Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Ричард Роджерс: отец хай-тека и баловень судьбы. Ранние годы и центр Помпиду

Творческая биография

Ричард Роджерс родился во Флоренции в 1933 году. Когда Ричарду исполняется пять лет, его семья переезжает жить в Англию. Все детство и юношество Ричард регулярно посещает свою родину - Италию.

Родной дядя Ричарда - Эрнесто Роджерс известный итальянский архитектор, повлиял на возникновение у мальчика интереса к архитектуре, особенно к итальянской архитектуре Ренессанса, что впоследствии сказалось на выборе профессии.

В 1955 году молодой человек поступает в одну из самых известных архитектурных школ Лондона Architectural Association, где учится у великих архитекторов XX века (Питер Смитсони Джеймс Стерлинг).

В 1959 году Ричард Роджерс заканчивает обучение в школе и покидает ее без диплома.

В 1961-1962 гг. продолжает образование в Иельском университете в США у Пола Рудолфа. Впечатляющая масштабность и высокие технологии строительных сооружений Америки отражается на взглядах молодого начинающего архитектора.

В 1963 году Ричард Роджерс возвращается в Британию, где с Норманом Фостером совместно с женами-архитекторами, организуют проектное бюро «Team 4».

Первая известность пришла для мастерской с проектом индивидуального жилого дома в Корнуолле.

Проект фабрики электроники компании «Reliance Controls Factory» в Суиндоне, Уилтшир, выполненный в стиле хай-тек, считающейся у исследователей первой полноценно реализованной постройкой в данном стиле, стал одной из многочисленных работ, вызвавших резонанс в архитектурной среде.

В 1970 году Ричард Роджерс сотрудничает с очень талантливым архитектором из Италии - Ренцо Пиано, что принесло Роджерсу мировую известность и славу. Архитекторы создают совместное бюро, которое через год побеждает в конкурсе на создание нового культурно-выставочного центра в Париже.

В 1977 году результатом творческого союза стал Центр Жоржа Помпиду - одно из самых эффектных и известных зданий XX столетия.

Одновременно с завершением строительства Центра Помпиду Ричард Роджерс создает сове собственное архитектурное бюро «Richard Rogers Partnership» в Лондоне.

В это время Роджерс уже считается довольно признанным мастером.

В 1986 году открывается созданное мастером здание штаб-квартиры страховой компании «Ллойдс» в Лондоне, вершина мастерства архитектора, не имеющая аналогов.

В 1999 году в свет выходит еще одна весьма неоднозначная постройка Роджерса - купол Тысячелетия (Лондон), представляющий собой подвесную конструкцию, диаметром 365 метров (Изображение 2). Архитектурное творение не обрело любви горожан, кроме того, затраты на проект не окупились, а это около 800 млн фунтов. Это очень масштабная конструкция, каркасом которой служат металлические мачты, покрытие сферы обеспечивается синтетическим материалом. Такой подход к проектированию, отличающийся последовательностью, критики назвали термином «бовеллизм» (от англ. «bowels» - «внутренности»), «здание наизнанку». С точки зрения практичности и функциональности здание оказалось мало полезным.

Замечание 1

В настоящее время компания Роджерса носит название «Rogers Stirk Harbour + Partners», и имеет филиалы в Токио, Мадриде, Барселоне.

В 1991 году Ричард Роджерс получает от королевы Елизаветы II личное дворянство, а в 1996 году - пожизненный титул барона Риверсайдского и пэрство. В настоящее время Р. Роджерс является живой легендой мировой архитектуры и обладающий большим авторитетом общественным деятелем Великобритании.

Во всех своих работах Роджерс пропагандирует совершенство городской инфраструктуры, призванное служить во благо человеку. Наличие в инфраструктуре социального жилья, развитых общественных зон основные составляющие архитектурных представлений Роджерса, которым он уделяет большое значение в своих проектах.

Архитектурные премии и награды, которые свидетельствуют о мировом признании Роджерса:

  • 1985 год - Золотая медаль Королевского института британских архитекторов (RIBA)
  • 1986 год - Орден Почетного легиона за заслуги перед Францией
  • 1999 год - Приз Буннера Американской академии искусств
  • 1999 год - Медаль Томаса Джефферсона
  • 2000 год - Императорская премия Японской ассоциации искусства
  • 2006 год - «Золотой лев» 10-й Венецианской Архитектурной биеннале
  • 2006 и 2009 гг. - Дважды - премия Стерлинга
  • 2007 год - «Оскар» архитектурного мира - Притцкеровская премия

Общественная деятельность Ричарда Роджерса и основные этапы его творчества

С 1981 года на протяжении 9 лет Роджерс возглавляет совет директоров галереи Тейт, работает над программами социального жилья.

1989 год публикует свою книгу «Архитектура: современный взгляд» о собственном представлении роли архитектора в современном мире, читает лекции, организует выступления.

В 1990-е годы Ричард Роджерс создает несколько публикаций, отражающих проблематику градостроительства, активно сотрудничает с правительством Великобритании, занимая пост главного советника по городской реконструкции.

С 1996 года является представителем интересов Лейбористской партии в палате лордов, выступает в парламенте с законодательными инициативами в подкрепление идеи социальной ответственности архитектора.

В 1997 году Ричард Роджерс выступает советником при двух мэрах в Лондне: Борисе Джонсоне и Кене Ливингстоне, благодаря чему в значительной степени увеличивается число музеев, арт-площадок, галерей, ресторанов.

В 2000-е годы Роджерс активно применяет на практике архитектурные принципы, отраженные в книге «Города для маленькой планеты».

В 2008 году мастерская Роджреса разрабатывает генеральный план для района Вуд-Форф в Лондоне.

В дальнейшем Ричард Роджерс активно увлекается реализацией собственных проектов. В проектных решениях архитектора удачно и эстетично сочетаются стекло и металл, а внутреннее пространство очень мобильно и свободно. Постройки лишены специальных декоративных элементов, основной упор делается на совершенство конструктивов. Приоритет принадлежит отельным элементам, за счет которых строение приобретает выразительность. В роли акцентирующего элемента выступает яркий цвет

Рисунок 3. Район социального жилья Оксли Вудс. Мильтон. Великобритания. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Замечание 2

Для зданий архитектора не характерна типология, он универсальный мастер. В архитектурном творчестве Роджерса особое внимание принадлежит конструктивной логике хай-тека.

Основные этапы творчества:

  • Торговый центр 1996–2000 Эшфорд, Великобритания
  • Офисное здание «Бродвик Хаус» 1996–2002 Лондон, Великобритания
  • Офисное здание Центрального телевидения Японии 1996–2004 Токио, Япония
  • Научно-исследовательский центр «Амано» 1997–1999 Гифу, Япония
  • 4-й Терминал аэропорта Барахос 1999–2005 Мадрид, Испания
  • Дворец правосудия 1998–2005 Антверпен, Бельгия
  • Национальная ассамблея Уэльса 1998–2005 Кардифф, Великобритания
  • Офисное здание «Уотерсайд» 1999–2004 Лондон, Великобритания
  • Винный завод 2004–2008 Пенафиель, Испания
  • Офисное здание «Чинг Фу групп» 2005–2007 Каошинг, Тайвань
  • Небоскреб «Лиденхолл» 2002–2011, 2014 Лондон, Великобритания
  • Башня нового Всемирного торгового центра 2006–2011, 2015 Нью-Йорк, США
  • Район социального жилья Оксли 2007–2010 Милтон Кинс, Великобритания
  • Штаб-квартира BBVA Bancomer 2009-2016 Мехико, Мексика
  • Новый выставочный корпус и хранилище Британского музея 2007–2009, 2014 Лондон, Великобритания
  • Жилой комплекс «НЕО Бэнксайд» 2006-2012 Лондон, Великобритания
  • Жилой дом Homeshell 2013 Лондон, Великобритания Сборный дом Y-Cube/ Pre-Fab Y-Cube 2014 Великобритания
  • Новый общественный центр и станция скоростного трамвая 2008–2013 Скандиччи, Италия
  • Мостик Up at the O2 над куполом Тысячелетия 2007–2012 Лондон, Великобритания.

Лорд Ричард Роджерс (Richard Rogers), барон Риверсайдский (Baron Rogers of Riverside) - британский архитектор, один из основателей стиля хай-тек в архитектуре. Лауреат Императорской (2000 г.) и Притцкеровской (The Pritzker Architecture Prize, 2007) премий.

Родился во Флоренции 23 июля 1933 года. В 1938 эмигрировал вместе с семьей в Англию. В 1959 году закончил Школу Архитектурной Ассоциации, где учился у Стерлинга и Смитсона, и отправился в США, чтобы продолжить свое образование в Йельском Университете (США; 1961–1962). Там он познакомился с Норманом Фостером (Norman Foster). В 1963 году, вернувшись в Англию, они основали вместе со своими подругами (в последствии – жёнами), Сью Роджерс (Su Brumwell, архитектор и социолог) и Венди Фостер (Wendy Cheesman), архитектурную мастерскую «Team 4». Именно в этот период критики назвали их творчество «хай-тек». Это стилевое определение остается общепринятым в отношении как Роджерса, так и Фостера, и по сей день.

В 1967 году мастерская распалась. Последним крупным осуществленным проектом этого бюро была фабрика по производству электроники компании «Reliance Controls», Swindon (графство Уилтшир, 1967) - это здание явилось одним из важных предварений «хай-тека»; В том же году Роджерс, после расторжения партнерства с Фостером, открывает со своей супругой новое бюро, «Ричард & Сью Роджерс», которое разрабатывало концепцию свободно трансформируемого жилого пространства, применяя в качестве главного материала легкие полимерные панели (дома фотографа Х.Спендера, в Алтинге, Эссекс, 1967–1968, и родителей Роджерса (Dr Rogers House) в Уимблдоне, Большой Лондон, 1968). В 1970 Роджерс начинает работать вместе с Ренцо Пьяно (Renzo Piano), с которым побеждает в 1971 в конкурсе на проект Центра Помпиду в Париже (Centre Pompidou, 1971 - 77). Эта постройка стала своего рода манифестом нового направления в архитектуре, разновидности хай-тека, в которой техническая инфраструктура здания подчеркивается и даже выносится на фасад. Оно получает название "bowellism" от английского "bowels" - внутренности.

В 1977 Роджерс основывает собственное бюро в Лондоне - Richard Rogers Partnership.

В 1981-1989 году - председатель совета директоров Галереи Тейт.

В 1985 Роджерс получил Золотую Медаль Королевского института Британских архитекторов (RIBA).

В 1991 был удостоен королевой Елизаветой II дворянского звания. В 1996 получил титул баронета и пожизненное пэрство.

В 1990-е Роджерс обратился к проблемам градостроительства: опубликовал несколько работ на эту тему, работает в сотрудничестве с правительством Великобритании, занимая пост Главного советника по городской реконструкции. Изложил свое творческое кредо в книге Архитектура: современный взгляд (Аrchitecture: A Modern View, 1991).

В 2000 награжден престижнейшей международной премией Praemium Imperiale, присуждаемой Японской Ассоциацией искусства.

2006 - премия «Золотой лев» Х Венецианской архитектурной биеннале; Премия Стерлинга (Stirling Prize - самая престижная архитектурная премия Великобритании. Премия присуждается зданию, а не архитектору. Награду в размере £20 тыс. присуждают за построенные архитекторами Европейского союза здания, которые эксперты RIBA признают самым весомым вкладом в британское зодчество за последний год.). В шорт-лист премии вошли целых два здания Ричарда Роджерса (терминал Барахаса в Мадриде и Национальная ассамблея Уэльса в Кардифе) и одно Захи Хадид (здание научного центра Phaeno в немецком Вольфсбурге) - победил терминал аэропорта Барахас в Мадриде.

В 2007 году награждён Притцкеровской премией (The Pritzker Architecture Prize). Жюри отметило его за «феноменальную интерпретацию модернистского увлечения зданием как машиной, акцентом на ясность и прозрачность архитектуры, гибкость проектов», как указано в постановлении оргкомитета премии. Председатель жюри премии лорд Пеламбо назвал Роджерса «создателем не просто больших городских зданий, но и нового стиля архитектурного экспрессионизма».

Сейчас компания Роджерса называется Rogers Stirk Harbour + Partners, её филиалы расположены в Токио, Мадриде и Барселоне.

Самыми известными работами Роджерса в настоящий момент являются 4-й Терминал мадридского аэропорта Барахас (Madrid Barajas Airport, 1997-2005), отмеченный почетной премией Stirling Prize в 2006-м, Центр Помпиду в Париже (Centre Pompidou, 1971-77), Дом Миллениум в Гринвиче (Millennium Experience, 1996-99), Здание штаб-квартиры страховой компании Ллойд в Лондоне (Lloyd"s of London, 1978-1986), Европейский суд по правам человека в Страсбурге (European Court of Human Rights, 1989-95), Национальная ассамблея Уэльса в Кардиффе (National Assembly for Wales, 1998-2005), проект восстановления Мирового торгового центра в Нью-Йорке.

Ричард Роджерс известен не только своими архитектурными проектами, но и своеобразной архитектурно философией, в которой выделяется его тезис о социальной ответственности архитектора. Он одержим урбанизмом, много теоретизировал о кризисе современного урбанизма. Когда город, заставленный глухими железобетонными коробками и заполненный транспортными потоками, превращается в выморочное пространство, лишенное воздуха и украденное у земли и человека. Оказалось, что идеал этого родившегося во Флоренции авангардиста, чьё мировоззрение выросло на идеях 1968 года,- экологическая чистота и социальная прозрачность, симбиоз красоты итальянского ренессансного города и рациональности города-коммуны из прозрачного стекла, придуманного британскими социалистами-утопистами.

Вместе со своей супругой Сью Ричард Роджерс разрабатывал концепцию свободно трансформируемого жилого пространства, применяя в качестве главного материала легкие полимерные панели. Так в 1967–1968 гг. появились дом фотографа Спендера в графстве Эссекс, а также дом родителей Роджерса в Уимблдоне (Лондон). Далее, все больше делая упор на новые технологии и материалы, он логически приходит к принципу хай-тека в архитектуре, который основывается на определении Ле Корбюзье, что «архитектура – это машина для жилья».

Сам сэр Роджерс не раз говорил, что города будущего «больше не будут, как сегодня, делиться на изолированные зоны одного вида деятельности, а будут представлять собой многоуровневые города прошлого. Районы для проживания, работы, покупок, обучения и развлечения будут перекрывать друг друга, и объекты различного назначения будут располагаться в постоянно меняющихся, модернизирующихся и переделывающихся зданиях».

В основе этих образов лежит идея «тотального дизайна», придающего традиционным отношениям между формой и функцией динамически-игровой характер – с выделением сборных элементов в качестве ключевых деталей архитектурной фабулы. Все созданные Роджерсом здания так или иначе иллюстрируют эту основную идею модернизма – «здания как машины».

«Города, - говорит Роджерс, - предназначены для общения людей, и если мы не обустроим их для этого, мы столкнемся с кризисом социальной интеграции». По мнению английского архитектора, города - это обрамление общества, сердце нашей культуры.

очень политизированный архитектор. Он политический активист, активный сторонник Лейбористской партии. Кое-кто даже обвиняет его в популизме. В своем лондонском архитектурном бюро, например, он ввел правило, согласно которому зарплата директоров не может превышать зарплату самого низкооплачиваемого сотрудника более чем в шесть раз.

«Я не верю в личную собственность архитектурных проектов», - говорит он. Здания, которые он строит, отличаются комбинацией элементов хай-тек, прозрачности и кажущейся невесомости архитектурной конструкции. Они полны света, совмещая публичные и приватные пространства. «Моя страсть к архитектуре вызвана верой в то, что она непосредственно влияет на качество жизни и при этом соединяет науку и искусство», - объясняет Ричард Роджерс.

Самый интересный из последних его проектов - мадридских международный аэропорт «Барахас», построенный в 2005 году. Его здание, образованное волнами стальных крыльев, с крышей, покрытой бамбуковыми рейками, - зримый образец коммуникативной архитектуры, прославившей английского архитектурного философа.

Сэр Ричард Роджерс действительно гордость британской архитектуры, и даже скандал с его Millennium Dome, когда консерваторы во главе в принцем Чарльзом активно намекали на то, что заказ на этот грандиозный проект архитектор получил благодаря давней дружбе с Тони Блэром, не слишком испортил его репутацию.

Parc 1, Yeouido, Seoul, South Korea (Проектируемый комплекс будет включать в себя два офисных здания, гостиницу и торговый центр. Сеул, Южная Корея), 2008-2011
Chelsea Barracks, London, England, UK (Проект жилого комплекса в Челси, Лондон), 2008-2009 Oxley Woods, Milton, England, UK (проект района социального жилья Оксли), 2007-2010 Metropolitana Linea 1 Capodichino, Naples, Italy (проект станции метрополитена в Неаполе), 2006-2012
175 Greenwich Street, New York, USA (одно из офисных зданий в проекте восстановления Мирового торгового центра в Нью-Йорке), 2006-2011 The Leadenhall Building, London, England, UK (проект офисного здания), 2002-2011 Ching Fu Group Headquarters, Kaohsiung, Taiwan (офисное здание), 2005-2007
Bodegas Protos (Винный завод), Peñafiel, Spain, 2004-2008 Mossbourne Community Academy, London, England, UK (здания академии Mossbourne, Лондон), 2002-2004 Chiswick Park, London, England, UK (здания различного назначения), 1999-2010
Hesperia Hotel and Conference Centre, Barcelona, Spain (отель и конференц-центр Hesperia, Барселона, Испания), 1999-2006 Roppongi Grips, Tokyo, Japan (образовательный центр), 1999-2005 Waterside, London, England, UK (офисное здание), 1999-2004
National Assembly for Wales, Cardiff, Wales, UK (Национальная Ассомблея Уэльса), 1998-2005 Antwerp Law Courts, Antwerp, Belgium (Дворец Правосудия, Антверпен, Бельгия), 1998-2005 Madrid Barajas Airport, Spain, Madrid (4-й Терминал мадридского аэропорта Барахас), 1999-2005
Amano Research Laboratories, Gifu, Japan (научно-исследовательский центр), 1997-1999 Nippon Television Headquarters, Tokyo, Japan (офисное здание Центрального телевидения Японии, Токио), 1996-2004 Broadwick House, London, England, UK (офисное здание), 1996-2002
Ashford Designer Retail Outlets, Ashford, England, UK (торговый центр), 1996-2000 Millennium Experience, London, England, UK (Дом Миллениум в Гринвиче), 1996-1999 Minami Yamashiro Primary School, Kyoto, Japan (Здания начальной школы Ямаширо, Киото, Япония), 1995-2003
Montevetro, London, England, UK (жилой комплекс), 1994-2000 Tower Bridge House, London, England, UK (офисное здание), 1993-2005 Lloyd"s Register, London, England, UK (офисное здание), 1993-2000
Daimler Chrysler, Berlin, Germany (офисное здание Даймлер Крайслер, Берлин), 1993-1999 88 Wood Street, London, England, UK (офисное здание), 1993-1999 Thames Valley University, Slough, England, UK (Университет Таймс), 1993-1996
Techno Plaza, Gifu, Japan (Научно-исследовательский институт, Япония), 1993-1995 Bordeaux Law Courts, Bordeaux, France (Дворц Правосудия, Бордо, Франция), 1992-1998 Channel 4 Television Headquarters, London, England, UK (Офисное злание телевизионной компании 4 канал, Лондон), 1990-1994
European Court of Human Rights, Strasbourg, France (Европейский суд по правам человека в Страсбурге), 1989-1995 Marseille International Airport, Marseille, France (Интернациональный аэропорт, Марсель, Франция), 1989-1992 Kabuki Cho, Tokyo, Japan (офисное здание), 1987-1993
Reuters Data Centre, London, England, UK (офисное здание), 1987-1992 Centre Commercial St Herblain, Nantes, France (оптово-розничный магазин, Нант, Франция), 1986-1987 Billingsgate Market, London, England, UK (Культурно-образовательный центр), 1985-1988
Linn Products, Glasgow, Scotland, UK (фабричные здания), 1985-1987 Thames Wharf Studios, London, England, UK (Студия Таймс), 1984-1991 Thames Reach Housing, London, England, UK (Резиденция Таймс), 1984-1987
Inmos Microprocessor Factory, Newport, Wales, UK (фабрика микропроцессоров фирмы ИНМОС в Ньюпорте), 1982-1987 Patscentre, Princeton NJ, USA (фабричные здания), 1982-1985 Maidenhead Industrial Units, Maidenhead, England, UK (фабричные здания), 1982-1985
Fleetguard Factory, Brittany, France (фабричные здания), 1979-1981 Lloyd"s of London, London, England, UK (Здание штаб-квартиры страховой компании Ллойд в Лондоне), 1978-1986 PA Technology Laboratory, Melbourn, England, UK (технологическая лаборатория Кембриджского университета в Мельбурне, Англия), 1975-1983
Centre Pompidou, Paris, France (Центр Помпиду в Париже, премия Stirling Prize в 2006-м), 1971-1977 Dr Rogers House, London, England, UK (Дом родителей Роджерса в Уимблдоне, Большой Лондон), 1968-1969

… Ричард Роджерс - 31-й лауреат премии, учрежденной в 1979 году фондом Hyatt, который возглавляет владелец мировой гостиничной империи Томас Притцкер. Ричард Роджерс – архитектор сегодняшней, а не прошлой эпохи. Достаточно напомнить, что именно ему британское правительство поручило проектирование главного здания «миллениума» - «Купола тысячелетия» на окраинах Лондона, на крышу которого падал Пирс Броснан, когда в последний раз был Джеймсом Бондом. Так что Ричард Роджерс был тем, кто официально открывал для человечества новое тысячелетие в архитектурном смысле.

И почему-то, как выясняется, его всегда пропускали. Надо полагать, в списках претендентов на Притцкеровскую премию (которые всегда закрыты) он болтается уже лет пятнадцать, но каждый раз премия его обходила. Это заставляет как-то не по-праздничному взглянуть на его архитектуру.

Вопрос не в том, почему получил Притцкеровскую премию основатель хай-тека, а в том, почему он не получал ее раньше. Принцип хай-тека в архитектуре довольно прост и восходит к определению Ле Корбюзье: «Архитектура - машина для жилья». Ричард Роджерс понял этот принцип очень буквально, и в архитектуре стал максимально подчеркивать то, что роднит ее с машиной, то есть механизмы. Во-первых, раму, на которой все крепится, во-вторых, все системы жизнеобеспечения (водопровод, канализацию, воздуховоды и кондиционеры, электрику), которые он стал выводить на фасад здания, чтобы их было хорошо видно, в-третьих, те элементы здания, которые можно заставить двигаться, - козырьки, жалюзи, эскалаторы, двери. А то, что архитектуру от машины отличает - недвижные стены, - стал уничтожать, заменяя их сплошным остеклением или металлическими панелями. В результате здание стало походить на завод – прямоугольную конструкцию из стальных стержней, опутанных проводами и трубами для доставки того, что в нем нужно, и удаления того, что уже не нужно.

Ставка здесь была на совершенство технических решений, которые должны привлекать внимание к зданию сами по себе. В этом есть своя логика. Скажем, принято бесконечно восхищаться какой-нибудь сложной технической деталью швейцарских часов, например, турбийоном, и платить большие деньги за обладание ею. Почему современный калоизмельчитель, который позволяет располагать санузлы не рядом со стояками, а где удобно, и является техническим изобретением, ничем не уступающим по сложности турбийону, должен вызывать меньшее восхищение?

Но почему-то оказалось, что сами по себе технические достижения хотя и радуют, но все же не являются достаточными для того, чтобы признать здание шедевром. Роджерс построил десятки научно-исследовательских центров, банков, офисов, аэропортов, судов, даже несколько жилых домов, и каждое его здание вызывало восхищение в узком кругу архитектурных журналов, но настоящим хитом не становилось. Исключение составляют Центр Помпиду, который был первым зданием хай-тека, однако здесь его опередил Ренцо Пьяно, и Центр Ллойд в Лондоне (1993), который, надо сказать, действительно очень изящное здание, но слишком камерное рядом с тем, что стало принято строить в Лондоне в 1990-е.

Возможно, причиной этой сдержанной реакции на творчество господина Роджерса являлось то, что он слишком хороший инженер и довольно скромный шоумен. Достаточно взглянуть на унылый «Купол тысячелетия», который по сути является цирком шапито, поражающим своими размерами и длиной канатов, но очень раздражающим километрами грязного брезента. Редкое тысячелетие удавалось встретить такой неказистой палаткой. Основной принцип архитектуры Роджерса - «здания должны быть читаемыми: зритель должен сразу понимать, как они построены». В ней присутствует некоторая излишняя ясность. Скажем, его ученик Норман Фостер берет и изгибает козырек крыши здания так, чтобы солнце, проходя мимо него, заглядывало в окна в течение максимально долгого времени, и рассказывает, что экономит таким образом много электричества. Учитывая, что в Лондоне не очень много солнечных дней, а чтобы сделать такой изгиб кровли, нужно истратить столько энергии, сколько здание не сэкономит за все время своего существования, это довольно бессмысленное действие. Зато каждый, кто видит здание, как раз не понимает, почему оно так устроено, потому что соотносит его не с движением планет, а в лучшем случае с движением автобусов (этот изогнутый козырек Фостер сделал в здании автовокзала в Лондоне). Так что в здании есть некоторая загадочность. А у Роджерса сразу все ясно. Вся загадочность заключается только в том, чтобы определить, по какой трубе идут электрические сигналы, а по какой – вода, и это довольно быстро понимаешь по звуку.

Это излишне честный мастер. Любой маркетолог объяснит вам, что если вы хотите сделать утюг для широкого спектра потребительниц, то он должен содержать в себе что-то необъяснимое, таинственное, какую-то отгонялку злых духов неглаженности и призывалку добрых духов поглаженности. Ричард Роджерс делает все свои здания по принципу «это офис - только офис, и ничего более офиса», поэтому не может рассчитывать на внимание широких масс и членов разнообразных жюри.

Все его ученики и последователи делают из хай-тека чудеса, таинственных техногенных идолов, и, видимо, поэтому его все время и обходили. Ну а в этом году архитектурные чудеса временно кончились. И пришлось давать премию крепкой инженерной основе современности.

Бритaнец Ричард Роджерс вошел в историю архитектуры как создатель стиля хайтек (совместно с Ренцо Пьяно и Норманом Фостером). Барон Роджерс Риверсайд - лауреат Императорской и Притцкеровской премий, был удостоен ордена Почетного легиона, посвящен в рыцари и сделан пэром. В течение сорока лет он возглавляет проектную компанию Rogers Stirk Harbour Partners (ранее Richard Rogers Partnership). Офисы бюро Ричарда Роджерса функционируют в Лондоне, Барселоне, Мадриде, Нью-Йорке и Токио.

Центр современного искусства имени Жоржа Помпиду, Париж. Проект Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, 1971-1977.

Прославился Роджерс целым рядом выдающихся зданий. Среди самых знаменитых - штаб-квартира страховой компании Lloyd в Лондоне (1979-1984), Европейский суд по правам человека в Страсбурге (1984), выставочный зал Millenium Dome в Лондоне (1999), проект восстановления WWTC в Нью-Йорке. Cегодня ему 85, он непрерывно улыбается, носит одежду ярких цветов, пишет книги, проектирует и получает премии.

Небоскреб Leadenhall Building, Rogers Stirk Harbour + Partners (RSH+P). Здание награждено премией RIBA как лучшая постройка 2018.

Семья Один из самых известных британских архитекторов, он родился во Флоренции (и до сих пор отлично знает этот город), детство провел в Италии. Отец Нино Роджерс был врачом из Венеции, а мама - искусствовед из Триеста, английский язык ей преподавал Джеймс Джойс. Родители были культурными и космополитичными. Оба любили модернизм.

Концертный зал Millennium Dome, Rogers Stirk Harbour + Partners (RSH+P)

В 1938 году, когда Муссолини показал, на что способен, семья переехала в Лондон. Ричард Роджерс - дислексик, в школе считался глупым, учился из рук вон плохо, но хорошо боксировал и умел за себя постоять. Среди самых ярких впечатлений юности - Британский фестиваль 1951 года. Роджерс посетил его с матерью, они погрузились в достижения передовой науки, архитектуры и дизайна.

Небоскреб Leadenhall Building, Rogers Stirk Harbour + Partners (RSH+P)

С 17 лет Роджерс путешествовал самостоятельно и попадал в истории. Он носился с быками в Памплоне, висел на железнодорожных вагонах, спасаясь от кондукторов, однажды провел ночь в камере тюрьмы Сан Себастьян: его арестовали офицеры гвардии Франко, когда он голым купался в море. Сидел Роджерс и в венецианской тюрьме за драку. Оттуда будущего архитектора выпустили только после того, как дед внес залог. Сам он вспоминает, что в тюрьме успел познакомиться с двумя проститутками, которые показали ему город.

Здание страховой компании Lloyd, Лондон, 1979-1984.

Друзья Ричард Роджер умеет дружить. Говорят, с Ренцо Пьяно его познакомил их общий врач. Пройдя через все трудности проектирования и строительства в Бобуре, они с удовольствием общаются, более того, в лондонском доме Ричарда Роджерса есть «квартира», где всегда останавливается Ренцо, когда приезжает в Лондон. С Норманом Фостером Ричард Роджерс сначала учился в Йеле, потом оба архитектора со своими девушками организовали архитектурное бюро Team 4. В 1967 году они разошлись.

Macallan Distillery, Шотландия. Rogers Stirk Harbour + Partners (RSH+P)

Скандалы. Самые знаменитые постройки Ричарда Роджерса - здание Центра современного искусства имени Жоржа Помпиду в Париже и здание страховой компании Lloyd сопровождали многолетние скандалы и дискуссии. Сам Роджерс говорит, что за семь лет работы над Центром Помпиду, они с Ренцо Пьяно испытывали колоссальное давление прессы, из сотен статей только две были доброжелательными. Известно, что художница Соня Делоне, хотела передать центру свою коллекцию живописи, но, увидев проект, заявила, что она скорее сожжет свои шедевры, чем увидит их в залах этого чудовищного здания. А одна пожилая дама и вовсе поколотила архитектора зонтиком. В Лондоне самым последовательным оппонетном Ричарда Роджерса в течение долгих лет выступал принц Чарльз, любитель традиционной архитектуры.

Здание Европейского суда по правам человека в Страсбурге. Rogers Stirk Harbour + Partners (RSH+P)

Однако Ричард Роджерс давным давно знает, что судьба архитектора не бывает безоблачной. Настоятель собора Святого Павла на открытии здания Ллойда в 1986 году, сказал Роджерсу, что к тому времени, когда Кристофер Рен работал над собором в течение 30 или 40 лет, он так устал от людей, критикующих его, что построил плетеную ограду высотой пять с половиной метров, чтобы оградить стройку от посторонних глаз.

Свой дом Отец стиля хай-тек живет в памятнике архитектуры (II степени согласно национальной классификации), георгианском доме в Челси. Несколько лет назад Ричард Роджерс полностью переделал интерьеры и теперь внутри дома огромная гостиная, которую сам архитектор называет «the piazza». Здесь устраиваются светские приемы, в частности вечеринка, посвященная архитектору, автору временного павильона галереи Serpentine. Ричард Роджерс обладатель неплохой коллекции современной живописи, у него есть отличные работы Филипа Гастона, Сая Твомбли и Энди Уорхола.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Томский государственный архитектурно-строительный университет» (ТГАСУ)

Кафедра «Дизайн архитектурной среды»

Ричард Джордж Роджерс

Выполнила:

Земцова Е.В.

Проверила:

доцент Колосова И.И.

Введение

Биография Ричарда Роджерса

Работы Ричарда Роджерса

1 Центр Помпиду

2 Аэропорт Мадрида

3 Миллениум Дом в Гринвиче

Заключение

Список использованных источников

Приложение


Ричард Роджерс, Барон Роджерс Риверсайд (англ. Richard George Rogers; 23июля 1933, Флоренция) - британский архитектор, который в сотрудничестве с Ренцо Пиано и Норманом Фостером создал стиль «хай-тек». Лауреат Императорской и Притцкеровской премий. Королева Великобритании произвела его в бароны (Baron Rogers of Riverside). Ричард Роджерс был удостоен ордена Почетного легиона в 1986 году, посвящен в рыцари в 1991 году и сделал пожизненным пэром в 1996 году.

Учился в Архитектурной школе в Лондоне, потом вместе с Фостером в Йельском университете. Позднее они создали бюро «Team 4» совместно со своими жёнами Шу Роджерс и Венди Чисман. В 1967 году они разошлись. Роджерс присоединился к Ренцо Пиано, выигравшему конкурс на строительство Центра Помпиду в Париже в 1971 году. Это здание стало манифестом нового стиля и установило стиль Роджерса, в котором большинство инженерных систем (водоснабжение, отопление, вентиляция, лестницы и лифты) были выведены в экстерьер, оставляя свободными интерьер и внутренние помещения. Сегодня Центр Помпиду считается достопримечательностью, хотя в то время критики отнеслись к дизайну «наизнанку» настороженно.

Ричард Роджерс возглавляет компанию «Rogers Stirk Harbour Partners» (ранее «Richard Rogers Partnership»), которую он основал в 1977 году, и имеет офисы в Лондоне, Барселоне, Мадриде, Нью-Йорке и Токио. Этой Компанией были выполнены известные проекты - штаб-квартира страховой компании «Ллойд» в Лондоне (1979-1984), Европейский суд по правам человека в Страсбурге (1984), выставочный зал Милленниум-доум в Лондоне (1999), проект восстановления Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.

1. Биография Ричарда Роджерса

Ричард Джордж Роджерс, Барон Роджерс Риверсайд - британский архитектор, известный благодаря своим проектам в стиле модернизма и функционализма. Вероятно, самыми прославленными его творениями являются Центр Помпиду в Париже, здание компании «Ллойд» и выставочный центр Миллениум Доум в Лондоне, а также Европейский суд по правам человека в Страсбурге. За свои работы Ричард Роджерс был награждён Королевской золотой медалью, медалью Томаса Джефферсона, медалью Минервы и получил приз Стирлинга и Притцкеровскую премию.

Родился Ричард Роджерс во Флоренции двадцать третьего июля 1933-го года. В 1959-ом году он закончил лондонскую Архитектурную школу, а в 1962-ом году стал выпускником Йелького университета. Во время учёбы он познакомился с Норманом Фостером и со своей будущей женой Шу Брумвэл. Совместно они основали фирму «Team 4» при участии Венди Чизман (будущей жены Фостера). Ричард Роджерс и Норман Фостер заработали репутацию архитекторов, создающих проекты в стиле хай-тек.

В 1967-ом году фирма «Team 4» распалась, однако Ричард Роджерс продолжал работать вместе с Шу Роджерс, а также с Джоном Янгом и Лори Эббот. В 1968-ом году архитектор получил заказ на создание дома и студии для дизайнера Хамфри Шпендера возле городка Молдон в графстве Эссекс и предложил проект стеклянного куба с использованием двутаврововых металлических балок. Ричард Роджерс продолжил развивать свои идеи по изготовлению сборных конструкций и упрощению их, занимаясь созданием дома для своих родителей. В основе его работы лежала концепция дома, полностью готового к сборке. Впоследствии Ричард Роджерс объединил усилия с итальянским архитектором Ренцо Пиано, и это сотрудничество оказалось очень плодотворным. Роджерс быстро взобрался по карьерной лестнице после того, как он, Пиано и Джианфранко Франчини победили в конкурсе на строительство Центра Помпиду в июле 1971-го года.

Это здание стало фирменной маркой Ричарда Роджерса, который стремился поместить все бытовые системы (водопровод, отопление, вентиляцию, лестницы) на внешнюю сторону строения, освобождая внутреннее пространство от лишних деталей и создавая простор для экспозиций. В то время, когда открылся центр (в 1977-ом году), этот стиль, называемый некоторыми критиками «боуэллизмом» (от слова «недра», или же «кишечник»), был не слишком популярен, однако сегодня Центр Помпиду является символом Парижа наряду с Эйфелевой башней. Ричард Роджерс продолжил развивать стиль «наизнанку», работая над зданием компании «Ллойд» в Лондоне, строительство которого было завершено в 1986-ом году. Тогда же этот противоречивый стиль, созданный архитектором Роджерсом, обрёл популярность и подтвердил своё право на существование.

После работы с Пиано в 1977-ом году Ричард Роджерс основал свою компанию «Ричард Роджерс Партнершип» («RichardRogersPartnership») совместно с Марко Голдшмидом, Майком Дэйвисом и Джоном Янгом.

В 2007-ом году на базе этой компании была создана новая, носящая название «Роджерс Стирк Харбор и Партнёры» («RogersStirkHarbour + Partners»). Офисы этой компании находятся в Лондоне, Барселоне, Мадриде и Токио.

Ричард Роджерс посвятил большую часть своей последующей карьеры развитию архитектуры со ставкой на урбанизм и долговечность. Ранней иллюстрацией этих идей стала выставка в Королевской академии 1986-го года, называвшаяся «Лондон, каким он мог бы быть». Помимо работ Ричардса там были представлены проекты Джеймса Стирлинга и бывшего партнёра Ричарда Роджерса Нормана Фостера. На экспозиции вниманию широкой публики архитекторами предлагались проекты по перестройке большой части центра Лондона, которые, тем не менее, были отклонены городскими властями в виду непрактичности предложений.

В 1995-ом году Ричард Роджерс стал первым архитектором, начавшим читать курс лекций («ReithLectures»), транслировавшихся по радио BBC. Позднее на их основе была выпущена книга «Города для маленькой планеты». В 2011-ом году лекции стали доступны для широкой публики.

В 1998-ом году по просьбе британского правительства Ричард Роджерс создал Службу по городским делам для того, чтобы выяснить причины упадка городов Великобритании, обеспечить их безопасность, придать им красоту и живучесть. В результате работы этой службы была выпущена белая книга «О городском возрождении», содержащая более ста рекомендаций для будущих городских дизайнеров. Кроме того, Ричард Роджерс в течение нескольких лет занимал должность председателя правления Большого Лондона по делам городского строительства. С этого поста архитектор ушёл в 2009-ом году и занял пост председателя совета попечителей Архитектурного фонда. С 2001-го по 2008-ой годы Ричард Роджерс был главным советником мэра Лондона Кена Ливингстона по вопросам градостроительства. В 2008-ом году новый мэр Лондона Борис Джонсон попросил архитектора продолжать начатое, но Роджерс всё же оставил пост в октябре 2009-го года и стал советником мэра Барселоны по делам городского планирования.

Ричард Роджерс продолжает создавать противоречивые и канонические проекты. Возможно, самой известной такой работой стал выставочный центр Миллениум Доум, спроектированный совместно с инженерной компанией «Бюро Хапполд», строительство которого завершилось в 1999-ом году. Вокруг стоимости и содержания экспозиций этого центра разразились горячие политические и общественные дебаты, хотя строительство самого здания обошлось всего в сорок три миллиона фунтов.

В мае 2006-го года Ричард Роджерс был назначен архитектором для строительства Третьей Башни нового Всемирного Торгового Центра в Нью-Йорке, заменившего старый Всемирный Торговый Центр, разрушенный во время атаки одиннадцатого сентября 2001-го года.

Тем не менее, и у такого успешного архитектора случаются неудачи. Нескольким свежим проектам Ричарда Роджерса не суждено было воплотиться в жизнь по финансовым причинам. К таким проектам, например, относится перестройка Центральной Библиотеки Бирмингема, которая после отклонения предложения Роджерса была поручена компании «MAKEArchitects», основанной Кеном Шаттлвортом.

2. Работы Ричарда Роджерса

2.1 Центр Помпиду

Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду (фр. Centre national dart et de culture Georges-Pompidou), в просторечии Центр Жоржа Помпиду (фр. Centre Georges-Pompidou), Центр Помпиду или Бобур - культурный центр в квартале Бобур 4-го округа Парижа между кварталами Ле-Аль и Маре. Открыт с 1977 года, создан по инициативе французского президента Жоржа Помпиду. Деятельность центра посвящена изучению и поддержке современного искусства и искусства XX века в различных его проявлениях (изобразительныe искусства, танец, музыка и пр.)

Центр является третьей по посещаемости культурной достопримечательностью во Франции после Лувра и Эйфелевой башни. В 2006 году музей посетило 6,6 миллионов человек. Центр Помпиду включает в себя парижский Музей современного искусства, большую библиотеку, концертные и выставочные залы, Институт исследования и координации акустики и музыки. Обширную площадь перед Центром Помпиду облюбовали художники, бродячие артисты, музыканты и циркачи. Справа от Центра Помпиду небольшую площадь Стравинского украшает одноимённый экстравагантный фонтан.


В целом постройка, включающая в себя двойной терминал, две взлётно-посадочные полосы, парковку на 9,5 тысяч машин и диспетчерскую башню, обошлась в 6 миллиардов евро. Комплекс площадью в 1100 000 квадратных метров можно также назвать одним из крупнейших сооружений в Европе. Длина здания - 1,2 километра, но из одного конца в другой можно попасть за три минуты - на подземном поезде, управляемом компьютером, без машиниста. Считается, что через несколько лет новый терминал, рассчитанный на приём 35 миллионов человек ежегодно, сделает Барахас вторым по величине европейским аэропортом и главным транспортным узлом, связывающим Европу с Латинской Америкой. Эта сложнейшая многоуровневая структура могла бы стать тяжеловесным непроходимым лабиринтом. Роджерс превратил её в прозрачную рощу, где невозможно заблудиться: волнообразная крыша из бамбуковых пластин, парящая на окрашенных во все цвета радуги столбах-деревьях, не просто фантастически красива, но придаёт этой махине пространственную ясность и, кроме того, пропускает свет в самую глубь здания и спасает его от летней жары. Критики в один голос признали новый терминал Барахаса образцом экологической и эстетической безупречности.

Так, что выбрав именно это здание, жюри во второй раз с момента основания премии Стерлинга угадало, что когда-нибудь оно попадёт в словарь 100 шедевров архитектуры XXI века.

3 Миллениум Дом в Гринвиче

Купол тысячелетия (англ. The Millennium Dome) - крупное здание в виде купола, построенное для выставки Millennium Experience, приуроченной к празднованию наступления третьего тысячелетия. Расположено на полуострове Гринвич в юго-восточном Лондоне. Выставка была открыта для посетителей с 1 января по 31 декабря 2000 года.

Проект стал объектом критики, поскольку ожидаемое количество посетителей не было достигнуто, из-за чего возникли финансовые сложности. Выставка и сопутствующий комплекс в настоящее время не существуют, а купол вошел в состав развлекательного комплекса.

Через западный край Купола тысячелетия проходит нулевой меридиан. Ближайшая станция метро - Норт-Гринвич.

Заключение

В 1981-ом году Ричард Роджерс был посвящён в рыцари королевой Елизаветой II. В 1996-ому году он получил титул барона, а сегодня занимает должность пэра в Палате лордов. Кроме того, в 2008-ом году талантливый архитектор был удостоен Ордена Кавалеров Почёта.

роджерс архитектор британский модернизм

Список использованных источников

1.#"justify">.#"justify">.#"justify">Приложение

Иллюстрация 1- Ричард Джордж Роджерс.

Иллюстрация 2 - Центр Помпиду

Иллюстрация 3- Аэропорт Мадрида

The sweetest sounds I’ll ever hear are still inside my head.
Richard Rogers, «No Strings», 1962

В истории американского музыкального театра и кинематографа, пожалуй, нет фигуры, равной композитору Ричарду Рождерсу. За свою карьеру длиной в шестьдесят лет он написал сорок бродвейских мюзиклов (из них двадцать шесть вместе с Лоренцом Хартом и девять - с Оскаром Хаммерстайном Младшим), три мюзикла для Уэст-Энда (в соавторстве с Хартом), десять киномюзиклов (девять с Хартом, один с Хаммерстайном), два мюзикла для телевидения, саундтреки для двух документальных фильмов, один балет, одно ревю и... более девятисот песен.

Ричард Чарльз Роджерс родился в Нью-Йорке 28 июня 1902 года и был вторым ребенком Уильяма и Мэми Роджерсов. Родители композитора происходили из еврейских семей, эмигрировавших из России в Америку в 60-е годы 19 века. Предки Роджерса по отцу носили фамилию Рогазинский. Мальчик рос и воспитывался в той же среде, которая подарила Америке Джорджа Гершвина и немало других, не менее выдающихся фигур американской культуры.

По собственному признанию, Ричард Роджерс стал проявлять интерес к музыке и игре на фортепиано, едва начав ходить. Его мать была неплохой пианисткой, и в доме часто звучали мелодии популярных оперетт. Однажды тетка мальчика попыталась дать ему несколько уроков игры на фортепиано, однако занятия показались мальчику слишком скучными, и он предпочел осваивать инструмент самостоятельно. И хотя в этом деле Ричард не достиг вершин Гершвина, играл он не хуже других композиторов того времени.

Впервые Ричард Роджерс попал в театр в шестилетнем возрасте. «Когда занавес поднялся, я был унесен в мир блеска и красоты, о существовании которого и не подозревал», - вспоминал композитор. Ребенком он видел выступления Балета Сергея Дягилева, оперные спектакли Метрополитен Опера и знаменитые бродвейские оперетты.

Вкусы Ричарда Роджерса определились к середине 1910-х годов: его фаворитами стали музыкальные комедии. Мюзиклы Джерома Керна, которые оказали на Ричарда Роджерса огромное впечатление, повлияли и на его дальнейшее творчество. Но если музыка Керна корнями уходит в европейскую оперетту, то Роджерс - дитя эпохи джаза.

Семья Роджерсов была достаточно обеспеченной для того, чтобы дать своему сыну хорошее образование. С 1919 по 1921 год Ричард обучался в Колумбийском университете, а с 1921 по 1923 посещал Институт Музыкального Искусства (the Institute of Musical Art), ныне Джуиллиардcкая школа (the Juilliard School).

Среди студентов Колумбийского университета был молодой человек по имени Лоренц Харт. Харт изучал журналистику, зарабатывая на жизнь переводами с немецкого. Дик познакомился с Ларри благодаря их общему приятелю Филиппу Левиту. Двадцатитрехлетний Харт поразил юного Роджерса (тому было всего шестнадцать) своей эрудицией и осведомленностью во всем, что касалось поэзии. «Я был очарован этим молодым человеком и его идеями», - рассказывал композитор, - «Никто из нас не упомянул об этом, но оба мы поняли, что будем работать вместе, и я покинул дом Харта, уже имея карьеру, партнера, лучшего друга и постоянный источник раздражения.»

Свое сотрудничество Дик и Ларри начали с того, что вместе сочинили несколько комедий для ежегодного университетского шоу. В 1919 году песня Роджерса и Харта Any Old Place With You была включена в бродвейскую комедию А Lonely Romeo. Так состоялся их профессиональный дебют. Первое полноценное шоу молодых авторов, которое называлось Poor Little Ritz Girl, имело не самую счастливую судьбу - к тому времени, когда спектакль открылся на Бродвее, продюсеры отказались от значительной части материала, написанного друзьями.

В 1925 году по заказу бродвейского театра Garrick Роджерс и Харт сочинили ревю Garrick Gaities. Это благотворительное шоу должно было идти в течение одной недели, однако нью-йоркская публика встретила спектакль с таким энтузиазмом (особенно песню Manhattan), что в результате ревю сыграли 211 раз.

Успех Garrick Gaities вывел карьеру Роджерса и Харта на новый виток. Следующие пять лет дуэт работал очень плодотворно, создавая по два, а иногда и больше шоу за сезон. В начале 1930-х творчеством Роджерса и Харта заинтересовался Голливуд.

Ларри и Дик переехали в столицу американской киноиндустрии, где написали несколько саунтдтреков. Музыкальная комедия Love Me Tonight с Морисом Шевалье в главной роли, пожалуй, их самая заметная работа того периода. И все же Голливуд не оправдал ожиданий Роджерса и его партнера. В 1935 году они вернулись в Нью-Йорк, чтобы работать над цирковой экстраваганцей Джумбо.

Вторая половина 1930-х годов - время расцвета американского музыкального театра. Роджерс и Харт выпускали один проект за другим: On Your Toes (1936), Babes In Arms (1937), I’d Rather Be Right (1937), I Married An Angel (1938), The Boys From Syracuse (1938), Too Many Girls (1939). Песни из этих легких, искрометных комедий - The Most Beautiful Girl in the World, My Romance,There’s A Small Hotel, My Funny Valentine, Where or When, The Lady is a Tramp, Falling in Love With Love, I Didn’t Know What Time It Was - мгновенно становились хитами и начинали жить самостоятельной жизнью.

В начале сороковых годов Роджерс и Харт сочинили фарс Higher and Higher (1940), не имевший большого успеха. За ним последовал мюзикл Pal Joey (1940), который можно назвать творческим экспериментом к тому времени уже признанных авторов. Новаторство состояло в том, что впервые центральной фигурой музыкальной комедии стал антигерой - танцор из второразрядного ночного клуба, который бросает свою девушку ради обеспеченной любовницы. Эту роль блестяще сыграл в то время еще не известный широкой публике актер Джин Келли. Несмотря на осуждение критиков, спектакль продержался на афише целый год и впоследствии не раз возобновлялся. Pal Joey - одна из первых театральных работ, обозначивших серьезные перемены, ожидавшие жанр музыкальной комедии в 1940-е годы.

Мюзикл By Yupiter (1942), сыгранный 472 раза, стал последним совместным проектом Ричарда Роджерса и Лоренца Харта. Сотрудничеству формально положила конец смерть либреттиста, однако о том, чтобы найти замену Ларри, Роджерс стал задумываться еще в начале сороковых.

Удивительно, но люди, образовывавшие один из самых гармоничных творческих дуэтов в истории американского музыкального театра, во многом были антиподами. Ричард Роджерс - сдержанный, собранный и очень предприимчивый, даже над партитурами работал в деловом костюме, отчего скорее напоминал банкира, чем автора популярных мелодий. Харт был невероятно требовательным к себе, когда речь шла о песенных текстах, но крайне неорганизованным в жизни, как и положено поэтам. Кроме того, его преследовали проблемы личного плана - гомосексуалист, не обладавший физической привлекательностью (его рост едва достигал 150 см), Ларри за всю жизнь так и не нашел спутника жизни. Он страдал алкоголизмом и депрессией, и с каждым годом Роджерсу становилось все труднее работать с ним.

В 1941 году, находясь в Филадельфии, Ричард Роджерс решил нанести визит своему университетскому приятелю, либреттисту Оскару Хаммерстайну Младшему. У них состоялся долгий разговор, во время которого Роджерс предложил Хаммерстайну стать его соавтором. Хаммерстайн ответил согласием, однако, к его чести, настоял на том, что их сотрудничество станет возможным только тогда, когда Харт не сможет больше писать.

23 июля 1942 года газета Нью-Йорк Таймс сообщила о том, что Ричард Роджерс, Оскар Хаммерстайн и Лоренц Харт вскоре приступят к работе над музыкальной версией пьесы Ригга Green Grow the Lilacs. Тройственный союз просуществовал недолго: Ларри, чей внутренний разлад к тому времени все больше делал его жизнь невыносимой, отказался участвовать в проекте. Разрыва не последовало, но у Роджерса, наконец, появился повод объединиться с Хаммерстайном.

Роджерс и Харт тяжело переживали случившееся. Ларри отправился в Мексику, Ричард с головой ушел в работу над «Оклахомой!» - так называлось новое шоу. Премьера Оклахомы состоялась весной 1943 года. Среди зрителей был и Лоренц Харт.

В том же году Роджерс и Харт переработали одно из своих ранних шоу, А Сonnecticut Yankee (1927). Однако было ясно, что Ларри вряд ли обретет прежнюю форму.

Лоренц Мильтон Харт скончался от пневмонии 22 ноября 1943 года, через 5 дней после премьеры А Сonnecticut Yankee на Бродвее. Ему было 48 лет.

Новый соавтор и деловой партнер Роджерса, Оскар Хаммерстайн Младший, родился 12 июля 1895 года в семье, два поколения которой был связаны с шоу-бизнесом. Его отец, Уильям, работал театральным менеджером и в течение долгих лет возглавлял театр Виктория, где шли самые популярные водевили того времени. Дядя Оскара, Артур, был преуспевающим бродвейским продюсером, а дед, Оскар Хаммерстайн, - знаменитым оперным импресарио.

Неудивительно, что через два года, проведенных на факультете права Колумбийского университета, Хаммерстайн бросил учебу, предпочтя карьере юриста бродвейские подмостки. Впрочем, за время, проведенное в университете, он успел принять участие в создании ежегодных университетских шоу. В одном из них, Fly With Мe, соавтором Оскара Хаммерстайна был... Лоренц Харт.

Хаммерстайн начал свое восхождение к славе с того, что работал в качестве помощника режиссера у своего дяди Артура, который и выступил в роли продюсера дебютного шоу племянника - The Light (1919). Спектакль был сыгран всего четыре раза, однако это не остановило начинающего либреттиста. Первой настоящей удачей было шоу Wildflower (1923) написанное в паре с либреттистом Отто Харбахом. Затем последовало сотрудничество с самыми успешными композиторами тех лет, в том числе - с Джорджем Гершвином и Джеромом Керном.

К 1943 году Оскар Хаммерстайн был известен именно благодаря своему вкладу в американскую оперетту The New Moon (1928) - он был автором либретто таких классических произведений, как Rose-Marie (1924) и The Desert Song (1926). Вместе с Дж. Керном Хаммерстайн написал Show Boat (1927), мюзикл, впервые затронувший в такие непривычные для этого театрального жанра темы, как расизм и несчастная любовь. Кроме того, ему принадлежала современная транскрипция оперы Бизе «Кармен» - Сarmen Jones (1943), в которой все роли исполняли актеры негритянского происхождения. Однако вот уже десять лет, как его имя не ассоциировалось ни с одной крупной театральной постановкой. Сотрудничество с Ричардом Роджерсом обещало вернуть утраченные позиции.

Надежды Хаммерстайна оправдались. Первая же их совместная работа - мюзикл «Оклахома» - буквально перевернула американский музыкальный театр, окончательно разрушив взгляд на музыкальную комедию как на легковесный жанр (не даром с появлением этого мюзикла возникло новое определение - musical play в противовес musical comedy).

За «Оклахомой» последовали мюзиклы Carousel (1945), Allegro (1947), South Pacific (1949), The King and I (1951), Me and Juliet (1953), Pipe Dream (1955), Flower Drum Song (1958) и The Sound of Music (1959). Большинство этих шоу было адаптировано для кинематографа. Кроме того, Роджерс и Хаммерстайн написали киномюзикл State Fair (1945) и один мюзикл специально для телевидения (Cindirella, 1957).

Эти работы принесли Ричарду Роджерсу и Оскару Хаммерстайну тридцать четыре награды «Тони», пятнадцать «Оскаров», две Пулитцеровских премии, две «Грэмми» и две «Эмми».

После смерти Оскара Хаммерстайна в 1960 году, Ричард Роджерc продолжил писать для театра и кино. Первое произведение, в котором композитор выступил не только в роли композитора, но и автора текста, называлось No Strings, было удостоено премий Tony за музыку и либретто. Рождерс также сотрудничал с такими известными либреттистами, как Стивен Сондхейм («Вестсайдская история») и Шелдон Харник («Скрипач на крыше»).

Хотя творчество Ричарда Рождерса было и остается олицетворением романтики и оптимизма, в жизни автор «Звуков музыки» не был счастлив. Композитор был женат, у него родилось две дочери - Мэри и Линда, однако он страдал от депрессий, алкоголизма и проблем со здоровьем. В кругу семьи Роджерс был сдержан на проявление чувств; единственным, что глубоко волновало композитора, был музыкальный театр - именно там находили выход его душевные переживания.

Поражает легкость и органичность его сочинений, в которых мелодии оттеняются неожиданными гармониями. Но эта естественность и спонтанность обманчивы. Ричард Роджерс не верил в озарение - он никогда не смог бы написать песню за час. Художнику требуются и вдохновение, и техника, считал композитор. Он также был убежден, что музыка должна быть частью драматургии. Роджерс чувствовал себя не совсем уверенно, когда приходилось сочинять песни, не предназначенные для шоу, песни, за которыми не стояла какая-то история. Он был одним из тех композиторов, которые обязательно должны были иметь перед глазами некий сюжет и четко представлять, что за персонаж будет исполнять его песню.

Невероятно, но Ричард Рождерс оказался идеальным композитором для таких непохожих по стилю жизни и творчества авторов, какими были Лоренц Харт и Оскар Хаммерстайн Младший.

Харт отличался остроумием и цинизмом, которые помогали ему переживать личные неудачи. И все же поэзия его несла отпечаток легкой меланхолии и грусти. Ларри постоянно экспериментировал с текстами, определяя форму своих произведений как «ритмический диалог». Его мало занимал психологизм, песня для него была способом исследования и выражения человеческих (на самом деле - собственных) эмоций. Наверное, именно поэтому он запомнился в большей степени как автор песенных текстов, а не либреттист. Однако именно в соавторстве с Лоренцом Хартом Ричард Роджерс сочинял музыку, отличавшуюся свежестью и изобретательностью.

Примерный семьянин (несмотря на два брака), Оскар Хаммерстайн был интеллигентом, которого волновали расовые предрассудки и войны. Он верил в то, что в конце концов добро всегда одержит верх, и стремился выразить свое отношение к болезням общества в своем творчестве. В отличие от Харта, который предпочитал сочинять тексты на готовую музыку, Оскар Хаммерстайн исповедовал более близкий для Роджерса подход - сначала слово, потом музыка.

Ричард Роджерс скончался у себя дома, в Нью-Йорке, 30 декабря 1979 года, спустя 8 месяцев после того, как на Бродвее открылось его очередное шоу.

Мюзиклы, написанные Ричардом Роджерсом в соавторстве с Хартом и Хаммерстайном, не сходят с афиш и сегодня. По данным The Rodgers & Hammerstein Organization, ежегодно выходит около 4 000 спектаклей, среди которых пальма первенства принадлежит «Оклахоме». Не менее популярны Pal Joey, Babes in Arms, South Pacific и The Sound of Music.

Роджерс и Хаммерстайн занимались продюсированием пьес и мюзиклов, в том числе и собственных. Они также стали продюсерами киноверсии мюзикла «Оклахома». Специально для этого ими была основана the Rodgers & Hammerstein Organization (R&H), которая существует и по сегодняшний день. Одно из ее подразделений - издательство Williamson Music - было названо в честь их отцов Роджерса и Хаммерстайна, которые носили имя Вильям.

Последней песней, которое написали вместе Ричард Роджерс и Оскар Хаммерстайн, стала «Edelweiss» из мюзикла «Звуки музыки».

В марте 1990 году бродвейский театр «46 Street Theatre» был переименован в «Richard Rogers Theatre».

В 1998 году творческий дуэт Роджерс - Хаммерстайн был назван журналом «Тайм» среди 20 персоналий, оказавших наибольшее влияние на культуру 20-го века.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!