Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Обиды которые в наших. Семейные обиды: интерпретации и подтексты

Вспомните, как спокойно отнесся Христос к тому, что из десяти прокаженных, которых он исцелил, только один вернулся и поблагодарил его.
А каждый из нас, как правило, рассчитывает на большее….
Нередки случаи, когда люди специально, с целью вызвать у нас , демонстрируют свою обиду, а потом нами. Ведь если человек чувствует вину, чаще всего он хочет ее загладить, а в этом случае от него можно будет легче добиться желаемого. Чем ближе у людей взаимоотношения друг с другом, тем сильнее может быть обида. Ведь мы обижаемся, как правило, только на людей, которые для нас много значат в эмоциональном плане. Чем ближе у людей взаимоотношения друг с другом, тем серьезнее предъявляются требования к взаимопониманию. Но всегда нужно помнить, что никто и никогда не в состоянии причинить нам боль, если мы сами этого не захотим. Обида является способом защиты нашего самолюбия, но она же порождает такие отрицательные эмоции, как агрессивность, амбициозность, гнев, ненависть и мстительность.
Уровень нашей обиды напрямую зависит от нашей . От нашего отношения к человеку, нанесшего нам обиду, от того, какие потаенные и подавляемые чувства она задевает.
Во многих случаях наша обида – это проявление гордыни, которая умело маскируется.

К примеру: «Как же МЕНЯ, такого замечательного, не оценили!? » или « И он еще смеет МЕНЯ учить?! », или «Как он посмел променять МЕНЯ на кого-то?! »
Нужно постараться понять, что же нас так задело, так «зацепило». Любая обида – это серьезный повод покопаться в себе и вытащить на поверхность глубоко запрятанные чувства и отрицательные эмоции, которые мы старательно подавляем. Это возможность в какой-то мере решить свои проблемы, поняв, что же именно нас обидело, почему и зачем это было нужно. А в том, что это нужно, сомневаться не приходиться, поскольку обида указывает на ту сторону жизни, которую нам тяжело принять. А пока мы что-то не принимаем, это «что-то» будет периодически повторяться и причинять нам боль. Если же мы это «что-то» примем, в следующий раз оно нас может не задеть совсем или заденет слабее. Это хороший повод понять и принять, что окружающие нас люди имеют право быть такими, какие они есть, и не быть такими, какими мы хотим их видеть.
Если в результате обиды вам удастся понять в себе что-то новое, мысленно поблагодарите человека, который своим действием или бездействием нанес вам обиду. Ведь он (пусть неосознанно) помог вам сделать очередной шаг на пути в своем развитии. Это тяжелый и кропотливый труд – научиться прощать. Но это всего лишь ступенька, очень важная и нужная… одна из множества….

Если бы нам представилась возможность увидеть, в каком состоянии пребывают души людей, то наверняка мы увидели бы, что это состояние обиженности. Все чувствуют себя кем-то ущемленными, обделенными, оскорбленными, кем-то обиженными. Может быть, так оно и на самом деле есть. Но все дело в восприятии этого и в том отношении, какое мы сами выстраиваем к случающимся неприятным событиям.

– это всегда крушение каких-то надежд. Мы надеялись, что нас поймут, помогут, простят, но этого не произошло. Мы полагали, что другой человек пойдет нам на встречу, но вместо этого он от нас холодно отвернулся или жестоко оттолкнул. Надежда порушена и вместо нее явилась обида.

Как это ни прискорбно, но таящий в себе обиду причиняет страдания себе сам. Казалось бы, он мучается от вполне объективных притеснений со стороны других, на самом же деле, его терзают собственные мысли и чувства. Как однажды точно подметил святитель Игнатий (Брянчанинов) , человек больше всего страдает не от случающихся неприятностей, а от их переживания. Развивая эту мысль, добавим, что пережевывая в себе обиды, мы изъедаем сами себя.

К одному старцу пришел ученик и спросил, как ему быть с обидами, которые появляются из-за несправедливого к нему отношения со стороны других людей. Старец предложил ему такой совет: «Каждый раз, как обидишься, клади за пазуху картошку». Ученик принял совет, и понемногу накопилось столько картофеля, что стало его тяготить, а потом эти овощи еще и начали гнить. Тогда ученик снова пришел к старцу: «Я больше не могу носить с собой эту зловонную тяжесть». «Тебе неприятно? – спросил его старец. – Но как же ты позволяешь носить в своей душе обиды на других людей?» Действительно, обида – это то, что гниет внутри нас, мучает душу нестерпимой тяжестью и не дает нам покоя.

Есть еще один интересный феномен. Казалось бы, наши обиды отделяют нас от причинивших нам зло людей. На самом же деле, всякая обида продолжает нас связывать с той несправедливостью или ущербом, которые причинил нам обидчик. Потому что человек, внутренне свободный, уже не таит в своем сердце обид – он свободен и мирен – тогда как тот, кто подчинился обидам, внутренне скован, томим и мучим своими горестными воспоминаниями, впечатлениями и перенесенными несправедливостями. Как же такой человек будет счастлив?

Как ни странно, обиды часто провоцируются нашей мнительностью. Мы сами надумываем себе то, что начинает обижать нас в отношении наших ближних. И даже малую оплошность ближнего мы способны раздуть до невероятных размеров.

Пожалуй, яркой иллюстрацией этого является известная ссора двух знаменитых писателей И.А. Гончарова и И.С. Тургенева. Как-то Гончаров подробно озвучил в присутствии Тургенева проект намечаемого романа «Обрыв». В один из дней, когда писатели собрались в доме Тургенева, тот пригласил их назавтра к себе на обед для прослушивания его нового романа «Дворянское гнездо». На следующий день Гончаров не явился к обеду, но пришел позже. Когда же его спросили о причине непоявления, он ответил, что его не приглашали, на что Тургенев в недоумении возразил, что приглашал. Как только начали читать роман, Гончаров стал замечать, что многие идеи и характеры героев «Дворянского гнезда» на странность похожи с озвученными им когда-то перед Тургеневым идеями и характерами из романа «Обрыв». Так вот почему его не пригласили, – полагал Гончаров, – Тургенев присвоил себе его концепцию романа.

Через какое-то время, после многократных взаимных объяснений (Тургенев настаивал, что не стремился специально воровать идеи, но они могли отложиться в его душе и быть потом воспроизведены самостоятельно, вне связи с концепцией Гончарова) между писателями разгорелась нешуточная ссора. Затем в новом романе Тургенева «Накануне» Гончаров опять усмотрел влияние проекта своего романа. Состоялся даже третейский суд, не в пользу Гончарова, после которого уже Тургенев поддался чрезмерной обиде – не стерпев, разорвал общение с Гончаровым. И не нашлось никого, кто бы вовремя примирил двух гениев. Вновь накапливаемая обида Гончарова поместила его в замкнутый круг: обида заставляла всякий раз усматривать в произведениях Тургенева влияние своих идей, а это усматривание, в свою очередь, отравляло его душу нестерпимой горечью. А ведь когда-то он сам признался, что многое тут следовало объяснить его мнительным характером.

Часто выражается в злопамятности, то есть в злой памяти, в том, что мы долго помним обиды, и храним злое чувство по отношению к нашим обидчикам. По словам преподобного Иоанна Лествичника, злопамятность есть «ржавчина души, червь ума». Ржавчина изъедает, а червь гложет – как же при этом быть сердцу спокойным?

Поэтому лучшим правилом здесь может быть – не подпускать к своему сердцу обид вообще, перешагнуть через личную обиду и идти по жизни дальше, в чем-то став умнее, в чем-то осторожнее, а в чем-то снисходительнее к ближним.

Почему же мы обижаемся на других? Есть несколько очевидных причин, зная которые, можно заранее нейтрализовать свои обиды.

Во-первых, мы ожидаем, что другой человек должен нам непременно помочь, пойти навстречу, словно он обязан послужить именно нам и у него нет других забот, не позволяющих полноценно уделить нам внимание.

Во-вторых, мы как бы не допускаем, что другой человек может не сдержаться, вспылить, выйти из себя, подвести нас в определенных ситуациях, то есть мы не оставляем ему право на ошибку.

Третья причина наших обид заключается в том, что мы ждем всегда от других одинакового к нам отношения. Если наш ближний поступил не так, как мы заранее полагали, то мы говорим, что он не оправдал наших надежд, что поступок его оказался для нас неожиданным. Во взаимоотношениях с ближними важно помнить, что человек – существо переменчивое. И потому вроде бы хороший человек в какие-то моменты способен срываться, терять доброту и любовь (также как и плохой человек способен покаяться и исправиться).

Не трудно заметить, что все указанные причины упираются в наш эгоизм и нежелание проникнуться положением ближнего. Эгоизм всегда требует, чтобы другие служили нашему «я», чтобы от них «я» всегда получало одну только пользу. Если же заранее понимать, что наши нужды не являются центром жизни других людей, и что нам самим стоило бы созидать себя через участие в жизни ближних, а не безмерно поглощать их помощь, тогда никакого крушения неоправданных надежд не будет. Сменить вектор жизни с эгоцентризма на жертвенность – и не будет обид.

И еще. По большому счету, проблем с ближними не имеет тот, кто не обижается.

Если подытожить сказанное, то чувство обиды – это в каком-то смысле очень точный критерий, ключевой показатель того, насколько мы реализуем в своей жизни Евангелие. Если наши мысли возмущенно кипят от обид на кого-либо, если во время бесед с друзьями и близкими мы все время на кого-нибудь жалуемся, то значит, сердце наше слишком изнежено, мы ищем, чтобы другие всегда угождали нам, но при этом даже не подозреваем, что сами мы далеки от Христа, Который за всю Свою скорбную жизнь ни разу не высказал на кого-либо ни одной обиды.

Позвольте познакомить вас с древним, но до сих пор уважаемым и почитаемым семейством. Обида – славянская богиня беды и несчастья. Чёрная лебедь, которая противостоит верховным светлым Богам. Её мать Мара – богиня смерти, болезней и гнева, её отец Кощей – бог подземного мира. Её сёстры: Мста – богиня мести и кары, Желя – богиня жалости, печали и плача, Карна – богиня скорби и горя.

Стремительное развитие внешней, технической и бытовой стороны жизни человечества рождает в нас иллюзию, что мы уже очень далеко ушли от наших предков и во внутреннем плане. Нам кажется, что мы стали цивилизованнее, мудрее, благороднее, духовнее и осознаннее. Что мы должны быть более человечными, понимающими, принимающими. Ведь мы научились прощать своих врагов. А иногда мы даже научились прощать своих родных и близких.

Однако, мы с удивительным упорством продолжаем обижаться на родителей, детей, братьев, сестер, мужей, жён, любимых, подруг, друзей. На начальников и сотрудников. На соседей по подъезду. Даже на малознакомых и совсем незнакомых людей. А кому из нас удалось ни разу не обижаться на судьбу? На несправедливость высших сил?

Но, с другой стороны: ответьте себе честно – кто из нас никогда никого не обижал? То есть, если точнее, – на кого из нас никогда никто не обижался?

Итак, мы по-прежнему платим дань этой облачной деве печали. Приходится признать, что обида – неотъемлемая часть нашей жизни. Почему же мы старательно хотим от нее избавиться? Возможно ли это: совершенно перестать обижаться? И как это: не обижаться ? Как чувствует себя человек, который не обижается? Как он живёт?

В прошлой статье мы рассматривали способы быстрого преодоления обиды . В этот раз мы пойдем глубже, и выясним, в чем корни обиды, и можно ли жить без обид.

Навигация по статье «Обида. Что такое обида. Правила, которые меняют жизнь: что делать, чтобы не обижаться»

Чувство обиды: приговор или выбор?

Тут мы сталкиваемся с некоторой путаницей понятий.

Обида – это, с одной стороны, некий факт или ситуация, которые привели к негативным для вас последствиям. С другой, обида – это чувство, эмоциональная реакция на ситуацию. И еще есть обида как поведение – наши поступки вследствие ситуации и собственной эмоциональной реакции.

Толковые словари так и пишут: «Обида - Оскорбление, огорчение, причинённое кому-либо несправедливо, незаслуженно, а также вызванное этим чувство». Кстати, предлагаю задуматься: как, по-вашему, бывают огорчения и оскорбления, причинённые «справедливо и заслуженно»? Что интересно, в Древней Руси обида – еще и название (определение) преступления: причинение морального или материального вреда конкретному лицу.

Итак, если мы говорим о том, как «жить без обид», то предлагаю договориться, что речь не идёт о том, чтобы жить без ситуаций обиды. Это просто невозможно. Интересы людей слишком часто пересекаются, иногда они даже исключают друг друга.

Люди, стараясь удовлетворять свои потребности и желания, вольно или невольно, сознательно или нет, намеренно или «не ведая, что творят», наступают на границы друг друга, нанося этим огорчение, оскорбление, обиду. И тот, кому это огорчение нанесено, вполне может счесть его незаслуженным и несправедливым.

В транспорте наступили на ногу. Нахамила продавщица. Руководство не продвинуло по службе. Жена танцевала с другим. Парень все вечера проводит в компьютере. Муж не дарит цветы. Сын-подросток не помогает по дому. Выросшая дочь звонит раз в месяц. Отец не вписал в завещание. Подруга не позвала на день рождения. Сотрудники подкидывают лишнюю работу. Список обидных ситуаций огромен, как варианты человеческих взаимоотношений, в которых они могут возникнуть.

Но вы, конечно, замечали: у кого-то в этих ситуациях возникнет чувство обиды, а у кого-то – нет, они умеют не обижаться. И интенсивность этого чувства будет разной: у кого-то сильнее, у кого-то слабее, у кого-то вообще еле выраженная. И оттенки переживаний тоже отличаются: гнев, ярость, досада, печаль, злость, страх, стыд, отвращение.

Мы не можем избежать обидных ситуаций. Тогда давайте посмотрим, из чего состоит эмоциональная реакция – чувство обиды. И тут предлагаю совершить некоторый понятийный переворот.

Обида – это не чувство. Это мысль. Или несколько мыслей, суть которых можно свести к следующему:

  • «Это несправедливо!»
  • «Это неправильно!»
  • «Он/Она/Они/Мир/Бог/Судьба не правы!»
  • «Он/Она/Они/Мир/Бог/Судьба не имеет право так поступать!»
  • «Этого не должно быть!»

И все эти мысли объединены под лозунгом «Он/Она/Они/Мир/Бог/Судьба виноваты в этом!»

Эти мысли сопровождается целым набором эмоциональных переживаний, которые и составляют то, что мы называем «чувством обиды». А именно:

  • раздражение/злость/гнев/ярость на обидчика
  • раздражение/злость/гнев/ярость на себя
  • раздражение/злость/гнев/ярость на мир/судьбу
  • печаль/грусть/жалость /горе - по отношению к себе или своим желаниям, потребностям, ожиданиям, отношениям.

Теперь мы подошли к самому основному пункту: а как же изменить свое отношение ситуации? Напомним, ваше отношение зависит от ваших правил справедливости, от вашего мнения о том, как должен быть устроен мир, люди, отношения, вы сами и т.д.

Осознанность вместо автопилота – шанс не пойти на поводу у обиды

Если Вы по каким-либо причинам не смогли связаться с дежурным психологом онлайн, то оставьте свое сообщение (как только на линии появится первый свободный психолог - с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо на .

Копирование материалов сайта без ссылки на источник и указания авторства – запрещено!

Фото: Tatiana Gladskikh/Rusmediabank.ru

Сколько раз в жизни вы надували губы, становились «в позу», закрывались на сто замков, играли в молчанку из-за собственной обиды? Припомнили? А теперь сложите все свои обиды, большие и маленькие, и получится, что полжизни вы потратили на перемалывание опилок. А могли бы в это время дом построить, дерево посадить, ребенка родить или что там еще запланировано у вас по обязательной жизненной программе. Бесценные минуты, часы и годы жизни израсходованы впустую, на то, чтобы думать о том, какая вы несчастная и несправедливо обиженная, на то, чтобы придумать для обидчика уничтожающие эпитеты, разработать программу мести, наказать, обидеть в ответ. Зачем?

Первый вопрос, который, мне кажется, нужно задать себе, как только коснется вашего сердца. Зачем я обижаюсь? Какой в этом смысл?

Можно попробовать пофантазировать.

Причины, лежащие на поверхности.


Я обиделась для того, чтобы обидчик увидел и понял, что он неправ. Чтоб он извинился, покаялся, посыпал голову пеплом, предварительно вырвав из нее все волосы для надежности доказательства своего раскаяния.
Я должна показать ему, чего стою и как со мной обращаться. Я не какая-то там Манька Облигация, я Мария Ивановна Поливанова, прошу только на вы и по предварительной записи.
Меня никто не замечает, я ничтожная, никчемная личность, которую никто не уважает, может быть, хоть моя обида заставит их посмотреть на меня по-человечески. Заметить меня…


Глубокие причины личных обид

Человеку не хватает внимания, любви, . Его не замечают, ему одиноко. С помощью обиды он испытывает иллюзию причастности к другим людям. Негативное страдание делает его на какое-то время заметным среди людей. Это на короткий срок утешает самолюбие.
Неуверенность в себе.
Завышенное ЧСВ. Иными словами, гордыня.
Неумение воспринимать критику в свой адрес.
Желание манипулировать другими.

Думаете ли вы, когда обижаетесь, о том, что вам просто в этот момент не хватает любви, внимания и еще чего-то очень важного? Подумайте об этом и вместо того, чтобы отворачиваться и хмуриться, надувать губы и впадать в молчанку, расскажите об этом своим близким. Не решаетесь рассказать, намекните. Или сами сделайте то, чего так ждете от других. Может быть, на вашем примере, им станет понятнее.

Почему обида утешает недолго?

Потому что главная побудительная причина ее в результате обиды просто не может реализоваться. Человек сам перекрывает себе кислород. Обидевшись, он обрезает канаты и сжигает мосты. Парадокс заключается в том, что он обиделся как раз для сближения, для наведения этих мостов, только в момент обиды вряд ли об этом догадывается, так как эта причина находится глубоко у него в подсознании, но в состоянии обиды делает все, чтобы избегать контактов или обострять .

В какой-то момент, обидевшись, вы чувствуете себя отмщенными. Особенно, если обидчик, действительно, покаялся, извинился и сделал то, что вы хотели – подарил вам немного своего внимания. На этом можно было бы и остановиться. Вы добились своего, теперь «мирись, мирись и больше не дерись», зацепились пальчиками, как в детстве, и все в порядке. Многие мудрецы так и поступают.

Но есть такие личности, которых хлебом не корми, дай пообижаться. Желательно с демонстративными выступлениями, фырканьем, слезами и истериками. Как же без этого. Более того, даже после извинений и вырывания волос с головы виновника обиды, они не желают мириться. Им мало того страдания, которое они причинили себе и другим, они готовы продолжать дуться хоть всю жизнь. Сколько еще продлится обида?

У каждого свои периоды, охлаждающие пыл страстей. Кому пары часов достаточно. Кто-то на целый день зависает в обиде. Утром, которое мудренее вечера, все рассасывается, и жизнь входит в старое русло.

Но иные индивидуумы делают из обид не просто настоящее шоу, но растягивают их на недели, месяцы и годы. Иногда они даже и забывают уже, в чем обида, но старательно подогревают ее в душе, снабжая все новыми и новыми уже выдуманными подробностями. Иногда послушаешь рассказ о таких долгих семейных обидах, растянутых на годы молчанок, взаимных обвинений и глухой вражды, и будто попадешь в детективную историю. Каких там только ужасов не бывает! Да что там говорить, у каждого из нас в загашнике, наверное, есть такая страшная обида, которую и хотел бы забыть, да не забывается. Но, послушайте, какие обиды между родными? Это же свои люди! Тем более, какие обиды между чужими, они вообще к нам никаким боком…

Почему мы так цепляемся за обиды?

Давно и забыть бы и жить в мире и согласии. Но нет, почему-то мы с настойчивостью зомби молотим и молотим давно перемолотое. Застряли. Привыкли даже. В какой-то степени нам даже удобно в этой своей обиде. Чувствуешь себя страдальцем, невинно обманутым в лучших побуждениях, тебя все жалеют, сочувствуют. Охают и ахают выслушивая в который раз подробные рассказы о том, что он сказал да что ответил, что ты ему сказала, что он тебе. И так до бесконечности. Находятся же слушатели! Удивляюсь этим людям. Вместо того, чтобы в парке погулять и птичек послушать, они слушают чужие, по большей части, надуманные и раздутые до вселенских размеров личные трагедии.

А между тем, обида – это, действительно, наша личная трагедия. И она является не чужой проблемой, не наказанием обидчика. Она ударяет прямой наводкой по тому, кто обиделся. Обида – это болезнь нашей психики , не умеющей находить выход из зоны конфликта с наименьшими затратами для себя.

Не зависайте на ситуации. Поймите, уже через несколько минут ситуации, любые, уже кардинально изменились. Все меняется непрерывно. Наше состояние, настроение, мысли, дела. Застревая в прошлом, мы не просто не двигаемся вперед, блокируя поступление в нашу жизни радостных энергий. Мы обрекаем себя на разрушение.

Обида – сильнейший разрушитель личности и физического тела человека . Наверняка, вы знаете, что тот, кто копит обиды, чаще болеет. Некоторые исследователи главное причиной рака считают долгие обиды, накопленные человеком за много лет. Что говорить о характере. Обидчивый человек постепенно превращается или в брюзгу, или в сплетника. В любом случае, характер его от этого не улучшается.

Обида – показатель ваших внутренних проблем. Она кричит о вашем неумении слушать, понимать, быть благодарным, о вашей неуверенности в себе, о вашем завышенном чувстве собственной важности, слабостях. Обижаясь, вы раскрываете людям свои недостатки, открываете им карты. Теперь они знают, что вас больше всего обижает и могут на этом играть. Зачем вам это? Разве этого вы добивались, надувая губы. Вы ведь хотели обратного. Доказать всем, какая вы хорошая, достойная, сильная и т.д. Вы намекали о своей высокой цене, а получилось, что продали себя по дешевке.


Что делать с обидами?

Воспринимайте их как способ манипуляции вами. Вас хотят вынудить на определенные действия. Попробуйте догадаться, какие. Или спросите об этом того, кого невольно обидели. И получив ответ, сделайте человеку приятное.
Не втягивайтесь в зону долгоиграющих конфликтов. Не поддерживайте разговоров и обсуждений о старых грехах и непрощенных обидах. Обидчивость – заразительная болезнь. Она передается вербальным способом. Так что лучше заткните уши или переведите разговор в другое русло, если фонтан собеседника заткнуть никак невозможно.
Научитесь прощать.
Будьте великодушны. Все мы ошибаемся и имеем слабости. Иногда у нас бывает плохое настроение, усталость, раздражительность, ПМС и т.д. Относитесь к людям с пониманием, по-доброму, по-человечески.


Живите без обид, нам не так много дано времени, чтобы тратить его на такую ерунду!
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!