Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Ирод Архелай. Кто есть кто — Евангельские места

Ирод Архелай (23 г до н. э. — 18 г.) — этнарх Самарии, Иудеи и Идумеи с 4 г. до н. э. по 6 г. н. э., старший из трех сыновей Ирода I и его жены самаритянки Малфаки (Малтаки).

Перед смертью, в 4 г. до н. э., царь Иудеи Ирод Великий, разделил земли между тремя сыновьями: Архелаем, Иродом Антипой и Филиппом. По завещанию Ирод Великий назначил Архелая своим наследником на царство, а двум другим сыновьям выделил меньшие области правления. Однако прежде чем вступить во владение отцовским наследством, братья должны были получить на это согласие римского императора.

Архелай, получивший земель больше других, после 7-дневного траура обратился к молящимся в Иерусалимском Храме евреям с приветственной речью, в ответ на что услышал громкую критику и настойчивые требования реформ: облегчения государственных податей, снижения налогов на предметы первой необходимости и амнистии всем политическим преступникам, сидевшим в тюрьмах при Ироде.

Архелай попытался успокоить собравшихся, пообещав все это выполнить как только римский император утвердит его на престоле. На том бы и порешили, но нашлись горячие головы, заявившие, что если требуемые нововведения не будут декретированы сейчас же, они поднимут восстание. Осознав, что увещевания здесь не помогут, и что с наглецами надо разговаривать только на том языке, который они понимают - на языке силы, Архелай, заявил, что не поддастся на шантаж, а всех дерзнувших восстать ждет заслуженная кара, после чего удалился.

В ответ на это, сразу же по окончанию храмовой службы, в Иерусалиме начались волнения, усилившиеся с наступлением Пасхи, когда в город съехались десятки тысяч богомольцев и паломников. Решив подавить восстание в зародыше, Архелай послал против народа отряды сирийских наемников, перебившие около 3000 человек, собравшихся в праздничный день у ворот Иерусалимского Храма.

После этого, ставший столь же ненавистный народу, как и его отец, Архелай уехал в Рим на встречу с Октавианом Августом. С теми же целями туда отправились и его братья.


Охрану порядка в Иерусалиме царь поручил римскому полководцу Антонию Сабину, грубость и алчность которого возмутила евреев настолько, что сразу по отъезду Архелая повсеместно вспыхнуло народное восстание, имевшее цель извержение ига римлян и ненавистных «иродиан» (детей Ирода).

Испуганный Сабин не смог удержать в повиновении столицу, и был вынужден с остатками гарнизона забаррикадироваться в царском дворце. На выручку ему не замедлил явиться наместник Сирии Публий Квинтилий Вар, с многочисленным войском. Он жестоко покарал восставших евреев, только в Иерусалиме распяв 2000 человек на крестах (4 г. до н. э.).

В том же году он был отозван в Рим, и вскоре получил назначение в Германию, где позорно погиб со своей армией в Тевтобургском лесу.

Тем временем иудеи тоже направляют в Рим посольство к Августу с просьбой не назначать Архелая царем, а дать им возможность жить по своему закону под властью римского наместника.

Император Октавиан Август хотя и отказал Архелаю в официальном царском титуле, в остальном подтвердил завещание Ирода. В качестве этнарха (правителя народа) Архелай получил власть над Самарией, Иудеей (со столицей в Иерусалиме) и Идумеей с городом Кесарией (4 г. до н.э.). Ирод Антипа был признан правителем Галилеи и северо-восточного Заиорданья, разделив его с Филиппом.

По рассказу историка Иосифа Флавия, император Август назначил Архелая, сына Ирода I Великого, не царем, а лишь этнархом половины той территории, на которую распространялась власть Ирода, обещав пожаловать титул царя, если Архелай сумеет доказать свою способность править (Иосиф Флавий, Древ. 17:317). Но власть Архелая была недолгой.

Уверенный в покровительстве Рима, Архелай, подобно своему отцу, отличался мнительностью и чудовищной жестокостью, по личному усмотрению назначал и смещал первосвященников, железной рукой подавляя то и дело возникавшие восстания против его тирании.

Архелай много походил на своего отца по жестокости и злобе своего характера; по сему-то святое Семейство устрашилось возвратиться в Вифлеем и поселилось на время в Галилейском городе, Назарете: В это время Иосиф и Мария с младенцем Иисусом возвращаются из Египта. "Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся идти туда" (Мф. 2:22).

Однако после 9 лет царствовния и постоянных жалоб со стороны евреев римскому императору, в 6 г.н.э., Архелай был лишён власти Октавианом Августом и отправлен в ссылку в Галлию, в Виенну — город недалеко от Лиона, на какую-то малозначащую должность. Там он и умер в 18 г. н.э. Всё его имущество было конфисковано: его владения были присоединены к римской провинции Сирии, а имения взяты в государственную казну.

После этого Иудея превратилась в третьеразрядную римскую провинцию. Отныне ею стали управлять назначенные римские прокураторы, первым из которых был Копоний, правивший с 6 по 9 гг., а самым известным стал Понтий Пилат.

Материал подготовил Сергей Шуляк

Архелай

Архелай ("властитель народа" ), Ирод Архелай, старший из трех сыновей идумейского царя Ирода Великого, ставшего царем Иудеи. Матерью А. была самарянка Малфака. А. был воспитан вместе с братом Иродом Антипой в Риме. По завещанию Ирод Великий назначил А. своим наследником на царство, а двум другим сыновьям выделил меньшие области правления. После смерти Ирода А. поехал в Рим, чтобы утвердить свое право наследования у императора. Но в день Пасхи, еще до его отъезда, в храме произошли волнения, к-рые он приказал подавить силой, в результате чего погибло 3 тыс. иудеев. В ответ на это иудеи направляют в Рим посольство к Августу с просьбой не назначать А. царем, а дать им возможность жить по своему закону под властью рим. наместника. Одноврем. с этим в роли соперника А. в борьбе за трон выступает в Риме Ирод Антипа. Намек на эти события, видимо, содержится в одной из притч Иисуса (Лк 19:12,14) , и, возм., ее конец также имеет отношение к А. Император хотя и отказал А. в офиц. цар. титуле, в остальном подтвердил завещание Ирода. В качестве этнарха (правителя народа) А. получил власть над Самарией, Иудеей и Идумеей с городами Кесарией, Себастой (Самария), Иоппией и Иерусалимом (4 г. до Р.Х.). В это время (см. Летосчисление , V,1) Иосиф и Мария с младенцем Иисусом возвращаются из Египта. Услышав о вступлении на престол А. и опасаясь жить в подвластной ему области, Иосиф поселяется в Назарете Галилейском (Мф 2:22 и след.) . Во время своего царствования А. проявлял жестокость к самарянам и иудеям, пока наконец в ответ на жалобы он не был смещен Римом с престола и сослан в Виенну, юг Франции (6 г. по Р.Х.). Его бывшие владения отныне рассматривались как рим. провинция, управляемая рим. наместником (прокуратором).


Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Смотреть что такое "Архелай" в других словарях:

    - (др. греч. Άρχέλαος, лат. Archelaus) имя персонажей из античных мифов и истории: Архелай сын Геракла. Архелай (сын Темена) мифический предок Александра Македонского. Один из Гераклидов (потомков Геракла), сын Темена, царя… … Википедия

    Я, муж. Стар. редк.Отч.: Архелаевич, Архелаевна.Происхождение: (От греч. archelaos вождь народа.)Именины: 18 марта, 19 апр. Словарь личных имён. Архелай Вождь народа (греч.). 18 (5) марта – мученик Архелай. 19 (6) апреля – мученик Архилий, иерей … Словарь личных имен

    - (Archelaus, Αρχέλαος). 1) Царь Македонии (413 399 г. до Р.Х.), известный своим покровительством искусствам и литературе. Стены его дворца были украшены картинами Зевксиса, и в гости к нему приезжали Эврипид, Агафон и др. писатели. 2) Сын Ирода… … Энциклопедия мифологии

    АРХЕЛАЙ - АРХЕЛАЙ Ἀρχέλαος) (сер. 5 в. до н. э.), греческий философ, ученик Анаксагора и учитель Сократа. Дата рождения приблизительно установливается в соответствии с указаниями на его отношение к Анаксагору («ученик» следовательно, младше) и… … Античная философия

    Архелай - АРХЕЛАЙ, полководецъ царя понтійскаго Митридата Великаго. Участвовалъ въ первой понтійской войнѣ, съ 88 г. до Р. Х. Разбивъ римскаго союзника въ Виѳиніи Никомеда, самъ былъ разбитъ и раненъ при осадѣ Магнезіи. Посланный Митридатомъ въ Грецію съ… … Военная энциклопедия

    - (начальник народа) (Мат.2:22) сын Ирода Великого. По смерти своего отца, в самый год рождения по плоти Господа Иисуса, Архелай вступил в управление Иудеею и царствовал в ней в то время, как Иосиф и Мария с Богомладенцем Иисусом предприняли было… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    - (Ἀρχέλαος) (5 в. до н.э.) – древнегреч. натурфилософ материалист, ученик Анаксагора и учитель Сократа. А. в своем учении истолковывал понятие νοῦς (ум) Анаксагора как воздух; он восстановил др. ионийские принципы сгущения и разрежения первонач … Философская энциклопедия

    Архелай - Лрхелай, сын Аполлодора (а по мнению некоторых, Мидона), из Афин или из Милета, ученик Анаксагора, учитель Сократа. Он первый перенес из Ионии в Афины физическую философию; его звали Физиком, поскольку им закончилась физическая философия, а… … О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

    АРХЕЛАЙ - [лат. Archelaus] († ок. 280), свт. (пам. зап. 26 дек.), еп. Кархарский (Касхарский, Каррский). Во времена имп. Проба (276 282) прославился как активный борец с манихейством. Указываемая в источниках кафедра А. Кархар или Касхар отождествляется с… … Православная энциклопедия

    - (греч. Archélaos) (ум. 399 до н. э.), царь Македонии (См. Македония) (около 413 399). При А. велось большое строительство городов, дорог, военных укреплений, было создано боеспособное войско; столица Македонии была перенесена из Эг в… … Большая советская энциклопедия

И самарянки Малтаки, этнарх Идумеи, Иудеи и Самарии (4 г. до Р. Х.- 6 г. по Р. Х.). В изображении Иосифа Флавия И. А.- один из нечестивых и жестоких представителей иродианской династии.

В права наследника И. А. вступил согласно последнему варианту завещания Ирода Великого, к-рый умер в 4 г. до Р. Х. После торжественных похорон отца и присяги солдат на верность И. А. стал собираться в Рим (Ios. Flav. De bell. II 1. 1-2; Idem. Antiq. XVII 8. 3-4; 9. 1), где волю отца должен был еще утвердить император. Но начало карьеры И. А. было омрачено восстанием иудеев, недовольных тем, что И. А. отказывался отомстить виновникам гибели тех, кто протестовали против установки по приказу Ирода Великого изображения рим. орла на храме. И хотя И. А. пытался уговорить бунтовщиков повременить с этим делом до его возвращения из Рима (Idem. Antiq. XVII 8. 4-9. 1), на Пасху в Иерусалимском храме произошло столкновение восставших с солдатами И. А., в результате чего погибло 3 тыс. иудейских паломников (Idem. De bell. II 1. 3; Idem. Antiq. XVII 9. 3).

Этот инцидент для И. А. оказался фатальным. При рассмотрении имп. Августом завещания Ирода Великого И. А. был обвинен в жестокости, самоуправстве, нарушении иудейского закона сначала сторонниками его брата Ирода Антипы , также претендовавшего на престол, а затем делегацией иудеев, желавших введения прямого рим. правления в Иудее (Idem. De bell. II 2. 2, 6; Idem. Antiq. XVII 9. 4-7). По решению императора И. А. получил в управление Иудею, тронное имя и титул этнарха, а также император пообещал, что И. А. станет царем, если будет править благоразумно. Остальная часть территории царства Ирода Великого в основном была разделена между тетрархами Филиппом и Антипой (Idem. Antiq. XVII 11. 4).

Пока И. А. был в Риме, в Иерусалиме в праздник Пятидесятницы вновь вспыхнуло восстание, на этот раз против назначенного Цезарем прокуратора Сабина. Восставших поддержали в Иудее, Галилее и Перее, римляне с трудом сумели подавить мятеж (Ibid. 10. 2-3).

Вскоре после возвращения из Рима И. А. сместил первосвященника Иоазара, обвинив его в поддержке восставших. Вместо него был назначен его брат Елеазар, а позднее Иисус, сын Сия. В то же время И. А. развелся с Мариамной и женился на Глафире, дочери царя Каппадокии Архелая, бывшей прежде женой Александра, сына Ирода, сводного брата И. А. Это противоречило иудейским законам (Ibid. 13. 1; Idem. De bell. II 7. 4) и привело к недовольству подданных. И. А. прибег к силе, чтобы подавить очередной мятеж.

Вскоре после этого делегация иудеев и самарян пожаловалась Августу на жестокость и самоуправство И. А. В 6 г. император отрешил И. А. от власти и сослал в Виенну в Галлии (ныне Вьен, деп. Изер, Франция). Антипа и Филипп сохранили свои области, а земли И. А. стали провинцией, управляемой рим. префектами (Idem. Antiq. XVII 13. 1-5; Idem. De bell. II 7. 3-8. 1; Strabo. Geogr. XVI 2. 46; Dio Cassius. Hist. Rom. L 27. 6).

Жестокость И. А. в обращении с иудеями (Ios Flav. De bell. II 7. 3) объясняет рассказ евангелиста Матфея о том, как Иосиф Обручник , узнав, что И. А. стал правителем Иудеи, побоялся вернуться туда. Получив во время возвращения из Египта предупреждение во сне, Иосиф с Девой Марией и Иисусом отправился в Назарет в Галилее (Мф 2. 22-23).

По примеру отца И. А. отстроил царский дворец в Иерихоне и создал новую систему орошения долины Иерихона, к-рую засадил финиковыми пальмами. Он также основал деревню и назвал ее в свою честь Архелаида (Ios. Flav. Antiq. XVII 13. 1).

Лит.: Гольцман О. Падение Иудейского государства. СПб., 1899; Braund D. Herodian Dynasty // ABD. 1993. Vol. 3. P. 173-174; Krieger K.-S. Geschichtsschreibung als Apologetik bei Flavius Josephus. Tüb., 1994; Kokkinos N. The Herodian Dynasty: Origins, Role in Society and Eclipse. Sheffield, 1998; Henten J. W., van. The Two Dreams at the End of Book 17 of Josephus" Antiquities // Internationales Jesephus-Kolloquium, Dortmund 2002 / Ed. J. U. Kalms et al. Münster; Hamburg; L., 2003. P. 78-93.

Выделил меньшие области (тетрархии).

После смерти Ирода Архелай не принял царство сразу, а направился в Рим за утверждением своего права царствования у императора Августа . Но перед его отъездом в Иерусалимском храме произошли волнения со стороны противников Ирода. Это случилось во время празднования Пасхи , когда в Иерусалим стекалось огромное множество евреев с израильских земель. После нескольких неудачных попыток переговоров волнения переросли в бунт, и Архелай выслал для усмирения зачинщиков отряд войск, который толпа закидала камнями и совершенно разгромила. Наследник престола, опасаясь активных действий бунтарей, выслал для подавления волнений в храме всё своё войско, включая кавалерию . Бунт подавили силой, в результате чего погибло около 3 тысяч человек, остаткам же разрешили вернуться в родные края к своим делам.

После разгрома бунтарей кроме Архелая в Рим отправились его брат Ирод Антипа , а также посольство из множества противников Архелая, чтобы оспорить его право на наследование престола Ирода. Однако император, выслушав обе стороны, положился на выбор Ирода и отдал предпочтение Архелаю. Император Август подтвердил завещание Ирода во всём кроме царского титула: вместо царя Архелай стал этнархом - «правителем народа». Согласно завещанию Архелай стал правителем Самарии, Иудеи (включая Иерусалим) и Идумеи.

Архелай после прибытия из Рима в Иудею в качестве правителя женился на Глафире, вдове своего брата Александра. Из-за жестокого обращения с подданными Август в 6 г н. э. отправил Архелая в ссылку в Виенну - город в Нарбоннской Галлии недалеко от Лиона и конфисковал его имущество. Таким образом закончилось правление Архелая, а его владения были включены в состав римской провинции Сирия .

Упоминания в Библии

Напишите отзыв о статье "Ирод Архелай"

Примечания

Литература

  • Архелай // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . - СПб. , 1908-1913.

Ссылки

  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Ирод Архелай

– Ты можешь пойти туда? – очень удивилась девушка.
Я кивнула:
– И вы тоже.
– Простите, пожалуйста, Изольда, а почему ваш мир такой яркий? – не смогла удержать своего любопытства Стелла.
– О, просто там, где я жила, почти всегда было холодно и туманно... А там, где я родилась всегда светило солнышко, пахло цветами, и только зимой был снег. Но даже тогда было солнечно... Я так соскучилась по своей стране, что даже сейчас никак не могу насладиться вволю... Правда, имя моё холодное, но это потому, что маленькой я потерялась, и нашли меня на льду. Вот и назвали Изольдой...
– Ой, а ведь и правда – изо льда!.. Я никогда бы не додумалась!.. – ошарашено уставилась на неё я.
– Это ещё, что!.. А ведь у Тристана и вообще имени не было... Он так всю жизнь и прожил безымянным, – улыбнулась Изольда.
– А как же – «Тристан»?
– Ну, что ты, милая, это же просто «владеющий тремя станами», – засмеялась Изольда. – Вся его семья ведь погибла, когда он был ещё совсем маленький, вот и не нарекли имени, когда время пришло – некому было.
– А почему вы объясняете всё это как бы на моём языке? Это ведь по-русски!
– А мы и есть русские, вернее – были тогда... – поправилась девушка. – А теперь ведь, кто знает, кем будем...
– Как – русские?.. – растерялась я.
– Ну, может не совсем... Но в твоём понятии – это русские. Просто тогда нас было больше и всё было разнообразнее – и наша земля, и язык, и жизнь... Давно это было...
– А как же в книжке говорится, что вы были ирландцы и шотландцы?!.. Или это опять всё неправда?
– Ну, почему – неправда? Это ведь то же самое, просто мой отец прибыл из «тёплой» Руси, чтобы стать владетелем того «островного» стана, потому, что там войны никак не кончались, а он был прекрасным воином, вот они и попросили его. Но я всегда тосковала по «своей» Руси... Мне всегда на тех островах было холодно...
– А могу ли я вас спросить, как вы по-настоящему погибли? Если это вас не ранит, конечно. Во всех книжках про это по-разному написано, а мне бы очень хотелось знать, как по-настоящему было...
– Я его тело морю отдала, у них так принято было... А сама домой пошла... Только не дошла никогда... Сил не хватило. Так хотелось солнце наше увидеть, но не смогла... А может Тристан «не отпустил»...
– А как же в книгах говорят, что вы вместе умерли, или что вы убили себя?
– Не знаю, Светлая, не я эти книги писала... А люди всегда любили сказы друг другу сказывать, особенно красивые. Вот и приукрашивали, чтобы больше душу бередили... А я сама умерла через много лет, не прерывая жизни. Запрещено это было.
– Вам, наверное, очень грустно было так далеко от дома находиться?
– Да, как тебе сказать... Сперва, даже интересно было, пока мама была жива. А когда умерла она – весь мир для меня померк... Слишком мала я была тогда. А отца своего никогда не любила. Он войной лишь жил, даже я для него цену имела только ту, что на меня выменять можно было, замуж выдав... Он был воином до мозга костей. И умер таким. А я всегда домой вернуться мечтала. Даже сны видела... Но не удалось.

По завещанию Ирод назначил Архелая наследником своего царства, а другим своим сыновьям - Ироду Антипе и Ироду Филиппу II выделил меньшие области (тетрархии).

После смерти Ирода Архелай не принял царство сразу, а направился в Рим за утверждением своего права царствования у императора Августа.

Бунт

Перед его отъездом в произошли волнения со стороны противников Ирода. Это случилось во время празднования Пасхи, когда в Иерусалим стекалось огромное множество иудеев из разных мест.

После нескольких неудачных попыток переговоров волнения переросли в бунт, и Архелай выслал для усмирения зачинщиков отряд войск, который толпа закидала камнями и разгромила.

Наследник престола, опасаясь активных действий бунтарей, выслал для подавления волнений в храме всё своё войско, включая кавалерию.

Бунт подавили силой, в результате чего погибло около 3 тысяч человек, остаткам же разрешили вернуться в родные края к своим делам.

Этнарх вместо царя

После разгрома бунтарей кроме Архелая в Рим отправились его брат Ирод Антипа, а также посольство из множества противников Архелая, чтобы оспорить его право на наследование престола Ирода.

Published by Guillaume Rouille(1518?-1589) , Public Domain

Император, выслушав обе стороны, положился на выбор Ирода и отдал предпочтение Архелаю. Император Август подтвердил завещание Ирода во всём кроме царского титула: вместо царя Архелай стал этнархом - «правителем народа».

Согласно завещанию Архелай стал правителем Самарии, (включая Иерусалим) и Идумеи.

Дальнейшая судьба

Архелай после прибытия из Рима в Иудею в качестве правителя женился на Глафире, вдове своего брата Александра.

Из-за жестокого обращения с подданными Август в 6 г н. э. отправил Архелая в ссылку в Виенну - город в Нарбоннской Галлии недалеко от Лиона и конфисковал его имущество.

Таким образом закончилось правление Архелая, а его владения были включены в состав римской провинцией Сирия.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!