Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

"о введении многоуровневой структуры высшего образования в российской федерации". Успехи современного естествознания Многоуровневая система образования в российской федерации

1

Происходящие изменения во всех сферах жизнедеятельности современного общества обусловили смену приоритетов и ориентиров в образовании. Модернизация образования в условиях глобализации - одна из дискуссионных проблем, стоящих сегодня перед российским государством. Темами обсуждения являются стратегические ориентиры развития образования и государственная образовательная политика, роль иностранных студентов в интернационализации вузов, национальный фактор в образовании и другие проблемы, связанные с реализацией Болонской конвенции.

Присоединение России в сентябре 2003 г. к европейской инициативе по гармонизации систем образования, начатой Болонской декларацией 1999 г., сделало основные аспекты данного процесса ключевыми не только в сфере сотрудничества между российскими и европейскими университетами, но и в сфере реформирования российской системы образования. Задача интеграции Российской Федерации в мировое образовательное пространство обозначена как одна из главных целей в области развития образования в России в основных документах, определяющих образовательную политику - «Проекте стратегии Российской Федерации в области развития образования на период до 2010 г.» и Федеральной программе развития образования.

В Болонской декларации указаны шесть основных задач, решение которых будет способствовать единению Европы в области образования. Это введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования, переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат - магистратура), введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан в ЮНЕСКО, повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала, а также обеспечение необходимого качества высшего образования, взаимное признание квалификации соответствующих документов в области высшего образования, обеспечение автономности вузов. К настоящему времени принято говорить о десяти задачах: к ранее сформулированным добавляются введение аспирантуры в систему высшего образования (в качестве третьего уровня), придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентации на общеевропейские ценности), повышение конкурентоспособности европейского образования, реализация социальной роли высшего образования, развитие системы дополнительного образования («образование в течение всей жизни»).

Следует отметить, что Болонская декларация повторяет хорошо известные положения советской образовательной системы. Это прежде всего прагматическая направленность образовательных программ, обеспечивающая выпускникам вузов возможность приступить к профессиональной деятельности без сколько-нибудь продолжительного адаптационного периода, благодаря узкой специализации на заключительном этапе освоения образовательной программы и длительной производственной практике. Наиболее сложным же для российского высшего образования представляется переход на двухступенчатую систему образования, хотя первые документы были подготовлены полтора десятилетия назад, а первые попытки реального перехода предприняты примерно 10 лет назад.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. подчеркивается: «должна быть создана система постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международных тенденций. В соответствии с этими потребностями предстоит выстроить оптимальную систему профессионального образования, в частности реальную многоуровневую систему высшего образования». Несмотря на это Правительство РФ учло рекомендации академической общественности в лице Союза ректоров и сочло возможным сохранить по некоторым специальностям подготовку специалистов.

В настоящее время в России сложилась и действует система высшего профессионального образования, которая состоит из двух подсистем: одноуровневой, связанной с реализацией основных образовательных программ подготовки дипломированных специалистов по соответствующим специальностям или направлениям подготовки (срок обучения 5 и 5,5 лет), и двухуровневой, обеспечивающей реализацию основных образовательных программ по ступеням высшего профессионального образования с присуждением выпускнику степени «Бакалавр» (срок обучения 4 года) или «Магистр» (срок обучения 1-2 года) по направлению подготовки.

Трансформация любых общественных институтов порождает полярные, но в то же время аргументированные оценки и суждения. Попытка реализации реформы российского образования в соответствии с Болонской декларацией вызывает у отечественных исследователей противоречивые мнения. Унификация российских образовательных стандартов в соответствии с европейскими, с одной стороны, должна стимулировать рост конкурентоспособности российских образовательных учреждений. С другой, советско-российская высшая школа обладает при должном финансировании рядом неоспоримых социально-культурных преимуществ. Некоторые исследователи полагают, что двухуровневая подготовка может быть реализована по всем специальностям. В иных точках зрения предлагается сохранить на период перехода (на неопределенный срок) традиционную систему подготовки кадров.

Такое разнообразие мнений свидетельствует о сложности рассматриваемого вопроса, что требует нестандартных подходов к его решению, а также низком уровне информированности академической общественности о целях проводимых реформ. Это еще раз подтверждает, что принятие двухступенчатой системы образования на уровне правовых документов недостаточно без конкретных мер по ее дальнейшему совершенствованию и популяризации среди образовательного сообщества всего населения.

Одной из первых реализация системы многоуровневой подготовки была осуществлена в Тульском государственном университете. Высшее профессиональное образование в ТулГУ осуществляется по многоуровневой системе в соответствии со схемой, определяющей различные образовательные траектории, предполагающие получение дипломов бакалавра, дипломированного специалиста, магистра, а также последующее послевузовское образование с защитой кандидатской или докторской диссертаций. В настоящее время ведется подготовка по 45 направлениям бакалавриата в 24 укрупненных группах специальностей, 110 специальностям и 40 направлениям магистратуры. Среди особенностей в системе многоуровневой подготовки университета: практически полный охват контингента, обучающегося в вузе; высокая степень унификации учебных планов по направлениям и специальностям высшего профессионального образования; сочетание широкой фундаментальной подготовки в бакалавриате с последующей углубленной специализацией по выбранной магистерской программе.

Многоуровневость системы непрерывного образования предполагает наличие многих ступеней базового и профессионального образования: чем больше в системе завершенных подкрепленных соответствующими государственными документами уровней, тем больше возможностей предоставляется человеку для выбора посильного для него пути познания, изменения при необходимости избранной образовательной траектории при сравнительно малых потерях. Опыт работы ТулГУ позволяет утверждать, что многоуровневая система подготовки способна и в наших условиях оптимальным образом удовлетворять потребности личности в образовании, готовить специалистов разного уровня для производственной, коммерческой, научно-исследовательской и других сфер деятельности.

Таким образом, российскому образованию, как участнику Болонского процесса, предстоят преобразования, направленные на формирование открытой системы, что отвечает как международным тенденциям развития образования, так и современным социальным запросам российского общества.

Библиографическая ссылка

Батанина И.А. МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 7. – С. 107-108;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=10340 (дата обращения: 06.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Двухуровневая система образования и компетентностный подход

Two-level education system and competence approach

Харин Александр Александрович

к.э.н, доцент, зав.кафедрой «Управление инновациями»

[email protected]

Харина Ольга Сергеевна

к.э.н., преподаватель кафедры «Прикладная информатика»

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет инновационных

технологий и предпринимательства»

[email protected]

Аннотация: Смена политического строя в России в последнем десятилетии прошлого века привела к значительным изменениям в управлении экономикой и необходимости глубокой интеграции в мировое экономическое пространство, которое характеризуется высококонкурентной средой во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в образовательной сфере.

Abstract: Change of a political system in Russia last decade of the last century led to considerable changes in management of economy and need of deep integration into world economic space which is characterized by the high-competitive environment in all branches of a national economy, including in the educational sphere.

Ключевые слова: Инновации, двухуровневая система образования, компетенции, подход.

Keywords: Innovations, two-level education system, competences, approach.

ВВЕДЕНИЕ

Для развития российской высшей школы государством была выбрана стратегия по расширению доступа граждан РФ к высшему профессиональному образованию, повышению его качества и привлекательности, расширению мобильности студентов и преподавателей посредством внедрения системы ступеней высшего образования и применения системы учебных кредитов, аналогичной европейской (ECTS), выдача выпускникам вузов общеевропейского Приложения к диплому (Diploma Supplement).

Такой подход закреплен законодательно в ст.2, п.1, п/п.3 ФЗ №125 , согласно которому одним из принципов государственной политики в сфере образования является интеграция российской системы высшего и послевузовского профессионального образования в мировую систему, которая должна происходить при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы. Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений - в академических обменах с университетами европейских стран .

Процесс гармонизации систем высшего образования стран Европы начался еще в середине 1970-х годов с принятием в ЕС Резолюции о программе сотрудничества в сфере образования, а в 1999 году министрами образования 29 европейских государств была подписана так называемая Болонская декларация , которая заложила основу движения по построению единой образовательной среды в Европе и получило название Болонского процесса, основная цель которого отражена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Цель Болонского процесса

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, став 34 страной-участницей уникального примера добровольного сближения образовательных систем разных стран, который стал возможным благодаря методам «мягкой» интеграции, принятым в Европейском союзе . Следует отметить, что этот процесс подразумевает проведение странами модернизации своих систем высшего образования в соответствии с определенными направлениями развития , в том числе внедрение двухуровневой системы образования, основывающейся на использовании системы зачётных единиц (академических кредитов), и введении докторантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня). Таким образом, формируется трехуровневая система высшего образования, имеющая отличия в зависимости от региона и представленная двумя доминирующими моделями , отраженными на рисунке 2.

Рисунок 2 - Доминирующие модели системы высшего образования в Европе

Согласно ФЗ №125 расширена автономия высших учебных заведений, которая позволяет внедрить систему кредитов по типу ECTS - европейской системы перезачета и накопления единиц трудоемкости образовательной программы. В 2004 году Министерством образования Российской Федерации была разработана и направлена во все вузы России « Методика расчета зачетных единиц для российских вузов ». Эта методика учитывает особенности российской системы образования и рекомендует вузам определенный порядок расчета зачетных единиц, совместимый с ECTS. С 2005 года Россия представляет на официальных встречах европейских министров образования Национальные доклады о реализации Болонского процесса.

В 2005 г. вышел приказ Минобрнауки "О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 годы" и были утверждены "Перечень головных вузов и организаций в Российской Федерации по реализации основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией" и "Перечень вузов, координирующих в федеральных округах Российской Федерации реализацию основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией". Для обеспечения высокого качества образования Россия приступила к разработке сопоставимых критериев и методологий оценки качества образования. В настоящее время Минобрнауки России прилагает усилия для согласования требований университетов Европейского Союза и высших учебных заведений России .

Согласно Федеральному закону от 24 октября 2007 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» с 31 декабря 2010 года прекращен набор студентов на большинство направлений специалитета, а прием абитуриентов в образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по образовательным программам высшего профессионального образования осуществляется по одной из соответствующих ступеней: бакалавр или магистр. Таким образом, в 2011 году начался массовый переход российских вузов на систему двухуровневого образования.

Предполагается, что создание единого образовательного пространства позволит национальным образовательным системам заимствовать лучшие практики, поэтому эти системы должны быть однотипными, состоять из единых образовательных циклов (бакалавриат – магистратура), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимного признания получаемых квалификаций и т.д. По сути бакалавр - это законченное базовое высшее образование в той или иной сфере, имеющее общий практикоориентированный характер. Магистр - ступень высшего профессионального образования, следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определенному профессиональному направлению. В магистратуре углубленно изучается какое-либо направление профессиональной деятельности, причем не обязательно связанное напрямую с квалификацией, полученной в бакалавриате. Заканчивается обучение защитой магистерской диссертации. Таким образом, продолжить обучение в магистратуре могут выпускники, желающие совершенствовать свои профессиональные знания в каком-либо узком научном направлении. Кроме того, магистерская подготовка обязательно включает в себя научно-исследовательскую работу или практику и позволяет готовить специалистов высшей квалификации, склонных к аналитической деятельности.

Положительным моментом при внедрении двухуровневой системы образования является то, что после окончания бакалавриата выпускник может пойти работать, имея диплом о высшем образовании. В процессе своей работы выпускник вуза сможет определиться с тем, какое дальнейшее образование он хочет получить, какие практические навыки и знания у него есть, и хочет ли он получить специализированное образование в дальнейшем.

К отрицательным моментам можно отнести ограничение количества мест в магистратуру. Предварительные прогнозы позволяют сделать вывод, что в магистратуре будет обучаться не более 20 процентов бакалавров. Кроме того, введение двухуровневой системы образования потребует еще и структурной перестройки выпускающих кафедр многих крупных вузов, а также затронет учебно-вспомогательный персонал и практически весь профессорско-преподавательский состав, т.к. в связи с введением в действие федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования, возникает необходимость переформирования состава кафедр из-за изменения учебной нагрузки преподавателей. Еще одним неоднозначным моментом является то, что переход на двухуровневую модель образования потребует от руководства вузов разработки или закупки нового программно-методического и информационного обеспечения основных образовательных программ, а также перестройки учебного процесса целого вуза. Особенно это касается высших учебных заведений, вводящих бакалаврские и магистерские программы обучения впервые.

Внедрение двухуровневой системы образования – это один из начальных этапов интеграции российской системы образования в европейскую. Дальнейшее продвижение требует разработки совместных с европейскими вузами международных образовательных программ. В тоже время состояние дел в российском образовании, с точки зрения анализа Болонскогопроцесса, показывает, что лишь небольшое число российских вузов имеют совместные образовательные программы с университетами зарубежных стран, а практика выдачи совместных дипломов еще не получила достаточного распространения в российских университетах.

Несмотря на необходимость перехода на двухуровневую систему образования, в некоторых российских вузах сохранится и традиционная форма обучения. В основном это медицинские высшие учебные заведения и некоторые технические, по направлениям подготовки которых недостаточно 4 лет для освоения профессиональных навыков.

В ходе итоговой коллегии Минобрнауки РФ 19 марта 2011 г. глава ведомства Андрей Фурсенко отметил, что сегодня невозможно предсказать потребность российской экономики в тех или иных специалистах с горизонтом в пять-семь лет, поэтому высшее профессиональное образование в форме бакалавриата, как базы, является более предпочтительным, чем подготовка узких специалистов. «Уровневая подготовка в большей степени соответствует быстроменяющейся экономике будущего и в то же время делает российское образование более привлекательным для иностранцев»,- сказал министр .

В связи с переходом на систему двухуровневого образования Министерство образования и науки РФ инициировало процедуру создания Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового 3 поколения, ориентированных на реализацию компетентностного подхода, которые представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ (ООП) начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. ФГОС должны обеспечивать:

  1. единство образовательного пространства Российской Федерации;
  2. преемственность ООП начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» была утверждена структура ФГОС. Они должны включать 3 вида требований:

  1. к структуре ООП, в том числе требования к соотношению частей ООП и их объему, а также к соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  2. к условиям реализации ООП, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  3. к результатам освоения ООП.

Особенностью стандартов нового поколения является внедрение компетентностного подхода как метода моделирования результатов обучения и их представления в виде норм качества высшего образования. Под результатами обучения при этом понимаются наборы компетенций, включающие знания, умения и навыки обучаемого, которые определяются как для каждого модуля программы, так и для программы в целом. Создание сопоставимой системы степеней (единого образовательного пространства) требует изменения методов обучения, процедур и критериев оценки, способов обеспечения качества образования. Разработка содержания квалификаций, а также документации, обеспечивающей учебный процесс (рабочие программы дисциплин, учебные планы и пр.) в терминах компетенций и результатов обучения решает в определенной степени задачу выработки общеевропейского консенсуса в определении степеней с точки зрения того, что выпускники должны уметь делать по завершению обучения. Преимущество компетентностного подхода заключается в том, что он позволяет сохранять гибкость и автономию в структуре и содержании учебного плана.

Компетентностная модель (далее - модель) специалиста, ориентированного на сферу профессиональной деятельности, менее жестко привязана к конкретному объекту и предмету труда, что обеспечивает мобильность выпускников в изменяющихся внешних условиях. Модель представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник вуза, к выполнению каких функций он должен быть подготовлен и какова должна быть степень его готовности к выполнению конкретных обязанностей.

Суть модели заключается в том, что компетенции бакалавра по специальности состоят из инвариантных к области деятельности и специальных компетенций. Инвариантными к области деятельности являются социально-личностные, общенаучные, общепрофессиональные, экономические и организационно-управленческие компетенции, а специальные компетенции разрабатываются применительно к области деятельности для конкретных направлений подготовки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение компетентностного подхода создает определенные трудности для преподавателей, которым необходимо четко указывать какие компетенции или группы компетенций обеспечиваются разработанными ими курсами и разработать новые контрольно-измерительные материалы, которые помогут понять, освоена студентами нужная компетенция или нет.

Процесс перехода на двухуровневую систему образования является поступательным движением в сторону создания единой системы высшего профессионального образования с развитыми странами. Наша страна только приступила к осуществлению этого процесса, в рамках которого необходимо учитывать недостатки и лучшие практики, выявленные при внедрении принципов Болонского процесса в других странах, а также положительный опыт советской системы образования. Такой подход даст возможность построить максимально эффективную систему образования в Российской Федерации, которая будет являться основой развития современной экономики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Федеральный закон №125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.1996 (с изм. от 16.11.2011) // СПС Консультант Плюс. // http://www.consultant.ru/popular/education/
  2. Справка по вопросу «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» (к заседанию коллегии Минобрнауки России 16 декабря 2004 года). Сайт Минобрнауки России. http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_04/mpk-8.html
  3. Ларионова М.В. Формирование общего образовательного пространства в условиях развития интеграционных процессов в Европейском союзе. Дисс.д.полит.н., М., 2006.
  4. Николаев Д., Суслова Д. Россия в Болонском процессе // Вопросы образования. №1, 2010 г.
  5. Россия и Болонский процесс. http://www.bologna.mgimo.ru/
  6. Фурсенко: вузы в 2011 году массово перейдут на двухуровневую систему. 19.03.2011 РИА Новости.

После Великой октябрьской социалистической революции до начала 1990-х гг. в образовании бывшего СССР действовала моноуровневая система образования, ста­вившая целью подготовку специалистов к решению узкого круга конкретных про­фессиональных задач ("германская система").
Эта система обладала существенными достоинствами: государственная типизация и унификация учебных планов во всех ссузах и вузах; возможность получения узких, но глубоких знаний и умений по конкретной специальности; упрощенная процедура пере­хода студентов из одного учебного заведения в другое по одинаковой специальности; возможность использования единого учебно-методического обеспечения подготовки специалистов (учебники, учебные пособия, плакаты, схемы, учебные фильмы и др.).

Вместе с тем, моноуровневая система имела ряд недостатков: отсутствие гибкости и адаптации в образовании в зависимости от личности обучаемого и уровня его способностей; невозможность перехода в непрофильный вуз; сложность учета потребно­стей рынка (заказчиков) и конкретных возможностей учебных заведений; несоответствие содержания программ и требований к специалистам западноевропейской системы образования, что усложняло нострификацию дипломов выпускников или делало её невозможной.

Систему многоуровнего образования можно представить в виде структуры, преду­сматривающей следующие уровни (ступени) образования (рис. 2.3).

I уровень - неполное высшее образование с продолжительностью обучения не менее двух лет. Контингент студентов формируется в основном из выпускников школ. Квалификация не присваивается.

II уровень - высшее профессиональное образование. Контингент студентов формируется из выпускников I уровня образования, а также из выпускников ссузов и колледжей. Полный срок обучения - не менее 4-х лет; квалификация (академическая степень) - бакалавр. Выдается диплом о высшем образовании.

III уровень - реализуется по основным профессиональным образовательным программам двух типов:

первый тип (магистратура) - на базе программы бакалавра по соответствующему направлению осваивается программа специализированной подготовки, включающая обя­зательную научно-исследовательскую и (или) научно-педагогическую деятельность. Нормативный срок обучения - не менее 2-х лет. Выпускнику присваивается квали­фикация (академическая степень) "магистр" и выдается соответствующий диплом;

второй тип (специалитет) - программа включает дисциплины всех циклов (бло­ков) ГОС ВПО, а также теоретическую и практическую подготовку по специальности и специализации. Нормативный срок обучения после окончания бакалавриата - не менее одного года. Выпускнику присваивается квалификация специалиста, удостоверенная дипломом о высшем образовании.



Образовательные программы подготовки специалистов могут осваиваться незави­симо от бакалаврской подготовки. В этом случае нормативные сроки обучения уста­навливаются ГОС ВПО по конкретной специальности, но не менее 5 лет.

Освоение образовательных программ в вузе обеспечивается соответствующей ор­ганизацией учебного процесса. В настоящее время широкое распространение в вузах получила блочно-модульная структура учебных планов: на первом уровне (1 и 2 кур­сы) содержание образования соответствует в основном дисциплинами социально-гуманитарного и естественно-математического циклов ГОС ВПО, что позволяет за­ложить фундамент образования; общепрофессиональные дисциплины на I уровне со­ставляют 10-15 % профессиональной образовательной программы. Такой подход со­храняет единое образовательное пространство, его открытость, определенную защи­щенность студента: он без особых потерь в случае необходимости может перейти из вуза в вуз, с одной профессиональной программы на другую.

Унификация дисциплин I уровня образования позволила многим вузам час­тично решать и экономические задачи: в расписание занятий студентов смежных направлений и специальностей можно поставить совмещенные потоковые лек­ции, что снижает затраты на обучение, сохраняя качество. С введением государ­ственных образовательных стандартов вузы получили достаточную академиче­скую свободу, дающую им право в рамках объема часов, отведенных на курсы по выбору студента и на региональный (вузовский) компонент, повышать качество подготовки специалиста введением соответствующих авторских курсов, расши­ряя объем содержания федерального компонента.

Большинство заказчиков на специалистов (рыночные организации), наряду с профессиональными требованиями к работнику, в качестве обязательных выдвига­ют знание иностранного языка и умение работать на компьютере в режиме пользо­вателя. ГОС ВПО позволяют вузу обеспечить соответствующую подготовку благо­даря гибкости и вариативности образовательно-профессиональной программы и личностно ориентированной концепции образования.

Возможность выстраивания учебного плана для сопряженных с бакалавриатом специальностей также делает образовательную систему более открытой и мобильной. Таким образом, требования ГОС ВПО ориентированы на:

· открытость, гибкость, мобильность системы образования;

· культуросообразный подход к отбору содержания, обеспечивающий развитие и самоопределение личности;

· фундаментализацию знаний во взаимосвязи с практической направленностью на профессиональную деятельность;

· целостность и преемственность образовательных программ разных уровней, их открытость и вариативность, преемственность;

· личностно ориентированный характер образования, учитывающий способности и возможности каждого субъекта образовательного процесса;

· широкое внедрение и использование новых информационных и инновационных образовательных технологий.

Возможность осуществить выбор или смену образовательной траектории в про­цессе получения высшего образования, не прерывая его, развивает чувство ответст­венности, самоопределения, ускоряет социализацию будущего специалиста и обеспе­чивает учащимся эмоциональную комфортность. Расширение спектра профессио­нальных видов деятельности после окончания вуза повышает социальную защищен­ность выпускника.

Двухуровневая система высшего образования: преимущества и недостатки*
Подготовила:
Студентка экономического факультета
Мастерской программы:
«Финансовые институты и финансовые инструменты»
Голушко Анастасия

План

*
1. Как появилась двухуровневая система высшего
образования
2.Выгоды ля России
3.Суть двухуровневой системы
4. Различия в обучении
5.Преимущества двухуровневой системы
6.Недостатки двухуровневой системы

Актуальность двухуровневой системы высшего образования в России

*
Россия
присоединилась к
Болонскому процессу
Толчок дают
современные
экономические и
социальные реалии,
когда человеку
приходится менять
профессии и
получать
образование на
протяжении всей
жизни
появляется
возможность
учиться в
магистратуре
любого вуза, а
значит, получать
дополнительные
карьерные
преимущества на
рынке труда
Кризис кадрового
потенциала в России
Одно из
приоритетных
направлений
развития страны
на современном
этапе это
обеспечение
высокого
качества и
престижа
российского
высшего
образования

Как появилась двухуровневая система высшего образования

*
в 1999г. рядом государств Европы была разработана и
подписана Болонская конвенция, которая предполагала
двухуровневую систему высшего образования хорошо
зарекомендовавшая себя во многих странах мира, включая США,
Канаду и Австралию.
Россия присоединилась к нему в сентябре 2003г
в 2007г. ввела закон, предполагающий переход российского
высшего образования на двухуровневую систему с
соответствующими государственными стандартами,
вступительными экзаменами и итоговыми аттестациями
С 2011г. все вузы страны переходят на эту систему.

Выгоды для России

Естественным образом
продолжит эволюционировать
содержание высшего
образования
Престижность высшего
образования в стране будет
расти, в частности, под
влиянием возможности найти
высокооплачиваемую работу в
Европе по специальности
Несомненной выгодой от
Болонского процесса станет
пропаганда российской
культуры
*
Болонский процесс
поможет российской
педагогической
общественности по-новому
определить роль и место
министерства образования
в системе высшего
образования
Заметно увеличатся
масштабы и поднимется
качество владения
российскими студентами и
преподавателями
иностранными языками

Выгоды для России

Благодаря болонским
нововведениям, российское
образование станет
адекватнее реальным вызовам
глобализации.
В русле ожидаемого роста
конкурентоспособности
европейского высшего
образования возрастёт
конкурентоспособность и
российской высшей школы
В России действительно
достаточно эффективная и
вполне конкурентоспособная
система высшего образования.
В рамках Болонского процесса
появится возможность поновому решить общие вопросы
о роли и месте высшего
образования в современном
обществе
*
Россия всё в большей
степени станет ощущать
себя полноценной и
полноправной
европейской страной

Суть двухуровневой системы

*
Магистратура 2
года
Бакалавриат
4 года
Иметь
степень
«бакалавр»
Сдать
вступительны
й экзамен
Защитить
магистерскую
диссертацию
Успешно
учиться в
ВУЗЕ
Закончить
11 клкссов
Сдать ЕГЭ
Успешно
учиться в
ВУЗЕ
Защитить
ВКР

Различие в обучении

*
Формирование
специфического
индивидуального
мышления, которые в
совокупности с базовыми
знаниями помогут
развиваться в
профессиональной среде
и учиться самостоятельно
Формирование умения
совмещать теорию и
практику с помощью
творческого подхода.
Приобретение навыка
работы в области научных
исследований
Формирование более
детальной проработки
практических моментов в
контексте специальности.
Приобретение навыка
работы в области научных
исследований.

Преимущества двухуровневой системы Высшего образования

*
гибкость
Экономия
Возможность для студентов
самому выбирать предметы
Времени
Финансовых средств
Балло-рейтинговая
система
Модернизация
высшего образования
Ориентация на рынок труда
международная мобильность
и конвертируемость

10. Недостатки двухуровневой системы высшего образования

С признанием за
границей
Российских
дипломов,
возможна утечка
кадров за
границу
Проблема
сопоставления
Европейской,
Американской и
Российской
системы признания
зачетных единиц
Невозможно
на практике
реализовывать
«гибкость»
учебного
плана
*

11. Примеры двухуровневой системы высшего образования

*
* Примером, на самом деле. Может послужить
любой вуз России. С 2011года все вузы страны
переходят на данную систему.
* Количество студентов возрастает с каждым
годом на 7-10% и близок тот момент, когда все
выпускники школ станут студентами высших
учебных заведений- бакалаврами.

12. Выводы

*
1.
2.
3.
4.
5.
Система Высшего образования является следствием
присоединения России к Болонскому процессу. Данная система
высшего образования дает возможность учиться в любом вузе
страны и зарубежья, тем самым студент получает
дополнительные конкурентные преимущества на рынке труда.
С введение двухуровневой системы высшего образования
Россия повышает свой статус и престиж на международной
арене.
Двухуровневая система высшего образования включает в себя
первую ступень-бакалавр 4 года после которой студент может
завершить обучение и начать трудовую деятельность, или же
продолжить обучение в магистратуре.
К преимуществам двухуровневой системы высшего
образования можно отнести гибкий учебный процесс,
экономию времени и финансовых средств, а также
модернизация всего образовательного процесса.
Главным недостатком в двухуровневой системе высшего
образования является неготовность работодателей
воспринимать бакалавра как квалифицированного специалиста

История вопроса 1992 г. Постановление Комитета по высшей школе 13 «О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации» (три уровня ВПО) 1992 г. Постановление Комитета по высшей школе 13 «О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации» (три уровня ВПО) 1996 г. ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании (ступени)ВПО» 1996 г. ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании (ступени)ВПО»


Что такое Болонская декларация? - это документ, принятый на совещании министров образования 29 стран Европы 19 июля 1999 года в г. Болонья (Италия, Болонский университет): «Зона европейского высшего образования» - это документ, принятый на совещании министров образования 29 стран Европы 19 июля 1999 года в г. Болонья (Италия, Болонский университет): «Зона европейского высшего образования»


Почему Россия приняла участие в БП? Россия вступила в Болонский процесс в 2003 году добровольно, благодаря политической поддержке высшего руководства страны Россия вступила в Болонский процесс в 2003 году добровольно, благодаря политической поддержке высшего руководства страны Подписав Болонскую Декларацию, Россия заведомо согласилась с канонами Болонского процесса Подписав Болонскую Декларацию, Россия заведомо согласилась с канонами Болонского процесса Зачем это России? Зачем это России?


Интересы России: - интеграция в общеевропейское образовательное, экономическое и политическое пространство; - интеграция в общеевропейское образовательное, экономическое и политическое пространство; -конвертируемость Российских дипломов за рубежом; -конвертируемость Российских дипломов за рубежом; -расширение возможностей академической мобильности для преподавателей и студентов; -расширение возможностей академической мобильности для преподавателей и студентов; -укрепление России на мировом рынке образовательных услуг и т.д. -укрепление России на мировом рынке образовательных услуг и т.д.


Каноны Болонского процесса Бакалавр – магистр – доктор Бакалавр – магистр – доктор Европейские кредиты ECTS (European Credit Transfer System = Европейская система взаимозачёта кредитов) Европейские кредиты ECTS (European Credit Transfer System = Европейская система взаимозачёта кредитов) Академическая мобильность Академическая мобильность Европейское качество Европейское качество Европейское приложение к диплому Европейское приложение к диплому Европейские оценки Европейские оценки


Многоуровневое образование в России 1992 – постановление Комитета по ВШ «О введении многоуровневой структуры высшего образования в РФ» 1992 – постановление Комитета по ВШ «О введении многоуровневой структуры высшего образования в РФ» 1996 ФЗ «О высшем и послевузовском образовании», вводится понятие «ступени ВПО» 1996 ФЗ «О высшем и послевузовском образовании», вводится понятие «ступени ВПО» 1993 г. открытие магистратуры В ИвГУ на математическом факультете 1993 г. открытие магистратуры В ИвГУ на математическом факультете 2009 г. в ИвГУ 1 действующая и 1 лицензированная магистратуры г. в ИвГУ 1 действующая и 1 лицензированная магистратуры г. В ИвГУ 6 действующих, 17 лицензированных программ магистратур 2010 г. В ИвГУ 6 действующих, 17 лицензированных программ магистратур


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ПЕРЕХОД НА ДВУХУРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ВПО: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ПЕРЕХОД НА ДВУХУРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ВПО: 1. Федеральный закон от г. 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уровней высшего профессионального образования).


Статья 4 Федерального закона от г. 232-ФЗ: 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. 2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 сентября 2009 года обучение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по образовательным программам бакалавриата, программам подготовки специалиста и программам магистратуры соответствующих уровней ВПО осуществляется по решению ученого совета образовательного учреждения ВПО в соответствии с утвержденными государственными образовательными стандартами ВПО. 3. Прием в образовательные учреждения ВПО для обучения по образовательным программам ВПО соответствующих ступеней высшего профессионального образования прекращается 31 августа 2009 года. Обучение по указанным программам соответствующих ступеней высшего профессионального образования осуществляется до истечения нормативных сроков освоения указанных образовательных программ лицами, принятыми для такого обучения. О механизмах перехода на уровневую систему высшего профессионального образования и новые федеральные государственные образовательные стандарты О механизмах перехода на уровневую систему высшего профессионального образования и новые федеральные государственные образовательные стандарты.




Высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр" - бакалавриат; - высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "специалист" или квалификации (степени) "магистр" - подготовка специалиста или магистратура. Уровни высшего профессионального образования:


Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения: - для получения квалификации (степени) "бакалавр" - четыре года; - для получения квалификации (степени) "специалист" - не менее пяти лет; - для получения квалификации (степени) "магистр" - два года. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым могут быть установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры), устанавливается Правительством Российской Федерации




Прием в высшее учебное заведение Прием в государственные и муниципальные высшие учебные заведения для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста проводится по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, на конкурсной основе по результатам единого государственного экзамена. Правом на участие в конкурсе для обучения по программам магистратуры пользуются лица, успешно завершившие обучение по программам бакалавриата.


Освоение образовательных программ ВПО в сокращенные сроки Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получить высшее профессиональное образование по сокращенным или ускоренным программам бакалавриата (по решению ученого совета вуза). Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получить высшее профессиональное образование по сокращенным или ускоренным программам бакалавриата (по решению ученого совета вуза). Получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается. Получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается.


Второе высшее профессиональное образование Получение образования по следующим образовательным программам высшего профессионального образования рассматривается как получение второго высшего профессионального образования: - по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста - лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра; - по программам магистратуры - лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра.






Сроки обучения по основным образовательным программам ВПО Сроки обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам, а также в случае сочетания различных форм получения образования при реализации программ бакалавриата и программ подготовки специалиста могут увеличиваться на 1 год, а программ магистратуры - на 5 месяцев по сравнению со сроками обучения по очной форме на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.


Для перехода вузов на уровневую систему ВПО требуется Перечень направлений подготовки бакалавров и магистров. Перечень направлений подготовки (специальностей) ВПО для подготовки специалистов. Федеральные государственные образовательные стандарты по направлениям подготовки (специальностям) бакалавров, магистров и специалистов. Примерные основные образовательные программы для подготовки бакалавров, магистров и специалистов.


Для перехода вузов на уровневую систему ВПО и ФГОСы требуются: Лицензии вузов на право ведения образовательной деятельности по основным образовательным программам бакалавров, магистров, специалистов. Лицензии вузов на право ведения образовательной деятельности по основным образовательным программам бакалавров, магистров, специалистов. Свидетельства о государственной аккредитации основных образовательных программ вузов по направления подготовки (специальностям) бакалавров, магистров, специалистов. Свидетельства о государственной аккредитации основных образовательных программ вузов по направления подготовки (специальностям) бакалавров, магистров, специалистов. П одготовлены: П одготовлены: Приказ Минобрнауки России о соответствии направлений подготовки (специальностей) ВПО действующего Перечня направлений подготовки (специальностей) и нового Перечня. Приказ Минобрнауки России о соответствии направлений подготовки (специальностей) ВПО действующего Перечня направлений подготовки (специальностей) и нового Перечня. Уточненные критерии, используемые при лицензирования вузов, на право ведение образовательной деятельности по программам магистров и программам специалистов. Уточненные критерии, используемые при лицензирования вузов, на право ведение образовательной деятельности по программам магистров и программам специалистов.


Для перехода вузов на уровневую систему ВПО и ФГОСы требуется: Для организации образовательного процесса в вузе: Должны быть разработаны и утверждены: Основные образовательные программы, включая: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, программы учебной и производственной практики, календарный учебный график, методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.


Актуальные документы Решение коллегии Рособразования от г. «О задачах высших учебных заведений по переходу на уровневую систему ВПО» Решение коллегии Рособразования от г. «О задачах высших учебных заведений по переходу на уровневую систему ВПО» Приказ Рособразования от «О задачах вузов по переходу на уровневую систему высшего образования» Приказ Рособразования от «О задачах вузов по переходу на уровневую систему высшего образования» Комплексный план мероприятий Рообразования по обеспечению перехода на уровневую систему ВПО на период г. Комплексный план мероприятий Рообразования по обеспечению перехода на уровневую систему ВПО на период г.


Актуальные документы Закон «Об образовании». Проект Закон «Об образовании». Проект Гл. 15. Высшее образование Гл. 15. Высшее образование Ст.131. Образовательные программы и квалификации (степени) высшего образования Ст.131. Образовательные программы и квалификации (степени) высшего образования Ст Виды образовательных организаций высшего образования Ст Виды образовательных организаций высшего образования


Ст.131. Образовательные программы и квалификации (степени) высшего образования 3. Лицам, успешно освоившим образовательную программу высшего образования определенного уровня и направленности и прошедшим итоговую аттестацию, присваиваются соответствующие квалификации (академические степени) высшего образования в следующем порядке: 3. Лицам, успешно освоившим образовательную программу высшего образования определенного уровня и направленности и прошедшим итоговую аттестацию, присваиваются соответствующие квалификации (академические степени) высшего образования в следующем порядке: по результатам освоения программ бакалавриата – «бакалавр»; по результатам освоения программ бакалавриата – «бакалавр»; по результатам освоения программы подготовки специалиста – «специалист»; по результатам освоения программы подготовки специалиста – «специалист»; по результатам освоения программы магистратуры – «магистр»; по результатам освоения программы магистратуры – «магистр»; по результатам освоения программы подготовки научно- педагогических кадров – «Преподаватель высшей школы», в случае защиты диссертации в установленном порядке также выдается диплом кандидата наук. по результатам освоения программы подготовки научно- педагогических кадров – «Преподаватель высшей школы», в случае защиты диссертации в установленном порядке также выдается диплом кандидата наук.


Сроки перехода г. - заканчивается прием на направления и специальности по стандартам второго поколения г. - заканчивается прием на направления и специальности по стандартам второго поколения – переход всех вузов России на уровневую систему на основе ФГОС – переход всех вузов России на уровневую систему на основе ФГОС – Министерство образования и науки – Министерство образования и науки



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!