Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Основатель акмеизма в русской литературе. Русский акмеизм как литературное направление — основные черты и представители

Акмеизм в литературе - течение, которое возникло в самом начале 20 столетия и получило большое распространение среди всех поэтов, которые творили свои шедевры в этот период времени. Преимущественно он зацепил русскую литературу, а также стал своеобразным ответным ходом в сторону символизма. Данное направление характеризуется четкостью, предельной ясностью и приземленностью, но в то же время в нет места бытовым проблемам.

Небольшое описание стиля

Акмеизм в литературе всегда отличался чувственностью, склонностью к анализу человеческих чувств и переживаний. Поэты, которые написали свои труды в данном стиле, были достаточно конкретными, не использовали метафор и гипербол. Как полагают современные литераторы, подобные характеристики появились как бы в противовес ранее существовавшему символизму, который, в свою очередь, славился неясностью образов, полным отсутствием конкретики и точности. В то же время акмеисты придавали значение только высшим человеческим потребностям, то есть описывали духовный мир. Им была чужда политическая или социальная тематика, агрессивность и тому подобное. Именно поэтому их стихи так легко воспринимаются, ведь о сложных вещах они пишут очень просто.

На чем базировался акмеизм

Как таковой философии, которая определила бы в то время акмеизм в русской литературе не было. Подобная точка опоры сложилась лишь в процессе существования и процветания стиля, когда на свет уже стали появляться первые стихи его представителей, исходя из которых можно было определить всю суть написанного. Таким образом акмеизм в литературе отличился реалистичным взглядом не только на общую картину жизни, но и на достаточно «неземные» проблемы, которые связаны с чувствами и душевными переживаниями. Ключевую роль в любом произведении, по мнению авторов, должно было играть слово. Именно с его помощью с предельной точностью должны были выражаться все мысли и события, которые описывались.

Вдохновение, которое черпали поэты этой эпохи

Чаще всего символизм, который был предшественником акмеизма, сравнивают с музыкой. Он такой же загадочный, многозначный, может быть трактован всяческими способами. Именно благодаря таким художественным приемам данный стиль стал концепцией в тогдашнем искусстве. В свою очередь акмеизм как течение в литературе стал весьма значимой противоположностью своему предшественнику. Поэты-представители этого направления сами сравнивают свое творчество больше с архитектурой или со скульптурой, нежели с музыкой. Их стихи невероятно красивы, но в то же время точны, складны и предельно понятны для любой аудитории. Каждое слово передает непосредственно тот смысл, который изначально в него заложен, без всяческих преувеличений или сравнений. Именно поэтому акмеистские стихи так просто учить на память всем школьникам, и так просто понимать их суть.

Представители акмеизма в русской литературе

Отличительной чертой всех представителей данного была не просто сплоченность, а даже дружба. Работали они в одной упряжке, и в самом начале своего творческого пути громко заявили о себе, основав в Ленинграде так называемый «Цех поэтов». У них не было определенной литературной платформы, стандартов, по которым нужно было писать стихи, или прочих производственных деталей. Можно сказать, что каждый из поэтов знал, каким должно быть его произведение, и знал, как подать каждое слово так, чтобы оно было предельно понятным для других. И среди таких гениев ясности можно выделить знаменитые имена: Анна Ахматова, ее муж Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Владимир Нарбут, Михаил Кузьмин и другие. Стихи каждого из авторов отличаются друг от друга и по своей структуре, и по характеру, и по настрою. Однако каждое произведение будет понятным, и у человека не возникнет лишних вопросов после его прочтения.

Слава акмеистов в период их существования

Когда появился акмеизм в литературе, первые сводки о нем люди прочитали в журнале «Гиперборей», который выпускался под редакцией знакомых нам поэтов. Кстати, в связи с этим нередко акмеистов также называли гиперборейцами, которые боролись за новизну и красоту отечественного искусства. Затем последовал ряд статей, написанных практически каждым участником «Цеха поэтов», в которых раскрывалась суть данного смыл существования и многое другое. Но, несмотря на рвение к работе и даже на дружбу всех поэтов, которые стали основоположниками нового веяния в искусстве, акмеизм в русской литературе стал угасать. К 1922 году «Цех поэтов» уже прекратил свое существование, попытки его возобновления оказались тщетными. Как полагали тогдашние литературные критики, причиной провала стало то, что теория акмеистов не совпадала с практическими намерениями, и окончательно оторваться от символизма им все-таки не удалось.

«Портрет в живописи» - Развивать зрительные ассоциации. О ком рассказывает портрет. «Подлинную красоту воспринимает только чистая прекрасная душа. «Ознакомление с детским портретом». Кого обычно так называют? И.Репин Стрекоза. Средний Возраст. В. А. Серов. Учить детей видеть в портрете движение и характер. Днем?

«Направления в живописи» - Представители. Эстетические позиции натурализма. Да здравствует загадочный смысл звуков!» А. Рембо Стремление в мир запредельного, потустороннего. Основные направления в литературе начала ХХ века. Эмиль Золя (1840-1902). Натурализм. Археологические находки, свидетельствующие о том. Символизм. Критический реализм.

«Стили живописи» - «Сосны, освещенные солнцем». Поль Сезанн. "Гора Сент-Виктуар". Сюрреализм (произошло от фр. surrealisme - сверх + реализм) - одно из направлений модернизма. Склонившийся Арлекин. Полотеры. Благовещение. Влюблённые. Моне. Пикассо. Супрематизм. Голова Демона на фоне гор. Демон. Китч. Кандинский Василий Васильевич.

«История живописи» - К. Петров – Водкин. Веронезе воссоздал один из самых значительных моментов жизни Христа. Наскальная живопись. Портрет старика, несмотря на натуралистические подробности, полон обаяния. Пан. Борзая. Цвет икон условен и декоративен. Представьте себе тополь. История живописи начинается с наскальных изображений первобытного человека.

«Живопись 20 века» - Новаторство во всех областях искусства – таков главный лозунг авангарда. Автопортрет,1912 г. Черный квадрат. Один из видов композиторской техники XX века. В. В. Кандинский. Футуризм. Велемир хлебников. Пьер Булез. В 1910 году стал одним из организаторов художественного объединения «Бубновый валет». Предмет: МХК.

«Акмеизм» - 1911 год – литературное объединение «Цех поэтов» Руководители «Цеха»: Н.Гумилев и С. Городецкий 1913 год журнал «Аполлон» - декларация акмеистической группы. Акмеизм. Стихотворение «Жираф» 1907 г. 1913 – 1914 гг. С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии» Критика «размытости» символизма, установки на непознаваемость мира.

Акмеизм - одно из модернистских течений в русской поэзии.

Оно пришлось на расцвет Серебряного века .

Идейными вдохновителями русского акмеизма принято считать поэтов Н.Гумилева и С.Городецкого.

Эстетическая зрелость поэзии

За все время своего существования поэзия претерпела множество различных течений и направлений. В первом десятилетии 20 века в противовес символизму в русской поэзии сформировалось новое модернистское направление - акмеизм. В переводе с греческого, этот термин означает высшую степень, вершину, зрелость, расцвет.

Творческие люди, а особенно поэты, чаще всего далеки от таких понятий как скромность. Практически каждый считает себя гением или, по крайней мере, великим талантом. Вот таким образом группа молодых поэтов, связанных между собой не только творчеством, но и личной дружбой, возмутилась жесткой критикой одного из них - Николая Гумилева и создали свое собственное объединение с несколько ремесленным названием "Цех поэтов".

Но уже в самом названии проскальзывает желание выглядеть не просто любителями лирического поэтического жанра, а быть ремесленниками, профессионалами. Акмеисты выпускали журналы "Гиперборей" и «Аполлон». Там печатались не только стихи, но и велась полемика с поэтами других направлений в жанре прозы.


поэты акмеисты фото

Идейные вдохновители акмеизма Николай Гумилев и Сергей Городецкий публиковали в этих журналах своего рода программные манифесты нового поэтического течения.

Основные понятия акмеизма

  • Поэзия должна выражаться ясным и понятным слогом;
  • реальность и жизненность чувств и поступков гораздо важнее выхолощенных, идеализированных, надуманных и чувственных понятий;
  • застывшие символы не должны преобладать над человеческим мировоззрением;
  • необходимо полностью отказаться от мистического кредо;
  • земная жизнь полна многообразия и красочности, которую необходимо приносить в поэзию;
  • поэтическое слово должно звучать точно и определенно - каждый предмет, явление или поступок должен быть озвучен четко и понятно;
  • человек с его подлинными, первозданными, даже можно сказать биологическими эмоциями, а не выдуманными, прилизанными и лакированными чувствами и переживаниями - вот достойный, герой настоящей поэзии;
  • акмеисты не должны отвергать прошедшие литературные эпохи, а взять из них эстетически ценные принципы, иметь неразрывную связь с мировой культурой.

Основой фундамента в своей поэзии акмеисты считали Слово. Костяк первого состава “Цеха поэтов” составляли не просто близкие по своей идеологии поэты, но и люди, связанные между собой узами дружбы. Впоследствии имена этих поэтов вошли в Золотой фонд русской литературы.

Поэты акмеисты

  • Сергей Городецкий - родился в 90-х годах 19 века. Получил прекрасное образование в подлинно интеллигентной семье, где основными ценностями считалась мораль, культура и образование. Ко времени создания акмеизма был известным поэтом.
  • Николай Гумилев - личность необыкновенная и талантливая, романтик с очень мужественной внешностью и тонкой душой. С юных лет он пытался утверждаться как личность и найти свое место в этой непростой жизни. Очень часто это желание перерастало из позиции в позу, что может и привело к раннему и трагическому уходу из жизни.
  • Анна Ахматова - гордость, слава, боль и трагедия русской поэзии. Поэтическая душа этой мужественной женщины родила пронзительные слова о великом таинстве любви, поставив ее стихи в ряд прекрасных творений бессмертной русской литературы.
  • Осип Мандельштам - поэтически одаренный юноша, тонко чувствующий искусство. Стихи по его собственному выражению, обуревали его и звучали в нем музыкой. Дружбу с Николаем Гумилевым и Анной Ахматовой считал наиважнейшей удачей своей жизни.
  • Михаил Зенкевич, поэт и переводчик, единственный из основателей акмеизма, дожил до 80-х годов 20 столетия, благополучно избежав репрессий и гонений.
  • Владимир Нарбут - молодой поэт принадлежал к кругу посетителей Башни Всеволода Иванова, горячо воспринял идею акмеизма.

Итог

Как литературное течение акмеизм существовал чуть более двух лет. При всей спорности концепций этого направления, его ценность не только в том, что это было исключительно российское течение, а в том, что с акмеизмом связано творчество замечательных российских поэтов, без творчества которых невозможно представить русскую поэзию XX века.

Акмеизм (от греч. akme – высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) – одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма. Акмеисты объединились в группу "Цех поэтов", в 1912-1913 гг. издавали журнал "Гиперборей" . Главные идеи акмеизма были изложены в программных статьях Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», опубликованных в 1913 году в №1 журнала «Аполлон» (литературном органе группы в период ее расцвета), издававшемся под редакцией С. Маковского .

Детально разработанной философско-эстетической концепции акмеизм не выдвинул. Поэты разделяли взгляды символистов на природу искусства, абсолютизируя роль художника. Но они призывали очистить поэзию от использования туманных намеков и символов, провозгласив возврат к материальному миру и принятие его таким, каков он есть.

Для акмеистов оказалась неприемлемой импрессионистская тенденция к восприятию реальности как знака непознаваемого, как искаженного подобия высших сущностей. Акмеистами ценились такие элементы художественной формы, как стилистическое равновесие, живописная четкость образов, точно вымеренная композиция, отточенность деталей. В их стихах эстетизировались хрупкие грани вещей, утверждалась атмосфера любования бытовыми, привычными мелочами.

Основные принципы акмеизма:

  • освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
  • отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
  • стремление придать слову определённое, точное значение;
  • предметность и чёткость образов, отточенность деталей;
  • обращение к человеку, к "подлинности" его чувств;
  • поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
  • перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, "тоска по мировой культуре"

Акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя. Часто состояние чувств не раскрывалось непосредственно, оно передавалось психологически значимым жестом, перечислением вещей. Подобная манера овеществления переживаний была характерна, в частности, для многих стихотворений А. А. Ахматовой.

О. Э. Мандельштам отмечал, что акмеизм не только литературное, но и общественное явление в русской истории. С ним вместе в русской поэзии возродилась нравственная сила. Изображая мир с его радостями, пороками, несправедливостью, акмеисты демонстративно отказывались от решения социальных проблем и утверждали принцип «искусство для искусства».

После 1917 г. Н. С. Гумилев возрождает «Цех поэтов», но как организованное направление акмеизм прекратил свое существование в 1923 г., хотя была еще одна попытка восстановления этого литературного течения в 1931 г.

По-разному сложились судьбы поэтов-акмеистов. Лидер акмеистов Н. С. Гумилев был расстрелян. О. Э. Мандельштам скончался в одном из сталинских лагерей от крайнего истощения. На долю А. А. Ахматовой выпали жестокие тяготы: ее первый муж был расстрелян, дважды был арестован и осужден на каторжные работы в лагере ее сын. Но Ахматова нашла мужество создать великое поэтическое свидетельство трагической эпохи – «Реквием».

Лишь С. М. Городецкий прожил достаточно благополучную жизнь: отказавшись от принципов акмеизма, он научился творить «по новым правилам», подчиняясь идеологическим запросам власти. В 1930-е гг. создал ряд оперных либретто («Прорыв», «Александр Невский», «Думы про Опанаса» и др.). В военные годы занимался переводами узбекских и таджикских поэтов. В последние годы жизни Городецкий преподавал в Литературном институте им. М. Горького. Он скончался в июне 1967 г.

Русский акмеизм как литературное направление возник тогда, когда политический подъем в России соседствовал с усталостью общества от бурных исканий предыдущих годов.

Акмеизм — история определения

(от греческого «Акме» — цветение, вершина, острие).

Однако у этого литературного направления существовало еще два названия – адамизм (От первого человека – Адама) и кларизм (от французского «Кларе» — ясность).

Основные черты акмеизма как литературного направления

Ими считаются:

  • декларация разрыва с символизмом
  • преемственность с предшественниками
  • отказ от символа как единственного способа поэтического воздействия
  • «самоценность каждого явления» в творчестве
  • отрицание мистического
  • краеугольный камень акмеизма – имена Шекспира. Рабле, Ф.Вийона, Т.Готье, а также поэзию И.Анненского
  • соединение в творчестве внутреннего мира человека с «мудрой физиологичностью»
  • «одежда безупречных форм» (Н.Гумилев).

Русские акмеисты в большей степени, чем , уходили в круг чисто литературных задач. В отечественной классике и в мировой литературе они выбирали то, что в философии творчества было связано со стихией непосредственной жизненности, в круг «неполитизированной» культуры, в поиски поэтического слова.

О.Мандельштам

Так, О.Мандельштам в статье «О природе слова» восхищался «Номинализмом » русского языка.

Созданье тем прекрасней,

Чем взятый материал

Бесстрастней –

Стих, мрамор иль металл.

Или у Мандельштама:

Звук осторожный и глухой

Плода, сорвавшегося с древа,

Среди немолчного напева

Печальной тишины лесной.

Такое единство в теории не исключало особенностей творческого развития каждого, кто причислял себя к этому литературному направлению в — русскому акмеизму.

Так, в поэзии О.Мандельштама нет концентрации на образе лирического героя. Его поэзия долго была чужда идейное определенности. В разные годы в его поэзии своеобразно преломлялись различные мировые культурные пласты (готика, эллинизм, Петербург).

Лирическое Я поэта скрывается в подтексте, в смысловой атмосфере поэтических текстов. Мандельштам выдвинул тезис о поэтическом зодчестве. Слово как некий камень, который положен в основу здания поэзии.
Первый сборник стихов поэта так и назывался — «Камень». Предметность стихов Мандельштама всегда связана с настроением персонажа. Наряду с камнем поэтизируются музыка, мир идей, архитектура. Мир поэта чужд мистике или символу. Предельная ясность и вещность – вот характеристики этого мира («Прекрасен храм, купающийся в мире…», «Notre Dame»).

А.Ахматова и акмеизм

Стихи ранней Ахматовой — это мир звучаний и красок, запахов и веса («Смуглый отрок бродил по аллеям…»). Стихи предельно ясные: простота видения, мир предметов, который окружает лирическую героиню, разговорный характер поэтической речи, монологичность, тяготение к сценичности стиха, при этом главным становится лаконизм сюжета («Проводила друга до передней…»). В то же время Ахматова чужда в поэзии гедонизма и «божественной физиологии».

Для самого Н.Гумилева акмеизм – это пафос героического, культ мужского риска, мужества, отвага, утверждение высокого пафоса жизни. Гумилев всегда точен в деталях. В то же время он, как и многие акмеисты обращен к предыдущим векам мировой культуры («Падуанский собор», «Пиза»). При этом в отличие от Блока, который, например, в Италии увидел закат былого величия, у Гумилева – это жизнеутверждающие, яркие и чистые краски.

Наша презентация об акмеизме

Значение русского акмеизма

Судьба русского акмеизма

Судьба русского акмеизма, как и многих литературных направлений, характеризующих Серебряный век русской культуры, во многом трагична.

Акмеизм при всей декларации ясности, жизнеутверждения должен был отстаивать себя в борьбе. Долгие годы советской истории об этих поэтах практически не говорили. Судьба многих акмеистов в России трагична. Н.Гумилев расстрелян, В.Нарбут и О.Мандельштам уничтожены. Трагическая судьба выпала на долю А.Ахматовой.

В то же время, по выражению американского профессора-русиста О.Ронена, вместе с акмеизмом был похоронен «платиновый век» русской поэзии.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!