мамонтова. Заслугой Саввы Ивановича, с его энергией и личной одаренностью, является возникновение Абрамцевского кружка и Московской частной русской оперы, где дебютировал великий бас - Федор Шаляпин.

Абрамцевский кружок

Огромным событием явилась покупка Мамонтовыми усадьбы Абрамцево (1870), бывшего имения писателя Аксакова. Эта усадьба стала одним из важнейших центров русской культуры того времени, где в течение четверти века постоянными гостями или жителями было великое множество талантливых людей, составляющих цвет художественной интеллигенции. Репин назвал Абрамцево «лучшей в мире дачей», где образовалась первая российская художественная колония, объединившая единомышленников, людей нового искусства. На территории усадьбы были построены мастерские, где создавались великие произведения живописи, изделия прикладного искусства, предметы мебели, детали архитектурного декора - все, что творило целостную картину развития искусства того времени.

И. Е. Репин в Абрамцеве

Значение деятельности Абрамцевского кружка в имении Мамонтова трудно переоценить. Здесь творил великий , оставив потомкам многочисленные портретные зарисовки гостей и обитателей дома. Это были карандашные наброски, но они в полной мере передавали домашнюю атмосферу в семье Мамонтовых. Его герои изображены за неспешной беседой, за чтением, чаепитием. На повседневность жизни дома художник смотрел глазами посвященного. Общность духовно-интеллектуальной среды, особого стиля жизни, созданного Мамонтовым в своем имении, объединяет персонажей на репинских портретах.

Об истории знаменитого портрета

В. А. Серов именно в Абрамцеве написал свою самую знаменитую картину - «Девочка с персиками» (1887). Моделью для портрета послужила любимая Саввы Ивановича - Веруша, существо прелестное и обаятельное. Хрупкому равновесию цвета, света и воздуха на портрете, ощущению вселенской гармонии обязана еще и особая атмосфера дома Мамонтова. Его хозяин предоставлял художникам уникальную свободу в творчестве, которая не омрачалась академическими условностями, материальными заботами, сроками исполнения.

Васнецов и другие члены Абрамцевского кружка

В картинах «Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке», написанных под впечатлением от усадьбы Мамонтова, ее идеи о возрождении национального искусства, вдохновлявшая и самого Мамонтова и всех остальных членов кружка. В 1888 г. в Абрамцеве были созданы мастерские, где предпринимались первые практические шаги, чтобы сохранить и возродить кустарные народные промыслы. Активно занялась этим художница Е. Поленова, естественно, при содействии Саввы Ивановича.

Также были открыты гончарные мастерские, давшие впоследствии русскому искусству много высочайших образцов керамики, в частности, там была создана знаменитая майоликовая скульптура М. А. Врубеля.

Коллекционер и создатель театра

Параллельно со своей подвижнической деятельностью и благодаря ей, Мамонтов упорно и целенаправленно собирал коллекцию произведений современного ему искусства. Но творческая активность мецената отразилась не только на коллекционировании, но и на работе по созданию новых театральных традиций. Именно Мамонтов закладывал основы для создания целостного образа театрального представления, когда единое целое составляют тексты, музыка, художественное оформление спектакля.

В своем московском доме он давал первое представление в 1878 г., потом они проходили регулярно, а сам Мамонтов даже принимал участие в них. Но домашний театр был только началом: в 1885 г. Савва Иванович стал создателем частной русской оперы. Это был первый театр, где служили профессиональные актеры, после того, как была отменена императорская монополия на театры в Москве.

Последние годы

В 1899 г. Мамонтов разорился. Он подвергся аресту, а его московский дом на Садовой конфисковали. Он лишился большей части своей драгоценной коллекции, которую продали «с молотка», пережил муки горьких утрат родных людей. Последние годы Саввы Ивановича Мамонтова проходили в Москве, в скромном доме с гончарной и скульптурной мастерскими, к нему примыкающими. На его хутор «На Бутырках» все так же приходили люди искусства, как когда-то приходили в дом по Садовой улице и в Абрамцево, несмотря на то, что Мамонтов уже отошел от дел и был не в состоянии оказывать какую-либо помощь. Великий меценат скончался в 1918 -ом году.

Годам к 35-ти к Савве Ивановичу Мамонтову прочно приклеилось прозвище Савва Великолепный — по аналогии с Лоренцо Великолепным , блистательным политиком и щедрым меценатом из семейства Медичи, при котором Флоренции пережила небывалый расцвет искусства. Будут, конечно, в России неординарные купцы-меценаты и после Саввы: Щукин , Морозов … Но только универсальный Мамонтов, близкий друг Поленова и Репина, покровитель Васнецова, Серова и Коровина, первооткрыватель Шаляпина и защитник не понятого публикой Врубеля, инвестор« Мира искусства» и худрук собственноручно созданной« Частной оперы», «неистовый Савва», «человек-водоворот», «миллионщик» — останется в истории« русским Медичи».

Но откуда же он, Савва Мамонтов, такой выискался? Каково происхождение его капиталов? Что за человеком он был? И как вышло, что столь блистательная и непраздно прожитая жизнь завершилась позорным судом, разорением, крахом?

За отцовской спиной

Отец Саввы, Иван Федорович, был потомственный купец. Как и многие представители купеческого сословия, Мамонтовы происходили из старообрядцев: считалось, сугубая религиозность гарантирует их особую щепетильность и честность в делах. Эти, дескать, не обманут: Господь не велит. Промыслом Мамонтовых были винокуренные заводы, но старший Мамонтов отнюдь не походил на зашоренных замоскворецких купцов из пьес Островского. Живя в Ялуторовске(в этом северном городке в 1841-м родится Савва), Иван Мамонтов знался со ссыльными декабристами. Внучатая племянница Павла Третьякова, состоящая с Мамонтовыми в дальнем родстве, вспоминала об Иване Федоровиче так: «Если бы вы не знали, кто это, то сочли бы, что перед вами английский премьер-министр» . Еще бы: всегда элегантен, чисто выбрит, подчёркнуто вежлив и в цилиндре.

Фото 1 и 2 — Иван Федорович Мамонтов, отец Саввы: фото 3 — дом, где, предположительно, появился на свет Савва Мамонтов; 4 — Музей декабристов в Ялуторовске.

Иван Федорович Мамонтов занимался делом для России новым и, без сомнения, очень перспективным: он строил железные дороги. Детей у Мамонтовых родилось шестеро, некоторые умерли — кто от младенческих болезней, кто от холеры, и на третьего сына Савву, крепкого и красивого сорванца, Иван Федорович возлагал особые надежды: рано или поздно семейное дело нужно будет кому-то передать. А пока Савве был нанят немец-гувернёр, чтобы учил языкам и по необходимости порол. Годы спустя Савва признает это нелишним: «Отец не видел ничего дурного в воспитательных принципах Шпехта и, конечно, был прав. Розги исправно действовали. Я же вскоре сделался чистеньким и аккуратным мальчиком» .

Гимназию Савва, самоуверенный и дерзивший её директору Авилову, окончил плохо — с двойками по математике, русскому и единицей по латыни. Хорошие отметки имел только по немецкому и Закону Божию. Для поступления в университет ненавистную латынь за Савву сдавал другой человек, присоветованный Мамонтову его учителем физики. Так, не вполне честно, Савва сделался студентом юридического факультета Московского университета.

Иван Федорович рассчитывал, что Савва получит хорошее образование, но сыну и здесь было не до учебы. Он увлекался театром, пропадал в опере и даже сам в частной постановке« Грозы» с успехом играл роль Кудряша. Отец сердился и в письмах требовал от Саввы немедленно взяться за ум: «Мне нужен не актёришка, а образованный, здравомыслящий юрист, которому можно без страха поручить серьёзное дело. Мне нужен не фигляр, а помощник!» «Ты совсем обленился, перестал учиться классическим предметам и предался непозволительным пустым удовольствиям — музыкантить, петь и кувыркаться в драматическом обществе» .

Увещевания отца до Саввы доходили плохо. Ни учиться, ни бросать университет он не собирался, текущее неопределённое положение дел его удовлетворяло вполне. Отец сушил голову, как быть с непутёвым сыном, но тут вмешался случай. Иван Федорович получил записку от анонимного доброжелателя. Смысл её был зловещий: «У вас есть сын Савва в университете, уберите его, иначе может быть очень плохо» .

Это было время нараставших волнений в студенческой среде, время прокламаций и тайных обществ. В Петербургском университете начались антикрепостнические студенческие бунты, в Петербурге — поджоги и пожары. В провокациях немедленно обвинили студентов. Репрессивная полицейская машина заработала с удвоенной прытью. Иван Федорович Мамонтов подумал: мало ли, куда(по идеализму и склонности безоглядно увлекаться) мог вляпаться его Савва. Арест, карцер и каторга так ясно замаячили перед глазами опытного дельца, не испытывавшего по отношению к власти особых иллюзий, что он немедленно забрал Савву из университета и отправил в Баку, поручив 20-летнему сыну первое в его жизни самостоятельное дело. Так, не завершив образование, Савва вступил во взрослую жизнь.


Савва Мамонтов. 1860-е. Фотографии.

Молодой Мамонтов не случайно сфотографирован с догом: собак и лошадей он всегда любил. В 1860-е одного из своих псов захваченный общественными настроениями тех лет Савва назвал Нигилистом.

Заграница нам поможет!

Иван Федорович в то время как раз пробовал инвестировать в первые нефтяные промыслы на Каспии. Дело поначалу не приносило прибыли, и старший Мамонтов в дополнение к нефти основал Закаспийское Торговое Товарищество, открывавшее по всей Персии торговые фактории. Туда-то — торговать и торговаться с хитрыми персами и направил отец молодого Савву. Расчёт был такой: получится у Саввы сладить с несговорчивыми восточными людьми и не остаться в убытке, значит, и в других делах от него будет толк.

В Баку Савва несколько недель, чтобы не тратиться на кухарку, питался одними сардинами, вникал в обстановку, и скоро компаньон предложил ему лично(и в сопровождении телохранителя!) отправиться в опасную Персию. Россия тогда экспортировала туда ткани, стекло, а также серпы, косы, грабли. Но гораздо больше импортировала, т. е. везла из Персии — табак и хлопок, шелк-сырец и рис, изюм и финики, шерсть и красящие вещества, бирюзу и жемчуг, баранов и лошадей, мыло и бытовую химию и еще опиум — эффективное и в то время совершенно легальное лекарство.

Снарядить и сопроводить караваны без потерь было первой задачей, избежать таможенных поборов — второй. Редкое чутьё помогало Мамонтову удачно выбирать товар. Купеческие гены брали своё: торговля быстро начала приносить барыши. Беспокоило Савву только одно: выглядит он несолидно — совсем молодой, румяный, безусый, благообразный. Тогда он придумал обзавестись капитанским кителем и бородкой, но главное — купил себе револьвер.

Подъезжая на лучшем скакуне во главе каравана с грузом к таможенному посту, где уже переминались мытари в ожидании бакшиша(почти неизбежной взятки), Савва приосанивался, сверкал глазами и уверенно гаркал: «Прочь с дороги! Пошлина уплачена на границе Персии, по договору российского императора Александра и великого падишаха Персии несравненного Насреддина!»

Иван Федорович тихо торжествовал: Саввушка торгует с приростом, дань на таможнях не платит, изображает из себя большого человека. Может, не зря театром увлекался?..

Итальянский полдень

Вернувшись из Персии, чтобы возглавить Московское бюро Закаспийского Товарищества, Савва строил грандиозные торговые планы. Но помешала болезнь: понадобилась операция на пояснице. И обеспокоенный отец отправил Савву в Милан — погреться на итальянском солнце, а заодно изучить местные шёлковые промыслы: старший Мамонтов планировал начать торговлю шёлком.

Но Иван Федорович просчитался: в Италии Савва взялся за старое. Целыми днями он объезжал римские древности, разглядывал часовни и соборы. И еще увлёкся пением — знаменитый итальянец давал ему уроки. У Саввы оказался превосходный бас, он даже собирался дебютировать в миланской опере, готовил партии из «Нормы» и «Лукреции Борджиа», но не успел — внезапная охота жениться помешала.

В Милане Савва близко сошёлся с Сапожниковыми — русским семейством, путешествующим по Италии. Обещал показать Вере Владимировне, вдове купца первой гильдии Сапожникова, коринфскую колоннаду в Риме, и тут же влюбился в её 17-летнюю дочку Лизаньку, девицу строгую, но приветливую, большую ценительницу музыки и литературы. Савве на тот момент было 23.
Иван Федорович выбор сына, попросившего благословения, одобрил: репутация у Сапожниковых в купеческой среде была доброкачественной, чего еще требовать? Отец подарил молодым Мамонтовым дом в Москве, а через несколько лет брака Савва Иванович и Елизавета Григорьевна купят имение Абрамцево. Одной из любимейших книг в юности у Саввы были« Детские годы Багрова внука» Сергея Тимофеевича Аксакова. Поселиться в усадьбе Аксакова, вот уже десяток лет после смерти хозяина пустующей и приходящей в упадок, было для Саввы своего рода романтической прихотью. Но для русской культуры эта купеческая блажь имела грандиозные последствия. И московский дом, и абрамцевская усадьба более 20-ти лет будут аккумулировать под своей крышей лучших представитель русской живописи, музыки, литературы.


Савва Иванович с женой Елизаветой Григорьевной, в девичестве Сапожниковой.

Железнодорожный магнат

В 1869-м году Иван Федорович внезапно скончался от воспаления брюшины. Какой капитал унаследовал 28-летний Савва, доподлинно не известно. Но дело жизни отца — железные дороги — стали главным делом сына. Отец дотянул Северную дорогу от Москвы до Ярославля. Савва продолжит её до Вологды, Архангельска, Мурманска. Он с юмором описывал свою незадавшуюся ознакомительную поездку по российскому бездорожью: «Дорога вся разрытая колеями и покрытая жидкой черной грязью, а над ней изредка лежат брёвна, что и заставляет сидящих в тарантасе делать невозможные комические движения. Попав раза два макушкой в потолок тарантаса, я внутренне убедился, что железная дорога от Ярославля до Вологды необходима» .

Весёлый, решительный, молниеносно соображавший, неимоверно обаятельный и, главное, с ничем еще не омрачённой репутацией, Мамонтов быстро шёл в гору.

Вторым направлением, выбранным Саввой, куда протянутся железнодорожные линии, станет Донецкая каменноугольная дорога. К 1882-му году она соединит Мариуполь и Юзовку(теперешний Донецк) с российскими промышленными центрами. Савва заработает миллионы. Его имя скоро станет известным в деловых и промышленных кругах, он будет вхож во многие высокие кабинеты, станет другом министра финансов Сергея Витте, сблизится с лучшими художниками своего времени — Репиным , Поленовым , скульптором Антокольским. Чуть позже в его доме появятся браться Васнецовы( , ). Еще какое-то время спустя — новое поколение художников: Нестеров , Серов , Коровин , Врубель .

То, что делал для русских художников Савва, сейчас, вероятно, назвали бы адресными субсидиями. Или грантами. Конечно, он мог и просто ссудить денег. И дать безвозмездно. Но, зная щепетильность друзей, находил для них заказы, подавал идеи, предлагал проекты. Почти нищенствующего и болезненно неуверенного в себе Виктора Васнецова он буквально уговорил писать картины для кабинета правления Донецкой дороги(и в их числе« Трёх царевен подземного царства », символизирующих богатства каменноугольного бассейна), а когда правление откажется их оплатить, картины приобретут Савва с братом Анатолием. «Московскому дворику » дебютирующего в пейзаже Поленова Савва предречёт, что он станет любимейшей картиной москвичей. Специально для панно Врубеля( , ), отвергнутых жюри промышленной выставки в Новгороде, Мамонтов, назло всем критиканам, выстроит отдельный павильон. О знаменитых репинских« Запорожцах» скажет, что они« зачаты под небом Абрамцева». И счет картин, о которых справедливо сказанное, идет не на десятки — на сотни.

Вид с веранды дома Мамонтовых узнаваем в пейзаже« Видение отроку Варфоломею » Нестерова, абрамцевские озёра писали Серов и Коровин, в «Алёнушке » Васнецова отобразился абрамцевский лес.

Мамонтов не занимался слепой благотворительностью. Не видел в этом смысла. При этом никогда не жалел денег для искусства. Такой парадокс. Он щедро финансировал то, что считал ценным, достойным внимания, он избавлял от нищеты, давал уверенность в своих силах и щедро делился семейным теплом. Но главное — Савва вместе со своей большой семьёй(у них с Елизаветой Григорьевной родится пятеро детей — Сергей, Андрей, Всеволод, Вера и Александра, первые буквы их имён составят анаграмму« САВВА») создавал среду. Такую атмосферу, которая не то чтобы вдохновляла — после позитивистстких 60-х «вдохновение» вышло из моды, а делала творческие заботы чем-то совершенно естественным и единственно возможным для человека. Таким же природным и непреложным, как воздух Абрамцева.

Двери Мамонтовых никогда не запирались. Друзья приходили и приезжали без приглашения. Поленов был для Мамонтовых дон Базилио, его сестра-художница Елена — Лиля, Антокольский — Мордух, Серов, с детства подолгу живший в Абрамцеве, — Тоша, Коровин — Костенька. Родные и любимые Саввы Мамонтова, его жена, дети, племянники остались жить на многочисленных картинах и рисунках великих русских живописцев. И речь не идёт только о портретах. Серов увековечил Веру в «Девочке с персиками ». Васнецов подарил лицо Андрея Алёше Поповичу из «Богатырей »(а его конь — это гордость мамонтовских конюшен, любимый жеребец Саввы, по имени Лис). Врубель рисовал« Демона » с сына Мамонтова Всеволода.

Увлечения миллионщика

Энергетика Саввы заражала, прошибала стены, пронимала самих бесчувственных и равнодушных к искусству. «Приезды к нам Саввы Ивановича , — вспоминала дочка художника Поленова Наташа, — не носили характера мирной беседы, это были какие-то каскады слов, начало слов без окончаний, страшно громких, с жестикуляцией, с громким смехом, но разговоры их были до того образны, что, отчетливо не понимая слов, я чувствовала, что нахожусь в атмосфере настоящего искусства ».

В Италии Мамонтовы поначалу проводили не намного меньше времени, чем в России. Савва называл их кружок« русским землячеством». Он любил Италию, неплохо ориентировался в искусстве и, кстати, бывал на могиле Медичи. Савва не раз говорил, что его идеальная мечта — Ренессанс русского искусства. Наблюдая за работой Поленова и Марка Антокольского, Мамонтов и сам увлёкся скульптурой. У него обнаружилось нерядовое дарование. Антокольский иронизировал, конечно: имея капиталы, отчего бы не полепить? Но неуклонно растущие капиталы Мамонтова грели не только его самого: тому же Антокольскому он очень скоро, вникнув в его плачевные финансы, открыл кредит на 2 тысячи рублей. Да и умница Антокольский воспринимал Мамонтова-скульптора вполне серьёзно.


Скульптурные портреты художников Виктора Васнецова и Василия Поленова, сделанные Саввой Мамонтовым.

Сейчас это кажется неправдоподобным и, может быть, даже смешным: было время, когда Мамонтов всерьёз собирался бросить железную дорогу и всецело посвятить себя скульптуре, высокому искусству. Жена отговорила. Да и стыдно было оставить начатое отцом дело.

Когда Савва бывал в ударе, он смешил всех до упаду, до колик и счастливых слёз. Придумывал, например, мериться лысинами(как и отец, он облысел рано) с другом, доктором Спиро. Или переодеться в чертей почему-то с женскими грудями и в таком виде кататься в самодельной карете по Риму. Или, живя в Неаполе, ехать смотреть на извержение Везувия(рядом с ними в тот день случился обвал, погибло около 60-ти человек, и Савва долго не мог себе простить, что повёз жену« на бомбу»). Или ставить водевиль, где роль томной балерины будет отдана кряжистому Антоше Серову. А временами на Савву находило фанфаронство: он снимал целый этаж во дворце в центре Рима, или угощал аскетичного Мстислава Прахова клубникой посреди зимы. Или когда заехавший в Абрамцево старик Иван Тургенев стал рассказывать, что Флобер предпочитает улиток, Доде — байабес, а Золя — морских ежей и икру каракатиц, Савва раздухарился настолько, что пообещал в следующий раз угостить Тургенева… мамонтом. И в ответ на наступившее за столом неловкое молчание клялся, что ему его привезут — настоящего древнего мамонта с Таймыра, там-де, в вечной мерзлоте, мясо отлично сохраняется.

Ему до всего было дело. Он фонтанировал идеями и откликался на новое и интересное. Однажды невестке Мамонтова подарили японскую игрушку Фукурама, привезённую с острова Хонсю. Разъемная кукла, внутри которой находятся её уменьшенные копии, впечатлила Мамонтовых. Попросили художника Сергея Малютина сделать нечто похожее, но, разумеется, в русском стиле. Так родилась матрёшка, а уж Савва позаботился о том, чтобы наладить массовое производство в собственных мастерских.

Роковая опера

Но, пожалуй, главным увлечение Мамонтова была не скульптура, не живопись и ремёсла — театр. Все начиналось с домашних постановок в доме Мамонтовых. На них не жалели денег, изготавливали декорации, шили костюмы, приглашали, если нужно, профессиональных певцов. Друзья-художники нередко выступали в роли актёров — один только Виктор Васнецов отыграл роли от Мороза в «Снегурочке» до Мефистофеля. Мамонтов« болел» театром страстно. Сочинял. Серьёзно изучал греческую драму, римскую комедию. И сам писал водевили, комедии, мистерии.

В какой-то момент Савва решил, что готов к созданию профессиональной сцены — «Частной оперы», которая, давая обязательных Верди и Доницетти, сможет также популяризировать русское искусство, лучших русских композиторов — Мусоргского, Даргомыжского, Римского-Корсакова. Сейчас« худрук», художественный руководитель — штатная должность, но в конце XIX века Мамонтов изобрёл эту должность для себя сам. От отвечал в театре за всё: единство замысла, подбор актёров, репетиции, декорации. Не говоря, разумеется, о деньгах. Дирижером Савва пригласил Рахманинова. Он привозил гастролировать лучшие голоса из Италии, Швеции. Со свойственным ему сверхъестественным чутьём находил редкие певческие бриллианты и в России. Декорации для Новой оперы Мамонтова писали Поленов, Васнецов, Врубель. А Мамонтов, как ребёнок радовался, что лучше всех — декорации его любимчика, Костеньки Коровина. Не только потому, что чувствовал себя в неком подспудном долгу перед ним: Коровины были ямщиками, зарабатывали извозом, а когда Россию покрыла сеть железных дорог, семья разорилась, отец Константина наложил на себя руки; то, что привело к успеху Мамонтовых, стало для Коровиных крахом. Скорее, Мамонтову нравилась весёлое балагурство и шалопайство Коровина, он видел в этом отблески собственной молодой бесшабашности.

«Савва был вездесущ и, казалось, двужилен: от художников — к музыкантам, от музыкантов — к актерам — день ли это, ночь ли. И так — изо дня в день» , — пишет биограф Мамонтова Владислав Бахревский. Благодаря Савве был открыт талант Шаляпина. В мамонтовской Новой опере неопытный и не слишком образованный Шаляпин сделался профессионален и знаменит. Когда Савва попадёт в беду, Шаляпина переманит к себе императорский театр, и этого предательства Савва не сможет ему простить. В его завещании будет особый пункт: на похоронах не должно быть Шаляпина.

Над Новой оперой насмехались, её критиковали. Говорили, что это слишком похоже на «любительский спектакль в очень богатом доме» . Чехов уверял, что любой бродяга на итальянских улицах владеет голосом лучше, чем мамонтовские солисты. Наконец, опера для Мамонтова не являлась коммерцией: в финансовом плане она оставалась убыточной. Но Мамонтова это смущало мало: он был уверен, что служит высокому искусству. Хотя многие, как когда-то Саввин покойный отец, считали, что он стремится только «музыкантить, петь и кувыркаться в драматическом обществе» .

Опера принесла разлад в казавшуюся такой крепкой, до незыблемости, семью Саввы и Елизаветы . Жена не разделяла Саввиного увлечения. Настанет день, когда вся Москва будет судачить о том, что миллионщик Мамонтов завёл театр исключительно для своей пассии — певицы Татьяны Любатович. И даже когда эта шокировавшая многих друзей дома связь прервётся, семейного единения будет не вернуть: Савва Иванович и Елизавета Григорьевна, ушедшая в религиозные переживания, больше никогда не смогут по-настоящему сблизиться, хотя и будут сохранять видимость брака.

Арест

11 сентября 1899 года Мамонтов был арестован. В доме на Садово-Спасской учинили обыск, а Савву под конвоем показательно провели по городу, на потребу глазеющей публике, до Таганской тюрьмы. Такого публичного позора Мамонтов не переживал за всю жизнь.

Дом, известный всей Москве, будет опечатан. Картины и скульптуры — гибнуть от холода и сырости. В 1903-м году отчуждённое имущество Мамонтовых — мебель, предметы искусства, старинное оружие — уйдёт с молотка.

Мамонтов провел в тюрьме несколько месяцев. Ему вменялась растрата казённых средств, хотя многие понимали, что обвинения отчасти сфабрикованы. Министр юстиции Муравьёв враждовал с министром финансов Витте, с которым сотрудничал Мамонтов, и рассчитывал, что после публичного позора« московского Медичи» Витте не сможет сохранить под собою кресло. После блестящей речи защищавшего Мамонтова знаменитого адвоката Федора Плевако(это, кстати, был принцип Мамонтова — всегда взаимодействовать только с лучшими в своей сфере: врачами, юристами, музыкантами) суд присяжных вынес оправдательный приговор. Однако стараниями конкурентов Мамонтов за время ареста был почти разорён. Он был сломлен и так не смог, несмотря на предпринимаемые несколько раз попытки,

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!