Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Mafia - Прохождение. Применение снайпера в контртеррористических операциях

Начнем с того, что роль снайпера и последовательность его действий в контртеррористических операциях по обезвреживанию вооруженного и особо опасного бандформирования и при освобождении заложников высокое начальство представляет себе весьма приблизительно и нечетко.

Применение снайпера в мирное время диктуется жестокой необходимостью. Если на войне снайпер - длинный нож в сердце противника, то в мирной обстановке - это скальпель в руках хирурга. В мирное время при проведении полицейских операций снайперу нельзя промахнуться - промах чреват провалом операции. Более того, снайпер морально не имеет права даже случайно задеть пулей невиновного человека. Именно поэтому работа снайпера должна быть ювелирной в исполнении выстрела и высокопрофессиональной в тактическом отношении.

Увеличение оптического прицела и способность мгновенно воздействовать на противника позволяют снайперу резко поворачивать ход событий в нужную сторону. Снайпер со своей выгодной позиции (она просто не может быть невыгодной) может и должен тактически оценивать и постоянно контролировать обстановку на объекте ответственности и мгновенно срабатывать при осложнении обстановки или в решающий момент штурма. Снайпер обязан представить себе архитектуру этого объекта и "посмотреть" на него изнутри, определив внутренние пути возможных передвижений противника к окнам, дверям, проходам и появление противника в этих местах. Это позволяет снайперу прогнозировать течение событий и возможное появление целей в определенных местах.

Поэтому смысл происходящего сразу же доходит прежде всего до снайпера и уже потом до руководства операцией. И сработать мгновенно при осложнении обстановки (например, когда террорист приставил пистолет к голове заложника или нож к его горлу) может только снайпер, и более никто кроме него. Или же когда террористы, прикрываясь заложниками, идут на прорыв. Или же когда террористы просто, как тараканы, разбегаются в разные стороны. В идеале снайпер стреляет на поражение, не дожидаясь, пока начальство среагирует и отдаст приказ. На отдачу приказа, для того чтобы четко его произнести, нужно время - несколько секунд, - и за эти несколько секунд могут произойти непоправимые вещи.

Раньше при Лаврентии Берии, когда надо было получить реальный результат, все так и происходило - в идеале. Снайпер не просто пресекал "своеволие" противника, стремящегося изменить события в свою пользу. Снайпер ставил точку в операции вообще. Он делал это самостоятельно. Если у него не получилось (бывало и такое), с него снимали шкуру. Если получилось, ему за это просто ничего не было. Такие были времена.

Сейчас времена другие. Сейчас начальство сперва должно понять, что на объекте начало происходить что-то страшное, потом оценить обстановку, принять решение и отдать боевой приказ. Представьте, сколько на это нужно времени. Но перед тем, как отдать боевой приказ, начальство должно принять коллективное решение. Потому что боевой приказ снайперу на боевое применение должен быть четким и определенным - стрелять придется по живому террористу, который с точки зрения закона считается личностью и имеет право на адвоката. Поэтому четкий приказ не отдаст никто. Никто не захочет отвечать конкретно. Начинается процесс, который снайперы между собой называют "жеванием соплей". По радио дают команду: "Эй, снайпер, давай, начинай!" Но снайпер тоже не дурак, он не слышал четкого приказа и тоже не хочет отвечать. Снайпер прикидывается "валенком" и вопрошает по рации: "Чево начинать?" Начальство приходит в ярость: "Давай, работай! Какого х... тебя сюда привезли?" Снайпер опять вопрошает: "Куда работать? Как?" Он не слышал слов "выстрелить", "открыть огонь", "поразить в руку", "поразить в ногу", "обезвредить огнем" и т. д. Это четкие слова, но их начальство не скажет. Оно ждет, пока снайпер не начнет стрелять самостоятельно и, в случае неприятного окончания событий, сядет в тюрьму, а начальство будет ни при чем. А в случае удачного окончания лавры будут принадлежать начальству, а снайперу за это ничего не будет (а может, будет благодарность или почетная грамота). Но снайперы предпочитали не искать на свою голову приключений и упорно не понимали нечетких указаний.

Между тем от бездействия служивых события принимали страшный оборот с человеческими жертвами и другими жуткими последствиями. И поэтому на заре перестройки мелькнуло было робкое указание: "В случае осложнения обстановки, которое может повлечь за собой гибель невинных людей, обезвреживание террористов вплоть до их физического уничтожения производится всеми доступными средствами и способами. Сигналом к действию будет общая команда по радио 444, передаваемая несколько раз". Это уже было кое-что. Служивые воспрянули духом. Но у снайперов стало получаться слишком хорошо: под снайперские пули при подавлении межнациональных конфликтов и в горячих точках стало попадать слишком много нужных, энергичных и близких к очень высокому начальству людей. И поэтому команда 444 как-то заглохла сама по себе.

"Жевание соплей" - стрелять или не стрелять - продолжается во всех странах СНГ. Как правило, сейчас его или провоцирует, или прекращает прокуратура. В одном известном автору случае, когда решался вопрос, что делать с ранее судимыми блокированными на объекте преступниками, о которых все было известно, все с нетерпением ожидали, кто из прокуратуры приедет на это происшествие. Прокурор оказался из своих - он раньше служил в системе военно-морской контрразведки. Узнав о том, что на объекте находятся заложники, на вопрос милицейского начальства о допустимости применения снайперов прокурор ответил: "А зачем их сюда привезли? Выдать им фотографии преступников, чтобы они знали, по кому стрелять, и пусть бьют на поражение!" После начала штурма, когда двое из преступников попытались прорваться, один был сразу застрелен, а другой тяжело ранен. Четко и ясно! Но такое бывает редко. Такое бывает, когда командует кто-то один. Другой известный автору удачный случай применения снайпера произошел в городе И., когда снайпер милицейского спецподразделения выстрелом в голову обезвредил уголовника, вооруженного двумя гранатами. Четкий приказ отдал его непосредственный командир, который взял ответственность на себя.

Еще один пример четкой команды на поражение, известный автору, произошел в шестидесятых годах в Киеве. Приказ обезвредить снайперским огнем преступника, разгуливающего с пистолетом и гранатой по Крещатику среди толпы, отдал лично министр внутренних дел Украины Иван Головченко. Под свою ответственность. Бандита очень удачно подстрелили в плечо на ходу из машины, выбрав момент, когда тот слегка оторвался от толпы.

Но случаи, когда начальство берет на себя ответственность за четкий приказ, весьма нечасты. И поэтому снайпер должен услышать четкую команду для стрельбы на поражение: "Снайперу - огонь" или какую-либо другую, утвержденную специальным приказом. Иначе он будет сидеть в тюрьме.

Так получается, что при антитеррористической операции снайпер ищет и занимает выгодную для стрельбы позицию самостоятельно, ибо такие операции происходят в непредсказуемой обстановке. Начальство за него позицию не определит - снайпер всегда будет стрелять оттуда, откуда ему видно цель. И ответственность за выбор и отыскание позиции всегда ложится на самого снайпера. Как он найдет эту позицию - никого не волнует. Будет очень хорошо, если начальство прикажет участковому инспектору, который знает все ходы и выходы, сопровождать снайперскую группу в качестве проводника и оберегать ее от любопытных. В гражданской обстановке снайпер выдвигается на позицию скрытно, в гражданской рабочей одежде, не возбуждая ненужного любопытства населения и не выставляя снайперскую винтовку напоказ. Чтобы снайпер, который в поисках позиции лазит по самым неожиданным местам, глухим и безлюдным, не получил ножом в спину или кирпичом по голове и не остался без винтовки и патронов, его обязательно должен сопровождать минимум один вооруженный сотрудник, который помогает снайперу преодолевать завалы и другие препятствия, подстраховывает его от неожиданного нападения сзади и, главное, имеет при себе рацию.

При боевой работе руки снайпера заняты только винтовкой, и его внимание должно быть направлено только на цель. Связь осуществляет тот, кто страхует снайпера, и этот же человек в случае разбирательства подтверждает получение команд и приказов.

На памяти автора был случай, когда в городе Д. при проведении специальной операции высокий чин сказал: "У меня нет людей, чтобы к двум снайперам приставлять сзади еще по человеку. В приказе написано - снайперская пара. Вот пусть и страхуют друг друга". В ходе операции подельники преступников подкрались сзади к снайперам, которые лежали недалеко друг от друга, и тяжело ранили обоих. Две винтовки СВД и 50 патронов на каждую достались преступникам. Дальше события развивались не по милицейскому сценарию.

Снайперам, если их больше двух, нет смысла находиться вместе. Они должны держать под прицелом противника с разных позиций и под разными углами. В этом случае то, что не будет видно одному, будет открыто для другого. На одной позиции снайперы находятся только тогда, когда надо стрелять в противника, находящегося за стеклом. Как известно, стекло разбивает винтовочную пулю вдребезги и делает дальнейшее направление полета ее фрагментов непредсказуемым. Поэтому один из снайперов первым выстрелом разбивает стекло (окно и т.д.), а второй конкретно "достает" цель.

Операция по освобождению заложников является одним из самых тяжелых моментов в работе спецподразделений полиции и спецслужб. Поэтому и штурмовая группа, и снайперы должны до мелочей знать, кто террористы, как они выглядят, возраст, рост, пол, в чем одеты, их словесный портрет, особые приметы, а лучше всего иметь перед собой фотографии преступников. Все это снайперы должны четко представлять, чтобы иметь возможность стрелять выборочно, в того, в кого надо, и не зацепить заложников. Эту информацию, а также изменения по моменту событий снайперы постоянно получают от руководства. Информация эта должна быть точной, и ответственность за ее получение и достоверность лежит на высоком начальстве. Иначе снайперы рискуют подстрелить невинного человека, и это будет не на их совести.

В контртеррористических операциях снайпер также обязан действовать скрытно и не расшифровываться. Для этого он должен не забывать про перископ, специальный камуфляж и пользоваться ими. Как только позиция занята, страхующий снайпера сотрудник докладывает: "Я тридцатый, позицию занял". При обнаружении цели докладывает: "Я тридцатый, цель захватил". Буква "Р" в позывном должна присутствовать обязательно - она хорошо проходит по эфиру даже при сильных атмосферных помехах.

В полицейской практике иногда, по возможности, во избежание стрельбы в городе, вооруженного и особо опасного преступника обкладывают со всех сторон и выгоняют на пустырь или в другое безопасное место, где, руководствуясь вышеописанными методиками, его обезвреживает снайпер. Так поступают с террористами, особенно если есть данные, что они вооружены гранатами.

Для того чтобы не тратить время на поиски позиции, снайперской антитеррористической группе следует заранее определить позиции и сектора обстрелов при снайперском блокировании мест, в потенциале возможных для проведения терактов - вокзалов, банков, аэропортов, правительственных и общественных учреждений, транспортных развязок, мест проведения массовых мероприятий. На этих объектах скрытно, не привлекая внимания, следует провести штатные тренировки с прогнозированием вариантов возможного развития событий.

Хороший снайпер не обязательно должен быть кадровым военным. Этот нехитрый постулат хорошо усвоили бойцы Красной Армии, участвовавшие в Зимней войне 1939 года. Один удачный выстрел тоже не делает человека снайпером. Удача очень важна на войне. Большей ценой обладает только истинное мастерство бойца, умеющего поразить цель на огромном расстоянии, из непривычного оружия или с неудобной позиции.

Снайпер всегда был элитным воином. Воспитать в себе характер такой силы сможет далеко не каждый.

1. Карлос Хэтчкок

Как и многие американские подростки из глубинки, Карлос Хэтчкок мечтал попасть в армию. 17-летнего парнишку, в ковбойской шляпе которого кинематографично торчало белое перо, встретили в казарме усмешками. Первый же полигон, взятый Карлосом с наскока, превратил смешки сослуживцев в благоговейное молчание. У парня был не просто талант - Карлос Хэтчкок был рожден на свет исключительно ради точной стрельбы. 1966 год молодой боец встретил уже во Вьетнаме.

На его формальном счету числится всего сотня мертвецов. В мемуарах выживших сослуживцев Хэтчкока фигурируют значительно большие числа. Это можно было бы списать на вполне объяснимое хвастовство бойцов, если бы не громадная сумма, выставленная Северным Вьетнамом за его голову. Но война закончилась - и Хэтчкок отправился домой, не получив ни одного ранения. Умер он в своей постели, не дожив до 57 лет всего нескольких дней.

2. Симо Хяюхя

Это имя стало неким символом войны сразу для обеих стран-участниц. Для финнов Симо был настоящей легендой, олицетворением самого бога мщения. В рядах бойцов Красной Армии снайпер-патриот получил имя Белая Смерть. За несколько месяцев зимы 1939-1940 года стрелок уничтожил более пятисот вражеских солдат. Невероятный уровень мастерства Симо Хяюхя подчеркивает использованное им оружие: винтовка М/28 с открытым прицелом.

3. Людмила Павличенко

309 вражеских солдат на счету русского снайпера Людмилы Павлюченко делают ее одним из лучших стрелков за всю историю мировых войн. Пацанка с детства, Людмила рвалась на фронт с первых же дней вторжения немецких оккупантов. В одном из интервью девушка признавалась, что стрелять в живого человека сложно было только в первый раз. Первые сутки боевого дежурства Павлюченко не могла заставить себя нажать на спусковой крючок. Затем пересилило чувство долга - оно же спасло хрупкую женскую психику от невероятной нагрузки.

4. Василий Зайцев

В 2001 году в мировой прокат вышла картина «Враг у ворот». Главный герой фильма - реальный боец Красной Армии, легендарный снайпер Василий Зайцев. До сих пор в точности неизвестно, имело ли место отраженное в фильме противостояние Зайцева и немецкого стрелка: большинство западных источников склоняются к версии о запущенной Советским Союзом пропаганде, славянофилы утверждают обратное. Впрочем, этот бой практически ничего не значит в общем зачете легендарного стрелка. В документах Василия значится 149 успешно пораженных целей. Реальное число ближе, скорее, к пятиста убитым.

5. Крис Кайл

Восемь лет - самый подходящий возраст для того, чтобы сделать свой первый выстрел. Если ты, конечно, родился в Техасе. Крис Кайл метил в цель всю сознательную жизнь: спортивные мишени, затем животные, затем люди. В 2003 году Кайл, успевший уже отметиться в нескольких секретных операциях армии США, получает новое назначение - Ирак. Слава беспощадного и очень умелого убийцы приходит спустя год, следующая командировка приносит Кайлу кличку «шайтан из Рамади»: уважительно-испуганная дань уверенному в своей правоте стрелку. Официально Кайл прикончил ровно 160 врагов мира и демократии. В приватных беседах стрелок упоминал втрое большие числа.

6. Роб Фурлонг

Долгое время Роб Фурлонг служил в чине простого капрала канадской армии. В отличие от многих других упомянутых в этой статье снайперов, Роб не обладал явно выраженным талантом стрелка. Зато упорства парню хватило бы еще на роту совершенно бесталанных вояк. Постоянными тренировками Фурлонг развил в себе способности амбидекстера. В скором времени капрала перевели в отряд специального назначения. Операция «Анаконда» стала для Фурлонга высшей точкой карьеры: в одном из боев снайпер совершил успешный выстрел на расстоянии 2430 метров. Этот рекорд держится до сих пор.

7. Томас Планкетт

Всего два выстрела привели рядового солдата британской армии Томаса Планкетта в разряд лучшего снайпера своего времени. В 1809 году состоялось сражение у Монро. Томас, как и все его сослуживцы, был вооружен мушкетом «Браун Бесс». Полевых занятий хватало солдатам для того, чтобы поразить врага на расстоянии в 50 метров. Если, конечно, ветер был не слишком силен. Томас Планкетт, хорошенько прицелившись, сбил с коня французского генерала на дистанции в 600 метров.

Выстрел можно было бы объяснить невероятной удачей, магнитными полями и происками инопланетян. Вероятнее всего, так бы и поступили соратники стрелка, оправившись от удивления. Однако здесь же Томас продемонстрировал свою вторую добродетель: честолюбие. Он спокойно перезарядил ружье и пристрелил генеральского адъютанта - на тех же 600 метрах.

При дальнейшем прохождении игры Mafia останется дело за самим Морелло. На сегодня у него запланировано посещение театра. Поли, Сему и Томми необходимо дождаться его у театра и замочить.

Дуйте к театру на Центральном острове. Там все завершилось раньше задуманного. Как только ваша команде подъедет, машина мафиози уже начнет движения. Бросайтесь в погоню. Вам нужно стараться не упустить никого. После того, как погоня переместится за город, автомобиль с Морелло может быть свернет в аэропорт. В некоторых случаях она проезжает мимо аэропорта.

Итак, если машина Морелло заезжает в аэропорт, вы должны у въезда на территорию знать, что тачка заглохнет. Все бросайте и мчитесь до ангара. Из него как раз выезжает самолет. Разберитесь с парочкой гангстеров, следуйте за самолетом. В этот момент к вам подъезжают Сэм и Поли. Лезьте в тачку на сиденье пассажира и начинайте палить, даже когда на шкале показано максимальное повреждение самолета. Палить лучше всего по двигателям из Томпсона. Если все проделаете правильно, тогда самолет взлетит, но тут же рухнет. Ну и вам останется просто отправиться на доклад к Сальери.

Итак, если машина Морелли не заезжала в аэропорт, вы должны ехать за его тачкой и не отставать. Все закончится своим чередом. Вернитесь после всего в ресторан Сальери.

Миссия 17: Перевыборы (Election Campaign)


Прохождение игры Мафия продолжается. Ваше задание — заняться устранением одного видного политика. Он заправляет практически половиной города и начинает лезть на территорию вашего босса. Для начала выйдите из бара и бегите до Винченцо, чтобы взять снайперскую винтовку. Дуйте до старой тюрьмы, что на Центральном острове. Как подъедите к тюрьме, то обойдите ее через левую сторону. Замочите рабочего, спрячьте его труп в люк. После этого сами туда прыгайте. Так вы окажитесь в заброшенном здании тюряги. Затем надо бежать до самого верха. В заброшенном здании будет обилие шпаны. Разберитесь со всеми, кого встретите и выходите на балкон. Вы сможете сразу заметить вдалеке небольшой островок. Берите снайперскую винтовку, начинайте прицеливаться.

Наверное, вы уже поняли, что надо найти политика. Он расхаживает в костюме серого цвета. Политик толкает какую-то речь. Убейте его с первого выстрела. Учтите, что при промахе задание будет считаться проваленным.

Итак, после убийства политика надо спуститься по лестнице до самого низа, выйти во двор тюрьмы. Замочите всех псов. В противном случае те просто закусают вас. Потом надо разобраться с замком на воротах. Так, а затем надо выбросить все оружие и выйти на улицу. Снаружи вы встретитесь с полицейским. Он вас обыщет, но ничего не найдет. Поэтому отпустит. Ну все, можете искать свою машину и ехать к Сальери. Прохождение игры Mafia продолжается.

Миссия 18: Чисто для разрядки (Just for Relaxation)


У Сальери очередная блажь. В этот раз ему хочется покурить самых хороших сигар. Поли Сэм и Томми должны украсть партию отличных сигар из порта. Ну что же, отправляйтесь до условленного места в Рабочем квартале. Высаживайте Сэма, сами же на пару с Поли дуйте в порт. Подождите, пока появится грузовик. Он должен выехать из ворот. Следуйте за ним. Когда грузовик будет на складе, то вам надо поехать дальше, повернуть за угол и перекрыть дорогу.

Потом грузовик выедет из склада и совершит остановку прямо перед вами. Вытаскивайте водителя из кабины, берите у него документы и сами садитесь в кабину грузовика. После надо вернуться в порт обратно. Заезжайте на территорию порта, дуйте прямо до дальнего левого склада. Подгоните грузовик ближе к бордюру, вылезайте наружу. Потом надо добежать до коробок. Вас остановит какой-то мужик. Он скажет, что надо перетащить другие ящики. Ну что же, бегите. Перетащить те ящики надо попросить двух грузчиков. Они помогут. Когда все закончите, то опять бегите до охранника. Скажите ему, что другие парни нуждаются в помощи. Когда охранник уйдет, то быстро грузите в грузовик коробки. Успейте, пока он не вернется. Потом надо отправиться до условленного места в Рабочем квартале. В данном месте вы встретитесь с Поли и Сэмом. Не забудьте разделаться с преследователями. После можете отправляться на склад Сальери, который расположен в Хобокене.

Миссия 19: Небольшая халтурка (Moonlighting)


Прохождение игры Мафия продолжается. Поли и Томми задумали ограбить банк. Естественно, Сальери не подозревает об их планах и ничего узнать не должен. По этой причине необходимо брать оружие и машину у кого угодно, но не у Венченцо и Ральфа.

Совместно с Поли дуйте до Делового района на электричке. Идите за Поли в банк. Выслушайте план напарника. После этого Поли вас отправляет за оружием, а также быстрой тачкой. Езжайте на электричке в Хобокен. Зайдите в металлическую дверь. Ее вы найдете с правой стороны кинотеатра Твистер. Берите оружие у Желтого Пита. После этого снова на электричке направляйтесь до Лука Бартоне. Тот вам дает задание по доставке пакета Большому Дику. Когда отнесете пакет, вернитесь в Луке. Тот вам дает наводку на тачку. Езжайте до указанного места, берите оттуда ее. На данной машине дуйте до дома Поли, сигнальте у его окна.

Вновь езжайте до банка с Поли. Когда зайдете внутрь, то тут же замочите охрану. Зайдите за стойку, берите ключи от решетки. Поднимитесь на второй этаж, замочите охрану, зайдите в кабинет директора. Поговорите с ним, берите ключи с полки. Они должны подойти к сейфу. Затем спускайтесь в подвал, пройдите до банковского сейфа. После Том идет с мешком денег. Вы берете Поли и быстро сваливаете из этого банка. Прохождение игры Mafia продолжается.

Миссия 20: Декаданс (The Death of Art)


Наступил следующий день. Томми зашел к Поли и увидел, что тот мертв. Звонит Сем и просит подъехать до галереи. Вам надо как можно быстрее сваливать из квартиры Поли. Идите на улицу, угоните любую тачку и дуйте до Желтого Пита, чтобы взять у того оружие. Кроме того, можете наведаться к Лука Бертоне. Если выполните его задание, то получите отличный спорткар.

Ну вот, теперь можно отправляться в галерею. Там всех расстреляйте. Не щадите никого. Надо зайти во все имеющиеся помещения. Будьте максимально бдительны, так как данная миссия является самой сложной за всю игру. Вам нужно найти Сема. Когда вы его все-таки отыщите, то появится видеоролик. Далее возьмите кольт в руки и бегите на соседний балкон слева. Оттуда удобно вести стрельбу. Затаитесь в укрытии. Немного подсматривайте из укрытия и ожидайте, пока Сем избавится ото всех патронов из своего автомата.

Когда Сем будет перезаряжать Томпсона, быстро выходите из своего укрытия и палите в него. Лучше всего попасть в голову. Когда тот перезарядил автомат и начинает палить в вас, мгновенно прячьтесь за укрытие.

Подобная процедура должна повториться несколько раз. Ждите, пока Сем не скроется с балкона. Потом мчитесь по коридору, правее от балкона, где вы были. Потом из-за угла появится Сем. Вам очень важно начать палить раньше, чем тот выйдет. Берите Томпсона. Когда Сем будет ранен, смотрите последний ролик. Все, прохождение игры Mafia завершено.

Происходящие в настоящее время конфликты низкой интенсивности существенно повысили роль снайперов в боевых действиях. Боевая практика демонстрирует нам, что всего несколько хорошо подготовленных и экипированных снайперов в ряде случаев в состоянии сыграть решающую роль в исходе боя. При этом во время Первой и Второй мировой войны снайперы в партизанских формированиях почти не использовались. Но уже в 1950-60-е годы в связи со значительным ростом национально-освободительных движений снайпинг все чаще стал использоваться в партизанской войне.

Вооруженные силы нашей страны на практике столкнулись с этим в Афганистане и Чечне. При этом примерно 15 лет назад в России довольно большую известность приобрел термин «белые колготки» (женщины-снайперы из Прибалтики, которые воевали на стороне чеченских боевиков). Споры о том, существовали ли они в действительности, не утихают по сей день. Но подавляющее число военных экспертов с большим сомнением относится к этой информации. Эта информация сравнима с другим устойчивым мифом о финских снайперах-кукушках, якобы убивающих своих жертв с деревьев.


Тем не менее, в ответ на действия снайперов противника в Чечне были предприняты соответствующие шаги. Офицерам было приказано разъяснять бойцам сильные и слабые стороны снайперов. В войсках начали распространяться памятки антиснайперского содержания. Среди прочего говорилось о том, что для эвакуации раненых с поля боя нужно использовать дымовые шашки; а во время боя интенсивная неприцельная стрельба противника могла свидетельствовать о начале работы снайпера (для маскировки его одиночных выстрелов).

Стоит отметить, что армии многих стран во второй половине XX века серьезно не занимались подготовкой снайперов, рассчитывая на крупномасштабный конфликт, в котором решающую роль будут играть наступающие танковые колонны и мощные авиаудары. Поэтому Советская Армия в Афганистане была вынуждена начать снайпинг практически с нуля, это же характерно и для боевых действий в Чечне. Уже в ходе этих конфликтов, специалисты поняли, что армия очень рано отказалась от штатных снайперов, от персонального отбора лучших стрелков и их углубленной профессиональной подготовки. Несмотря на насыщение армейских подразделений тяжелым и массой техники, одиночный снайперский огонь по-прежнему играл очень большую роль в боях. К профессиональной подготовке снайперов в специальных подразделениях российская армия вернулась лишь в начале XXI века.

Артиллерийские удары и снайперские дуэли

Тактика контрснайперской борьбы стала формироваться во время Второй мировой войны. По воспоминаниям референта генерального штаба вермахта Эйке Миддельдорфа, на начальном этапе русской кампании в условиях ведения городского боя немцы довольно успешно применяли мобильные радиофицированные группы солдат, в состав которых входили подносчики боеприпасов. Они обеспечивали штурмовые подразделения всем необходимым, в первую очередь, достаточным количеством ручных гранат. Их гитлеровцы забрасывали в дома, подвалы, чердачные помещения, подавляя все очаги сопротивления.

Но в Сталинграде эта немецкая тактика дала сбой, во многом из-за успешных действий советских снайперов. Смерть от пуль русских невидимок подействовала на немецких солдат деморализующе. Для нейтрализации советских снайперов немцам часто приходилось вести не всегда успешные артиллерийские обстрелы. В своей книге «Снайперские дуэли» советский снайпер Евгений Николаев писал: «Первым упал, сраженный пулей Ивана Карпова, офицер с моноклем, затем начали падать другие солдаты, которые садились на мушку нашим снайперам. Озверевшие гитлеровцы после этого целый час вели артиллерийский огонь по пустым зданиям, которые давно покинули наши бойцы».

При этом антиснайпинг в годы Великой Отечественной войны чаще всего сводился к снайперским дуэлям. К примеру, в советских школах стрелков отдельно говорилось о том, как выживать в условиях контрснайперских операций вермахта. В первую очередь о начале охоты на снайпера свидетельствовала наступившая на передовой тишина. При этом часто поиск местонахождения снайпера сводился к игре с приманкой, когда над бруствером поднималась фуражка или каска. В то же время правила обязывали советских снайперов вступить в единоборство с немецким контрснайпером и постараться ликвидировать его.

Бывали случаи, когда приказ о ликвидации немецкого стрелка давало высшее командование. К примеру, снайпер Номоконов после войны вспоминал, как однажды он участвовал в подобной операции. В тот день его срочно вызвали на участок, где уже были убиты командир стрелкового батальона и адъютант генерал-майора Евгения Андреева. При этом офицеры были убиты на глазах командира дивизии. Осмотрев тела убитых, Номоконов смог определить возможное месторасположение стрелка и потребовал прекратить бессмысленный огонь из наших пушек и пулеметов, его требование было выполнено. Определив на местности наиболее удачные позиции для снайпера, «таежный шаман», как его называли на фронте, вскоре сумел ликвидировать немца.

По словам снайпера Номоконова, находить гнезда гитлеровских снайперов ему помогал лишь здравый смысл. «Таежный шаман» ставил себя на место немецкого стрелка и думал, где бы тот оборудовал себе позицию. Чаще всего это были возвышенности, которые располагались в тени деревьев, причем, лучше всего было стрелять тогда, когда солнце слепило врага. В городах такими местами могли стать крыши домов и верхние этажи зданий. Похожим образом определяли местонахождение вражеских стрелков и другие советские снайперы.

Немецкий снайпер в камуфляжной маске

Опыт боев в Сараево

Самая настоящая снайперская война развернулась в конце XX века в городе Сараево. Она продлилась с апреля 1992 года по февраль 1996 года. В этой войне жертвами снайперов становились и гражданские лица как сербы, так и хорваты и боснийские мусульмане. Анализ боевых действий в Сараево показал, что от пуль невидимых стрелков могли хорошо спасти обыкновенные экраны из брезента, которые ставились на оживленных маршрутах движения, а также стандартные дымовые гранаты. Именно в Сараево в качестве антиснайперского оружия начали использоваться крупнокалиберные 9-мм и даже 12,7-мм винтовки. При этом очень часто, чтобы найти место, с которого вел огонь вражеский снайпер, применялся очень простой, но при этом достаточно эффективный прием «обратного азимута». Для этого в отверстие в стене, которое возникло в результате снайперского выстрела, вставлялся обычный шомпол. По направлению этого шомпола определялась подходящая позиция вражеского стрелка, и туда запускался ПТУР. Также появилось нововведение, согласно которому запрещалось оказывать помощь раненному бойцу при штурме снайперской позиции.

Современные средства антиснайперской борьбы

В настоящее время способы обнаружения вражеских снайперов стараются автоматизировать. Чаще всего, для этого применяют метод контрснайперской триангуляции, который позволяет по схеме «щелчок-удар» достаточно точно определить месторасположение снайпера. Данный метод построен на обработке специальными микрофонами временных характеристик дульных и звуковых волн выпущенных пуль. Одна из первых таких систем была создана в США и получила обозначение Boomerang. Однако пассивные акустические системы обладают существенными недостатками. К примеру, американская система Boomerang могла работать только в тепличных условиях - на открытой местности и без шумовых помех. Также акустические приборы определения снайперских позиций малоэффективны при боевых действиях в городе. Прибор просто теряется в интенсивном огне из автоматов, пулеметов и тяжелого вооружения, который ведется сторонами конфликта в условиях многочисленных зданий, дающих эхо.

Поняв, что одних акустических систем будет явно недостаточно, инженеры из американской компании IROBOT создали прибор под названием RedOwl, в котором помимо акустики стали использовать лазерные датчики. Приборы, оснащенные лазером, сканируют местность, засекая блик оптики вражеского снайпера. В идеальных условиях они могут определить местоположение снайпера на удалении до 2,5 километра. Однако и эти приборы имеют свои недостатки, к тому же они оказались очень дорогостоящими и используются лишь в небольших количествах.

В целом подобных систем в США было придумано довольно большое количество. Таким образом, американцы старались как можно быстрее опробовать их в многочисленных локальных войнах последних лет, в частности, на территории Ирака. Но какой-либо существенной положительной оценки такие приборы так и не получили. Директор агентства DARPA Энтони Тесер, в свое время очень невысоко отзывался о подобных приборах, много критики было как раз в адрес сенсоров, которые могли обнаружить вражескую оптику. А Джон Пластер, написавший книгу «Совершенный снайпер», особо отмечал, что мишенью подобных контрснайперских комплексов могли стать вовсе не стрелки, а дети, игравшие с калейдоскопом или девушки, которые смотрелись в макияжное зеркальце.

В России разработка подобных систем также ведется. В частности, можно выделить разведывательный комплекс «СОВА» (Система обнаружения выстрела акустическая), созданный Всероссийским научно-исследовательским институтом экспериментальной физики. Данный комплекс может быть информационно сопряжен со средствами подавления стрелковых точек, например гранатометом АГС-17. Благодаря этому достигается автоматизации процесса обнаружения и уничтожения цели.

Система акустической разведки "СОВА"

Антиснайперская тактика

Очень важное значение имеет не только подавление вражеских снайперов, но и банальное выживание в условиях снайперской войны. Поэтому антиснайперская тактика - это своеобразная вводная о том, как постараться выжить, если по вам начинает работать вражеский снайпер. Чаще всего снайперы работают в группе, в которой помимо самого стрелка будет автоматчик, готовый сыграть роль прикрытия. Или прикрытие с пулеметом и гранатометами будет расположено в некотором отдалении. Снайперы высокой квалификации могут работать в одиночку. Они, как правило, точечно отрабатывают цель, после чего незаметно уходят. При этом группа из 4-7 снайперов в состоянии остановить продвижение целой роты, отстреляв определенное число солдат и офицеров, тем самым деморализовав оставшихся в живых.

Работе снайпера солдат на поле боя может противопоставить только свою логику, холодный расчет и меры личной предосторожности.

Снайперы на открытых участках местности (не в городе) обычно работают на дистанции от 300 до 700 метров. Соответственно, необходимо на всех возможных местах их лежки и подходах к ним заблаговременно установить минное и сигнальное заграждение.

Необходимо быть крайне внимательными к возможным изменениям окружающего ландшафта. Если за ночь перед вашими позициями появился новый камень, пень или что-то такое, то не стоит рисковать, можно сразу обработать это место из стрелкового и крупнокалиберного оружия.

Если вы подозреваете, что снайперы засели в «зеленке», можно как следует проутюжить этот район с помощью минометов и тяжелой артиллерии. Хотя данная тактика не самая эффективная, иногда и она может принести свои плоды.

Снайперы чаще всего стараются занять самые высокие позиции, а в городских условиях они ведут огонь из глубины помещений, а не стоя рядом с окнами или в оконных проемах. По этой причине наиболее подозрительные места можно обработать с помощью ручных гранатометов.

Не стоит забывать и об уроках геометрии, которые вы получили в школе. Все, что связано с линиями, вам пригодится. Имея под рукой следы от снайперских выстрелов, вы сможете определить направление, с которого ведется огонь. При этом помните, что для стрелка физиологически удобнее вести огонь не прямо или вправо, а чуть левее. Соответственно, и снайперу более удобна стрельба с уклоном в левую сторону. Исходя из этого, постарайтесь просчитать возможный полет пули и провести примерную линию огня снайпера.

У всех снайперов имеются свои приемы и наработки по уничтожению солдат противника. Очень часто в качестве приманки для уничтожения как можно большего количества солдат противника они используют раненого. Они могут специально ранить военнослужащего в ногу и при попытке его эвакуации убить тех, кто попытается оказать ему помощь. Поэтому эвакуацию раненых в бою следует проводить, поставив дымовую завесу.

Источники информации:
http://svpressa.ru/post/article/106450/?rintr=1
http://strukturno.com/showthread.php?t=79
http://www.bratishka.ru/zal/sniper/3_1.php

JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL

Миссия 16. Сливки общества. (Creme de la creme)

Теперь на очереди Дон Морелло. Сегодня он оправился в театр. Томми, Поли и Сэму нужно подождать его возле театра и убить.
Езжайте в театр на Центральном острове. Представление кончилось раньше, чем было запланировано. Как только вы подъедете, машина Морелло уже тронется. Бросайтесь в погоню. Не отставайте и не упустите их. После того, как погоня будет на выезде за городом, машина с Морелло может повернуть в аэропорт или проехать мимо него.
В случае, если машина заехала в аэропорт: У въезда в аэропорт ваша машина заглохнет. Бросайте всё и бегите к ангару, из которого выезжает самолёт. Убивайте двух гангстеров и бегите за самолетом. Тут, к вам подъедут Поли и Сэм, залезайте в машину на пассажирское сидение и стреляйте по двигателям самолёта из автомата Томпсона. Главное не останавливайтесь, стреляйте, даже, когда шкала показывает максимальное повреждение самолета. Если вы всё сделаете правильно, то самолёт взлетит и сразу же рухнет. Теперь можно возвращаться на доклад к Сальери.
В случае, если машина проехала мимо аэропорта: В таком случае, езжайте за машиной Морелло и не отставайте. Все должно закончиться своим чередом. Возращайтесь в ресторан Сальери.

Миссия 17. Перевыборы. (Election Campaign)

Нужно устранить одного политика, который заправляет половиной города и лезет на территорию Сальери.
Выходите из бара и бегите к Винченцо за снайперской винтовкой. Езжайте к старой тюрьме на Центральном острове. Подъехав к тюрьме, обойдите ее с левой стороны. Убейте рабочего и спрячьте его тело в люк. Затем сами прыгайте туда – так вы попадёте в заброшенное здание тюрьмы. Теперь бегите на самый верх. В заброшенном здании много шпаны. Разобравшись со всеми по пути, выходите на балкон. Вы сразу же увидите вдалеке маленький островок. Доставайте снайперскую винтовку и прицеливайтесь. Найдите на островке политика в сером костюме, который произносит речь. Его нужно убить с первого выстрела, если промахнетесь, задание будет провалено (Не забудьте, что у вас снайпеская винтовка. В настройках управления надо назначить клавишу для прицеливания со снайперки). Убив политика, спускайтесь по лестнице в самый низ и выходите во дворик тюрьмы. Убейте всех собак (иначе они вас закусают), которые там находятся и расстреляйте замок на воротах. Теперь выкидывайте всё оружие и выходите на улицу. Снаружи вас встретит полицейский который обыщет вас, нечего не найдя он вас отпустит. Теперь найдите свою машину и езжайте к Сальери.

Миссия 18. Чисто для разрядки. (Just for Relaxation)

Сальери захотелось покурить хороших сигар. Томми, Поли и Сэму нужно украсть партию таких сигар из порта.
Направляйтесь к условленному месту в Рабочем квартале. Высадите там Сэма, а сами с Поли отправляйтесь в порт. Подождите, пока из ворот выедет грузовик. Езжайте за ним. Когда грузовик заедет на склад, езжайте дальше, поверните за угол и перекройте дорогу. Вот грузовик выезжает из склада и остановится перед вами, вытаскивайте водителя из кабины, забирайте его документы и лезьте в кабину грузовика. Теперь возвращайтесь обратно в порт. Заехав на территорию порта, езжайте прямо к дальнему левому складу, подгоняйте грузовик поближе к бордюру и вылезайте из кабины. Бегите к коробкам, вас остановит мужик и скажет перетаскать вам другие ящики. Бегите, перетаскивать те ящики и попросите двух грузчиков (см. скриншот), вам помочь. Как закончите, бегите опять к охраннику, и скажите, что другим парням требуется помощь, когда он уйдёт, погрузите быстро все коробки в грузовик, пока он не вернулся. Отправляйтесь в условленное место в Рабочем квартале. В этом месте встречайтесь с Сэмом и Поли и разберитесь со всеми преследователям. Езжайте на склад Сальери в Хобокене.

Миссия 19. Небольшая халтурка. (Moonlighting)

Томми и Поли решили ограбить банк. Но Сальери ничего не знает об этом и не должен узнать, поэтому машину и оружие нельзя брать у Ральфа и Венченцо.
Вместе с Поли езжайте на электричке до Делового района. Следуйте за Поли в банк и слушайте его план. После чего, Поли отправит вас за оружием и быстрым автомобилем. На электричке езжайте в Хобокен, заходите в металлическую дверь, которая находится с правого бока кинотеатра Твистер. Получите у Жёлтого Пита оружие. Теперь опять на электричке езжайте к Луку Бертоне. Он даст вам задание отнести пакет Большому Дику. После того как отдадите пакет, возвращайтесь к Луке. Он даст вам наводку на машину, езжайте в указанное место и забирайте её оттуда. На этой машине езжайте к дому Поли и посигнальте перед его окнами. Снова направляйтесь в банк с Поли. Зайдя внутрь, сразу убивайте охранников, заходите за стойку и забирайте ключи от решётки. Поднимайтесь на второй этаж, убивайте охранников, заходите в кабинет директора и, поговорив с ним, захватите с полки ключи от сейфа. Теперь спускаетесь в подвал, и идите к банковскому сейфу. После того, как мешок с деньгами будет за спиной Тома, забирайте Поли и мигом уезжайте из банка в указанное время.

На следующий день Томми пришёл к Поли и обнаружил его мёртвым. Позвонил Сем и попросил подъехать к галерее.
Быстро выметайтесь из квартиры Поли, выходите на улицу, угоняйте любую машину и езжайте к Желтому Питу за оружием. Также можно навестить Лука Бертоне, за выполненное задание, он подсуетит вам лучший спорткар в игре. Теперь направляйтесь в галерею. Расстреливайте там всех, кто попадётся на пути, заходите во все помещения. Будьте предельно внимательны, поскольку это самая сложная миссия в игре. Ищите Сема. После того как найдёте, появится ролик. Дальше берите в руки кольт и бегите в соседний балкон слева (там будет удобнее отстреливаться). Прячьтесь в укрытие. Немного выглядывайте из укрытия и ждите, пока Сем выстрелит всю обойму из автомата Томпсона. Когда он начинает перезаряжать автомат, мигом выходите из укрытия и стреляйте в него (старайтесь попадать в голову). Как только он перезарядил и начинает в вас стрелять, тут же прячьтесь за укрытие. И повторяйте подобное несколько раз, пока Сем не скроется с балкона. Бегите прямо по коридору, с правой стороны от того балкона, где вы находитесь. Тут из-за угла выскочит Сем. Вы должны начать стрелять до того, как он выйдет, вооружитесь Томпсоном. После того как вы его раните, смотрите и наслаждайтесь последним видео-роликом.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!