Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Как писать эссе клише по русскому языку. Сочинение ЕГЭ по русскому языку

Пишется по следующему плану:

    Вступление

    Постановка проблемы

    Комментарий к проблеме

    Ваша позиция

    Аргументы (2 аргумента: из личного опыта и из литературы, истории и т.д.)

    Заключение

Речевые клише для вступления.

Для вступления можно использовать следующие речевые клише :

    Всем известно, что… О … написаны тысячи книг и снято большое количество фильмов. Тема …. интересует многих из нас.

    Риторические вопросы.

    Цитата из текста, - в этих словах звучит (раскрывается, затрагивается)...

Речевые клише для формулировки проблемы.

Для описания проблемы, раскрываемой в тексте можно использовать следующие фразы:

В предложенном тексте раскрывается проблема… В данном тексте автор описывает (раскрывает, доводит до нашего сведения) проблему…Волнующую многих проблему … в вышеописанном тексте раскрывает автор…

Речевые клише для отражения позиции автора.

В этом пункте можно использовать следующие речевые обороты :

Речевые клише для выражения собственного мнения.

Для того, чтобы дипломатично выразить свое мнение по поводу раскрываемой проблемы , можно использовать следующие фразы:

Невозможно не согласиться с автором, что… Я солидарен с автором в том, что…. Мои взгляды на проблему …схожи с позицией автора о том, что… Я придерживаюсь схжего с автором мнения по поводу …

Речевые клише для аргументирования.

Для того, чтобы органично вписать аргументы в текст , можно использовать следующие клише (в зависимости от типа аргумента):

Нам часто приходиться сталкиваться с… Зачастую, в наше время… Кто из нас не встречал… В наши дни стало обыденностью, что… Особенно остро данная проблема была раскрыта в таком произведении, как… Проблема, раскрытая в данном тексте, волновала многих русских классиков, например,...Актуальность этой темы раскрывает в произведении…. великий русский писатель (поэт, философ).... Теме …. посвящено множество телепередач и статей…

Речевые клише для заключения.

Подытожить сочинение ЕГЭ можно, начав со следующих фраз:

Прочитав этот текст, каждый задумается (каждый поймет, что)... Ознакомившись с позицией автора, понимаешь, что… В этом тексте автор выразил свою главную мысль:... Не случайно автор пишет в конце статьи о том, что… Автор хочет, чтобы...

Вступление

1) Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, это волновало людей в древности и не оставляет равнодушным (беспокоит, тревожит) в наше время. Эта тема интересует как молодых, так и опытных людей, и текст … тоже посвящён …
2) (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье … .
3) (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. … . Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье… .
4) (Прием «Ниточка») Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. «(Высказывание),» - так начинается статья … . Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).
5) Приём «Цитата». «…,» - писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, … .
6) (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье … . Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.

Формулировка проблемы

1) Данный текст посвящён теме (проблеме) ... .
2) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему... (касается следующих вопросов … , останавливается на следующих проблемах...)
3) «_______!» – этот призыв, обращенный к сердцу читателя, звучит в тексте (Ф.И.О.)
4) С первых же строк мы (оказываемся, погружаемся, входим) в (таинственный, волшебный, тихий, светлый и т.д.) ________. _________ в культурном опыте наших предков был воплощением (издавна считался, почитался) (воплощением, символом, проявлением) _______ начала. Вот почему автор (Ф.И.О.) описывает _____ таким.
5) «О ____________ можно рассказывать бесконечно!» – слышим мы. И действительно, сколько уже книг, статей, программ посвящено __________! Но странное дело, каждый, кто обращается к этой (острой, злободневной, священной, важной, актуальной) теме, находит в ней что-то свое, новое (+ актуальность).
6) Автор исследует, анализирует, поднимает, рассматривает, затрагивает проблему…. Комментарий по проблеме (актуальность).

Комментарий проблемы

1) Рассуждая над проблемой..., {указываем автора} обращается... {указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}.
2) Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) {указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …
3) Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. {Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется}.

1) Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: …
2) Автор считает (убеждает нас в том), что...
3) Автор стремится донести до читателя мысль о том, что...
4) Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что...

Выражение своего мнения

1) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор.
2) Трудно (нельзя) не согласиться с автором текста в том, что...
3) Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему …

Аргументация своего мнения

Из читательского опыта
1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности...
2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях...
3) Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.

Из зрительского опыта
1) Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах) ...
2) Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи...

Сочинение пишется по определенному плану:

1. Введение

2. Постановка проблемы

3. Комментарий к проблеме

5. Ваша позиция

6. Литературный аргумент

7. Любой другой аргумент

8. Заключение

Для вступления:

1) Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …

2) О необходимости. знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы… - это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся.

3) (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье ….

4) (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися. Некоторые считают, что …. Другие подчёркивают …. Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. …. Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…

5) Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») «(Высказывание),» - так начинается статья …. Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).

6) Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с …. (Риторические вопросы).

7) (Риторический вопрос). Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.

8) Приём «Ключевое слово». а) Определить тему текста. б) Выделить ключевое понятие. в) Раскрыть смысл этого понятия.

9) Приём «Аллегория». Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким - либо конкретным примером.

10) Приём «Цитата». «…,» - писал известный …. В этих словах звучит …. Действительно, …

11) (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье …. Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.

12) Люди часто размышляют о том, что …. (О том, что …, люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).

13) Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями: …

14) (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности …. Кто-то считает, что …. Кто-то ….

15) «…,» - в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста …. Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы? (Вопросы. Затем нужно раскрыть сложность поставленных вопросов). Если спросить любого из нас …, то наверное, мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что…

Для формулировки темы (проблемы) исходного текста:

1) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему.

3) Данный текст посвящён теме (проблеме).

4) В тексте представлена точка зрения {указываем автора} на проблему.

5) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} касается следующих вопросов … (останавливается на следующих проблемах.)

9) Волнующую всех нас проблему. поднимает {указываем автора}.

10) Проблема, поднимаемая (поставленная) {указываем автора}, - это.

11) Проблема. не может не волновать современного человека. Задумался над ней и {указываем автора}.

12) Что такое.? (В чем заключается.? Какую роль в жизни человека играет.?) Эту важную проблему поднимает {указываем автора}.

Для комментирования проблемы:

8) В тексте доказывается мысль о том, что.

9) Основная мысль текста заключается в том, что.

Для выражения своего мнения:

1) Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему …

2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор.

Для аргументации собственной позиции:

- с использованием жизненного опыта:

1) Как часто приходится сталкиваться с.

2) Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как.?

3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как.

4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас).

- из читательского опыта

1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности.

2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях.

- из зрительского опыта

1) Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах).

2) Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи.

Для заключения:

1) Приём «Отклик». Сигналом этого приёма является деепричастная конструкция «Прочитав этот текст…»: Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что …. 2) Использование цитаты, в которой выражена главная мысль текста: «…!»-это высказывание отражает главную мысль текста. (Раскрыть смысл, выраженный в этом высказывании).

4) (Использование цитаты) «…,» - писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что ….

6) Прочитав этот текст, понимаешь, как …. Не случайно автор пишет в финальной части своей статьи о том, что «…».

Как определить проблему в предложенном тексте? Начнем с определения этого понятия: если кратко, то проблема - это вопрос, которым задается автор. Самый верный способ определить в тексте проблему - найти позицию автора. Если есть позиция автора, непременно должна быть и проблема, по которой эта позиция высказана. Лучше всего брать главную проблему текста, но и к косвенным проверяющие, как правило, относятся лояльно.

Какое место занимает литература в жизни людей? Что нам дает чтение? Как правильно выбирать книги? Насколько важно читать книгу «бескорыстно», с интересном? Академик Дмитрий Лихачёв предлагает нам поразмышлять над проблемой правильного чтения.

В тексте речь идёт о том, что книги и чтение могут стать образом жизни каждого человека, стоит только подобрать правильную книгу, ведь она, по словам Лихачёва, служит «проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей». Литература имеет огромное значение в жизни людей, она даёт нам «колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни», несёт мудрость, обогащает внутренний мир человека, воспитывая его.

Д. С. Лихачёв призывает нас читать книги осмысленно, вдумчиво, вникая в каждую мелочь, ведь именно в мелочах кроется самое интересное и загадочное. Погружаться в чтение нужно не ради кого-то, а для себя. Автор считает, что наиболее важной является классическая литература, выдержавшая испытание временем, но он не отвергает и современную литературу, ведь на многие вопросы нашего времени может ответить только она. А для того чтобы по-настоящему понять и полюбить книгу, необходимо неоднократно её перечитать.

Татьяна Ларина, главная героиня романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», питала к книгам такую же сильную любовь, какую питаю и я. «Теперь с каким она вниманьем/ Читает сладостный роман,/ С каким живым очарованьем/ Пьет обольстительный обман!» Татьяна читала книги, воображая себя на месте главных героинь романов: погрузившись в чтение с головой, она разделяла с ними чувства, владеющие ими.

Незабываемые минуты я провела с романом–эпопеей Л. Н. Толстого «Война и мир». Переживая за Андрея Болконского, волнуясь за судьбу Марьи Болконской, удивляясь поступкам Пьера Безухова, я читала страницу за страницей. Княжна Марья сразу же полюбилась мне, и я не могла оставить книгу закрытой: переживания за княжну заставляли меня вновь и вновь открывать полюбившийся мне роман. А какую радость я испытала, когда узнала, что Марья обрела наконец счастье с Николаем Ростовым, нельзя передать словами.

Чем больше книг я читаю, тем чаще нахожу «свои» книги, тем больше понимаю слова Лихачева: «есть много книг, без которых жить нельзя».

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ К СОЧИНЕНИЮ ЕГЭ2016

Элементы сочинения Языковые средства
Для вступления
  • Всем известно, что …
  • Об этом написаны книги (сняты фильмы)......об этом говорят и взрослые, и дети
  • Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …
  • О необходимости... знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах.
  • Люди часто размышляют (задумываются) о том, что … .
Проблема текста
  • Текст посвящен проблеме (чего? подставляем сущ в Р.п.)…
  • Автор касается следующей проблемы (чего?)…
  • В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему (чего?)...
  • В данном тексте писателя (имя) волнует проблема (чего?) ...
  • Данный текст посвящён теме (проблеме) ...
  • В тексте представлена точка зрения {указываем автора} на проблему (чего?) ...
  • (Имя автора) останавливается на проблеме (чего?) ...
  • Текст {кого?} заставил меня задуматься над проблемой (чего?)... Волнующую всех нас проблему... поднимает {указываем автора}.
  • Проблема (чего?) ... не может не волновать современного человека. Задумался над ней и {указываем автора}.
  • формулировка с помощью вопроса Что такое...? (В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...?) Эту важную проблему поднимает {указываем автора}.
Комментирование проблемы (ее актуальность) обязательно на основе прочитанного текста
  • В тексте рассматриваются вопросы, имеющие важное значение для…
  • Актуальность рассматриваемой проблемы, но словами автора, определяется тем, что… и т.д.
  • Автор рассуждает (размышляет, делится своими впечатлениями) о…
  • Вопрос о … {идея о... Заменяем слово проблема синонимами, чтобы не повторяться } никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. {Объясняем почему}
  • Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) {указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …
  • Рамышляя над проблемой..., {указываем автора} обращается... {указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}
Позиция автора
  • Автор так определяет свое отношение к поднятой проблеме: …
  • Автор утверждает (убежден), что…
  • Автор полагает, что…
  • Цель автора - заставить читателя обратить внимание на…
  • Позиция автора очевидна: ...
  • Автор не может не восхищаться…(удивляться, восторгаться)…
  • Он помогает и нам понять (осознать…) всю красоту (значимость)…
  • Автор стремится к осмыслению общественно важных проблем и хочет вызвать у читателя определённый отклик. Я считаю, что это ему удалось. (Несомненно, безусловно, без всякого сомнения, это ему удалось).
  • Автор статьи (очерка), (рассказа) побуждает читателя по-новому оценить ситуацию с…(взглянуть на…), и с его мнением нельзя не согласиться (и я полностью разделяю его позицию).
  • Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. {Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется. Анализируем худ. средства и приёмы автора}.
  • Эпитеты(метафоры, сравнения и др. - процитировать) нужны автору для того, чтобы.... (С их помощью автор восхищается(чем?) ....негодует по поводу (чего?)
  • Размышления автора тревожны. Его волнения за...(судьбу страны, человечества, подрастающего поколения и т.д. ,за экологию, культуру, образование...) понятны.
  • Автор не даёт конкретных советов, он лишь обозначает проблему и предлагает читателю подумать о том, как сохранить окружающую нас природу (чистоту русского языка), (нравственность), (милосердие)…
  • Автор словно предлагает читателю внимательнее приглядеться к герою (какому?): а вдруг он узнает в нём себя.
Собственное мнение по проблеме, поднятой автором текста (согласие с автором)
  • Бесспорно мнение автора о том, что…
  • Я придерживаюсь точки зрения автора и считаю, что…
  • Я разделяю позицию автора по поводу того, что…-Я согласен с мнением автора по поднятой проблеме и утверждаю, что, действительно…
  • Я присоединяюсь к мнению автора по поднятой им проблеме.
  • Трудно не согласиться с автором текста в том, что...
  • С мнением автора нельзя не согласиться, настолько оно убедительно.
  • Автор предстал перед нами как настоящий публицист (художник, лирик, философ, патриот, гражданин). Я полностью разделяю его позицию.
  • Нельзя не признать правоту автора, который призывает нас …
  • Я согласен с автором в том, что …
Возражение автору
  • Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с его утверждениями о том, что…
  • Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что…
  • На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
  • Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что…
  • я не во всём разделяю его позицию…
  • Однако я не во всём согласен с автором.
Аргументы с использованием жизненного опыта:
  • Как часто приходится сталкиваться с...
  • Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как...?
  • Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как...
  • К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас) ...
из читательского опыта :
  • Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности...
  • Особенно остро эта проблема поставлена в рассказе (повести, романе (автор) ...
  • Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.
из зрительского опыта:
  • Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах) ...
  • Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи...
Заключение. Выводы Приём «Отклик». Сигналом этого приёма является деепричастная конструкция «Прочитав этот текст…»:
  • Читая текст, понимаешь, что цель автора заключалась … Автор стремился убедить нас в том, что... важно помнить о том, что … .
  • Прочитав этот текст, понимаешь, как(что) … .
  • Размышляя над прочитанным, можно сделать вывод о том, что…
  • Использование цитаты, в которой выражена главная мысль текста: «…!»-это высказывание отражает главную мысль текста. (Раскрыть смысл, выраженный в этом высказывании).
  • Автор хочет, чтобы … . И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания.
  • (Использование цитаты) «…,» - писал … . В этих словах выражена мысль о … . Автор текста тоже считает, что … .
  • Итак, рассуждение (повествование) автора в целом поучительно и побуждает нас к размышлениям о смысле жизни…
  • Автор ещё раз убеждает нас в том, что необходимо

Примеры формулировок проблемы

Полезные клише к заданию С1 по русскому языку.

Сочинение пишется по определенному плану:

1. Введение
2. Постановка проблемы
3. Комментарий к проблеме
4. Позиция автора
5. Ваша позиция
6. Литературный аргумент
7. Любой другой аргумент
8. Заключение

1) Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …

2) О необходимости... знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы… - это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся.

3) (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье … .

4) (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися.
Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. … . Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…

5) Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») «(Высказывание),» - так начинается статья … . Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).

6) Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с … . (Риторические вопросы).

7) (Риторический вопрос). Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.

8) Приём «Ключевое слово». а) Определить тему текста. б) Выделить ключевое понятие. в) Раскрыть смысл этого понятия.

9) Приём «Аллегория». Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким – либо конкретным примером.

10) Приём «Цитата». «…,» - писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, …

11) (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье … . Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.

12) Люди часто размышляют о том, что … . (О том, что … , люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).

13) Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями: …

14) (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что … . Кто-то … .

15) «…,» - в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста … .
Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы? (Вопросы. Затем нужно раскрыть сложность поставленных вопросов). Если спросить любого из нас …, то наверное, мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что…


1) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему...

3) Данный текст посвящён теме (проблеме) ...

4) В тексте представлена точка зрения {указываем автора} на проблему...

5) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} касается следующих вопросов … (останавливается на следующих проблемах...)

9) Волнующую всех нас проблему... поднимает {указываем автора}.

10) Проблема, поднимаемая (поставленная) {указываем автора}, - это...

11) Проблема... не может не волновать современного человека. Задумался над ней и {указываем автора}.

12) Что такое...? (В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...?) Эту важную проблему поднимает {указываем автора}.


1) Вопрос о … {обозначаем проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце} никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. {Объясняем почему}

2) Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) {указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …

3) Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. {Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется}.

4) Рассуждая над проблемой..., {указываем автора} обращается... {указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}.


8) В тексте доказывается мысль о том, что...

9) Основная мысль текста заключается в том, что...


1) Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему …

2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор.


- с использованием жизненного опыта:
1) Как часто приходится сталкиваться с...

2) Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как...?

3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как...

4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас) ...

- из читательского опыта
1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности...

2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях...

- из зрительского опыта
1) Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах) ...

2) Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи...


1) Приём «Отклик». Сигналом этого приёма является деепричастная конструкция «Прочитав этот текст…»:
Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что … .

2) Использование цитаты, в которой выражена главная мысль текста:
«…!»-это высказывание отражает главную мысль текста. (Раскрыть смысл, выраженный в этом высказывании).

4) (Использование цитаты) «…,» - писал … . В этих словах выражена мысль о … . Автор текста тоже считает, что … .

6) Прочитав этот текст, понимаешь, как … . Не случайно автор пишет в финальной части своей статьи о том, что «…» .

Как определить проблему в предложенном тексте?

Начнем с определения этого понятия: если кратко, то проблема - это вопрос, которым задается автор.
Самый верный способ определить в тексте проблему - найти позицию автора. Если есть позиция автора, непременно должна быть и проблема, по которой эта позиция высказана. Лучше всего брать главную проблему текста, но и к косвенным проверяющие, как правило, относятся лояльно.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!