Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Какие страны вышли из опек. Опек какие страны входят

На сегодняшний день в мире действует более четырех тысяч международных межправительственных организаций. Их роль в мировой экономике сложно переоценить. Одна из таких крупнейших организаций, название которой сегодня у всех на слуху, - это Организация стран - экспортеров нефти (англ. The Organization of the Petroleum Exporting Countries; сокращенно ОПЕК, англ. OPEC).

Организация, также называемая картелем, создана нефтедобывающими странами в целях стабилизации цен на нефть. История ее берет начало с 10-14 сентября 1960 году, с Багдадской конференции, когда была создана ОПЕК с целью координации нефтяной политики государств-членов и, что самое главное, в особенности обеспечения стабильности мировых цен на нефть.

История ОПЕК

Сначала перед странами, образующими ОПЕК, ставилась задача увеличений концессионных платежей, однако деятельность ОПЕК вышла далеко за рамки этой задачи и оказала большое влияние на борьбу развивающихся стран против неоколониальной системы эксплуатации их ресурсов.

В то время мировую нефтедобычу практически контролировали семь крупнейших транснациональных компаний, так называемые «Семь сестер». Полностью господствуя на рынке, картель не намеревался считаться с мнением нефтедобывающих стран, и в августе 1960-го он до предела снизил закупочные цены на нефть Ближнего и Среднего Востока, что для стран этого района означало многомиллионные потери за кратчайшие сроки. И вследствие этого пять развивающихся нефтедобывающих стран – Ирак, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла – взяли инициативы в свои руки. Точнее сказать, инициатором рождения организации была Венесуэла - наиболее развитая из нефтедобывающих стран, которая в течение длительного времени подвергалась эксплуатации нефтяных монополий. Понимание необходимости координации усилий против нефтяных монополий назревало и на Ближнем Востоке. Об этом свидетельствует несколько фактов, в том числе и Ирако-Саудовское соглашение 1953-е года о согласовании Нефтяной политики и заседание Лиги арабских стран в 1959 году, посвященное нефтяным проблемам, на котором присутствовали представители Ирана и Венесуэлы.

В дальнейшем число стран, входящих в ОПЕК, увеличилось. К ним прибавились Катар (1961), Индонезия (1962), Ливия (1962), Объединенные Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973) и Габон (1975). Однако в течение времени состав ОПЕК менялся неоднократно. В 90-х годах Габон покинул организацию, а Эквадор приостановил свое членство. В 2007-м к картелю присоединилась Ангола, вновь вернулся Эквадор, а с января 2009 свое членство приостановила Индонезия, так как стала страной-импортером нефти. В 2008 году Россия заявила о своей готовности стать постоянным наблюдателем в Организации.

Сегодня любая другая страна, в значительных размерах экспортирующая сырую нефть и имеющая свои аналогичные интересы в этой области, может также стать полноправным членом организации, при том условии, что ее кандидатура будет одобрена большинством голосов (3/4), включая голоса всех членов-учредителей.

В 1962 году, в ноябре, Организация стран – экспортеров нефти была зарегистрирована в Секретариате ООН в качестве полноправной межправительственной организации. А спустя всего пять лет после основания, она уже установила официальные отношения с Экономическим и Социальным советом ООН, стала участником Конференции ООН по торговле и развитию.

Таким образом, сегодня страны ОПЕК – это объединившиеся 12 нефтедобывающих государств (Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола). Штаб-квартира первоначально находилась в Женеве (Швейцария), затем 1 сентября 1965 переместилась в Вену (Австрия).

Экономический успех государств-членов ОПЕК имел огромное идеологическое значение. Казалось, что развивающимся странам «бедного Юга» удалось добиться переломного этапа в борьбе с развитыми странами «богатого Севера». Чувствуя себя представителем «третьего мира», в 1976 году картель организовывает Фонд международного развития ОПЕК – финансовый институт, оказывающий поддержку развивающимся странам, не входящим в Организацию стран – экспортеров нефти.

Успешный опыт этого объединения предприятий сподвигнул другие страны «третьего мира», экспортирующие сырье, попытаться скоординировать свои действия для повышения доходов аналогичным способом. Однако эти попытки оказывались малорезультатными, так как на другие сырьевые товары спрос был не так высок, как на «черное золото».

Хоть вторая половина 1970-х годов и стала пиком экономического процветания ОПЕК, но этот успех оказался не очень устойчивым. Практически через десятилетие мировые цены на нефть упали почти вдвое, тем самым резко сократив доходы стран картеля от нефтедолларов.

Цели и структура ОПЕК

Доказанные запасы нефти стран, выходящих в ОПЕК, сегодня в настоящий момент составляют 1 199,71 миллиарда баррелей. Страны ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефти, что составляет 77% всех разведанных мировых запасов «черного золота». На их долю приходится добыча около 29 млн. баррелей нефти, или около 44% от всемирной добычи или половина мирового экспорта нефти. По оценкам генерального секретаря организации, эта цифра к 2020 году возрастет до 50%.

Несмотря на то, что ОПЕК производит всего 44% от объемов мировой добычи нефти, она оказывает огромное влияние на нефтяной рынок.


Говоря о серьезной деятели картеля, нельзя не упомянуть и об его целях. Одна из основных – это обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти. Еще одна немаловажная задача организации состоит в том, чтобы координировать и унифицировать нефтяную политику государств-членов, а также определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов. К целям картеля можно отнести и охрану окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.

Коротко говоря, союз нефтедобывающих стран единым фронтом защищают свои экономические интересы. По сути, именно ОПЕК дала старт межгосударственному регулированию нефтяного рынка.

Структура картеля состоит из Конференции, комитетов, совета управляющих, секретариата, генерального секретаря и экономической комиссии ОПЕК.

Высшим органом организации является Конференция министров нефти стран, входящих в ОПЕК, которая созывается не реже двух раз в год, как правило, в штаб-квартире в Вене. На ней определяются ключевые направления политики картеля, пути и средства их практического осуществления и принимает решения по докладам и рекомендациям, в том числе и по бюджету. Конференция формирует и сам Совет управляющих (по одному представителю от страны, как правило, - это министры нефти, добывающей промышленности или энергетики), она же назначает генерального секретаря организации, являющимся высшим должностным лицом и полномочным представителем организации. С 2007 года им является Абдалла Салем аль-Бадри.

Характеристика экономики стран ОПЕК

Большинство государств Организации стран – экспортеров нефти находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности.

Саудовская Аравия обладает самым большим запасом нефти в мире – 25% мировых запасов «черного золота», - вследствие этого основу ее экономики составляет экспорт нефти. Экспорт нефти приносит в государственную казну 90% экспортных доходов государства, 75% бюджетных поступлений и 45% ВВП.

50% ВВП Кувейта обеспечивает именно добыча «черного золота», его доля в экспорте страны составляет 90%. Недры Ирака богаты крупнейшими запасами этого сырья. Иракские государственные компании North Oil Company и South Oil Company обладают монопольным правом на разработку местных месторождений нефти. Почетное место в списке самых нефтеносных стран занимает Иран. Он обладает запасом нефти, которое оценивается в 18 млрд тонн и занимает 5,5% на мировом рынке торговли нефтепродуктами. Экономика этой страны также связана с нефтяной отраслью.

Еще одна страна ОПЕК – Алжир, основу экономики которой составляют нефть и газ. Они дают 30% ВВП, 60% доходной части госбюджета и 95% экспортной выручки. По запасам нефти Алжир занимает 15-е место в мире и на 11-ом месте по ее экспорту.

Экономика Анголы также базируется на добыче и экспорте нефти – 85% ВВП. Именно благодаря «черному золоту», экономика страны является самой быстрорастущей среди государств Африки южнее Сахары.

Боливарская Республика Венесуэла пополняет свой бюджет также за счет добычи нефти, которая дает 80% экспортных доходов, более 50% доходной части республиканского бюджета и около 30% ВВП. Значительная часть нефти, добываемая в Венесуэле, экспортируется в США.

Таким образом, как уже говорилось, все двенадцать стран члены ОПЕК находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности. Наверное, единственная страна член картеля, получающая выгоду не только от нефтяной промышленности – это Индонезия, государственный бюджет которой пополняется за счет туризма, продажи газа и других сырьевых материалов. Для других же уровень зависимости от экспорта нефти колеблется в пределах от самого низкого – 48% в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами, до самого высоко – 97% - в Нигерии.

Проблемы развития стран членов ОПЕК

Казалось бы, союз крупнейших экспортеров нефти, держащий под контролем 2/3 мировых запасов «черного золота», должен развиваться в геометрической прогрессии. Однако не все так просто. Навскидку можно назвать около четырех причин, тормозящих развитие картеля. Одна из таких причин – Организация объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Интересный факт: страны ОПЕК воевали друг с другом. В 1990 году Ирак вторгся в Кувейт и спровоцировал войну в Персидском заливе. После поражения Ирака к нему были применены международные торговые санкции, которые резко ограничили способность страны экспортировать нефть, что привело к еще большей неустойчивости цен на «черное золото», вывозимое из картеля. К этой же причине можно отнести и тот факт, что, например, Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселенных, но они обладают крупнейшими запасами нефти, крупными инвестициями из-за рубежа и поддерживают весьма тесные отношения с западными нефтяными компаниями. А для других стран Организации, например, Нигерии, характерны высокая численность населения и крайняя нищета, и им приходится осуществлять дорогостоящие программы экономического развития, и поэтому имеют огромную внешнюю задолженность. Эти страны вынуждены добывать и продавать как можно больше нефти, особенно после того, как цены на сырую нефть снизились. Кроме того, в результате политических событий в 1980-х годах Ирак и Иран довели добычу нефти до максимального уровня, чтобы оплачивать военные расходы.

Сегодня нестабильная политическая обстановка по крайней мере в 7 из 12 стран-членов картеля является серьезной проблемой ОПЕК. Гражданская война в Ливии существенно нарушила налаженный ход работы на нефтегазовых месторождениях страны. События Арабской весны отразились на нормальной работе на территории многих стран Ближневосточного региона. По данным ООН, апрель 2013 года побил рекорды по количеству убитых и раненых в Ираке людей за последние 5 лет. После смерти Уго Чавеса нельзя назвать стабильной и спокойной обстановку и в Венесуэле.

Главной в списке проблем можно назвать компенсацию технологической отсталости членов ОПЕК от ведущих стран мира. Как бы это странно не звучало, но к моменту образования картеля, входящих в его состав, еще не избавились от пережитков феодального строя. Избавиться от этого можно было только путем ускоренной индустриализации и урбанизации, и соответственно, внедрение новых технологий в производство и жизнь людей не прошло бесследно. Здесь же можно сразу указать еще одну, третью, проблему – нехватка квалификации у национальных кадров. Все это взаимосвязано – отсталые в развитии страны не могли похвастаться высококвалифицированными специалистами, работники в государствах оказались неподготовленными к современным технологиям и оборудованию. Так как местные кадры не могли обслуживать технику, которая была установлена на нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, руководство в срочном порядке пришлось привлекать к работе иностранных специалистов, что, в свою очередь, создало ряд новых трудностей.

И четвертая преграда, казалось бы, не заслуживает особого внимания. Тем не менее, эта банальная причина существенно притормаживала движение. «Куда деть деньги?», - такой вопрос встал перед странами ОПЕК, когда в страны хлынул поток нефтедолларов. Руководители стран не смогли разумно распорядиться обрушившимся богатством, поэтому затевали различные бессмысленные проекты, например, «стройки века», которые никак нельзя назвать разумным вложение капитала. Понадобилось некоторое время, чтобы эйфория поутихла, потому что цены на нефть начали падать, и доход, поступаемый в государственную казну, снизился. Пришлось расходовать средства более разумно и грамотно.

В результате влияния перечисленных факторов, ОПЕК потеряла роль главного регулятора мировых цен на нефть и стала лишь одним (хотя и очень влиятельным) из участников биржевых торгов на мировом нефтяном рынке.

Перспективы развития ОПЕК

Перспектива развития Организации на сегодняшний день остается неопределенной. Эксперты и аналитики в этом вопросе разделились на два лагеря. Одни считает, что картелю удалось преодолеть кризис второй половины 1980 - начала 1990-х годов. Конечно же, речь не идет о том, чтобы вернуть прежнюю экономическую мощь, как в 70-е годы, однако в целом картина достаточно благоприятная, есть необходимые возможности для развития.

Вторые же склонятся к тому мнению, что странам картеля вряд ли удастся в течение долгого времени соблюдать установленные квоты нефтяной добычи и четкую единую политику.

Среди стран Организации, даже самых богатых нефтью, нет ни одной, которой бы удалось стать достаточно развитой и современной. Три арабские страны - Саудовскую Аравию, ОАЭ и Кувейт - можно назвать богатыми, но нельзя назвать развитыми. В качестве показателя их относительной неразвитости и отсталости можно привести тот факт, что во всех странах до сих пор сохраняются монархические режимы феодального типа. Уровень жизни в Ливии, Венесуэле и Иране примерно схож с российским уровнем. Все это можно назвать закономерным результатом неразумности: обильные запасы нефти провоцируют борьбу, но не за развитие производства, а за политический контроль над эксплуатацией природных богатств. Но с другой стороны, можно назвать страны, где ресурсы эксплуатируются достаточно эффективно. Примерами могут послужить Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты, где текущие доходы от сырья не только разбазариваются на ветер, но и откладываются в специальный резервный фонд будущих расходов, а также тратятся на подъем других отраслей экономики (например, туристического бизнеса).

Несколько факторов неопределенности перспектив Организации стран – экспортеров нефти, такие, например, как неясностью путей развития мировой энергетики, могут в значительной мере ослабить картель, поэтому однозначных выводов никто не берется делать.

Запасы нефти в странах мира (в млрд. баррелей, по состоянию на 2012 год)

ОПЕК - это аббревиатура заимствованная из английского языка и расшифровывается,как "The Organization of the Petroleum Exporting Countries " и переводится на русский язык,как "Организация стран-экспортеров нефти". Декларируемой целью этого учреждения является поддержка выгодной цены на продажу и добычу нефти,которая по сути является единственным продуктом,который экспортируют государства входящие в ОПЕК .
Возникновение ОПЕК совпало с ростом нестабильности и распадом колониальной системы в мире.Эта организация появилась в 1960 году,совпадение или нет,но в то время,словно грибы после дождя стали возникать новые государства,как правило азиатские или африканские.
До этого времени западный мир вовсю эксплуатировал свои нищие колонии забирая по бросовым ценам драгоценные ресурсы в том числе и нефть .
На этом рынке словно голодные шакалы пировали семь огромных корпораций или "семь сестер",как иногда их называли.Это были Бритиш Петролеум, Гулф Ойл, Мобайл, Шеврон, Тексако, Роял Дач Шелл и Эксон, именно они и получали баснословные барыши от эксплуатации недр.
Первоначально в состав ОПЕК входили такие государства,как: Венесуэла, Кувейт, Саудовская Аравия, Ирак, Иран.Как и ожидалось,такая политика принесла этим странам огромные прибыли.Впоследствии к пятерки государств в 1961 году присоединился Катар,в 1962 году Ливия и Индонезия,в 1967 году Арабские Эмираты,в 1967 году Алжир,далее в течении 1971-1975 года к ним присоединились Габон,Эквадор,Нигерия.

Сегодня членами ОПЕК являются 12 стран:Алжир, Ангола, Венесуэла, Иран, Ирак, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Эквадор


Государства входящие в ОПЕК по оценкам исследователей могут контролировать добычу от 30-40 процентов мировой нефти.

Однако Россия, Оман, США, Мексика, Норвегия, Великобритания, Бруней, Оман далеко не последние государства в плане добычи полезных ископаемых,но в ОПЕК не входят.

  • Штаб квартира ОПЕК расположена в столице Австрии.
  • Высший орган ОПЕК - это саммит государств участниц собирающихся раз в два года.
  • ОПЕК определяет среднее значение цены на нефть исходя из стоимости 12 сортов,которые добывают в государствах-участницах.По другому ее еще называют "корзиной ОПЕК ".
  • Квоты ОПЕК - это ограничение и регулирование экспорта и добычи нефти для различных государств организаций.

Последние заметные события

Последняя квота ОПЕК была принята осенью 2014 года.Страны участники заключили соглашение не сокращать добычу нефти.По этой причине сохранился высокий уровень добычи в 30 миллионов баррелей в сутки.Таким образом цена на нефть моментально обрушилась.Если ранее она была по цене 90-100 долларов за баррель,то упала почти в два раза до 50-60 долларов.

ОПЕК - это международная межправительственная , созданная нефтедобывающими державами в целях стабилизации цен на . Членами данной компании являются страны , чья экономика во многом зависит от доходов от экспортирования черного золота . ОПЕК как постоянно действующая фирма была создана на конференции в Багдаде 10—14 сентября 1960. Первоначально в состав фирмы вошли Иран, Ирак, Кувейт, и республика Венесуэла (инициатор создания). К этим пяти странам , основавшим компанию, позднее присоединились ещё девять: Катар (1961), Индонезия (1962—2008, 1 ноября 2008 г. вышла из состава ОПЕК ), Ливия (1962), Объединённые Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), (1973—1992, 2007), Габон (1975—1994), Ангола (2007).

В настоящее время в ОПЕК входит 12 членов, с учетом изменений состава, произошедших в 2007 г.: появления нового члена компании — Анголы и репатриации в лоно фирмы Эквадора. В 2008 году Россия заявила о готовности стать постоянным наблюдателем в картеле.

Штаб-квартира ОПЕК.

Штаб квартира первоначально находилась в Женеве (), затем 1 сентября 1965 переместилась в Вену (Австрия). Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран участников компании, поддержания стабильных цен на нефть , обеспечения стабильных поставок черного золота потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную . Министры энергетики и черного золота государств членов ОПЕК дважды в год проводят встречи для оценки международного рынка черного золота и прогноза его развития на будущее. На этих встречах принимаются решения о действиях, которые необходимо предпринять для стабилизации рынка . Решения об изменениях объёма добычи нефти в соответствии с изменением спроса на рынке принимаются на конференциях ОПЕК. Страны члены ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефтепродуктов. На их долю приходится 40 % от всемирной добычи или половина мирового экспортирования черного золота. Пик черного золота ещё не пройден только странами ОПЕК и Канадой (из крупных экспортёров). В Российской Федерации пик черного золота был пройден в 1988 году.

Подробно ОПЕК

Межправительственные фирмы стран-производителей и экспортеров сырья создавались интенсивно в 60-ые годы по инициативе развивающихся стран-поставщиков сырьевых товаров в целях укрепления национального контроля над природными ресурсами и стабилизации цен на рынках сырьевых товаров. Товарные ассоциации призваны стать противовесом существующей системе компании потребителей на сырьевых рынках, чтобы устранить положение, при котором западные страны получают односторонние преимущества, обусловленные картелизацией рынков покупателей. К некоторым ассоциациям впоследствии присоединились отдельные развитые страны-экспортеры соответствующих видов сырья. В настоящее время существуют межгосударственные ассоциации экспортеров черного золота, купрума, бокситов, железной руды, ртути, вольфрама, олова, серебра, фосфатов, натурального каучука, древесины тропических пород, кожи, кокосовых продуктов, джута, хлопка, черного перца, какао-бобов, чая, сахара, бананов, арахиса, цитрусовых, мяса и маслосемян. На долю товарных ассоциаций приходится примерно 20% объема мирового экспортирования и около 55% поставок только промышленного сырья и продовольствия. Удельный вес товарных ассоциаций в производстве и внешней торговле по отдельным сырьевым товарам составляет 80—90. Экономическими предпосылками создания товарных ассоциаций явились: появление на мировом рынке значительного числа независимых поставщиков и усиление их поставщиковнцентрация экспортного потенциала по многим видам сырья в небольшом числе государств; высокий удельный вес развивающихся стран в мировом экспорте соответствующих товаров и сопоставимые уровни затрат добычи и качества поставленного сырья; низкая краткосрочная ценовая эластичность спроса на многие сырьевые товары в сочетании с низкой ценовой эластичностью предложения пределами ассоциаций, при которой повышение цен не приводит к незамедлительному росту производства данного или альтернативного сырья в странах, не входящих в соответствующее объединение.

Целями деятельности товарных ассоциаций являются: координация политики стран-членов в области сырьевых товаров; разработка путей и методов защиты их торговых интересов; содействие расширению потребления определенного вида сырья в странах-импортерах; осуществление коллективных усилий в деле создания национальной перерабатывающей промышленности, совместных предприятий и фирм по переработке, перевозке и сбыту экспортируемого сырья; установление контроля над операциями ТНК; расширение участия национальных фирм развивающихся государств в переработке и сбыте сырья: налаживание прямых связей между продуцентами и потребителями сырья; предотвращение резких падений цен на сырье ; упрощение и стандартизация торговых сделок и необходимой для этого документации; проведение мероприятий, способствующих расширению спроса на сырьевые товары . Существуют большие различия в результативности деятельности товарных ассоциаций. Это обусловлено: неодинаковым значением отдельных сырьевых товаров для всемирного хозяйства и хозяйства отдельных стран; специфическими особенностями естественного, технического и экономического характера, свойственными конкретным сырьевым товарам; степенью контроля ассоциации над ресурсами, производством и внешней торговлей соответствующим видом сырья; общим экономическим потенциалом организаций поставщиков сырья.

поставщиков ь ряда межгосударственных объединений предприятий затрудняется из-за широкой географической рассредоточения производства отдельных сырьевых товаров (железной руды , купрума , серебра, бокситов, фосфатов, мяса , сахара, цитрусовых). Важное значение имеет и то, что регулирование рынков кофе, сахара, натурального каучука, олова осуществляется преимущественно в рамках международных товарных соглашений с участием стран-импортеров сосоглашенийщих товаров. Реальное воздействие на регулирование товарного рынка оказывает небольшое число ассоциаций. Наибольших успехов достигли практически только члены ОПЕК ( стран—экспортеров черного золота), чему способствовали такие благоприятные факторы, как особенность черного золота как базисного сырьевого продукта; концентрация ее добычи в небольшом числе развивают высокую степень зависимости развитых стран от импорта черного золота; заинтересованность ТНК в росте цен на . В результате усилий стран ОПЕК уровень цен на нефть был существенно повышен, введена новая система арендных платежей, пересмотрены в пользу развивающихся стран условия соглашений об эксплуатации их природных ресурсов западными компаниями. ОПЕК в современных условиях оказывает существенное воздействие на регулирование мирового рынка черного золота путем установления цен на нее. Арабские страны—члены ОАПЕК ( арабских стран—экспортеров черного золота) добились определенных успехов в деле создания на коллективной основе сети компаний в области разведки, добычи, переработки, транспортировки черного золота и нефтепродуктов, финансирования различных проектов в сырьевом секторе хозяйства стран-участниц. Масштабы влияния товарных ассоциаций, функционирующих на рынках металлов, на международную торговлю этими товарами до настоящего времени были довольно ограниченными. Если задача установления контроля над национальными природными ресурсами , уменьшения зависимости от Транс Национальных Корпораций, налаживания более глубокой переработки сырья и сбыта продукции собственными силами решается ими в целом более или менее успешно, то попытки установления справедливых цен и координации рыночной политики в большинстве случаев оказались малоэффективными. Основные причины этого следующие: неоднородный состав участников (во многие ассоциации наряду с развивающимися входят развитые страны), что обусловливает серьезные противоречия между государствами, имеющими различные интересы; рекомендательный, а не обязательный характер решений, главным образом вследствие оппозиционной политики развитых или находящихся в сфере влияния ТНК развивающихся стран; неполное вовлечение в ассоциации основных продуцентов и экспортеров сырья и соответственно недостаточно высокая доля стран-участниц в мировом производстве и экспорте; ограниченный характер используемого механизма стабилизации (в частности, только МАБС делает попытки установления минимальных цен на алюминиевое ).

Подавляющая часть мероприятий, осуществленных ассоциациями по арахису, перцу, кокосовым орехам и продуктам их переработки, лесоматериалам из тропических пород деревьев, купрума и фосфатам, касается решения внутриэкономических проблем производства и переработки данных видов сырья. Такая ориентация в деятельности указанных организаций объясняется конкретными экономическими условиями. Речь идет о сравнительно благоприятном для экспортеров развитии ситуации на соответствующих мировых рынках; об опасениях вызвать усиление конкуренции заменителей; о нежелании некоторых участников вмешиваться в международную торговлю данными товарами; о сильном противодействии со стороны западных компаний. В качестве примера можно привести деятельность Кокосового сообщества стран Азии и бассейна Тихого океана. Члены этой фирмы приняли долгосрочную программу развития национальных кокосовых хозяйств, диверсификации экспортирования продуктов кокосовой пальмы. В условиях благоприятной конъюнктуры мирового рынка это позволило участникам ассоциации превратить соответствующую отрасль сельского хозяйства в весомый источник экспортных поступлений и укрепить свои внешнеэкономические позиции. Остальные товарные ассоциации существуют в основном формально, что объясняется главным образом трудностями организационного характера, несовпадением интересов основных экспортеров и крайне неблагоприятной для них конъюнктурой мирового рынка. Определение ОПЕК. ОПЕК-(компания стран-экспортеров черного золота) (Organization of the petrolium exporting countries) - добровольная межправительственная экономическая фирма, задачей и главной целью которой является координация и унификация нефтяной политики своих государств-членов. ОПЕК ищет пути обеспечения стабилизации цен на нефтепродукты на мировом и международных рынках черного золота с целью избежания колебаний цен на нефть, имеющих вредные последствия для государств-членов ОПЕК. Основной целью является также возвращение государствам-членам их инвестиционных капиталовложений в нефтедобывающие отрасли промышленности с получением прибыли .

ОПЕК в 1960-1970-е:

Путь к успеху

Компания была создана в 1960 Ираном, Ираком, Кувейтом, Саудовской Аравией и республикой Венесуэлой для координации их отношений с западными нефтеперерабатывающими компаниями. Как международная экономическая компания ОПЕК зарегистрирован в ООН 6 сентября 1962. К ОПЕК позже присоединились Катар (1961), Индонезия (1962), Ливия (1962), Объединенные Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973, вышел из ОПЕК в 1992) и Габон (1975, вышел в 1996). В результате фирма ОПЕК объединила 13 стран (Табл. 1) и стала одним из главных участников мирового рынка черного золота.

Создание ОПЕК было вызвано стремлением стран - экспортеров черного золота скоординировать усилия по предотвращению снижения мировых цен на нефть. Поводом для образования ОПЕК послужили действия «Семи сестер» - мирового картеля, объединявшего организации «Бритиш петролеум», «Шеврон», «Эксон», «Галф», «Мобил», «Ройал датч шелл» и «Тексако». Эти фирмы, контролировавшие переработку сырой черного золота и продажу нефтепродуктов во всем мире, в одностороннем порядке снижали закупочные цены на нефть, исходя из которых они выплачивали подоходные налоги и (арендную плату) за право разработки природных ресурсов нефтедобывающим странам. В 1960-х на мировых рынках существовало избыточное предложение черного золота, и первоначально целью создания ОПЕК являлось согласованное ограничение добычи земляного масла для всего лишь стабилизации цен. В 1970-х под влиянием бурного развития транспорта и строительства ТЭЦ мировой на нефть резко вырос. Теперь нефтедобывающие страны могли согласованно повышать рентные платежи нефтедобытчиков, значительно увеличивая свои доходы от экспортирования черного золота. При этом искусственное сдерживание объемов добычи нефти вело к росту мировых цен

В 1973-1974 ОПЕК удалось добиться резкого роста мировых цен на нефть в 4 раза, в 1979 - еще в 2 раза. Формальным поводом для взвинчивания цен послужила Арабо-израильская война 1973: демонстрируя солидарность в борьбе с Израилем и его союзниками, страны ОПЕК на некоторое время вообще прекратили им отгрузку черного золота. Из-за «нефтяного шока» 1973-1975 оказался самым тяжелым мировым экономическим коллапсом за весь после Второй мировой войны. Сформировавшись и укрепившись в борьбе с нефтяным картелем «Семь сестер», ОПЕК сам стал сильнейшим картелем на мировом рынке черного золота. К началу 1970-х на долю его членов приходилось примерно 80% достоверных запасов, 60% добычи и 90% экспортирования черного золота в несоциалистических странах.

Вторая половина 1970-х стала пиком экономического процветания ОПЕК: спрос на нефть оставался высоким, взлетевшие цены приносили колоссальные прибыли странам-экспортерам черного золота. Создавалось впечатление, будто это процветание будет длиться много десятилетий.

Экономический успех стран ОПЕК имел сильное идеологическое значение: казалось, что развивающимся странам «бедного Юга» удалось добиться перелома в борьбе с развитыми странами «богатого Севера». Успех ОПЕК наложился на подъем исламского фундаментализма во многих арабских странах, что еще более повышало статус этих стран как новой силы мировой геоэкономики и геополитики. Осознавая себя представителем «третьего мира», в 1976 ОПЕК организовал Фонд международного развития ОПЕК - финансовый институт, оказывающий помощь не входящим в ОПЕК развивающимся странам.

Успех этого объединения предприятий побудил другие страны «третьего мира», экспортирующие сырьевые товары ( , бокситы и т.д.), попытаться использовать их опыт, тоже скоординировав свои действия для повышения доходов. Однако эти попытки оказывались, как правило, малоудачными, поскольку на другие сырьевые товары не было такого высокого спроса, как на нефть.

ОПЕК в 1980-1990-х

Тенденция к ослаблению

Экономический успех ОПЕК оказался, однако, не очень устойчивым. В середине 1980-х мировые цены на нефть упали почти вдвое (Рис. 1), резко сократив доходы стран ОПЕК от «нефтедолларов» (Рис. 2) и похоронив надежды на долгое процветание.

4. Охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.

5. сотрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка черного золота.

Перспективы развития ОПЕК в 21 в

Несмотря на трудности контроля, цены на нефть на протяжении 1990-х оставались относительно стабильными по сравнению с теми колебаниями, которые они испытывали в 1980-х. Более того, с 1999 цены на нефть вновь пошли вверх. Основной причиной изменения тенденции явились инициативы ОПЕК по ограничению добычи нефти, поддержанные другими крупными нефтедобывающими странами, имеющими в ОПЕК статус наблюдателей (Россия, Мексика, Норвегия, Оман). Текущие мировые цены на нефть в 2005 достигли исторического максимума, превысив 60 долл. за баррель . Однако с поправкой на инфляцию они остаются все же ниже уровня 1979-1980, когда в современном выражении превышала 80 долл., хотя и превосходят уровень 1974, когда цена составляла в современном выражении 53 долл.

Перспектива развития ОПЕК остается неопределенной. Одни полагают, что фирмы удалось преодолеть кризис второй половины 1980-х - начала 1990-х. Конечно, прежней экономической силы, как в 1970-е, ей не вернуть, однако в целом у ОПЕК остаются благоприятные возможности для развития. Другие аналитики считают, что государствам ОПЕК вряд ли удастся в течение долгого времени соблюдать установленные квоты нефтяной добычи и четкую единую политику. Важный фактор неопределенности перспектив ОПЕК связан с неясностью путей развития мировой энергетики как таковой. Если будут достигнуты серьезные успехи в использовании новых источников энергии (гелиоэнергии, атомной энергии и т.д.), то роль черного золота в всемирной экономике уменьшится, что приведет к ослаблению ОПЕК. Официальные прогнозы , однако, чаще всего предсказывают сохранение черного золота как главного энергоресурса планеты на ближайшие десятилетия. Согласно докладу Международный энергетический прогноз - 2004, подготовленному информационным управлением при Министерстве энергетики США , спрос на нефть будет расти, так что при существующих запасах нефтепродуктов нефтяные месторождения истощатся примерно к 2050. Еще один фактор неопределенности - это геополитическая ситуация на планете. ОПЕК сложился в ситуации относительного баланса сил капиталистических держав и стран социалистического лагеря. Однако в наши дни мир стал более монополярным, но менее стабильным. С одной стороны, многие аналитики опасаются, что США как «мировой полицейский» может начать применять силу в отношении тех, кто проводит экономическую политику, не совпадающую с интересами Америки. События 2000-х в Ираке показывают, что эти прогнозы имеют основания. С другой стороны, рост исламского фундаментализма может усилить политическую нестабильность на Ближнем Востоке, что тоже ослабит ОПЕК. Поскольку Россия является крупнейшей нефтеэкспортирующей страной, не входящей в ОПЕК, периодически обсуждается вопрос о вхождении нашей страны в эту компанию. Однако эксперты указывают на расхождение стратегических интересов ОПЕК и Российской Федерации, которой выгоднее оставаться самостоятельно действующей силой на рынке черного золота.

Последствия деятельности ОПЕК

Высокие доходы, полученный странами ОПЕК от нефтеэкспорта, оказывают на них двойственное влияние. С одной стороны, многим из них удается повысить уровень жизни своих граждан. С другой стороны, «нефтедоллары» могут становиться фактором, замедляющим экономическое развитие.

Среди стран ОПЕК, даже самых богатых черным золотом (табл. 4), нет ни одной, которой бы удалось стать достаточно развитой и современной. Три арабские страны - Саудовскую Аравию, ОАЭ и Кувейт - можно назвать богатыми, но нельзя назвать развитыми. Показателем их относительной отсталости служит хотя бы тот факт, что во всех трех до сих пор сохраняются монархические режимы феодального типа. Ливия, республика Венесуэла и Иран находятся примерно на том же невысоком уровне зажиточности, что и Россия. Еще две страны, Ирак и Нигерию, следует считать по мировым стандартам не просто бедными, а очень бедными.

Членство в ОПЕК

Полноправными членами ОПЕК могут быть только государства-основатели и те страны, чьи заявки на прием были одобрены высшим органом ОПЕК - Конференцией. Любая другая страна, в значительных размерах эксплуатирующая сырую нефть и имеющая интересы, в своей основе схожие с интересами стран-членов ОПЕК, может стать полноправным членом при условии, что ее принятие будет одобрено большинством три четверти голосов, включая голоса всех членов-учредителей. Статус ассоциированного члена не может быть предоставлен ни одной стране, которая не имеет интересов и целей, схожих в своей основе с интересами государств-членов ОПЕК». Таким образом, в соответствии с Уставом ОПЕК, существует три категории государств-членов: государства-основатели (Founder-members) компании, принявшие участие в Багдадской встрече 1960 года и которые подписали оригинал договоренности о создании ОПЕК; Полные-члены (Основатели плюс те страны, заявление о вступление в членство которых было подтверждено конференцией); Ассоциированные члены, которые не имеют полного членства, но при определенных обстоятельствах могут принять участие в конференции ОПЕК.

Функционирование ОПЕК

Представители государств-членов встречаются на конференции ОПЕК с целью координации и унификации политики своих стран и выработки общей позиции на международных рынках. Им оказывается поддержка со стороны Секретариата ОПЕК, управляемым Советом Директоров и возглавляемым Генеральным Секретарем, Экономической Комиссии, Межминистерским комитетом по мониторингу.

Представители государств-членов обсуждают конкретную ситуацию бюллетени прогнозов развития рынка топлива (например, рост экономических котировок или инноваторские изменения в топливной промышленности). После этого они обсуждают свои дальнейшие шаги в сфере нефтяной политики. Как правило, все это сводится к понижению или повышению квот добычи нефти или установлению одинаковых цен на нефть.

Квота производства черного золота. Влияние ОПЕК на мировой рынок. Нефтяные резервы ОПЕК

Устав ОПЕК требует, чтобы компания добивалась стабильности и благосостояния своих членов на мировом нефтяном рынке. ОПЕК координирует добывающую политику своих членов. Одним из способов такой политики является установление квот продажи черного золота. В случае если требования потребителей черного золота растут, а рынок насытить нельзя, то необходимо поднять уровень добычи нефти, для чего устанавливается более высокая квота. Юридически поднятие квоты возможно только в случае быстрого роста цен на нефть во избежание кризиса, подобного кризису 1978 года, когда цены на нефть выросли в 4 раза. Аналогичная мера предусмотрена уставом в отношения случая быстрого падения цен. ОПЕК очень сильно вовлечен в мировую торговлю и его руководство осознает необходимость коренного реформирования системы международной торговли . Еще в 1975 году ОПЕК призвал к созданию нового экономического порядка, основанного на взаимопонимании, справедливости, направленного на достижение благосостояния всех народов мира. ОПЕК также подготовлен к нефтяному кризису - имеется резервный нефтяной фонд ОПЕК, который насчитывал на конец 1999 года 801,998 миллионов баррелей, что составляет 76% от мировых запасов нефти и нефтепродуктов.

Система органов ОПЕК. Структура ОПЕК состоит из Конференции, комитетов, совета управляющих, секретариата, генсека и экономической комиссии ОПЕК.

Конференция . Высшим органом ОПЕК является конференция , состоящая из делегаций (до двух делегатов, советники, наблюдатели), представляющих государства-члены. Обычно делегации возглавляются министрами черного золота, добывающей промышленности или энергетики. Заседания проводятся дважды в год (но предусмотрены и внеочередные заседания и встречи, если это необходимо), обычно в штаб-квартире в Вене. определяет основные направления политики ОПЕК, а также принимает решения по бюджету и докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих . Конференция также избирает президента, пост которого занимается до следующего заседания, утверждает назначение членов Совета управляющих , назначает председателя и заместителя председателя совета, генсека , заместителя генсека и аудитора. Для принятия решений (за исключением процедурных вопросов) необходимо их единогласное одобрение всеми действительными членами (действует право вето и отсутствует право конструктивного воздержания). Конференция также решает вопрос о вступлении новых членов. Совет управляющих. Совет управляющих может быть сравнен с советом директоров в коммерческом предприятии или корпорации.

В соответствии со статьей 20 Устава ОПЕК Совет управляющих осуществляет следующие функции:

управление делами фирмы и исполнение решений конференции;

рассмотрение и решение вопросов, поставленных Генеральным Секретарем;

составление бюджета компании, предоставление его на одобрение Конференции и его исполнение;

Назначение Аудитора фирмы на срок до одного года;

Рассмотрение докладов Аудитора и его отчетов;

Подготовка проектов решений для Конференции;

Созыв внеочередных встреч Конференции;

Экономическая комиссия. Экономическая комиссия - специализированное структурное подразделение ОПЕК, действующее внутри Секретариата, задачей которого является оказание содействия компании в стабилизации нефтяного рынка. Комиссия состоит из Совета комиссии, национальных представителей, Штаба Комиссии, Координатора Комиссии, который ex-officio является директором департамента исследований.

Межминистерский комитет по мониторингу. Межминистерский комитет по мониторингу был основан в Марте 1982 на 63 (внеочередной) встречи конференции. Межминистерский комитет по мониторингу возглавляется президентом конференции и включает в себя всех глав делегаций на Конференции. Комитет занимается мониторингом (ежегодной статистикой) ситуации и предлагает конференции действия по решению соответствующих проблем. Встречи комитета ежегодны, и, как правило, предшествуют встречи участников Конференции. Внутри Комитета функционирует также подкомитет по статистике, учрежденный на девятой встрече комитета в 1993 году.

Секретариат ОПЕК. Секретариат ОПЕК функционирует как штаб-квартира. Он отвечает за выполнение исполнительных функций фирмы в соответствии с положениями Устава ОПЕК и распоряжениями Совета управляющих.

Секретариат состоит из генсека и его администрации, Департамента исследований, информационного отдела, академического института Энергетического менеджмента, Департамента по анализу нефтяного рынка, Департамента людских ресурсов, паблик-рилэйшинз отдела, Юридический департамент.

Многосторонние и двусторонние институты помощи ОПЕК и трастовые USD - CAD ОПЕК, многосторонние институты помощи ОПЕК:

1.Арабское главное управление сельскохозяйственных инвестиций и развития (Судан)

2.Программа арабских государств Персидского залива для организаций развития системы ООН (Саудовская Аравия)

3.Арабский валютный фонд (Объединенные Арабские Эмираты)

4.Арабский фонд экономического и социального развития (Кувейт)

5.Арабская программа финансирования торговли (Объединенные Арабские Эмираты)

Малая доля вывоза нефтяных денег в развивающиеся страны объясняется тем, что, несмотря на более высокую, чем на Западе, прибыльность иностранных капиталовложений, эти страны не располагают развитой экономической, и в частности финансовой, инфраструктурой, достаточно емкими для абсорбции такого количества средств национальными и международными финансовыми рынками. Отсутствие политической стабильности и достаточных гарантий для иностранного капитала не в меньшей мере препятствует переливу нефтедолларов внутри развивающегося мира.

Экономическую помощь некоторые участники ОПЕК предоставляли и до нефтяного кризиса. Однако ее относительные масштабы были незначительны, и более половины средств поступало в арабские страны. В 1970—1973 года страны, противостоящие израильской агрессии, получали от Саудовской Аравии, Кувейта и Ливии ежегодно 400 млн. долл. в виде экономической помощи.

Резкое, разнонаправленное изменение экономического положения нефтеэкспортеров и остальных развивающихся стран привело к появлению нового крупного источника помощи. Из 42 млрд. долл., предоставленных развивающемуся миру в 1975 году, 15 % приходилось на страны—члены ОПЕК. После повышения цен на нефть в 1973—1974 годах 10 из 13 стран—членов ОПЕК стали предоставлять помощь.

Помощь государств-членов ОПЕК, предоставленная развивающимся странам на льготных условиях

(в млн. долл.)

На официальную льготную помощь, или помощь для развития, приходится 70—80% обязательств ОПЕК другим развивающимся странам. Как правило, более 70% этих средств предоставляется безвозмездно, а остальное — на беспроцентной основе или под низкий .

Как видно из таблицы, основная часть помощи на льготных условиях предоставляется малонаселенными странами Персидского залива. У этих стран также велика доля помощи в ВНП, причем это касается как чистого оттока средств, так и помощи на льготных условиях. Правда, в политике Кувейта, в отличие от остальных арабских монархий, появилась тенденция к предпочтению предоставления займов под среднемировые или более высокие проценты (9—11 %), что соответствующим образом влияет на структуру помощи этой страны.

Среди остальных стран — членов ОПЕК наиболее крупными заемщиками являются Иран, Ливия и республика Венесуэла. Такие кредиторы, как республика Венесуэла и Иран, предоставляли займы в основном на коммерческих условиях. Представляется, что в перспективе республика Венесуэла и Катар в связи с расширением программ финансирования развития (и из-за нехватки средств для внутренних нужд) могут сократить или вовсе прекратить предоставление помощи. Удельный вес помощи в ВНП участников ОПЕК снизился с 2,71 % в 1975 году до 1,28% в 1979 году. Для стран Персидского залива этот показатель в среднем составляет 3—5%. Следует отметить, что развитые капиталистические страны в виде официальной помощи предоставляют значительно меньшую часть своего национального продукта. В целом же перевод финансовых средств (кредиты, субсидии, капиталовложения и пр.) превышал объем помощи и был на уровне 7—9 млрд. долл. ежегодно в 70-х годах. Следует также добавить, что определенным каналом поступления средств ОПЕК в развивающиеся страны является рынок евровалют.

Страны—члены ОПЕК предоставляют помощь главным образом в рамках двусторонних или региональных отношений. Некоторая часть средств поступает в развивающиеся страны при посредничестве МВФ и МБРР.

Жадность ОПЕК


Если производители будут сохранять высокие цены, несмотря на падение спроса, то мир на удивление быстро сумеет покончить с зависимостью от органического топлива.

Заявления о возобновлении экономического роста, которые были сделаны на прошлой неделе в Японии , Франции и Германии, и вскоре ожидают Англию и Америку, могут также стать сигналом об окончании Великой рецессии 2007-09 гг., хотя это и далось с большим трудом. Однако в этом месяце мы можем получить сигнал о начале конца кое-чего более исторического и значимого: нефтяного века.

С учетом того, как уныло выглядел мир в начале этого года, столь скорое возобновление роста выглядит весьма примечательным. Но еще более примечательно то, что мир выходит из столь мощных финансовых потрясений с основным топливом - черным золотом - цена, которого составляет почти 70 долларов за баррель, что в семь раз выше, чем десять лет назад и в два раза выше мартовского уровня.

То есть, восстановление идет еще быстрее, чем мы думаем, а на нефть вновь растет? Вовсе нет. Считается, что это довольно непрозрачный рынок, а величина запасов нефтепродуктов является во многих странах государственной тайной. Однако аналитики Banc of America Securities-Merrill Lynch подсчитали, что во втором квартале этого года спрос на нефть в мире на три миллиона баррелей в день ниже, чем в начале 2008 г. Они не рассчитывают на то, что он вернется к этому уровню раньше, чем в 2011 г.

Нет, объяснение этого роста цен на нефть (и, следовательно, на ), который может повредить оздоровлению экономики, лежит на стороне предложения. Равно как и объяснение перспективы дальнейшего повышения цен вплоть до заоблачных 147 долларов за баррель, как в июле 2008 г., и далее.

На этом этапе анализа пессимисты обращаются к концепции "пика черного золота" (или, как сказали бы настоящие зануды от нефтяной аналитики, "пика Хабберта"). Речь идет о том, что нефтяные запасы планеты приближаются к той точке, когда объем добычи на месторождениях начнет сокращаться (а, как считают некоторые, они этой точки уже достигли). Не обращайте на них внимания. Черного золота в мире предостаточно. Не хватает инвестиций в месторождения и добычу. А причиной тому слово из четырех букв: ОПЕК.

Чтобы сохранить цены на высоком уровне, картель нефтедобывающих стран целенаправленно сократил добычу почти на пять миллионов баррелей в день, что превышает уровень снижения глобального спроса. На долю стран ОПЕК приходится всего около 35 процентов мирового предложения, но Россия, не состоящая в ОПЕК, дает еще 11,5 процентов и содействует им. Более того, страны Персидского залива, доминирующие в ОПЕК, обладают самыми крупными резервами при самых низких затратах производства, поэтому им проще всего закручивать и откручивать вентили.

В первые годы нынешнего десятилетия Саудовская Аравия, верховодящая в ОПЕК, часто говорила, что для нее идеальной ценой было бы 20-25 долларов за баррель. Теперь они говорят о 70-75 долларах. Ключевое значение имеет то, что националисты из ОПЕК и российские вымогатели заблокировали крупным западным нефтяным компаниям возможность разрабатывать их нефтяные месторождения в соответствии со своими желаниями, толкая их на другие месторождения, требующие гораздо больших инвестиций. Там даже до финансового кризиса был медленным, так как неожиданный бум освоения и расширения подстегнул рост затрат на специалистов и оборудование. После начала финансового кризиса он резко сократился.

Если цены останутся высокими, то в ближайшие лет десять это должно измениться. Крупное шельфовое обнаружила , а Ангола продемонстрировала, насколько быстрым может быть освоение. За семь лет она утроила добычу нефти, вступила в ОПЕК и теперь соперничает с Нигерией за звание крупнейшей нефтедобывающей страны в Африке южнее Сахары - и, тем самым, ведущей богатой черным золотом, но недееспособной экономики. Именно поэтому государственный секретарь США Хиллари Клинтон отбросила сантименты по поводу прав человека и посетила Анголу в ходе своего африканского турне, дабы они окончательно не сдружились с Китаем.

Однако, если ОПЕК продолжит злоупотреблять своим влиянием и поддерживать цены на аномально высоком уровне, к тому времени, как вырастет объем добычи странами, не состоящими в ОПЕК, произойдет нечто еще более важное. В 1970-е годы министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии Заки Ямани, известный своими афоризмами, сказал замечательные слова: "Каменный век закончился не потому, что в мире кончились камни. Также и нефтяной век закончится не потому, что у нас кончится нефть". Он закончится тогда, когда потребители больше не смогут терпеть жадность нефтедобывающих стран и начнут разрабатывать замену черного золота. Арабы должны увидеть предупреждающий сигнал в том, что первый продукт, представленный Фрицем Хендерсоном (Fritz Henderson), боссом свежеобанкроченного (и квазинационализированного) концерна General Motors, - это гибридный Chevrolet Volt, который, как утверждается, может проехать 230 миль на одном галлоне бензина. Они могут счесть это не более, чем политическим шагом, поскольку правительства всего мира усиленно придают своим пакетам по стимулированию зеленый оттенок, выдавая субсидии каждому, кто заявляет о разработке более чистых технологий. Однако вот о чем они должны помнить. Когда нефтяные потрясения 1970-х нанесли Японии второй удар после резкой ревальвации иены, ее правительство и промышленность переключились с производства дешевой авторухляди на создание полупроводников, бытовой электроники и малолитражных автомобилей - и всего за десять лет стали лидерами в этих областях.

На этот раз ученые и инженеры всего мира вновь бьются над осуществлением подобной трансформации - но нигде эти усилия так не очевидны, как в Китае, втором по величине приобретателе черного золота в мире. Там политики полностью осознают необходимость ревальвации валюты, которая ударит по производителям дешевой продукции, не пользующимся энергосберегающими технологиями, а потребность в защите окружающей среды является крайне насущной.

Помимо того, десятки правительств жаждут предъявить свои зеленые верительные грамоты на копенгагенском саммите по изменению климата в декабре этого года, обещая ограничить выбросы углекислого газа, основным источником которых являются уголь и нефть, и стремясь заткнуть фискальные дыры налоговыми поступлениями. А налог на топливо представляется им крайне удачным решением.

Обычные прогнозы, основанные на экстраполяции тенденций прошлых лет, не предусматривают в ближайшее 20-30 лет значительной роли за электромобилями или электростанциями на неорганическом топливе. Однако представьте себе, какой эффект произведет нефть по 100-200 долларов за баррель на сотни тысяч китайских (японских, европейских и американских) ученых, стремящихся сделать в области солнечной энергетики и гибридных автомобилей то, что было сделано за прошедшее десятилетие в сфере мобильных телефонных аппаратов и компьютеров.

Тогда обычные прогнозы, как всегда, окажутся неверными. Нефтяной век, начавшийся сто лет назад в Америке, подойдет к концу.

Корзина ОПЕК

Термин «корзи́на» ОПЕ́К (organisation of the countries-exporters of oil oil basket или, точнее, organisation of the countries-exporters of oil (OPEC) Reference Basket) - был официально введен 1 января 1987 г.Его ценовое значение является средним арифметическим показателем физических цен для 13 следующих сортов нефти (новый состав корзины определён 16 июня 2005 года).

Среднегодовые цены корзины ОПЕК (в американских долларах)

Цена нефтяной "корзины" ОПЕК достигла максимального значения более чем за две с половиной недели

Цена нефтяной "корзины" ОПЕК достигла максимального значения более чем за две с половиной недели. По состоянию на окончание торгового дня 24 августа "корзина" ОПЕК подорожала на 62 цента, а ее цена официально составила 72,89 долл./барр. - самый высокий показатель с 6 августа.

Напомним, что выше отметки 72 долл./барр. Цена "корзины" сохраняется уже три торговых дня подряд - с 20 августа.

Нефтяная "корзина" ОПЕК (organisation of the countries-exporters of oil Reference Basket of crudes) является совокупным среднеарифметическим показателем цены черного золота, которую поставляют на мировой рынок страны ОПЕК. С января 2009г. "корзина" представлена следующими 12 нефтяными марками: Saharan Blend (Алжир), Girassol (Ангола), Oriente (Эквадор), Iran Heavy (Иран), Basra Light (Ирак), Kuwait export (Кувейт), Es Sider (Ливия), Bonny Light (Нигерия), Qatar Marine (Катар), Arab Light (Саудовская Аравия), Murban (ОАЭ) и Merey (республика Венесуэла), - передает РБК.

Источники Dizionario italiano Hrvatski jezični portal

OPEC - [ o:pɛk ], die; = Organization of the Petroleum Exporting Countries (Organisation der Erdöl exportierenden Länder) … Die deutsche Rechtschreibung

OPEC - ABBREVIATION ▪ Organization of the Petroleum Exporting Countries … English terms dictionary


Цели и задачи ОПЕК

Все двенадцать государств пребывают в глубочайшей зависимости от заработков собственной нефтяной индустрии. Наверное, единствен ная из государств, представляющая исключение, это Эквадор, кото рая получает значительные прибыли от туризма, леса, реализации газа и прочих сырьевых материалов. Для других государств ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого невысокого - 48 процентов в истории с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97 процентов в Нигерии.

ОПЕК организована государствами нефтеэкспортерами для исполнения последующих главных целей и задач:

  • Координация и унификация нефтяной политики государств – членов;
  • Определение более действенных коллективных и личных средств охраны их интересов;
  • Внедрение нужных средств и методов обеспечивания устойчивости расценок на крупном рынке нефти;
  • Охрана интересов государств – изготовителей нефти методом обеспечивания им стойких прибылей;
  • Обеспечивание действенного, постоянного и выгодного снабжения нефтью государств – покупателей;
  • Обеспечивание получения объективных прибылей инвесторами от финансовложений в нефтяную промышленность;
  • Обеспечивание охраны среды;
  • Совместная работа со государствами, которые не считаются членами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации крупного рынка нефти.

Сейчас члены организации держут под контролем приблизительно две третьих разведанных запасов нефти на планете. ОПЕК гарантирует 40% мировой добычи и половину крупного экспорта этого ценного сырья. Организация согласовывает политику нефтедобычи и крупное ценообразование на сырую , также устанавливает квоты на размеры производства нефти. И невзирая на расхожее мнение, что время ОПЕК прошло, она как и раньше остается одним из более авторитетных глобальных инвесторов в нефтяной отрасли, характеризующих ее предстоящее становление.

Совместные трудности становления всех государств ОПЕК

Потому что большая часть, если не все из стран-участников ОПЕК считаются развивающимися государствами со схожим муниципальным приспособлением, со схожей культурой, идеологией, политикой, то конечно, что они все на тернистом пути становления встречают одинаковые преграды. В основном, эти все преграды соединены с закоренелым складом ума народа данных государств. Так как очень нелегко перейти к новому виду публичного устройства, не успев отвыкнув от тех устоев и обыкновений, которые укреплялись в сознании народа веками.

Одним из главных недочетов ОПЕК состоит в том, что она соединяет воединыжды державы, интересы которых часто обратны. Саудовская Аравия и др державы Аравийского полуострова относятся к количеству малонаселенных, но владеют огромными припасами нефти, большими вложениями в следствии рубежа и поддерживают очень тесные дела с западными нефтяными компаниями. Для иных входящих в ОПЕК государств, к примеру Нигерии, свойственны высочайшая численность народонаселения и бедность, они продадут дорогие программы финансового становления и имеют гигантскую задолженность.

2-ой, казалось бы, простой неувязкой считается очевидная «куда деть средства». Так как не всегда просто верно воспользоваться хлынувшим на страну дождем нефтедолларов. Монархи и правители государств, на которые обвалилось достояние, рвались применять его «во популярность личного народа» и потому затевали разные «стройки века» и прочие сходственные планы, которые никак невозможно именовать осмысленным инвестицией денег. Исключительно позже, как скоро прошла эйфория от первого счастья, как скоро немного охладился пыл вследствие падения тарифов на нефть и понижения муниципальных заработков, средства муниципального бюджета стали расходоваться наиболее уместно и хорошо.

Третьей, неувязкой считается компенсация научно-технической отсталости государств ОПЕК от основных государств мира. Так как к моменту сотворения организации некие из государств, входящих в ее состав, еще не отделались от пережитков феодального строя! Решением таковой трудности имела возможность быть убыстренная индустриализация и урбанизация. Введение новейших технологий в создание и, в соответствии с этим, жизнь жителей нашей планеты не прошло безо всяких следов для народа. Главными шагами индустриализации были неких зарубежных фирм, к примеру АРАМКО в Саудовской Аравии, и интенсивное вербование частного капитала в промышленность. Это производилось методом многосторонней гос поддержки частному сектору экономики. К примеру, в этой же Аравии было сотворено 6 особых банков и фондов, которые оказывали помощь бизнесменам под гарантии страны.

4 неувязкой считается недостающая государственных кадров. Оказывается сотрудники в государстве оказались неподготовленными к введению свежих технологий и оказались неспособными обслуживать прогрессивные станки и оборудование, которое было поставлено на нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, также иных заводах и предприятиях. Решением данной проблем стало вербование зарубежных профессионалов. Это было не так просто, как может показаться на первый взгляд. Так как скоро это породило массу противоречий, которые все усиливались с развитием сообщества.


Россия и ОПЕК

Начиная с 1998 года Россия считается наблюдателем в ОПЕК. За этот период времени стороны приобрели положительный навык партнерства. Сформировался многообещающий формат постоянных встреч российских министров с руководителями ОПЕК и сотрудниками из государств, входящих в данную компанию.

Сейчас ОПЕК просто идет на контакт не только лишь с официальными лицами российского топливно-энергетического комплекса, но и с вузами Рф, которые готовят проф кадры свежего уровня чтобы достичь желаемого результата .

Мир стоит перед опасностью «длительного нефтяного упадка» и обязан быть готов к тому, что стоимости на нефть станут высокими на протяжении долгого периода, сказал Международный валютный . Это - самое внезапное из официальных предостережений, которые до сего времени звучали в масштабах длительных мониторингов для энергетических поставок.

Наша родина уделяет существенное внимание ситуации на нефтяных рынках не только лишь в контактах со государствами ОПЕК, но и во содействии с ключевыми странами-потребителями. Для Рф, это, сначала, европейские державы (в пределах 90 процентов экспорта нефти). Так, в масштабах Энергодиалога Рф и Евросоюза державы условились, а именно, вместе проанализировать вопрос о воздействии стратегических запасов нефти на стабилизацию нефтяного рынка.

Все державы ОПЕК присутствуют в глубочайшей зависимости от прибылей собственной нефтяной индустрии. Наверное, единственная из государств, представляющая исключение, это Индонезия, которая получает значительные прибыли от туризма, леса, реализации газа и прочих сырьевых которые были использованы. Для других государств ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого невысокого - 48 процентов в истории с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97 процентов в Нигерии.

Из этого идет, что в отсутствии внешнего рынка говорить о развитии государств ОПЕК нет толку. Экспорт сырья, являясь главным источником заработка государств, «вытягивает» за собой и внутреннюю экономику. Из данного следует, что экономика стран-участников картеля напрямую находится в зависимости от глобальных тарифов на углеводородное сырье.

Вроде как, стоимости на нефть обязаны покрывать производственные и главные опасности изготовителей. Если взглянуть под другим углом, расценки не могут оказывать негативного воздействия на становление мировой экономики и, а именно, обязаны разрешать осуществление вложений в становление нефтяной индустрии

ОПЕК и ВТО

Значение энергетики для финансового становления нереально переоценить, но этой неувязкой нередко третируют на уровне масштабных институтов, а нормы интернациональной торговли в энергетическом секторе фактически не срабатывают. Старания ВТО, к примеру, сначала концентрируются на преодолении барьеров для импорта, на тот момент как в области энергетики лимитирования в основном дотрагиваются экспорта.

В отличие от иных продуктов ископаемые виды горючего неповторимы. Они гарантируют огромную часть энергии во всем мире, хотя являют из себя окончательный ресурс. Опаски, связанные с нехваткой ресурсов, принуждают главных инвесторов принимать конструктивные меры, чтоб обеспечить доступ к источникам энергии. Может быть предстоящее обострение геополитических столкновений, в специфики с учетом мониторингов профессионалов о подъеме спроса на энергоресурсы на 50% к 2035 г., 80% данного роста обязаны покрыть ископаемые виды горючего.

Значимость ископаемых видов горючего для удовлетворения возрастающего спроса в странах-потребителях отражается и в значимости данных ресурсов для стран-экспортеров. Заключительные оценивают энергетику как принципиальный инструмент личного становления - во всех качествах данного понятия. Вследствие этого они нередко предпринимают шаги, противоречащие основам независимой торговли. Исключительность энергетики возрастает в связи растущей озабоченности, связанной с экологией. Страны, бравшие на себя обещания по сокращению выбросов, употребляют для производства другой энергии дотации и , что противоречит основам независимой торговли и ВТО.

Нормы интернациональной энергетической торговли обязаны избегать последних подходов - как внедрения всех основ вольной торговли, так и однобокого муниципального либо регионального регулирования.

Реализацией международных товарных соглашений, регулирующих деятельность в отдельных сегментах рынка, занимаются Международные товарные организации (МТО) в форме:

  • Международных организаций;
  • Международных советов;
  • Международных консультативных комитетов;
  • Международных исследовательских групп (МИГ).

Все указанные институты занимаются изучением состояния мировых товарных рынков, а именно: сложившимся соотношением спроса и предложения на конкретные сырьевые товары, динамикой цен и условий .

В настоящее время функционируют Международные советы по оливковому маслу, олову, зерну.

Действуют МИГ по каучуку, свинцу и цинку, меди.

Действует Международный консультативный комитет по хлопку, Комитет по вольфраму.

Иран обладает вторым по объёму после Саудовской Аравии запасом нефти (18 млрд тонн) и занимает 5,5% на мировом рынке торговли нефтепродуктами. Особенное внимание уделяется диверсификации экономики благодаря развитию точного машиностроения, автомобильного машиностроения, ракетно-космической промышленности, а также информационных технологий.

Крупным экспортером нефти является Кувейт . Добыча нефти обеспечивает 50% ВВП Кувейта, ее доля в экспорте страны составляет 90%. В стране развиты также нефтепереработка и нефтехимия, производство стройматериалов, удобрений, пищевая промышленность, добыча жемчуга. Осуществляется опреснение морской воды. Удобрения составляют важную часть экспорта страны.

Ирак обладает вторыми по величине запасами нефти в мире. Иракские государственные компании North Oil Company и South Oil Company обладают монопольным правом на разработку местных месторождений нефти. Южные месторождения Ирака, находящиеся в управлении SOC, добывают порядка 1,8 миллиона баррелей нефти в день, что составляет почти 90 % всей добываемой в Ираке нефти.

Таким образом, большинство стран ОПЕК находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности . Пожалуй, единственная из стран-членов организации, представляющая исключение, — это Индонезия , которая получает существенные доходы от туризма, леса, продажи газа и других сырьевых материалов. Для остальных стран ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого низкого — 48% в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97% в Нигерии.

В период кризиса стратегический путь для стран, зависящих от экспорта нефти, — диверсификация экономики, причем за счет освоения новейших ресурсосберегающих технологий.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!