Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Международные трибуналы: описание, история, деятельность и уставы. Трибуналы международные

ТРИБУНАЛЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ

международные органы для суда над лицами (либо также над государствами) по обвинению в совершении международных преступлений, важнейшая составная часть механизма меж-дународного уголовного правосудия. После второй мировой войны создавались следующие Т.м.: а) Международный военный трибунал в Нюрнберге, действовавший на основе Устава международного военного трибунала 1945 г.:

б) Международный военный трибунал для Дальнего Востока - на основании Устава, утвержденного главнокомандующими союзных держав в Японии в 1946 г.;

в) Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г., в Гааге - на основании Устава, принятого Советом Безопасности ООН в 1993 г.: г) Международный уго-ловнный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного нрава, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств в период с 1 января 1994 г. по 31 декабря 1994 г., - на основании Устава, принятого в 1995 г. Советом Безопасности ООН.

Уставами двух последних трибуналов установлено, что юрисдикция Т.м. имеет приоритет по отношению к юрисдикции национальных судов. На любом этапе судебного разбирательства Т.м. может официально просить национальные суды передать ему производство по делу в соответствии с его уставом и правилами процедуры и доказывания Т.м.

Трибуналы для Югославии и Руанды состоят каждый из двух Судебных камер и одной Апелляционной камеры, Обвинителя и Секретариата. Камеры состоят из 11 независимых судей (по 3 в Судебных камерах и 5-в Апелляционной), причем в них не может быть 2 граждан одного и того же государства. В качестве судей избираются лица, обладающие высокими моральными качествами, беспристрастностью и добросовестностью,

которые удовлетворяют требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности. При определении общего состава камер должным образом учитывается опыт судей в области уголовного права, международного права, в том числе международного гуманитарного права и норм в области прав человека. Судьи Т.м. избираются Генеральной Ассамблеей ООН из представляемого Советом Безопасности ООН списка сроком на 4 года с правом переизбрания. Условия службы являются такими же, как у судей Между-народного суда ООН.

Наказание, назначаемое Судебной камерой, ограничивается тюремным заключением. При определении сроков тюремного заключения Судебная камера руководствуется общей практикой вынесения приговоров о тюремном заключении в судах соответственно Югославии и Руанды. Помимо тюремного заключения Судебная камера может отдавать приказ о возвращении любого имущества и доходов, приобретенных в результате преступного поведения,в том числе путем принуждения, их законным владельцам. -

В отношении Т.м., их судей, обвинителей, секретарей и персонала применяется Конвенция о привилегиях и имму-нитетах ООН 1946г.

Рабочими языками трибуналов для Югославии и Руанды являются английский и французский.

Панов В.П.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ТРИБУНАЛЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ" в других словарях:

    Юридический словарь

    трибуналы международные - международные органы, создаваемые для суда над физическими лицами и государствами по обвинению в международных преступлениях, важнейшая составная часть механизма международного уголовного правосудия. В различное время созданы следующие Т.м.: 1)… … Большой юридический словарь

    МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВОЕННЫЕ ТРИБУНАЛЫ - – первые в истории международные уголовные суды, учреждённые на основе специальных международных соглашений для наказания главных, военных преступников второй мировой войны. После окончания второй мировой войны для справедливого и быстрого суда… … Советский юридический словарь

    Юридический словарь

    суд - орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном законом данного государства процессуальном порядке. С. делятся на обычные и… … Большой юридический словарь

    Суд - орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном законом данного государства процессуальном порядке. Суды бывают обычные и… … Бухгалтерская энциклопедия

    Юридический словарь

    трибунал - (лат. tribunal) 1) в период Французской революции конца XVIII в. исключительные суды по делам о политических преступлениях: 2) в первые годы советской власти специальные суды революционные трибуналы; 3) В СССР и в РФ до 1992 г. военные Т. в… … Большой юридический словарь

    Международный судебный механизм и процедура, создаваемые мировым сообществом государств для рассмотрения уголовных деликтов и преступлений международного характера. В доктрине идея М.у.п. стала активно обсуждаться в XX в., когда для расследования … Юридический словарь

    Международный судебный орган по преследованию и наказанию главных военных преступников. М.в.т. для преступников европейских стран, сражавшихся на стороне нацистской Германии, был образован 8 августа 1945 г. по Лондонскому соглашению между… … Юридический словарь

Современное международное уголовное право, резюмируя преимущественное использование в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера национальных судебных и иных органов, предусматривает возможность создания международных учреждений для осуществления судебных функций в особых ситуациях. Такие учреждения конституируются и функционируют на основе международных договоров (статутов) или, как свидетельствует практика, на основе актов Совета Безопасности ООН.

Истории известны два выполнивших свои задачи судебных органа, именовавшихся международными военными трибуналами. Они действовали сразу же после окончания Второй мировой войны.

Первым - в соответствии с Соглашением между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции от 8 августа 1945 г. - был образован Международный военный трибунал, призванный выполнить судебные функции в отношении государственных и военных лидеров гитлеровской Германии. Вопросы его организации, юрисдикции и компетенции были решены в приложенном к Соглашению Уставе Международного военного трибунала.

Трибунал состоял из четырех членов и четырех заместителей - по одному от каждого из названных государств. Каждое государство назначило также своего главного обвинителя и соответствующий персонал. Главные обвинители, действовавшие в качестве комитета, выполняли свои обязанности как индиви-дуально, так и в сотрудничестве друг с другом. Для подсудимых были предусмотрены процессуальные гарантии, включая выделение защитников.

Трибунал, согласно Уставу, был наделен правом судить и наказывать лиц, совершивших действия, влекущие индивиду-альную ответственность: преступления против мира (планирование, подготовка, развя-зывание и ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров), военные преступления (действия, нарушающие закон или обычаи войны), преступления против человечности, убийства (истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости в отношении гражданского населения).

Трибунал был создан с ориентацией на неопределенное количество судебных процессов. Его постоянным местонахождением был назначен Берлин, где и состоялось первое организационное заседание 9 октября 1945 г. На практике его деятельность ограничилась Нюрнбергским процессом, проведенным в период с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г. Порядок заседаний и судебного разбирательства был зафиксирован в Уставе и в регламенте. В качестве санкции к виновным предусматривались смертная казнь или другое наказание. Приговор Трибунала считался окончательным, не подлежал пересмотру и приводился в исполнение согласно приказу Контрольного совета в Германии - единственного органа, компетентного изменить приговор и рассматривать ходатайства осужденных о помиловании. Приговор в отношении осужденных к смертной казни после отклонения ходатайства о помиловании был приведен в исполнение в ночь на 16 октября 1946 г.

Генеральная Ассамблея ООН 11 декабря 1946 г. приняла резолюцию, подтвердившую принципы международного права, воплощенные в Уставе Нюрнбергского трибунала и в его приговоре.

Второй Международный военный трибунал был предназна-чен для суда над главными японскими преступниками и получил название Токийского. Его правовой основой был также специально для него принятый группой государств Устав.

Этот Трибунал включал представителей 11 государств - СССР, США, Китая, Великобритании, Франции, Нидерландов, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Филиппин. Предусматривался лишь один главный обвинитель, назначавшийся главнокомандующим оккупационными войсками в Японии (представитель США); все остальные государства, представленные в Трибунале, назначали дополнительных обвинителей. Токийский процесс был проведен в период с 3 мая 1946 г. по 12 ноября 1948 г. и завершился вынесением обвинительного приговора.

Потенциальная возможность создания новых международных судебных учреждений была зафиксирована в конвенциях о таких международных преступлениях, как геноцид и апартеид. Так, согласно ст. VI Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него лица, обвиняемые в совершении геноцида, «должны быть судимы компетентным судом того государства, на территории которого было совершено это деяние, или таким международным уголовным судом, который может иметь юрисдикцию в отношении сторон настоящей Конвенции, признавших юрисдикцию такого суда».

Уникальной по своему характеру можно считать Резолюцию Совета Безопасности ООН 827 от 25 мая 1993 г. относительно учреждения Международного трибунала с целью судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии, где разгорелся трагический для народов вооруженный конфликт. Одновременно был утвержден Устав (Статут) Трибунала1.

Устав определяет юрисдикцию Трибунала в отношении лиц, совершающих серьезные нарушения правил Женевских конвенций 1949 г. и других норм, в том числе такие деяния, как умышленное убийство или причинение тяжелых страданий, пытки и бесчеловечное обращение, взятие гражданских лиц в качестве заложников или их незаконное депортирование, применение видов оружия, предназначенных для причинения излишних страданий, геноцид и т. д.

Трибунал состоит из 11 независимых судей, выделяемых государствами и избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на четыре года из представляемого Советом Безопасности списка, а также включает обвинителя, назначаемого Советом Безопасности по рекомендации Генерального секретаря ООН.

В составе Трибунала выделяют две судебные камеры (по три судьи в каждой) и апел-ляционную камеру (пять судей). Местопребывание - г. Гаага.

В Уставе сформулированы полномочия обвинителя по расследованию и составлению обвинительного заключения, оговорены права подозреваемого, в том числе на услуги адвоката, и права обвиняемого в процессе судебного разбирательства (в соответствии с положениями Международного пакта о гражданских и политических правах). Регламентированы процедура судебного разбирательства и порядок вынесения приговора и назначения наказания в виде тюремного заключения, сроки которого устанавливаются с учетом практики вынесения при-говоров в судах бывшей Югославии. Судебные камеры согласно ст. 20 Устава обеспечивают справедливое и оперативное судебное разбирательство и осуществление судопроизводства в соответствии с правилами процедуры и доказывания при полном уважении прав обвиняемого и надлежащем обеспечении защиты жертв (потерпевших) и свидетелей. Лицо, в отношении которого утверждено обвинительное заключение, заключается под стражу, информируется о предъявляемых ему обвинениях и направляется в место нахождения Трибунала. В ст. 21 зафиксированы права обвиняемого, в том числе на справедливое и публичное разбирательство дела, на защиту себя лично или через выбранного им самим защитника, на пользование бесплатной помощью переводчика и на другие процессуальные гарантии. Тюремное заключение отбывается в государстве, определенном Трибуналом из перечня государств, заявивших о готовности принять осужденных лиц; при этом применяется законодательство соответствующего государства при надзоре со стороны Трибунала. Уже известны первые приговоры Трибунала. Практическая деятельность этого судебного учреждения вызывает критические замечания ввиду селективного подхода и процедурных нарушений в ходе привлечения лиц к ответственности.

В 1994 г. также в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН был создан Международный трибунал по Руан-Де с целью судебного преследования лиц, ответственных за ге-

ноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права в период межэтнического конфликта в Руанде. Положения Устава этого Трибунала в главных чертах аналогичны приведенным выше формулировкам.

На дипломатической конференции представителей ООН по учреждению Международного уголовного суда, состоявшейся в Риме, был принят 17 июля 1998 г. и открыт для подписания Римский статут Международного уголовного суда. Его подписали более 140 государств, из них около 90 его ратифицировали (март 2003 г.). Российская Федерация пока не ратифицировала Статут и не участвует в деятельности Суда. Статут вступил в силу 1 июля 2002 г. На первой Ассамблее государств - участников Статута в сентябре 2002 г. были приняты Правила процедуры и доказывания и документ «Элементы преступлений».

Международный уголовный суд обладает международной правосубъектностью и является «постоянным органом, уполномоченным осуществлять юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества». Он призван дополнять национальные органы уголовной юстиции.

В соответствии со Статутом Суд обладает юрисдикцией в отношении следующих преступлений: 1) преступление геноцида; 2) преступления против человечности; 3) военные преступления; 4) преступление агрессии. Имеются в виду деяния, совершенные после вступления в силу Статута. Было решено, что Суд начнет осуществлять юрисдикцию в отношении преступления агрессии после принятия общеприемлемого определения этого деяния. Применительно к осуществлению юрисдикции Суда предусмотрена особая роль государства - участника Статута, Совета Безопасности ООН и Прокурора Суда («передача ситуации»). В Статуте сформулированы компоненты применимого права, включая общие принципы уголовного права, и содержание юрисдикции Суда Ё отношении физических лиц. Суд имеет апелляционное отделение, судебное отделение и отделение предварительного производства.

Суд состоит из 18 судей, избранных Ассамблеей государств - участников Статута в феврале 2003 г.

Предусмотрена должность Прокурора, компетентного в возбуждении дел о расследовании и уголовном преследовании.

Статут регламентирует процедуру судебного разбирательства в рамках судебной палаты и апелляционного производства. Обвиняемый присутствует на судебном разбирательстве, имеет право на публичное и справедливое слушание и на гарантии, сформулированные в Статуте в соответствии с положениями ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Предусмотрены различные методы международного сотрудничества и правовой помощи.

Применимые меры наказания - лишение свободы на срок, не превышающий 30 лет, или пожизненное лишение свободы; возможны также штраф и конфискация доходов, имущества и активов, полученных прямо или косвенно в результате преступления. Наказание в виде лишения свободы отбывается в государстве, определяемом Судом из перечня государств, уведомивших Суд о своей готовности принять лиц, которым вынесен приговор. Исполнение наказания осуществляется под надзором Суда.

Международный трибунал – орган, создаваемый для суда над лицами, обвиняемыми в совершении международных преступлений. Трибунал функционирует не на постоянной основе, он учреждается для рассмотрения дел, объединенных общими признаками (например, преступлений, совершенных на определенной территории). Орган создается, если преступления носят массовый характер, а государство, где они совершаются, не в состоянии защитить граждан. Для учреждения необходим международный договор или резолюция Совета Безопасности ООН. Устав ООН прямо не предусматривает право СБ ООН создавать трибуналы. Согласно статье 29 Устава, Совет Безопасности может учреждать такие вспомогательные органы, какие он найдет необходимыми для выполнения своих функций.

Помимо Международного суда, который является главным судебным органом ООН, существует целый ряд международных судов и трибуналов, ассоциированных с ООН в разной степени.

Международные трибуналы по бывшей Югославии и Руанде

Резолюцией СБ ООН 827 (1993 г.) был учрежден Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ), деятельность которого сосредоточена на судебном преследовании и предании суду высших руководителей, подозреваемых в преступлениях, совершенных на территории бывшей Югославии с 1991 г. В их числе нарушение законов и обычаев войны, геноцид и преступления против человечности. Штаб-квартира МТБЮ в Гааге (Нидерланды). Работа МТБЮ еще не окончена, к настоящему времени были выдвинуты обвинения против 161 человека, в отношении 147 из них судебные разбирательства завершены.

На основе резолюций СБ ООН 955 (1994 г.) и 977 (1995 г.) был создан Международный трибунал по Руанде (МТР). Причиной для его учреждения стали события, произошедшие в стране в 1994 г. на фоне гражданской войны - радикально настроенные представители племени хуту убили порядка 1 млн тутси и хуту. МТР осуществляет судебное преследование лиц, ответственных за геноцид и другие нарушения международного гуманитарного права, совершенные в Руанде и соседних государствах руандийскими гражданами в 1994 г. Штаб-квартира МТР в Аруше (Танзания). Работа должна быть завершена до конца 2015 г. Трибунал рассмотрел 93 дела против высших должностных лиц и офицеров, крупных предпринимателей, религиозных и общественных лидеров. В отношении 61 из них были вынесены обвинительные приговоры.

Трибунал над "красными кхмерами"

Трибунал над "красными кхмерами" - международно-национальный суд, созданный ООН и правительством Камбоджи. Его официальное название - Чрезвычайные палаты в Судах Камбоджи для преследования за преступления, совершенные в период Демократической Кампучии.

Юрисдикция палат распространяется на преступления против человечности, военные преступления и геноцид, а также другие преступления (убийства, пытки и преследования за религиозные убеждения), совершенные с 17 апреля 1975 г. по 6 января 1979 г. В этот период, когда страной правили «красные кхмеры» (экстремистское крыло камбоджийской компартии во главе с Пол Потом), были убиты, умерли от голода, болезней и каторжного труда от 1,7 млн до 2,75 млн человек.

Трибунал был учрежден в соответствии с соглашением, заключенным ООН и правительством Камбоджи 6 июня 2003 г. (ратифицировано парламентом Камбоджи в 2004 г., вступило в силу в 2005 г.). В его состав вошли как камбоджийские, так и иностранные судьи. Местом пребывания трибунала был выбран Пномпень. Высшая мера наказания - пожизненное заключение. Судьи приступили к работе весной 2009 г.

К этому времени в живых остались пятеро лидеров "красных кхмеров". Им было предъявлено обвинение в геноциде, нарушении прав человека и военных преступлениях. Главный идеолог движения Нуон Чеа, президент Демократической Кампучии Кхиеу Сампхан и начальник тюрьмы С-21 Канг Киек Иеу были приговорены к пожизненному заключению. Заместитель премьер-министра по иностранным делам Иенг Сари не дожил до приговора (скончался в марте 2013 г.). Его жена Иенг Тирит, возглавлявшая министерство социального обеспечения, была признана недееспособной.

Кроме этих главных обвиняемых, трибунал вел расследование в отношении ряда «красных кхмеров» более низкого уровня - руководителей трудовых лагерей и командиров, отвечавших за арест и перевозку заключенных (их имена не разглашаются). Однако никто из них не был арестован, в связи с чем в адрес правительства Камбоджи раздавались обвинения в нежелании сотрудничать с ООН в привлечении к суду всех виновных. По мнению же действующего премьер-министра страны Хун Сена, новые аресты могут негативно сказаться на внутриполитической ситуации в стране.

С учетом времени, необходимого для рассмотрения апелляций, ожидается, что трибунал завершит работу в конце 2018 г.

Специальные трибуналы по Сьерра-Леоне и Ливану

По резолюции СБ ООН 1315 (2000 г.) в 2004-2013 гг. действовал Специальный суд (трибунал) по Сьерра-Леоне, который осуществлял уголовное преследование лиц, ответственных за нарушения международного гуманитарного права и законов страны, совершенные на ее территории после 30 ноября 1996 г. во время гражданской войны. Штаб-квартира располагалась в столице, в г. Фритаун. В 2012 г. экс-президент Чарльз Тейлор, признанный виновным в военных преступлениях и преступлениях против человечности был приговорен к 50 годам тюрьмы. В 2013 г. трибунал выполнил свой мандат и завершил работу.

Согласно резолюции СБ ООН 1757 (2007 г.) действует Специальный трибунал по Ливану (СТЛ). Его цель - судебное преследование лиц, виновных в гибели 14 февраля 2005 г. бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири и других лиц. Трибунал наделен также юрисдикцией над обвиняемыми в "других преступлениях в Ливане, совершенных с 1 октября 2004 г. по 12 декабря 2005 г. или в любой последующий период, установленный ООН и Ливаном с согласия Совета Безопасности". Штаб-квартира в Гааге (Нидерланды). В январе 2015 г. срок полномочий был продлен до марта 2018 г. В январе 2014 г. начался суд по делу пятерых обвиняемых. Поскольку по международным ордерам, выданным трибуналом на их арест, никто задержан не был, слушания проходят заочно.

МТБЮ, МТР и СТЛ являются вспомогательными органами СБ ООН.

Международный уголовный суд

В 2002 г. начал работу Международный уголовный суд (МУС), учрежденный на основе Римского статута, принятого на конференции полномочных представителей под эгидой ООН в июле 1998 г. в Риме. Это первый постоянный международный орган уголовной юстиции, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления, преступления против человечности и агрессию. Это независимая структура, связанная с ООН особым соглашением о сотрудничестве. МУС может возбуждать дела по представлению СБ ООН.

Создание Международного трибунала по пиратству

В мае 2009 г. президент РФ Дмитрий Медведев выступил с инициативой, касающейся судебного преследования пиратов, включая возможное создание Международного трибунала по пиратству. С 2010 г. СБ ООН принял несколько резолюций, призывающих продолжить рассмотрение этого вопроса.

Современное международное уголовное право, презюмируя преимущественное использование в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера национальных судебных и иных органов, предусматривает воз­можность создания международных учреждений для осущест­вления судебных функций в особых ситуациях. Такие учреж­дения конституируются и функционируют на основе междуна­родных договоров или, как свидетельствует практика, на осно­ве акта Совета Безопасности ООН.

Истории известны два выполнивших свои задачи судеб­ных органа, именовавшихся Международными военными три­буналами. Они действовали сразу же после окончания второй мировой войны.

Первым - в соответствии с Соглашением между прави­тельствами СССР, США, Великобритании и Франции от 8 авгу­ста 1945 г. - был образован Международный военный трибу­нал, призванный выполнить судебные функции в отношении государственных и военных лидеров гитлеровской Германии. Вопросы его организации, юрисдикции и компетенции были решены в приложенном к Соглашению Уставе Международно­го военного трибунала.

Трибунал состоял из четырех членов и четырех замести­телей - по одному от каждого из названных государств. Каж­дое государство назначило также своего главного обвинителя и соответствующий персонал. Главные обвинители, действовав­шие в качестве комитета, выполняли свои обязанности как ин­дивидуально, так и в сотрудничестве друг с другом. Для подсу­димых были предусмотрены процессуальные гарантии, вклю­чая выделение защитников.

Трибунал, согласно Уставу, был наделен правом судить и наказывать лиц, совершивших действия, влекущие индивиду­альную ответственность: преступления против мира (планиро­вание, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров), военные преступления (действия, нарушающие закон или обычаи вой­ны), преступления против человечности, убийства (истребле­ние, порабощение, ссылка и другие жестокости в отношении гражданского населения).



Трибунал был создан с ориентацией на неопределенное количество судебных процессов. Его постоянным местонахож­дением был назначен Берлин, где и состоялось первое органи­зационное заседание 9 октября 1945 г. На практике его дея­тельность ограничилась Нюрнбергским процессом, проведенным в период с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г. Порядок засе­даний и судебного разбирательства был зафиксирован в Уставе и в регламенте. В качестве санкции к виновным предусматри­вались смертная казнь или другое наказание. Приговор Трибу­нала считался окончательным, не подлежал пересмотру и при­водился в исполнение согласно приказу Контрольного совета в Германии - единственного органа, компетентного изменить приговор и рассматривать ходатайства осужденных о помило­вании. Приговор в отношении осужденных к смертной казни после отклонения ходатайства о помиловании был приведен в исполнение в ночь на 16 октября 1946 г."

Генеральная Ассамблея ООН 11 декабря 1946 г. приняла резолюцию, подтвердившую принципы международного права, воплощенные в Уставе Нюрнбергского трибунала и в его приго­воре.

Второй Международный военный трибунал был предна­значен для суда над главными японскими преступниками и по­лучил название Токийского. Его правовой основой был также специально для него принятый группой государств Устав.

Этот Трибунал включал представителей 11 государств - СССР, США, Китая, Великобритании, Франции, Нидерландов, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Филиппин. Пре­дусматривался лишь один главный обвинитель, назначавшийся главнокомандующим оккупационными войсками в Японии (пред­ставитель США); все остальные государства, представленные в трибунале, назначали дополнительных обвинителей. Токийский процесс был проведен в период с 3 мая 1946 г. по 12 ноября 1948 г. и завершился вынесением обвинительного приговора.

Потенциальная возможность создания новых международ­ных судебных учреждений была зафиксирована в конвенциях о таких международных преступлениях, как геноцид и апарте­ид. Так, согласно ст. VI Конвенции о предупреждении преступ­ления геноцида и наказании за него, лица, обвиняемые в совер­шении геноцида, "должны быть судимы компетентным судом того государства, на территории которого было совершено это деяние, или таким международным уголовным судом, который может иметь юрисдикцию в отношении сторон настоящей Кон­венции, признавших юрисдикцию такого суда".

Существуют различные научные предложения и офици­альные проекты формирования постоянного Международного уголовного суда для рассмотрения дел и преследования лиц, виновных в совершении преступлений против международного права. В отличие от прежних и действующих трибуналов он не должен быть ограничен временными и пространственными пре­делами.

В последние годы проблемой осуществления уголовной юрисдикции на межгосударственном уровне активно занима­лась Комиссия международного права ООН, перед которой этот вопрос был поставлен Генеральной Ассамблеей ООН еще в 1948 г. От имени Комиссии подготовлены рекомендации относи­тельно учреждения такого суда на основе многостороннего до­говора в форме Устава (статута). Суд предполагается как орган юстиции в отношении физических лиц, а не государств (впро­чем, допускается в перспективе распространение его компетен­ции и на государства). Юрисдикция суда должна охватывать преступления, определяемые в Кодексе преступлений против мира и безопасности человечества, и иные подобные деяния, отнесенные к "международным и транснациональным" (очевидно, имеются в виду и преступления международного характера), и, следовательно, должна быть связана с соответствующими меж­дународными конвенциями.

Некоторые специалисты считают преобладающей точку зрения, согласно которой юрисдикция Суда должна быть огра­ничена такими деяниями, как агрессия, геноцид, преступления против человечности, военные преступления, которые в ком­плексе именуются преступлениями по общему международно­му праву.

Признано единственно приемлемым включение в Устав точ­ных формулировок относительно подлежащих рассмотрению преступлений и назначаемых Судом наказаний за каждое пре­ступление. Основными мерами наказания должно быть по­жизненное заключение или лишение свободы на определенный срок. Предметом дискуссии остается вопрос о возможности при­менения смертной казни.

Предполагаемая структура Суда: председатель, замести­тели, президиум, выполняющий как судебные, так и админист­ративные функции. Непосредственное рассмотрение дел и вынесение приговоров осуществляют судебные палаты, а также апелляционная палата. В контакте с Судом должна находиться независимая прокуратура. Обсуждаются два варианта ее дея­тельности: 1) самостоятельное расследование, проводимое в со­ответствующих государствах от имени международного Сооб­щества; 2) расследование через национальные компетентные органы в рамках сотрудничества. Предусмотрено соблюдение процессуальных гарантий в пределах как минимум ст. 14 и 15 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Уникальной по своему характеру можно считать Резолю­цию Совета Безопасности ООН 827 от 25 мая 1993 г. относитель­но учреждения Международного трибунала, с целью судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии, где разгорелся трагический для народов вооружен­ный конфликт. Одновременно был утвержден Устав (Статут) трибунала*.


* Документ ООН S/25704.

Устав определяет юрисдикцию трибунала в отношении лиц, совершающих серьезные нарушения правил Женевских кон­венций 1949 г. и других норм, в том числе такие деяния, как умышленное убийство или причинение тяжелых страданий, пытки и бесчеловечное обращение, взятие гражданских лиц в качестве заложников или их незаконное депортирование, при­менение видов оружия, предназначенных для причинения из­лишних страданий, геноцид и т. д.

Трибунал состоит из 11 независимых судей, выделяемых государствами и избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на 4 года из представляемого Советом Безопасности списка, а так­же включает обвинителя, назначаемого Советом Безопасности по рекомендации Генерального секретаря ООН. В мае 1997 г. Генеральная Ассамблея ООН избрала новый состав судей Ме­ждународного трибунала. Ими стали представители Великобри­тании, Италии, Франции, Португалии, США, КНР, Малайзии, Египта, Замбии. Колумбии, Гайаны. В составе Трибунала выде­ляют две судебные камеры (по три судьи в каждой) и апелля­ционную камеру (пять судей). Местопребывание - г. Гаага.

В Уставе сформулированы полномочия обвинителя по рас­следованию и составлению обвинительного заключения, огово­рены права подозреваемого, в том числе на услуги адвоката, и права обвиняемого в процессе судебного разбирательства (в со­ответствии с положениями Международного пакта о гражданских и политических правах). Регламентированы процедура судебного разбирательства и порядок вынесения приговора и назначения наказания в виде тюремного заключения, сроки которого устанавливаются с учетом практики вынесения при­говоров в судах бывшей Югославии. Судебные камеры согласно ст. 20 Устава обеспечивают справедливое и оперативное судеб­ное разбирательство и осуществление судопроизводства в со­ответствии с правилами процедуры и доказывания при полном уважении прав обвиняемого и надлежащем обеспечении защи­ты жертв (потерпевших) и свидетелей.. Лицо, в отношении ко­торого утверждено обвинительное заключение, заключается под стражу, информируется о предъявляемых ему обвинениях и направляется в место нахождения Трибунала. В ст. 21 зафик­сированы права обвиняемого, в том числе на справедливое и публичное разбирательство дела, на защиту себя лично или через выбранного им самим защитника, на пользование бес­платной помощью переводчика и на другие процессуальные га­рантии. Тюремное заключение отбывается в государстве, опре­деленном Трибуналом из перечня государств, заявивших о го­товности принять осужденных лиц; при этом применяется за­ законодательство соответствующего государства при надзоре со стороны Трибунала. Уже известны первые приговоры Трибунала.

В 1994 г. также в соответствии с резолюцией Совета Безо­пасности ООН был создан Международный трибунал по Руан­де с целью судебного преследования лиц, ответственных за ге­ноцид и другие серьезные нарушения международного гумани­тарного права в период межэтнического конфликта в Руанде. Положения Устава этого Трибунала в главных чертах анало­гичны приведенным выше формулировкам.

Литература

Блищенко И. П., Фисенко И. В. Международный уголов­ный суд. М.,1994.

Верещетин В. С. Международный уголовный суд: новые перспективы? // Московский журнал международного права. 1993. № 2 (продолжение - 1994. № 1, 4).

Клеандров М. И. Экономический суд СНГ: статус, пробле­мы, перспективы. Тюмень, 1995.

Кожевников Ф. И., Шармазанашвили Г. В. Международ­ный Суд ООН. Организация, цели, практика. М., 1971.

Колодкин Р. А., Панин И. А. Обсуждение проекта Устава Международного уголовного суда в Специальном комитете Ге­неральной Ассамблеи ООН // Московский журнал междуна­родного права.1996. № 4.

Лазарев С. Л. Международный арбитраж. М., 1991.

Фисенко И. В. Практика Экономического суда Содружест­ва Независимых Государств // Московский журнал междуна­родного права. 1997. № 3.

Шинкарецкая Г. Г. Международная судебная процедура. М., 1992.

Энтин М. Л. Международные судебные учреждения. Роль международных арбитражных и судебных органов в разреше­нии межгосударственных споров. М., 1994.


международные судебные учреждения, создаваемые на основе международных договоров или акта Совета Безопасности для рассмотрения дел о международных преступлениях (см. Преступления против мира и безо- пасности человечества). Первый Международный Военный Трибунал был создан в соответствии с Соглашением между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции 8 августа 1945 для суда над главными немецкими военными преступниками, виновными в развязывании Второй мировой войны и преступлениях против мира, военных преступлениях и преступлениях против человечности (идея его создания была выдвинута в заявлении Правительства СССР от 14 октября 1942). Одновременно был утвержден и Устав Трибунала, определивший его организацию, юрисдикцию и функции. Он предусматривал, что Международный Трибунал состоит из четырех членов и их заместителей (по одному члену и одному заместителю от каждой страны - участницы Соглашения). Каждое государство назначало своего главного обвинителя (а также соответствующий персонал). Для подсудимых предусматривались определенные процессуальные гарантии, в т.ч. выделение защитников. В соответствии с Уставом Трибунал имел право приговорить виновного к смертной казни или другому наказанию, которое признает справедливым. Приговор Военного Трибунала признавался окончательным и пересмотру не подлежал. В Уставе определялись и составы международных преступлений: против мира, военных преступлений, против человечности, решались другие материально-правовые вопросы (ответственность за соучастие в совершении международных преступлений, недопустимость ссылки на приказ начальника как основание для исключения ответственности за совершенное преступление и др.). Трибунал заседал в Нюрнберге 20 ноября 1945 - 1 октября 1946. Суду были преданы 24 высших государственных и военных деятеля фашистской Германии. 12 из них были приговорены к смертной казни, остальные - к пожизненному или длительному тюремному заключению. В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1946 были подтверждены принципы международного права, зафиксированные в Уставе Нюрнбергского Трибунала и его приговоре. Второй Международный военный трибунал (Токийский) был создан для суда над главными японскими военными преступниками. Его правовые основы также были сформулированы в Уставе этого Трибунала. В состав Трибунала входили представители 11 государств - СССР, США, Китая, Великобритании, Франции, Нидерландов, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Филиппин. В Токийском Трибунале предусматривался лишь один главный обвинитель (назначавшийся главнокомандующим оккупационными войсками в Японии - представитель США), а другие государства-участники назначали дополнительных обвинителей. Токийский Трибунал заседал 3 мая 1946 - 12 ноября 1948 и завершился вынесением обвинительного приговора (7 преступников были приговорены к смертной казни). Возможность создания новых международных судебных учреждений зафиксирована в ряде Международных конвенций, например, об ответственности за геноцид, а также в специальных резолюциях Совета Безопасности ООН. Так, резолюцией № 827 от 25 мая 1993 был создан Международный Трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии. Этой же резолюцией был утвержден и Устав Международного Трибунала, в котором определялись юрисдикция, составы подсудных международных преступлений, принципы организации и деятельности (в том числе процедуры доказывания, судебного разбирательства), права обвиняемого, меры наказания, процедуры пересмотра судебного решения, исполнения приговора, помилования или смягчения приговора. В состав Трибунала вошли 11 независимых судей, избранных Генеральной Ассамблеей ООН на 4 года из представленного Советом Безопасности списка, обвинитель (назначаемый Советом Безопасности по рекомендации Генерального секретаря ООН), и Секретариат, обслуживающий как камеры, так и обвинителя. В составе Трибунала выделены две судебные камеры (по три судьи в каждой) и апелляционная камера (пять судей). Наказание назначается судебной камерой и ограничивается тюремным заключением, сроки которого определяются на основе общей практики вынесения приговоров о тюремном заключении в судах бывшей Югославии. Заключение отбывается в государстве, определенном Международным Трибуналом на основе перечня государств, которые заявили Совету Безопасности о своей готовности принять осужденных лиц, в соответствии с законодательством соответствующего государства при надзоре со стороны Международного Трибунала. Резолюцией № 955 от 8 ноября 1994 Советом Безопасности был учрежден Международный уголовный Трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды в период с 1 января 1994 по 31 декабря 1994, и принят Устав этого Международного Трибунала. Юрисдикция, принципы организации и деятельности Международного Трибунала по Руанде сходны с таковыми, установленными в отношении Международного Трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии. В 1998 был принят Статут Международного уголовного суда. Он стал постоянным судебным органом, призванным осуществлять правосудие в отношении лиц, совершивших преступления против человечности, военные преступления и т.п. Л.В. Наумов

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!