Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Естественные тела: примеры. Тела искусственные и естественные

Изучая в начальных классах природоведение, вы узнали, что природа состоит из множества тел, предметов. Они имеют разную форму, окраску, размеры, состояние. Они окружают нас везде и всюду: на улице, дома, в классе (рис. 25).


Рис. 25. Тела неживой и живой природы

Все тела состоят из веществ. Что понимается под словом «вещество»?

Вещество – это то, из чего состоит тело. Приведем пример. Допустим, утром, идя в школу и проходя около куста сирени, вы заметили на ее листьях капли росы. А под кустом лежал кем-то забытый мячик. Капли росы, мячик – это тела. Из чего же они состоят? Капли росы – из воды, мячик – из резины. Значит, вода и резина – это вещества.

Одно и то же вещество может находиться в различных состояниях. Например, токарь на заводе изготавливает детали из стали. Сталь – твердое вещество. При обработке деталей получается много металлической стружки. Ее собирают и в специальных печах нагревают до очень высокой температуры, при которой сталь плавится и становится жидкой, – получается жидкий металл. Его разливают в формы, где он остывает и вновь становится твердым.

Свойством вещества плавиться при нагревании пользуются при изготовлении различных изделий на основе отливки. Таким способом создают предметы из чугуна, стекла, стали, латуни, алюминия и некоторых других веществ.

Проделайте дома простой опыт.

Возьмите из холодильника несколько маленьких кусочков льда. Положите их на ладонь. Через несколько минут в ладони будет вода. Вылейте ее на поверхность стола. Пройдет немного времени, и она исчезнет, так как испарится (превратится в пар).


Следовательно, одно и то же вещество может находиться в трех состояниях: твердом (лед), жидком (вода) и газообразном (пар). Наблюдать водяной пар нельзя – он невидим.

При охлаждении газообразное вещество переходит вновь в жидкое и далее – в твердое состояние. Воздух – смесь газов. Но если воздух сильно охладить и при этом сжать, т. е. повысить давление, то он станет жидким. Еще понижая температуру и увеличивая давление, можно перевести воздух в твердое состояние.

1. Какие тела природы окружают вас дома, в классе, в лесу?

2. У вас в кошельке несколько монет и бумажная купюра. Как вы считаете, можно ли их назвать телами природы?

3. Приведите пример вещества, которое мы чаще всего встречаем в трех состояниях. Назовите эти состояния.

Немного истории. В истории каждого народа есть великие личности, внимание к которым не ослабевает в течение многих столетий. В русской истории – это прежде всего выдающийся ученый и писатель, инженер и художник, историк и педагог, общественный деятель и борец за национальное достоинство России Михаил Васильевич Ломоносов . Родился он 8 ноября 1711 г. в деревне Мишанинской, расположенной на острове в устье Северной Двины, против города Холмогоры. Михаил с детства познал тяжелый труд. Десятилетним мальчиком он уже сопровождал отца-помора в его далеких и часто опасных плаваниях. Рано научившись читать, он, возвращаясь из плавания, брался за книги. Но книг было мало, и вскоре Михаил знал их почти наизусть. В основном это были церковные книги, и в них он не находил ответов на все интересовавшие его вопросы. В 19 лет Ломоносов ушел с зимним обозом в Москву и здесь в январе 1731 г. поступил учиться в Заиконоспасскую славяно-греко-латинскую академию – первое высшее учебное заведение Московской Руси. Он проявил незаурядные способности к учебе, пройдя первые три класса за один год. Шли годы. Ломоносов учился в Москве, Петербурге. А затем, как один из лучших студентов, был направлен за границу (в Германию) для обучения горному делу и для прохождения общих наук. 8 июля 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. На родине Ломоносов основывает первую в России химическую лабораторию. В ней он проводит свои опыты, которые вывели русскую химию «на широкий путь экспериментальной науки».


М. В. Ломоносов (1711–1765)

Чтобы перечислить все творческие достижения М. В. Ломоносова, нам потребуется не одна страница. Вот тот далеко не полный перечень важнейших открытий, которые он сделал:

– развил учение о строении вещества;

– создал учение о теплоте как о молекулярном движении, которое явилось выдающимся достижением и которое на столетие опередило современную ему науку;

– создал новую науку – физическую химию;

– исследовал грозовые разряды.

И еще один штрих к характеристике вклада великого ученого в русскую науку и культуру. Такие слова, как «атмосфера», «насос», «физика», «барометр», «метеорология», «термометр», «манометр», «микроскоп» и некоторые другие, которыми мы сейчас часто пользуемся, были введены в русский язык М. В. Ломоносовым. Михаил Васильевич Ломоносов по праву считается великим сыном России!

<<< Назад
Вперед >>>

Окружающий мир – это разнообразие предметов и форм. Но все многообразие нашего мира можно условно разделить на три группы: тела, вещества и частицы. О том, как их отличить, и что характеризует каждое из этих понятий, речь пойдет на уроке окружающего мира в 3 классе.

Тела

С точки зрения науки, любой предмет – это тело. Все, что вас окружает, дома, в классе, на улице – это тела. Например, кружка, стол, телефон, камень, стул, мяч.

По происхождению тела могут быть:

  • естественными – созданными природой;
  • искусственными – созданными человеком;
  • живые ;
  • неживые .

Рис. 1. Многообразие тел

Тело характеризуется:

  • размером;
  • формой;
  • цветом
  • массой;
  • температурой.

Любое тело при делении превращается в новый предмет. Например, ручка – тело, но если ее разобрать, получится несколько деталей.

Вещества

Вещество – это то, из чего состоит тело. Предмет может состоять из нескольких веществ. Например, кувшин сделан из глины, шарф связан из шерсти, ложка – из металла.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 2. Вещества

Вещества бывают трех состояний:

  • твердые – те, которые можно пощупать;
  • жидкие – например, вода;
  • газообразные – воздух.

Одно из удивительных свойств некоторых тел – это возможность переходить из одного состояния в другое под воздействием некоторых факторов. Например, вода при температуре ниже нуля принимает твердую форму льда, а при 100 градусах по Цельсию начинает кипеть и превращается в газообразную форму – пар.

В отличие от тела, вещества при делении не изменяются. Если кусочек сахара разделить еще на несколько частей, то каждый из них все так же будет сахаром. Или разлить воду по чашкам, она так и останется водой, а не станет новым веществом.

Частицы

Вещества состоят из еще меньших единиц. Они настолько маленькие, что их невозможно увидеть без микроскопа. Их называют частицы.

Частицы сохраняют свойства вещества. В качестве опыта можно размешать кусочек сахара в воде. От этого жидкость станет сладкой, но вещества мы не увидим, поскольку частицы сахара смешались с частицами воды.

Между частицами есть свободное пространство. Состояние вещества будет завесить от того, как плотно находятся в нем элементы. В твердых веществах промежутков между частицами почти нет, в жидких – имеется некоторое расстояние между элементами, а в газообразных – частицы свободно перемещаются, поскольку между ними большое расстояние.

Рис. 3. Частицы в разных телах

Что мы узнали?

Тема “Тела, вещества, частицы” по окружающему миру – это очень интересный предмет для обсуждений. Можно делать множество опытов, чтобы изучить их свойства. Тела – это сложные предметы, состоящие из одного или нескольких веществ. В свою очередь, в любом материале есть совокупность наименьших неделимых элементов – частиц.

В нашем мире очень много всякой живности - ползающей, летающей, прыгающей, плавающей и т.д. За долгую историю развития нашей планеты эволюция вдоволь «поиграла» с некоторыми видами животных, разведя представителей одного и того же класса или отряда по разные стороны спектра размеров. Итак, карлики и гиганты в мире животных.

(Всего 19 фото)

Змеи вида Tetracheilostoma carlae - очень маленькие, взрослые особи могут достигать всего 10 см в длину. Зеленые анаконды чуть короче самых длинных змей (сетчатых питонов), но все равно достигают в среднем 4,5 м в длину и весят по 55 кг.

2. Обезьяны

Карликовые игрунки - самые маленькие в мире обезьянки, достигающие в длину всего 15 см. Весят они около 120 г. Мандрилы - крупнейший вид обезьян, самцы весят около 36 кг, но могут достигать и 54 кг.

Лошади породы фалабелла - самые маленькие, они весят всего 18 кг. Шайр - наоборот, порода крупнейших лошадей весом до 1090 кг.

Малый карликовый кашалот - самый миниатюрный кит, его длина составляет около 2,7 м, а вес - 250 кг. Синий кит считается не только самым большим китом, но и самым крупным животным в мире - около 30 метров в длину и почти 180 450 кг весом!

Самая маленькая птица в мире - колибри, она весит всего 2 грамма. А самой большой птицей (хоть и нелетающей) считается страус - 115 кг. С другой стороны, неудивительно, что страусы не умеют летать - при таком-то весе!

6. Рыбы (не считая акул)

Рыбка вида Paedocypris progenetica - самая маленькая на земле, ее длина составляет около 1 см. Луна-рыба, наоборот, по праву может называться самой большой - в среднем представители этого вида достигают веса в 995 кг и длины 4,2 метра от одного плавника до другого.

Акула вида Etmopterus perryi - самая маленькая на планете, ее длина составляет около 17 см. Самыми крупными акулами в океанах считаются китовые - в среднем 9,7 м в длину и весом 9000 кг (большие белые акулы достигают 4,5 м в длину и веса в 905 кг).

8. Дикие кошки

Самые маленькие - ржавые кошки: около 1,15 кг весом и 65 см в длину. Ну а самой большой дикой кошкой является, конечно же, тигр - около 380 кг весом и в длину 3,5 м.

9. Бабочки

Размах крыльев бабочки вида Brephidium exilis составляет всего 1,2 см, а птицекрылки королевы Александры - почти 25 см.

11. Кролики

Айдахские кролики - самые маленькие, в среднем около 450 г. Континентальные гигантские кролики достигают в среднем 6-9 кг, но самый большой в истории был чуть меньше 22 кг и более 1,2 м в длину.

Patu marplesi - крошечный паучок в полмиллиметра, которого практически невозможно увидеть. А Heteropoda maxima - это вид пауков, который вы вряд ли когда-нибудь захотите увидеть воочию - размах их лап достигает 30 см.

13. Осьминоги

Осьминог вида Octopus wolfi достигает около 1,2 см в длину и весит 1 грамм. А гигантский осьминог весит 54 кг и достигает 6 м поперек тела, хотя самый крупный представитель данного вида в истории весил 136 кг и достигал 9 м поперек туловища.

Фото: thewildlifediaries.com / Юрий Гуревич, GurFoto

14. Летучие мыши
Свиноносые летучие мыши - самые маленькие в своем роде, а возможно, и из всех млекопитающих. Размах их крыльев - всего 12 см, а весят они около 20 г. Гигантские летучие лисицы, наоборот, самые большие летучие мыши. Они могут весить всего 1,1 кг, но иметь размах крыльев до 1,5 м.

15. Моллюски

Пять видов моллюсков рода Waldo, наверное, самые маленькие в мире, их длина составляет менее 5 мм. Гигантская тридакна не зря называется гигантской - ее длина 1,2 м, а вес - 205 кг.

16. Дельфины

Дельфины Мауи - самые маленькие из всех, около 1,6 м в длину и чуть больше 45 кг весом. Косатки - самый крупный вид дельфиновых: средняя длина - 7,5 м, а вес - около 5900 кг.

17. Черепахи

Пятнистые черепахи - самые маленькие, около 9 см в длину и весом всего 110 г. Кожистые черепахи - самые крупные, их длина составляет 2,13 метра, а вес - 450 кг, однако самый крупный представитель этого вида в истории весил 907 кг при той же длине тела.

Фенеки - самые маленькие представители лис весом всего 1,13 кг и высотой в 20 см. Обыкновенные лисицы - самые крупные, они достигают веса 13 кг и высоты 50 см.

19. Лягушки

При длине всего 0,76 см лягушки вида Paedophryne amauensis - самые маленькие (причем не только лягушки, но и позвоночные). Лягушка-голиаф - самая большая в мире, она вырастает до 30 см и весит около 3,18 кг.

Цели урока: познакомить детей с понятиями тело, вещество и частица;

научить моделировать молекулы с помощью лаборатории Cornelsen;

познакомить со строением веществ в разных агрегатных состояниях;

проверить знания учащихся по пройденной теме;

развивать память, мышление.

Оборудование:

1. Мультимедийный аппарат (схемы, примеры в виде картинок, таблицы, Приложение1)
2. Для опыта: стакан; чайная ложка; кусочек сахара; вода.
3. Переносная лаборатория "Cornelsen"
4.Карточки-схемы веществ.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного (тест).

Начнем с повторения пройденного материала

Выбери правильный ответ (на экране):

1. Что такое природа?

к) все, что сделано руками человека;
п ) все, что нас окружает и существует независимо от человека;
м) все, что нас окружает.

2. Какая бывает природа?

р) природа бывает живая и неживая;
с) природа бывает только живая.

3. Что относится к неживой природе?

а) снегирь;
е) стол;
и ) снег.

4. Какое царство не относится к живой природе?

б) царство бактерий;
в) царство растений;
р ) царство льда;
д) царство грибов.

5. Какая цепь питания правильная?

а) капуста жаба слизень;
о) капуста слизень жаба.

6. Что объединяет этих животных: дронт, странствующий голубь, морская корова?

а) спасены человеком;
д ) уничтожены человеком;
в) стали редкими.

Что изучает наука экология?

а) связи между живыми существами и окружающей средой;
б) неживую природу.
(На слайде исчезают неправильные ответы. Дети читают слово "природа".)

III. Сообщение темы и целей урока

Ребята, вы ответили на все вопросы. Посмотрите на буквы, которые остались на слайде, что заметили? (Высказывания детей.)

Получилось слово “ПРИРОДА”. Сегодня на уроке мы приступим к изучению нового раздела “Эта удивительная природа ”. Этот раздел поможет нам узнать еще больше о природе.

Тема нашего нового урока “Тела, вещества, частицы ”. Сегодня вы познакомитесь с понятием "тело" и узнаете, из чего оно состоит.

IV. Беседа по теме "Тела".

Когда вы читаете или слышите слово “тело”, что вы представляете?

- Телами называют все предметы, окружающие нас . Среди бесчисленных и разнообразных тел есть тела природы или естественные тела (учитель показывает слайд "тела ")

А еще есть тела, сделанные человеком. Их называют искусственные тела

Назовите тела, которые относятся к первой группе. (Дерево, трава, камень, облако, бабочка и др.)

Назовите тела, которые относятся ко второй группе. (Карандаш, книга, ручка, стол, плащ и др.)

Как вы считаете, являются ли Солнце, звезды, Луна телами? (Это тела неживой природы)

Верно, это тела естественные, а еще их называют небесными или космическими телами.

V. Физкультминутка. (Игра "Карлики, великаны")

VI. Понятие "ВЕЩЕСТВА" (Лекция учителя).

Все тела состоят из веществ. (На слайде таблица)

Эти тела образованы одним веществом, но есть тела, которые образованы несколькими веществами.

Очень сложный состав имеют живые существа. Например, в растениях есть вода, сахар, крахмал и другие вещества.

Веществами называют то, из чего состоят тела.

Вещества бывают твердые, жидкие, газообразные (газ).

(Учитель показывает слайд со схемой: “твердые”, “жидкие”, “газообразные”.

VII. Частицы (Опыт)

Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. Как же можно убедиться, что эти частицы существуют? Давайте проведем опыт. Для опыта берется тело, образованное одним веществом - кусочек сахара. Сахар опускается в стакан с водой, и перемешивается ложкой. Сначала сахар хорошо виден, но постепенно становится невидимым.

Попробуйте воду на вкус. Она сладкая. Значит, сахар не исчез, он остался в стакане.

Почему же мы не видим сахар?

Потому, что кусочек сахара распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял (растворился). И эти частицы перемешались с частицами воды. Этот опыт показывает, что вещества, а значит и тела, состоят из частиц.

Скажите, раствор сахара в воде - это вещество или смесь веществ? (Смесь двух веществ.)

Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размеру и форме отличаются от частиц других веществ. Ученые установили, что между частицами есть промежутки. В твердых телах эти промежутки маленькие. В жидкостях промежутки больше. А в газах-еще больше. (Учитель показывает слайд).

В любом теле все частицы находятся в постоянном движении.

VIII.Сообщение о М. В. Ломоносове. (Учитель показывает слайд с портретом.)

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765)

М.В.Ломоносов - первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, один из основоположников физики, химии, историк, поэт и художник. С 1731 года, в течение 10 лет, учился в Славяно-греко-латинской Академии в Москве, в университете Санкт-Петербурга, в Германии.

В 1742 году М.В.Ломоносову было присвоено первое научное звание - адъюнкт, в 1745 году он стал первым русским профессором (академиком) Петербургской Академии наук.

В 1748 году он основал первую русскую химическую лабораторию. В 1755 году по инициативе Ломоносова открыт Московский университет.

Ломоносов в совершенстве знал 11 языков.

Выступление ученика:

Ещё в глубокой древности учёные высказывали мысль о том, что тела состоят из не видимых глазом частиц. Этим они объясняли многие природные явления. Почему, например, высыхает намокшая одежда? Потому что с неё улетают частички воды, недоступные для нашего глаза.

Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) в своих трудах доказывал, что невидимые частицы бывают сложными и простыми.

Сложные частицы состоят из простых. Одни и те же простые частицы, по-разному соединяясь, могут образовывать самые разные сложные частицы. Этим М.В. Ломоносов объяснял разнообразие веществ в природе.

Позже учёные убедились в том, что это действительно так. Сложные частицы назвали молекулами, а простые - атомами.

IX. Работа с лабораторией "

Cornelsen".

Тема: "Моделирование молекул".

Ребята,у вас на партах стоят наборы из переносной лаборатории " Cornelsen" для моделирования молекул и лежат опорные схемы. Сейчас мы с вами соберем модели нескольких веществ.

На слайде таблица:

водород-белый шарик

кислород-красный шарик

углерод-черный шарик

азот-синий шарик

(Учитель показывает образец сбора молекулы кислорода)

Посмотрите внимательно, как я буду моделировать молекулу кислорода. На опорной схеме нахожу обозначения: два красных шарика и два соединительных элемента. Соединяю по схеме. Получила модель молекулы кислорода.

А теперь попробуйте самостоятельно собрать модели.

Дети выполняют задание по рядам: 1 ряд-газообразные вещества, 2ряд-жидкости, 3 ряд-твердые вещества.

К доске вызываются три ученика с моделями (с каждого ряда).

Чем отличаются эти модели?

На моделях молекул мы видим разницу в строении веществ в различных агрегатных состояниях.

У жидкости плотность частиц больше чем у газов, а в твердых веществах больше чем в жидкостях.

X. Закрепление изученного материала.

Закрепление материала можно провести по учебнику (стр. 37). Проверь с помощью учебника, верны ли приведенные ниже утверждения:

Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом.

Вещества - это то, из чего состоят тела.

Вещества состоят из мельчайших частиц, невидимых глазом.

XI. Итог урока.

Сегодня мы познакомились с новыми понятиями: тела, вещества, частицы.

На какие две группы делятся тела?

На какие группы делятся вещества?

Из чего состоит вещество?

(Учитель оценивает ответы детей).

XII. Домашнее задание

  1. Прочитать текст в учебнике “Тела, вещества, частицы” (стр. 34-36);
  2. Рабочая тетрадь, задания 1-4 (стр. 14-15).
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!