Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Понятие добра и зла в поэме демон. Земной и потусторонний миры в поэме М

Конспект урока по русской литературе 9 класс.

Тема. «Поиски утраченной гармонии с миром и борьба добра и зла в душе главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон».

Цели. Познакомить учащихся с сюжетом и идейно-художественными особенностями поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон». Проследить, как происходят поиски утраченной гармонии и борьба добра и зла в душе главного героя.

Развивать умение работать со статьей учебника, с текстом произведения, анализировать, делать выводы, давать монологический ответ.

Развивать коммуникативную культуру учащихся, умение высказывать собственную точку зрения, создавать иллюстрации к произведению.

Способствовать воспитанию нравственности, любознательности, ответственности.

Предупреждать переутомление учащихся. Следить за соблюдением санитарно-гигиенических норм.

Ход урока.

I . Организационный момент . Цель – создание положительного настроя. Осмысление темы, постановка целей.

Здравствуйте. Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова и тема нашего урока «Поиски утраченной гармонии с миром и борьба добра и зла в душе главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон». Прочитайте внимательно тему, определите ключевые слова и задайте вопрос, на который мы должны будем ответить.

    Почему Демон ищет утраченную гармонию с миром?

    Как происходит борьба и зла в душе Демона?

    Удается ли Демону обрести гармонию с миром? Почему?

Словарная работа . Цель – объясняем значение ключевого слова.

Гармония – согласие, взаимопонимание.

II . Подготовка к усвоению новой темы, активизация знаний учащихся.

Давайте вспомним, был ли сам М.Ю. Лермонтов в гармонии с окружающим миром? Назовите характерные черты личности поэта.

(Тоска, одиночество, разочарованность, жажда любви, взаимопонимания, гордость, беспокойство, насмешливость).

Слово учителя.

М.Ю. Лермонтов в течение всей своей жизни стремился к обретению гармонии с миром. Это нашло отражение в его творчестве (вспомните программное стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»). Один из современников Лермонтова отмечал, что было в поэте что-то демоническое. И это не случайно. Образ Демона – любимый образ Лермонтова. Он занимался его разработкой в течение всей своей жизни. Вопросы жизни и смерти, добра и зла всегда волновали поэта.

В его душе постоянно жило стихотворение А.С. Пушкина «Демон», опубликованное в литературном альманахе «Мнемозина», в 1824 году. У Пушкина Демон – «злобный гений» навещал его (уже в прошлом), н лово учителя.отравил. Пушкин видел в нем врага и не попыталсяприблизиться к не. пушкина жны будем ответить.

егой ответ о перестал. И души его не отравил. Пушкин видел в нем врага и не попытался приблизиться к нему, понять его. Лермонтов не отпустил его просто так. Ведь если это и враг, то особенный. Поэта волновал вопрос: Только ли ненависть стоит за таким страшным всеотрицанием? Лермонтов размышлял о том, как страшно быть изгнанным на землю, навек, и ничего не любить на ней. Образ Демона стал его двойником, частью его самого.

Составление кластера.

Давайте и мы определим для себя: кто такой Демон? Какие ассоциации у вас вызывает это понятие.

злой дух ад падший ангел рай зло

    

дьявол Демон коварство

    

власть разрушение небо искушение Бог

Таким образом, наши представления о Демоне связаны с такими понятиями, как ….

Познакомившись с поэмой, мы сравним, как представил и развил образ Демона М.Ю. Лермонтов.

III . Изучение нового материала.

1. Работа со статьей учебника.

Давайте сначала познакомимся с историей создания поэмы. Задание: прочитать статью учебника, заполнить таблицы.

1829 ……

1837 …....

1838…….

1840……

1842……

1856……

1860……

Фольклорные мотивы (источники).

………. …….. ……

(Легенда о злом духе Гуда). (Легенда о прикованном к скале Амирани). (История с Храмом Святой Троицы).

2 . Ответы учащихся.

3. Сообщение ученика об истоках сюжета. Учебник стр. 121-122.

    Библейский миф.

    Произведение «Каин» Д.Г. Байрона.

    «Фауст» Гете.

Лермонтов развивает тему, рисует свой образ Демона.

4 . Работа с текстом произведения. (Реализация домашнего задания).

Дать характеристику Демону, рассказать об его истории.

    Где обитает Демон? О чем вспоминает? Каковы его занятия? Ч 1 (1, 2) стр. 183-184.

    Как Демон относится к природе? Ч1 (3, 4) стр. 184 – 185.

    История Демона Ч 2 (10) стр. 201 «какое горькое томление…»

    Опишите портрет героя Ч 1 (16) стр. 193, Ч 2 (16) стр.210.

(В поэме нет прямой портретной характеристики демона, в тексте лишь рассыпаны отдельные детали, подчеркивающие его фантастичность, растворенность в мире природы и выделяющие какие-то человеческие черты).

    Нарисуйте иллюстрацию, которая позволила бы представить место обитания Демона. Используйте ту цветовую палитру, которую создает в поэме автор.

Особая цветовая палитра космического фона: синева вечного эфира, лиловая чернота громовых туч. Доминирующие цвета – черный (20 употреблений), красный (20 употреблений), синий (20 употреблений). Синий уравновешивает черный и красный, обозначает пространство, где происходит столкновение добра и зла.

5. Ответы учащихся, представление творческих работ.

6. Представление слайд-шоу.

. Многие художники иллюстрировали произведение М.Ю. Лермонтова «Демон», но наиболее известны работы Михаила Александровича Врубеля. Посмотрите, каким он представил Демона

Физминутка. Встать, обратить глаза вверх, потянуться и представить, что вы часть огромной Вселенной.

    Беседа.

Почему же Демон ищет утраченную гармонию с миром?

(Демон отвергнут Богом, обречен на вечное одиночество. В его душу вошло зло и стало им управлять. Демон хочет вернуть гармонию, избавиться от одиночества).

Какое чувство может возродить Демона? (Вспомните Евгения Онегина).

Любовь – самое естественное и гармоничное чувство.

Демон влюбляется в Тамару, начинается борьба добра и зла. Как это происходит? Что побеждает?

    Работа с текстом произведения. Самостоятельная работа.

Проследить, как происходит борьба зла и добра на протяжении следующих сюжетных событий.

    Демон видит Тамару. Ч 1 (9) стр.188.

    «Коварная мечта Демона» Ч 1 (11) стр. 189 – 190

    Демон утешает Тамару, описывает природу. Ч 1 (15) стр. 192 – 193.

    Как Демон влияет на Тамару? Ч 1 (16) стр. 193, Ч 2 (1,2,5, 7).

    Сразу ли Демон решается забрать душу Тамары? Ч 2 (9).

    Может ли Тамара возвратить демона небесам? Как он об этом говорит? Верит ли в это? Думает ли при этом о Тамаре? Ч2 (10) «О1 выслушай…», «Зачем, красавица…» Сочувствует ли ему Тамара? Чего требует от Демона?

    В чем состоит обещание Демона, его клятва?

    Какова была бы жизнь Тамары, если бы она осталась с демоном? Что он ей обещает?

    Каким предстал Демон перед ангелом и Тамарой? Какие чувства охватывают его? Почему Тамара не осталась с Демоном? Ч 2 (11, 14).

    Мог бы Демон изменить свое существование? Что побеждает в его душе?

    Можно ли обрести гармонию с миром, причиняя другому Зло?

    Написание эссе.

Мы проследили, как происходит борьба добра и зла в поэме. Нам предстоит ответить еще на один вопрос: Почему Демону не удается обрести гармонию с миром?

    Зачитывается 1- 2 работы.

IV . Обобщение, подведение итогов. Выставление оценок.

Достигли ли мы поставленной цели? Ответили на вопросы, обозначенные в начале урока?

V . Домашнее задание . Выучить наизусть понравившийся фрагмент произведения.

Сюжетом этой романтической поэмы послужила легенда о падшем ангеле, когда-то входившем в свиту Бога, но затем возроптавшем на Него за то, что Бог будто бы несправедлив и допускает зло. Отпав от Бога, ангел стал демоном, слугой Сатаны, и ополчился на Бога якобы из любви к человечеству и с расчетом на то, что люди покинут Бога. Но посеянное демоном зло не принесло плодов добра. Оно так и осталось злом, не исправив человечество, а породив еще больше грешников. И тогда демон разочаровался в Сатане. Ему надоело делать зло, и он решил помириться с Богом, снова припасть к Его милости.

Лермонтов написал поэму о том, что случилось после бегства ангела от Бога и после разочарования демона в Сатане. Вопрос, который был поставлен Лермонтовым, звучал примерно так: возможно ли искупление грехов, возвращение в лоно Бога, если демон не собирается отказываться от своих прежних убеждений? Может ли примириться с Богом тот, кто остался индивидуалистом? Может ли падший ангел, вновь ищущий согласия с Богом, творить добро?

Поэма «Демон» создавалась Лермонтовым в течение 10 лет. Ее окончательная редакция сложилась в 1839 году. При жизни Лермонтова поэма не была опубликована и впервые появилась за границей.

Образ Демона . Главный герой поэмы - Демон, образ, олицетворяющий злое начало, которое доходит до всеобщего отрицания мира. Демон не просто скептик. Он страдает от ощущения бессмысленности бытия, и это придает ему мрачное обаяние. Демон вершит единоличный суд над миром. Он мстит обществу, человечеству и - Творцу. Лермонтовский Демон связан с европейской поэтической традицией. В конечном итоге этот образ восходит к ветхозаветному пророчеству о гибели Вавилона, в котором говорится о падшем ангеле, восставшем против Бога.

Демон Лермонтова не враждует с Богом, он хочет достичь гармонии, вновь почувствовать ценность добра и красоты («Хочу я с Богом помириться,/Хочу любить, хочу молиться,/Хочу я веровать добру») через любовь к земной женщине. Читатель застает Демона в роковой, переломный момент его судьбы. Демон вспоминает о прежней гармонии с миром, «когда он верил и любил». Горькая ирония судьбы состоит в том, что, думая отомстить Богу и миру, Демон поставил себя вне нравственных ценностей и отомстил себе. Индивидуалистическая позиция оказалась бесплодной и обрекла Демона на безнадежное одиночество.

Демон пресытился всем - и злом, и добром. Божий мир, к которому он стремится, также не вызывает в нем энтузиазма:

    Гордый дух
    Презрительным окинул оком
    Творенья Бога своего,
    И на челе его высоком
    Не отразилось ничего.

Без всякого очарования Демон смотрит на «роскошную Грузию», картина которой ничего, кроме «зависти холодной», не вызывает «в груди изгнанника бесплодной...».

Демона не удовлетворяет ни отпадение от земной и мировой жизни, ни приятие творения Бога. Он хотел бы сохранить презрение и ненависть к земному миру и одновременно пережить блаженство слияния с мировым целым. Это невозможно. И рай, и земля живут по своим законам, не нуждаясь в Демоне. И тут его внезапно поражает своей красотой Тамара. Она напоминает Демону «лучшие дни», и в нем оживает «святыня любви, добра и красоты!..». Через любовь к Тамаре, надеется Демон, он сможет вновь прикоснуться к мировой гармонии.

Чтобы Тамара досталась только ему, «лукавый Демон» возмущает жениха Тамары «коварною мечтою» и способствует его гибели. Однако остается память Тамары о женихе, остается ее горе. Демон стремится уничтожить и их. Он предлагает Тамаре свою любовь, смущая ее душу сомнением в необходимости хранить верность и память о возлюбленном:

    Он далеко, он не узнает,
    Не оценит тоски твоей...

Вторгаясь в жизнь Тамары, Демон разрушает мир патриархальной цельности, а сама любовь к Тамаре исполнена эгоизма: она нужна Демону для собственного возрождения и возвращения утраченной гармонии с миром. Цена этой гармонии - неизбежная и неотвратимая смерть Тамары. Покинув мирскую жизнь, она становится монахиней, но смятение не оставляет ее. Сомнение касается и Демона:

    И была минута,
    Когда казался он готов
    Оставить умысел жестокий.

Однако раздавшиеся звуки песни, в которой Демон вновь услышал желаемое им мировое согласие («И эта песнь была нежна./Как будто для земли она/Была на небе сложена!»), разрешают его сомнения: былое ощущение гармонии оказывается столь могучим, что снова овладевает Демоном, но теперь уже бесповоротно:

    И входит он, любить готовый,
    С душой, открытой для добра,
    И мыслит он, что жизни новой
    Пришла желанная пора.

Но добро, которого он жаждет, достигается с помощью зла. Недаром ангел Тамары говорит ему: «К моей любви, к моей святыне/Не пролагай преступный след».

И тут оказывается, что Демон по-прежнему тот же злой и коварный дух: «И вновь в душе его проснулся/Старинной ненависти яд». Искушая Тамару, он представляется ей страдальцем, которому опостылели зло, познание и свобода, нелюбовь неба и земли, отверженность и одиночество. Он просит любви и участия к его страданиям:

    Меня добру и небесам
    Ты возвратить могла бы словом.

Демон обещает бросить к ногам Тамары «бессмертие и власть», «вечность» и «владений бесконечность». Он хочет любить и быть добрым, не принимая Божьего мира в целом, и потому обречен на скепсис и на своеволие:

    Все благородное бесславил
    И все прекрасное хулил...

Люди оказались его послушными учениками, но у них есть надежда на Божье прощение. У Демона нет надежды, нет веры, он навечно погружен в пучину сомнений, а могущество власти, абсолютная свобода и всезнание обернулись муками страдания.

Демон сулит Тамаре безграничную свободу и вечную любовь, каких нет на земле, полное забвение земного грешного мира, равнодушие к несовершенной земной жизни.

Однако в том равнодушном, холодном и безгрешном бытии, куда Демон зовет Тамару, нет представления о добре и зле. От этой неразличимости добра и зла страдает сам Демон. Он хочет поменяться с Тамарой местами: погрузить ее в мир своих страданий и, отняв у нее жизнь, вновь пережить гармонию земного и небесного. Ему удается одержать верх над земной женщиной, которая одаряет его любовью («Увы! злой дух торжествовал!/Смертельный яд его лобзанья/Мгновенно в грудь ее проник»; «Двух душ согласное лобзанье...»). Но возрождение Демона невозможно. Его торжество над Тамарой оказывается одновременно и его поражением. Надеявшийся на вечное счастье, на абсолютное разрешение противоречий своего сознания, Демон на один миг становится и победителем, и побежденным. Приобщение к гармонии благодаря любви к земной женщине и ценой ее гибели не осуществилось. Злое начало вновь проступило в Демоне.

Конечным словом Демона, брошенным в мир, стало проклятие:

    И проклял Демон побежденный
    Мечты безумные свои,
    И вновь остался он, надменный,
    Один, как прежде, во вселенной
    Без упованья, без любви!..

Трагедия Демона разворачивается на фоне природы, которая хранит свою естественность и величие. Она продолжает жить прежней одухотворенной и гармонической жизнью. Страдания Демона по гармонической утопии, его порыв к свободе, страстный протест против несправедливого устройства бытия были бы оправданны, если бы гармония достигалась не своеволием, а целеустремленным напряжением творческих усилий.

Тамара . Антагонистом отверженного духа выступает в поэме Тамара. В ней олицетворено наивное сознание патриархального мира. Жизнь Тамары до того, как ее увидел Демон, протекала на лоне прекрасной природы. Тамара радуется миру, его краскам и звукам. Гибель жениха отзывается в ее сердце печалью. Демона привлекает в Тамаре бьющая через край жизненность, цельность и непосредственность. Эта цельность определена укладом жизни, исключающим абсолютную свободу, познание и сомнение. Встреча с Демоном означает для Тамары потерю естественности и погружение в область познания. Земная любовь сменяется могучей, сверхчеловеческой страстью, а цельный внутренний мир дает трещину, являя противоборство добрых и злых начал, выступающих как верность прежней любви и неясная мечта («Все беззаконною мечтой/В ней сердце билося как прежде»). Отныне противоречия раздирают душу Тамары и терзают ее. Тамара как бы вкусила от древа познания. С тех пор княжна постоянно погружена в думу. Ее «сердце недоступно восторгам чистым», а «весь мир одет угрюмой тенью». Душа Тамары становится ареной борьбы обычаев, патриархальных устоев и нового, «грешного» чувства.

Обольщенная Демоном, Тамара перестает воспринимать природу непосредственно. Тяготясь внутренней борьбой («Утомлена борьбой всегдашней...»), она предчувствует свою гибель («О, пощади! Какая слава? На что тебе душа моя?») и просит Демона отступиться, но его соблазны оказываются сильнее.

Проникшись глубоким сочувствием к страданиям духа зла, Тамара отвечает ему любовью и приносит свою жизнь в жертву этой любви. Душа усопшей Тамары еще полна сомнений, на ней запечатлелся «след проступка», но ее спасает от власти Демона-искусителя ангел, смывающий слезами знаки зла с грешной души. Оказывается, Бог послал «испытания» Тамаре, которая, преодолев страдания и пожертвовав собой, полюбила Демона, чтобы тот обратился к добру. Поэтому она достойна прощения:

    С одеждой бренною земли
    Оковы зла с нее ниспали.

Злое начало, внушенное Демоном, как бы меняет свою природу: приняв его, героиня жертвует собой, защищая тем самым вечные ценности сотворенного Богом мироздания.

Если сбросить Демона с надземных высот на грешную землю, то в ином бытовом и социальном окружении начнет литературную жизнь другой герой, который многими чертами напомнит падшего ангела и тоже окажется демонической личностью с тем же строем чувств.

Такое лицо в романе «Герой нашего времени» - Григорий Александрович Печорин.

В поэзии Лермонтов завершил развитие русского романтизма, доведя его художественные идеи до предела, досказав их и исчерпав положительное содержание, в них заключенное. Лирическое творчество поэта окончательно решило проблему жанрового мышления, поскольку основной формой оказался лирический монолог, в котором смешение жанров происходило в зависимости от смены состояний, переживаний, настроений лирического «я», выражаемых интонациями, и не было обусловлено темой, стилем или жанром. Напротив, те или иные жанровые и стилевые традиции были востребованы вследствие вспышки тех или иных эмоций. Лермонтов свободно оперировал различными жанрами и стилями по мере их надобности для содержательных целей. Это означало, что мышление стилями укрепилось в лирике и стало фактом. От жанровой системы русская лирика перешла к свободным формам лирического высказывания, в которых жанровые традиции не сковывали чувства автора, а возникали естественно и непринужденно.

Поэмы Лермонтова также подвели черту под жанром романтической поэмы в ее главных разновидностях и продемонстрировали кризис этого жанра, следствием чего было появление «иронических» поэм, в которых намечены иные, близкие к реалистическим стилевые искания, тенденции развития темы и организации сюжета.

Проза Лермонтова предшествовала «натуральной школе» и предварила ее жанрово-стилистические особенности. Романом «Герой нашего времени» Лермонтов открыл дорогу русскому философско-психологическому роману, соединив роман с интригой и роман мысли, в центре которого изображена личность, анализирующая и познающая себя. В прозе, по словам А. А. Ахматовой, он опередил сам себя на целое столетие.

Основные теоретические понятия

  • Романтизм, реализм, романтическая лирика, романтическое «двоемирие», лирический герой, лирический монолог, элегия, романс, послание, лирический рассказ, гражданская ода, баллада, идиллия, романтическая драма, автобиографизм, символика, романтическая поэма, «бегство» (романтического героя), «отчуждение» (романтического героя), романтический конфликт, цикл повестей, психологический роман, философский роман.

Вопросы и задания

  1. Какие поэмы Лермонтова вы читали?
  2. Сравните «Песнь о вещем Олеге» Пушкина и «Песню... про купца Калашникова» Лермонтова. Оба произведения названы песнями. Почему авторы употребили для обозначения жанра именно это слово?
  3. Какие черты исторической эпохи и народного творчества учитывает Лермонтов в поэме?
  4. Какие признаки позволяют считать «Мцыри» романтической поэмой? Чем отличается «Мцыри» по своей композиционносюжетной организации от романтических поэм Пушкина? Проследите мотив «бегства», «отчуждения» в поэмах Пушкина и Лермонтова.
  5. К какому роду романтических поэм относится поэма «Демон» (нравоописательных, мистериальных, иронических, исторических)?
  6. Как развертывается сюжет «Демона» и что в нем главное - события или духовная жизнь героев?
  7. Расскажите, как вы понимаете романтический конфликт поэмы. Почему Демон низвергнут, а Тамара спасена?
  8. Какие черты Демона отразились в характере Григория Александровича Печорина?

1. Понятие зла и добра

2. Трагедия Демона.

3. Возвращение к жизни.

4. Символичность центрального образа.

Критики называют поэму «Демон» венцом поэтического творчества Михаила Юрьевича Лермонтова. Над текстом этого произведения автор работал в течение десяти лет, за это время было создано восемь различных редакций поэмы.

В основе сюжета «Демона» лежит известное библейское предание о падшем ангеле Азраиле, который осмелился восстать против Господа и за этот проступок был навеки изгнан из райских кущ и превращен в темного духа, олицетворяющего извечное зло.

Понятие зла и добра Лермонтов трактовал по-своему. В литературе традиционным считается понимание добра как покорности Богу и добровольное следование его заповедям, а зла - как неповиновение Всевышнему и выбор неправедного пути. У поэта же, напротив, Господь не добрый владыка, а жестокий и прямолинейный тиран, а Демон - та сила, которая пыталась свергнуть его с престола.

В рассматриваемой поэме поменялись местами привычные нам понятия, зло и добро приобрели новый смысл, не соответствующий общепринятой морали православной религии. Демон, являясь, по сути, средоточием зла, вовсе не отрицает существующее в мире добро, но понимает его иначе, чем обычные люди. В соответствии с «традиционной» христианской моралью, добродетель означает смирение, покорность, а зло - противостояние этим правилам. Но для Лермонтова, напротив, добро является синонимом непокорности, борьбы, а виновником происходящего в мире зла становится сам Господь. Поэт искренне считает, что добрый и справедливый Бог никогда бы не создал такую Землю:

Где преступленья лишь да казни,

Где страсти мелкой только жить;

Где не умеют без боязни

Ни ненавидеть, ни любить...

Присутствие Господа ощущается в каждой строчке текста поэмы. Бога даже можно назвать одним из главных действующих лиц, несмотря на то что его присутствие незримо и неосязаемо. Именно о нем постоянно упоминают герои, лишь Всевышнего обвиняют в несправедливостях и преступлениях, совершаемых в земном мире, поскольку люди были сотворены по божественному образу и подобию:

... всесильный Бог,

Ты знать про будущее мог,

Зачем же сотворил меня?

Азраил так же, как и главный герой поэмы, Демон, является изгнанником. Это «существо сильное, но побежденное». Но в отличие от Демона наказание Азраила последовало не за бунт, а лишь за выражение недовольства - заскучав в полном одиночестве, он осмелился упрекнуть Всевышнего в том, что тот зачем-то создал его намного раньше людей. Разгневанный Господь, узнав об этом, не замедлил наказать непокорного:

Переменил звезду свою;

Как дым рассыпалась она,

Рукой Творца раздроблена;

Но смерти верной на краю,

Взирая на погибший мир,

Я жил один, забит и сир.

Демона же в отличие от Азраила наказали «по заслугам»: он не просто высказывал свое несогласие с Богом, но и активно противостоял ему. И за это наглого бунтовщика ждало страшное наказание. «Добрый» Господь не только немедленно изгнал ослушника из рая, но и полностью уничтожил его сущность, его душу, испепелив ее проклятием и сделав пустой и мертвой. Кроме того, на Демона была возложена полная ответственность за все зло и несправедливость, творящиеся в земном мире. Подчиняясь воле Господа, Демон «жжет печатью роковой» все, до чего может дотронуться его рука, став беспощадным «орудием зла». И в этом заключается ужасная трагедия главного героя поэмы:

Помчался - но куда? Зачем?

Не знаю... прежними друзьями

Я был отвергнут; как эдем,

Мир для меня стал глух и нем.

Сильная любовь, внезапно появившаяся и оживившая мертвую душу Демона, вспыхнувшая в ней чарующим огнем, стала причиной возвращения несчастного изгнанника к полноценной жизни. Танцующая красавица Тамара сумела теплом своей души, своей красотой оживить «немой души его пустыню»:

И вновь постигнул он святыню

Любви, добра и красоты!

В пробудившейся душе Демона вновь всколыхнулись давно похороненные теплые чувства. Он мечтал о том, чтобы душа его осталась навсегда живой, могла воспринимать все радости жизни и, наконец, могла слиться с другой, родной и близкой душой в единой Любви. Чувства Демона к Тамаре распространились на все живое, окружающее его, он испытал потребность творить добро и по-новому взглянул на красоту земного мира. К нему вернулось то, что было отобрано всесильным Богом:

Он любовался - и мечты

О прежнем счастье цепью длинной,

Как будто за звездой звезда,

Пред ним катилися тогда.

Но, вновь обретя способность испытывать яркие чувства, Демон не выдерживает нахлынувших эмоций и, не справившись с ними, горько плачет:

Поныне возле кельи той

Насквозь прожженный виден камень

Слезою жаркою, как пламень,

Нечеловеческой слезой!..

Демона привлекла не только яркая красота Тамары и ее танец. Он сумел разглядеть ее душу, живую, сочувствующую, способную понять его страдания.

Мистический смысл поэмы «Демон» органично сочетается с изображаемой поэтом земной реальностью. Данное произведение проникнуто глубочайшим психологизмом: в образе Демона Лермонтов объединил характерные черты многих своих современников. В 30-х годах XIX столетия уже существовали люди, которые стремились найти истину, выражали недовольство существующими порядками, искали пути избавления от рабства и гнета самодержавия. К сожалению, им было неведомо, какими путями можно прийти к Правде: рожденные в рабовладельческом государстве, они изначально были несвободными.

Демон - это не просто мистическая фигура, это реальный бунтовщик, одержимый страстью к разрушению, поддерживаемый собственной гордыней, протестующий против существующих порядков и законов, но при этом не находящий достойного противопоставления всему этому. Демон не виноват в несправедливости, творящейся на земле, но он уже отравлен этой несправедливостью, злом и ненавистью. Он стремится к людям, но одновременно презирает их низменную сущность.

Этот глубоко символический образ означает естественное разрушение отживших старых понятий, стремление к новому пониманию зла и добра, установлению новых, справедливых и всеобъемлющих законов. Именно поэтому поэма «Демон» не утратила своей актуальности и в настоящее время.

Поэму М.Ю. Лермонтова «Демон» можно считать визитной карточкой писателя. Здесь мы видим и любимый автором Кавказ, и философские мысли автора относительно добра и зла. Не лишена поэма и темы невозможности любви, которая была так актуальна для самого Михаила Юрьевича. Мастерское изображение природы, полные психологизма и романтического пафоса диалоги, многообразие мифологических и фольклорных мотивов – всё это содержит в себе этот шедевр русской литературы.

Поэма «Демон» насчитывает 8 редакций, так как Лермонтов начал писать своё произведение ещё в возрасте 14 лет и возвращался к работе над своим детищем на протяжении всей жизни. Ранние редакции отличаются нецелостностью образов, большим количеством философских рассуждений. Поворотным для развития авторского замысла становится 1838 год, когда из-под пера поэта появляются 6-я и 7-я редакции. Теперь уже более зрелый творец не проводит параллель между Демоном и собой и наделяет своего героя монологами.

Поэма базируется на библейском мифе о падшем ангеле, а также обращается к грузинскому фольклору и деталям местного быта.

Жанр и направление

Главного персонажа поэмы можно назвать прототипом героя-изгнанника, прочно занявшего своё место в литературе романтизма. Это Падший Ангел, страдающий за свою дерзость и неповиновение. Само обращение к такому образу — характерная черта романтизма. Одним из первых был Мильтон («Потерянный Рай»), обращался к этому персонажу и повлиявший на русскую литературу Байрон, не обходит стороной вечный образ и А.С. Пушкин.

Поэма пронизана идеями борьбы как на глобальном уровне (противостояние Демона и Бога), так и внутри души отдельного персонажа (Демон желает исправиться, но гордыня и жажда наслаждения мучают его).

Наличие фольклорных мотивов также позволяет относить «Демона» к жанру именно романтической поэмы.

О чём?

В Грузии, в роскошном доме князя Гудала, живёт его дочь, девушка невероятной красоты, Тамара. Она ждёт своей свадьбы, двор уже убран к торжеству, но пролетавший над вершинами Кавказа Демон уже заметил девушку, он пленился ею. На свадьбу спешит жених, за ним следует богатый караван верблюдов, но в ущелье путников настигают разбойники. Так радость свадьбы оборачивается горем похорон.

Демон, теперь не имеющий соперников, является Тамаре, желая завладеть ею. Бедная девушка хочет найти защиты у Бога и уходит в монастырь. Там её стережёт Ангел-Хранитель, но однажды ночью Демон преодолел эту преграду и соблазнил девушку. Тамара погибла, но её душу спас Ангел и перенес в Рай, где она обрела покой.

Главные герои и их характеристика

  • Демон – весьма сложный персонаж поэмы. Сам образ Демона восходит ещё к Библейским сюжетам, но в поэме Лермонтова мы встречаем уже авторскую трактовку этого архетипа. Он наказан вечной жизнью, а существование его будет всегда сопровождаться одиночеством и тоской. Казалось бы, можно позавидовать этой уникальной возможности: с высоты птичьего полета наблюдать горные красоты, но и это наскучило герою. Даже зло уже не приносит ему удовольствие. Но характеристика Демона не может сводиться лишь к отрицательному. Он встречает девушку, сравнимую со сказочной девой, обладающую такой красотой, какую ещё «свет не видывал». Но она прекрасна не только внешностью и нарядами, а ещё и душой.
  • Тамара скромна, целомудренна, верит в Бога, она создана не для этого мира, неслучайно Демон желает обрести спасение через любовь к ней. Ощутив это новое для него чувство, Падший Ангел хочет творить только добро, встать на путь истинный. Но, как мы видим дальше, герой не может справиться со своей гордыней, и все его хорошие намерения оборачиваются прахом. Искуситель дерзок и настойчив, на пути к наслаждению он не собирается уступать ни мольбам беззащитной девушки, ни уговорам Божьего посланника.
  • Темы

    • Любовь . Особое место в поэме занимает любовь. Она имеет безграничную силу: иногда губит героев, иногда даёт надежду, а порой сулит вечные муки. Ревнивая спешка к невесте губит жениха Тамары, для Демона же эта девушка – надежда на спасение. Любовь пробуждает в Падшем Ангеле давно забытые чувства, она заставляет его, нагоняющего ужас, бояться и плакать.
    • Борьба. Отвергнутый Небом Демон больше не в силах выносить свои мучения. В поэме он предстаёт читателю уже потерявшим всякий вкус к существованию, даже зло не приносит ему удовольствия. Последний шанс отвоевать себе прощение – любовь юной чистой девушки. Тамара для Демона — орудие для борьбы с Небом. Он избавился от Ангела, соблазнил Тамару, но он не способен побороть себя, свои пороки, за что обречён страдать вечно. Тамара борется с искусителем, она не поддаётся его словам против Всевышнего, отчаянно желая избежать адской обители.
    • Одиночество . «Дух изгнанья» уже несколько столетий он скитается «в пустыне мира без приюта». Единственная отрада его существования – воспоминания о прошлом, когда он был среди своих собратьев — «чистых херувимов». Любовь к смертной чистой девушке заставляет Демона ещё острее чествовать свою тоску и одиночество. Кажется, что в какой-то момент он готов проявить смирение и преклониться перед Всевышним: он слышит вечернюю песню, она напоминает Падшему Ангелу о Рае. Демон, нагонявший до этого на всех страх и ужас, теперь плачет сам горячими слезами.
    • Вера . Только благодаря непоколебимой вере в Бога Тамара избегает от мук ада. Пренебрежительное отношение к религии губит, согласно авторскому замыслу, жениха княжны. Искушая красавицу, Демон шепчет ей, что Бог занят только небесными делами, а на земные не обращает внимания. Но девушка не поддалась наветам зла, за что душа её была спасена Ангелом-Хранителем.
    • Идея

      Ангел и Демон – две стороны одной души. Человек по своей натуре двойственен, Добро и Зло всегда борются в нём. Предназначение главного героя поэмы – сеять сомнение, пробуждать лукавые мысли в человеке. За повиновение Демону Бог может жестоко наказать, как это и произошло с женихом Тамары.

      Повержен и Демон, но так ли жестоко к нему Небо? Оно даёт изгнаннику шанс спастись через искреннюю любовь, ведущую к добродетели, но герой не справляется со своим отрицательным началом и тем самым губит себя и девушку.

      Проблематика

      Любовь и порок несовместимы – эту проблему актуализирует Лермонтов в «Демоне». Для автора это чувство, скорее, святое, данное Небом, нежели земное. Когда забывают о красоте душевной, а думают лишь о наслаждениях плоти, происходит подмена любви грехом. Истинное же чувство призывает к добродетели, самопожертвованию, отказу от гордыни.

      Но не каждому дана способность именно так любить. Одержимый жаждой превосходства над Небом и желанием испытать удовольствие, впервые за много сотен лет, Демон обрывает последнюю спасительную нить. И Падший Ангел, и Тамара становятся жертвами греховной страсти, но почитающая Бога девушка спасается, а упрямо противостоящий Создателю Демон обрекает себя на вечные страдания. Так находит свое отражение нравственная проблема гордыни – темная сторона души каждого из нас.

      Перед героями стоит проблема нравственного выбора. Демон между смирением и страстью выбирает последнее, за что получает ещё большее страдание. Жених Тамары прислушался к лукавому голосу и пренебрёг молитвой в дороге, за что жестоко поплатился, Тамаре же удаётся противостоять соблазнам искусителя, поэтому для неё открыты Врата Рая.

      Критика

      В оценке критиков «Демон» в определённые периоды своей литературной истории поэма представлена по-разному. Появление этого демонического образа на русской почве было в некотором роде литературным событием, рецензенты с трепетом относились к произведению, в первую очередь, потому, что осознавали, какую историю имеет за собой эта тема в мировой литературе. Один из крупнейших авторитетов критики того времени В.Г. Белинский сам признаётся, что «Демон» стал для него мерой «истин, чувств, красот». В.П. Боткин видел в поэме революционно взгляд на мироздание. Многие из исследователей творчества Лермонтова до сих спорят о важности некоторых редакций, не отдавая безоговорочно пальму первенства окончательному варианту.
      Совершенно иной была критика более позднего периода. «Демон» стал объектом насмешек и издевательств, особенно реалисты, В. Зайцев, А. Новодворский, крайне негативно относились к одному из главных символов романтизма.

      Реабилитирует поэму светоч поэзии начала прошлого столетия А. Блок, продолжая в своём стихотворении «Демон» традицию Лермонтова.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!