Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Проект как белка готовится к зиме. Удивительные факты об интеллекте белок

День памяти подводной лодки "Комсомолец" АПЛ К-278 "Комсомолец" имела сверхпрочный титановый корпус и была способна вести боевые действия на глубине более чем в два раза превосходящей обычную глубину погружения подводных лодок. В августе 1984 г. подводная лодка установила абсолютный мировой рекорд глубины погружения - 1020 м. Кроме экспериментов, субмарина участвовала в различных учениях флота и выполняла задачи боевой службы, в частности, принимала участие в противолодочном охранении подводных ракетных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) от подводных лодок вероятного противника. Трагедия произошла 7 апреля 1989 г. в нейтральных водах Норвежского моря, когда атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец" возвращалась с боевой службы. На глубине 380 м в 180 км к юго-западу от острова Медвежий и в 490 км от норвежского побережья в отсеке подлодки произошел пожар. Шесть часов моряки-подводники боролись за спасение субмарины, но пожар только усиливался. В результате сильного пожара в двух смежных отсеках были разрушены системы цистерн главного балласта, через которые лодку стало затапливать забортной водой. Часть членов экипажа эвакуировалась на спасательных плотах. АПЛ затонула. Более часа моряки находились в ледяной воде, пока к ним на помощь пришла плавбаза "Алексей Хлобыстов". Трагедия унесла жизни 42 подводников, 27 человек удалось спасти. За мужество и самоотверженные действия, проявленные при исполнении воинского долга все 69 членов экипажа (42 - посмертно) были награждены орденами "Боевого Красного Знамени. Дата гибели АПЛ «Комсомолец» провозглашена в Российской Федерации как «День памяти погибших подводников», и, наряду с «Днём подводника», стала поводом ещё раз воздать почести тем подводникам, кто до конца сражался за Отечество и тем, кто участвовал в ликвидации последствий аварий на подводных лодках, заплатив за это своей жизнью. В этот день члены семей погибших подводников, моряки и ветераны ВМФ РФ и другие неравнодушные люди возлагают цветы к памятникам и монументам, посвященным подвигу героев подводного флота страны. " Снова чайки кричат над морем И планета проходит круг. Зажигают свечу героям Под ревущего моря звук." ЭКИПАЖУ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ " КОМСОМОЛЕЦ " На карте, где остров Медвежий, Рука адмирала замрет... Титана губительный скрежет Под старое сердце зайдет. Нерусское море надежно Их чистые души хранит. Над ними сквозь снежное крошево Лишь чайка заплачет навзрыд. И это всех лучше расскажет Мелодии рвущийся плач. Вивальди шестое адажио Печальный играет скрипач. Негромкие эти пассажи – Так просто не скажешь о чем – В сердцах износившихся наших Выводит дрожащим смычком. ...По карте, где остров Медвежий, Рука адмирала скользит. Последняя чья-то надежда – Охрипшая чайка летит. Штабные улягутся страсти. Безусый совсем морячок Сломает на карте фломастер, Особый рисуя значок...

Цели:

Расширить и уточнить знания детей о белках. Пополнить имеющиеся у детей знания новыми сведениями. Познакомить с загадкой о белке и пословицами: «Подальше положишь – поближе возьмешь», «У кошки котя – тоже дитя». Словарь: шустрая, задиристая, деловитая, скандальная. Продолжать учить отгадывать загадки и изображать отгадки. Воспитывать интерес к природе родного края.

Оборудование:

Картинки и фотографии белки, оборудование для занятия аппликацией.

Белка

Белка

Ход занятия:

Звериных и птичьих кладовых осенью в лесу много. Каких птиц и зверей, устраивающих на зиму кладовки, вы знаете? (Ответы детей). Сегодня мы поговорим как раз о таком зверьке. Послушайте о нем загадку:

Загадка про белку

С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он
Шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал.

Что в загадке навело вас на мысль о белке? (Ответы детей).

Запасы на зиму белка делает основательные – в разных местах, разные запасы, помногу. Очень по-хитрому собирает орехи. Раскачает ветку, прыгнет в сторону и смотрит. Какая ветка дольше качается, та и тяжелее, а значит орехов на ней больше. Вот на эту ветку белка влезает и скусывает орехи. Пустой или порченый орех сразу же распознает и ни за что не возьмет. Грибов белка на зиму запасает тоже очень много. И выбирает самые-самые лучшие. Сушит белка и мухоморы, надо полагать в лечебных целях. Высушенные грибы прячет в дуплах или под отставшую от деревьев кору. У грибов потом белка съест только шляпку, а ножку выбросит. Кроме грибов и орехов белка запасает на зиму желуди. Желуди – это с какого дерева? (Ответы детей). С дуба.

А вот как белка добычу свою прячет: выкопает ямку, аккуратно в нее положит добычу. Вобьет поглубже, а сверху еще земли и сухих листьев нагребет, чтобы кто чужой не учуял. Мало ли по зимнему лесу шатается зверушек-побирушек. «Подальше положишь – поближе возьмешь». Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей).

Случается, что чужаки съедают беличьи запасы. Но и сама белка, если наткнется зимой на чужие запасы, не постесняется и съест их. Часть запасов останется несъеденными. Это пойдет на пользу лесу: ведь весной они пустят корешки и прорастут.

Вот как написал о белке М. Пришвин в рассказе «Беличья память».

«Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробиралась сквозь снег в мох. Достала там с осени припрятанные два ореха, тут же их съела – я скорлупки нашел. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку. Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах орехов через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расположение между ними. Но самое удивительное – она не могла отмеривать, как мы, сантиметрами, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке!»

Давайте немного поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Белка»

Белка прыгала, скакала,
(Дети растопыривают пальцы)

К зиме кладовки заполняла:
(Начинают по очереди сгибать все пальцы, касаясь подушечками соответствующей ладони).

Здесь – орешки, тут – грибочек
Для сыночков и для дочек.

В конце осени белка сменит шубку с рыжей на серую. Как вы думаете, зачем? Кто еще меняет шубку к зиме? (Ответы детей).
Когда наступают сильные морозы, белку не увидишь. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько дней.

Кроме запасов белка любит полакомиться зимой сосновыми шишками. Сорвав шишку, белка устраивается где-нибудь в развилке среди веток. Шишку держит в передних лапках, скусывает зубами чешуйки шишки и губами достает жирные семена.

Если зима выдалась суровая и длинная, белка ест кору, молодые побеги, почки. Срезает зубами веточку и, держа ее в лапах скусывает с нее кору и почки. Объест, сбросит вниз и за новую примется. Но эта еда не сытная, голодают белки при таком питании.

Зато летом питание белки разнообразится личинками различных насекомых, муравьиными и птичьими яйцами, при случае и птенцами, а еще ягодами, плодами, сережками ив и осины.

Пришло время поиграть. Дети изображают зверей, обитателей леса.

Игра «Покажи отгадку»

Нет у бедного берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Заяц)

В птичник повадится –
Жди беды.
Рыжим хвостом
Заметает следы.
(Лиса)

Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка)

Не зверь и не птица,
Всего боится.
Половит мух –
И в воду – плюх.
(Лягушка)

Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга.
(Олень)

Вьется веревка,
На конце головка.
Ползет, извивается,
На врага бросается.
(Змея)

Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
(Еж)

Эта серенькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она.
(Мышь)

Лежит замарашка
В щетинистой рубашке.
Хвост крендельком,
Рыло пятачком.
(Кабан)

Для жилья белка строит одно главное гнездо на зиму и 2-3 летних, запасных. Эти запасные гнезда как дачи, в них белка отдыхает, прячется от хищников, пережидает летнюю жару. Если вдруг бельчатам угрожает опасность, то перетаскивает их в эти запасные гнезда. Летние гнезда легкие, продуваемые ветром. А вот зимнее гнездо сплетено и выстроено искусно, утеплено. Бывают, правда не очень трудолюбивые белки, которые приспосабливают под гнездо сорочьи и вороньи гнезда, прогоняя из них хозяек.

По характеру белка шустрая, задиристая, деловитая и скандальная. Давайте разберемся со значениями этих слов. Что значит «шустрая»? Задиристая? Деловитая? Скандальная? (Ответы детей).

Свадьбы у белок бывают два раза в году – в конце зимы и в конце весны. Бельчата тоже появляются дважды в году. Рождаются бельчата крошечными, голыми, слепыми и некрасивыми. Но это на наш взгляд. Для каждой мамы, будь то ворона или белка, свой ребеночек краше всех. Про то и пословица: «У кошки котя – тоже дитя». Уже через месяц у бельчат открываются глазки, тело покрывается нежной шерстью. А совсем скоро они станут такими баловниками и так надоедают своей матери своими выходками, что она уходит в запасное гнездо и там отдыхает от своих неугомонных детишек. Но к ночи, передохнув, она возвращается к деткам. Ведь белка – заботливая мать.

В случае нападения врага, белка старается его от гнезда отвести, убегая по стволам деревьев. Иногда прикидывается мертвой, падает на землю. Бывает так, что, спасая малышей, белка погибает.

Как только бельчата-сыновья подрастут, они покидают родителей. Бельчата-дочки уйдут в самостоятельную жизнь чуть попозже. Старые белки живут на прежнем месте, а молодые устраиваются на новом.

К сожалению, главный враг белки – это человек. И до того дошло, что перестреляли в Крыму всех белок. Спохватились, да поздно. Пришлось вылавливать белок там, где их много и завозить на наш полуостров. К счастью, этим белкам понравилось у нас, они хорошо прижились и размножились.

Но всем людям нужно помнить: мы большие и сильные, но должны быть еще добрыми и мудрыми, чтобы не навредить малым и беззащитным.

Сейчас я предлагаю вам выполнить аппликацию «Белка» .

Вопросы:

1. Как белка готовится к зиме?
2. Что запасает в своих «кладовочках»?
3. Какую хитрость использует при сборе орехов?
4. Зачем белка сушит мухоморы?
5. Шишками какого дерева любит лакомиться зимой?
6. Что ест белка в голодные зимы?
7. Что добавляется летом в беличье «меню»?
8. Как белки устраивают дома?
9. Чьи дома занимают некоторые белки?
10. Какой у белки характер?
11. Какими появляются на свет бельчата?
12. Как белка заботится о бельчатах?

Психологи из Калифорнийского университета в Беркли изучают способности белок находить и делать стратегические запасы еды. Ученых интересует, каким образом эти животные выбирают территорию для сбора орехов, куда они их прячут и как эти места запоминают. Другими словами, исследователи решили узнать, до какой степени развился ум этих животных, чтобы научиться принимать решение и помнить тысячи моментов: где спрятаны запасы, сделанные еще несколько месяцев назад.

В исследовании участвовали примерно 70 лесных белок, за которыми наблюдали студенты-добровольцы. Они сопоставляли территорию обитания животных и их системы памяти. В результате натуралистам удалось составить подробную карту, на которой они отметили более 1000 мест со спрятанными орехами.

Профессор Якобс ведущий эксперт по изучению поведения белок, считает, что эти зверьки являются идеальным примером, который позволяет улучшить понимание психологии выживания в дикой природе. При этом он считает, что белки очень умные животные и думают о будущем, поэтому находят спрятанные орехи не только с помощью обоняния, но и используют для этого сочетание архитектурных элементов и памяти. Между тем другие ученые полагают, что у белок, напротив, плохая память, и благодаря этому из забытых, спрятанных в земле, белкой орехов вырастают новые деревья.

Белки водятся везде, кроме Австралии. Этот живой и подвижный зверёк считается типичным обитателем лесов. Причем, руля хвостом, белка с легкостью перепрыгивает с дерева на дерево на 3 или 4 метра по прямой и на 10-15 метров по нисходящей кривой. В то же время в бесснежный период, а также во время гона белка большую часть времени проводит на земле, где перемещается скачками. Вместе с тем индивидуальные участки выражены слабо и перекрываются.

Помимо массовых миграций белке свойственны и сезонные кочевки, связанные с последовательным созреванием кормов и переходом молодняка к самостоятельному образу жизни. В то же время часть взрослых особей остается на месте; с привычной пищи они переходят на питание малокалорийными кормами с высоким содержанием клетчатки (это почки, лишайники, хвоя и кора молодых побегов). Благодаря именно этой группе происходит затем восстановление местной популяции.

Белки весьма плодовиты. Во время гона возле самки держатся до 6 самцов, которые демонстрируют агрессию по отношению к конкурентам - громко урчат, бьют лапами по веткам и бегают друг за другом. Беременность длится примерно 38 дней. Новорожденные бельчата рождаются голыми и слепыми, и весят всего 8 граммов. Шерсть появляется через две недели, а видеть они начинают только на 30 день. Вместе с тем к самостоятельной жизни они готовы в возрасте 10 недель, но молоком мать кормит их полтора месяца.

Отмечу и то, что в неволе белка живет в среднем до 12 лет. Для сравнения в природе старой считается уже 4 летняя белка. Доля таких зверьков при самых благоприятных условиях не превышает 10 %. В районах с интенсивным беличьим промыслом популяция полностью обновляется только за 4 года. Особенно высока смертность молодняка - до 85 % бельчат не переживают свою первую зиму.

Самое главное для животного зимой – найти себе пропитание. Земля устлана глубоким снежным покровом, и такой маленький зверек, как белка, не сумеет проломить коросту и добраться до оставшихся с лета замерзших ягод или орехов. Поэтому запасы приходится делать с осени, чтобы благополучно пережить холода. Белка запасает желуди и орехи лещины, запрятывая их в дупла, пожухлую траву и мох. Пригодятся ей и кедровые орешки – умный зверек очищает шишку, достает зернышки и оставляет их в укромном месте. Сделав тайник, белка может даже замести следы своего пребывания – поправить траву, разгладить примявшийся мох. Порой зверек так хорошо скрывает свой паек, что зимой сам не может его найти.

Грибы также служат белке зимой отличной пищей. Чтобы они не испортились в течение долгих месяцев, животное предварительно высушивает их, развесив на ветках деревьев или разложив на пеньке. После того как грибы высохнут, зверек складывает их в укромное место.

Перед наступлением холодов белка начинает утеплять свое жилище. Она старательно конопатит все щели с помощью пучков сухой травы, мха, клочков шерсти, которых ей удается обнаружить. В сильные морозы животное не выходит на улицу, сворачиваясь в калачик у себя в дупле. В хорошо подготовленном жилище тепло и безопасно.

Готовясь к зиме, белка линяет. Она меняет свою привычную рыжую шубку на серую. Зимой шерсть белок становится гуще, поэтому зверьку не страшны морозы. Кроме того, серая шубка менее заметна для хищников, и белке гораздо проще затаиться от зорких взоров, прижавшись к дереву.

Зачастую люди, которым нравятся эти милые зверьки, помогают им выживать зимой. Они устанавливают в местах обитания белок кормушки, куда кладут сушеные грибы, семечки и орехи, чтобы животные при необходимости могли подкрепиться. И белки с охотой посещают бесплатные столовые.

Сейчас смотрят:

Однажды мы с Ваней решили пойти на ста­дион вместе. Я должен был зайти за ним в семь вечера, но пришёл чуть раньше, поэтому при­шлось ждать, пока мой товарищ доест свой ужин. Ванина бабушка пригласила и меня, но я перед уходом уже поел, поэтому вежливо от­казался.- Тогда проходи в мою комнату, послушай музыку, а я быстро управлюсь! - сказал Ваня и продолжил поедание дымящегося борща.Я пожал плечами: где его комната? Я раньше не бывал у

Еще в 1920-х гг. советская критика не раз говорила о том, что Зощенко и есть тот обыватель, от имени которого он ведет свой сказ, что «лирический герой» его прозы - мещанин, филистер. Памятуя о том, что «стиль это человек», конечно, нельзя рассматривать стиль Зощенко. как некое словесное отражение личности автора. Стиль Зощенко - это своего рода речевая маска. Человек, которого запечатлел этот своеобразный стиль, с Михаилом Михайловиче

Поиски путей органического развития России, снимающего крайности патриархальности и буржуазного прогресса, продолжил Гончаров и в последнем романе - "Обрыв". Он был задуман еще в 1858 году, но работа растянулась, как всегда, на целое десятилетие, и "Обрыв" был завершен в 1868 году. По мере развития в России революционного движения Гончаров становится все более решительным противником крутых общественных перемен. Это сказывается на измен

Одним из самых удавшихся Гончарову в «Обрыве» женских образов была бабушка, которой писатель придает громадное значение в романе. В первоначальном замысле романа Татьяна Марковна была заурядной помещицей-провинциалкой, отличавшейся лишь житейской непосредственностью. Но в ходе работы над «Обрывом» Гончаров, не скрывая недостатков бабушки, стал относиться к ней с большой симпатией. В русской литературе 40-70-х годов часто встречается обр

Владимир Высоцкий. Это имя знакомо каждому русскому человеку. К нему можно относится по – разному: можно любить и ненавидеть, признавать и не признавать. К нему нельзя быть равнодушным. Ведь все его песни – стихи написаны кровью сердца. Не случайно, наверное, выбрано название его первого сборника - \"Нерв\". Владимир Высоцкий - это феномен 70 – х годов. Кто – то из критиков сказал, что наступит время, и будем изучать эпоху 70 – х годов

Краткое содержание рассказаЧитается за 5 минОригинал - 13 мин«Мой дорогой, когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как однажды зимним вечером ты вышел из детской в столовую, - это было после одной из наших ссор, - и, опустив глаза, сделал такое грустное личико? Ты большой шалун, и когда что-нибудь увлечёт тебя, ты не знаешь удержу. Но я не знаю никого трогательнее тебя, когда ты притихнешь, подойдёшь и прижмёшься к моему плечу! Если же это

В наше время очень остро стоит вопрос наркомании, особенно наркомании среди подростков. Каждый день умирают десятки наркоманов из-за передозировки и еще сотни заражаются СПИДом. К тому же, если смотреть с точки зрения нравственности, все наркоманы - глубоко безнравственные люди. И это не от того, что были такими, такими их сделали именно наркотики. Они делали их холодными, бездумными. Человек становится полностью зависимым от них. Нарко

ЕСЕНИН, СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - русский поэт, (1895?1925). Сергей Есенин родился 21 сентября (4 октября) 1895 в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина Александра Есенина. Мать будущего поэта, Татьяна Титова, была выдана замуж помимо своей воли, и вскоре вместе с трехлетним сыном ушла к родителям. Затем она отправилась на заработки в Рязань, а Есенин остался на попечении бабушки и дедушки, знатока церковных книг. Бабу

М.Ю. Лермонтов написал 29 поэм, причем некоторые из них (например, поэма "Демон") имеют по несколько редакций. Считается, что в любой из них, несмотря на их очевидное внешнее различие, можно обнаружить признаки романтизма – литературного направления, принципов которого Лермонтов придерживался на протяжении всего своего творческого пути. Возьмем, к примеру, два наиболее не похожих друг на друга произведения – "Мцыри" и "Песня про… купца

У певний момент кожен з нас починає замислюватися про те, для чого він прийшов у цей світ. Для одних життя є просто низкою зим і літ, для інших же вона пройнята особливим філософським змістом. Саме тому, я вважаю, що життя – це, насамперед, вибір. Індивідуальний вибір, в основі якого лежить особисте, особливе розуміння сутності світобудови.Людське життя так само прекрасна, як і коротке. Я б порівняла її з скороминущим віянням вітерця

Как животные готовятся к зиме. Часть 2.

Как животные готовятся к зиме. Часть 2 : белка, барсук, бобры, лиса, волк, мышка. Речевые упражнения и пальчиковый театр о том, как животные готовятся к зиме.

Как животные готовятся к зиме: часть 2

Рассказы в картинках по теме «Как животные готовятся к зиме»

Сегодня мы продолжаем тему о том, как животные готовятся к зиме. мы с Вами обсуждали:

  • Опыты для детей «Почему заяц летом серый, а зимой белый?», «Какая шуба теплее?»
  • Как заяц готовится к зиме?
  • Как медведь готовится к зиме?
  • Как ежик готовится к зиме?
  • Презентацию для рассматривания картинок с детьми.
  • Стихи, рассказы, задания для детей.
  1. Как белка готовится к зиме?
  2. Как бобр готовится к зиме?
  3. Как барсук готовится к зиме?
  4. Как мышка готовится к зиме?
  5. Как лиса и волк готовятся к зиме?
  6. 4 речевые упражнения для детей.
  7. Игры — драматизации.
  8. Как легко и быстро сделать пальчиковый театр для инсценировок лесных разговоров и диалогов?
  9. Стихи, картинки, рассказы для детей о животных

Желаю интересного путешествия в мир животных и новых открытий!

Белка


Как готовит себе корм на зиму белка, знают почти все дети, ведь во всех мультфильмах показано, как она развешивает на ветках деревьев грибы, сушит их на пнях. А еще она собирает орехи, желуди, шишки. Куда же белочка их прячет? Под пни, под корни деревьев, в дупла, в мох.

К зиме белки готовят и свои дома. Дом у белок называется «дупло». Но если дупла нет, то белка строит себе гнездо. Это шар из веточек и кусочков коры с одним входом. Внутри гнезда белочка кладет мох, птичьи перья, чтобы было теплее. Она затыкает мхом и травой щели. Гнездо белка строит очень высоко на дереве, чтобы никто в него не забрался.

Зимняя шубка у белки серебристая, похожая на снег. А летом – рыжая. Как провести простой и интересный для малышей опыт, показывающий ребенку, зачем белка меняет рыжую шубку на серебристую Вы уже читали в первой части нашего разговора об осени. Малышу понравилось угадывать?

Белкина сушильня. В. Бианки

Белка отвела под кладовую одно из своих круглых гнезд на деревьях. Там у нее сложены лесные орешки и шишки.

Кроме того, белка собрала грибы — маслята и березовики. Их она насадила на обломанные сучочки сосен и сушит впрок. Зимой она будет бродить по ветвям и подкрепляться сушеными грибами.

Г. Скребицкий

Вот вы идёте поздней осенью по лесу среди голых, облетевших деревьев. Смотрите, на ветках одного из них что-то темнеет; кажется, засохшие листья.
Нет, это не листья, а высохшие грибы.
Кто же занёс их на дерево? Это работа хлопо­туньи белки. В конце лета и осенью она собирает грибы - готовит себе пищу на зиму.

За осень грибы на сучьях провянут и засохнут, да так и останутся там висеть до тех пор, пока в один из зимних дней белка их не разыщет и не съест.
Помимо грибов белка заготовляет себе на зиму и другую еду. Она рассовывает по дуплам, по древесным щёлкам орехи и жёлуди. Всё это ей при­годится в зимнюю бескормицу.
К зиме белки не только запасают еду: они за­ботятся об утеплении своих жилищ. С наступлением осени хлопотливые зверьки затыкают увядшей тра­вой и мхом щели в гнёздах. Каждую дырочку заткнут. Ну, теперь всё готово, можно и зиму встре­чать.

Запасают к зиме еду белки, бурундуки, хомяки и многие другие животные.

Бобр

Бобры.А. Л. Барто
Хожу я с самого утра,
Расспрашиваю всех:
- Какая шерстка у бобра?
Какой, скажите, мех?

А это правда, что бобры
Возводят крепости-бугры
И прячут там бобрят?

А верно говорят,
Что там лежат у них ковры
Из трав душистых и коры?

Спросил я маму про бобра,
Но на работу ей пора.

Я вижу дворника вдали,
Он подметает двор.

Вы мне сказать бы не могли:
А где живет бобер? -
А дворник мне: - Не стой в пыли,
Отложим разговор.

Не отрываясь от игры,
Играя в домино,
Сосед смеется: - Где бобры?!
Их не встречал давно.

Скажите, будьте так добры,
Скажите, где живут бобры?

Задание для детей: А ты знаешь, где живут бобры? Как бы ты ответил этому мальчику на его вопросы?

Бобр – удивительное животное! Его называют даже «Королем грызунов»! У бобра хвост лопаточкой, острые зубы. Своими зубами бобр может даже перегрызть дерево! Бобры умеют плавать, а шубка у них особая – она не промокает в воде! Бобры заботятся о своей шубке и тщательно за ним ухаживают. Они расчесывают его передними лапками, зубами и коготочками задних лапок. А вот спинку расчесывать им помогают другие бобры, ведь до спины самому не дотянуться! Как и тебе, наверное, спинку помогает натереть мочалкой мама, когда ты моешься!

Дом бобра называется «хаткой». Бобры строят дом из веток и сучьев. Дом бобров очень прочный, ведь все веточки он скрепляют глиной, илом. В хатку можно зайти только под водой.

Бобры живут семьями. Осенью у них много дел – надо подготовить к зиме плотину, отремонтировать ее, заготовить много веток и сложить их около своего домика – «хатки». Это их «еда» на зиму. «Еду» они хранят под водой около своего дома. А еды зимой им понадобится очень много! Ведь бобры зимой не спят, и им нужно есть! Зимой бобры плавают под водой и едят корни водных растений и свои осенние заготовки корма – припасенные ветки.

Барсук

Под березой на горе… Тимофей Белозеров
Под берёзой на горе
Спит барсук в своей норе.
А нора у барсука
Глубока-преглубока.

Барсуку тепло и сухо,
Целый день ласкают ухо
Шум берёзовых ветвей
Да сопение детей:

На подстилке крепко спят
Мальчики с усами
И от сытости сопят
Влажными носами…

Скрипнет ветка или сук –
Приоткроет глаз барсук.
Чутким ухом поведёт,
Усмехнётся и уснёт:

Ведь нора у барсука
Глубока…

Барсук тоже готовит свой дом к зиме. Дом барсука – нора. Осенью барсук ремонтирует дом, приносит сухую траву, мох, листья и готовит себе на зиму теплую и мягкую постель. Как у нас на кровати есть матрац и подушка, чтобы было мягко и удобно спать, так и барсук хочет сделать свою постель мягкой и удобной.

А еще барсук запасает себе еду на зиму, сушит ее и прячет в нору. Запасает он желуди, семена, корни растений.

К зиме барсук засыпает в своей норке.

Барсуки. И. Соколов-Микитов
Когда-то барсуков много водилось в наших русских лесах. Обычно они селились в глухих местах, возле болот, рек, ручьёв. Для своих нор барсуки выбирали высокие, сухие, песчаные места, которые не заливали вешние воды. Барсуки рыли глубокие норы. Над их норами росли высокие деревья. Из нор было несколько выходов и входов. Барсуки очень опрятные и умные звери. Зимою они, так же как ежи и медведи, впадают в спячку и выходят из нор только весной.

Помню, ещё в детстве отец водил меня смотреть жилые барсучьи норы. Вечером мы прятались за стволами деревьев, и нам удавалось видеть, как выходят на промысел старые коротконогие барсуки, как у самых нор играют и возятся малые барсучата.

В лесу по утрам мне не раз приходилось встречать барсуков. Я смотрел, как осторожно пробирается барсук у стволов деревьев, обнюхивает землю, разыскивая насекомых, мышей, ящериц, червяков и другой мясной и растительный корм. Барсуки не боятся ядовитых змей, ловят их и поедают. Барсуки не уходят далеко от норы. Они пасутся, охотятся вблизи подземного жилища, не надеясь на свои короткие ноги. Барсук по земле ходит тихо, и не всегда удаётся услышать его шаги.

Барсук безобидное и очень полезное животное. К сожалению, в наших лесах барсуков теперь почти не стало. Редко где в глухом лесу сохранились населённые барсучьи норы. Барсук умный лесной зверь. Он никому не причиняет вреда. К неволе барсук привыкает трудно, и в зоопарках днём барсуки обычно спят в своих тёмных конурах.

Очень интересно, найдя норы, следить за жизнью их обитателей.

Я никогда не охотился на миролюбивых барсуков, но иногда находил их лесные жилища. Живых барсуков редко приходилось видеть. Идёшь, бывало, с глухариного тока, встаёт над лесом солнце. Остановишься, чтобы, присев на пенёк, хорошенько послушать и посмотреть. Увидишь барсука, осторожно пробирающегося у стволов деревьев и обнюхивающего каждую пядь земли. Лапы барсука похожи на маленькие крепкие лопаты. В случае опасности барсук может быстро зарыться в землю. Когда барсуки роют свои норы, они выгребают землю передними ногами, задними — выталкивают её наружу. Быстро, как машины, роют они норы.

Если вам придётся найти в лесу живые барсучьи норы — не трогайте их, не разоряйте и не убивайте полезных и добродушных зверей. Барсук стал в наших лесах очень редким животным. Совсем уничтожить этого зверя нетрудно.

Мышка

Мышка подготовила свою кладовую на зиму и наполнила ее зерном. Иногда мышки делают свою кладовую прямо на поле и каждую ночь носят в нее зерна. Нора мышки имеет несколько входов, и в ней есть «спальня» и несколько «кладовых». Зимой мышка спит только в холодную погоду, а в остальные дни ей надо есть, поэтому и запасает она еды так много! Вот как пишет об этом Виталий Бианки:

Готовятся к зиме. В. Бианки.
Мороз не велик, а зевать не велит: как грянет — разом землю и воду скует льдом. Где тогда еды себе достанешь? Куда спрячешься?
В лесу каждый готовится к зиме по-своему.

Кому положено, улетел от голода и холода на крыльях. Кто остался, торопится набить свои кладовые, заготовляет запасы пищи впрок. Особенно усердно таскают ее короткохвостые мышки-полевки. Многие из них вырыли себе зимние норы прямо в стогах и под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно.
К норе ведут пять или шесть дорожек, каждая дорожка — в свой вход. Под землей — спальня и несколько кладовых.

Зимой полевки собираются спать только в самые сильные морозы. Поэтому они делают большие запасы хлеба. В некоторых норах собрано уже по четыре-пять килограммов отборного зерна.
Маленькие грызуны обворовывают хлебные поля. Надо оберегать от них урожай.

Лиса и волк

Лиса к осени уже вырастила своих лисяток., поэтому она не сидит в норе. Но если опасность угрожает, то лиса бежит в свой дом и прячется. Нора у лисы на опушке леса на холме, чтобы лиса могла видеть лес со всех сторон. Лиса очень умная, она никогда не бежит сразу к норе, сначала делает петлю, чтобы запутать свои следы, а потом уже прячется в норе.

Лиса – хищник, она зимой не спит и запасов на зиму не делает, как и волк.

Но вот шубку к зиме и лиса, и волк готовят. Шерсть у них, как и у всех зверей, отрастает и становится очень теплой и пушистой, чтобы зимой не было холодно.

Речевые упражнения по теме «Как животные готовятся к зиме?». Играем со словами

Игра «Где чей дом?». Угадай, как продолжить

  • В берлоге живет…
  • В норе может жить…
  • В хатке живет…
  • В дупле живет…
  • Под кустиком живет…

Если малыш ошибается, то можно поиграть в такую игру под названием «Помоги малышам найти домик». Малыши — зверюшки заблудились и потеряли свои домики. Где же их ждут мамы? Куда надо отнести бельчонка? А куда зайчонка? Где ждет малыша мама-медведица? А где ждет бобренка папа-бобр? Куда надо идти барсучонку? А куда ежонку? В игре малыш быстро запомнит, кто где живет. Для игры можно использовать игрушки или картинки.

«Продолжи предложение»

  • В зимнем лесу никогда не встретишь…
  • В зимнем лесу можно встретить…
  • Осенью меняют шубки…
  • Осенью еж…

«Назови животных ласково».

  • Белка – белочка,
  • лиса — … (лисичка),
  • медведь – (медведюшко, мишка),
  • заяц — … (зайчик, заюшка, заинька),
  • еж — … (ежик).

Игра «Построим мост. Самое длинное предложение об осени»

Возьмите фишки. В роли фишек могут выступать любые мелкие предметы: карандаши, шишки, пуговицы, ракушки, камешки, бруски из строительного материала или детали конструктора. Можно вырезать квадраты из плотного цветного картона. Одна фишка — это одно слово. Выкладываете одну фишку и называете одно слово. Например, «еж». Ребенок выкладывает вторую фишку и называет второе слово, присоединяя его к первому: «Бежит». «Еж бежит». Вы выкладываете третью фишку и называете третье слово. Можно называть два слова, если используется предлог: «По лесу. Еж бежит по лесу». Но каждое слово — это одна фишка! Спросите ребенка: «А это какое слово? Это слово «по». А это слово «лесу». Вместе получилось: по лесу». Далее ребенок добавляет свое слово. Например, «Осеннему». Получилось уже такое предложение: «Еж бежит по осеннему лесу» и у Вас выложено 5 фишек. Продолжайте расширять это предложение сколько сможете. Например, Ваш конечный итог может выглядеть так: «Колючий веселый еж бежит по осеннему золотому лесу и несет на спине сухие листочки». Правило — одно слово только один раз используется в предложении, чтобы не получилось «масло масляное» 🙂

Я обычно использую игровой вариант этого упражнения.Мы с детьми «строим мост» от одного берега реки до другого из наших фишек.

  • На старых обоях чертим два берега, через которые надо построить мост. Можно нарисовать «берега» мелом на линолеуме или выложить веревочки.
  • Обговариваем, зачем нужен этот мост. Например, козленок заблудился, ему надо домой, а реку он переплыть не может. Если мы построим мост из слов, то он перейдет по нему. Но мост нужен длинный, поэтому слов нам потребуется много!
  • Строим мост из слов, то есть составляем предложение. А заодно знакомимся с термином «предложение», учимся подбирать красивые образные выражения и строить сложные предложения в своей речи!
  • Когда мост готов, наш герой бежит весело по нему к маме.
  • Возможно строить предложения — мосты с любыми словами и в любой игровой ситуации: нужно машине проехать на другой берег, нужно Айболиту пройти к больному мишке и т.д. Можно строить не мост, а дорогу.

Диалоги – драматизации на тему «Как животные готовятся к зиме». Лесной разговор

Как провести диалог животных в осеннем лесу — драматизацию с ребенком

Собрались звери на лесной полянке и начали о своих делах друг другу рассказывать. «Я буду зимовать в дупле», — сказала белочка. – «А на зиму я припасла себе еду – засушила грибы, собрала орехи и желуди».

«А я, — буду спать в берлоге», — басом сказал медведь. – Мне сейчас надо много съесть еды, чтобы всю зиму я смог спокойно спать. Зимой мне еда не нужна. Я приготовил себе берлогу. В ней я буду спать зимой».

Разыграйте с ребенком этот разговор и продолжите его от лица разных зверей. Можно ввести и других персонажей – птиц и насекомых. Пусть птицы расскажут, как они собираются улетать в дальние края, а насекомые поведают о том, как они прячутся в щелки да под кору от холодов и морозов. Каждый персонаж рассказывает от себе, о своих осенних делах, о том, как он к зиме подготовился.

Для диалогов можете использовать игрушки – зайку, лису, мишку, мышку, белочку. Можно вырезать силуэты зверюшек или использовать картинки. Играя в диалог животных, ребенок закрепляет полученные знания о мире природы в интересной и увлекательной форме . И что еще важно – малыш учиться применять полученные знания в жизни! Это гораздо лучше и эффективнее, чем «мучать» ребенка вопросами: «А как заяц готовился к зиме? Вспомни, а как барсук готовился к зиме? Вспомни…» Ребенок вспомнит, а через несколько дней… забудет! А вот ту информацию, которую ребенок использовал в игре, он не забудет никогда! Ведь это было им прожито и прочувствовано, это было интересно и эмоционально, это было так ярко и увлекательно! Играйте и развивайте малыша в игре! И успех будет гарантирован!

Дети очень любят разыгрывать такие диалоги зверей с помощью пальчикового театра. Пальчиковый театр не обязательно покупать или шить или вязать. Можно его быстро сделать из подручных материалов, имеющихся в каждом доме.

Как просто можно сделать пальчиковый театр по теме «Как животные готовятся к зиме»

  • Нарисуйте сами животных или распечатайте готовые картинки и наклейте каждую на тонкую полоску плотного картона. Ширина полоски примерно 1см. Длина 7-8 см. Можно картинки раскрашивать, а можно оставить такими как есть – черно-белыми. Раскрашивать картинки цветными карандашами очень полезно для ребенка. Это развивает мелкую моторику, поэтому можете привлечь малыша к этому делу. Ведь готовить игрушки для своей будущей игры всегда интересно для ребенка!
  • Возьмите полосу картона шириной 3-4 см и длиной примерно 8-10 см. Склейте из нее с помощью скотча «колечко» на пальчик ребенка. Точный размер детали зависит от размера пальчика ребенка – «колечко» должно свободно на него надеваться и сниматься, но при этом не должно спадать с пальца.
  • Готовую полоску картона с приклеенным к ней изображением животного вставьте вовнутрь «колечка» и наденьте на пальчик. Можно менять персонажей, вставляя их в «колечко» и доставая их. Получается пальчиковый театр.
  • В этом пальчиковом театре один ребенок может как выполнять роль одного животного, так и играть несколько ролей. Каждое животное рассказывает о том, как оно подготовилось к зиме.
  • Для проведения диалога – игры малышу понадобиться Ваша помощь. Возьмите на себя одну из ролей, задавайте вопросы, подсказывайте новые сюжеты и темы для обсуждения!


Сюжеты для игры — драматизации с детьми на тему

«Как животные готовятся к зиме»

Как основу для такой драматизации детьми диалога между животными, можно взять народную песенку.

Тень-тень-потетень,

Выше города плетень,

Сели звери на плетень,

Похвалялися весь день.

Для более старших детей 5-7 лет можно взять как основу для драматизации диалога животных рассказ Николая Сладкова. Пусть ворон задает вопросы животным, а они ему отвечают. Сначала мама может взять на себя роль ворона и задавать вопросы зверюшкам о том, как они к зиме готовятся. Потом поменяйтесь ролями. Каждый раз меняйте состав животных, отвечающих на вопрос Ворона.

Сказка для детей об осени Николая Сладкова

— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?
Как эхо, донеслись голоса из леса:
— Готовы, готовы, готовы…
— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?

Откликнулись звери:
— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!
— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!

Откликнулись птицы:
— Мы, перелётные, в тёплые края улетим!
— Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!

— Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!
— Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!
— Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!
— Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!

Откликнулись птицы:
— А мы, дрозды, на рябину навалимся!
— А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!
— А мы, щеглы, за сорняки примемся!

Откликнулись звери:
— А нам без мух-комаров спать будет спокойней!
— Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!
— Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!

Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.
Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний.
Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

Также можно использовать для инсценирования сказку о том, как животные готовятся к зиме Г. А. Скребицкого «Всяк по-своему» (загадки, задания для детей, народные традиции, видео)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!