Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Николай Басков: Найти свою женщину – большая удача для мужчины. «От женитьбы не зарекаюсь»

Известный российский певец оказался в эпицентре грандиозного скандала

В прессе появилась сенсационная информация о том, что Николай Басков разводится со своей супругой Светланой, дочерью российского магната Бориса Шпигеля. А тут еще громом среди ясного неба прозвучало интервью бывшего продюсера Николая Рашида Дайрабаева о якобы гомосексуальных наклонностях певца. Он дал его в ответ на скандально-откровенное интервью Баскова музыкальному изданию «Роллинг-стоунз», в котором певец утверждал, что его бывший продюсер голубой. В общем, понеслось…

Басков комментарии не дает. Говорят, переселился из квартиры жены в гостиницу, а на днях и вовсе улетел в Испанию. Светлана, чье рекламное агентство до последнего времени занималось раскруткой супруга, на интервью не соглашается. «ФАКТАМ» удалось по телефону связаться лишь с одним из участников скандала Рашидом - известным российским продюсером, работавшим с группой «Ласковый май», Игорем Сарухановым, Викой Цыгановой. По слухам, после всех разборок у него случился гипертонический криз…

«Коля был неплохой парень, пока ему голову не снесло от денег»

Как ваше здоровье, Рашид Якубжанович?

Спасибо, уже лучше. Сейчас нахожусь в санатории, прохожу реабилитацию.

В российской прессе появилось много информации о Николае Баскове в связи с его разводом и вашим скандальным интервью. Возникла даже версия о спланированной пиар-акции.

Ну, нет. По крайней мере, с моей стороны это не пиар.

Говорят, вы таким образом решили раскрутить нового певца, идущего по стопам Баскова - нынешнего солиста Московской оперетты Максима Катырева.

В отличие от Баскова, Максим стройный и высокий.

Николай тоже постройнел.

Да Коля же низенький! А Максим высокий, симпатичный. Баритон. Пел в Воронежском театре оперы и балета.

А теперь, значит, тоже на эстраду?

Он будет работать на стыке жанров - между классикой и эстрадой.

Вам о Коле Баскове хорошее сейчас вспоминается?

Я не злобный человек. Конечно, никогда не забуду, как Коля, когда мы только начинали работать вместе, приходил ко мне домой с продуктами и говорил: «Можно, я что-нибудь вам пожарю?» Меня это очень умиляло. Мы ели, выпивали бутылку вина и дуэтом пели…

Интересно, что?

- «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?» Да так, баловство. Слух у меня, конечно, есть, но я не могу петь так, как Басков. Образования специального не получал. Коля же звезда! Я это понял в тот момент, когда его впервые увидел. Это было 9 мая 1999 года в Москве, в Театре Советской Армии. Мы с Борисом Шпигелем приехали на творческий вечер композитора Александра Морозова, в котором принимал участие и Николай. По просьбе председателя Госдумы Геннадия Селезнева должны были посмотреть его выступление и вынести вердикт. И вот на сцену вышел Николай в белом костюме. Он был так странно одет, что я не смог сдержать смех. Но спел довольно неплохо. После концерта мы познакомились, и я стал работать с Басковым. Он сначала был неплохой парень, пока ему голову не снесло от денег…

Звездная болезнь называется.

Именно. Она началась у него с записи первого альбома - в 2000 году. И понеслось! С бременем славы он не смог справиться.

«В Баскове всегда чувствовалась женственность»

- Четыре года вы были его продюсером и, говорят, расстались из-за телепроекта «Дом».

Коля пошел ведущим в эту программу, которая только-только запустилась на телевидении. Не сказав мне при этом ни слова! А потом принес гонорар в 10 тысяч долларов. Я говорю: «Коля, в чем дело? Что за передача?» Он объяснил, что участники строят дом, а потом кто-то его получает в качестве приза. При этом телекамера работает 24 часа в сутки в режиме «нон-стоп»! Я говорю: «Ты не должен там сниматься! Не нужно, чтобы все видели, как ты ешь, спишь, ходишь в туалет. Ради чего тогда мы боролись? Какой Большой театр, если ты будешь вести эту похабщину?!» Он говорит: «Из 300 тысяч долларов, положенных мне за передачу, на руки получаю только десять». Я ему: «А мне ПЛЕВАТЬ! У нас контракт, по которому я имею 20 процентов от любого финансового предложения. Снялся ты, допустим, дворником, получил миллион - пожалуйста, отстегни мне 20 процентов. Потому что я не пришел к готовой звезде! Я ее сделал сам!»

Не без помощи одного из самых влиятельных бизнесменов России Бориса Шпигеля.

Да, благодаря финансам Бориса Исааковича. Это, грубо говоря, человек, который вложил в Колю деньги, поверил в его талант. Все остальное делал я! Борис Исаакович - уважаемый человек, фармацевтический магнат. Ему абсолютно нет дела до творческих проблем Баскова.

Но ведь и он получал проценты от выступлений Николая?

А как же! Сначала. Пока Басков не начал давить мне на «мозоль». Это случилось после его свадьбы со Светой Шпигель. Он говорит: «Рашид, ну иди, пожалуйста, поговори с Борисом Исааковичем. Вы же друзья!» Я пришел: «Борис Исаакович, у тебя единственная дочь, на которой Коля и женат. Ну зачем тебе эти 40 процентов? Твой бизнес гораздо серьезней… » Первый раз он послал меня, мама дорогая, матом! Прошло дня четыре, Борис Исаакович подзывает меня: «Ну что, говорит, ты прав, как всегда. Пусть он 80 процентов забирает, а 20 твои. И - вперед, счастливо вам… »

Он из-за дочери согласился?

Конечно, в основном, из-за Светланы.

Ему нравился союз Баскова с его единственным чадом?

Потому что у Баскова уже в те годы проскальзывали нотки гомосексуализма. Вы понимаете меня, да? В нем чувствовалась женственность.

Многие замечали это, но…

А я об этом не стеснялся говорить. И Борису Исааковичу в том числе. Я умолял: «Ну что вы творите? Не соглашайтесь на их брак!»

Он не мог повлиять на дочь?

Света закатывала истерики! Говорила, что она влюблена в Колю, он - в нее, а я просто завидую их счастью! Это тоже послужило косвенной причиной моей отставки. Меня начали «пилить» семьи с разных сторон: Баскова, правильнее Баскова, и Шпигелей. Все, кроме Бориса Исааковича! Он всегда был на моей стороне, потому что мудрый человек. Я говорил: «Ребята, я живу уже столько лет, неужели вы думаете, не вижу, кто и что из себя представляет?» Я объездил полмира, был директором «Ласкового мая», Игоря Саруханова и Вики Цыгановой. Катал по гастролям всех, начиная от Аллы Пугачевой и заканчивая Монтсеррат Кабалье и Иосифом Кобзоном.

То есть во время гастролей вы видели привычки каждого.

Вот именно! Мы вместе с Колей Басковым ходили в гей-клубы Риги и Питера…

Вы читали скандальное интервью, которое Басков дал журналу «Роллинг-стоунз», где говорится о вашей нетрадиционной ориентации?

Это и послужило началом нынешнего скандала. Я четыре года молчал! Не хотел рассказывать подробности личной жизни Баскова. Но после выхода статьи в журнале мне начали звонить уважаемые люди, с которыми я начинал работать, и отказываться от сотрудничества. Я подписал контракт с эренби-командой из Могилева, и на мой счет упало полтора миллиона долларов за их раскрутку!

Немало…

Но мама одного из мальчиков закатила истерику, прочитав статью в «Роллинг-стоунз» о моих гомосексуальных наклонностях. Начала говорить, мол, где гарантия того, что я не начну приставать к ее сыну? Я ответил: «Со стороны Баскова - это наговор! Я НИКОГДА его не трогал! Боже упаси! Сумасшедший, что ли?» Но меня никто не стал слушать, и я потерял деньги. Колоссальные! Конечно, я прямо взбесился. А когда в прессе вышло мое ответное интервью, начало звонить по телефону окружение Баскова и угрожать мне… Ничего, перенесу любую угрозу - я смелый человек. Я взрастил Баскова, я его и уничтожу. Этого гаденыша!

Может, не стоит так психовать? Коля, давая интервью, был в сильном подпитии.

Это его не оправдывает! И потом, я знаю Баскова. Он не позволит себе напиться до полного безрассудства, чтобы такому уважаемому журналу, как «Роллинг-стоунз», говорить чепуху! Ведь издание читает солидная публика. Коля прекрасно понимал, кому и что он дает. Решил залезть в рок-н-ролльную тусовку, чтобы переманить себе еще и этого зрителя.

Меня удивило, что на этом интервью присутствовала и его супруга Света!

Она его безумно любит!

Думаете, до сих пор?

Да, несмотря ни на что. Коля - ее первый мужчина, которого она полюбила в 18 лет. К тому же отец ее долгожданного ребенка. Став отцом, Басков совершил со своей стороны великий подвиг! Если уж до конца быть откровенным.

Басков - гомосексуалист?

Совершенно точно. У меня есть неопровержимые факты, о которых в курсе только бывшее окружение певца: бэк-вокал, охрана. Ведь он уволил всех, кто знал о нем что-то неблаговидное. Жуткий интриган. Приходил ко мне за зарплатой, брал, допустим, 30 тысяч долларов и говорил: «Если мать спросит, я получил лишь пять!» Для остальных двадцати пяти у него была своя касса.

«У Монтсеррат Кабалье «шары» вылезли на лоб, когда она услышала, под какую фонограмму поет Николай»

Что же было пределом желаний Коли Баскова?

Мировая слава! Он хотел петь в центре мировой музыкальной культуры в Нью-Йорке - «Метрополитен-опере» и «Ковент-Гардене» в Лондоне. Борис Исаакович даже отправлял нас с Колей в Рим. Посол России в Италии Николай Спасский договорился с Эттери Волонтири - известным итальянским продюсером, который повез нас в театр «Ла Скала» и познакомил с одним из ведущих теноров. Басков спросил: «Сколько вы получаете за партию?» - «Около 10 тысяч долларов». - «И за это вы здесь столько лет поете?!» На этой ноте мы и расстались с тенором. А когда вышли из театра, Коля говорит: «Боже! Да на хрена мне это нужно? Я лучше попою-попляшу и получу 10 тысяч долларов за пару песен под фонограмму в концертном зале «Россия», чем буду надрывать свой голос. Да пропади оно пропадом!» И сразу же ушел в эстраду.

Тем не менее сама Монтсеррат Кабалье его полюбила.

Это абсолютно другое! Монтсеррат его полюбила как ребенка. Ей 74 года, а Коля хорош собой, молод. В 2000-м Монтсеррат приезжала в Санкт-Петербург, где давала концерт в Ледовом дворце. Но билеты не очень хорошо раскупались. Директор Ледового дворца позвонил мне и попросил: «Старик, у нас нет сбора, а Басков сейчас очень популярен. Нельзя, чтобы он приехал и выступил в первом отделении?» Я говорю: «Конечно, но с условием, что он будет петь в первом отделении, Кабалье - во втором, а потом они исполнят одну композицию дуэтом. Это нужно для нашего имиджа». Нам проплатили дорогу, отель и дали 10 тысяч долларов гонорара! По тем временам - очень хорошо. Билеты раскупились в трехдневный срок.

Значит, вы стояли у истоков дуэта Монтсеррат-Басков?

Абсолютно! Правда, у Монтсеррат «шары» вылезли на лоб, когда она услышала, под какую фонограмму поет Басков. Это был полный аут! Борис Исаакович попросил, чтобы она занялась Колей, предложил ей деньги. Монтсеррат это очень оскорбило. Но потом она выступала в Кремле и таки согласилась: «Пускай Коля ко мне приезжает, будем заниматься… » Мы летали к ней в Барселону все вместе - я, Борис Исаакович, Коля, Света.

Правда, что у Баскова с Киркоровым давний конфликт?

Они постоянно то ссорятся, то мирятся. У них там свой Мадрид. Желают друг другу здоровья, но на самом деле, думаю, это ложь. Потому что если бы один из них умер творчески, другой был бы очень этому рад.

Как вы думаете, что на самом деле послужило причиной развода Баскова с женой?

Думаю, это решение Светы. Она его «ушла», наконец набравшись мужества. Увы, после разрыва с Колей я не общаюсь с семьей Шпигелей. Лишь с Борисом Исааковичем, и то крайне редко. Коля всю жизнь идет по трупам, так или иначе используя людей. Он ведь так надеялся получить к 30-летию звание народного артиста России! Но не дали. У нас не так, как у вас, в Украине - раз, и народным Басков стал… Зачем ему теперь Света? Слухи о том, что он гомосек, прекратились после появления ребенка. Была жена, теперь он сам. Коля хочет тратить деньги, отдыхать, ездить свободно и в конце концов избавиться от охраны и людей Бориса Исааковича. Не скрывать ничего. Он теперь не связан! Купит себе загородный дом и… гуляй, императрица! Вперед! А что касается концертов - у него уже давным-давно нет продюсера. Сам себе назначает цены. Обнаглел страшно, хотя вживую не произнесет даже слово «мяу».

А что, давно не поет?

Что вы! Все только записи…

P. S. Мы в любой момент готовы предоставить Николаю Баскову возможность высказать свое мнение по поводу этой скандальной ситуации.

06 июля 2016 Николаю и Софи хорошо вместе, но в загс они не спешат.

Почти середина лета, а Басков еще толком не купался. Работа! В октябре велел ждать большие концерты в Кремле, так что теперь репетирует от зари до зари. А еще 40 лет же скоро — праздновать вроде не принято, но не думать про эти особые для мужчины цифры не получается…

«Ощущаю себя на 23»

— Николай, лето же на дворе. В отпуск-то собираетесь?

— В этом году отпуска как такового не получится. Разве что буду вырываться на несколько дней — у меня же грядут глобальные концерты. В Кремле пройдет мое шоу, которое называется «Игра». Все силы брошены туда, надо репетировать! Шоу будет основательное, яркое. Да и сентябрь плотный: и фестиваль юмора в Сочи, и «Новая волна» там же. А еще детская «Новая волна» в августе в Ялте. Даты все расписаны. Плюс мой проект на телевидении в новом формате — «Субботний вечер» — тоже заберет много съемочных дней.

— А я видел у вас в Инстаграме фотографию — у вас в руках рыбина здоровая. Вы рыбак, выходит?

— Да, я люблю рыбалку. И разные экстремальные виды отдыха тоже. И на лыжах, бывало, катался. Но это все спонтанно, когда друзья зовут: «Поехали с нами на дайвинг!» Если есть два-три свободных дня, почему бы не отвлечься от всего, что тебя окружает?

— На афише вашего нового шоу вы снимаете с себя маску. Какой же он, новый Николай?

— А это вы на концерте узнаете. В шоу я примеряю маски разных героев — людей, которые верят в любовь, разочаровываются в ней, сражаются за нее, приносят себя в жертву. Каждый из нас использует в жизни маски в зависимости от ситуации. Наверное, естественные мы только у себя дома, когда засыпаем в родной кровати. И когда просыпаемся.


На грядущих концертах артист обещает показать настоящего себя

— Вы раньше всегда с помпой праздновали свои юбилеи. А в этот раз, я слышал, накануне своего 40-летия планируете смыться подальше от всех. Поддерживаете суеверие?

— Это же рубеж. И физический, и психологический. Как большинство мужчин, 40 лет не хочу праздновать. Скорее всего, уеду куда-нибудь на несколько дней, чтобы просто побыть одному, провести это время наедине с собой. Без маски.

— Вы спокойно воспринимаете эту цифру или с некоторым ужасом?

— Не спокойно, но я же ничего не могу изменить. Остается только идти вперед. Назад дороги нет. Я себя ощущаю от силы на 23. Морщины, правда, чуть-чуть выдают.

«Мне нужна была пауза»

— Какое событие в жизни для вас главное — вот чтоб прямо пик счастья?

— Если бы мне предложили повторить тот путь, который я прошел к своим годам, я бы не согласился. Я бы выбрал то, что дальше. Невозможно в 40 лет сказать про свои главные достижения, потому что по-другому подходишь к поступкам, отношениям, пересматриваешь жизненные ситуации, поведение в них. Да, 40 лет — это багаж за плечами. А мне хочется в мои 40 половину этого багажа раскидать и взять с собой все только самое положительное. А все ненужное оставить.

— Вы кажетесь таким воздушным, успешным. Неужели много ненужного накопилось?

— Да нет на земле ни одного человека легкой и счастливой судьбы! Я таких не встречал. Может быть, поэтому мое шоу и называется «Игра». Играть счастливого намного приятнее, даже если это дается через трудности.


С самыми дорогими людьми: папой Виктором Владимировичем и мамой Еленой
Николаевной в детстве и сейчас

— Вам случалось испытывать чувство скуки от того, что все уже было и нечего желать?

— Я семь лет как не гастролировал! В 22 вышел на сцену Большого театра, в 24 дал первые концерты в концертном зале «Россия», у меня был плотный гастрольный график. А потом я понял, что мне нужен перерыв, чтобы подготовиться что-то другое сказать зрителю. Мне нужна была пауза. А сейчас, слава Богу, технологически есть возможность показать то шоу, которое хочется. Чтобы не просто артист стоял на сцене. В «Игру» вложены силы, деньги, большая режиссерская работа. И никакой скуки нет. Столько идей! Хватило бы, главное, на все здоровья.

— Много лет назад было у вас легендарное интервью журналу Rolling Stone, когда вы согласились употреблять алкоголь по ходу беседы. Вы еще способны на такое хулиганство?

— Я бы сказал, что это было не хулиганство.

— Может, перформанс?

— Глупость по молодости. От меня, как и от любого артиста, можно ожидать все что угодно — артист же всегда непредсказуем.

— Вы с детства живете в мире софитов, букетов от поклонников. С бытом, наверное, совсем не соприкасаетесь?

— На самом деле я в быту очень простой человек. Я, например, сам себе собираю чемоданы — потому что хочу знать, какие именно вещи беру. Не имею права требовать от людей ответственности за то, что является сугубо моим личным: одежда, еда, еще что-то. Да, я на сцене кажусь недосягаемым, напыщенным, пафосным. Пускай так меня воспринимают! Но я счастлив, что, когда люди меня узнают лично, говорят: «Боже мой, ты совершенно другой человек». И многие после встречи со мной по-другому ко мне относятся. Влюбляются, хотят дружить, быть почаще рядом. Я очень веселый в компаниях, люблю создавать атмосферу. Люблю радоваться жизни и хочу, чтобы люди рядом со мной радовались.

Я оттягиваю женитьбу, чтобы не натыкаться на грабли заново. Для меня мой брак стал открытой раной

— Когда все хотят дружить, это разве не утомляет?

— У любого артиста есть такая проблема: даже близкие друзья ждут от него праздника и фейерверка. Это заложено судьбой. Я понимаю, что не имею права выглядеть уставшим и замученным. Люди хотят солнечной энергетики. И, если я могу ее давать, я еду на встречи, праздники. Но если чувствую, что батарейки сели, лучше останусь дома и побуду один либо с близкими мне людьми.

— Чувство одиночества в толпе вам знакомо?

— Конечно. Если артист не будет себя иногда чувствовать одиноким и оставаться наедине с самим собой, он не сможет потом выходить к людям, жаждать встречи с ними. Мы должны быть голодными в общении.

— А вам приходилось выходить к публике, когда вообще не хочется?

— Это часто бывает. Ты можешь лежать в гримерке без сил. Но, как только переступаешь кулису, через 5 — 7 минут включается необыкновенный ресурс. Забываешь обо всем! Я много раз видел очень больших звезд — они стояли за кулисами, а я думал: «Надо же, какой уставший, еле стоит…» А на сцену выпархивали молодые женщины или мужчины! Хотя многим было по 80.

— Говорят, у вас в шоу-бизнесе все построено на лицемерии. Гонка за лидерство, битва за эфиры…

— Как-то меня увезли со съемок, я проснулся в больнице и месяц приходил в себя. У меня был перитонитный аппендицит. В тот момент я понял, что ничего не изменилось в моей жизни, ничего никуда не убежало. И что нет ничего важнее здоровья. Поэтому все это копошение… Это же просто амбиции творческого человека. Если их у артиста не будет, значит, не будет артиста. Это как спорт, к этому нужно подходить спокойно. Бывает победитель, а бывает серебряный или бронзовый призер. Зачем завидовать другому человеку? У каждого своя судьба.

— Вы довольно часто снимаетесь в кино. Не смущает, что обычно вас зовут на роли, которые пересекаются с вашим сценическим образом?

— Мне это очень нравится. Конечно, любому артисту хочется сыграть Гамлета. Но, значит, у меня самодостаточный яркий образ, раз его хотят эксплуатировать.

«От женитьбы не зарекаюсь»


Певец предпочитает быть счастливым сегодня и не думать о том, что будет завтра

— Последние годы вы всюду появляетесь с Софией. И не раз говорили, что у вас гостевой брак — видитесь часто, но живете раздельно. Вы допускаете, что когда-нибудь он перетечет в обычный — с загсом, свадьбой?

— Вот сейчас пройдем мой сорокалетний рубеж, а дальше жизнь покажет. До 40 мне нравятся мои .

— Ну да, обычно они мужчинам-то нравятся, а женщинам нет.

— Вы знаете, брак настолько изжил себя… Этот штамп в паспорте… Никто же не даст гарантию. Вы посмотрите, сколько пар женятся внезапно! А сколько людей разводятся после 15 — 20 лет брака?! Последнее, что потрясло, — . Никто ведь не думал, что они разведутся! Поэтому на примере многих своих знакомых и друзей я понимаю, что нужно быть счастливым сегодня и не думать, что будет завтра.

— Вы выросли в полной, традиционной семье. Как вам удалось уговорить родителей спокойно относиться к тому, что у вас гостевой брак? Или они привыкли к причудам сына-артиста?

— Им просто хватило моего первого брака в 7,5 года. Он у меня был. В нем были свои плюсы, свои минусы. Единственное, что я могу сказать: не нужно спешить в молодом возрасте жениться. Все-таки это накладывает на человека определенный отпечаток. Может быть, у кого-то и получается счастливый брак, и люди вместе всю жизнь. Но для меня мой брак стал открытой раной. Поэтому, может быть, я оттягиваю момент женитьбы, чтобы не натыкаться на грабли заново. Но я не зарекаюсь. Жениться можно в любой момент. Как и развестись.

— Вы бы хотели в ближайшем будущем детей?

— Я очень хочу детей, думаю об этом. В ближайшее время в любом случае они у меня будут. Я думаю, в течение года или двух лет обязательно.

— Что вам помогает прийти в норму, когда силы иссякают и не знаете, как быть дальше? Запираетесь с бутылкой водки, звоните Монтсеррат Кабалье?

— У меня есть духовник. Человек знает меня уже много лет. Близкий человек, с которым, если мне тяжело, я просто летаю, например, в Иерусалим. Когда я на Святой земле, мне есть о чем поговорить c Богом. Это тот самый момент, который мне дает возможность заново напитаться энергией.

— Так вы воцерковлены?

— Когда меня выгнали из ГИТИСа, я очень хотел поступить в Гнесинскую академию. Между консерваторией и Гнесинкой стояла церквушка. Там сидели бабушки, которые просили милостыню. Я проходил мимо, одной бабушке подал, а она мне сказала: «Сынок, зайди в церковь. Попроси того, что хочешь, и сбудется». «У кого просить?» — «Да вот у Николая Чудотворца». И я стал ходить каждый день до поступления в церковь и просить Спасителя и Николая Чудотворца, чтобы меня взяли в Гнесинскую академию. И, как только поступил, я понял, что вера стала неотъемлемой частью моей жизни, потому что я понял, что меня слышит Господь.

— И молитвы знаете, посты соблюдаете?

— Очень люблю читать Псалтирь, всегда соблюдаю Страстную неделю. Летаю на Корфу (остров в Греции, известный своими монастырями. — Авт.). Я очень люблю встречать там Пасху. Послушайте, душе тоже нужна пища — духовная! Очень люблю слушать акафисты (особые церковные песнопения во славу Спасителя, Богородицы и святых. — Авт.). Включаю в наушниках, когда лечу в самолете. У меня это вызывает умиротворение и придает сил.

Личное дело

Родился 15 октября 1976 года в подмосковной Балашихе в семье военного и педагога. С 3-го по 7-й класс учился в Новосибирске. С 11 лет выступал на сцене Детского музыкального театра юного актера. Окончил Российскую музыкальную академию имени Гнесиных по классу камерного и оперного пения, аспирантуру Московской консерватории, факультет управления МГУ. Был солистом труппы Большого театра, ученик Монтсеррат Кабалье. Лауреат множества премий, телеведущий. Народный артист РФ. В 2001 — 2008 годах был женат на Светлане Шпигель, дочери своего продюсера. В браке родился сын, по взаимной договоренности Басков не поддерживает с ним отношений. В разные годы у Николая были романы с Оксаной Федоровой, Анастасией Волочковой. С 2014 года артист встречается с певицей Софи Кальчевой.

«Игра». шоу Николая Баскова.
Государственный Кремлевский дворец
7 — 8 октября

«Мы оба уже жизнью побитые: у нас за плечами развод, багаж предыдущих отношений, есть дети. Поэтому мы не торопимся, не форсируем события, не строим планов, а просто наслаждаемся жизнью…» Николай Басков и его подруга Софи, которую певец официально представил на фестивале «Новая волна» в Юрмале, впервые рассказывают о своем романе.

Николай, вы готовы к тому, что, прочитав это интервью, кто-то скажет: «Очередной пиар-роман!», а по поводу Софи - мол, рядом с ним девушка неплохо устроилась?

Не сомневаюсь, люди будут обсуждать, осуждать, строить догадки. И это нормально. Раз я человек публичный, значит, мои отношения на виду. Соответственно всегда найдутся желающие прокомментировать мой роман, сказать, что это пиар, показуха. Но сегодня меня это не ранит. Правда. В личном плане не хочется больше подстраиваться под общественное мнение, что-то кому-то объяснять, доказывать… Знаете, я уже в том возрасте и статусе, когда могу позволить себе жить так, как считаю нужным. Все-таки жизнь одна, и она не бесконечна, как казалось в 20 лет. Я не раз хоронил друзей, которые уходили внезапно, в самом расцвете сил - своих ровесников, кого-то моложе… И в такие моменты понимаешь, что все может закончиться в любую минуту - второго шанса прожить жизнь не будет. А поэтому хочется быть счастливым здесь и сейчас. Без оглядки на чужое мнение.

На данным момент мне важно лишь то, что рядом с Софи я ощущаю себя комфортно. У нас сложились гармоничные отношения. А что касается расчета с ее стороны, так это просто смешно. Софи - девушка вполне состоявшаяся, материально независимая, всегда жила в хороших условиях. Ее дед был человеком небедным - в свое время семейный капитал был удачно вложен. Речь не идет о каких-то немыслимых суммах, но и заниматься поисками мужчины, который должен обеспечить ей безбедную старость, нет смысла.


- И где же вы познакомились с такой самодостаточной барышней?

Софи - певица, поэтому у нас много общих знакомых. Вот и повстречались.

Софи: Впервые мы увиделись 10 лет назад на какой-то вечеринке. Нас представили, Коля даже угощал меня суши. Только он напрочь об этом забыл!

Николай: Я тогда был женат, был верным мужем и по сторонам не смотрел. Я запомнил другую нашу встречу - лет пять назад. Потом периодически пересекались в одной компании - пели под караоке, на танцполе отплясывали до утра. Общались по-приятельски. А год назад будто щелкнуло что-то внутри. Начали присматриваться друг к другу внимательнее. (С улыбкой.) Вскоре я дал Софи понять, что она мне интересна как девушка и намерения у меня по отношению к ней самые серьезные. Софи в ответ намекнула, что ничего против не имеет. (Смеется.)

Софи: Я приехала в Москву из Казахстана, чтобы поступить в Государственное училище циркового и эстрадного искусства. В своем городе я часто участвовала в конкурсах пародий - моим коронным номером была Анжелика Варум. На одном из конкурсов мне посоветовали именно это учебное заведение. Поступила, отучилась по специальности «искусство эстрады», полтора года работала солисткой в Государственном театре эстрадных представлений «Музыкальное агентство» Льва Лещенко. ­Тогда же с его помощью были сняты два клипа - «Не уходи» и «Три загадочных тюльпана». После чего, опять же с подачи Льва Валерьяновича, стала сотрудничать с известнейшим­ ­­продюсером Юрием Айзеншписом, с которым мы сняли мой третий клип. А дальше у меня началась бурная личная жизнь - я вышла замуж, забеременела. Чем огорошила Юрия Шмильевича. Но мы договорились, что, как только я восстановлюсь после родов, мы вернемся к нашему сотрудничеству. К сожалению, этого не произошло: случилась беда - Айзеншпис умер. А я на несколько лет полностью погрузилась в домашние заботы, занималась воспитанием сына. Но когда Богдану исполнилось четыре года, мы с мужем развелись. К счастью, мы с ним остались в хороших отношениях, он общается с ребенком. Я признательна ему за сына и за любовь, хотя она и в прошлом. Сейчас у него новая семья: жена и маленькая дочка.

Моему сыну уже девять лет. А у меня (выразительно посмотрев на Николая) снова происходит что-то очень важное в личной жизни. И в карьере. Я ведь получила недавно диплом продюсера - хочется попробовать себя и в этом качестве.


- И в этих сферах знакомство с Басковым оказывается как нельзя кстати…

Николай: Надеюсь, Софи будет мне помогать как продюсер. А по части пения… Послушайте, она действительно хорошо поет, я здесь ни при чем! (Смеется.) Есть планы записать совместную песню и снять клип. Недавно мы вернулись из Барселоны - я там снимал видео на свою новую песню «Зая, я люблю тебя!». Так поверите ли, Софи не только­ помогала в организации процесса, она буквально затмевала собой красавицу модель, которую я пригласил сняться в клипе! Вообще, она мудрая, моя девушка, не оставляла меня одного в компании красавицы. (Смеется.) Пару дней я потратил на съемки, а потом мы с Соней наслаждались атмосферой Барселоны - сидели в кафешках, гуляли, я показывал свои любимые места в городе. Нам нравится вместе путешествовать - мы уже отдыхали вдвоем на Мальдивах, в Турции, в Ригу ездили…

- И все-таки что «зацепило» вас друг в друге?

Знаете, я давно заметил: люди сходятся по интересам. Кого ни возьми из моего окружения: Пресняков - Подольская, Николаев - Проскурякова, Агутин - Варум, Пугачева - Галкин… Эти пары не только вместе живут, они дышат одним воздухом, занимаются одним и тем же делом. Поэтому и рядом со мной странно было бы видеть девушку другой профессии. Для меня исключительно важно, чтобы любимая женщина меня понимала, чтобы мы с ней находились на одной эмоциональной волне. Мне, скажем, жизненно необходимо, чтобы в тот момент, когда я выступаю на сцене, она сидела в зале или стояла за кулисами, или, когда приезжаю в ночи домой и мне нужно срочно обсудить новую песню, я мог найти понимание и искреннюю заинтересованность. Я в этом очень нуждаюсь.

Софи: Коля необыкновенно эмоциональный, тонко чувствующий человек. При этом он поражает меня своей энергичностью. Обожаю наблюдать за тем, как он работает, как общается с друзь­ями, поклонниками, как легко находит общий язык с любым человеком, располагает к себе. Он умеет создать праздник. Сколько раз я была свидетелем такой картины… Сидит компания, ни у кого нет настроения, изредка перекидываются словами - скука смертная. Но стоит появиться Коле - через пять минут все хохочут, улыбаются! У него дар делиться хорошим настроением. При этом, как я уже поняла, ему время от времени необходимо побыть одному, просто помолчать. И в такое время к нему не стоит приставать с вопросами и разговорами. Но длится это недолго! Длительное молчание - это не о Коле! (Смеется.)

Николай: Как всякому творческому человеку, мне периодически нужно отдыхать от людей. Например, недавно я летал в Таиланд, в клинику для похудения - проходил там недельный курс очищения организма. И хотя Софи аккуратно так намекала на то, чтобы я взял ее с собой, я полетел один. Все-таки я не отдыхать туда ехал, диета - это определенная работа, так как предполагает режим, ограничения. К тому же выяснилось, что я выбрал отель, в котором мобильным телефоном можно пользоваться исключительно в номере! То есть все условия для того, чтобы не отвлекаться на события внешнего мира. У меня была ­возможность подумать о жизни. Но вечером Софи ­звонила узнать, как у меня дела, и за разговорами мы проводили по несколько часов. (Смеется.)


Софи: Что говорить, с Колей необыкновенно легко и… комфортно.

Николай: Со мной удобно! Я удобный, как диван! (Смеется.) На самом деле мы понимаем друг друг с полуслова. Софи не из тех, кто закатывает истерики или сцены ревности, кто без конца что-то требует и предъявляет претензии. Наоборот, она все делает так, чтобы мне было хорошо. Такое отношение для меня в новинку. Я благодарен всем женщинам, с которыми меня связывала судьба, но… Так уж получалось, что я всегда, наверное, вкладывался в отношения чуть больше. Зачастую посыл моих подруг был такой: если ему хорошо, то мне должно быть суперхорошо. А сейчас все наоборот. Соня в первую очередь думает о том, чтобы хорошо было мне. У нее получается окружить меня вниманием и заботой, при этом не быть чрезмерно навязчивой. Словом, я не чувствую со стороны Софи ника­кого давления. Это меня восхищает и привязывает к ней еще больше.

Софи: У меня ощущение, будто мы знаем друг друга сто лет. Правда, до сих пор не могу привык­нуть к его сюрпризам.­ Например, звонок в две­рь - открываю, а на пороге курьер с охапкой цветов… Коля из тех редких мужчин, которым не нужно намекать, что хочешь получить в подарок, достаточно просто взглянуть на это. (Смеется.) Мне уже порой неловко: стоит бросить взгляд на витрину магазина - Коля тут же тащит меня внутрь и скупает половину всего, что у них есть. И, поверьте, вариантов к отступлению нет. (Смеется.) Иногда и сам покупает мне платья, причем всегда угадывает размер.

Николай: Во-первых, у Софи миниатюрная, точеная фигурка, так что выбрать для нее платье сложности не представляет. А во-вторых, я с первого взгляда безошибочно определяю, какой наряд идеально подойдет к какому-либо из моих костюмов, так что решение о покупке созревает быст­ро. Что же касается совместных покупок, то мне действительно интересно наблюдать за тем, как женщина примеряет обновки, как довольно осматривает себя в зеркале, как у нее горят глаза. И если у меня есть возможность порадовать любимую - как можно отказать в этом удовольствии себе и ей?!

- Ваши отношения с Софи можно назвать гражданским браком?

У нас гостевой брак, и такие отношения на данный момент устраивают обоих. Во всяком случае, я так думаю. (Смеется.) Мы встречаемся, когда есть возможность. Все-таки мы оба уже в определенной степени жизнью побитые: у нас за плечами развод, багаж предыдущих отношений, есть дети. Поэтому мы не торопимся, не форсируем события, не строим планов, а просто наслаждаемся жизнью… Чаще я приезжаю к Софи в ее загородный дом, поскольку пока что ей комфортнее на своей территории. К тому же у нее там сын.

- Женщины, как правило, склонны к большей определенности в отношениях…

Софи: И я не исключение. Но я вполне согласна с Колей: тут спешить не нужно. Ну и кроме того, я же чувствую, что Коля пока наблюдает за мной, присматривается, изучает. Хотя старается не показывать этого. Конечно, как любая женщина, я хочу семью, еще детей, но торопить мужчину никогда не буду. Для меня в принципе в близких отношениях на первом месте - мужчина. Я не из тех, кто ­тянет одеяло на себя, наоборот, готова подстраиваться, идти на компромиссы.


- Как прошла первая встреча Николая с вашим сыном?

Сначала Богдан засмущался, притих. Неудивительно - до этого он видел Колю лишь по телевизору, а тут вдруг вживую. Но он у меня спокойный, адекватный мальчик. Никакой ревности с его стороны не возникло, да и причин на то не было. Понятно, что Коля не собирается заменить Богдану отца - у него есть свой, и они прекрасно общаются. Но для меня, как для мамы, важно, чтобы они поладили.

Николай: Общий язык мы с ним на­шли легко, и произошло это самым естественным образом. Во-первых, я люблю детей, во-вторых - мультики. Сначала мы вместе посмотрели анимационный фильм в кинотеатре, а потом отправились в магазин игрушек. Богдан - чудесный мальчик, воспитанный. Называет меня дядей Колей. К сожалению, тема детей для меня болезненная - ведь собственный сын растет, Бронислав, с которым, так уж сложилось, мы не общаемся, не видимся. Я не могу не думать об этом… Недавно говорили с Софи, и она как бы между прочим обронила: «А давай рожу тебе ребенка - девочку!» Но я честно ответил, что пока не готов. Повторяю: для меня это больная тема, обсуждать ее до сих пор не могу…

- Николай, а вы рассказали родителям о своем новом романе?

Софи познакомилась с ними после одного из моих выступлений в Москве. За кулисами я представил их друг другу.

Софи: Они у Коли потрясающие. И видно, что безгранично любят сына, гордятся им. Все время, что мы общались, говорили исключительно о Коле. Елена Николаевна вспоминала, что всегда хотела, чтобы он связал свою жизнь со сценой, а папа видел его в спорте - пловцом. А еще мама подчеркнула, что Коля любит вкусно покушать, так что его нужно хорошо кормить. (Смеется.) Стараюсь не подвести. Другое дело, что Коля сидит на диете чаще, чем я.

Николай: Единственное, о чем попросил Софи, - это готовить мне на завт­рак сырники, мамино фирменное блюдо. Очень люблю. (Улыбается.) Для мамы главное, чтобы я был здоров. Знаю, что родители примут любой мой выбор и никогда не позволят себе обсуждать его (у нас в семье так не принято). Для них в первую очередь важно, чтобы мне было хорошо и комфортно. Конечно же, они мечтают, чтобы у меня была семья, еще дети, но, повторюсь, никогда не станут вмешиваться в мою личную жизнь с советами и замечаниями. А Софи им понравилась, будьте уверены!

- А как приняли Софи ваши друзья?

Я представил им Софи на «Новой волне» в Юрмале. Все-таки настал момент, когда уже нужно было выйти из тени. (Улыбается.) И опять же все случилось самым естественным образом. Например, в один из дней фестиваля позвонил Максим Галкин с предложением зайти к ним с Аллой и пообедать вместе. Я решил заглянуть на пять минут, а Соня не пошла - как-то не готова была так сразу знакомиться с Аллой Борисовной. В итоге, как только я зашел, с порога услышал от Пугачевой: «Ну и где твоя девушка? Давай ее сюда!» Алла Борисовна, как обычно, в курсе всех новостей. (Смеется.) Робко зашла Софи. Алла Борисовна окинула ее взглядом, повернулась ко мне: «Ну что, еще один творческий тандем?» - «Ну да», - говорю в ответ. «Правильно, все в семью!» На самом деле все тепло приняли Софи, как и положено адекватным людям. После каких-то посиделок, когда Софи вышла, Ани Лорак шепнула мне: «Слушай, а она подходит тебе!» Ей хватило пятнадцати минут общения, чтобы прийти к такому выводу.


- Николай, как думаете, опыт прошлых отношений помогает избежать ошибок в новых?

А я не боюсь делать ошибки - я мужчина в себе уверенный. И вообще стараюсь проще относиться ко всему. Нужно спешить жить и наслаждаться каждым моментом. Правильно говорят: «Пока вы жалуетесь на жизнь, она проходит». Если в отношениях пары что-то не складывается, зачем портить друг другу нервы и отнимать время? Надо расставаться, сказав друг другу спасибо за то, что было. Полностью согласен с Маркесом, который писал: «Не плачь, потому что это закончилось; улыбнись, потому что это было!»

Я счастливый человек - мне есть что вспомнить. И сейчас радуюсь жизни, ценю ее и безмерно благодарен за то, что имею. Мне Господь дает возможность заниматься делом, которое я обожаю. У меня есть моя публика, поклонники, я зарабатываю достаточно для того, чтобы достойно жить самому и обеспечивать такую же жизнь своим близким. И наконец, я люблю и любим! Зачем же думать о каких-то ошибках?

Марина КУЗНЕЦОВА, «ТЕЛЕНЕДЕЛЯ»
Фото Владимира ШИРОКОВА

На этой неделе певец отметит день рождения – ему исполнится 41 год. Сейчас артист гастролирует по стране с новым шоу «Игра». И в свой день рождения он тоже выступает – в Баку. Woman`s Day узнал, как Николаю удалось за короткий срок так похудеть, помолодеть и кто споет на его будущей свадьбе с Викторией Лопыревой.

«Пришло время повзрослеть, но я не чувствую, что мне 41»

Николай, 15 октября вам исполнится 41 год…

Да. Лучше бы 31 (смеется).

В своем «Инстаграме» Басков выложил фото до и после похудения и написал: «Если поставить перед собой цель и постепенно идти к ней, то вы обязательно ее достигнете!!!»

Можно сказать, полжизни прошло. Как вы ощущаете свой возраст?

Для меня – четверть жизни, я собираюсь в 120 умереть! 40 лет я не праздновал, кстати. По нумерологии, когда в году присутствует цифра «0», это означает пустоту и формирование чего-то нового. Моя мама – очень дорогой и важный человек в моей жизни – говорила, что 40 лет – это большая внутренняя перестройка. И да, у меня присутствует внутренняя борьба с самим собой, ощущение, что мне как артисту необходима перезагрузка. Почти все 17 лет, что я на сцене, ассоциируюсь с человеком-праздником, которые исполняет веселые, легкие песни. Поэтому я хочу отойти от огромного количества всяких телешоу, программ, в будущем фильтровать свои появления в концертах, потому что накопилась какая-то внутренняя… не усталость, нет. Но мне нужно время, чтобы прыгнуть во что-то дальнейшее увлекательное.

Наверное, пришло время повзрослеть. Но я не могу повзрослеть, мне все время кажется, что я молодой пацан, который только начал свою карьеру. Совершенно не понимаю, как пробежало 17 лет… Я не чувствую, что мне 41. По состоянию души мне, наверное, 26−27 лет. И, слава богу, в последнее время и не выгляжу на 41 год. Недавно встречался с одноклассниками (смеется)… Меня спросили, что я пью для молодости.

Откройте и нам секрет, что вы пьете для молодости? Как вам удалось прийти в такую прекрасную форму за короткое время?

У меня есть персональный тренер, который занимается мною в плане физической подготовки. Он же диетолог и массажист, словом, человек, который корректирует меня. Организму тяжело выдержать нашу экологию и стрессовый режим. Поэтому я участвую в программе Академии геронтологии в Санкт-Петербурге. Благодаря санкциям, наша наука не стоит на месте. Петербургские ученые достигли определенных успехов. Их новация – комплекс препаратов, который я на себе испытал: это капсулы с раствором натуральных витаминов, аминокислот и пептидов. И крем на такой же базе. Мне результат понравился: усталость быстро уходит, появляется энергия. Я даже решил выпустить специальный набор средств на основе этих трех компонентов, он будет называться «Энергия звезды» – Energy star. Скоро в моем Инстаграме вы его увидите. Стоимость будет нормальная, так как это изготавливается за границей.

Я продолжаю сотрудничать с Академией геронтологии – туда обращаются много влиятельных людей, политиков, они делают капельницы, принимают препараты, но это скрывают.

«Вика мне сказала: «Я петь не буду»

Николай, ваша невеста Виктория Лопырева недавно запела – на конкурсе «Новая волна». Вы ей даете уроки вокала?

Ну нет, она петь не будет, это был чистый фан. Хотя мне нравится, как Вика поет, мне вообще всегда нравится, когда девушки, которые рядом со мной, занимаются творчеством. Вика мне сказала категорично: «Я петь не буду! Я посол чемпионата мира по футболу 2018, ведущая, телеведущая, модель, поэтому – нет. Будешь петь ты».

На «Новой волне» Виктория спела с другими певицами

Несколько лет назад, я знаю, Виктория просила, чтобы вы выступили на ее свадьбе…

Нет, она хотела, чтобы я вел ее свадьбу. И на те даты, когда она звонила и звала меня, я был занят. Вообще, знаете, все так непредсказуемо, я вам честно могу сказать! Иногда не знаешь, что тебя ждет за поворотом… Это так интересно – жить. При этом жить, не обращая внимания ни на что – ни на колкие комментарии, ни на обсуждения твоих планов. Когда в программе Малахова «Прямой эфир» моя мама объяснила, почему переносится дата нашего с Викой бракосочетания, заголовки в СМИ были очень веселые! Я уже очень стойкий к этому напору. Но могу сказать: живите, как вы хотите. Это ваша жизнь, вам никто не подарит следующий день. Пускай обсуждают вас, верят или не верят, а вы делайте то, что вам хорошо. Такой удел у нас, публичных людей, мы привносим в жизнь каждого человека тему для разговора.

Николай Басков и Виктория Лопырева в программе «Прямой эфир» у Малахова признались, что свадьбу отложили

«Некоторые не понимают, почему я на сцене – в платье»

Расскажите о вашем шоу, с которым вы сейчас ездите по городам.

Это не просто шоу, а театрализованное костюмированное представление. На него потрачено порядка 2 миллионов евро: это 4 фуры декораций, 72 человека обслуживают шоу, все костюмы эксклюзивные, сшиты в одном экземпляре по эскизам двух замечательных модельеров – Валентина Юдашкина и Владимира Середина. Знаю, что на их создание ушло около 80 тысяч страз. Некоторые были сделаны во Франции в том ателье, где шьют костюмы для сериала «Игра престолов». Один из костюмов – принца Калаф из оперы «Турандот» – около двух метров, весит почти 40 килограмм. И технически оснащен так, что во время песни из него выезжают веера и морды драконов с горящими глазами.

А в песне «Странник» на заднем плане идет бой гладиаторов. Однажды я так засмотрелся, как они дерутся, и забыл, что мне надо петь. Открыв рот, стоял, думал: интересно, попадет он ему мечом или нет (смеется).

Шоу «Игра» – не просто собрание песен, а определенная история. Работал над ним один из выдающихся режиссеров Алексей Сечин, который делал Олимпиаду и Универсиаду. Я ему сказал, что хочу сыграть в разные эпохи. Варианты названия были разные – «Перемещения во времени», «Фантастика». Мы решили сохранить исторические факты из моей творческой биографии – определенные песни в определенных образах. Например, образ Императора, в котором я в 2012 году получал «Золотой граммофон». В шоу звучит разножанровая музыка: и популярная, и классическая, и оперетта, и буфонада.

Шоу настолько затратное, что не покрывает расходов, оно не прибыльное. Но как артист я создал такое детище, которое оставит свой след. Это то, чем я могу гордиться на сегодняшний день. Оно никого не оставило равнодушным. Максим Фадеев после моего концерта, написал, что грандиознее ничего не видел. В Кремле стоячая овация была в середине концерта. Для меня было показательным то, как мои подруги тащили своих мужей на это шоу. Те упирались: «Да нет, Басков же… Ладно, первое отделение отсидим и уйдем». Но нет (стучит кулаком по столу) – Басков победил! Люди оставались до конца.

Костюм принца Калафа из оперы «Турандот» весит 40 кило!

Главный герой шоу – Маска. Что он для вас означает?

Шоу называется «Игра», потому что мы все играем, надеваем маски. Вот вы приходите на интервью – и надеваете маску журналиста, приходите домой – надеваете маску либо любящей жены, либо стервы. Все люди играют, наверное, мы наиболее естественны, когда остаемся один на один с собой.

Маска – это проявления моего внутреннего Я. Первая часть шоу – блеск и помпезность. Вторая часть – романтика, третья – реальный театр (оперетта и опера). Четвертая часть – торжество силы и власти – Римская империя. Пятая часть – это натуральный блондин, человек, влюбленный в себя. И шестой блок – маска триумфа, в которой я выхожу в конце к зрителям.

Люди у нас очень едкие на комментарии и, не вдаваясь в причины, почему я появляюсь на троне в ярком костюме, и у меня на голове императорская корона, считают, что Басков совсем поехал головой – надел на себя платье. Они не понимают, что это фрагмент из оперы Пуччини «Турандот», где принц Калаф поет свою знаменитую арию. А императорский костюм в Китае – это как раз длинное платье. И только понимающие люди писали, что «удивительно было окунуться в атмосферу оперы».

О клипе «Ибица»

Несколько недель назад мы с Филиппом Киркоровым порвали интернет нашим совместным творением под названием «Ибица». Теперь еще и видео «Извинение за Ибицу» выпустили. Я вам так скажу: я не помню, чтобы меня так ругали когда-нибудь. Хотя я в своей жизни чего только ни творил и как только ни хулиганил.

Будучи оперным певцом и стажером Большого театра, выходя всегда на сцену только в смокингах, фраках и «бабочках» и исполняя на эстраде «Памяти Карузо», вдруг записал рэп с «Мурзилками» с «Авторадио». Стилисты тогда нарядили меня в мятую рубаху и рваные джинсы, это был шок для всех. Меня костерили на чем свет стоит. Семь лет назад на моем юбилее мы с Киркоровым спели песню «Нас не догонят». В зале было 500 гостей, весь цвет общества, а мы вышли к ним в шортиках, в пионерских галстуках. Мы понимали, что своим появлением в таком виде и с такой композицией нервы собравшимся пощекочем. Но случилось непредвиденное. Почему-то и у меня, и у Филиппа оказались расстегнуты ширинки на шортах. В эйфории выступления мы, конечно, внимания на это не обратили. «Е-мое, - сказали мы с Киркоровым, посмотрев потом видео, - чего ж штаны-то маловаты!» Что тогда началось - вспомнить страшно. Наши расстегнутые шорты обсуждали все и везде. И я уже думал, что это вершина, что сильнее мы людей не заденем и не раскачаем. Но я ошибался.

Нас после «Ибицы» ругали так, как не ругали никогда и нигде. На «Эхе Москвы», где про Баскова не говорят ничего с момента его создания, «Ибице» посвятили целый час и вылили на меня 18 ушатов дерьма.

Кадр из клипа «Извинение за Ибицу» (2018). Фото: instagram.com

Вообще с этим клипом произошла удивительная история. Общество раскололось на два лагеря. Половина зрителей (а их уже за четырнадцать миллионов перевалило) очень любит этот клип, половина бесится и брызгает слюной: «Зачем вы, Николай, - спрашивают, - такую гадость сняли вообще?!» А я вам скажу зачем. Моя миссия - развлекать людей. Отвлекать их от серых будней. Расшевелить их, если они загрустили. Я артист, это моя профессия. И когда мы клип снимали, я именно этого и добивался. И добился. Я не боюсь того, что меня будут ругать. За 20 лет моей карьеры чего только обо мне ни писали, и я ни разу не подал в суд ни на одно издание, это моя принципиальная позиция.

Телеканал Россия 1 тоже сильно рисковал, поставив «Ибицу» в эфир, но в результате программа Андрея Малахова, в которой клип был показан (не без купюр, конечно), получила самый высокий рейтинг. А на «Новой волне» мы спели песню со сцены, потом выходили на бис, и это был единственный бис за всю историю «Новой волны». И опять-таки руководство канала не побоялось показать наше выступление, хотя там было все, что можно: и провокационные декорации, и девочки с фиговыми листочками на причинном месте, и мальчики в откровенных костюмах. Но это сделано намеренно. Я такой человек - не могу всю жизнь петь в одном и том же костюме на фоне одного и того же черного задника. Я тогда сам себе перестану быть интересен.

И, кстати, в этом мы с Филиппом схожи. Мы оба ищем себя всю жизнь. Филипп как только не эпатировал людей - был рыжим, белым, зеленым, каким угодно - и не боялся ничего. И заметьте, интерес зрителей к нему не теряется вот уже много лет.

О дружбе с Киркоровым

Мы много лет дружим с Филиппом. Недавно были на эфире у Урганта, и он у нас допытывался, когда мы познакомились. Честно говоря, никто из нас уже и не вспомнит, когда это случилось. Филипп меня заприметил очень давно, это была программа «Музыкальный ринг», ну то есть прошлый век еще. И как-то само сложилось - начали общаться. А это наше противостояние, о котором так много говорят, - это тоже развлечение. Игра на публику. На самом деле Филипп - один из немногих людей, на которых я могу рассчитывать. И он знает, что это взаимно.

За время нашего общения мы не раз попадали в истории. Одна из них особенно запомнилась. Дело было в предновогоднюю страду, мы снимали какие-то бесконечные «елки», и после одной из съемок, которая закончилась как всегда за полночь, Филипп говорит: «Я все равно сегодня не усну, слишком много эмоций, надо как-то успокоиться. Давай в кино съездим?» Я согласился, и он сказал: «Жди, скоро за тобой заеду». Заезжает. Я спускаюсь и вижу - ни охраны, ни водителя, Киркоров сам сидит за рулем маленькой спортивной двухместной машины. Он ее обожает, хотя для меня до сих пор загадка, как он со своим ростом туда вообще помещается. В общем, сели в машину, доехали до кинотеатра, оставили ее на парковке на улице.

Посмотрели кино, вышли - машина не заводится. Ну, потому что мы фары не погасили и аккумулятор, естественно, сел. На дворе холодно, зима, снег, кругом никого, полчетвертого утра. Мы идем к дороге голосовать. Филипп стоит впереди, я рядом, чуть за ним, и с дороги меня не видно (он же все-таки сильно выше меня). Останавливается тачка, внутри несколько парней и девушка. Филипп своим фирменным голосом произносит: «Ребята, пожалуйста, помогите. У нас проблемы. Надо «прикурить» (завести аккумулятор. - Прим. «ТН»)». Водитель тачки смотрит на него, совершенно обалдев, и говорит: «Слушай, ты так на Киркорова похож!» - «Что значит «похож»?! Это я и есть!» - возмущается Киркоров. Девушка с заднего сиденья говорит с максимальным скептицизмом: «Ну да, ага, вы Киркоров! Только Баскова еще не хватает для полноты картины». И тут я понимаю, что настало время выйти на авансцену. Выхожу из-за спины Филиппа и говорю: «Так вот он я!» Человек в машине от удивления забыл, где у него зажигание находится. Они нас, конечно, спасли - «прикурили», завели, - но за все время спасательной операции никто из них не произнес ни слова, в таком шоке они были.

Об экстремальном детстве

О том, что я стану артистом, все вокруг начали подозревать с самого моего детства. Я всегда был очень контактным, и мне всегда нужна была публика - с самого раннего возраста. Когда мы шли в гости, хозяева дома родителям говорили: «Только вы Коленьку с собой возьмите, а то без него за столом будет скучно». Моя артистическая натура требовала выхода, не всегда безобидного, и я благодарен своим родителям за их бесконечное терпение. Меня никогда не ругали, что бы я ни творил. Я у бабушки на даче рвал ромашки, ставил их в бидончик, шел с ним к электричкам, делал жалостное лицо и продавал эти ромашки по рублю. В старших классах фарцевал около гостиницы «Интурист», знал по именам и в лицо всех тамошних проституток, они меня тоже знали и любили.

Я Абдулову, царствие ему небесное, умудрился продать духи «Фаренгейт». Ну кто тогда не знал в лицо артиста Абдулова? Все знали. И я знал. И считал, что артист автоматически означает «богатый человек». Это уже когда я стал старше, я понял, как я был прав! (Смеется.) В общем, артист шел мимо «Интуриста» по своим делам, а я к нему подбежал, изобразил юродивого, начал канючить: «Александр, ну, пожалуйста, ну очень денежки нужны!» Нас там много таких стояло, но внимание он обратил только на меня и купил духи в результате.

С отцом Виктором Владимировичем и мамой Еленой Николаевной (1982). Фото: Из личного архива Николая Баскова

У меня кличка была - Артист. Когда мне было 11 лет, я таки стал артистом - попал в Детский музыкальный театр юного актера, которым тогда руководил Саша Федоров (он и сейчас там, недавно отпраздновали 30-летний юбилей театра). Из этих стен выпустилось много замечательных ребят, и я с удовольствием вспоминаю то время. Так вот, едва я туда попал, Саша сразу сказал: «Коля, из тебя вый­дет артист. Я не знаю, кем ты станешь, может, певцом, может, актером драматическим, но талант у тебя точно есть».

В Театре юного актера (1988). Фото: Из личного архива Николая Баскова

Мы очень много ездили на гастроли - и по стране, и за рубеж. У меня эта кочевая жизнь не вызывала никаких вопросов: я сын офицера, и поскольку мой отец никогда не был паркетным офицером, мы прошли все гарнизоны от Германии до Тувы. Но Саша до сих пор со смехом вспоминает спектакли, которые я разыгрывал перед отъездом на гастроли. Мама провожает меня до поезда. Стоит на перроне. Я прислоняюсь лбом к стеклу и реву взахлеб, прямо от души. Мама за окошком, естественно, тоже плачет, Саша, на все это глядя, сам чуть не ревет. Поезд трогается, и, едва мама скрывается из вида, у меня тут же выключается поток слез, лицо мгновенно высыхает, и я, обращаясь к Саше уже совершенно спокойно, потираю радостно руки и говорю: «Саш, там конфеты мне мама положила, давай-ка приступим». Он удивлялся, как 11-летний ребенок так может сыграть скорбь расставания.

Однажды мой талант спас наши заграничные гастроли. Было это в 1980-х годах, нас было много детей в сопровождении Саши. Он, как всегда, пропустил всех вперед, а сам шел замыкающим. Все дети показали паспорта, прошли, а ему сказали: «Стоп, мы вас не пускаем!» Что-то у него оказалось не в порядке. Саша начинает метаться: «Товарищ майор, пустите, у меня там 25 детей, как они без меня уедут?!» Но пограничник непреклонен. И тогда я понимаю, что пора. Начался концерт. Я кидался на офицера, я кидался на пол, я рыдал, дрыгал всеми конечностями, завывал на весь аэропорт: «Пустите, пожалуйста, с нами нашего папу, мы без него умрем с голоду, мы без него пропадем». Вы не поверите, но нас пропустили! И как только мы оказались за пределами видимости пограничников, я, который за секунду до этого колотился в истерике, вдруг взял Сашу за руку и будничным тоном сказал: «Ну, так где здесь у них что-то вкусное дают?»

Об Ирине Аллегровой и ее холодильнике

Есть у меня дуэт с Ириной Аллегровой. Я ее очень люблю, недавно был вместе со своими родителями на ее концерте в Витебске. И меня восхитило, как зал ее встречал и как хором пел песню «Странник мой». Ирина не произнесла ни слова, она только дирижировала со сцены, а зал в едином порыве пел. И если меня спросят, что такое «хит», я скажу, что это песня «Странник», которую народ поет от начала до конца без участия самой певицы. Повторюсь, я очень высоко ценю ее профессионализм, но, когда вижу Ирину, вспоминается мне сразу только одно - ее холодильник.

Фото: Из личного архива Николая Баскова

Однажды я приехал к ней в гости на какую-то вечеринку, было много гостей. Ирина - потрясающая хозяйка и очень любит готовить. В ее доме шикарная кухня, дикое количество посуды, разных новомодных примочек. А ее холодильник - это полноценная комната с герметичной дверью и уходящими за горизонт полками. Что меня понесло в этот холодильник? Не спрашивайте! В общем, я туда вошел, и дверь закрылась. И нет никакой возможности открыть ее изнутри. Сижу я в этой ледяной комнате, кричу - естественно, никто меня не слышит. Мобильник там не берет. Где-то через полчаса народ за столом в гостиной заволновался: «Что-то больно тихо стало, кого-то не хватает». Стали выяснять: «А Басков где? Он же не прощался?» Пошли меня искать и совсем было решили, что я тихо по-английски свалил, но обнаружили мою обувь в прихожей. Начали уже более методично обходить весь дом и обнаружили меня в этом холодильнике. Как Ира ругалась на меня - не передать словами: «Как тебя угораздило?» Оказалось, что вообще-то изнутри можно дверь открыть, но именно в тот день что-то там сломалось и заело. Полчаса я, босой и легко одетый, просидел в этом холодильнике и до сих пор холодею при мысли, что было бы, не найди они мои ботинки в коридоре.

Об Алле Борисовне и бриллиантах

Еще один дуэт, о котором я долго мечтал и который мне удалось все-таки записать, - с Аллой Борисовной Пугачевой. На «Рождественских встречах» мы спели с ней песню «Давай с тобой дружить». Алла Борисовна была моей путеводной звездой, я в юности зарабатывал на жизнь, исполняя в ресторане ее песни. Так вот, однажды я искал подарок Алле на юбилей. Думал, что бы ей такое подарить оригинальное. А тогда в Москве появилась новинка - машинка для чистки бриллиантов. Все за ней гонялись, страшный дефицит. И я решил: вот достойный подарок для Аллы. Расшибся в лепешку - нашел! При­ехал на юбилей гордый - как же, такой оригинальный подарок! Алла его приняла, повертела в руках и говорит: «Надо же, Ротару он дарит бриллианты, а мне машинку для чистки бриллиантов. Надеюсь, на следующий юбилей ты мне подаришь то, что туда можно будет положить почистить».

Фото: Из личного архива Николая Баскова

Об Иосифе Кобзоне

Иосиф Давыдович был для меня эталоном, образцом того, как надо помогать людям. Второго такого человека уже никогда не будет. Он помогал во всем - от выхода на сцену до похорон. Я помню потрясающую историю. Меня пригласили выступить в каком-то сборном концерте. Я был еще совсем зеленый, у меня не было имени, денег мне за это выступление тоже никто не предложил, но мне было лестно просто выступить. Я стоял за кулисами и трясся от ужаса. Мимо меня прошел Иосиф Давыдович, похлопал меня по плечу и сказал: «То, что ты боишься, - это хорошо. Нет ничего хуже, чем выходить на сцену равнодушно». Мне было очень важно в тот момент это услышать. Я вышел, спел песню, весь мокрый от страха вернулся за кулисы, и Кобзон мне дает 200 долларов - большие тогда для меня деньги. Я изумился, спрашиваю: «Зачем?» А он отвечает: «Запомни, каждый труд должен быть оплачен. Бесплатно только птички поют». Я доллары тогда потратил, но если бы знал, как сложится дальше моя жизнь, сохранил бы эти две купюры как талисман.

О мистике и Монтсеррат Кабалье

Был еще один случай, который запомнился мне на всю жизнь. Мы с Сашей Федоровым и еще несколькими ребятами путешествовали по Европе и где-то на стыковке в одном из аэропортов спали на вещах в зале отлета, ожидая рейса. Саша потом рассказал, что мимо нас шла Монтсеррат Кабалье. А я с детства был ее фанатом. И вот она останавливается около меня. Кладет руку мне на голову и говорит: «Какой мальчик хороший!» Знак это был, иначе не скажешь.

А чуть позже мне приснился сон: я сижу в холле гостиницы «Савой» и держу в руках ноты. И вижу, по лестнице спускаются Монтсеррат и Хосе Каррерас. Она вдруг, ничего не говоря, берет мои ноты и начинает их править. Спустя много лет я познакомился с Монтсеррат: она искала тенора для дуэта в России, мой продюсер послал ей материалы, и она выбрала меня. Вслепую, просто услышав голос. На первой репетиции я подошел к ней познакомиться, и она… взяла у меня ноты и стала делать в них правку. У меня случился ступор! Она мне говорит что-то, а я не могу ответить, потому что это было уже со мной! Вот и скажите, что чудес не бывает…

С Монтсеррат Кабалье (2001). Фото: Global Look Press

Я очень многим обязан Монтсеррат. И не только тем, что с ней я выступал на лучших площадках Европы. Она научила меня вокальной технике, благодаря которой я могу работать по два с половиной часа вживую. Я помню ее мастер-класс в испанской Сарагосе. Одним из упражнений, например, было такое: надо было лечь на пол на спину, тебе клали на диафрагму 16-ки­лограммовый блин от штанги, и ты должен был с этим блином на груди определенным образом дышать. Это было очень тяжело. Но это позволяет мне сегодня отработать концерт, даже если я заболел или устал. И зрители не заметят, что я не в голосе.

О приключениях в пути

Однажды приземляемся мы в Мадриде. А аэропорт Мадрида - один из самых больших в мире. От точки прилета до места получения своего багажа вы 18 минут едете на электричке. Нам надо было на пересадку до Москвы, и мы бегом вместе со всей командой припустили по этому аэропорту. И вдруг за спиной крик: «Никола-а-ай!» Оглядываюсь - ко мне бежит женщина возраста моей мамы. «Я вас знаю! - кричит. - Вот вы-то точно русский и точно в Москву! Пожалуйста, я здесь пропаду! Я не понимаю, куда мне идти и где наш гейт. Возьмите меня с собой!» Она схватилась двумя руками за подол моей джинсовки и пробежала за мной все расстояние до московского рейса. Не мог же я ее бросить.

Но так на меня реагируют далеко не все. Помню, в 2009 году я получил звание народного артиста и поехал в народ - в тур по городам и весям. У меня было 13 концертов в крупнейших российских городах, и РЖД выделил мне VIP-именной вагон, который был весь расписан: «Николай Басков», «Корабль судьбы», «Всероссийский тур». Этот вагон перецепляли в каждом городе к другому поезду, мы доезжали до следующего города, давали там концерт, и мы таким образом докатили до Владивостока. Вернулись оттуда все плюс 9 кг. Потому что несколько недель мы только и делали, что сидели и ели. А что еще делать? Связи нет, перегоны долгие, твердой почвы под ногами тоже нет. Да еще и смена часовых поясов. Где-то к Омску мы уже перестали понимать, где мы и можно ли позвонить в Москву, не разбудив маму.

И вот как-то ночью где-то за Саянами долгая стоянка. И я предлагаю нашим выйти и хотя бы просто постоять на земле, не слыша стука колес. Я вышел в таком виде, что на какой-нибудь фешен-премии я непременно получил бы за этот лук звание «Персона года». На мне были белые одноразовые тапки (такие в отелях обычно дают), надетые на черные носки, шорты, футболка и пальто от Armani, накинутое на плечи. А на голове всклокоченные волосы. Стоим мы около вагона, видим - вдоль поезда идет женщина в оранжевой жилетке и простукивает колеса. Идет, низко наклонившись, доходит до нас, упирается головой в меня, видит мои отельные тапки. Медленно поднимает взгляд - шорты, пальто, волосы. А я при этом стою в свете фонаря, как на сцене. И она крестится размашисто и говорит: «Пора бросать пить!» Снова наклоняется к своим колесам и удаляется, простукивая их. Конечно, если бы она шла ровно, она бы обратила внимание на вагоны с моими фотографиями и поняла, что это я и есть, живой и настоящий, несмотря на тысячи километров от Москвы и странный внешний вид в три часа ночи. Но она была занята колесами, и кто знает, может быть, действительно потом, после этой встречи со мной, бросила пить…

Фото: Из личного архива Николая Баскова

Об альбоме «Верую»

В октябре состоится презентация на iTunes моего альбома под названием «Верую». Альбом «Верую» мы делали очень долго. Началось все с того, что я увидел стихи прекрасной поэтессы Ирины Лебедевой, которая пишет на религиозные темы, и несколько произведений меня тронули до глубины души. Я решил создать на них песни. Интересно, что музыку для симфонического оркестра писали модные авторы - Сережа Ревтов, Леша Романов - композиторы, чьи песни, кроме меня, поют Филипп Киркоров, Билан, Стас Михайлов, Алсу, Зара, Анна Семенович и другие, и чьи хиты сейчас крутятся на всех радиостанциях. Впрочем, к результату, который бы устроил всех, мы пришли далеко не сразу. Были произведения, которые я переписывал по нескольку раз, мне не нравилось, как это звучало, не нравилась аранжировка. Но в результате все сложилось.

Несколько лет назад даже мыслей о том, что у меня может получиться такой альбом, не было. Но все меняется. Я понял, что наша жизнь делится на периоды, и в каждый из этих периодов становится важным то, что раньше ты вообще не брал в голову. Я человек крещеный, я всегда был и остаюсь верующим, но мне тоже пришлось пройти определенный путь и проделать определенную душевную работу. И к этому 9 октября я шел очень долго. Знаете, бывают такие встречи, которые даны свыше. На твоем жизненном пути вдруг появляются люди, с которыми ты, может быть, больше никогда не встретишься, но они тебе даны, чтобы донести до тебя какую-то мысль, какое-то понимание. Так, однажды в церкви где-то в глубинке я познакомился с пожилым священником, и он сказал мне такие слова: «Люди не умеют ходить в церковь, они ходят туда, как в стол заказов, со списком: я хочу то, дай мне это. И хорошо еще, если под конец человек вообще вспомнит, что надо Богу свечку поставить и поблагодарить за все, что у него уже есть. Забывают люди о том, что в православии существует понятие - благодарственная свеча Господу за его благодеяния. Это когда человек приходит в церковь и ничего не просит, он просто пришел, чтобы поблагодарить за то, что у него есть крыша над головой, живы родители, есть работа, что его любят, что он нужен и востребован. И все. Поставил свечу и уходит, не говоря при этом ни одного слова: «Дай!»

Этот священник очень четко сформулировал то, что я давно чувствовал, но не мог выразить словами. Я много думал об этом. И, может быть, стал немного правильнее смотреть на жизнь. Мы же действительно так живем - все время ноем, нам всего мало, нам все время что-то недодали, обидели, не то сказали, куда-то не пустили, все не так и все не то. А я проснулся однажды и понял, что больше так не хочу. И вот уже несколько лет живу по-другому: просыпаюсь, встаю, благодарю Бога за то, что я встал и что этот день начался. Сейчас уже понимаю, что каждому возрасту соответствуют определенные мысли, и такое понимание жизни не могло прийти ко мне в 25, надо было пройти определенный путь, в том числе и потерь, и лишений, чтобы научиться ценить то, что ты имеешь. И я сейчас с этой мыслью живу.

Одновременно с презентацией альбома 9 октября в Кремле пройдет мой концерт. Это будет масштабное событие - на сцену выйдет 160 человек, симфонический оркестр под управлением дирижера Юрия Медяника и хор имени Свешникова. Это событие будет уникальным - я не планирую повторять его или возить по стране. Я мечтаю сыграть концерт один раз, сделать его съемку, и пусть он останется в истории. Это не коммерческое предприятие, я на нем не зарабатываю. Мне нужно спеть песни зрителям, и делаю я это, прежде всего, для себя, для своей души.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!