Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Матильда кшесинская биография личная жизнь дети. Болеро в исполнении натальи осиповой и романа костомарова

Все мы уже устали от шума вокруг еще не вышедшего в прокат фильма «Матильда». Прежде чем готовиться к Крестовому походу против Алексея Учителя, стоит немного разобраться в исторической подоплеке. Любовный роман последнего императора и балерины – это просто детский лепет по сравнению с похождениями других правителей России. И даже несмотря на то, что Николай II был канонизирован РПЦ, он, в первую очередь, был человеком с человеческими желаниями и потребностями. Как все начиналось? Почему в патриархальной стране поселились такие нравы? Кто нарушил императорский кодекс и поплатился за это жизнью? Рассказываем в этом материале.

Правившая в России более трехсот лет династия Романовых считалась одной из самых могущественных и любвеобильных в Европе. Причем своими амурными делами славились как мужчины, так и женщины. Авторитет царской особы не должен был подвергаться сомнению – это был один из основных столпов, поддерживающих династию. Среди монарших особ действовал негласный свод правил поведения со своими фаворитами. Такие связи, как правило, усердно скрывались, побочные дети отдавались на воспитание в благородные семьи, а «испорченные» барышни замуж. Своих любимцев было принято поощрять подарками и часто менять, но ни в коем случае не вступать с ними в неравные (морганатические) браки, чтобы не замарать царское имя и благородную кровь. В основном, все правители придерживались этого кодекса.

Женщины Петра I

Петр I – не только великий реформатор, первый русский император, талантливый стратег и просто хороший плотник. Именно он совершил первую сексуальную революцию в России. Надышавшись свободным европейским воздухом в путешествиях, Петр не захотел возвращаться в темные и тесные московские терема своих богобоязненных предков. Молодой и энергичный император так возненавидел старую столицу, что решился на радикальные меры. Так вырос Петербург, а вместе с ним пришли к нам европейские нравы и порядки.

Петр реформировал не только патриархальную страну, но и собственную личную жизнь. Нелюбимую жену заточил в монастырь, непослушного царевича заморил в крепости, возвел на престол простолюдинку легкого нрава. У Великого императора было огромное количество любовниц, к которым он быстро остывал, и множество незаконных детей. Последней любовью Петра считается княжна Мария Кантемир, которая должна была родить императору ребенка. Официальная жена императора – в будущем императрица Екатерина I, опасаясь, что муж может оставить ее ради новой любовницы, подкупила доктора, чтобы тот прервал беременность Марии. По другой версии, у княжны родился мальчик, но долго не прожил. Как бы то ни было, расчетливая Екатерина и ее приближенные наверняка приложили руку к разрыву Петра и Марии.

Екатерина I, пожалуй, одна из самых уникальных женщин в русской истории. Она прошла нелегкий путь от служанки и любовницы до императрицы. Именно она стала эталоном для будущих правительниц. Екатерина добилась многого, но создал ее все-таки Петр.

Мария Кантемир

Век императриц

XVIII век – первый и последний век в русской истории, когда страной управляли женщины. Обе Екатерины, Елизавета и Анна в рутине государственных дел, находили время и на многочисленных любовников, которые, благодаря близкой дружбе с правительницами, строили блестящие карьеры в армии и при дворе.

Будучи всем обязанной милости Петра, Екатерина I, обладая натурой ветреной, не собиралась хранить ему верность. Доподлинно известна ее связь с Виллимом Монсом – камергером императорского двора. Петр, узнав о неверности своей супруги, решил жестоко проучить ее. Монса казнили, а его заспиртованную голову приказано было отнести в покои императрицы.

С женщинами Петр не церемонился. Свою племянницу Анну Иоанновну он выдал замуж почти силой для упрочения своих завоеваний во время Северной войны. Через два месяца после свадьбы муж неожиданно умер, и Анна осталась семнадцатилетней вдовой, одна в дикой для нее Курляндской земле. Долгие годы ее единственным любовником был Петр Бестужев-Рюмин, который мало того, что был старше почти на 30 лет, так еще и беспощадно изменял ей. После его отъезда в ее жизни появляется курляндский дворянин Эрнст Иоганн Бирон, которого она позже забрала с собой в Петербург в качестве неофициального супруга. И все же на фоне других императриц Анна выглядит совсем скромницей.

Елизавета – дочь Петра I и Екатерины 1 совершила в 1741 году переворот, вернув престол прямой линии своего отца. Ее жизнь была похожа на сплошной карнавал, состоящий из балов, маскарадов и молодых любовников. Прибывшая к ее двору в качестве невесты будущего наследника София Августа Фредерика – будущая императрица Екатерина II многому научилась у дочери Петра и во многом обогнала свою предшественницу.

Екатерина II – единственная из четырех императриц имела политический талант и огромную работоспособность. Однако государственные дела не мешали Великой императрице приятно проводить время. В ее покоях успели побывать более двадцати официальных фаворитов. У Екатерины было несколько внебрачных детей, которые сразу же после рождения передавались на воспитания в дворянские семьи.

Тайна происхождения единственного законного сына Екатерины императора Павла I до сих пор вызывает споры. По некоторым данным, его настоящим отцом являлся не император Петр III − законный, но нелюбимый супруг Екатерины, а ее первый фаворит Сергей Салтыков. Если это действительно так, то династия Романовых пресеклась еще в середине XVIII века.

Как получилось, что в патриархальной стране женщины вели столь раскованный образ жизни? Как ни парадоксально, но прекрасный пол был обязан своими правами мужчине! Петр I раскрепостил русскую женщину. Он позволил ей посещать мужские собрания, ослабил церковные тиски, приучил к парижским туалетам и всячески поощрял женское образование. Дамы воспользовались своей свободой в полной мере. Четыре императрицы не только были примером для других, но и выступали неким гарантом женских прав.

XIX век снова отодвинул прекрасный пол на второй план. Своим указом о престолонаследии Павел I исключил все возможности передачи власти женщине.


Екатерина II

Несчастливый брак Александра I

Начало XIX века ознаменовалось последним в истории России дворцовым переворотом. В марте 1801 года заговорщики расправились с Павлом I и возвели на престол его старшего сына Александра, эпоха правления которого считается одной из самых противоречивых в истории России. Немало вопросов вызывает и личная жизнь монарха.

Отношения императора Александра I и императрицы Елизаветы Алексеевны (Луизы Марии Августы Баденской) всегда были далеки от идеала. Они поженились в 1793 году еще при жизни бабки Александра Екатерины Великой. Короткий период любви быстро закончился, когда молодые люди поняли, что их характеры и взгляды несовместимы. Александр быстро потерял интерес к некогда любимой жене. Елизавета, пораженная пышностью русского двора, тяжело привыкала к новой жизни. Муж был ее единственной опорой. Когда же он начал отдаляться, она осталась в полном одиночестве. Вскоре Александр Павлович, уже не стесняясь, начал заводить интрижки на стороне.

Будучи по своей природе натурой романтической, Елизавета вскоре сошлась с другом Александра Адамом Чарторыйским. И, каким-то чудом, спустя пять лет, в бездетной семье наследника родилась дочь Мария. При дворе сразу поняли, что к чему. Чарторыйского незамедлительно выслали из Петербурга.

Елизавета замкнулась и сосредоточилась на ребенке, который, по злой воле судьбы, прожил всего год. В это время ни для кого в Петербурге не было тайной, что Александр состоял в связи с Марией Нарышкиной. Эти отношения завершились в 1813 году, когда император окончательно устал от бесконечных измен своей любовницы. До сих пор неизвестно, были ли у них общие дети. Некоторые историки утверждают, что дочь Нарышкиной Софья была ребенком царя. Александр I очень любил девочку, и когда она скончалась в шестнадцатилетнем возрасте, долго не мог прийти в себя.

Отношения супругов напоминали плохую декорацию, и Елизавету не очень-то и жалели. Придворные презирали ее за то, что она не пыталась вернуть расположение мужа, а вдовствующая императрица плела против нее интриги. Вскоре в жизни Елизаветы появилась новая любовь: ее избранником стал штаб-ротмистр Алексей Охотников. Трепетные и страстные отношения любовников длились несколько лет и оборвались трагически. В 1806 году Охотников умер от туберкулеза. В этом же году Елизавета родила девочку, и этот ребенок тоже прожил недолго.

После всех любовных неудач и трагических жизненных перипетий Александр и Елизавета вновь сблизились, и последние годы жизни окружили друг друга вниманием и дружеской поддержкой. Александр умер 19 ноября 1825 года. Елизавета скончалась меньше чем через год после его смерти.


Елизавета Алексеевна

Роковая страсть Александра II

Александр II – единственный император, который нарушил правила негласного кодекса и не посчитался с интересами династии. Он вывел из тени свою любовницу и этим навлек на себя гнев семьи и родовитого дворянства, что, по мнению некоторых историков, и привело к его трагической гибели.

Члены императорской семьи с ранних лет отмечали необычайную влюбчивость будущего императора. Бесконечными увлечениями сына Николай I был крайне недоволен и неоднократно делал ему выговоры. Когда наступило время выбирать невесту, Александр со свитой отправился в Европу. В небольшом немецком городе Дармштадт он встретил свою будущую жену – впоследствии императрицу Марию Александровну. Желание наследника жениться на дармштадской принцессе родители приняли без энтузиазма – в высших кругах ходили слухи о неблагородном происхождении девушки.

Волнения коронованных родителей на этом не закончились. В Англии у цесаревича начался роман с юной королевой Викторией. Сложившаяся ситуация была с тревогой воспринята как в Лондоне, так и в Петербурге. Влюбленным пришлось расстаться под нажимом государственных интересов. Перепуганному Николаю пришлось согласиться на брак сына с принцессой из Дармштадта.

Будучи женатым человеком, Александр Николаевич также часто увлекался. В отличие от своей предшественницы Мария Александровна не могла спокойно смотреть на постоянные измены мужа, но упрекнуть его она не могла – так было не принято. Однако тогда никто не мог предположить, что одна из мимолетных интрижек императора перерастет в глубокое чувство.

История любви Александра II и Екатерины Михайловны Долгорукой представляет собой хорошую основу для написания любовного романа. Поначалу неприступная девушка отказывала настойчивому ухажеру, который к тому же был старше ее на 29 лет, но император добился своего. В 1866 году Екатерина обрела статус единственной любовницы Александра II, и последующие четырнадцать лет император вел двойную жизнь. Имея законную супругу, в письмах он называл Долгорукую своей «маленькой женушкой», она сопровождала его во всех путешествиях. Вскоре стали появляться дети. Император поселил любовницу с детьми в Зимнем дворце рядом со своей семьей. Придворные сочувствовали несчастной императрице и все более враждебно относились к легкомысленному Александру. Официальный брак императора стал чистой формальностью.

22 мая 1880 года императрица скончалась. Выждав год траура, Александр принял решение вступить в законный брак с любовницей. Это был настоящий удар по семье и династии. Но не прошло и года, как император пал жертвой террористов. Некоторые историки убеждены, что покушение имело успешный итог благодаря умышленному недосмотру со стороны полиции. Звучит довольно правдоподобно, учитывая то, что авторитет Александра II после женитьбы на Долгорукой упал окончательно.

Екатерина Михайловна пережила его на 41 год, увидела падение династии и крах Российской империи. Всю оставшуюся жизнь она бережно хранила вещи императора в миниатюрном домашнем музее, писала воспоминания и жила исключительно прошлым. Сложно упрекнуть ее в неискренности и властолюбии, которые когда-то приписывало ей общество.


Екатерина Долгорукова

Александр III – император поневоле

Александр III был вторым по старшинству сыном Александра II и к трону его не готовили. И задатков у него для такой роли не было: он был неуклюж, ленив, равнодушен к наукам и в отличие от других Романовых плохо держался в седле. Наследником был старший – Николай или Никс, как его называли дома. Александр очень любил старшего брата и всегда смотрел на него восторженными глазами. Николай был красив, талантлив и всесторонне развит. У него уже была невеста – датская принцесса Дагмар. Саша наверняка втайне мечтал о жизни брата. И кто бы мог подумать, что он ее получит.

В юности Александр пережил трагическую историю любви. Он безумно влюбился в фрейлину своей матери – Марию Мещерскую. Влюбленные писали друг другу письма, тайно встречались в парке. Александр не раз умолял отца позволить ему жениться на Мещерской, но император был непреклонен. У него были свои планы насчет женитьбы сына, пусть даже он и не был наследником.

В возрасте 21 года всеми любимый Никс скончался после тяжелой болезни. Наследником, вопреки опасениям членов императорской фамилии, был назначен Александр Александрович. В него не верили даже родственники, но закон престолонаследия нарушить не осмелились. Горе сблизило его с принцессой Дагмар, хотя он и продолжал думать о Мещерской. Император дал понять сыну, что выбора у него нет. Вскоре было объявлено о помолвке наследника и датской принцессы. Это брак стал счастливым для обоих.

Жизнь Мещерской оборвалась в расцвете лет. Она вышла замуж за миллионера Павла Демидова, который обожал ее и купал в роскоши. В возрасте 24 лет Мария умерла при родах. За несколько дней до смерти она призналась своей подруге, что никого и никогда не любила, кроме Саши.


Мария Мещерская

Николай и Матильда

Николай II пошел в отца. Он был примерным семьянином, любящим мужем и прекрасным отцом. К сожалению, он не состоялся только как правитель.

Его отношения с Матильдой Кшесинской были инициированы Александром III, который переживал, что скромный и стеснительный Ники все никак не может научиться правильно обращаться с женщинами. Балерина Мариинского театра Матильда Кшесинская была выбрана для наследника не случайно. Мариинский театр в XIX веке называли борделем при дворце. Многие великие князья и даже сами императоры имели романы с танцовщицами театра.

Судя по оставленным воспоминаниям, ухаживания Николая за Матильдой были вымученными и нерешительными. Он никогда не питал к ней особенно глубоких чувств, их отношения больше походили на дружбу. Всем при дворе, включая родителей наследника, было известно, что Николай был влюблен в принцессу Алису Гессенскую и мечтал жениться на ней. Император был против этого союза, несмотря на постоянные просьбы сына.

В 1894 году состояние здоровья Александра III ухудшилось. Предчувствуя скорую смерть, император позволил Николаю взять в жены Алису, нареченную в православии Александрой Федоровной. Влюбленные не могли поверить своему счастью.

Николай на многое пошел ради жены и детей. Ради больного сына он терпел присутствие Распутина, деятельность которого прямо повлияла на падение авторитета императорской четы в народе. Ради безопасности семьи он подписал отречение от престола. Даже в сибирской ссылке он до последнего надеялся, что сможет защитить их.

Матильда Кшесинская не горевала после женитьбы Николая. Ее любовниками были великие князья Сергей Михайлович и Андрей Владимирович. В 1921 году во Франции она вышла замуж за последнего. Матильда умерла в 1971 году в возрасте 99 лет, оставив после себя книгу воспоминаний. Судя по всему, скоро ее мемуары станут бестселлером.


Александра Федоровна

МОСКВА, 31 авг — РИА Новости. Знаменитая балерина и светская львица Матильда Кшесинская родилась 145 лет назад. Жизнь ее овеяна слухами и легендами: рассказывают, к примеру, о несметных сокровищах, которые Матильда вроде бы спрятала где-то, покидая в 1917 году Петербург. Яркая танцовщица и звезда Императорского театра, она запомнилась прежде всего своими многочисленными романами.

Кшесинская и сама в мемуарах писала о том, что уже с детства была кокеткой. Связь с тремя великими князьями, в том числе с будущим императором Николаем II, — лишь малая доля историй, о которых и она сама открыто писала в воспоминаниях.

Впрочем, фотографии Кшесинской в какой-то степени подтверждают слухи о ее невероятной женственности и обаянии. РИА Новости публикует архивные портреты танцовщицы.

Полячка Кшесинская была родом из творческой семьи. Дед — скрипач и певец, отец Феликс Кшесинский — танцор. Она утверждала, что отец настолько образцово исполнял мазурку, что благодаря ему этот танец вошел в обязательную программу всех балов в России.

Сама Матильда была третьим совместным ребенком своих родителей. Ее старшая сестра Юлия и брат Юзя также танцевали. Именно Юлию в театре именовали Кшесинской первой, Матильда же была Кшесинской второй.

Матильда окончила Императорское хореографическое училище. В своих мемуарах она подчеркивала, что педагоги выделяли ее с детства. В театре за ней закрепилась слава женщины своевольной. К примеру, однажды она поменяла костюм для выступления, якобы неудобный, на свой собственный, после чего была оштрафована.

Впрочем, отличалась знаменитая балерина не только строптивым характером, но и трудолюбием. За сезон она могла станцевать в 40 спектаклях (балетных и оперных). Не прекращала работать Матильда и позже, уже в эмиграции: она создала балетную школу, в которой могли обучаться до 150 человек одновременно.

Были у Матильды и слабости — на протяжении всей жизни она играла в рулетку. Говорят, что якобы, сев за игровой стол впервые, она поставила на 17. Это принесло ей выигрыш. С тех пор она играла только в рулетку и ставила на одно число, за что получила прозвище Мадам Семнадцать.

Бежав из Петербурга в 1917 году, Матильда перебралась сначала в Кисловодск, где провела почти год. Там она надеялась переждать смутные времена, но позже стало понятно, что безопаснее ей будет во Франции.

Жизнь в эмиграции была, очевидно, более тихой и спокойной, нежели в дореволюционной российской столице. Кшесинская официально зарегистрировала брак с великим князем Андреем Владимировичем (внуком Александра II), от которого у нее уже был сын.

Она много сделала для распространения традиций русского академического танца. Матильда создала свою школу, патронировала Федерацию русского классического балета, которая провозглашала идею продолжения традиций русского балета в английских школах танца. Кшесинская прожила долгую жизнь — она скончалась в возрасте 99 лет (в 1971 году) в Париже и была похоронена рядом со своим мужем на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в пригороде французской столицы.

Издательство «Центрполиграф» выпустило «Воспоминания» знаменитой балерины . Несмотря на то, что эта книга мемуаров писалась совместно с ее мужем Великим Князем Андреем Владимировичем, в ней Матильда Феликсовна довольно откровенно рассказывает о своем романе с Наследником, будущим императором , отношениях с Великим Князем Сергеем Михайловичем и другими поклонниками, многие из которых предлагали звезде сцены не только свою любовь, но и брачный союз. публикует выдержки из этих мемуаров.

Четырнадцатилетней девочкой я кокетничала с молодым англичанином Макферсоном. Я им не увлекалась, но мне нравилось кокетничать с молодым и элегантным юношей. В день моего рождения он приехал со своей невестой, это меня задело, и я решила отомстить. Пропустить этот афронт даром я не могла. Выбрав время, когда мы все были вместе и его невеста сидела рядом с ним, я ненароком сказала, что люблю по утрам до кофе ходить за грибами. Он любезно спросил меня, не может ли пойти со мной. Этого мне только и нужно было - значит, клюнуло. Я ответила в присутствии невесты, что если она даст ему разрешение, то я ничего не имею против. Так как это было сказано в присутствии всех гостей, то ей ничего не оставалось, как дать требуемое согласие. На следующее утро мы отправились с Макферсоном в лес за грибами. Он мне тут подарил прелестное портмоне из слоновой кости с незабудками - подарок вполне подходящий для барышни моего возраста. Грибы мы собирали плохо, и к концу прогулки мне казалось, что он совсем позабыл про свою невесту. После этой лесной прогулки он стал писать мне любовные письма, присылал цветы, но мне это скоро надоело, так как я им не увлекалась. Кончилось это тем, что свадьба его не состоялась. Это был первый грех на моей совести.

(после выпускного спектакля)

Государь сел во главе одного из длинных столов, направо от него сидела воспитанница, которая должна была читать молитву перед ужином, а слева должна была сидеть другая, но он ее отодвинул и обратился ко мне:

А вы садитесь рядом со мною.

Наследнику он указал место рядом и, улыбаясь, сказал нам:

Смотрите только не флиртуйте слишком.

Перед каждым прибором стояла простая белая кружка. Наследник посмотрел на нее и, повернувшись ко мне, спросил:

Вы, наверное, из таких кружек дома не пьете?

Этот простой вопрос, такой пустячный, остался у меня в памяти. Так завязался мой разговор с Наследником. Я не помню, о чем мы говорили, но я сразу влюбилась в Наследника. Как сейчас, вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на Наследника, я забывала об этом, все было как сон. По поводу этого вечера в Дневнике Государя Императора Николая Второго под датой 23 марта 1890 года было записано: «Поехали на спектакль в Театральное училище. Была небольшая пьеса и балет. Очень хорошо. Ужинали с воспитанниками». Так я узнала через много лет об его впечатлении от нашей первой встречи.

Нас все более влекло друг к другу, и я все чаще стала подумывать о том, чтобы обзавестись собственным уголком. Встречаться у родителей становилось просто немыслимым. Хотя Наследник, с присущей ему деликатностью, никогда об этом открыто не заговаривал, я чувствовала, что наши желания совпадают. Но как сказать об этом родителям? Я знала, что причиню им огромное горе, когда скажу, что покидаю родительский дом, и это меня бесконечно мучило, ибо родителей своих, от которых я видала лишь заботу, ласку и любовь, я обожала. Мать, говорила я себе, еще поймет меня как женщина, я даже была в этом уверена, и не ошиблась, но как сказать отцу? Он был воспитан в строгих принципах, и я знала, что наношу ему страшнейший удар, принимая во внимание те обстоятельства, при которых я покидала семью. Я сознавала, что совершаю что-то, чего я не имею права делать из-за родителей. Но... я обожала Ники, я думала лишь о нем, о моем счастье, хотя бы кратком...

Я нашла маленький, прелестный особняк на Английском проспекте, № 18, принадлежавший Римскому-Корсакову. Построен он был Великим Князем Константином Николаевичем для балерины Кузнецовой, с которой он жил. Говорили, что Великий Князь боялся покушений и потому в его кабинете первого этажа были железные ставни, а в стену был вделан несгораемый шкаф для драгоценностей и бумаг.

Наследник стал часто привозить мне подарки, которые я сначала отказывалась принимать, но, видя, как это огорчает его, я принимала их. Подарки были хорошие, но не крупные. Первым его подарком был золотой браслет с крупным сапфиром и двумя большими бриллиантами. Я выгравировала на нем две мне особенно дорогие и памятные даты - нашей первой встречи в училище и его первого приезда ко мне: 1890-1892.

Я устроила новоселье, чтобы отпраздновать мой переезд и начало самостоятельной жизни. Все гости принесли мне подарки к новоселью, а Наследник подарил восемь золотых, украшенных драгоценными камнями чарок для водки.

После переезда Наследник подарил мне свою фотографию с надписью: «Моей дорогой пани», как он меня всегда называл.

Летом мне хотелось жить в Красном Селе или поблизости от него, чтобы иметь возможность чаще видеть Наследника, который не мог выезжать из лагеря для встреч со мною. Я даже подыскала себе премиленькую дачку на берегу Дудергофского озера, очень удобную во всех отношениях. Наследник не возражал против этого плана, но мне дали понять, что это может вызвать излишние и нежелательные толки, если я так близко поселюсь от Наследника. Тогда я решила нанять дачу в Коерове, это был большой дом, построенный в эпоху Императрицы Екатерины II и имевший довольно оригинальную форму треугольника.

Седьмого апреля 1894 года была объявлена помолвка Наследника Цесаревича с Принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской. Хотя я знала уже давно, что это неизбежно, что рано или поздно Наследник должен будет жениться на какой-либо иностранной принцессе, тем не менее моему горю не было границ.

После своего возвращения из Кобурга Наследник больше ко мне не ездил, но мы продолжали писать друг другу. Последняя моя просьба к нему была позволить писать ему по-прежнему на «ты» и обращаться к нему в случае необходимости. На это письмо Наследник мне ответил замечательно трогательными строками, которые я так хорошо запомнила: «Что бы со мною в жизни ни случилось, встреча с тобою останется навсегда самым светлым воспоминанием моей молодости».

В моем горе и отчаянии я не осталась одинокой. Великий Князь Сергей Михайлович, с которым я подружилась с того дня, когда Наследник его впервые привез ко мне, остался при мне и поддержал меня. Никогда я не испытывала к нему чувства, которое можно было бы сравнить с моим чувством к Ники, но всем своим отношением он завоевал мое сердце, и я искренне его полюбила. Тем верным другом, каким он показал себя в эти дни, он остался на всю жизнь, и в счастливые годы, и в дни революции и испытаний. Много спустя я узнала, что Ники просил Сергея следить за мной, оберегать меня и всегда обращаться к нему, когда мне будет нужна его помощь и поддержка.

Трогательным вниманием со стороны Наследника было выраженное им желание, чтобы я осталась жить в том доме, который я нанимала, где он у меня так часто бывал, где мы оба были так счастливы. Он купил и подарил мне этот дом.

Для меня было ясно, что у Наследника не было чего-то, что нужно, чтобы царствовать. Нельзя сказать, что он был бесхарактерен. Нет, у него был характер, но не было чего-то, чтобы заставить других подчиниться своей воле. Первый его импульс был почти что всегда правильным, но он не умел настаивать на своем и очень часто уступал. Я не раз ему говорила, что он не сделан ни для царствования, ни для той роли, которую волею судеб он должен будет играть. Но никогда, конечно, я не убеждала его отказаться от Престола. Такая мысль мне и в голову никогда не приходила.

Приближались коронационные торжества, назначенные на май 1896 года. Повсюду шла лихорадочная подготовка. В Императорском театре распределялись роли для предстоящего парадного спектакля в Москве. Обе труппы должны были быть объединены для этого исключительного случая. Хотя Москва располагала своей балетной труппой, но туда командировались в дополнение артисты Петербургской труппы, и я была в их числе. Я должна была там танцевать в обыкновенных спектаклях балет «Пробуждение Флоры». Однако мне не дали роли в парадном спектакле, для которого ставили новый балет, «Жемчужина», на музыку Дриго. Репетиции к этому балету уже начались, главная роль была дана Леньяни, а остальные роли распределены между другими артистками. Таким образом, оказалось, что я не должна была участвовать в парадном спектакле, хотя я уже имела звание балерины и несла ответственный репертуар. Я сочла это оскорблением для себя перед всей труппой, которого я перенести, само собою разумеется, не могла. В полном отчаянии я бросилась к Великому Князю Владимиру Александровичу за помощью, так как я не видела никого вокруг себя, к кому могла бы обратиться, а он всегда сердечно ко мне относился. Я чувствовала, что только он один сможет заступиться за меня и поймет, как я незаслуженно и глубоко была оскорблена этим исключением из парадного спектакля. Как и что, собственно, сделал Великий Князь, я не знаю, но результат получился быстрый. Дирекция Императорских театров получила приказ свыше, чтобы я участвовала в парадном спектакле на коронации в Москве. Моя честь была восстановлена, и я была счастлива, так как я знала, что это Ники лично для меня сделал, без его ведома и согласия Дирекция своего прежнего решения не переменила бы.

Ко времени получения приказа от Двора балет «Жемчужина» был полностью срепетирован и все роли были распределены. Для того чтобы включить меня в этот балет, Дриго пришлось написать добавочную музыку, а М.И. Петипа поставить для меня специальное па-де-де, в котором я была названа «желтая жемчужина»: так как были уже белые, черные и розовые жемчужины.

В предыдущем сезоне сцена меня не увлекала, я почти не работала и танцевала не так хорошо, как следовало бы, но теперь я решила взять себя в руки и начала усиленно заниматься, чтобы быть в состоянии, если Государь приедет в театр, доставить ему удовольствие своими танцами. В этот сезон, 1896/97 года, Государь и Императрица посещали балет почти каждое воскресенье, но Дирекция устраивала всегда так, чтобы я танцевала по средам, когда Государь не бывал в театре. Сперва я думала, что это происходит случайно, но потом я заметила, что это делается намеренно. Мне это показалось несправедливым и крайне обидным. Так прошло несколько воскресений. Наконец Дирекция дала мне воскресный спектакль; я должна была танцевать «Спящую красавицу». Я была вполне уверена, что Государь будет на моем спектакле, но узнала - а в театре все узнается очень быстро, - что Директор театров уговорил Государя поехать в это воскресенье в Михайловский театр посмотреть французскую пьесу, которую он не видел в предыдущую субботу. Совершенно ясно было для меня, что Директор нарочно сделал все возможное, чтобы помешать Государю видеть меня, и с этой целью уговорил его ехать в другой театр. Тогда я не стерпела и впервые воспользовалась данным мне разрешением Государя непосредственно обращаться к нему. Я написала ему о том, что делается в театре, и добавила, что мне становится совершенно невозможно при таких условиях продолжать служить на Императорской сцене. Письмо было передано лично в руки Государя Великим Князем Сергеем Михайловичем.

В этом сезоне четыре Великих Князя: Михаил Николаевич, Владимир Александрович, Алексей и Павел Александровичи - оказали мне трогательное внимание и поднесли брошь в форме кольца, усыпанного бриллиантами, с четырьмя крупными сапфирами, а на футляре была прикреплена дощечка с их выгравированными на ней именами.

Летом того же года, когда я жила у себя на даче в Стрельне, Ники через Великого Князя Сергея Михайловича передал мне, что в такой-то день и час он проедет верхом с Императрицею мимо моей дачи, и просил, чтобы я непременно была к этому времени у себя в саду. Я выбрала такое место в саду на скамейке, где меня Ники мог хорошо видеть с дороги, по которой он должен был проезжать. Точно в назначенный день и час Ники проехал с Императрицей мимо моей дачи и, конечно, меня отлично видел. Они проезжали медленно мимо дома, я встала и сделала глубокий поклон и получила ласковый ответ. Этот случай доказал, что Ники вовсе не скрывал своего прошлого отношения ко мне, но, напротив, открыто оказал мне милое внимание в деликатной форме. Я не переставала его любить, и то, что он меня не забывал, было для меня громадным утешением.

Приближалось десятилетие моей службы на Императорской сцене. Обыкновенно артистам давали бенефис за двадцать лет службы или прощальный, когда артист покидал сцену. Я решила просить дать мне бенефис за десять лет службы, но это требовало особого разрешения, и обратилась я с этой просьбою не к Директору Императорских театров, а лично к Министру Императорского Двора барону Фредериксу, милому и симпатичному человеку, который всегда относился ласково и благоволил ко мне. Когда мне был назначен прием у Министра, я особенно тщательно обдумала свой туалет, чтобы произвести на Министра наивыгоднейшее впечатление. Я была молодая и, как в то время писали в газетах, стройная и грациозная. Я выбрала платье шерстяное, светло-серого цвета, которое облегало мою фигуру, и того же цвета треугольную шляпу. Хотя это может показаться дерзким с моей стороны, но я себе понравилась, когда взглянула в зеркало, - довольная собою, я поехала к Министру.

Он меня очень мило встретил и наговорил комплиментов по поводу моего туалета, который ему очень понравился. Мне доставило огромное удовольствие, что он оценил мое платье, и тогда я уже смелее обратилась к нему со своей просьбою. Он сразу любезно согласился доложить о ней Государю, так как вопрос о назначении бенефиса вне общих правил зависел исключительно от Государя. Видя, что Министр не торопится меня отпустить, я сказала ему, что только благодаря ему я делаю хорошо 32 фуэте. Он посмотрел на меня удивленно и вопросительно, недоумевая, чем он может мне в этом помочь. Я ему объяснила, что, для того чтобы делать фуэте не сходя с места, необходимо иметь перед собой ясно видимую точку при каждом повороте, а так как он сидит в самом центре партера, в первом ряду, то даже в полутемном зале на его груди ярко выделяются своим блеском ордена. Мое объяснение очень понравилось Министру, и с очаровательной улыбкой он проводил меня до дверей, еще раз обещав доложить мою просьбу Государю и давая мне понять, что, конечно, отказа не будет. Ушла я от Министра обласканная и очень счастливая. Бенефис я, конечно, получила, и опять это сделал для меня мой незабываемый Ники. Для своего бенефиса я выбрала воскресенье, 13 февраля 1900 года. Мне это число всегда приносило счастье.

Артисты обыкновенно в день своих бенефисов получали из Кабинета Его Величества так называемый Царский подарок, большею частью шаблонную золотую или серебряную вещь, иногда разукрашенную цветными камнями, смотря по разряду подарка, но непременно с Императорским орлом или короною. Мужчины обыкновенно получали золотые часы. Особым изяществом эти подарки не отличались. Я очень опасалась, что получу такое украшение, которое неприятно будет носить, и просила через Великого Князя Сергея Михайловича сделать все возможное, лишь бы меня не наградили подобным подарком. И действительно, в день бенефиса Директор Императорских театров князь Волконский пришел ко мне в уборную и передал мне Царский подарок: прелестную брошь в виде бриллиантовой змеи, свернутой кольцом, и посередине большой сапфир-кабошон. Потом Государь просил Великого Князя Сергея Михайловича мне передать, что эту брошь он выбирал вместе с Императрицей и что змея есть символ мудрости...

Великий Князь Андрей Владимирович произвел на меня сразу в этот первый вечер, что я с ним познакомилась, громадное впечатление: он был удивительно красив и очень застенчив, что его вовсе не портило, напротив. Во время обеда нечаянно он задел своим рукавом стакан с красным вином, который опрокинулся в мою сторону и облил мое платье. Я не огорчилась тем, что чудное платье погибло, я сразу увидела в этом предзнаменование, что это принесет мне много счастья в жизни. Я побежала наверх к себе и быстро переоделась в новое платье. Весь вечер прошел удивительно удачно, и мы много танцевали. С этого дня в мое сердце закралось сразу чувство, которого я давно не испытывала; это был уже не пустой флирт...

В течение лета Великий Князь Андрей Владимирович стал все чаще и чаще приезжать на репетиции в Красносельский театр. Наша прекрасная драматическая артистка Мария Александровна Потоцкая, которая была моим большим другом, дразнила меня, говоря: «С каких это пор ты стала увлекаться мальчиками?» Он, правда, был моложе меня на шесть лет. А потом начал все время приезжать ко мне в Стрельну, где мы так чудно и мило проводили время. Вспоминаю те незабываемые вечера, которые я проводила в ожидании его приезда, гуляя по парку при лунном свете. Но иногда он запаздывал и приезжал, когда уже солнце начинало всходить и поля благоухали запахом срезанного сена, что я так любила. Памятен мне день 22 июля, день ангела Великой Княгини Марии Павловны, его матери. На ее именины всегда устраивался в Ропше пикник с музыкой и цыганами. Он не мог рано приехать ко мне в Стрельну, но обещал все же непременно приехать, если только там не засидятся чересчур поздно, возвращаясь к себе обратно в Красное Село. С волнением я ждала его, и, когда он появился, моему счастью не было предела, тем более что у меня не было уверенности, что он сможет ко мне заехать. Ночь была чудесная. Мы долгие часы сидели на балконе, то говоря о чем-то, то слушая пение просыпающихся птиц, то шелест листьев. Мы чувствовали себя как в раю. Эту ночь, этот день мы никогда не забывали, и каждый год мы праздновали нашу годовщину.

По приезде в Париж я почувствовала себя нехорошо, пригласила врача, который, осмотрев меня, заявил, что я в самом первом периоде беременности, около месяца всего, по его определению. С одной стороны, это известие было для меня большой радостью, а с другой стороны, я была в недоумении, как мне следует поступить при моем возвращении в Петербург. Тут я вспомнила про укус обезьянки в Генуе, не отразится ли этот укус на наружности моего ребенка, так как говорили, что сильное впечатление отражается на ребенке. Пробыв несколько дней в Париже, я вернулась домой, предстояло пережить много радостного, но и много тяжелого... Мне, кроме того, предстоял трудный сезон впереди, и я не знала, как я его выдержу в таком состоянии.

Перед Великим постом давали премиленький балет «Ученики г-на Дюпрэ», в двух картинах, в постановке Петипа на музыку . Я танцевала роль Камарго, и в первом действии у меня был очаровательный костюм субретки, а во втором - тюники. Сцена была близка от кресел первого ряда, где сидели Государь с Императрицей и членами Императорской фамилии, и мне пришлось очень тщательно обдумать все мои повороты, чтобы не бросалась в глаза моя изменившаяся фигура, что можно было бы заметить лишь в профиль. Этим спектаклем я закончила сезон. Я не могла уже больше танцевать, шел шестой месяц. Тогда я решила передать мой балет «Баядерка». Я была с ней в самых лучших отношениях, она постоянно бывала у меня в доме, очень веселилась и увлекалась Великим Князем Борисом Владимировичем, который называл ее «ангелом». Со дня ее выхода из училища (1899) публика и балетные критики сразу обратили на нее внимание и оценили ее. Я видела в ней зачатки крупного таланта и предвидела ее блестящее будущее.

У меня родился сын, это было рано утром 18 июня, во втором часу. Я еще долго проболела с высокой температурой, но так как я была сильная и здоровая по натуре, то сравнительно скоро стала поправляться. Когда я несколько окрепла после родов и силы мои немного восстановились, у меня был тяжелый разговор с Великим Князем Сергеем Михайловичем. Он отлично знал, что не он отец моего ребенка, но он настолько меня любил и так был привязан ко мне, что простил меня и решился, несмотря на все, остаться при мне и ограждать меня как добрый друг. Он боялся за мое будущее, за то, что может меня ожидать. Я чувствовала себя виноватой перед ним, так как предыдущей зимой, когда он ухаживал за одной молоденькой и красивой Великой Княжной и пошли слухи о возможной свадьбе, я, узнав об этом, просила его прекратить ухаживание и тем положить конец неприятным для меня разговорам. Я так обожала Андрея, что не отдавала себе отчета, как я виновата была перед Великим Князем Сергеем Михайловичем.

Трудный вопрос стал передо мною, какое имя дать моему сыну. Сперва я хотела назвать его Николаем, но этого я и не могла, да и не имела права сделать по многим причинам. Тогда я решила назвать его Владимиром, в честь отца Андрея, который всегда ко мне так сердечно относился. Я была уверена, что он ничего против этого иметь не будет. Он дал свое согласие. Крестины состоялись в Стрельне, в тесном семейном кругу, 23 июля того же года. Крестными были моя сестра и наш большой друг, полковник , служивший в Лейб-Гвардии Уланском Ее Величества полку. Согласно обычаю, я как мать не присутствовала на крестинах. В этот день Великий Князь Владимир Александрович подарил Вове чудный крест из уральского темно-зеленого камня с платиновой цепочкой. Увы, этот драгоценный подарок остался в моем доме в Петербурге. Летом, когда я уже встала, меня посетил Великий Князь Владимир Александрович. Я была еще очень слаба и приняла его лежа на кушетке и держа своего младенца на руках в пеленках. Великий Князь стал передо мною на колени, трогательно утешал меня, гладил по голове и ласкал меня... Он знал, он чувствовал и понимал, что у меня творится на душе и как мне нелегко. Для меня его посещение было громадной моральной поддержкой, оно дало мне много сил и душевное спокойствие.

В моей домашней жизни я была очень счастлива: у меня был сын, которого я обожала, я любила Андрея, и он меня любил, в них двух была вся моя жизнь. Сергей вел себя бесконечно трогательно, к ребенку относился как к своему и продолжал меня очень баловать. Он всегда был готов меня защитить, так как у него было больше возможностей, нежели у кого бы то ни было, и через него я всегда могла обратиться к Ники.

На Рождество я устроила для Вовы елку и пригласила маленькую внучку Рокфеллера, которая жила в нашей гостинице и часто играла с Вовой, копаясь на берегу моря в песке. Эта маленькая Рокфеллер подарила Вове вязаные туфли. К сожалению, мы ее больше нигде не встретили и потеряли совершенно из виду.

Всю жизнь я любила строить. Конечно, мой дом в Петербурге был самой большой и интересной постройкой в моей жизни, но были и менее значительные. Так, в Стрельне, при даче, я построила прелестный домик для своей электрической станции с квартирой для электротехника и его семьи. В это время в Стрельне нигде не было электричества, даже во дворце, и моя дача была первая, и единственная, с электрическим освещением. Все кругом мне завидовали, некоторые просили уступить им часть тока, но у меня станции едва хватало для себя. Электричество было тогда новинкой и придало много прелести и уюта моей даче. Затем я построила в Стрельне еще один домик, в 1911 году, о котором стоит сказать несколько слов. Мой сын, когда ему было лет двенадцать, часто жаловался, что он меня мало видит дома из-за моих продолжительных репетиций. В утешение я ему обещала, что все вырученные за этот сезон деньги пойдут на постройку ему маленького домика на даче, в саду. Так и было сделано; на заработанные мною деньги я ему построила детский домик с двумя комнатами, салоном и столовой, с посудой, серебром и бельем. Вова был в диком восторге, когда осматривал домик, окруженный деревянным забором с калиткой. Но я заметила, что, обойдя комнаты и весь дом кругом, он был чем-то озабочен, чего-то как будто искал. Потом он спросил меня, где же уборная. Я ему сказала, что дача так близко, что он сможет сбегать туда, но, если ему очень хочется, то я потанцую еще немного, чтоб хватило на постройку уборной. Этот план не осуществился - нагрянула война.

В это время моим милым поклонником был , почти что еще мальчик. Его сестра, красавица Ирина, впоследствии графиня Воронцова-Дашкова, сводила всех с ума. Мое знакомство с Володей Лазаревым, как мы все его называли, было презабавным. Произошло оно на одном маскараде в Малом театре, куда я была приглашена продавать шампанское. У меня в этот вечер был очень красивый туалет: черная атласная обтянутая юбка, лиф - белого шифона, косынкою прикрывавший плечи и талию, большое декольте, а сзади ярко-зеленый громадный бант бабочкой. Это платье было из Парижа, от Берр. На голове - венецианская сетка из искусственных жемчугов, опускавшихся на лоб с прикрепленным сзади пучком белых перьев «паради». Я надела свое изумрудное колье, а на корсаж - огромную бриллиантовую брошь со свисавшими, как дождь, бриллиантовыми нитями и прикрепленным в середине крупным изумрудом и бриллиантом яйцевидной формы; я имела шанс понравиться публике.

На вечере я сперва появилась в черном домино, под маской с густым кружевом, чтобы меня не узнали. Единственно, что было видно сквозь вуаль, - это мои зубы и то, как я улыбалась, а улыбаться я умела. Я выбрала предметом своей интриги именно Володю Лазарева, который меня поразил своим почти детским видом и веселостью. Зная более или менее, кто он такой, я стала возбуждать его любопытство, и, когда увидела, что он действительно заинтригован, я скрылась в толпе и, незаметно выйдя из зала, пошла переодеваться в вечернее платье. Затем я вернулась на бал и прошла прямо к своему столу продавать шампанское, делая вид, что я только что приехала. К моему столу подошел Володя Лазарев, не будучи со мной знаком. Он, конечно, меня не узнал. Но беда была в том, что, когда я была под маскою, он обратил внимание на мои зубы, которые были видны сквозь вуаль, и все повторял: «Какие зубы... какие зубы...» Я, понятно, боялась теперь улыбаться, подавая ему вино, но, как я ни старалась сдерживаться и делать серьезное лицо, я все же улыбнулась, и тут он меня моментально узнал: «Какие зубы!» - крикнул он от радости и расхохотался от души. С тех пор мы стали большими друзьями, вместе веселились, вместе пережили революцию, вместе бежали из России и встретились снова в эмиграции старыми друзьями.

В 1911 году я справляла свой двадцатилетний юбилей службы на Императорской сцене, и мне по этому случаю дали бенефис.

В первом антракте Директор Императорских театров Теляковский передал мне Царский подарок по случаю моего юбилея. Это был бриллиантовый орел продолговатой формы Николаевских времен в платиновой оправе и на такой же цепочке для ношения на шее. На обратной стороне не было видно гнезда от камней, как это обыкновенно делается, а все было сплошь заделано платиновой пластинкой по форме орла, и на ней выгравировано очертание орла и его перьев замечательно тонкой и оригинальной работы. Под орлом висел розовый сапфир, оправленный в бриллианты. Великий Князь Сергей Михайлович пришел также в первом антракте и сказал мне, что Государь говорил ему, что его интересует, надену ли я или нет его подарок на сцену. Я, конечно, после этого его немедленно надела и в нем танцевала па-де-де в «Пахите». Во втором антракте, то есть после «Пахиты», при открытом занавесе происходило чествование меня депутацией от артистов всех Императорских театров, то есть балета, оперы, драмы и Французского театра.

Во всю ширину сцены был установлен длинный стол, на котором были выставлены подарки в совершенно невероятном количестве, а цветочные подношения были расставлены позади стола, образуя целый цветочный сад. Всех подарков я теперь вспомнить, а тем более перечесть не могу, кроме двух-трех наиболее памятных. Кроме Цapского подарка я получила:

От Андрея - дивный бриллиантовый обруч на голову с шестью крупными сапфирами по рисунку головного убора, сделанного князем Шервашидзе для моего костюма в балете «Дочь фараона».

Великий Князь Сергей Михайлович подарил мне очень ценную вещь, а именно - коробку из красного дерева работы Фаберже в золотой оправе, в которой были уложены завернутые в бумажки - целая коллекция желтых бриллиантов, начиная от самых маленьких до очень крупных. Это было сделано с целью, чтобы я могла заказать себе вещь по моему вкусу - я заказала у Фаберже «плакку», чтобы носить на голове, что вышло замечательно красиво.

Кроме того, также от публики, бриллиантовые часы в виде шарика, на цепочке из платины и бриллиантов. Так как денег было собрано по подписке больше, нежели эти предметы стоили, то на излишек были докуплены в самую последнюю минуту по мере поступления денег еще золотые чарки, и их накопилось довольно много.

От москвичей я получила «сюрту-де-табль», зеркало в серебряной оправе в стиле Людовика XV с серебряной вазой на ней для цветов. Под вазой были выгравированы фамилии всех лиц, принимавших участие в подарке, и можно было, не подымая вазы, в зеркале прочесть все имена.

Мне кажется, что в этот день я также получила от Ю.Н. Седовой хрустальную сахарницу в серебряной оправе работы Фаберже. Эта сахарница после переворота оставалась в моем доме, в Петербурге, и я ее случайно нашла в Кисловодске в одном магазине серебряных вещей. Она была, по-видимому, выкрадена у меня и продана и так, переходя из рук в руки, докатилась до Кисловодска. Когда я доказала милиции, что это моя вещь, мне ее вернули, и она до сих пор у меня здесь, в Париже.

Вскоре после дня моего рождения, 27 августа, Андрей уехал в Киев присутствовать на больших маневрах, в которых принимал участие полк, чьим шефом он был. В Киев прибыли по этому случаю Председатель Совета Министров П.А. Столыпин, Министр Финансов граф В.Н. Коковцов и значительная часть Свиты Государя. В первые дни происходили маневры в окрестностях города и осмотр исторических мест Киева. На 3 сентября был назначен парадный спектакль в городском театре. С утра были получены тревожные сведения от полиции, что в Киев приехали террористы и есть опасность покушения, если их не удастся вовремя арестовать. Все полицейские поиски были напрасны, и среди охраны Государя усилилось беспокойство. Самым опасным моментом полиция считала проезд Государя из дворца в театр, так как путь был всем известен, но доехали все благополучно. Во втором антракте Государю был подан чай в аванложе. Императрица в театр не приехала, были только старшие Великие Княжны. В этот момент из зрительного зала раздался страшный треск, а потом неистовые крики. Не зная, в чем дело, Государь сказал: «Неужели это провалилась ложа?» - шум и треск были непонятны. Но когда все бросились обратно, то увидели, что очень близко от Царской ложи, в первом ряду партера, стоял во весь свой рост, в белом летнем сюртуке, П.А. Столыпин, придерживая рукой грудь, из которой сквозь его пальцы струилась кровь. Увидя Государя, Столыпин поднял руку, делая жест, чтоб Государь удалился из ложи, и стал его крестить. Столыпина окружили близстоящие люди, чтобы поддержать его, так как он начал быстро слабеть, лицо сделалось мертвенно-бледным, и он упал без чувств на кресло. Дальше, по словам Андрея, трудно было разобрать, что происходило. Все кричали, некоторые куда-то бежали, офицеры с шашками наголо преследовали кого-то и в проходе, почти у выхода из залы, поймали и хотели заколоть.

Выяснилось потом, что в проходе был пойман и сильно избит убийца Столыпина Богров. Это он дал знать полиции о прибытии в Киев террористов, так как ранее служил в полиции осведомителем, был удален и снова принят перед самыми киевскими торжествами. Полиция тщетно искала весь день террориста, не зная, что это он был перед нею. Он просил, чтобы его допустили в театр под тем предлогом, что он знает террористов в лицо и если кто из них проникнет в театр, то он укажет его агентам охраны. Полиция его пропустила как своего агента в театральный зал, где никто на него не обратил внимания, и он совершенно беспрепятственно и спокойно подошел к Столыпину и в упор выстрелил в него и так же спокойно стал удаляться, когда его схватили.

П.А. Столыпина тотчас отвезли в частную клинику, где после осмотра раны доктора выразили опасение, что он не выживет, так как была задета печень. Пять дней боролся Столыпин со своим почти что безнадежным состоянием и 8 (21) сентября скончался.

Весть о покушении на Столыпина дошла до нас в Петербург на следующее утро, и я невольно задумалась над тем, как трагически не везло моему бедному Ники. Его постигал удар за ударом: так рано он потерял своего отца, женился в такие грустные, траурные дни, коронация омрачилась катастрофой на Ходынке, он потерял лучшего своего Министра Иностранных Дел графа Лобанова-Ростовского, умершего вскоре после своего назначения, и вот теперь теряет лучшего своего Министра, который подавил революционную вспышку 1905 года.

Мы тогда не могли и помыслить, что его ожидало в будущем и как ужасно завершится его судьба. Когда вспыхнула революция 1917 года, многие думали, что, будь жив Столыпин, ему, может быть, удалось бы ее остановить.


Матильда Кшесинская

Прима-балерина Императорского театра Матильда Кшесинская была не только одной из ярчайших звезд русского балета, но и одной из самых скандальных и неоднозначных фигур в истории ХХ в. Она была любовницей императора Николая II и двух великих князей, а впоследствии стала женой Андрея Владимировича Романова. Таких женщин называют роковыми – она использовала мужчин для достижения своих целей, плела интриги, злоупотребляла личными связями в карьерных целях. Ее называют куртизанкой и обольстительницей, хотя никто не оспаривает ее таланта и мастерства.


Родители Матильды Юлия и Феликс Кшесинские

Мария-Матильда Кржезинска родилась в 1872 г. в Петербурге в семье балетных танцовщиков, которые происходили из рода разорившихся польских графов Красинских. С самого детства девочка, выросшая в артистической среде, мечтала о балете.


Знаменитая прима-балерина


Николай II и Матильда Кшесинская

В 8 лет ее отдали в Императорское театральное училище, которое она окончила с отличием. На ее выпускном спектакле 23 марта 1890 г. присутствовала императорская семья. Именно тогда ее впервые увидел будущий император Николай II. Позже балерина в своих мемуарах призналась: «Когда я прощалась с Наследником, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения друг к другу».


Матильда Кшесинская


После окончания училища Матильда Кшесинская была зачислена в труппу Мариинского театра и в первый же свой сезон приняла участие в 22 балетах и 21 опере. На золотом браслете с бриллиантами и сапфирами – подарке цесаревича – она выгравировала две даты, 1890 и 1892 гг. Это был год их знакомства и год начала отношений. Однако их роман продлился недолго – в 1894 г. было объявлено о помолвке наследника престола с принцессой Гессенской, после чего он расстался с Матильдой.


Знаменитая прима-балерина


Матильда Кшесинская в балете *Дочь фараона*, 1900

Кшесинская стала прима-балериной, и весь репертуар подбирали специально под нее. Директор императорских театров Владимир Теляковский, не отрицая незаурядных способностей танцовщицы, говорил: «Казалось бы, балерина, служа в дирекции, должна принадлежать репертуару, а тут оказывалось, что репертуар принадлежит М. Кшесинской. Она считала балеты своею собственностью и могла дать или не дать их танцевать другим».


Знаменитая прима-балерина


Звезда балета со скандальной репутацией


Фотопортреты Кшесинской по мотивам балета *Комарго*, 1902

Прима плела интриги и многим балеринам не давала выходить на сцену. Даже когда на гастроли приезжали зарубежные танцовщицы, она не разрешала им выступать в «своих» балетах. Она сама выбирала время для своих спектаклей, выступала только в разгар сезона, позволяла себе длительные перерывы, во время которых прекращала занятия и предавалась развлечениям. При этом Кшесинская первой из русских танцовщиц была признана звездой мировой величины. Она поразила зарубежную публику своим мастерством и 32 фуэте подряд.


Матильда Кшесинская


Великий князь Андрей Владимирович и его жена Матильда Кшесинская

Великий князь Сергей Михайлович опекал Кшесинскую и потакал всем ее капризам. Она выходила на сцену в безумно дорогих ювелирных украшениях от Фаберже. В 1900 г. на сцене Императорского театра Кшесинская отметила 10-летие творческой деятельности (хотя до нее балерины давали бенефисы только после 20 лет на сцене). На ужине после спектакля она познакомилась с великим князем Андреем Владимировичем, с которым у нее начался бурный роман. При этом балерина продолжала официально жить с Сергеем Михайловичем.


Звезда балета со скандальной репутацией


Знаменитая прима-балерина

В 1902 г. у Кшесинской родился сын. Отцовство приписывали Андрею Владимировичу. Теляковский не выбирал выражений: «Неужели это театр, и неужели этим я руковожу? Все довольны, все рады и прославляют необыкновенную, технически сильную, нравственно нахальную, циничную, наглую балерину, живущую одновременно с двумя великими князьями и не только это не скрывающую, а, напротив, вплетающую и это искусство в свой вонючий циничный венок людской падали и разврата».


Слева – Матильда Кшесинская с Великим князем Андреем Владимировичем и сыном Владимиром, 1906. Справа – Матильда Кшесинская с сыном, 1916


Слева – М. Томсон. Портрет Матильды Кшесинской, 1991. Справа – Матильда Кшесинская, фото в цвете

После революции и гибели Сергея Михайловича Кшесинская с сыном бежала в Константинополь, а оттуда – во Францию. В 1921 г. она обвенчалась с великим князем Андреем Владимировичем, получив титул княгини Романовской-Красинской. В 1929 г. она открыла в Париже свою балетную студию, которая пользовалась успехом благодаря ее громкому имени.


Матильда Кшесинская в своей балетной школе


Матильда Кшесинская, 1954

Она умерла в 99 лет, пережив всех своих именитых покровителей. Споры о ее роли в истории балета длятся до сих пор. А из всей ее долгой жизни обычно упоминают лишь один эпизод: что связывало балерину Матильду Кшесинскую и Николая II

      • Хроника событий

        Материалов по теме: 19

        Матильда Кшесинская и Николай II: любовь балерины и будущего императора

        Матильда Кшесинская и цесаревич Николай, будущий Николай II - вокруг их романа остается масса загадок. Мы впервые публикуем дневник балерины, который она вела в 1890-е годы. В Фонде театрального музея имени Бахрушина хранятся тетради, где Кшесинская записывала детали любовной истории. Эмигрировав во Францию, уже в 1950-х годах, она напечатала свои воспоминания, однако в дневниках Матильды Кшесинской происходившее между ней и Николаем выглядит иначе.

        • Уходящий 2017 год во многом прошел «под знаком» Матильды Кшесинской. В историческом плане спорили, пытаясь докопаться до истины в любовных отношениях между балериной и будущим императором Николаем II. Мы исследовали в архиве и опубликовали неизданные дневники Кшесинской и Николая. Но сюрпризы продолжаются. В Госархиве РФ мы нашли неизданный фрагмент мемуаров Кшесинской, в котором говорится: она была беременна от цесаревича!

          В числе самых обсуждаемых тем всего уходящего 2017-го, безусловно, «роковая» балерина Матильда Кшесинская и ее амурная история с цесаревичем Николаем. А одна из самых популярных тем на исходе декабря - собачья, знаменующая наступление года Собаки. Корреспондент «МК» попытался объединить эти два «ингредиента», и в итоге получился весьма «игристый» коктейль. Формула простая и интригующая: Матильда + собаки = тайна.

          Речь идет об уцелевшем за рубежом документах, принадлежавших великой княгине Ксении Александровне – младшей сестре последнего русского императора Николая Второго. Вечером 6 декабря состоялась торжественная церемония передачи части семейного архива Романовых, приобретенного одним из российских благотворительных фондов – в общей сложности 95 документов, – Государственному архиву Российской Федерации.

          Николай II и Матильда Кшесинская: уже более ста лет их взаимоотношения не дают покоя историкам, политикам, писателям, досужим сплетникам, ревнителям нравственности... В Государственном архиве РФ мы ознакомились с дневниками Николая Романова, которые он вел в 1890-1894 годах (основная часть этих записей была известна лишь узкому кругу специалистов). Дневники проливают свет на разгар романа балерины с цесаревичем.

          На фоне регулярно возникающих «бурь» вокруг фильма «Матильда» фонд «Общественное мнение» решил выяснить отношение к этой ленте у рядовых россиян, – собираются ли они посмотреть на экране перипетии любовных отношений наследника престола Николая Романова и балерины Матильды Кшесинской? Итог проведенного опроса выглядит впечатляюще.

          В столице Чечни, на проспекте Путина, может появиться новый дискуссионный клуб, где будут демонстрироваться и обсуждаться «спорные» ленты, а также произведения литературы и прочих видов искусства. С такой идеей и предложением ее финансировать выступил израильский меценат, родившийся в Грозном. Подробности «МК» выяснил в Первой патентной компании, куда израильтянин подал заявку на закрепление за проектом названия «Грозная Матильда».

          Протодиакон Андрей Кураев и режиссер, он же «митёк», Виктор Тихомиров представили на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге документальную картину «Андрей Кураев. Прямая речь». Но речь пошла не только о ней, но и о фильме «Алексея Учителя «Матильда».

          Сегодня скандал вокруг нового фильма Алексея Учителя «Матильда» принял новый оборот – его главный общественный критик, депутат ГД Наталья Поклонская, у себя на странице в социальных сетях сообщила, что православных верующих, посмотревших фильм на закрытых показах, духовники отлучили от причастия на полгода.

          Книга под названием «Ложь “Матильды“» о еще не вышедшем, но уже изрядно нашумевшем фильме Алексея Учителя появилась в продаже в церковной лавке Патриаршего подворья в Екатеринбурге. Ее автор, историк Петр Мультатули задался целью ответить на вопросы депутата Госдумы Натальи Поклонской, какие образы Николая II и Александры Федоровны формируются кинокартиной и искажаются ли в нем реальные факты.

          Разбирая два века спустя, насколько грамотно балерина Матильда Кшесинская, как сейчас бы сказали, «клеила» цесаревича Николая, эксперты подчеркивают, что игра чувств, глаз, жестов, телесные реакции, спонтанные эмоции и рассудочные доводы - вне времени. Подобный дневник могла бы писать и сегодняшняя девушка (балерина, артистка, спортсменка, etc), только вместо писем были бы месседжи, а вместо троек с казаками - бронированные мерседесы с охранниками.

          Сегодня мы публикуем заключительную часть дневников Матильды Кшесинской, хранящихся в фоне музея Бахрушина. Роман балерины с наследником престола достигает пика: между Матильдой и Николаем происходит разговор о переходе к более близким отношениям. Наконец Николай говорит: «Пора!». А Матильда «бережет силы к воскресенью», когда должно свершиться главное.

          Вокруг нашей публикации ранее не издававшихся дневников Матильды Кшесинской разгорелась нешуточная дискуссия. Одни читатели упрекают нас ни много, ни мало, в «атаке на память Николая II» и называют дневник балерины фальшивкой, другие, наоборот, ликуют - дескать, трепещите, Наталья Поклонская и прочие монархисты. Терпение, дамы и господа: в следующей части завеса тайны над кульминацией романа приоткроется.

          Мы публикуем очередную часть хранящегося в архиве музея Бахрушина дневника балерины Матильды Кшесинской о ее романтических отношениях с цесаревичем Николаем. Наследник престола навещает Кшесинскую у нее дома, соблюдая в меру сил правила конспирации. Матильда же испытывает муки ревности из-за принцессы Алисы Гессенской и окончательно теряет голову.

          Мы продолжаем публиковать неизданный дневник Матильды Кшесинской времен ее романа с наследником престола, будущим императором Николаем II. Четыре тетради, где балерина записывала «по горячим следам» детали встреч с цесаревичем, хранятся в фонде музея Бахрушина. До поры, до времени мимолетные рандеву Матильды и Николая происходили лишь в театре или во время «случайных встреч» во время прогулок по центру Петербурга.

          Роман наследника престола, будущего императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской продолжает оставаться одной из самых загадочных историй любви. В фондах музея Бахрушина мы прочли — полностью эти документы никогда еще не публиковались. И в них отношения Николая и Матильды выглядят иначе, нежели балерина описала в своих поздних, широко изданных воспоминаниях. Все детали —.

          «МК» благодарит Государственный центральный музей театрального искусства им. А.А. Бахрушина за помощь в подготовке публикации.

  • Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!