Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Пулемет шварцлозе. Боевое применение Шварцлозе

Самолет «Су-24М2» — новая модернизированная версия, прототипом которой послужил «Су-24» — фронтовой бомбардировщик. В нем всего 2 члена экипажа, большие отсеки во фюзеляже для вооружения и объемные топливные баки. Также здесь скрывается встроенная система дозаправки и перекачки, то есть такой самолет может как получать, так и передавать дополнительное топливо в воздухе.

Фронтовой бомбардировщик — это возможность наносить бомбовые удары на и за линией фронта, в тылу врага. «Су-24М2» — сравнительно новая модель. Российские ВВС получили первый модернизированный самолет в 2007 году. На сегодняшний день парк машин составляет более 200 единиц, среди которых как прототипы, так и усовершенствованные версии.

История

Говоря о «Су-24М2», нельзя не упомянуть о «Су-24», на основе которого он собран. "Т-6" («Су-24») в феврале 1976 года запустили в серийное производство. Самолет выпускался на авиационном заводе в Новосибирске до 1993 года. В этом году завершился выпуск всех модификаций, основной чертой которых является крыло изменяемой стреловидности, позволяющее совершать полеты как на дозвуковой, так и сверхзвуковой скоростях. Примечательно, что тяжелый ракетоносец «Ту-16» тоже изначально проектировался в "КБ Сухого" на основе модели «Т-4».

При этом крылья (по передним консолям) могут принимать 4 положения: взлетно-посадочное — 16 градусов; дозвуковые полеты выполняются при 36 градусах; сверхзвуковое — 69 градусов. Также есть положение 45 градусов, предназначенное для лучшего маневрирования в бою.

Конструкция

Как и у прототипа, в «Су-24М2» кабина рассчитана на двух человек. Слева находится КВС, справа садится штурман, управление сдвоенное. В фонаре машины ничего примечательного нет, он, как и у других самолетов похожего типа, плавно переходит в обтекающие элементы фюзеляжа, прикрывающие всю проводку управления.

Два двигателя расположены по бокам корпуса, прижаты к нему, освобождают тем самым крылья от дополнительного веса. Компоновка шасси рассчитана на три точки опоры, в полете их можно убрать. Передняя стойка складывается назад по ходу, задние наоборот. Две боковые опоры находятся почти под фюзеляжем, так как, кроме всех систем управления, там находятся основные топливные баки, блоки радиоэлектроники и другое оборудование. Крылья, кроме основного назначения, используются для крепления пилонов, держащих вооружение. Здесь же расположены тормозные щитки, также являющиеся передними створками ниш, в которых скрываются боковые шасси в полете. При посадке они отклоняются до 62 градусов перпендикулярно направлению полета. Двигатели имеют тягу 7800 кг, на форсаже выдают до 11500 каждый.

Отличительной особенностью «Су-24М2» можно назвать наличие больших монолитных фрезерованных панелей. Их использование значительно удешевило производство. В то же время это уменьшает число соединительных швов в герметичных частях кабины и топливных баков, что, в свою очередь, улучшает безопасность полета. Большая часть конструкции основана на сплавах титана, магния, алюминия. Детали двигателей, работающие при высоких температурах, выполнены из нержавеющей стали.

Другие модификации

Следует отметить, что "М2" — отнюдь не единственная модификация прототипа. Так появился «Су-24МР» — самолет, имевший на борту комплекс разведывательного оборудования. Например, возможности телевизионной и ИК-разведки, панорамный и перспективный аэрофотоаппараты (оба находятся в носовой части под кабиной). Оборудование для лазерного поиска крепится под фюзеляжем судна, на пилон под правым крылом устанавливается система радиационной, а под левым — радиотехнической разведки. Все собранные данные могут оперативно поступать на землю по широко- или узкополосным каналам связи. Систем вооружения нет.

Другая версия «Су-24МП» — самолет для создания помех в радиодиапазонах. Система дозаправки позволяет долгое время находиться в воздухе.

Модель "МК" («Су-24МК») стала поставляться в страны дружественные Советскому Союзу. «К» в названии означало коммерческий. Отличий от собственных машин ВВС не имеет, за исключением систем государственного опознавания.

Также нужно отметить модель «Су-24М». Несмотря на схожее название с другими версиями, эта планировалась как отдельная. Здесь усовершенствовали систему навигации, установили всеракурсный теплопеленгатор. Также изменилось положение антенн станции предупреждения: они ушли в наплывы, плавно переходящие в центроплан.

Характеристики оперения

Среди модификаций можно назвать и «Су-24М2». Характеристики ее рассмотрим подробно, так как практически все другие описанные модели имеют те же возможности. И "М2" также вполне можно назвать прототипом любой из них.

Из-за больших мощностей, развиваемых двигателями военного самолета, "Су" получил пару воздухозаборников, расположенных перед моторами, которые за время жизни получили несколько изменений. В итоге пришли к самому простому решению — регулировка потока воздуха включается только в моменты взлета и посадки. Управление производится движениями закрылков.

Крыло имеет три секции закрылков, четыре секции предкрылков. Площадь закрылков примерно 10 кв. метров, в поздних версиях самолета закрылки два и три совместили, в результате чего эти версии имеют 2 секции. Угол их выдвижения достигает 35 градусов. Предкрылки имеют площадь 3 кв. метра и угол выдвижения 27 градусов. В поздних версиях они уменьшились на одну секцию. Так как самолет имеет изменяемую геометрию крыла, пилоны оснащены системой синхронизации положения относительно продольной оси машины.

Вертикальное оперение площадью 9 метров, угол стреловидности киля — 55 градусов. В верхней части хвоста (под колпачком) находится антенна радиосвязи. В процессе жизни бомбардировщика под руль из фюзеляжа переехали тормозные парашюты.

Летные показатели

Максимальная при полете на высоте составит 17000 км/час, при полетах на уровне моря может достигнуть 14000 км/час. Радиус действия 390 км, потолок - 11000 км. Дальность перелета без дозаправки — 4000 км. Высота самолета составляет 7 метров, длина — 25 метров, размах крыла — 17 метров при максимальном угле.

Вооружение

В основе вооружения «Су-24М2» лежит прицельно-навигационная система «Пума». Радиолокатор, на основе которого она работает, может выделять даже малозаметные объекты на воде или суше. По ее показаниям можно поражать цели всеми свободно падающими бомбами, находящимися на борту. Кроме того, имеется пассивная радиолокационная система третьего поколения «Филин-Н», перекрывающая 6 диапазонов работы вражеских станций обнаружения. Теоретически по ее данным можно было поражать такие объекты, но впоследствии от этого отказались.

Модернизация

Современная стоимость военной авиации значительно выросла, в результате чего приходится пересматривать возможности улучшения старых моделей. "Су-24М2-Гефест", прошедший модернизацию на одноименном заводе, оказался очень удачным. И большинство военных пилотов сходятся во мнении, что в хороший бой они пойдут только на самолетах, побывавших на этом предприятии.

Возможности бомбометания обычными бомбами самолета, побывавшего на «Гефесте», стали сопоставимы с результатами использования новейших КАБов (авиационных бомб).

Заключение

Если бы самый первый фронтовой бомбардировщик «СУ-24» дожил до наших дней, ему бы исполнилось 40 лет. Но развитие электроники, новых предупреждения, навигации не оставило бы ему больших шансов на борьбу в современном мире. И он тихо ушел бы на свалку истории. Но его модернизация «Су-24М2» предоставила возможность ВВС России использовать его и в наши дни. И хоть сейчас есть и новые разработки, этот самолет по-прежнему поднимается в воздух по первому требованию.

Станковый пулемет Schwarzlose M1907 и M1907/12

Пулемет Schwarzlose M/07

Станковый пулемет Schwarzlose M1907 в варианте для Голландской армии, на станке М\25

Пулемет Schwarzlose M1907/12, рукоятки управления огнем сложены

Пулемет Schwarzlose M1907/24 (Vz.24), чехословацкий вариант под патрон 7.92x57 с удлиненным стволом

Калибр, мм 8x51 R«манлихер»
Вес без патронов, кг 19,9 (без воды)
42,0 (с водой и на станке)
Длина, мм 1066
Длина ствола, мм 530
Емкость ленты, кол. патронов 250
Темп стрельбы, выстр/мин 500
Эффективная дальность, м 2000

В 1905 году в Австрии были начаты испытания, призванные определить новую, перспективную систему пулемета для вооруженных сил империи. В этих испытаниях лицо к лицу сошлись уже хорошо проверенная и испытанная система сэра Хайрэма Максима и новая, только-только запатентованная конструкция немца Андреаса Шварцлозе (Andreas Wilhelm Schwarzlose). В настоящее время изрядно подзабытый, пулемет Шварцлозе для своего времени был достаточно серьезным оружием. Он был надежен, обеспечивал вполне сравнимую с Максимами огневую мощь (разве что эффективная дальность стрельбы была меньше), а главное – был заметно проще и дешевле в производстве, нежели пулемет Максима или модифицированный пулемет Шкода. В 1907 году, после двух лет испытаний и усовершенствований, пулемет системы Шварцлозе был принят на вооружение Австрийской армии. Производство нового образца было налажено на оружейном заводе в городе Штайр (Steyr). В 1912 году пулемет перенес незначительную модернизацию, получив обозначение М1907/12. Основными отличиями этого варианта стали улучшенная конструкция рычажной пары затвора и усиленная конструкция ряда деталей. Внешним отличием стала иная форма крышки ствольной коробки, в передней части доходившей теперь до заднего среза кожуха ствола.
Нужно сказать, что пулемет получился удачным – следом за Австро-Венгрией, он был принят на вооружение в Голландии и Швеции (при этом обе страны наладили у себя лицензионное производство пулеметов Шварцлозе, продолжавшееся до середины 1930х годов). Кроме того, еще до первой мировой войны пуеметы Шварцлозе в принятых в своих армиях калибрах закупали Болгария, Греция, Румыния, Сербия и Турция. После проигрыша в Первой мировой войне и последовавшего распада империи, эти пулеметы остались на вооружении в новых странах – бывших частях империи (Австрии, Венгрии и Чехословакии). В ходе войны изрядное количество пулеметов Шварцлозе было захвачено противниками империи – Россией и Италией, при этом в Русской армии пулемет Шварцлозе изучался на курсах пулеметчиков наравне с пулеметами Максима и Браунинга. В Италии же трофейные пулеметы продержали в запасниках до следующей войны, в ходе которой их использовала уже итальянская армия на африканском ТВД (в исходном калибре 8x50R).Пулемет Schwarzlose использовал автоматику с полусвободным затвором, торможение которого осуществлялось за счет коленчатой пары рычагов. При переднем положении затвора рычажная пара находится в «сложенном» положении, близком к положению мертвой точки. В момент выстрела давление пороховых газов через дно гильзы передается массивному затвору, который начинает движение назад, а взаимное расположение запирающих рычагов обеспечивает перераспределение большей части действующей на затвор силы через ось на ствольную коробку, тогда как меньшая часть силы идет на поворот рычажной пары вверх. По мере «раскладывания» рычажной пары все меньшая часть силы отдачи затвора передается на ствольную коробку, тем самым достигается уменьшение тормозящего эффекта и к тому моменту, когда пуля покидает ствол, тормозящий эффект коленчатой пары рычагов сводится практически к нулю, и далее затвор двигается назад по инерции, сжимая мощную возвратную пружину. Огонь ведется с закрытого затвора, ударно-спусковой механизм ударниковый. Ствол пулемета неподвижный, имеет водяное охлаждение. Для обеспечения надежной экстракции гильз, особенно при загрязнении патронника оружия или самих патронов, в конструкции предусмотрен механизм смазки гильз, включающий расположенную в крышке ствольной коробки масленку и небольшую масляную помпу, приводимую в движение затвором. Перед каждым выстрелом этот механизм впрыскивает в патронник небольшое количество машинного масла.Ствол пулемета сравнительно короткий, как правило, оснащен длинным конусным плямягасителем, уменьшающим ослепление стрелка дульной вспышкой при стрельбе в сумерках.Питание патронами – ленточное, подача холщевой ленты - только с правой стороны. Система подачи патронов имеет исключительно простую конструкцию с минимумом деталей. Основу механизма подачи ленты составляет зубчатый барабан, в каждое гнездо которого помещается один патрон в кармане ленты. Вращение барабана осуществляется простейшим храповым механизмом при откате затвора, при этом самый верхний патрон в барабане извлекается из ленты назад специальным выступом на нижней части затвора при его откате и затем подается вперед в патронник в накате затвора. Стреляные гильзы выбрасываются через окно в левой стенке ствольной коробки.Органы управления огнем пулемета включают в себя пару горизонтальных рукояток в задней части ствольной коробки и расположенную между ними спусковую клавишу, соединенную тягой с шепталом ударника. Рядом со спусковой клавишей находится ручной предохранитель.
Основным типом установки в пехотном варианте был станок-тренога с регулируемыми по высоте трубчатыми ногами-опорами и механизмами горизонтального и вертикального наведения. Дополнительно пулемет мог оснащаться бронещитком для защиты пулеметчика и бронированным кожухом, прикрывавшим сверху и с боков тонкостенный водяной кожух ствола. Кроме того, имелся облегченный станок-тренога, имевший небольшие размеры и высоту, и не имевший механизмов прицеливания и регулировки длины ног-опор.

Одним из самых распространенных пулеметов, состоявших на вооружении австро-венгерской армии, был пулемет Шварцлозе модели М07/12. Интересно, что на ранних образцах в конструкцию была включена даже масляная помпа для смазки подаваемых боеприпасов.

Первый австро-венгерский пулемет сконструировал Андреас Шварцлозе в 1902 году. Он выпускался небольшими партиями на оружейной фабрике «Штейер». Первой серийной моделью стал пулемет Шварцлозе образца 1907 года, вскоре за ним последовал пулемет образца 1908 года и модификация 1912 года, до уровня которой были модернизированы две предыдущие модели, состоящие на вооружении австро венгерской армии. Между модификациями было немного отличий, все они использовали одинаковую автоматику.

Пулеметы Шварцлозе — массивное оружие с ленточным питанием и водяным охлаждением. В конструкции был применен необычный принцип полусвободного затвора. Сила отдачи воздействовала на затвор, который удерживался в закрытом положении (со стреляной гильзой в патроннике) рычажным механизмом.

Только через короткий период времени рычаги позволяли затвору отойти назад. За это время пуля успевала покинуть канал ствола, и давление там падало до безопасного уровня. Но такая система вынуждала ограничивать длину ствола, чтобы затвор не открылся, пока пуля еще движется в канале. Таким образом, эта система представляла собой компромисс между мощностью заряда патрона, длиной ствола и временем замедления движения затвора.

Короткий ствол

В войсках пулеметы Шварцлозе зарекомендовали себя в целом неплохо, но из-за малой длины ствола при использовании стандартного 8 мм австро-венгерского патрона возникала сильная дульная вспышка. Проблема была решена путем установки длинного конусообразного пламегасителя, который и стал одной из отличительных черт пулемета Шварцлозе. Другой характерной особенностью этого оружия была система питания, ставшая одной из первых, в которой для подачи патрона использовалась звездочка, что добавляло оружию надежность.

Ограниченный экспорт

В период между 1914 и 1918 годами основным пользователем пулемета Шварцлозе была австро-венгерская армия, но вступившая позже в войну Италия также стала использовать трофейные образцы. Крупным покупателем стали Нидерланды, но эта страна в Первую мировую войну сохраняла нейтралитет. К 1918 году все пулеметы образца 1907/ 12 года, образца 1908/12 года, образца 1912 года, состоящие на вооружении, были модернизированы.

В двух первых изначальных образцах подающиеся патроны смазывались, но в пулемете образца 1912 года от этого избавились. Существовал также пулемет образца 1907/16 года (модель 07/16) для установки на аэропланы но он не пользовался большим успехом. Пулеметы Шварцлозе отличались большой массой и высоким качеством изготовления. Многие образцы оставались на вооружении пехотных частей Италии и Венгрии до 1945 года. Система полусвободного затвора не получила широкого распространения.

Аппетит приходит во время еды, как известно. Вот и я, обнаружив объемную «папку» фотографий Мартина Влаха, посвященную пулемету «Брэн», очень обрадовался, увидев его же фотографии пулемета «Шварцлозе»..html), но все дело в том, что… не очень-то она мне понравилась. Ведь написать материал о том или другом образце стрелкового можно и таким способом: открыть наставление по применению, и переписать своими словами, вставив для объема даже описания сборки-разборки. А еще напихать в нее терминов того времени, чтобы уж совсем сделать ее непонятной, но серьезной на вид. Повторяю, так можно, и так делают. Но, на мой взгляд, гораздо интереснее, когда в статье описываются не столько сами «железки», сколько «приключения мысли», в них заключенные, то есть рассматривается своего рода «детективная ». Она может быть удачной, а может и не очень. В любом случае сухой текст инструкции хорош на полигоне, а вот на популярном сайте надо бы давать что-то «поживее», и давать так, чтобы это было бы поучительно… Вот как, например, это было с пулеметом немецкого конструктора Андреаса Вильгельма Шварцлозе, сконструировавшего свой станковый пулемет в пику пулемету Максима.

Вот он какой – пулемет «Шварцлозе»: ствол короткий, а пламегаситель ну очень впечатляющий!

А было так, что еще сами англичане, не говоря уже о китайцах, очень быстро заметили, что «этот замечательный пулемет стреляет… очень дорого!» Поэтому ряд стран, и среди них Австро-Венгерская империя, постарались еще в конце ХIХ века создать свои собственные образцы пулеметов, которые были бы не так разорительны для их военных бюджетов. Очень рано, а именно в 1888 году такой пулемет был разработан полковником графом Георгом фон Дормусом и эрцгерцогом Карлом Сальватором. Серийное производство было начато компанией «Шкода» под руководством инженера Андреаса Радовановича. Готовый пулемет появился в 1890 году. А в 1893 году его приняли на вооружение под индексом Mitrailleuse M/93 (его еще называли «Сальватор-Дормус»), который затем сменила модель 1902 г., весившая со станком 34 кг; длиной ствола – 570 мм; и темпом стрельбы – 350 выстр/мин; и это притом, что митральеза де Реффи могла давать 300 выстрелов еще в 1871 году! Главной особенностью пулемета был вертикально расположенный магазин, куда патроны загружались россыпью, встроенная в механизм масленка для смазки и качающийся полусвободный затвор, при котором сам ствол оставался неподвижным. Причем затвор, имевший форму массивного рычага, подпружиненного витой пружиной, после выстрела откидывался вверх, чем напоминал затвор пулемета «Мадсен». Он оборудовался треножным станком со щитком и сиденьем, и был вполне работоспособной конструкцией.


«Сальватор-Дормус» с плечевым упором, мод. 07/13.

Он поставлялся в Японию в годы русско-японской войны, но японцам не понравился, и они предпочти французский «Гочкис». Опыт войны заставил оснастить пулемет ленточным питанием. Так появилась модель 1909 года, а затем даже и 1913-ого. Но собственный пулемет австрийским военным все равно не нравился, и они в 1905 году объявили конкурс, по итогам которого предпочли всем прочим конструкцию германского оружейника Шварцлозе, которому, видимо, ну просто очень хотелось создать пулемет более совершенный, нежели пулемет Максима, а во-вторых – выполнить требования заказчиков по максимуму.


Пулемет «Сальватор-Дормус» мод.09.

Вообще-то, так бывает. Видишь хорошую вещь, и хочется сделать свою еще лучше. Хочется этого и конструкторам, и военным, мечтающим об ассиметричном, но более дешевом и результативном ответе. Вот только в случае с пулеметом Максима осуществить и то, и другое было очень непросто! Дело в том, что конструкцию Максима защищало великое множество патентов, и обойти их все не представлялось возможным. Да и сама она была весьма совершенной. То есть это был как раз тот случай, когда принято говорить – «лучшее враг хорошего». Это поняли у нас в России, где приняли на вооружение пулемет Максима с минимальными переделками. Это поняли в Англии, где переделок было чуть больше, но саму конструкцию они не изменили. Так было в Германии, где у «максима» понизили скорострельность и… все! А вот в Италии и в Австро-Венгрии решили пойти «своим путем», и в итоге в обоих случаях ничего хорошего из этого не получилось! Создать что-то более совершенное, чем «максим», не вышло!


Пулемет «Шварцлозе» со всеми принадлежностями.

Но какие-то плюсы у пулемета Шварцлозе все же были? Да, были, безусловно. Так, его конструкция было более простой, в ней было всего 166 деталей, из-за чего его пулемет стоил 1500 гульденов вместо 3000 гульденов, которые нужно было бы отдать за «максим». Но какой ценой эта дешевизна доставалась?


Пулемет «Шварцлозе» мод.1907 г. Пламегаситель снят. Хорошо видна бронзовая рукоятка взведения затвора, «пробка» заправки водой кожуха, а также устройство треноги.

Если у «максима» автоматика работала за счет отдачи (отката) ствола, то в пулемете «Шварцлозе» ствол во время стрельбы оставался неподвижен. Это было в определенном смысле удобнее, так как упрощало его обслуживание: не требовалось постоянно набивать сальники и следить за протечками воды из кожуха ствола. Затвор со стволом при выстреле не сцеплялся, то есть огонь велся с незапертым затвором, который удерживался на месте своей массой, мощной пружиной и системой рычагов, препятствовавших его свободному откату.

Схема действия автоматики пулемета «Шварцлозе»: А – кривошип. Красным цветом он обозначен в положении, когда отводит шатун назад и взводит при этом ударник, а сам затвор все еще движется и вытягивает пустую гильзу из ствола.

Такие затворы называются полусвободными, в отличие от чисто свободных, представляющих, по сути дела, тяжелую подпружиненную болванку. Система была проще «максимовской», более технологичной (не требовала столь тщательной машинной обработки деталей!) и потому дешевой.


На фронте пулемет нередко перевозили собачки…

При выстреле незапертый затвор начинал отводиться назад под воздействием отдачи отстрелянной гильзы, едва только пуля начинала движение в канале ствола (закон «действие равно противодействию»), но система рычагов и пружина тормозили этот процесс, а также избавляло от необходимости делать затвор массивным и тяжелым. Это гарантировало, что пуля успеет покинуть ствол до того, как затвор откроется. Ну, а после того, как затвор откатывался назад, все происходило как обычно. Экстрактором удалялась стреляная гильза, а при обратном движении затвора следующий патрон захватывался из ленты и досылался в ствол.


Матерчатая лента и ящик для нее.

Правда, из-за этого на пулемет «Шварцлозе» пришлось поставить укороченный ствол, чтобы ускорить в нем падение давления (66 калибров вместо 90-100 калибров у других станковых пулеметов тех лет), чем и достигалась надежная работа его автоматики. Однако это понизило дульную скорость выпускаемых им пуль, и она оказалась ниже оптимальной, что понизило настильность стрельбы на средние и на дальние дистанции. Компенсировать этот недостаток приходилось увеличением расхода патронов либо сужением зоны огня. В итоге расход патронов в денежном выражении компенсировал более низкую стоимость пулемета.


Чешский образец пулемета – «километа» под германский 7,92-мм патрон.


Тот же пулемет – угол склонения.


Тот же пулемет – угол подъема.


Тот же пулемет: хорошо видны детали крышки короба затвора.

У короткого ствола был и еще один недостаток: он давал мощную вспышку пламени, и ясно почему. Но это демаскировало пулемет, в особенности ночью, поэтому на ствол ему обычно наворачивали массивную воронку пламегасителя. Пулемет «Шварцлозе» имел водяное охлаждение ствола. 3,5 л наливались в охлаждающий кожух через специальное отверстие, а отвод пара происходил через паропровод, состоявший из пароотводной трубы, крана и пароотвода с рожком, на который надевался резиновый шланг.


Горизонтальное расположение рукояток считается более эргономичным – руки так меньше устают. Кроме того, они сделаны складывающимися. Для производства выстрела было необходимо отвести предохранитель вправо и нажать на спусковой рычаг.


Тренога пулемета было очень прочной. Ломаться в ней было просто нечему!


Задняя опора треноги.

Нужно подчеркнуть, что замедление отпирания в системе Шварцлозе происходило сразу двумя способами: первый – за счет сопротивления пары шарнирно сочлененных рычагов и второй – путем перераспределения энергии отдачи между двумя частями затвора. Пара рычагов состояла из шатуна, соединенного с массивным остовом затвора, и кривошипа, связанного с коробом, которые находились вблизи мертвой точки в своем переднем положении. То есть пока пуля двигалась по стволу, затвор с рычагами удерживался на месте силой трения, своей массой и пружиной, и отходил назад лишь только тогда, когда пуля покидала ствол! Ударник с бойком скользил внутри канала остова затвора, а взводился он во время движения последнего вперед.


Вот он – пламегаситель, который требовался из-за относительно короткого ствола.


Его можно было навернуть, а можно и свернуть при помощи специального ключа или простого железного прутка. На действие автоматики наличие или отсутствие пламегасителя не влияло.

Для надежного извлечения стреляных гильз из патронника в пулемет, также как и в систему «Сальватор-Дормус», вмонтировали автоматическую масленку для смазывания поступающих в патронник патронов. «В раскаленном стволе масло горело, и дым демаскировал позицию» – так пишут очень часто, когда речь идет об этом пулемете, но только это не совсем так. Вы представляете, сколько нужно было дыма от сгоревшего масла, чтобы демаскировать позицию? Попробуйте немного сжечь растительного масла на сковороде, и вы убедитесь, что… да, вонючего синего дыма в квартире будет много, но только вот вряд ли он будет виден издали на поле боя. Но дым мешал? Конечно, мешал, мешал расчету эффективно обслуживать пулемет, попросту говоря, он «вонял» горелым машинным маслом, дым от которого словно марево закрывал цель.


Короб открыт. Хорошо видны рычаги затвора и механизм подачи ленты.

Был у масляной смазки и еще один большой недостаток: для нее требовалось… много масла. В пулемете в его емкость входило 0,5 литра, что было достаточно для смазывания 4500 патронов, то есть на 18 лент. А затем масло надо было доливать. Доливать воду, доливать масло... А нет масла, пулемет начинало заедать! Поэтому в 1912 году от смазки отказались, просто утяжелив затвор еще на 1,7 кг для увеличения задержки при открывании.

Лента подавалась в пулемет при помощи барабанного механизма с двумя зубчатыми колесами, служившими одновременно и захватами, и направляющими для патронов. Поворот барабана производился за счет храпового колеса, которое проворачивалось затвором. Питание пулемета «Шварцлозе» осуществлялось из матерчатой ленты на 250 патронов длиной 6,62 м, и вместе с патронами весившей 8,25 кг. Лента хранилась в патронной коробке с откидной крышкой. Для облегчения заряжания лента имела кожаный наконечник.


Прицел: вид сбоку.


Прицел: вид сверху.

На вооружение австро-венгерской армии пулемет поступил в 1907 году и получил обозначение после всех улучшений М1907/12, однако укомплектована армия этими пулеметами по штату было только лишь в 1914 году, непосредственно накануне войны. Вес пулемета достигал 19,9 кг, станка к нему – 19,8 кг. Длина составляла 0,945 м, длина ствола 0,53 см. Скорострельность составляла 400 выстр/мин, а скорость пули 620 м/сек. Патрон использовался 8×56 мм R, то есть рантовый, с закраиной. Кроме того, в разных образцах этого пулемета применялись следующие виды боеприпасов: 8×50 мм R патрон Манлихера; 7,92×57 мм маузеровский патрон; 6,5×55 мм итальянский, 6,5×54 мм патрон Манлихер-Шенауер, 6,5×53 мм.


Крышка масленки и заботливо предусмотренное ситечко для процеживания масла.

Примененная Шварцлозе схема автоматики пулемета потребовала использования сравнительно короткого ствола длиной 526 мм, что нужно было для того, чтобы пуля успела бы покинуть ствол до того, как из патронника будет извлечена пустая гильза. Впрочем, начальная скорость 15,8-граммовой пули «Шварцлозе» составляла все те же 620 м/с, что и у винтовки Манлихера с ее стволом длиной 770 мм. В любом случае, по сравнению с 820 м/сек у русского «максима» образца 1910 года, это было слишком мало. Английский «Виккерс» имел скорость пули 744 м/сек, причем скорострельность российского «максима» была опять же выше, чем у «Виккерса»! Правда, наш пулемет был тяжелее, и имел очень тяжелый колесный станок. Но зато его устойчивость и масса положительно отражались на меткости.


Рычажный механизм: вид слева.


Рычажный механизм и рукоятка взведения затвора: вид справа.


Взведение затвора.

К началу Первой мировой войны армия Австро-Венгрии имела 2 761 пулемет, большую часть которых как раз и составляли пулеметы «Шварцлозе». Правда, использовались и пулеметы «Шкоды», особенно в крепостях. Считается, что «Шварцлозе» был одним из наиболее легких и подвижных станковых пулеметов, кучность стрельбы из него, судя по отзывам, практически не уступала кучности «максима», хотя для своих габаритов он был все-таки слишком тяжел. Положительным качеством являлась его простота, небольшое количество деталей, а также их большие размеры и гарантированная высокая прочность. Правда, матерчатая лента под дождем намокала и коробилась, а на морозе могла замерзнуть и потерять гибкость, но это был общий недостаток пулеметов под матерчатую ленту. Пулеметы «шварцлозе» в большом количестве попадали в русскую армию в качестве трофеев и активно использовались. На 1 февраля 1916 года только на Юго-Западном фронте их было 576. Еще 1215 было захвачено во время знаменитого Брусиловского прорыва.


«Зубчатка» подачи ленты и рукоятка перезаряжания. Последняя находилась на правой стороне короба и была жестко посажена на правую шейку кривошипа. Отличие системы «Шварцлозе» от прочих было в том, что требовалось три раза провернуть рукоятку перезаряжания, чтобы первый патрон попал в патронник.

Недостатка в патронах также не ощущалось. Тем не менее, некоторую часть трофейных пулеметов переделали под русский патрон, а на Петроградском патронном заводе начали выпуск австро-венгерских патронов, которых только в ноябре-декабре 1916 года производили по 13,5 миллионов в месяц.


Секторная дуга горизонтального наведения.


Секторная дуга вертикального наведения.

В Румынии использовались пулеметы под 6,5-мм патрон. Под этот же патрон выпускались пулеметы в Швеции и в Голландии, а на вооружении, кроме этих стран, они состояли еще в Турции, Греции, Италии, Чехословакии и Венгрии. Чехи при этом удлинили ствол, от чего начальная скорость пули возросла до 755 м/с, а темп стрельбы увеличился до 520 выстрелов в минуту. В 1938 году, когда немцы захватили Чехословакию, чешские «шварцлозе» попали на вооружение вермахта.

Некоторое количество «шварцлозе» находились в Брестской крепости, и попали в качестве трофеев к полякам. После 1939 года они опять достались нам и применялись при обороне Брестской крепости в 1941 году! Чехи продолжали выпускать модернизированную версию своего «километа» М1924, переделанного под германские маузеровские патроны. Австрийские «шварцлозе» в 1930 году переделали под новый более мощный и дальнобойный патрон 8x56R с остроконечной пулей, поэтому он получил на дульном конце ствола развитый конический пламегаситель. Под этот же патрон были переделаны и венгерские пулеметы. Интересно, что чешские пулеметы поступали в вермахт, а вот австрийскими вооружали почему-то стрелковые роты полицаев.


Пулеметами «Шварцлозе» вооружались и такие «пулеметные автомобили».

Дольше всех – до 1950 года – «Шварцлозе» продержался на вооружении армии Швеции. Есть, впрочем, данные, что чешские пулеметы поставлялись в начале 1970 годов мозамбикским партизанам, поскольку как иначе можно объяснить, что они там оказались?

Техника и вооружение 2003 02 Журнал «Техника и вооружение»

Станковый пулемет «Шварцлозе»

Станковый пулемет «Шварцлозе»

Так и не добившись надежной работы от пулемета «Шкода», армия Австро-Венгрии приняла пулемет системы немецкого конструктора Андреаса Вильгельма Шварцлозе (Sworzlose) с другой схемой полусвободного затвора - видимо, австрийских военных все же более привлекали системы с неподвижным стволом и относительно небольшим числом деталей. В 1906 г. Австро-Венгрия приобрела право на производство пулеметов Шварцлозе на «Остерайхише Вафенфабрик, Штейр» (или прсто «Штейр»). Первые пулеметы под 8-мм патрон «манлихер» поступили в армию под обозначением М/05, в 1907 г. на вооружение приняли несколько модернизированный М/07.

Остов пулемета составляли короб (ствольная коробка) с откидной коробчатой крышкой и кожух ствола, соединенный с коробом резьбой. Ствол крепился к коробу секторными выступами казенной части и защелкой. Ствол был сравнительно коротким - при выбранной схеме автоматики нужно было уменьшить давление в канале ствола, а пуля должна была успеть покинуть ствол до начала отпирания канала ствола. Замедление отпирания в системе Шварцлозе осуществлялось сразу двумя способами - сопротивлением пары шарнирно сочлененных рычагов и перераспределением энергии отдачи между двумя частями затвора. Пара рычагов - шатун, соединенный с массивным остовом затвора, и кривошип, связанный с коробом, - находилась в переднем положении вблизи мертвой точки. Ударный механизм включал ударник с бойком, скользивший в канале остова затвора, надетую на хвост ударника тарель с гребнем и укрепленную на тарели лодыжку. После выстрела затвор под действием отдачи двигался назад, увлекая за собой шатун.

Наличие некоторого плеча между осями цапф шатуна в вертикальной плоскости вызывало его поворот и вращение кривошипа около его оси качания.

Раскладывание рычагов замедляло отход затвора от казенника ствола. При этом шатун своим задним коленом давил на гребень тарели, отводя массивную тарель и ударник назад относительно остова затвора - это ускорение ударника также отбирало у остова часть кинетической энергии. Вместе с тарелью двигалась лодыжка с шепталом - до зацепления шептала с боевым взводом верхнего гребня затвора, после чего тарель уже не могла придвинуться к остову. В таком виде подвижная система доходила до крайней задней точки (длина хода затвора - 100 мм), после чего под действием винтовой возвратно-боевой пружины шла вперед. Остов затвора подхватывал очередной патрон, досылал его в патронник, рычаги складывались, несколько тормозя затвор и смягчая удар в передней точке, не допуская отскока затвора. После запирания канала ствола ударник оставался взведенным, а возвратно-боевая пружина поджатой.

Спусковой механизм состоял из спускового рычага на затыльнике и спусковой тяги. Неавтоматический предохранитель в спусковом рычаге не позволял ему сместиться вперед. При нажиме на рычаг спусковая тяга поднимала головку лодыжки и поворачивала лодыжку. Шептало выходило из зацепления с боевым взводом затвора. Ударник шел вперед и разбивал капсюль патрона. При нажатом рычаге спусковая тяга оставалась в заднем положении, и в следующем цикле автоматики происходил выстрел. Рукоятка перезаряжания с правой стороны короба была жестко посажена на правую шейку кривошипа.

Питание - от холщовой ленты на 100 или 250 патронов. Для облегчения заряжания лента снабжалась кожаным наконечником. Снизу короба собирался подающий механизм барабанного типа. Барабан нес зубчатку для пуль и гильз, втулка - храповое колесо. Затвор, двигаясь назад передним нижним гребнем давил на зуб храпового колеса и поворачивал его влево. Барабан захватывал патрон и продвигал ленту влево. Извлекатель остова затвора сдвигал патрон за шляпку гильзы назад, извлекая его из ленты и переводя в канавку барабана, патрон поворачивался носиком пули вверх и при дальнейшем вращении барабана поднимался по направляющим скосам короба на линию досылания. В это время на зубчатку вставал следующий патрон. Поворот барабана производился при движении назад и вперед. Такая система требовала при заряжании пулемета трижды повернуть рукоятку перезаряжания, чтобы первый патрон оказался в патроннике. Извлечение стреляной гильзы производил подпружиненный выбрасыватель остова затвора. Смонтированный в пазу остова отражатель скользил выступом по пазу короба, и упершись в задний край паза выступал за зеркало затвора и выталкивал гильзу влево.

Дабы ослабить сцепление гильзы со стенками патронника и предотвратить ее разрыв при извлечении, в конструкцию ввели механизм смазки («осалки») - патрон перед досыланием в патронник смазывался маслом. Механизм монтировался в крышке короба и кроме масленки включал насос, поршень которого приводился в действие правым гребнем остове затвора, - при движении вперед он всасывал в шток поршня порцию масла, а при движении назад выдавливал ее на патрон. В 1912 г. пулемет модернизировали: улучшена конструкция станка, повышено надежность и технологичность производства, на правую шейку кривошипа надели ролик для снижения трения при вращении, извлекатель сделали съемным, улучшили конструкцию станка. Внешне модификация М/07/12 отличалась верхней гранью крышки короба, служившей как бы продолжением линии кожуха ствола.

А - подвижная система в крайнем переднем положении, Б - подвижная система в крайнем заднем положении; 1 - короб, 2 - кожух, 3 - затыльник, 5 - крышка короба, 6 - защелка крышки, 10 - масленка, 11 - ствол, 12 - остов затвора, 17 - шатун, 18 - стебель ударника, 19 - боек, 20 - тарель ударника, 21 - лодыжка, 22 - возвратно-боевая пружина, 23 - спусковой рычаг, 25 - предохранитель, 28 - вал барабана, 29 - втулка барабана, 32 - коробка барабана,33 - разрядник, 38 - трубка масленки, 39 - шток, 40 - поршень, 41 - прицельная рамка, 42 - целик, 43 - колодка прицела, 47 - дуга прицела, 50, 51 - золотниковый механизм пароотвода

Схема работы автоматики пулемета «Шварцлозе».

Вверху - подвижная система в крайнем переднем положении, внизу - ночало отхода затвора назад после выстрела

Несложный золотниковый механизм в кожухе регулировал отвод пара в зависимости от угла возвышения ствола. Прицел - секторный, с треугольной прорезью целика, барабаном, насеченным от 2 до 24 (от 200 до 2400 и), и устройством ввода боковых поправок. Мушка крепилась на кожухе. Длина прицельной линии - 686 мм. Неплохой находкой были горизонтальные рукоятки управления на затыльнике.

Станок - треножный с жестко приваренной к основанию задней и шарнирно укрепленными передними ногами, связанными растяжками. Высота линии огня регулировалась выдвижением ног. В верхнее гнездо основания вставлялся укрепленный на коробе пулемета конический вертлюг. Механизм вертикальной наводки включал два зубчатых сектора и шестеренчатый редуктор с маховичком и зажимом. Горизонтальное наведение осуществлялось с помощью вертлюга и ползушки, двигавшейся по горизонтальной дуге с ограничителями рассеивания. Ползушка соединялась с шаровой пятой пулемета. При довольно большой массе станок выгодно отличался от ряда «ровесников» сравнительно небольшими размерами. На станок мог крепиться щит. Впоследствии станку придали возможность зенитной стрельбы - либо на ноги крепили удлиняющие трубы, позволявшие вести зенитный огонь из положения с колена, либо станок опрокидывали вперед, а на заднюю ногу, как на зенитную стойку, крепили специальное гнездо для вертлюга пулемета.

Облегченный «ручной» вариант пулемета М/07/12/16 ставился на соШку или легкую треногу, получил съемный плечевой упор, лента использовалась на 100 патронов.

Как и многие пулеметы тех лет, «Шварцлозе» послужил в авиации. «Авиационная» модификация M/07/12/R16 имела воздушное охлаждение ствола, а для повышения темпа стрельбы - и дополнительную буферную пружину в затыльнике.

К достоинствам системы кроме сравнительной простоты относились небольшое (166) количество деталей, их большие размеры и прочность. Это была первая успешно работавшая в боевых условиях система пулемета с полусвободным затвором. Явными недостатками можно считать низкую баллистику и необходимость «осалки» патронов. Со временем, впрочем, масленку из конструкции М/07/12 исключили, а для дополнительной задержки отпирания канала ствола утяжелили затвор.

В России часть трофейных «Шварцлозе» была переделана в мастерских Киевского и Петроградского артиллерийских складов под русский патрон - это облегчалось тем, что австрийские пулеметы расчитывались под патрон с выступающей закраиной.

Пулеметы «Шварцлозе» поставлялись как армиям союзных государств - Болгарии, Турции, Италии (пока она не перешла на сторону Антанты) - так и Греции, Сербии, Румынии, в качестве трофеев попали и в Австралию. По лицензии пулемет выпускался в Нидерландах и Швеции, после распада Австро-Венгрии оказался на вооружении в Венгрии и Чехословакии - последняя даже производила 7,92-мм «Шварцлозе». В Австрии он в начале 1930-х был переделан под патрон 8x56. В армиях Венгрии и Италии «Шварцлозе» прослужил до 1945 г. Германский рейхсвер в первую мировую использовал «Шварцлозе» под 7,92-мм патрон, вермахт во вторую мировую держал их в тыловых частях, для охраны аэродромов и т. п.

Порядок разряжания станкового пулемета «Шварцлозе»:

Надавить вниз флажок разрядника (снизу пулемета, позади коробки барабана) и свободно вытянуть патронную ленту вправо. Подать рукоятку взведения назад, чтобы извлечь патрон из патронника. Нажать спусковой рычаг.

Порядок неполной разборки станкового пулемета «Шварцлозе»:

1. Повернув защелку крышки влево и открыть крышку, поднимая ее вверх до упора стопора в выступ на крышке.

2. Повернуть за флажок стопор затыльника (над спусковым рычагом) вправо, затем за рукоятку управления повернуть затыльник влево вниз на 1 /6 оборота и, преодолевая давление возвратно-боевой пружины, отвести его назад.

3. Вынуть из короба возвратно-боевую пружину с задним упорным кольцом.

4. Вынуть переднее упорное кольцо пружины, для чего отвести его назад по отверстию короба и повернуть на необходимый угол.

5. Вынуть ударник с лодыжкой, для чего поднять лодыжку левой рукой за головку, а правой отвести ударник назад до вырезов короба и отделить; вынуть лодыжку из ударника.

6. Вынуть звенья механизма замедления, для чего отвести затвор рукояткой назад и, поддерживая за рукоятку и за внутреннее отверстие затвора, довести затвор до совпадения его выступов с пазами на коробе, поднять затвор вверх до отвесного положения рукоятки и отвести кривошип вместе с другими звеньями вправо. Разобрать все звенья.

7. Снять спусковую тягу, для чего надавить на ее задний конец и за приподнятый верхний конец отвести тягу вправо вниз.

8. Снять коробку барабана с крышкой и барабаном, для чего повернуть за флажок защелку крышки барабана (с правой стороны пулемета) доотказа назад и, надавливая на задний конец коробки слева направо, продвинуть ее вправо и вынуть.

9. Разобрать коробку барабана, для чего: отделить крышку, отведя ее назад и повернув вправо; продвинуть барабан вперед, поднять задний конец и вывести из зацепления переднюю шейку с гнездом коробки, отделить барабан.

10. Разобрать барабан: снять упор пружины барабана, для чего ключом повернуть его влево и, преодолевая давление пружины, осторожно отвести назад; вынуть пружину барабана; снять втулку с заднего конца втулки барабана.

11. Отделить ствол (если необходима его замена, осмотр и исправление, масса ствола - 1,35 кг): отвернуть гайку ствола. Отвернуть сальник, повернуть защелку ствола так, чтобы можно было повернуть ствол; при помощи особого ключа или остова затвора повернуть ствол на 1 /6 оборота вправо, вынуть ствол.

Сборку производить в обратном порядке.

Марка М/07 «Шварцлозе»

Патрон 8x51 R «манлихер»

Масса «тела» пулемета

без патронов, кг 19,9

Масса пулемета с водой и но станке, кг 42,0

Длина «тела» пулемета, мм 1066

Длина ствола, мм 530

Нарезы правосторонние 4

Длина хода нарезов, мм 240

Начальная скорость пули, м/с 625

Прицельная дальность, м 2000

Темп стрельбы, выстр./мин 500

Боевая скорострельность, выстр./мин 250

Емкость ленты, патронов 250

Тип станка треножный

Масса станка, кг 19,0

Высота линии огня, мм 250-600

Угол наведения,

вертикального, град от -35 до +25

Угол наведения,

горизонтального, град 35

Из книги Техника и вооружение 2003 02 автора

Станковый пулемет «Максим» обр. 1910 г Пулемет «Максим» обр. 1910 г. представлял собой модернизированный вариант пулемета обр. 1905 г., серийное производство которого велось на ИТОЗ с моя 1905 г. по лицензии английской фирмы «Максим, Виккерс энд Санз». Главная роль в доработке

Из книги Техника и вооружение 2003 10 автора Журнал «Техника и вооружение»

Из книги Техника и вооружение 2004 06 автора Журнал «Техника и вооружение»

Станковый пулемет М1895/1914 «Кольт» В 1889 г. Джон М.Браунинг создал собственную конструкцию пулемета, взяв за основу схему с отводом пороховых газов и воздушным охлаждением ствола, при этом, видимо, решил не связываться с газоотводными путями и выполнил поршень качающимся.

Из книги Оружие Победы автора Военное дело Коллектив авторов --

Из книги автора

Станковый пулемет «Фиат-Ревелли» Накануне Первой мировой войны в Италии проходил испытания довольно удачный станковый пулемет системы артиллерийского техника Джузеппе Перино модели 1908 г. - свою систему Перино создал в 1900 г. и тогда же выступил в соглашение с заводом

Из книги автора

Станковый пулемет «Дрейзе» Луис Шмайссер из компании Бергмана перешел в «Райнише Металлварен унд Машиненфабрик» («Рейнметалл»), В производстве оружия компания использовала в качестве торговой марки имя Н. фон Дрейзе (Dreyse) - в 1901 г. основанный им оружейный завод в

Из книги автора

Станковый пулемет «Шкода» В 1 888 г. Георг Риттер фон Дормус и эрцгерцог Карл Сальватор запатентовали систему пулемета с полусвободным затвором. Производством его занялся завод «Шкода» (Skoda). Принятый на вооружение в 1 893 г. пулемет «Шкода» использовался в качестве мооского

Из книги автора

Станковый пулемет М1919 А4 «Браунинг» Вариант станкового пулемета с воздушным охлаждением появился уже в конце Первой мировой войны как авиационный М1918. Уже на его основе создали авиационный и танковый пулеметы М1919, снабженные тяжелым стволом воздушного охлаждения,

Из книги автора

Станковый пулемет «Гочкис» К 1940 г. во французской армии оставался станковый пулемет «Гочкис» (см. «ТиВ» № 2/2003, с. 23–25). Хотя он нес обозначение М1е 1914/25, сам пулемет остался неизменным. В 1925 г. к нему был принят лишь новый облегченный треножный станок с возможностью

Из книги автора

„МАКСИМ“ - станковый пулемет образца 1910 года Когда в 1887 году в русской армии появились первые пулеметы «максим», мало кто увидел в этом громоздком сооружении оружие будущих маневренных войн. На артиллерийском лафете с высокими колесами, которые вполне подошли бы

Из книги автора

ДШК - 12,7-мм станковый пулемет образца 1938 года С тех пор как на полях сражений появились бронированные боевые машины, а в небо поднялись военные самолеты, мощности обычных станковых пулеметов не хватало для борьбы с хорошо защищенными танками или штурмовиками. В арсенале

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!