Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Российские тяжелые беспилотники. Российские беспилотные системы

В настоящее время беспилотный авиационные системы переживают бурный рост во всем мире. На рынок этого сегмента современной техники выходят страны, ранее не осуществлявшие научной разработки и производства данных высокотехнологичных комплексов, а именно: Индия , Пакистан , Иран , Сирия , Польша , Чехия , Норвегия . Бесспорными лидерами являются США , Израиль , Германия , которые оставили далеко позади себя Россию . Отличительной чертой отечественного рынка беспилотных систем является слабое финансирование со стороны государства. Значительные средства на разработку и производства беспилотных комплексов выделяются только Министерством обороны.

Однако, востребованность современного российского рынка в беспилотных системах проявляется не только в потребности силовых структур, но и в других, сугубо гражданских сферах, а именно: экологический мониторинг; мониторинг трубопроводов и газопроводов; картографирование; лесоохрана, рыбоохрана. Даже небольшое применение беспилотных систем в этих сферах дает ощутимые результаты. В эпоху Советского Союза разработкой беспилотных систем занимались крупные авиационные производители, такие, как КБ им.Туполева, сейчас этим занимаются множество фирм, изначально не связанных с авиацией, которые пришли в этот сегмент из других смежных отраслей. Научную разработку и производство беспилотных комплексов проводят концерн «ВЕГА» , «Аэрокон» , «Транзас» , «Иркут» , «Рисса» и др.

EXперименты. Беспилотники

По классификации Министерства обороны выделяют 4 класса беспилотных комплексов

  1. комплексы ближнего радиуса действия (до 25 км.);
  2. БПЛА малой дальности (до 100 км);
  3. средней дальности (до 500 км.);
  4. большой дальности (более 500 км).

Востребованы как дорогостоящие аппараты с большой длительностью полета (более суток), так и малобюджетные, представляющие собой пневматическое ружье, выстреливающее на высоту 200 метров целевую нагрузку с фото-, видеокамерой и системой передачи данных, опускаемую на землю с помощью парашюта в течение 20-30 секунд.

Среди БЛА 1 класса хорошую оценку специалистов Минобороны получили комплексы «Элерон-3СВ» и «Элерон-10СВ» казанской компании «Эникс». Эти системы рекомендованы для использования в Сухопутных войсках РФ. Их планеры выполнены по интегральной схеме.

Беспилотники ближнего радиуса действия

Масса аппарата «Элеон-3СВ» без целевой нагрузки – 4,3 кг. Его можно транспортировать в заплечном контейнере или автотранспортом. Продолжительность полета – около 2 часов, высота полета – 5 км. Максимальная дальность передачи данных по цифровому видеоканалу – 25 км. Пуск аппарата происходит с помощью резинового жгута или пневматической направляющей, посадка – на парашюте, отцепляющемся при посадке по радиокоманде.

«Элерн-10СВ» имеет продолжительность полета 2,5 часа при диапазоне скоростей 75-135 км/ч, передает данные на расстояние до 50 км. Садится аппарат с помощью парашюта в перевернутом на спину положении, что обеспечивает сохранность информации и хрупкой полезной нагрузки. Аналогичным образом приземляется израильский БЛА BirdEye-400 , который закуплен российским Министерством обороны для изучения.

Для нужд МЧС и МВД для применения в городских условиях Московским авиационным институтом разработан мини-вертолет «Ворон» взлетной массой 32 кг. (масса полезной нагрузки до 16 кг). При 2-часовой продолжительности полета со скоростью 100-120 км/час, комплекс позволяет различать людей, номера машин… «Ворон» может применяться в сложных метеоусловиях, акустически мало заметен.

Сильными конкурентами вертолетам являются беспилотники турбинного типа, которые относятся к аппаратам вертикального взлета и используются для выполнения задач, требующих видеонаблюдения с близкого расстояния, точной посадки в заданную точку. Они могут быть использованы где угодно, в т.ч. в условиях городской застройки и в лесу, т.к. несущий винт в таких аппаратах находится внутри корпуса. Одной из не многих компаний, разрабатывающих подобные перспективные БЛА, является компания «Рисса». Наиболее известна ее разработка «Тайфун» . Аппарат рассчитан на 50 минут полетного времени, может быть незаменим для исследования состояния зданий при неразрушающем контроле, для подъема аппаратуры на небольшие высоты, контроля движения на магистралях.

Элерон-3СВ Элерон-10СВ Bird-Eye 400
Мини-вертолет «Ворон» Рейс-Д Иркут-200
БПЛА «Юлия» Дозор-2 Дозор-3
Дозор-4

Беспилотники средней дальности

Беспилотные комплексы среднего радиуса действия «Рейс-Д» , находящиеся на вооружении российской армии, разработаны КБ им. Туполева. Сейчас ведется разработка проекта БЛА средней дальности на основе разведывательно-ударного комплекса с аппаратом Ту-300 (стартовая масса – 3 т., скорость до 950 км/ч., дальность полета – 300 км., способен нести вооружение массой до 1 т.).

Компания «Иркут» разработала комплекс «Иркут-200» (длина 4,53м, размах крыла-5,34м, дальность действия – до 200км). Конструктивно представляет собой высокоплан. Использование композитных материалов позволило снизить массу аппарата. БЛА берет нагрузку массой до 30кг. и до 60 кг. топлива, что позволяет совершать полеты продолжительностью до 12 часов. Взлет и посадка производится на площадку длиной до 250м. Достоинством комплекса является высокая степень автономности, а также низкая стоимость жизненного цикла и эксплуатации.

Более крупный аппарат – БПЛА «Юлия» взлетной массой 550 кг. при полезной нагрузке до 100кг. – разработан Московским НИИ «Кулон». Беспилотник рассчитан на полет в течение 12 часов и передачу информации на расстояние до 250 км. Взлёт и посадка осуществляются «по-самолетному».

КОГДА НАШИ БЕСПИЛОТНИКИ НАЧНУТ БОМБИТЬ ИГИЛ?

Беспилотные комплексы дальнего радиуса действия

Вопросу обеспечения высокого качества передаваемой БЛА информации большое значение придают в компании «Транзас», являющейся разработчиком морских и авиационных навигационных систем. Эта проблема стала ключевой при создании комплекса «Дозор-3» , относящегося к классу тяжелых средневысотных БЛА большой продолжительности полета. Полезной нагрузкой БЛА могут быть: видеокамеры и РЛС переднего и бокового обзора, тепловизор, автоматическая цифровая фотокамера высокого разрешения, система управления целевой нагрузкой и накопители информации. Для патрулирования морских и сухопутных границ, мониторинга стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, обеспечения поисково-спасательных операций «Транзас» предлагает «Дозор-2» и «Дозор-4» . «Дозор-4», в частности, используется пограничной службой ФСБ для облета магистральных газопроводов и аэрофотосъемки.

Использование «Транзасом» нанотехнологий позволяет сделать аппараты более устойчивыми и менее заметными для радиолокаторов.

Новый российский беспилотный аппарат ОРИОН Копия беспилотного аппарата США MQ-9 Reaper

Проблемы и перспективы развития отрасли

Российские производители зависимы от комплектующих импортного производства (двигатели внутреннего сгорания, электронные элементы оборудования и др.). Отставание также относится к малогабаритным обзорным системам, источникам питания большой емкости, поршневым и электрическим силовым установкам. Не достаточно развито производство дешевых перспективных композитных материалов. Тем не менее, работы в области беспилотной авиации продолжаются. По мнению специалистов, при достаточном финансировании отставание России от ведущих стран-разработчиков и производителей БЛА может быть преодолено за 5-6 лет. Сейчас по заказу Министерства обороны компания «Сухой» ведёт разработку двух БПЛА самолётного типа – разведывательного и ударного. «Транзас» разрабатывает БПЛА весом до 1 т.. Над созданием БПЛА весом в 5 т. работает казанское предприятие ОКБ “Сокол”. По гособоронзаказу разработку 3х беспилотников, но уже вертолетного типа (БЛА малой дальности массой 300 кг, беспилотник взлетной массой 700 кг и тяжелый ударный беспилотный вертолет) ведет холдинг “Вертолеты России”. Испытания комплексов, созданных этими компаниями, следует ожидать не ранее 2014 года.

Россия начала разработку нового беспилотного ударного самолета того же класса, что и Avenger компании General Atomics. Министерство обороны России подписало контракт на разработку этого самолета с конструкторским бюро имени Симонова 26 декабря 2017 года.

«Он должен быть оснащен турбореактивным двигателем, обеспечивающим беспилотному аппарату скорости полета, по крайней мере вдвое превышающие скорости винтовых беспилотников аналогичного класса», — сообщает газета «Известия » со ссылкой на агентство «РИА Новости ».

Как пишет газета, этот самолет сможет развивать скорость в 1000 километров в час. Пока об этом самолете известно довольно мало, однако, по словам экспертов, данный самолет будет аналогичен американскому БПЛА Avenger.

Контекст

Радужные перспективы военных беспилотников

ИноСМИ 13.11.2017

Белорусские БПЛА имитируют боевую авиацию

Белорусские новости 17.10.2017

Полеты беспилотной фантазии

Project Syndicate 02.10.2017

О будущем боевых беспилотников

Le Monde 07.09.2017 Исходя из имеющейся информации, вероятнее всего, этот самолет будет использоваться в целях ведения наблюдения и разведки, и его можно будет использовать в условиях умеренно оспариваемого воздушного пространства или, возможно, в морской обстановке. Вполне вероятно, в будущем на основе этого беспилотника разработчикам удастся создать аппараты, способные преодолевать системы преграждения доступа/блокирования зоны.

России потребуется время и немало средств для разработки беспилотного ударного самолета с реактивным двигателем. «Они стремятся быстро разработать новые БПЛА, способные наносить удары, и этот новый дрон может стать испытательным образцом для этой платформы, — отметил Сэм Бендетт (Sam Bendett), исследователь Центра военно-морского анализа, специализирующийся на российской военной робототехнике. — Он может стать испытательным образцом для нового высокоскоростного аппарата. В конце концов, США тоже занимаются разработкой платформы такого типа».

Вполне возможно, пройдет несколько лет, прежде чем новые беспилотники Симонова поднимутся в воздух, однако жесткая конкуренция за право заключить этот контракт доказывает, что российская промышленность начинает постепенно догонять Запад в определенных сферах.

«Это произойдет через несколько лет — конструкторское бюро имени Симонова только что подписало контракт, поэтому прототип появится лишь через несколько лет, — сказал Бендетт. — Это конструкторское бюро обошло таких своих соперников, как бюро Туполева, Яковлева и "Кронштадт" — последнее только что представило свой беспилотник «Орион» — то есть мы наблюдаем серьезное соперничество в российской индустрии производства БПЛА».

Основной задачей сейчас является разработка экспериментальной платформы, однако со временем это может привести к созданию боеготового самолета. «При условии достаточного финансирования и качественной работы конструкторов, — отметил Бендетт. — В конце концов, бюро Симонова сейчас также работает над разведывательно-ударным БПЛА "Альтаир", и они уже отстают от графика и уже превысили бюджет».

Бендетт уверен, что Россия сумеет создать высокоскоростной беспилотный ударный самолет и что это всего лишь вопрос времени. «Уверен, что Россия получит свои высокоскоростные БПЛА — вопрос в том, когда, — сказал Бендетт. — Правительство уделяет большое внимание таким проектам, поэтому ожидается, что будущий рабочий прототип будет выпущен до 2020-2025 годов».

Если Россия сумеет создать боеготовый беспилотный ударный самолет, это существенно расширит возможности Москвы в области разведки, наблюдения и рекогносцировки, а также в противостоянии системам ограничения доступа. Более того, это поможет существенно увеличить потенциал российских неядерных стратегических средств сдерживания, решив проблему наведения на цель и эффективного нанесения удара.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.


СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНО-УДАРНЫЙ

БПЛА RQ-4 GLOBAL HAWK (США)

STRATEGIC RECONNAISSANCE RECONNAISSANCE

UAV RQ-4 GLOBAL HAWK (USA)

07.02.2017


В минувшее воскресенье, 5 февраля, американский беспилотник в течение почти 10 часов совершал облет линии разграничения на Донбассе. Об этом говорят данные западных сайтов, следящих за полетами военной авиации.
Отмечается, что стратегический беспилотный летательный аппарат (БЛА) ВВС США RQ-4A Global Hawk, имеющий позывной UAVGH000, с транспондером на борту, на высоте 15 500 метров двигался с севера на юг вдоль так называемой линии разграничения между Украиной и Республиками Донбасса, не пересекая ее.
Он вылетел с авиабазы Сигонелла на Сицилии, затем вошел в украинское пространство со стороны Румынии и летел над Кировоградской и Днепропетровской областями вплоть до территорий ЛДНР, находящихся под временной оккупацией украинских властей.
Поскольку беспилотник обладает возможностью осуществлять разведку на глубину до 300 километров, есть основания предполагать, что в течение полета БЛА мог наблюдать не только за всей территорией ЛНР и ДНР, но и за приграничными районами РФ.
Кроме того, сообщается, что ранее такого типа БЛА фиксировались в небе над Донбассом 15 октября, 14 ноября, 2 и 16 декабря прошлого года.
rusvesna.su



07.02.2017

4 февраля крупнейший в мире американский беспилотный самолет-разведчик RQ-4 Global Hawk совершил разведывательный полет над Ливией и вернулся на свою базу Сигонелла в Сицилии, пишет китайский источник. Полет продолжался 21 час.
Интересно, что БЛА выполнил полет по маршруту следования гражданских самолетов, поэтому известный ресурс Flightradar24.com смог проследить его полет. Однако в октябре прошлого года «Глобал Хок» летал над Украиной, и его маршрут также был выложен в Сети. Отслеживание ведется с помощью обычных приемо-передатчиков.
Европейское командование НАТО и Командование ВС США в Африке заявляют, что разведывательные полеты этого беспилотника не являются секретом.
Военный паритет



31.03.2017
Уже к 2019 году все самолеты-разведчики Lockheed U-2 Dragon Lady, остающиеся на вооружении американской армии, будут списаны или перепрофилированы.
Портал defensenews.com сообщил о том, что корпорация Northrop Grumman готовит новую модификацию беспилотника RQ-4 Global Hawk, которая сменит легендарный самолет на боевом дежурстве.
В прошлом году ВВС США подписали с корпорацией Northrop Grumman контракт, согласно которому два беспилотника RQ-4 Global Hawk будут оснащены мультиспектральными датчиками MS-177. Этот разведывательный модуль способен записывать данные в видимом, а также инфракрасном (коротко- и длинноволновом) спектрах.
В феврале этого года первый прототип RQ-4 Global Hawk с датчиком MS-177 совершил тестовый полет, в ходе которого разработчики измерили уровень вибраций и настроили оптику. «Это похоже на тот случай, когда вы держите камеру в движущейся машине и снимок получается смазанным. Тоже самое происходит и с оборудованием в небе, поэтому нам надо правильно настроить работу датчика для получения идеально четкого изображения», – рассказал Мик Джаггер, руководитель программы по созданию новой модификации разведывательного беспилотника. Следующий этап испытаний намечен на апрель.
За последние три года Конгресс уже дважды менял свое решение относительно разведывательной авиации. Изначально конгрессмены проголосовали за списание RQ-4 Global Hawk в пользу Lockheed U-2 Dragon Lady, но после снижения стоимости эксплуатации беспилотника (была создана новая модификация Global Hawk – Block 40) было решено к 2019 году списать самолеты и закупить партию разведывательных дронов нового поколения – RQ-4 Global Hawk с датчиком MS-177.
Известно, что стоимость часа полета беспилотника RQ-4 Global Hawk последней модификации составляет порядка $14 500, тогда как Dragon Lady «съедает» свыше $32 000. Меньшая цена эксплуатации, а также широкие возможности датчика MS-177 стали решающими аргументами в пользу беспилотной разведывательной авиации.
Военно-промышленный курьер

ВЫСОТНЫЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ САМОЛЕТ U-2R/TR-1 DRAGON LADY (США)

12.04.2017


ВВС США планируют разместить пять стратегических разведывательных беспилотных систем RQ-4 Global Hawk
и 104 человек персонала из базы ВВС Андерсен (Гуам) на базе Йокота (Япония), сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на defence-blog.com (10 апреля).
Развертывание будет проводиться с мая по октябрь этого года. Отмечается, что погодные условия Гуама, в том числе частые тайфуны, оказывают отрицательное воздействие на оперативное применение беспилотников.
США продолжают размещать свои самые передовые военные системы в Японии в рамках обязательств по обеспечению безопасности этой страны и стабильности во всем регионе. Как известно, 18 января этого года Страна восходящего солнца стала первой, в которую в рамках боевого развертывания прибыли новейшие стелс-истребители пятого поколения F-35 Lightning II Корпуса морской пехоты США (версия В с укороченным взлетом и вертикальной посадкой).
Военный паритет

13.04.2017


На борту стратегического БЛА Northrop Grumman RA-4 Global Hawk завершены испытания датчика MS-177, разработанного компанией UTC Aerospace Systems, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на пресс-релиз компании (12 апреля).
Датчик представляет собой систему формирования изображения с высоким разрешением и обеспечивает самые лучшие возможности для разведки. По заявлению компании, он даже повлечет за собой «изменение правил игры», то есть окажет влияние на планирование военных операций с использованием данной разведывательной информации.
Компания приступила к тестированию датчика с начала марта, демонстрация его возможностей будет идти всю первую половину этого года. Подчеркивается. что впервые этот датчик был интегрирован на беспилотник с большой высотой полета. Перед началом испытаний на «Глобал Хоке» система была установлена на самолете E-8C JSTARS. Обновленный вариант датчика MS-177А будет испытываться на беспилотнике в 2019 году.
Военный паритет

13.05.2017

В воздушном пространстве над Чёрным морем обнаружен американский тяжёлый разведывательный беспилотник RQ-4 Global Hawk, сообщает ТАСС со ссылкой на военно-дипломатический источник.
«Сегодня российскими средствами контроля над акваторией Чёрного моря был обнаружен уже не самолёт патрульной авиации ВМС США Poseidon, а американский стратегический разведчик Global Hawk, летевший на большой высоте в сторону российской границы», - сообщил источник.
По его словам, американские беспилотники совершают такие полёты регулярно.



15.05.2017


Стратегический беспилотный летательный аппарат ВВС США RQ-4A Global Hawk совершил десятичасовой разведывательный полет вдоль линии разграничения на Донбассе в воскресенье.
По данным «Интерфакса», тяжелый американский беспилотник с позывным UAVGH000 вылетел с авиабазы Сигонелла на Сицилии.
В течение дня беспилотник курсировал вдоль линии разграничения, между Украиной и республиками Новороссии, с севера на юг, собирая разведывательные сведения.
Иногда он приближался на расстояние в 70–80 километров к российским границам (в Белгородской, Воронежской и Ростовской областях)
Полет проходил на высоте порядка 15,5 тыс. метров.
http://rusvesna.su

ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ

21.06.2017


Стратегический беспилотный летательный аппарат (БЛА) ВВС США RQ-4A Global Hawk, вылетевший во вторник из Италии, совершил многочасовой разведывательный полет вблизи границ Ленинградской и Псковской областей, свидетельствуют данные западных сайтов, отслеживающих передвижения военной авиации.
По их информации, тяжелый американский беспилотник, который поднялся с авиабазы Сигонелла на Сицилии в Средиземноморье, пролетев над территориями Франции и Германии, в течение дня курсировал вблизи российских границ в районе Финского залива в воздушном пространстве Эстонии.
С учетом возможностей ведения разведки на глубину до 300 км беспилотник RQ-4А Global Hawk мог наблюдать на большую глубину за действиями сил и средств ПВО России в регионе.
Данный беспилотник неоднократно использовался в текущем году для проведения разведки вблизи территорией ДНР и ЛНР. Кроме того, он применялся для нанесения авиаударов по целям ИГИЛ (запрещенной в РФ террористической организации) в Ливии
Согласно открытым источникам, аппарат может патрулировать в течение 30 часов, совершая полет на высоте 15-18 тыс. метров.
INTERFAX.RU

ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ

25.06.2017


В двух несвязанных с собой инцидентах ВВС США потеряли истребитель F-16D Fighting Falcon и беспилотник RQ-4 Global Hawk, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на theaviationist.com (23 июня).
Истребитель принадлежал пилотажной группе Thunderbirds, самолет перевернулся при посадке на международном аэропорту Дейтона (Огайо). Причиной аварии, вероятно, была погода — метеорологические веб-сайты сообщали о грозах с сильным дождем, молнией и порывами ветра до 23 миль в час в этом районе. Сообщается, что два члена экипажа сильно не пострадали и были извлечены из перевернутого самолета спасательной службой (самолет, возможно, будет восстановлен — прим. ВП). Предыдущий случай с истребителем этой пилотажной группы (F-16CM номер 6) фиксировался 2 июня 2016 года, пилот успешно катапультировался. Причиной аварии была названа «неисправность триггера дроссельной заслонки и непреднамеренное вращение дроссельной заслонки».
21 июня в результате технической ошибки потерпел крушение стратегический беспилотный ЛА RQ-4 Global Hawk, который совершал полет от базы ВВС Эдвардс до своей «домашней» базы Бил (12-я разведывательная эскадрилья, Калифорния). Беспилотник упал в районе горы Уитни.
Военный Паритет



17.07.2017


Стратегический беспилотный летательный аппарат ВВС США RQ-4A Global Hawk с позывным UAVGH000 в воскресенье, 16 июля, совершил многочасовой разведывательный полет вдоль линии разграничения в Донбассе. Об этом передает «Интерфакс» со ссылкой на западные сайты, отслеживающие полеты военной авиации.
Аппарат вылетел с авиабазы Сигонелла на Сицилии. Он вошел в воздушное пространство Украины над Николаевской областью и направился в сторону Мариуполя. После выполнения задания в Донбассе он покинул воздушное пространство Украины к северу от Молдавии.
Беспилотник, летая на высоте 16,7 километра, часами курсировал с севера на юг вдоль линии разграничения Украины с самопровозглашенными Донецкой и Луганской народными республиками, не пересекая ее.
С учетом возможностей ведения разведки на глубину до 300 километров беспилотник мог наблюдать за всей территорией ДНР и ЛНР, а также пограничными областями России.
Лента.ру

ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ

10.01.2018


Стратегический беспилотник США RQ-4A Global Hawk совершил очередной многочасовой разведывательный полет вдоль линии разграничения на Донбассе во вторник, 9 января.
Об этом свидетельствуют данные сайтов, отслеживающих полеты военной авиации.
Беспилотник с бортовым номером 12–2050, вылетевший с авиабазы Сигонелла на Сицилии, курсировал с севера на юг вдоль линии разграничения между Киевом и Республиками Донбасса. Разведчик осуществлял полет на высоте около 16 тыс. метров.
Он также несколько раз подлетал на расстояние до 40 км к границе с Россией (вблизи Белгородской, Воронежской и Ростовской областей), находясь в эти моменты над оккупированными Киевом районами Луганщины.
Утверждается, что с учетом возможностей Global Hawk вести разведку на глубину до 300 км, американский беспилотник мог наблюдать за всей территорией ДНР и ЛНР, а также значительной частью приграничных областей России.
Добавим, что тяжелый беспилотник способен находиться в воздухе до 30 часов на высоте до 18 тыс. м. С начала 2018 года Global Hawk уже успел совершить аналогичные разведывательные полеты над Донбассом 1 и 7 января.
rusvesna.su

28.02.2018


Летательные аппараты США были засечены во время ведения разведки у границ России - речь идёт о самолете-разведчике EP-3 Aries и стратегическом БПЛА RQ-4A Global Hawk. Об их активности у границ воздушного пространства свидетельствуют данные мониторингового ресурса CivMilAir, отслеживающего перемещение военной авиации.
Самолёт с бортовым номером 157326 вылетел с авиабазы на острове Крит и совершил многочасовой облет побережья Крыма, а также Краснодарского края.
Беспилотный разведчик с бортовым номером 10–2043 вылетел с Сицилии для полета по тому же маршруту.
С начала года американские военные самолеты многократно были засечены у российских границ. Ранее Минобороны России призвало США отказаться от подобных полетов, однако Пентагон ответил на это отказом. В минувшем году данные о количестве полетов США с целью разведки публиковались еженедельно: цифры колебались в пределах двадцати.
В 2016 году власти Италии разрешили отправку боевых беспилотников США с военной базы на Сицилии для борьбы с ИГИЛ* в Северной Африке. В своё время об этом сообщил ряд информагенств со ссылкой на минобороны Италии. Штаты добивались этого разрешения больше года. Авиабаза Сигонелла - ключевая база НАТО на юге Европы.
rusvesna.su

ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ

09.03.2018


Разведывательный беспилотник американских ВВС RQ-4B совершил многочасовой полет у российской границы на Черном море. Об этом со ссылкой на мониторинговые данные авиаресурсов сообщает «Интерфакс».
Беспилотник поднялся с авиабазы на Сицилии и несколько часов летал на высоте 16 тысяч метров от западной оконечности Крыма вдоль его западного и южного побережья и всего побережья Краснодарского края. В районе Севастополя он приближался к берегу на 30 километров, «Интерфакс» отмечает, что аппарат шел по кромке морской границы России.
Это второй за две недели американский самолет, который заметили у российских морских границ. Разведывательный EP-3E Aries II летал у побережья Крыма и Краснодарского края 26 февраля.
Также 8 марта британский самолет-разведчик RC-135W летал вблизи границ Ленинградской и Псковской областей, находясь в воздушном пространстве Эстонии.
«Интерфакс» добавляет, что американские разведывательные самолеты практически ежедневно проходят вблизи российских границ на Балтике и Черном море.
Лента.ру

ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ

10.03.2018


Американский беспилотник RQ-4B Global Hawk с бортовым номером 05-2024 вошел в воздушное пространство Украины и направился к линии разграничения на Донбассе. Об этом свидетельствуют данные сервиса PlaneRadar. Он вылетел с базы Сигонелла в Италии.
Беспилотный летательный аппарат RQ-4B Global Hawk ВВС США, бортовым номером 05-2024, взлетевший с авиабазы Sigonella, вошёл в Украинское воздушное пространство и направился к линии разграничения на Донбассе.
Информация о рекламе в Твиттере и конфиденциальность
В четверг, 8 марта, стало известно, что такой же аппарат провел разведку в небе над Крымом. Беспилотник провел разведку на высоте 16 километров над западным и южным побережьями полуострова.
Это второй за две несколько недель американский самолет, который заметили у российских морских границ. Разведывательный EP-3E Aries II летал у побережья Крыма и Краснодарского края 26 февраля.
Беспилотник над Донбассом замечали в середине февраля. Проведя разведу, он направился в сторону российской границы.
Лента.ру

ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ

18.03.2018


Стратегический беспилотный летательный аппарат ВВС США RQ-4B Global Hawk в пятницу в течение более 11-ти часов вел разведку вблизи российских рубежей на Балтике, следует из мониторинговых данных западных авиационных ресурсов.
По их информации, американский дальний беспилотник с бортовым номером 10-2043, вылетевший с авиабазы Сигонелла на итальянском острове Сицилия, в пятницу утром совершил пролет у восточных границ Калининградской области в небе над Литвой, а затем приблизительно с 9:15 до 16:50 мск осуществлял полеты вдоль западных границ Ленинградской и Псковской областей, находясь в воздушном пространстве Эстонии. Он совершал полет с юга на север и в обратном направлении от района эстонского города Тарту до Финского залива на высоте 16 тыс. метров.
Ориентировочно в 17:30 по Москве американский беспилотник, уже перелетев обратно в воздушное пространство Литвы, начал курсировать к северу, а затем к востоку от Калининградской области и северо-западу от границ Белоруссии. Его полет там также продолжался несколько часов.
В настоящее время американский беспилотник возвращается на авиабазу на Сицилии, совершая полет в небе над западной Украиной.
В пятницу днем в воздушном пространстве над Эстонией был также зафиксирован полет самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления командования НАТО E-3A Sentry AWACS с бортовым номером LX-N90453 и позывным NATO06, вылетевшего с авиабазы с авиабазы Гайленкирхен в Германии. Ориентировочно в 16:30 по Москве, встав в круг над северо-востоком Эстонии и Финским заливом, он в течение трех часов летал вблизи западных районов Ленинградской и Псковской областей.
В четверг самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления НАТО E-3A Sentry AWACS, способный осуществлять радиоэлектронную разведку на сотни километров вглубь территории противника, также совершил разведывательный полет у границ Калининградской, Ленинградской и Псковской областей. Самолет провел пролет у южных и восточных границ Калининградской области в небе над Польшей и Литвой. Затем, перелетев в воздушное пространство Эстонии, он традиционно встал в круг над северо-востоком страны и югом Финского залива и в течение нескольких часов курсировал вблизи западных районов Ленинградской и Псковской областей.
INTERFAX.RU

ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ

26.03.2018
По данным западных авиационных ресурсов, стратегический беспилотный летательный аппарат ВВС США RQ-4B Global Hawk в субботу, 24 марта, осуществил разведывательный полет вдоль линии разграничения на Донбассе, в ходе которого несколько раз приближался к российским границам.
Дальний американский беспилотник вылетел с авиабазы Сигонелла в Италии. Он в течение более десяти часов курсировал вдоль линии разграничения Украины с ДНР и ЛНР, находясь в контролируемом Украиной воздушном пространстве.
Во время полета разведчик пролетал на расстоянии приблизительно 40–60 км от границ Белгородской, Воронежской и Ростовской областей России.
С учетом возможностей ведения разведки на глубину более 200 км беспилотник RQ-4А Global Hawk мог наблюдать за всей территорией ДНР и ЛНР, а также большой частью территории приграничных областей России.
rusvesna.su

ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ

09.05.2018


ВМС США заключили контракт с компанией Rolls-Royce о поставке турбовентиляторных двигателей для морских разведывательных беспилотников MQ-4C Triton ВМС США. Стоимость сделки по фиксированной цене равна более 25,9 млн долл США.
«Тритон» создан на базе RQ-4 Global Hawk, предназнаечн для ведения разведки над океанами и прибрежными районами, дальность полета более 9000 миль, продолжительность полета до 24 часов. Работы по контракту будут выполнены на объекте в Индиане и завершены в декабре 2021 года.
Военный паритет

14.05.2018


Беспилотный аппарат Военно-воздушных сил США RQ-4B-30 Global Hawk пролетел вдоль российско-украинской границы в районе Харьковской области. Об этом свидетельствуют данные сервиса PlaneRadar.
Дрон вылетел с авиабазы НАТО Сигонелла, располагающейся на Сицилии. В 07:15 по московскому времени беспилотник вошел в воздушное пространство Украины, а около 09:00 начал полет вдоль границы Белгородской области, находясь в районе Харьковской области.
После этого, около 11:30, аппарат приступил к облету линии разграничения в Донбассе.
Беспилотный аппарат RQ-4B уже замечали в небе над Донбассом в начале марта. Тогда он также вылетел с базы Сигонелла и направился к линии разграничения. Перед этим аналогичный дрон совершил многочасовой полет у российской границы на Черном море. Беспилотник летал на высоте 16 тысяч метров от западной оконечности Крыма вдоль его западного и южного побережья и всего побережья Краснодарского края.
Лента.ру

ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ

28.05.2018


В настоящее время стратегический беспилотный летательный аппарат ВВС США Global Hawk ведёт разведку на Донбассе.
Об этом свидетельствуют данные мониторинговых западных авиационных ресурсов.
Разведывательный полёт ведётся вдоль линии разграничения со стороны украинских оккупантов.
Как сообщала «Русская Весна», 8 мая такой же БПЛА провёл разведку у берегов Крыма. Более пяти часов он курсировал вдоль морских границ России на Чёрном море от самой западной точки Крыма до Сочи на высоте 16 тыс. метров, приближаясь в районе Севастополя на 35 км к береговой линии.
rusvesna.su

ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ

08.06.2018


1 июня ВВС США развернули эскадрилью БЛА RQ-4 Global Hawk на базе Мисава (Япония), сообщает www.airrecognition.com 6 июня. В течение всего лета и осени беспилотники будут патрулировать данный ТВД.
Это ротационное развертывание является временным, но необходимым для деятельности базы, с которой БЛА могут эксплуатироваться в течение месяцев, где неблагоприятная погода, включая возникновение тайфунов, может препятствовать выполнению оперативных задач. «Глобал Хоки», которые постоянно развернуты на базе Андерсен (о. Гуам), в 2017 году дислоцировались в Йокоте, в Мисаве появлялись в 2014 и 2015 годах.
США продолжают развертывать свои самые передовые военные активы в Японии, включая Глобал Хоки», как часть обязательств по обеспечению безопасности Японии и стабильности в регионе. RQ-4 Global Hawk это высотный, всепогодный, дистанционно пилотируемый аппарат с большой дальностью и продолжительностью полета, оснащенный датчиками, способными вести разведку днем и ночью. По состоянию на 2017 год ВВС США имели на вооружении 37 БЛА этого типа.
Военный паритет

18.06.2018


17 июня беспилотный летательный аппарат ВВС США RQ-4B-30 Global Hawk провел многочасовой разведывательный полет вдоль линии фронта на Донбассе.
Об этом сообщает аккаунт PlaneRadar в Twitter.
Так, известно, что полет американского беспилотника стартовал в воскресенье в 9:00. Аппарат взлетел с авиабазы Sigonella.
На опубликованной карте изображено, что путь беспилотника пролегал в небе над населенными пунктами вблизи линии фронта.
rusvesna.su

ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ

21.07.2018


В начале этого года компания Northrop Grumman поставила первый беспилотник Global Hawk, оснащенный бортовой системой связи над полем боя (Battlefield Airborne Communications Node — BACN) для ВВС США, сообщает news.northropgrumman.com 19 июля.
BACN это система трансляции и распределения голосовых сообщений и другой инфоррмации, получаемой с поля боя от различных источников. Система устраняет пробелы между разными источниками и расширяет связи между ними, чтобы улучшить ситуационную осведомленность. В настоящее время система уже выполнила более 10 тыс боевых задач, связывая в единый узел воздушные платформы и войска на земле.
16 февраля этого года компания выполнила первый полет «Глобал Хока», оснащенного данной боевой системой связи. Полет состоялся в южной Калифорнии.
Военный паритет

02.08.2018


Японское правительство ожидает ввод в эксплуатацию беспилотного авиационного комплекса с высотными беспилотными летательными аппаратами большой продолжительности полета RQ-4 «Глобал Хок» компании Northrop Grumman в 2021 году.
По информации The Yomiuri Shimbun, создается специальное подразделение штатной численностью 150 человек, которое будет отвечать за работу комплекса в интересах всех трех видов Сил самообороны Японии.
Финансирование подразделения будет включено в следующую «Среднесрочную программу оборонных закупок на 2019-2023 гг.», которая будет подготовлена к концу этого года. Ожидается, что совместное использование видами ВС данных, получаемых от БЛА RQ-4 «Глобал Хок», повысит их эффективность и взаимодействие.
Три БЛА RQ-4 «Глобал Хок» будут развернуты на авиабазе «Мисава» в префектуре Аомори. Информация, собранная аппаратами, будет анализироваться в штаб-квартире Министерства обороны Японии. Пока не сообщается, где конкретно будет расположено новое подразделение.
Как ожидается, итоговая стоимость приобретения трех аппаратов составит 62,9 млрд. иен (564 млн. долл.), что значительно выше первоначальной оценки в 51 млрд. иен (458 млн. долл.). Общие расходы на содержание аппаратов в течение 20 лет оцениваются в 250 млрд. иен (2,4 млрд. долл.).
ЦАМТО



17.09.2018

Стратегический разведывательный беспилотный аппарат ВВС США RQ-4 Global Hawk совершил многочасовой полет над российским побережьем Черного моря.
По данным ресурса Plane Radar, беспилотник вылетел с авиабазы НАТО Сигонелла в Италии и в 12:19 по московскому времени начал мониторинг линии разграничения на Донбассе. Закончив облет, аппарат со стороны Николаевской области Украины направился к побережью Крыма и Краснодарского края.
Самолет курсировал в указанном регионе около восьми часов, временами приближаясь к российским берегам на расстояние 40 километров. В 22:19 дрон направился обратно на аэродром базирования.
Около полудня в районе Черноморского побережья России также был замечен патрульный противолодочный самолет ВМС США Boeing P-8A Poseidon.
Самолет-разведчик RQ-4B несколько раз замечали в небе над Донбассом. На протяжении последних месяцев полеты американских беспилотников у российских границ значительно участились.
РИА Новости

ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ

21.09.2018


Стратегический беспилотный летательный аппарат ВВС США RQ-4B Global Hawk в среду, 19 сентября, совершил второй за последние три дня многочасовой полёт в районе линии разграничения в Донбассе.
Об этом свидетельствуют мониторинговые данные западных авиационных ресурсов.
По их сведениям, дальний американский беспилотник, вылетевший с авиабазы Сигонелла на итальянском острове Сицилия, в течение более шести с половиной часов курсировал по дуге вдоль линии разграничения с ДНР и ЛНР.
Он совершал полёт на расстоянии 70–80 км к северу от линии разграничения и высоте около 15–16 тысяч метров, находясь в контролируемом Киевом воздушном пространстве.
При этом американский разведчик не менее пяти раз подлетал на расстояние приблизительно от 40 до 60 км к граничащим с Луганской областью Украины районам Белгородской, Воронежской и Ростовской областей России.
Закончив разведку на Донбассе, беспилотник США направился к Крыму.
Напомним, в ходе предыдущего полёта на Донбассе, который осуществлял американский беспилотник 17 сентября, он курсировал вдоль линии разграничения в течение десяти часов.
Как сообщала «Русская Весна», 16 сентября Global Hawk засекли у побережья Крыма и Краснодарского края, где он курсировал около восьми часов, временами приближаясь к российским берегам на расстояние 40 километров.
rusvesna.su

ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ

27.09.2018


Стратегический разведывательный беспилотный аппарат ВВС США RQ-4А Global Hawk провел многочасовой разведывательный полет вдоль линии разграничения в Донбассе и направился в район российского побережья Черного моря.
По данным ресурса Plane Radar, беспилотник поднялся в небо с авиабазы НАТО Сигонелла в Италии. В 08:26 по московскому времени самолет оказался в воздушном пространстве Украины, а в 10:30 приступил к мониторингу линии разграничения на юго-востоке страны.
РИА Новости

ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ

30.09.2018


Стратегический беспилотный летательный аппарат ВВС США RQ-4B Global Hawk, предназначенный для ведения разведки на большую глубину территории противника, в пятницу совершил многочасовой полет в районе линии разграничения в Донбассе, в ходе которого он также несколько раз приближался к границам России, следует из мониторинговых данных западных авиационных ресурсов.
По их сведениям, дальний американский беспилотник, вылетевший с авиабазы Сигонелла на итальянском острове Сицилия, в течение более одиннадцати часов курсировал по дуге вдоль линии разграничения с Донецкой и Луганской Народными Республиками (ДНР и ЛНР). Он совершал полет на расстоянии 70–80 км к северу от линии разграничения и высоте около 15–16 тыс. метров, находясь в контролируемом Киевом воздушном пространстве.
При этом американский разведчик не менее восьми раз подлетал на расстояние приблизительно от 38 до 54 км к граничащим с Луганщиной районам Белгородской, Воронежской и Ростовской областей России. В тот момент разведчик находился над Новопсковским районом Луганщины.
В Донбасс американский беспилотник летел через воздушное пространство Греции, Болгарии и Румынии. Границу Украины он пересек ориентировочно в 08:10 мск, а в 09:30 мск приступил к патрулированию в небе над Донбассом. Приблизительно В 20:50 мск после завершения полета в Донбассе он взял курс на базу.
rusvesna.su

ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ

08.10.2018


Стратегический беспилотный летательный аппарат ВВС США RQ-4B Global Hawk одиннадцать часов летал у российских границ, следует из данных авиационного ресурса PlaneRadar.
По данным сайта, Global Hawk вылетел с итальянской авиабазы Sigonella. В 8:27 утра по московскому времени он пролетал в воздушном пространстве Украины, спустя час - Польши.
Далее американский беспилотник несколько часов вел разведку вблизи Калининградской области, находясь в небе над Литвой, а затем направился к воздушному пространству Латвии и Эстонии, таким образом проведя более трех часов у западных границ Ленинградской и Псковской областей.
Перед возвращением в Италию Global Hawk вновь совершил полеты у границ Калининградской области.
РИА Новости

ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ

10.10.2018


Стратегический беспилотник ВВС США RQ-4A Global Hawk провел разведку у берегов Крыма, следует из данных, опубликованных на авиационном ресурсе PlaneRadar.
По данным портала, Global Hawk вылетел с итальянской авиабазы Sigonella, пролетел Грецию, Румынию, а затем в одиннадцать утра по московскому времени начал разведку у линии разграничения в Донбассе.
Далее Global Hawk направился к Черноморскому побережью.
Кроме того, примерно в это же время у Крыма заметили американский патрульный противолодочный самолет Boeing P-8A Poseidon, отмечает PlaneRadar.
РИА Новости

ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ ИНЦИДЕНТОВ


СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНО-УДАРНЫЙ БПЛА RQ-4 GLOBAL HAWK


Беспилотные летательные аппараты RQ-4 «Глобал Хок» различных модификаций предназначены для ведения воздушной видовой (оптико-электронными и радиолокационными средствами), а также радиотехнической разведки в целях обеспечения действий ВВС и других видов ВС сил на различных ТВД с передачей данных на наземный пункт управления и обработки информации в реальном масштабе времени. В настоящее время это единственный серийно выпускаемый стратегический высотный разведывательный БЛА большой продолжительности полета.
RQ-4 Global Hawk - стратегический БПЛА. Первый полет совершил 28 февраля 1998 года с авиабазы ВВС США в Калифорнии. Первый аппарат Global Hawk был передан военно-морским силам США в 2004 году и приступил к выполнению боевых задач в марте 2006 года.
Программа высотного дальнего разведывательного БПЛА Tier — это программа создания демонстратора перспективной технологии для нужд воздушной разведки (Defense Airborne Reconnaissance Office’s (DARO)). Цель проекта — предоставить командующему объединенными вооруженными силами необходимую разведывательную информацию. Проект фирмы Teledyne Ryan Aeronautical (TRA) БПЛА RQ-4A Global Hawk в мае 1995 года был выбран победителем в конкурсе на лучший БПЛА по программе Tier II+. Конкурс продолжался 6 месяцев, в нем участвовали пять фирм — претендентов.
RQ-4 выполнен по нормальной аэродинамической схеме. Крыло полностью изготовлено из композиционного материала на основе углеволокна. V-образное хвостовое оперение, также сделано из композиционных материалов. Фюзеляж изготавливается из алюминиевых сплавов. Его размах крыльев равен примерно 35 метрам, длина - 13,3 метрам, а взлетный вес приближается к 15 тоннам. Аппарат может патрулировать в течение 30 часов на высоте до 18000 метров. По сообщениям в печати: цена летательного аппарата составляет $35 млн, полностью оснащённого - $123 млн. Изготовлен фирмой Teledyne Ryan Aeronautical (США).
Аппарат оснащен ТВД Allison Rolls-Royce AE3007H с тягой 31.4 кН и способен нести полезную нагрузку массой до 900 кг.

Global Hawk оснащен интегрированной системой наблюдения и разведки (Hughes Integrated Surveillance & Reconnaissance — HISAR). Это упрощенная и более дешевая версия комплекса ASARS-2 разработанного фирмой Hughes для разведывательного самолета Lockheed U-2. Данный комплекс так же используется на борту армейского БПЛА RC-7B и продается на международном рынке. Комплекс включает SAR/MTI, а так же оптический и инфракрасный сенсоры. Все три подсистемы управляются, а их данный обрабатываются единым процессором. Цифровые данные могут передаваться на землю в режиме реального времени в пределах прямой видимости или через спутниковый канал со скоростью до 50 Мбит/с. Подсистема SAR/MTI работает в Х диапазоне и обеспечивает:
Сканирование и обнаружение движущихся целей в радиусе 100 км
Комбинированный SAR/MTI режим предоставляет возможность наблюдения с разрешением 6 метров за полосов шириной 37 км и длиной от 20 до 110 км.
В режиме деталировки радар обеспечивает разрешение 1,8 метра на территории 10 кв. км.

Для повышения мобильности все наземное оборудование размещено в контейнерах или на специальных трейлерах. В состав наземного оборудования входят:
Станция управления взлетом/посадкой
Станция управления операциями полетом
Трейлер с антенным оборудованием (SATCOM)
Трейлер со спутниковой антенной
Трейлер с кабелями
Два генератора
Два дополнительных генератора
Комплект силовой аппаратуры
Двигательный стенд с двигателем
Комплект запчастей
Комплект для обслуживания БПЛА
Станция управления полетом и станция управления взлетом/посадкой размещены в отдельных контейнерах размером 2.4х2.4х7.2м и 2.4х2.4х3.25м соответственно. Для удобства перемещения контейнеры снабжены выдвигающимися колесами. Комплекс наземного оборудования БПЛА Global Hawk может транспортироваться по воздуху тремя военно-транспортными самолетами С-141В, или двумя C-17, или одним С-5В.
В настоящее время в связи с необходимостью ведения воздушной разведки с больших высот в ВВС США аппараты «Глобал Хок» являются очень востребованными, в том числе в силу своей экономической эффективности. Отвечая противникам планов ВВС США заменить к 2011 году пилотируемые высотные разведывательные самолеты U-2 беспилотными средствами типа «Глобал Хок», директор программ высотных систем большой продолжительности полета компании «Нортроп-Грумман» Э. Вэлби сообщил, что стоимость 1 ч полета такого БЛА составляет 13 тыс. долларов, тогда как аналогичный показатель для U-2 равен 23 тыс. Более того, при частичном сокращении расходов на содержание обслуживающего персонала стоимость часа эксплуатации БЛА «Глобал Хок» составит около 6 тыс. долларов.
Стоит на вооружении ВС США и Германии. В качестве потенциальных заказчиков аппаратов «Глобал Хок» рассматриваются европейские страны НАТО, Австралия, а также Республика Корея и Япония. В общей сложности, учитывая экспортный потенциал, может быть выпущено 200-250 таких БЛА.
Семейство стратегических беспилотных самолетов-разведчиков RQ-4 Global Hawk установило рекорд по количеству летных часов в феврале, сообщает компания Northrop Grumman 28 мая 2014 г. Беспилотники, которые находятся в составе ВВС и ВМС США, космического агентства НАСА и других операторов, на учениях, проведенных 16-23 февраля, налетали в общей сложности 665 часов (доля ВВС США составила 87%). Ранее рекорд недельного налета составлял 433,8 часов.
ВВС США были готовы законсервировать парк своих беспилотников этого типа, но в бюджете 2015 года говорится о выведении из эксплуатации разведывательных самолетов Lockheed Martin U-2. Представители ВВС утверждают, что это решение было принято благодаря сокращению стоимости полетов RQ-4 Global Hawk. Два года назад ВВС США заявляли, что беспилотник слишком дорог чтобы летать, но это заявление встретило сильное сопротивление в Конгрессе.
Теперь, согласно бюджету на 2015 год, выделенные ранее 3 млрд долл на продолжение эксплуатации U-2 будут переданы программе RQ-4. Министр обороны США Чак Хэйгел (Chuck Hagel) заявил, что благодаря совершенствованию технологий беспилотного разведчика парк RQ-4 может выполнять разведывательные задачи с такой же эффективностью, как пилотируемые U-2, а также сократить расходы по эксплуатации.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Размах крыла, м 35.42
Длина, м 13.53
Высота, м 4.62
Площадь крыла, м2 50.2
Масса, кг
пустого 4177
взлетная 11622
топлива 6583
Тип двигателя 1 ТРДД Allison AE3007H
Тяга, кгс 1 х 3450
Максимальная скорость, км/ч 639
Радиус действия, км 4445
Продолжительность полета, ч 38
Практический потолок, м 19800

Вряд ли когда-нибудь роботам предстоит полностью заменить человека в тех областях деятельности, в которых требуется быстрое принятие нестандартных решений как в мирной жизни, так и в бою. Тем не менее разработка дронов в последнее девятилетие стала модным трендом военного авиастроения. Многие ведущие в военном отношении страны массово производят БПЛА. России пока не удалось не только занять традиционно лидерские для нее в сфере конструирования оружия позиции, но и преодолеть отставание в этом сегменте оборонных технологий. Однако работа в этом направлении ведется.

Мотивация разработки БПЛА

Первые результаты использования беспилотных проявились еще в сороковые годы, правда, техника того времени более соответствовала понятию «самолет-снаряд». Крылатая ракета «Фау» могла совершить полет в одну сторону в имея собственную систему контроля курса, построенную на инерциально-гироскопическом принципе.

В 50-е и 60-е годы советские системы ПВО достигли высокого уровня эффективности, и начали представлять серьезную опасность для самолетов вероятного противника в случае реального противостояния. Войны во Вьетнаме и на Ближнем Востоке вызвали среди пилотов США и Израиля настоящую панику. Нередкими стали случаи отказов выполнять боевые задачи в районах, прикрываемых зенитными комплексами советского производства. В конечном счете нежелание подвергать жизни летчиков смертельному риску побудило конструкторские компании искать выход.

Начало практического применения

Первой страной, применившей беспилотную авиацию, стал Израиль. В 1982 году во время конфликта с Сирией (долина Бекаа) в небе появились самолеты-разведчики, работавшие в роботизированном режиме. С их помощью израильтянам удалось засечь боевые порядки ПВО противника, что позволило нанести по ним ракетный удар.

Первые дроны предназначались исключительно для разведывательных полетов над «горячими» территориями. В настоящее время применяются также ударные беспилотники, имеющие на борту вооружения и боекомплект и непосредственно наносящие бомбовые и ракетные удары по предполагаемым позициям противника.

Большее всего их у США, где массово производятся «Предаторы» и другие типы боевых авиароботов.

Опыт применения военной авиации в современный период, в частности операция по умиротворению южноосетинского конфликта в 2008 году, показал, что БПЛА России тоже нужны. Проводить разведку тяжелыми в условиях противодействия неприятельской противовоздушной обороны рискованно и ведет к неоправданным потерям. Как выяснилось, в этой области есть определенные недоработки.

Проблемы

Главенствующей идеей современной сегодня является мнение о том, что ударные БПЛА России нужны в меньшей степени, чем разведывательные. Нанести огневой удар по врагу можно самыми разнообразными средствами, включая тактические ракеты высокой точности и артиллерию. Куда важнее информация о дислокации его сил и правильное целеуказание. Как показал американский опыт, использование дронов непосредственно для обстрела и бомбардировки приводит к многочисленным ошибкам, гибели мирного населения и собственных солдат. Это не исключает полного отказа от ударных образцов, а только выявляет перспективное направление, по которому будут в ближайшее время развиваться новые БПЛА России. Казалось бы, страна, совсем недавно еще занимавшая ведущие позиции в создании беспилотной обречена на успех и сегодня. Еще в первой половине 60-х были созданы летательные аппараты, совершавшие полеты в автоматическом режиме: Ла-17Р (1963), Ту-123 (1964) и другие. Лидерство сохранялось и в 70-е, и в 80-е годы. Однако в девяностые технологическое отставание стало явным, а попытка устранить его в последнее десятилетие, сопровождаемая затратой пяти миллиардов рублей не дала ожидаемого результата.

Современное положение

На настоящий момент наиболее перспективные БПЛА России представлены следующими основными моделями:

На практике единственным серийные БПЛА России сейчас представлены комплексом артиллерийской разведки «Типчак», способным выполнять узко очерченный круг боевых задач, связанных с целеуказанием. Подписанный в 2010 г. договор «Оборонпрома» с фирмой IAI на крупноузловую сборку израильских беспилотников можно рассматривать как временную меру, не обеспечивающую развития российских технологий, а лишь прикрывающую брешь в ассортименте отечественного оборонного производства.

Некоторые перспективные модели можно рассмотреть по отдельности в рамках общедоступной информации.

«Иноходец»

Взлетный вес - одна тонна, что для беспилотника не так уж мало. Проектной разработкой занимается фирма «Транзас», в настоящее время идут летные испытания опытных образцов. Схема компоновки, V-образное оперение, широкое крыло, способ взлета и посадки (самолетные), и общие характеристики примерно соответствуют показателям наиболее распространенного в настоящее время американского «Предатора». БПЛА России «Иноходец» сможет нести разнообразную аппаратуру, позволяющую вести разведку в любое время суток, аэрофотосъемку и телекоммуникационную поддержку. Предполагается возможность производства ударной, разведывательной и гражданской модификации.

«Дозор»

Главная модель - разведывательная, она оснащается видео- и фотокамерами, тепловизором и другим регистрационным оборудованием. На основе тяжелого планера также могут производиться и ударные БПЛА. России «Дозор-600» нужен больше как универсальная платформа для отработки технологий производства более мощных беспилотников, но исключать запуск в массовую серию именно этого дрона тоже нельзя. В настоящее время проект находится на стадии разработки. Дата первого полета - 2009 год, тогда же образец представлялся на международной выставке «МАКС». Проектируется фирмой «Транзас».

«Альтаир»

Можно предположить, что на настоящий момент самые крупные ударные БПЛА России - «Альтаир», разработки ОКБ «Сокол». Проект имеет и другое название - «Альтиус-М». Взлетный вес этих беспилотников - пять тонн, строить его будет Казанский авиазавод имени Горбунова, входящий в Акционерное общество «Туполев». Стоимость контракта, заключенного с Министерством обороны, составляет примерно миллиард рублей. Известно также, что эти новые БПЛА России имеют размеры, соизмеримые с габаритами самолета-перехватчика:

  • длина - 11 600 мм;
  • размах крыла - 28 500 мм;
  • размах оперения - 6 000 мм.

Мощность двух винтовых авиационных дизелей - 1000 л. с. В воздухе эти разведывательно-ударные БПЛА России смогут находиться до двух суток, преодолевая расстояние в 10 тысяч километров. Об электронном оборудовании известно мало, остается лишь догадываться о его возможностях.

Другие типы

В перспективной разработке находятся и другие БПЛА России, например, упомянутый «Охотник», беспилотный тяжелый дрон, способный также выполнять различные функции как информативно-разведывательные, так и ударно-штурмовые. Кроме этого, по принципу устройства также наблюдается разнообразие. Беспилотники бывают как самолетного, так и вертолетного типа. Большое число несущих винтов обеспечивает возможность эффективно маневрировать и зависать над интересующим объектом, производя высококачественную съемку. Информация может оперативно передаваться по кодированным каналам связи или накапливаться во встроенной памяти оборудования. Управление БПЛА бывает алгоритмически-программным, дистанционным или комбинированным, при котором возврат на базу производится в автоматическом режиме в случае утери контроля.

По всей видимости, беспилотные российские аппараты в скором времени не будут ни качественно, ни количественно уступать иностранным образцам.

Как сообщает РИА «Новости», в Летно-исследовательском институте имени Громова начались испытания разведывательно-ударного беспилотного летательного аппарата «Иноходец», созданного компанией «Кронштадт» (до 2015 года компания называлась «Транзас»). Это серьезный беспилотник самолетного типа, вес которого равен 1200 кг, а масса полезной нагрузки, к которой относятся высокоточные ракеты класса «воздух-поверхность», — 300 кг.

В связи с этим событием появилась надежда на то, что в российской армии наконец-то появятся ударные беспилотники. По этому классу вооружения мы не просто отстаем от США - у нас его просто нет.

Правда, работы в этом направлении проводятся с конца нулевых годов. Однако пока можно условно похвастаться БПЛА «Дозор-600» той же питерской компании «Кронштадт», который совершил первый полет еще в 2010 году. В прошлом году начались его испытания. Однако ни о начале серийного производства, ни о поступлении в армию абсолютно ничего неизвестно.

Эта затяжка, несомненно, вызвана тем, что Минобороны хотело бы получить что-то более внушительное. Потому что «Дозор-600» и по весу, и по массе полезной нагрузки проигрывает американскому «Предатору» чуть ли ни вдвое. Если же сравнивать его с «Рипером», то получается совсем грустная картина. Полезная нагрузка «американца», представляющая собой ракеты и бомбы на шести точках подвески, - 1700 кг, у «Дозора-600» — 120 кг.

Из этого следует, что вместо этой разработки «Кронштадта» в армию должна прийти следующая, выполненная совместно с казанским ОКБ «Сокол», — ударный беспилотник «Иноходец». Правда, это будет не шаг на опережение, поскольку новая разработка по своей ударной мощи выйдет на уровень «Предатора», созданного еще в прошлом веке. Большая часть характеристик «Иноходца» засекречена. Поэтому можно лишь предположить, что авионика на российском беспилотнике будет посовершеннее, чем у «Предатора». И в этой области у российских производителей есть определенные преимущества. Они распространяются и на бортовые РЛС, и на средства РЭБ, и на системы управления вооружением. Но, как уже было сказано, «голое железо» примерно одинаковое.

ЛТХ БПЛА «Предатор» и «Иноходец»

Максимальный взлетный вес, кг: 1020 — 1200

Масса полезной нагрузки, кг: 200 — 300

Тип двигателя: поршневой — поршневой

Максимальная высота полета, м: 7900 — 8000

Максимальная скорость, км/ч: 215 — предположительно 210

Крейсерская скорость, км/ч: 130 — предположительно 120−150

Продолжительность полета, ч: 40 — 24

Пятитонка

По заказу Министерства обороны российская оборонка создает три ударных беспилотника. О самом легком (вес около одной тонны) мы уже сказали. Для того чтобы довести «Иноходца» до этапа испытаний компания «Кронштадт» потратила около миллиарда рублей. Однако это пока еще не государственные испытания летательного аппарата. И ожидать, что он придет в армию со дня на день не стоит. «Кронштадцы» утверждают, что намерены запустить новую разработку в серийное производство в 2018 году. Однако для этого необходимо иметь не только желание, но и сертификат, подтверждающий качество продукта, то есть соответствие его летно-технических характеристик требованиям технического задания. Но, повторимся, «Иноходец» позволит нам приблизиться ко вчерашнему дню американской ударной беспилотной авиации.

Дороже — 1,6 млрд. рублей — стоит создание ударного дрона весовой категории до 5 тонн. Тендер на этот заказ выиграло казанское ОКБ «Сокол» им. М.П.Симонова. Этот беспилотник, получивший название «Альтуис», находится на стадии подготовки прототипа к первому полету. Но и он позволит приблизиться к сегодняшнему дню американской ударной беспилотной авиации, которая к моменту принятия на вооружение «Альтуиса» уже уйдет вперед.

Характеристики БПЛА «Альтуис» также засекречены. Однако по сведениям, поступающим от заказчика, т.е. Министерства обороны, известно, что этот беспилотник по своим возможностям будет близок к американскому MQ-9 Reaper, разработанному компанией General Atomics Aeronautical Systems и эксплуатирующемуся с 2007 года. Поскольку о характеристиках «Альтуиса» ничего, кроме приблизительного веса машины, неизвестно, то приведем ЛТХ лишь одного «Рипера».

ЛТХ MQ-9 Reaper («Жатка»)

Длина — 11 м

Размах крыла — 20 м

Максимальная взлетная масса — 4760 кг

Масса полезной нагрузки — 1700 кг

Максимальная скорость — 400 км/ч

Крейсерская скорость — 250 км/ч

Дальность — 5900 км

Продолжительность полета — до 28 час

Тип двигателя — ТВД

Мощность двигателя — 670 кВт

Тяжеловес

Третий российский проект создания ударного беспилотника, который реализуется по заказу Министерства обороны, должен вывести Россию в лидеры. БПЛА «Охотник» относится к классу сверхтяжелых беспилотников, его масса равна приблизительно 20 тоннам.

Проект не только сложный, но и иллюстрирующий драматизм развития отечественной авиастроительной отрасли. Во-первых, не драматизм даже, а настоящий трагизм, имевший место в 90-е годы, привел к тому, что ОКБ Туполева было вынуждено прекратить доводку уже летающего ударного дрона Ту-300 «Коршун». Эта серьезная машина с турбореактивным двигателем запускалась из транспортно-пускового контейнера при помощи двух твердотопливных ускорителей. Масса ракетно-бомбовой нагрузки превышала тонну. Шасси у самолета не было, выполнив задание, он приземлялся на парашюте.

Если бы в отрасли не существовало интриг и внутривидовой борьбы, в которой неизменным победителем оказывается ОКБ «Сухого», то совсем на подходе к принятию на вооружение уже находился бы уникальный ударный БПЛА «Скат», вес которого равен 20 тоннам. В 2007 году его полноразмерный макет представляло на авиасалоне МАКС ОКБ Микояна-Гуревича.

Однако совсем скоро самым чудесным образом финансирование проекта прекратилось. Хоть в отрасль уже начали поступать средства, способствующие ее возрождению. От перспективнейшей разработки отказались именно в тот момент, когда в армию США начали поступать MQ-9 «Жатки». Правда, у этого есть «объективная» причина — в этот момент на должность министра обороны заступил Анатолий Сердюков , который начал закупать высокотехнологическое вооружение за пределами страны. И, в частности, дроны. С легкими и средними разведывательными машинами было все в порядке — Израиль нам их охотно продавал. Однако тяжелыми машинами, обладающими высоким боевым потенциалом, коммерческий партнер не был настроен делиться.

По этой причине мы сейчас вынуждены догонять американские вчерашний («Предатор») и сегодняшний («Рипер») дни.

После окончания «сердюковщины» замороженный проект также самым чудесным образом отошел к ОКБ Сухого. Все наработки МиГа были переданы новому разработчику. При этом РСК «МиГ» участвует в совместных работах по созданию «Охотника».

ТЗ на «Охотника» было утверждено Министерством обороны в 2012 году. Его подробности не разглашаются. Однако имеются сведения о том, что новый дрон будет относиться к классу истребителей шестого поколения. Он будет построен по блочной схеме, что позволит применять его для решения широкого круга задач. Разработчики были полны решимости начать испытания прототипа в 2016 году и передать его в армию в 2020 году. Однако, как водится, сроки поплыли. В прошлом году первый полет прототипа был перенесен на 2018 год.

Поскольку о ЛТХ «Охотника» ничего не известно, мы приводим характеристики БПЛА «Скат». По логике вещей, показатели «Охотника» должны быть как минимум не хуже.

Длина — 10,25 м

Размах крыла — 11,5 м

Высота — 2,7 м

Максимальная взлетная масса — 20000 кг

Тяга двигателя ТРД — 5040 кгс

Максимальная скорость — 850 км/ч

Дальность — 4000 км

Практический потолок — 15000 м

Боевая нагрузка — 6000 кг на 4-х внутренних точках подвески

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!